Нецелевое использование земельного участка статья. Использование земли не по целевому назначению

Вопросы выделения земельных участков, оформления прав на них и использования всегда имели большое значение для россиян и зачастую носили острый характер. В последние годы неслучайно все больше внимания общества и законодателя уделяется целевому использованию земель - ведь, к примеру, нередко земли сельскохозяйственного назначения простаивают или служат местом свалки, утрачивая плодородие и зарастая сорняками.

Так, по данным Минсельхоза России, в нашей стране не используется около 18% от всей имеющейся площади пашни (более 20 млн га ). Часто владельцы земельных участков используют их без соблюдения соответствующих правил - к примеру, за первое полугодие 2013 года было выявлено более 12,5 тыс. таких нарушений на площади 2,7 млн га. Наиболее часто встречающееся из них (8,5 тыс. нарушений на площади 2,6 млн га) квалифицируются по как невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению и защите земель, охране почв от эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия, ухудшающего состояние земель.

На заседании президиума Государственного совета «О повышении эффективности управления земельными ресурсами в интересах граждан и юридических лиц», состоявшегося 9 октября 2012 года, проблеме изъятия неиспользуемых земельных участков также было уделено значительное внимание. Многие из прозвучавших на этом заседании предложений уже получили законодательное закрепление.

В каких случаях земельный участок можно изъять?

Недавно принятым Федеральным законом от 7 июня 2013 г. № 123-ФЗ " " были уточнены основания и порядок изъятия земель, находящихся на праве постоянного бессрочного пользования либо праве пожизненного наследуемого владения .

Так, из оснований для принудительного прекращения этих прав были исключены систематическая неуплата земельного налога, а также нарушение режима земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения и иных земель с особым режимом. Наряду с этим, перечень таких оснований был дополнен еще одним - неисполнение обязанности по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению .

Напомним, предоставление россиянам земельных участков на правах постоянного бессрочного пользования и пожизненного наследуемого владения является своего рода наследием советского периода. С введением в действие ЗК РФ граждане утратили возможность получения земли на этих вещных правах. Вместе с тем, если земельный участок предоставлен на таких правах до вступления в силу ЗК РФ, они сохраняются за гражданами ( , ).

По данным Минсельхоза России, сейчас из всех используемых личными подсобными хозяйствами земель всего 4,8% принадлежит им на праве пожизненного наследуемого владения, а доля земель, находящихся у дачников в постоянном (бессрочном) пользовании, составляет 8,2% .

Однако государственным (муниципальным) органам и учреждениям, а также казенным предприятиям земли передаются на праве постоянного бессрочного пользования и в настоящее время (), поэтому поправки в большей мере затронули именно эту категорию землевладельцев.

По словам Президента РФ Владимира Путина, "мы не настолько богаты, чтобы десятилетиями держать предоставленные в пользование федеральным органам власти земли в резерве. Поэтому в отношении неэффективно используемых участков земли нужно принимать меры и требовать внятного обоснования потребности в земле от ведомств и организаций, в расположении которых находятся миллионы гектаров". Законодатель прореагировал на это замечание, и в ЗК РФ появилось еще одно новшество, способное существенно облегчить изъятие таких земель.

Речь идет о введении нового порядка принудительного изъятия неосвоенных земель . Если сейчас право постоянного (бессрочного) пользования может быть прекращено только на основании судебного решения, то после вступления поправок в силу земли, предоставленные государственному или муниципальному учреждению либо казенному предприятию, могут быть изъяты в административном порядке по решению государственного или муниципального органа (соответствующие изменения вносятся в ). Это позволит более оперативно изымать неиспользуемые или ненадлежащим образом используемые участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Можно ли изъять земельный участок у собственника?

ЗК РФ в настоящее время не содержит конкретных оснований для принудительного изъятия земли у собственника, делая отсылку на нормы гражданского законодательства (). ГК РФ действительно содержит подобные основания, среди которых:

С 1 июля 2011 года вступили в силу поправки к , касающиеся принудительного изъятия и прекращения прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 435-ФЗ " "). Возможность принудительного изъятия у собственника таких земель существовала и раньше, но поправки значительно конкретизировали существующие основания для этого:

Неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков:

  • на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;
  • на сенокосах не производится сенокошение;
  • на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30% площади земельного участка;
  • на пастбищах не производится выпас скота;
  • на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;
  • залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15% площади земельного участка;
  • залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30%;
  • закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20% площади земельного участка.

1. Неиспользование земельного участка по назначению в течение трех лет с момента предоставления участка в собственность (). Правительством РФ были разработаны критерии , опираясь на которые можно сказать, что сельскохозяйственный участок не используется. К примеру, если 30% от площади культурных сенокосов занимают сорняки либо не производилось сенокошение, на пастбищах не пасется скот, а свыше 15% площади пашни занято кустарниками или деревьями, есть основания для признания сельхозугодий заброшенными (постановление Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. № 369 " ").

