Состав сил гражданской обороны и рсчс, их назначение и порядок использования в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Должностная инструкция дежурного диспетчера единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования санчурский муницип

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель главы администрации

Района -
председатель КЧС и ПБ района
___________ __________________

_________________ 200__ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
дежурному диспетчеру единой дежурной диспетчерской службы
________________________________ района

(ВАРИАНТ)

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Дежурство на ЕДДС организуется круглосуточно и осуществляется штатными диспетчерами в соответствии с графиком несения дежурства в помещении, которое оборудуется техническими средствами оповещения («Градиент-128ОП»), средствами связи, оснащается необходимой оргтехникой и документацией.
На дежурного диспетчера возлагаются следующие основные задачи:
своевременное доведение до главы администрации муниципального образования сигналов оповещения (распоряжений) Администрации области о переводе органа местного самоуправления, его экономики на работу в условиях военного времени;
своевременное доведение до должностных лиц и работников органа местного самоуправления решения главы администрации муниципального образования об экстренном сборе руководителей и других должностных лиц;
прием от населения и организаций сообщений о любых чрезвычайных происшествиях по телефону «112», либо других источников, несущих информацию об угрозе или факте возникновения ЧС природного, техногенного или биолого-социального характера;
проверка достоверности и анализ поступившей информации;
немедленное доведение поступившей информации до дежурно-диспетчерского персонала ДДС, в компетенцию, которого входит реагирование на принятое сообщение;
сбор от взаимодействующих ДДС и доведение до них информации об угрозе или факте возникновения ЧС или пожара, сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС и пожаров;
обработка и анализ данных о ЧС, определение ее масштаба и уточнение состава взаимодействующих ДДС, привлекаемых для реагирования на ЧС, их оповещение о переводе в высшие режимы функционирования звена (подсистемы) РСЧС;
обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации ЧС, уточнение и корректировка (по обстановке), заранее разработанных и согласованных с взаимодействующими ДДС вариантов решений по ликвидации ЧС;
постоянное информирование взаимодействующих ДДС, привлекаемых к ликвидации ЧС сил постоянной готовности, об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;
представление докладов (донесений) вышестоящим органам управления по подчиненности об угрозе или возникновении ЧС сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (на основе ранее подготовленных и согласованных планов);
доведение задач, поставленных вышестоящими органами РСЧС, до подчиненных сил постоянной готовности, осуществление контроля их выполнения и организация взаимодействия;
обобщение и анализ информации о произошедших ЧС (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации.

Дежурный диспетчер ЕДДС при выполнении функциональных обязанностей в период круглосуточного дежурства подчиняется только главе администрации (городского округа (муниципального района) или лицу, его замещающему, по другим вопросам – руководителю органа, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.

Дежурному диспетчеру ЕДДС запрещается :
покидать свое рабочее место без разрешения начальника ЕДДС (или лица его замещающего);
вести по техническим средствам связи переговоры, не связанные с выполнением служебных обязанностей;
отвлекаться от несения службы посторонними делами (чтение художественной литературы, настольные, компьютерные игры и т.д.);
допускать в помещение ЕДДС лиц, не имеющих отношения к несению службы;
передавать (сообщать) какую либо информацию о ЧС, последствиях, масштабах, принятых мерах посторонним лицам, организациям и средствам массовой информации без разрешения главы администрации муниципального образования (или лица его замещающего).

II. ОБЯЗАННОСТИ ДЕЖУРНОГО ДИСПЕТЧЕРА ЕДДС
И ПОРЯДОК ЕГО ДЕЙСТВИЙ ПРИ ПРИЁМЕ (СДАЧЕ) ДЕЖУРСТВА,
А ТАК ЖЕ ПРИ ПРИЕМЕ СООБЩЕНИЙ ОБ УГРОЗЕ
ИЛИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧС

При приеме дежурства дежурный диспетчер ЕДДС обязан :
1. проверить и принять документы, средства оповещения и связи, пожарно-охранную систему и другое имущество согласно описи;
2. проверить состояние прямой связи с взаимодействующими ДДС;
3. проверить техническое состояние других средств связи и оповещения, при неисправности средств связи и оповещения доложить начальнику ЕДДС и принять меры к устранению неисправности;
4. уточнить у сменяющегося дежурного диспетчера ЕДДС общую обстановку (какие были происшествия, кому доведены, какие мероприятия находятся на контроле, какие указания, распоряжения не доведены до исполнителей). Проверить запись этих данных в рабочей документации;
5. доложить начальнику ЕДДС (или лицу его замещающему) об обстановке и о смене дежурства.

Во время несения дежурства дежурный диспетчер ЕДДС обязан:
1. вести документацию дежурного диспетчера ЕДДС;
2. при получении от главы администрации муниципального образования распоряжения на доведение сигналов, оповещение должностных лиц администрации муниципального образования осуществить оповещение по системе «Градиент-128 ОП», телефону или посыльными; записать время доведения сигналов (команд) и обобщить результаты оповещения;
3. участвовать в проведении (по плану Администрации области) проверок работоспособности системы оповещения области;
4. соблюдать меры пожарной безопасности в помещении ЕДДС;
5. докладывать немедленно главе администрации муниципального образования – об угрозе и возникновении ЧС, об авариях на системах жизнеобеспечения, а также о всех происшествиях на территории муниципального образования, имеющих общественно-политический резонанс или повлекших тяжкие последствия.

При приеме сообщения по телефону «112», других источников информации дежурный диспетчер ЕДДС обязан :
представиться: «Дежурный службы «112»;
быть предельно бдительным и внимательным к поступающим вызовам и немедленно отвечать на них;
принимать все сообщения о ЧС и других происшествиях;
при разговоре с заявителем быть тактичным, вежливым, проявлять заботу о людях, вместе с тем активно и настойчиво выяснять необходимые данные для высылки спасательных подразделений на ликвидацию или предупреждение ЧС, других происшествий, о которых сообщает заявитель;
дублировать вслух все полученные данные, которые сообщает заявитель, полностью фиксировать их в соответствующей документации;
при получении сообщений о ЧС, других происшествиях на объектах с массовым пребыванием людей, промышленных и других объектах на которые предусмотрен повышенный номер (ранг) вызова, объявлении руководителем ликвидации ЧС повышенного номера (ранга) вызова немедленно докладывать должностным лицам в порядке, определённом в Алгоритме действий дежурного диспетчера ЕДДС;
в случае приема сообщения, когда заявитель находится на значительном расстоянии от места ЧС, другого происшествия, не знает его точного адреса (названия улицы, номера дома и т.п.) узнать, по какому адресу находится заявитель во время сообщения, в каком направлении происходит событие, о котором он сообщает, какие ориентиры (улицы, магистрали, объекты и т.п.) расположены рядом с местом происшествия;
в связи с возможным наличием в населенных пунктах улиц, имеющих одинаковое или созвучное название, при приеме сообщений принимать меры по определению точного места ЧС, другого происшествия;
при поступлении дополнительных сообщений, в которых уточняется адрес или ситуация на месте вызова (наличие пострадавших, баллонов, сосудов аппаратов, находящихся под давлением, агрессивных химических, отравляющих и радиоактивных веществ и др.) немедленно сообщать об этом начальнику ЕДДС;
вести учет информации, поступающей с места ликвидации ЧС, другого происшествия, а также указаний и распоряжений руководителя работ по ликвидации ЧС в соответствующей документации.

