Юридические лица и публичные образования как участники гражданских правоотношений. Гражданское право. Юридические лица Что относится к юридическим лицам

Понятие и виды юридических лиц по различным критериям классификации будут рассмотрены в настоящей статье исходя из положений действующего законодательства и особенностей правоприменения.

Понятие юридических лиц

  • физических лиц;
  • юрлиц;
  • РФ, ее регионы и муниципальные образования, участвующие в имущественных и иных гражданских правоотношениях.

Им посвящены гл. 3, 4 и 5 подраздела 2 ГК РФ соответственно. В настоящей статье будут подробно рассмотрены вопросы понятия и видов юридических лиц.

Положения ГК РФ о юрлицах открываются ст. 48, посвященной понятию данного вида лиц. Согласно п. 1 указанной статьи юрлица — это организации, которые:

  • обладают обособленным имуществом;
  • вступают в обязательственные отношения, отвечая по ним своим имуществом;
  • могут приобретать права и обязанности;
  • могут быть стороной судебного процесса.

В судебной практике имущественная обособленность, самостоятельность юрлиц и широкие возможности усмотрения участников при принятии управленческих решений называются сущностными элементами конструкции юрлица (п. 1 постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц…» от 21.12.2017 № 53).

Подробнее о регистрации юрлиц читайте в наших статьях по ссылкам:

  • «Место государственной регистрации юридического лица - что это?» ;
  • «Какие документы нужны для регистрации юридического лица?» .

Организационно-правовые формы юридических лиц

В соответствии с п. 2 ст. 48 ГК РФ юрлицо подлежит госрегистрации. При этом для регистрации должен быть выбран определенный вид организационно-правовой формы юридического лица. Согласно пп. 1, 5 ст. 3 закона «О внесении изменений в гл. 4 ч. 1 ГК РФ…» от 05.05.2014 № 99-ФЗ с 01.09.2014 юрлица создаются только в формах, предусмотренных гл. 4 ГК РФ.

Согласно ст. 50 ГК РФ к формам, в частности, относятся:

Указанной статьей ГК РФ формы привязаны к классификации юрлиц в зависимости от того, ставят ли они своей целью извлечение прибыли. Подробнее указанная классификация будет раскрыта в следующем разделе настоящей статьи.

Перечень форм также приведен в ОК 028-2012 «Общероссийский классификатор организационно-правовых форм», утв. приказом Росстандарта от 16.10.2012 № 505-ст. Данный классификатор с учетом вносимых в него изменений используется при ведении ЕГРЮЛ (письмо ФНС РФ «Об использовании при ведении ЕГРЮЛ ОКОПФ…» от 28.05.2015 № 14-4/-07/0465@).

ВАЖНО! Смена юрлицом его формы не влечет необходимости перерегистрации прав на недвижимое имущество (определение ВС РФ от 23.03.2017 № 309-КГ17-1621 по делу № А60-16311/2016).

Коммерческие и некоммерческие юридические лица в 2018 - 2019 году

Одной из наиболее значимых классификаций юрлиц является их подразделение на коммерческие и некоммерческие. Виды юридических лиц — 2018 - 2019 определяются исходя из того, ставят они своей целью извлечение прибыли или нет, а также с учетом форм юрлиц систематизированы следующим образом (ст. 50 ГК РФ):

  1. К коммерческим юрлицам отнесены:
    • товарищества;
    • общества;
    • крестьянские (фермерские) хозяйства;
    • хозпартнерства;
    • производственные кооперативы;
    • государственные и муниципальные унитарные предприятия.
  2. Некоммерческими юрлицами являются:
    • потребительские кооперативы;
    • общественные организации;
    • другие некоммерческие юрлица (п. 3 ст. 50 ГК РФ).

ВАЖНО! С 01.01.2019 среди форм некоммерческих юрлиц произойдут изменения: садоводческие, огороднические и дачные потребкооперативы будут заменены на садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества, то есть данные виды будут перемещены из раздела «потребительские кооперативы» в «товарищества собственников недвижимости» (закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд…» от 29.07.2017 № 217-ФЗ).

Статус некоммерческого юрлица не означает, что данное лицо не может заниматься деятельностью, приносящей доход, но такая деятельность не является для него основной и подчиняется следующим ограничениям:

  • должна быть указана в уставе юрлица;
  • должна быть направлена на достижение основной цели организации и не вступать в противоречие с этой целью (п. 4 ст. 50 ГК РФ).

Юридические лица и их классификация по правам на имущество

Виды юридических лиц и их классификация также могут быть представлены по такому критерию, как права юрлиц на их имущество. Большинство юрлиц относятся к тем, которые могут владеть своим имуществом на праве собственности.

Однако также существуют юрлица, которые владеют имуществом на основе других вещных прав:

Право хозведения закрепляется за государственными и муниципальными унитарными предприятиями. Они владеют, пользуются и распоряжаются переданным им имуществом, при этом в отношении распоряжения установлены ограничения, например необходимость получения согласия собственника на продажу недвижимости. Собственник же принимает решение о создании таких предприятий, назначении их руководства и получает часть прибыли (ст. 294, 295 ГК РФ).

Право оперативного управления характерно для учреждений, а также казенных предприятий. Такие юрлица владеют и пользуются имуществом, но распоряжаются им только с согласия собственника, при этом за собственником сохраняется возможность изъять имущество или его часть (ст. 296 ГК РФ).

Еще одна классификация — закрепленные в п. 3 ст. 48 ГК РФ виды юрлиц в зависимости от того, каковы права учредителей по отношению к образуемому лицу:

  • вещные права (унитарные предприятия, а также учреждения);
  • корпоративные права (корпоративные юрлица).

Корпорации и унитарные юридические лица

Ст. 65.1 ГК РФ подразделяет юрлица:

  • на корпорации, где учредители приобретают права участия (членства);
  • унитарные юрлица, где учредители таких прав не приобретают.

К корпорациям относятся, в частности:

  • общества и товарищества;
  • движения;
  • нотариальные палаты.

Унитарными являются, например:

  • предприятия;
  • фонды;
  • госкорпорации.

