Функции попечительского совета школы кратко. Что такое попечительские советы, и необходимы ли они школам

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" и Уставом Фонда и определяет порядок формирования и деятельности Попечительского совета Фонда.

1.2. Попечительский совет является органом Фонда, осуществляющим контроль за его деятельностью.

1.3. Попечительский совет осуществляет свою деятельность на общественных началах. Члены Попечительского совета не вправе получать вознаграждение за выполнение возложенных на них функций.

2.1. К компетенции Попечительского совета относится:

1) осуществление надзора за деятельностью Фонда, принятием другими органами Фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств Фонда, соблюдением Фондом законодательства Российской Федерации;

2) рассмотрение отчетов исполнительного органа Фонда;

3) проведение мероприятий, способствующих повышению эффективности деятельности Фонда;

4) организация взаимодействия Фонда с федеральными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с коммерческими и некоммерческими структурами по вопросам деятельности Фонда;

5) предварительное согласование финансового плана Фонда и изменений в него;

6) определение назначения и целей использования дохода от целевого капитала, а также получателей дохода от целевого капитала, срока, на который сформирован целевой капитал, объема выплат за счет дохода от целевого капитала, периодичности и порядка их осуществления в случаях, если договором пожертвования или завещанием не определены указанные условия;

7) предварительное одобрение стандартной формы договора пожертвования, заключаемого с жертвователями при публичном сборе денежных средств на пополнение целевого капитала;

8) утверждение внутреннего документа, определяющего порядок осуществления контроля за выполнением финансового плана некоммерческой организации, в том числе порядок и сроки рассмотрения поступающих жалоб, обращений и заявлений, формы и сроки представления отчетных документов;

9) подготовка предложений о полномочиях Совета по использованию целевого капитала и их представление в высший орган управления Фонда для утверждения;

10) контроль за выполнением финансового плана Фонда и подготовка предложений о внесении в него изменений;

11) иные предусмотренные законом и Уставом Фонда полномочия.

3.1. Учредители утверждают первоначальный состав членов Попечительского совета в составе [количество] членов. В дальнейшем Попечительский совет Фонда формируется за счет кооптации в него новых членов.

3.2. В Попечительский совет могут входить учредители (их представители), инвесторы, представители органов государственной власти и местного самоуправления, [вписать нужное].

Количество членов Попечительского совета не ограничено.

3.3. В Попечительский совет не могут входить лица, входящие в состав органов управления Фонда.

3.4. Попечительский совет возглавляет Председатель, избираемый на первом заседании Попечительского совета большинством голосов сроком на [вписать нужное].

3.5. Председатель Попечительского совета:

Готовит предложения по повестке дня заседания Попечительского совета;

Председательствует на заседаниях Попечительского совета Фонда;

Представляет Попечительский совет Фонда в органах управления Фонда, государственных, общественных и других организациях;

Обеспечивает контроль за реализацией информационной политики Фонда;

- [вписать нужное].

4.1. Члены Попечительского совета вправе:

Участвовать в заседаниях Попечительского совета;

Участвовать в мероприятиях и программах Фонда;

Получать доступ к имеющимся в распоряжении Фонда информационным базам и ресурсам;

Получать консультационную, экспертную и иную помощь, соответствующую целям и задачам деятельности Фонда;

Вносить на рассмотрение органов управления Фонда предложения по вопросам деятельности Фонда;

Требовать отчеты о деятельности Фонда;

Пользоваться защитой своих интересов со стороны Фонда в рамках его правоспособности;

Выносить предложения на Совет Фонда о внесении изменений и дополнений в настоящее Положение;

В любое время прекратить свое членство в Попечительском совете.

4.2. В обязанности членов Попечительского совета входит:

Личное участие в достижении целей и решении задач деятельности Фонда своими финансовыми, техническими и интеллектуальными ресурсами;

Содействие привлечению в Фонд добровольных пожертвований и взносов от граждан и юридических лиц;

Способствование распространению информации о деятельности Фонда;

Оказание всестороннего содействия в реализации программ Фонда;

Осуществление надзорных функций за использованием средств, полученных Фондом на целевые программы;

5.1. Заседания Попечительского совета проводятся по мере необходимости, но не реже [вписать нужное].

5.2. Решение о созыве и проведении заседания Попечительского совета принимается Председателем Попечительского совета по собственной инициативе или по заявлению одного из членов Попечительского совета.

5.3. Члены Попечительского совета извещаются о созыве и проведении заседания Попечительского совета Фонда письменно не позднее чем за [срок] до дня его проведения.

Извещение о созыве и проведении заседания Попечительского совета Фонда осуществляется путем направления заказных писем, телеграмм, телефонограмм, посредством использования средств факсимильной и иной связи.

В данном извещении обязательно должно быть указано:

Время и место проведения заседания Попечительского совета;

Повестка дня заседания Попечительского совета Фонда.

К извещению прилагаются все необходимые материалы, связанные по вопросам повестки дня.

5.4. Заседание проводит Председатель Попечительского совета, а в случае невозможности его присутствия, член Попечительского совета, назначенный Председателем.

5.5. Решения Попечительского совета Фонда принимаются голосованием его членов, каждый из которых имеет один голос.

