Общероссийская общественная организация российское авторское общество рао. Незаконность деятельности регионального управления РАО в Екатеринбурге

В апреле 2015 года исполняется 305 лет первому в истории закону об авторских правах - Статуту королевы Анны. «Акт о поощрении учёности путём наделения авторов и покупателей правами на копирование печатных книг на нижеуказанный период времени» предопределил развитие охраны авторских прав в Британии и США на три столетия вперёд. Он наделял авторов книг исключительными правами на их творения сроком на 14 лет с возможностью продления ещё на 14, по истечении которых издание становилось общественным достоянием.


С тех пор авторское право в большинстве стран расширилось и видоизменилось, но в основе его лежит всё тот же принцип, озвученный в Статуте 1710 года — автор волен распоряжаться всей полнотой прав на своё произведение, как ему заблагорассудится. Единый документ на эту тему был создан в Берне в 1886 году. Бернская конвенция, установившая общий для всех порядок регистрации и охраны авторских прав, действует и поныне, причём США присоединились к ней только в 1988 году, а современная Россия — в 1995.
В России охраной авторских прав в числе прочих занимается Российское авторское общество (РАО) — общественная организация, представляющая коллективные интересы отечественных авторов, в первую очередь музыкантов. Эта контора с весьма сомнительной репутацией существует с 1993 года, но прославилась она лишь в конце 2000-х после ряда громких абсурдных дел против организаторов концертов. Самый известный случай — иск против организаторов выступления Deep Purple в Ростове-на-Дону в 2008 году. Тогда РАО потребовала от компании-промоутера полмиллиона рублей за то, что Deep Purple играли на концерте свои собственные песни без лицензионного договора с РАО. Разгорелся громкий медиаскандал, который, впрочем, никак не помог компании-ответчику — при повторном рассмотрении иска суд всё-таки его удовлетворил.

Знакомьтесь — РАО


Итак, что же это за организация и за что её так не любят?

По сути, Российское авторское общество — банальный посредник: организации сдают туда отчёты о публичных исполнениях и воспроизведениях защищённых авторским правом песен и платят за это прописанную в законе мзду, а РАО распределяет полученные деньги между авторами. Система несложная и вроде бы работающая.

На деле же РАО — контора подозрительно непрозрачная. По данным на 2008 год, из собранных более чем 2 млрд руб. на авторские отчисления пошло не больше 40% этой суммы. Куда подевались остальные деньги — загадка. При этом год от года приход компании растёт: в 2011 году сборы составили уже почти 3 млрд руб.

Заправляет конторой Сергей Федотов — фигурант уголовного дела, возбуждённого по заявлению его предшественника Владимира Твердовского, у которого Федотов «отжал» должность в середине 2000-х. Уголовное дело по статье 159, часть 4 УК РФ «Мошенничество в особо крупном размере» в итоге развалилось, как утверждают разные источники, из-за связей обвиняемого в высоких кабинетах. По оценке «Парламентской газеты», в 2008 году гендиректор РАО на пару со своей матерью-бухгалтером Верой Федотовой ежемесячно выводили не меньше миллиона долларов на собственные счета за счёт фиктивных договоров с авторами и невыплат отчислений авторам настоящим.

Должность вице-президента Авторского совета РАО сейчас занимает певец и композитор Юрий Антонов, не выпустивший ни одной новой песни за последние 20 лет. Кроме него в совет входят ещё несколько видных деятелей отечественного искусства, в их числе продюсер Игорь Матвиенко, композиторы Александра Пахмутова, Вячеслав Добрынин, Владимир Пресняков-старший, Эдуард Артемьев, писатель Лион Измайлов и другие.

Любимым занятием РАО в последние годы стала подача крупных исков к компаниям, нарушающим авторские права. Среди них попадаются рестораны, магазины, кинотеатры, промоутеры, радиостанции, телеканалы и многие другие виды бизнеса. Борьба идёт с переменным успехом: часть судов общество выигрывает, часть «сливает»: в любом случае, в медиаполе за последние шесть лет РАО — уверенный завсегдатай.