До принятия этого документа региональным управлениям Россельхознадзора с целью установления факта неиспользования участка приходилось проводить ежегодные проверки в течение трех лет. В противном случае суд мог посчитать факт неиспользования земельного участка в течение требуемого периода недоказанным и отказать в требовании о его изъятии (постановление ФАС ЦО от 31 мая 2010 г. по делу № А36-4751/2009).

Сейчас норма об изъятии заброшенной земли работает, но еще несколько лет назад суды иногда признавали неиспользование земли в течение пяти лет со дня возникновения права собственности "малозначительным нарушением" (постановление ФАС ВВО от 19 ноября 2009 г. по делу № А82-12598/2009). Правда, чаще судьи все-таки указывают на ухудшение качеств земли в результате зарастания сорняками и кустарниками и подтверждают факт нарушения требований к ее использованию (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 ноября 2012 г. № 20АП-5126/12).

Интересно, что в 2008 году была предпринята попытка значительно сократить срок неиспользования участков из земель сельскохозяйственного назначения для того, чтобы ее можно было изъять. Член комитета Госдумы по труду и социальной политике Анатолий Иванов внес в нижнюю палату парламента законопроект, предоставляющий возможность принудительного изъятия земельных участков (в том числе сельскохозяйственных угодий), если они не были освоены в течение всего лишь одного года с момента возникновения права собственности . В отрицательном заключении на законопроект, который дал профильный комитет, отмечалось несоответствие инициативы положениям гражданского законодательства и процедуре предоставления земли для строительства. После этого законопроект был отозван автором.

2. Такое использование участка, которое повлекло существенное снижение плодородия или значительное ухудшение экологической обстановки (). Критерии таких последствий нерационального землепользования установлены Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 19 июля 2012 г. № 736 " ", постановление Правительства РФ от 22 июля 2011 г. № 612 " "). При этом не имеет значения срок ненадлежащего использования земель, однако необходимым условием изъятия, как и в первом случае, является неустранение выявленных нарушений после назначения административного наказания по этому факту. На этот нюанс обращают внимание и суды при вынесении решений об изъятии земель сельскохозяйственного назначения у собственников (см., например, решение АС Курганской области от 17 июня 2013 г. № А34-1836/2013).

Конечно, решения об изъятии земельных участков по основаниям их неиспользования или ненадлежащего использования выносятся не только в отношении организаций, но также и в отношении граждан , "запустивших" свои сотки (см., например, решение Вадинского районного суда Пензенской области от 9 августа 2012 г. по делу № 2-72).

Договор аренды земельного участка также может быть расторгнут досрочно в соответствии с при невыполнении установленных к использованию земли требований, и суды признают законность таких требований арендодателя (апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 29 марта 2012 г. по делу № 33-2531/2012, кассационное определение Калининградского областного суда от 2 марта 2011 г. по делу № 33-792/2011). Целевое использование земельного участка имеет значение и при решении вопроса о продлении арендных отношений (определение Верховного суда Республики Башкортостан от 24 апреля 2012 г. по делу № 33-4737/12, кассационное определение Калининградского областного суда от 2 марта 2011 г. по делу № 33-792/2011).

По тем же основаниям принудительно могут быть прекращены право постоянного (бессрочного) пользования по иску муниципальной или областной администрации (постановление ФАС ПО от 22 ноября 2012 г. № Ф06-9123/12 по делу № А49-764/2011, апелляционное определение Оренбургского областного суда от 11 апреля 2012 г. по делу № 33-1926/2012) и право пожизненного наследуемого владения (постановление ФАС ЗСО от 14 октября 2010 г. № Ф07-10707/2010 по делу № А56-68296/2009).

В отношении земель, предоставленных для строительства , в настоящее время не разработаны критерии отсутствия деятельности по застройке участка. Если землевладелец вообще не оформлял разрешительную документацию на строительство дома или не приступал к строительству, ситуация однозначна и разрешается не в его пользу (см., например, апелляционное определение Оренбургского областного суда от 11 апреля 2012 г. по делу № 33-1926/2012). Если же все документы в порядке, и возведение дома уже началось, но было приостановлено, госорганам иногда бывает трудно доказать факт "простоя" земли и изъять ее на основании ст. 284 ГК РФ (см., например, апелляционное определение Кемеровского областного суда от 27 сентября 2012 г. по делу № 33-9495).

Что может поменяться в правилах изъятия земель в ближайшее время?

