Современные проблемы науки и образования. Мнение: у разных поколений мигрантов свои проблемы с ассимиляцией в ЕС Отношение к мигрантам в разных странах

Для достижения поставленной цели исследования нами был проведен опрос жителей города Орла, студентов ОГУ и мигрантов, приехавших в наш город, по специально разработанной анкете.

Цель опроса - определить уровень взаимоотношений между мигрантами и местным населением Орловской области.

В ходе исследования было опрошено 58 человек.

Причиной приезда в наш город 4% мигрантов стали притеснения на территории их бывшего проживания, основанием приезда 20% переселенцев стали материальные трудности, которые они хотят решить на территории нового региона, еще у 20% - необходимость устройства на работу, у 13%-военные действия в том, регионе, откуда они приехали, у 4% - угроза жизни, у 27% - обучение (студенты). Причиной приезда 4% мигрантов стало состояние здоровья, 7% вернулись на историческую родину.

В ходе исследования было выявлено, что большинство (56%) опрошенных из числа местных жителей относятся к приехавшим мигрантам нейтрально, 24% - дружелюбно, 6% - недоверчиво, 6% - с опаской, 4% - с неприязнью, 4% - всегда готов (ва) помочь.

В свою очередь, 56% опрошенных переселенцев на вопрос «Как Вы относитесь к местному населению» ответили, что «уважительно», «недоверчиво» - 22%, «с опаской» - 18%, «нормальное (обычное) отношение» - 4%.

На вопрос «С каким отношением Вы столкнулись со стороны местного населения» 49% опрошенных мигрантов ответили «безразличие», 7% - «угрозы, враждебное», 9% - «агрессивные действия», 4% - «сочувствие», 24% - «стремление помочь», «обычные» - 4%, «доброжелательное» - 2%.

38% респондентов из числа местного населения сказали, что им легко общаться с мигрантами, 16% ответили, что испытывают трудности в общении, 46% опрошенных ответили, что им легко общаться с мигрантами, но в любой момент могут возникнуть трудности.

В свою очередь, на вопрос «Легко ли Вам общаться с Вашими соседями из числа местного населения» 56% опрошенных переселенцев ответили «да», 16% - «нет», 24% сказали, что «бывают трудности», 4% - «нет, но в любой момент могут возникнуть трудности».

На вопрос «Были ли у Вас конфликты с мигрантами» 28% опрошенных местных жителей ответили «да», 72% - «нет».

Большая часть опрошенных мигрантов ответили, что с местным населением города у них никогда не было конфликтов (71%), 29% - ответили, что конфликты были.

Среди причин конфликтов можно выделить следующие: конфликты на национальной почве (7% местных жителей и 61% мигрантов), из-за недостатка рабочих мест (14% и 0%), из-за культурных различий (43% и 15%), из-за неуважительного отношения (93% и 38%).

Большинство опрошенных мигрантов (93%) имеют друзей из числа местного населения, и всего 7% ответили отрицательно.

Из числа же местных жителей 70% опрошенных имеют знакомых из числа мигрантов, 30% - нет.

Большая часть опрошенных переселенцев сказали, что местное население города оказывало им когда-либо помощь (60%), в основном это моральная (12%), материальная (13%) поддержка, помощь в устройстве на работу (7%), помощь в адаптации, освоении культуры (3%). Однако 40% опрошенных переселенцев ответили, что местное население никогда не оказывало им помощь.

На вопрос «От кого в основном Вы получали помощь, поддержку» мигранты дали следующие ответы: «государственные или муниципальные органы власти» - 13%, «федеральная миграционная служба по Орловской области» - 24%, «учреждения системы социальной защиты населения» -16% о, «друзья, знакомые» - 67%), «местное население» - 20%, «общественные организации» - 2%.

Большинство опрошенных горожан (48%) оценивают отношение к переселенцам со стороны местного населения города как безразличное, 10%) - как недружелюбное, враждебное, 2% ответили «с сочувствием», 40%> - затруднились ответить.

Респонденты выделили следующие положительные черты в присутствии мигрантов в их городе: «работают там, где не хочет работать местное население» - 46%, «привносят этническое и культурное разнообразие» -16%, «привозят в город дешевые товары и продукты» - 6%, «пополняют население города молодыми энергичными людьми» - 6%, помогают решать демографические проблемы» - 6%. Однако 30% опрошенных не видят ничего положительного в присутствии мигрантов в городе.

На вопрос «Что отрицательного Вы видите в приезде мигрантов?» респонденты дали следующие ответы: «занимают рабочие места, нужные населению» - 34%, «растет преступность» - 28%), «торгуют некачественными товарами и продуктами» - 20%, «ничего» - 18%), «понижают уровень зарплаты, соглашаясь на самую низкую» - 14%, «от них антисанитария» -10%, «повышаются цены на жильё» - 2%.

Большинство опрошенных считают, что мигранты должны селиться там, где есть свободное жилье, дефицит рабочей силы (34%), 30% считают, что приехавшие должны иметь возможность свободного выбора места жительства, по мнению 26% опрошенных, мигранты должны селиться в специальных поселениях, отдаленных районах, 8% респондентов ответили, что мигрантов надо возвращать обратно, нигде не принимать, и всего лишь 2% опрошенных сказали, что мигрантов надо селить в сельской местности нашей области и 2% - «в нашем городе». По мнению большинства опрошенных, чаще всего в их город мигранты приезжают из Закавказья и Северного Кавказа (54%), из других регионов России - 24%, из стран СНГ и Балтии - 22%, из дальнего зарубежья - 8%.

Наибольший негатив у местных жителей вызывают цыгане (64%) и лица кавказской национальности (42%). 8% опрошенных отрицательно относятся к китайцам, 10% - к азербайджанцам, 4% - к украинцам, 2% опрошенных относятся негативно ко всем мигрантам, кроме русских, 2% - к афроамериканцам, 2% респондентов ответили, что ко всем мигрантам относятся отрицательно, и только 14% ответили, что положительно относятся ко всем мигрантам.

На вопрос, «Какие мигранты, по Вашему мнению, заслуживают помощи, сочувствия» респонденты дали следующие ответы: «все беженцы, пострадавшие в результате стихийных бедствий, военных действий, терактов» - 48%, «только русские беженцы» - 6%, «мигранты из СНГ, Балтии, русскоязычные» - 8%, «только выходцы из России» - 12%, «старики, женщины, дети» - 24%, «никакие» - 4%, «все» - 8%, «все, кто не нарушил законов» - 6%, все, кто был вынужден переехать» - 2%.

На вопрос «Что Вы можете предложить для улучшения взаимоотношений между мигрантами и местным населением» были даны следующие ответы (вопрос был открытый): «терпимее относиться друг к другу» - 4%, «уважать друг друга, традиции друг друга» - 10%, «проводить совместные мероприятия, встречи» - 6%, «знакомить мигрантов с обычаями, традициями местных жителей» - 6%, «улучшить положение местного населения» - 2%, «введение дополнительных ограничений для мигрантов» -2%, «сбалансировать количество мигрантов и местного населения» - 2%, «ничего» - 12%, затруднились ответить - 50% и т.д.

Итак, по результатам опроса можно сказать, что отношение местного населения города Орла к мигрантам достаточно сдержанное. Оно, прежде всего, зависит от национальности переселенцев. В основном сочувствие вызывают русские мигранты, украинцы, все беженцы, пострадавшие в результате стихийных, военных действий, а наибольший негатив - цыгане и лица кавказской национальности, что, скорее всего, обусловлено определенными стереотипами по отношению к данным переселенцам.

Социально-экономическое благополучие позволяет поддерживать мигрантам свой статус на адекватном уровне, прямо влияет на жизнедеятельность и жизнеобеспечение, является показателем социального самочувствия. А без наличия социальных связей невозможна интеграция в местное сообщество.

В качестве важного условия адаптации мигранта на новом месте является отношение со стороны принимающего социума, которое невозможно без толерантного сознания и культуры толерантности.

Важное место в процессе интеграции мигрантов занимает наличие социальных контактов. Наличие друзей или знакомых из числа местных жителей, выступает фактором, снижающим влияние негативного отношения.

К числу важнейших способов интеграции мигрантов в местное сообщество также относится степень участия мигрантов в общественных структурах общества приема. Вхождение в данные структуры позволит переселенцам полноценно участвовать в жизни общества, высказывать свою точку зрения более активно, наравне с местными жителями быть ответственными за принятие решений, касающихся жизни в регионе, научить местных жителей слышать мнение переселенцев, находить пути, устраивающие как коренное население, так и приезжих.

Чувство принадлежности к данной территории и возможность реализации себя в равных условиях с гражданами местного сообщества выступает стимулирующим фактором в оптимизации отношений между местным населением и мигрантами.

На процесс интеграции мигранта оказывают действие следующие компоненты:

* первый компонент - правовой (законодательное закрепление политики интеграции, получение регистрации, гражданства, прописки, приобретение нового социального статуса). Практическая работа в рамках данного компонента осуществляется федеральными и территориальными органами миграционной службы, паспортно-визовыми службами и другими учреждениями управления внутренних дел. Завершением практического осуществления мероприятий в рамках данной составляющей является приобретение статуса гражданина российской Федерации - жителя Орловской области с присущими ему правами и обязанностями.

Второй компонент - социально-экономический (предоставление ссуд, финансовой и натуральной помощи, предоставление или содействие в приобретении жилья, помощь в трудоустройстве). Реализация мероприятий данного компонента находится в ведении как миграционных служб, так и муниципальной власти в лице учреждений социальной защиты населения, центров занятости, общественных переселенческих организаций и фондов. Данный компонент предусматривает создание экономической основы для жизнедеятельности мигранта в новом обществе. От наличия средств к существованию, получаемым в результате трудовой деятельности или социальных выплат, до всего, что связано с удовлетворением потребностей в еде, одежде, жилье, заботе о здоровье, приобретении специальности, получении образования.

