Активная гражданская позиция человека. Эссе "моя гражданская позиция". Понятие активной гражданской позиции

Все мы живем в динамичном, постоянно развивающемся мире и вынуждены успевать за его стремительным движением вперед. То, что казалось нашим родителям, дедам и прадедам незыблемой истиной, мы, можем сегодня ставить под сомнение, осмыслять по-новому и переживать несколько иначе. Конечно, речь не идет о свержении традиционных моральных устоев и принципов нормативного поведения, однако никто не будет отрицать тот факт, что патриархальный строй общества медленно, но уверенно сдает свои позиции, а наказывать женщину за выход на улицу без головного убора и вовсе не принято. По крайней мере, в большинстве стран.

Неумолимый бег времени требует от современного человека устойчивости в материальном, физическом и моральном плане, поскольку без нее круговорот изменений, стрессов и неурядиц попросту собьет с ног и понесет по течению в сторону, которую вряд ли можно назвать привлекательной.

Внутренняя стойкость определяется целым рядом факторов, начиная с умения прощать, заканчивая таким понятием как гражданская позиция.

Сложности понимания

Безусловно, представление об этой составляющей человеческого сознания у каждого свое - кому-то это представляется чем-то сродни национализму, а для кого-то остается особым внутренним стержнем, помогающим бороться с житейскими неурядицами. Тем не менее, проанализировав определенную литературу, изучив некоторые исторические факты, можно выделить особенности данного определения.

Ни слова о насилии

Прежде всего гражданская позиция сама по себе никак не связана с жестокостью и насилием, вопреки расхожему мнению. Многие в ответ на это утверждение начнут сыпать и войн, которых в истории человечества отнюдь немало, и будут не совсем правы.

Все дело в том, что гражданская позиция - это определенные внутренние убеждения, направленные скорее на самоопределение, нежели на насаждение тех или иных идеалов. Проще говоря, это самосознание себя как личности, способность иметь собственное мнение относительно окружающего мира в целом и своей страны в частности.

Взаимоотношения со страной

Как ни странно, для многих станет откровением тот факт, что быть патриотом своей Родины и иметь определенную гражданскую позицию - вещи связанные, но не тождественные. Первое - это любовь к своей стране при всех ее недостатках и достоинствах. Это абсолютное единство с культурным и историческим наследием, готовность в любой момент показать самые привлекательные стороны своей Родины любому приезжему, поселив любовь к своей стране в его сердце.

Гражданская позиция - это несколько иное явление. Под этим следует понимать скорее некую внутреннюю автономию, способность к объективной оценке ситуации в стране. Это более отстраненный взгляд на окружающий мир, основанный на личных убеждениях, анализах и эрудированности.

Революции и нормативное поведение

Как уже говорилось ранее, гражданская позиция человека сама по себе не имеет ничего общего с государственными переворотами, дебошами или массовыми пикетами. По сути, это просто трезвый взгляд на вещи, способность к оценке и формированию собственного мнения относительно той или иной ситуации.

Гражданская позиция - это не только определенная точка зрения на экономическую, культурную или политическую ситуацию внутри государства - в большей мере это самая обыкновенная, доступная всем и каждому человеческая порядочность. Она начинается с бумажки, выброшенной в урну, или бабушки, переведенной через дорогу, и заканчивается выплатой налогов и, к примеру, предпочтением отечественного продукта импортному.

Человек и власть

Тем не менее, если отбросить сентиментальность и некоторую романтику, понимание того, что гражданская позиция - это еще и отношение к правительству страны, будет более очевидным. Как говорилось ранее, под данным определением следует понимать, прежде всего, Личные представления о том или ином аспекте, которые человек без труда может аргументировать и продемонстрировать их правомерность при необходимости.

Активная гражданская позиция порой может привести к самым непредсказуемым последствиям, примерами которых изобилует всемирная история, однако ее наличие обязательно для каждого человека, считающего себя полноценной личностью.

Степень активности

Итак, мы пришли к тому, что гражданская позиция - это прежде всего дело каждого. Безусловно, возможность для споров существует абсолютно всегда, однако чаще всего они, либо не возникают, либо приводят к своеобразному общему знаменателю. Тем не менее существуют ситуации, в которых активная гражданская позиция требует определенных действий, поскольку иных вариантов не остается.

В качестве примера можно привести противостояние северной и южной частей США в 60-х годах ХІХ века. В качестве тогда выступил рабовладельческий строй, которого продолжали придерживаться плантаторы в то время как северные штаты отказались от подобной эксплуатации людей. Несогласие населения со сложившейся ситуацией привело в итоге к гражданской войне, в которой погибло больше американцев, чем в любой другой войне с участием США.

Другим примером проявления активной гражданской позиции, нашедшей поддержку в массах, можно назвать знаменитую в ходе которой населению удалось свергнуть режим полицейской диктатуры и избрать лидера, уважаемого народом.

Откуда взять то, чего изначально нет

Никто из нас не рождается с твердыми представлениями об устройстве страны и мира, однако с опытом приходит понимание определенных ценностей, осознание необходимости тех или иных действий. Формирование гражданской позиции происходит на разных уровнях. Оно начинается в кругу семьи и заканчивается собственными поисками интересующей информации.

Чем большим объемом знаний человек будет обладать, чем шире будет его кругозор, тем проще будет ему сформировать свою собственную точку зрения на те или иные аспекты жизни.

