Производственный экологический контроль: в ожидании Приказа Минприроды России. Производственный экологический контроль Производственно экологический контроль на предприятии

Как мы все помним, в 2014 году с появлением 219 федерального закона поменялись требования к производственному экологическому контролю. Появилась новая редакция 67 статьи Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Старая редакция была достаточно лаконичной: Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган государственного надзора.

Что с ним делать, кому нести, в каком объеме. Все на субъективное усмотрение.

Но 219-ФЗ была внесена конкретика. Единственное, что эта конкретика должна была быть дополнена приказами и постановлениями. Да, сейчас середина уже 2016 года, но наконец-то появились тексты проектов! Можно начинать складывать картину в голове и таки готовится к введению этого самого ПЭКа.

Итак, давайте разбираться со всем по порядку.

Нормативная основа

Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об охране атмосферного воздуха" (статья 25)

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об отходах производства и потребления" (статья 26)

Проект приказа МПР Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля

Проект приказа МПР Об утверждении формы отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля и методических рекомендаций по ее заполнению, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью

Кто должен разрабатывать ПЭК

Программа производственного экологического контроля разрабатывается и утверждается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий , по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса.

Критерии объектов можно найти в Постановлении Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий"

Состав ПЭК

Развернутая информация о структуре программы содержится в Проекте Минприроды Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.

Кратенько о разделах и что в них включается.

Название раздела

Краткая характеристика раздела

Общие положения

Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников

описание основных технологий и технологических процессов;

сведения об используемых установках очистки газа;

перечень стационарных источников;

перечень выбрасываемых загрязняющих веществ;

перечень и порядок выполнения мероприятий по уменьшению выбросов в период НМУ;

перечень используемых расчетных методик определения выбросов;

карты-схемы;

для объектов I категории перечень стационарных источников выбросов, оснащенных автоматическими средствами измерения и учета объема и массы выбросов

Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников

схема систем водопотребления и водоотведения;

сведения об очистных сооружениях;

перечень сбрасываемых загрязняющих веществ;

Сведения о сточных водах и источниках их образования

Сведения о сточных водах, принимаемых от абонентов

Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения

перечень образующихся в процессе хозяйственной и иной деятельности видов отходов;

перечень эксплуатируемых, в том числе рекультивированных или законсервированных, объектов размещения отходов на данном объекте;

сведения о местах (площадках) накопления отходов;

сведения о лицах, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности;

копию документа, подтверждающего наличие должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами I - IV классов опасности;

сведения о технических характеристиках специализированного оборудования (установок) по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов производства и потребления;

сведения об утвержденных нормативах образования отходов и лимитах на их размещение;

характеристика объектов размещения отходов;

мероприятия по проведению работ по рекультивации земель, занятых объектами размещения отходов, после окончания их эксплуатации.

Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля

наименование подразделений, их полномочия;

численность сотрудников подразделений;

сведения о правах и обязанностях руководителей, сотрудников подразделений;

сведения об образовании, повышении квалификации, опыте работы, дате последней аттестации сотрудников подразделений

Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации

наименование и адрес собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров);

реквизиты аттестата аккредитации собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров);

область аккредитации собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров).

Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений

Производственный контроль в области:

Охраны атмосферного воздуха;

Охраны и использования водных объектов;

Обращения с отходами»;

Использования и охраны земель;

Охраны и пользования недрами;

Состоянием животного и растительного мира;

За реализацией программы повышения экологической эффективности, плана мероприятий по охране окружающей среды.

Порядок пересмотра и кооректировки ПЭК

Программа производственного экологического контроля подлежит пересмотру и корректировке в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящим к изменениям характера, вида и объемов оказываемого негативного воздействия на окружающую среду , а также в случаях

Порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля

Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным. Предприятия подлежащие федеральному надзору направляют отчет в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности, предприятия подлежащие региональному надзору орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Критерии отнесения к федеральному экологического надзору указаны в постановлении правительства № 903 от 28 августа 2015 года «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору».