Для конкретизации общих условий и порядка принудительного изъятия земельных участков, находящихся в частной собственности, Минэкономразвития разработало законопроект, который предусматривает внесение изменений в гражданское и земельное законодательство. В случае одобрения документа ЗК РФ объединит в себе все основания для изъятия земельных участков, в том числе и для участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, а соответствующие положения Закона () утратят силу.

Помимо этих технических поправок законопроект предлагает и некоторые новшества. К примеру, определяются признаки неиспользования земельного участка, предоставленного под строительство : отсутствие на участке здания или сооружения, отсутствие разрешения на строительство либо нахождение на земельном участке объектов незавершенного строительства, срок разрешения на строительство которых истек. Как и сейчас, в срок неиспользования земельного участка любой категории не включается время, в течение которого он не мог быть использован ввиду обстоятельств непреодолимой силы, а также время, необходимое для его освоения (но не более двух лет).

Кроме того, закрепляется единый для всех земельных участков порядок их изъятия. При этом правило о выполнении условия о наличии неустраненного собственником административного правонарушения, совершенного в отношении участка, а также судебный порядок изъятия участка сохраняются.

По общим правилам земля продается с публичных торгов, и бывшему собственнику выплачивается вырученная за нее сумма за вычетом расходов по организации торгов. Однако законопроект предлагает новшество, определяющее порядок действий в том случае, если правонарушение совершено на площади, не превышающей 30% от общей площади участка. Тогда земельный участок подлежит разделу, продан будет один или несколько выделенных из него участков, а из передаваемой собственнику суммы будут вычтены еще и расходы на кадастровые работы для раздела участка.

Помимо этого, нерадивых собственников земельных участков предлагается "бить рублем" , причем сразу по нескольким направлениям.

1 августа текущего года на рассмотрение Госдумы поступил законопроект, разработанный Правительством РФ и касающийся порядка исчисления административных штрафов за земельные правонарушения в отношении земель сельскохозяйственного назначения . На основе анализа контрольной практики Россельхознадзора авторами документа был вычислен средний размер штрафа за нарушения на таких землях, составивший менее 3 тыс. руб. Если сейчас административные штрафы исчисляются в отношении земельного участка независимо от его площади и прочих характеристик, то в случае одобрения законопроекта сумма штрафа будет поставлена в зависимость от кадастровой стоимости земли . Так, совершившим правонарушение гражданам придется заплатить от 0,3% до 0,5% от кадастровой стоимости участка (но не менее 3 тыс. руб.), должностным лицам - от 0,5% до 1,5% (но не менее 50 тыс. руб.), а юридическому лицу недобросовестное отношение к земле обойдется в сумму от 2% до 10% ее кадастровой стоимости (но не менее 200 тыс. руб.).

В качестве примера кабмин рассчитал размер штрафов за земельный участок площадью 100 га, средняя кадастровая стоимость которого составляет 4 млн руб. Если сейчас допустивший нарушение на этом участке гражданин заплатит 5 тыс. руб. (), то по новым правилам размер штрафа увеличится для него в четыре раза и будет составлять 20 тыс. руб. То же касается и организаций (100 тыс. руб. и 400 тыс. руб. соответственно). Верхняя граница штрафа тоже установлена и составляет 500 тыс. руб. Предполагается, что эти изменения будут стимулировать использование сельхозугодий максимально плодотворно, а также способствовать вовлечению неиспользуемых участков в сельскохозяйственный оборот.

Одновременно с инициативой по увеличению административных штрафов за земельные правонарушения в Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий повышение ставки земельного налога в отношении неиспользуемых земельных участков сельскохозяйственного назначения . Автором его также является Правительство РФ. Напомним, сейчас земли сельхозназначения и некоторые другие категории земель облагаются по пониженной ставке в размере 0,3% от кадастровой стоимости участка. Для всех остальных земель налоговая ставка составляет 1,5% (). Законопроект предлагает использовать стандартную ставку (1,5% ) и для исчисления земельного налога в отношении заброшенных сельхозугодий.

Цитата

Екатерина Орлова , директор Real Estate Zemer Consulting & Development

"Институт частного права на землю России не свойственен, право на землю частным лицам всегда разрешалось неохотно. За последние 20 лет частное право на земельные участки стало более привычным и само собой разумеющимся. Однако в ЗК РФ изначально заложены основы регулируемого частного права, и фактически право частной собственности на землю является условным - при несоблюдении установленных условий землю можно изъять. Примечательно, что поводы для изъятия в самом кодексе указаны очень широко и не конкретно - это дает возможность принимать любые нормативные акты при необходимости изъятия земель под тем или иным предлогом. А конкретные поводы - форумы, игры, проведение трасс, иные задачи - это уже момент технический".

Земельные участки могут быть изъяты и по другому основанию - для государственных и муниципальных нужд (). В последние годы все чаще устанавливаются особенности изъятия земли по этому основанию для реализации отдельных проектов. Исключения из общего порядка были закреплены сначала для целей строительства объектов, необходимых для проведения форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество", который прошел во Владивостоке в 2012 году. Затем по этому же пути законодатель пошел при подготовке чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, которые состоятся в России.