Безусловно, нельзя отрицать тот факт, что формирование активной гражданской позиции человека непосредственно связано с политическим режимом, действующим в стране. Каждому, кто застал СССР, знакома традиционная благодарность за счастливое детство товарищу Сталину, а для любого жителя Нью-Гэмпшира будет непоколебимой истиной фраза: «Живи свободно или умри».

Другие способы влияния на личность

Несмотря на то что гражданская позиция - это личный выбор каждого человека, в современной действительности сделать его достаточно сложно. И хотя в большинстве стран эпохи жесткой диктатуры давно прошли, навязывание чужого мнения сохранило актуальность и по сей день. Причина этого кроется в непрерывном информационном шуме, которым окружен человек - средства массовой информации, интернет-ресурсы, пропагандирующие определенное мнение, литература и телевидение - все это давит на человека, формируя тем самым его точку зрения.

Время жестокого насаждения определенного видения давно прошло - на смену ему пришла эра ложных идеалов и соблазнительных картинок светлого будущего, которыми прикрыты насущные проблемы. Сила сменилась хитростью, а правда - удобной версией. Именно поэтому каждому человеку, считающему себя по-настоящему личностью, приходится рано или поздно заглядывать за край информационной изгороди и искать факты для формирования самого себя.

Активная гражданская позиция – осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов.

Развитие активной гражданской позиции личности – это непрерывный процесс сознательного, личностного и социально значимого, психологически детерминированного, граждански ориентированного укрепления и развития познавательной, мотивационно-нравственной и поведенческой сфер личности под влиянием внешних и внутренних воздействий, собственных усилий и специально сконструированных педагогических условий.

Мы выделили компоненты активной гражданской позиции: социальная активность, гражданское самосознание и гражданские качества.

Социальную активность можно определить как сознательное, творческое отношение к трудовой и общественно-политической деятельности, в результате которой обеспечивается глубокая и полная самореализация личности. Активность рассматривается как гармоничное сочетание трудовой и общественно-политической деятельности. Активное отношение к жизни предполагает глубокие знания, всесторонне развитые способности и гражданскую сознательность. Под социальной активностью понимается сознательная активность, основанная на глубоком знании закономерностей общественного развития .

Гражданское самосознание личности развивается с опорой на жизненную позицию личности: осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа по мере осознания им себя в качестве члена общества, носителя общественно значимой позиции. Понимания воспитанником своего внутреннего мира зависит от сформированности у него социальных установок для себя.

Гражданские качества формируются под влиянием социальной среды и собственных усилий личности в специально созданных условиях. Чувство любви к Родине, чувство ответственности за свои поступки и действия, инициативность, самостоятельность – важную роль в процессе воспитания этих качеств играет формирование и развитие у учащихся потребностей и положительных мотивов, связанных с этими качествами.

Социальная активность как деятельное отношение человека к социуму, определяющее его гражданское поведение, жизненная позиция (нестабильная в подростковом возрасте) оказывают влияние на формирование гражданского сознания и развитие гражданских качеств личности – патриотизма, чувства ответственности перед Родиной, чувство любви к ней.


Основным вектором в формировании и развитии гражданской позиции является развитие способности субъекта к рациональному постижению действительности, пониманию сущности социального явления, ситуаций, процессов, тенденций развития, формирования гражданского сознания, а в результате - самоопределение и самореализация самой личности.

Активная гражданская позиция рассматривается как совокупность устойчивых установок, оценок, отношений к государству, обществу, профессии, к другим людям, к себе, проявляющаяся в активной деятельности и определяющая действия и поступки человека в аспекте гражданских ценностей .

Потребность как движущая сила развития личности побуждает к творческой активности в том случае, если она опосредована общественными отношениями. Жизненная позиция реализуется в деятельности и требует от личности активности. Активность есть отражение определенных интегральных черт личности: убеждений, знаний, умений, склонностей, способностей, нравственных и волевых качеств.

Таким образом, гражданская позиция формируется под влиянием условий, в которых находится личность, и реализуется в общественной деятельности посредством социальной активности, действенности личности и проявлений её гражданских качеств.

Активная гражданская позиция предполагает наличие интереса к общественной работе, инициативу, исполнительность, осознание личной значимости, наличие организаторских умений. О социальной активности и гражданских качествах подростка (основополагающих компонентах активной гражданской позиции подростков) можно судить и по тому, какую позицию он занимает при обсуждении и оценке дел коллектива, как сам относится к критическим замечаниям и оценкам. Наличие способности к рефлексии и адекватной самооценки также показатель уровня гражданского самосознания подростков.

Говоря об активной гражданской позиции подростков, мы опираемся на то, что это жизненная установка, которая в подростковом периоде только начинает свое развитие, поэтому для обозначения этого процесса используем термин «становление» активной гражданской позиции подростков.

Задача становления активной гражданской позиции личности связана с формированием сложного комплекса взаимодействий человека с окружающим миром и обществом, определением своего положения в обществе в соответствии с гуманистическими идеалами и принципами.

Становление активной гражданской позиции подростков представляет собой сложный процесс развития интегративного качества личности, характеризующегося социальной активностью и инициативой, органичным сочетанием личностных и гражданских ценностей, предполагающее осознание себя гражданином и активным участником общественной жизни.

Результативность деятельности, направленной на развитие активной гражданской позиции молодежи в современном обществе можно отслеживать через этапы становления качеств личности, которые выделил Д.И. Фельдштейн.

Первый этап – осознание своего «Я».

Второй этап становления качеств личности – готовность к выбору.

Третий этап – готовность к проявлению «Я».

