Источники и классификация чрезвычайных ситуаций. Понятие и классификация чрезвычайных ситуаций и их источников Источником чрезвычайной ситуации могут быть

1. Основные понятия и классификация ЧС

2. ЧС техногенного характера

3. ЧС природного характера

4. ЧС биолого-социального характера

1. Основные понятия и классификация ЧС

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - состояние, при котором в ре­зультате возникновения источника ЧС на объекте, определенной тер­ритории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и дея­тельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, объектам экономики и окружающей при­родной среде.

Источник ЧС - опасное природное явление, авария, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйствен­ных растений и животных, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть ЧС.

ЧС классифицируются на природ­ные, техногенные, военные и биолого-социальные.

Природные и техногенные ЧС в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 000 от 13.9.1996 г. классифицируются по мас­штабам.

Классификация природных и техногенных ЧС по масштабам

Наименование ЧС

Кол-во постра­давших, чел.

Нарушены условия жизнедея­тельности, чел

Размер матер, ущерба, МРОТ.

Границы действия ПФ

Локальные

В границах объекта

Город, район

Территориаль­ные

5001-0,5 млн.

В пределах субъекта РФ

Региональные

В пределах двух субъек­тов РФ

Федеральные

Более 5 млн.

ЗонаЧС выходит за. пределы двух субъектов РФ

Трансграничные

Зона ЧС выходит за пределы РФ, либо зарубежные ЧС затрагивают территорию РФ

2. ЧС техногенного характера

Основными источниками техногенных ЧС являются потенциаль­но опасные объекты (ПОО). К ПОО относятся объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаро-взрывоопасные, опасные химические и биоло­гические вещества, создающие реальную угрозу возникновению ис­точника ЧС.

Радиационноопасные объекты (РОО)

РОО - объект, на котором перерабатывают, используют, транс­портируют радиоактивные вещества (РВ), при аварии, на котором или его разрушении может произойти облучение ионизирующим излуче­нием или радиоактивное загрязнение людей, сельскохозяйственных животных и растений, объектов экономики, а также окружающей при­родной среды.

Несмотря на принимаемые технические и организационные меры, полностью избежать аварий на радиационно-опасных объектах, преж­де всего на АЭС пока не удается.

Радиационная авария (РА) - авария на радиационно-опасном объекте, приводящая к выходу или выбросу радиоактивных веществ и (или) ионизирующих излучений за предусмотренные проектом для нормальной эксплуатации данного объекта границы в количествах, превышающих установленные пределы безопасности его эксплуата­ции. РА могут начинаться и сопровождаться тепловыми взрывами и пожарами. Ядерные взрывы на АЭС практически исключены.

3. ЧС природного характера

Опасные природные явления (ОПЯ) и процессы являются источ­никами природных ЧС.

Опасные природные явления - это:

· опасные геологические процессы (землетрясения, вулканические извержения, оползни, карсты...);

· опасные гидрологические явления и процессы (подтопление, цу­нами, сели, наводнения, заторы...);

· опасные метеорологические явления и процессы (ураганы, штор­мы, смерчи, бури и т. п.);

· природные пожары (пожары ландшафтные, степные, лесные).

Опасные геологические процессы

Землетрясения - сейсмические явления, возникающие в ре­зультате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верх­ней части мантии, передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний и приводящие к разрушению зданий, сооруже­ний, пожарам и человеческим жертвам. (Или - Землетрясение - это колебания земной поверхности при прохождении волн (толч­ков) от подземного источника энергии).

Оползни - скользящие смещения на более низкий уровень части горных пород. Основной причиной их возникновения является избы­точное насыщение подземными водами глинистых пород и крутизна скатов (20° и более). Оползни большей частью бывают на открытых, не заросших лесом скатах.

Опасные гидрологические процессы и явления

Наводнение - временное затопление значительной части суши в результате подъема уровня воды в водоемах выше обычного (выше ор­динара).

Причины наводнений - обильные осадки, дожди, интенсивное таяние снегов, образование заторов и зажоров льда, разрушение дамб и плотин, большие морские приливы, сильный нагонный ветер на мор­ских побережьях и устьях рек, впадающих в море (заливы), цунами и др. Из 1000 наводнений 100 - с катастрофическими последствиями.

Сель - это внезапно формирующийся в руслах горных рек вре­менный поток воды с большим содержанием камней, песка и других твердых материалов. Причина возникновения - интенсивные и про­должительные ливни, быстрое таяние снегов или ледников.

Опасные метеорологические явления ц процессы

Ураганы, штормы и смерчи представляют собой чрезвычайно бы­строе и сильное, нередко большой разрушительной силы и значитель­ной продолжительности движение воздуха.

Смерч (торнадо) - восходящий вихрь быстро вращающегося воздуха, имеющий вид темной воронки с вертикальной, иногда изо­гнутой осью вращения. Во внутренней полости смерча давление все­гда пониженное, поэтому туда засасываются любые предметы, оказавшиеся на пути его движения.

Природные пожары

В понятие природные пожары входят лесные пожары, пожары степных и хлебных массивов, торфяные и подземные пожары горючих ископаемых. К наиболее распространенным природным явлениям, приводящим к уничтожению лесных массивов и других материальных ценностей, а порой и человеческим жертвам, относятся лесные пожа­ры.

4. ЧС биолого-социального характера

Биолого-сгоциальные ЧС - состояние, при котором в результате возникновения источника биолого-социальной ЧС на определенной территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, существования сельскохозяйственных животных и произраста­ния растений, возникает угроза жизни и здоровью людей, широкого распространения инфекционных болезней, потерь сельскохозяйствен­ных животных и растений.

Источником биолого-социальной ЧС является особо опасная или широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохо­зяйственных животных и растений, в результате которой на опреде­лённой территории произошла или может возникнуть биолого-социальная ЧС."

