Содержание межотраслевых принципов права социального обеспечения. Понятие и значение принципов права социального обеспечения

2.1 Межотраслевые принципы

Межотраслевые принципы -- это принципы, свойственные двум и более отраслям права. Чаще всего их межотраслевой характер обусловлен тем, что соответствующие отрасли права имеют единые исторические основы и в какой-то момент развития права выделились из одной и той же общей для них отрасли. В то же время каждый из этих принципов по-своему конкретизируется в различных отраслях права.

Большинство специалистов относят к межотраслевым принцип государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства и принцип охраны здоровья. Однако, отдельные авторы дополняют этот краткий перечень иными принципами. Так, М. В. Филиппова, а также М. Л. Захаров и Э. Г. Тучкова включают в число межотраслевых принцип защиты от бедности. Также к числу межотраслевых М. В. Филиппова относит принцип единства и дифференциации видов, условий и уровня обеспечения, а также принцип равенства всех форм собственности Филиппова M. В. Право социального обеспечения. M., 2012. С. 91--96.. В то время как М. Л. Захаров и Э. Г. Тучкова считают межотраслевым принцип защиты от безработицы Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. 2010. С. 113-114., в интерпретации Д. А. Нико-нова и А. В. Стремоухова межотраслевым считается несколько иной, хотя и предметно связанный с этим принцип защиты безработных Никонов Д. А., Стремоухов А. В. Право социального обеспечения. М., 2011. С. 64-65.. Они же, как уже было отмечено выше, относят к межотраслевым принцип-право на достойное существование, что перекликается с позицией С. И. Кобзевой, полагающей, что в данном случае межотраслевым является принцип обеспечения достойной жизни и свободного развития человека. Однако, представляется, что данный принцип в большей степени относится к числу общеправовых, поскольку является основой всей правовой системы любого современного демократического государства и тем более государства, которое, как Российская Федерация, определяет себя в Конституции РФ как «социальное». По нашему мнению, конкретизация этого принципа на межотраслевом уровне осуществлена в таких более узкоспециальных принципах, как принцип защиты от бедности и принцип защиты от безработицы. Помимо этого, М. Л. Захаров и Э. Г. Тучкова в составе межотраслевых принципов называют принцип-право пожилых граждан, инвалидов на социальную защиту Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. 2010. С. 113-114., который в интерпретации Д. А. Никонова и А. В. Стремоухова распространяется также на ветеранов Никонов Д. А., Стремоухов А. В. Право социального обеспечения. М., 2011. С. 64-65.. Представляется, что этот принцип, являющийся межотраслевой конкретизацией принципа обеспечения равенства и запрета дискриминации, допустимо сформулировать более комплексно -- как «принцип обеспечения социальной защиты нуждающимся (или «социально неблагополучным») категориям лиц» или, отталкиваясь от понятия социального риска -- как «принцип обеспечения социальной защиты в связи с воздействием социального риска» Благодир А. Л. Социальные риски как обстоятельства, влекущие возникновение социально-обеспечительных отношений // Социальное и пенсионное право. 2014. № 1. С. 5-12. В свою очередь, С. И. Кобзева считает межотраслевым принципом принцип запрета принудительного труда Право социального обеспечения / М. О. Буянова [и др.]. М., 2011. С. 81..

Таким образом, к межотраслевым принципам, входящим в систему принципов права социального обеспечения, можно отнести принципы:

Государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства;

Охраны здоровья;

Единства и дифференциации;

Защиты от бедности и безработицы;

Обеспечения социальной защиты нуждающимся категориям лиц;

Запрета принудительного труда;

Равенства всех форм собственности.

2.2 Отраслевые принципы

Основополагающие идеи, руководящие начала системы социального обеспечения, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство права социального обеспечения, а с другой -- указывают основные тенденции ее развития (т.е. отраслевые принципы), отражены в законодательстве о социальном обеспечении и прежде всего в Конституции РФ.

Так, в ст. 17, 18, 19, 38, 39, 41 Конституции РФ закрепляется принцип всеобщности социального обеспечения, в ст. 7, 38, 39, 41 -- принцип всесторонности и многообразия его видов. Принцип социального обеспечения за счет государственных и общественных средств отражен в ст. 7, 41. Принцип социального обеспечения в размерах, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие граждан, вытекает из содержания ст. 7 Конституции РФ.

Принцип всеобщности социального обеспечения. Конституция РФ, Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.11.1991 № 1920-1, устанавливают равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении конкретных социально значимых обстоятельств получить определенные виды социального обеспечения независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и др.

В целом право на социальное обеспечение по своей сущности является всеобщим, так как распространяется на всех.

Законодательство не предусматривает ограничений в праве на получение тех или иных видов обеспечения, однако устанавливает условия, при которых они предоставляются. Этому не противоречит то обстоятельство, что право на отдельные виды обеспечения поставлено в зависимость от участия гражданина в прошлом или настоящем в трудовой или общественно полезной деятельности, уплаты страховых взносов, уровня индивидуального дохода, среднедушевого дохода семьи и т.д.

Наиболее полно принцип всеобщности воплощен в пенсионном обеспечении. В настоящее время в России введено подлинно всеобщее пенсионное обеспечение. Право на социальное обеспечение в виде пенсии признано за каждым человеком, и оно реализовано в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Всеобщее пенсионное обеспечение полностью соответствует общепринятым принципам и нормам международного права.

Всеобщность социального обеспечения проявляется в законодательстве, регулирующем государственную помощь в содержании и воспитании детей. Согласно ст. 38, 39 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства, каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей. Руководствуясь данной конституционной нормой, был принят Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Согласно преамбуле данного Федерального закона устанавливается единая система государственных пособий гражданам в связи с рождением и воспитанием детей, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

В соответствии с российским законодательством каждая семья независимо от ее социального положения, количества воспитываемых детей, материального достатка имеет право при рождении ребенка на материальную помощь в виде пособий, компенсационных выплат, социальных услуг, льгот по системе социального обеспечения.