Опрос заявителя при приеме сообщения состоит из двух частей: основных и дополнительных вопросов.

К основным относятся вопросы:
выяснение точного адреса объекта, на котором возникла ЧС, другое происшествие, место возникновения (этажность здания и т.п.), характер ЧС, другого происшествия.
После выяснений основных вопросов дежурный диспетчер ЕДДС доводит полученные сведения до дежурно-диспетчерского персонала ДДС, в компетенцию, которого входит реагирование на принятое сообщение, одновременно продолжая опрос заявителя.
К дополнительным относятся вопросы:
выяснение наличия людей и угрозы их жизни, удобного подъезда спасательным подразделениям, номер телефона и фамилия заявителя и т.д.
Диспетчер ЕДДС обязан выяснить у заявителя при получении сообщения о ЧС, другом происшествии:
а.) в жилом доме:
точный адрес места происшествия (улица, проспект, переулок и т.п., номер дома, корпуса, строения, подъезда и квартиры, наличие и код замка входной двери в подъезд и т.д.);
на каком этаже ЧС, этажность здания;
что горит или характер ЧС;

б.) на объекте:

вид объекта (завод, фабрика, театр, гостиница, больница, склад и т.п.) и его название;
место ЧС, другого происшествия (цех, корпус, строение и т.д.);
на каком этаже происходит ЧС, происшествие, этажность здания;
характер ЧС, имеется ли угроза распространения ЧС, в том числе на жилой массив;
наличие людей и угроза их жизни.
в.) на нефтебазах:
точный адрес объекта (улица, проспект, переулок и т.п., номер дома, корпуса, строения);
характер ЧС, имеется ли угроза распространения пожара или ЧС на резервуары, технологические установки, прилегающий жилой массив и т.п.;
вид горящего резервуара (подземный, наземный), его емкость;
что находится в резервуаре (вид хранящегося нефтепродукта);
наличие людей и угрозы их жизни.
г.) на плавучих средствах:
точное местонахождение плавучего средства (река, водохранилище, канал и т.п., наименование набережной, моста, напротив какого дома и по какой транспортной магистрали, объекта или других ориентиров, способствующих быстрому определению его местонахождения и прибытия расчетов спасательных подразделений);
вид плавучего средства (катер, пароход, баржа, буксир и т.п.);
место ЧС (палуба, трюм и т.д.), что горит, к какой набережной, берегу ближе находится плавучее средство; наличие людей и угрозы их жизни.
д.) при аварии или аварийной посадке летательных аппаратов:
точное место ожидаемой посадки, или места падения (населенный пункт, шоссе и другие ориентиры) летательного аппарата;
тип летательного аппарата (самолет, вертолет и марка - например: ЯК-40, ИЛ-62, ТУ-154, МИ-8 и т.п.), наличие и количество пассажиров, количество топлива на борту, техническая неисправность, в результате которой производится аварийная посадка (не открывается шасси и др.);
место сбора сил и средств для обеспечения безопасной посадки и проведения спасательных работ.
е.) при получении сообщения о тонущих людях:
название водоема;
адрес (наименование населённого пункта или другого ориентира);
к какому берегу ближе находится тонущий человек.
ж.) при получении сообщения о взрыве:
точный адрес места взрыва (улица, проспект, переулок и т.п., номер дома, корпуса, строения);
на каком этаже произошел взрыв, этажность здания;
что взорвалось;
характер повреждения зданий, сооружений;
наличие людей и угрозы их жизни.
з.) при получении сообщения о дорожно-транспортном происшествии:
точный адрес ДТП (магистраль, улица, проспект, переулок и т.п, номер дома, корпуса, километр);
вид транспортного средства (легковой, грузовой, пассажирский и т.п.);
наличие людей, угроза их жизни и необходимая экстренная помощь;
вид перевозимого груза, его характеристики (пожаро-взрывоопасность, радиационная опасность, химико-биологическая опасность и т.п.), характер повреждения транспортного средства и груза, опасность распространения возможной чрезвычайной ситуации на жилую застройку, промышленные объекты и объекты с массовым пребыванием людей.

При получении последующих сообщений уточнить у заявителя точный адрес, и обстановку. Обо всех новых сведениях докладывать начальнику ЕДДС. Заявителю сообщать о том, что расчеты спасательных подразделений выехали по первому сообщению о происшествии.


III. Права дежурного диспетчера ЕДДС

Дежурный диспетчер ЕДДС имеет право :
запрашивать необходимую информацию и бесплатно получать от учреждений, предприятий и организаций, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, необходимые статистические и оперативные данные;
вносить предложения по улучшению организации работы ЕДДС;
принимать оперативные решения, обоснованные, не требующие отлагательства, при угрозе и возникновении ЧС, с последующим докладом начальнику ЕДДС;
представлять службу ЕДДС по вопросам, относящимся к его компетенции;
докладывать начальнику ЕДДС о выявленных в процессе дежурства недостатках, поручениях, указаниях (замечаниях) главы администрации муниципального образования, других проверяющих лиц.

Дежурный диспетчер ЕДДС имеет право самостоятельно принимать решения по защите и спасению людей (в рамках своих полномочий), если возникшая обстановка не дает возможности для согласования экстренных действий с руководством муниципального образования или служб.