При возникновении биолого-социальной ЧС могут вводиться ли­бо карантин, либо обсервация.

Карантин - это система различных мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекционной болезни и обеспе­чение локализации эпидемического или эпифитотического очагов и последующую их ликвидацию.

Обсервация - это режимно-ограничительные мероприятия с ог­раничением перемещения людей и животных во всех сопредельных с карантином образованиях.

Эпидемия - массовое, прогрессирующее во времени и простран­стве в пределах определенного региона распространение инфекцион­ной болезни людей, значительно превышающее обычно регистрируе­мый на данной территории в определенный промежуток времени.

Эпизоотия - болезни среди большого числа одного или многих видов сельскохозяйственных животных.

Чума свиней, бруцеллез крупного рогатого скота и др. - это осо­бо опасные заболевания, являются общими для человека и животных.

Эпифитотия - заболевание растений и/или резкое увеличение численности вредителей растений.

Заболевания растений - фитофтороз картофеля, ржавчина и фу-зариоз зерновых, мучнистая роса, различные виды пятнистостей.

Вредители растений - колорадский жук, саранча, луговой моты­лек, вредная черепашка.

1. Все Потенциально Опасные Промышленные Объекты

2. Транспорт

3. ТЭС

4. Инфекционные заболевания

5. пожары и взрывы

6. Природные катаклизмы

Причины ЧС:

1. устаревшие здания, оборудование, вооружение

2. недостаток средств (на предотвращение и защиту)

3. уменьшение ответственности руководителей всех уровней

4. слабая подготовка и знания населения.

5. слабая законодательная база, безнаказанность исполнительной власти.

6. недостаточная организованность населения (энертность)

7. глубинные социальные преобразования

Пути предупреждения:

1. Выявление и учет всех потенциально опасных источников и объектов

2. прогнозирование возможных ЧС

3. образование и всестороннее развитие населения.

Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь (или влекут) человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.

Авария - происшествие, создающее угрозу жизни и здоровью людей, влечет разрушение сооружений, а в результате и нарушение нормальной деятельности.

Катастрофа - крупная авария или стихийное бедствие, повлекшее человеческие жертвы.

_______________________________________________________________________________________________________________

Тема 2. Единая Государственная (Российская) система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)

Вопросы:

1. Государственная политика в области защиты населения от ЧС

2. Назначение и задачи РСЧС

3. Состав и структура РСЧС

4. Режимы функционирования РСЧС

Основная Литература:

1. Федеральный закон о защите населения и территории от ЧС №68-ФЗ от 21 декабря 1994 (полномочия и ответственность руководителей всех уровней, обязанности граждан)

2. Постановление Правительства РФ №1113 от 5 ноября 1995 (понятия и требования в законе, утверждение ПОЛОЖЕНИЯ О РСЧС, со всей структурой)

3. Постановление Правительства РФ №794 от 30 декабря 2003 (уточнение ПОЛОЖЕНИЯ РСЧС (об объединении гражданской обороны и противопожарной защиты))

ЗАДАНИЕ: ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ - заучить.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА Принят Государственной Думой 11 ноября 1994 года Глава IV. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальная защита пострадавших Статья 18. Права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций 1. Граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций; быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности; обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций; на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья; на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка. 2. Порядок и условия государственного социального страхования, виды и размеры компенсаций и льгот, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Статья 19. Обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Граждане Российской Федерации обязаны: соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций; изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области; выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций; при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Основная обязанность государства - гарантии безопасности человека и населения.



Этой проблемой занимались усиленно с начала применения Химического Оружия в Первую мировую войну.

Этапы становления Государственной политики:

I этап: Советское время. (Угроза новой войны)

1931 год - 1961 год - Местная Противовоздушная Оборона (МПВО) - первая гражданская структура, функционирующая и в военное и мирное время.

II этап: После второй мировой войны. (Новые виды оружия, начало работы Атомные ЭС (гражданские - уже не способны обеспечить безопасность ->))

1961 год - 1991 год - Гражданская оборона - военная организация (в условиях ракето-ядерной войны и мирное время (химия))

1972 год - Международная Организация Гражданской Обороны

III этап:

1991 год - н.в. - Министерство Чрезвычайных Ситуаций (по делам Гражданской Обороны, Чрезвычайным ситуациям и противопожарной защите)

Огромное число чрезвычайных ситуаций - одно министерство не способно справиться => РСЧС

Любая система (в т.ч. РСЧС) представляет собой совокупность взаимосвязанных подсистем и элементов на различных иерархических уровнях (от федеративных до локальных), предназначенных для решения определенных задач.

Основные задачи РСЧС:

1. Разработка и реализация Правовых и Экономических норм, связанных с обеспечением безопасности. (Защитить участников ликвидации и наказать тех, кто приводит к неоправд. потерям)

2. Разработка и реализация Целевых и Научнотехнических программ, направленных на предупреждение ЧС. (на 130 месте по обеспечению безопасности, страна - развивающаяся (как третьего мира), низкий уровень образования)

3. Обеспечение готовности органов управления, сил и средств действием ЧС. (Кадры, техника..)

4. Сбор, обработка, обмен и выдача информации о ЧС. (Увеличение эффективности мер, сохранение секретности информации особой важности)

5. Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС.

6. Подготовка населения к действиям в ЧС.

7. Создание необходимых материальных и финансовых резервов. (По устранению последствий)

8. Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля за действиями всех органов управления по обеспечению безопасности.

9. Ликвидация ЧС.

10. Осуществление мер социальной защиты пострадавших (В правовом и материальном смысле)

11. Международное сотрудничество в области ЧС и защиты населения. (Обучение и обмен опытом, международные научные центры по изучению воздействия ЧС на среду...)

