Порядки оказания скорой медицинской помощи. Изменения в порядке оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи. Организации деятельности выездной бригады скорой

Согласно ч. 2 ст. 32 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 323) одним из видов медицинской помощи является скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь .

Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержден Приказом Минздрава России от 20.06.2013 № 388н (далее - Порядок оказания СМП). Но указанный порядок в ближайшем будущем будет изменен. А именно, Приказ Минздрава России от 22.01.2016 № 33н «О внесении изменений в Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. № 388н» вступает в силу 1 июля 2016 года , соответственно и измененный Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи начнет действовать с той же даты.

Общие изменения в Порядке оказания СМП

Изменений в приказе Минздрава России от 20.06.2013 № 388н планируется достаточно большое количество, отметим самые значимые из них:

  • Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь будет оказываться не только на основе стандартов медицинской помощи, но и с учетом клинических рекомендаций (протоколов лечения) (п. 3 Порядка оказания СМП). Подробнее о клинических рекомендациях (протоколах лечения) можно ознакомиться на нашем сайте по ссылке .
  • Вызов скорой медицинской помощи (далее - СМП) дополнительно будет осуществляться при поступлении в медицинскую организацию, оказывающую СМП, заполненной в электронном виде карточки вызова СМП в экстренной форме из информационных систем экстренных оперативных служб (п. 9 Порядка оказания СМП).
  • Поводами для вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме с 1 июля 2016 года не будет являться дежурство при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, оказание скорой медицинской помощи и медицинская эвакуация при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации (п. 11 Порядка оказания СМП). С указанной даты при подобной угрозе, а также в местах проведения массовых мероприятий, должны будут организовываться дежурства выездных бригад СМП (пункт 18) , что представляется на наш взгляд более логичным в данной ситуации.
  • Введена норма о том, что при констатации смерти в автомобиле СМП выездная бригада СМП обязана незамедлительно сообщить об этом фельдшеру по приему вызовов СМП и передаче их выездным бригадам СМП или медицинской сестре по приему вызовов СМП и передаче их выездным бригадам СМП для вызова сотрудников территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации либо получения разрешения на транспортировку тела умершего пациента в медицинскую организацию, осуществляющую судебно-медицинскую экспертизу.

    В случае обнаружения у умершего (погибшего) пациента признаков насильственной смерти или при подозрении на нее, а также при невозможности идентифицировать личность умершего (погибшего), при выполнении вызова СМП медицинский работник выездной бригады СМП, назначенный старшим, обязан известить об этом фельдшера по приему вызовов СМП и передаче их выездным бригадам СМП или медицинскую сестру по приему вызовов СМП и передаче их выездным бригадам СМП для незамедлительного информирования территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации. (п. 15 Порядка оказания СМП).

  • При поступлении пациента в медицинскую организацию для оказания СМП в стационарных условиях в стационарном отделении СМП осуществляется уточнение диагноза, диагностика, динамическое наблюдение и проведение лечебно-диагностических мероприятий на койках СМП суточного пребывания и, при наличии медицинских показаний, краткосрочное лечение длительностью не более трех суток на койках СМП краткосрочного пребывания (п. 16).
  • При наличии медицинских показаний пациенты направляются из стационарного отделения СМП в профильные отделения медицинской организации, в составе которой создано стационарное отделение СМП, или в другие медицинские организации для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи (п. 17).

Меняются и правила осуществления медицинской эвакуации при осуществлении СМП (Приложение № 1 к Порядку оказания СМП). Так, например, перестанет действовать норма о том, что медицинская эвакуация при дорожно-транспортных происшествиях осуществляется в медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь пострадавшим с сочетанными, множественными и изолированными травмами, сопровождающимися шоком (п. 10).

Правила организации деятельности выездной бригады СМП также не останутся без изменений, а именно:

  • Выездные бригады СМП по своему профилю будут подразделяться на общепрофильные и специализированные (сейчас - на общепрофильные, специализированные, экстренные консультативные, акушерские, авиамедицинские).
  • Специализированные выездные бригады СМП подразделяются на бригады:

    • а) анестезиологии-реанимации, в том числе педиатрические;
    • б) педиатрические;
    • в) психиатрические;
    • г) экстренные консультативные;
    • д) авиамедицинские

    (сейчас предусмотрены бригады анестезиологии-реанимации, педиатрические, педиатрические анестезиологии-реанимации, психиатрические, акушерско-гинекологические ).