Четвертый этап – использование возможностей среды для собственного развития. Этот этап нашел отражение в социальных проектах.

Таким образом, активная гражданская позиция – это приобретенное качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности человека. Она не является раз и навсегда приобретенным качеством, а изменяется в зависимости от условий, в которые попадает личность.

Включение молодежи в разные виды общественно значимой деятельности существенно расширяет сферу их социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности. Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности молодого человека, как чувство долга, коллективизма, товарищества. Хотя учение остается для него первейшим видом деятельности, но основные новообразования в психике молодого человека связаны с общественно полезной деятельностью.

В процессе специально организованной деятельности молодежь овладевает культурными и материальными ценностями общества, приобретает навыки и умения общественно значимой деятельности. Разнообразная деятельность помогает им освоить жизненный опыт, необходимый для осуществления личных планов, становятся шире взгляды, суждения, развиваются творческие способности, формируется общественное мнение. Эта деятельность может способствовать формированию активного отношения молодого человека к тому, что он познает, видит и делает. В этом процессе молодежь овладевает самой деятельностью, становится творцом, а не пассивным исполнителем ..

Таким образом, чем содержательнее и целесообразнее построена и организована деятельность, тем больше возможностей для реализации потребности в активной позиции, тем разумнее строится процесс межличностного общения, тем эффективнее будет осуществляться формирование личности в процессе развития.

СОШ №2 г. Новочебоксарск

Активная гражданская позиция – «бренд» современной молодежи

или залог будущего России?

Динамичное развитие государства зависит прежде всего

от граждан страны, от людей – их инициативы

В. В. Путин

Активная гражданская позиция предполагает наличие интереса к общественной работе , инициативу, исполнительность, осознание личной значимости и т. д. Это значит, что молодежь может проявить активность и в вопросах благоустройства, и здорового образа жизни, и в политических вопросах.

Современная молодежь… Какая она? Говорить о молодежи как об однородной части общества достаточно сложно. Различные возрастные категории, которые объединяются понятием «молодежь», предполагают, порой, абсолютно разные жизненные установки и, соответственно, поведение людей.

«Они не такие, как мы: выглядят и ведут себя по-другому, живут, мечтают, говорят и даже думают иначе…». Примерно так «взрослые» всегда говорили о молодежи, забывая, что когда-то сами были объектом подобных высказываний. И сегодня многие любят упоминать о «смертных грехах» нового поколения: авторитетов не признают, учиться на ошибках родителей не хотят, думают исключительно о себе, и вообще, ничто их не заботит. Но вряд ли общество в целом придерживается мнения, что вся современная молодежь – это любители пива, наркотиков и безделья. Есть и другие, которых можно назвать активной и значимой частью общества, которые стремятся к проявлению и отстаиванию своей гражданской позиции. «Продвинутая», талантливая, более самостоятельная, независимая. Можно ли сказать, что современная молодежь осознанно и активно участвует в жизни общества, имеет активную гражданскую позицию?

Активная гражданская позиция осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов. Компоненты активной гражданской позиции: социальная активность, гражданское самосознание и гражданские качества. Г ражданская позиция формируется под влиянием условий, в которых находится личность, и реализуется в общественной деятельности посредством социальной активности, действенности личности и проявлений её гражданских качеств.

Задача становления активной гражданской позиции личности связана с формированием сложного комплекса взаимодействий человека с окружающим миром и обществом, определением своего положения в обществе в соответствии с гуманистическими идеалами и принципами. Становление активной гражданской позиции подростков представляет собой сложный процесс развития интегративного качества личности, характеризующегося социальной активностью и инициативой, органичным сочетанием личностных и гражданских ценностей, предполагающее осознание себя гражданином и активным участником общественной жизни.

Результативность деятельности, направленной на развитие активной гражданской позиции молодежи в современном обществе можно отслеживать через этапы становления качеств личности, которые выделил. Первый этап – осознание своего «Я». Второй этап становления качеств личности – готовность к выбору. Третий этап – готовность к проявлению «Я». Четвертый этап – использование возможностей среды для собственного развития. Этот этап нашел отражение в социальных проектах, разработка и реализация которых стали очень популярными и актуальными в современном образовательном пространстве России. Таким образом, активная гражданская позиция – это приобретенное качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности человека. Она не является раз и навсегда приобретенным качеством, а изменяется в зависимости от условий, в которые попадает личность.

Включение молодежи в разные виды общественно значимой деятельности существенно расширяет сферу их социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности. Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности молодого человека, как чувство долга, коллективизма, товарищества.

Хотя учение остается для него первейшим видом деятельности , но основные новообразования в психике молодого человека связаны с общественно полезной деятельностью. В процессе специально организованной деятельности молодежь овладевает культурными и материальными ценностями общества, приобретает навыки и умения общественно значимой деятельности. Разнообразная деятельность помогает им освоить жизненный опыт, необходимый для осуществления личных планов, становятся шире взгляды, суждения, развиваются творческие способности, формируется общественное мнение. Эта деятельность может способствовать формированию активного отношения молодого человека к тому, что он познает, видит и делает. В этом процессе молодежь овладевает самой деятельностью, становится творцом, а не пассивным исполнителем. Таким образом, чем содержательнее и целесообразнее построена и организована деятельность, тем больше возможностей для реализации потребности в активной позиции, тем разумнее строится процесс межличностного общения, тем эффективнее будет осуществляться формирование личности в процессе развития.