Состав и структура РСЧС:

Иерархические уровни Органы управления Силы и средства · Силы и средства быстрого реагирования · СИС Постоянной готовности: А) СИС Наблюдения и контроля (Все органы надзора на всех уровнях) Службы контроля учреждений и ведомств Наблюдения и лабораторного контроля Продовольствия Гидрометио Служба Служба Сейсмического наблюдения Ветеринарная служба Б) СИС Ликвидации ЧС (Постоянной готовности) Военизированные и нет подразделения противопожарной защиты Аварийноспасательные отряды Восстановительные бригады Медицинские формирования экстренной помощи Формирования ветеринарной экстренной помощи Специальные подразделения Министерства Обороны и МВД Специальные ведомственные и объектовые отряды Военизированные Горноспасатели · Внештатные формирования Связи, оповещения и обмена информации Резервы
Координирующие (Необходимо быстро действовать. Работают временно, на время ликвидации ЧС) Глава: первые лица Постоянного (Как любые бюджетные организации, время работы.. Но если ЧС, то дольше) Повседневного (Круглосуточно)
Федеральный Правительственные Комиссии по ЧС (КЧС) Глава: Премьер-Министр (или один из заместителей) МЧС (ГО, ЧС, ППЗ) Центральная Информационно-управляющая система при МЧС Федеральный резерв
Межрегиональный Межведомственные КЧС Глава: Руководитель региона источника ЧС (Губернатор, Министр). С других регионов – специалисты. Межрегиональные центры (ГО, ЧС, ППЗ) Центральный пункт управления при МЧС и дежурно диспетчерская служба ЦИУС РЦ Межрегиональный резерв
Региональный (территориальный) КЧС Субъектов (республика, область, край) Российской Федерации. МЧС или (Главные) управления по ЧС, Го, ППЗ Пункты управления и ДДС ИУС МЧС ТУ У Резерв субъектов федерации
Муниципальный (местный) КЧС Органов Местного Самоуправления Комитеты или отделы, Центры. ДДС или Дежурная служба Абонентские пункты Резерв органов местного самоуправления
Объектовый Объектовые КЧС Глава: руководитель (директор) Отделы, сектора, отдельные специалисты (по важности и опасности объекта) ЦПУ, или Дежурная служба Телефонная связь, телефон прямой связи Объектовый резерв
А В МГУ! (Местный уровень) КЧС Университета Центр по делам ГО, ЧС, ППЗ Дежурная служба (ГС, Хим, Физ, Военное) Телефонные, звуковые, посыльные, пп сигнализаторы Резерв факультета
Факультет (Объектовый) КЧС Факультета Глава: Декан

Направления развития РСЧС:

· Формирование унифицированного методического и программного обеспечения

· Автоматизация систем управления (Меньше времени на обработку и оповещение)

· Разделение сфер ответственности между центром, субъектами и местными органами (от перегрузок МЧС)

· Создание Национального Центра Управления в кризисных ситуациях

· Создание специальных гражданских формирований МЧС с разной специализацией

· Создание глобальной международной системы прогнозирования и борьбы со стихийными бедствиями.

Режимы функционирования РСЧС:

· В мирное время

Режим повседневной деятельности (подготовка специалистов, техники)

Режим повышенной готовности (обстановка ухудшается, создание КСЧ)

Чрезвычайный режим (работа на месте ЧС)

· При переходе на военное положение

-Режим единоначалия (Все действия – под командиром)

-Привлечение военных специалистов

-Создание запасных пунктов управления на всех уровнях

-Увеличение резервов, создание мобилизационных резервов

Режим повседневной готовности (все службы – наличие необходимых сил и средств)

Первоочередные мероприятия первой группы (ожидание команды к действию)

Второй группы – (полная готовность)

Общая готовность (выполнение)

ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРИТОРИИ

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории (акватории) или объекте, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельностилюдей.

Чрезвычайная ситуация для здравоохранения - обстановка, сложившаяся на объекте, в зоне (районе) в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, военных действий, характеризующаяся наличием или возможностью появления значительного числа пораженных (больных), резким ухудшением условий жизнедеятельности населения и требующая привлечения для медико-санитарного обеспечения сил и средств здравоохранения, находящихся за пределами объекта (зоны, района) ЧС, а также особой организации работы медицинских учреждений и формирований, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории (акватории) угрозу жизни и здоровью людей, приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и нарушению производственного или транспортного процесса, а также наносящее ущерб здоровью людей и (или) окружающей среде.

Катастрофа - внезапное, быстротечное событие, повлекшее за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, разрушение или уничтожение объектов и других материальных ценностей в значительных размерах, а также нанесшее серьезный ущерб окружающей среде.

Стихийные бедствия - опасные природные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного, биосферного и другого происхождения такого масштаба, который вызывает катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, разрушением и уничтожением материальных ценностей, поражением или гибелью людей.

Стихийные бедствия могут служить причиной различных аварий и катастроф.

Природная катастрофа – стихийное бедствие особо крупных масштабов и с более тяжёлыми последствиями, сопровождающиеся необратимыми изменениями ландшафта и других компонентов окружающей природной среды.

Предупреждение ЧС - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде, материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация ЧС - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, Снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Зона ЧС - это территория, на которой сложилась чрезвычайная обстановка.

Согласно "Инструкции о порядке обмена информацией о чрезвычайных ситуациях", утверждённой государственной комиссией по ЧС от 23.03.1992 г.,критерием чрезвычайной ситуации является: число пострадавших - от 5 человек и более; число погибших - 2 - 4 человека и более. ЧС объявляются при выявлении групповых инфекционных заболеваний установленной этиологии у 50 человек, не выявленной этиологии - у 20 человек, лихорадочных заболеваний не установленного характера - у 15 человек, а также если смертность или заболеваемость превышает среднестатистические показатели в три раза и более.

