Земельный кодекс рф. Земельный кодекс рф Статья 7 земельного кодекса российской федерации

Земельный кодекс Российской Федерации" N 136-ФЗ в последней редакции:

Статья 7 ЗК РФ. Состав земель в Российской Федерации

1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

3. В местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и представителей других этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.

Вернуться к оглавлению документа : Земельный кодекс РФ в последней редакции

Комментарии к статье 7 ЗК РФ, судебная практика применения

В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 14 ноября 2018 года содержатся следующие разъяснения:

Незаконность отказа в установлении вида разрешенного использования земельного участка, когда он не был определен при предоставлении участка

Отказ администрации муниципального образования в установлении вида разрешенного использования земельного участка в случаях, когда вид разрешенного использования земельных участков не был определен при его предоставлении, является незаконным.

Поскольку вид разрешенного использования земельного участка не был определен при его предоставлении, отказ администрации муниципального образования в установлении вида разрешенного использования земельного участка из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не соответствует закону.

Градостроительным регламентом для территориальной зоны могут быть установлены виды разрешенного использования с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности сочетания различных видов использования земельных участков.

Градостроительный регламент, установленный для территориальной зоны "ведение огородничества" с установлением основного вида разрешенного использования "ведение садоводства" с возможностью размещения объектов капитального строительства, не противоречит нормам федерального законодательства и не лишает административных истцов права на использование принадлежащих им земельных участков, в том числе на возведение объектов капитального строительства (садовых домов).

Вид разрешенного использования земельного участка не может быть изменен, если предельные размеры не позволят осуществлять деятельность в соответствии с таким видом разрешенного использования

Вид разрешенного использования земельного участка не может быть изменен в случае, если для запрашиваемого вида разрешенного использования градостроительным регламентом, правилами землепользования и застройки установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры, не позволяющие осуществлять деятельность в соответствии с таким видом разрешенного использования.

Изменение вида разрешенного использования в целях осуществления строительства, реконструкции либо иного использования земельного участка возможно в том случае, если планируемая деятельность не приведет к нарушению градостроительного регламента в части установленных в нем предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков, предельных параметров разрешенного строительства.

В п. 1 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.03.2015 года содержатся следующие разъяснения:

Изменение вида разрешенного использования земельного участка без волеизъявления собственника

Изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности юридического лица, невозможно без волеизъявления его собственника.

В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ и п. 1 ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ вид разрешенного использования земельного участка устанавливается в отношении земельного участка и не может быть установлен в отношении конкретного лица.

Поскольку судами установлено, что на момент возникновения спора правила землепользования и застройки (ст. 32 Градостроительного кодекса) в данном муниципальном образовании приняты не были, подлежали применению положения Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", в том числе о необходимости проведения публичных слушаний.

Кроме того, из системного толкования ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса и ст. 7 ЗК РФ следует, что изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности юридического лица, невозможно без волеизъявления собственника такого земельного участка, при этом вид разрешенного использования изменяется в соответствии с градостроительным регламентом.

1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.

2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

3. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.

Комментарий к статье 7 ЗК РФ

Одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (п.8. п.1 ст. 1 ЗК РФ).

________________
Существует спор о возможности отнесения земельного участка к нескольким категориям. Так, согласно определению ВАС РФ от 22 января 2007 года N 15355/06 отнесение в черте поселения (населенного пункта) земель или земельного участка к общей категории (земли поселений (населенных пунктов) не является препятствием для отнесения таких земель или земельных участков в установленном порядке к одной из специальных категорий, указанных в п.1 ст. 7 ЗК РФ.

Вместе с тем не представляется возможным согласиться с данной позицией по следующим основаниям. ЗК РФ предусматривает, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования (ст. 7 ЗК РФ). Соответственно земельный участок может быть отнесен только к одной категории земель. Согласно п.2 ст. 83 ЗК РФ границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. В соответствии с п.10 ст. 85 ЗК РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий. Таким образом, в случаях когда, например, особо охраняемые природные территории располагаются в границах населенных пунктах, происходит совмещение правого режима использования таких территорий и правого режима использования земель населенных пунктов. При этом земельные участки, входящие в состав особо охраняемых природных территорий и одновременно в границы населенных пунктов, относятся к землям населенных пунктов, поскольку они отделены от других категорий земель границами населенного пункта.