  • Изменится медицинский состав выездных бригад СМП. А акушерская выездная бригада СМП и вовсе перестанет существовать, т.к. норма о ней исключена из новой редакции Порядка оказания СМП.
  • Определено максимально допустимое время доезда до пациента Бригады при оказании СМП в экстренной форме - 20 минут с момента вызова (при этом, установлено, что в территориальных программах время доезда Бригад может быть обоснованно скорректировано с учетом транспортной доступности, плотности населения, а также климатических и географических особенностей регионов в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи)
  • Обязанности водителя автомобиля СМП будут закреплены в п. 16 данного Приложения (например, подчиняться врачу или фельдшеру СМП выездной бригады СМП и выполнять его распоряжения; обеспечивать немедленный выезд автомобиля СМП на вызов и движение автомобиля СМП по кратчайшему маршруту; отслеживать техническое состояние автомобиля СМП, осуществлять своевременную заправку его горюче-смазочными материалами, выполнять влажную уборку салона автомобиля СМП по мере необходимости, поддерживать в нем порядок и чистоту). Стоит отметить, что обязанности водителя на сегодняшний день не закреплены в порядке оказания СМП.

С июля 2016 года расширяется перечень рекомендуемых отделений, помещений, кабинетов и иных объектов для структур станций и отделений СМП (добавлены бухгалтерия, отделение (кабинет) дезинфекции и стерилизации и иные), а также для станций и отделений СМП (добавлены помещения отделения (кабинета) дезинфекции и стерилизации, кабинет предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей автомобилей СМП и иные).

Приложение № 4 к рассматриваемому Порядку оказания СМП (рекомендуемые штатные нормативы станции СМП, отделения СМП ) также с 1 июля будет действовать с изменениями.

Во-первых, сократят количество должностей , так, если сегодня количество рекомендуемых должностей равно 42 должностям, то с 1 июля 2016 года их количество сократится до 29. Например, Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в новой редакции не предусматривает такие должности, как:

  • Заместитель главного врача по госпитализации (сейчас одна такая должность создается при наличии на обслуживаемой территории не менее 10 медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях );
  • Заместитель заведующего подстанцией (отделением) СМП - врач СМП (предусмотрена сейчас 1 должность при наличии в штате подстанции (отделения) СМП не менее 40 врачебных и фельдшерских должностей, включая должность заведующего);
  • Медицинский психолог (сейчас предусмотрена 1 должность при наличии в штате 100 должностей медицинских работников);
  • Акушер (сейчас предусмотрено 5,25 для обеспечения круглосуточной работы акушерской выездной бригады СМП) и др.

Что касается должности врача-акушера-гинеколога , то данная должность также исключена из рекомендуемых штатных нормативов для Станции СМП, отделения СМП поликлиники (больницы, больницы СМП) (Приложение № 4). Совершенно очевидно, что должности акушера и врача-акушера-гинеколога упразднены вместе с акушерско-гинекологическими бригадам. Однако, должность врача-акушера-гинеколога как и прежде рекомендуется для отделений экстренной консультативной СМП (больницы СМП, Центра медицины катастроф) (Приложение № 13) и количество должностей при этом остается для данного отделения в неизменном варианте - 5,25 (для обеспечения круглосуточной работы выездной экстренной консультативной бригады скорой медицинской помощи).

Во-вторых, изменятся условия при которых вводится та или иная должность:

  • Одна должность Заместителя главного врача по медицинской части будет создаваться на станцию СМП при наличии в штате станции СМП не менее 100 врачебных и фельдшерских должностей, включая должность главного врача (сегодня - на медицинскую организацию, в составе которой создано отделение СМП и не менее 40 врачебных должностей, включая должность заведующего отделением СМП );
  • Провизор-технолог будет рекомендоваться из расчета 1 должность на станцию СМП при наличии в ее структуре аптеки; 1 должность дополнительно на станцию СМП при наличии в ее структуре аптеки на каждые 300 тыс. выполненных выездов в год (при выполнении свыше 300 тыс. выездов в год) (сейчас рекомендуется 1 должность на станцию СМП при наличии в ее структуре аптеки ).

Оснащение для автомобилей различных классов для акушерских выездных бригад СМП не будет регламентировано ввиду исчезновения с 1 июля 2016 года самих акушерских выездных бригад.

Будут сокращены перечни оборудования для оснащения автомобилей СМП . А точнее в связи с тем, что с 1 июля 2016 года начнут действовать новые требования к комплектации укладок и наборов для оказания СМП (подробнее об этом на нашей страничке в Facebook https://goo.gl/ajc9XK и на нашем сайте ), автомобили СМП различных классов не будут оснащаться набором токсикологическим, противоожоговым, для катетеризации центральных вен, для дренирования плевральной полости, для канюлизации губчатых костей полости для оказания СМП.

Автомобили СМП класса «B» для фельдшерской и врачебной общепрофильных выездных бригад СМП и специализированной педиатрической выездной бригады СМП будут оснащены одинаково, в отличии от стандарта оснащения автомобилей, действующего сегодня.

