Конкретные жизненные обстоятельства порождающие изменяющие или прекращающие. Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает наступление определенных юридических последствий. Виды юридических фактов. Основания

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Понятие семейных правоотношений

2. Основания возникновения, изменения и прекращения семейных правоотношений

3. Понятие и юридическое значение состояний

Заключение

Список литературы

Введение

Современное общество не могло бы существовать без упорядоченной структуры, которая должным образом обеспечивает «прочность» и в то же время «гибкость» этой системы. Общая территория позволяет объединиться людям в государство, общие интересы - в партии и движения и т.д. Но каждое из таких объединений задействует лишь часть человеческой индивидуальности и в небольшой промежуток времени. Сочетать противоречивость человеческой индивидуальности и общественных интересов позволяет семья.

Все знают, насколько велико значение семьи в жизни любого человека, всего общества и государства в целом. Именно в семье человек находит источник любви, преданности, помощи, верности и поддержки. В семье людям с рождения закладываются основы воспитания и нравственности, духовности и терпимости. Любое общество будет стабильным и процветающим, если оно будет состоять из крепких и здоровых семей.

Именно в семье человек воспроизводится как члена общества, именно там формируется мировоззрение и мировосприятие человека, его социальные качества.

Семья играет особую роль в жизни общества, в его стабилизации. По своей природе и назначению семья - это союзник общества в разрешении таких важных проблем, как социализация подрастающего поколения, преодоление депопуляции, утверждение нравственных устоев, развитие экономической и духовной, культурной жизни общества.

Семья как социальная общность во всех без исключения странах во все времена была и остается главным элементом глобального развития. Приоритет семьи, ее вечная ценность для жизни человека и общества закреплена во многих нормативно-правовых актах. Защита и укрепление семьи со стороны общества и государства, разработка семейной национальной политики - вот одно из основных положений данных нормативно-правовых документов.

Семейные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются вследствие разнообразных конкретных жизненных обстоятельств. Рождение ребенка влечет появление комплекса прав и обязанностей родителей и детей. Заключения супругами договора о взаимном содержание служить основанием изменения алиментных правоотношений, установленных законом, и возникновение новых правоотношений, определенных договором. Вследствие лишения родительских прав определенные правоотношения между родителями и детьми прекращаются. В связи с тем, что такие обстоятельства влекут за собой важные юридические последствия - возникновение, изменение или прекращение семейных правоотношений, они называются юридическими фактами. Юридические факты в семейном праве- это реальные жизненные обстоятельства, которые в соответствии с действующим семейным законодательством являются основанием возникновения, изменения или прекращения семейных правоотношений.

2. Понятие семейных правоотношений

Семейные правоотношения - это волевые личные неимущественные или имущественные отношения, определенные семейным законодательством и урегулированные нормами семейного права, а в определенных случаях и гражданско-правовыми нормами, в которых участники юридически связаны наличием взаимных субъектных прав и обязанностей. Семейные правоотношения возникают в результате воздействия семейно-правовых норм на регулируемые ими общественные отношения .

Таким образом, семейными можно назвать правоотношения, которые возникают, изменяются и прекращаются из юридических фактов, принимаемых во внимание исключительно семейным законодательством. До возникновения семейных правоотношений должно произойти следующее:

1) издание норм, регулирующих данные общественные отношения (нормативные предпосылки);

2) наделение субъектов правоспособностью, позволяющей им быть носителями прав и обязанностей, предусмотренных в правовых нормах (правосубъектные предпосылки);

3) наличие соответствующих юридических фактов, с которыми нормы связывают возникновение данных правоотношений (юридико-фактические предпосылки).

Семейные правоотношения обладают теми же свойствами, что и правоотношения всех отраслей права:

Они имеют общественный характер;

Они основаны на законе;

Существует неразрывная связь семейных правоотношений с юридическими нормами, являющимися нормативной базой их возникновения, изменения и прекращения;

Существует связь между взаимными юридическими правами и обязанностями, которые возникают у субъектов права при наступлении определенных юридических фактов;

Они носят волевой характер, т. е. связаны с волей государства, выраженной в праве индивидуальной волей его участников (психологический механизм действия права).

Семейные правоотношения имеют также и свои специфические черты:

Они регулируют не все семейные отношения, а лишь определенную часть, указанную в СК;

Субъекты семейных правоотношений юридически равны между собой;

Существует ограниченный круг субъектов семейных правоотношений;

Возможно установление семейных правоотношений по соглашению сторон;

Они носят лично-доверительный характер.

2. Основания возникновения, изменения и прек ращения семейных правоотношений

Основания возникновения, изменения и прекращения семейных правоотношений - это юридические факты, т.е. предусмотренные законом жизненные обстоятельства, порождающие возникновение, изменение или прекращение семейных правоотношений.

Возникновение, изменение и прекращение семейных правоотношений, как и любых других правоотношений, связывается законом с определенными жизненными обстоятельствами, которым придается значение юридических фактов.

Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает наступление определенных юридических последствий .

Признаки юридического факта:

§ конкретное жизненное обстоятельство, выраженное вовне и реально существующее определенный период времени;

§ обстоятельство, предусмотренное нормой права, которая предопределяет его юридические свойства;

§ наличие данных обстоятельств, вызывающее определенные правовые последствия.

Юридические факты являются предпосылками правоотношений. Их модель фиксируется в гипотезе юридических норм. Они играют важную роль в правовой системе, так как связывают нормы права с реальными общественными отношениями. Следует иметь в виду, что связь между юридическими фактами, выраженными в гипотезе нормы, и правами и обязанностями, закрепленными в ее диспозиции, не является причинно-следственной, так как устанавливается правотворческим органом.

Еще до контакта с реальной жизненной ситуацией юридические факты организуют и предварительно воздействуют на поведение людей, обеспечивая переход абстрактной модели в конкретное поведение реальных субъектов. Определенный набор юридических фактов осуществляет своеобразное поднормативное индивидуальное регулирование. При наличии указанных фактов «срабатывают» диспозиция и санкция юридической нормы. Это особый механизм, который запускает ее действие, своеобразный «спусковой крючок», момент перехода права из состояния относительного покоя в движение применительно к реальной жизненной ситуации, к реализации социальной востребованности того потенциала, который в нем заложен.

Конкретные юридические факты вместе с юридическими нормами определяют содержание прав и обязанностей участников правовых отношений.

Хотя юридические факты в семейном праве обладают известной спецификой, их классификация производится по тем же основаниям, что и в гражданском праве в целом. В зависимости от того, наступают ли они по воле или помимо воли граждан, юридические факты делятся на действия и события.

Действия , то есть волевое поведение участников семейных отношений, порождающее правовые последствия, в свою очередь, могут быть правомерными (усыновление, расторжение брака и т. п.) и неправомерными (вступление в брак близких родственников, уклонение от уплаты алиментов ит. п.). Действия, соответствующие предписаниям семейно-правовых норм либо, по крайней мере, не запрещенные ими, подразделяются на семейно-правовые акты и семейно-правовые поступки.

Семейно-правовые акты -- это такие волевые правомерные действия участников семейных отношений, которые специально направлены на достижение юридических последствий. Типичными примерами таких актов являются вступление в брак, признание отцовства, усыновление, заключение брачного договора и т. п. Большинство семейно-правовых актов непосредственно направлено на возникновение, изменение или прекращение соответствующих прав и обязанностей. Однако, к числу семейно-правовых актов относятся и такие действия, которые совершаются с целью способствовать наступлению юридических последствий, порождаемых не одним каким-либо актом, а их совокупностью. Семейно-правовыми актами, а не поступками являются, в частности, согласие супруга на усыновление ребенка другим супругом, внесудебное признание лицом своего отцовства и т. п. .

На протяжении многих лет в юридической литературе семейно-правовые акты традиционно ставились в один классификационный ряд с такими юридическими фактами, как административные акты и гражданско-правовые сделки. Между тем непредвзятый анализ свидетельствует о том, что между семейно-правовыми актами и гражданско-правовыми сделками не существует никаких принципиальных различий.