ВАЖНО! Вид юрлица является определяющим для решения вопроса о подведомственности корпоративных споров. Так, споры о создании и функционировании предприятий, госкорпораций, коммерческих корпораций, а также некоммерческих юрлиц, объединяющих коммерческих, некоммерческих юрлиц, являющихся саморегулируемыми организациями, рассматриваются в арбитраже, остальные — в судах общей юрисдикции (п. 30 постановления Пленума ВС РФ «О применении судами некоторых положений раздела 1 ч. 1 ГК РФ» от 23.06.2015 № 25).

Итак, юрлица — это субъекты оборота, которые характеризуются обособленностью имущества, самостоятельностью в приобретении прав и обязанностей, могут являться стороной в процессе. Существуют различные классификации юрлиц. В частности, выделяются такие виды, как коммерческие и некоммерческие, корпоративные и унитарные, юрлица, где учредители обладают вещными или корпоративными правами, юрлица, в которых имущество принадлежит им на праве собственности или на иных вещных правах. Особо выделяются организационно-правовые формы, в одной из которых юрлицо и должно быть зарегистрировано в ЕГРЮЛ.

Понятие и признаки юридического лица. Правоспособность юридических лиц. Виды юридических лиц и их классификация.

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124).

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.

Юридическому лицу присущи следующие признаки:

Признак организационного единства означает наличие определенной внутренней структуры организации: во-первых, наличие системы органов управления; во-вторых, в ряде случаев - структурных подразделений.

1.Признак имущественной обособленности юридического лица означает наличие у него имущества на праве собственности либо на ограниченных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

2.Признак самостоятельной имущественной ответственности заключается в том, что юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, на которое может быть наложено взыскание (п. 1 ст. 56 ГК РФ).

Поскольку юридическое лицо является самостоятельным, имущественно обособленным субъектом права, то, с одной стороны, учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, с другой стороны, юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ либо учредительными документами юридического лица. Эти исключения сводятся к установлению субсидиарной (дополнительной) ответственности учредителей или собственника по долгам юридического лица.

3.Завершающий признак юридического лица - это выступление в гражданском обороте и в суде от своего имени. Юридическое лицо индивидуализируется посредством наименования и места нахождения (ст. 54 ГК РФ).

Правоспособность юридического лица.

Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть оспорено юридическим лицом в суде.

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.

Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

1.Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

2.Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

3.Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

4.Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.

Перечень некоммерческих организаций указан в ГК не исчерпывающим образом (открытый перечень), что предполагает возможность установления иных организационно-правовых форм некоммерческих организаций в других федеральных законах.

В настоящее время федеральными законами дополнительно предусмотрены, в частности, следующие формы некоммерческих организаций:

Государственная корпорация;

Некоммерческое партнерство;

Автономная некоммерческая организация (Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях");

Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество (Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан");

Товарищество собственников жилья (Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ);

Объединение работодателей (Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2000 N 197-ФЗ);

Нотариальная палата (Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1);

Торгово-промышленная палата (Федеральный закон от 07.07.1993 N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации").

Необходимо обратить внимание, что законодатель не исключает возможности осуществления некоммерческими организациями предпринимательской деятельности, однако предполагает для ее осуществления ряд условий:

Она не должна осуществляться в качестве основной деятельности;

Она должна служить достижению целей, ради которых создана организация, и соответствовать им.

Общественные объединения, Ассоциации и Союзы.

Перечень коммерческих организаций: ООО; ЗАО; Производственные кооперативы; ОАО

Создание юридических лиц. Порядок государственной регистрации юридических лиц.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

юридических лиц

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.

Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде.

Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

юридических лиц.

Реорганизация юридического лица

Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Правопреемство при реорганизации юридических лиц

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Ликвидация юридического лица

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

1.По решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

2.По решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, ликвидируется также следствие признания его несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть ликвидирована вследствие признания ее несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.

Правовое положение хозяйственных товариществ.

Хозяйственные товарищества и общества

Основные положения о хозяйственных товариществах и обществах

1. Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником.

2. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества).

3. Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью.

4. Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица.

Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом.

Учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено законом.

Законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в хозяйственных товариществах и обществах, за исключением открытых акционерных обществ.

5. Хозяйственные товарищества и общества могут быть учредителями (участниками) других хозяйственных товариществ и обществ, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими законами.

6. Вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями (участниками) общества и в случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке.

7. Хозяйственные товарищества, а также общества с ограниченной и дополнительной ответственностью не вправе выпускать акции.

Основные положения о полном товариществе.

1. Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.

2. Лицо может быть участником только одного полного товарищества.

3. Фирменное наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников и слова "полное товарищество", либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов "и компания" и слова "полное товарищество".

Правовое положение акционерного общества.

Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.

Фирменное наименование акционерного общества должно содержать его наименование и указание на то, что общество является акционерным.

Правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом об акционерных обществах.

Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий.

Особенности правового положения кредитных организаций, созданных в форме акционерных обществ, права и обязанности их акционеров определяются также законами, регулирующими деятельность кредитных организаций.

Открытые и закрытые акционерные общества

Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами.

Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества.

Число участников закрытого акционерного общества не должно превышать числа, установленного законом об акционерных обществах, в противном случае оно подлежит преобразованию в открытое акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока - ликвидации в судебном порядке, если их число не уменьшится до установленного законом предела.

В случаях, предусмотренных законом об акционерных обществах, закрытое акционерное общество может быть обязано публиковать для всеобщего сведения документы, указанные в пункте 1 настоящей статьи.

Основные положения об обществах с ограниченной ответственностью

Обществом с ограниченной ответственностью (далее - общество) признается созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества.

Участники общества, не полностью оплатившие доли, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах стоимости неоплаченной части принадлежащих им долей в уставном капитале общества.

Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Общество может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенно ограниченным уставом общества.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности предусмотрено требование осуществлять такую деятельность как исключительную, общество в течение срока действия специального разрешения (лицензии) вправе осуществлять только виды деятельности, предусмотренные специальным разрешением (лицензией), и сопутствующие виды деятельности.

Общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

Общество создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.

Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения общества. Печать общества может содержать также фирменное наименование общества на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Общество вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Общество не отвечает по обязательствам своих участников.

В случае несостоятельности (банкротства) общества по вине его участников или по вине других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на указанных участников или других лиц в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не несут ответственности по обязательствам общества, равно как и общество не несет ответственности по обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Общество вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

Полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью". Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью" или аббревиатуру ООО.