Активная гражданская позиция. В настоящее время ее наличие стало неким «брендом» для молодежи, предоставляющим возможность вступить в деловой мир, по-взрослому предполагающий самореализацию и подразумевающий получение всех составляющих успеха. На самом деле формирование самосознания происходит со школьной скамьи, при этом активную позицию может занимать и волонтер, стремящийся творить добрые дела, и яркий представитель молодежных субкультур, зацикленный на культе собственной личности. В чем же заключается гражданственность? Как ее понимают представители молодежи, находящиеся на пике юношеского максимализма, и те, кто «кует» свое светлое будущее, уже познав прелести самостоятельной жизни? В ходе социологического исследования , проведенного Советом старшеклассников школьной детской общественной организации «Цунами», нацеленного на выявление уровня сформированности гражданской позиции, выяснилась следующая тенденция. Молодые люди в возрасте 18-30 лет, с разным уровнем знаний из области обществознания, права, мировой политики единогласно заявили, что имеют гражданскую позицию, но сформулировать свои соображения по поводу, что это такое смогли далеко не все. В поисках истины некоторые респонденты пришли к выводу, что каждый человек является гражданином своей страны, а значит, имеет гражданскую позицию. Четверть опрошенных респондентов не связывают наличие гражданской позиции у человека с его обязанностями как гражданина перед своей страной. Для них наличие гражданской ответственности выражается в ответственности за свою судьбу и активное преобразовательное отношение к ней. «Надо искать причину своих неудач в себе, а не жаловаться и обвинять кого-то», «я должен получить хорошее образование, стать профессионалом в своей деле, – от этого зависит мое будущее», «прежде всего человек должен отвечать за свои поступки» – так объясняют понимание гражданской позиции участники опроса. Столько же респондентов связывают наличие гражданской позиции с активным участием в выборах федерального и местного масштаба. Значительное число ответов объединяло понимание гражданской позиции как комплекса оценочных суждений к политическим, экономическим, социальным и духовным структурам общества, наличие собственной точки зрения по поводу событий, происходящих в стране. Единичные ответы предполагали любовь к Родине, участие в национальном доходе , соблюдение законов, а также борьбу за свои права и выражение протеста против негативных процессов, происходящих в обществе. Вот так интуитивно, основываясь на бытовых суждениях, молодежь трактует понимание собственной гражданской позиции. Практически все участники опроса с запальчивостью рассуждали о великом будущем России, одновременно сетуя на действительность – сложности при трудоустройстве и прочие аспекты своей жизни. В силу слабой информированности представления молодежи о государственном устройстве крайне однобоки. На лицо информационный голод молодого поколения. И все же... Сегодня происходит становление молодых лидеров в общественно-политической жизни, через деятельность молодежных парламентов молодежь примеряет на себя новые социальные роли. И хочу заметить, делает это довольно успешно. Молодежные парламентские структуры, общественные прополитические объединения дают возможность проявить все то, что молодежь долгое время вынашивала в себе и называла активной гражданской позицией. Именно возможность вхождения в политические процессы дала многочисленные бонусы, главные из которых - самосознание молодых людей, понимание своего места в иерархической системе государства и отказ от принципа «доживем до понедельника». Только здесь и сейчас, никогда не откладывая на потом – так формулируют свою позицию те, кто хочет принести пользу своей родине, кто не только готов менять окружающую действительность, но и ежедневно доказывает свое стремление на деле. Я считаю, что молодежь активно включается в политику. Причем часто – со школьной скамьи. Подтверждением этого является молодежное парламентское движение в России и созданный при Государственном Совете Чувашской Республике Молодежный парламент.

Одним из показателей гражданской активности молодежи является ее участие в выборах. Формирование гражданской позиции молодых избирателей должно закладываться в школе. Дети в доступной форме должны знакомиться со своими правами и обязанностями, законами, иными нормативными актами , направленными на защиту их прав и законных интересов. Уроки обществознания в 8-11 классах с использованием доступных форм, развивающих, деловых игр , семинаров, дискуссиях и «круглых столов » наиболее эффективно способствуют воспитанию у учащихся активности, чувства ответственности и гражданской сознательности. Одним из важных шагов в этом направлении являются внеурочные мероприятия, как турниры знатоков избирательного права, конкурс сочинений «Свой взгляд на выборы», игра «Выборы в книжном королевстве», конкурс детских рисунков «Как я с родителями ходил на выборы», конкурс семейного творчества «На выборы всей семьей!», конкурс «Flash-art». Ребятам предлагается из газетных и журнальных вырезок создать портрет «Мое представление о выборах».

Конечно, порой молодому человеку сложно одному выйти с какой-либо проблемой, волнующей его. Для этого и создаются молодежные и детские общественные объединения и организации. Сегодня в России действует более четырёхсот тысяч таких объединений. В Новочебоксарске с 1998 года действует детская общественная организация «Надежда», в которую входят детские организации школ. В нашей школе с 2005 года существует детская общественная организация «Цунами». Учащиеся, являющиеся членами данной организации являются волонтерами и инициаторами всех школьных мероприятий, конкурсов, акций, разрабатывают и реализуют в школьном пространстве социальные проекты.

Гражданская позиция проявляется и формируется в конкретных делах. Возможность проявить свое отношение к людям, обществу, найти способы практической реализации себя во взаимодействие с окружающим миром человек получает в деятельности. «Научиться жить – значит выработать свою позицию в жизни, свое мировоззрение, отношение к себе, к окружающему миру, понять себя, других, общественные процессы, поставить себе задачу, чтобы действовать в соответствии с ней».