5.6. Решения по вопросам повестки дня принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов членов Попечительского совета, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена законом или Уставом Фонда.

5.7. Председательствующий на заседании Попечительского совета организует ведение протокола.

Протокол заседания Попечительского совета составляется не позднее трех рабочих дней со дня проведения заседания в двух экземплярах. Оба экземпляра подписываются председательствующим и секретарем заседания Попечительского совета.

5.8. В протоколе заседания Попечительского совета указываются:

Место и время проведения заседания;

Общее количество членов Попечительского совета;

Председатель, секретарь, повестка дня заседания.

В протоколе должны содержаться основные положения выступлений, вопросы, поставленные на голосование, и итоги голосования по ним, принятые решения.

Кто в школе главный известно даже первоклашкам. Конечно, директор. Он - стратег и тактик, на его плечах решение множества организационных вопросов, в том числе - постоянные поиски источников финансирования...

Но разве может один человек быть в ответе за все и всех? Вопрос спорный. Однако, даже самому крепкому администратору не помешают добровольные помощники. Тем более, когда дело касается денег, материальной ответственности. Тот же директор имеет право расходовать лишь бюджетные средства. Но их не хватает на элементарные вещи! Выручает спонсорство, благотворительность. Но тут - темный лес с оформлением, налогами, законностью проведения "сделок"... Здесь и пригодятся помощники - общественные организации, члены Попечительского совета школы.

В прошлом в попечительские советы гимназий и лицеев входили "сильные мира сего" - представители купеческого сословия, дворяне, губернаторы и чиновники высшего ранга. У них была реальная возможность влиять на происходящее в "подшефных заведениях". И содействовали они не только материально - следили за качеством образования, поощряли одаренных детей, привлекали внимание общественности к учебным проблемам.

А что сейчас? Увы, ситуация не такая безоблачная. Крупные организации, серьезные спонсоры, известные деятели обычным школам помогают "со скрипом", финансируют среднее образование вяло. И причина не в том, что не хотят - слишком много нужно преодолеть на этом пути бюрократических препон, формальностей! Купить стулья, парты в классы - и то проблема. Предприниматели ждут, пока будут приняты целевые программы помощи - с льготным налогообложением, продуманной правовой основой. С другой стороны, сами директора школ, администрация часть полномочий общественным советам уступать не спешат. Вот и выходит на деле: попечительские советы превращаются в раздутый родительский комитет, основная цель которого - сбор денег.

Поможем материально

По данным фонда "Общественное мнение", 67% родителей готовы потратить на образование детей серьезные средства. При этом различные суммы регулярно тратит на "школьные нужды" около 90% семей учеников!

Несакционированные поборы - "головная боль" большинства пап и мам. Так, в мае несколько директоров школ и заведующих детских садов были сняты с должностей за систематическое получение взяток. Многие любители "легких" родительских денег получили предупреждения и строгие выговоры.

Но если взносы за поступление в школу или перевод из класса в класс запрещены категорически, то что делать с легализованными сборами - за услуги охранного агентства, "тревожную кнопку", дополнительные занятия? Департамент образования не преклонен: наличные деньги в школе ходить не должны. Во-первых, оборот наличности затрудняет налогообложение. Во-вторых, велик шанс, что часть средств "осядет" по дороге в чьих-нибудь карманах.

Варианты решения проблемы существуют - проводить все платежи через специально созданный фонд или попечительский совет.

Татьяна, мама первоклассника :
"Перед началом учебы провели собрание. Главный вопрос - сбор денег. Раньше было просто: сложились "по рублю", определили, что нужно купить, сдали сумму педагогу - проблемы решены. А сейчас? Средства можно перечислять лишь "безналом" на счет образовательного фонда. Кто поручится, что они пойдут именно на ремонт нашего 1 "В" класса, а не на другое дело?"

Такой вопрос не возник бы, будь в этой школе Попечительский совет.

Простой пример - в школе не хватает компьютеров и учебных пособий по математике или русскому языку. Бюджетными средствами в этом году подобные траты не предусмотрены. Принимается решение: собрать некую сумму денег на школьные нужды. Но денег хватает только на что-то одно - либо на приобретение пособий, либо - компьютеров. Когда в учебном заведении действует попечительский совет, вопрос решается с учетом его мнения. Если же это делает администрация, чиновники, то родителей просто ставят перед фактом.

Что дает мамам и папам создание подобного органа? В первую очередь, гарантию, что средства не будут тратиться бесконтрольно. Он принимает решения, куда конкретно направить деньги, какую сумму.

"Одна из основных задач попечителей - привлекать и распределять дополнительные финансы для образовательных целей. Ключевые слова здесь - "привлекать и распределять" - считает руководитель пресс-службы Департамента образования Москвы А.В. Гаврилов.

Влияем на учебный процесс

Тесное сотрудничество попечительского совета со школьной администрацией не только по финансовым, но по многим другим вопросам, партнерство и полное взаимопонимание!.. Звучит заманчиво, но пока только звучит. Так должно быть. В идеале. На деле же педагоги не хотят подпускать "посторонних" к учебному процессу. Они готовы принимать материальную помощь, но не более: "Мы лучше знаем, чему и как учить своих учеников".