Отчет оформляется в двух экземплярах , один экземпляр которого хранится у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, а второй экземпляр вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган исполнительной власти или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении

Отчет должен быть подписан руководителем юридического лица (или должностным лицом, уполномоченным руководителем юридического лица подписывать Отчет от имени юридического лица), индивидуальным предпринимателем.

В случае осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями деятельности на нескольких объектах, отчет представляется по каждому объекту.

Что входит в отчет

А тут мы переходим к другому проекту: Проект приказа МПР «Об утверждении формы отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля и методических рекомендаций по ее заполнению, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью». Итак, что же мы включаем в этот самый ежегодный отчет:

    I. Общие сведения об организации и результатах производственного экологического контроля

    Общие сведения

    Сведения о применении на объекте технологий, соответствующих наилучшим доступным технологиям

    Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации

    II. Результаты производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха

    Перечень веществ, включенных в план-графика инструментального контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

    Результаты инструментального контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

    Перечень загрязняющих веществ, включенных в план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов источников объекта

    Результаты наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов источников объект

    Результаты контроля автоматическими средствами измерения и учета объема выбросов и концентрации загрязняющих веществ

    Результаты проведения проверок работы установок очистки газа

    III. Результаты производственного контроля в области охраны и использования водных объектов

    Сведения о результатах учета забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных и (или) дренажных вод, их качества

    Результаты контроля автоматическими средствами измерения и учета объема сбросов и концентрации загрязняющих веществ

    Сведения о результатах ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной

    Результаты проведения проверок работы очистных сооружений

    Результаты контроля состава и свойств сточных вод, в случае если на объекте осуществляется прием сточных вод от иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей

    IV. Результаты производственного контроля в области обращения с отходами

    Сведения о результатах производственного контроля в области обращения с отходами

    Сведения о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду

    V. Результаты производственного контроля в области использования и охраны земель

    Перечень загрязняющих веществ, включенных в программу наблюдений за загрязнением земель на территории объекта и в пределах его воздействия на окружающую среду

    Результаты контроля мероприятий, направленных на ликвидацию или локализацию загрязняющих веществ, в результате поступления которых произошло загрязнение земель при наблюдении за загрязнением земель на территории объекта и в пределах его воздействия на окружающую среду в случае возникновения аварийных ситуаций

    Результаты наблюдений за загрязнением земель на территории объекта и в пределах его воздействия на окружающую среду

    VI. Результаты производственного контроля в области охраны и пользования недрами

    Сведения о результатах ведение объектного (локального) мониторинга состояния недр

    VII. Результаты производственного контроля за состоянием животного и растительного мира

    Перечень индикаторных объектов животного и растительного мира, а также объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и в красные книги субъектов Российской Федерации (далее – объекты животного и растительного мира), обитающих в пределах зоны воздействия объекта на окружающую среду

    Результаты контроля за численностью и местами обитания объектов животного и растительного мира

    Результаты проверки исправности технических устройств и оборудования, служащих для предотвращения гибели объектов животного мира

    Результаты оценки эффективности принятых мер по сохранению объектов животного и растительного мира

    VIII. Результаты производственного контроля за реализацией программы повышения экологической эффективности, плана мероприятий по охране окружающей среды

    Результаты контроля выполнения программы повышения экологической эффективности или плана мероприятий по охране окружающей среды

Весь отчет будет представлять 25 таблиц, формы которых представлены в приказе. Там же вы найдете и методические указания по тому, как эти таблицы должны заполняться. На них стоит обратить не малое внимание при заполнении форм так как, в соответствии с пунктом 5 приложения 2 В случае обнаружения респондентом или принимающим органом ошибок в заполненной форме респондент заполняет новый бланк формы и передает его принимающему органу. Меньше опечаток – меньше бумаги. Корректор может не спасти.

Так же весь объем таблиц заполнять потребуется не всем: Заполнение таблиц отчета зависит от присвоенной объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, категории, на котором респонденты осуществляют хозяйственную и иную деятельность. Полный комплект представляют только Респонденты, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на объекте I категории. Остальные респонденты представляют сокращенный вариант (подробнее в разделе 3 вышеупомянутого приказа: Требования к заполнению отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля в зависимости от категории объектов хозяйственной деятельности).

