3 понятие и признаки государства государственная власть. Понятие и признаки государственной власти и государства. Структура государственной власти. Наличие монополии на социальное насилие

Понятие государства

В рамках современной науки теории государства и права существуют различные подходы к определению государства, базирующиеся на различных политических и правовых учениях. Отсутствие единого научного мнения по вопросу определения государства диктуется сложностью его как социального явления и постоянным развитием.

Из истории политических и правовых учений:

Аристотель: государство – «самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся и ни от кого другого не зависящее».

Н. Макиавелли: государство – общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов.

Ж. Боден: государство – «правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства».

Т. Гоббс: государство – «единое лицо, верховный владыка, суверен, воля которого вследствие договора многих лиц считается волей всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого рода для общего мира и защиты».

Д. Локк: государство – «общая воля, являющаяся выражением преобладающей силы», т.е. большинства граждан, «входящих в государство». Д. Локк рассматривал государство как совокупность людей, соединившихся в одно целое под началом ими же установленного общего закона.

Л. Гумплович : государство – «естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка».

Г. Еллинек : «Государство - это обладающее первичной господствующей властью союзное единство оседлых людей».

Л. Дюги :«Государство - всякое человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между правящими и управ­ляемыми, т, е. политическая власть».

Н.М. Коркунов : «Государство есть общественный союз свободных людей с принудительным мирным порядком посредством предостав­ления исключительного права принуждения только органам государ­ства».



Л А. Тихомиров : «Государство есть союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости под соот­ветствующей ему верховной властью».

Г.Ф. Шершеневич : «Государство - союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти».

Ф.Ф. Кокошкин : «Государство - не совокупность людей определенного рода, а отношение между ними, форма общежития, известная психологическая связь между ними».

Определения современных российских ученых:

В.К. Бабаев : Государство - политико-территориальная су­веренная организация публичной власти, располагающую специальным аппаратом для осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функции и способную делать свои веления обязательными для населения всей страны.

В.В. Лазарев: Государство – это особая организация публичной политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию.

Л.И. Спиридонов: Государство есть политико-территориальная организация общества, основанного на обменных связях людей, которая характеризуется публичной властью, призванной решать общие дела и осуществляющей свою деятельность на собираемые с населения налоги.

Выводы:

Чаще всего опорными слагаемыми определения государства выступают власть, территория, население, а также политическая организация общества, подразумевающая его классовую сущность. Таким образом, государство определяется как аппарат управления, выделившийся из общества и стоящий над ним или как политически организованное общество, объединение множества людей, особая политическая интеграция, предполагающая опору на специальные правовые институты.

Следует иметь в виду, что любое определение государства, имеющее в своей основе всего лишь один из его признаков (например, «организацию политической власти»), не может считаться научным. В условиях продолжающихся по сей день дискуссий о сущности и понятии государства оптимальным вариантом его определения в методических целях является тот, который предусматривает наиболее широкий охват сущностных признаков.

Государство - это основной элемент политической системы общества, управляющий этим обществом посредством специального механизма, включающего органы, учреждения и силовые структуры, обладающий суверенитетом, представляющий население страны на международной арене и применяющий в случае необходимости средства и меры принуждения.

Государство – это единаяполитическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех законы и обладает суверенитетом.

Признаки государства

1. Население (народ), разделенное по территориальному принципу (административно-территориальная организация населения). Население связано с государством посредством гражданства или подданства. Гражданство (подданство) - это устойчивая связь человека с государством; гражданин (подданный) обязан выполнять все правовые требования, исходящие от государства, но и вправе рассчитывать на защиту своих прав со стороны государства, в том числе и за пределами данного государства.

2. Территория государства – это естественное условие существования и функционирования государства; пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть; находящаяся под юрисдикцией (юри­дической властью) государства суша, воздушное пространство над нею, внутренние воды, территориальное море, континентальный шель­ф и государственные границы, отделяющие данное государство от других.

Составные элементы территории государства:

а) земля и ее недра, образующие сухопутную территорию;

б) реки, озера, искусственные водохранилища, а также морские внутренние и территориальные воды, омывающие территорию данного государства (водная территория государства);

в) воздушное пространство над сухопутной и водной территорией (воздушная территория государства);

г) объекты, приравненные к территории государства (морские и воздушные суда, космические корабли и станции, действующие под флагом данного государства, и другие принадлежащие государству объекты).

Территориальное деление населения и распространение государственной власти на население данной территории предполагает административно-территориальное деление (провинции, округа, края, области, районы и т. д.). Цель такого деления: рациональная и эффективная организация государственной власти и управления на данной территории, обеспечение контроля над ресурсами и населением.

