Порядок возмещения вреда причиненного окружающей среде. Механизм возмещения вреда природной среде

Точная стоимость зависит от конкретного случая. Оставьте заявку или уточняйте по телефону.

В сфере природопользования и охраны окружающей среды ответственность за правонарушения регламентирована действующим Федеральным законом от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»: в соответствии со ст.75 предусматривается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

К основным формам экономической ответственности за нарушение установленных нормативно-правовых требований в этой области могут быть отнесены:

Определение

Согласно п.1 ст.78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ, «Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды».

Исходя из вышеприведенного, определение размера вреда причиненного окружающей среде вследствие нарушения природоохранного законодательства, предусматривается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками, а именно в области:

Водное законодательство


«Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства», утв. Приказом Минприроды России от 13.04.2009 г. №87.

Методика применяется для исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, в том числе связанных с аварийным поступлением вредных (загрязняющих) веществ в водный объект, в результате которых произошло загрязнение водных объектов.

Земельное законодательство

«Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды», утв. Приказом Минприроды России от 08.07.2010 г. №238.

Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Лесное законодательство

«Методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, а также таксами для исчисления размера ущерба». утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 г. №273. (далее-Методика).

Методика определяет размер вреда, причиненного лесам, в т.ч. лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, и представляющего собой ущерб и упущенную выгоду. Под упущенной выгодой понимаются не полученные в результате нарушения лесного законодательства доходы от использования лесов.

Таксы для исчисления размера ущерба, представленные в Приложениях №№1-4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 г. №273 зависят от ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставке платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, согласно ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 г. №310.

Большинство экономических санкций за нарушение законодательства и иных нормативно-правовых актов применяется в порядке гражданско-правового преследования. Гражданско-правовое преследование, связанное с компенсацией негативных последствий воздействия деятельности организации (предприятий) и граждан на окружающую среду в целом и ее отдельные компоненты, определяется, с одной стороны, правовыми нормами, содержащимися в природоохранительном законодательстве, а с другой – нормами Гражданского кодекса РФ.

В общем виде к экономической ответственности могут быть отнесены и административные штрафы за нарушение законодательства в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды по установленным таксам (независимо от реальных последствий этих нарушений) как денежный вид административного наказания.

По Федеральному закону «Об охране окружающей среды» (ст.78) компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда и, более того, иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства, могут быть предъявлены в течение 20 лет.

Взыскание причиненного вреда объектам окружающей среды в денежном выражении – яркий пример работающего экономического механизма.

Расчет вреда

Размер вреда, причиненного разным объектам окружающей среды, может достигать сотен миллионов рублей. Такие суммы актуальны при нецелевом использовании земель: например, на землях сельскохозяйственного назначения располагается карьер по добыче полезных ископаемых, объект капитального строительства со своей инфраструктурой и т.д.

На законодательном уровне определено 2 способа компенсации вреда, причиненного окружающей среде: в натуральном выражении и путем выплаты денежной суммы, соразмерной ущербу. Суд оценивает наличие технических и материальных возможностей причинителя вреда и, если находит их достаточными, требует проведения восстановительных работ за счет бюджета и сил виновного лица. Бывает и так, что компенсация вреда окружающей среде возмещается сразу обоими способами. Если виновник причинения ущерба уклоняется от обязательств по компенсации ущерба природе в натуре, с него взыскиваются деньги.

Понятие вреда окружающей среде, когда вред подлежит компенсации

Четких критериев деградации природных систем и истощения ресурсов не установлены, а значит оценивать степень и тяжесть вреда объективно не представляется возможным.

Когда речь идет о причинении вреда природе, подразумевается негативное ее изменение под воздействием загрязняющих факторов, из-за которого деградировали естественные экологические системы, а также истощились отдельные ресурсы.

Как физические, так и юридические лица, обязаны взять на себя ответственность и компенсировать вред природе в полной мере в следующих случаях:

  • при разрушении природных комплексов и ландшафтов, экологических систем;
  • при деградации экологических комплексов;
  • при загрязнении природы;
  • при порче и полном уничтожении природных ресурсов;
  • при истощении природных ресурсов;
  • при нерациональном использовании ресурсов природы.