IV. Ответственность дежурного диспетчера ЕДДС

Дежурный диспетчер ЕДДС отвечает за :
четкое и качественное исполнение, возложенных на него, должностных обязанностей;
своевременное доведение сигналов оповещения (распоряжений);
своевременное оповещение дежурно-диспетчерского персонала ДДС, в компетенцию, которого входит реагирование на принятое сообщение об угрозе и возникновении ЧС для принятия мер по защите населения и территорий;
своевременное доведение распоряжения главы администрации муниципального образования (или лица, его замещающего) на оповещение об экстренном сборе должностных лиц и работников органа местного самоуправления, других лиц;
правильную эксплуатацию и безаварийную работу оборудования, системы автоматизированного оповещения и средств связи в помещении ЕДДС;
поддержание в порядке и сохранности документации на рабочем месте.

Дежурный диспетчер ЕДДС при угрозе или возникновении ЧС несет ответственность за своевременность принятия необходимых экстренных мер по защите и спасению людей, материальных и культурных ценностей.

Приложение:
1. Алгоритм действий дежурного диспетчера ЕДДС при получении информации об угрозе (возникновении) ЧС, на ___ л.

Начальник ЕДДС
__________________ района __________________ _______________________
(Подпись) (Фамилия и инициалы)

Согласовано

Начальник отдела по делам ГО и ЧС

(Подпись) (Фамилия и инициалы)
______________________ 200_ г.

Управляющий делами администрации
_____________________ района __________________ _______________________
(Подпись) (Фамилия и инициалы)
______________________ 200______ г.

ЕДДС городского округа г.Бор включает в себя: руководство ЕДДС, дежурно-диспетчерский персонал, пункт управления, средства связи, оповещения и автоматизации управления.

В состав руководства ЕДДС входят: начальник ЕДДС и заместитель (при необходимости). В составе дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС должны быть предусмотрены оперативные дежурные смены из расчета несения круглосуточного дежурства, численный состав которых определяется в зависимости от местных условий, наличия потенциально опасных объектов и рисков возникновения ЧС (происшествий). В состав оперативной дежурной смены должны быть включены оперативный дежурный и диспетчер ЕДДС.

Пункт управления ЕДДС (ПУ ЕДДС) представляет собой рабочие помещения для постоянного и дежурно-диспетчерского персонала, оснащенные необходимыми техническими средствами и документацией. ПУ ЕДДС размещается в помещениях, предоставляемых органом местного самоуправления.

Электроснабжение должно обеспечивать высококачественное бесперебойное электропитание всего комплекса технических средств ЕДДС, как в нормальных условиях, так и в случаях нарушения штатного энергоснабжения (независимо от времени отключения промышленной сети) в следствии аварий или ухудшения его качества в условиях промышленных или иных помех. Категория электроснабжения должна быть не ниже первой.

В ЕДДС должно быть обеспечено заземление комплекса инженерных систем телекоммуникационного оборудования и программно-технических средств не более сопротивлением 4 Ом в любой точке подключения оборудования. Факт измерения величины сопротивления должен быть подтвержден наличием заключения специализированной организации в установленном порядке.

Комплекс технических средств создаваемых ЕДДС это совокупность взаимосвязанных систем и средств связи, оповещения и автоматизации управления обеспечивающих бесперебойное выполнение задач органов повседневного управления по предназначению, включает в себя следующие системы:

  • Система электропитания и заземления;
  • Система коммуникаций связи;
  • Телекоммуникационная система;
  • Система рабочих мест;
  • Система радиосвязи;
  • Система оповещения;
  • Система видеоконференцсвязи;
  • Система мониторинга инженерных систем критически важных объектов;
  • Система мониторинга окружающей среды;
  • Система мониторинга подвижных объектов.

Средства связи ЕДДС городского округа г.Бор должны обеспечивать обмен всеми видами информации (телефон, факс, интернет и т.д.) по организованным каналам связи.

  • Прием и передачу команд, сигналов оповещения и данных;
  • Прием вызовов (сообщений) через единый номер «112»;
  • Коммутацию передаваемого, принятого вызова (сообщения) до соответствующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов).

ЕДДС должна иметь резервные каналы связи. Средства связи должны обеспечивать сопряжение с сетью связи общего пользования и вышестоящими органами управления.

Автоматизированная информационная система ЕДДС (далее — АИС ЕДДС) обеспечивает автоматизацию выполнения задач и функций ЕДДС. АИС ЕДДС сопрягается с региональной автоматизированной информационно-управляющей системой РСЧС и с имеющимися автоматизированными системами взаимодействующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), а также телекоммуникационной подсистемой системы — 112.

КСА ЕДДС предназначен для автоматизации информационно-управленческой деятельности должностных лиц ЕДДС при осуществлении ими функций координации совместных действий ДДС, ДС, входящих в ОСОДУ городского округа г.Бор, оперативного информирования КЧС и ОПБ; он включает в себя АРМ специалистов оперативной дежурной смены, административного и обслуживающего персонала, серверное ядро, другие программно-технические средства, объединенные в локальную вычислительную сеть.

Местная система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение специальных технических средств оповещения сетей вещания и каналов связи.

Система оповещения должна обеспечивать доведение информации до населения, КЧС и ОПБ, служб РСЧС:

  • Сигналов оповещения;
  • Речевых (текстовых) сообщений;
  • Условных сигналов.

Задействование местной системы оповещения должно осуществляться дежурно-диспетчерским персоналом с автоматизированных рабочих мест ЕДДС.

Минимальный состав документации на ПУ ЕДДС:

  • Нормативные правовые акты по вопросам защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, пожарной безопасности, а также по вопросам сбора и обмена информацией о ЧС, происшествиях;
  • соглашения об информационном взаимодействии ЕДДС с ДДС, ДС, входящими с ОСОДУ;
  • журнал учета полученной и переданной информации, полученных и переданных распоряжений и сигналов;
  • журнал оперативного дежурства;
  • инструкции по действиям дежурно-диспетчерского персонала при получении информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествия);
  • инструкции о несении дежурства в повседневной деятельности, в режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации;
  • план взаимодействия ЕДДС с ДДС, ДС ОСОДУ при ликвидации ЧС, АС, происшествий различного характера на территории городского округа г.Бор;
  • инструкции по действиям дежурно-диспетчерского персонала при получении информации по линии взаимодействующих ДДС, ДС ОСОДУ;
  • аварийные карточки на все химически опасные вещества и радиационные грузы, перечни радиационно, химически, биологически опасных объектов с прогнозируемыми последствиями ЧС (происшествия);
  • инструкции по мерам пожарной безопасности и охране труда;
  • схемы и списки оповещения руководства администрации городского округа г.Бор муниципального звена ТП РСЧС Нижегородской области, органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС, происшествий на территории муниципального образования, ДДС, ДС ОСОДУ;
  • паспорта безопасности городского округа г.Бор, сельских населенных пунктов и ПОО, паспорта пожарной безопасности, паспорта территории городского округа г.Бор, паспорта состояния комплексной безопасности объектов социальной защиты населения, здравоохранения и образования, паспорта ЕДДС, рабочие карты городского округа г.Бор и Нижегородской области (в том числе и в электронном виде);
  • план проведения инструктажа перед заступлением на дежурство очередных оперативных дежурных смен;
  • графики несения дежурства оперативными дежурными сменами;
  • схемы управления и вызова;
  • схема местной системы оповещения;
  • телефонные справочники;
  • документация по организации профессиональной подготовки дежурно-диспетчерского персонала;
  • формализованные бланки отрабатываемых документов с заранее заготовленной постоянной частью текста;
  • суточный расчет сил и средств муниципального звена ТП РСЧС Нижегородской области;
  • расчет сил и средств городского округа г.Бор, привлекаемых к ликвидации ЧС, происшествий;
  • инструкция по обмену информацией с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти при угрозе возникновения и возникновении ЧС, АС, происшествий;
  • ежедневный план работы оперативного дежурного ЕДДС.