Жизнь постоянно предлагает людям нестандартные ситуации. Подготовить людей к выбору своего поведения в этих сложных обстоятельствах на уровне моральных рецептов невозможно. Поведение человека в непредвиденной ситуации направляется не столько моральными рецептами, сколько системой нравственных координат человека, то есть того, что он для себя считает возможным и доступным и, наоборот, невозможным и недоступным. В связи с этим содержание педагогического процесса формирования гражданской позиции личности составляет приобщение подрастающего человека к нравственности как своей первооснове, то есть к добру, правде, истине и красоте. Разнообразная деятельность помогает молодёжи освоить жизненный опыт, становятся шире взгляды, суждения. В этом процессе молодой человек становится творцом, а не пассивным исполнителем. Активная гражданская позиция развивается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Сначала ты – представитель молодёжного движения, а затем – активный гражданин своей страны.

Движущими силами процесса формирования гражданской позиции личности является противоречие между знаниями и социальным опытом человека. Основой связи между знаниями и поведением гражданина является жизненный опыт человека. Его развитие осуществляется через личностное отношение. С точки зрения, там, где нет личностного отношения, общественный опыт не усваивается, а воспринимается только информация, которая в отношении человека к окружающему и в его опыте ничего не меняет, а значит, не может повлиять на его гражданскую позицию. Вне личностного отношения можно передать внешние формы взаимодействия людей, привычки, навыки, но не духовность. Активной формой проявления личностного отношения является деятельность. Воспитательная эффективность деятельности при формировании гражданской позиции зависит, прежде всего, от ее направленности, от того, чьи интересы преследует человек. Накопление индивидом социального опыта обеспечивает ему своеобразную базу для проявления себя как личности во взаимодействии с окружающей действительностью, а в целом для проявления своей гражданской позиции.

Начинать нужно с малого. Наивно думать, что ребенок, который без должного уважения относится к родителям, и равнодушен к школьным традициям, будет любить свою страну и хвататься за любое общественное поручение. Прежде всего, мы стараемся привить ребятам чувство гордости за свое учебное заведение – школу. И когда видишь, как дружно они поют гимн школы, который звучит у нас по окончании любой линейки, становится понятно, что многое нам уже удалось.

«В полной мере и здоровой натуре тяжело лежат на сердце судьбы Родины; всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством… Любить свою родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому», – справедливо считал.

Литература:

1. Волобоева формирования активной гражданской позиции в подростковом возрасте // Социальная работа с молодежью: социально-педагогические и психологические аспекты: Материалы региональной научно-практической конференции. – Омск: ОмГПУ, 2004. – С. 40-42.

2. Волобоева социально-педагогических условий развития активной гражданской позиции подростков // Социальная работа с молодежью: социально-педагогические и психологические аспекты: Материалы научно-практической конференции. – Омск, ОмГПУ, 2006. – С.53-55.

3. Волобоева развития гражданской позиции подростков в внеучебной деятельности // Перспективы развития современной школы. - №2 (научно-методический журнал) – Воронеж, 2007. – С. 78-80.

4. Волобоева формирования активной гражданской позиции как один из факторов социализации подростков // Научно-методической вестник ГОУ ДПО «ИРООО», - №1 - Омск, 2007. – С. 49-52.

5. Гражданское образование: ценности и приоритеты. Материалы Всероссийской научно – практической конференции. Брянск. БИПКРО. 2006.

6. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия. . // Преподавания истории и обществознания в школе// 2007. №7

7. 1). «Гражданином быть обязан…»: формирование гражданской позиции личности

8. Щуркова Н. Е. Воспитание социально активной жизненной позиции школьника в учебной деятельности // Формирование активной жизненной позиции школьников в учебной и трудовой деятельности. - М., 1980. - С. 32.

Этот пост должен был появиться минимум два года назад.

Сегодня я буду говорить о себе, а вернее - о своей гражданской позиции и о гражданской позиции общества в Белгородской области. Давайте сразу отделим работу и мою общественную деятельность. Последние пять лет я живу и работаю в Москве, я люблю свою работу и работа любит меня. Я ценю свою работу - работа ценит меня. Взаимодействие с органами власти - это моя основная деятельность в компании. В связи с этим я очень часто знакомлюсь, общаюсь с представителями федеральных госорганов. В процессе общения со многими становимся товарищами или друзьями. Это всё, что я могу сказать о своей работе.

Что такое гражданская активность? Это одна из форм общественной активности, выражающаяся в неравнодушном отношении к проблемам общества, способности и желании проявлять собственную гражданскую позицию, отстаивать личные и групповые интересы и права, это осознание личной ответственности за благополучие государства. Слишком много сегодня происходит всего такого, что не позволяет нам остаться равнодушными, затрагивает нашу совесть и нашу гражданственность. Такого, что невозможно оставить без внимания.

Моя гражданская позиция - это неравнодушие к безобразию, творимому чиновниками своей страны, к коррупции и произволу. Это местами несогласие с политикой властей и способность высказывать своё мнение, идущее вразрез с "генеральной линией". Это противостояние действиям властей, которые нарушают мои права и права других людей.

У меня есть главный принцип - это объективность! Всё должно быть в рамках закона и всё должно быть прозрачно. Моя гражданская позиция проста - мы люди до тех пор, пока чувствуем чужие проблемы. Для меня интересы врачей, учителей, жителей деревни или города всегда стояли во главе моей общественной деятельности. Власть должна действовать исключительно в интересах своего народа, и вижу, что не всегда власть поступает так, как ей следовало бы.