В отношении Правил организации деятельности, рекомендуемых штатных нормативов и стандартов оснащения отделения экстренной консультативной СМП больницы (больницы СМП, центра медицинской катастрофы) (далее - Отделение) введены следующие основные поправки:

  • Помимо указанных в предыдущей редакции Порядка помещений поста дежурного ответственного врача и кабинета подготовки к работе медицинских укладок и оборудования бригад СМП в Отделении рекомендуется предусматривать так же кабинеты врачей-консультантов, кабинет заведующего отделением, помещение для среднего медицинского персонала и помещение для младшего медицинского персонала.
  • Некоторые изменения внесены в рекомендуемые штатные нормативы Отделения (в частности, включены следующие должности: врач-токсиколог, врач-неонатолог, врач-гематолог (в количестве 5,25 (для обеспечения круглосуточной работы выездной экстренной консультативной бригады СМП) и врач-инфекционист (в количестве 6,0 (для обеспечения круглосуточной работы выездной экстренной консультативной бригады СМП)). Также отметим, что изменения в штатных нормативах Отделений не коснулись врачей-акушеров-гинекологов;
  • Небольшие корректировки также были проведены в стандартах оснащения Отделения (в частности, были уменьшены комплект реанимационный в футляре или рюкзаке или укладке-скатке для детей при весе не более 35 кг, комплект реанимационный в футляре или рюкзаке или укладке-скатке для детей при весе не менее 35 кг).

О деятельности врача скорой медицинской помощи

Правила организации деятельности врача СМП станции СМП, отделения СМП поликлиники (больницы, больницы СМП, стационарного отделения СМП больницы (больницы СМП), отделения экстренной консультативной СМП больницы (больницы СМП, центра медицины катастрофы) изменились лишь в части предъявляемых к специалисту, назначаемому на должность врача СМП, квалификационных требований. Согласно предыдущей редакции на должность врача СМП назначался специалист, соответствующий требованиям, предъявляемым Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.07.2009 г. № 415н, по специальности «скорая медицинская помощь», который утратил силу 06.11.2015. В настоящее же время на данную должность назначается специалист, соответствующий требованиям, предъявляемым Квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утвержденными приказом Минздрава РФ от 08.10.2015 № 707н.

* - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

Организация работы станции скорой и неотложной помощи

Для оказания скорой медицинской помощи предназначены станции скорой и неотложной помощи. Станции скорой медицинской помощи не занимаются систематическим лечением, они предназначены для оказания неотложной помощи на догоспитальном этапе (см. приказ Минздрава РФ от 26.03.2000 г. № 100). На станциях скорой помощи не выдают больничных листов, справок и других письменных документов больным или их родственникам.

Госпитализацией больных занимаются больницы скорой помощи и отделения экстренной госпитализации обшей сети больничных учреждений.

Станции скорой помощи оснащены специализированным санитарным транспортом, оборудованным аппаратурой для проведения срочной диагностики и лечения состояний, угрожаемых жизни. Работа станций скорой помощи организована побригадно. Различают бригады линейные (врач и фельдшер), специализированные (врач и два фельдшера), линейные фельдшерские (обычно используются для целенаправленной перевозки больных). В крупных городах обычно действуют следующие специализированные бригады: реанимационная, неврологическая, инфекционная, педиатрическая реанимационная, психиатрическая и т. д. Вся работа бригад документируется, врачом бригады заполняются карты вызова, которые после дежурства сдаются для контроля старшему врачу смены, а затем на хранение и статистическую обработку в организационно-методический отдел. При необходимости (по просьбе врачей обшей сети, следственных органов и т. д.) всегда можно найти карту вызова и выяснить обстоятельства вызова. Если больной госпитализирован, врач или фельдшер заполняет сопроводительный лист, который остается в истории болезни до выписки больного из стационара или до смерти больного. Отрывной талон сопроводительного листа больница возвращает на станцию, что позволяет вести учет ошибок бригады скорой помощи, улучшая тем самым качество работы бригад скорой помощи.

На месте вызова бригадой скорой помощи проводится необходимое лечение в максимально доступном объеме (а также в пути при транспортировке больного). В оказании помощи больным и пострадавшим основная ответственность возлагается на врача бригады, который руководит действиями бригады. В сложных случаях врач консультируется со старшим врачом смены по телефону. Чаще всего старший врач смены по просьбе врача линейной бригады направляет к месту вызова специализированную бригаду. Больных, нуждающихся в экстренной помощи, транспортируют на большие расстояния самолетами санитарной авиации, вертолетами.

41.Система охраны здоровья матери и ребенка.