Как определить, в каком размере должна быть выплачена компенсация вреда окружающей среде

Ущерб природе компенсируется в полной мере. При определении размера компенсации учитываются таксы и установленные ранее методики расчета масштабности причиненного природе вреда. Если методики и таксы в отношении конкретного случая не установлены, компенсация выплачивается на основании фактически требуемых расходов на проведение восстановительных работ и упущенной выгоды (убытков).

Методики расчета и таксы утверждаются органами исполнительной власти, специализирующимися в сфере охраны природы и ресурсов. Такса – метод компенсации вреда окружающей среде, применяемый в сфере гражданско-правовой ответственности; это взыскание с виновного лица определенной суммы денег. Сумма средств рассчитывается на основании подзаконных актов; здесь учитывается стоимость природного объекта и количество денежных средств, которого будет достаточно для восстановления и развития комплекса или объекта природы.

Если вред был причинен особо охраняемым объектам природы, например, упомянутым в Красной Книге, сумма таксы будет увеличена на повышающий коэффициент.

Компенсация вреда окружающей среде: таксы для расчета компенсации

Закон предписывает рассчитывать денежный эквивалент причиненному природе ущербу на основании целого ряда такс. При расчете используются следующие таксы:

  1. Такса, установленная с целью определения размера взысканий за вред, который был причинен лесам. Здесь таксы различны для:
    • деревьев, насаждений и кустарников, допущенных для лесозаготовительных работ;
    • деревьев, насаждений и кустарников, из которых заготавливать древесину запрещено;
    • нарушений, обнаруженных на территории защитных и особо защитных участках эксплуатационных лесов (такса удваивается);
    • нарушений, совершенных на особо защитных участках защитных лесов (такса увеличивается в 3 раза).
  2. Такса для определения величины взыскания за вред, который был причинен рыбным запасам и водным биологическим ресурсам. Такса определяется властями субъекта РФ в зависимости от экологической ценности вида животного и растения в отношении единичного экземпляра.
  3. Такса для расчета стоимости всех объектов животного мира, добытых или убитых незаконно (за каждый экземпляр) :
    • для возмещения вреда при незаконном отлове и убийстве животных, которые относятся к объектам охоты;
    • для компенсации вреда при незаконной добыче и уничтожении животных, упомянутых в Красной Книге.

Если физическое или юридическое лицо причинило вред состоянию почвы, атмосферного воздуха, вод, используются методики расчета величины ущерба. Методики применяются с учетом экономических, биологических, природно-климатических и прочих показателей, демонстрирующих стоимость поврежденного природного объекта и количество денежных средств, которое потребуется для восстановления и развития нарушенных систем.

При допущении нарушений в области водных ресурсов, денежная компенсация взыскивается в размере суммы:

  • вреда от изменения качества воды;
  • вреда, выраженного в снижении биопродуктивности водного объекта.

Если ущерб причинен атмосферному воздуху, сперва определяется масса загрязняющих компонентов – для этого применяется расчетный или экспертный метод оценки.

Вред, причиненный почве, исчисляется в зависимости от того, каким именно образом он был причинен нарушителем:

  • путем незаконного перекрытия поверхности почвы или почвенного профиля;
  • путем размещения отходов потребления и производства в неположенном месте;
  • путем допущения проникновения в почву химических веществ и их смесей.

Законодательные акты по теме

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ Об охране окружающей среды и компенсации причиненного ей вреда
Приказ Минприроды России от 01.08.2011 № 658 Об утверждении такс для исчисления размера вреда, причиненного объектам растительного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации
Приказ Минприроды России от 08.12.2011 № 948 Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам
Приказ Минприроды России от 08.07.2010 № 238 Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды
Приказ Минприроды России от 13.04.2009 № 87 Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства
Постановление Правительства РФ от 25.05.1994 № 515 Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов
Постановление Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства

Типичные ошибки

Ошибка: Причинитель вреда окружающей среде уплатил штрафы за экологическое правонарушение и полагает, что этим его возмещение вреда природе ограничивается.