Семейно-правовые акты по своей юридической сущности являются сделками, так как направлены на возникновение, изменение и прекращение семейных правоотношений и совершаются лицами, не обладающими какими-либо властными полномочиями по отношению к лицам, интересы которых затрагиваются наступающими юридическими последствиями. Ни одно из действий участников семейных отношений, являющихся семейно-правовыми актами, не содержит в себе ничего такого, что мешало бы распространить на них общие положения о сделках, закрепленные в ГК. В качестве сделок могут рассматриваться, в частности, даже действия родителей, реализующих свою так называемую родительскую власть в процессе воспитания детей и осуществления надзора за ними. Наложение на детей определенных обязанностей, установление запретов, применение к ним мер поощрения и наказания и т. п. отнюдь не препятствуют оценке действий родителей как сделок. С проявлением подобной «власти» приходится сталкиваться во многих гражданско-правовых обязательствах, при исполнении которых кредитор вправе требовать от должника вполне определенного поведения, а в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником своих обязанностей применять к нему предусмотренные законом или договором санкции. Поэтому можно говорить лишь о том, что в семейном праве сделки обладают спецификой, которую накладывают на них регулируемые отношения. Эта специфика проявляется в трех основных моментах.

Во-первых, в семейном праве гораздо чаще, чем в гражданском праве в целом, встречаются односторонние сделки. Как известно, подавляющее большинство гражданских правоотношений имеют своим основанием тот или иной гражданско-правовой договор. В семейном праве договоры также встречаются, причем некоторые из них выступают в чистом виде и совпадают во всех основных чертах и по форме с иными гражданско-правовыми договорами (брачный договор, соглашение об уплате алиментов), а другие, будучи гражданско-правовыми договорами по существу, не выражены в столь очевидной гражданско-правовой форме (заключение брака, соглашение об определении места жительства детей при раздельном проживании родителей и др.). Как бы то ни было, во всех случаях, когда для решения того или иного семейно-правового вопроса (чаще всего семейно-правового спора) требуется согласованное волеизъявление двух или большего числа участников семейных отношений, есть все основания говорить о договоре. При этом многие семейно-правовые договоры представляют собой не противоположные по направленности согласованные волеизъявления граждан, как это имеет место в большинстве гражданско-правовых договоров, а устремленные к одной цели соглашения участников семейных отношений (выбор супругами места проживания, согласование родителями имени ребенка, осуществление большинства родительских прав и т. д.).

Однако многие семейные права и обязанности возникают, изменяются и прекращаются в силу односторонних действий участников семейных отношений. Например, только применительно к усыновлению юридическое значение приобретают такие односторонние сделки, как волеизъявление самого усыновителя на усыновление (ст. 125 СК), согласие родителей на усыновление ребенка (ст. 129 СК), согласие на усыновление детей опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей (ст. 131 СК), согласие усыновляемого на усыновление (ст. 132 СК), согласие супруга усыновителя на усыновление ребенка (ст. 133 СК). Хотя указанные и иные встречающиеся в семейном праве односторонние юридические действия чаще всего порождают правовые последствия не сами по себе, а в совокупности с другими юридическими фактами, их следует оценивать в качестве односторонних сделок. То обстоятельство, что для возникновения правоотношения к сделке должен присоединиться предусмотренный законом иной юридический факт, не означает отрицания у соответствующего волевого действия признаков сделки как таковой.

Во-вторых, специфична форма семейно-правовых сделок. Лишь некоторые из них, в частности брачный договор, совершаются в форме, традиционной для гражданского права (ст. 41 СК). Большинство же семейно-правовых сделок по форме отличаются от обычных гражданско-правовых сделок. Одни из них должны совершаться в государственных органах, на которые возложена обязанность регистрации актов гражданского состояния. Это обусловлено тем, что действия участников семейных отношений, направленные на возникновение, изменение и прекращение семейных прав и обязанностей, непосредственно затрагивают интересы других лиц или общества в целом. В частности, обязательной государственной регистрации подлежат заключение брака, усыновление, признание отцовства и т. п. Подобные семейно-правовые сделки чаще всего облекаются в форму актовой записи либо заверяются уполномоченными государственными органами.

Другие семейно-правовые акты могут заключаться в любой форме, поскольку закон не предписывает для них соблюдение каких-либо особых требований. Так, соглашение родителей об определении места жительства ребенка при их раздельном проживании (п. 3 ст. 65 СК) может быть заключено в любой, в том числе и устной, форме. Форма подобных сделок подчиняется, однако, общим правилам гражданского права о форме сделок. Поэтому, например, соглашение супругов о разделе совместно нажитого имущества, стоимость которого превышает в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, должно быть совершено в письменной форме, так как в противном случае в случае спора нельзя ссылаться на свидетельские показания.

В-третьих, семейно-правовые сделки, в отличие от иных гражданско-правовых сделок, широко применяются в сфере личных неимущественных отношений. Гражданско-правовые сделки чаще всего порождают имущественные правоотношения. Исключения из этого правила встречаются в основном в области отношений, связанных с интеллектуальной собственностью (например, соглашение о соавторстве в авторском праве). Напротив, в семейном праве с помощью сделок, выраженных в форме либо взаимного соглашения участников семейных отношений, либо одностороннего волеизъявления, возникают наряду с имущественными и личные неимущественные правоотношения. Особенность таких сделок в том, что возникающие на их основе семейные правоотношения в своем большинстве не обладают той стабильностью, которая свойственна гражданским правоотношениям. Заключенное участниками семейных отношений соглашение по поводу осуществления личных неимущественных прав, равно как и односторонняя сделка субъекта гражданского права, направленная на возникновение, изменение или прекращение личных неимущественных семейных правоотношений, чаще всего могут быть аннулированы по одностороннему усмотрению участника семейного правоотношения либо прекращены в силу изменившихся обстоятельств .

Вторым видом правомерных действий участников семейных отношений являются юридические поступки . Как и семейно-правовые акты (сделки), юридические поступки носят волевой характер. Однако в отличие от сделок они специально не направлены на возникновение, изменение или прекращение семейных правоотношений, но порождают правовые последствия, которые с ними связывает закон. В отдельных предусмотренных законом случаях правовые последствия наступают в результате совершения лицом разового (единовременного) юридического поступка. Как юридический поступок должно быть оценено, например, действие одного из супругов, который вложил соответствующие средства в капитальный ремонт или переоборудование имущества, принадлежащего другому супругу, что может послужить основанием для признания этого имущества их совместной собственностью (ст. 37 СК).

Однако гораздо чаще значение юридических поступков придается продолжительным, систематическим действиям субъектов семейного права. Таковы, в частности, действия фактических воспитателей, а также отчима или мачехи по воспитанию и содержанию несовершеннолетних детей, пасынков и падчериц, порождающие в определенных случаях их право на получение содержания от фактических трудоспособных воспитанников (пасынков и падчериц), достигших совершеннолетия (ст. 96--97 СК). Эти и подобные им действия (совместное проживание, ведение общего хозяйства и т. п.) рассматриваются законом как нечто целое, порождающее правовые последствия независимо от направленности воли на их достижение .

Наряду с действиями как волевыми актами и поступками субъектов семейного права семейные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в силу событий. События как не зависящие от воли людей обстоятельства, порождающие правовые последствия, в семейном праве играют весьма значительную роль. Многие семейные права и обязанности возникают, изменяются и прекращаются лишь в результате событий. Так, только смерть прекращает правоотношения между кровными родственниками. Волевые акты участников семейных правоотношений не способны отменить вытекающие из событий права и обязанности. Например, не имеет никакого юридического значения соглашение родителей ребенка об отказе от выплаты алиментов, поскольку соответствующее алиментное правоотношение прекращается только с достижением ребенком определенного законом возраста.

Особыми разновидностями событий являются сроки и состояния, которые иногда рассматриваются в качестве самостоятельных юридических фактов. Сроки в семейном праве имеют точно такое же значение, что и в гражданском праве в целом. Можно, пожалуй, указать лишь на то, что в основном они носят императивный характер и соответственно не могут быть изменены соглашением участников семейных правоотношений, а также отметить их внешнее сходство с условиями возникновения и реализации соответствующих прав и обязанностей (наступление брачного возраста, усыновление ребенка, достигшего десятилетнего возраста, и пр.). Иной оценки заслуживают состояния, которые играют в семейном праве особую роль. Ввиду их важного юридического значения они будут рассмотрены чуть ниже более детально. семейный правоотношение жизненный обстоятельство

Помимо деления юридических фактов семейного права по их волевому признаку, они подразделяются на отдельные виды по их правовым последствиям. Опираясь на данное основание, выделяют правопорождающие, правовосстанавливающие, правоизменяющие и правопрекращающие юридические факты .

Значение правопорождаю щих имеют те юридические факты, с которыми закон связывает возникновение семейных прав и обязанностей. К ним, в частности, относятся рождение ребенка, усыновление, вступление в брак и т.п.