Принцип всеобщности обеспечения закреплен в законодательстве о медицинской помощи и лечении (ст. 41 Конституции РФ, ст. 17, 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»), В пределах федеральной и территориальных программ обязательного медицинского страхования медицинская помощь и лечение предоставляются всем гражданам Российской Федерации, при определенных условиях -- иностранным гражданам, лицам без гражданства, беженцам.

Принцип осуществления социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета.

Конституционное право граждан на социальное обеспечение гарантируется системой обязательного социального страхования. Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, практика Российской Федерации, социальное страхование является наиболее рациональной, проверенной временем формой социального обеспечения работников при наступлении страховых рисков.

Государственная система социального страхования включает пенсионное, медицинское, социальное страхование и страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Каждый из этих видов страхования обеспечивает защиту застрахованным и членам их семей от определенного вида социального риска.

Финансовую базу указанных видов страхования составляют государственные внебюджетные страховые фонды: ПФР, ФФОМС, ФСС.

Социальное страхование носит обязательный характер, что находит выражение в обязанности уплаты страховых взносов и предоставления обеспечения, гарантированности реализации прав застрахованных.

Все работники подлежат обязательному социальному страхованию. На них распространяются все виды социального страхования независимо от каких либо условий, и, следовательно, они имеют право на получение всех видов обеспечения по социальному страхованию на условиях и в размерах, установленных законодательством. Взносы на социальное страхование работников в страховые фонды уплачиваются работодателями.

Средства обязательного социального страхования расходуются на выплаты трудовых пенсий, различных пособий работающим (пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособий на погребение и др.), на медицинскую помощь и т.д.

По российскому законодательству многие виды социального обеспечения предоставляются человеку как члену общества без всякой связи с его трудовой деятельностью. Поэтому параллельно с системой социального страхования существуют и виды социального обеспечения, которые непосредственно финансируются за счет средств бюджетов всех уровней (социальные пенсии, ежемесячные пособия на детей, социальная помощь на дому, профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов, обеспечение их техническими реабилитациями и др.).

По мере развития рыночных отношений все большее место среди источников финансирования социального обеспечения занимают страховые платежи работодателей.

Принцип дифференциации видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств. Данный принцип раскрывается через правовые нормы, которые устанавливают виды социального обеспечения, условия выплаты, размеры.

Критерии дифференциации могут носить объективный характер (это природно-климатические условия, вредные, тяжелые, опасные условия труда) либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений, например физиологических особенностей, состояния здоровья.

Дифференциация в социальном обеспечении предусмотрена в зависимости от целого ряда социально значимых обстоятельств. Наибольшее значение придается такому критерию дифференциации, как трудовая деятельность.

В настоящее время с определенной продолжительностью трудового стажа, уплатой страховых взносов связано право на трудовую пенсию по старости. Работа в неблагоприятных условиях дает право на льготные условия получения пенсионного обеспечения. Определенная длительная профессиональная деятельность является основанием для получения особого вида пенсии -- пенсии за выслугу лет. Продолжительность трудовой деятельности при определенных условиях влияет на размер пенсионного обеспечения.

Связь социального обеспечения с трудом прослеживается в нормах обеспечения отдельными видами пособий (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т.д.).

К социально значимым факторам дифференциации относятся причины утраты трудоспособности (несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание, военная травма). На содержание права гражданина в сфере социального обеспечения влияют многочисленные социально значимые обстоятельства: возраст, состояние здоровья, семейное положение, наличие иждивенцев, многодетность, воспитание Детей в неполной семье, проживание на определенных территориях и в регионах, приобретение статуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком и т.д.

Принцип гарантированности уровня социального обеспечения не ниже прожиточного минимума. Принцип зависимости уровня обеспечения от прожиточного минимума вытекает из содержания ст. 7 Конституции РФ. Он означает, что пенсии, пособия, компенсационные выплаты, различные виды социального обслуживания должны поддерживать уровень жизни нуждающихся в социальной защите не ниже установленного законом прожиточного минимума.

В настоящее время данный принцип не реализован, поскольку ни одна из выплат по системе социального обеспечения, назначаемая в фиксированном размере либо соизмеряемая с МРОТ, такого уровня не достигает (например, фиксированный базовый размер пенсии по старости, инвалидности, потери кормильца, пособия на детей, компенсационные выплаты и др.). Однако это не означает, что государство освобождается от обязанности гарантировать человеку достойный уровень жизни. Такая обязанность вытекает как из международных актов в области социального обеспечения, так и из ст. 7 Конституции РФ, ст. 26 Декларации прав и свобод человека и гражданина, где закреплено, что пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.

Поскольку правовые принципы не только пронизывают содержание норм, но и определяют направление развития права, рассматриваемый принцип не снимается с повестки дня и по мере укрепления экономики государство юридически обязано гарантировать гражданину прожиточный минимум.

Принцип гарантированности социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми. Содержание данного принципа выражается в том, что к числу оснований, признаваемых государством социально значимыми и влекущими его обязанность предоставить социальную помощь, относятся различные события, которые могут сопровождать человека в течение всей его жизни. Это достижение определенного возраста; потеря трудоспособности временно либо постоянно, полностью или частично; утрата кормильца семьей; длительная профессиональная деятельность в определенных сферах; беременность и роды; наличие детей в семье; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, в постороннем уходе, средствах передвижения; протезирование; вынужденное переселение; смерть близких и т.д.

Данные обстоятельства выполняют роль юридических фактов, влекущих определенные правовые последствия, связанные с возникновением права на тот или иной вид обеспечения. Государственная помощь оказывается, когда лицо объективно уже или еще неспособно трудиться, зарабатывать средства к существованию, нуждается в дополнительных расходах, удовлетворении специфических потребностей, вызванных болезнью, инвалидностью, старостью и т.д.