В соответствии со статьей 78 закона «Об охране окружающей среды» возмещение вреда, причиненного природной среде в результате экологического правонарушения, производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Выяснение обстоятельств дела об экологическом правонарушении и выявление его последствий производится органами государственного экологического контроля. Первичным документом, которым оформляется факт экологического правонарушения, является протокол об экологическом правонарушении. Рассмотрев дело об экологическом правонарушении, должностное лицо (комиссия по делам об экологических правонарушениях) государственного органа выносит постановление о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде.

Постановление содержит:

наименование должностного лица (комиссии), вынесшего постановление;

дату рассмотрения дела;

сведения о лице, в отношении рассматривается дело;

зложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела;

указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное экологическое правонарушение;

принятое по делу решение;

срок и порядок возмещения причиненного вреда.

Полученные данные о причиненных убытках, включая упущенную выгоду, оформляются актом о размерах причиненных убытков, который прилагается к постановлению. Копия постановления вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено. Таким образом, правонарушителю предлагается добровольно возместить причиненный вред. При неисполнении нарушителем постановления органы государственного экологического контроля могут предъявлять в суд или арбитражный суд иск о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде.

При возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, применяются обычные формы возмещения вреда: натуральная и стоимостная. К натуральным формам возмещения можно отнести:

меры по восстановлению природного ресурса до исходного состояния на момент нанесения вреда;

предоставление равноценного природного ресурса взамен утраченного или выведенного из хозяйственного оборота;

строительство и передачу истцу сооружений по воспроизводству и восстановлению утраченного.

Однако согласно статье 78 закона «Об охране окружающей среды» возмещение вреда в натуре возможно только с согласия сторон, участвующих в деле. В случае возмещения вреда правонарушителем в добровольном порядке в натуральной форме заключаются соответствующие договоры и (или) соглашения, регламентирующие порядок, условия, сроки и объемы возмещения причиненного вреда.

К стоимостным формам возмещения вреда можно отнести:

предоставление финансовых средств для восстановления состояния окружающей среды до исходного к моменту причинения вреда;

финансирование мероприятий по воспроизводству природных ресурсов;

возмещение истцу иных убытков, включая упущенную выгоду.


Возможен смешанный вариант, при котором в пользу потерпевшего часть средств компенсируется в денежной форме, а часть – путем выполнения восстановительных работ. Если ответчик уклоняется от выполнения возложенных судом обязанностей, суд, арбитражный суд по иску потерпевшей стороны принимает решение о взыскании ущерба в денежной форме, включая убытки, вызванные неисполнением решения суда.

Как уже было сказано, исчисление вреда, причиненного природной среде в силу ряда причин сопряжено со значительными трудностями. Отсюда возникает необходимость разработки и применения специальных способов подсчета причиненного вреда.

В соответствии со статьей 78 закона РФ «Об охране окружающей среды» возмещение причиненного окружающей среде вреда в результате экологического правонарушения производится в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами, а также с методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии – по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Иногда размер причиненного вреда исчисляется в смешанном порядке, т.е. используется комбинация способов.

Такса – это условная единица исчисления причиненного вреда, представляющая собой заранее исчисленный и зафиксированный в твердой сумме размер ущерба. Таксы как инструмент исчисления вреда применяются не по всем видам ресурсов, а лишь по тем, которые обладают признаком делимости. К ним относятся: лесные ресурсы, жив

отный и растительный мир. Такса устанавливается за каждый экземпляр уничтоженного или незаконно добытого дерева, животного, а размер взысканий в соответствии с установленными таксами определяется по количеству поврежденных или уничтоженных объектов природы.

Для определения размера возмещения убытков, причиненных недрам, земельным и водным ресурсам, атмосферному воздуху, действующим законодательством предусмотрено применение специальных методик.

Следует отметить, что применение такс и методик для расчета размера причиненного вреда не всегда обеспечивает реализацию принципа полного возмещения вреда, в особенности при причинении крупномасштабного вреда, поскольку стоимость работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей природной среды может значительно превышать размер взыскания, исчисленный по таксам и методикам.

Денежные средства, взыскиваемые с причинителя вреда, направляются в бюджетные экологические фонды.

02.11.2011.