Конечно, такие особенности обусловлены сжатыми сроками подготовки к тому или иному мероприятию.

Тем более непоследовательным на их фоне выглядит решение об упрощении порядка изъятия земель в Подмосковье в связи с присоединением к Москве некоторых территорий - ведь никакими жесткими сроками развитие московской агломерации не ограничено (Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 43-ФЗ " "). Так, до 1 января 2015 года изъятие земельных участков допускается при отсутствии документов территориального планирования (), собственник должен быть извещен о предстоящем выкупе не позднее чем за пять месяцев (), а срок для принятия им решения о согласии на выкуп сокращен с одного года до трех месяцев со дня направления проекта соответствующего соглашения (). Срок для оспаривания решения об изъятии земли тоже установлен и составляет два месяца со дня его принятия (), однако инициация собственником судебного процесса не будет являться препятствием для изъятия участка ().

Решение вызвало серьезный общественный резонанс еще на стадии рассмотрения законопроекта, на основании которого был принят соответствующий закон. Первоначально собственнику отводился всего один месяц для принятия решения - заключать соглашение о выкупе на основе полученного проекта или нет. Учитывая, что этот срок исчисляется не со дня получения проекта, а со дня его направления, фактически времени для обдумывания оставалось бы еще меньше - ведь письмо даже в пределах одного города может идти довольно долго.

После утверждения, пусть и в скорректированном виде, закон тоже неоднократно подвергался критике из-за противоречия нормам и возможности изъятия участков даже без утвержденного плана застройки.

Каков прогноз последствий ужесточения политики государства в отношении неиспользуемых земель?

Владельцы земли, допустившие нарушение правил ее использования, сначала привлекаются к административной ответственности, и только после этого может быть инициирован процесс принудительного изъятия участка. Таким образом, у нарушителей есть шанс исправить выявленные недостатки землепользования, обезопасив себя от лишения земли (например, если будет установлен факт неиспользования земли, высадив на крайний случай овес или другую неприхотливую культуру - тогда земля хотя бы по формальным основаниям будет использоваться).

Эксперты отмечают, что одними лишь карательными мерами невозможно повысить эффективность использования земель. Гораздо более успешно решить поставленную задачу смогло бы применение мер экономического стимулирования землепользователей наряду с ужесточением ответственности за неиспользование или ненадлежащее использование земель. "Именно стимулирование использования неосвоенных территорий за счет неприкосновенности права собственности, а также целевых программ финансирования, могло бы решить проблему неиспользования земель сельскохозяйственного назначения, - вместо дополнительных штрафов и карательных мер", - поясняет директор Real Estate Zemer Consulting & Development Екатерина Орлова .

Действительно, при выделении земельного участка под жилищное строительство с последним могут возникнуть проблемы из-за дороговизны постройки дома. Но если у таких землевладельцев есть возможность продлить срок разрешения на строительство (), то осваивающим земли сельскохозяйственного назначения придется сложнее.

К тому же иногда землю просто необходимо выдержать под паром , то есть не использовать ее в течение какого-то времени, дав возможность плодородному слою восстановиться. Это касается использования участка после тех культур, которые серьезно истощают плодородие земли (кукуруза, подсолнечник, бахчевые и т.д.).

Заслуживает внимания и коррупциогенный фактор взятого курса государства. Протоколы о нарушениях и факты неустранения этих нарушений будут составлять и устанавливать обычные инспекторы Россельхознадзора, и у землевладельцев будет соблазн откупиться от них.

Кроме того, не исключено и появление различных схем ухода от ответственности - например, экстренные продажа или дарение земель близким родственникам (для организаций - "дочкам").

Нецелевое использование земельного участка признается правонарушением. Ответственность за него устанавливается в КоАП. В качестве субъектов правонарушения выступают граждане, юридические и должностные лица.

Использование земель: общие сведения

В законодательстве установлены обязанности для субъектов, владеющих наделами, вне зависимости от наличия права собственности. В частности, нормами предусмотрено конкретное назначение участка, отведенного тому или иному лицу. В соответствии с ним должна осуществляться эксплуатация надела. Вместе с этим использование земли не должно причинять ущерб природе. Данное правило установлено ст. 42 ЗК.