По виду (характеру) источника ЧС подразделяют на:

техногенные (производственные): радиационные, химические, биологические аварии; взрывы на объектах; обрушение сооружений; аварии энергосистем, и на очистных сооружениях; гидродинамические, аварии транспортных средств и др.;

природные ( стихийные бедствия): землетрясения, наводнения, ураганы, цунами, пожары, морозы, засухи, извержения вулканов, оползни, селевые потоки, пищевые отравления населения);

экологические (в атмосфере, биосфере, гидросфере и литосфере): резкое изменение климата, интенсивная деградация почв, разрушение озонового слоя атмосферы, резкая нехватка питьевой воды и пр.;

социальные , которые, в свою очередь, подразделяются на:

- общественные (войны, массовые драки, столкновения, погромы;

- личностные (вредные и опасные привычки, алкоголизм, наркомания, азартные игры);

- криминальные (преступность, мошенничество, терроризм, похищение людей);

- инфекционные заболевания населения (туберкулёз, СПИД).

Чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества пострадавших при этом людей (погибших или получивших ущерб здоровью), от нанесенного материального ущерба и с учетом зон распространения ЧС.

Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (согласно постановлению Правительства Российской Федерации

Масштаб ЧС Кол-во пострадавших), чел. Зона распространения ЧС Материальный ущерб (руб.)
Локальная До 10 В пределах территории объекта до 100 тыс.
Муниципальная До 50 В пределах территории одного поселения, или внутригородской территории города федерального значения До 5 млн.
Межмуниципальная До 50 Затрагивает территорию двух и более поселений или межселенную территорию, внутригородских территорий города федерального значения До 5млн.
Региональная 50-500 В пределах территории одного субъекта РФ 5-500 млн.
Межрегиональная 50-500 Затрагивает территорию двух и более субъектов РФ 5-500 млн.
Федеральная Более 500 В пределах территории РФ Свыше 500 млн.

Источник чрезвычайной ситуации – опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространённая инфекционная заболеваемость населения, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может произойти чрезвычайная ситуация.

Динамика чрезвычайных ситуаций может быть условно представлена в виде ряда типовых стадий развития (предварительная, первая, вторая и третья).

На предварительной стадии возникновения чрезвычайной ситуации образуются и нарастают предпосылки к возникновению природного бедствия или техногенной катастрофы, накапливаются отклонения от нормального состояния или процесса.

На первой стадии происходят инициирование природного или техногенного бедствия и последующее его развитие, во время которого оказывается поражающее воздействие на людей, объекты экономики, инфраструктуры и окружающую природную среду.

На второй стадии осуществляется локализация источников чрезвычайной ситуации и ликвидация последствий разрушающего воздействия поражающих факторов. Этот период в некоторых случаях может начинаться до завершения первой стадии. Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершённой по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

На третьей стадии проводится ликвидация долговременных последствий природного или техногенного бедствия. Она имеет место только тогда, когда эти последствия требуют для своей полной ликвидации продолжительных по времени усилий, которые являются важной составной частью социально-экономической деятельности по обеспечению стабильности и развития соответствующего региона.

Поражающий фактор источника чрезвычайной ситуации – составляющая опасного явления или процесса, вызванная источником ЧС и характеризуемая Физическими, химическими и биологическими действиями или проявлениями, которые определяются или выражаются соответствующими параметрами.

Поражающие факторы чрезвычайных ситуаций оказывают неблагоприятное воздействие на людей, животных и окружающую среду, вызывая поражения и гибель людей, ущерб окружающей среде, ухудшение санитарно-гигиенической и санитарно-эпидемиологической обстановки. Неблагоприятное влияние поражающих факторов чрезвычайных ситуаций на человека и окружающую среду зависит не только от интенсивности, но и от продолжительности воздействия.

Поражающие факторы могут быть первичными, т.е. прямого действия, и вторичными – побочного действия. При этом вероятны сочетанные, множественные и комбинированные поражения. Поражения различных анатомических областей (например, груди и живота), вызванные одним и тем же травмирующим агентом (пуля, осколки и др.), называютсочетанными, а поражения одной анатомической области в нескольких местах (например, переломы бедренной кости в двух местах) -множественными, поражения двумя и более травмирующими агентами (например, механическая сила и ионизирующее излучение) относятк комбинированным.

Среди многочисленных поражающих факторов выделяют следующие:

Динамические (механические) факторы в результате непосредственного действия избыточного давления во фронте ударной волны, отбрасывания человека скоростным напором и ударов о внешние предметы, действия вторичных снарядов (конструкций зданий и сооружений, камней, осколков, стекол и др.) приводят к возникновению различных ранений и закрытых травм.

Термические факторы - в результате воздействия высоких температур (светового излучения, пожаров, высокой температуры окружающего воздуха и др.) возникают термические ожоги, общее перегревание организма; при низких температурах возможны общее переохлаждение организма и отморожения.

Радиационные факторы - при авариях на радиационно-опасных объектах и применении ядерного оружия. В результате воздействия ионизирующих излучений на организм могут развиться лучевая болезнь (острая и хроническая) и лучевые ожоги кожи, а при попадании радиоактивных веществ в организм через дыхательные пути и желудочно-кишечный тракт - поражения внутренних органов.

Химические факторы - АОХВ, боевые отравляющие вещества, промышленные и другие яды, воздействуя на людей при химических авариях, применении химического оружия, вызывают разнообразные (по характеру и тяжести) поражения.

Биологические (бактериологические) факторы - токсины, бактерии и другие биологические (бактериологические) агенты, выброс и распространение которых возможны при авариях на биологически опасных объектах, а в военных условиях при применении противником они могут привести к массовым инфекционным заболеваниям (эпидемии) или массовым отравлениям.

Психоэмоциональное воздействие поражающих факторов на людей, находящихся в экстремальных условиях, может проявляться снижением работоспособности, нарушением их психической деятельности, а в отдельных случаях - более серьезными расстройствами.