С указанными фактами сходны правовосстанавливающие юридические факты, которые приводят к восстановлению прав и обязанностей, утраченных субъектами семейного права. В рассматриваемой сфере они распространены достаточно широко. Воздействие данных юридических фактов проявляется, например, при восстановлении в родительских правах (ст. 72 СК), отмене ограничений родительских прав (ст. 76 СК), восстановлении брака (ст. 26 СК) и др.

Правоизменяющие юридические факты приводят к изменению содержания прав и обязанностей участников семейных правоотношений. Так, по мере взросления ребенка меняется и содержание родительского правоотношения. Наконец, правопрекращающие юридические факты влекут прекращение семейных прав и обязанностей (смерть субъекта семейного права, прекращение брака, отмена усыновления ребенка и т. п.).

Нередко один и тот же юридический факт приводит к возникновению одного, прекращению другого и изменению третьего правоотношения. Например, усыновление ребенка порождает права и обязанности между усыновителем и усыновленным при одновременной утрате ребенком прав и обязанностей по отношению к родителям (ст. 137 СК). При этом в интересах обеспечения тайны усыновления по просьбе усыновителя могут быть изменены имя, отчество и фамилия усыновленного, а также дата и место его рождения (ст. 134 -- 135 СК).

В один ряд с рассмотренными видами юридических фактов иногда ставятся еще и так называемые правопрепятствующие юридические факты. Примерами таких фактов могут служить наличие близкого родства, препятствующее заключению брака (ст. 14 СК), беременность жены, не дающая мужу право без ее согласия возбуждать дело о расторжении брака (ст. 17 СК), достижение ребенком совершеннолетия, исключающее возможность его усыновления (ст. 124 СК), и др. Хотя указанные обстоятельства сами по себе не порождают правовых последствий, а, напротив, препятствуют их появлению, условно их можно приравнять к юридическим фактам.

3. Понятие и юридическое значение состояний

Под состояниями понимаются жизненные обстоятельства длительного действия, в течение которого они постоянно или периодически порождают правовые последствия. В рассматриваемой сфере первостепенное значение приобретают такие состояния, как родство, брак, свойство, беременность, нетрудоспособность, нуждаемость и т. д.

Состояния выражают уже существующие общественные связи между субъектами семейного права. Сами по себе они не порождают юридических последствий, если не принимать во внимание правопрепятствующего воздействия некоторых из них (например, состояние в браке является препятствием к заключению другого брака). Однако в совокупности с другими обстоятельствами состояния проявляют свой скрытый до появления этих обстоятельств потенциал. Иными словами, состояния выступают в качестве необходимых элементов юридических составов, которые приводят к возникновению, изменению или прекращению семейных правоотношений .

Главная особенность состояния как юридических фактов в том, что они носят длящийся характер. Пока существует соответствующее состояние, оно порождает юридические последствия, стоит только появиться другим предусмотренным действующим законодательством обстоятельствам. При этом длительность существования разных состояний является различной. Некоторые из них в принципе бессрочны, как, например, родство, другие ограничены определенным промежутком времени, как, например, период беременности жены.

По своему правовому значению юридические факты -- состояния весьма близки к таким неотъемлемым свойствам личности, как пол, возраст, дееспособность и др. Последние также влияют на возникновение, изменение и прекращение семейных прав и обязанностей. Так, усыновителями ребенка могут быть лишь лица разного пола (п. 2 ст. 127 СК), разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновленным ребенком должна быть не менее 16 лет (п. 1 ст. 128 СК), усыновителем не может быть лицо, признанное судом недееспособным или ограниченно дееспособным (п. 1 ст. 127 СК), и др. Как видим, свойства лица, которым закон придает правовое значение, выступают, как и состояния, в качестве своего рода нормативных условий (предпосылок) наступления тех или иных правовых последствий, вызываемых определенными жизненными обстоятельствами (в приведенном примере -- действием по усыновлению ребенка) .

Четкая грань между свойством личности и состоянием, если она вообще существует, пока юридической наукой не проведена. Не случайно одни и те же явления, например дееспособность, рассматриваются и как свойство личности, и как состояние.

С учетом того, что некоторые юридические факты -- состояния являются достаточно очевидными (беременность, нетрудоспособность, нуждаемость и др.), целесообразно более детально остановиться на анализе лишь двух из них, а именно состояний родства и свойства.

Под родством понимается кровная общность лиц, происходящих одно от другого или от общего предка. В составе родства лежат естественные биологические связи между людьми. Если эти связи достаточно тесные, родство приобретает значение юридического факта, то есть порождает (обычно в совокупности с другими юридическими фактами) определенные правовые последствия. Для выявления юридически значимого родства важное значение имеет его классификация.

В зависимости от того, происходят ли лица одно от другого или от одного общего предка, различается прямое и боковое родство. Линия родства является прямой, если родство основано на происхождении одного лица от другого. При этом принято выделять восходящую линию родства, которая идет от предков к потомкам (прадед, дед, отец, сын, внук и т. д.), и нисходящую линию родства, идущую от потомков к предкам (внук, сын, отец, дед, прадед и т. д.).

В основе бокового родства лежит происхождение лиц от общего предка. Так, родственниками по боковой линии являются родные братья и сестры, происходящие от общих родителей или одного из них; двоюродные братья и сестры, имеющие общих дедушку и бабушку или одного из них; троюродные братья и сестры, которые имеют общих прадедушку и прабабушку или одного из них; дядя (тетя) и племянник (племянница), для которых общий предок выступает в одном случае отцом (матерью), а в другом -- дедушкой (бабушкой) и т. д.

Родные братья и сестры подразделяются на полнородных и неполнородных. Полнородными братьями и сестрами являются те, которые происходят от общих родителей. Если общим является только отец или мать, братья и сестры считаются неполнородными. При этом если братья и сестры происходят от общего отца, но имеют разных матерей, их называют единокровными; напротив, если общей является мать, но дети происходят от разных отцов, их именуют единоутробными братьями и сестрами. Действующее семейное законодательство не проводит никаких различий в правовом положении полнородных и неполнородных братьев и сестер, в силу чего они имеют разные права и несут равные обязанности друг перед другом.

Неполнородных братьев и сестер не следует смешивать со сводными братьями и сестрами, которыми считаются дети супругов, рожденные в их прежних браках или вне брака. Они не имеют общих ни отца, ни мать, и потому признаются не родственниками, а свойственниками.

Родство приобретает юридическое значение лишь тогда, когда оно является достаточно близким. О близости родства свидетельствует его степень, которая определяется по числу рождений, связывающих лиц, находящихся в родственных отношениях. При этом рождение самого предка как при прямом, так и при боковом родстве в расчет не принимается. Так, отец (мать) и сын (дочь) считаются родственниками первой степени, так как для возникновения данного родства необходимо лишь одно рождение сына (дочери); дедушка (бабушка) и внук (внучка) находятся во второй степени прямого родства; родные братья и сестры также являются родственниками второй степени, но по боковой линии родства; дядя (тетя) и племянник (племянница) -- боковые родственники третьей степени и т. п.

Действующее семейное законодательство считает близкими родственниками лиц, находящихся друг с другом в первой и второй степенях родства по прямой линии (то есть детей, родителей, дедушку и бабушку) и во второй степени родства по боковой линии (то есть родных братьев и сестер). Родство указанных степеней выступает в качестве правопрепятствующего юридического факта (например, является препятствием для заключения брака) и в совокупности с другими обстоятельствами порождает иные правовые последствия. Более отдаленные степени родства, как правило, не имеют юридического значения в семейном праве, хотя в отдельных случаях, например при выборе опекуна или решении вопроса об усыновлении, наличии родства при прочих равных условиях на практике оказывается немаловажным фактором.

Родство, которому семейное законодательство придает юридическое значение, в зависимости от его степени порождает различные правовые последствия. Родственники первой степени, то есть родители и дети, связаны друг с другом как личными, так и имущественными правами и обязанностями. Между лицами, находящимися во второй степени родства по прямой (внуки (внучки) и дедушки (бабушки)) и по боковой (родные братья и сестры) линиям, возникают в основном имущественные (алиментные) отношения.

К кровным родственникам первой степени родства законом приравнены усыновители и усыновленные. Поскольку усыновление в правовом смысле равнозначно кровному происхождению, между усыновленным ребенком и родственниками усыновителя возникают точно такие же правовые отношения, как и между кровными родственниками соответствующих степеней родства .

