Физиологические основы темперамента. Темперамент и его физиологические особенности

Науке давно известна зависимость протекания психических процессов и поведение человека от функционирования нервной системы, выполняющей доминирующую и управляющую роль в организме. Теория связи некоторых общих свойств нервных процессов с типами темперамента была предложена И.П. Павловым и получила развитие и экспериментальное подтверждение в работах его последователей.

И.П.Павлов изучая особенности выработки условных рефлексов у собак, обратил внимание на индивидуальные различия в их поведении и в протекании условно-рефлекторной деятельности. Эти различия проявлялись, прежде всего, в таких аспектах поведения, как скорость и точность образования условных рефлексов, а также в особенностях их затухания. Это обстоятельство дало возможность И.П.Павлову выдвинуть гипотезу о том, что они не могут быть объяснены только разнообразием экспериментальных ситуаций и что в их основе лежат некоторые фундаментальные свойства нервных процессов - возбуждения и торможения. К этим свойствам относятся сила возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность (сменяемость).

И.П.Павлов, различал силу возбуждения и силу торможения, считая их двумя независимыми свойствами нервной системы.

Сила возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости, т.е. в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения.

Сила торможения понимается как функциональная работоспособность нервной системы при реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций, таких, как угасание и дифференцировка.

Уравновешенность - равновесие процессов возбуждения и торможения. Отношение силы обоих процессов решает, является ли данный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит силу другого.

Подвижность нервных процессов проявляется в быстроте перехода одного нервного процесса в другой. Подвижность нервных процессов проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нервной системы является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот.

Инертность - противоположность подвижности. Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому.

Выделенные И.П.Павловым свойства нервных процессов образуют определенные системы, комбинации, которые, по его мнению, образуют так называемыйтип нервной системы , или тип высшей нервной деятельности . Он складывается из характерной для отдельных индивидов совокупности основных свойств нервной системы - силы, уравновешенности и подвижности процессов, различая сильные и слабые типы.

Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т.е. низкий порог) на действия раздражителей.

Дальнейшим основанием деления служит уравновешенность нервных процессов, но только для сильных типов, которые делятся на уравновешенных и неуравновешенных, при этом неуравновешенный тип характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. Сильные уравновешенные типы делятся на подвижные и инертные, когда основанием деления является подвижность нервных процессов.

У сильного уравновешенного подвижного типа процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей.

Сильный уравновешенный инертный тип . Сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы.

Выделенные И.П.Павловым типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характеристикам соответствуют 4 классическим типам темперамента:

    сильный, уравновешенный, подвижный - сангвиник;

    сильный, уравновешенный, инертный - флегматик;

    сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения - холерик;

    слабый тип- меланхолик.

И.П.Павлов понимал тип нервной системы как врожденный, относительно слабо подверженный изменениям под воздействием окружения и воспитания. По мнению И.П.Павлова свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента, который является психическим проявлением типа нервной системы. Типы нервной системы, установленные в исследованиях на животных Павлов предложил распространить и на людей.

Учение Павлова о типах нервной деятельности имеет существенное значение для понимания физиологической основы темперамента. Правильное его использование предполагает учет того, что тип нервной системы является строго физиологическим понятием, а темперамент – это понятие психофизиологическое и выражается он не только в моторике, характере реакции, их силе, скорости и т.д., но так же и во впечатлительности, в эмоциональной возбудимости и т.п.

Психические свойства темперамента, несомненно, теснейшим образом связаны с телесными свойствами организма – врожденными особенностями строения нервной системы и др. Однако, при всем значении врожденных особенностях организма, в частности его нервной системы, для темперамента они лишь исходный момент его развития, неотрывного от развития личности в целом.

В настоящее время в науке накоплено множество фактов о свойствах нервной системы и по мере их накопления исследователи придают все меньшее значение типам нервной системы, тем более магическому числу (4), фигурирующему почти во всех работах И.П.Павлова о темпераменте. Прежде всего, подчеркивается значение исследований отдельных фундаментальных свойств нервной системы, в то время как проблема разделения на типы отступает на второй план. Поскольку типы образуются из комбинаций указанных свойств, лишь более глубокое познание последних может обеспечить понимание и осуществление типологий.

Однако, несомненно что каждый человек имеет вполне определенный тип нервной системы, проявление которого, т.е. особенности темперамента, составляют важную сторону индивидуально психологических различий.

5. Типы темпераментов и их психологическая характеристика.

Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Они не только заметны во внешней манере поведения, но словно пронизывают все стороны психики, существенно проявляясь в познавательной деятельности, сфере чувств, побуждения и действиях человека, а также в характере умственной работы, особенностях речи и т.п.

В настоящее время наука располагает достаточным количеством фактов, чтобы дать полную психологическую характеристику всех типов темперамента по определенной стройной программе. Однако для составления психологической характеристики традиционных 4 типов обычно выделяют следующие основные свойства темперамента:

Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.

Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействий одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон - даже звук).

Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).

Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств, настроения, случайных событий или от целей, намерений, убеждений.

Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение.

Экстраверсия, интраверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникающих в данный момент, или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим.

Экстраверт ориентируется по внешнему объекту, его решения и действия подчиняются не субъективным воззрениям, а объективным обстоятельствам; его мысли, чувства и действия зависят от объективных условий и требований окружающего мира; его внутренний мир подчиняется внешним требованиям; все его сознание смотрит во внешний мир, т.к. важные и детерминирующие решения приходят к нему извне. Интерес и внимание сосредоточены на объективных происшествиях и, прежде всего на тех, которые имеют место в ближайшей среде. Интерес прикован не только к лицам, но и к вещам. Соответственно с этим и деятельность его следует влиянию лиц и вещей. Деятельность его прямо связана с объективными данными и детерминациями и, так сказать, исчерпывающе объясняется ими.

Но такая обусловленность объективными факторами совсем не означает идеальную приспособленность к условиям жизни вообще.

Своей адаптивностью экстравертивный тип обязан тому, что он приспособился к определенным условиям, и не выходит за рамки объективно данных возможностей. Например, он выбирает занятие, имеющее значение для данного места и данного времени, или он производит то, что наиболее актуально для окружающей среды в данный момент, или он воздерживается от всего нового, которое не удовлетворяет интересы его среды.

Эта сторона его высокой приспособляемости имеет и слабую сторону, т.к. экстраверт ориентирует свою деятельность на фактическую сторону своих субъективных потребностей и нужд.