Представление о нуждаемости в социальном обеспечении не остается неизменным, оно со временем трансформируется. Законодательство последних лет расширило перечень социальных рисков, при наступлении которых гражданин подлежит защите (например, заражение вирусом иммунодефицита человека медицинским работником при исполнении своих служебных обязанностей, утрата трудоспособности в связи с участием в борьбе с терроризмом, возникновение поствакционных осложнений, бедность и др.). Чем полнее проводится в законодательстве всесторонность материального обеспечения и социального обслуживания граждан, попавших в затруднительную жизненную ситуацию по не зависящим от них причинам, тем ближе стоит государство к выполнению своей социальной функции, закрепленной в Конституции РФ.

Принцип многообразия видов социального обеспечения. Данный принцип находит свое выражение в том, что в случае наступления того или иного социального риска государство оказывает социальную поддержку, помощь различными способами (денежные выплаты, социальные услуги и др.).

В денежной форме выплачиваются пенсии, пособия, компенсации, субсидии, виды которых постоянно расширяются. Так, наряду с традиционными пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет российским законодательством предусмотрены социальные пенсии, досрочные пенсии безработным.

Заново сформировалась система социальных пособий на детей. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» предусмотрел следующие виды государственных социальных выплат:

Пособие по беременности и родам;

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

Единовременное пособие при рождении ребенка;

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Отдельными нормативными актами предусмотрены пособие по временной нетрудоспособности; по безработице; единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом; гражданам при возникновении поствакционных осложнений; социальное пособие на погребение.

2.3 Внутриотраслевые принципы

Характерной особенностью сегодняшнего дня становится выделение не только отраслевых, но и внутриотраслевых принципов (т.е. принципов отдельных институтов отрасли).

Вместе с тем некоторые представители юридической науки вообще выражают сомнение в правомерности выделения принципов институтов отрасли права. Они считают, что все институты пронизаны отраслевыми принципами, обеспечивающими неразрывную связь данного института с другими. В то же время высказывается мнение, что свои определенные принципы имеются лишь у «значительных» и «комплексных» институтов права (В. М. Семенов) Семенов В. М. Принципы советского социалистического общенародного права. М., 1986.. На наш взгляд, такие суждения весьма спорны. Институт -- общепризнанное определение системы отрасли права, имеющий свой обособленный круг общественных отношений (в пределах предмета отрасли), регулируемых его нормами.

Иначе говоря, наличие у института автономной, в рамках отрасли, предметной обособленности дает основания для выделения и особых правовых принципов. Непоследовательными следует признать исключения, которые делаются для «значительных» и «комплексных» институтов права. В теоретическом и практическом плане такие институты всегда условны и не могут признаваться за критерии объективного выделения и классификации.

Трудно согласиться и с другой, противоположной позицией, согласно которой принципы внутренне не ограничены пределами института, ибо они присущи любой общности правовых норм, в частности пединституту. Эта позиция не учитывает конституционные признаки принципа института как особой юридической категории в системе права.

Правовой принцип не может выражать сущность одной нормы, иначе он и норма оказались бы идентичными понятиями. Вместе с тем принцип не является присущим и любой общности норм. Он характерен для такой общности, которая обладает цельной предметной обособленностью, когда совокупность норм регулирует не какие-то элементы, стороны типичного для данной отрасли права общественного отношения (или отношений), а все отношения в целом. Такую цельную предметную определенность наряду с системой российского права имеют также отдельные отрасли права и их институты.

Пединституты и другие подобные им общности норм указанным качеством не обладают, и, следовательно, выводить для каждой из них специфические принципы права было бы неверным, поскольку нормативного материала для обоснования принципа права оказалось бы недостаточно, да и правила законодательной техники были бы нарушены.

Однако иногда по пути дробления правовых принципов идет и сам законодатель. Так, в ст. 3 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» закреплены следующие принципы в сфере социального обслуживания указанных категорий граждан: соблюдение прав человека и гражданина; обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов; преемственность всех видов социального обслуживания и адресность; доступность; добровольность; гуманность; приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность.

Эти принципы, на наш взгляд, в целом довольно адекватно отражают сущность и направленность норм, регулирующих социальное обслуживание российских граждан.

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закрепляет основные принципы института медицинского обслуживания и лечения:

Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

Доступность и качество медицинской помощи;

Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

Соблюдение врачебной тайны.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому граж­данину страны социальное обеспечение по возрасту, в случае болез­ни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Как экономическая кате­гория социальное обеспечение представляет собой системы рас­пределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются необходимые фонды денежных средств для материального обеспечения и об­служивания граждан.

Необходимо отметить, что по трактовке понятия «социальное обеспечение» среди экономистов нет единого мнения: одни рас­сматривают его как совокупность определенных социально-эко­номических мероприятий (обеспечение матери и ребенка, граж­дан по возрасту, в случае нетрудоспособности, бесплатное меди­цинское обслуживание и лечение), а другие - как однопорядко-вые экономические категории; третьи рассматривают это понятие в узком смысле, т.е. относят виды обеспечения, не охватываемые социальным страхованием; четвертые считают, что существует еди­ное понятие социального обеспечения, которое включает в себя различные формы и виды обеспечения нетрудоспособного населе­ния, в том числе и социальное страхование. Это положение более точно отвечает ст. 39 Конституции Российской Федерации, кото­рая гарантирует всем гражданам России право на труд, отдых, охрану здоровья, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности и поте­ри кормильца, право на жилище, образование, право участия в управлении государственными и общественными делами и т.д.

Каждое из этих прав предусматривает удовлетворение различ­ных потребностей граждан и обеспечивается соответствующими мероприятиями и средствами. Так, право на пенсионное обеспе­чение, оказание бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае утраты трудоспособности гарантируется различными фор­мами социального обеспечения.

Различные потребности граждан имеют свои, специфические формы их удовлетворения. Соответственно этому образуются и необходимые фонды денежных средств.