В главах 14-18 ЗК РФ устанавливается правовой режим каждой категории земель. Кроме того, особенности использования земель отдельных категорий раскрываются в отраслевом законодательстве, например, в Лесном кодексе РФ, ФЗ от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (СЗ РФ. 1995. N 12) и др.

Важно отметить, что понятие "целевое использование" не сводится только к категории земель, что подтверждается и судебной практикой (Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014 // Бюллетень Верховного Суда РФ. N 6. 2014).

Под зонированием, предусмотренным п.2 комментируемой статьи, традиционно понимается градостроительное зонирование. Вместе с тем отсутствие четкого указания в ЗК РФ позволяет сделать вывод, что при определении правового режима использования земель возможно учитывать и иное зонирование. Так, в соответствии с законодательством РФ можно отметить существование целого ряда институтов выделения тех или иных зон по различным критериям и в разных целях - функциональные зоны, зоны с особыми условиями использования территории, особые экономические зоны, зоны территориального развития.

Учитывая, что именно в рамках градостроительного зонирования устанавливаются градостроительные регламенты, включающие в себя виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, как правило, именно его имеют в виду при характеристике правового режима использования земельного участка.

Согласно п.6 ст. 1 ГрК РФ градостроительное зонирование представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Результатом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки, которые включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.

На карте градостроительного зонирования определяются границы территориальных зон. В отношении каждой территориальной зоны устанавливается градостроительный регламент, в котором указываются:
1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (ст. 36 ГрК РФ). Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

Таким образом, для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Этим обеспечиваются равные гарантии и возможности всех пользователей земельных участков и объектов капитального строительства в пределах одной территориальной зоны по использованию своих участков и расположенных на них объектов, а также доступность и прозрачность информации о назначении земельных участков и их разрешенном использовании.

Статьей 37 ГрК РФ определяются следующие виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Кроме того, ст. 36 ГрК РФ предусмотрен ряд случаев, когда действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки (ч.4) и когда градостроительные регламенты не устанавливаются (ч.6).

Так, градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон.

Использование указанных земельных участков определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Использование земельных участков в границах особых экономических зон определяется органами управления особыми экономическими зонами.

Например, порядок использования земельных участков в границах территорий памятников и ансамблей определяется в соответствии с ФЗ от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", земель лесного фонда - Лесным кодексом РФ, земель особо охраняемых природных территорий - Земельным кодексом РФ и ФЗ от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", сельскохозяйственных угодий - Земельным кодексом РФ и ФЗ от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", земельных участков в границах особых экономических зон - ФЗ от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".

Существует проблема, что в федеральных законах зачастую не решен вопрос, какой орган принимает решение об использовании земельного участка, об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования. Например, совершенно непонятно, кто принимает решение об использовании земельных участков из состава территорий общего пользования.

Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда РФ за 4 квартал 2013 года, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 4 июня 2014 года (Солидарность. N 22, 11) отсутствие иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.

Согласно ст. 37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Таким образом, предусмотренное п.2 комментируемой статьи правило может применяться только в отношении основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и не распространяется в отношении органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, которые созданы для выполнения определенных государственных функций или решения вопросов местного значения.

Разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства предоставляется по заявлению заинтересованного лица главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний. При этом такое разрешение может быть выдано только в случае, если такой условно разрешенный вид использования предусмотрен градостроительным регламентом, установленным для данной территориальной зоны (ст. 39 ГрК РФ).

Также следует отметить, что в силу п.3 ч.1 ст. 37 ГрК РФ вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.

Следовательно, правообладателям земельных участков и объектов капитального строительства предоставляется возможность выбора основного вида разрешенного использования из предусмотренных градостроительным регламентом для данной территориальной зоны в качестве основных видов разрешенного использования, а также право использования земельного участка наряду с основным видом использования по любому из вспомогательных видов.