3. Публичная власть, не совпадающая непосредственно с населением и стоящая над обществом. Материальным выражением публичной власти является механизм государства. Механизм государства – это иерархическая система государственных органов, учреждений и силовых структур, практически осуществляющих государственную власть. Публичная власть, осуществляемая государственным механизмом, включает специальный слой людей: государственных служащих, чиновников, которые на материально-финансовой основе осуществляют профессионально властную, деятельность.

4. Налоги, займы - учрежденные государством обязательные платежи, взыскиваемые с граждан и юридических лиц для содержания публичной власти и осуществ­ления социальных программ, формирования общенационального бюджета

5. Правовая основа функционирования государственно-организованного общества. Право оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т. д.

6. Государственный суверенитет - верховенство государственной власти внутри страны и независимость во внеш­неполитической сфере.

Сущность государственного суверенитета раскрывается с двух сторон: внутренней и внешней:

- внутренняя: а) верховенство государственной власти и ее независимость от всех других властей внутри страны (от власти органов местного самоуправления, власти партий и общественных организаций, власти СМИ и т.д.); б) право государства официально представлять все общество, в) власть в государстве распространяется на все на­селение; г) государство обладает правом издавать законы, действующие на территории всей страны;

- внешняя: а) при­знание государства международным сообществом в ка­честве субъекта межгосударственных отношений, представляющего все население определенной страны; б) проведение самостоятельной внешней политики при строгом соблюдении общепризнанных принципов и норм международного права; в) невмешательство других государств во внутренние и внешние дела суверенного го­сударства.

Государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, политического режима.

Верховенство государственной власти означает:

Выступает в роли выразителя интересов народа;

Ее распространение на всех граждан и все социальные структуры общества;

Монопольную возможность применения средств принуждения, которыми не располагают другие субъекты политики;

Осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной, правоохранительной);

Прерогативу государства отменять, признавать ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства.

7. Монополияна легальное применение силы , физического принуждения.

8. Государственный язык (или языки).

9.Атрибутика, символика (герб, флаг, гимн, столица).

Сущность государства

Сущность государства определяется в соответствии с общесоциальным или классовым подходом.

Общесоциальный подход рассматривает государство как инструмент реализации целей, значимых для всего общества, основной институт политической системы общества, посредством которого осуществляется организация совместной деятельности в полити­чески организованном обществе.

С позиции классового подхода государство - это машина для подавления одного класса другим, средство обеспечения интересов господствующего класса.

Факторы, определяющие сущность государства:

а) социальный фактор - социальная структура общества, характер и содержание отношений между ее элементами (классами, сословиями, стратами);

б) экономический фактор – содержание производственных отношений, формы собственности, уровень развития производительных сил, формы распределения и потребления;

в) политический фактор - характер и структура политической системы общества, взаимосвязь государства в рамках политической системы с другими ее элементами (партиями, политическими организациями, и так далее), степень гарантированности политических прав и свобод;

г) культурный фактор – государство, как представитель всего населения, является официальным носителем признаков материальной и духовной культуры; хранитель прав и свобод человека и гражданина, демократических процессов,

д) национальный фактор – степень и формы выражения интересов проживающих на территории страны наций, национальных групп, национальных меньшинств.

е) исторический фактор – определяет изменение приоритета то классового начала, то общесоциального в сущности государства.

ЛИТЕРАТУРА:

Анненкова В.Г. Территория государства как дефиниция конституционной теории и практики // История государства и права. 2006. № 3.

Байтин М.И. Сущность права. Саратов, 2001.

Бачило И. Л. Факторы, влияющие на государственность // Государство и право. 1993. № 7.

Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 1993. № 7.

Дементьев А.Н., Керимов А.Д. Современное государство: вопросы теории // Государство и право. 2007. № 12.

Дюги Л. Социальное право, индивидуальное право и преобразование государства. М., 1909.

Гумплович Л. Общее учение о государстве СПб., 1910.

Евсеенко Т.П. О понятии «простого» государства в юридической науке // Правоведение. 2004. № 1.

Еллинек Г. Общее учение о государстве СПб. 1908.

Жуков В.Н. Государство как ценность// Государство и право. 2009. № 9.

Захаров А. Еще раз о теории формаций // Общественные науки и современность. 1992. № 2.

Звонарева О.С. О цивилизационном подходе в теории государства и права // Правоведение. 2003. № 4.

Конев. Ф.Ф. Суверенитет: народный или национальный?! // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 6.

Корнев В.Н. О некоторых методологических подходах к исследованию государства // Российская юстиция. 2009. № 12.

Мамут Л.С. Государство как публично-властным образом организованный народ // Российское право. 2000. № 3.

Мамут Л.С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право. 2001. № 7.

Степанов В.Ф. Важнейшие критерии эффективности демократического государства // Государство и право. 2004. № 5.