Не является также обоснованной точка зрения о параллельном существовании социального обеспечения и социального страхо­вания как самостоятельных однопорядковых экономических кате­горий, согласно которым к социальному обеспечению относятся мероприятия, реализуемые за счет прямых выплат из государствен­ного бюджета, а к социальному страхованию - за счет выплаты из фонда социального страхования.

Важное значение имеет также определение вопроса об эконо­мических источниках социального обеспечения, его связях с преж­ней трудовой деятельностью граждан. Некоторые экономисты ис­точником образования общественных фондов потребления счита­ют прибавочный продукт, а другие необходимый продукт. Так, вып­латы пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, расходы на переобучение безработных сво­им источником имеют необходимый продукт. Назначение этих выплат - предоставление необходимых жизненных благ работни­кам в период временной нетрудоспособности, безработицы. Эти выплаты непосредственно связаны с затратами общества на вос­производство рабочей силы.

Иначе обстоит дело с оплатой пенсий, которые представляют собой выплаты денежных средств нетрудоспособным гражданам. В настоящее время в Российской Федерации численность лиц, по­лучающих пенсии, составляет свыше 30 млн чел. До начала своей трудовой деятельности каждое молодое поколение страны содер­жится как за счет необходимого продукта (в форме оплаты труда своих родителей), так и за счет прибавочного продукта (в форме льгот и услуг социального страхования).

С начала трудовой активности и до выхода на пенсию (в сред­нем за 35 - 40 лет своей трудовой деятельности) данное поколе­ние создает общественный продукт (необходимый и прибавоч­ный) во все увеличивающихся пропорциях; следовательно, зна­чительно увеличивается та часть прибавочного продукта, кото­рая направляется в фонд накопления. В результате этого быстро растет величина национального богатства. При этом каждое но­вое поколение передает последующему значительно больший объем национального богатства, чем само получило от своего предшественника. На данной основе каждое новое поколение своим трудом увеличивает производство валового внутреннего продукта.

Таким образом, возрастает не только объем необходимого про­дукта, который используется на удовлетворение личных потреб­ностей граждан, но и прибавочный продукт, направляемый на развитие и образование фондов социального страхования, в том числе на содержание нетрудоспособных членов общества.

Большие выплаты на социальное обеспечение направляются непосредственно из государственного бюджета, минуя указанные фонды. За счет их обеспечиваются пенсиями и пособиями воен­нослужащие Вооруженных Сил РФ, железнодорожные войска, внутренние войска МВД, лица рядового и начальствующего со­ставов МВД, ФСБ России, служба внешней разведки и некото­рые другие категории граждан.

Бюджетные средства направляются также на обучение и трудо­вое устройство инвалидов, содержание домов-интернатов для пре­старелых, инвалидов, на протезирование и оказание им санатор­но-курортной помощи, приобретение транспортных средств для инвалидов, выплату пособий на детей.

Социальное обеспечение. Осуществление мер по социальному обеспечению в нашей стране возложено на Минздравсоцразвития России, республики в составе Российской Федерации и местные органы. Назначение пенсий и пособий военнослужащим Воору­женных Сил РФ, пограничных войск, железнодорожных войск, внутренних войск МВД, лицам рядового и начальствующего со­става органов МВД России, ФСБ России осуществляется соот­ветствующими ведомствами. Расходы на пенсии и пособия плани­руются, исходя из численности пенсионеров и размеров пенсий в прогнозируемом периоде.

Важной особенностью социального обеспечения в Российской Федерации являются принципы его построения.

1. Принцип всеобщности заключается в том, что при наступле­нии нетрудоспособности по возрасту или вследствие инвалидно­сти социальная обеспеченность распространяется на всех трудя­щихся без каких-либо исключений и независимо от пола, возра­ста, национальности, расы, характера и места работы, форм ее оплаты.

2. Принцип общедоступности предполагает условия, определяю­щие право на ту или иную пенсию. Так, право на пенсию по воз­расту возникает у мужчин в возрасте 60 лет, у женщин - 55 лет, а для работников, занятых на тяжелых видах труда, пенсионный возраст для мужчин понижен до 50-55 лет, для женщин до 45 - 50 лет. Стаж, необходимый для получения пенсии по возрасту, установлен для мужчин 25 лет, для женщин - 20 лет.

3. Размер и форма социального обеспечения зависят от прошлого труда, длительности стажа, условий работы, размера заработной платы, других факторов, связанных с трудовой деятельностью.

4. Разнообразие предоставляемых форм социального обеспечения и услуг - это пенсии и пособия, помощь по трудоустройству, ме­роприятия по укреплению здоровья, предупреждению и сниже­нию заболеваемости, помещение в дома-интернаты инвалидов и престарелых.

Анализ ситуации в социальной сфере Российской Федерации позволяет сформулировать приоритетные направления государ­ственной политики, которая позволила бы преодолеть значительную часть тех существующих проблем, с которыми сталкиваются в настоящее время учреждения социального комплекса.

Стабилизация государственного финансирования. Бюджетное финансирование организаций социальной сферы должно оставать­ся определяющим фактором выполнения последними своих со­циальных функций. Необходимость обеспечения устойчивости фи­нансирования социальной сферы со стороны бюджетов является прямым следствием невозможности финансирования вложений в человеческий капитал со стороны населения из-за недостаточно­го уровня доходов большинства граждан. Существуют различные подходы к решению этой задачи:

Введение целевых налогов на финансирование здравоохра­нения, образования, культуры или установление в рамках суще­ствующих налогов и налоговых ставок определенных долей на­логовых поступлений, которые целевым образом должны направ­ляться на ассигнование мероприятий по развитию и поддержке учреждений этих отраслей;

Расширение перечня тех видов затрат в области здравоохране­ния, образования, культуры, которые включаются в понятие «за­щищенные статьи бюджета» - расходные статьи, которые долж­ны финансироваться в первую очередь.