Состав оперативной документации может дополняться в зависимости от условий функционирования ЕДДС.

Положение

о единой дежурно-диспетчерской службе (ЕДДС)

муниципального образования

1.Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет основные задачи, функции и права Единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования (далее ЕДДС МО).

1.2. ЕДДС МО является органом повседневного оперативно-диспетчерского управления территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее РСЧС), обеспечения пожарной безопасности.

ЕДДС МО является вышестоящим органом повседневного управления для всех взаимодействующих ДДС в районе по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о ЧС и совместных действий при угрозе или возникновении ЧС.

Она предназначена для приема-передачи сигналов боевого управления, сигналов на изменения режимов функционирования территориальной подсистемы РСЧС, приема сообщений о пожарах, авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и других ЧС от населения и организаций, оперативного реагирования и координации совместных действий ведомственных дежурно-диспетчерских служб (ДДС), оперативного управления силами и средствами гарнизона пожарной охраны, аварийно-спасательных и других сил постоянной готовности в условиях ЧС.

Общее руководство ЕДДС МО осуществляет Глава Администрации района, непосредственное – заместитель Главы Администрации района – председатель КЧС и ОПБ.

1.3. ЕДДС МО в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, в установленном порядке нормативными актами МЧС России, Соглашением между МЧС России и Администрацией области о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов организации тушения пожаров и предупреждения ЧС межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий и ликвидации их последствий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 г. № 698 (далее – Соглашение), законодательством области и настоящим Положением.

1.4. ЕДДС района создана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 30.12.2003 г. №794 (в редакции постановлении Правительства Российской Федерации от 27.05.2005 г. №335) и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с отделами и управлениями Главного управления МЧС России по _______ области, комитета ГОЧС и пожарной безопасности ______ области, органами исполнительной государственной власти и местного самоуправления _______ области.

2. Основные задачи ЕДДС МО

ЕДДС МО в рамках осуществления постоянного контроля за оперативной обстановкой и своевременного реагирования на ее изменение осуществляет следующие основные задачи:

Прием от вышестоящих органов управления и доведение до руководящего состава района сигналов боевого управления (оповещения) в соответствии с требованиями директивных документов;

Прием и обработка сообщений о ЧС, анализ и оценка достоверности поступивших сообщение о ЧС и обеспечение доведения этих сообщений в установленном порядке до служб реагирования;

Сбор и обобщение информации о состоянии экологической, техногенной, инженерной, медицинской и криминогенной обстановки, анализ данных о сложившейся обстановке, определение ее масштабов, в том числе о составе ЧС, контроль за изменением ситуации;

Обеспечение оперативного руководства и управления пожарно-спасательными подразделениями района – при реагировании на сообщения о пожарах, а также аварийно-спасательными формированиями и силами постоянной готовности – при реагировании на ЧС;

Организация взаимодействия в установленном порядке с вышестоящими и взаимодействующими органами управлений в целях оперативного реагирования на ЧС, обеспечение взаимного информационно-технического сопряжения ДДС, а также с администрацией района и органами местного самоуправления;

Предварительная оценка (мониторинг), подготовка вариантов возможных решений на совместные действия служб реагирования;

Обеспечение в районе надлежащего функционирования и развития системы связи, автоматизированных систем управления, локальных вычислительных сетей, специализированных программно-технических комплексов и других элементов современных информационных технологий;

Информирование ДДС и привлекаемых служб реагирования о сложившейся в ходе ЧС обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;

Подготовка проектов докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС и представление согласованных в установленном порядке редакций этих документов в вышестоящие органы управления по подчиненности;

Доведение задач, поставленных вышестоящими органами управления РСЧС, до органов управления района, до ДДС и сил реагирования, осуществление контроля исполнения этих задач;

Обобщение сводной информации о происшедших ЧС и принятых мерах по их ликвидации.

3. Структура ЕДДС МО

ЕДДС МО включает в себя: личный состав, пункт управления и автоматизированную систему (система связи, оповещения и комплекс средств автоматизации).

3.1. В составе дежурной смены ЕДДС МО включается диспетчерский состав из расчета несения круглосуточного дежурства. В каждой дежурной смене ЕДДС МО назначается дежурный диспетчер.

3.2. Пункт управления (далее – ПУ) представляет собой рабочее помещение для постоянного и дежурно-диспетчерского состава, оснащенное необходимыми техническими средствами, документацией и размещается в помещении, закрепленном в установленном порядке за Администрацией района.

Состав технических средств управления ПУ:

Средства связи и передачи данных;

Средства оповещения и персонального вызова;

Средства автоматизации управления.

Состав оперативной документации на ПУ:

Журнал учета полученной и переданной информации, полученных и переданных распоряжений и сигналов;

Инструкция по действиям дежурно-диспетчерского персонала при получении информации об угрозе или возникновении ЧС;

Инструкция о несении дежурства в повседневной деятельности, в режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации;

План взаимодействия ЕДДС МО со службами (пожарной частью, районным отделением внутренних дел, скорой медицинской помощью, районных электросетей, МУП) при ликвидации пожаров, ЧС различного характера на территории МО;

Инструкция дежурному диспетчеру ЕДДС МО и органов управления районного звена ТП РСЧС субъекта по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций связанных с ухудшением санитарно-эпидемиологической и эпизоотической обстановки;

Аварийные и аварийные медицинские карточки на все аварийные химически опасные вещества и радиационные грузы, перечни РХБОО с прогнозируемыми последствиями чрезвычайных ситуаций;

Инструкция по мерам пожарной и техники безопасности;

Схемы и списки оповещения руководства области, муниципальных образований в случае ЧС;

Рабочая карта субъекта и муниципального образования;

Схема управления и связи;

Телефонные справочники;

Формализованные бланки управленческих документов с заранее заготовленной постоянной частью текста.