Подобная позиция лишь укрепляет веру родителей: "Ну, конечно, школу не волнует ничего, кроме поборов!" Тупиковая складывается ситуация, ведь обе стороны по-своему правы...

Но выход из нее есть. Необходимо четко, детально определить полномочия попечительского совета, закрепить их юридически.

Во-первых, Попечительский совет должен быть зарегистрирован как автономная от школы организация. Даже если представители школы против, стоит настоять и убедить. Если совет является лишь одним из подразделений школы, он недостаточно самостоятелен. Фактически зависит от администрации. Находится в подчиненном положении.

Во-вторых, все спорные моменты, права и обязанности совета нужно запротоколировать в уставе школы и положении о создании попечительского совета. Между учебным заведением и попечительским советом заключается договор о сотрудничестве.

Устав разрабатывается совместно администрацией и представителями родительского сообщества. В некоторых особо "продвинутых" школах в процесс вовлекаются сами ученики.

Родители, которые не входят в состав попечительского совета, имеют право в любой момент обратиться к его представителям за разъяснениями, помощью или поддержкой. Рассматриваются все поступающие предложения. С самыми интересными знакомят директора школы.

Что может попечительский совет с "расширенными" полномочиями?

  • Контролировать целевое использование средств внебюджетного характера. Пример: с учеников были собраны деньги на озеленение школьных помещений. Попечительский совет имеет право потребовать предоставления чеков из магазинов, пересчитать количество купленных растений.
  • Получать информацию от администрации школы о соблюдении финансовой дисциплины, выполнении государственной программы. Вы можете поинтересоваться не только судьбой собранных вами денег, но и тем, как израсходованы выделенные бюджетные средства.
  • Вносить предложения в план работы школы. То есть, посоветовать педагогу и директору обратить внимание на ту или иную учебную программу. Но окончательное решение - принадлежит не вам.
  • Организовывать разъяснительную работу среди населения, в целях привлечения средств для небюджетного финансирования школы. Сумеете привлечь в качестве спонсора местный завод, магазин или рынок - уменьшатся размеры взносов с родителей.

Вместо резюме

Попечительское движение только начинает шествие по стране. Школы признают - общественные организации нужны. Не возражают и родители. Однако те и другие первый ход делать не спешат. Мамы и папы не до конца понимают преимущества Советов. Администрации школ справедливо полагают, что искусственное насаждение системы попечительства может быть воспринято в штыки, как еще один способ легального вымогания денег.

Государственные чиновники в прогнозах осторожны: чтобы Попечительские советы снова прижились в России, должно пройти время. Начальные пять -десять лет - пробные. Не удивительно, что первый, второй и даже третий блин могут выйти комом.

Окажется ли ваша школа в числе новаторов или выберет политику выжидания - решать только вам.

Решение принято. Группа энтузиастов решила создать Попечительский совет.

Идеальный вариант - проконсультироваться с юристом, который поможет составить все необходимые бумаги.

Хотите быть самостоятельными во всем? Положение о попечительском совете должно содержать следующие пункты:

  • Общие положения. (Задача этого пункта - объяснить значения используемых понятий);
  • Порядок создания Совета (Должен содержать ответы на вопросы: Насколько часто избирается Попечительский совет? Кто и как может вступить в него?)
  • Цели Попечительского совета (Глобально. Например, защита прав школьников, обеспечение представления интересов школы в органах государственной власти и т.д.);
  • Задачи совета (конкретные дела - привлечение средств, совершенствование материально-технической базы, контроль за финансовыми потоками и.т.д.):
  • Права и обязанности (Что обязан делать совет? На какие шаги в отношении администрации и школы, и в целом, он имеет право?).
  • Организационные моменты (Как часто будут проходить заседания Совета, кто является Председателем Совета Попечителей, как оформляется делопроизводство и т.п.).

Тонкий момент

Не путайте два совета - Совет школы и Попечительский совет. Первый состоит из представителей администрации, родителей и учеников в равных долях и решает общественные и административные вопросы.

Записная книжка родителя

На вопросы родителей отвечает руководитель пресс-службы Департамента образования Москвы А.В. Гаврилов.

Я хотела бы иметь возможность общаться с классным руководителем моих детей, преподавателями школы, видеть, в каких условиях занимаются дети. Но в школу, после усиления мер по безопасности, никого не пускают, в учительскую запрещают звонить. Есть ли приказ, ограничивающий доступ родителей в школу? Имею ли я законные основания настоять на своем?

Конечно, запрет звонить в учительскую - это крайность, такого быть не должно. Родитель вправе посетить школу, предварительно договорившись о встрече по телефону или через ребенка. Если вам систематически отказывают, обращайтесь к директору, затем - в окружное управление образования.