Третий компонент - социальный (взаимодействие и взаимоотношения с местным населением, социальные связи, культурное и социальное просвещение, включение в общественные организации и структуры, осуществление совпадения ожиданий мигрантов и местного сообщества). Данный компонент целиком и полностью реализуется, с одной стороны, местным сообществом, а с другой самим мигрантом. Это социальные контакты - их частота, характер и длительность, достижение адекватного социального статуса, выполнение социальных ролей, взаимозависимость социального поведения, идентификация себя с социальной группой, взаимодействие в рамках общественных структур, владение языком, культурное разнообразие. При этом данный компонент обязателен как для местного населения, так и для мигрантов.

Для социальных работников объектом приложения их профессиональных знаний становится работа в миграционных службах, которые сотрудничают со службами социальной защиты, социального обслуживания и здравоохранения, социально-эпидемиологическими службами.

В работе с мигрантами сочетаются индивидуальная, семейная, групповая, общественная социальная работа. Помимо индивидуальной и групповой работы с мигрантами чрезвычайно важно сотрудничать с органами власти, со средствами массовой информации в формировании своеобразной идеологии. Это идеология единства соотечественников, абсолютной ценности каждого человека, связей переселенцев с Россией как с исторической родиной, идеология терпимости и единой судьбы. В этом плане важны специальная пропаганда прав человека, разъяснение прав вынужденных переселенцев. В индивидуальной работе применим весь арсенал методов специалиста социальной сферы: психологических, психотерапевтических, психоаналитических, социометрических, возрастной психологии, медико-социальных, консультационно-правовых. В групповой работе продуктивны методики «группы самостоятельного опыта», «группы взаимопомощи», групповая психотерапия, поддержка соседских общностей (в местах компактного проживания переселенцев), общностей земляческого характера для представительства интересов переселенцев.

Социальному работнику необходимо сотрудничество с миграционными службами в вопросах идеологии, трудоустройства. Все это работает на реинтеграцию переселенцев и их общностей в новых условиях. Целесообразно для социального работника участие в вопросах профессиональной ориентации, а также вместе с социологами - в профессиональной адаптации мигрантов.

Обобщение и распространение опыта социальной работы будет способствовать нормализации взаимоотношений между представителями разных социально-этнических общностей, оздоровлению всей совокупности межэтнических и межнациональных отношений, их цивилизованному функционированию и развитию.

Необходимость толерантного отношения местных жителей к переселенцам обусловлена, во-первых, пониманием того, что мигранты, изгнанные либо помещенные в пересылочные лагеря, вряд ли в будущем станут законопослушными гражданами страны вьезда; во-вторых, пониманием полезности мигрантов, т.е. рационально-прагматическими целями; в-третьих, осознанием того, что быстрой ассимиляции, отказа от культурных традиций мигрантов в скором будущем ожидать невозможно. Если местное сообщество примет эти три объяснения и возведет их в свой жизненный принцип, из их отношения к «чужим» исчезает враждебность, место которой занимают терпимость и понимание.

Толерантность, возведенная до уровня принципа как самого социального работника, так и социальной работы в целом является одним из показателей профессиональной компетентности специалиста. Учитывая важность формирования данного принципа у будущих социальных работников, в ходе исследования нами был проведен комплекс упражнений (тренингов) с опрошенными в ходе анкетирования по выяснению отношения к мигрантам, студентами ГОУ ВПО «Орловский государственный университет».

Вначале была исследована группа студентов в количестве 25 человек с использованием теста коммуникативной толерантности В.В. Бойко, позволяющего выявить насколько студенты способны принимать или не принимать индивидуальности встречающихся людей.

Тест (см. Приложение) определяет оценку представленных выражений по трех бальной шкале. Причем - ноль - совсем неверно, три - верно в высшей степени. Представлено 9 блоков в каждом по пять суждений. Максимальное число баллов по каждому из блоков - 15, наименьшее - 0.

На основе проведенного исследования были получены следующие результаты:

1. Вы не умеете, либо не хотите понимать или принимать индивидуальность других людей.

0-5 баллов - 63,3%

5-10 баллов - 36,7%

10-15 баллов - 0%

2. Оценивая поведение, образ мыслей или отдельные характеристики людей, вы рассматриваете в качестве эталона самого себя

0-5 баллов - 70%

5-10 баллов - 30%

10-15 баллов - 0%

0-5 баллов - 50%

5-10 баллов - 40%

10-15 баллов - 10%

4. Вы не умеете скрывать или хотя бы сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами у партнеров

0-5 баллов - 66,7%

5-10 баллов - 33,3%

10-15 баллов - 0%

5. Вы стремитесь переделать, перевоспитать своего партнера

0-5 баллов - 70%

5-10 баллов - 23,3%

10-15 баллов - 6,7%

6. Вам хочется подогнать партнера под себя, сделать его удобным

0-5 баллов - 60%

5-10 баллов - 40%

10-15 баллов - 0%

7. Вы не умеете прощать другому его ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности

0-5 баллов - 60%

5-10 баллов - 36,7%

10-15 баллов - 3,3%

8. Вы нетерпимы к физическому или психическому дискомфорту, в котором оказался партнер

0-5 баллов - 80%

5-10 баллов - 16,7%

10-15 баллов - 3,3%

9. Вы плохо приспосабливаетесь к характерам, привычкам, установкам или притязаниям других.

0-5 баллов - 63,3%

5-10 баллов - 33,4%

10-15 баллов - 3,3%

Итак, суммировав полученные данные мы получили, что 6,7% опрошенных студентов имеют высокий уровень коммуникативной толерантности, 76,6% средний и 16,7% низкий уровень коммуникативной толерантности.

Если отметить, по каким из 9 предложенных поведенческих признаков самые высокие суммарные оценки, то мы получаем высокие оценки по следующим признакам:

Оценка поведения, образа мыслей или отдельные характеристики людей и рассмотрение в качестве эталона самого себя;

Стремление переделать, перевоспитать своего партнера;

Нетерпимое отношение к физическому или психическому дискомфорту, в котором оказался партнер.

По перечисленным конкретным признакам, студенты оказались менее терпимы к людям в данном аспекте отношений с ними.

Таким образом, проанализировав полученные по итогам теста данные, можно сказать, что часть студентов критически относятся к окружающим, проявляя подчас интолерантность к людям. Большая масса имеют средний уровень терпимого отношение к окружающим. И меньшая часть студентов имеет низкий уровень коммуникативной толерантности.

Разумеется, полученные результаты позволяют подметить лишь основные тенденции, свойственные во взаимоотношениях опрошенных студентов с партнерами. В непосредственном, живом общении их личность может проявляться ярче и многообразнее.

В результате данного теста выстроилась определенная иерархия значимых направлений работы в студенческой среде, из чего следует сделать вывод о том, что необходимо осуществлять деятельность по формированию толерантных взаимоотношений среди студентов вуза.

Для этого были проведены «Тренинги толерантности» с опрошенными студентами, целью которых стало формирование толерантных установок в отношении к другим людям, отличающимися по убеждениям, расе, вероисповеданию, национальности и т.д. Цикл тренингов включал в себя упражнения, направленные на общее знакомство, выявление уровня толерантности / интолерантности; осознание собственного опыта и переживаний во взаимодействии с представителями других культур; определение принципов и норм толерантного поведения в межкультурной среде и оценку собственной толерантности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Проблема толерантности к мигрантам

1. Проблема толерантности к мигрантам: теоретико-методологический анализ

1.1 Описание проблемной ситуации

Миграция как процесс взаимодействия людей и как серия событий, образующих в своей совокупности органичное целое, отличается относительной автономностью. В то же время она связана с близкими к ней процессами, в число которых входят: социальная адаптация мигрантов и приспособление их к условиям неравномерного распределения социальных привилегий, а социальных структур принимающего общества - формировать устойчивые взаимодействия с субъектами нового сообщества.

В случае добровольного вхождения мигрантов осуществляются ранее сформированные представления связей и выстраивания взаимодействий; в случае вынужденного - это вхождение связано с неожиданностями и риском. В том и другом случаях адаптация и интеграция мигрантов воспроизводятся в контексте их коллективного сознания, когда «задействован» не столько общественный, сколько личностный уровень. Содержание, формы и границы адаптации и интеграции мигрантов проявляются по-разному. Их особенности при переселении наглядно обозначаются у вынужденных переселенцев, принужденных к стихийному переходу в новое сообщество под воздействием внешних травмирующих обстоятельств.

Согласно классификации, предложенной Ю.М. Рязанцевым, для вынужденной миграции характерна совокупность причин: этнические (межнациональные отношения), военно-политические (военные действия, изменения государственных границ), этнопсихологические (стремление на этническую родину, желание исповедовать этническую религию, желание говорить на родном языке), политико-психологические (чувство самосохранения), социально-психологические (чувство безопасности). В данном контексте обращают внимание причины, создающие социальную опасность для людей и вызывающие их принужденность к миграции: опасность для жизни; неблагоприятные условия для проживания; неустойчивость, связанная с самоопределением союзных республик; национальные (гуманитарные) проблемы. Другие исследователи называют причины вынужденной миграции, вызванные обострением межнациональных отношений, социально-политической нестабильностью, ухудшением экономического и материального положения, ведением боевых действий.

Среди факторов выбора приемлемого сообщества и региона для переселения больших масс наиболее существенными представляются, во-первых, географические, связанные с территориальной близостью края к местам выезда.