3.3. Автоматизированная система (АС) ЕДДС МО представляет единую (локальную) вычислительную сеть, объединяющую совокупность взаимосвязанных систем, средств связи, оповещения и автоматизации управления, включающую в себя автоматизированные рабочие места должностных лиц постоянного состава и дежурной смены на базе персональных ЭВМ, другие программно-технические средства.

АС ЕДДС МО сопрягается с региональной автоматизированной информационно-управляющей системой РСЧС и с имеющимися автоматизированными системами взаимодействующих ДДС.

АС ЕДДС МО выполняет одновременно и функции абонентского пункта.

3.3.1. Система связи ЕДДС МО представляет собой организационно-техническое объединение средств проводной и радиосвязи, обеспечивающих обмен аудио- и видео-информацией, передачу данных, а также команд и сигналов оповещения.

Система связи ЕДДС МО обеспечивает:

Передачу речевых сообщений по каналам проводной и радиосвязи, документов по факсимильной связи, сигналов и команд;

Прямые телефонные связи с ЕДДС муниципальных образований, ДДС организаций (объектов), (в первую очередь, имеющих силы и средства быстрого реагирования на ЧС, экстренного вызова «01», «02», «03» и «04», жилищно-коммунального хозяйства и др.);

Прием информации по единому выделенному телефонному номеру одновременно от нескольких абонентов;

Автоматическое определение номера входящего абонента;

Коммутацию передаваемого сообщения (избирательно или циркулярно) до соответствующих ДДС;

Громкоговорящую селекторную связь;

Обмен речевыми сообщениями, документальной информацией, а также данными с вышестоящими, взаимодействующими службами, организационно входящими в структуру ЕДДС МО.

3.3.2. Система оповещения ЕДДС МО представляет собой организационно-техническое объединение специальных технических средств оповещения и персонального вызова.

Основными задачами системы оповещения являются:

Обеспечение оповещения и персонального вызова должностных лиц администрации района и взаимодействующих ДДС;

Обеспечение оповещения и вызова подразделений сил постоянной готовности, непосредственно подчиненных ЕДДС МО;

Оповещение населения об угрозе или возникновении ЧС и информировании его об использовании средств и способов защиты от поражающих факторов источника ЧС.

Системой оповещения обеспечиваются следующие виды информации:

  • сигналы вызова;
  • речевые (текстовые) сообщения;

Условные сигналы.

4.Функционирование ЕДДС МО

ЕДДС МО функционирует в трех режимах мирного времени (повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации), а также при переводе ГО с мирного на военное положение, в условиях военного положения и в военное время.

4.1.В режиме повседневной деятельности ЕДДС МО осуществляет круглосуточное дежурство в готовности к экстренному реагированию на угрозу или возникновение ЧС.

В этом режиме ЕДДС МО обеспечивает:

Прием от населения и ДДС сообщений о любых чрезвычайных происшествиях, несущих информацию об угрозе или возникновении ЧС, их регистрацию и сортировку по принадлежности ДДС и уровням ответственности;

Обобщение и анализ информации о ЧС за текущие сутки и представление соответствующих докладов по подчиненности;

Поддержание в готовности к применению программно-технических средств автоматизации и связи;

Осуществление контроля готовности ЕДДС МО в зоне ответственности, оперативное информирование их диспетчерских смен об обстановке и ее изменениях;

Внесение необходимых дополнений и изменений в банк данных, а также в структуру и содержание оперативных документов по реагированию на ЧС, пожаров.

Взаимодействующие ДДС в режиме повседневной деятельности действуют в соответствии со своими ведомственными инструкциями и представляют в ЕДДС района обобщенную статистическую информацию о чрезвычайных происшествиях, локальных ЧС и предпосылках к ним за прошедшие сутки.

Сообщения о чрезвычайных происшествиях, которые не относятся к сфере ответственности принявшей их ДДС, незамедлительно передаются соответствующей ДДС по предназначению. Сообщения, которые ДДС идентифицируют как сообщения об угрозе или возникновении ЧС, в первоочередном порядке передаются в ЕДДС района.

4.2. В режим повышенной готовности ЕДДС МО и привлекаемые ДДС переводятся начальником смены ДДС субъекта при угрозе возникновения ЧС в тех случаях, когда для ликвидации угрозы требуются совместные действия ДДС, взаимодействующих с ЕДДС МО. В этом режиме ЕДДС МО дополнительно обеспечивает:

Заблаговременную подготовку к возможным действиям в случае возникновения ЧС;

Оповещение и персональный вызов должностных лиц КЧС и ПБ, администрации района, ПЧ, ЕДДС района, взаимодействующих ДДС и подчиненных сил постоянной готовности;

Получение и обобщение данных наблюдения и контроля за обстановкой в области, на потенциально-опасных объектах (ПОО), а также за состоянием окружающей природной среды;

Прогнозирование развития обстановки и подготовку предложений по действиям привлекаемых сил и средств и доклад их по подчиненности;

Корректировку алгоритмов действий ЕДДС МО при реагировании на угрозу возникновения вероятной ЧС и уточнение порядка взаимодействия с другими ДДС;

Координацию действий ДДС при принятии ими экстренных мер по предотвращению ЧС или смягчению ее последствий.

4.3. В режим чрезвычайной ситуации ЕДДС МО и привлекаемые ДДС переводятся диспетчером ЕДДС МО при возникновении ЧС. В этом режиме ЕДДС МО выполняет задачи:

Координация действий ДДС и привлекаемых сил и средств РСЧС при проведении работ по защите населения и территории от ЧС;

Контроль за выдвижением и отслеживание передвижения оперативных групп в районе ЧС;

Оповещение и передача оперативной информации между органами управления при организации ликвидации ЧС и в ходе аварийно-спасательных работ, мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования объектов экономики и первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;

Контроль за установлением и перемещением границ зон ЧС, своевременное оповещение и информирование населения о складывающейся обстановке и опасностях в районе ЧС;

Осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающей к ним территории.

В режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации информационное взаимодействие между ДДС осуществляется непосредственно через ЕДДС МО. Поступающая информация о сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительных силах и средствах. распространяется ЕДДС МО всем заинтересованным ДДС.