Выбор вспомогательного вида разрешенного использования без выбора основного вида разрешенного использования не предусмотрен ни федеральными, ни местными нормативными актами, поэтому для любого земельного участка вспомогательный вид разрешенного использования не может быть единственным. Данная позиция подтверждается и ВАС РФ: Постановление Президиума ВАС РФ от 29 мая 2012 года N 12919/11 (Вестник ВАС РФ. 2012. N 9).

Следует отметить, что возможность выбора вида разрешенного использования земельного участка также ограничивается и в отношении лиц, осуществляющих использование земельного участка на основании договора. Как отмечено в постановлении Президиума ВАС РФ от 25 июня 2013 года N 1756/13 по делу N А35-765/2012, положения законодательства о градостроительной деятельности и земельного законодательства, предоставляющие арендатору право на самостоятельный выбор вида разрешенного использования земельного участка из указанных в градостроительном регламенте, могут быть реализованы только с учетом положений гражданского законодательства, предусматривающих необходимость соблюдения прав и обязанностей сторон договора аренды.

В связи с наличием договорных отношений с собственником земли изменение использования земельного участка (в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом) предполагает изменение соответствующего договора и невозможно без изменения такого договора. Иное толкование противоречило бы фундаментальным положениям гражданского законодательства о правах собственника и необоснованно ограничивало бы его права. Представляется, что аналогичный подход должен применяться и в отношении лиц, использующих земельный участок на основании договора безвозмездного пользования.

Согласно п.2 комментируемой статьи приказом Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 года N 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков. Указанный классификатор устанавливает наименования, описание и коды видов разрешенного использования земельных участков. В соответствии с указанным классификатором определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления приказа в силу (т.е. по истечении 90 дней после его официального опубликования).

Важно отметить, что согласно примечанию содержание видов разрешенного использования допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), информационных и геодезических знаков, если федеральным законом не установлено иное. Таким образом, размещение указанных объектов на земельных участках возможно независимо от их разрешенного использования.

В соответствии с ч.11-13 ст. 34 Федерального закона N 171-ФЗ разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору. До 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.

По заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение 1 месяца со дня поступления такого заявления обязан принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.

Понятие "коренные малочисленные народы Российской Федерации" содержится в ст. 1 ФЗ от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (СЗ РФ. 1999. N 18. Ст.2208) и определяется как народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в РФ менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Единый перечень коренных малочисленных народов РФ утвержден постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 года N 255 (СЗ РФ. 2000. N 14. Ст.1493).

Вопросы образования территорий традиционного природопользования, их правового режима, охраны окружающей среды и объектов историко-культурного наследия в пределах границ территорий традиционного природопользования урегулированы ФЗ от 7 мая 2001 года N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (СЗ РФ. 2001. N 20. Ст.1972). Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ и Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ утвержден распоряжением Правительства РФ от 8 мая 2009 года N 631-р (СЗ РФ. 2009. N 20. Ст.2493).

Нормативно-правовое регулирование порядка определения разрешенного использования земельных участков имеет ряд недостатков. Так, как показывает анализ законодательства, для целей определения правового режима земельных участков предусматриваются такие процедуры, как отнесение земель или земельных участков к определенной категории или их перевод из одной категории в другую, а также определение, установление или изменение вида разрешенного использования. При этом порядок и основания для перевода земельных участков из одной категории в другую и изменения разрешенного использования земельного участка различны. Кроме того, принятие указанных решений находится зачастую в компетенции различных органов публичной власти.

В соответствии с ч.4 ст. 9 ГрК РФ при отсутствии документов территориального планирования соответствующего уровня не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в целях размещения объектов федерального, регионального, местного значения, а также о переводе земель из одной категории в другую для целей, не связанных с размещением таких объектов.

________________
Указанный запрет вступил в силу с 1 января 2013 года, а применительно к случаям размещения объектов местного значения поселений на территориях городских поселений - с 1 апреля 2013 года, на территориях сельских поселений - с 1 января 2013 года.