Коротко о главном

Ну и краткое резюме из вышенаписанного:

Делаем программу. Делаем сами и для себя. Утверждаем, но ни с кем не согласовываем

По итогам года делам отчет по нашей программе

До 25 марта направляем отчет в уполномоченный орган в зависимости от принадлежности к региональному или федеральному надзору

В условиях проведения государственной политики, направленной на снижение административного давления на предпринимателей и юридических лиц, ограничения государственного контроля, важнейшее значение приобретает производственный экологический контроль, осуществляемый самими субъектами хозяйственной и иной деятельности, иными словами, самоконтроль.

Понятие производственною экологическою контроля

В соответствии со ст. 67 Закона об охране окружающей среды производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляют в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический надзор.

Организация производственного экологического контроля на предприятиях

Производственный экологический контроль осуществляется на основании положений, являющихся локальными нормативными правовыми актами, принимаемыми субъектами хозяйственной и иной деятельности. С целью проведения производственного экологического контроля на предприятиях предусматриваются соответствующие структурные подразделения или специальные должности (например, инженер-эколог), которые отвечают за соблюдение установленных нормативов выбросов и сбросов, лимитов на размещение отходов производства и потребления.

В юридической литературе отмечается, что в корпорации (предприятии) осуществляется общий и специальный производственный экологический контроль. Общий экологический контроль проводят органы управления корпорации (предприятия), обладающие общей компетенцией, – совет директоров, правление, генеральный директор, руководители филиалов.

Специальный экологический контроль проводится экологической службой корпорации (предприятия) и филиалов. На предприятиях, где отсутствует экологическая служба, специальный контроль проводит уполномоченное лицо, обладающее соответствующей компетенцией в области организации и проведения производственного экологического контроля и действующее на основании приказа генерального директора.

Указанные структурные подразделения и должностные лица предприятий в рамках осуществления производственного экологического контроля осуществляют следующие функции: контролируют процесс производства, разрабатывают проекты нормативов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов производства и потребления, обеспечивают ведение экологического паспорта предприятия, осуществляют взаимодействие с органами и должностными лицами государственного или муниципального экологического контроля. Производственный экологический контроль осуществляют за счет средств и при техническом обеспечении субъектов хозяйственной и иной деятельности.

Особенности производственного экологического контроля в отдельных сферах

В ст. 25 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" установлены требования к организации производственного контроля за охраной атмосферного воздуха как разновидности производственного экологического контроля. В частности, юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.

Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха и об организации экологических служб, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в области охраны окружающей среды.

В ЗК предусмотрено осуществление земельного производственного контроля. В соответствии со ст. 73 ЗК производственный земельный контроль осуществляют собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка в ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке.

Лицо, использующее земельный участок, обязано представить сведения об организации производственного земельного контроля в специально уполномоченный орган государственного земельного контроля в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Необходимость проведения производственного контроля в области охраны окружающей среды установлена также рядом Федеральных законов: "Об отходах производства и потребления", "О радиационной безопасности".

Определение производственного экологического контроля (ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды») носит обобщенный характер. Названы только цели его выполнения - обеспечение мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, а также соблюдение требований в области охраны окружающей среды. Природопользо-ватели обязаны организовать производственный экологический контроль (ПЭК) и обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий. Сведения об организации производственного экологического контроля представляются в органы исполнительной власти, осуществляющие государственный экологический контроль.

Согласно этому же Закону система мероприятий, направленных на комплексную оценку состояния окружающей среды, оценку и прогноз ее изменения под воздействием осуществляемой деятельности - т.е. локальный экологический мониторинг, в состав производственного экологического контроля не входит.

На практике природопользователи при разработке программы ПЭК включают в нее программу ЛЭМ, при этом из-за отсутствия регламентации по его проведению состав и периодичность наблюдений, а также средства измерений не унифицированы. Отсутствие четких требований по осуществлению локального (объектового) мониторинга не позволяет осуществлять системный анализ состояния природной среды в районах изучения и освоения минерально-сырьевых ресурсов, а также осуществлять контроль качества и стоимости проводимых мероприятий, в том числе при реализации проектов на условиях соглашения о разделе продукции.