Четвернин В.А. Размышления по поводу теоретических представлений о государстве // Государство и право. 1992. № 5.

Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1911.

Термин «государство» используется в двух значениях: во-первых, для выделения страны как политико-географического образования и, во-вторых, для обозначения организации политической власти, системы институтов власти. Государство в первом смысле изучается разными науками: социологией, политической (социологической) географией и др. Государство - это сложное социальное образование, которое не поддается непосредственному эмпирическому восприятию, так как категории государства присущ высокий уровень абстрактности. Понятие государства можно дать путем указания на его существенные признаки.: основные – территория, население, публичная власть, право, правоохр.органы, армия, налоги, гос.суверинитет; дополнительные – единый гос.язык, единая дорожно-транспортная система, единая энергит.система, единая денежная единица, единое экономич.пространство, единая информационная система, единая внешняя политика, гос.симфолы(влаг. Герб, гимн)

    Территория . Это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и др. Без территории государство не существует, хотя оно может изменяться со временем (уменьшаться в результате поражения в войне или увеличиваться в процессе экспансии). Территория есть пространство государства, занятое его населением, где в полной мере действует власть политической элиты. Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как «подданный», «гражданин», «лицо без гражданства», «иностранец». На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.

    Население . Это человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Население и народ (нация) - понятия не тождественные. Народ (нация) - это социальная группа, члены которой обладают чувством общности и принадлежности к государству благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. Иногда отношения между нациями могут быть напряженными или даже конфликтными, что порой приводит к дестабилизации государства. Для смягчения конфликтов используются различные средства. Наиболее эффективными из них являются федерализация и автономизация.

    Публичная власть . Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, осуществлять над ними господство. В государстве такие отношения устанавливаются между населением и особой когортой (слоем) людей, которая им управляет. Иначе их еще называют чиновниками, бюрократией, управленцами, политической элитой и т. п.

Отличительными признаками государственной власти в отличие от других видов власти (политической, партийной, религиозной, экономической, производственной, семейной и т. д.) являются, во-первых, ее всеобщность, или публичность, т. е. распространение прерогатив на всю территорию, на все население, а также то, что она представляет все общество в целом; во-вторых, ее универсальность, т. е. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы; в-третьих, общеобязательность ее указаний.

Устойчивость государственной власти, ее способность принимать решения и проводить их в жизнь зависят от ее легитимности. Легитимность власти означает: а) ее законность, т. е. установление средствами и способами, которые признаются справедливыми, должными, правомерными, моральными; б) ее поддержка населением; в) ее международное признание. Существует множество средств обеспечения легитимности власти, среди которых многопартийность, выборы, уход в отставку, референдумы и др.

    Право . Как система обязательных правил поведения право является мощным средством управления и начинает использоваться с появлением государственности. Государство осуществляет правотворчество, т. е. издает законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению. Право позволяет власти делать свои веления непререкаемыми, общеобязательными для населения всей страны, с тем чтобы направить поведение масс в определенное русло. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя эти установления никогда не выполняются в полной мере. Об эффективности юридических норм свидетельствует то, в какой мере большинство населения конкретного государства их соблюдает. Естественно, эта система не является нейтральной по отношению к интересам различных групп и слоев общества.

    Правоохранительные органы . Эта часть государственного аппарата достаточно разветвлена и образует свою подсистему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция, таможенные органы и др. Они необходимы любому государству, поскольку власть правителей осуществляется на основании норм права, приказов, т. е. имеет императивный характер.

Строгая обязательность их выполнения может быть достигнута только с помощью мер государственного принуждения. Если к власти проявляется неуважение, то с помощью правоохранительных органов применяются санкции, предусмотренные правовой системой. Характер и объем, принуждения зависят от многих причин. Помимо применения санкций за нарушение правовых норм (взыскание таможенной пошлины, назначение наказания, взыскание налога, отмена незаконного акта и т. п.) правоохранительные органы используются также для предупреждения дисбаланса в обществе (регистрация сделки в нотариате, примирение судом спорящих сторон, предупреждение работниками милиции правонарушений и др.).

    Армия . Одна из главных целей правящей элиты - сохранение территориальной целостности государства. Хорошо известно, что пограничные споры между смежными государствами часто являются причиной военных конфликтов. Оснащение армии современным вооружением делает возможным захват территории не только смежных государств. Исключение армии из внутриполитической жизни страны делает необходимым многократное увеличение мощи правоохранительных органов на случай социальных конфликтов, что, возможно, обойдется обществу дороже.