Медико-санитарные последствия чрезвычайной ситуации - это комплексная характеристика ЧС, определяющая содержание, объем и организацию медико-санитарного обеспечения и включающая в себя:

Величину и характер возникших санитарных потерь;

Нуждаемость пораженных в различных видах медицинской помощи;

Условия проведения лечебно-эвакуационных мероприятий в зоне ЧС;

Санитарно-гигиеническую и санитарно-эпидемиологическую обстановку, сложившуюся в результате ЧС;

Выход из строя или нарушение деятельности лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических учреждений и учреждений снабжения медицинским имуществом;

Нарушение жизнеобеспечения населения в зоне ЧС и прилегающих к ней районах.

Под медицинскими последствиями понимается обстановка при которой в результате ЧС происходит:

1) массовое количество пораженных;

2) резкое несоответствие между острой потребностью в оказании экстренной медицинской помощи массовому количеству пострадавших и возможностями имеющихся сил и средств местных органов здравоохранения;

3) дезорганизация системы управления;

4) появление большого количества пораженных с нарушениями психики;

5) необходимость в привлечении дополнительных сил и средств ВСМК для ликвидации медицинских последствий катастроф;

6) санитарно-гигиенические условия и эпидемическая обстановка в очаге катастрофы обычно резко нарушены, что создает условия для возникновения массовых инфекционных заболеваний (эпидемий).

В процессе ликвидации медико-санитарных последствий катастроф выделяются несколько фаз:

фаза изоляции , длящаяся с момента возникновения катастрофы до начала организованного проведения аварийно-спасательных работ;

фаза спасения , продолжающаяся от начала аварийно-спасательных работ до завершения эвакуации пораженных (больных) за пределы очага поражения. Этот период может продолжаться от нескольких часов до 5-6 суток.

По прибытию спасательных бригад производится разведка и определяются основные направления сосредоточения усилий по организации первой, доврачебной, первой врачебной помощи, а при необходимости и квалифицированной медицинской помощи в очаге ЧС.

фаза восстановительного лечения (лечения и реабилитации). Этот период включает в себя осуществление квалифицированной и специализированной медицинской помощи в профильных и многопрофильных лечебных учреждениях до окончательного исхода (выздоровления).

Пораженный в чрезвычайной ситуации (при оценке последствий ЧС применяется также понятие «пострадавшие») - это человек, у которого в результате непосредственного или опосредованного воздействия на него поражающих факторов источника ЧС возникли нарушения здоровья.

Общие людские потери, возникшие в ЧС, подразделяются набезвозвратные и санитарные потери. Безвозвратные потери - люди, погибшие в момент возникновения ЧС, умершие до поступления на первый этап медицинской эвакуации (в медицинское учреждение) и пропавшие без вести.Санитарные потери - пораженные (оставшиеся в живых) и заболевшие при возникновении ЧС или в результате ЧС.

Структура санитарных потерь - это распределение пораженных (больных) по степени тяжести поражений (заболеваний) - крайне тяжелые, тяжелые, средней степени тяжести, легкие; по характеру и локализации поражений (видам заболеваний).

Величина и структура потерь в ЧС колеблются в широком диапазоне и зависят от многочисленных факторов, и, прежде всего, от характера, масштаба и интенсивности ЧС, численности населения, оказавшегося в зоне ЧС, плотности и характера его размещения, своевременности оповещения и обеспеченности средствами защиты, готовности населения к действиям при угрозе ЧС, уровня подготовки к ликвидации последствий ЧС и др.

Величина потерь населения в ЧС часто значительно увеличивается в результате неправильного поведения людей (паника, неумение укрыться, падение с высоты и др.). Так, при землетрясении до 55% поражений возникает от неправильных действий людей и паники. При смерче в Ивановской области (1984) 48% травм было получено от летящих и падающих предметов.

Особенностью большинства ЧС с массовым поражением людей, о чем необходимо помнить, является появление большого числа пораженных с психоневрологическим стрессом, шоком, оглушённостью и т.д.

Последствия ЧС мирного времени приобретают трагический характер в связи с выходом из строя лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) стационарного и амбулаторно-поликлинического типа, что значительно осложняет условия оказания медицинской помощи и лечение пораженных. Так, в результате землетрясения в Армении (1988 г.) лечебно-профилактические учреждения в зоне ЧС были практически полностью уничтожены. В г. Спитак погибли 60% медиков, в г. Ленинакан – 70%.

В зонах (районах) ЧС обычно значительно ухудшается санитарно-эпидемическое состояние, возникает реальная угроза возникновения и роста инфекционной патологии.

С целью определения влияния поражающих факторов источников ЧС на жизнедеятельность населения, работу организации и действия сил и средств ликвидации ЧС, обоснования и принятие мер защиты, осуществляется выявление и оценка обстановки , складывающейся при ЧС.

Под выявлением медицинской обстановки понимается сбор и обработка исходных данных о ЧС, определение размеров зон ЧС и нанесение их на карту района или план действий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС природного или техногенного характера.

Под оценкой медицинской обстановки понимается решение основных задач по определению влияния поражающих факторов источников ЧС на работу организаций, жизнедеятельность населения и действия сил при ликвидации ЧС.

Оценка обстановки включает:

Решение основных задач по организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий ЧС;

Организацию и порядок использования сил и средств для ликвидации ЧС;

Максимальное обеспечение мер по уменьшению людских и материальных потерь.

Оценка медико-тактической обстановки в очаге АОХВ – это учет тех факторов, которые влияют на организацию медицинского обеспечения населения.

К таким факторам относятся:

1) класс токсичности АОХВ;

2) группа, к которой относится химическое соединение по клиническим проявлениям;

3) тип очага;

4) характер формирования санитарных потерь;

5) мероприятия по профилактике поражений и организации медицинской помощи пораженным лицам в ЧС.