Категории

Они установлены п. 1 ст. 7 ФЗ №136. Норма предусматривает 7 категорий:


Нормативная база

При установлении правового режима земли, следует учитывать не только ее целевую категорию, но и разрешенное использование. Оно определяется согласно принципам зонирования. В п. 2 ст. 7 указанного выше закона предусмотрено, что эксплуатация земли в соответствии с ее назначением является правомочной. В федеральном законодательстве уточняется, как именно подразделяются территории, устанавливаются разрешения и приоритеты. Юридический статус каждого надела определяется в зависимости от его категории. П. 2 ст. 8 приведенного выше закона, предусматривает, что принадлежность участка фиксируется в кадастровом паспорте либо другом документе, выданном уполномоченной госструктурой. Категория надела также может указываться в св-ве о праве на собственность либо иной бумаге о регистрации.

Специфика зонирования

В законодательстве регламентируется порядок разделения территории населенных пунктов. Зонирование осуществляется в соответствии с правилами, установленными в Градостроительном кодексе. При этом муниципальным органам необходимо разработать Правила пользования и застройки. В соответствии с ними, производится зонирование территории конкретного МО. Для каждого сегмента устанавливается свой регламент. В нем содержатся сведения о режиме эксплуатации наделов, правилах его изменения. Перевод земель, на которые действие регламентов не распространяется либо правила в отношении них не устанавливаются, из одной категории в другую производится в соответствии с нормами федерального законодательства. Это положение закрепляется в п. 5 ст. 37 Кодекса.

Ограничения

Законодательство предписывает владельцам наделов эксплуатировать их строго в соответствии с назначением. При этом, как выше было сказано, деятельность субъектов не должна причинять вред природе. Речь идет как в целом об окружающей среде, так и в частности о земельном участке, который используется. Собственникам запрещено по своему усмотрению изменять категорию надела. Такая процедура выполняется в порядке, установленном в положениях законодательства. В результате изменения новый статус фиксируется в соответствующих документах.

Чем грозит нецелевое использование земли?

Ответственность для субъектов установлена в ст. 8.8 КоАП. За нецелевое использование земельного участка, кроме случаев, определенных в ч. 2.1, 2, 3 указанной статьи, предусматривается административный штраф, если известна кадастровая стоимость надела:

  1. Для граждан – 0.5-1 % от цены. При этом минимальная сумма не должна быть меньше 10 тыс. руб.
  2. Для должностных лиц – 1-1.5 %, но не меньше 20 тыс. руб.
  3. Для организаций – 1.5-2 %, но не менее 100 тыс. руб.

Если кадастровая стоимость не определена, за нецелевое использование земельного участка налагается штраф:

  1. На граждан – 10-20 тыс. руб.
  2. На организацию – 100-200 тыс. руб.
  3. На служащих – 20-50 тыс. руб.

С/х территории

Оборот регулируется ФЗ №101. Если на территории, относящейся к данной категории, не осуществляется деятельность, связанная с с/х производством на протяжении установленного указанным законом срока, предусматривается административный штраф:

Дополнительно

Нецелевое использование земельного участка, являющегося с/х территорией, на протяжении года с даты получения на него права собственности признается правонарушением, если:

  1. Надел куплен в результате проведения публичных торгов в соответствии с судебным решением. В данном случае определение должно предусматривать изъятие объекта в связи с его нецелевым использованием либо эксплуатацией с нарушением положений законодательства.
  2. В отношении надела у компетентного органа, осуществляющего государственный надзор, есть сведения о том, что субъект не вел на нем деятельность в течение срока, предусмотренного п. 3 ст. 6 ФЗ №101.

За указанные нарушения предусматривается административный штраф:


Ч. 3 ст. 8.8 КоАП

В этой части установлены санкции для субъектов, которым выделена земля под строительство, ведения садоводческой, огороднической деятельности. Наказание действует в случаях, когда обязанность по эксплуатации таких наделов в течение конкретного срока предусмотрена в федеральном законодательстве. За неиспользование участков устанавливаются административные штрафы, если кадастровая стоимость известна:

  1. Для физлиц – 1-1.5 %, но не меньше 20 тыс. руб.
  2. Для организаций – 3-5 %, но не менее 400 тыс. руб.
  3. Для служащих – 1.5-2 %, но не меньше 50 тыс. руб.

Если цена не определена, санкции будут следующими:

  1. Для физлиц – 20-50 тыс. руб.
  2. Для должностных лиц – 50-100 тыс. руб.
  3. Для организаций – 400-700 тыс. руб.

Важный момент

В рассматриваемой статье КоАП устанавливается ответственность и за неисполнение либо ненадлежащее (несвоевременное) выполнение обязанностей, касающихся приведения земли в состояние, пригодное к использованию в соответствии с установленной категорией. При выявлении указанных нарушений, норма предусматривает административные взыскания:

  1. Для граждан – 20-50 тыс. руб.
  2. Для должностных лиц – 100-200 тыс. руб.
  3. Для организаций – 200-400 тыс. руб.

Следует сказать, что указанные обязанности установлены и в иных нормативных актах. В частности, они зафиксированы в экологическом законодательстве. В нормах определены конкретные мероприятия, направленные на сохранение и улучшение качества земель.