Опасность заключается в том, что он вовлекается в объекты и совершенно теряет в них себя самого.

Интроверт отличается от экстраверта тем, что он ориентируется преимущественно не на объект, а на субъективные данные. У него между восприятием объекта и его собственным действием вклинивается субъективное мнение, которое мешает действию принять характер, соответствующий объективно данному.

Но это не значит, что интроверт не видит внешние условия. Просто его сознание выбирает в качестве решающего субъективный фактор. Субъективным фактором Юнг называет «тот психологический акт или ту реакцию, которая сливается с воздействием объекта и дает тем самым начало новому психическому акту». Он говорит: «субъективный фактор есть второй мировой закон, и тот, кто основывается на нем, тот имеет столь же верную, длительную и значащую основу, как и тот, кто ссылается на объект. Интравертная установка опирается на всюду наличное, в высшей степени реальное и абсолютно неизбежное условие психического приспособления».

Как и экстравертная установка интровертная имеет в своей основе наследственную психологическую структуру, которая присуща каждому индивиду от рождения.

Учитывая все перечисленные свойства можно дать следующие психологические характеристики основных классических типов темперамента:

Сангвиник. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. По незначительному поводу он хохочет, а несущественный факт его может рассердить. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь.

Он легко переключается с одного вида деятельности на другой, но нелюбит однообразной работы. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, громкая, быстрая, отчетливая речь, которая сопровождается выразительными мимикой и жестами. Сангвиник активно вступает в контакты, легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Если раздражители быстро меняются, все время, поддерживая новизну и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения, и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость. У сангвиника быстро и легко возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или замениться противоположными. Легкость, с какой у сангвиника образуются новые временные связи, большая подвижность стереотипа, отражается также в умственной подвижности сангвиников, обнаруживают некоторую склонность к неустойчивости. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее, жизнерадостное настроение. Как правило, сангвиник в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем. Он экстраверт.

Флегматик обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить или опечалить. Когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Его нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого – уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. Обычно у него бедная мимика, речь невыразительна и замедленна, так же, как движения. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт.

У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Недостатком флегматика является его инертность, малоподвижность. Поэтому у флегматика следует развивать недостающие ему качества – большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.

Холерик. Как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью. Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности, нетерпеливости холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко сказывается и в его деятельности: он с увлечением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей. Он скорее экстраверт.

Меланхолик. Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Он легко уязвим, тяжело переносит обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связанна с сильным нервным напряжением). Он неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется, мало работоспособен, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание. Меланхолик обычно неуверен в себе, робок, нерешителен, склонен к замкнутости и одиночеству, избегает общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущается, проявляет большую неловкость в новой обстановке. Всё новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. Чувство и эмоциональное состояние у меланхолика возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью. Большинство меланхоликов интроверты.

«Один вихревой завиток означает бедность; два вихревых завитка - богатство; три завитка, четыре завитка - открывай ломбард; пять завитков - сделайся комиссионером; шесть завитков - вор; семь - несчастье; восемь - жри солому; девять завитков и одна петля - тебе не надо работать, у тебя хватит еды до самой смерти».

Китайская народная поговорка

Каждый человек характеризуется индивидуальными психологическими особенностями. Это понятие включает в себя своеобразные свойства психической активности личности, которые выражаются в темпераменте, характере, мотивационно- потребностной сфере и способностях. Знания об этом позволяют выявить многие важные особенности личности, подобрать своеобразный стиль обучения и развития, что значительно расширит диапазон возможностей выбора рода деятельности, и будет способствовать наиболее полной реализации человека как личности. В современный век информации человек должен уметь быстро прогнозировать, корректировать и контролировать свои действия и поступки, т. е. постоянно меняться и приспосабливаться к новой волне жизни.

Вся информация о нашем характере, способностях, болезнях буквально нарисована на подушечках пальцев. Пальцевые узоры закладываются ещё в утробе матери 3 – 5-м месяце беременности вместе с тканями нервной системы. Следовательно, пальцевые узоры и тип нервной системы человека взаимосвязаны. Метод дерматоглифики позволяет расшифровать психологический портрет.

Существует удивительная и ещё не до конца изученная общность происхождения кожи и мозга человека из одного и того же эмбрионального листка – эктодермы. Поэтому, посмотрев рисунок у только что родившегося человека, уже можно сказать, будет ли он лидером, насколько будет координирован, какие качества нужно развивать у него с детства, в какой области наиболее полно раскроется его личность. Скольких ошибок могли бы избежать родители, если бы заранее знали о некоторых особенностях психического склада своего ребенка.

Данная проблема актуальна, т. к. многие люди начинают ощущать полнокровность жизни, стремятся реализоваться в ней полностью, овладеть нужной информацией, потому что выбирают законом своей жизни: «Кто никуда не плывет, для того не бывает попутного ветра» (М. Монтень).

Слово «дерматоглифика» образовано из двух слов derma (кожа) и glyphe (гравировать). Дерматоглифика изучает линии и складки на всей поверхности кожи тела человека, однако обычно исследуются кисти, реже - стопы.

Закладка дерматоглифических узоров на ладонях и пальцах рук происходит между 6 –и 19-й неделями внутриутробного развития, а заканчивается их формирование к 5-6-му месяцу. При этом на подушечках пальцев, ладонях и подошвах формирование узоров происходит не одновременно: на подошвах оно начинается на 2-3 недели позднее. С момента закладки и формирования кожный рисунок имеет индивидуальный и неповторимый характер, который сохраняется в течение всей жизни человека.

Устойчивость узора кожи многократно проверена. После термических и химический ожогов на молодой коже неизменно появляется прежний узор. Эта особенность была отмечена еще древними. В Древнем Китае, Японии, Корее, Индии намазанный краской палец прикладывали к важным документам – его отпечаток заменял подписи.

Дерматоглифика – достаточно молодая наука: ее возникновение относят к 1892 г. , когда один из оригинальнейших биологов своего времени – двоюродный брат Чарльза Дарвина сэр Френсис Гальтон выпустил свой теперь уже классический труд о пальцевых отпечатках.

Дата эта, впрочем, в достаточной степени условна. Еще с начала ХVIIв. В трудах весьма авторитетных анатомов встречаются описания дерматологических узоров, а в начале ХIХ в. Знаменитый чешский исследователь Ян Пуркинье создал фундаментальную классификацию пальцевых узоров. Позднее она была в значительной мере использована Гальтоном, а затем и авторами самой на сегодняшний день распространенной классификации – американцами Х. Каммисом и Ч. Мидло.