Следующим возможным способом стабилизации финансиро­вания социальной сферы является введение нормативов миниму­ма расходов государства на здравоохранение, образование, куль­туру. При этом государственные социальные финансовые стан­дарты, регламентирующие минимальный уровень затрат на здра­воохранение, образование, культуру, должны формироваться ис­ходя из различных методических подходов: определение подуше­вого минимального объема затрат государства, обеспечивающего покрытие социального стандарта потребления услуг населением или нормирование постатейных затрат на содержание социально-культурного комплекса.

Усиление контроля за расходованием бюджетных средств. В про­цессе формирования и утверждения государственного бюджета необходимо обеспечить большую открытость финансирования и управления в социально-культурной сфере, детализируя структу­ру расходов (на оплату труда, приобретение оборудования, капи­тальный ремонт и т.д.). Следует усилить контроль со стороны со­ответствующих комитетов Государственной Думы РФ и обществен­ных организаций за использованием бюджетных средств, выделя­емых на нужды здравоохранения, образования, культуры.

Рационализация государственного финансирования. Сохраняя роль государства в поддержке социального обеспечения, здраво­охранения, образования, культуры, необходимо пересмотреть принципы и приоритеты их государственного финансирования, приостановить распыление выделяемых денежных средств и на практике перейти к финансированию отраслей социальной сфе­ры на основе целевых программ.

Продолжение реформы в здравоохранении. Ключевое значение для судьбы реформы в здравоохранении имеет вопрос о статусе фондов обязательного медицинского страхования. Законодатель­ным органам власти Российской Федерации следует четко опре­делить их статус и основные полномочия как самостоятельных субъектов в системе здравоохранения; запретить передачу денеж­ных средств, аккумулируемых этими фондами, в распоряжение местных органов власти.

Совершенствование семейной политики. Политика в отношении семьи, реализуемая в настоящее время федеральными и регио­нальными органами власти Российской Федерации, является пас­сивной, ее функции системно не относятся к сфере деятельности этих управленческих структур. В текущей работе министерств и ве­домств Российской Федерации под семейной политикой, как пра­вило, понимается совокупность общесоциальных мер, влияющих на жизнедеятельность семьи, женщин, детей.

Поэтому необходимы меры для активизации всех участников процесса разработки и реализации семейной политики - феде­ральных и региональных исполнительных и законодательных ор­ганов власти Российской Федерации.

План лекции:

Целью изучения данной темы является рассмотрение основополагающие начала, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.

Исходя из этого, основными задачами являются:

Раскрыть понятие принципов социального обеспечения.

Определить общие принципы социального обеспечения.

Рассмотреть содержания принципов права социального обеспечения

Раскрыть сущность отраслевых принципов права социального обеспечения

Изучать принципы международного права в области социального обеспечения

1. Понятие принципов права социального обеспечения

Показателем самостоятельности отрасли права является наличие не только предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов, объединяющих отдельные нормы в систему отрасли, выражающих сущность норм данной отрасли, определяющих положение субъектов права, их права и обязанности.

Изучение вопроса о принципах права социального обеспечения требует знания общих теоретических положений о понятии правового принципа.

Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой - указывают основные тенденции ее развития.

Ученные, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по разному формулируют отраслевые принципы, не совпадает их количество и у различных авторов.

Так, например, В.Ш. Шайхатдинов к отраслевым принципам относит:

Связь обеспечения, как правило, с трудом;

Обеспечение не только граждан, но и их семей;

Свободу приобретения гражданами своих прав и распоряжения ими;

Приоритет в обеспечении некоторых категории граждан;

Зависимость уровня обеспечения от прожиточного минимума.

Е.Е. Мачульская выделяет следующие принципы:

Всеобщность;

Финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета;

Дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;

Универсальность и комплектность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом.

Конечно, можно оспаривать формулировки отдельных принципов, их полноту, но нельзя отрицать объективность их существования и определяющее воздействие на развитие права социального обеспечения.

Нам представляется наиболее удачными формулировка и разработка принципов права социального обеспечения, предложение Э.Г. Тучковой. В частности, она выделяет следующие принципы:

Осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;

Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;

Обязанность государство гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;

Гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;

Многообразие видов социального обеспечения;

Участие общественных объединений, представляющие интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и зашиты их прав.

На наш взгляд, перечисленные выше принципы следует дополнить принципом всеобщности социального обеспечения.

Всеобщность социального обеспечения. Конституция КР, Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая, см. Законодательство, устанавливают равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении конкретных социально значимых обстоятельств получить определенные виды социального обеспечения независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношение к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

В целом право на социального обеспечения по своей сущности является всеобщим, так как распространяется на всех. Законодательство не предусматривает ограничений в праве на получение тех или иных видов обеспечения, однако устанавливает условия, при которых они представляются. Этому не противоречит то обстоятельство, что право на отдельные виды обеспечения поставлено в зависимость от участия гражданина в прошлом или настоящем в трудовой или общественно полезной деятельности, уплаты страховых взносов, уровня индивидуального дохода, среднедушевого дохода семьи и т.д.

Осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета. Конституционное право граждан на социальное обеспечение гарантируется системой государственного социального страхования. Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, практика КР, социальное страхование является наиболее рациональной, проверенной временем формой социального обеспечения работников при наступлении страховых рисков. По мере развития рыночных отношений все большее место в источниках финансирования социального обеспечения занимают страховые платежи работодателей и работников.

Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств. Данный принцип раскрывается через правовые нормы, которые устанавливают виды социального обеспечения, условия выплаты, размеры.

Критерии дифференциации могут носить объективный характер - это природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия труда, либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений, например, физиологических особенностей, состояние здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

Дифференциация в социальном обеспечении предусмотрена в зависимости от целевого ряда социально значимых обстоятельств. Наибольшее значение придается такому критерию дифференциации, как трудовая деятельность. В преамбуле Закона КР «О государственном пенсионном социальном страховании», см. Законодательство , закреплено, что основными критериями дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признаются труд и его результаты.