Попечительский совет

(англ. guardianship council) - 1) в уголовно-исполнительном законодательстве РФ , создаваемый при воспитательной колонии для оказания помощи администрации в организации учебно-воспитательного процесса и укрепления материально-технической базы, в решении вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства освобождающихся лиц (ст. 142 УИК РФ*). Организация и деятельность П.с. регламентируются Примерным положением о попечительском совете при воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы**. П.с. состоит из представителей гос-ных организаций, общественных объединений и граждан, изъявивших желание работать в П.с. и способных по своим деловым и моральным качествам выполнять задачи, стоящие перед П.с. П.с. создается по решению высшего гос-ного органа исполнительной власти субъекта РФ, который утверждает о П.с. при воспитательной колонии, его состав и председателя. Контроль за деятельностью П.с. осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ и органом местного самоуправления, на территории которого расположена . Члены П.с. в установленном порядке вправе посещать воспитательную колонию, знакомится в пределах своей компетенции с ее деятельностью, встречаться с осужденными, проводить с ними беседы, содействовать своевременному и правильному рассмотрению их заявлений и жалоб. О выявленных недостатках в работе воспитательной колонии председатель П.с. ставит в известность администрацию колонии и вносит предложения по их устранению. Вмешательство в оперативно-розыскную деятельность воспитательной колонии не допускается;

2) контрольный и (или) надзорный орган в фондах и некоторых др. некоммерческих организациях. Напр., в негосударственном пенсионном фонде П.с. -орган, осуществляющий контроль за деятельностью фонда и защиту интересов вкладчиков и участников фонда. В соответствии со ст. 31 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»** порядок формирования и полномочия П.с. определяются уставом фонда и положением о П.с, утверждаемым советом фонда. В П.с. фонда включаются полномочные представители вкладчиков и участников, которым при принятии решений принадлежит не менее половины голосов. Члены П.с. исполняют свои обязанности безвозмездно. В некоторых некоммерческих организациях функции П.с. выходят за пределы контрольной и надзорной деятельности. Напр., П.с. общеобразовательного учреждения является формой самоуправления такого учреждения. Согласно Примерному положению о попечительском совете, общеобразовательного учреждения, утвержденному постановлением Правительства РФ от 10.12.1999 г. № 1379, П.с: содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития такого учреждения; содействует организации и улучшению условий труда педагогических и др. работников; содействует организации конкурсов, соревнований и др. массовых внешкольных мероприятий; рассматривает др. вопросы, отнесенные к его компетенции уставом общеобразовательного учреждения.


Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

    Попечительский совет - (англ. guardianship council) 1) в уголовно исполнительном законодательстве РФ орган, создаваемый при воспитательной колонии для оказания помощи администрации в организации учебно воспитательного процесса и укрепления материально технической базы … Энциклопедия права

    ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ ФОНДА - см. Фонд … Юридический словарь современного гражданского права

    Лесной попечительский совет - Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия

    СОВЕТ ФОНДА, ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ - орган фонда, который осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет… … Большой бухгалтерский словарь

    попечительский - см. попечитель; ая, ое. Попечи/тельский совет детского дома … Словарь многих выражений

    Российский совет по международным делам - (РСМД) Тип неко … Википедия

    Учёный совет - Учёный совет постоянно действующий выборный представительный орган вуза, научно исследовательской организации или объединения ученых, занимающийся решением стратегических вопросов развития вуза, организации, территории на которой он… … Википедия

    Ученый совет - Учёный совет постоянно действующий выборный представительный орган вуза, занимающийся решением стратегических вопросов его развития. В России Формирование учёного совета для государственных и муниципальных высших учебных заведениях является… … Википедия

    Международные стандарты финансовой отчётности - (МСФО) Международные стандарты бухгалтерского учета (МСБУ), список действующих в настоящее время стандартов Применение международных стандартов финансовой отчётности в различных странах, IFRS, IAS Содержание Содержание Раздел 1. Применение и… … Энциклопедия инвестора

    Вольное дело - Фонд поддержки социальных инноваций «Вольное дело» одна из крупннейших благотворительных организаций в России, основанная предпринимателем Олегом Дерипаска для реализации благотворительных проектов. Первые благотворительные проекты,… … Википедия

Книги

  • Журнал директора школы , . Журнал директора школы Содержание Рекомендации по работе с журналом Краткий анализ работы за прошедший учебный год и задачи на новый... Распределение обязанностей. Циклограмма работы школы… Купить за 378 руб
  • Как создать попечительский совет школы и организовать его деятельность , Вифлеемский Анатолий Борисович. Издание посвящено актуальным в современных условиях реформирования системы образования и развития общественно-государственного управления образованием вопросам создания и организации…

Попечительский совет - что это такое? Определение термину дают Уголовно- исполнительный кодекс РФ и некоторые другие нормативные документы. Родители школьников, люди, чьи дети оказались в воспитательных учреждениях, а также работники таких организаций должны иметь представление о том, что совет собой представляет. Это поможет вести деятельность в соответствии с актуальными законами.

Уголовный кодекс: определение

Попечительский совет - что это такое? УК РФ предлагает так охарактеризовать этот термин: орган, который формируют при некой колонии для содержания и воспитания осужденных. Главная задача ПС - помогать с административными вопросами, связанными с деятельностью колонии, а также укреплять материальную базу. ПС может решать задачи социальной защиты подопечных, заниматься трудоустройством освобождающихся, их бытовой самореализацией.