4.4. Функционирование ЕДДС МО при переводе с мирного на военное положение , в условиях военного положения и в военное время, осуществляется в соответствии с планом гражданской обороны и защиты населения и территории субъекта от ЧС и инструкциями дежурному персоналу ЕДДС по действиям в условиях особого периода.

Пакеты на изменение режимов функционирования в условиях особого периода хранятся в специально оборудованных металлических сейфах в помещениях ЕДДС района.

При функционировании ЕДДС МО в условиях особого периода, в соответствии с планом гражданской обороны и защиты населения и территории субъекта от ЧС предусматривается размещение дежурно-диспетчерских смен на защищенных ПУ.

5. Порядок работы ЕДДС МО

Информация о пожаре, угрозе или возникновении ЧС поступает в ЕДДС МО от населения по многоканальному телефону «01», от ДДС, вышестоящих и взаимодействующих органов управления по прямым каналам и линиям связи. Информация о пожаре, угрозе или возникновении ЧС принимается, регистрируется и обрабатывается диспетчерами ЕДДС МО.

Получив информацию о ЧС, диспетчер ЕДДС МО оценивает обстановку, уточняет состав привлекаемых сил и средств постоянной готовности, проводит их оповещение, отдает распоряжения на необходимые действия и контролирует их выполнение.

При классификации сложившейся ситуации, как «не требующая совместных действий ДДС», ЕДДС МО передает управление ликвидацией ЧС соответствующей ДДС, в компетенции которой находится реагирование на случившуюся ЧС.

Одновременно готовятся формализованные документы о факте ЧС для последующей передачи задействованным ДДС.

При выявлении угрозы жизни или здоровью людей до населения доводится информация о способах защиты.

Организуется необходимый обмен информацией об обстановке и действиях привлеченных сил и средств между ДДС, сопоставление и обобщение полученных данных, готовятся донесения и доклады вышестоящим органам управления, обеспечивается информационная поддержка деятельности администраций всех уровней и их взаимодействия со службами, привлекаемыми для ликвидации ЧС.

6. Комплектование и подготовка кадров ЕДДС МО

Комплектование личным составом ЕДДС МО осуществляется Главой Администрации района.

Начальник и диспетчера ЕДДС МО назначаются на должность и освобождается от должности в установленном порядке Главой Администрации района.

Личный состав ЕДДС МО обязан знать требования руководящих документов, регламентирующих его деятельность и уметь применять их в практической работе.

Основными формами обучения работников ЕДДС МО являются: тренировки дежурных смен, участие в учебных мероприятиях (учениях) и занятия по профессиональной подготовке.

Совместные учебные мероприятия (тренировки и учения), проводимые с личным составом ЕДДС МО, осуществляются в соответствии с планом, разработанным заблаговременно и утвержденным Главой Администрации района.

Подготовку специалистов ЕДДС МО осуществлять:

В Учебно-методическом центре по ГО и ЧС субъекта, курсах гражданской обороны, учебных центрах и учебных пунктах федеральной противопожарной службы, других образовательных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии по подготовке специалистов указанного вида деятельности;

В ходе проведения занятий по профессиональной подготовке – один день в месяц по 6-8 часов. Тематику определять исходя из решаемых вопросов и характерных чрезвычайных ситуаций, а также личной подготовленности специалистов;

В ходе проведения ежедневного инструктажа заступающего на смену диспетчера ЕДДС;

В ходе проведения тренировок со сменами ДДС района при проведении различных учений и тренировок с органами и силами РСЧС, на которые привлекается ДДС района. При этом каждая дежурная смена должна принять участие в учениях и тренировках не менее 2-х раз в год.

В ходе подготовки персонала ЕДДС МО особое внимание сосредоточить на организации приёма информации об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременном оповещении органов управления и сил РСЧС, населения, а также доведения сигналов оповещения гражданской обороны.

Не реже одного раза в полгода принимать зачёты, по результатам которых принимать решение о допуске специалистов ЕДДС МО к работе.

Ежемесячно анализировать состояние дел по созданию, внедрению, эксплуатации и обеспечению функционирования ЕДДС МО и подготовки персонала.

Профессиональная подготовка работников ЕДДС МО проводится ежемесячно, по специально разработанной программе.

Навигация по записям

Постановление об утверждении Устава МБУ «ЕДД и хозяйственно-транспортная служба Администрации Парфинского муниципального района» »


Согласно основным положениям ГОСТ Р, целью создания ЕДДС является «повышение готовности администрации и служб города к реагированию на угрозу или возникновение чрезвычайных ситуаций, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств городских служб при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС»




Получение сведений от подчинённых пожарно-спасательных подразделений в режиме реального времени, непрерывный контроль готовности подразделений к выполнению задач Формирование и ведение нормативно-справочной информации о потенциально-опасных объектах, ведение реестра зданий и сооружений Сбор, обработка, анализ и передача в дежурно- диспетчерские службы города информации о пожарах, происшествиях и действиях пожарных подразделений и служб Автоматическая высылка расчетов пожарных частей по команде Центра управления силами (ЦУС), документирование обстановки и времени выезда средствами системы видеонаблюдения








По получении приказа сервер ПЧ отдает команду исполнительному устройству, которое включает сигнал тревоги, информационное табло, светофоры, приводит в действие механизмы открывания ворот и шлагбаумов. Расчеты выезжают на место происшествия. Алгоритм автоматической высылки
























Формирование списка подразделений; формирование списка личного состава; формирование штатного расписания подразделений и дежурных смен; определение районов выезда подразделений; учет техники по штату и в наличии; учет материально-технического обеспечения (МТО); формирование графика технического обслуживания (ТО). Учет сил и средств



























Оперативный сбор, надежное и своевременное представление информации, обеспечение ее полноты, актуальности и необходимой конфиденциальности; прогноз источников ЧС и возможных рисков чрезвычайных ситуаций; всесторонняя информационная поддержка в ходе формирования и принятия управленческих решений по ЧС; оперативное доведение (с использованием различных телекоммуникационных сетей) необходимой управляющей информации и команд (сигналов) оповещения в интересах управления силами и средствами. Автоматизированная информационно-управляющая система «ЧС Москва»

























Модуль формирования отчетов Является составной частью всех автоматизированных систем, входящих в состав АС ЕДДС. Обеспечивает формирование отчетов: Оперативных (для оценки текущей обстановки) Сводных (по районам, типам ЧС и происшествий и т.д.) Аналитических (в разрезе выбранного типа данных); Сравнительных (сравнение текущих данных с определенным периодом прошлого года)



Единая система классификации и кодирования (ЕСКК) Поддержка работы специализированных программных модулей системы с использованием общероссийских классификаторов (ОКАТО, ОКВЭД, ОКОГУ, ОКОПФ, ОКПО, ОКФС, ОКСМ, ОКЕИ) и ведомственных классификаторов Ведение словарей и классификаторов: –добавление/редактирование записей словарей (классификаторов); –многоаспектный поиск записей; –импорт словаря (классификатора) или изменений к нему; –расчет статистических данных по словарю (классификатору); –проверка и восстановление целостности данных.