Оценка медико-тактической обстановки при авариях на АЭС обусловлена:

1) масштабом аварии;

2) характером радиационного воздействия;

3) фазой аварии;

4) зоной радиационного загрязнения;

5) ожидаемыми биологическими эффектами радиационного воздействия;

6) необходимыми мерами по профилактике радиационных поражений;

7) организацией медицинской помощи пораженным лицам.

Таким образом, для принятия решений в случае чрезвычайных ситуаций будущему врачу необходимо знать сущность чрезвычайных ситуаций, их классификацию. Вместе с тем, необходимо знать медицинские и медико-санитарные последствия ЧС, фазы развития и поражающие факторы, методы прогнозирования и оценку медицинской обстановки, складывающейся в результате ЧС.

Реальная оценка чрезвычайной ситуации поможет правильно сориентироваться в данной ситуации и применить действия, наиболее эффективные для спасения пострадавших.

Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ГОСТ Р 22.0.о2-94 с изменениями).

Следует подчеркнуть, что чрезвычайные ситуации классифицируются по характеру источника - природные, техногенные, биолого-социальные и военные.

Источником природной чрезвычайной ситуации является опасное природное явление или процесс (ГОСТ Р 22.0.03-95). Это могут быть опасные геологические (землетрясения, вулканические извержения, горные удары, оползни, обвалы, сели, лавины), гидрологические (наводнения), метеорологические (сильные снегопады, ливни, град, ураганы, бури и смерчи) явления и процессы, а также природные пожары.

Источником техногенной чрезвычайной ситуации является опасное техногенное происшествие - авария на промышленном объекте или транспорте, пожары, взрывы или высвобождение различных видов энергии (ГОСТ Р 22.0.05-94). Крупная авария, как правило, с человеческими жертвами, является катастрофой. Источником чрезвычайной биолого-социальной ситуацией является особо опасная или широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений (ГОСТ Р 22.0.04-95).

ЧС классифицируются также по масштабности:

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется: в соответствии со следующей установленной Правительством Российской Федерации классификацией чрезвычайных ситуаций:

локальной - средствами и силами организации;

муниципальной - силами и средствами органов местного самоуправления;

межмуниципальной и региональной - силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС;

межрегиональной и федеральной - силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС.

При недостаточности сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Ликвидация трансграничной чрезвычайной ситуации осуществляется по решению Правительства РФ в соответствии с международными договорами.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ИСТОЧНИКОВ ОПАСНОСТЕЙ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА

Ураганы, бури, шквальные ветры

Это метеорологические опасные явления, характеризующиеся высокими скоростями ветра:

Ураган - это атмосферный вихрь больших размеров со скоростью распространения до 120 км/ч, а в приземном слое до 200 км/ч

Буря - это длительный, очень сильный ветер со скоростью более 20 м/с, наблюдается обычно при прохождении циклона и может сопровождаться сильными разрушениями.

Шквалы - это горизонтальные вихри под краем наступающей полосы мощных кучево-дождевых облаков.

Скорость движения воздуха в вихре местами достигает ураганной (до 60-80 м/с). Сопровождаются мощными ливнями и грозами.

Опасность для людей при таких природных явлениях заключается в разрушении дорожных и мостовых покрытий, сооружений, воздушных линий электропередачи и связи, наземных трубопроводов, а также поражения людей обломками разрушенных сооружений, осколками стекол. При снежных и пыльных бурях опасны снежные заносы и скопления пыли.

Сильная метель и снежные заносы

Метель - перенос снега ветром в приземном слое воздуха

Снежные заносы - образуются в результате сильных метелей. Они бывают столь сильными, что приобретают характер стихийных бедствий, при которых останавливается движение на автомобильных и железных дорогах, нарушается нормальная жизнь селений и даже городов.

Наводнения, подтопления

Наводнение - затопление водой прилегающей к реке, озеру или водохранили-щу местности, которое причиняет материальный ущерб, наносит урон здо-ровью населения или приводит к гибели людей. Затопление местности, не сопровождающееся материальным ущербом, считается разливом реки, озера или водохранилища.

Основными условиями возникновения наводнений являются: выпадение осад-ков в ходе дождя, таяния снега и льда, тайфуны, опорожнение водохранили-ща. Наиболее частые наводнения возникают при обильном выпадении осад-ков в виде дождя, обильном таянии снега и образовании заторов при ледо-ходе. Весьма опасны наводнения, связанные с разрушением ГТС.

Катастрофическое затопление, являющееся следствием гидродинамической аварии, заключается в стремительном затоплении местности волной прорыва. Масштабы последствий таких аварий зависят от параметров и технического состояния гидроузла, характера и степени разрушения плотины, объемов запасов воды, характеристик волны прорыва и катастрофического навод-нения, рельефа местности, сезона и времени суток и др. Основными поражающими факторами катастрофического затопления являются: волна прорыва, характеризующаяся высотой волны и скоростью движения, и длительность затопления.

Основные характеристики зоны наводнения:

  • - численность населения, оказавшегося в зоне наводнения
  • - количество населенных пунктов в зоне наводнения
  • - количество объектов экономики, оказавшихся в зоне наводнения
  • - протяженность железных и автомобильных дорог, линий эл/передач, линий коммуникаций и связи в зоне затопления

При наводнениях создается реальная угроза жизни и здоровью людей, раз-рушаются сооружения и коммуникации, портится оборудование, гибнут посевы и материальные ценности.

В этих условиях особое значение имеет своевременное прогнозирование, оповещение населения и эвакуация из районов вероятного затопления.

Землетрясения

Землетрясение - подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие, в основном, в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней мантии и передающиеся на большие расстояния.

Колебания земной поверхности при землетрясениях носят волновой характер. Колебания грунта возбуждают колебания зданий и сооружений, вызывая в них инерционные силы. При недостаточной прочности происходит их разрушение. Сейсмическая опасность при землетрясении определяется и возможными вторичными факторами (лавины, оползни, обвалы, просадка и перекосы земной поверхности, наводнения, пожары).