Понятие вреда окружающей среде- негативное изменение окружающей среды в результате её загрязнения, повлекшую деградацию экологических систем и истощение природных ресурсов. Это физические изменение окружающей среды. Определение дано в ст. 1 Закона об ООС. С одной стороны, это понятие узкое, т.к. оно указывает только на загрязнение. Возможно уничтожение, повреждение природных объектов.

С этой точки зрения легальное определение неоправданно узкое. Но не каждые изменения в окружающей среде могут быть признаны как вред окружающей среды, т.к. должны повлечь деградацию экологических систем и истощение природных ресурсов.

Соотношение понятий «вред, ущерб, убытки». Ущерб ГК использует применительно к реальному ущербу, а убытки- как причинение вреда. Конституция в статье 42 употребляет термин ущерб, а не вред. Сейчас есть законопроект о внесении изменений в Закон об ООС, где термин ущерб заменен на вред.

Способы причинения вреда окружающей среде:

1) Загрязнение;

2) Повреждение;

3) Уничтожение природных объектов, которые являются элементами природной среды.

Негативное воздействие на окружающую среду не во всех случаях является вредом. Следуя определению о вреде, вред должен предполагать качественные изменения в окружающей среде, которые не позволяют компонентам окружающей среды осуществлять взаимосвязь между собой, которые повлекли истощение природных ресурсов и деградацию экологических систем.

Например, произошло загрязнение водного объекта- изменился химический состав воды и вода стала непригодна для рыб, и они гибнут. Или, например, водный объект в результате паводка разлился, и часть воды попала на почту и произошло загрязнение почвы. Испарение компонентов с почты ведет к загрязнению всех компонентов окружающей среды. Это первая особенностью.

Вторая особенность вреда окружающей среды- растянутость во времени. Например, рыбы могут начать мутировать в течение нескольких лет. Определить вред бывает в большинстве случаев невозможно. Вред окружающей среде имеет социальное значение, т.к. нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду. Экономическая составляющая заключается в утрате способности компонентов окружающей среды обеспечивать доход.

Вред окружающей среде- это легальный термин.

Вред окружающей среде- это понятие родовое. Он включает в себя вред, причиненный землям, водам, рыбным запасам, объектам водного мира. С точки зрения возмещения вреда, вред возмещается отдельным компонентам природной среды, но не всем сразу: например, вред возмещается водным объектам, рыбным запасам и т.д.

Понятие возмещение вреда окружающей среде


Возмещение вреда можно рассматривать как межотраслевой институт. Общие положения возмещения вреда устанавливаются главой 59 ГК.

Есть также специальное правое регулирование норм о возмещении вреда. Есть нормы Закон об ООС, нормы природо-ресурсного законодательства (земельного, водного, недр, природо-запасного). Есть также ФЗ «Об использовании атомной энергии», который регулирует особенности причинения вреда, причиненного источником ионизирующего воздействия на окружающую среду.

Нормы бюджетного законодательства определяют, куда направляются денежные средства по искам о возмещении вреда.

Есть полномочия ФОИВ и органов исполнительной власти субъектов РФ по предъявлению исков о возмещении вреда окружающей среде.

Сюда так же относятся нормы административного законодательства.

Возмещение вреда- это также правовая мера охраны окружающей среды, которая направлена на восстановление нарушенного состояния окружающей среды. Возмещению вреда придается значение правовой меры по охране окружающей среды.

Возмещение вреда понимается также как способ защиты нарушенного права на окружающую среду. У граждан и общественных объединений есть право на предъявление исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среды- ст. 11, 12 Закон об ООС. Граждане и общественные объединения являются процессуальными истцами.

Возмещение вреда понимается и как мера ответственности. Причинитель вреда возмещает вред именно в размере причиненного вреда. Для правонарушителя причинение вреда является ответственностью. Т.е. для правонарушителя- это вид юридической ответственности.

Правовое основание возмещения вреда- это нарушение законодательства об охране окружающей среды. Не любое негативное воздействие на окружающую среду является основанием возмещения вреда. Здесь не действует принцип генерального деликта. Например, субъектам хозяйственной деятельности устанавливаются нормативы, а потом выдается разрешение. В установленных нормативах деятельность является правомерной. Если при этом возникают основания полагать, что есть негативное воздействие на окружающую среду, то оснований для возмещения вреда нет, т.к. деятельность была правомерной.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду: негативное воздействие на окружающую среду, которое разрешено, осуществляется за плату. Сколько веществ было выброшено в воду или в воздух, то столько субъект и должен заплатить.