Охр а на матер и нства и д е тства - система государственных и общественных мероприятий, направленных на обеспечение здоровья матери и ребенка, укрепление семьи, создание наиболее благоприятных условий для воспитания детей, их физического, интеллектуального и нравственного развития.

ВОЗ программирует мероприятия по ОМИД как главные; в программе ВОЗ записано, что к 2005 году должно быть достигнуть устойчивое и непрерывное улучшение здоровья детей и женщин.

Характеристика состояния здоровья женщин и детей в настоящее время (по России). 1. Свыше 40 тыс. Младенцев умирают ежегодно 2. 30 тыс. Детей рождаются недоношенными или больными 3. среди всех детей 14% относятся к группе здоровых и практически здоровых 4. Ежегодно девушки - подростки до 17 лет делают около 20тыс абортов. 5. Ежегодно в стране происходит около 5 млн. родов, вместе с тем ежегодно проводится около 6 млн. абортов, причем около 600 из них заканчиваются смертельно 6. Показатель младенческой смертности у нас 17, а в развитых странах 10, в Германии

7. Младенческая смертность представляет собой 1/3 от общей смертности, таким образом является показателем общего здоровья населения, также влияет на показатель средней продолжительности жизни. 8. Дети болеют в 3 раза чаще взрослых; уровень общей заболеваемость в стране составляет около 1000 на 1000 населения, в то время как заболеваемость детей 1 года жизни составляет 3000 на 1000 населения. 9. Структура болезней детей на 1 году жизни: первое место - пневмония, второе место - расстройства питания, третье место - родовые травмы и гемолитические болезни. На втором году жизни: первое место - болезни органов дыхания (70%), второе место - инфекции, третье место - болезни обмена веществ, аллергии. Здоровье матери и ребенка надо рассматривать как здоровье будущего общества. В стране около 90 медицинских институтов имеют кафедру педиатрии и 2 института являются педиатрическими.

ВОЗ определила 6 групп наблюдения за состоянием здоровья детей: 1 группа охраны здоровья детства - до зачатия. Сюда включают мероприятия по охране здоровья женщин в целом, развитие медико-генетических центров. 2 группа - период от зачатия до родов. Самые активные мероприятия проводятся в первые месяцы беременности. 3 группа - период родов, включает в себя мероприятия по безопасности родовспоможения и предупреждения осложнений в родах. 4 группа - период раннего детства (до 1 года) или младенчества. Мероприятия по активизации грудного вскармливания и иммунизации. 5 группа - период дошкольного возраста) 1-7 лет). Задачи: рациональное питание и физическое развитие. 6 группа - школьный возраст. задачи - приучение детей к оздоровительным процедурам, проведение санитарно-гигиенического обучения, пропаганда здорового образа жизни.

Принципы организации медицинской помощи матерям и детям. 1. Принцип единого педиатра - то есть одним врачом обслуживаются дети от 0 до 14 лет 11 мес. 29 дней. С 1993 года детское население по контракту может обслуживаться двумя педиатрами.

2. Принцип участковости. Размер педиатрического участка 800 детей. Центральный фигурой амбулаторно-поликлинической сети является участковый педиатр; сейчас повышается ответственность участкового педиатра в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС) и ищутся критерии индивидуальной ответственности (или персонификации).

3. Диспансерный метод работы. Все дети, независимо от возраста, состояния здоровья, места проживания и посещения организованных дошкольных и школьных учреждений обязательно осматриваться в рамках профилактических осмотров, что как вакцинопрофилактика проводится бесплатно. 4. Принцип объединения, то есть женские консультации объединены с родильными домами, детские поликлиники объединяются со стационарами. 5. Принцип чередования медицинского обслуживания: на дому, в поликлинике, в дневном стационаре. На амбулаторный прием в поликлинику приходят только здоровые дети либо реконвалесценты, больные обслуживаются на дому.

6. Принцип преемственности. Осуществляется между женской консультацией, роддомом и детской поликлиникой в виде дородового патронажа посещения новорожденного в течение 3 дней после выписки из роддома ежемесячные осмотры младенца в детской поликлинике в течение 1 года жизни 6. для женской консультации - принцип ранней постановки на диспансерный учет (до 12 мес.)

7. принцип социально-правовой помощи то есть существует кабинет юриста в детской поликлинике и женской консультации.

Учреждения ОМИД.

Учреждения охраны детства.

1. Амбулаторно-поликлинические: детская поликлиника детская стоматологическая поликлиника детская консультация 2. Стационарные: детская больница соматическая детская инфекционная больница детское отделение в структуре общесоматических взрослых больниц 3. Специализированные дома ребенка детские санатории детские ясли детские молочные кухни для отсталых в развитии детей Охрана материнства: женские консультации, родильные дома, акушерско-гинекологические отделения соматических больниц, отделения патологии беременных о

бщесоматических больниц.