Специфика рассмотрения дел

Зачастую, когда в качестве исходного источника возникшей проблемы уполномоченный органы принимают нецелевое использование надела, судебная практика становится весьма запутанной. Это обуславливается тем, что в процессе осуществления той или иной деятельности требуется обоснование того факта, что субъект, к примеру, собственник, эксплуатировал выделенную территорию не для удовлетворения индивидуальных потребностей, а для извлечения экономической выгоды.

Допустим, гражданин, который является индивидуальным предпринимателем, на наделе, находящемся у него на праве собственности, осуществлял ремонт транспортного средства. Надзорная инстанция вполне может предъявить ему обвинение в нецелевом использовании выделенной ему территории. Противоречие появится в том случае, если автомобиль указанный субъект ремонтировал для личных нужд на наделе, предназначенном для ИЖС, но не как предприниматель для получения экономической выгоды. В этой связи судам предписывается рассматривать каждый случай предъявления обвинений отдельно.

Заключение

Владение и пользование земельными участками закреплено на законодательном уровне. Действующими нормами введена специальная классификация территорий на категории. Это сделано для наиболее рационального использования земель. Субъекты, пользующиеся правами, имеют и соответствующие обязанности. В первую очередь они заключаются в целевом использовании выделенных им территорий. Кроме этого, в обязанности владельцев входит обеспечение и поддержание надлежащего состояния наделов. Нарушения установленных предписаний влечет денежные взыскания.

В настоящее время достаточно остро стоит проблема рационального использования земель. Все граждане, должностные и юрлица обязаны выполнять требования законодательства. Действующие предписания направлены на обеспечение госконтроля за использованием территорий. В обязанности надзорных инстанций входит своевременное выявление и пресечение нарушений, установление виновных лиц и применение к ним мер ответственности. Все эти действия обеспечивают сохранение земельных ресурсов в надлежащем состоянии, защиту окружающей среды от неправомерных действий пользователей.

Многие собственники земли считают, что они могут использовать ее как им вздумается. Однако законодательством России установлена строгая категоризация земель, на основании которой каждая земля имеет свое целевое назначение. Использование земли не по ее целевому назначению без согласования с администрацией запрещено законом. За нарушение данного законодательства предусматривается административная ответственность в виде штрафа.

Законодательными нормативными актами РФ строго определена ответственность владельцев земли за нецелевое их использование. При этом отвечают не только владельцы, но и те, кто получил право пользования участком.

Основные виды ответственности:

  1. Административный штраф, размер которого напрямую зависит от кадастровой стоимости участка.
  2. Расторжение договора аренды без возможности повторного его заключения.
  3. Изъятие участка из собственности.

Это все возможные виды ответственности, которые применяются к нарушителям закона. При этом изъятие участка происходит только при самых серьезных нарушениях, которые повторяются регулярно, а административные штрафы не оказывают должного влияния на владельца.

Основными нарушениями, которые могут повлечь изъятие участка из частной собственности, являются:

  • неиспользование земли в течение 3 и более лет, при ее фактическом запущении;
  • умышленное игнорирование обязанности восстановить совершенные нарушения по использованию и охране земли;
  • использование по нецелевому направлению, несмотря на выписанные предписания;
  • некачественное использование сельскохозяйственных угодий, приводящее к снижению плодородия или ухудшению экологии на данной территории.

Однако такая мера применяется в самом крайнем случае. Если собственник земли сдает ее в аренду, то он может разорвать договор и найти нового арендатора, который будет соблюдать законодательство. При этом в роли собственника может выступать муниципалитет и федеральные органы.

Размер штрафа

Величина данной административной меры наказания зависит от нескольких факторов:

  • кто является нарушителем;
  • размера кадастровой стоимости участка;
  • от категории земли — для сельскохозяйственных земель устанавливаются дополнительные меры ответственности.

В зависимости от того, кто является нарушителем, существует 2 основных категории: физические и юридические лица. По общему правилу для организаций административная ответственность всегда в разы выше, чем для частных лиц.

Кроме этого, у каждой компании есть ответственное должностное лицо, которое обязано контролировать соблюдение законодательства. Поэтому такому лицу также выписывается административный штраф.

Так, если кадастровая стоимость участка не определена, то будут выписаны следующие суммы:

  • для обычных людей от 10 до 20 тысяч рублей;
  • для служащих от 20 до 50 тысяч рублей;
  • для самой организации от 100 до 200 тысяч рублей.

Аналогичным образом происходит расчет, когда известна кадастровая стоимость объекта. Размер варьируется в указанных выше пределах, но рассчитывается как 1% от стоимости земли для граждан, 1,5% для служащих лиц и 2% для организаций.