Статья 16 Закона об ООС- внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от возмещения вреда.

В данном случае возмещение вреда может возникнуть только в том случае, если есть вред. Если норматив превышен, то есть основания для возмещения вреда. Субъект, превышая норматив, платит по прогрессивной шкале в 5 раз больше. Например, есть субъект хозяйственной деятельности, который производит сбросы в водный объект. У него есть норматив, например, на 1 тысячу тонн. Но в результате аварии он сбросил 1,5 тонн. Вот за тысячу тонн он платит обычную ставку, за 500 тонн- повышенную, а если ещё и водному объекту причинен вред, то будет платить ещё и возмещение вреда.

Международное регулирование возмещения вреда:

1) Гражданская ответственность за ядерный ущерб;

2) Ответственность за разлив нефти

Одному субъекту возместить вред не получится. Обязательно необходимо финансового обеспечения судовладельца или владельца атомной станции- либо страхование, либо депонирование денежных средств.

К атомным остановкам- устанавливается субсидиарная ответственность государства (оператор отвечает сам, а потом уже государство).

Способы возмещения вреда окружающей среды

Вред можно возмещать в натуре либо возмещать убытки. Сегодня серьезного правового регулирования возмещения вреда в натуре нет.

Не представляется возможным определить те расходы, которые должно понести то лицо, которому причинен вред для восстановления окружающей среды. Определения размера убытков с точки зрения статьи 15 ГК процедура очень трудоёмкая и достичь результатов в виде определения полного объема убытков почти невозможно.

Для определения размера убытков в случае причинения вреда окружающей среде применяются таксы и методики. В законодательстве был установлен принцип приоритета применения такс и методик. Если для определения убытков предусмотрены таксы и методики, то вред считается по фактическим затратам с учетом упущенной выгоды (т.е. это статья 15 ГК).

Закон об ООС 2002 года внес некую сумятицу в понимание принципа приоритета такс и методик. Статья 78 говорит о том, что определения размера вреда определяется из фактических затрат в соответствии с восстановительных или реконструкционных работ, а при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками. Получается буквальное толкование этих положений говорит о том, что субъекты возмещают вред в соответствии с таксами и методиками, а граждане в соответствии с проектами восстановительных и реконструкционных работ, а если их нет, то в соответствии с таксами и методиками. Т.е., если гражданин под Новый Год снес елку, а потом нужно представить проект восстановительных и реконструкционных работ?

ВС сказал, что субъект хозяйственной деятельности возмещает вред с точки зрения таск и методик.

Новый законопроект говорит, что будет установлен приоритет расчетного способа определения убытков.

Таксы и методики.

Таксы- это установленная единица исчисления размера убытков. Например, за одного объекта животного мира устанавливается такса- 25 тысяч рублей за лебедя.

Таксы устанавливаются нормативно-правовыми актами, либо Постановлениями Правительства, либо актами Минприроды. Может быть твердая денежная сумма (например, за кубометр древесины), если заготовка соответствующих деревьев не допускается. С одной стороны, считаются затраты, а с другой стороны, эти затраты умножаются.

Есть ли в таксе штрафной элемент или кратный размер связан с тем, что в убытках есть неполученные расходы? Это вопрос сложный, который ответа не имеет.

Что такое методики? Методики- это тоже нормативно-правовые акты ФОИВ, которые устанавливают не просто размер, а определяют, какие дополнительные коэффициенты в эту формулу включаются. Методики- это более сложные расчеты, в основе которых лежит условная величина. Все эти величины по большей степени достаточно условны.

С 2008 года по всем компонентам природной среды приняты новые таксы и методики. Это можно найти через статьи 77 и 78 Закона об ООС.

Если вред незначительный, то затраты на подготовку проекта восстановительных и реконструкционных работ могут быть выше, чем причиненный вред.

Порядок возмещения вреда

Возможно либо добровольно, либо по решению суда.