    Налоги . Представляют собой обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в установленных размерах и в определенные сроки, необходимые для содержания органов управления, правоохранительных органов, армии, для поддержки социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения и т. п.), создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для реализации других общих интересов. В основном налоги взимаются принудительно, однако в странах с развитыми формами государственности постепенно переходят к их добровольной уплате. С развитием общества доля налоговой массы постепенно увеличивается, поскольку государство берет на себя решение все новых и новых задач.

    Государственный суверенитет . Как признак государства государственный суверенитет означает, что власть, существующая в государстве, выступает как высшая власть, а в мировом сообществе - как самостоятельная и независимая. Иначе говоря, государственная власть юридически стоит над властью любых других учреждений, партий, находящихся на территории данного государства. В международных же отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства юридически не обязаны выполнять приказы других государств.

Различают внутренний и внешней суверенитеты. Внутренний суверенитет - это верховенство в решении внутренних дел. Внешний суверенитет - это независимость во внешних делах. На начальных этапах развития человечества суверенитет носил абсолютный характер, но затем он все более и более становится относительным, ограниченным, как бы сужается. Внутренний суверенитет постоянно подвергается давлению со стороны национальных и межнациональных групп, других сил, представляющих гражданское общество. Мнение международного сообщества также может влиять на проведение политики внутри государства. Что же касается внешнего суверенитета, то его относительность очевидна, и сужается он с большей скоростью, нежели внутренний. Вообще наличие мирового, сообщества и международных организаций ставит деликатную проблему: где границы внешней суверенности?

На основании вышеуказанных признаков можно дать определение государства.

"Государство - это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения."

1. Налоги, сборы, взносы, пошлины: сходства и различия.

Определение налога содержится в п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Приведенное определение позволяет выявить следующие признаки налога, на которые обращает внимание законодатель:

б) индивидуальная безвозмездность платежа;

в) денежная форма налога;

г) отчуждение принадлежащего на праве собственности (или ином вещном праве) имущества (денежных средств) в пользу публичного субъекта;

д) целью указанных обязательных платежей является финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог – это платеж, то есть отчуждение имущества, осуществляется в денежной форме. Решение вопроса о форме отчуждения собственности при налогообложении в науке финансового права предопределялось не только и не столько уровнем развитости финансово-правовых учений, сколько состоянием финансовой системы государства на том или ином историческом этапе. На ранних стадиях развития налоговых систем государственные ресурсы формировались преимущественно с помощью натуральных сборов.

Основная задача налога – формировать ресурсы государства, т. е. те ресурсы, которые необходимы ему для выполнения своих функций.

Функции налогов:

фискальная;

регулирующая;

стимулирующая;

распределительная.

Пункт 2 ст. 8 НК РФ посвящен специфическому обязательному платежу – сбору (или, как его принято именовать в последнее время, фискальному сбору ). Согласно п. 2 ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В числе признаков, которые выделяет НК РФ, определяя понятие «сбор», можно отметить:

а) обязательность платежа, которым обременяются организации и физические лица;

б) взимание сбора является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иыми уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий.

Иные признаки сбора в комментируемом пункте ст. 8 НК РФ не упоминаются.

Итак, первый признак сбора, который следует выделить в данном определении, – признак обязательности. Этим признаком сбор схож с налогом.

Другой признак сбора, указанный в п. 2 ст. 8 НК РФ, – тот факт, что взимание сбора является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий

Пошлина - денежный сбор, взимаемый уполномоченными официальными органами при выполнении ими определённых функций, в размерах, предусмотренных законодательством государства . К пошлинам относятся, в частности, регистрационные и гербовые сборы, судебные пошлины. С провозимых через границу государства товаров взимаются таможенные пошлины .

В Средние века пошлинами назывались сборы, взимавшиеся государством, городами и феодалами за пользование дорогами и мостами , а также за ведение судебных процессов и выполнение других функций.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (гл. 25.3. «Государственная пошлина»), государственная пошлина - это сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы , органы местного самоуправления , иные органы и (или) к должностным лицам , которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации, а именно:

    нотариальных действий ;

    действий, связанных с регистрацией актов гражданского состояния ;

    действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации;

    действий по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин , базы данных и топологии интегральной микросхемы ;

    действий уполномоченных государственных учреждений при осуществлении федерального пробирного надзора ;

    государственной регистрации юридических лиц , политических партий , средств массовой информации , выпусков ценных бумаг , прав собственности , транспортных средств и проч.

В числе прочего, Налоговым кодексом РФ предусмотрены государственные пошлины за:

    право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц

    право вывоза культурных ценностей , предметов коллекционирования по палеонтологии и минералогии ;

    выдачу разрешения на трансграничное перемещение опасных отходов;

    выдачу разрешений на вывоз с территории Российской Федерации, а также на ввоз на территорию Российской Федерации видов животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения .

Признаки: 1. Обязательность 2. Возмездный характер отношений между плательщиком и государством 3. Единовременность уплаты Различия - налог – это регулярный платеж, а сбор при юридически значимых действиях

1. Понятие и признаки государства.

Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и др. интересов в пределах определенной территории.

Государство – совокупность граждан, людей, обладающих собственными законами, судами, должностными лицами.

Государство – продукт общественного развития, возникающего на определенной ступени зрелости человеческого общества, вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей. Государство становится основной управляющей системой общества.

Государство – это политико-территориальное, суверенная организация, обладающая политической властью.

Основные признаки государства:

· Граница

· Наличие власти

· Суверенитет

Также к признакам государства можно отнести:

· Классовость

· Совокупность людей – народ

· Территория как предел действия власти

· Гражданство, подданство иностранных лиц и лиц без гражданства

· Территориальное верховенство

· Армия, полиция, ГУИН и т.п.

2. Формы государства.

Форма государства - это совокупность существенных способов (сторон) организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность.

Форма государства как объективная реальность и как понятие включает в себя три стороны, характеризующие ее свойства:

· форма правления – представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и компетенции меду ними.

· форма государственного устройства – это национальное и административно территориальное строение государства, которые раскрывают характер взаимоотношений между его составными частями т.е. центральными и местными органами государственной власти.

· государственный режим – представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государства

Все три стороны (свойства) формы государства составляют органическое единство. Это не три формы, а три аспекта единой формы государства, которые в каждом конкретном случае принимают неповторимый облик. И все же ведущая, доминирующая роль принадлежит политическому (государственному) режиму, поскольку он имеет решающее влияние на две другие стороны формы государства и является для них наиболее общей политической предпосылкой. Любые изменения в методах осуществления государственной власти - в сторону ли демократии или, наоборот, автократии - неизбежно отражаются на форме правления и (хотя и в меньшей степени) на форме государственного устройства.

Формы правления:

· Монархия – верховная государственная власть осуществляется единолично и передается, как правило, по наследству.

Монархия бывает:

Сословно представительская

Абсолютная монархия

Конституционная

Парламентарная

· Республика – верховная государственная власть осуществляемая выборными органами, избираемыми населением, на определенный срок.

Республика бывает:

Парламентарная

Президентская

Республика советов

Виды государственного устройства:

· Унитарное государство - представляет собой простое, цельное государство, отдельные части которого иногда могут обладать автономией

· Федеративное государство

· Конфедеративное государство

· Тоталитарный

· Демократический

14. Принципы разделения властей

15. Понятие и принципы правового статуса личности

16. Гражданство

17. Основные виды права, свободы и обязанности граждан РФ. Конституционные права и свободы человека:

18. Федеративное устройство РФ (принципы).

20. Система органов государственной власти.

21. Понятие и принципы избирательного права.

22. Стадии избирательного процесса.

23. Судебная система РФ.

24. Конституционные принципы осуществления судебной власти.

25. Система правоохранительных органов.

26. Президент РФ (требования предъявляемые к кандидатам, срок полномочий, компетенция)

27. Досрочное освобождение и порядок отстранения от должности Президента РФ.

28. Правительство РФ (состав, порядок формирования, полномочия).

29. Отставка Правительства РФ.

30. Федеральное Собрание (состав, порядок формирования).

Государство можно рассматривать с разных позиций философской, исторической, социологической, юридической. Это дает возможность выделить те или иные аспекты его характеристики, но не позволяет сформулировать универсальное его понятие. В современной отечественной юридической литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков. Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок. Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство, особенно правовое, призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.