"

Зарегистрировано в Минюсте России 16 августа 2013 г. N 29422
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ

МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
В соответствии с частью 2 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об охране здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2012, N 26, ст. 3442, 3446) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи.

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 ноября 2004 г. N 179 "Об утверждении Порядка оказания скорой медицинской помощи" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 ноября 2004 г., регистрационный N 6136);

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 586н "О внесении изменений в Порядок оказания скорой медицинской помощи, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 ноября 2004 г. N 179" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 августа 2010 г., регистрационный N 18289);

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 марта 2011 г. N 202н "О внесении изменения в приложение N 3 к Порядку оказания скорой медицинской помощи, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 ноября 2004 г. N 179" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 апреля 2011 г., регистрационный N 20390);

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 января 2012 г. N 65н "О внесении изменения в Порядок оказания скорой медицинской помощи, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 ноября 2004 г. N 179" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 марта 2012 г., регистрационный N 23472).

В.И.СКВОРЦОВА
Утвержден

приказом Министерства здравоохранения

Российской Федерации

ОКАЗАНИЯ СКОРОЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ СКОРОЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ,

МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
1. Настоящий Порядок устанавливает правила оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи на территории Российской Федерации.

2. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.

3. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается на основе стандартов медицинской помощи.

4. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в следующих условиях:

а) вне медицинской организации - по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации;

б) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

в) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

5. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в следующих формах:

а) экстренной - при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;

б) неотложной - при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.

6. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь вне медицинской организации оказывается медицинскими работниками выездных бригад скорой медицинской помощи.

7. Выездные бригады скорой медицинской помощи направляются на вызов фельдшером по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи или медицинской сестрой по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи с учетом профиля выездной бригады скорой медицинской помощи и формы оказания медицинской помощи.

8. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь в амбулаторных и стационарных условиях оказывается медицинскими работниками медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях.

9. Вызов скорой медицинской помощи осуществляется:

а) по телефону путем набора номеров "03", "103", "112" и (или) номеров телефонов медицинской организации, оказывающей скорую медицинскую помощь;

б) с помощью коротких текстовых сообщений (SMS);

в) при непосредственном обращении в медицинскую организацию, оказывающую скорую медицинскую помощь.

10. В случае поступления вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме на вызов направляется ближайшая свободная общепрофильная выездная бригада скорой медицинской помощи или специализированная выездная бригада скорой медицинской помощи.

11. Поводами для вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме являются:

а) нарушения сознания, представляющие угрозу жизни;

б) нарушения дыхания, представляющие угрозу жизни;

в) нарушения системы кровообращения, представляющие угрозу жизни;

г) психические расстройства, сопровождающиеся действиями пациента, представляющими непосредственную опасность для него или других лиц;

д) внезапный болевой синдром, представляющий угрозу жизни;

е) внезапные нарушения функции какого-либо органа или системы органов, представляющие угрозу жизни;

ж) травмы любой этиологии, представляющие угрозу жизни;

з) термические и химические ожоги, представляющие угрозу жизни;

и) внезапные кровотечения, представляющие угрозу жизни;

к) роды, угроза прерывания беременности;

л) дежурство при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, оказание скорой медицинской помощи и медицинская эвакуация при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации.

12. В случае поступления вызова скорой медицинской помощи в неотложной форме на вызов направляется ближайшая свободная общепрофильная выездная бригада скорой медицинской помощи при отсутствии вызовов скорой медицинской помощи в экстренной форме.

13. Поводами для вызова скорой медицинской помощи в неотложной форме являются:

а) внезапные острые заболевания (состояния) без явных признаков угрозы жизни, требующие срочного медицинского вмешательства;

б) внезапные обострения хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни, требующие срочного медицинского вмешательства;

в) констатация смерти (за исключением часов работы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях).

14. При оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация.

15. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь в стационарных условиях оказывается медицинскими работниками стационарного отделения скорой медицинской помощи.

16. При поступлении пациента в медицинскую организацию для оказания скорой медицинской помощи в стационарных условиях в стационарном отделении скорой медицинской помощи осуществляется уточнение диагноза, диагностика, динамическое наблюдение и проведение лечебно-диагностических мероприятий на койках скорой медицинской помощи суточного пребывания и, при наличии медицинских показаний, краткосрочное лечение длительностью не более трех суток на койках скорой медицинской помощи краткосрочного пребывания.

17. При наличии медицинских показаний пациенты направляются из стационарного отделения скорой медицинской помощи в профильные отделения медицинской организации, в составе которой создано стационарное отделение скорой медицинской помощи, или в другие медицинские организации для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.