Ответственность при использовании сельскохозяйственных угодий устанавливается отдельным законом. Если на этих территориях не производится никакая соответствующая деятельность, то штрафы будут следующие:

  • для обычных граждан не менее 3 тысяч рублей;
  • для должностных лиц не менее 50 тысяч рублей;
  • для компаний не менее 200 тысяч рублей.

Кроме этого, если сельскохозяйственный участок используется по другому назначению, то предусмотрены аналогичные размеры штрафов, как в случае с полным его неиспользованием. Таким образом, законодательство стимулирует граждан активно использовать имеющиеся в их владении территории, но только строго по их назначению.

Если владельцу было выписано предписание по восстановлению земли в первоначальный плодородный вид, за игнорирование данного требования также предусмотрена административная ответственность:

Из данных суммы видно, что это наиболее высокая ответственность для каждой категории землевладельцев. Поэтому вместо того, чтобы платить данные средства в виде штрафа, лучше всего использовать их на восстановление плодородности земли.

Категоризация

Все земли России распределены строго по определенной категоризации, которая установлена законодательством страны. Согласно ей, в РФ есть 7 категорий:

  1. Лесной фонд.
  2. Водные ресурсы.
  3. Населенные пункты и земли, запланированные под их строительство в ближайшие годы.
  4. Сельскохозяйственные участки.
  5. Территории, находящиеся в запасе.
  6. Специальные земли, на которых располагаются важные промышленные объекты.
  7. Особо охраняемые территории, которые считаются историческими, архитектурными памятниками, а также природными важными ресурсами.

На основании данной категоризации все территории получили определенные виды разрешенного использования. Юридический статус каждого участка определяется на основании его категории. И его статус обязательно указывается в кадастровом паспорте и заносится в единую базу, где зарегистрированы все земли России.

Категория надела также указывается в правоустанавливающих документах и выписке из ЕГРН. Поэтому узнать фактическую категорию земли можно в основных документах. При их отсутствии нужно запросить данную информацию в любом отделении Росреестра и получить обязательную документацию на участок.

На основании установленного законодательством назначения все землевладельцы должны придерживаться основной специфики этого участка.

Установление нарушения

Любая земля контролируется надзорными органами. К ним может относиться специальный комитет либо иной государственный орган. Любое нарушение должно быть доказано и подтверждено документально. Зачастую установление факта правонарушения определяется в судебном процессе, так как мало кто добровольно признает свою вину.

Факт нарушения можно установить различными способами:

  • на основании заявления соседнего землевладельца;
  • на основании заявления от председателя СНТ;
  • при поступлении информации от сотрудников налоговой инспекции или из прокуратуры;
  • в процессе плановой или внеплановой проверки на соответствие использования надела разрешенному виду деятельности.

При выявлении факта нарушения сотрудниками проверяющего органа составляется акт осмотра. Если нарушитель согласен и подписывает данный акт, далее составляется протокол, и на него накладывается административное наказание.

В случае отказа от подписания составленного протокола данный факт фиксируется, и составляется исковое заявление в суд. В этом случае сотрудники должны зафиксировать нарушения, чтобы доказать свою правоту в суде.

В протоколе обязательно должны быть указаны сведения о назначении земли, ее местоположении и иных важных характеристиках объекта.

Окончательное решение в случае возникновения спорного момента всегда выносится судебным решением. Если факт нарушения установлен, то открывается исполнительное производство с целью взыскания штрафа и упущенной выгоды, также может быть принято решение о полном изъятии участка из собственности.

Если на территории возведено какое-либо строение, даже если оно находится в недостроенном виде, изъятие земли недопустимо. В случае вынесения такого решения владелец имеет 3 дня на подачу обжалования вынесенного решения.

Исходя из предусмотренной ответственности, все землевладельцы обязаны соблюдать целевое назначение своих наделов.

Земля – это ценный ресурс, и потому она находится под особым контролем государства. Даже получив участок в собственность (а тем более – в аренду), использовать его можно только в соответствии с предусмотренными целями.

Все земли в России подразделяются по своему на определённые категории. Их выделяют семь:

  • населённые пункты;
  • специального назначения;
  • особо охраняемые;
  • водные;

Другими словами, целевое назначение земельного участка – это то, для чего он предназначен. Другое его использование недопустимо.

Внутри категорий существует разделение по видам использования. У одного участка может быть несколько таких видов. Из разрешённых для данной земли их выбирает собственник (арендатор).

Земли должны использоваться по своему назначению и в соответствии с видом использования. Это отмечается в 42-й статье Земельного Кодекса. Если участком пользуются с другими целями, это является административным правонарушением. Наказанием за это служит , а в особо тяжёлых случаях земля изымается государством. Все постройки тоже должны соответствовать этим критериям.