Но не всегда легко понять, кто причинитель вреда. Например, незаконная вырубка лесов. Или могут быть аварийные выбросы и на момент проверки содержание ПДК будет адекватным.

Если причинителя вреда нашли, тот тут же доказывают это, составляя протокол об административном правонарушении.

Истцами могут быть граждане и общественные объединения.

ФОИВ и органы гос власти субъектов- в положениях, недавно принятых, у Росприроднадзора не полномочий на предъявление таких исков. Арбитражные суды такую позицию поддерживают. Иск о возмещении вреда предъявляется прокурором в защиту неопределенного круга лиц. ВАС также придержал полномочия Росприроднадзора на предъявление исков.

Суды общей юрисдикции слушают такие дела очень тяжело.

Мин экологии и природопользования, а также соответствующие Департаменты Москвы и Московской области могут подавать такие иски.

Срок, в течение которого иск может быть предъявлен- ст. 77 или 78 Закона об ООС- срок установлен в 20 лет. Иски о компенсации вреда могут быть предъявлены в течение 20 лет.

Не ясно, это срок исковой давности или это срок пресекательный.

Международный акты устанавливают срок исковой давности в 3 года, а пресекательный- 20 лет. Т.е. 3 года с момента когда лицо узнало или должно было узнать, но не позднее, чем через 20 лет после того, как такое событие произошло.

Новый законопроект, который сейчас внесен в ГД, установил срок в 30 лет.

Все суммы по искам о возмещении вреда зачисляются в бюджеты муниципальных районов и городских округов, независимо от того, кто бы этот иск не предъявлял.

С возмещением вреда связаны требования о приостановлении и прекращении деятельности. В соответствии с ГК такого рода требования входят в понятие предупреждение причинения вреда. Закон об охране окружающей среды устанавливает, что такие требования могут быть предъявлены. Но не указаны субъекты предъявления таких требований.

Суды в этом случае достаточно активно применяют статью 1065 ГК, где говорится, что суд может отказать в иске, если приостановление или прекращение деятельности может противоречить общественным интересам. Например, в Москве было дело о вырубке газонов, чтобы расширить проезжую часть. суд сказал, что расширение дороги приведет к снижению пробок, а также к снижению газов. Поэтому, вырубка деревьев- это лучше, чем те газы, которые выбрасывают машины.

Федеральным законом «Об охране окружающей среды» установлены виды правонарушений в отношении природных ресурсов. Так, порча, загрязнение повреждение или нерациональное использование приравниваются к противоправным действиям, при нарушении которых наступает ответственность.

Согласно содержанию статьи 96 природная среда выступает в качестве потерпевшей стороны, а потому является объектом права. Размер вреда, подлежащего возмещению, будет рассчитываться исходя из ситуации, обстоятельств произошедшего и инициативы правообладателя или пользователя земельного участка. Несмотря на то, что заражение или урон получает природная среда, причинитель такого вреда выплачивает компенсацию именно собственнику, который будет принимать меры на восстановление качественного состояния своих владений.

Механизм взыскания экологического ущерба

Для того, чтобы запустить процедуру привлечения к материальной ответственности установленного причинителя вреда, подается иск в соответствующий суд. Заявление на возмещение вреда природной среде могут подавать следующие должностные лица и органы:

  • Прокуроры;
  • Представители органов государственных экологических комиссий;
  • Граждане или юридические лица, которым принадлежит земля, лесной или водный ресурс в той или иной форме на праве собственности;
  • Уполномоченный сотрудники административных органов государственных заповедников или парков.

Возмещение вреда в натуре, как штрафная санкция к нарушителям, предусмотрено Гражданским кодексом (статья 1082). Под таким обременением понимается принудительное восстановление гражданами - причинителями вреда, качественного состояния природного ландшафта. Примером такого «экологического» во всех отношениях наказания может служить возвращение прежнего рельефа грунта, который был нарушен незаконными застройками, рытьем в земле котлованов и прочими действиями. Восстанавливать нарушенные права собственников лесных массивов в натуре придется сделать новую посадку молодых деревьев.