Согласно результатам других исследований, особо важные причины выбора территории исходят из ожиданий восприятия мигрантов населением, где, кроме рациональности (борьба интересов), действует иррациональность отношения местных жителей к «пришлым».

В России на протяжении 90-х гг. XX в. и в начале XXI в. наблюдается приток внешних мигрантов. При всем многообразии видов и форм миграционных потоков очевидно присущее им общее - влияние на них этнических факторов. Этническая миграция из стран дальнего и ближнего зарубежья, пополняя уже существующие диаспоры и создавая новые, заметно воздействует на обстановку в принимающих регионах. Переселенцы и принимающее их общество находятся в сложном взаимодействии, отражающем противоречивость интересов сторон. Складывающиеся под влиянием миграционных процессов социальные взаимодействия в местах вселения мигрантов нередко носят проблемный характер, сопровождаются ростом социальной напряженности и конфликтов.

В современном мире часто торжествует нетерпимость: религиозная, национальная, расовая вражда между отдельными людьми и социальными группами. Резкие перемены в жизни общества породили проблемы: растущая безработица, недостаток жилья, низкий уровень жизни, который нельзя назвать достойным.

В истории человечества нетерпимость присутствовала всегда, порождая войны, религиозные преследования и идеологические противостояния. В повседневной жизни она выражалась и выражается в фанатизме, стереотипах, оскорблениях, а в государственном масштабе - в расовой дискриминации, преследовании по национальному, религиозному признаку, в нарушении важнейших демократических свобод.

Поскольку миграция всегда связана с проникновением в общество новых культурных элементов, чрезвычайно важной становится проблема преодоления культурных различий, воспитание толерантности.

Особый случай миграции - миграция из кавказских регионов России - Дагестана, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии и некоторых других административно-территориальных образований. С точки зрения перераспределения рабочей силы и решения социальных проблем в этих регионах ее следует оценить позитивно. Однако в силу расхождения этнокультурных особенностей данных этнических групп, с одной стороны, и населения принимающих регионов, с другой, этот процесс чреват конфликтными ситуациями. Речь идет не только об отдельных эксцессах, в которых проявляются враждебные взаимоотношения между местным населением и представителями этносов кавказских регионов России.

Миграционные процессы влекут за собой изменения в социальной и демографической структуре российского общества. Обмен населением России с зарубежными странами характеризуется миграционным приростом для нашей страны. В глобальном, в том числе демографическом плане этот факт можно оценивать положительно. В частности, миграционный прирост населения компенсирует его естественную убыль, обусловленную тем, что показатели смертности многие годы преобладали над показателями рождаемости. Однако если сопоставлять качественный состав мигрантов, прибывающих в Россию и выбывающих из нее по уровню образования, профессиональной подготовке, этнической принадлежности и другим показателям, то миграционный обмен выглядит проблематичным.

Миграционные процессы оказывают существенное влияние на общественное разделение и уровень оплаты труда, на рынок труда в целом, а также на уровень социальной напряженности в регионах с длительным и интенсивным притоком людей. К сожалению, количественные характеристики миграционного оборота крайне редко рассматриваются в органической связи с его конкретными социальными последствиями. А они могут быть как позитивными, так и негативными.

В нынешнем состоянии миграция в нашей стране практически целиком является процессом стихийной социально-экономической самоорганизации населения. Власти обычно слабо влияют на этот процесс. Между тем, их конструктивная помощь могла бы выразиться в эффективном информировании мигрантов о потребностях в рабочей силе, в создании элементарных условий проживания мигрантов в местах их концентрации, оказании им юридической помощи при трудоустройстве, в более эффективной защите от преступности и т.д.

Миграция порождает противоречия между интересами многих людей, имеющих к ней как прямое, так и косвенное отношение. В настоящее время эти противоречия локализуются в основном на поселенческом уровне и проявляются в разнородных мелких конфликтах, в том числе, межэтнического свойства. Но при увеличении миграционных потоков и усилении их стихийности вызываемые ими противоречия могут резко обостриться и обернуться разрушительными следствиями в масштабе регионов и страны в целом. Для предупреждения таких событий, несомненно, требуется усиление взаимодействия органов государственной власти с землячествами, воспитательной работы, направленной на формирование толерантных межэтнических отношений, а также, может быть, некоторое ограничение притока мигрантов в местности с высокой плотностью населения.

1.2 Определение объекта и предмета СИ

Объект социологического исследования: студенты 3 курса АГНИ.

Предмет социологического исследования: отношение разных этносов (татар, русских, других национальностей) к мигрантам.

1.3 Определение цели и задачи СИ

Цель социологического исследования: выявить отношения коренных жителей к различным группам мигрантов и к проблемам, с которыми сталкиваются приезжие на новом месте.

Задачи исследования:

1) рассмотреть сферы и частоту отношений местных жителей и мигрантов.

2) определить степень толерантности местного населения к мигрантам.

3) выявить отношение этнических групп (татары, русские, чуваши, башкиры и т.д.) к мигрантам.

4) определить цели приезда мигрантов в г. Альметьевск глазами респондентов.

5) определить между кем чаще всего возникают конфликтные ситуации глазами респондентов:

а) между внутренними мигрантами и местными жителями,

б) между внешними мигрантами и местными жителями.

6) выявить меры для повышения толерантности к мигрантам и мигрантов к коренным жителям на основании мнений респондентов.

1.4 Формулировка гипотез

1) Миграция порождает противоречия между интересами многих людей и это проявляется в различных мелких конфликтах. Чаще всего инициатором конфликта между мигрантом и местным населением становится мигрант.

2) Основные претензии к мигрантам, предъявляемые местным населением - рост преступности, мигранты занимают рабочие места.

3) Мигранты - ненужные люди, создающие дополнительные проблемы, усугубляющие социальные болезни общества, поэтому мигрантов нигде не следует принимать.

4) В представлениях большинства людей, мигранты, прибывшие в какую-либо страну должны сдавать экзамены на знание государственного языка, истории государства и основы прав данной страны.

1.5 Теоретическая и эмпирическая интерпретация основных понятий

Теоретическая интерпретация основных понятий.

Толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.

Миграция населения (лат. migratio - переселение) - перемещение людей из одного региона (страны, мира) в другой, в ряде случаев большими группами и на большие расстояния. Российская ученая О.Д. Воробьева в своих работах пишет, что миграция населения - это «любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью смены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учебы или трудовой деятельности независимо от того, под превалирующим воздействием каких факторов оно происходит - притягивающих или выталкивающих.

Различаются внешние миграции (межконтинентальные, межгосударственные) и внутренние (внутри страны - между регионами, городами, сельской местностью и т.д.). Лица, переселившиеся за пределы страны - эмигранты , переселившиеся в данную страну - иммигранты .

Мигрант - [лат. migratio - переселение] - лицо, совершающее переселение, меняющее местожительство внутри страны или переезжающее из одной страны в другую, чаще всего из-за экономической, политической, национально-правовой нестабильности.

Социальный конфликт - конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при различии во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; проявление социальных связей людей.

Доверие в социологии - открытые, положительные взаимоотношения между людьми, содержащие уверенность в порядочности и доброжелательности другого человека, с которым доверяющий находится в тех или иных отношениях. Доверие может иметь финансовый или личный характер. Финансовое доверие может выражаться в одалживании средств или возложении полномочий по управлению имуществом. Признаком личного доверия служит откровенность, готовность делиться интимной, секретной информацией.

Мигрантофобия - это явление, сознательно создаваемое в современном российском обществе, как фактор искусственной консолидации страны, в условиях нерешенных и нерешаемых социальных проблем.

Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Трудоустройство - система мероприятий, проводимая государственными органами и общественными организациями в целях содействия населению в подыскании, направлении и устройстве на работу, в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.

Социальная дистанция - формирующиеся в различных системах социальной стратификации чувства и отношения отчужденности и недоступности между представителями различных социальных страт.

В некоторых системах социальной стратификации эти отношения могут быть формально институциализированы (каста или апартеид - система расового разделения, проявляющаяся в ограничениях на пользование общественными местами - школами, больницами, пляжами и т.п., на сферы занятости, на смешанные браки и т.д.). Неофициально они существуют во всех системах. Широко известна шкала социальной дистанции Богардуса, предназначенная для измерения степени толерантности (терпимости) или предубеждения, существующих в отношениях между различными социальными группами.

Социальное неравенство - форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.

Эмпирическая интерпретация основных понятий.

В качестве факторов, обуславливающих возникновение конфликта между местными жителями и мигрантами, нами были введены следующие:

ѕ дискриминация и недоверие между мигрантами и местным населением.

ѕ заполнение рынка некачественными товарами и продуктами

ѕ рост преступности

ѕ нарушение санитарных норм

ѕ распространение болезней

ѕ ведение асоциального образа жизни

ѕ мигранты занимают рабочие места

Для этого были сформулированы вопросы №3, 6.

Отношения мигрантов и местных жителей рассматриваются в разных сферах отношений:

ѕ гражданина Вашей республики, области

ѕ ближайшего партнера в совместном деле

ѕ непосредственного начальника

ѕ соседа по дому

ѕ друга для совместного отдыха и развлечений

ѕ своего(ей) супруга(супруги)

Для этого были сформулирован вопрос №16.

1.6 Обоснование выборки

Генеральная совокупность в нашем исследовании - студенты АГНИ (3 курс). Так как данное исследование является пилотажным, то величина выборочной совокупности допускается 100 человек. Выборка - стратифицированная. Выборочную совокупность стратифицировали по этническому критерию:

1.7 Обоснование методов сбора социологической информации

В качестве основного выбран метод анкетирования, так как он наиболее удобен, прост и дешев. Дополнительными методами в данном социологическом исследовании являются наблюдение (включенное и невключенное), классический анализ документов.