В отсутствии правил землепользования и застройки отсутствует возможность изменения вида разрешенного использования земельного участка, предоставления земельных участков для строительства (п.3 ч.1 ст. 4 ФЗ от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", п.14 ст. 3 ФЗ от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").

________________
По общему правилу, указанный запрет вступил в силу применительно к муниципальным районам с 30 июня 2013 года, к городским поселениям и городским округам с 31 декабря 2013 года, к сельским поселениям с 1 июня 2014 года. Однако согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 456-ФЗ (РГ. 2014. N 299), применительно к городу федерального значения Москве, к Московской области, а также к муниципальным образованиям, в которых по состоянию на 1 января 2015 года правила землепользования застройки не приняты, срок вступления в силу указанного запрета перенесен на 1 июля 2016 года. Кроме того, запрет об изменении вида разрешенного использования при отсутствии правил землепользования и застройки применительно к земельным участкам для обеспечения использования Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства в целях, установленных Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", не распространяется до 31 декабря 2016 года.

Кроме того, согласно п.3 ст. 4 ФЗ от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (СЗ РФ. 2004. N 52. Ст.5276; 2005. N 30. Ст.3122; 2006. N 17. Ст.1782; N 23. Ст.2380; N 50. Ст.5279; N 52. Ст.5498; 2008. N 20. Ст.2251; 2009. N 19. Ст.2283; 2011. N 13. Ст.1688; N 29. Ст.4300; 2013. N 23. Ст.2866) (далее - Закон N 172-ФЗ) несоответствие испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации является основанием для отказа в переводе земель или земельных участков из одной категории в другую.

Таким образом, развитие институтов территориального планирования и градостроительного зонирования свидетельствует о том, что деление земель по целевому назначению на категории зачастую поставлено в зависимость от наличия утвержденных документов территориального планирования и градостроительного зонирования, а также их содержания.

Учитывая вышеизложенное, в последнее время широкое распространение получила идея об исключении института категории земель как способа определения разрешенного использования земельных участков, дублирующего институт территориального планирования и градостроительного зонирования, что нашло свое выражение в целом ряде поручений Президента РФ и Правительства РФ. Во исполнение указанных поручений Правительством РФ внесен в Государственную Думу проект Федерального закона N 465407-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию".

________________
См. напр.: План мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в области градостроительной деятельности, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 15 июня 2010 года N 982-р, План мероприятий ("Дорожная карта") "Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства", утвержден распоряжением Правительства РФ от 29 июля 2013 года N 1336-р, перечень поручений Президента РФ от 26 октября 2012 года N Пр-2869 по итогам заседания президиума Государственного совета РФ 9 октября 2012 года по вопросу "О повышении эффективности управления земельными ресурсами в интересах граждан и юридических лиц" (п.1), поручение Правительства РФ от 23 мая 2013 года N ДК-П13-3390 и от 18 сентября 2013 года N ДМ-П13-6663 (п.2).

Идея отмены деления земель на категории и переход к территориальному зонированию профессиональным сообществом воспринимается неоднозначно и зачастую подвергается критике, прежде всего с позиции необходимости особой защиты земель сельскохозяйственного назначения. Указанный законопроект принят Государственной Думой в первом чтении 9 декабря 2014 года.

Консультации и комментарии юристов по ст 7 ЗК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 7 ЗК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

1. В целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также — соглашение об изъятии недвижимости) уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство:

1) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка;

2) выступают заказчиком кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если границы таких земельных участков подлежат уточнению;

3) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков для их предоставления взамен изымаемых земельных участков;

4) обращаются от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, земельных участков, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков, или земельных участков, границы которых подлежат уточнению в связи с изъятием, если необходимо проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков;

5) выступают заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества;

6) осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия;

7) осуществляют совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, подготовку соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии;

8) направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.

2. Согласие правообладателей изымаемой недвижимости на осуществление действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не требуется.

3. Для подготовки и заключения соглашения об изъятии недвижимости постановка на государственный кадастровый учет объектов недвижимого имущества, которые расположены на изымаемых земельных участках и сведения о которых не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, не требуется.