18. В удаленных или труднодоступных населенных пунктах (участках населенных пунктов), вдоль автомобильных дорог для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи могут организовываться филиалы (посты, трассовые пункты) скорой медицинской помощи, являющиеся структурными подразделениями медицинской организации, оказывающей скорую медицинскую помощь вне медицинской организации.

19. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в соответствии с приложениями N 1 - 15 к настоящему Порядку.
Приложение N 1

к Порядку оказания

скорой, в том числе

скорой специализированной,

медицинской помощи,

утвержденному приказом

Министерства здравоохранения

Российской Федерации

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ЭВАКУАЦИИ ПРИ ОКАЗАНИИ СКОРОЙ

МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
1. Настоящие Правила определяют порядок осуществления медицинской эвакуации при оказании скорой медицинской помощи (далее - медицинская эвакуация).

2. Действие настоящих Правил не распространяется на отношения по осуществлению медицинской эвакуации федеральными государственными учреждениями.

3. Медицинская эвакуация включает в себя:

а) санитарно-авиационную эвакуацию, осуществляемую авиационным транспортом;

б) санитарную эвакуацию, осуществляемую наземным, водным и другими видами транспорта.

4. Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи.

5. Медицинская эвакуация может осуществляться с места происшествия или места нахождения пациента (вне медицинской организации), а также из медицинской организации, в которой отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (далее - медицинская организация, в которой отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи).

6. Выбор медицинской организации для доставки пациента при осуществлении медицинской эвакуации производится исходя из тяжести состояния пациента, минимальной транспортной доступности до места расположения медицинской организации и профиля медицинской организации, куда будет доставляться пациент.

7. Решение о необходимости медицинской эвакуации принимает:

а) с места происшествия или места нахождения пациента (вне медицинской организации) - медицинский работник выездной бригады скорой медицинской помощи, назначенный старшим указанной бригады;

б) из медицинской организации, в которой отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи - руководитель (заместитель руководителя по лечебной работе) или дежурный врач (за исключением часов работы руководителя (заместителя руководителя по лечебной работе)) медицинской организации, в которой отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи, по представлению лечащего врача и заведующего отделением или ответственного медицинского работника смены (за исключением часов работы лечащего врача и заведующего отделением).

8. Подготовка пациента, находящегося на лечении в медицинской организации, в которой отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи, к медицинской эвакуации проводится медицинскими работниками указанной медицинской организации и включает все необходимые мероприятия для обеспечения стабильного состояния пациента во время медицинской эвакуации в соответствии с профилем и тяжестью заболевания (состояния), предполагаемой длительности медицинской эвакуации.

Во время осуществления медицинской эвакуации медицинские работники выездной бригады скорой медицинской помощи осуществляют мониторинг состояния функций организма пациента и оказывают ему необходимую медицинскую помощь.

9. По завершении медицинской эвакуации медицинский работник выездной бригады скорой медицинской помощи, назначенный старшим указанной бригады, передает пациента и соответствующую медицинскую документацию врачу приемного отделения медицинской организации и информирует фельдшера по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи или медицинскую сестру по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи о завершении медицинской эвакуации пациента с указанием фамилии, имени и отчества врача приемного отделения медицинской организации.

10. Медицинская эвакуация при дорожно-транспортных происшествиях осуществляется в медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь пострадавшим с сочетанными, множественными и изолированными травмами, сопровождающимися шоком.

11. Санитарно-авиационная эвакуация осуществляется в случаях:

а) тяжести состояния пациента, требующей его скорейшей доставки в медицинскую организацию, при наличии технической возможности использования авиационного транспорта и невозможности обеспечить санитарную эвакуацию в оптимальные сроки другими видами транспорта;

б) наличия противопоказаний к медицинской эвакуации пострадавшего наземным транспортом;

в) удаленности места происшествия от ближайшей медицинской организации на расстояние, не позволяющее доставить пациента в медицинскую организацию в возможно короткий срок;

г) климатических и географических особенностей места происшествия и отсутствия транспортной доступности;

д) масштабов происшествия, не позволяющих выездным бригадам скорой медицинской помощи осуществить медицинскую эвакуацию другими видами транспорта.
Приложение N 2

к Порядку оказания

скорой, в том числе

скорой специализированной,

медицинской помощи,

утвержденному приказом

Министерства здравоохранения

Российской Федерации

ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫЕЗДНОЙ БРИГАДЫ СКОРОЙ

МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
1. Настоящие Правила определяют порядок организации деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи.

2. Основной целью деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи является оказание скорой медицинской помощи, в том числе на месте вызова скорой медицинской помощи при осуществлении медицинской эвакуации.

3. Выездные бригады скорой медицинской помощи по своему профилю подразделяются на общепрофильные, специализированные, экстренные консультативные, акушерские, авиамедицинские.