Подвиги и жертвы


Массированную атаку на умы обывателей общество начало с Ростова-на-Дону. Практически одновременно с историей про Deep Purple РАО «наехало» на ту же компанию-промоутера — ООО «Юг-Арт» из-за концерта «Хора Турецкого». По заявлению РАО, на этом мероприятии музыканты исполняли композиции, на которые организатор не заключил с обществом лицензионный договор. Причём среди авторов, якобы подписавших иск, оказался писатель Леонид Каганов, ошибочно указанный как автор слов песни Бориса Гребенщикова «Город золотой». Каганов раздул из этой истории внушительный скандал — но суд всё равно взыскал с «Юг-Арта» 810 тыс. руб. в пользу РАО. А ещё через пару месяцев многострадальная компания получила «контрольный» иск от РАО с теми же претензиями, но уже относительно концерта группы Scorpions. В 2010 году по этому иску суд взыскал с «Юг-Арта» ещё 811 тыс. руб. С тех пор об организаторе практически ничего не слышно.

По аналогичной схеме действовала контора и в ситуациях с концертами Beyonce, «Арии», «Любэ», «Машины Времени», Muse и Yellowcard. Лишь в последнем случае суд вынес решение не в пользу РАО, все же остальные иски были удовлетворены.

Вдоволь насладившись живыми концертами, РАО переключилось на кинотеатры, филармонии и общепит. Первой ласточкой стал кинотеатр в Каменске-Уральском, который контора засудила за прокат фильмов без лицензионных отчислений в адрес авторов музыки, несмотря на то, что кинотеатр имел лицензии на прокат картин целиком. При этом местное отделение РАО навлекло на себя проверки прокуратуры, которая обнаружила в его деятельности нарушения закона, однако же особого результата это не дало. Те же самые претензии общество выдвинуло и к екатеринбургскому кинотеатру «Салют», но суд проиграло.



После кино работники РАО решили сходить в филармонию. Под раздачу попали сразу три культурных учреждения в Москве, Екатеринбурге и Нижнем Тагиле, причём вменяли им... незаконное исполнение музыки давным-давно умерших Баха и Моцарта. Суд дело завернул, однако поборники копирайта во всеуслышание заявили, что намерены идти до конца.

Между культурными мероприятиями РАО не забывает и о массовых зрелищах. Так, в 2009 году организация потребовала от Российской футбольной премьер-лиги платить за исполнение на стадионах перед матчами «Футбольного марша» Матвея Блантера — но дело заглохло, когда наследница композитора заявила, что считает марш общественным достоянием. А в 2014 году суд Нижнего Новгорода взыскал с местного цирка больше миллиона рублей за незаконное использование музыки на протяжении нескольких лет.

За последнее время от РАО здорово досталось и ритейлу. Начала организация с кафе, ресторанов и гостиниц, попытавшись обложить их данью за включённое радио и выступления музыкантов. В 2012 году примерная сумма ежемесячной выплаты составляла от 1 до 10 тыс. руб. в зависимости от региона и размеров ресторана. Похожая ситуация сложилась и в магазинах, где играет музыка: РАО потребовало платить авторские отчисления с каждого метра торговой площади.

Ну а самый резонансный случай произошёл в 2010 году, когда в преддверии 9 мая РАО наехало на самарский хор ветеранов — и ожидаемо получило по рукам от всех, кто посчитал нужным высказаться. Заглушать поднявшийся в медиасреде шум пришлось несколько месяцев, а сам хор получил приглашение выступить в Москве на концерте в честь Дней интеллектуальной собственности.

Сегодня Российское авторское общество находится в полном здравии и продолжает снимать сливки статуса государственной монополии. Свежая инициатив Федотова, созданная в соавторстве с режиссёром Никитой Михалковым — введение налога на интернет — пару месяцев назад всё же провалилась, но вряд ли это существенно изменило положение идеологов всей этой истории. Тремя годами раньше РСП — Российский союз правообладателей, ещё одна структура под управлением Сергея Федотова — протолкнул так называемый «однопроцентный сбор Михалкова» с продажи любых медианосителей на территории России. Это миллиарды рублей ежегодно.

В руках Федотова и нескольких связанных с ним людей сейчас находится вся система авторских сборов в России, в которую помимо РАО и РСП входит также Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС). По сути, это коррупционный проект федерального масштаба, который не первый год забирается в карманы каждого, до кого может дотянуться — а дотягиваются их жадные руки практически до всех.