4. Наличие споров о границах земельных участков, подлежащих изъятию, об образовании земельных участков, отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, подлежащие изъятию, не являются препятствием для подготовки и последующего заключения соглашения об изъятии недвижимости или принятия судебных актов о принудительном изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. В случае земельного спора границы земельных участков, подлежащих изъятию, определяются в порядке, установленном частью 10 статьи 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».

5. Правообладатели изымаемой недвижимости обязаны обеспечить доступ к земельным участкам и (или) расположенным на них объектам недвижимого имущества в целях выполнения кадастровых работ, определения рыночной стоимости такой недвижимости.

6. В случае, если решение об изъятии принято по инициативе уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, осуществление указанных в подпунктах 1 — 6 пункта 1 настоящей статьи действий может быть поручено подведомственному таким органам государственному или муниципальному учреждению.

Законодательством установлен состав земель в Российской Федерации. Ресурсы страны включают в себя семь групп. Каждая из них имеет свое целевое назначение.

Ст. 7 ЗК РФ

В первом пункте этой нормы определены группы по целевому назначению. К ним относятся:

  1. Земли лесного фонда.
  2. Площади для жилой застройки.
  3. Земля сельхозназначения. Эти площади, как правило, располагаются за пределами населенных пунктов.
  4. Участки, используемые предприятиями промышленности, связи, транспорта, теле- и радиовещания, информатики, энергетики, космической деятельности, обороны, безопасности и прочего специального назначения.
  5. Земли и объектов.
  6. Запас.
  7. Участки водного фонда.

Правовой режим

Он определяется в соответствии с принадлежностью площадей к той или иной категории. Состав земель устанавливается в рамках зонирования. Его общие принципы и правила выполнения определены федеральным законодательством. В рамках зонирования устанавливается также разрешенное использование участков. Любой его вид может быть выбран самостоятельно, без каких-либо дополнительных процедур согласования. Разрешенное использование определяется по классификатору. Этот нормативный акт утверждается уполномоченным органом исполнительной власти.

Важный момент

Отдельно законодательство оговаривает состав земель в местах постоянного проживания и ведения традиционных видов хозяйственной деятельности малочисленных народов, этнических общностей. В установленных нормативными актами случаях для них может предусматриваться особый правовой режим. Соответствующие решения принимаются региональными и территориальными уполномоченными структурами. При этом учитывается специфика местности.

Пояснения

Разделение на группы по целевому назначению считается традиционным для отечественного законодательства. Состав земель был установлен и предыдущими кодексами. Изменения коснулись только наименования каждой из них. Примером может выступать населенных пунктов". Разрешенное использование осталось прежним, а вот наименование группы менялось дважды. Сначала оно было таким, какое используется сейчас. Во введенном новом кодексе стала использоваться категория "земли поселений". Однако спустя пять лет от этого наименования было решено отказаться.

Целевое назначение

Состав земель по этому признаку определяется в разных нормах кодекса. К примеру, по 87-й статье, промышленные площади предназначаются для обеспечения работы производственных, обрабатывающих и прочих предприятий. В законодательстве предусматривается специальный режим для отдельных участков. К примеру, земли лесного фонда находятся под усиленной защитой. Особый режим предусмотрен для источников водоснабжения, памятников истории и культуры.

Специфика зонирования

Разделение территорий регламентируется Градостроительным кодексом. Зонирование направлено на определение зон, в которых будут действовать соответствующие регламенты. В 37-й статье ГрК установлены категории допустимого использования земель. Общая классификация включает в себя три группы. Ими являются: основные виды, условно-разрешенные и вспомогательные. Последние допускаются только как дополнительные.