Государство отличается от других организаций, входящих в политическую систему общества, рядом существенных приз­наков: 1. Государство в пределах своих территориальных границ вы­ступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства; 2. Государственный суверенитет, под которым принято пони­мать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство – единственный носитель суверенной власти; 3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладаю­щие юридической силой и содержащие нормы права; Те или иные общественные объединения могут принимать решения, обязательные для их внутриорганизационных подраз­делений и членов, тогда как нормативные акты государства обя­зательны для всех государственных и муниципальных органов, общественных объединений, частных организаций, должност­ных лиц и граждан. Правотворчество – исключительная преро­гатива государства. 4. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними социальными сферами и процес­сами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств, необходимых для выполнения его задач и функций; Специфическая особенность органов, образующих в своей со­вокупности государственный механизм, состоит в государствен­но-властном характере их полномочий, что связано с обязатель­ным юридическим закреплением формирования и деятельности этих органов и основанной на этом способности издавать право­вые акты и охранять их от нарушения. Функционирование этого специально созданного государст­венного механизма, этой своеобразной отлаженной «машины» необходимым образом предполагает наличие особого слоя лиц – государственных служащих, основное назначение которых, с учетом сложившегося в классовом обществе разделения труда, в том только и состоит, чтобы управлять. 5. Наличие налогов и займов как особых денежных средств, на которые содержится аппарат управления и принуждения; 6. Государство – единственная в политической системе орга­низация, которая располагает правоохранительными(каратель­ными) органами (суд, прокуратура, милиция, полиция), специально призванными стоять на страже законности и право­порядка; 7. Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, сувере­нитет, территориальную целостность и безопасность; 8. Универсальность государственной власти. Означает, что власть государства распространятся на всех, кто находится на данной территории, полностью охватывает всю территорию данного государства; 9. Один из важнейших признаков государства, так или иначе соприкасающийся со всеми рассмотренными выше и обобщаю­щий некоторые из них, – это тесная органическая связь государ­ства с правом, представляющим собой экономически и духовно обусловленное нормативное выражение государственной воли общества, государственный регулятор общественных отноше­ний; В современных условиях Российскому государству принадле­жит первостепенная роль в утверждении демократии и свободы, стабильности и гражданского мира, согласия и сотрудничества народов страны, в продолжении реформ и переходе к цивилизо­ванному обществу. Успешное претворение этих целей в жизнь неразрывно свя­зано с осуществлением задач укрепления государства, обеспе­чения действенности всех институтов государственной власти в России, наведения правопорядка в самой власти и в стране

Государство и государственная власть.

В структуре современного государства различают пять основных элементов: представительные органы, исполнительно-распорядительные, судебные, органы прокурорского надзора, органы государственного контроля. Существует два основных принципа организации государственной власти. Согласно первому, законодательная, исполнительная и судебная ветви власти должны находиться в одних руках. Согласно другому принципу, разделение властей выражается в четком разграничении законодательной, исполнительной и судебной власти по функциям и составу. Законодательные, исполнительные и судебные институты, будучи независимыми друг от друга, взаимно контролируют друг друга и не допускают сосредоточения власти в одних руках.

Понятия государственной власти. Власть - это возможность и способность осуществлять собственную волю даже вопреки сопротивлению другой стороны (сторон). Отношения власти асимметричны, они предполагают доминирование, господство, которое может быть навязано и насильственно, и принято «добровольно» (под психическим, идеологическим или иным воздействием). Власть всегда содержит элемент принуждения в той или иной, гибкой, почти незаметной, или жёсткой, даже террористической форме.

Особое значение в человеческом обществе имеет не индивидуальная, частная власть, характеризующая зависимость одного лица от другого (например, отношения матери и малолетнего ребёнка), а сознательная, общественная власть, в основе которой лежит существование определенных отношений, коллективов. Эти связи опираются не на персональные отношения, не на кровнородственные связи (как при родоплеменном строе), а на иные факторы. Необходимость сознательной, общественной власти в человеческих коллективах проистекает из их совместной осознанной деятельности, что предполагает разделение поведения, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой.

Особого рода коллектив - современное, государственно-организованное общество той или иной страны. Ему присуща политическая власть. Эта власть является не частной (как в семье) или корпоративной (как в политической партии), а публичной. Она действует от имени всего общества, и даже если представители этой власти заявляют о её классовом характере (Китай, КНДР или Куба), они утверждают, что в конечном счёте такая власть служит коренным, долговременным интересам общества (например, утверждается, что диктатура пролетариата имеет своей целью создать «самое справедливое» социалистическое, а затем коммунистическое общество).

Политическая власть, как правило, получает свое выражение в государственной власти. Лишь в редких случаях бывают другие формы политической власти. Политической (но не государственной) властью была власть Советов в условиях двоевластия в феврале - июле 1917г. в России (она стала государственной в результате революции в октябре 1917г.).

Признаки государственной власти

Государственная власть имеет политический характер, но не всякая политическая власть является государственной.

Существует несколько признаков государственной власти:

1) Государственная власть выступает как официальный представитель общества данной страны. Только она юридически уполномочена действовать от имени всего общества и как таковая применять от его имени в случае необходимости легализованное и в большинстве случаев легитимное принуждение, насилие.

2) Государственная власть обладает верховенством в обществе, она суверенна. Осуществление всех других разновидностей власти может регулироваться государством, правом.

3) Регулируя отношения различных классов, социальных и иных групп, государственная власть выполняет арбитражную роль в обществе, хотя при этом, прежде всего, защищает интересы экономически доминирующих классов и слоёв населения, наиболее влиятельных «групп давления».

4) В отличие от политической, государственная власть в высокой степени формализована, её организация, порядок деятельности детально определяются конституционными нормами, иным законодательством.

5) Государственная власть реализуется специализированным государственным аппаратом (парламент, правительство, суды, милиция (полиция) и т.д.), тогда как политическая власть Советов в условиях двоевластия опиралась на вооруженные отряды, боровшиеся против существования государственной власти.