Крупнейшей в нашей стране негосударственной компанией, ведущей деятельность в сфере интеллектуальной собственности, является Российское авторское общество (РАО). Реализуя достаточно много функций в этой сфере, РАО снискало себе печальную репутацию, а руководство организации даже обвинялось в мошенничестве. Разберем особенности правового статуса, основные направления деятельности РАО, и выявим плюсы и минусы функционирования подобной организации

Правовой статус

По своей организационно-правовой форме Российское авторское общество является некоммерческой общественной организацией. В первую очередь РАО – это компания, осуществляющая коллективное управление авторскими и смежными правами (об особенностях таких компаний см. специальную статью). По большому счету Российское авторское общество в этой нише уже давно монополизировало рынок.

Напомним, что суть коллективного управления в следующем: правообладатель заключает с организацией договор, в силу которого передает этой организации определенный набор прав на объекты интеллектуальной собственности. Как правило, это права на заключение лицензионных договоров, на подачу исковых заявлений в суд (если авторские или смежные права будут нарушены, и данный факт будет зафиксирован организацией). Это позволяет правообладателю целиком сосредоточиться на творчестве, не вникая в юридические нюансы.

Кроме того, РАО является одной из четырех аккредитованных организаций, управляющих коллективными интеллектуальными правами. В силу закона это дает Российскому авторскому обществу право действовать от имени всех правообладателей, независимо от того имелся ли между ними гражданско-правовой договор либо не имелся. На практике это предоставляет Российскому авторскому обществу возможность фактически принудить правообладателя к вступлению с ним в правоотношение.

Смоделируем ситуацию на практике: РАО фиксирует факт нарушения интеллектуальных прав, получает деньги с нарушителя, удерживает часть из этих денег себе, а остальное отдает правообладателю. Еще раз подчеркнем, что в данном случае не имеет значения, был ли договор у РАО с правообладателем.

Услуги, предоставляемые организацией

Данная организация предлагает услуги как правообладателям, так и пользователям. Сайт Российского авторского общества: http://rao.ru/ .

Для правообладателей РАО оказывает следующие виды услуг: заключение договоров на коллективное управления (хотя, как мы выяснили, и без этого договора РАО вправе действовать от имени правообладателей); регистрация произведений, что необходимо только в контексте распределения вознаграждения; депонирование произведений: полезный способ, в чем-то заменяющий регистрацию, присущую объектам патентного права (более подробно – см. эту статью).

Что касается пользователей, то им РАО, в основном, рекомендует заключать с ним договоры на правомерное использование результатов интеллектуальной деятельности (т.е. лицензионные договоры). Так, на сайте имеются специальные статьи, посвященные отдельным категориям пользователей: например, для Интернет-радио, телекомпаний, кинотеатров. РАО утверждает ставки авторского вознаграждения, с которыми предлагает ознакомиться пользователям.

Плюсы и минусы сотрудничества

Если говорить о плюсах, то это определенная гарантия результата, так как данная компания является крупнейшей на российском рынке. Поэтому в любом случае она окажет услуги надлежащим образом.

Минусы сосредоточены в финансовой стороне вопроса. РАО ведет деятельность не всегда прозрачно, за что не раз подвергалась обвинениям в мошенничестве. Поэтому в рамках коллективного управления, если вы намерены заключать договор, следует быть внимательными и помнить, что фиксированный размер расходов, который вправе удерживать аккредитованные организации, законом не установлен (более подробно – здесь).

Итоги

Таким образом, данная организация может быть полезна не только известным правообладателям в рамках коллективного управления, но и начинающим авторам, желающим защитить свои авторские права. Последние могут воспользоваться услугой депонирования, которая очень полезна в ряде случаев.

) - это крупнейшая и старейшая российская организация, созданная для коллективного управления авторскими правами.

Имеет государственную аккредитацию в сфере управления правами на музыкальные произведения. Оказывает услуги по депонированию произведений и управлению правами в сферах, не охваченных государственной аккредитацией.

Никоим образом не умаляя роли РАО в обеспечении функционирования рынка и учитывая все его отдельные достижения, следует отметить, что на примере этого общества в силу его масштаба особенно ярко видны недостатки и пороки российской системы коллективного управления.

Руководство РАО

Генеральный директор

С января 2018 года генеральным директором является .

До него эту должность занимал Макcим Дмитрирев , получивший её в конце 2016 в результате корпоративного контроля у группы Сергея Федотова , возглавлявшего общество с 2007 года.