Согласно п. 6.32 СП 11-102-97 в период строительства, эксплуатации и ликвидации объекта с учетом функционирующей системы локального экологического мониторинга организуется выполнение производственного контроля за уровнем воздействия производственного объекта на окружающую среду. Осуществление контроля предусматривается специальным подразделением предприятия.

Итак, ПЭК - система мероприятий, проводимых на объектах хозяйственной и иной деятельности. Он осуществляется за счет собственных средств природопользователя, а также может субсидироваться из иных источников. На уровне конкретного природопользователя ПЭК осуществляется на основе положения о производственном экологическом контроле, которое разрабатывается природопользователем с учетом требований экологического законодательства. В настоящее время отсутствует специальный акт о порядке проведения и осуществления ПЭК.

В других Федеральных законах (например, от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации») в обязанности пользователя лицензии включается организация экологического мониторинга. Аналогично в Приказе Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. № 372 об утверждении Положения по ОВОС в Российской Федерации, в перечне материалов указывается программа экологического мониторинга и контроля. Результаты оценки воздействия на окружающую среду служат основой для проведения послепроектного анализа и экологического контроля над реализацией намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Таким образом, подтверждается необходимость раздельного понимания экологического мониторинга и контроля при осуществлении хозяйственной деятельности.

Наряду с общими требованиями к порядку организации производственного контроля природопользователями, определенными Федеральным законом «Об охране окружающей среды», специальные требования в части организации производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, за соблюдением нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и в области обращения с отходами устанавливаются Водным кодексом РФ и федеральными законами «Об охране атмосферного воздуха» и от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» соответственно.

Средства измерений, применяемые при контроле состояния окружающей среды, в соответствии с требованиями законодательства РФ в области обеспечения единства измерений должны пройти испытания с целью утверждения типа средств измерений. Средства измерений подлежат поверке. По ее результатам поверяющей организацией оформляется свидетельство установленной формы с указанием срока очередной поверки. Средства измерений универсального назначения (спектрофотометры, полярографы, хроматографы и т.д.) должны быть обеспечены аттестованными методиками выполнения измерений.

Производственный экологический контроль в пределах объекта переплетается с наблюдениями в режиме ЛЭМ и предусматривает:

  • сбор уточненных данных о состоянии окружающей среды и тенденциях ее изменения;
  • контроль выполнения проектных решений при строительстве;
  • оперативный контроль над возникающими неблагоприятными природными процессами (оползни, эрозия и др.) и другими крупными нарушениями природной среды;
  • долговременный контроль над трендами изменений окружающей среды;
  • прогнозирование возможных изменений окружающей среды в ходе выполнения работ по проекту.

На основании ст. 25 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» производственный контроль охраны атмосферного воздуха осуществляют все юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух. Для организации и проведения производственного контроля охраны атмосферного воздуха на предприятиях назначают ответственных лиц и (или) организуют экологические службы.

Производственному контролю при эксплуатации промышленного объекта подлежат величины ПДВ (ВСВ - временно согласованные выбросы) и выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами от автомобилей. Производственный контроль может производиться силами лаборатории предприятия по контролю воздействий на окружающую среду или по договору сторонней организацией.

При отсутствии собственной лаборатории работы по осуществлению производственного контроля проводятся на основании договора с лабораторией, аккредитованной на проведение измерений и анализов в области экоаналитического контроля.

При производственном химико-аналитическом контроле соблюдения нормативов ПДВ (ВСВ) непосредственно на источниках загрязнения по плану-графику лабораторного контроля определяют перечень веществ, подлежащих контролю. Контроль содержания загрязняющих веществ в промышленных выбросах проводится по утвержденным стандартным методикам с заданной периодичностью. Результаты производственного контроля заносят в план-график контроля на предприятии за соблюдением нормативов ПДВ (ВСВ) на источниках выбросов и на контрольных точках (постах).