В недавнишнем интервью Станислава Апетьяна (эксперт Фонда развития гражданского общества) он сказал следующее: "Есть хорошие примеры активных граждан: Сергей Лежнев - самый известный блогер Черноземья. Он суперактивный (инспектирует больницы, пишет запросы в прокуратуру, по которым реально сажают коррупционеров). По многим вещам достаточно критично относится к власти. Но человек занят реальным делом, в отличии от тех, кто занимается дискуссиями, например по поводу убийства Немцова" . Я не люблю радикальные позиции как в духе "Вся власть - плохая", так и "Вся власть - хорошая". В каждой ситуации я предпочитаю разбираться.

Я люблю цитировать Президента нашей страны В.В. Путина и сейчас приведу две его цитаты:

1. "Грань между оппозиционерами и "пятой колонной" внутренняя, её трудно увидеть внешне. В чём она заключается? Оппозиционер, даже очень жестокий, в конечном итоге до конца борется за интересы своей родины, а "пятая колонна" - это те люди, которые исполняют то, что продиктовано интересами другого государства, и их используют в качестве инструмента для достижения чуждых нам политических целей. Лермонтов был оппозиционером? Конечно, он был оппозиционером власти, но он был патриотом" .

2. "Власть должна слушать всех, но исполнять волю большинства. Отталкивать кого-либо, клеить какой-то ярлык врагов царя и Отечества не нужно ни в коем случае. Ничего хорошего из этого не получится. Мы должны стремиться к объединению общества. Ни от кого нельзя отмахиваться. У нас нет врагов среди граждан своей страны. Растущая гражданская активность - это не минус, это плюс. Что я лично ценю высоко. И активных людей нужно поощрять" .

С этими высказываниями Президента я полностью солидарен. Но на местах, в регионах слова Президента страны трактуются иначе. В Белгородской области чётко сложился принцип "Если ты критикуешь власть - ты агент госдепа, ты пятая колонна и вообще ты раскачиваешь лодку" . Я Вам приведу примеры, как в Белгородской области относятся к людям, которые имеют активную гражданскую позицию. Расскажу на собственных примерах:

Пример 1 : Я по фактам сомнительных тендеров при оснащении перинатального центра на имя губернатора Белгородской области Савченко Е.С. Через пару дней меня уже начали "мочить" через СМИ и поливать говном в коридорах аппарата губернатора: "Как так, какой-то там Лежнев позволил письмо написать по фактам коррупции аж на самого губернатора" . Некоторые приближенные к губернатору вообще заявили "Лежнев негодяй" . А почему я негодяй? Разве это я ворую на поставках медицинского оборудования? Разве это я оснащал новый перинатальный центр Старого Оскола, разве на меня заносили папку губернатору о проделках, за которые можно получить реальный срок? А некоторые идиоты вообще попытались меня обвинить в том, что якобы мне дали деньги и я написал открытое письмо на имя губернатора, правда после того, как я заявил " ", идиоты исчезли. Я заявлял и ещё раз заявляю, что никаких денег я не получал и не получаю за свои статьи и веду свою общественную деятельность только в интересах общества.

Для жуликов и воров - пусть буду я негодяем, но для общества - я человек, с чёткой гражданской позицией! Бюджет страны, бюджет Белгородской области - это не деньги для обогащения конкретных лиц, это наш общий бюджет и каждый из нас имеет полное право высказать свою точку зрения о целенаправленности или экономии при использовании этих денежных средств.

Пример 2 : После высказывания моего личного мнения о Белгорода и о города меня снова начали "мочить" через СМИ (принадлежащие администрации города Белгорода). Хотя губернатор Белгородской области Савченко Е.С. согласился с безобразием и потребовал навести порядок до 9 мая. Но снова Лежнев негодяй! А нашлись очередные идиоты, которые стали меня обвинять в продажности моих статей, а некоторые вообще сказали: "Лежнев написал статьи о рекламе по заказу администрации региона" .

Пример 3 : После того, как я посетил городскую детскую больницу города Белгорода и написал , меня очередной раз начали мочить через СМИ. Мол, какого хрена Лежнев лазит по больницам и возмущается, что в такой дыре лечить детей нельзя? Снова Лежнев негодяй. Хотя мэр города приехал после публикации в больницу и пообещал выделить финансирование на ремонт.

Пример 4 : Недавно на своей странице в Фейсбук опубликовал историю по фактам коррупции при закупке продуктов питания в школьные и дошкольные учреждения. Рекомендую прочитать, там вообще всё интерсено. Для некоторых я в очередной раз оказался негодяем.

Пример 5 : Когда я потребовал наказать нелюдей , которые поставляли поддельные лекарства в онкодиспансер Белгородской области, я снова оказался негодяем и один высокопоставленный чиновник заявил "Снова Лежнев писульку написал, требует каких-то там посадок" .

Пример 6 : Когда я раскритиковал региональную власть, что она "доступная среда" для инвалидов, то я был трижды негодяем, целый час обсуждали меня на совещании (какой я негодяй), а не суть проблемы и способы её решения.

Пример 7 : Когда я написал пару абзацев по поводу недооснащения перинатального центра аппаратами УЗИ, я очередной раз оказался негодяем. Главный врач Белгородской областной больницы месяц обо мне вспоминала, какой я негодяй. Я получил более 1000 отзывов через социальные сети от девушек, которые полностью со мной были солидарны, которые тоже столкнулись с этим безобразием. Да, все мы негодяи...