1.8 Календарный план

Февраль - выбор темы;

Март - составление методологический части исследования (разработка задач, гипотез, анкеты);

Апрель - проведение анкетирования, обработка и анализ результатов;

Май - написание отчета.

2. Отчет по проведенному социологическому исследованию

2.1 Таблица результатов социологического исследования

Варианты ответов

другие национальности

1. Есть ли среди Ваших близких друзей, родственников мигранты?

в) я не задумываюсь об этом

2. Как Вы относитесь к мигрантам?

а) уважительно

б) стараюсь им чем-либо помочь

в) недоверчиво, с опаской

г) негативно

д) безразлично

е) я сам мигрант

ж) зависит от национальности

3. Что положительного, прежде всего, Вы видите в присутствии мигрантов в Вашем городе?

а) они работают там, где не хочет работать местное население

б) привозят в город дешевые товары

в) дешево и качественно ремонтируют квартиры

г) пополняют население города молодыми энергичными людьми

д) улучшают демографическую ситуацию

e) свой вариант

ж) ничего положительного не вижу

4. Считаете ли Вы, что в Вашем городе нужно разрешать регистрацию всем желающим?

г) свой вариант

5. Где, по Вашему мнению, должны проживать мигранты, приехавшие в Ваш город?

в) в Сибири

г) свой вариант

6. Что отрицательного, прежде всего, Вы видите в приезде мигрантов?

а) они занимают рабочие места

е) растет преступность

з) свой вариант

и) ничего

7. Как Вы относитесь к тому, что глава правительства со следующего года (2012 г.) предлагает ввести обязательный экзамен для мигрантов на знание русского языка, истории государства и основы российского права?

а) абсолютно согласен(на)

е) свой вариант

ж) абсолютно не согласен(на)

8. Откуда, на Ваш взгляд, чаще всего приезжают мигранты в Ваш город?

а) республики Поволжья

б) Кавказских республик

г) Китая, Вьетнама и т.д.

д) славянских стран

е) другое

9.1. Как Вы относитесь к представителям народов России (татары, чуваши, русские и т.д.)?

а) скорее положительно

б) скорее отрицательно

в) затрудняюсь ответить

9.2. Как Вы относитесь к представителям кавказских национальностей?

а) скорее положительно

б) скорее отрицательно

в) затрудняюсь ответить

9.3. Как Вы относитесь к цыганам?

а) скорее положительно

б) скорее отрицательно

в) затрудняюсь ответить

9.4. Как Вы относитесь к представителям Средней Азии?

а) скорее положительно

б) скорее отрицательно

в) затрудняюсь ответить

9.5. Как Вы относитесь к китайцам, вьетнамцам?

а) скорее положительно

б) скорее отрицательно

в) затрудняюсь ответить

9.6. Как Вы относитесь к другим славянским народам (белорусы, украинцы)?

а) скорее положительно

б) скорее отрицательно

в) затрудняюсь ответить

10. Какие мигранты, по Вашему мнению, заслуживают помощи, сочувствия?

а) только русские беженцы

г) только выходцы из России

д) старики, женщины, дети

е) свой вариант

ж) никакие

11. Какие меры, по Вашему мнению, прежде всего, необходимо предпринять российским властям по отношению к мигрантам?

а) проводить мероприятия по повышению толерантности (кураторские часы, лекции в ВУЗах, классные часы в школах и т.д.)

б) создавать социальные условия для мигрантов (предоставлять мед. услуги, обеспечить жильем, дать возможность поступать в образовательные учреждения и т.п.)

в) ввести обязательную сдачу мигрантами экзаменов по знанию русского языка

г) ввести обязательную сдачу мигрантами экзаменов по знанию литературы

д) ввести обязательную сдачу мигрантами экзаменов по знанию истории

е) ввести обязательную сдачу мигрантами экзаменов по знанию основ российского права

ж) ужесточить регистрацию мигрантов

з) запретить въезд мигрантов

и) свой вариант

к) ничего предпринимать не нужно

12. Как Вы оцениваете материальное положение мигрантов в Вашем городе?

г) затрудняюсь ответить

13. Каковы, по Вашему мнению, причины приезда мигрантов в Ваш город?

а) притеснение на территории их бывшего проживания

б) материальные трудности

в) безработица на территории бывшего проживания

г) военные действия в том регионе, откуда они приехали

д) обучение(студенты)

е) состояние здоровья

ж) вернулись на историческую родину

з) свой вариант

14. Были ли у Вас конфликты с мигрантами?

15. Если были, то каковы их причины?

а) из-за недостатка рабочих мест

б) из-за культурных различий

в) из-за неуважительного отношения мигрантов к местным жителям

г) свой вариант

16.1 Готовы ли Вы принять мигранта из-за рубежа в качестве гражданина Вашей республики, области?

в) зависит от национальности

г) затрудняюсь ответить

16.2 Готовы ли Вы принять мигранта из-за рубежа в качестве ближайшего партнера в совместном деле?

в) зависит от национальности

г) затрудняюсь ответить

16.3 Готовы ли Вы принять мигранта из-за рубежа в качестве непосредственного начальника?

в) зависит от национальности

г) затрудняюсь ответить

16.4 Готовы ли Вы принять мигранта из-за рубежа в качестве соседа по дому?

в) зависит от национальности

г) затрудняюсь ответить

16.5 Готовы ли Вы принять мигранта из-за рубежа в качестве друга для совместного отдыха и развлечений?

в) зависит от национальности

г) затрудняюсь ответить

16.6 Готовы ли Вы принять мигранта из-за рубежа в качестве своего(ей) супруга(супруги)?

в) зависит от национальности

г) затрудняюсь ответить

17. Как бы Вы отнеслись, если кто-либо из Ваших ближайших родственников (сын, дочь, брат, сестра) вступил бы в брак с мигрантом?

д) затрудняюсь ответить.

18. Как бы Вы оценили отношение между мигрантами и местным населением в Вашем регионе?

а) благоприятные

б) спокойные

в) напряженные

г) критические

д) затрудняюсь ответить

19. Если бы у Вас была власть, какие меры Вы бы предприняли в отношении к мигрантам?

а) проводил(а) бы кураторские часы, лекции о терпимости и ее значимости для общества в ВУЗах и т.д.

б) создал(а) бы социальные условия для мигрантов

в) популяризировал(а) мероприятия по повышению толерантности через СМИ (телевидение, радио, газеты, журналы, интернет)

г) ввел(а) бы обязательную сдачу экзаменов мигрантами по знанию русского языка, литературы, истории, традиций, российских законов

д) запретил(а) въезд мигрантов

е) ужесточил(а) регистрацию мигрантов

ж) свой вариант

з) ничего не предпринял(а) бы

20. Ваш пол:

а) мужской

б) женский

21. Ваш возраст:

22. Ваша национальность?

а) русский(ая)

б) татарин(ка)

в) другая

23. Ваш уровень образования?

а) среднее

б) среднее специальное

в) среднее техническое (техникум, колледж)

г) высшее, незаконченное высшее

24. Ваш род деятельности?

а) рабочий

б) студент

в) специалист

г) руководитель

Мы провели социологическое исследование в виде анкетирования на тему «Проблема толерантности к мигрантам», в котором приняло участие 100 человек, из них 50% - татары, 35% - русские, 15% - другой национальности.

Вывод: по данным респондентов 32% опрошенных относится «безразлично» к мигрантам, «уважительно» к мигрантам относится всего 23%. Почти поровну респонденты ответили, что к мигрантам относятся «недоверчиво, с опаской» и «зависит от национальности» (15% и 17%).

Рис. 1 Распределение ответов респондентов на вопрос: « Как Вы относитесь к мигрантам?»

Остальные 13% распределились между ответами «стараюсь им чем-либо помочь» и «негативно», а также среди опрошенных респондентов 2% оказались сами мигрантами. Как видно из рис. 1 почти половина другой нацинаональности относятся «уважительно» к мигрантам (40%), но при этом татары и русские относятся чуть менее уважительно (татары - 24%. русские - 14,3%). Почти поровну распределились мнения татар и русских в безразличии к мигрантам (34%, 34,3%). Также мнения русских и других национальностей оказались одинаовыми в варианте ответа - «зависит от национальности» (20%). И лишь немногие относятся «негативно» к мигрантам, а остальные «стараются им чем-либо помочь». Отсюда можно сделать вывод, что толерантность к мигрантам среди нами опрошенных все-таки существует.

2.2 Описание и интерпретация результатов исследования по задачам

Задача 1. Рассмотреть сферы и частоту отношений местных жителей и мигрантов.

1. Есть ли среди Ваших близких друзей, родственников мигранты?

в) я не задумываюсь об этом

8. Откуда, на Ваш взгляд, чаще всего приезжают мигранты в Ваш город?

а) республики Поволжья

б) Кавказских республик

в) азиатских стран (Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Казахстан)

г) Китая, Вьетнама и т.д.

д) славянских стран

12. Как Вы оцениваете материальное положение мигрантов в Вашем городе?

а) очень скромно и едва сводят концы с концами

б) не имеют собственного жилья (снимают квартиры, живут у родственников)

в) мигранты живут значительно лучше, чем местное население

г) затрудняюсь ответить

16. Готовы ли Вы принять мигранта из-за рубежа в качестве:

Зависит от

национальности

Затрудняюсь ответить

а) гражданина Вашей республики, области

б) ближайшего партнера в совместном деле

в) непосредственного начальника

г) соседа по дому

д) друга для совместного отдыха и развлечений

е) своего(ей) супруга(супруги)

17. Как бы Вы отнеслись, если кто-либо из Ваших ближайших родственников (сын, дочь, брат, сестра) вступил бы в брак с мигрантом?