Наряду с родством в реальной жизни и в семейном праве выделяется состояние свойства . В отношениях свойства находятся лица, не имеющие кровной связи друг с другом, но связанные кровным родством с одним из супругов. Иными словами, в основе свойства лежит брачный союз, который не только связывает заключивших его лиц, но и приводит к возникновению отношений каждого из супругов с родственниками другого супруга, а также между родственниками супругов. Данные отношения, являющиеся побочным эффектом брака, и называют свойством.

Если в брак вступают лица, не имеющие родственников, никаких отношений свойства не возникает. Поскольку свойство, в отличие от родства, представляет собой не биологическую, а социальную связь между определенными лицами, которая к тому же вторична по отношению к браку, то состояние свойства прекращается с прекращением самого брака, то есть в связи с разводом супругов, смертью одного из них и т. д.

По общему правилу, отношениям свойства семейное законодательство не придаст юридического значения. Исключение составляют отношения между отчимом (мачехой) и пасынком (падчерицей), которые при наличии предусмотренных законом условий могут порождать обязанность последних содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи отчима и (или) мачеху (ст. 97 СК) .

4 . Задача

Соболин и Соболина состояли в зарегистрированном браке.

После смерти мужа Соболина приняла наследство.

Xаритонов обратился в суд с иском к Соболиной о взыскании суммы долга и процентов за пользование чужими денежными средствами. Он сослался на то, что заключил с Соболиным договор займа, по которому передал последнему 50 тыс. долларов США с условием возврата 1 сентября 2008 г. В августе 2008 г. заемщик умер, долг истцу возвращен не был. Xаритонов просил возложить обязанность по исполнению условий договора на Соболину как на наследницу по закону.

Решением Курганского городского суда иск Xаритонова удовлетворен: с Соболиной в его пользу взыскано 163 395 руб. 25 коп.

Определяя состав наследственного имущества, суд исходил из того, что оно включает автомобили "Мицубиси-Паджеро", "Ниссан-Датсун", "Ниссан-Санни", доли в уставном капитале ООО "Колыма-ресурс" и общая его стоимость составляет 163 396 руб. 25 коп. Всё указанное выше имущество было зарегистрировано на имя Соболина.

Правомерно ли решение Курганского городского суда?

Ответ:

Решение Курганского городского суда правомерно, согласно ст.1175 п.1 Гражданского Кодекса Р.Ф: Наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно (статья 323). Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.

Обязательства гражданина-должника не прекращаются с его смертью, за исключением случаев, когда исполнение такого обязательства не может быть произведено без личного участия умершего должника. Таким образом, после смерти наследодателя неисполненные им обязательства перед кредиторами должны быть исполнены его преемниками, т.е его законной женой.

Наследники отвечают по долгам наследодателя солидарно, т.е. кредитор вправе требовать исполнения как от всех наследников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. Однако погашение долга возможно лишь в пределах размера наследственного имущества. Кредитор не вправе требовать удовлетворения его требований за счет имущества наследников.

Граждане отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом, за исключением имущества, на которое по закону не может быть обращено взыскание (ст. 24, 25 ГК), речь идет об имуществе, необходимом для поддержания существования указанного гражданина, и не касается имущества его наследников такого же рода.

После принятия наследства к наследникам, принявшим наследство, требования заявляются независимо от наступления срока исполнения соответствующего требования. Право кредитора наследодателя на предъявление требования возникает со дня смерти указанного должника, а не с даты, когда наследодатель должен был погасить долг.

Заключение

Правоотношения как форма реализации правовых предписаний возникают, изменяются и прекращаются не сами по себе, а вследствие конкретных жизненных обстоятельств, предусмотренных нормами действующего права и называемых юридическими фактами.

Такие жизненные обстоятельства, факты называются юридическими потому, что они, во-первых, определяются (признаются таковыми) правовыми нормами и, во-вторых, влекут за собой именно юридические последствия, конкретизируют права и обязанности, т.е. обусловливают их превращение в субъективные. Таким образом, юридические факты -- это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают наступление определенных юридических последствий.

Применительно же к правоотношениям юридические факты действительно могут определяться как конкретные жизненные обстоятельства, с наступлением которых нормы права связывают их возникновение, изменение или прекращение.

В плане понятийной характеристики юридических фактов можно отметить их следующие характерные черты.

1. По своей социальной природе юридические факты - это обычные жизненные обстоятельства, которые сами по себе не обладают свойством вызывать юридические последствия. Такое качество придается им юридическими нормами, и может произойти так, что законодатель на каком-то этапе развития общественных отношений перестанет связывать правовые последствия с данным фактом. Однако делается это не произвольно, не по прихоти законодательного органа, а под влиянием закономерностей общественного развития. Поэтому юридические факты имеют глубокую общественную природу и представляют собой еще один выход права на практику, еще один канал связи права с социальной сферой. Таким образом, юридические факты - это не просто юридические, а общественно-юридические явления.

2. Эти факты опосредствуют движение правовых отношений: их возникновение, изменение, прекращение.

3. Юридические факты вызывают правовые последствия только во взаимодействии с правовыми нормами. Юридический факт выполняет роль "пускового механизма" по отношению к норме права, он запускает ее в действие. В этом плане юридические факты в механизме правового регулирования можно рассматривать как звенья, связующие нормы права и правовые отношения.

4. Наряду с нормами права и субъектами права юридические факты выступают одной из предпосылок возникновения (изменения и прекращения) правоотношений.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 2014.

2. Конституция Российской Федерации. М., 2014.

3. Семейный кодекс Российской Федерации. М., 2014.

4. Антокольская М.В. Лекции по семейному праву: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 1995. - 154 с.

5. Грудцына Л.Ю. Семейное право. Вопросы. Примеры. Рекомендации. - "Бератор", 2004 г. - 231 с.

6. Додонов В.Н., Ермаков В.Д., Крылова М.И. Юридический словарь М. Инфра-М, 2001 г. - 432 с.

7. Исаков В.Б. Юридические факты в российском праве. Учебное пособие. --М.: Юридический Дом. - 147 с.

8. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Королев Ю.А., Крашенинникова П.В. и Седугина П.И. М., 1997.

9. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации - М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2003. - 231 с.

10. Нечаева А.М. Семейное право. Курс лекций. - М.: Юристъ,1998. - 245с.

11. Постатейный научно-практический комментарий Семейного кодекса Российской Федерации / Под ред. А.М. Эрделевского. М.: Библиотечка РЕ 2001.

12. Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу РФ - "Норма", 2006 г.

13. Тарусина Н.Н. Семейное право. Учебное пособие. М.: "Проспект", 2001. - 243 с.

14. Чефранова Е. Применение к семейным отношениям норм гражданского законодательства // Российская юстиция. 1996. № 10.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Общие положения и классификация юридических фактов в гражданском праве. Изучение правомерных юридических действий, как основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений и неправомерных юридических действия для их прекращения.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2010

    Основания возникновения маркетинговых правоотношений. Исследование маркетингового права. Юридические факты – это предусмотренные в законе обстоятельства, которые являются основанием для возникновения (изменения, прекращения) конкретных правоотношений.

    реферат , добавлен 09.05.2009

    Реформирование социально-экономических отношений. Понятие основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений. Состав юридического факта. Классификации юридических фактов по различным основаниям, по "волевому" признаку.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2008

    Характеристика правовых отношений, их содержание и основные признаки. Состав и виды правовых отношений, их субъекты. Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Понятие юридических фактов. Виды правоспособности и дееспособности.

    курсовая работа , добавлен 03.05.2015

    Признанным является определение юридических фактов как конкретных жизненных обстоятельств, которые в соответствии с нормами права влекут наступление определенных юридических последствий - возникновение, изменение и прекращение гражданских правоотношений.

    реферат , добавлен 30.06.2008

    Общее назначение юридических фактов. Основания гражданских правоотношений. Виды юридических фактов. Судебный акт как юридический факт. Основания прекращения обязательств. Установление и доказывание юридических фактов.

    дипломная работа , добавлен 25.08.2005

    Рассмотрение функциональных аспектов правовых отношений, их понятия и предпосылок возникновения. Определение состава правовых отношений. Характеристика субъектов, объектов отношений; изучение правовой ситуации. Понятие и классификация юридических фактов.

    курсовая работа , добавлен 18.11.2014

    Понятие и сущность юридических фактов как предпосылок возникновения правовых отношений. Диалектика юридических фактов, правовых норм и правоотношений. Классификация юридических фактов, их дефектность. Сложные юридические факты и фактические составы.