С определенной продолжительностью трудового стажа связано право на трудовую пенсию по старости, по инвалидности от общего заболевания, по случаю потери кормильца от общего заболевания. Работа в неблагоприятных условиях дает право на льготное условие получение пенсионного обеспечения и в более высоком размере, определенная длительная профессиональная деятельность является основанием для получения особого вида пенсии - пенсии за выслугу лет, продолжительность трудовой деятельности влияет на размер пенсионного обеспечения.

Связь социального обеспечения с трудом прослеживается в нормах по обеспечению отдельными видами пособий (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т.д.).

К социально значимым факторам дифференциации относятся причины утраты трудоспособности (трудовое увечье, военная травма, общее или профессиональное заболевание). На содержание права гражданина в сфере социального обеспечения влияют многочисленные социально значимые обстоятельства: возраст, состояние здоровья, семейное положение, наличие иждивенцев, многодетность, воспитание детей в неполной семье, проживание на определенных территориях и в регионах, приобретение статуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком и т.д.

Обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума. Принцип зависимости уровня обеспечения от прожиточного минимума означает, что пенсии, пособия, компенсационные выплаты, различные виды социального обеспечения должны поддерживать уровень жизни нуждающихся в социальной помощи не ниже установленного законом прожиточного минимума.

В настоящее время данный принцип не реализуется, поскольку не одна из выплат по системе социального обеспечения, назначаемая в фиксированном размере либо соизмеряемая с минимальной оплатой труда, такого уровня не достигает (например, минимальная пенсия оп старости, пособия на детей, компенсационные выплаты и др.). Однако это не означает, что государство освобождается от обязанности гарантировать человеку достойный уровень жизни. Такая обязанность вытекает как из международных актов в области социального обеспечения, так и из Конституции КР, Декларации прав и свобод человека и гражданина, где закреплено, что пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.

Принятый Государственный закон «О прожиточном минимуме в КР», см. Законодательство, которым установлена правовая основа для определения прожиточного минимума в КР и его учета при установлении гражданам государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан.

Прожиточный минимум определяется в Законе как стоимостная оценка потребительской корзины плюс обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина должна включать минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и поддержание его жизнедеятельности.

Согласно Закону прожиточный минимум в целом по Кыргызстану предназначен для обоснования устанавливаемых на государственном уровне минимальных размеров оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат. При этом предусматривается поэтапное повышение минимальных размеров оплаты труда и пенсии до величины прожиточного минимума. К сожалению, данный Закон принят при отсутствии средств для его реализации.

Поскольку правовые принципы не только пронизывают содержание норм, но и определяет направление развития права, рассматриваемый принцип не снимается с повестки дня, и по мере укрепления экономики государство юридически обязано гарантировать гражданину прожиточный минимум.

Гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми. Содержание данного принципа выражается в том, что к числу оснований, признаваемых государством социально значимыми и влекущими его обязанность предоставить социальную помощь, относятся различные события, которые могут сопровождать человека в течение всего его жизни. Это - достижение определенного возраста; потеря трудоспособности временно или постоянно, полностью или частично; утрата кормильца семьей; длительная профессиональная деятельность в определенных сферах; беременность ироды; наличие детей в семье; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, в постороннем уходе, средствах передвижения; протезирование; вынужденное переселение; смерть близких и т.д.

Данные обстоятельства выполняют роль юридических фактов, влекущих определенные правовые последствия, связанные с возникновением права на тот или иной вид обеспечения. Государственная помощь оказывается, когда лицо объективно уже или еще не способно трудится, зарабатывать средства к существованию, нуждается в дополнительных расходах, удовлетворении специфических потребностей, вызванных болезнью, инвалидностью, старостью и т.д.

Представление о нуждаемости в социальном обеспечении не остается не неизменным, оно со временем трансформируется. Законодательство последних лет расширило перечень социальных рисков, при наступлении которых гражданин подлежит защите (например, заражение вирусом иммунодефицита человека медицинским работником при исполнении своих служебных обязанностей, утрата трудоспособности в связи с участием в борьбе с терроризмом, возникновение поствакционных осложнений и др.). Чем полнее проводится в законодательстве всесторонность материального обеспечения и социального обслуживания граждан, попавших в затруднительную жизненную ситуацию по независящим от них причинам, тем ближе стоит государство к выполнению своей социальной функции, закрепленной в Конституции КР.

Многообразие видов социального обеспечения. Данный принцип находит свое выражение в том, что в случае наступления того или иного социального риска государство оказывает социальную поддержку, помощь различными способами (денежные выплаты, социальные услуги и др.).

Многообразие видов социального обеспечения позволяет полнее осуществлять заботу о тех, кто в ней нуждается. Гиперссылка 6

В соответствии с Законом от 26 мая 2009 года №170 "О гарантированных государственных минимальных социальных стандартах" см. Законодательство , предусматривается оказание государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного соответствующим субъекте КР, в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты); натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений оп вопросам социального обеспечения и защиты их прав. Общеправовой принцип о праве каждого на объединение для защиты своих интересов и гарантированности свободы деятельности общественных объединений находит свое преломление в названном выше отраслевом принципе. Укреплению правового статуса лиц, охватываемых сферой социального обеспечения, способствует их активная позиция в отстаивании своих интересов. Объединение ветеранов, инвалидов, солдатских матерей стали инициаторами ряда законов: «О ветеранах», «О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих», «О социальной защите инвалидов».

Для усиления общественной инициативы в сфере социального обеспечения появляется законодательная база. Так, например, см. Законодательство, Закона КР «О социальной защите инвалидов» предусматривает, что государственные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов КР привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

Контрольные вопросы

1. Что такое принципы права?

2. По каким признакам можно классифицировать принципы права?

З. Какие принципы права социального обеспечения вы можете назвать?

4. Как можно раскрыть содержание принципа всеобщности права на социальное обеспечение?