Архитектура системы работа системы в автономном режиме; подключение автономной системы к единой автоматизированной государственной системе «АИУС РЧС»; двунаправленная репликация данных между серверами различных уровней; контроль работы каналов связи с соседними серверами; оповещение пользователей о разрыве канала связи с соседними серверами и/или остановке передачи данных Возможности


Архитектура системы АС работает на серверах, образующих иерархическую структуру типа «дерево». В структуре может быть до трёх уровней. Например, для АС управления силами и средствами пожарных формирований «дерево» может содержать уровни: Городской. Городской. Содержит сервер Центра управления силами (ЦУС) и сервер резервного хранения данных (ЗПУ) Окружной. Включает серверы центральных пунктов пожарной связи (ЦППС) административных округов Низовой. Низовой. Включает серверы пожарных частей (ПЧ) Структура


Архитектура системы Средства межуровневого взаимодействия обеспечивают двунаправленную передачу данных между ЦУС и ЦППС, между ЦППС и ПЧ. Резервный сервер в каждый момент времени содержит копию базы данных сервера ЦУС. репликации На каждом узле работа с данными осуществляется локально. Временное пропадание каналов связи не критично для системы в целом. Синхронизация информации (передача данных) между узлами происходит в процессе сеансов репликации данных, инициируемых подчиненным узлом. Сеансы репликации инициируются: с заданной периодичностью; сразу после восстановления канала связи; при появлении в БД критически важной информации, например, сведений о возникновении чрезвычайной ситуации или происшествии Репликация данных 64 ЗАО «СТИНС КОМАН» , Москва, ул. Первомайская, д. 126 Телефон: (495) , Факс: (495) Спасибо за внимание!

Единая дежурно-диспетчерская служба позволяет предоставлять комплекс услуг передачи данных, телефонной связи для оперативного обмена информацией различных видов и назначений между ведомствами, тем самым увеличив оперативность реагирования на угрозу или возникновение чрезвычайных ситуаций,эффективность взаимодействия ведомственных дежурно-диспетчерских служб, информированность населения.

В состав единых дежурно-диспетчерских служб входят:

Оперативный дежурный управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации города;

Дежурно-диспетчерские службы: управления внутренних дел города, противопожарной службы, скорой медицинской помощи, службы связи, жилищно-коммунального хозяйства, службы энергетики, существующих поисково-спасательных служб и, по решению главы муниципального образования, других организаций.

Основные задачи ЕДДС:

Прием от населения и организаций сообщений о любых чрезвычайных происшествиях;

Анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до ДДС, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;

Сбор от дежурно-диспетчерских служб, служб контроля и наблюдения (систем мониторинга) за окружающей средой и распространение между ДДС города информации об угрозе или факте возникновения чрезвычайной ситуации;

Оценка и контроль обстановки, подготовка вариантов управленческих решений по ликвидации чрезвычайной ситуации, принятие необходимых решений;

Информирование об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах дежурно-диспетчерских служб, привлекаемых к ликвидации чрезвычайной ситуации, подчиненных сил постоянной готовности;

25. Порядок функционирования Единой дежурно-диспетчерской службы.Единая дежурно-диспетчерская служба является элементом органа повседневного управления местного (городского) звена единой ГОЧС, создается при органе управлении ГОЧС города и является центральным звеном в объединенной системе оперативно-диспетчерского управления в ЧС (ОСОДУ), в состав которой наряду с ЕДДС входят дежурно-диспетчерские службы (ДДС) экстренного реагирования ("01", "02", "03", "04"), жилищно-коммунального хозяйства, наблюдения и контроля за окружающей средой.Единая дежурно-диспетчерская служба города - о рган повседневного управления местной (городской) подсистемы РСЧС, предназначенный для координации действий дежурных и диспетчерских (дежурно-диспетчерских) служб города и создаваемый при органе управления ГОЧС. ЕДДС города функционирует круглосуточно и при этом должна:

Немедленно приступать к экстренным действиям по предотвращению и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации после получения необходимых данных;



Самостоятельно принимать решения по защите и спасению людей (в рамках своих полномочий), если возникшая обстановка не дает возможности для согласования экстренных действий с вышестоящими органами управления.

ЕДДС создаются при городских органах управления ГОЧС. В небольших городах и сельских районах, в которых отсутствует орган управления ГОЧС, ЕДДС может создаваться при органе местного самоуправления. В городах - административных центрах субъектов Российской Федерации ЕДДС могут создаваться на базе органа повседневного управления (министерства или главного управления ГОЧС) субъекта Российской Федерации с возложением на последний дополнительных задач. В крупных городах, имеющих в своем составе административные округа или (и) муниципальные районы, при соответствующих органах управления ГОЧС могут создаваться окружные или (и) районные ЕДДС.

ЕДДС города должна включать в себя дежурно-диспетчерский персонал, пункт управления, технические средства автоматизации управления, связи и оповещения.

В составе дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС должны быть предусмотрены оперативные дежурные смены из расчета несения круглосуточного дежурства. В каждую смену должны быть включены старший оперативный дежурный и его помощник, а также специалисты - аналитики информации по направлениям (для обобщения поступающей из различных источников информации и подготовки вариантов решений) и операторы - диспетчеры (для сбора и распространения между ДДС информации о чрезвычайной ситуации).

ЕДДС и дежурно-диспетчерские службы, входящие в ОСОДУ города, функционируют в трех режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.

В режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации функционирования ОСОДУ информационное взаимодействие между ДДС, входящими в ОСОДУ, осуществляется через ЕДДС города.

Для этого в ЕДДС от взаимодействующих ДДС в первоочередном обязательном порядке и на безвозмездной основе передаются сведения об угрозе или факте чрезвычайной ситуации, сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительных силах и средствах. Поступающая информация распространяется ЕДДС до всех заинтересованных ДДС.