Фирменное наименование общества на русском языке и на языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму общества.

Иные требования к фирменному наименованию общества устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации.

Общество может быть учреждено одним лицом, которое становится его единственным участником. Общество может впоследствии стать обществом с одним участником.

Общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Число участников общества не должно быть более пятидесяти.

В случае, если число участников общества превысит установленный настоящим пунктом предел, общество в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив. Если в течение указанного срока общество не будет преобразовано и число участников общества не уменьшится до установленного настоящим пунктом предела, оно подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов или органов местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом.

Участники общества вправе:

1.Участвовать в управлении делами общества в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и уставом общества;

2.Получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном его уставом порядке;

3.Принимать участие в распределении прибыли;

4.Продать или осуществить отчуждение иным образом своей доли или части доли в уставном капитале общества одному или нескольким участникам данного общества либо другому лицу в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и уставом общества;

5.Выйти из общества путем отчуждения своей доли обществу, если такая возможность предусмотрена уставом общества, или потребовать приобретения обществом доли в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

6.Получить в случае ликвидации общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.

Участники общества имеют также другие права, предусмотренные Федеральным законом.

Помимо прав, предусмотренных Федеральным законом, устав общества может предусматривать иные права (дополнительные права) участника (участников) общества. Указанные права могут быть предусмотрены уставом общества при его учреждении или предоставлены участнику (участникам) общества по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно.

Дополнительные права, предоставленные определенному участнику общества, в случае отчуждения его доли или части доли к приобретателю доли или части доли не переходят.

Учреждение общества осуществляется по решению его учредителей или учредителя. Решение об учреждении общества принимается собранием учредителей общества. В случае учреждения общества одним лицом решение о его учреждении принимается этим лицом единолично.

В решении об учреждении общества должны быть отражены результаты голосования учредителей общества и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества, избрания или назначения органов управления общества, а также образования ревизионной комиссии или избрания ревизора общества, если такие органы предусмотрены уставом общества или являются обязательными в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При учреждении общества учредители или учредитель могут утвердить аудитора общества, а в случаях, если в отношении общества законодательством предусмотрено проведение обязательного аудита, учредители или учредитель должны принять такое решение.

В случае учреждения общества одним лицом решение об учреждении общества должно определять размер уставного капитала общества, порядок и сроки его оплаты, а также размер и номинальную стоимость доли учредителя.

Решения об учреждении общества, утверждении его устава, утверждении денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных имеющих денежную оценку прав, вносимых учредителями общества для оплаты долей в уставном капитале общества, принимаются учредителями общества единогласно.

Избрание органов управления общества, образование ревизионной комиссии или избрание ревизора общества и утверждение аудитора общества осуществляются большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа голосов учредителей общества.

Если к моменту избрания органов управления общества, образования ревизионной комиссии или избрания ревизора общества и утверждения аудитора общества размер долей каждого из учредителей общества не определен, каждый учредитель общества при голосовании имеет один голос.

Учредители общества заключают в письменной форме договор об учреждении общества, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, размер и номинальную стоимость доли каждого из учредителей общества, а также размер, порядок и сроки оплаты таких долей в уставном капитале общества.

Договор об учреждении общества не является учредительным документом общества.

Учредители общества несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с учреждением общества и возникшим до его государственной регистрации. Общество несет ответственность по обязательствам учредителей общества, связанным с его учреждением, только в случае последующего одобрения их действий общим собранием участников общества. При этом размер ответственности общества в любом случае не может превышать одну пятую оплаченного уставного капитала общества.

Особенности учреждения общества с участием иностранных инвесторов определяются федеральным законом.

Сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества вносятся в единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. При этом сведения о номинальной стоимости долей участников общества при его учреждении определяются исходя из положений договора об учреждении общества или решения единственного учредителя общества, в том числе в случае, если эти доли не оплачены в полном объеме и подлежат оплате в порядке и в сроки, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

Основные положения об обществах с дополнительной ответственностью

1.Обществом с дополнительной ответственностью признается общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их долей, определенном уставом общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества.

2.Фирменное наименование общества с дополнительной ответственностью должно содержать наименование общества и слова "с дополнительной ответственностью".

3.К обществу с дополнительной ответственностью применяются правила настоящего Кодекса об обществе с ограниченной ответственностью и закона об обществах с ограниченной ответственностью постольку, поскольку иное не предусмотрено настоящей статьей.

4.При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества;

Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Органы местного самоуправления и органы государственной власти - это структурно выделенные органы в системе управления; формы осуществления власти народа. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 12) органы местного самоуправления не входят с систему органов государственной власти, что означает их структурно-организационное обособление, но не функциональное. Органы местного самоуправления самостоятельны лишь в пределах полномочий, они находятся в системе государственно-властных отношений, действуют в русле единой государственной политики, могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Как и всякая публичная власть, органы местного самоуправления имеют общую экономическую и организационно-правовую основу с органами государственной власти: у них общий источник власти - народ, те же принципы избирательной системы, те же механизмы принятия решений, та же обязательность их исполнения, а также сходные формы и методы деятельности. Но вместе с тем деятельность органов местного самоуправления приобретает новые черты, связанные с возможностью самоорганизации и самодеятельности граждан. Органы местного самоуправления более приближены к населению, что определяет социальную направленность их деятельности.

В интересах развития демократии необходимо взаимодействие органов государственной власти с органами местного самоуправления по таким направлениям, как экономика, безопасность, права человека. Баланс взаимодействия предполагает использование техники централизации, доминирования,самоорганизации и регулирования самоуправления.

Несмотря на то что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, они осуществляют публичную власть со всеми присущими ей признаками и особенностями.

Муниципальная власть - это власть особого рода, которая от государственной власти отличается следующими признаками:

А) территориальная ограниченность деятельности органов местного самоуправления;

Б) более широкий спектр форм непосредственного участия населения в управлении территорией муниципального образования;

В) система принуждения в местном самоуправлении;

Г) законодательное ограничение прав местной власти со стороны государства;

Д) подконтрольность государству реализации отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления;

Е) преобладание в сфере полномочий местного самоуправления хозяйственной составляющей, а не властной.