Правление

Председателем Правления с января 2018 является Максим Дмитриев, пониженный до этой должности с позиции Генерального директора.

Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью РАО.

Председатель совета директоров - Андрей Кричевский , секретарь - Олег Некрасов.

С 2017 года Президентом является , до него эту должность занимал , ранее остро критиковавший работу РАО.

Формально к компетенции совета отнесено утверждение руководящих внутренних документов, в том числе о размерах авторских сборов, и ряд других ключевых полномочий. Однако на практике этот орган носит декоративный характер, реального руководства деятельностью общества он не осуществляет, а лишь без возражений согласовывает все, что предлагают [оценочное суждение редакции].

Конференция

Созывается не реже чем раз в 6 лет для избрания совета и ревизионной комиссии. Иных полномочий фактически не осуществляет.

Порядок созыва конференции определяется советом.

Учитывая большое количество членов РАО (более 29 тысяч) и непрозрачность процедуры голосования за делегатов-представителей, проверить соблюдение формальной законности при созыве конференции практически невозможно.

Ревизионная комиссия

Состоит из пяти уважаемых деятелей сферы культуры - неспециалистов в финансах, экономике и юриспруденции.

До смены руководства Ревизионная комиссия всегда без возражений утверждала все отчеты менеджмента РАО, что вызывало сомнения у правообладателей. На требования аудита со стороны правообладателей Ревизионная комиссиия отмалчивалась, возможно, в силу особо тесных связей с должностными лицами, чью работу они должны были контролировать.

Давать оценки деятельности нового составаа Ревизионной комиссии высказывать суждения преждевременно.

Государственная аккредитация

Ччрез пару месяцев после победы новое руководство заявило о том, что провело аудит, который выявил множественные нарушения в части распределения авторского вознаграждения, платежи в адрес фирм

Судебные процессы

Отдельную категорию дел представляют претензии РАО к организаторам концертов. Наиболее известны дела о защите прав авторов песен, исполняемых группой . Элтоном Джоном, Бейонсе, группами «Сплин», «Ария», .

Серьезные проблемы с распределением собранного вознаграждения между авторами и правообладателями были выявлены в деле о налоговых претензиях к РАО. Налоговая служба посчитала, то нераспределенное вознаграждение является доходом общества и должно облагаться налогом на прибыль. Выяснилось, что за три года размер нераспределенного вознаграждения составил 4 млрд рублей, то есть примерно годовой сбор РАО.

Остальные 80% принадлежат выше ООО «Энигма».

Студия «Союз»

РАО (через АО «СЭК») владеет 80% акций студии, остальные 20% принадлежат генеральному директору студии Алексею Бочкову.

Студия «Союз» является одним из крупнейших российских правообладателей и, таким образом, имеет право на получение от РАО весьма существенного вознаграждения.

При этом непрозрачные процедуры распределения собранного вознаграждения открывают перед РАО реальные возможности для злоупотребления в виде неподконтрольного перекладывания вознаграждения из общего кармана в свой собственный.

АО «Сервисно-эксплуатационная компания» (АО "СЭК")

СЭК - 100% дочерняя организация РАО. По версии следствия, использовалась для 557 млн рублей из Российского авторского общества.

Через СЭК РАО владеет информационным агентством «Интермедиа», студией «Союз» и информационной группой «Билбоард».

Также на эту организацию была оформлена некая недвижимость, деньги от продажи которой, по утверждению Сергея Федотова, планировалось потратить на разработку реестра интеллектуальной собственности для обеспечения сбора так называемого налога на интернет.

НП «МАК»

РАО являлось одним из учредителей Некоммерческого партнерства по содействию развитию рынка музыкального и аудиовизуального контента в сети интернет. Это партнерство было создано крупными игроками медиарынка («Юниверсал мьюзик», «Первое музыкальное издательство», «МУЗ.РУ», «Фидел Солюшнс», «Фирма Грамзаписи Никитин») и известно связанными с ним судебными процессами против Мэйл.ру, Вконтакте и Одноклассников.

В апреле 2018 НП "МАК"

В сфере интеллектуальной деятельности. РАО является организацией по управлению авторскими правами на коллективной основе.

Как общественная организация (ОО) РАО действует на основе принципов членства авторов физических лиц. Юридические лица не могут становиться членами РАО.