а) считаю такой брак нежелательным

б) национальность супруга не имеет значения, если он(она) будет соблюдать обычаи моего народа

в) предпочел(а) бы человека своей национальности, но возражать бы против выбора не стал(а)

г) выбор супруга - личное дело каждого

д) затрудняюсь ответить.

18. Как бы Вы оценили отношение между мигрантами и местным населением в Вашем регионе?

а) благоприятные

б) спокойные

в) напряженные

г) критические

д) затрудняюсь ответить

Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос «Есть ли среди Ваших близких друзей, родственников мигранты?» (в%)

Согласно рис. 2 у 51% всех опрошенных нами респондентов нет мигрантов, 44% ответили, что их окружают мигранты, а всего 5% не задумываются об этом. Около половины опрошенных ответило, что у них среди близких друзей и родственников нет мигрантов (54% - татары, 48,6% - русские, 46,7% - другие национальности). Почти такое же количество русских и других ответило, что в их окружении есть мигранты (51,4% и 53,3%). И лишь 10% татар не задумываются об этом.

Рис. 3 Распределение ответов респондентов на вопрос «Откуда, на ваш взгляд, чаще всего приезжают мигранты в Ваш город?» (в%)

Как видно из рис. 3, почти все респонденты считают, что мигранты приезжают из азиатских стран (Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Казахстан) - 94%. 37% опрошенных думают, что мигранты приехали из Кавказских республик, а 22%- из Китая, Вьетнама. И всего 1% указал, что, по его мнению мигранты из славянских стран. Большинство респондентов (96% татар, 94,3% русских и 86,6% другой национальности) считают, что мигранты приезжают из азиатских стран. Меньше половины опрошенных (32% татар, 40% русских и 46,7% другой национальности) считают, что из кавказских республик, и лишь малая часть (20% татар, 28,6% русских и 13,3% другой национальности) отметили, что мигранты приезжают из Китая, Вьетнама.

Рис. 4 Распределение ответов респондентов на вопрос: « Как Вы оцениваете материальное положение мигрантов в Вашем городе?» (в%)

Согласно рис. 4 около половины респондентов (45%) не могут ответить на этот вопрос. 22% опрошенных считают, что мигранты «не имеют собственного жилья». 17% ответили, что мигранты живут «очень скромно и едва сводят концы с концами» (17%), а остальные же думают совсем наоборот («мигранты живут значительно лучше, чем местное население» - 16%). Смотря по этническому критерию, респонденты затрудняются ответить на этот вопрос (татары - 40%, русские - 57,1%, другие национальности - 33,3%). Меньше половины татар (30%), 14,3% русских и 13,3% других думают, что мигранты «не имеют собственного жилья». Мнения других национальностей поровну распределились между вариантами ответов (а, в) - это «очень скромно и едва сводят концы с концами» и «мигранты живут значительно лучше, чем местное население» (26,7%).

Как показал рис. 5 половина респондентов (49%) готовы принять мигранта в качестве их гражданина Республики. 23% ответили, что «это зависит от национальности». И только 19% не хотят принимать мигранта. Около половины из опрошенных готовы принять мигранта из-за рубежа в качестве гражданина своей республики (татары - 50%, русские - 42,8%, другие - 60%). А около 20% отказываются принимать мигрантов. А 22% татар, 28,5% русских и 13,3% других национальностей готовы принять мигранта в качестве гражданина своей республики, но это зависит от национальности.

Рис. 5 Распределение ответов респондентов на вопрос: « Готовы ли Вы принять мигранта из-за рубежа в качестве гражданина Вашей республики, области?» (в%)

Рис. 6 Распределение ответов респондентов на вопрос: « Готовы ли Вы принять мигранта из-за рубежа в качестве ближайшего партнера в совместном деле?» (в%)

Согласно рис. 6 меньше половины всех опрошенных респондентов не хотят иметь мигранта в качестве партнера в совместном деле (44%). Одна четвертая часть респондентов готовы принять мигранта в совместном деле, а 13% сказали, что «это зависит от национальности». Около половины из опрошенных респондентов не готовы принимать мигранта в качестве ближайшего партнера в совместном деле (42% - татары, 42,8% - русские, 53,3% - другие). Примерно 20% из опрошенных готовы принять. Мнение русских (28,5%) указало на то, что они готовы принять мигранта в качестве партнера в совместном деле, учитывая его национальность, а 24% татар и вовсе затрудняются ответить.

Рис. 7 Распределение ответов респондентов на вопрос: « Готовы ли Вы принять мигранта из-за рубежа в качестве непосредственного начальника?» (в%)

Из рис. 7 видно, что больше половины респондентов не хотят видеть мигранта, как своего начальника. Всего 14% написали, что они готовы принять мигранта в качестве непосредственного руководителя. 19% опрошенных нами студентов затрудняются ответить на данный вопрос. Согласно рис. 4 видно, что больше половины татар, русских и других не хотят принимать мигранта в качестве своего начальника (58% - татары, 60% - русские, 53,3% - другие). Но 16% татар, 11,4% русских и 13,3% других готовы принять мигранта в качестве непосредственного начальника. И лишь немного из опрошенных респондентов ответило, что это «зависит от национальности».

Как видно из рис. 8 мнения всех респондентов поровну распределились между всеми вариантами ответов («да» - 27%, «нет» - 26%, «зависит от национальности» - 21%, «затрудняюсь ответить» - 26%). Мнения же татар разделилось поровну между вариантами ответов (а, б, в) - это означает, что они не против принять мигранта из-за рубежа в качестве соседа по дому, другая часть татар ответили, что это зависит от национальности, а третья часть и вовсе не готова их принимать (а - 26%, б - 30%, в - 28%). Почти половина русских затрудняются ответить на этот вопрос (48,6%). А 46,7% лиц другой национальности готовы принять мигранта в качестве соседа, но в то же время 26,7% считают, что это зависит от национальности.

Рис. 8 Распределение ответов респондентов на вопрос: « Готовы ли Вы принять мигранта из-за рубежа в качестве соседа по дому?» (в%)

Рис. 9 Распределение ответов респондентов на вопрос: « Готовы ли Вы принять мигранта из-за рубежа в качестве друга для совместного отдыха и развлечений?» (в%)

Из рис. 9 видно, что ответы респондентов почти одинаково разделились между вариантами ответов «а», «б» и «в» - это «да», «нет» и «зависит от национальности» (26%, 29%, 27%). И лишь 18% затрудняются дать ответ на данный вопрос. Также из рис. 9 можно заметить, что меньше половины другой национальности готовы принять мигранта из-за рубежа в качестве друга, но это «зависит от национальности» (40%). 34,3% русских не хотят видеть мигранта в качестве друга для совместного отдыха и развлечений, но 31,4% готовы принять мигранта в зависимости от его национальности. Что касается татар их мнения поровну разделились между вариантами ответов «а» и «б». Также их они одинаково ответили на вопросы «в» и «г».

Рис. 10 Распределение ответов респондентов на вопрос: « Готовы ли Вы принять мигранта из-за рубежа в качестве своего(ей) супруга(супруги)?» (в%)

Как видно из рис. 10 половина всех респондентов не готовы принять мигранты в качестве своего супруга. 19% ответили, что они были бы не против вступить в брак с мигрантом. Также 13% написали, что они не против, но «это зависит от национальности». Согласно рис. 10 около половины опрошенных не готовы создать брак с мигрантом (татары - 50%, русские - 51,4%, другие национальности - 46,7%). Около 20% татар, русских и других национальностей ответили, что они приняли бы мигранта в качестве супруга и такое же количество русских ответило, что «это зависит от национальности». А 18% татар затрудняются ответить на этот вопрос.

Рис. 11 Распределение ответов респондентов на вопрос: « Как бы Вы отнеслись, если кто-либо из Ваших ближайших родственников (сын, дочь, брат, сестра) вступил бы в брак с мигрантом?» (в%)

Из рис. 11 видно, что 32% опрошенных нами респондентов «считают такой брак нежелательным», 29% студентов ответили, что «выбор супруга - личное дело каждого». 20% - «предпочли бы человека своей национальности, но возражать бы против выбора не стали». А остальные считают, что «национальность супруга не имеет значения, если он(она) будет соблюдать обычаи моего народа» и лишь немногие не могут ответить на этот вопрос. Согласно рис. 11 меньше половины татар и русских (36% и 34,3%) «считают такой брак нежелательным», но при этом 28% татар, 25,7% русских и 40% других национальностей ответили, что «выбор супруга - личное дело каждого». А 33,3% респондентов других национальностей считают, что «национальность супруга не имеет значения, если он(она) будет соблюдать обычаи моего народа». 20% татар, 22,8% русских и 13,3% других «предпочли бы человека своей национальности, но возражать бы против выбора не стал».

Рис. 12 Распределение ответов респондентов на вопрос: « Как бы Вы оценили отношение между мигрантами и местным населением в Вашем регионе?» (в%)

Как показал рис. 12 около половины респондентов (46%) думают, что отношения между мигрантами и местным населением спокойные, 29% затрудняются ответить. А 22% ответили, что, по их мнению, мигранты и местное население находятся в напряженных отношениях. Согласно рис. 12 опрошенные считают, что у местного населения и мигрантов отношения не дошли до критического уровня. Почти половина респондентов думают, что отношения между мигрантами и местными жителями спокойные. Но при этом 24% татар и 28,6% русских ответили, что отношения - напряженные. А 40% других национальностей и вовсе затрудняются ответить на этот вопрос.

Задача 2. Оценить степень толерантности местного населения к мигрантам.

На данную задачу были составлены следующие вопросы:

4. Считаете ли Вы, что в Вашем городе нужно разрешать регистрацию всем желающим?