Системы органов государственной власти и органов местного самоуправления функционируют на основе определенных принципов. Представляется возможным выделить две группы принципов:

1) общие, характерные и для государственного управления, и для местного самоуправления;

2) специальные, свойственные для каждой из этих систем в отдельности.

В качестве общих принципов выделяют следующие начала:

А) принцип народовластия (три способа осуществления власти народом, выборность органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления);

Б) принцип гласности (вступление в силу нормативных правовых актов только после опубликования (обнародования), обязательный учет общественного мнения при принятии решений, затрагивающих интересы населения);

В) принцип законности (детальная правовая регламентация общественных отношений);

Г) принцип публичности (открытый характер деятельности органов государственной власти и местного самоуправления) и другие.

К специальным принципам государственного управления относят: принцип разделения властей, принцип единства, иерархичности и соподчиненности органов государственного управления, принцип строгой регламентации и обусловленности государственного управления правовыми нормами и т.п.

Чтобы понять, как региональная власть может воздействовать на органы местного самоуправления, необходимо определить специальные принципы организации муниципальной власти:

1) принцип "подзаконности", т.е. функционирования местного самоуправления в рамках, заданных законом;

2) принцип самостоятельности (организационная независимость, самостоятельность в определении структуры собственных органов, в решении вопросов местного значения, в распоряжении муниципальными материально-финансовыми средствами);

3) принцип выделенной компетенции - наличия у органов местного самоуправления собственных полномочий, в пределах которых они самостоятельны;

4) принцип выборности (требование обязательности наличия выборных органов в системе местного самоуправления);

5) принцип ресурсной обеспеченности, т.е. наличия собственных ресурсов, достаточных для осуществления органами местного самоуправления своих полномочий;

6) принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством и юридическими лицами;

7) принцип государственной поддержки местного самоуправления.

Региональное управление и местное самоуправление тесно взаимосвязаны между собой, обусловливают друг друга и представляют собой два вида властной организации общества. У них имеется ряд общих черт, например:

А) и местная, и региональная власть организованы по территориальному признаку. Правомочия обеих властей распространяются на все субъекты, функционирующие на соответствующей территории;

Б) и местная, и региональная власть реализуют свое социальное назначение посредством специальных постоянно действующих органов, наделенных правом осуществлять властные полномочия;

В) органы и местной, и региональной власти способны принимать в пределах своей компетенции нормативно-правовые акты, обязательные для всех субъектов;

Г) и местная, и региональная власть вправе устанавливать налоги и сборы, закрепленные за ними Налоговым кодексом РФ;

Д) органы и местной, и региональной власти наделены правом применять меры принуждения на территории своей юрисдикции.

Е) органы государственной власти обязаны гарантировать органам местного самоуправления минимальную материально-финансовую базу;

Ж)органы государственной власти вправе осуществлять контроль за исполнением органами местного самоуправления отдельных переданных государственных полномочий;

З)органы государственной власти субъекта РФ вправе временно осуществлять полномочия органов местного самоуправления в трех случаях: когда органы местного самоуправления ликвидированы в условиях чрезвычайной ситуации, когда проведено "банкротство муниципального образования" (в случае, если долги муниципального образования на 30% превысили собственные доходы), при нецелом использовании субвенций.

Взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти строятся на следующих принципах: с одной стороны, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и самостоятельны в пределах своей компетенции. С другой сто

Основным инструментом взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления является закон. Для государственной власти закон гарантирует то, что местное самоуправление будет функционировать в определенных законом пределах. Для местного самоуправления - это гарантия от волюнтаристского вмешательства государственных чиновников в деятельность муниципальных органов власти. Закон обеспечивает достаточную стабильность отношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Государственная поддержка местного самоуправления - это система мер, обеспечивающих укрепление и стимулирование развития местного самоуправления федеральными и региональными органами государственной власти.

Государственная поддержка местного самоуправления, как правило, осуществляется в следующих формах:

А) издание правовых актов по вопросам организации и деятельности местного самоуправления;

Б) контроль за соблюдением конституционных основ местного самоуправления;

В) информационное обеспечение органов местного самоуправления (в том числе ознакомление с проектами нормативно-правовых актов органов государственной власти, затрагивающих интересы местного сообщества);

Г) оказание методической поддержки;

Д) рассмотрение обращений органов и должностных лиц местного самоуправления в органы и к должностным лицам государственной власти, принятие мер по их удовлетворению;

Е) участие в формировании органов местного самоуправления в случаях, установленных законом (например, в муниципальных районах и городских округах представители органов государственной власти субъекта РФ входят в состав конкурсной комиссии на замещение должности главы местной администрации, назначаемой по контракту);

Ж) принятие и реализация целевых программ государственной поддержки местного самоуправления;

З) подготовка кадров муниципальных служащих;

И) оказание материальной и финансовой помощи органам местного самоуправления;

К) предоставление в пользование государственного и муниципального имущества на безвозмездной основе;

Л) временное осуществление полномочий местного самоуправления органами государственной власти и другие меры.

Органы местного самоуправления при разработке муниципальных планов и программ должны учитывать соответствующие государственные планы и программы. Соответственно, государственные органы при разработке государственных планов и программ должны учитывать мнение органов местного самоуправления.

Отношения, связанные с государственной регистрацией актов гражданского состояния, воинским учетом, совершением нотариальных действий и т.п., крайне затруднительно регулировать органам государственной власти субъектов, не говоря уже о федеральных структурах. В принципе существуют два пути решения этой проблемы. Первый путь - это создание на территории местного самоуправления особых государственных структур, которые будут исполнять государственные полномочия. Второй путь - наделение государственными полномочиями органов местного самоуправления на основе договоров или законодательных актов.

Под передачей полномочий понимается способ регулирования полномочий органа местного самоуправления, при ко

органа государственной власти исключается из его компетенции и включается в компетенцию органов местного самоуправления. При этом срок такой передачи, как правило, не оговаривается. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, как правило, происходит в форме передачи полномочий.

Делегирование полномочий - это предоставление органам государственной власти принадлежащего ему права решения какого-либо вопроса органам местного самоуправления на один раз, на определенный срок или бессрочно. Исходя из этого, следует обратить внимание на различия в содержании понятия "передача полномочий", которая происходит на постоянной и безусловной основе, расширяя перечень вопросов ведения муниципального образования, и "делегирования полномочий", которое осуществляется на временной основе с соблюдением определенных требований, расширяя компетенцию отдельных муниципальных органов.