Нюансы

Вспомогательные и основные виды допустимого использования земель и объектов капстроительства правообладателями могут выбираться самостоятельно. При этом закон не требует получения дополнительных документов и выполнение согласования. Вместе с тем не для всех правообладателей действует это правило. Исключение составляют госорганы, региональные и местные структуры власти, муниципальные и госпредприятия, унитарные в том числе. Что касается условно-разрешенного вида, то для его выбора требуется получение документа по правилам 39-й статьи ГрК. Законодательство допускает изменение одного типа на другой. При этом должны быть соблюдены требования тех регламентов. Если на каких-то землях технические регламенты не действуют, то изменение вида использования осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Малочисленные народы

На территории страны существуют районы, в которых проживает коренное население. В частности, речь о Дальнем Востоке, Сибири и Крайнем Севере. На этих территориях исторически сложилась хозяйственная деятельность людей. Как правило, это традиционные промыслы (рыболовство, охота и пр.). Для обеспечения природопользования соответствующим территориям присваивается статус особо охраняемых. В законодательстве могут предусматриваться особые правовые режимы и для других участков в районах проживания и деятельности этнических общностей и коренных народов. В частности, такие положения присутствуют в 10-й статье ФЗ №101. Согласно норме, земля сельхозназначения, находящаяся в муниципальной либо госсобственности, может передаваться общинам для сохранения и развития их традиционного образа жизни. Вместе с тем законодательство оговаривает, что выкуп арендуемых площадей не допускается. В п. 6 указанной статьи также предусмотрено, что участки земель сельхозназначения, на которых располагаются оленьи и отгонные пастбища в районах Крайнего Севера, находящиеся в муниципальной либо госсобственности, могут передаваться организациям и гражданам не менее чем на 5 лет. Региональные власти, учитывая специфику местности, устанавливают дополнительные правила охраны таких площадей.

Цели нормативного регулирования

Общее требование об использовании земли в соответствии с ее целевым назначением подкрепляется статьями 46, 45, 40, 42 и прочими. Оно реализуется посредством установления ограничений по изменению одного вида на другой. Принцип разделения территории дополняется дифференцированным подходом к введению правового режима. Согласно последнему, должны учитываться экономические, природные, социальные и прочие факторы. Правовой режим представляет собой особый порядок нормативного регулирования действий участников отношений. Он выражается в сочетании разных юридических средств, ориентированных на:

  1. Обеспечение рациональной эксплуатации ресурсов и их охраны в интересах общества. При этом в качестве основы принимается положение о земле как о важнейшем элементе природы.
  2. Создание условий для получения, реализации и защиты прав организаций, граждан, публичных образований.

Дополнительные сведения

Стоит отметить, что впервые понятие "разрешенное использование" упоминалось в приложении к письму Роскомзема №1-16/2096. Некоторые виды присутствуют в справочниках и классификаторах, включенных в сборники автоматизированной системы госкадастра, утвержденного по приказу Роснедвижимости в 2006 г. Кроме этого, категории упоминаются в методических указаниях по государственной оценке земель, введенных в действие распоряжением Минэкономразвития в 2007 г. Согласно общим нормам, виды определяются в отношении тех площадей, которые подверглись зонированию. Эта процедура, в свою очередь, для некоторых земель является обязательной (например, для населенных пунктов). Как показывает анализ положений градостроительного законодательства, тот или иной вид могут иметь участки, отнесенные к разным зонам. При этом включение их в ту или иную группу не зависит от категории, если они находятся в пределах городских округов или иных площадей, где предполагается застройка. Этот вывод подтверждается и другими регулирующими соответствующие отношения положениями. Примером являются статьи 40-42 ЗК.

Нормативные требования для правообладателей

В соответствии с законодательством, субъекты вправе эксплуатировать землю только согласно разрешенному использованию. Лица могут осуществлять осушительные, оросительные и прочие мелиоративные мероприятия в установленном порядке. Вид допустимого использования предусматривает определение четкой цели эксплуатации участка. При этом должны учитываться вероятные ограничения, в том числе связанные с закреплением конкретных типов деятельности, которые может вести правообладатель. При выборе того или иного вида допустимого использования необходимо учитывать, что в общих случаях не требуется получение соответствующих разрешений или согласования с уполномоченными контрольными структурами. Однако при этом местные, федеральные, государственные органы, унитарные предприятия, учреждения не подпадают под данное правило. Этим субъектам необходимо пройти все этапы и выполнить все процедуры, предписанные законодательством.