В федеративном государстве государственной властью обладает не только федерация, но и её субъекты (республики и другие субъекты в составе Российской Федерации и т.д.). Они имеют свои парламенты, правительство иногда - своих президентов (республики в России и Югославии). Однако государственная власть субъекта федерации имеет подчиненный характер. Верховенство принадлежит федерации.

Государственную власть, как власть, выступающую от имени всего общества, следует отличать от власти местного самоуправления, которая также является публичной и политической, но это власть определенной части населения - территориального коллектива в границах той или иной административно - территориальной единицы (округа, района и т.д.).

Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.

Основными признаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики.

Государство выполняет внутренние функции, среди которых — хозяйственная, стабилизационная, координационная, социальная и др. Существуют и внешние функции, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества.

По форме правления государства делятся на монархии (конституционные и абсолютные) и республики (парламентские, президентские и смешанные). В зависимости от формы государственного устройства выделяют унитарные государства, федерации и конфедерации.

Государство

Государство — это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности.

В историческом плане государство можно определить как социальную организацию, обладающую конечной властью над всеми людьми, проживающими в границах определенной территории, и имеющую главной своей целью решение общих проблем и обеспечение общего блага при сохранении, прежде всего, порядка.

В структурном плане государство предстает как разветвленная сеть учреждений и организаций, олицетворяющих три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

Государственная власть является суверенной, т. е. верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой, самостоятельной по отношению к иным государствам. Государство — официальный представитель всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.

Взимаемые с населения и полученные от него займы направляются на содержание государственного аппарата власти.

Государство — это универсальная организация, отличающаяся рядом не имеющих аналогов атрибутов и признаков.

Признаки государства

  • Принудительность — государственное принуждение первично и приоритетно по отношению к праву принуждать других субъектов в пределах данного государства и осуществляется специализированными органами в ситуациях, определяемых законом.
  • Суверенность — государство обладает наивысшей и неограниченной властью по отношению ко всем лицам и организациям, действующим в пределах исторически сложившихся границ.
  • Всеобщность — государство выступает от имени всего общества и распространяет свою власть на всю территорию.

Признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно-территориального деления.

Атрибуты государства

  • Территория — определяется границами, разделяющими сферы суверенности отдельных государств.
  • Население — подданные государства, на которых распространяется его власть и под защитой которого они находятся.
  • Аппарат — система органов и наличие особого "класса чиновников" посредством которых функционирует и развивается государство. Издание законов и правил, обязательных для всего населения данного государства, осуществляется государственным законодательным органом.

Понятие государства

Государство возникает на определенной стадии развития общества как политическая организация, как институт власти и управления обществом. Существуют две основные концепции возникновения государства. В соответствии с первой концепцией государство возникает в ходе естественного развития общества и заключения договора между гражданами и правителями (Т. Гоббс, Дж. Локк). Вторая концепция восходит к идеям Платона. Она отвергает первую и настаивает на том, что государство возникает в результате покорения (завоевания) сравнительно небольшой группой воинственных и организованных людей (племя, раса) значительно превосходящего по численности, но менее организованного населения (Д. Юм, Ф. Ницше). Очевидно, в истории человечества имели место как первый, так и второй способ возникновения государства.

Как уже говорилось, вначале государство являлось единственной политической организацией в обществе. В дальнейшем, в ходе развития политической системы общества, возникают и другие политические организации (партии, движения, блоки и т. д.).

Термин «государство» обычно употребляется в широком и в узком значении.

В широком смысле государство отождествляется с обществом, с определенной страной. Например, мы говорим: «государства, входящие в ООН», «государства — члены НАТО», «государство Индия». В приведенных примерах под государством понимаются целые страны вместе со своими народами, проживающими на определенной территории. Такое представление о государстве доминировало в античности и в Средние века.

В узком смысле государство понимается как один из институтов политической системы, обладающий верховной властью в обществе. Такое понимание роли и места государства обосновывается в период формирования институтов гражданского общества (XVIII — XIX вв.), когда происходит усложнение политической системы и социальной структуры общества, появляется необходимость отделения собственно государственных институтов и учреждений от общества и других негосударственных институтов политической системы.

Государство — основной социально-политический институт общества, ядро политической системы. Обладая суверенной властью в обществе, оно управляет жизнедеятельностью людей, регулирует отношения между различными социальными слоями и классами, отвечает за стабильность общества и безопасность своих граждан.