Пример 8 : А вспомните битву, да да, именно битву, которую . Когда министр Минстроя Михаил Мень отреагировал на мой пост и срочно отправил в регион своего заместителя Андрея Чибиса. В итоге мы все отбились от наглой аферы! Ох, в этой ситуации я опять был негодяем. Но я получил тысячи положительных отзывов в свой адрес от жителей города и особенно было приятно услышать благодарность от заместителя министра А. Чибиса. Вот тут я реально ощутил гражданскую активность жителей города, журналистов и общественников - мы объединились и победили!

Я могу долго приводить примеры реакции власти на мою гражданскую активность. Вопрос даже не во мне, это происходит с каждым, кто выступает против тех или иных властных решений. Но я ещё раз повторю, мнение жуликов меня не интересует, меня интересует мнение общества - тысячи людей меня поддерживают! Это для меня значимо! Я это ценю!

Последнее время я наблюдаю рост гражданской активности и в блогосфере региона (в социальных сетях). Правда, зачастую люди скрывают свои лица и данные, я их понимаю. Я неоднократно обращаюсь через социальные сети к жителям региона и вижу как активно они поддерживают мои требования к органам власти. Если они приводят к появлению полезных результатов, будь то реальное решение проблемы или просто привлечение к ней внимания, они, безусловно, формируют гражданскую позицию и у тех, кто не участвует.

Как я выше говорил, гражданская активность может проявляться во всех сферах. Например, гражданская активность может проявляться в уборке территории от мусора, участии в городском субботнике - это тоже гражданская активность. Есть такие сферы, где Вашу гражданскую активность могут "закатать" лет на 5 общего режима, где за Вашу гражданскую позицию Вас могут выгнать с работы, отчислить с института и десятки других способов. Я думаю объяснять не надо, каким способом это делается - административный каток беспощадный. Поэтому многие предпочитают просто молчать, это их выбор, это их право. Они не готовы к тому, что завтра все цепные СМИ (подконтрольные власти) начнут их "мочить", они не готовы, что завтра целый отдел управления "Э" будет им заниматься, они не готовы, что завтра к их родственникам придут домой с обыском.

Я ещё раз повторю, это их право, и я их за это не осуждаю. Но тут я могу сказать с уверенностью, я всегда готов заступаться за таких людей ! Я всегда поддерживал и буду поддерживать людей с активной гражданской позицией, у которых есть только один интерес - действовать на благо своей страны и общества. Пусть я буду негодяем для кучки жуликов и воров, у меня с ними ничего общего быть не может! У нас разные дороги. А нам и нашим детям здесь жить и многое зависит от нас. Это не мы жуликов и воров бояться должны, а они нас!

Есть другая категория гражданской активности общества - это люди, которые публично не могут заявить о фактах коррупции или беспредела, но и молчать они не хотят. Я получаю сотни писем от таких людей, которые описывают мне коррупционные схемы в различных сферах. Это настоящие патриоты своей страны! Со многими я встречаюсь, они идут на контакт, потому что они МНЕ ДОВЕРЯЮТ! Они не доверяют нашей правоохранительной системе, ведь зачастую сами сотрудники правоохранительной системы становятся "заложниками" ситуации. В правоохранительной системе большинство порядочных и честных сотрудников, но если руководитель жулик - то система обречена.

Так что смело можно сказать: гражданская активность общества в Белгородской области есть, и она растет изо дня в день. Конечно, она пока еще не так сильно развита, как хотелось бы, но существует. В различных сферах общественных отношений наблюдается рост мобилизации отдельных граждан и общественных групп в решении актуальных социальных проблем. В Белгородской области развивается механизм межсекторного взаимодействия, но очень слабо. Власть Белгородской области не поддерживает гражданскую позицию общества. И ждать поддержки от власти - не нужно.

Плохо, что белгородцы не требуют распоряжаться бюджетными деньгами эффективно - жителям это почему-то не интересно, а ведь кроме горожан никто и не сможет независимо оценить результаты работ! Мало кто понимает, что бюджет города - это их деньги. Жители города полное право имеют давать советы, куда лучше потратить деньги, более того, требовать! Нужно сделать ремонт в белгородской детской больнице, так давайте требовать! Я надеюсь, что в ближайшие годы белгородцы перестанут думать "деньги тратятся на ненужные вещи? ну и ладно, это же мэрия, что с неё взять" . Я надеюсь, в Белгородской области наконец-то начнут работать общественные организации, которые были созданы лишь для одной цели - служить мостиком между обществом и властью.

За последние годы общество, безусловно "проснулось" и стало активно участвовать и влиять на действия органов власти. Важно, что интернет становится площадкой для выражения гражданской позиции, способен привести к реальным изменениям в оффлайне, направленным на защиту справедливости и свободы. Белгородцы, проявляющие гражданскую активность в интернете, чаще других готовы объединяться для совместных действий, склонны доверять людям из своего окружения. Они чаще выражают готовность организовать общественные мероприятия и принимать в них участие, а также жертвовать деньги на такие мероприятия. Это безусловно радует. Согласно официальной статистике фонда "Общественное мнение" 90% российских гражданских активистов так или иначе присуствуют в сети и действуют через неё.