. Состав земель в Российской Федерации

Комментарий к статье 7 ЗК РФ:

1. Земли в Российской Федерации (российский земельный фонд) внутренне неоднородны, состоят из различных видов земель, имеющих определенное экономическое, хозяйственное назначение (целевое назначение). Целевое назначение земель является основным признаком классификации единого земельного фонда РФ. Не случайно в качестве основного принципа земельного законодательства в названо деление земель по целевому назначению на категории. Категория земель объединяет земли, земельные угодья по юридически значимому признаку. Таким признаком законодатель называет целевое назначение земель.

В комментируемой статье проведено разграничение земель на 7 категорий по целевому назначению (исключение составляют земли запаса, так как они целевого назначения не имеют). Наибольший удельный вес в составе земель Российской Федерации составляют земли лесного фонда, земли сельскохозяйственного назначения и земли запаса.

Отношения по использованию, охране каждой категории земель регулируются специальными нормами ЗК, содержащимися в статьях глав XIV - XVIII (см. комментарий к ним), а также иными нормативными актами (ВК, ЛК, ФЗ об обороте сельскохозяйственных земель и др.). Каждая категория земель предназначена для определенных целей, и использование земель должно осуществляться с учетом того предназначения, которое законодатель определил в правовых нормах для данной категории. Например, земли лесного и водного фондов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения не предназначены для строительства жилых домов, соответственно, для использования их под строительство таких объектов требуется изменение категории земель (также см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.04.2006 N А43-8597/2005-12-286; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.09.2007 N Ф04-6372/2007(38165-А70-3)).

Целевое назначение земель отражается в специальной документации (кадастровой, землеустроительной, градостроительной и др.) и периодически может изменяться (например, в результате перевода земель из одной категории в другую).

2. Общее положение о необходимости использования земель по целевому назначению находит подкрепление в иных нормах ЗК (ст. ст. 40, 42, п. 2 ст. 45, п. 2 ст. 46 и др.), а также реализуется через установление ограничений по изменению целевого назначения соответствующей категории земель. Принцип деления земель по целевому назначению на категории дополнен принципом дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.

Правовой режим земель РФ - особый порядок правового регулирования поведения участников земельных отношений, выражающийся в сочетании юридических средств, направленных на: 1) обеспечение рационального использования и охраны земель РФ в интересах всего общества исходя из положений о земле как о природном объекте, важнейшей составной части природы, природном ресурсе и 2) создание условий для приобретения, осуществления и защиты прав физических, юридических лиц и публичных образований на земельные участки как объекты недвижимости. Как закреплено в комментируемой статье, правовой режим земель определяется категорией и разрешенным использованием земель в соответствии с зонированием территорий.

Впервые термин "разрешенное использование" упоминается в приложении N 4 к письму Роскомзема от 28.12.1994 N 1-16/2096 (см.: Частная собственность: Сб. нормативных документов с комментариями / Сост. К.К. Рожкова. М., 1996. С. 242). Отдельные виды разрешенного использования земель (земельных участков) названы в классификаторах и справочниках, входящих в Сборник классификаторов и справочников автоматизированной информационной системы ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденный Приказом Роснедвижимости от 27.12.2006 N П/0425, Методических указаниях по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39.

Исходя из общих земельно-правовых норм (подп. 8 п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 7 ЗК) разрешенное использование устанавливается в отношении тех категорий земель, где производится зонирование. Земельное законодательство прямо предусматривает зонирование для земель населенных пунктов (см. ст. 85 ЗК), земель специального назначения (см. п. 2 ст. 87 ЗК). ГрК оперирует понятием градостроительного зонирования, под которым понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Анализ градостроительного законодательства позволяет сделать вывод о том, что разрешенное использование могут иметь земельные участки, включенные в состав различных территориальных зон, независимо от категории земель, к которой они относятся, если эти земельные участки находятся на территории поселений, городских округов или планируется их застройка.

Таким образом, разрешенное использование имеют земельные участки различных категорий. Данный вывод подтверждают и положения подп. 2 п. 1 ст. 40, п. 1 ст. 41, п. 1 ст. 42 ЗК, поскольку любые лица, использующие земельные участки, обязаны их использовать в соответствии с разрешенным использованием. Также в соответствии с разрешенным использованием такие лица вправе проводить оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы.