а) нужно расселять мигрантов в другие города

б) мигранты сами в праве выбирать где им жить

в) мигрантов нигде не следует принимать, нужно возвращать их обратно

г) свой вариант

5. Где, по Вашему мнению, должны проживать мигранты, приехавшие в Ваш город?

а) им нужно дать право свободного выбора

б) в специальных поселениях, отдаленных от города

в) в Сибири

г) свой вариант

6. Что отрицательного, прежде всего, Вы видите в приезде мигрантов?

а) они занимают рабочие места

б) они понижают уровень зарплаты, соглашаясь на самую низкую

в) они торгуют некачественными товарами и продуктами

г) из-за них антисанитария и болезни

д) из-за них повышаются цены на жилье

е) растет преступность

ж) они способствуют росту безнравственности, аморальности в обществе

з) свой вариант

и) ничего

7. Как Вы относитесь к тому, что глава правительства со следующего года (2012 г.) предлагает ввести обязательный экзамен для мигрантов на знание русского языка, истории государства и основы российского права?

а) абсолютно согласен(на)

б) считаю, что нужно только знание русского языка

в) считаю, что нужно только знание русского языка и основы российского права

г) считаю, что нужно только знание русского языка и истории

д) считаю, что дополнительно к этим экзаменам необходимо ввести экзамен на знание российских традиций

е) свой вариант

10. Какие мигранты, по Вашему мнению, заслуживают помощи, сочувствия?

а) только русские беженцы

б) все беженцы, пострадавшие в результате стихийных бедствий, военных действий, терактов

в) мигранты из СНГ, русскоязычные

г) только выходцы из России

д) старики, женщины, дети

е) свой вариант

ж) никакие

Рис. 13 Распределение ответов респондентов на вопрос: «Считаете ли Вы, что в Вашем гороже нужно разрешать регистрацию всем желающим?» (в%)

Из рис. 13 видно, что больше половины респондентов (69%) считают, что «мигранты сами вправе выбирать где им жить». А 18% наоборот считают, что «мигрантов нигде на следует принимать, нужно возвращать их обратно». И всего лишь 9% ответили, что их нужно расселять в другие города. Мнения татар, русских и других национльностей сошлись на том, что «мигранты сами вправе выбирать где им жить» (64%, 68,6% и 86,7%). Около 20% татар и русских считают, что «мгрантов нигде на следует принимать, нужно возвращать их обратно». А совсем немногое количесто репондентов ответило, что мигрантов «нужно расселять в другие города».

Рис. 14 Распределение ответов респондентов на вопрос: «Где, по Вашему мнению, должны проживать мигранты, приехавшие в Ваш город?» (в%)

Мнения 61% респондентов сошлись на том, что мигранты могут сами выбирать, где им жить. 22% считают, что мигранты должны проживать в «специальных поселениях, отдаленных от города». А остальные разделились между вариантами ответов «в», «г» и «д» (9%, 5% и 7%). Согласно рис. 14 видно, что больше половины опрошенных считают, что мигрантам «нужно дать право свободного выбора» (татары - 62%, русские - 57,1%, другие - 66,7%). Меньше половины респондентов ответило, что мигранты должны жить «в специальных поселениях, отдаленных от города» (татары - 24%, русские - 17,1%, другие - 26,7%). Меньшинство ответило, что их нужно расселять в Сибири или вообще нигде.

Рис. 15 Распределение ответов респондентов на вопрос «Что отрицательного, прежде всего, Вы видите в приезде мигрантов?» (в%)

мигрант приезжий толерантность экзамен

Из рис. 15 видно, что половина респондентов (51%) считают, что из-за мигрантов антисанитария и болезни. 40% ответили, что благодаря мигрантам растет преступность. Почти поровну разделились мнения респондентов между вариантами ответов «б» и «в» (37% и 35%) - это «они понижают уровень зарплаты, соглашаясь на самую низкую» и «они торгуют некачественными товарами и продуктами». А 31% считают, что «мигранты занимают рабочие места». Почти равное количество опрошенных (32% татар, 31,4% русских и 26,7% лиц другой национальности) считают, что мигранты занимают рабочие места. Большинство опрошенных русских (51,4%), 32% татар и 40% лиц другой национальности считают отрицательным то, что из-за мигрантов растет преступность. И лишь малая часть респондентов (10% татар, 11,4% русских и 6,7% другой национальности) ничего отрицательного в приезде мигрантов не видят.

Рис. 16 Распределение ответов респондентов на вопрос: « Как Вы относитесь к тому, что глава правительства со следующего года (2012 г.) предлагает ввести обязательный экзамен для мигрантов на знание русского языка, истории государства и основы российского права?» (в%)

Согласно рис. 16 больше половины опрошенных (57%) абсолютно согласны с решением главы правительства. 19% считают, что достаточно мигрантам знать руский язык и основы российского права. 12% ответили, что мигрантам «нужно только знание русского языка». Как видно из рис. 16, больше половины респондентов «абсолютно согласны», чтобы глава правительства ввел экзамены для мигрантов на знание русского языка, истории государства и основы российского права (52% - татары, 65,7% - русские, 53,3% - другие национальности). 33,3% опрошенных лиц другой нацилональности, 16% татар и 17,1% русских считают, что «нужно только знание русского языка и основы российского права». 16% татар думают, что «нужно только знание русского языка». А остальные распределились между ответами г, д и ж - одни ответили, что «нужно только знание русского языка и истории», а другие считают, что «дополнительно к этим экзаменам необходимо ввести экзамен на знание российских традиций, а третьи и вовсе не согласны.

Список литературы

1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. Учебник. - М.: Инфа - М, 2004.

2. Рахимова Р.М. Прикладная социология. Учебное пособие. - Альметьевск, 2004.

3. Иванова Э.А. Прикладная социология: Методические рекомендации по подготовке проведению конкретного социологического исследования. - Альметьевск: Альметьевский государственный нефтяной институт, 2007. - 68 с.

4. Социс №05 // ГРИЦЕНКО Г.Д., МАСЛОВА Т.Ф. Мигранты в новом сообществе: адаптация и / или интеграция, 2010. с. 82.

5. Бойков В.Э. Социальные аспекты миграции населения. // Социология власти. - 2007. - №4. - с. 35

6. Статья «Толерантность» // Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. - Словарь-справочник. - 2005.http://ru.wikipedia.org.

7. Воробьева О.Д. Миграционные процессы населения: вопросы теории и государственной миграционной политики // Проблемы правового регулирования миграционных процессов на территории Российской Федерации / Аналитический сборник Совета Федерации ФС РФ - 2003. - №9 (202). С. 35. http://ru.wikipedia.org.

8. Словарь иностранных слов. - Комлев Н.Г., 2006. http://dic.academic.ru.

9. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В.С. Стёпина. 2001.http://dic.academic.ru.

10. Гарфинкель Г. Концепция и экспериментальные исследования «доверия» как условия стабильных согласованных действий / Пер. с англ. А.М. Корбута. - Социологическое обозрение, 2009. - Т. 8. - №1. - С. 3.http://ru.wikipedia.org.

11. Егор Грубин, Информационное агентство «Миграция». http://dic.academic.ru.

12. Агранат Д.Л. Особенности и этапы социальной адаптации молодого сотрудника ОВД // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». - 2009. - №3 - Социология. http://ru.wikipedia.org

13. Ожегов С., Шведова Н. «Толковый словарь русского языка». http://ru.wikipedia.org.

14. Новейший философский словарь. 2009. http://dic.academic.ru

15. «Идеология неравенства» Елизавета Александрова Зорина, раздел «Публицистика». Материал из журнала №4 - Февраль 2010. http://ru.wikipedia.org

16. Социологические исследования, №2, Февраль 2009, Л.Л. РЫБАКОВСКИЙ Миграционный потенциал. Понятие и критерии оценки. - C. 29-36.

17. Стратегии межкультурного взаимодействия мигрантов и населения России: Сборник научных статей / Под ред. Н.М. Лебедевой и А.Н. Татарко. - М.: РУДН, 2009.

18. Социс №2, Габдрахманова Г.Ф. Мы-Они (отношение к мигрантам в Республике Татарстан), 2008. С. 22

19. Блинова, М.С. Современные социологические теории миграции населения: монография [Текст] /М.С. Блинова; под ред. В.И. Добренькова. - М.: КДУ, 2009. С. 58

20. Акмалова, А.А. Социальная работа с мигрантами и беженцами: учеб. пособие [Текст]/А.А. Акмалова, В.М. Капицын / отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2008. С. 46

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Взаимосвязь успешной межкультурной коммуникации с успешной миграционной политикой, адаптацией и интеграцией мигрантов в России. Проблемы коммуникации между мигрантами и местным населением. Культурная интеграция мигрантов (знание русского языка и общение).

    дипломная работа , добавлен 31.01.2018

    Миграционная политика государства как фактор адаптации мигрантов. Законодательное регулирование миграционных процессов России и проблема выработки эффективной миграционной политики в Российской Федерации. Понятие и сущность социальной адаптации мигрантов.

    курсовая работа , добавлен 27.05.2015

    Ассимиляция как необходимость или неотвратимость успешной адаптации мигрантов. Этноэлиты в межнациональных конфликтах. Вопрос терминологической определенности этнической миграции населения. Особенность адаптации мигрантов к новой культурной среде.

    реферат , добавлен 16.11.2009

    Европейская практика адаптации беженцев из Украины, Средней Азии и ближнего зарубежья. Понятие и классификация коммуникационных барьеров адаптации мигрантов. Религия и культура трудовых мигрантов; особенности их приспособления к принимающей среде.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2018

    Исследование социально-психологических особенностей подростков-мигрантов. Виды конфликтов в подростковом возрасте. Концептуальные и технологические основы восстановительных технологий. Организация профилактики конфликтности среди подростков-мигрантов.