Предприятия, имеющие на балансе автотранспортные средства, обязаны обеспечить выполнение экологических требований при их эксплуатации и ремонте. Экологические требования к автотранспорту прежде всего включают его соответствие техническим нормативам выбросов вредных веществ в атмосферу, установленных соответствующими стандартами.

Для автомобилей с бензиновыми двигателями определяют содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших газах в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52033-2003. Для автомобилей с дизельными двигателями производят измерения дымности по ГОСТ Р 52160-2003.

С целью соблюдения нормативов ПДС разрабатывается и согласуется схема-график производственного аналитического контроля над работой очистных сооружений, соблюдением нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами и влиянием их на водные объекты. При производственном контроле наблюдения ведутся за расходом, составом и свойствами:

  • сточных вод на отдельных звеньях технологической схемы очистки и их соответствием установленным регламентам;
  • сбрасываемых сточных вод и их соответствием установленным нормативам ПДС;
  • вод в местах собственных водозаборов, фоновых и контрольных створах водных объектов, принимающих сточные воды, и соблюдением норм качества воды в контрольных створах. Измерение расходов воды производится в пунктах учета на каждом

водозаборе и выпуске возвратных вод, а также в системах оборотного водоснабжения и точках передачи воды другим потребителям. На предприятиях, не имеющих соответствующей аппаратуры, расходы воды по согласованию с соответствующими надзорными органами, в порядке исключения, до установки контрольно-измерительных приборов могут определяться расчетом.

Перечень источников производственных сточных вод и содержащихся в них загрязняющих веществ, технологические схемы очистки и обезвреживания, объем и периодичность химического контроля определяются на основании нормативно-технических документов по проектированию и эксплуатации технологического оборудования.

Состав и свойства сточных возвратных вод определяются на выпуске (выпусках) их в водные объекты. Наряду с отбором проб сточных возвратных вод должно производиться опробование исходного водоисточника для определения фоновых показателей, а также воды в контролируемом водном объекте после ее смешения с возвратными водами в контрольном створе в соответствии с гра-

фиком. В случае превышения ПДС в результате ухудшения качества возвратных вод производственные подразделения предприятия с привлечением химической лаборатории должны определить источник загрязнения путем обследования отдельных потоков (колодцев) и устранить нарушение.

Наряду с химическими методами контроля часто осуществляется контроль токсичности природных и сточных вод с использованием действующих методов биотестирования. В случае обнаружения токсичности сточных вод, отводимых в водный объект, или вод в контрольном створе водного объекта устанавливаются конкретные вещества, обуславливающие эту токсичность, и пересматриваются нормативы ПДС.

Порядок представления информации о сбросах загрязняющих веществ в водные объекты водопользователь согласовывает с органами государственного экологического контроля. При разработке системы контроля возвратных сточных вод предприятия данные различных форм отчетности должны быть сведены в единый банк данных.

Во исполнение требований Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль над соблюдением требований законодательства РФ в области обращения с отходами.

Одним из лицензионных требований при осуществлении деятельности по обращению с опасными отходами являются наличие у лицензиата средств контроля и измерений, применяемых для подтверждения соблюдения лицензиатом нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении деятельности по обращению с опасными отходами.

Есть и откровенные упущения в организации контрольно-мониторинговых измерений. Например, в материалах проектной документации, программах ПЭК и ЛЭМ, реализуемых в настоящее время компаниями-операторами при разведке и разработке месторождений углеводородного сырья на акваториях Каспийского, Балтийского и Японского морей, совершенно не предусмотрен экологический мониторинг подземных вод в связи с возможными глубинными авариями на скважинах, в частности, закачивающих отходы и шламы под землю, а также - буровых и эксплуатационных скважинах, причем как сухопутных, так и морских. Глубинные аварии на месторождениях, как правило, визуально не проявляются и поэтому легко скрываются нефтяными компаниями.

Не запланирован комплексный геодинамический мониторинг для контроля динамики состояния среды и своевременного предупреждения геодинамически опасных и аварийных ситуаций на нефтегазовых объектах. В осуществлении геодинамического мониторинга должны быть заинтересованы сами нефтяные компании, поскольку его результаты направлены на сокращение числа и объемов разливов на скважинах и трубопроводах.