Механизм принятия решения в отношении лиц, которые нарушили экологическое состояние района

После подачи иска к конкретному правонарушителю через суд следует дождаться решения суда. Стоит отметить, что единого подхода к процессам в отношении природы, не существует. Все случаи рассмотрения таких дел характеризуются индивидуальным подходам к каждой рассматриваемой ситуации. Возмещение вреда природной среде в натуральном виде как правовая форма взыскания применима в следующих случаях:

  • Восстановление экологического урона в натуральном виде является объективным и возможным (достижимым);
  • Правонарушитель имеет физические возможности для устранения выявленных нарушений за определенный срок.

В том случае, если не представляется возможным возместить причиненный земле ущерб, будет принято решение по иску о выплате денежной компенсации.

Механизм истребования трудозатрат или денежного эквивалента экологического урона подразумевает использование смешанного порядка возмещения причиненного природе урона. Это значит, что суд по иску может принять решение взыскать часть ущерба в натуре, а другую часть в денежном эквиваленте. При этом, инстанция принимает во внимание обстоятельства, которые могут повлиять на определение размеров ущерба по формам.

Стоимость начета на лиц, являющимися правонарушителями в области земельного права и других нормативных актов, может быть увеличена в случае уклонения от возмещения сумм по решению суда.

Как рассчитываются суммы экологического урона

Богатая судебная практика работы по искам, поданным для ответа за нарушения пользования природными объектами, позволила создать механизм расчета сумм возмещения причинителями вреда. Методика подразумевает максимально точное определение сумм к удержанию с дохода нарушителя.

При подаче иска заинтересованным по закону в восстановлении экологического ущерба лицом осуществляется я расчет на основе такс. Последние разрабатываются и систематически обновляются в установленном законодательством порядке. Если же в регионе, где рассматривается дело о экологическом правонарушении, отсутствуют специальные методики расчета и таксы, подсчитывают стоимость работ, которые были проведены для восстановления природного ландшафта. В сумму начета относят стоимость упущенной выгоды.

Среди первичных документов, которые могут использоваться для определения экологического урона объектов природы, подлежащих восстановлению, кадастровые паспорта территорий (кадастровая оценка).

В случае, если причинителей вреда оказывается несколько, определение сумм возмещения происходит пропорционально долям их вины в содеянном.

Платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде

Понятие таксы для многих ассоциируется с определением платного природопользования. Порядок ловли рыбы и отстрела животных, сегодня, по сути, сводится к приобретению лицензии. Поэтому многие считают, что в общей массе людей (с лицензией или без) они также считают, что могут свободно пользоваться природными ресурсами.

Таксы как средне нормативные расчетные показатели для расчета экологического ущерба, применяются далеко не ко всем формам и объектам природных ресурсов. В целом можно утверждать, что достаточно проработаны нормативы для лесного хозяйства. Для рыбного и охотничьего хозяйств рассчитать конкретную сумму урона не всегда предоставляется возможным по причине того, что таксы разработаны не для всех животных.

При определении размеров ущерба, причиненного экологическим объектам Российской Федерации, для подачи соответствующего иска по загрязнению земли или воздуха, пользуются методиками.

Обязанность по возмещению урона в полном размере

Восстановление физических свойств и качеств уголка природы является прямой и обязательной обязанность каждого нарушителя вне зависимости от возраста, места работы или прочих признаков. Если со стороны физического или юридического лица был нанесен вред, и при этом имелся утвержденный со стороны экологической экспертизы план, обязанность на возмещение урона природе возлагается на этих лиц. Делается в независимости от существующих в регионе методик до тех пор, пока ущерб земле не будет полностью восстановлен.

Факторы, которые влияют на конечный результат расчет:

В практике имеют место случаи, когда возмещение экологического ущерба происходи не по иску. Так, большинство организаций оплачивают налоги, среди которых всегда есть группа сборов за природопользование. Получается, что сумма ущерба причинителем вреда, платится условно. Расчет делают государственные органы. Согласно Налоговому кодексы, такие платежи организации уплачивают самостоятельно до тех пор, пока им не сделают пересчет государственного сбора. В этом случае подразумевается, что компания, имеющая даже один активный офис, не может не воздействовать на природу.

Возмещение ущерба не столько ставит своей целью наказание виновного, сколько получение денежных средств, которые можно будет использовать на восстановление.