Главные задачи Российского авторского общества - РАО

  • Управление имущественными авторскими правами авторов на коллективной основе в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно (публичное исполнение, в том числе на радио и телевидении, воспроизведение произведений путем механической, магнитной записи, тиражирование произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства в промышленности и другие случаи);
  • Содействие авторам (их правопреемникам) в передаче прав на использование произведений науки, литературы и искусства на индивидуальной основе, а также регистрацию авторских прав;
  • Представительство законных интересов авторов (их правопреемников) в государственных и общественных органах и организациях, а также за рубежом в соответствии с соглашениями о взаимном представительстве интересов с иностранными авторско-правовыми обществами - партнерами РАО.

На сегодняшний день РАО - крупнейшая из российских организаций по охране и реализации авторских прав. Имеет договоры более чем с 20 000 авторов, преимущественно композиторов и авторов текстов песен.

РАО осуществляет коллективное управление правами и масштабное лицензирование использования произведений при:

  • телевизионном вещании
  • радиовещании
  • концертной и театральной деятельности
  • публичном исполнении в барах, ресторанах, гостинницах и других общественных местах
  • механической записи, т.е. записи на носителях музыкальных произведений
  • других аналогичных видах использования

Портал Копирайт.ru осуществляет независимый обзор и мониторинг информации о деятельности Российского Авторского Общества:

Оператор кабельного вещания выступает против полномочий Российского авторского общества устанавливать финансовые условия лицензионного соглашения >>>

Российский союз правообладателей усиливает позиции как претендент на получение государственной аккредитации на сборы вознаграждения >>>

Большинство предпринимателей в принципе готовы платить за публичное исполнение музыки, но только в том случае, когда в договоре будет все четко регламентировано и обосновано, включая тарифы вознаграждения>>>

В Волгограде провели проверки в торговых организациях, на предмет законности исполнения музыкальных композиций>>>

Композиторы, исполнители и актеры подписали открытое письмо Владимиру Путину в защиту РАО>>>

РАО адресовало обращение в Госдуму с просьбой рассмотреть предложение внести изменения в Гражданский кодекс РФ.>>>

Для борьбы с пиратами, незаконно скачивающими музыку из Интернета, РАО собирается создать новую организацию>>>

Ассоциация кабельного телевидения и Российское авторское общество РАО планируют подписать лицензионное соглашение об авторских отчислениях>>>

Директора кинотеатров считают, что производить отчисления в РАО они должны когда сами авторы музыкальных произведений к фильмам лично потребуют авторского вознаграждения>>>

Концертные организации надеются найти общий язык и выработать нормальные рабочие взаимоотношения между концертными организациями и Российским Авторским Обществом

Финансы за романсы - Российская Газета рассматривает «новую» для сферы авторского права проблему использования музыки в местах общественного питания. Одним из участников, принимавших непосредственное участие в обсуждении и решении данной проблемы, была РАО. В статье присутствует мнение специалистов Ассоциации по вопросу, краткий экскурс в историю образования РАО и обзор направлений деятельности организации.

В России процветает «подпольное» караоке - статья РБК: о караоке в целом и об определении понятия «караоке» в Уставе РАО в частности.

Мосгордума объявляет бой пиратству - об участии РАО и других организаций по защите авторских прав в «противопиратских» акциях Мосгордумы.


Статьи и новости по теме:

Глава Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Александр Жаров на встрече с Владимиром Путиным отчитался >>>

Конституционный Суд остался в стороне от разрешения правовой коллизии – противоречий между положениями Гражданского кодекса РФ и международным договором ВТО (Всемирная торговая организация) в части бездоговорного коллективного управления авторскими правами, но определил обязательства >>>

Один из самых популярных советско-российских композиторов Юрий Антонов всегда отличался непримиримым отношением к пиратам, о чем не уставает напоминать последние четверть века. Теперь Маэстро выступил с претензиями к iTunes (принадлежит корпорации Apple), требуя от него 450 миллионов рублей компенсации за нарушения авторских прав >>>

Один из самых известных отечественных поэтов-песенников Илья Резник отказался продлить делегирование РАО прав на управление всеми своими произведениями. Информация стала доступной через твиттер-сообщение адвоката Сергея Жорина. Который объяснил поступок маэстро размером получаемых авторских отчислений - «смехотворных и унизительных» >>>