Статья 132 Конституции РФ

2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по согласованию между ними могут осуществлять взаимодействие в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Правовое положение благотворительных и иных общественных фондов.

Коммерческие и некоммерческие организации

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом (в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ).

К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Благотворительная организация

1.Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.

2.При превышении доходов благотворительной организации над ее расходами сумма превышения не подлежит распределению между ее учредителями (членами), а направляется на реализацию целей, ради которых эта благотворительная организация создана.

Формы благотворительных организаций

Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций.

Благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, если ее учредителем является благотворительная организация.

Фонды

1.Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

2.Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

3.Порядок управления фондом и порядок формирования его органов определяются его уставом, утверждаемым учредителями.

4.Устав фонда помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 52 настоящего Кодекса, должен содержать: наименование фонда, включающее слово "фонд", сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Участники (члены) общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов.

Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Фонд может быть ликвидирован:

1) если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

2) если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

3) в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом;

4) в других случаях, предусмотренных законом.

3. В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда.

Общественные и религиозные объединения.

Общественные и религиозные организации (объединения)

1.Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Общественные и религиозные организации являются некоммерческими организациями. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

2.Участники (члены) общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов.

3.Особенности правового положения общественных и религиозных организаций как участников отношений, регулируемых настоящим Кодексом, определяются законом.

Правовое положение производственных и потребительских кооперативов.

К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы.

Понятие производственного кооператива

Производственным кооперативом (артелью) (далее - кооператив) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Учредительным документом кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Кооператив является юридическим лицом - коммерческой организацией.

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Устав потребительского кооператива должен содержать условия о размере паевых взносов членов кооператива; о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов; о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; о порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.

Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также или слово "кооператив", или слова "потребительский союз" либо "потребительское общество".

Члены потребительского кооператива обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов.

Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.

Доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами.

Правовое положение потребительских кооперативов, а также права и обязанности их членов определяются в соответствии с настоящим Кодексом законами о потребительских кооперативах.

Порядок образования кооператива

Кооператив образуется исключительно по решению его учредителей. Число членов кооператива не может быть менее чем пять человек. Членами (участниками) кооператива могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства. Юридическое лицо участвует в деятельности кооператива через своего представителя в соответствии с уставом кооператива.

Учредительным документом кооператива является устав, утверждаемый общим собранием членов кооператива.

Фирменное наименование кооператива должно содержать его наименование и слова "производственный кооператив" или "артель".

В современном мире люди вступают в самые разные отношения. Они взаимодействуют как непосредственно, так и через различные группы. В последнем случае людей объединяет общий интерес, цель, задачи. Группы могут иметь формализованный либо неформализованный характер. Последние не предполагают какого-либо официального оформления деятельности.

Формализованные группы получают статус юрлица, филиала, представительства. Их деятельность регламентируется ГК. Рассмотрим далее, какие существуют формы юридических лиц в РФ .

Определение

Оно дается в 48 статье ГК. Как указывает норма, юридическим лицом признается объединение, имеющее в хозяйственном ведении, собственности, оперативном управлении определенное обособленное имущество, которым оно отвечает по принятым на себя обязательствам, способное от своего лица получать и реализовывать имущественные и неимущественные права, выступать ответчиком/истцом в суде, нести обязанности. В этой формулировке представлены основные критерии, которым должно соответствовать формализованное общество.

Специфика признаков

Любые виды и формы юридических лиц должны соответствовать критериям, установленным 48 статьей ГК. К ним относят:

  1. Наличие обособленного имущества. Как сказано в норме, материальные ценности могут находиться в оперативном управлении, собственности или хозяйственном ведении. Имущество должно учитываться на самостоятельном балансе.
  2. Разделение ответственности. Участники не отвечают по обязательствам общества, а оно, в свою очередь, - по их долгам. Исключения могут устанавливаться только законом.
  3. Самостоятельное участие от своего имени в гражданско-правовых отношениях. К ним, в том числе, относят приобретение и реализацию неимущественных и имущественных прав, исполнение обязанностей, предусмотренных законодательством.
  4. Наличие возможности осуществлять защиту интересов законными методами. Этот признак указывает на право общества быть истцом или ответчиком.
  5. Наличие документа, подтверждающего официальную регистрацию. В качестве него выступает свидетельство установленного образца.

Классификация

В качестве критериев разделения объединений на категории выступают:

  1. Цель деятельности. Она может состоять в извлечении прибыли, например. Законодательство допускает формирование объединений и в других, не связанных с предпринимательством, целях.
  2. Организационно-правовая форма юридического лица. Это установленные законодательством разрешенные типы предприятий.
  3. Характер отношений между объединением и его участниками. В данном случае значение имеет наличие/отсутствие у учредителей права собственности на вклады, которые они вносят в имущество общества.

Цель

В зависимости от результата, который хотят достичь субъекты, объединения могут быть коммерческими и некоммерческими. Деятельность последних не связана с предпринимательством. При этом они могут получать прибыль, но она не подлежит разделению между участниками. Соответственно, цель, ради которой создаются связана с получением дохода. В правовом смысле отличие этих объединений состоит только в порядке распределения прибыли. Коммерческие юрлица обязаны разделять полученный доход между участниками. Порядок, в соответствии в соответствии с которым происходит распределение средств, устанавливается учетной политикой.

Формы юридических лиц (коммерческих организаций)

Законодательство предусматривает две основных группы объединений:

  1. Общества. Они формируются за счет объединения капиталов.
  2. Товарищества. Эти предприятия создаются за счет объединения людей.
  3. Унитарные предприятия.
  4. Кооперативы.

В каждой группе также предусмотрено разделение предприятий. Критерием выступает организационно-правовая форма юридического лица . Это разделение обеспечивает возможность наиболее эффективно контролировать деятельность хозяйствующих субъектов на рынке.