Нецелевое использование участка

Такое использование может быть связано с желанием сэкономить. Ведь разные по назначению участки имеют различную стоимость и . Но даже если такое случится по незнанию, от ответственности это не освобождает.

Что это такое

Это использование участка не по тому, назначению, которое предусмотрено для данной категории. Законом устанавливаются сроки, в течение которых должно быть начато такое применение.

Чаще всего встречаются такие случаи:

  1. Занятие деятельностью, приносящей доход (то есть предпринимательской) на участках, не предназначенных для этого.
  2. Возведение зданий на землях, целевое предназначение которых этого не предусматривает.

Признаки неиспользования земельного участка по целевому назначению

Для некоторых категорий и разрешённых видов определяется время, в течение которого должно начаться пользование участком. Как правило, оно составляет 3 года, хотя возможно изменение этого периода. Он указывается при предоставлении участка. Также в этот срок не входит время:

Такие правила касаются и предназначенных для строительства (как , так и более крупного). Если становится известно о неиспользовании, собирается специальная комиссия. Она исследует участок и выносит заключение.

В качестве признаков неиспользования указываются:

  1. Отсутствие возведённых зданий и строений, а также признаков строительных работ.
  2. Заброшенность земли (например, зарастание сорняками).
  3. Отсутствие признаков её возделывания (пашен, плодовых деревьев и т. п.).
  4. Невыполнение мероприятий по улучшению почв, если их необходимость указывалась при предоставлении.

Ненадлежащее использование

Это понятие близко к неиспользованию. Но здесь основное внимание обращается не на отсутствие нужного использования, а на признаки применения, не предусмотренного для такого участка.

Самовольное использование

У любой земли существует собственник. Им может быть:

  • частное лицо;
  • предприятие;

Считается, что участок используется самовольно, если это происходит:

  • без каких-либо оснований;
  • не по воле его собственника.

В это понятие, в том числе, включается незаконное расширение (перенос) границ участка, а также строительство или хранение за его пределами. Именно поэтому так важно точно знать, где проходят границы между участками. Важно и оформить необходимые разрешения, например, на строительство своего дома.

Если земельный участок не используется по назначению

При неиспользовании возможны различные последствия:

  • штрафы;
  • изъятие участка;
  • и другие.

Штрафы

Размер штрафов определяется статьёй 8.8 КОАП и зависит от:

  1. (если она определена).
  2. Того, кто использует – частное, должностное или юридическое лицо.
  3. Назначения земли.

Для граждан установлены такие штрафы:

  1. 0,5-1% стоимости и при этом не ниже 10 000 рублей.
  2. Если она не определена – 10 000 – 20 000 рублей.
  3. Для земель сельхозназначения– 0,3-0,5% стоимости и от 3 000 рублей.
  4. Для строительства, огородничества или садоводства – 1-1,5% стоимости, но не ниже 20 000 рублей.
  5. Если стоимость не определялась – 20 000 – 50 000 рублей.

Для должностных лиц размеры выше:

  1. 1-1,5% стоимости и при этом не ниже 20 000 рублей.
  2. Если она не определена – 20 000 – 50 000 рублей.
  3. Для земель сельхозназначения –0,5-1,5% стоимости и от 50 000 рублей.
  4. Для строительства, огородничества или садоводства –1,5-2% стоимости, но не ниже 50 000 рублей.
  5. Если стоимость не определялась – 50 000 – 100 000 рублей.

И самая высокая – для организаций:

  1. 1,5-2% стоимости и при этом не ниже 100 000 рублей.
  2. Если она не определена – 100 000 – 200 000 рублей.
  3. Для сельхозземель 2-10% стоимости и от 200 000 рублей.
  4. Для строительства, огородничества или садоводства – 3-5% стоимости, но не ниже 400 000 рублей.
  5. Если стоимость не определялась – 400 000 – 700 000 рублей.

Изъятие ЗУ

При выписывании штрафа также даётся предписание по устранению нарушений. Если оно не выполняется, участок могут изъять. Это может случиться также, если используются таким образом, что их ценность снижается. Или не проводится комплекс мер по приведению их в нужное для целевого использования состояние. Порядок такого изъятия описан в законе № 123-ФЗ, который был издан 7 июня 2013 года.

Иная ответственность

В некоторых случаях или неиспользование снижает ценность земель. В основном это относится к сельскохозяйственным.

В таком случае комиссией может быть выдано предписание об устранении последствий. Если деятельность на участке нарушила права соседей или повредило их землям, последствия также должен устранить виновник. Эти требования не исключают других мер.

Даже будучи собственником земли, её недопустимо использовать исключительно по своему усмотрению. Необходимо знать, для чего участок предназначен, и вести соответствующую деятельность. Об этом необходимо помнить ещё до его покупки.

Нет похожих статей.