Собранное, но нераспределенное в течение трёх лет авторское вознаграждение, хранящееся на счетах организации по коллективному управлению, не должно облагаться налогами. Соответствующее решение было принято Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ по заявлению РАО 19 ноября 2013 г. >>>

ВАС (Высший Арбитражный суд Российской Федерации) пошел навстречу РАО (Российское авторское общество) и признал целесообразным передать в президиум ВАС в порядке надзора дело о взыскании с крупнейшего российского коллективного правообладателя недоначисленных налогов (плюс штрафы и пеня) на сумму в 500 миллионов рублей. Истцом выступает ФНС (Федеральная налоговая служба) РФ >>>

Министерство культуры Российской Федерации собирается продлить полномочия Российского авторского общества - РАО по сбору авторских отчислений за публичное исполнение музыкальных произведений от имени всех авторов >>>

Представителем Федерального арбитражного суда Московского округа, где рассматривалась кассация на решение суда первой инстанции о выплате Российским авторским обществом в бюджет государства доначисленных ему налогов в размере более 550 миллионов рублей*.

Об успехах Министерства культуры РФ и стратегических целях на предстоящий год рассказал Министр культуры РФ Владимир Ростиславович Мединский >>>

С 2008 года 4-ая часть Гражданского Кодекса РФ содержит нормативно-правовую базу системы коллективного управления авторскими и смежными правами: ст. 1242 регламентирует правовое положение, функции и обязанности организаций, которые осуществляют коллективное управление имущественными правами от имени авторов и иных правообладателей. Подобную схему контролирует и всецело поддерживает Министерство культуры РФ

Сфера деятельности Сборы

2 млрд 693 млн. руб (2010)

Число членов Веб-сайт

Российское авторское общество (Общероссийская общественная организация «Российское Авторское Общество» , РАО ) - некоммерческая общероссийская общественная организация , созданная для коллективного управления авторскими правами .

РАО призвано управлять имущественными правами авторов, других обладателей авторских прав, когда осуществление этих прав в индивидуальном порядке затруднительно (например, сбор авторского вознаграждения за сообщение произведений в эфир и по кабелю, публичное исполнение произведений, воспроизведение, репродуцирование и т. д.).

История создания

29 ноября 1870 г. по инициативе писателя А. Н. Островского было учреждено «Собрание русских драматических писателей». На его основе 21 октября 1874 года создано «Общество русских драматических писателей», ставшее первым в истории России авторско-правовым обществом. Председателем Общества был избран А. Н. Островский . В момент основания в Общество входил 81 член, в том числе А. К. Толстой , И. С. Тургенев и Н. С. Лесков .

21 октября 1875 г. к Обществу присоединились композиторы во главе с Н. А. Римским-Корсаковым , образовав «Общество русских драматических писателей и композиторов».

Представительство и международное сотрудничество

В настоящее время РАО, согласно сведениям на официальном сайте организации, объединяет более 26 тыс. российских авторов и более 1 млн зарубежных авторов и их правопреемников, в соответствии с соглашениями о взаимном представительстве интересов на основании более 150 соглашений с зарубежными партнёрами из 66 стран .

Государственная аккредитация

Финансовые показатели деятельности

Совокупный объем сборов РАО по годам (в млрд. руб.)
1999 2001 2002 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
0,19 0,38 0,50 0,93 1,12 1,25 1,54 2,16 2,78 2,69

Резонансные события с участием РАО

Претензии РАО к Продюсерскому центру В. Лазарева (г. Нижний Новгород)

В 2008 году Волго-Вятский филиал РАО выдвинул обвинения против организатора концерта группы «Ария » нижегородского «Продюсерского центра Валерия Лазарева». По мнению РАО, на организованном центром Валерия Лазарева концерте, прошедшем в Нижнем Новгороде , были нарушены авторские права нескольких композиторов и поэтов, в том числе Валерия Кипелова , который считается соавтором некоторых песен, исполнявшихся, по утверждению РАО, на этом концерте. По словам В. Лазарева, песни Кипелова на концерте не исполнялись, а представителей РАО на концерте не было .