Классификация землетрясения по его величине и мощности ведется по шкале магнитуд. Магнитуда-мера общего количества энергии, излучаемой при сейсмическом толчке в форме упругих волн.

Количественно, сейсмичность характеризуется как магнитудой, так и интенсивностью. Интенсивность характеризует силу землетрясения, которая зависит от расстояния, убывая от эпицентра к периферии. Интенсивность землетрясения на поверхности Земли оценивается по 12-бальной шкале (см. Приложение).

Внезапность землетрясений в сочетании с огромной разрушительной силой колебаний земной поверхности часто приводит к большому числу жертв и значительному материальному ущербу.

Землетрясения - аналоги ядерных взрывов. (9 баллов-6500Мт, 8,2 балла-700Мт)

Инфекционные заболевания людей, сельскохозяйственных животных, поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями.

Инфекционные болезни отличаются от всех других болезней тем, что они вызываются живыми возбудителями. Из бесчисленного количества микроорганизмов, населяющих Землю, свойством вызывать заболевание обладают только патогенные (болезнетворные) виды.

Для возникновения инфекционного заболевания необходимо, чтобы микроб проник в восприимчивый организм в достаточном количестве и специфическим для него путем. Механизм заражения имеет настолько большое эпидемиологическое значение, что положен в основу современной классификации инфекционных болезней. По этому признаку инфекционные болезни подразделяются на кишечные, инфекции дыхательных путей, кровяные инфекции, инфекции наружных покровов, ин-фекции с различным механизмом передачи.

Эпидемический процесс может проявляться в виде спорадической заболевае-мости, эпидемии и пандемии.

Спорадической заболеваемостью называется заболеваемость, уровень которой в стране или местности обычен для данной инфекционной болезни. Проявляется она в форме рассеянных, чаще всего не связанных между собой общим источником инфекции, единичных случаях заболевания.

Эпидемией называется массовое распространение одноименных инфекционных заболеваний, при этом отдельные группы заболеваний (очаги, вспышки) связаны между собой общими источниками инфекции или общими путями распространения.

Пандемией называется необычайно сильная эпидемия, охватывающая большое число людей на территории, выходящей обычно за границы одного государства. Постоянное наличие какого-либо инфекционного заболевания на определенной территории называется эндемией . Эндемические болезни тесно связаны с природой. Здесь они существуют веками (независимо от человека) из-за непрерывной циркуляции возбудителя из организма одного животного в организм другого. Заболевания среди людей возникают только в том случае, если они оказываются на территории природного очага инфекции.

При оценке распространения заболеваний среди животных пользуются сходной терминологией. Понятия эпидемия, пандемия, эндемия соответствуют эпизоотия, панзоотия, энзоотия.

Эпизоотия - быстрое и широкое распространение острозаразных болезней среди животных. Эпизоотии представляют собой широкое распространение болезней животных в районе или стране, а иногда даже на целом материке. Большой ущерб лесному и с/х наносит же массовое распространение вредителей.

Эпифитотия - быстрое и широкое распространение острозаразных болезней среди растений. Она характеризуется следующими болезнями: ржавчина хлебных злаков, пирокулариоз риса (грибок), фитофторозии картофельная гниль, Гибель и болезни растений могут явиться следствием неправильного применения различных ХВ (гербицидов, дефолиантов, десикантов).

ХАРАКТЕРИСТИКИ ИСТОЧНИКОВ ОПАСНОСТЕЙ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

Химически опасные объекты (ХОО).

ХОО - это объект, на котором хранят, перерабатывают, используют или транспортируют ОХВ, при аварии или разрушении которого могут произой-ти гибель или химическое поражение людей, с/х животных и растений, а также химическое заражение окружающей среды.

К ХОО относятся:

предприятия химических отраслей промышленности, а также отдельные установки (агрегаты) и цеха, производящие или потребляющие АХОВ;

заводы (комплексы) по переработке нефтегазового сырья;

ж/д станции, порты, терминалы и склады на конечных (промежуточных) пунктах перемещения АХОВ;

производства др. отраслей промышленности, использующие АХОВ;

транспортные средства (контейнеры и наливные поезда, автоцистерны, танкеры, трубопроводы и т.д.).

В ряде ХОО, в связи с медленным оснащением производств системами производственного назначения, возможны крупные аварии, связанные с вы-бросами ОВ в атмосферу и поражением людей.

В случае возникновения аварий с выбросом АХОВ очаг химического поражения будет иметь следующие последствия:

образование облаков паров АХОВ и их распространение в окружающей среде. В этом случае прогнозирование масштабов химического заражения (загрязнения) весьма затруднено;

в разгар аварий действует, как правило, несколько поражающих факторов: химическое заражение местности, воздуха, водоемов; высокая или низкая температура; ударная волна, а вне объекта - химическое заражение окружающей среды;

наиболее опасный поражающий фактор - воздействие паров АХОВ через органы дыхания. Он действует как на место аварии, так и на больших расстояниях от источника выброса и распространяется со скоростью ветрово-го переноса АХОВ;

опасные концентрации АХОВ в атмосфере могут существовать от нескольких часов до нескольких суток, а заражение местности и воды - еще более длительное время;

летальный исход зависит от свойств АХОВ, токсической дозы и может наступить как мгновенно, так и через некоторое время (несколько дней) после отравления.

Радиационно-опасные объекты (РОО)

Радиационно опасный объект (РОО) - это объект, на котором хранят, перерабатывают или транспортируют РВ, при аварии или разрушении кото-рого может произойти облучение ионизирующим излучением (ИИ) или радиоактивное загрязнение людей, с/х животных, растений, ОЭ и окружающей природной среды.