Установление вида разрешенного использования земельного участка предполагает определение конкретной цели использования данного земельного участка с учетом возможных ограничений, в том числе закрепление тех видов деятельности, которые могут осуществляться на земельном участке его правообладателем, видов объектов, которые могут размещаться на земельном участке. Как было указано по одному из дел, "вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему земельном участке, т.е. разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставленном ему земельном участке" (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 04.03.2008 N Ф08-823/08). Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (см. комментарий к п. 3 ст. 85).

3. Согласно комментируемой статье в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей особый правовой режим использования земель может устанавливаться независимо от их категории различными по юридической силе актами: федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Данное положение подтверждает п. "м" ч. 1 ст. 72 Конституции, в соответствии с которым вопросы защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. К специальным федеральным законам можно отнести ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ"; ФЗ от 20.07.2000 N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (СЗ РФ. 2000. N 30. Ст. 3122); ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" и др. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов определены в ст. ст. 5 - 7 ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ".

Коренные малочисленные народы составляют особую группу населения нашей страны. Коренные малочисленные народы РФ - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями (ст. 1 ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ"). Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации определен Постановлением Правительства от 24.03.2000 N 255 (СЗ РФ. 2000. N 14. Ст. 1493; 2000. N 41. Ст. 4081).

Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации был установлен распоряжением Правительства РФ от 17.04.2006 N 536-р (СЗ РФ. 2006. N 17 (ч. II). Ст. 4081): к ним отнесены алеуты, алюторцы, ительмены, камчадалы, кереки, кеты, коряки, манси, нанайцы и др. Территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ являются особо охраняемыми природными территориями федерального, регионального и местного значения. На территориях традиционного природопользования могут выделяться участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления промысла рыбы и морского зверя, сбора дикорастущих растений. Правовой режим земельных участков определяется в соответствии с положениями о территориях традиционного природопользования, утвержденными в зависимости от типа природной территории Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, с участием лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей.

Жизненная среда обитания, экономический уклад жизни коренных малочисленных народов наиболее тесно связаны с природно-климатическими условиями мест их проживания. В последние годы происходит нарушение экологического баланса территорий традиционного проживания коренных малочисленных народов. Положение усугубляется тем, что практически прекращены работы по изучению состояния природных и земельных ресурсов. В целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов правовое регулирование общественных отношений, складывающихся в области охраны окружающей среды и природопользования (в том числе землепользования), должно занимать особое место в государственной политике.

В соответствии со ст. 8 ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ" малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют, в частности, право:

1) безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ;

2) участвовать в осуществлении контроля за использованием земель различных категорий, необходимых для осуществления традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами малочисленных народов, и общераспространенных полезных ископаемых в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов;

3) участвовать в осуществлении контроля за соблюдением федеральных законов и законов субъектов РФ об охране окружающей среды при промышленном использовании земель и природных ресурсов, строительстве и реконструкции хозяйственных и других объектов в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов;

4) участвовать через уполномоченных представителей малочисленных народов в подготовке и принятии федеральными органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления решений по вопросам защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов;

5) участвовать в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке федеральных и региональных государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей природной среды в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов.

Лицам, относящимся к коренным малочисленным народам, предоставлено право безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ. Однако реализация этого права затруднительна, поскольку норм, устанавливающих механизм его приобретения, в федеральном земельном законодательстве не содержится.

В силу прямого указания ст. 13 ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" пользование природными ресурсами, находящимися на территориях традиционного природопользования, гражданами и юридическими лицами для осуществления предпринимательской деятельности допускается, если указанная деятельность не нарушает правовой режим территорий традиционного природопользования. Важным положением является и норма об осуществлении такого использования природных ресурсов в соответствии не только с законодательством Российской Федерации, но и с обычаями малочисленных народов.

Отдельные нормы, устанавливающие дополнительные гарантии прав коренных малочисленных народов РФ и этнических общностей, содержатся в ЗК (см. п. 3 ст. 31, п. 5 ст. 97 и комментарий к ним).