Иски РАО к ООО «Юг-Арт» (г. Ростов-на-Дону)

8 марта 2009 года в Ростове-на-Дону состоялся концерт арт-группы «Хор Турецкого », в ходе которого были публично исполнены 27 произведений российских и иностранных авторов. Организатором концерта являлось ООО «Юг-Арт». Лицензионный договор с РАО заключен не был. Южный филиал РАО 21 апреля 2009 года обратился в Кировский суд г. Ростов-на-Дону с иском в защиту прав авторов исполненных на концерте произведений. При этом в иске авторами песни «Город золотой » были ошибочно указаны Леонид Каганов и Борис Гребенщиков , от имени которых, и без их ведома, был подан иск .

Претензия РАО к РФПЛ

В июле 2009 года РАО выдвинуло претензии к Российской футбольной премьер-лиге (РФПЛ) по поводу использования перед матчами отечественного чемпионата «Футбольного марша » М. И. Блантера . Дело получило широкий резонанс в СМИ. После этого РАО заявило, что не будет выдвигать требования к РФПЛ о выплате авторского вознаграждения за использование указанного произведения в ходе проведения футбольных матчей в Российской Федерации .

В свою очередь, РФПЛ констатировала, что содержание пресс-релиза РАО об отказе в требовании авторского вознаграждения за «Футбольный марш» не совсем соответствует действительности. В сообщении РФПЛ отмечается, что в интервью каналу «Вести-24 » наследница композитора Татьяна Бродская утверждала, что в договоре о поручении РАО управлять ее имущественными правами нет и не могло быть упоминания данного произведения. Также РФПЛ выразило недоумение, каким образом «Футбольный марш» М. И. Блантера оказался в реестре произведений, правами на которые управляет РАО на основе договоров с правообладателями.

РАО против ОГИ

Осенью 2008 года РАО направило в небольшое московское издательство «ОГИ» письмо по поводу текстов Александра Галича , размещенных на образовательном ресурсе «Рутения» (обозначенном в названии как совместный проект кафедры русской литературы Тартуского университета и издательства «ОГИ»), в котором грозило порталу судебным иском на 5 миллионов рублей и требовало «урегулировать ситуацию». Тексты были немедленно убраны с сайта, однако РАО в августе 2009 года подало иск на «ОГИ» , оценив нанесённый правообладателю (дочери поэта) материальный ущерб в 1 миллион 360 тысяч рублей . В связи с этим начался флешмоб , заключающийся в публикации в блогах стихотворения Александра Галича «Мы не хуже Горация» и отправке писем в РАО с просьбой о разъяснении правовых последствий такой публикации. Затем было опубликовано открытое письмо к правообладателю Алёне Галич-Архангельской с просьбой способствовать отзыву иска, поскольку «специалисты по охране текстов от читателя исходили из неверной оценки ситуации», избрав в качестве повода публикацию на некоммерческом сайте, а «посмертная цензура и преследование свободного распространения текстов» Галича наносят ущерб «коллективной памяти» и самому правообладателю . Письмо подписали ведущие мировые специалисты в области русской словесности, литераторы, издатели, студенты, аспиранты и сотрудники гуманитарных вузов России и других стран.

РАО против организаторов концерта хора ветеранов

В марте 2010 года прокуратура по заявлению Российского авторского общества предъявила претензии организаторам бесплатного концерта хора ветеранов в Самаре, потребовав выплаты вознаграждения авторам за публичное исполнение песен военных лет. Недоумение действиями РАО выразили композитор Оскар Фельцман , а также ряд известных политиков .

23 апреля 2010 года самарский хор ветеранов фронта и тружеников тыла по приглашению РАО принял участие в концерте, посвященном завершению Дней интеллектуальной собственности.

Председатель самарской региональной общественной организации «Труженики тыла и ветераны труда», руководитель творческого коллектива Петр Горшков: «По приглашению Российского авторского общества мы прибыли в Москву. Мы очень благодарны за такое отношение к нам, ветеранам. Безусловно, нам оказана высокая честь. Все прошло прекрасно, замечательно. Мы довольны. Я думаю, подобный подход такого серьёзного общества и должен продолжаться».