    курсовая работа , добавлен 29.08.2014

    Понятие и внутренняя структура правоотношений, их сущность. Субъекты и объекты правоотношений: субъективные права и юридическая обязанность. Жизненные обстоятельства и юридический факт как основание возникновения, изменения и прекращения правоотношений.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2010

    Понятие и сущность юридического факта как предпосылки возникновения и функционирования правовых отношений. Диалектика юридических фактов, правовых норм и правоотношений. Классификация юридических фактов по волевому признаку и количественному составу.

Текущая страница: 29 (всего у книги 59 страниц)

Шрифт:

100% +

6. Юридические факты

Воплощение норм права в конкретных правоотношениях осуществляется не только по желанию их участников. Например, для того, чтобы получать пенсию по старости, недостаточно одного желания, если отсутствуют жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает наступление пенсионных отношений: возраста и трудового стажа. Когда названные факты из сферы воображаемого перейдут в сферу реального, человек вправе обратиться в компетентные органы государства за назначением ему пенсии по старости.

Аналогичным образом дело обстоит и с другими правоотношениями, которые оказываются возможными в той мере, в какой в реальной жизни имеются все необходимые для их возникновения обстоятельства. Появление новых обстоятельств может повлечь за собой изменение, а при определенных ситуациях и прекращение существующих отношений. Так, пенсионные отношения могут меняться в связи с изменением трудового стажа работающего пенсионера и будут прекращены в день его смерти.

Конкретные жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений, называются юридическими фактами.

Для наступления одних правоотношений оказывается вполне достаточно одного жизненного обстоятельства, для других необходимо одновременно два и более обстоятельств. Так, для возникновения договора перевозки в городском транспорте требуется единственный факт – оплата стоимости поездки. Образовательные отношения с вузом могут быть заключены при наличии трех фактов: документа о наличии полного среднего образования, успешной сдачи вступительных экзаменов и приказа ректора о зачислении в вуз. Совокупность двух и более юридических фактов, необходимых для возникновения конкретных правоотношений, называется фактическим составом.

Юридические факты необходимо предшествуют возникающим на их основе отношениям и поэтому не входят в их состав в качестве самостоятельного элемента наряду с субъектом, объектом и содержанием. Они существуют реально, и как нечто наличное не являются благом, ради которого субъекты вступают в соответствующее правоотношение. Однако факты могут выступать и нередко выступают объектом других правоотношений. Так, уже упоминавшийся трудовой стаж, будучи юридическим фактом пенсионных отношений, в свою очередь выступает объектом трудовых отношений. Отсюда и вытекает возможность юридических фактов влиять на поведение людей, заставлять их организовывать свое поведение таким образом, чтобы обеспечить появление такого юридического факта, который, в свою очередь, позволяет им вступить в другие жизненно необходимые отношения.

Для возникновения конкретных правоотношений нередко требуется подтверждение, обоснование реальности существования необходимых для этих отношений юридических фактов. Такие сведения важны в правоприменительной деятельности и особенно при разрешении дел, связанных с привлечением правонарушителей к юридической ответственности. Недоказанность преступления, иного правонарушения освобождает виновных лиц от ответственности. Умение устанавливать и доказывать юридические факты представляет собой один из важнейших профессиональных навыков и умений юриста.

Действительное многообразие видов правоотношений порождает еще большее многообразие жизненных обстоятельств, признаваемых законодателем в качестве юридических фактов. Поэтому представляется необходимым все это многообразие свести в определенную систему с помощью классификаций. Наиболее полной и имеющей существенное значение для понимания функции юридических фактов в генезисе правоотношений является их классификация по волевому принципу на события и действия.

Юридические факты-события понимаются как обстоятельства, порождающие юридически значимые последствия, но не зависящие от воли людей.

В свою очередь, события подразделяются на две группы: абсолютные и относительные. К абсолютным относятся события, которые порождены силами, независимыми от человека и человечества, и наступают помимо их воли и желаний. По преимуществу в этом качестве выступают естественные, природные явления: землетрясение, наводнение, течение времени, рождение и смерть человека. Относительные события понимаются как обстоятельства, которые вызываются деятельностью людей, но их последующее развитие и полученные результаты от воли и желания людей не зависят. Это, например, пожар, производственная авария и др. Начало этим событиям кладет человек, действуя умышленно или по неосторожности. Однако дальнейшее развитие событий протекает по законам природы, естественным путем и не зависит от воли породившего их лица или других лиц.

К юридическим фактам-действиям относится поведение граждан, организаций, иных лиц, осуществляемое в соответствии с их волей и желанием. Такое поведение может вытекать из требований действующего законодательства, быть полностью согласованным с ним либо, наоборот, противоречить ему. В зависимости от степени согласования с правовыми нормами юридические факты-действия подразделяются на правомерные действия и неправомерные.

По форме объективации, выражения результатов, совокупность правомерных действий может быть дифференцирована на три вида: юридические акты, юридические поступки и правомерные действия, создающие какой-либо выраженный в материальной форме результат.

Юридические акты понимаются как правомерные действия, совершаемые с намерением достичь определенного правового результата. Например, государственный орган принимает акт применения нормы права, организации заключают договор аренды, суд выносит приговор по уголовному делу. Специфика юридических актов состоит в том, что субъект получает тот объективированный результат, на достижение которого была направлена его воля: «получил, то что желал». Юридические акты составляют большую часть правомерных действий, осуществляемых в сфере отдельных отраслей права. Это, в частности, акты административного управления, гражданско-правовые сделки, судебные решения, действия субъектов трудового, семейного и других отраслей права. Юридические акты связываются с осознанным проявлением воли и, следовательно, могут совершаться только дееспособными гражданами.

Правомерные действия, которые обусловливают появление юридически значимых результатов независимо от воли и намерений лица, называются юридическими поступками. Данный вид правомерных действий отличается от юридических актов двумя особенностями:

1) правовые последствия связываются с объективированным вовне действием и могут наступать помимо воли совершившего их лица: «не хотел, но так получилось». Например, гражданин нашел ценную вещь по дороге на работу. Нахождение вещи не входило в его планы, но произошло совершенно случайно; 2) юридический поступок не требует осознанного понимания действий и результатов, а поэтому может совершаться как дееспособным, так и недееспособным лицом.

Специфика результативных действий как вида правомерного поведения состоит в том, что такие действия гражданина, иного лица приводят к созданию материальных или духовных благ. Это, в частности, могут быть предметы промышленного или сельскохозяйственного производства, здания и сооружения, предметы интеллектуальной собственности – произведения науки, литературы, искусства.

Неправомерные действия понимаются как акты волевого поведения граждан, иных лиц, противоречащие действующему законодательству. Большую часть таких действий составляют правонарушения, т. е. виновные противоправные действия или бездействия. По степени общественной опасности все правонарушения подразделяются на четыре вида: преступления, административные гражданские и дисциплинарные проступки. (См. гл. 14).

В систему неправомерных действий входят и так называемые объективно-противоправные действия, т. е. такие акты поведения, которые создают противоправный результат при отсутствии как умысла, так и неосторожности у допустившего их лица. Сюда относятся случаи неисполнения обязательств вследствие действия непреодолимой силы, принятия нормативно-правовых актов, противоречащих Конституции РФ и федеральным законам либо содержащих иные правотворческие ошибки, противоправные действия, совершаемые неделиктоспособными лицами.

Вопросы для самопроверки к главе 17

Какие признаки присущи понятию «правоотношение»?

Из каких элементов состоит правоотношение?

Какие признаки присущи субъектам правоотношений?

Может ли домашнее животное быть субъектом правоотношений и почему?

Какие виды объектов правоотношений выделяются в теории права?

Какие виды правомочий составляют содержание субъективного права в правоотношении?

Почему юридические факты не входят в содержание правоотношений?

Глава 18 Правообеспечение
1. Понятие и формы правообеспечения

Современное государство, его органы и учреждения, выполняя общепризнанные нормы и принципы международного права, гарантируют своим гражданам право на образование, труд, социальное обеспечение, медицинскую помощь, материальную помощь социально незащищенным слоям населения. Реализация этих прав становится возможной благодаря не столько действиям граждан, сколько обеспечительной деятельности государства, которое, во-первых, берет на себя расходы, связанные с реализацией этих прав, во-вторых, возлагает на органы государства, государственные учреждения и должностных лиц обязанность обеспечить реальное действие законов , создать необходимые условия для реализации прав и свобод личности , иных лиц.