Как самостоятельная наука дерматоглифика оформилась к концу ХIХ – началу ХХв. Сам термин «дерматоглифика» был принят в 1926 г. на 42-м съезде Американской ассоциации анатомов по предложению Х. Камминса и Ч. Мидло.

А в 1880г. два автора – Г. Фулдс и В. Гершель – опубликовали в авторитетном английском научном журнале «Nature» сообщения о возможностях идентификации личности по пальцевым отпечаткам. Один из авторов даже предложил Скотлонд – Ярду использовать это открытие, но первоначально это предложение было отвергнуто. Как метод регистрации личности (создание банка дерматоглифических данных людей) дерматоглифика была введена в Англии в 1894г. В России дерматоглифические данные стали использоваться с 1907 г.

Наиболее крупный вклад в развитие дерматоглифики внесли наши соотечественники М. И. Вильямовская, И. И. Канаев, М. В. Волоцкая (работы 1930-х гг.) и Т. Д. Гладкова (1960-е гг.)

Кроме криминалистики и судебной медицины дерматоглифику используют также в антропологии. В последние годы дерматоглификой заинтересовались генетики и врачи, т. к. было установлено, что при ряде наследственных заболеваний и нарушениях кариотипа человека наблюдаются изменения в структуре кожного рисунка. Впервые этот метод был применен в генетике в 1939 г. , когда Х. Камминс описал характерные особенности дерматоглифов при синдроме Дауна. Дерматолифический метод используется и в расовой антропологии, т. к. было установлено наличие расовых различий в кожном узоре.

Собственно дерматоглифические признаки

Собственно дерматоглифические признаки, или истинные узоры представлены тремя типами узоров (дуги, петли, завитки).

Тип пальцевого узора Особенности

Дуга (арка)-Arch Самый простой рисунок. Не имеет трирадиусов (трирадиус, или дельта-место или точка на ладонном рисунке, где сходятся три различно направленные папиллярные линии, они образуют рисунок, напоминающий греческую букву «дельта»)

Петля –Loops Узор, имеющий только одну дельту. Полузамкнутый узор, в котором кожные гребешки, начинаясь от одного края, идут к другому, но, не доходя до него, возвращаются обратно, образуя петлю.

*Радиальные петли - Radial loops (R)- относительно необычны. Имеют четко выраженную тенденцию к локализации на указательном пальце для всех популяций и редкую частоту встречаемости на 3-ем и 4-ом пальцах, исключительно редки на мизинцах. Эта петля открывается в радиальную сторону ладони, к большому пальцу.

*Ульнарные петли - Ulnar loops (U) - обычный узор, редко диагностичен.

Эта петля открывается в ульнарную сторону ладони, к мизинцу.

Завиток -Whorls (W) Самый сложный рисунок, имеющий две дельты. Замкнутый узор, в котором папиллярные линии располагаются концентрически вокруг середины узора.

Относительно обычный узор, чаще локализуется на 1-ом и 4-ом пальце.

Темперамент

Понятие о темпераменте

Слово темперамент произошло от латинского “темпераментум” – соотношение, пропорция.

Темперамент представляет собой результат объединения разнообразных биологических компонентов, которые вовлечены в функционирование системы поведения. Это обобщенная, качественно отличающаяся система разнообразных психобиологических свойств индивидуального поведения, потому темперамент проявляется и в психической ориентировке, и в программировании, и в регуляции, и оценке жизнедеятельности человека в виде динамических процессов и состояний. К последним так же относят: интенсивность, скорость, темп, ритм, а также эмоциональную чувствительность и пластичность.

Темперамент принадлежит к первичным формам высшего психического синтеза. Его физиологической основой является тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношением силы, уравновешенности, подвижности возбудительного и тормозительного процессов. Однако соотношение между типами высшей нервной деятельности и традиционно выделяемыми типами темперамента (сангвиника, холерика, меланхолика, флегматика) далеко неоднозначны.

Темперамент, как психобиологическое свойство личности, проявляется в особенностях освоения предметного мира в стремлении к умственному и физическому труду, социальных контактах, в быстроте перехода от одних видов деятельности к другим или от одних способов мышления к другим, в быстроте монотонно – двигательных актов, в скорости речи, в эмоциональной чувствительности к расхождениям между задуманным и результатами общения и деятельности, и в чувствительности к неудачам и оценки людей.

Темперамент характеризует подвижность личности, но не её убеждения, взгляды, интересы. Он не является показателем большей или меньшей общественной ценности личности, не определяет её конечные возможности. Не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или со способностями личности. Люди самого различного темперамента могут добиться очень высоких достижений в одном и том же виде деятельности. Если взять крупнейших писателей, то А. И. Герцен был типичным сангвиником, И. А. Крылов – флегматиком, А. С. Пушкин – холериком, а Н. В. Гоголь – меланхоликом.

Таким образом, темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения.

Физиологические основы темперамента

Древнегреческий врач Гиппократ (V – IV вв. до н. э.) считал, что темпераменты объясняются различным соотношением основных видов жидкости в организме и тем, какая из них преобладает: кровь (по – латински «сангвис»), слизь (по-гречески «флегма»), красно – желтая желчь (по-гречески «холе») или черная желчь (по-гречески «мелайн холе»).

Подлинно научное объяснение темперамента дает учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Он считал, что индивидуальные особенности поведения, динамика психической деятельности зависит от индивидуальных различий в жизнедеятельности нервной системы. Основой этих различий, по его мнению, являются связь и отношение нервных процессов – возбуждения и торможения.

И. П. Павлов открыл три свойства процессов возбуждения и торможения:

1) силу процессов возбуждения и торможения;

2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения;

3) подвижность процессов возбуждения и торможения.

Сила нервных процессов характеризует работоспособность, выносливость нервной системы и означает способность её переносить либо продолжительное, либо кратковременное, но очень сильное возбуждение и торможение. Противоположное свойство – слабость нервных процессов – характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. У клеток снижена работоспособность, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает повышенной чувствительностью, она реагирует на любые даже самые мелкие раздражители.

Уравновешенность нервных процессов есть соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса уравновешиваются, а у других равновесия не наблюдается: преобладает процесс возбуждения или торможения.

Подвижность нервных процессов – это способность их быстро сменять друг друга, скорость движения нервных процессов, быстрота появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстрота образования новых условных связей.