Производственный контроль осуществляется субъектами хозяйственной и иной деятельности самостоятельно. Это единственный из всех видов контроля, когда субъект совмещает функции по природопользованию и контролю. За неисполнение обязанности по организации производственного контроля собственной деятельности субъект может быть привлечен к ответственности. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о результатах ПЭК в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль.

К сожалению, большинство законодательных актов экологической направленности носят рамочный характер. Поэтому без разработки ныне отсутствующих регламентных нормативных документов результаты ПЭК и ЛЭМ не могут полноценно и эффективно использоваться уполномоченными органами исполнительной власти в рамках осуществления мониторинга состояния окружающей среды во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации, мониторинга водных объектов, а также при осуществлении государственного контроля безопасности природопользования в целом.

Производственный экологический контроль и ЛЭМ являются основой информационного обеспечения в части своевременного выявления негативного воздействия на окружающую среду и предупреждения крупномасштабных экологических последствий, организации управления нормативным качеством окружающей среды и анализа уровня экологического риска осуществляемой деятельности.

5.1. Порядок проведения производственного экологического контроля определяется программами проверок, планами природоохранных мероприятий и другой нормативно-методической документацией.

5.2. Составной частью производственного экологического контроля является производственный аналитический контроль, основной задачей которого является получение информации о качественном и количественном содержании веществ в источниках выбросов, местах размещения отходов. Полученная информация используется при организации природоохранной деятельности. Основным видом деятельности системы производственного аналитического контроля является осуществление мониторинга источников выбросов загрязняющих веществ и объектов природной среды – атмосферного воздуха и почвы.

5.3. Производственный аналитический контроль осуществляется на договорной основе сторонними организациями или собственной аккредитованной лабораторией. Для обеспечения достоверности результатов производственного аналитического контроля применяется аттестованные методики выполнения измерений.

5.4. Производственный аналитический контроль проводится по согласованным с природоохранными органами планам-графикам.

Планы-графики составляются отдельно для каждого вида контролируемых сред: промышленных выбросов и почвы.

5.5. Производственный экологический контроль осуществляется за:

– выполнением природоохранных мероприятий, предписаний и рекомендаций специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды;

– соблюдением установленных нормативов воздействия на окружающую природную среду выбросов загрязняющих веществ, отходов производства и потребления;

– учетом номенклатуры и количества загрязняющих веществ, поступающих в окружающую природную среду от источников загрязнения;

– обеспечением своевременной разработки (пересмотра) нормативов воздействия на окружающую среду (предельно-допустимых выбросов, лимитов размещения отходов), установленных для _____________________;

– источниками выделения загрязняющих веществ и образования отходов;

– соблюдением правил обращения с отходами производства и потребления 1-5 классов опасности;

– наличием заключений государственной экологической экспертизы по проектам строительства, реконструкции и т.д.;

– наличием лицензий и лицензионных соглашений, предусмотренных природоохранным законодательством;

– своевременным предоставлением документации и достоверностью информации, предусмотренной госстатотчетностью и системами экологического мониторинга, а также запрашиваемой руководством ________________________ , службами и отделами;

– организацией работ с подрядными организациями в части соблюдения природоохранного законодательства.

5.6. К объектам производственного экологического контроля относятся:

– источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - стационарные и передвижные;

– источники образования отходов производства;

– природные ресурсы;

– почвы, загрязненные по вине _____________________;

Тало-дождевые воды.

6. Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха.

6.1. Производственный контроль за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников регламентируется:

– Федеральным Законом Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

– Федеральным Законом Российской Федерации от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;

– другими нормативными правовыми актами.