Закон о попечительском совете такого плана - это 142-я статья УК РФ. Внутри создают положение. Оно будет регулировать работу ПС.

Кто, что и как

В колонии состав попечительского совета - это работники госинстанций, активисты, изъявившие желание попробовать себя в этой сфере, лица от общественных организаций. Сюда выбирают только тех, чьи моральные, деловые особенности личности позволяют справиться с поставленными перед ПС задачами.

Создание ПС - область ответственности специализированной госинстанции. Она же занимается утверждением положения, выбирает состав. Высшая исполнительная власть страны решает, кому достанется должность "председатель попечительского совета". А вот контролировать работу ПС и его руководителей будут местные органы.

Члены совета регулярно могут посещать подопечных, знакомиться со внутренней «кухней», беседовать с содержащимися в колонии подсудимыми и контролировать вопросы справедливости. В частности, при наличии жалоб именно члены совета могут продвинуть их так, чтобы рассмотрение произошло быстро и корректно. Если в ходе такой работы удается обнаружить недостатки функционирования колонии, председатель совета направляет запрос в администрацию, формулирует предложения, направленные на улучшение ситуации. В то же время в оперативную работу колонии, розыск ПС не имеет права вмешиваться.

ПС: какими еще бывают

Описанный вид ПС - далеко не единственный. Подобные органы создаются в самых разных некоммерческих организациях, фондах. Так, обязательно функционирует ПС в пенсионном фонде. Он контролирует, как организация работает, встает на защиту интересов участников. Закон, регулирующий деятельность попечительского совета в ПФ, называется «О негосударственных пенсионных фондах». ПС рассматривается в 31-й статье. В ней описано, как такой совет формируют, откуда берут участников и кого назначают руководителем.

Попечительский совет ПФ - это объединение лиц, представляющих интересы участников, вкладчиков. Чтобы решение было принято, необходимо не менее половины голосов в пользу конкретного варианта. В то же время участники ПС не получают оплату за свой труд в этом органе.

Ряд особенностей

В разных организациях план работы попечительского совета, равно как и специфика рабочего процесса, отличны. Так, в одном случае ПС занимается только надзором, контролем, но в другом будет иметь гораздо более широкие функции. Самый простой пример - это попечительский совет в школе. Здесь ПС - это вид самоуправления. Еще в 1999 году правительство страны установило примерное положение для ПС школы. Если изучить его, можно заметить, что орган:

  • помогает привлекать внебюджетные средства на развитие школы;
  • помогает улучшать условия работы;
  • организует конкурсы, соревнования, иные мероприятия;
  • занимается вопросами в области компетенции.

Сначала принимается положение о попечительском совете, и лишь на его основе создается непосредственно ПС. В некоммерческой организации для этого нужно организовать собрание всех акционеров, в ходе которого (это мероприятие должно быть запротоколировано и зарегистрировано по правилам документооборота) принимают решение о том, как создать ПС и как он будет работать.

ПС - это коллегиальный орган, что означает, что в его составе должно быть пять и более участников. При вынесении некоего вопроса в попечительский совет каждый из членов сообщает свои рекомендации. Обычно вопросы напрямую связаны с актуальными для собрания акционеров.

Что рассматривают:

  • ликвидация, реорганизация;
  • изменение устава;
  • изменение инвестируемой, резервируемой доли от получаемых доходов.

Кто проводит заседание попечительского совета? Обычно это люди, которые безвозмездно ведут такую деятельность, то есть не получают вознаграждения за свою работу. Что касается состава, то в общем случае три четверти голосов в ПС принадлежат застрахованным, участникам, вкладчикам организации. Впрочем, это могут быть не лично сами люди, а их официальные представители.

ПС: терминология

Попечительство позволяет эффективно защищать права, интересы, а также обеспечить опеку над незащищенной категорией граждан.

Попечителями называют тех, кто выбран в официальном порядке.

В некоторых учреждениях руководителей называют именно попечителями.

Также есть специальное звание, которое могут присвоить гражданину - и тогда он становится попечителем. Наконец, это те, кто руководят ПС или принимают в нем участие.

Нормативное регулирование ПС в России осуществляется на базе принятого в 1999 году закона под номером 1134. Из него следует, что образовательные учреждения должны иметь попечительские советы в обязательном порядке. Такие органы будут контролировать, как работает организация, а также следить за целевыми взносами, пожертвованиями на добровольной основе. Задача ПС - следить, чтобы все деньги пошли на нужды непосредственно образовательного учреждения, а не на сторонние цели.

Ответственность: на всех и каждом

Даже первоклассник знает, что в школе самый главный человек - это директор. Его задача - выбирать стратегию развития учебного заведения, обеспечивать финансирование. Но всего лишь один человек не в силах справиться с большой организацией. Поэтому и появилась идея попечительских советов, оказывающих помощь руководителю образовательного учреждения на безвозмездной основе. Как принято говорить, разделяй и властвуй. Здесь этот принцип нашел себе отражение в полной мере - разделяя власть между собой и активистами, главный управленец с большим успехом решает даже сложные задачи.