5. Что означает дифференциация условий, определяющих право на социальное обеспечение?

6. Как Вы понимаете гарантированность социального обеспечения при наступлении социального риска?

7. Что означает ориентация социального обеспечения на достойный уровень жизни?

Обеспечения представляют собой основополагающие идеи государственной поддержки незащищенных слоев населения. Эти руководящие начала определяют суть норм, регулирующих данную сферу. К роме прочего, они отражают общественную направленность политики государства. Далее в статье будут рассмотрены такие вопросы, как понятие, общая характеристика и классификация принципов ПСО.

Особенности отрасли

Принципы ПСО, понятие и их содержание текстуально законодательством не закрепляются. В настоящее время отсутствует объединяющий их нормативный акт или Кодекс. В этой связи исследователи вынуждены определять принципы и источники ПСО, анализируя действующие в данной отрасли законодательные положения. При этом необходимо учесть, что в силу 15 статьи Конституции, элементом юридической системы страны являются международные нормы и договоры.

Понятие и классификация принципов ПСО

В рамках государственной политики выработана программа поддержки населения. Она предполагает гарантию соцобеспечения в случае наступления того или иного события. Речь, в частности, о болезни, трудовом увечье, безработице, многодетности, старости, беременности, родах, инвалидности, бедности, потере кормильца и пр. социального обеспечения являются фундаментом, на котором выстраивается система норм, регулирующая сферу поддержки населения со стороны государства. При этом данное направление деятельности власти находится под влиянием событий, происходящих в экономической и политической сферах. Дифференциация фундаментальных положений осуществляется по разным признакам. В зависимости от сферы действия выделяют:


Общеправовые принципы

К ним следует относить такие положения, как:

  1. Гарантированность и признание свобод и юридических возможностей человека и гражданина в соответствии с международными нормами.
  2. Неотчуждаемость неимущественных прав, принадлежность их каждому с момента рождения.
  3. Равенство всех перед судом и законом.
  4. Право каждого субъекта создавать объединения для защиты собственных интересов.
  5. Равенство свобод и юридических возможностей женщины и мужчины, способов их реализации.
  6. Гарантированность защиты государства.

Межотраслевые положения

Эти принципы ПСО относятся к нескольким сферам. Их нормы регламентируют отношения, касающиеся реализации гражданами их юридических возможностей. Межотраслевыми положениями являются:


Отраслевые начала

Эти принципы ПСО формулируются многими авторами по-разному. Отличается и их количество. Например, Мачульская выделяет такие принципы ПСО , как:

  1. Финансирование из средств страховых взносов и госбюджета.
  2. Всеобщность.
  3. Дифференциация соцподдержки в соответствии с условиями трудовой деятельности, природно-климатических условий, длительности стажа и прочих факторов.
  4. Комплексность и универсальность. Эти принципы ПСО предполагают гарантированность государственной поддержки в случае наступления любого общественно-значимого обстоятельства, предусмотренного законодательством.

По мнению Тучковой, в перечень фундаментальных положений входят:


Внутриотраслевые положения

В отечественном законодательстве просматривается тенденция закрепления этих основ непосредственно в нормативных актах. Например, статья 5 ФЗ №195 включает в себя такие принципы ПСО, как:

  1. Адресность.
  2. Добровольность.
  3. Гуманность.
  4. Доступность.
  5. Приоритетность поддержки несовершеннолетним, которые находятся в сложной жизненной ситуации.
  6. Профилактическая направленность.
  7. Конфиденциальность.

Суть положений

Содержание принципов ПСО в первую очередь отражено в Конституции. В Основном Законе предусмотрено, что при наступлении объективных значимых обстоятельств все обладают равной и одинаковой возможностью получать определенные выплаты или услуги. В Конституции употребляется формулировка: "Каждому гарантировано социальное обеспечение". Ее суть в том, что возможность получить помощь не может ограничиваться по признакам расы, пола, языка, происхождения, имущественного, должностного статуса и пр. При этом равными правами с гражданами России на соцобеспечение обладают и постоянно живущие на территории страны иностранцы, если в международных нормах не предусмотрен иной порядок. Между тем, не следует понимать принцип всеобщности как безусловную возможность получить льготы, выплаты или услуги. Они предоставляются только по основаниям, предусмотренным законодательством. Например, право получать трудовую пенсию наступает при достижении конкретного возраста, наличия стажа определенной продолжительности.

Финансирование

Функционирование системы соцобеспечения осуществляется за счет страховых взносов и бюджета. Концентрация средств осуществляется в централизованных фондах внебюджетного характера. Они выступают в качестве самостоятельных финансово-кредитных учреждений. Основными источниками средств являются поступления от работодателей, ПБЮЛ, а также других категорий физлиц. Кроме этого, пополнение фондов осуществляется ассигнованиями из федерального бюджета. Средства, которые являются временно свободными, могут инвестироваться. Полученный от этого доход направляется на обеспечение уставной деятельности фондов.

ПФР

Тарифы по страховым взносам устанавливаются ежегодно. Величина определяется в процентах от всех поступлений, в том числе по гражданско-правовым договорам о предоставлении услуг и производстве работ. Список выплат, с которых взносы в ПФР не начисляются, утвержден правительственным постановлением № 546 от 07.05.1997 г. В задачи Пенсионного фонда входит:

  1. Целевой сбор и накопление взносов.
  2. Финансирование затрат на государственные пенсии всех видов и прочие выплаты.
  3. Выполнение мероприятий по взысканию с граждан, нанимателей в том числе, виновных в причинении ущерба здоровью работникам и иным лицам, сумм компенсаций за профзаболевание, трудовое увечье, по случаю потери кормильца.

В Положении о ПФР могут предусматриваться и иные функции.