Чтобы добиться такого результата на стадии реализации норм права, государственные органы осуществляют разноплановую организационно-распорядительную, правоохранительную и правовоспитательную деятельность.

Правовоспитательная деятельность, как говорилось ранее (см. гл. 8), направлена на формирование правовой культуры граждан и должностных лиц, выработку у них правовых установок на правомерное поведение и устранение ценностных ориентаций на неуважительное отношение к законам, правам и свободам других лиц, на уклонение или ненадлежащее исполнение своих юридических обязанностей. Правовое воспитание, таким образом, ориентировано на устранение препятствий, которые могут возникать в субъективной сфере вследствие недостаточной правовой культуры граждан и должностных лиц.

Но значительная часть причин неисполнения или ненадлежащего исполнения юридических обязанностей, как известно, коренится в материальных и иных социальных условиях деятельности участников конкретных правоотношений. Органы местного самоуправления задерживают выплату заработной платы работникам сферы образования, здравоохранения из-за несвоевременного получения соответствующих бюджетных средств от органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Государственное (унитарное) предприятие несвоевременно выполняет свои обязательства по договорам поставки из-за отсутствия у него современного оборудования и новейших технологий. Органы исполнительной власти допускают правоприменительные ошибки вследствие пробелов, противоречий и иных дефектов законодательства.

Создание необходимых условий для реального осуществления конкретных правоотношений составляет важнейшую задачу органов исполнительной власти. Именно они призваны своевременно выявлять препятствия, которые имеются или могут появиться на стадии осуществления конкретных правоотношений, и оперативно устранять их. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ как высший орган исполнительной государственной власти обязывается обеспечивать реализацию федеральных законов во всех сферах общества и государства. В частности, предписывается принимать меры по реализации трудовых прав граждан, программ сокращения и ликвидации безработицы, прав граждан на охрану здоровья, материнства, отцовства и детства, обеспечивать проведение единой государственной политики в области образования, осуществлять меры государственной поддержки развития науки и культуры и др.

Деятельность органов исполнительной власти по созданию необходимых условий для реального и добросовестного исполнения обязанностей субъектами конкретного правоотношения понимается как правообеспечение.

В отличие от правотворчества и правоприменения, правообеспечение ориентировано на процессы реального действия законов, подзаконных нормативных правовых актов и индивидуальных правоприменительных актов в конкретных отношениях, в которых обязанной стороной выступают государственные органы и учреждения. Это прежде всего правоотношения, связанные с реализацией конституционных прав граждан на образование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь, иные льготы и гарантии, предоставляемые населению из государственного бюджета.

Надлежащее исполнение государством изложенной конституционной обязанности осуществляется посредством организационно – распределительной деятельности. Государство создает систему соответствующих органов и учреждений, осуществляет финансирование их деятельности, обеспечивает необходимым оборудованием, иными материальными средствами. В результате создаются необходимые организационные и материальные условия для того, чтобы каждое управомоченное лицо могло беспрепятственно удовлетворить свою потребность в материальном или духовном благе, защищенном соответствующим субъективным правом.

Организационно-распределительная деятельность органов государства осуществляется в тесном единстве с их правоохранительной деятельностью, направленной на оперативное выявление и устранение противоправных, вредоносных деяний, которые могут возникать в процессе исполнения субъектами конкретных правоотношений своих юридических обязанностей.

Наиболее действенными методами правоохранительной деятельности государства признаются контроль и надзор за деятельностью субъектов конкретных правоотношений по соблюдению действующих законов, подзаконных нормативных правовых актов и исполнению своих юридических обязанностей. Подобный контроль осуществляется всеми органами исполнительной власти. Имеется развитая система органов, специализирующихся на осуществлении контрольно-надзорной деятельности в какой-либо отдельной сфере деятельности общества и государства. Например, существуют таможенный контроль, пожарный надзор, надзор за соблюдением работодателями правил техники безопасности, санитарии и гигиены. Значительную роль в охране правопорядка играют органы внутренних дел и прокуратуры. Применяются и иные меры по обеспечению законности, в том числе регистрация коммерческих и некоммерческих организаций, учреждений, сделок с недвижимостью, лицензирование определенных видов деятельности, учет и отчетность.

Благодаря всесторонней правоохранительной деятельности создается такой правовой режим, который побуждает большую часть участников конкретных правоотношений добросовестно и надлежащим образом выполнять свои юридические обязанности. Реальная угроза быть привлеченным к юридической ответственности, подвергнуться обязанности исполнить дополнительные юридические обязанности является действенным стимулом правомерного поведения. Чем результативней органы государства обеспечивают реализацию принципа неукоснительного наступления юридической ответственности, тем меньше лиц, желающих совершать вредоносные, противоправные деяния.

Таким образом, на стадии реализации права государство действует самым активным образом, осуществляя правообеспечительную, правовоспитательную и правоприменительную деятельность. При этом правообеспечение, в свою очередь, осуществляется в форме организационно-распорядительной и правоохранительной деятельности.

2. Организационно-распорядительная деятельность государства

Можно без какого-либо преувеличения утверждать, что в современных условиях организационно-распорядительная деятельность государства является основой механизма реализации как публичного, так и частного права. Государство играет подобную роль благодаря тому, что оно: 1) выделяет из государственного бюджета значительные материальные средства, необходимые для реального обеспечения субъектных прав участников правоотношений в сфере гражданского, семейного, образовательного, жилищного, социального законодательства; 2) в лице государственных организаций, учреждений принимает самое непосредственное участие в гражданских правоотношениях в качестве стороны, способной удовлетворять потребности граждан и юридических лиц в материальных и духовных благах, а также услугах; 3) создает систему органов и учреждений, обеспечивающих каждому возможность реально использовать свои социально-экономические права, закрепленные Конституцией РФ; 4) осуществляет материальное, кадровое и методическое обеспечение деятельности государственных органов и учреждений.

Свое материальное благополучие человек должен создавать сам. Государство способствует ему в этом, создавая максимально благоприятный правовой режим для трудовой и предпринимательской деятельности, реализации его творческих потенций как личности. Однако в современном обществе далеко не каждый своим трудом или иным законным способом может обеспечить материальное благополучие и достойную жизнь, поэтому современное государство принимает и специальные меры по улучшению материального положения как населения страны в целом, так и отдельных социальных слоев населения.

Современное государство – это прежде всего социальное государство, призванное оказывать действенную материальную и иную помощь социально незащищенным слоям населения либо всем членам общества. Социальная политика Российской Федерации осуществляется тремя способами: 1) оказанием материальной помощи социально незащищенным слоям населения; 2) предоставлением бесплатных услуг, обеспечивающих реализацию ряда социально-экономических прав и свобод граждан; 3) трудоустройством лиц, оставшихся без работы.

Государство оказывает материальную поддержку семье, материнству, детству и отцовству, выплачивает пенсии инвалидам и лицам, достигшим пенсионного возраста, пособия по безработице, а также стипендии студентам образовательных учреждений среднего профессионального и высшего образования. В Российской Федерации каждому реально обеспечивается право на бесплатное получение общего и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе среднего профессионального и высшего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, на бесплатное пользование библиотечными фондами. Гражданам России в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно оказывается медицинская помощь за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. Кроме того, малоимущие слои населения имеют право на бесплатное или за доступную цену получение жилья.

Таким образом, реальность, осуществимость значительной части гражданских, трудовых, семейных, образовательных и иных правоотношений, в которые вступают граждане, возможной становится благодаря непосредственному участию в этих правоотношениях государства, его органов, учреждений.

Материальная помощь государства, оказываемая семье, материнству, детству и отцовству, увеличивает бюджет семьи и тем самым покупательную способность ее членов, их возможности выступать субъектом различных имущественных гражданских правоотношений. Бесплатность и доступность образования, медицинских услуг гарантируют каждому беспрепятственное вступление в конкретные образовательные или медицинские правоотношения. Государство помогает всем трудоспособным лицам, потерявшим работу, вновь стать субъектами трудовых отношений, в том числе предоставляет им право неоднократно получать бесплатное профессиональное образование.

Государство, его органы, учреждения, предприятия являются непосредственными участниками значительной части гражданских и трудовых правоотношений. Будучи собственником земли, промышленных, оборонных, транспортных, добывающих, строительных и иных предприятий, государство в лице его органов и предприятий вступает в конкретные правоотношения с организациями, учреждениями, имеющими иную организационно-правовую форму, а также с гражданами в целях удовлетворения их потребностей в материальных и духовных благах или услугах. В частности, государство обеспечивает граждан и юридических лиц электроэнергией, осуществляет перевозку грузов железнодорожным транспортом, выступает основным заказчиком на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Государство выступает и основным работодателем, предоставляя работу значительной части населения Российской Федерации в государственных органах, учреждениях и на предприятиях.