6.2. Производственный контроль за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу включает в себя:

– контроль соблюдения нормативов ПДВ (расчетным и аналитическим методом);

– контроль выбросов веществ в атмосферу от передвижных источников загрязнения (для автомобилей с бензиновым двигателем определение содержания оксида углерода и углеводорода в отработанных газах, для автомобилей с дизельным двигателем измерение дымности);

– контроль наличия согласованных с территориальными природоохранными органами и действующих по сроку нормативных документов, регламентирующих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников, расположенных на промышленной площадке:

– контроль нормативов предельно допустимых выбросов или инвентаризацию источников выбросов;

– контроль наличия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, получаемого в природоохранных органах;

– протоколы замеров токсичности и дымности отработанных газов автотранспорта;

– протоколы аналитических замеров концентраций загрязняющих веществ в выбросах от стационарных источников, составленные по результатам замеров, проведенных по договору сторонней организацией;

– ведение журналов по типовым формам первичной учетной документации:

№ ПОД-1 «Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик»,

№ ПОД-2 «Журнал учета выполнения мероприятий по охране воздушного бассейна»,

№ ПОД-3 «Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок»;

– контроль за исправным состоянием газоочистных установок.

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что Минприроды России утвердил требования к содержанию программы производственного экологического контроля, а также порядок и сроки представления отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля .

Представляем содержание новых требований к Программе и Отчету по проведению производственного экологического контроля (ПЭК).


1. Требования к содержанию Программы ПЭК

1.1. При разработке Программы ПЭК должны учитываться следующие факторы:

  • категория объекта (уровень НВОС);
  • применяемые технологии;
  • особенности производственного процесса;
  • особенности НВОС.

1.2. Если предприятие имеет несколько объектов НВОС, обладающих различными характеристиками, Программа ПЭК должна разрабатываться на каждый объект НВОС.

Причины корректировки Программы ПЭК:

  • изменение технологических процессов,
  • замена технологического оборудования,
  • замена сырья,

если данные обстоятельства приводят к следующим последствиям:

  • изменение характера, вида НВОС;
  • изменение объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10% .

Программа ПЭК должна быть скорректирована в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений.

1.3. Перечень разделов Программы ПЭК соответствует п. 3 ст. 67 Закона № 7-ФЗ и включает сведения: 1) об инвентаризации выбросов, сбросов и их источников, отходов и объектов их размещения, 2) о подразделениях и должностных лицах, отвечающих за осуществление ПЭК, 3) собственных и привлекаемых аккредитованных испытательных лабораториях, 4) периодичности и методах осуществления ПЭК, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

1.4. Подробно регламентировано содержание каждого раздела. Так, раздел «Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений» должен содержать подразделы по каждому виду воздействия (выбросы, сбросы, отходы).

В свою очередь, подраздел «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха» должен включать:

  • план-график контроля стационарных источников выбросов,
    • с указанием номера и наименования источников выбросов загрязняющих веществ,
    • периодичности проведения контроля,
    • мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений, методов контроля загрязняющих веществ в источниках выбросов,
    • в отношении загрязняющих веществ, включая маркерные , по которым установлены технологические нормативы,
    • в отношении каждого источника, включая случаи работы технологического оборудования в измененном режиме более 3-х месяцев или перевода его на новый постоянный режим работы и завершения капитального ремонта или реконструкции установки ,
    • за исключением источников , выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе предприятия;
  • план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (с указанием измеряемых загрязняющих веществ, периодичности, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений):
    • адреса (географические координаты) пунктов наблюдений с указанием номера каждого пункта наблюдения;
    • перечень контролируемых на каждом пункте загрязняющих веществ;
    • методы определения концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;
    • периодичность отбора проб атмосферного воздуха.
  • перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха.

Подраздел «Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов» включает:

  • мероприятия по учету объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов ;
  • программу проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод :
    • для объектов I и II категории не менее одного раза в месяц, а по показателю токсичность - не менее одного раза в квартал;
  • план-график проведения проверок работы очистных сооружений, включая мероприятия по технологическому контролю эффективности работы очистных сооружений на всех этапах и стадиях очистки сточных вод и обработки осадков - не реже двух раз в год ;
  • программу ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной : за качеством поверхностных вод в фоновом и контрольном створах относительно сброса (выпусков) сточных вод в водный объект в основные гидрологические фазы (для водотоков) и основные гидрологические ситуации (для водоемов) , при этом периодичность отбора проб в фоновом и контрольном створах водного объекта также составляет:
    • для объектов I и II категории не менее одного раза в месяц, по показателю токсичность - не менее одного раза в квартал;
    • для объектов III категории не менее одного раза в квартал;
  • перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны и использования водных объектов.