Дифференциация уровня и условий обеспечения

Она состоит в применении особых норм, которыми устанавливаются дополнительные права по соцобеспечению для граждан отдельных категорий. В частности, это лица, у которых нет возможности реализовать общие положения либо есть особые заслуги перед страной. Дифференциация необходима для сбалансирования материального состояния граждан из отдельных групп, нуждающихся в дополнительной защите. К примеру, это лица, доходы которых меньше прожиточного минимума. Дифференциация обеспечивает также восстановление полноценного статуса незащищенных в социальном плане групп (к примеру, инвалидов).

Универсальность поддержки

Этот принцип реализуется через выполнение комплекса мероприятий, заложенный государством в специальные целевые программы. Они принимаются на местном, региональном и федеральном уровнях. При этом в последнее время практикуется участие в сфере соцзащиты населения и коммерческих предприятий - социальное партнерство. Организации разрабатывают специальные программы, ориентированные на поддержку нуждающихся слоев граждан.

Заключение

В настоящее время Россия находится в достаточно сложной ситуации. Негативное влияние на экономику оказывают внешнеполитические события. Соответственно, внутри государства постоянно появляются новые обстоятельства, вследствие которых определенные категории граждан теряют средства к существованию, попадают в сложные жизненные ситуации, несут дополнительные затраты и риски. Все эти люди нуждаются в краткосрочной соцподдержке. Реагируя на все новые виды неблагополучия, возникающие вне зависимости от воли граждан, законодательство быстро изменяется. Государство ведет постоянную работу над программами поддержки, изыскивает средства для их реализации.

Принципы ПСО - основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой указывают основные тенденции ее развития.

В зависимости от источников принципы права делятся на :

  • * нормы-принципы, которые прямо закрепляются в законодательных актах, выступают в виде правовых норм. Такие принципы содержат общее правило поведения и с их помощью невозможно урегулировать конкретное правоотношение, однако их можно использовать для толкования норм нрава в случае пробелов в законодательстве. Нормы-принципы имеют общеобязательный характер и могут официально реализовываться в правоприменительной практике. Эти принципы не содержат традиционных элементов структуры нормы;
  • * принципы, выводимые из норм. Они логически выводятся из содержания действующего национального законодательства и норм международного права.

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

  • 1. общеправовые, свойственные всем отраслям права (гуманизм, демократизм, принцип социальной справедливости),
  • 2. межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей права, отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;
  • * отраслевые принципы, характеризующие отдельную отрасль права (всеобщность права социального обеспечения, социальное обеспечение за счет обязательных платежей во внебюджетные фонды, государственного бюджета, негосударственных пенсионных фондов и др.);
  • * внутриотраслевые принципы, касающиеся отдельных институтов отраслей права (принципы пенсионного обеспечения, социального обслуживания, обязательного медицинского страхования и др.).

В рамках права социального обеспечения действуют три группы принципов: общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

К числу отраслевых принципов относятся следующие принципы права социального обеспечения:

  • 1) всеобщность социального обеспечения. Согласно данному принципу правовой основой социального обеспечения являются Всеобщая декларация прав 1948 г., Пакт «Об экономических, социальных и культурных правах», Конституция РФ и иные нормативные акты. Означает равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении конкретных социально значимых обстоятельств получить определенные виды социального обеспечения независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
  • 2) общедоступность социального обеспечения. Данный принцип находит воплощение в нормах, закрепляющих порядок назначения, предоставления и выплаты отдельных видов социального обеспечения;
  • 3) установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека, свободное развитие личности. Кроме того, уровень социального обеспечения должен удовлетворять потребности не только самого гражданина, но и нетрудоспособных и несовершеннолетних членов его семьи, находящихся на его обеспечении. В настоящее время данный принцип не реализуется, поскольку ни одна из выплат по системе социального обеспечения, назначаемая в фиксированном размере либо соизмеряемая с минимальной оплатой труда, такого уровня не достигает (например, минимальная пенсия по старости, пособия на детей, компенсационные выплаты и др.). Однако это не означает, что государство освобождается от обязанности гарантировать человеку достойный уровень жизни.
  • 4) многообразие оснований, форм и видов социального обеспечения. Под основаниями социального обеспечения понимают обстоятельства, при наступлении которых у человека возникает право па социальное обеспечение. Так, в рамках отрасли права социального обеспечения под основаниями принято понимать социальные риски, к числу которых относятся: временная нетрудоспособность, инвалидность, достижение определенного возраста, потеря кормильца, смерть, рождение человека и др. В случае наступления того или иного социального риска государство оказывает социальную поддержку, помощь различными способами (денежные выплаты, социальные услуги и др.). В настоящее время социальное обслуживание охватывает многообразные виды социальных услуг, предоставляемых бесплатно или со скидкой, адресованных гражданам для удовлетворения их специфических потребностей, обусловленных болезнью, инвалидностью, старостью, многодетностью. Это - медицинская помощь и лечение; лекарственная помощь; санаторно-курортное лечение; социальная помощь на дому; содержание в учреждениях социального обслуживания; содержание детей в детских учреждениях; обеспечение транспортным средством или средством передвижения, профессионального обучения и трудоустройства инвалида; протезно-ортопедическая помощь; предоставление льгот по системе социального обеспечения. Многообразие видов социального обеспечения позволяет полнее осуществлять заботу о тех, кто в ней нуждается
  • 5) дифференциация условий и порядка предоставления социального обеспечения субъектам общественных отношений. Так, подобная дифференциация может быть обусловлена следующими факторами: вид трудовой деятельности, местность выполнения работ или место проживания, материальное положение субъектов, степень трудоспособности, семейное положение и т.д.;
  • 6) целевое использование средств. Данный принцип предполагает осуществление социального обеспечения за счет денежных средств, специально выделенных и предназначенных для этих целей. В соответствии Конституции РБ социальное обеспечение осуществляется как за счет государственных средств (государственные пенсии, пособия, компенсации, льготы), так и за счет добровольного социального страхования, дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности. Целевые государственные средства на социальное обеспечение выделяются из двух источников: гос. бюджета и государственных внебюджетных фондов.