4. Выездные бригады скорой медицинской помощи по своему составу подразделяются на врачебные и фельдшерские.

5. Специализированные выездные бригады скорой медицинской помощи подразделяются на бригады анестезиологии-реанимации, педиатрические, педиатрические анестезиологии-реанимации, психиатрические, акушерско-гинекологические.

6. В состав выездных бригад скорой медицинской помощи входят медицинские работники медицинских организаций, оказывающих скорую медицинскую помощь.

7. Выездные бригады скорой медицинской помощи создаются с учетом необходимости обеспечения круглосуточной посменной работы, численности населения, средним радиусом территории обслуживания, средней нагрузки на одну бригаду скорой медицинской помощи в сутки, коэффициентом загрузки бригад скорой медицинской помощи.

8. Фельдшерская общепрофильная выездная бригада скорой медицинской помощи включает либо одного фельдшера скорой медицинской помощи и одного фельдшера-водителя скорой медицинской помощи, либо двух фельдшеров скорой медицинской помощи и одного санитара-водителя, либо двух фельдшеров скорой медицинской помощи и одного водителя, либо двух фельдшеров-водителей скорой медицинской помощи (с использованием автомобиля скорой медицинской помощи класса "A" или "B").

9. Врачебная общепрофильная выездная бригада скорой медицинской помощи включает либо одного врача скорой медицинской помощи и одного фельдшера-водителя скорой медицинской помощи, либо одного врача скорой медицинской помощи, одного фельдшера скорой медицинской помощи и одного санитара-водителя, либо одного врача скорой медицинской помощи, одного фельдшера скорой медицинской помощи и одного водителя (с использованием автомобиля скорой медицинской помощи класса "B").

10. Специализированная выездная бригада скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации, педиатрическая специализированная выездная бригада скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации включают либо одного врача скорой медицинской помощи (врача-специалиста по специальности, соответствующей профилю выездной бригады скорой медицинской помощи), двух специалистов со средним медицинским образованием (фельдшера скорой медицинской помощи или медицинскую сестру-анестезиста) и одного санитара-водителя, либо одного врача скорой медицинской помощи (врача-специалиста по специальности, соответствующей профилю выездной бригады скорой медицинской помощи), двух специалистов со средним медицинским образованием (фельдшера скорой медицинской помощи или медицинскую сестру-анестезиста) и одного водителя, либо одного врача скорой медицинской помощи (врача-специалиста по специальности, соответствующей профилю выездной бригады скорой медицинской помощи), одного специалиста со средним медицинским образованием (фельдшера скорой медицинской помощи или медицинскую сестру-анестезиста) и одного фельдшера-водителя скорой медицинской помощи (с использованием автомобиля скорой медицинской помощи класса "C" соответствующего профиля).

11. Психиатрическая специализированная выездная бригада скорой медицинской помощи, педиатрическая специализированная выездная бригада скорой медицинской помощи, акушерско-гинекологическая специализированная выездная бригада скорой медицинской помощи включают либо одного врача скорой медицинской помощи (врача-специалиста по специальности, соответствующей профилю выездной бригады скорой медицинской помощи), двух фельдшеров скорой медицинской помощи и одного санитара-водителя, либо одного врача скорой медицинской помощи (врача-специалиста по специальности, соответствующей профилю выездной бригады скорой медицинской помощи), двух фельдшеров скорой медицинской помощи и одного водителя, либо одного врача скорой медицинской помощи (врача-специалиста по специальности, соответствующей профилю выездной бригады скорой медицинской помощи), одного фельдшера скорой медицинской помощи и одного фельдшера-водителя скорой медицинской помощи (с использованием автомобиля скорой медицинской помощи класса "C" соответствующего профиля).

12. Акушерская выездная бригада скорой медицинской помощи включает либо одного акушера и одного санитара-водителя, либо одного акушера и одного водителя (с использованием автомобиля скорой медицинской помощи класса "A" или "B").

13. Выездная экстренная консультативная бригада скорой медицинской помощи включает либо врача-специалиста (консультанта) отделения экстренной консультативной скорой медицинской помощи медицинской организации, двух специалистов со средним медицинским образованием (фельдшера скорой медицинской помощи или медицинскую сестру-анестезиста) и одного санитара-водителя, либо врача-специалиста (консультанта) отделения экстренной консультативной скорой медицинской помощи медицинской организации, двух специалистов со средним медицинским образованием (фельдшера скорой медицинской помощи или медицинскую сестру-анестезиста) и одного водителя, либо врача-специалиста (консультанта) отделения экстренной консультативной скорой медицинской помощи медицинской организации, одного специалиста со средним медицинским образованием (фельдшера скорой медицинской помощи или медицинскую сестру-анестезиста) и одного фельдшера-водителя скорой медицинской помощи (с использованием автомобиля скорой медицинской помощи класса "C" соответствующего профиля).