Положение о попечительском совете позволяет ввести в рабочую практику самоуправление как эффективный метод повышения качества оказываемых учреждением услуг. ПС получает некоторые управленческие полномочия, что реализует государственную практику общественного управления. Конечно, к такому прибегнет только грамотный директор, способный оценить все преимущества этого метода. На примере многочисленных образовательных учреждений, организовавших ПС, ясно, что здесь бюджетные деньги тратятся более эффективно, а само учреждение быстрее получает независимость: финансовую, хозяйственную.

Некоторые нюансы

Определенные сложности связаны с такой ситуацией, когда в образовательном учреждении создают ПС, но в качестве юридического лица ничего не регистрируется. Это означает, что любые средства, поступающие из разных источников, направляют в школу, даже если совет имеет собственный счет. Доходы, расходы будут отражены в школьной смете, что приведет к плохим последствиям. Второй вариант - «черный нал». Он выглядит еще хуже.

Чтобы найти выход из ситуации, нужно не просто сформировать ПС в образовательном учреждении, но также открыть новое юридическое лицо, ему соответствующее. Оно будет самостоятельным, классифицироваться как некоммерческая организация. Прибыль, получаемая ПС, не распределяется между участниками, но направляется на улучшение положения школы, для которой ПС работает.

В форме юридического лица ПС аккумулирует деньги, ни перед кем извне не неся за них отчет. Когда внебюджетные источники находятся под контролем такого юридического лица, к ним не имеют доступа чиновники, что полностью уничтожает вероятность нелегальных махинаций. А таковые имеют место очень часто, если местное самоуправление пытается сократить расходы на общеобразовательное учреждение: оно просто вписывает средства, получаемые из источников вне бюджета, как прибыль школы, и объявляет, что учебное заведение всем обеспечено. Конечно же, мечтать о грантах тут не приходится.

Выгода для родителей

Почему ПС в школе полезен не только директору, но и родителям всех детей, обучающихся в заведении? Они получают гарантию целенаправленной траты собранных ими средств. Это означает, что именно обыватели будут контролировать, куда и как направляются деньги. Попечители работают с родителями всех школьников, а собранные средства отправляют строго на образовательные задачи.

ПС должен тесно сотрудничать с администрацией школы, но он не подчиняется ей, а контролирует работу управленцев. Это затрагивает не только финансовые аспекты, но и ряд иных вопросов. Чтобы работа была максимально результативной, важно наладить взаимодействие без конфликтов, основываясь на идеях партнерства. При этом родители через совет попечителей могут принять участие в организации образовательного процесса и в решении проблем школы.

ПС: не только для общеобразовательных!

Одна из важных задач ПС - поддержка образовательной программы. Если речь идет об учреждении, где дают дополнительное образование, тогда ПС контролирует, чтобы малообеспеченные одаренные дети могли получить самое лучшее. Активисты организовывают кружки, секции, проводят мероприятия спортивные, культурные, направленные, с одной стороны, на привлечение внимания общественности к проблемам, с другой - дающие детям возможность показать себя. ПС также обеспечивает правовую защиту образовательного учреждения, его учеников, учителей, может принимать участие в организации летнего отдыха школьников и преподавателей.

ПС: кого включить в состав

Практика показывает, что наиболее эффективны такие ПС, в составе которых есть бизнесмены. Хорошие результаты показывают советы, включающие в себя местных чиновников, работающих в областях, смежных со сферой деятельности организации. А вот «знаменитостей» рекомендовано по возможности не включать. Такие выводы были сделаны в ходе исследования, организованного фирмой «Процесс-Консалтинг» и центра «Гарант».

Надо сказать, что в последние годы многое изменилось. Если лет 7-8 тому назад в ПС довольно часто включали знаменитостей, реальной пользы делу от которых не было, то в последние годы подобная практика сошла на нет. Но многое зависит от особенностей конкретного фонда. Самый яркий пример - это фонд, председателем которого является президент страны. Это созданная в помощь инвалидам организация «Соединение». Она была сформирована с участием государства. Советов есть три. Один осуществляется управление и является высшим органом, другой - ПС, третий - экспертный, решающий вопросы финансирования.

Когда ПС работает эффективно?

Как говорят эксперты, наилучшую эффективность ПС показывает тогда, когда состав членов сбалансирован. Это означает, что должны быть такие лица, которые будут представлять организацию, учреждение в обществе, те, у кого налажены связи с бизнесом, а также люди, через которых можно работать с государственными инстанциями. Не обойтись без активиста, который бы двигал ПС и через него саму организацию вперед. Этот человек должен привлекать заинтересованных, из которых можно создать коллегиальный орган. Как говорят аналитики, если удалось подобрать такого активного участника удачно, он точно сформирует авторитетный ПС.

У совета должно быть ядро, способное активно работать, но есть и пассивный запас. Это те члены, которые в реальной работе участия принимают минимум. Активное ядро берет на себя взаимодействие со СМИ, планирование стратегий развития учреждения. Активисты обязательно участвуют во всех мероприятиях в своей области.

Обмен опытом и новые возможности

Многие рекомендуют по возможности привлекать к ПС иностранных граждан. Это необходимо тем учреждениям, которые планируют в будущем работать с иностранными юридическими лицами. Привлекая заранее таких людей, можно получить бесценный опыт работы в аналогичной сфере в другой стране из первых рук.