Комбинации указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, уравновешенности и подвижность нервных процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.

И. П. Павлов соотнес выделенные им типы нервной деятельности с психологическими типами темпераментов и обнаружил полное совпадение. Таким образом, темперамент является проявлением типа нервной системы в деятельности, в поведении человека.

В итоге соотношение типов нервной системы и темпераментов по И. П. Павлову выглядит следующим образом:

1. сильный, уравновешенный, подвижный тип («живой») – сангвинический темперамент;

2. сильный, уравновешенный, инертный тип («спокойный») – флегматический темперамент;

3. сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения («безудержный») – холерический темперамент;

4. слабый тип («слабый») – меланхолический темперамент.

Тип нервной системы – это природное, врожденное свойство личности, которое практически не поддается корректировке под влиянием условий жизни и деятельности. Тип нервной системы придает своеобразие поведению человека, но не определяет ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев, которые формируются в процессе воспитания обществом. Темперамент может передаваться из поколения в поколение.

Характеристика темперамента

Как было сказано выше, выделяют четыре типа темперамента.

Представители холерического темперамента – порывисты, легко возбудимы. Психические процессы у данного типа протекают быстро, интенсивно. Люди, обладающие этим темпераментом, энергичны, работоспособны, постоянно ищут новые интересы, рутинная работа их утомляет. Неустойчивость психических процессов часто ведет к нервным срывам, что проявляется чрезмерной раздражимостью, вспыльчивостью, эгоцентризмом. Очень склонны к невротическим нарушениям. Положительные стороны холерического темперамента – энергия, активность, страстность, инициативность. А отрицательные стороны – общая несдержанность, грубость и резкость, вспыльчивость, способность к аффектам.

Представитель сангвинического темперамента – живой, любознательный, подвижный (но без резких, порывистых движений) человек. Как правило, люди с таким темпераментом веселы и жизнерадостны. Эмоционально не устойчивы, легко поддается чувствам, но они у него обычно не глубоки. У них сильно уравновешенный тип нервной деятельности. Нервные процессы возбуждаются и развиваются достаточно быстро, нарастают до определенного предела и своевременно угасают, как только проблема становится неактуальной. Люди, у которых преобладает этот темперамент, энергичны, общительны, доброжелательны, отзывчивы, гибки в принятии решений, с легкостью одерживают точку зрения окружающих, если она соответствует их устоям и не противоречит морали. Очень выносливы, при сильных и длительных стрессах у них редко развивается невротические состояния. Отрицательные черты данного типа: легкомыслие, разбросанность, неумение и нежелание доводить начатое дело до конца, переоценка себя и своих возможностей.

Представитель флегматического темперамента – медлителен, спокоен, нетороплив. Психологически достаточно сильный инертный тип, чтобы вывести его из равновесия, надо приложить много усилий. Им присущ низкий порог возбудимости. Они уравновешенны, не склонны к агрессии, а также к формированию невротических расстройств. Медленно воспроизводят и усваивают информацию, но достаточно педантично, докапываясь до каждой сути. С трудом принимают чужую точку зрения, но если принимали, то она становится их собственной. Люди, у которых преобладает этот темперамент, не любят перемен в жизни, склонны к порядку. Его главные положительные качества: усидчивость, деловитость, настойчивость. Отрицательные черты данного типа: вялость, инертность, пассивность, лень, иногда может проявляться безразличие, равнодушное отношение к труду.

Представители меланхолический темперамента – склонны к замкнутости, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют неловкость в новой обстановке. Психологически высокоподвижная нервная система, но по типу она очень слаба. Процессы возбуждения очень быстро сменяются процессами торможения, что приводит к общей слабости и истощению. Пессимистичны, очень болезненно переживают всё происходящее. Чаще не берутся выполнять сложные дела, переживая о грядущей неудаче, но если у них сильная воля, то завершат начатое дело, истязая себя психически. Больше всех из типов склонны к формированию психических расстройств и пребыванию в стрессах и депрессиях. Вызывает тревогу тот факт, что стресс может вызывать различные физические заболевания. Но впечатлительность, тонкая чувствительность и острая восприимчивость окружающего мира позволяют ему добиться больших успехов в искусстве – музыке, рисовании, поэзии. Люди, у которых преобладает этот темперамент, отличаются мягкостью тактичностью, деликатностью, чуткостью и отзывчивостью.

Характер

Понятие о характере

Характер представляет собой устойчивое сочетание психических свойств человека, в которых выражается его отношение к окружающему миру, способы поведения и реагирования. Характер – это индивидуального и типического, потому что симптомокомплексе свойств характера имеются особенные подструктуры с их неповторимыми взаимоотношениями. Вероятно, главными в симптомокомплексе характера являются волевые черты, которые при интеграции их в свойства личности определяют слабость или силу характера. Важно отметить что, все свойства характера взаимосвязаны, взаимозависимы. В результате закономерных взаимосвязей черт характера, существуют ведущие (определяющие, основные) черты, а также подчиненные. Каждое из структурных единиц характера формируется при жизни в онтогенезе как способ реализации отношений в деятельности и общении.

В структуре характера могут преобладать интеллектуальные, эмоциональные или волевые компоненты.

Физиологической основой характера является динамический стереотип. Его особенности так же как воспитание и сложности отношений с людьми, могут породить акцентуации характера, то есть чрезмерные усиления отдельных черт, которые приводят к дисгармоничному обращению человека с другими людьми, неадекватному отношению к себе, деятельности и так далее. Таким образом, физиологическая основа характера – это сплав черт типа нервной системы и сложных устойчивых систем временных связей.

Черты характера

Под чертами характера понимают индивидуальные привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности.

Черты характера необходимо рассматривать и оценивать во взаимосвязи друг с другом. Каждая черта характера приобретает свое значение, часто различное, в зависимости от её соотношений с другими чертами. Например, настойчивость имеет положительное значение только в сочетании с высокой идейностью и критичностью, без них она может выродиться в упрямство.

Черты характера принято делить на две группы:

Черты характера, в которых выражена направленность личности (т. е. система отношений к действительности: к обществу, к труду, к людям, к себе и т. д.).

Направленность личности определяет цели и устремления человека, также важно осуществляются ли в жизни эти цели и устремления человека, умеет ли человек преодолевать препятствия на пути к поставленной цели.

К этим чертам характера относятся: коллективизм, эгоизм, чуткость, грубость, честность, общительность, замкнутость, скрытность, трудолюбие, небрежность, лень, инициативность, консерватизм, бережность, самокритичность, чувство собственного достоинства, самоуважение.