14. Авиамедицинская выездная бригада скорой медицинской помощи включает не менее одного врача скорой медицинской помощи или врача анестезиолога-реаниматолога и не менее одного специалиста со средним медицинским образованием (фельдшера скорой медицинской помощи или медицинскую сестру-анестезиста).

15. Выездная бригада скорой медицинской помощи в оперативном отношении подчиняется старшему врачу (старшему фельдшеру) оперативного отдела медицинской организации, оказывающей скорую медицинскую помощь, старшему смены медицинской организации, оказывающей скорую медицинскую помощь, фельдшеру по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи (медицинской сестре по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи).

16. Выездная бригада скорой медицинской помощи выполняет следующие функции:

а) осуществляет незамедлительный выезд (выход в рейс, вылет) на место вызова скорой медицинской помощи;

б) оказывает скорую медицинскую помощь на основе стандартов медицинской помощи, включая установление ведущего синдрома и предварительного диагноза заболевания (состояния), осуществление мероприятий, способствующих стабилизации или улучшению состояния пациента;

в) определяет медицинскую организацию для оказания пациенту медицинской помощи;

г) осуществляет медицинскую эвакуацию пациента при наличии медицинских показаний;

д) незамедлительно передает пациента и соответствующую медицинскую документацию врачу приемного отделения медицинской организации с отметкой в карте вызова скорой медицинской помощи времени и даты поступления, фамилии и подписи принявшего;

е) незамедлительно сообщает фельдшеру по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их бригадам скорой медицинской помощи (медицинской сестре по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их бригадам скорой медицинской помощи) об окончании выполнения вызова и его результате;

ж) обеспечивает сортировку больных (пострадавших) и устанавливает последовательность оказания медицинской помощи при массовых заболеваниях, травмах или иных состояниях.

17. Выездная бригада скорой медицинской помощи вызывает специализированную выездную бригаду скорой медицинской помощи (при их наличии на территории обслуживания) в случаях, когда состояние пациента требует использования специальных методов и сложных медицинских технологий, выполняя на месте до ее прибытия максимально возможный объем медицинской помощи собственными силами и средствами.
Приложение N 3

к Порядку оказания

скорой, в том числе

скорой специализированной,

медицинской помощи,

утвержденному приказом

Министерства здравоохранения

Российской Федерации

1. Заказчик вправе осуществить закупки продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан и отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения, путем проведения запроса котировок независимо от цены контракта в случаях, если:

1) судом вынесено определение об обеспечении иска, поданного заказчиком в связи с неисполнением контракта, решение о расторжении контракта на поставки продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, или топлива, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан и отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения;

2) контрольным органом в сфере закупок выдано предписание об отмене результатов конкурса или электронного аукциона и принято решение о возможности осуществления закупки данного товара путем проведения запроса котировок. Указанное решение принимается контрольным органом в сфере закупок на основании заявления заказчика в срок не более чем десять рабочих дней с даты выдачи этого предписания;

3) ранее заключенный контракт расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 настоящего Федерального закона.

2. Контракт на поставку товара, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, может заключаться на срок, не превышающий срока, необходимого для проведения конкурса или электронного аукциона на право заключить контракт на поставку данного товара. При заключении этого контракта количество поставляемого товара не может превышать количество товара, необходимое для нормального жизнеобеспечения граждан в течение указанного срока.

Положения статьи 76 закона №44-ФЗ используются в следующих статьях:
  • Порядок проведения запроса котировок
    1. Заказчик обязан разместить в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок, а в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую двухсот пятидесяти тысяч рублей, и в случаях, предусмотренных статьей 76 настоящего Федерального закона, не менее чем за четыре рабочих дня до даты истечения указанного срока.
  • Порядок подачи заявки на участие в запросе котировок
    5. Заявки на участие в запросе котировок, поданные после окончания срока подачи таких заявок, указанного в извещении о проведении запроса котировок, не рассматриваются и в день их поступления возвращаются лицам, подавшим такие заявки. В случае отсутствия на конверте с заявкой на участие в запросе котировок сведений о почтовом адресе лица, подавшего такую заявку, этот конверт вскрывается и при наличии в такой заявке сведений о почтовом адресе данного лица заказчик осуществляет возврат такой заявки, а при отсутствии указанных сведений этот конверт и его содержимое подлежат хранению в составе документации о закупке. При проведении запроса котировок в соответствии со статьей 76 настоящего Федерального закона возврату подлежит также заявка на участие в запросе котировок, поданная лицом, иск о расторжении контракта с которым подан в суд, в случае, указанном в пункте 1 части 1 статьи 76 настоящего Федерального закона.