Подраздел «Производственный контроль в области обращения с отходами»:

  • программу мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду - в случае наличия собственного (на любом законном основании) объекта размещения отходов;
  • сроки обобщения данных по учету в области обращения с отходами .

1.5. Регламентированы случаи применения расчетных методов контроля для определения показателей выбросов загрязняющих веществ:

  • отсутствие аттестованных в установленном законодательством РФ о единстве измерений порядке методик измерения загрязняющего вещества;
  • отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов (в том числе высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику выбросов);
  • выбросы данного источника по результатам последней инвентаризации выбросов формируют приземные концентрации загрязняющих веществ или групп суммации в атмосферном воздухе на границе территории объекта менее 0,1 доли ПДК.

1.6. Требования об утверждении Программа ПЭК Росприроднадзором, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ анализируемый Приказ Минприроды России не содержит.

Исходя из содержания п. 1 Приложения № 1 к Приказу, Программа ПЭК, как и раньше должна утверждаться самим лицом, осуществляющим ПЭК (его руководителем).

Требование о направлении Программы ПЭК в уполномоченный орган в уведомительном порядке также отсутствует.


2. Требования к порядку и срокам предоставления Отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК

2.1. Отчет о результатах ПЭК представляется ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным:

  • по объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому надзору – в территориальный орган Росприроднадзора;
  • по объектам, подлежащим региональному государственному экологическому надзору – в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ.

2.2. Отчет составляется в двух экземплярах, один из которых должен храниться у лица, осуществляющего ПЭК, а второй вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе представляется в уполномоченный орган (нарочным) или направляется по почте.

Также Отчет может быть направлен в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

2.3. Требований, регламентирующих содержание Отчета о результатах осуществления ПЭК, анализируемый Приказ Минприроды России не содержит.

Следовательно, при составлении Отчета необходимо руководствоваться п. 6 ст. 67 Закона № 7-ФЗ, согласно которому документация о результатах осуществления ПЭК, должна включать сведения:

  • о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления;
  • о фактических объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений;
  • об обращении с отходами производства и потребления;
  • о состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.
При этом необходимо принимать во внимание положения анализируемого Приказа Минприроды России о содержании Программы ПЭК.


О чем подумать, что сделать

Приказ Минприроды России № 74 объединил разрозненные положения, касающиеся ПЭК, содержавшиеся в различных нормативно-правовых актах. Тем не менее, новыми Правилами устранены не все пробелы в регулировании оформления документации, связанной с осуществлением ПЭК, а значит, при применении нового правового регулирования не избежать возникновения споров с контролирующими органами.

Всем лицам, обязанным разрабатывать и утверждать Программу ПЭК и сдавать Отчет по результатам осуществления ПЭК рекомендуем ознакомиться с новыми требованиями, и в случае неясностей, оперативно направлять запросы в государственный орган (Федеральную службу по надзору в сфере природопользования) – либо самостоятельно, либо через отраслевые общественные организации.


Помощь консультантов

Специалисты «Пепеляев Групп» готовы предоставить подробные консультации о применении новых требований как по вопросам, связанным с подготовкой Программы ПЭК, так и по вопросам подготовки Отчета по результатам осуществления ПЭК, а также оказать помощь во взаимодействии с контролирующим органом, как при подготовке запросов о предоставлении разъяснений, так и в случае возникновения спорных ситуаций.


Предусмотренные Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утв. Приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205.

Разработанную в соответствии с типовой формой решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, утв. Приказом Минприроды России от 14.03.2007 № 56. Утвержденную лицом, эксплуатирующим объект размещения отходов и направленную в уведомительном порядке в территориальный орган Росприроднадзора, соответствии с Порядком проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утв. Приказом Минприроды России от 04.03.2016 № 66.

В соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утв. Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721.