Между прочим, не стоит думать, что такое условие работает только для крупных некоммерческих организаций. Даже ПС при самой обычной школе на периферии России получает большую выгоду, если заинтересует в своей работе иностранного гражданина. Вероятно, удастся наладить достаточно прочные связи и вывозить школьников на экскурсии и обучающие программы в ту страну, откуда приехал человек. Можно наладить программу языкового обмена, а все преимущества декларировать в специальной программе развития, на которую запросить грант у администрации населенного пункта.

УТВЕРЖДАЮ ПРИНЯТО приказом образовательного решением общего собрания учреждения родительского комитета "__" _______ 200_ г. "__" ________ 200__ г. Директор: __________ Председатель _________

1. Общие положения

1.1. Попечительский совет при образовательном учреждении является органом самоуправления образовательного учреждения (далее - Учреждение) и создается для оказания содействия в организации уставной деятельности образовательного учреждения, его функционирования и развития, осуществления общественного надзора за финансово-хозяйственной деятельностью Учреждения и укрепления его материально-технической базы.

1.2. Попечительский совет не является юридическим лицом.

1.3. Попечительский совет действует на основании Положения о Попечительском совете, утвержденного приказом директора образовательного учреждения.

1.4. Порядок формирования, полномочия и организация деятельности Попечительского совета определяются Уставом Учреждения и Положением о Попечительском совете. Положение о Попечительском совете определяет задачи, функции и права Попечительского совета.

1.5. Настоящее Положение и деятельность Попечительского совета не могут противоречить действующему законодательству Российской Федерации и уставу образовательного учреждения.

1.6. Попечительский совет осуществляет тесное взаимодействие с Советом образовательного учреждения и его учредителями, но не вправе вмешиваться в текущую оперативно-распорядительную деятельность Учреждения. Решения Попечительского совета носят рекомендательный и консультативный характер.

2. Цели и задачи Попечительского совета

2.1. Основной целью Попечительского совета является содействие функционированию и развитию образовательного учреждения.

2.2. В своей деятельности Попечительский совет решает следующие задачи:

Содействует объединению усилий организаций и граждан в осуществлении финансовой, материальной и иных видов поддержки образовательного учреждения;

Содействует формированию финансового фонда образовательного учреждения;

Содействует совершенствованию материально-технической базы образовательного учреждения, благоустройству его помещений и территории;

Содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития образовательного учреждения;

Принимает участие в формировании заказа на виды и уровни образовательных услуг, предлагаемых обучающимся;

Оказывает образовательному учреждению различного рода помощь нематериального характера (интеллектуального, правового, культурного, информационного и т.п.);

Содействует организации и улучшению условий труда педагогических и других работников образовательного учреждения;

Содействует организации конкурсов, соревнований и других массовых внешкольных мероприятий образовательного учреждения;

Устанавливает стипендии для отдельных категорий обучающихся и воспитанников;

Содействует оказанию финансовой помощи социально незащищенным категориям детей при получении платных дополнительных образовательных услуг, дополнительной дотации на питание, приобретение учебной литературы, школьных принадлежностей и других видов необходимой помощи;

Содействует развитию международных связей образовательного учреждения, взаимодействию с организациями, осуществляющими деятельность в сфере образовательных и информационных технологий, а также оказывает содействие в области детского туризма и выделении средств для международного культурного обмена, в том числе профессионального;

Рассматривает другие вопросы, отнесенные к компетенции Попечительского совета Уставом образовательного учреждения.

3. Компетенция Попечительского совета

3.1. Для реализации возложенных на него целей и задач Попечительский совет вправе:

Самостоятельно формировать состав на основе добровольного объединения представителей организаций, объединений, граждан для решения поставленных задач;

Привлекать спонсорские материальные средства, а также услуги и помощь иного характера с целью содействия функционированию и развитию образовательного учреждения;

Выходить с предложением к организациям и частным лицам, родителям обучающихся об оказании посильной помощи образовательному учреждению;

Принимать решения о направлении привлеченных средств на цели образовательного процесса и утверждать соответствующую смету расходов;

Способствовать целесообразному расходованию бюджетных средств, выделяемых на содержание Учреждения, а также средств, передаваемых Учреждению гражданами и юридическими лицами в качестве добровольных пожертвований и даров. В случае их нецелевого использования и расходования информировать об этом органы, осуществляющие контроль за деятельностью Учреждения;

Периодически заслушивать отчеты руководства образовательного учреждения о реализации принятых Попечительским советом решений;

Знакомиться с перспективой развития образовательного учреждения, заслушивать отчеты о реализации программ развития Учреждения на данном этапе, предлагать соответствующие коррективы;

Заслушивать предложения других органов управления Учреждения по совершенствованию и развитию образовательного учреждения;

Вносить предложения в Совет образовательного учреждения по вопросам совершенствования его деятельности в сфере образования, культуры, обслуживания населения, укрепления кадрового состава Учреждения и развития его материально-технической базы;

Принимать участие в конференциях, совещаниях, семинарах, а также выступать в средствах массовой информации по вопросам предоставления Учреждением услуг в сфере образования;

Участвовать в проверке деятельности Учреждения.