Таким образом, под организационно-распорядительной деятельностью государства понимается деятельность по организации участия государственных органов и учреждений в конкретных правоотношениях в качестве обязанной стороны, призванной реализовать конституционные социально-экономические права личности либо обеспечивать удовлетворение потребностей граждан и юридических лиц в материальных или духовных благах и услугах.

Реальное исполнение государством своих обязанностей осуществляется с применением разнообразных методов управления, используемых государственными органами исполнительной власти. Это организационный и распорядительный методы, методы планирования, прогнозирования и др.

Метод организации характеризуется формированием системы органов и учреждений, способных обеспечить исполнение действующих законов, их воплощение в конкретных отношениях.

Во-первых, государство создает систему органов, способных осуществлять управление экономической, социально-культурной и иными сферами общества. В Российской Федерации эта система состоит из федеральных исполнительных органов государства – Правительства РФ, федеральных министерств, иных центральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Во-вторых, государство формирует широкую сеть государственных учреждений, способную удовлетворить потребности каждого гражданина в образовании, медицинской помощи, в жилье, социальном обеспечении по возрасту, в случае болезни, по инвалидности и иных предусмотренных законом случаях, а также в бесплатном пользовании библиотечными фондами.

Распорядительный метод характеризуется оперативным управлением системой государственных органов и учреждений в целях их обеспечения материальными, кадровыми ресурсами и информацией. Так, государство осуществляет строительство служебных и иных зданий, удовлетворяющих всем требованиям санитарии и гигиены, обеспечивает государственные органы и учреждения необходимой техникой, оборудованием, иным имуществом.

Важнейшим направлением организационно-распорядительной деятельности государства является подготовка, подбор и расстановка кадров, а также периодическое повышение их квалификации, поскольку наличие квалифицированных кадров является необходимым условием эффективной деятельности государственных органов и учреждений. Государственные органы и учреждения также осуществляют сбор, обработку и анализ информации о своей деятельности, о состоянии социальной среды и прежде всего об отношении граждан и иных лиц к деятельности этих органов и учреждений.

Государство оплачивает все расходы, связанные с организацией и деятельностью государственных органов и учреждений, в том числе расходы на заработную плату их работникам, на бесплатные услуги, оказываемые государственными учреждениями в целях обеспечения конституционных социально-экономических прав граждан. Поэтому метод финансирования по праву входит в число основных методов, используемых в процессе организационно-распределительной деятельности органов государства.

Успешное осуществление деятельности государственных органов и учреждений на стадии реализации норм права во многом зависит от их способности предвидеть тенденции дальнейшего развития экономических, социальных и иных сфер общества и применительно к этим тенденциям разработать систему адекватных мер. Государство должно быть заранее готово и к позитивным, и к негативным процессам в развитии объекта управления таким образом, чтобы его деятельность полностью соответствовала современным процессам и тенденциям, а не была ориентированной на решение задач вчерашнего дня. Поэтому государственные органы активно используют методы прогнозирования и планирования для приведения своей организационно-распорядительной деятельности в соответствие с потребностями и задачами текущего дня.

Осуществляя организационно-исполнительную деятельность, государство, его органы должны использовать все вышеназванные методы. Только при этом условии государство успешно и надлежащим образом исполнит свои обязательства на стадии реализации норм права и позволит гражданам и иным лицам в полной мере и беспрепятственно реализовать свои права и свободы. Об этом убедительно свидетельствуют, в частности, затруднения, которые испытывают в настоящее время государственные органы Российской Федерации в сферах образования и здравоохранения.

Недостаточное финансирование образовательной сферы, государственных учреждений здравоохранения снижает качество оказываемых ими услуг. Граждане не имеют возможности получать качественное образование, надлежащую медицинскую помощь из-за отсутствия квалифицированных кадров. Недостаток последних обусловливается неспособностью государства достойно оплачивать труд педагогов и врачей.

Возникновение, изменение и прекращение правоотношений характеризуется наличием необходимых оснований в виде юридических фактов. Они представляют собой конкретные жизненные обстоятельства, в соответствии с которыми правовые нормы связывают правовые последствия.

Замечание 1

Юр. факты являются связывающим элементом норм права и правоотношений. Наряду с правовой нормой и правосубъектностью они выступают в качестве предпосылки возникновения правоотношений.

Значение юридических фактов в правоотношениях, связанных с социальным обеспечением, заключается не в отдельных жизненных обстоятельствах, а в фактическом составе, который включает систему разнородных, самостоятельных юридических фактов с самостоятельным значением каждого из них. Тем не менее.ю конечный эффект в форме возникновения правоотношений, представляет собой результат действия в целом фактического состава, единства всех его звеньев. Существование фактических составов характеризует сложность отношений в обществе, которые регулируются правом социального обеспечения.

Возникновение правоотношений

В фактический состав основания возникновения правоотношений по соц. обеспечению можно включить жизненные обстоятельства, включая трудовые правоотношения, достижение пенсионного возраста, страховой стаж (выслуга лет) определенной продолжительности, временная нетрудоспособность, инвалидность, беременность и роды, рождение детей, смерть кормильца, подача заявлений, вынесение решений о предоставлении обеспечения и др.

Роль всех видов юридических фактов в фактическом составе не одинакова. Некоторые из них могут являться основными, другие играть второстепенную роль. Основное значение в возникновении правоотношений в области социального обеспечения имеют сами юридические факты, примеры которых мы рассмотрели выше.

Замечание 2

В России юридические факты второго порядка обладают большим значением, но не основным. Они включают факт иждивения, родство или свойство, причину инвалидности, временной нетрудоспособности, сумму заработной платы и др.

Правоотношения могут возникнуть в случае полного фактического состава, который предусматривает правовая норма. Так, правоотношение в сфере обеспечения пенсией по инвалидности возможно при наличии определенных юридических фактов, в число которых входят:

  • назначение лицу инвалидности определенной группы;
  • наличие у лица трудового стажа, включая подтверждение факта трудового увечья, профессионального заболевания или причин, которые связаны с военной службой;
  • подача заявления и других документов о назначении пенсии;
  • вынесение решения о назначении пенсий.

В процессе установления группы инвалидности и наличия рабочего стажа у человека проявляется субъективное право на пенсию. В случае подачи заявления о назначении пенсии проявляется процедурное правоотношение, а после того, как было вынесено решение о назначении пенсии проявляется материальное пенсионное правоотношение.

Изменение и прекращение правоотношений

В число юридических фактов, влекущих изменение правоотношений, можно включить увеличение стажа работы, рост заработка, изменение группы инвалидности, состава семьи и др.

Прекращение определенных правоотношений происходит в случае восстановления трудоспособности, смерти пенсионера, достижения совершеннолетия членами семьи, истечения срока и др.

Юридические факты в праве социального обеспечения классифицируются в соответствии с источником их происхождения на юридические события и юридические действия.

Определение 1

Понятие «событие» включает факты, происхождение которых не относится к воле участников правоотношений. Это может быть истечение срока, болезнь, рождение детей, смерть кормильца, достижение пенсионного возраста.

Действия включают факты, которые связаны с волей участников правоотношений, включая волеизъявления гражданина, акты применения гражданского и других отраслей права. Они могут соответствовать праву или противоречить ему, то есть являться правомерными и неправомерными.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают юридические последствия (возникновение, изменение или прекращение правоотношений).

Юридическими фактами являются самые разнообразные жизненные обстоятельства, относящиеся как к области природы, так и к социальной жизни. Вместе с тем к ним относятся только те жизненные обстоятельства, которые предусмотрены правом.

Юридические факты классифицируются по связи факта с волей субъекта правоотношения на юридические действия и юридические события. Это волевое поведение людей, внешнее выражение воли и сознания субъектов права. Отличительная черта этого вида фактов состоит в том, что нормы права связывают с ними юридические последствия именно в силу их волевого характера.

Действия разделяются на правомерные и противоправные.

Правомерные действия - это волевое поведение, которое соответствует правовым предписаниям, содержанию прав и обязанностей субъектов. Правомерные действия делятся на индивидуальные акты, юридические поступки и результативные действия.