К РОО относятся;

предприятия ядерного топливного цикла (ЯТЦ),

атомные станции,

объекты с ядерными энергетическими установками,

ядерные боеприпасы и склады для их хранения.

Под аварией на РОО понимается выход из строя или повреждение отдельных узлов и механизмов объекта во время его эксплуатации, приводя-щий к радиоактивному загрязнению объектов внешней среды.

Особенности загрязнения местности.

(в случае аварии на атомной станции)

Выбросы и истечения РВ из реактора характеризуются следующими основными радиационными поражающими факторами:

Газо - аэрозольная смесь радионуклидов, распространяется в виде облака на сотни километров и испускает мощный поток ИИ.

Радиоактивное загрязнение местности; имеет длительный характер в результате разброса высокоактивных осколков ядерного топлива на террито-рии АС и осаждения радиоактивных частиц из газо - аэрозольного облака.

Гидродинамически опасные объекты.

ГОО - сооружение или естественное образование, создающее разницу уровней воды до и после него. К ГОО относятся:

ГТС напорного фронта

естественные плотины

При прорыве плотины в ней образуется проран, от размеров которого зависят объем и скорость падения вод сверху вниз и параметры волны прорыва. Волна прорыва - основной поражающий фактор этого вида аварий.

Основные поражающие факторы катастрофического затопления:
- волна порыва (характеризуется высотой волны и скоростью движения),

Длительность затопления.

Воздействие волны прорыва на объекты подобно воздействию ударной волны воздушного ядерного взрыва, но отличается тем, что действую-щим телом является вода.

Прорыв плотин приводит к затоплению местности. К основным характеристикам зоны наводнения относят:

численность населения в зоне наводнения,

количество населенных пунктов в зоне наводнения,

количество ОЭ в зоне наводнения,

протяженность ж/д и автодорог, линий электропередач, линий коммуникаций и связи в зоне затопления,

количество мостов и тоннелей (затопленных, разрушенных и поврежденных),

площадь с/х угодий, охваченных наводнением,

количество погибших с/х животных.

Под источником ЧС понимают опасное природное явление, аварию или опасное техногенное происшествие, распространенную инфекционную болезнь людей, с/х животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошло или может возникнуть ЧС.

К источникам возникновения ЧС относятся:

1. Предприятия (производства), продукция и технологические процессы, в которых предусматривается использование высоких давлений, взрывчатых, легковоспламеняющихся, а также химически агрессивных, токсичных, биологически активных и радиоактивно опасных веществ и материалов, а также гидротехнические сооружения, нефтепродуктопроводы, транспортные средства, здания и сооружения, построенные с нарушением ГСН (государственных строительных норм), военная деятельность, т.д.

2. Действия факторов риска , т.е. высвобождение энергий различных видов, а также токсичных, биологически активных или радиоактивных веществ в количествах и дозах, представляющих угрозу жизни и здоровью населения и загрязняющих окружающую среду

3. Экспозиция населения , а также среды его обитания (зданий, орудий труда, воды, продуктов и т.д.), способствующая повышению факторов риска.

4. Широко распространённая инфекционная болезнь людей, с/х животных и растений.

5. Применение современных средств поражения (как обычных средств вооружённой борьбы, так и ракетно-ядерного и биологического оружия).

6. Природные явления : наводнения, ураганы, цунами, землетрясения и др.

Причины возникновения ЧС: 1) природные; 2) антропогенные.

Природные причины – из всех видов опасностей они принадлежат к разряду наиболее стабильных и представляют стабильную угрозу для человечества на протяжении всего его существования.

Стихийные бедствия - природные явления, которые имеют чрезвычайный характер, приводят к нарушению нормальной жизнедеятельности населения, его гибели, разрушению и уничтожению материальных ценностей.

По причине возникновения ЧС подразделяются на:

1. Тектонические – связанные с процессами, которые возникают внутри Земли;

2. Топологические – их причиной являются процессы, которые возникают на поверхности Земли;

3. Метеорологические – связанные с процессами в атмосфере. Но в большинстве случаев основной первопричиной возникновения этих стихийных бедствий являются процессы, которые происходят в космосе.

Антропогенные причины подразделяются на: 1) социальные; 2) экономические. Социальные: - рост народонаселения; - урбанизация; - неподготовленность населения; - отсутствие информации об обстановке в ЧС; - отсутствие нормативно-правовой базы; - безответственность и некомпетентность должностных лиц, превышение служебных полномочий; - коррупция; - терроризм. Экономические: - несовершенство технических средств и технологических процессов; - изменение окружающей среды вследствие природопользования (загрязнение, ограниченность природных ресурсов), - бедность (износ техники, нехватка средств на модернизацию, профилактику и т.д.)

Основными причинами возникновения техногенных аварий и катастроф и увеличение негативного влияния природных ЧС в Украине являются:

- ослабление механизма государственного регулирования безопасности в производственной сфере, снижение устойчивости производства к авариям;

- несовершенство законодательной базы , что в новых экономических условиях не обеспечивает устойчивости функционирования производства, стимулирования мероприятий по уменьшению риска возникновения ЧС, а также ответственности владельцев объектов повышенной опасности за соблюдение режима деятельности;

- техническая сложность производства , большой объем транспортировки, хранения и использования опасных (вредных) веществ, материалов и изделий, накопления отходов производства, что является угрозой для населения и окружающей среды;

- изношенность основных производственных фондов , особенно на предприятиях химического комплекса, нефтегазовой, металлургической и горнодобывающей промышленности, снижение, а в некоторых случаях и прекращения обновление этих фондов;

- снижение требовательности и эффективности работы органов государственного надзора за состоянием экологической безопасности;

- прекращение реализации государственных программ, касающихся реагирования на ЧС, по причине финансовых затруднений;

- снижение квалификационного и профессионального уровня персонала объектов повышенной опасности.