    дипломная работа , добавлен 03.07.2016

    Проблема межнациональных конфликтов в России. Методы сбора первичной социологической информации. Определение исследуемой совокупности. Выявление отношения населения к межрасовым конфликтам. Пути урегулирования межэтнических конфликтов в правовом поле.

    реферат , добавлен 20.01.2013

    Единое социологическое знание науки об обществе. Поиск, сбор, обобщение, анализ эмпирических данных. Анализ информации и подготовка итоговых документов социологического исследования. Комплексный характер методов сбора социологической информации.

    презентация , добавлен 19.10.2015

    Интеграция мигрантов в российское общество. Основные технологии оказания помощи вынужденным мигрантам и беженцам: социальное консультирование и реабилитация. Программа формирования установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в России.

    курсовая работа , добавлен 04.08.2011

    Основные методы сбора социологической информации. Виды опросов: анкетирование, свободные, стандартизованные и полустандартизованные интервью. Анализ официальной и неофициальной документации. Невербальное поведение в групповом фокусированном интервью.

    курсовая работа , добавлен 27.03.2011

    Социологическое исследование: общее понятие, функции, виды. Методы сбора социологической информации, их характеристика. Основные правила работы с документами, которые должен знать социолог. Сущность, содержание, цели и задачи социального эксперимента.

Время демографических перемен. Избранные статьи Вишневский Анатолий Григорьевич

Интеграция мигрантов и границы толерантности

Любое общество, испытывающее коллективную неудовлетворенность, внутренние напряжения, склонно к разного рода социальным фобиям, к стремлению найти виновника своих проблем. Чаще всего это «чужие» – внешние супостаты, внутренние «враги народа», этнические или конфессиональные меньшинства. Понятно, что на роль «чужих» как нельзя лучше подходят иммигранты. Негативное отношение к мигрантам в России поэтому – в значительной степени отражение ее нерешенных внутренних вопросов: если ослабеет острота этих вопросов, ослабеет и мигрантофобия, нетерпимость по отношению к приезжим.

Но напряжения в отношениях между местным населением и мигрантами, в той или иной мере возникающие во всех случаях появления заметного количества пришлого населения, имеют все же и другие причины, имманентные самому процессу миграции на заселенные территории. Такая миграция предполагает последующее налаживание отношений между местным и пришлым населением, и оно всегда наталкивается на существенные трудности. Это в полной мере относится и к современным миграциям в развитые страны.

На первый взгляд, понять причины наблюдающегося повсеместно отторжения мигрантов, мигрантофобии, требований прекратить прием иммигрантов и т. п. не так просто. И общество, и элиты в развитых странах достаточно хорошо осознают грозящую им всем депопуляцию, нехватку рабочих рук на рынке труда, – иными словами, свою потребность в людях , для удовлетворения которой противники иммиграции обычно настоятельно рекомендуют повышать рождаемость. В России, с ее огромными просторами, все понимают, что стране нужны люди. Почему же тогда так велико неприятие миграции, которая может обеспечить приток практически любого количества людей, причем уже «готовых», взрослых, на вынашивание, выхаживание, выкармливание, социализацию которых не нужно затрачивать никаких сил и средств?

Потому что это другие люди . Они живут по другим законам , имеют другую систему ценностей , не совместимые с законами и ценностями местного населения.

Сейчас жители многих развитых стран, принимающих большое количество мигрантов, испытывают беспокойство именно по поводу того, что большой приток мигрантов, влекущий за собой изменение состава населения принимающих обществ, несет угрозу их коллективной идентичности и их системе ценностей. Как отмечает Д. Коулмен, если последующие поколения мигрантов и лица смешанного происхождения станут все больше идентифицировать себя с населением той страны, куда они приехали, то изменение состава населения не будет имеет особых последствий. Если же, напротив, они в большей степени станут определять себя как нечто отличающееся от коренного населения, убывающего как по абсолютной численности, так и относительно, то ситуация будет иной. Подобные процессы могут иметь самые разнообразные и существенные последствия, могут повлиять на идентичность той или иной страны, на социальную сплоченность ее населения. Может возникнуть ситуация, когда разные группы людей захотят говорить на разных языках, начнут требовать, чтобы использовались различные системы права. У этих групп могут быть различные ориентации, с точки зрения внешней политики страны, в которой они живут, и т. п.

Эти опасения вполне обоснованы, так как у мигрантов, так же, как и у жителей принимающих стран, есть свои ценности, которыми они могут не захотеть поступаться. Их ценности часто не совпадают с ценностями принимающих обществ, а иногда и враждебны им, а столкновение разных систем ценностей не может не вести ко взаимной нетерпимости , а значит и к разного рода конфликтам, порой очень острым и опасным.

Призывы к толерантности, воспитание толерантности не могут стать единственным ответом на эту опасность. Разумеется, когда люди живут и тесно, повседневно взаимодействуют между собой, взаимная терпимость людей к инаковости их сограждан или даже просто их соседей, коллег по работе, прохожих на улице становится необходимым условием сохранения социального порядка. Существуют, однако, пределы, за которыми терпимость становится несовместимой с собственной системой ценностей, а потому недопустимой в сколько-нибудь интегрированном обществе.

Границы допустимого в каждом обществе как раз и определяются его системой ценностей, и именно вопрос о нахождении этой границы приобретает остроту в случае массовых миграций, когда взаимодействие местного населения и мигрантов осложняется существующими между ними цивилизационными и культурными различиями. Нет ничего удивительного в том, что европейские общества предпочитают оставить за границей допустимого многоженство, женское обрезание, навязываемые родителями браки, деление людей на касты и многие другие нормы и формы социального поведения, никогда не существовавшие или давно изжитые в Европе, но вполне приемлемые с точки зрения тех обществ, из которых выходят мигранты. В то же время никакое современное общество и никакое современное законодательство не требует, например, унификации религий.

Границы толерантности могут быть проведены по-разному в разных странах, поскольку должны учитывать специфику каждой из них. Но коль скоро такие границы проведены, все остальные формы разнообразия, привносимые миграцией и остающиеся по эту сторону проведенных границ, даже если они непривычны, кому-то не нравятся, доставляют некоторые неудобства и т. п., требуют терпимого отношения. Это не означает, что все они должны как-то специально поощряться. Но они должны оставаться в зоне свободного индивидуального выбора, не стесняемого давлением государства или общественного мнения. Эта зона и есть область господства толерантности.

Если такая область реально существует, то существуют и возможности гибкого, адаптивного индивидуального поведения, допускающего, в том числе, и частичную и даже полную смену человеком своей культурной идентичности. Ничего нового в этом нет. Всегда были примеры перехода, в том числе и сознательного, добровольного, на другой язык, к другим убеждениям, в другую веру.

Полноценная интеграция мигрантов может быть достигнута лишь тогда, когда граница толерантности более или менее определена (идеальная «демаркация» здесь едва ли возможна) и, с одной стороны, достигнут консенсус по поводу того, что остается по ту сторону границы и не допускает терпимого отношения ни местного населения, ни мигрантов, а с другой – определена область свободы индивидуального выбора, который требует толерантного и даже уважительного отношения со стороны всех. Соответственно интеграционная политика должна обеспечивать движение к такому консенсусу, сближение позиций в вопросах допустимого и недопустимого. Пути и формы этого движения, его скорость, его конечные результаты в разных странах неизбежно будут разными, потому что неодинаковы исторический опыт, отправные точки движения, состав участников взаимодействия – местного и пришлого населения, поэтому разные страны вырабатывают и опробуют разные модели интеграционной политики, которые общество и его институты стараются реализовать в своей практической деятельности. Наличие таких моделей играет организующую роль, позволяет избежать случайных, хаотичных движений и выстроить систему непротиворечивых действий, подчиненных некоторым общим ориентирам. Поиск моделей взаимодействия между местным и пришлым населением, способных обеспечить желаемую интеграцию, идет во всех принимающих странах, однако идеальная модель пока нигде не выработана.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Литературная Газета 6250 (№ 46 2009) автора Литературная Газета

Урок толерантности Литература Урок толерантности РАЗБОР ПОЛЁТОВ Лев ПИРОГОВ С нашей литературной жизнью стряслась неприятность: газета «НГ-ExLibris» опубликовала отрывки из статьи критика Ефима Лямпорта «Старый окурок». Об Окуджаве. И хотя газетную публикацию стыдливо

Из книги Газета Завтра 357 (40 2000) автора Завтра Газета

Александр Борисов ЛЕКАРСТВО ОТ “ЛОМКИ” (Кто и как превращает нас в толпу одурманенных мигрантов) НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ни одна государственная организация не в состоянии более или менее точно сосчитать всех российских наркоманов. Однако, по оценкам некоторых

Из книги Хочу быть бедным (сборник) автора Пирогов Лев Васильевич

Урок толерантности С нашей литературной жизнью стряслась неприятность: одна из газет опубликовала фрагменты статьи критика Ефима Лямпорта «Старый окурок».Об Окуджаве.И хотя газетную публикацию стыдливо переназвали, авторское название сохранено мелким шрифтом. Да ещё

Из книги Как убивают Россию. «Золотая Орда» XXI века автора Челноков Алексей Сергеевич

ДОГМАТ ТОЛЕРАНТНОСТИ Большинство министров по вопросам юстиции и внутренних дел ЕС поддержали предложенный Еврокомиссией план, предусматривающий временное введение пограничного контроля. Они рассматривают это как последний инструмент против незаконной миграции,

Из книги Путин против Путина [Бывший будущий президент] автора Дугин Александр Гельевич