Волевые черты характера.

В зависимости от развития у человека волевых черт характера говорят о сильном или слабом характере. Слабоволие дает отрицательную оценку характеру в целом даже при наличии положительной направленности личности. Не имеет ценности постановка высоких, благородных целей, если они не реализуются в жизни. В то время и сильный характер при ложной направленности не будет ценным качеством личности.

К волевым чертам характера относят целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка, мужество и смелость, дисциплинированность.

Формирование характера.

Характер формируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия и образа жизни. Таким образом, характер менее устойчивое состояние чем темперамент. В его формировании более важную роль играют социальные факторы, а не биологические.

Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинается складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности. Черты коллективизма, настойчивости выдержки, смелости формируются, прежде всего, в игре, особенно в коллективных играх с правилами. Большое влияние оказывает окружающее общество, а так же различный род трудовой деятельности. Особенно интенсивно развиваются черты характера у подростков.

Следует отметить что, деспотичное воспитание вызывает у ребенка стресс, а значит, и развития таких качеств как покорность, несамостоятельность, неуверенность в себе, непредприимчивость, зависимость, жертвенность и другие. Но не стоит и всё дозволять, быть во власти капризов детей, потому что это способствует развитию самоуверенности, повышенной требовательности к себе, эгоистичности, черствости и так далее.

Так же одним из способов воспитания характера является самовоспитание. Его чаще всего используют взрослые люди. Воспитать характер, значит, уметь отвечают за свои поступки и контролировать свои действия.

В воспитании характера особенно важен индивидуальный подход. Индивидуальный подход требует выбора и осуществления воспитательных мероприятий, которые бы соответствовали особенностям личности и его душевному состоянию в данный момент. А раздражительность, нетерпеливость, грубость, пассивность, чрезмерная нескромность педагога (родителя) окажут отрицательное влияние на характер ребенка.

Связь индивидуально – психологических особенностей личности с дерматоглифическими узорами на пальцах

Узоры кожи на кончиках пальцев, образовавшись еще во время внутриутробного развития человека, остаются неизменными всю жизнь. Кожа в эмбриональном развитии тесно связана с нервной системой. И рисунок на кончиках пальцев определяется структурой нервных окончании в них. Поэтому кожные узоры можно использовать при изучении особенностей нервной системы человека. Отсюда уже один шаг и до его поведения, характера.

Узоры на кончиках наших пальцев бывают трех типов. Чаще других встречаются "петли".

Если у вашего ребенка на пальцах большое число петель, не стоит огорчаться из-за того, что этот рисунок, так сказать, банален. Зато характер у таких детей "золотой". Они спокойны, доброжелательны, покладисты, отзывчивы, первыми приходят на помощь. В школе они могут и не "хватать звезд с неба", зато домашние задания выполняют старательно. Они очень ответственны, но особой инициативы проявлять не станут. Как правило, такие ребята легко заводят друзей.

По темпераменту обладатели петель- холерики или приближаются к ним. Обладатели десяти петель при обычной работе очень энергичны, зато в экстремальных ситуациях «гаснут», поскольку у них ограниченный физический потенциал. Больше всего они истощаются на скучной, монотонной работе, которая им неинтересна.

А вот обладатели большого числа завитков производят впечатление людей "себе на уме".

В дружбе они очень разборчивы. Часто не доводят начатое дело до конца, хотя если удается их заинтересовать чем-нибудь, могут произвести своего рода шедевр. Порой удивляют учителя и родителей неожиданной удачной инициативой. За это приходится многое им прощать. Правда, встречаются такие люди редко. Гораздо чаще на руках у человека бывает всего один-два завитковых узора, и он ближе к обладателям петлевых узоров со всеми их достоинствами и недостатками. Бывает и так, что все завитки располагаются только на пальцах одной руки. В таком случае ребенок часто ведет себя, мягко говоря, неуравновешенно. Если завитки расположены на пальцах правой руки, то он хотя и вспыльчив, но отходчив. Если наоборот - будет молчать, надолго затаив обиду. У тех, кто при письме и еде предпочитает левую руку, завиток чаще всего располагается на указательном пальце левой руки, тогда как на правой руке - петля. Если завиток на безымянном пальце левой руки, то это указание па музыкальные способности. Чрезвычайно редко у людей такой узор располагается только на большом пальце левой руки, а на правом - петля. Они очень ранимы и злопамятны. Лучше не давить на такого ребенка, да и ссориться с ним нужно поостеречься. Редко встречается и третий вид узоров - дуги. Если они на указательных пальцах, это еще ничего, а вот если на других, то такие люди весьма своеобразны.

Творчески очень одарены, все схватывают на лету, очень быстро обучаются, хватаются за много дел сразу, но часто их недоделывают, теряют интерес. Большое количество завитков говорит о тонкой, возбудимости психики. С одной стороны – очень высокая нервная организация, с другой – неустойчивость психики, склонность к депрессии.

Обладатель большого числа дуг всегда и везде считает себя "носителем истины".

Это далеко не всегда приятно для окружающих. Переубедить такого ребенка, заставить признать свою ошибку не удастся. Да и не нужно. На ошибках такие ребята не учатся. Впрочем, это искупается тем, что они незлопамятны и откровенны. А если уж улыбаются, так действительно рады. В учебе и делах они прекрасно успевают, их отличает скорость и конкретность. Все лишнее отсекается.

Для людей, имеющих дуги, физический потенциал не главное, у них преобладают психологические, личностные качества. Они, как правило, амбициозны, честолюбивы, ответственны и авторитарны, причём взваливают на себя ответственность за всю группу. Чаще всего это тип руководителя очень упорного, целеустремлённого. Про них можно сказать: «прёт, как танк», и в жизни «дуговиков» очень важен момент преодоления.

Но это только самые общие принципы. Характер человека зависит не только от преобладающего типа узоров, но и от их расположения по отношению друг к другу.

Глава II. Материал и методы исследования

Чтобы выявить взаимосвязь между индивидуально – психологическими особенностями с дерматоглифическими узорами на пальцах, были использованы следующие методы:

1. Тестирование с целью выяснить темперамент, уровень экстраверсии и эмоциональной устойчивости, установить преобладающие характерологические тенденции личности.

1) Подростковый тест – опросник изучения темперамента Г. Айзенка с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: нейротизма, экстра-, интроверсии и психотизма.