Мы имеем дело с искренним желанием остоять свои и чужие права, что для современной России весьма свежо и, хочется верить, перспективно. Теперь быть гражданским активистом, интересоваться происходящим в обществе - значит быть в тренде. В Белгородской области этот тренд растёт, набирает обороты, это безусловно радует. Что касается будущего гражданского общества на территории региона, пути его развития тесно связаны с дальнейшими действиями власти . Сейчас настаёт время, когда люди начинают задумываться, как государство работает и для кого. События показали, что требования выдвигают не столько политические активисты, сколько гражданские, заинтересованные лишь в надлежащем исполнении властью взятых на себя обязательств.

ВЫВОД

В заключении своего поста я хочу обратиться к жителям Белгородской области: давайте быть активнее . Нужно настойчивее проявлять свою гражданскую активность - и нужно это в первую очередь нам самим, нашим детям, которым жить здесь. Нельзя закрывать глаза на факты коррупции, на неисполнение чиновниками своих прямых обязательств. Если вы сталкиваетесь с махинациями, с тем, что слова властей расходятся с делом - не молчите. Озвучивайте эти факты, боритесь за справедливость. Еще раз повторю свои слова: я всегда поддерживал и буду поддерживать людей с активной гражданской позицией, у которых есть только один интерес - действовать на благо своей страны и общества. Нужна моя помощь в информационном плане - связывайтесь со мной, я всегда открыт для конструктивного диалога.

Также обращусь к представителям власти . В.В. Путин сказал: Растущая гражданская активность - это не минус, это плюс. Что я лично ценю высоко. И активных людей нужно поощрять. Поэтому, я считаю, местным чиновникам не следует идти в разрез с Президентом. Не стоит "душить" гражданскую активность населения, пытаться закрыть людям рот, навешивать на них клеймо "врагов". Те из вас, кто действительно заинтересован в том, чтобы жители Белгородской области жили хорошо, чтобы проблемы их решались, чтобы голос каждого человека был услышан - должны идти навстречу растущей гражданской активности населения. Не мы должны пытаться достучаться до ваших кабинетов, а вы сами должны пойти навстречу народу, выстраивать диалог, взаимодействовать с активистами и поддерживать все проявления гражданской активности . Начинайте работать в этом направлении.

Активная гражданская позиция осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов.


Активная гражданская позиция основывается на чувстве гордости – за свою страну, ее историю и культуру. даёт уверенность – в выборе правильных целей и правовых методов их достижения. даёт ощущение сопричастности – к судьбе не только своей семьи, но и страны. даёт ощущение свободы – если понимать её, как осознанную необходимость. вырабатывает уважение – к законам и государственным институтам. даёт силы – для проявления человеческого достоинства в любых ситуациях


Гражданственность нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.




Гражданская позиция проявляется во всех сферах человеческой деятельности: трудовой общественной духовно-нравственной Под активностью подразумевается готовность к практическому действию. Если коротко сформулировать, что такое активная гражданская позиция, то можно выразить это следующим девизом: «Действовать, а не ждать, потому что настоящее и будущее этого мира зависит от действий каждого из нас».


Активная гражданская позиция предполагает наличие интереса к общественной работе, инициативу, исполнительность, осознание личной значимости, наличие организаторских умений. Компоненты активной гражданской позиции: социальная активность гражданское самосознание гражданские качества.




Гражданское самосознание личности развивается с опорой на жизненную позицию личности: осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа по мере осознания им себя в качестве члена общества, носителя общественно значимой позиции.




Таким образом, гражданская позиция формируется под влиянием условий, в которых находится личность – это приобретенное качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности человека. Она не является раз и навсегда приобретенным качеством, а изменяется в зависимости от условий, в которые попадает личность.


Включение молодежи в разные виды общественно значимой деятельности существенно расширяет сферу их социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности. Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности молодого человека, как чувство долга, коллективизма, товарищества.


П О З И Ц И Я Человек с активной гражданской позицией противостоит безразличию и сосредоточенности только на себе и собственных интересах. Зачастую он открыто высказывает нелицеприятные вещи, как в адрес других людей, так и в адрес бюрократии, тем самым настаивая на том, чтобы жизнь в стране строилась на принципах свободы, справедливости и уважения человеческого достоинства. Во многом благодаря таким людям происходит сверка действий власти с ценностными ориентирами общества


Гражданская активность опирается на мировоззрение личности, ее убеждения, ее установки и ценностные ориентиры. патриотизм (любовь к Родине, городу, школе, семье); гражданственность (принадлежность к коллективу, школе, городу, стране); активная жизненная позиция; нравственность; творчество (как раскрытие способностей, креативность, самоопределение). на вершине этой пирамиды ценностей сам «человек».
17

Вызовы современного общества наркомания и табакокурение (спайс) алкоголизм национализм и нетерпимость к представителям других культур фашизм и экстремизм бытовая экологическая загрязнённость вовлечение молодёжи в секты оскорбление исторической памяти большое количество детских домов, домов престарелых беспризорничество фальсификация выборов нарушение процедуры ЕГЭ взяточничество возрастание преступности в подростковой среде нездоровая склонность к азартным играм интернет зависимость


Ц И Т А Т А Каждый человек в нашем обществе хозяин своей судьбы, хозяин своей страны, для которого не может быть чужой радости и чужого горя. Самый незаметный враг общества – равнодушие, которое можно назвать «душевная подлость», человек равнодушный, сам не нарушает законов, никого не осуждает, не высказывает мнение, он пассивный наблюдатель, но, закрывая глаза на негативные явления в обществе, он тем самым потворствует злу, которое остаётся безнаказанным.