Интеграция ЕврАзЭС и Таможенный союз можно рассматривать как экономическую основу Евразийского союза. Состав стран, входящих в эти интеграционные структуры, и является ядром Евразийского союза. Но сам проект Евразийского союза есть проект именно политической

Из книги Рубикон автора Раста Павел

Часть II. ЦЕНА ТОЛЕРАНТНОСТИ

Из книги Литературная Газета 6454 (№ 11 2014) автора Литературная Газета

7. ЗА ГРАНЬЮ ДОБРА И ЗЛА. О толерантности в наивысшем проявлении «Боги прокляли спятивший Рим» (с). /группа «Ария», «Колизей»/ И вновь я хочу поговорить с вами о том, что важнее всего остального. Может быть, даже о самом важном в жизни. О наших детях. Я хочу, чтоб вы меня

Из книги Россия не для русских? Косовский сценарий в Москве автора Челноков Алексей Сергеевич

Священная корова толерантности Толерантность - священная корова современной цивилизации, её даже в школе преподают, да-да, есть специальные уроки толерантности. Что такое толерантность, если по-простому? Терпимость. Зачем тогда другое слово, когда есть старое, к тому же

Из книги Время демографических перемен. Избранные статьи автора Вишневский Анатолий Григорьевич

Касса для мигрантов - Да, получается, что ФМС - какая-то билетная касса для мигрантов. Приходилось самому сталкиваться с этим бизнесом?- Приходилось. Мне предлагало высшее руководство быть соучредителем такой фирмы. Говорили, мол, нужны свои люди, которые оформляют

Из книги Россия и мир в XXI веке автора Тренин Дмитрий Витальевич

Точка зрения генерала: «Госструктуры сами провоцируют уход мигрантов в тень» За последние 20 лет на постсоветском пространстве произошло не менее тысячи межнациональных конфликтов. Тревожные события, подобные случившимся в Великобритании, возможны, как ни страшно это

Из книги Дети-404 автора Климова Елена

Догмат толерантности Большинство министров по вопросам юстиции и внутренних дел ЕС поддержали предложенный Еврокомиссией план, предусматривающий временное введение пограничного контроля. Они рассматривают это как последний инструмент против незаконной миграции,

Из книги автора

Есть ли волны мигрантов? Несмотря на относительно небольшие, по меркам многих стран, объемы чистой миграции в Россию, в российском дискурсе о миграции широко распространено представление о том, что волна миграции буквально захлестывает Россию. Политики, журналисты,

Из книги автора

Должна ли миграционная статистика учитывать этническую принадлежность мигрантов? Должна ли миграционная статистика учитывать этническую принадлежность мигрантов? В статистике часто видят только инструмент познания, получения информации о чем-то объективно

Из книги автора

Миграция, мигрантофобия и границы толерантности Новая роль миграции в современном мире В России, как и в других развитых странах, переживших демографический переход, миграция приобретает новую, не свойственную ей ранее роль важного, если не важнейшего источника

Из книги автора

V. Интеграция Глобальный финансовый кризис 2008–2009 годов привел к кризису модели экономического роста России 2000-х годов, основанной на постоянном росте нефтяных цен и задействовании ранее не использовавшихся производственных мощностей. Последующий быстрый отскок

Из книги автора

Меня выгоняют из школы «за пропаганду толерантности и гомосексуализма» На следующей неделе меня официально выгоняют из школы. Второй год администрация пыталась выискать что-либо во мне, чтобы у них была возможность выгнать «преступника, пропагандирующего

СОДЕРЖ АНИЕ

К читателю................................................................................ 6

К МЕТОДОЛОГИИ Н АУ ЧНЫХ ИССЛЕДОВА НИЙ МОЛОДЕЖИ.......................................................................... 12

Зубок Ю. А., Чупров В. И. Современная социология молодежи: изменяющаяся реальность и новые теоретические подходы................. 12

МОЛОДЕЖЬ НА РЫНКЕ ТРУДА........................................ 49

Козырева П. М., Смирнов А. И. Российская молодежь на рынке труда в условиях экономич еского кризиса.............................. 49
Голиусова Ю. В., Ключарев Г. А. О стратегиях занятости современной молодежи.......... 72
Темницкий А. Л. Современная молодежь в перипетиях российского рынка труда и образования........................91
Жаворонков А. В. Изменения ориентаций на виды трудовой деятельности с 1967 по 2016 г. ..........109
Валиахметов Р. М., Баймурзина Г. Р. Занятость и социально-профессиональная мобильность молодежи (на примере Республики Башкортостан) .....................134

МОЛОДЕЖЬ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВА НИЯ..................154

Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Молодежь в сфере образования: ожидания и мотивация..................................................154
Чередниченко Г. А. Система образования и пути молодежи....................... 175
Яишников А. Ю. Социализация студенчества в контексте рискологии..................................................199

ИДЕНТИЧНОСТЬ МОЛОДЕЖИ И ПРОБЛЕМЫ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ...............................228

Мукомель В. И. Ксенофобия в молодежной среде..................................228
Арутюнова Е. М. Государственно-гражданская и этническая идентичности молодежи: общероссийский контекст и региональная специфика............................259
Мастикова Н. С. Динамика отношения российской молодежи к мигрантам по материалам ESS ...................................273

МОЛОДЕЖЬ И ПОЛИТИКА..............................................289

Железняков А. С., Литвинова Т. Н. Политическое участие молодежи в полиэтничных регионах России (на примере Сибирского и Северо-Кавказского федеральных округов) .............289
Трофимова И. Н. Политические ориентации современной российской молодежи............................. 304
Савруцкая Е. П., Устинкин С. В. Динамика ориентаций молодежи в ее отношении к политическим институтам..............325

МОЛОДЕЖЬ: ЦЕННОСТИ, ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ, ПОВЕДЕНИЕ....................341

Черныш М. Ф. Студенческая молодежь и проблема справедливости в современном российском обществе...........................341
Мехришвили Л. Л., Гаврилюк В. В.,Гаврилюк Т. В. Влияние образа будущего на жизненный успех и стратегии его достижения современной российской молодежи....................................................369
Шлыкова Е. В. Социальное настроение молодежи в условиях повседневных рисков мегаполиса...............395
Журавлева И. В. Здоровье молодежи: возможно ли его улучшить? ........ 419
Мчедлова М. М., Гаврилов Ю. А., Кофанова Е. Н., Шевченко А. Г. Православная и атеистическая молодежь: ценностные ориентации, культурные предпочтения и историческая память...................................................437
Окольская Л. А. Желаемые качества детей в 1990-е и нулевые: родительский выбор между ценностями послушания и самостоятельности................................479
Позднякова М. Е. Особенности девиантного поведения современной российской молодежи: на пути криминализации и десоциализации........................................................... 516
Морозова Н. М., Куконков П. И. Социальная деструкция среди учащейся молодежи: проявления, распространенность.................................549

По данным опроса Sputnik.Мнения, подавляющее большинство опрошенных жителей Франции (68%), Германии (61%) и Великобритании (60%) считают, что мигранты разъединяют общество, так как они не стремятся усвоить европейские ценности и образ жизни. Данные были получены в результате опроса, проведенного известной французской исследовательской компанией Ifop и британской компанией Populus по заказу информационного агентства и радио Sputnik.

В ответ на вопрос "согласны Вы или нет с утверждением: иммиграция разобщает общество, так как мигранты не стремятся усвоить европейские ценности и образ жизни" только 18% жителей Великобритании, 28% - Франции и 35% - Германии ответили, что не согласны с данным утверждением. Нейтрально к нему отнеслись 4% респондентов в Германии, 4% во Франции и 22% в Великобритании.

Опрос в Великобритании был проведен компанией Populus c 15 по 21 апреля 2016 года. Опрос во Франции и Германии провела компания IFop с 14 по 18 апреля 2016 года.

В опросе приняли участие 3042 респондента из Германии (989 человек), Франции (1008 человек) и Великобритании (1045 человек). Выборка репрезентирует население страны по полу, возрасту и географии. Максимальная ошибка выборки не превышает 3,1% при вероятности 95%.

Профессор кафедры современного Востока РГГУ Елена Мелкумян считает, что мнения европейцев в определенной степени будут учитываться при решении миграционной проблемы.

"Все законы ЕС все-таки предполагают учет общественного мнения. Сейчас происходит гуманитарная катастрофа - идет поток беженцев, который очень трудно контролировать и остановить. Это создает такую ситуацию в Европе, которая вполне резонно вызывает недовольство местных жителей, и справиться с этой ситуацией власти европейских стран пока не могут", - сказала Елена Мелкумян в эфире радио Sputnik.

По ее мнению, проблема ассимиляции зависит и от политики принимающих стран, и от настроений самих мигрантов.

"На эту тему сейчас проводится очень много научных исследований, и выясняется, что очень многое зависит от того, как различные поколения мигрантов воспринимают новые для себя условия жизни. Любопытно, что первое поколение мигрантов более терпимо к адаптации, чем последующие поколения. А сейчас в Европе молодые люди уже третьего поколения мигрантов, которые родились в европейских странах. Они хотят быть наравне с коренными жителями этих стран, но не всегда это удается. Потому что есть определенные преграды для получения хорошего образования, места жительства и так далее. Все это требует определенных усилий от самого человека, но они не всегда к этому готовы. Поэтому возникают молодежные бунты, когда они протестуют против дискриминации. И в этом участвуют именно молодые люди, а не люди среднего или пожилого возраста. Получается, что родители ассимилировались, а у детей возникают другие проблемы, которые мешают этой ассимиляции. Кроме того, сегодняшний момент особый - идет огромный поток мигрантов, который, конечно, вызывает опасение, недовольство и дискомфорт", - отметила Елена Мелкумян.