2) Тест «Формула темперамента» .

3) Тест – опросник ДМО, составлен американским психологом Т. Лири.

При помощи дактилоскопии и лупы были рассмотрены и определены дерматоглифические узоры на пальцах рук.

Исследования проведены с мая 2008 г. по январь 2009 г.

В исследовании приняли участие 30 обучающихся 8,9-х классов, из них 8 мальчиков, 22 девочки.

По результатам исследования построены таблицы и диаграммы.

Произведя первичную обработку бланков ответов по методике Айзенка, можно определить вид темперамента испытуемых. Результаты проанализированы, полученные данные сведены в таблицы 1-4 .

Таблица 3

Сводная таблица по результатам теста- опросника изучения темперамента (Айзенк) в 8-9 классах.

признаки Кол. мальч. Кол. дев. Всего %

(8 чел.) (22 чел.) (30 чел.)

Экстраверсия Значительный экстраверт - 4 4 13,3

Умеренный экстраверт 5 11 16 53,3

Интроверсия Значительный интроверт - 1 1 3,3

Умеренный интроверт 3 6 9 30,0

Нейротизм Признаки расшатанности 2 1 3 10,0

нервной системы

Эмоциональная устойчивость 2 8 10 33,3

Эмоциональная 4 13 17 56,7

неустойчивость

Правда-ложь Можно доверять 5 14 19 63,3

Сомнительно 2 4 6 20,0

Недостоверны 1 4 5 16,7

Диаграмма 1. Экстраверсия-интроверсия среди обучающихся 8-9 классов (%).

Диаграмма 2. Экстраверсия-интроверсия среди мальчиков и девочек 8-9 классов.

Данные, занесенные в сводную таблицу 3 по результатам теста- опросника изучения темперамента (Айзенк) в 8-9 классах свидетельствуют о том, что 53,3% обучающихся этих классов- умеренные экстраверты, среди них 16,6% мальчиков и 36,7% девочек.

Характеризуются экстраверты тем, что они общительны и обращены вовне, у них широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Они действуют под влиянием момента, импульсивны, вспыльчивы, беззаботны, оптимистичны, добродушны, веселы. Предпочитают движение и действие, имеют тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонны к рискованным поступкам. На них не всегда можно положиться. У 13,3% опрошенных эти качества выражены в сильной степени.

30% анкетируемых – умеренные интроверты- это спокойные, застенчивые, склонные к самоанализу люди. Сдержаны и отдалены от всех, кроме близких друзей. Планируют и обдумывают свои действия заранее, не доверяют внезапным побуждениям, серьезно относятся к принятию решений, любят во всем порядок. Контролируют свои чувства, их нелегко вывести из себя. Обладают пессимистичностью, высоко ценят нравственные нормы. У 3,3% (1 девочка) эти качества сильно выражены.

В таблицу 3 занесены данные о нейротизме анкетируемых школьников. Нейротизм характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм связан с показателями лабильности нервной системы.

Среди опрошенных 56,7 % характеризуются признаками эмоциональной неустойчивости, большинство из них девочки. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

33,3% обладают эмоциональной устойчивостью - это черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности.

У 10%школьников признаки расшатанности нервной системы, психотизма - говорит о склонности к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности, неконтактности, эгоцентричности, эгоистичности, равнодушию.

Согласно Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму - состоянию тревоги или реактивной депрессии. Нейротизм и психотизм в случае выраженности этих показателей понимаются в качестве «предрасположенности» к соответствующим видам патологии.

Большинство опрошенных отвечали на вопросы искренне-63,3% и лишь 16,7% школьников дали недостоверные ответы.

Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы, по Павлову, очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интро - и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения.

Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстра-, интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный). На графике можно увидеть, как соотносятся типы темперамента со шкалами опросника.

Таблица 4

Типы темперамента у обучающихся 8-9 классов по Айзенку.

Кол. мальч. Кол. дев. Всего %

Темперамент по Айзенку (8 чел.) (22 чел.) (30 чел.)

Меланхолик 1 6 7 23,3

Холерик 3 11 14 46,7

Сангвиник 2 3 5 16,7

Флегматик 2 1 3 10,0

Холерик- сангвиник - 1 1 3,3

Диаграмма 6. Типы темперамента у обучающихся 8-9 классов по Айзенку (%).

Диаграмма 7. Типы темперамента у обучающихся 8-9 классов по Айзенку среди мальчиков и девочек.

Результаты исследования показали, что большинство опрошенных (46,7%) имеют холерический тип темперамента,большинство девочки(11 человек). 23,3% школьников меланхолики,10% флегматики,16,7% сангвиники. 1 девочка – холерик-сангвиник.

Как правило, следует говорить о преобладании тех или иных черт темперамента, поскольку в жизни в чистом виде они встречаются редко.

Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Он определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик. Для того, чтобы выяснить какой из типов темперамента доминирует над другими был проведен тест «Формула темперамента» по А. Белову. Сводные данные по результатам теста «Формула темперамента» в 8-9 классах занесены в таблицу 6.

Таблица 6

Сводные данные по результатам теста «Формула темперамента» в 8-9 классах.

Темперамент по Белову Кол. мальч. Кол. дев. Всего %

(8 чел.) (22 чел.) (30 чел.)

Меланхолик 1 1 2 6,7

Холерик 1 5 6 20

Сангвиник 2 5 7 23,3

Флегматик 2 6 8 26,7

Сангвиник-флегматик 1 3 4 13,3

Холерик-сангвиник 1 2 3 10,0

Сопоставляя данные, полученные по методикам Айзенка и Белова,можно сделать следующие выводы:

1. По методике Айзенка холерическим темпераментом обладает 46,7 % обследуемых, 16,7% имеют сангвинистический темперамент, 23,3 % меланхолический и 10 % флегматический.

2. При исследовании по методике Белова 20% обследуемых показали холерический темперамент, 23,3% сангвинистический темперамент, 6,7% - меланхолический, 26,7% флегматический темперамент.

3. Расхождение по процентному содержанию темпераментов холерический и сангвистический можно объяснить следующим образом: при исследовании по методике Айзенка по шкале интроверсия-экстраверсия 43,3% обследуемых показали граничные значения от 11 до 14 баллов (т. е. их можно определить как амбивертов), но если рассмотреть суммарное процентное значение холериков и сангвиников по обеим методикам, то разница достигает 16,6 %. Недостоверные данные только у 5 человек. Может, они отвечали в противовес своим представлениям о себе, например, какими они хотят быть, а не какие есть. Следовательно, данные, полученные по методикам Айзенка и Белова, имеют близкие значения, соответственно можно говорить о достоверности полученных данных.

Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Одно из основных свойств высшей нервной деятельности - подвижность нервных процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скоростью движения нервных процессов (иррадиации и концентрации), быстротой появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных связей, выработки и изменения динамического стереотипа.

Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.

Слабый тип. Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т.е. низкий порог) на действия раздражителей.

Сильный уравновешенный тип. Отличаясь сильной нервной системой, он характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов - преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

Сильный уравновешенный подвижный тип. Процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей.

Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы.

Тип высшей нервной деятельности относится к природным высшим данным, это врожденное свойство нервной системы. На данной физиологической основе могут образоваться различные системы условных связей, т. е. в процессе жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей: в этом и будет проявляться тип высшей нервной деятельности. Темперамент и есть проявление типа высшей нервной деятельности в деятельности, поведении человека.

Особенности психической деятельности человека, определяющие его поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания. Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека - определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев.

Типы темперамента, их психологическая характеристика.

Холерик. Отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности.

Сангвиник. Быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения.

Флегматик. Характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный, он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит.

Меланхолик. У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-нибудь сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхоликов продолжительную тормозную реакцию ("опускаются руки"). Ему свойственна сдержанность и приглушенность речи и движений, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик - человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФГОУ ВПО «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Кафедра Социально – экономического развития общества

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Психология и педагогика»

Темперамент, как физиологическая основа характера

Выполнила: Петина Елена

1 курс, группа

Шифр: 07005у

Проверил:

Новосибирск 2007


1. Введение ………………………………………………………………….3

2. Темперамент

2.1 Общее понятие о темпераменте …………………………………………5

2.2 Физиологическая основа темперамента ………………………………...7

2.3 Психологическая характеристика темпераментов…………………….10

2.4 Темперамент и личность ……………………………………………….12

3. Заключение …………………………………………………………………..13

4. Список используемой литературы …………………………………….15

1. Введение

К основным свойствам личности относятся: темперамент и характер. Темперамент обусловлен типом нервной системы и отражает преимущественно врожденные характеристики поведения. В темпераменте выражается отношение человека к происходящим вокруг него событиям. Любой человек должен постоянно учитывать особенности темперамента людей, с которыми ему приходится работать и общаться. Это необходимо для эффективного взаимодействия с ними, уменьшения вероятности возникновения конфликтных ситуаций, избежания возможного стресса. Не существует лучших или худших темпераментов. Поэтому усилия при контакте с человеком должны быть направлены не на его исправление, а на грамотное использование достоинств и преимуществ темперамента с одновременной нейтрализацией отрицательных проявлений

Темперамент и характер человека определяют его типичные реакции на те жизненные ситуации, а соответственно и реакции окружающих на его поведение. От этих реакций зависят отношения, складывающиеся между людьми, особенно в тех случаях, когда люди встречаются впервые и еще недостаточно хорошо знают друг друга.

Тип темперамента определяет динамические особенности индивидуального поведения человека: скорость. Реакций, темп работы или общение людей, эмоциональность и уровень общей активности. К каждому типу темперамента надо приспосабливаться и, зная заранее индивидуальные расхождения в темпераментах, можно предупредить возникновение напряженности в отношениях между людьми.

Различая между людьми, по свойствам темперамента могут быть достаточно заметными и, чаще всего они столь велики, что их нельзя не учесть и как - то приспособиться к ним, установив добрые деловые отношения и личные взаимоотношения.

"Темперамент", "характер", "личность" – в этих понятиях исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения человеческой индивидуальности - того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация, да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл. Какие же именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает каждое из этих понятий? Слова "темперамент", "характер", "личность" употребляются нами постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют. В повседневном общении в каждое из них вкладывается достаточно определенный смысл и с их помощью достигается взаимопонимание.

2. Темперамент

Общее понятие о темпераменте

В различных источниках литературы по разному трактуют понятие темперамента рассмотрим некоторые из них.

Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Темперамент - физиологическая основа для формирования характера.

Темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями).

Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент.

1. Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно.

Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой - большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.

2. Двигательная, или моторная, активность показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости).

3. Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их). Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента.

Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э., описал четыре темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент, меланхолический темперамент. Отсутствие необходимых знаний не позволяло дать в то время подлинно научную основу учению о темпераментах, и только исследования высшей нервной деятельности животных и человека, проведенные И. П. Павловым, установили, что физиологической основой темперамента являются сочетания основных свойств нервных процессов.

Физиологическая основа темперамента

Согласно учению И. П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения

Были установлены три свойства процессов возбуждения и торможения:

1) сила процессов возбуждения и торможения,

2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения,

3) подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения.

Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток переносить продолжительное либо кратковременное, но очень концентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной клетки.

Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию.

Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность нервных процессов, т. е. пропорциональное соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения или возбуждения.

Одно из основных свойств высшей нервной деятельности - подвижность нервных процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скоростью движения нервных процессов (иррадиации и концентрации), быстротой появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных связей, выработки и изменения динамического стереотипа.

Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.

Слабый тип. Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т.е. низкий порог) на действия раздражителей.

Сильный уравновешенный тип. Отличаясь сильной нервной системой, он характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов - преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

Что такое темперамент

Темпераментов.

Взгляд на младших школьников сквозь призму их

Темперамент и способности.

Темперамент и характер.

Темперамент и общение.

Психологические характеристики темпераментов.

Физиологические основы темперамента.

Что такое темперамент.

Тема 1 ТЕМПЕРАМЕНТ

Все люди отличаются особенностями своего поведения: одни подвижны, энергичны, эмоциональны, другие мед­лительны, спокойны, невозмутимы, кто-то замкнут, скры­тен, печален. В скорости возникновения, глубине и силе чувств, в быстроте движений, общей подвижности чело­века находит выражение его темперамент - свойство лич­ности, придающее своеобразную окраску всей деятельно­сти и поведению людей.

Темперамент - это индивидуальные особенности чело­века, которые определяют динамику его психической де­ятельности и поведения.