Полное товарищество

В этой группе предусмотрено две К первой относят полное товарищество. Им признается такое объединение, участники которого, согласно учредительному договору, ведут предпринимательскую деятельность от его имени и несут ответственность своим имуществом по его обязательствам. Соответствующее определение раскрыто в 69 статье ГК. Существует несколько признаков, которыми обладает такая организационно-правовая форма юридического лица. Это :

  1. В качестве полных товарищей могут выступать другое предприятие или ИП. При этом они не вправе становиться участниками другого такого же объединения или товарищества на вере.
  2. В качестве учредительного документа выступает договор.
  3. Фирменное название должно включать наименования (имена) всех участников и словосочетание "полное товарищество". Допускается указание некоторых имен, к которым добавляются слова "и компания". При этом словосочетание "полное товарищество" обязательно должно присутствовать.
  4. Дела предприятия ведут сами участники. Это означает, что каждый полный товарищ вправе совершать сделки от имени объединения. В учредительном договоре может закрепляться и другой порядок.

Товарищество на вере

Его называют также "коммандитным". Для этой формы юридических лиц характерны следующие признаки. Наряду с основными участниками, которые ведут от имени объединения предпринимательскую деятельность и отвечают по обязательствам предприятия своим имуществом, в составе присутствует еще один (либо несколько) вкладчиков. Они называются коммандитистами. Эти вкладчики несут риски убытков, возможных при осуществлении предприятием своей деятельности, в рамках внесенных ими сумм. Коммандитисты не участвуют в работе товарищества. В остальных аспектах правовое положение этой идентично статусу полного товарищества.

ООО

Законодательство предусматривает также такие, как общества. Одним из них является ООО. Для этой характерны следующие признаки:

  1. Объединение учреждается одним или несколькими субъектами.
  2. При создании формируется уставной капитал. Он разделяется на доли. Их величина определяется учредительными документами.
  3. Участники не отвечают по обязательствам объединения. Вместе с тем они несут риск финансовых потерь, связанных с работой предприятия, в рамках стоимости их вкладов.
  4. Количество участников должно быть не больше 50.

В качестве учредительных документов выступают устав и договор. В фирменном наименовании объединения должно присутствовать указание на организационно-правовую форму.

ОДО

Эта имеет определенную специфику. Создается ОДО так же, как и ООО - одним или несколькими субъектами. В первом случае, однако, участники несут субсидиарную ответственность по обязательствам объединения солидарно своим имуществом в размере, кратном стоимости вкладов. В остальном правовое положение ОДО идентично статусу ООО.

АО

Это объединение, в котором уставной капитал разделяется на определенное количество акций. Участники не отвечают по обязательствам, принятым на себя обществом, однако несут риск потерь от деятельности предприятия в рамках стоимости своих ценных бумаг. Учредительный документ в АО один - устав.

Типы АО

Акционерное общество может быть открытым или закрытым. Первое вправе осуществлять публичную подписку на бумаги, которые оно выпускает. Участники, в свою очередь, могут отчуждать свои акции без получения согласия остальных акционеров. ОАО обязано ежегодно публиковать отчет, счет убытков и прибылей, баланс и прочие сведения. Эта информация должна быть в свободном доступе. Максимальное число участников ОАО законом не ограничивается. ЗАО вправе распределять акции только среди учредителей или субъектов, круг которых определен заранее. Участники обладают преимущественным правом приобретения бумаг других учредителей.

Производственный кооператив

Он представляет собой объединение граждан на добровольных началах и на основе членства. Целью создания кооператива является совместная производственная или иная хозяйственная деятельность. При ее осуществлении члены кооператива лично участвуют в трудовом или другом процессе. При создании кооператива объединяются имущественные взносы (паи). В качестве участников могут выступать и юридические лица, если соответствующее право закреплено в уставе производственного объединения. Количество членов кооператива не должно быть меньше 5-ти. При этом число лиц, не участвующих в производственной или другой хозяйственной деятельности, не может превышать 25% от исполняющих трудовые обязанности.

Унитарные предприятия

Еще один критерий разделения объединений - форма собственности юридического лица . Выше были рассмотрены частные компании. На практике достаточно распространены унитарные предприятия. Они могут быть государственными или муниципальными. Такая форма собственности юридического лица предполагает, что имущество, которое использует объединение, не принадлежит ему. Предприятие не вправе распоряжаться объектами, распределять его по вкладам, паям, долям, в том числе и среди сотрудников. В качестве собственника выступает муниципалитет или государство. Имущество передается предприятию в оперативное управление или хозяйственное ведение.

Органы форм юридических лиц

В ООО в качестве высшей управляющей структуры выступает общее собрание. На нем решаются все вопросы, касающиеся деятельности объединения. В компетенцию собрания входит избрание коллегиального или единоличного исполнительного органа. В АО также все вопросы решает собрание. Оно выбирает совет директоров, который выступает в качестве надзорной структуры. Кроме этого, в АО также присутствуют исполнительные органы (единоличный или коллегиальный). В производственном кооперативе структурой управления выступает собрание членов. Оно выбирает наблюдательный совет (в случае, если число участников больше 50-ти), а также исполнительные органы.

Другие категории

В число некоммерческих юрлиц отнесены потребительские кооперативы. Они создаются гражданами, объединившими паевые взносы для реализации своих имущественных и прочих интересов. Потребительскими являются жилищно-строительные, гаражные, дачные и прочие кооперативы. Еще одной формой некоммерческих лиц являются религиозные и общественные организации. Они создаются добровольно гражданами. Физлиц объединяют общие интересы, духовные или иные нематериальные потребности. Религиозные организации формируются для совместного исповедания, распространения веры. Их члены проводят разнообразные церемонии, обучающие занятия. Еще одной формой юрлица является фонд. Он создается не на основе членства. Фонд учреждается юрлицами или гражданами, вкладывающими свои средства.

Объединение создается для реализации культурных, благотворительных, социальных, образовательных и прочих общественно-полезных задач. Ликвидировать фонд можно только через суд. Учреждениями называют юрлиц, сформированные собственником для осуществления функций некоммерческого характера. Они финансируются им полностью или частично. Имущество передается учреждению в оперативное управление. Союзы/ассоциации - это объединения некоммерческих или коммерческих юрлиц. Они обеспечивают координацию деятельности предприятий и защиту их интересов. Таким образом, зная общие характеристики объединений, учредители могут выбрать, какая форма юридического лица им подходит.

Требования законодательства

В качестве обязательного условия для осуществления деятельности объединения любого типа выступает регистрация юридического лица. Форма заявления является унифицированной. В уполномоченную инстанцию подается заполненный бланк Р11001. Перед проведением процедуры объединение должно подготовить:

  1. Устав.
  2. Договор о создании (если учредителей больше 2-х).
  3. Протокол собрания или решение.
  4. Квитанцию об уплате пошлины.