А вот что считает правильным подходом во взаимоотношениях с пользователями генеральный директор РАО Сергей Федотов: «Мы бы, конечно, хотели добиться того, чтобы гонорары авторам выплачивались и их интересы учитывались. Что же касается целого ряда бесплатных, благотворительных мероприятий, то в большинстве случаев мы идем навстречу организаторам и не взимаем плату. Это очень важно, мы стараемся быть в диалоге с обществом, прислушиваться к тем сигналам, которые поступают. В ближайшее время планируем провести слушания в Общественной палате , которые будут посвящены бесплатному использованию музыки. Надеемся, что удастся достичь общественного компромисса, определенного баланса сил и интересов в этой области» .

Незаконность деятельности регионального управления РАО в Екатеринбурге

Весной 2010 года РАО подало в суд на кинотеатр в Каменске-Уральском за то, что там демонстрировались фильмы «Аватар », «Шерлок Холмс », «Книга Илая », «Черная молния » без заключения договоров о вознаграждении обладателям прав на музыку, использованную в фильмах. При этом кинотеатром были заключены официальные договора с обладателями прав на сами фильмы - ООО «Юниверсал Пикчерз Интернэшнл», ООО «Кинокомпания «Каро Премьер». РАО рассмотрело это как правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 7.12 КОАП РФ и добилось изъятия оборудования кинотеатра и наложило штраф в размере 30 тысяч рублей.

Иски против филармоний

В конце 2011 года РАО подало иски против Московской, Свердловской и Нижне-Тагильской филармоний. Особенностью исков было то, что РАО фактически требовало от филармоний выплаты авторских вознаграждений за произведения классиков, живших несколько веков назад . Районный суд в Екатеринбурге прекратил производство дела, так как подобные вопросы больше не относятся к юрисдикции арбитражного суда, но РАО зявило о намерении довести судебное дело до конца . Суть конфликта состоит в том, что многие годы отчисления в РАО производились без учёта реального времени звучания современной музыки в концерте (10% от всего сбора с концерта, даже если произведение звучало 5 минут из 1,5 часов). Можно с уверенностью сказать, что такая обобщённая система пагубно повлияла на современную филармонческую музыку, так как филармонии во многих случаях были вынуждены просить исполнителей избегать современных произведений - или же терпеть убытки.

См. также

  • Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП)
  • Росийское агентство интеллектуальной собственности (РАИС)
  • Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO)
  • Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС)
  • Международная конфедерация обществ авторов и композиторов

Примечания

  1. Отчет РАО за 2010 год
  2. Устав РАО - Официальный сайт РАО.
  3. Борис Барабанов Песня с процентом (рус.) // Власть : журнал. - 2009. - № № 36 (839).
  4. Указ Президента РФ от 07.10.1993 N 1607 «О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав»
  5. Сайт РАО. История
  6. Приказ Росохранкультуры от 15.08.2008 № 16 «О государственной аккредитации организации по управлению правами на коллективной основе на осуществление деятельности в сфере управления исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции» (документ не был опубликован)
  7. 12 августа состоялось первое заседание Аккредитационной комиссии (рус.) . Минкультуры России (12 августа 2008). - Новости Министерства. Архивировано из первоисточника 27 февраля 2012. Проверено 7 июля 2009.
  8. Приказ Росохранкультуры от 15.08.2008 № 15 "О государственной аккредитации организации по управлению правами на коллективной основе на осуществление деятельности в сфере осуществления прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений (с текстом или без), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение или сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения "
  9. Александр Вознесенский. СИЗАК в Москве . Независимая газета (25 апреля 2002). Архивировано
  10. Роман Уколов. Пиратам бедность не грозит . Независимая газета (25 апреля 2003). Архивировано из первоисточника 27 февраля 2012. Проверено 14 августа 2010.
  11. НТА-Приволжье:: Волго-Вятксий филиал РАО подал иски к киносетям Н.Новгорода об отчислениях в пользу авторов музыки к фильмам
  12. Российское Авторское Общество
  13. КоммерсантЪ . «Ария» в авторском исполнении
  14. Леонид Каганов: Оказывается, я истец номер один по делу РАО
  15. Пресс-релиз РАО. О ситуации, сложившейся в связи с судебными разбирательствами с ООО «Юг-Арт»
  16. , lenta.ru, 14 августа 2009 г
  17. Ростовский суд назначил новое рассмотрение дела о концерте Deep Purple , РИА Новости, 14 августа 2009 г
  18. Кассационные определения Ростовского областного суда по делам РАО против ООО "Юг-арт" . Конференция ЮрКлуба (16-09-2009).