Психологи выделяют два основных показателя динами­ки психических процессов и поведения: активность и эмо­циональность. Активность - это особенности темпа, ритма" деятельности, скорость и сила протекания психических процессов, степень подвижности, быстрота или замедлен­ность реакций. Эмоциональность выражается в различных переживаниях человека и характеризуется различной сте­пенью, быстротой возникновения и силой эмоций, эмо-циональной впечатлительностью. С.Л. Рубинштейн подчер­кивал, что для темперамента особенно существенны впе­чатлительность человека и его импульсивность и что впе­чатлительность характеризуется силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека, а импульсивность - силой побуждения и скоростью пере­хода от побуждения к действию.

Еще в Древней Греции врач Гиппократ предложил кон­цепцию темперамента. Он учил, что темперамент зависит от соотношения четырех жидкостей организма и того, ка­кая из них преобладает: кровь (по-латински «сангве»), слизь (по-гречески «флегма»), красно-желтая желчь (по-гречес­ки «холе»), черная желчь (по-гречески «мелайн холе»). Смесь этих жидкостей, утверждал Гиппократ, и лежит в основе основных типов темпераментов: сангвинического, холе­рического, меланхолического и флегматического. Сам тер­мин «темперамент» в переводе с латинского означает «над­лежащее соотношение частей».

Дав в общем правильное описание основных темпера­ментов, Гиппократ не мог дать научного их обоснования.

Каковы же научные основания темперамента?

И.П. Павлов, изучая работу больших полушарий голов­ного мозга, установил, что все черты темперамента зави­сят от особенностей высшей нервной деятельности человека. Он доказал, что у представителей различных темперамен­тов изменяются типологические различия силы, уравно­вешенности и подвижности процессов возбуждения и тор­можения в коре головного мозга.



Сила нервных процессов - это способность нервных кле­ток переносить сильное возбуждение и длительное тормо­жение, т.е. выносливость и работоспособность нервных кле­ток. Сила нервного процесса выражается в соответствую­щей реакции на сильные раздражители: сильные раздра­жения вызывают у сильной нервной системы сильные процессы возбуждения, у слабой нервной системы - сла­бые процессы возбуждения и торможения.

Уравновешенность предполагает пропорциональное со­отношение данных нервных процессов. Преобладание про­цессов возбуждения над торможением выражается в быст­роте образования условных рефлексов и медленном их уга­сании. Преобладание процессов торможения над возбуж-дением определяется замедленным образованием услов­ных рефлексов и быстротой их угасания.

Подвижность нервных процессов - это способность нерв­ной системы быстро в ответ на требования условий внеш­ней среды сменять процесс возбуждения процессом тор­можения и наоборот.

Различные соотношения указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа выс­шей нервной деятельности.

Соотношение этих процессов представлено на схеме:

В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможе­ния И.П. Павлов выделил четыре типа нервной систе­мы, которые соответствуют четырем темпераментам:

1. Сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный.

2. Флегматик - сильный, уравновешенный, малопод­вижный (инертный).

3. Холерик - сильный, но неуравновешенный, со слабы­ми по сравнению с возбуждением тормозными процессами.

4. Меланхолик - слабые процессы возбуждения и тор­можения.

Все мы знаем, что люди отличаются друг от друга по темпераменту. Легко можно определить темперамент своих друзей и знакомых, однако свой темперамент определить значительно труднее. И это не случайно.

Далеко не все люди являются «чистыми» представите­лями основных темпераментов. В жизни существует многосмешанных и промежуточных типов высшей нервной дея­тельности, а следовательно, темпераментов. В большин­стве случаев встречается сочетание особенностей одного темперамента с чертами другого. Нередко темперамент не­сколько меняется с возрастом.

1.3. Психологические характеристики темпераментов

Сангвиник - человек быстрый, подвижный, отклика­ется эмоционально на все впечатления; однако его ра­дость, горе, симпатии и другие чувства ярки, но неус­тойчивы и легко сменяются противоположными чув­ствами. И.П. Павлов так характеризовал таких людей: «Сангвиник - горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, т.е. есть постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучливым, вялым».

Сангвиник быстро устанавливает социальный контакт. Он почти всегда - инициатор в общении, немедленно от­кликается на желание общаться со стороны другого чело­века, но его отношение к людям может быть изменчивым и непостоянным. Он как рыба в воде чувствует себя в боль­шой компании незнакомых людей, а новая, необычная обстановка его только возбуждает (например, Стива Об­лонский в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина»).

Флегматик - человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти никак не проявляются вовне. В отношениях с другими людьми они спокойны, устойчивы в своих эмоциях. И.П. Павлов заме­чал: «Флегматик - спокойный, всегда ровный, настойчи­вый и упорный труженик жизни». Вспомним Пьера Безу-хова из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Но в опреде­ленных условиях может развиться безразличие к труду, к окружающей жизни, безволие (например, Обломов в од­ноименном романе И. Гончарова). Социальные контакты флегматик устанавливает медленно, свои чувства прояв­ляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повод всту­пить с ним в знакомство. Зато он устойчив и постоянен в своем отношении к человеку. Он любит находиться в уз­ком кругу старых знакомых, в привычной обстановке.

Холерик - человек быстрый, порывистый, с сильны­ми, загорающимися чувствами, которые ярко отражают­ся в выразительной мимике, жестах, речи. Он часто скло-нен к бурным эмоциональным вспышкам. У холериков наблюдаются быстрая смена настроений, неуравновешен­ность, что объясняется преобладанием в высшей нервной деятельности процессов возбуждения над торможением. И.П. Павлов так определял этот тип темперамента: «Бо­евой тип, задорный, легко и скоро раздражающийся» (яркий пример такого типа - старый князь Болконский в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»).

С увлечением начиная дело, холерик быстро остывает, интерес к работе пропадает, и он без воодушевления про­должает, а иногда и бросает ее.

В общении люди холерического темперамента бывают трудны.

Меланхолик - эмоционально откликается далеко не на все. У него небольшое разнообразие эмоциональных пере­живаний, но эти переживания отличаются значительной глубиной, силой и длительностью. Он откликается не на все, но уж когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает вовне свои чувства (например, княжна Марья в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»). И.П. Пав­лов отмечал, что меланхолик, «попадая в новые условия жизни, очень теряется». В привычной, спокойной обста­новке люди этого типа работают очень продуктивно, от­личаются глубиной, содержательностью своего эмоцио­нально-нравственного поведения и отношения к окружа­ющим людям. Меланхолики очень обидчивы, тяжело переносят неудачи, обиды. Они расположены к замкнуто­сти, одиночеству, чувствуют себя неловко в новой, не­привычной обстановке, часто смущаются.