Кроме этого, необходимо выбрать коды ОКВЭД, а также систему обложения.

Нюансы

Для ООО с 2009-го г. в договоре об учреждении должны присутствовать сведения о:

  1. Номинальной стоимости и размере долей в капитале.
  2. Дате оплаты взносов участниками.

Раньше эта информация должны была присутствовать в уставе. В настоящее время она из него исключена. Если юрлицо предполагает использовать УСН, то к комплекту документов можно приложить два экземпляра соответствующего заявления (ф. 1150001).

Возможные сложности на практике

В некоторых случаях в ходе деятельности объединения может потребоваться его реорганизация. Это понятие раскрывается в 57 статье ГК. В норме указано, что реорганизация может выполняться путем слияния, преобразования, присоединения, выделения, разделения. При этом при проведении любой из указанных процедур образуется новое объединение. Осуществить реорганизацию можно на основании решения участников или уполномоченного органа юрлица. Особый интерес на практике представляет преобразование. Как указывает 58 статья Кодекса (п. 5), изменение формы юридического лица предполагает сохранение обязанностей и прав реорганизованного объединения в отношении других субъектов, кроме участников. Согласно 66 норме ГК (п. 3), действовавшей до вступления в действие ФЗ №99, хозяйственные общества могут образовываться как АО, ООО, ОДО. Акционерное предприятие, в свою очередь, может преобразоваться исключительно в производственный кооператив или ООО. Соответственно, указанные изменения формы юрлица будут признаны как реорганизация. Если в наименовании вместо аббревиатуры ОАО используется АО или ПАО, предприятие остается акционерным. Эти изменения в наименовании его организационную форму не затрагивают. Соответственно, они не признаются как реорганизация.

Дополнительно

Необходимо отметить, что любые изменения должны иметь документальное оформление. Законодательство предписывает проводить собрания и принимать официальные решения. Документы, утвержденные участниками, подаются в регистрационный орган. На основании решения вносятся корректировки в устав и прочие локальные документы. Информация обо всех изменениях должна присутствовать в реестре.

Публичные образования

Действующее законодательство распространяет нормы, регламентирующие участие юрлиц в гражданских отношениях, еще на одну категорию объединений. Ими выступают публичные образования. По своим обязательствам они отвечают собственным имуществом, кроме объектов, закрепленных за созданными ими юрлицами на правах оперативного управления/хоз. ведения, а также материальных ценностей, которые могут находиться исключительно в муниципальной или госсобственности. Публичные образования не несут ответственности по долгам друг друга. Не предусмотрена она и в отношении обязательств юрлиц, созданных ими. Исключением являются случаи, которые прямо устанавливаются законодательством. Ответственность предусматривается и в ситуациях, когда публичное образование предоставляет гарантии (выступает поручителем) другого такого объединения или юрлица. Дееспособность и правоспособность выступают как неотъемлемые признаки этих институтов ввиду их статуса.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету (ст.48 ГК РФ).

В гражданском кодексе Российской Федерации заложены правовые основы хозяйствования для субъектов рыночной экономики; в ГК РФ учтены традиции отечественного правопорядка и современный мировой опыт.

Из ст. 48 ГК РФ следует, что организация, признаваемая юридическим лицом, должна обладать четырьмя характерными признаками:

1. наличием обособленного имущества;

2. способностью отвечать по обязательствам своим имуществом;

3. способность выступать в имущественном обороте от своего имени;

4. возможностью предъявить иск и выступить в качестве ответчика в суде, арбитражном суде.

Все юридические лица, функционирующие в экономике, различаются рядом признаков:

а) отраслевой принадлежностью;

б) размерами;

в) степенью специализации и масштабами производства однотипной продукции;

г) способами организации производства и степенью механизации и автоматизации;

д) организационно-правовыми формами.

Существуют следующие признаки предприятия:

Признак Характеристика предприятия
Характер потребляемого сырья Предприятия добывающей и обрабатывающей промышленности
Назначение готовой продукции Средства производства и предметы потребления
Технологическая общность С непрерывным (или дискретным) процессом производства
Время работы в течение года Круглогодичного (или сезонного) действия
Размер предприятия Крупное Среднее Мелкое
Степень специализации и масштаб производства однотипной продукции Специализированное Диверсифицированное Комбинированное
Методы организации производственного процесса Поточный метод Партионный метод Единичный метод
Основная деятельность Промышленное, торговое, транспортное, инвестиционное и т.п.
Экономическая цель Коммерческое Некоммерческое

В ГК РФ юридические лица классифицируются по трем основным правовым формам.

I. На праве учредителей (участников) в отношении юридических лиц или их имущества. В зависимости от того, какие права сохраняют за собой учредители (участники) в отношении юридических лиц или их имущества, юридические лица подразделяются на три группы:

1. юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственное товарищество и общество, производственные и потребительские кооперативы)

2. юридические лица, на имущество которых их учредители (участники) имеют право собственности (вещное право) (государственные и муниципальные предприятия)

3. юридические лица, в отношении которых их участники (учредители) не могут иметь никаких имущественных прав (ни вещных, ни обязательственных) (общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, ассоциации, союзы)

II.На праве экономической деятельности юридических лиц. В зависимости от цели деятельности юридические лица подразделяются на две категории:

1. коммерческие

2. некоммерческие

Коммерческими признаются такие юридические лица, цель деятельности которых – получение прибыли.

Некоммерческими признаются такие юридические лица, которые не ставят своей целью получение прибыли от своей деятельности.

III. На организационно-правовой форме. В соответствии с ГК РФ по организационно-правовой форме можно классифицировать юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, следующим образом:

а) хозяйственные товарищества:

Полные товарищества

Товарищества на вере (коммандитные товарищества)

б) хозяйственные общества:

С ограниченной ответственностью

С дополнительной ответственностью

Акционерные (открытого и закрытого типов)

в) унитарные предприятия:

На праве хозяйственного ведения

На праве оперативного управления

г) производственные кооперативы (артели)

Сущность и особенности организационно-правовых форм хозяйствования юридических лиц

Все организационно-правовые формы предприятий можно схематично изобразить следующим образом (рис.1).