Вся информация, поступающая в ЕДДС, обрабатывается и обобщается. В зависимости от поступившего документа (сообщения), масштаба чрезвычайной ситуации, характера принятых мер и высказанных предложений (просьб) по каждому принятому документу (сообщению) готовятся и принимаются необходимые решения. Поступившая из различных источников и обобщенная в ЕДДС информация, подготовленные рекомендации по совместным действиям ДДС доводятся до вышестоящих и взаимодействующих органов управления, а также до всех ДДС, привлеченных к ликвидации чрезвычайной ситуации.

С целью создания необходимого нормативно-правового пространства для разработки и внедрения ЕДДС, обеспечения возможности интеграции автоматизированных систем (АС) ОСОДУ в рамках автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС) РСЧС, снижения финансовых затрат МЧС России осуществляет единую научно-техническую политику в части создания ЕДДС.

В 1998 году по поручению Председателя Правительства Российской Феде рации МЧС России был подготовлен пакет документов по созданию единых дежурно-диспетчерских служб в городах России (концепция, технико-экономическое обоснование и др.), который был согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В результате Правительством Российской Федерации было выпущено поручение по вопросу создания ЕДДС в городах России.

Во исполнение поручения вышел приказ МЧС России № 517 от 25.08.98 г., который ввел в действие разработанную «Концепцию создания ЕДДС в городах Российской Федерации». В соответствии с требованиями этого приказа был также разработан и утвержден ГОСТ Р22.7.01-99 «ЕДДС. Общие положения».

Стандарт разработан с целью единого понимания назначения, состава решаемых задач, структуры, порядка создания и функционирования едины дежурно-диспетчерских служб в городах Российской Федерации. Этот документ является первым разработанным государственным стандартом в системе стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» в области создания единых дежурно-диспетчерских служб. Объектами стандартизации в настоящее ГОСТ приняты общие организационно-технические положения, общетехнические требования и правила, обеспечивающие взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь при создании и обеспечении функционирование: ЕДДС на всей территории Российской Федерации.

На федеральном уровне проводится определенная работа по снижению стоимости создания ЕДДС. Практика показывает, что затраты на разработку проекта автоматизированной системы (включая разработку специального программного и информационного обеспечения) составляют не менее 50 % от стоимости всей системы. Таким образом, при централизованном типовом проектировании АС ЕДДС в каждом городе может быть сэкономлено не менее половины тех средств, которые пришлось бы затратить при самостоятельной ее разработке. МЧС России проводит большую работу по организации разработки типовых проектов автоматизированных систем (АС) ЕДДС, созданию типового программного обеспечения на основе долевого участия субъектов Российской Федерации, обеспечению скидок на поставляемые программно-технические средства с учетом их массовой поставки в регионы, использованию таких современных форм финансирования как лизинг, товарные кредиты и других.

26. Предназначение и функции автоматизированной информационно-управляющей системы РСЧС (АИУС РСЧС).АИУС РСЧС представляет собой организационно – техническую систему, предназначенную для сбора, комплексной обработки оперативной информации о ЧС и информационного обмена между различными подсистемами и звеньями РСЧС, а также для обеспечения передачи органами повседневного управления необходимых указаний силам и средствам ликвидации ЧС. Функции АИУС РСЧС: 1 оперативное предоставление лицам, принимающим решения, необходимой информации по запросу (сбор от абонентов (пользователей) системы и обработку оперативной информации о состоянии потенциально опасных объектов экономики и инфраструктуры, природной среды, сил и средств РСЧС, о наличии и состоянии запасов и резервов и т.д.);

3объективный контроль за развитием ситуации на определенной территории (мониторинг и прогнозирование);

4эффективное информационное взаимодействие с министерствами и ведомствами, органами военного командования, различными организациями, а также передача необходимой информации органам управления РСЧС всех уровней и обмен информацией между различными подсистемами и звеньями РСЧС;

5освобождение руководства РСЧС различных уровней управления от выполнения рутинных операций;

6постепенный переход на безбумажную технологию;

7объективный контроль за выполнением принятых решений;

8прогнозирование последствий управленческих решений (моделирование).

27. Построение АИУС РСЧС
Структура АИУС РСЧС
Основная Резервная Дублирующая подсистема
Подсистема Подсистема
 функционально-ориентированные комплексы средств автоматизации, размещаемые на стационарных пунктах управления;
 мобильные КСА подвижных пунктов управления;
 абонентские комплекты пользователей;
 КСА взаимодействия с внешними структурами;
 сеть связи и передачи данных.

28. Функционирование АИУС РСЧС в мирное время. АИУС РСЧС функционирует как в мирное время (в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности, чрезвычайной ситуации), так и в особый период (при переводе гражданской обороны с мирного на военное положение). При этом возможности комплексов средств автоматизации в зависимости от режима функционирования меняются. В режиме повседневной деятельности объектовые комплексы средств автоматизации всех уровней АИУС РСЧС обеспечивают работу органов управления ГОЧС на подведомственной территории. Контролируется состояние объектовых комплексов и системы в целом, организуются тренировки и учения органов управления, сил и средств РСЧС, разрабатываются и совершенствуются планы действий в экстремальных условиях, перспективные планы профилактики чрезвычайных ситуаций, дальнейшего развития и совершенствования РСЧС Решаются задачи кадрового, материально-технического и финансового обеспечения деятельности МЧС России и подчиненных ему органов. При этом учитываются данные, выдаваемые системой мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, осуществляющей повседневный контроль состояния природной среды и потенциально опасных объектов, в том числе и авиационно-космический контроль. В этом режиме осуществляется первичный ввод нормативно-справочной информации, развитие программно-технических средств АИУС РСЧС.

29.Современные информационные технологии, используемые АИУС РСЧС

Телекоммуникационные технологии - совокупность технических и программных средств, обеспечивающих приём и передачу данных по различным типам каналов связи (цифровым, телефонным и т.д.).Системы управления базами данных - комплекс программных средств для хранения, поиска и анализа формализованной информации (информация, состоящая из жёстко заданного перечня информационных

Географическая информационная технология - это информационная система, обеспечивающая сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и распространение пространственно - координированных данных. Единая система классификации и кодирования информации - это технология, позволяющая выбирать значения конкретных информационных показателей из заранее подготовленного и утверждённого списка, корректировка которого возложена на специалистов - словаря или классификатора.Интернет-технологии - технологии, применяемые в международной компьютерной сети Интернет и обеспечивающие хранение, поиск, как по рубрикатору, так и с использованием специальных программных средств неформализованной информации.

30. Цели и задачи связи, требования, предъявляемые к ней