3.2. О выявленных недостатках в работе Учреждения председатель Попечительского совета ставит в известность орган самоуправления образовательного учреждения, в компетенции которого находится принятие локальных актов образовательного учреждения, государственные органы, осуществляющие контроль за деятельностью Учреждения, а также вносит предложения по их устранению.

3.3. На ежегодном собрании по итогам года Попечительский совет образовательного учреждения представляет отчет о проделанной работе. Собрание проводится на основе гласности с привлечением представителей Совета образовательного учреждения, родительского комитета, педагогического совета, а также других организаций и лиц, заинтересованных в совершенствовании деятельности и развитии образовательного учреждения.

3.4. Председатель Попечительского совета устанавливает связь со средствами массовой информации о деятельности Совета.

4. Организация и порядок деятельности Попечительского совета

4.1. Попечительский совет создается на весь срок деятельности Учреждения или на срок, определяемый Уставом образовательного учреждения.

4.2. Члены Попечительского совета исполняют свои обязанности безвозмездно и без отрыва от основной деятельности.

4.3. Попечительский совет действует на основе гласности и равноправия его членов.

4.4. Состав Попечительского совета формируется на добровольных началах из родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся, представителей организаций, объединений, граждан, оказывающих Учреждению постоянную финансовую, материальную, правовую, организационную, информационную и иную помощь.

В состав Попечительского совета могут входить учредители, представители органов государственной власти Российской Федерации и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления, средств массовой информации и юридических лиц независимо от форм собственности, а также граждане, изъявившие желание работать в Попечительском совете и способные по своим деловым и моральным качествам выполнять задачи, стоящие перед ним.

4.5. Членами Попечительского совета могут быть совершеннолетние граждане Российской Федерации и других государств.

4.6. Первый состав Попечительского совета утверждается решением органа самоуправления образовательного учреждения, в компетенции которого находится принятие локальных актов образовательного учреждения. В состав Попечительского совета входит не менее 5 (пяти) членов. Директор образовательного учреждения в обязательном порядке входит в члены Попечительского совета.

4.7. Попечительский совет возглавляет председатель, обладающий организационными и координационными полномочиями. Председатель и заместитель председателя ежегодно избираются на первом заседании Попечительского совета большинством голосов при открытом голосовании по согласованию с Советом образовательного учреждения.

4.8. Оперативное руководство и организация деятельности Совета осуществляются председателем, а в его отсутствие - заместителем.

4.9. Председатель Совета организует работу Совета, ведет заседания Совета, выносит на рассмотрение Совета предложения о планах его работы и времени заседаний. Заместитель председателя Совета в отсутствие председателя Совета выполняет его функции.

4.10. На первом ежегодном заседании Попечительского совета назначается секретарь. В обязанности секретаря входит организация заседаний Совета в соответствии с настоящим Положением, осуществление непосредственной работы по подготовке и ведению текущей документации Совета, оформление и рассылка решений Совета, подготовка отчетов о работе Совета за год и предложений по плану и графику работы Совета на следующий год.

4.11. Заседание Попечительского совета считается правомочным, если в нем присутствует большинство его членов. Решения Попечительского совета принимаются путем открытого голосования большинством голосов присутствующих на заседании членов Попечительского совета. В случае равенства голосов "за" и "против" решающим является голос председательствующего.

4.12. Решения Попечительского совета оформляются протоколами, которые подписываются председательствующим и секретарем, ведущим протокол заседания.

4.13. Совет образовательного учреждения предоставляет Попечительскому совету место для хранения установленной документации.

4.14. Новые представители могут быть приняты в Попечительский совет только при условии, что за их кандидатуры проголосовало более половины присутствующих на заседании членов Попечительского совета. Вопрос об исключении из числа Попечительского совета его членов принимается на заседаниях Совета в порядке, определенном настоящим Положением. Совет образовательного учреждения может обратиться к председателю с рекомендацией об исключении из состава Попечительского совета.

4.15. Решения Попечительского совета принимаются на его заседаниях, проводимых ежеквартально согласно плану работы. Внеочередные заседания могут быть созваны его председателем по мере необходимости по требованию членов Попечительского совета. В период между заседаниями руководство Попечительским советом осуществляет председатель.

4.16. В работе Попечительского совета с правом совещательного голоса могут принимать участие приглашенные представители органов образовательного учреждения, различных организаций, обществ, движений, деятели культуры и науки.

5. Ответственность Попечительского совета

5.1. Попечительский совет несет ответственность в соответствии с действующим законодательством и уставом образовательного учреждения.

6. Заключительные положения

6.1. Изменения и дополнения в настоящее Положение принимаются решением Совета образовательного учреждения.

6.2. Принятие решения о прекращении деятельности Попечительского совета относится к компетенции органа самоуправления образовательного учреждения, в компетенции которого находится принятие локальных актов образовательного учреждения.

6.3. Деятельность Попечительского совета может быть также прекращена по решению Попечительского совета путем открытого голосования 2/3 голосов всех членов Попечительского совета.