Коммерческие организации могу создаваться в формах:

1. хозяйственных товариществ и обществ.

2. Различие между хозяйственными товариществами и обществами в том, что товарищества –это объединения лиц, а общества – объединения капиталов.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в формах:

а) полного товарищества . Это товарищество, участники (товарищи) которого в соответствии с заключенным между ними договором, занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Каждый участник полного товарищества имеет один голос, если учредительным договором не предусмотрен иной порядок определения количества голосов его участников. Для осуществления сделки требуется согласие всех участников полного товарищества. Лицо может быть участником только одного полного товарищества. Прибыль распределяется пропорционально их долям в складочном капитале. Полное товарищество ликвидируется только в случаях, если: в товариществе остается один участник или при изменении его состава.

б) товарищества на вере (коммандитного товарищества) . Такое

товарищество состоит из двух групп: полные товарищи и вкладчики (коммандисты), которые делают вклады в имущество товарищества,

но не несут ответственности по его долгам, а несут только риск

убытков (утраты своих вкладов в имущество товарищества), в деятельности и управлении товариществом они не участвуют. Коммандисты имеют право на получение дохода на сделанный вклад.

Товарищество на вере создается на основании учредительного договора, подписанного всеми участниками. После внесения доли в складочный капитал у участника товарищества появляются права:

Получать часть прибыли в соответствии с его долей в складочном капитале

Знакомиться с годовыми отчетами и балансами товарищества

По окончании финансового года выйти из товарищества, получив свой вклад

Передать свою долю или часть ее третьему лицу.

Товарищество ликвидируется при выбытии из него всех трех участников, если остается хотя бы один, то оно сохраняется. При ликвидации этого товарищества, имущество делится между



Рис.1. Организационно-правовые формы юридических лиц.


участниками пропорционально их вкладам в складочный капитал.

Хозяйственные общества могут создаваться в формах:

а) акционерного общества . Это коммерческая организация, уставной капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и не несут риск убытков, связанных с деятельностью общества. Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах неоплаченной стоимости принадлежащих им акций.

Различают два вида акционерных обществ:

1. открытое акционерное общество . Вправе проводить открытую подписку на свои акции, акционеры могут отчуждать свои акции без согласия других акционеров; возможное число акционеров не ограничено. ОАО обязано ежегодно публиковать годовой отчет, баланс, счет прибыли и убытков.

2. закрытое акционерное общество . Это акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее оговоренного круга лиц, а число акционеров ограничено (не более 50 человек), если это количество превышено, то ЗАО преобразуется в ОАО.

б) общества с ограниченной ответственностью (ООО) . Это общество, учрежденное одним или несколькими лицами (физическими или юридическими) с уставным капиталом, разделенным на доли, размер которых определен учредительным договором. Участники такого общества не отвечают по его обязательствам и рискуют лишь внесенными ими вкладами, а участник общества, внесший не полностью свой вклад, несет солидарную ответственность в пределах невнесенной части вклада.

в) общества с дополнительной ответственностью (ОДО) . Его Участники несут по обязательствам общества дополнительную ответственность своим имуществом.

Производственных кооперативов (артелей) . Это добровольные объединения граждан (физических лиц) на основе членства для совместной хозяйственной деятельности – производства, переработки, сбыта промышленной, сельхохозяйственной или иной продукции, выполнения иных работ, торговли, бытового обслуживания, оказания различных услуг с целью извлечения прибыли и последующего ее распределения между членами кооператива. Деятельность кооператива строится на непосредственном личном трудовом участии его членов. Имущество образуется путем объединения паевых взносов. Согласно устава, часть имущества может быть выделена в качестве неделимого фонда, используемого на предусмотренные уставом цели. Члены кооператива несут дополнительную ответственность, размер которой устанавливается уставом. Прибыль кооператива распределяется между его участниками в соответствии с их трудовым участием, их число должно быть не менее 5 человек.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Должны иметь самостоятельный баланс или смету.

На основании определения можно выделить признаки, присущие юридическому лицу:

  1. Организационное единство предполагает, что юридическое лицо выступает в гражданско-правовых отношениях как единое целое. Юридическое лицо имеет четкую устойчивую структуру, закрепленную в учредительных документах. Деятельность всех структурных подразделений юридического лица подчинена руководящим органам, которые формируют и выражают волю юридического лица вовне.
  2. Имущественная обособленность означает, что юридическому лицу принадлежит имущество на каком-либо вещном праве: праве собственности, праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления. Данное имущество обособлено от имущества учредителей юридического лица, что оформляется наличием самостоятельного баланса или сметы.
  3. Самостоятельная гражданско-правовая ответственность заключается в том, что по своим обязательствам юридическое лицо отвечает лично всем принадлежащим ему имуществом. Учредители (участники) юридического лица или собственники его имущества по общему правилу не отвечают по обязательствам юридического лица. Исключения могут быть предусмотрены законом или учредительными документами.
  4. Выступление в гражданском обороте от своего имени предполагает возможность юридического лица от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, в том числе заключать гражданско-правовые договоры, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Виды юридических лиц

Доминирующее подразделение юридических лиц приобрели коммерческие организации (ст. 66 – 115 ГК РФ) – организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Существует три основных разновидности:

  • хозяйственные товарищества и общества;
  • производственные кооперативы;
  • государственные и муниципальные .

Все остальные организации, наделяемые гражданской правосубъектностью (кроме публичных образований), приобрели в гражданском законодательстве название некоммерческие, т.е. организации, не имеющие в качестве своей основной цели деятельности извлечение прибыли и не распределяющие свою прибыль (доходы) между членами и участниками организации.

В зависимости от характера прав участников в отношении имущества юридические лица подразделяются следующим образом:

  • юридические лица, на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право (государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения);
  • юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы, некоммерческие партнерства, государственные корпорации);
  • юридические лица, в отношении которых их участники не имеют имущественных прав (общественные объединения, религиозные организации, фонды, объединения юридических лиц и автономные некоммерческие организации).

В зависимости от объема прав самого юридического лица на используемое им имущество различаются юридические лица, обладающие правом оперативного управления (учреждения и казенные предприятия), правом хозяйственного ведения (государственные и муниципальные унитарные предприятия, кроме казенных) и собственности.