Государство имеет сложную организационную структуру, которая включает следующие элементы: законодательные учреждения, исполнительно-распорядительные органы, судебную систему, органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы и др. Все это позволяет государству выполнять не только функции управления обществом, но и функции принуждения (институционализированного насилия) в отношении как отдельных граждан, так и больших социальных общностей (классов, сословий, нации). Так, в годы советской власти в СССР были фактически уничтожены многие классы и сословия (буржуазия, купечество, зажиточное крестьянство и др.), политическим репрессиям подвергались целые народы (чеченцы, ингуши, крымские татары, немцы и др.).

Признаки государства

Основным субъектом политической деятельности признается государство. С функциональной точки зрения государство — это ведущий политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий порядок и стабильность в нем. С организационной точки зрения государство — это организация политической власти, вступающая в отношения с другими субъектами политической деятельности (например, гражданами). В таком понимании государство рассматривается как совокупность политических институтов (суды, система социального обеспечения, армия, бюрократия, органы местной власти и т.д.), ответственных за организацию социальной жизни и финансируемых обществом.

Признаки , которые отличают государство от других субъектов политической деятельности, состоят в следующем:

Наличие определенной территории — юрисдикция государства (право вершить суд и решать правовые вопросы) определена его территориальными границами. В этих границах власть государства распространяется на всех членов общества (как обладающих гражданством страны, так и не обладающих им);

Суверенитет — государство полностью независимо во внутренних делах и в ведении внешней политики;

Многообразие используемых ресурсов — государство аккумулирует основные властные ресурсы (экономические, социальные, духовные и т.д.) для осуществления своих полномочий;

Стремление к представительству интересов всего общества - государство выступает от имени всего общества, а не отдельных лиц или социальных групп;

Монополия на легитимное насилие — государство имеет право применять силу, чтобы обеспечивать исполнение законов и наказывать их нарушителей;

Право сбора налогов — государство устанавливает и собирает с населения различные налоги и сборы, которые направляются на финансирование государственных органов и решение различных управленческих задач;

Публичный характер власти — государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных. При осуществлении государственной политики обычно не возникает личных отношений между властью и гражданами;

Наличие символики — государство имеет свои признаки государственности — флаг, герб, гимн, особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава в некоторых монархиях) и т.д.

В ряде контекстов понятие «государство» воспринимают как близкое по значению к понятиям «страна», «общество», «правительство», но это не так.

Страна — понятие прежде всего культурно-географическое. Этот термин обычно употребляется в тех случаях, когда говорят о площади, климате, природных зонах, населении, национальностях, религиях и т.д. Государство — понятие политическое и обозначает политическую организацию той иной страны — форму ее правления и устройства, политический режим и т.д.

Общество — понятие более широкое, чем государство. Например, общество может быть над государственным (общество как все человечество) или догосударственным (таковы племя и первобытный род). На современном этапе понятия общества и государства тоже не совпадают: публичная власть (скажем, слой профессионалов-управленцев) относительно самостоятельна и обособлена от остального общества.

Правительство - только часть государства, его высший распорядительный и исполнительный орган, инструмент осуществления политической власти. Государство — устойчивый институт, вто время как правительства приходят и уходят.

Общие признаки государства

Несмотря на все многообразие видов и форм государственных образований, возникавших ранее и существующих в настоящее время, можно выделить общие признаки, которые в той или иной степени характерны для любого государства. Наиболее полно и аргументированно, на наш взгляд, эти признаки были изложены В. П. Пугачевым.

К числу таких признаков относятся следующие:

  • публичная власть, отделенная от общества и не совпадающая с социальной организацией; наличие особого слоя людей, осуществляющих политическое управление обществом;
  • определенная территория (политическое пространство), очерчиваемая границами, на которую распространяются законы и полномочия государства;
  • суверенитет — верховная власть над всеми проживающими на определенной территории гражданами, их институтами и организациями;
  • монополия на легальное применение силы. Только государство имеет «законные» основания для того, чтобы ограничивать права и свободы граждан и даже лишать их жизни. Для этих целей оно имеет специальные силовые структуры: армию, полицию, суды, тюрьмы ит. п.;
  • право на взимание налогов и сборов с населения, которые необходимы для содержания государственных органов и материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т. д.;
  • обязательность членства в государстве. Человек получает гражданство с момента рождения. В отличие от членства в партии или других организаций, гражданство является необходимым атрибутом любого человека;
  • претензия на представительство всего общества как единого целого и на защиту общих интересов и целей. В реальности же никакое государство или иная организация не в состоянии в полной мере отражать интересы всех социальных групп, классов и отдельных граждан общества.

Все функции государства можно разделить на два основных вида: внутренние и внешние.

При выполнении внутренних функции деятельность государства направлена на управление обществом, на согласование интересов различных социальных слоев и классов, на сохранение своих властных полномочий. Осуществляя внешние функции , государство выступает в качестве субъекта международных отношений, представляющего определенный народ, территорию и суверенную власть.