Индивидуальные акты представляют собой правомерные действия, с которыми нормы права связывают юридические последствия в силу волевой направленности действия на эти последствия (например, совершение гражданско-правовой сделки).

Юридические поступки - это такие правомерные действия, с которыми нормы права связывают юридические последствия в силу самого факта действий вне зависимости от того, были ли направлены действия на наступление данных последствий или нет. Таким образом, юридические последствия связываются непосредственно с самим фактом действия лица безотносительно к его волевой направленности (например, признание долга).

Результативные действия представляют собой действия, с которыми нормы права связывают правовые последствия в силу достижения известного практического результата деятельности, выраженного в объективной форме (деятельность автора, изобретателя).

Противоправные действия (правонарушения, деликты) - это волевое поведение, которое не соответствует правовым предписаниям, ущемляет субъективные права других лиц, не согласуется с предусмотренными юридическими обязанностями.

Юридические события - это обстоятельства, не зависящие от воли людей. События разделяются на относительные и абсолютные.

Относительные события - обстоятельства, вызванные деятельностью людей, но проявляющиеся независимо от породивших их причин, например техногенные аварии.

Абсолютные события - обстоятельства, которые не вызваны волей людей и не выступают в какой-либо зависимости от нее, например, буран, наводнение.

Юридические факты классифицируются но такому основанию, как последствия, к которым приводит юридический факт: правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие.

По форме проявления юридического факта и по характеру его действия факты делятся на положительные и отрицательные.

Положительные юридические факты представляют собой реально существовавшее или существующее в данный момент явление действительности (административные акты, явления стихийного характера и др.).

Отрицательные юридические факты выражают отсутствие определенных явлений. Норма права связывает здесь определенные юридические последствия не с наличием того или иного обстоятельства, а с его отсутствием. Таковы, например, некоторые из условий, необходимые для регистрации брака (отсутствие другого зарегистрированного брака, отсутствие определенной степени родства и др.).

По характеру действия юридические факты делятся на факты ограниченного действия и состояния.

Факты ограниченного (однократного) действия есть обстоятельства, с которыми нормы права связывают юридические последствия только в данном конкретном случае. Эти факты существуют лишь в данный момент или известный отрезок времени, а потом исчезают, порождая те или иные юридические последствия (смерть, истечение срока).

Состояния - обстоятельства, которые существуют длительное время, непрерывно или периодически порождая юридические последствия (например, состояние в браке, нетрудоспособность и т.п.).

Фактический состав - это система юридических фактов, необходимая для наступления юридических последствий

(возникновения, изменения или прекращения правоотношений).

Можно выделить три вида фактических составов: простые, сложные, смешанные.

Простые фактические составы - система фактов, между которыми существует «свободная», нежесткая связь. В простом составе факты могут накапливаться в любом порядке.

Сложные (связанные) фактические составы - система фактов, между которыми существует взаимообусловленность, жесткая зависимость. Факты должны накапливаться в жестком, строго определенном порядке.

Смешанные фактические составы - система фактов, связь между которыми является частично «свободной», а частично - жесткой, «связанной».

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Какие признаки правовых отношений позволяют отделять их от иных видов общественных отношений?
  • 2. Что является основанием для возникновения правоотношений?
  • 3. Назовите виды фактических составов.
  • 4. В чем проявляется волевой характер правоотношений?

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений. Правоотношение порождается, изменяется и прекращается юридическим фактом на основе норм права.

Само существование юридической нормы конкретных правоотношений не производит. Чтобы конкретное отношение возникло, а возникшее изменилось или прекратилось, необходимо наступление строго определенных обстоятельств, которые закрепляются в гипотезах правовых норм (события или действия). М.Н.Марченко определяет юридические факты как «сформулированные в гипотезах правовых норм жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, существование, изменение или прекращение правовых отношений».При этом указывается на то, что в зависимости от характера взаимоотношений с нормами права юридические факты действия бывают правомерными или неправомерными. Данные факты являются юридическими, «поскольку предусмотрены в нормах права: прямо – в гипотезе, косвенно – в диспозиции, санкции». Юридические последствия часто связаны не с одним фактом, а с их совокупностью (фактическим составом). Различают следующие фактические составы – простую совокупность (по принципу независимого накопления элементов) и сложную совокупность (по принципу последовательного накопления элементов, когда юридические последствия наступают лишь в случае накопления элементов состава в определенном порядке). Правомерный юридический состав образует титул права, неправомерный – состав правонарушения.

Юридические факты обладают следующими признаками:

– они вызывают правовые последствия только во взаимодействии с правовыми нормами;

– выступают одной из предпосылок возникновения правоотношений;

– юридические факты опосредуют движение (возникновение, изменение и прекращение) правоотношений;

– выступают общественно-юридическими явлениями.

Юридические факты могут быть классифицированы по следующим основаниям:

– По характеру юридических последствий они подразделяются на правообразующие (связаны с возникновением правоотношений), правоизменяющие (изменяют содержание правоотношения, т.е. взаимные права и обязанности, цели, субъектно-объектный состав) и правопрекращающие (связаны либо с реализацией прав и обязанностей, либо в силу других объективных и субъективных причин, например, в силу невозможности правопреемства, в силу решения суда);

– По волевому моменту они делятся на события и действия. События возникают независимо от воли людей. Действия возникают по воле лиц (коллективных или индивидуальных субъектов права). Выделяют также юридически значимые состояния – факты, которые обусловлены физиологическими процессами (беременность, нетрудоспособность, невменяемость);

– По юридической природе действий – на правомерные (индивидуальные юридические акты и юридические поступки) и неправомерные (проступки и преступления, выраженные в действии или бездействии);

– По целевой направленности – на юридические поступки (совершаются без намерения вызвать правовые последствия), сделки (правомерные действия в гражданском праве) и юридические акты (решения государственных органов, направленные на возникновение, изменение и прекращение правоотношений);

– По структуре юридические факты подразделяются на простые (элементарные) и сложные (фактические) составы;

– По характеру воздействия различают позитивные (способствующие возникновению правоотношений) и негативные (препятствующие возникновению правоотношений) юридические факты.

В некоторых случаях в роли юридических фактов выступают презумпции (лат.

– предположение, основанное на вероятности). Правовой презумпцией называют предположение о существовании юридических фактов, вызвавших наступление определенных юридических последствий. Потребность в презумпциях вызвана необходимостью в теории доказательств установления фактов, от которых зависит возникновение, изменение и прекращение правоотношений. В основе презумпции – социальный опыт, многократно повторяющееся в практической жизни (в юридической практике) знание. Можно сказать, что юридическая презумпция является «аксиомой», так как применяется без доказательств. «Презумпция – это правовое положение, согласно которому с учетом обычного соотношения фактов можно (по умолчанию права) судить на основании определенного факта о существовании другого факта, не доказанного, а только предполагаемого».

Презумпции классифицируются по следующим основаниям:

– По форме существования презумпции бывают легальными (закрепленные нормами права) и фактическими (основанные житейском опыте, эмпирические);

– По сфере действия презумпции делятся на общеправовые (действуют во всех отраслях права) и отраслевые (действуют в пределах одной отрасли права, например, презумпция невиновности);

– По юридической силе различают опровергаемые (презумпция отцовства) и не опровергаемые презумпции (презумпция невиновности).

Кроме того, в юридической практике используются в роли юридических фактов такие положения, которые не существуют в действительности – юридические фикции. Они используются для обеспечения формальной определенности права, упрощают правовые отношения. Например, гражданин считается несудимым, если судимость в установленном законом порядке снята (по решению суда) или погашена (по истечении определенного срока в зависимости от тяжести преступления). В законодательстве РФ юридические фикции формально закреплены (легальные). Они являются неопровержимыми доказательствами, помогающими преодолеть состояние правовой неопределенности. Фикции широко применяются в теории права, где под фикциями понимается особый прием нормотворчества. «Суть этого приема заключается в том, что определенные юридические последствия закон связывает с заведомо несуществующими фактами, а смысл фикции при этом выражается вводными словами «как бы», «как если бы», «хотя бы» и т.п. С помощью такого приема законодатель стремится преодолеть им же установленный режим правового регулирования».Например, лицо считается извещенным о дате и месте судебного разбирательства, если местонахождение его не известно, а повестка доставлена по последнему, известному месту жительства; например, признание лица по решению суда безвестно отсутствующим или умершим (особое производство в гражданском процессе). Презумпции и фикции позволяют в ряде случаев упростить и оптимизировать процесс правового регулирования, помогают разрешать правовые коллизии.