Не могут привлекаться к административной ответственности за совершение экологических проступков. Административные экологические правонарушения. Список использованных источников и литературы

Это вид юридической ответственности, наиболее часто имеющий место в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение экологического правонарушения. Регулируется КоАП РСФСР и экологическим законодательством. Так, в ст. 84 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» не только формулируются составы административных правонарушений, но и определяются субъекты административной ответственности, а также размеры административных штрафов, которые могут быть наложены на правонарушителей.

Обсуждается вопрос о концентрации правового регулирования административной ответственности в КоАП РСФСР, как это сделано в отношении уголовной ответственности в Уголовном кодексе. Однако применительно к административной ответственности существующая практика представляется предпочтительной по ряду причин. Первая связана с наличием существенных пробелов в экологическом законодательстве. Пока не оформлены в виде правовых многие экологические требования - как материальные, так и процессуальные. Их нормативное закрепление в активно развиваемом законодательстве будет требовать постоянного внесения изменений и дополнений в КоАП РСФСР. Пользование таким кодексом будет затруднено. Вторая причина касается удобства для субъектов экологического права, которым адресованы законы в области природопользования и охраны окружающей среды. Из текста одного акта они могут узнать об экологических требованиях, которые должны соблюдать, и об административной ответственности, которую будут нести в случае их нарушения. Если будет принято решение о регулировании административной ответственности исключительно Кодексом об административных правонарушениях, то с учетом пробелов в экологическом законодательстве и перспектив его развития составы административных правонарушений должны, очевидно, быть сформулированы в более общем виде - например, нарушение требований экологической экспертизы, нарушение требований экологической сертификации, нарушение правил обращения с отходами производства и потребления и т.п.

В соответствии с Законом «Об охране окружающей природной среды» субъектами административной ответственности являются не только должностные лица и граждане, но и юридические лица, что является новацией данного Закона. Применяется административная ответственность только при наличии вины правонарушителя.

В ст. 24 КоАП РСФСР установлены следующие административные взыскания: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного данному гражданину, например права охоты; исправительные работы, административный арест.

По своим объективным признакам административное правонарушение внешне схоже с преступлением. Поэтому Кодекс об административных правонарушениях в качестве одного из предварительных условий возложения административной ответственности предусматривает отсутствие в совершенном нарушении признаков состава преступления. Основные признаки, которые дают возможность разграничить экологическое преступление и административный проступок, приводятся, как правило, в УК РФ. Это - повторность совершения экологического правонарушения, наличие умысла и др.

Составы экологических правонарушений, за которые может наступить административная ответственность, определены в ст. 84 Закона «Об охране окружающей природной среды», в ст. 125 ЗК РСФСР, некоторых иных актах законодательства об окружающей среде. В КоАП РСФСР эти виды правонарушений содержатся в двух главах: административные правонарушения, посягающие на социалистическую собственность (гл. 6) и административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды, памятников истории и культуры (гл. 7). В соответствии с Кодексом административная ответственность применяется за:

  • · нарушение права государственной собственности на недра (ст. 46); на воды (ст. 47); на леса (ст. 48); на животный мир (ст. 48 1);
  • · самовольную добычу янтаря (ст. 46 1);
  • · бесхозяйственное использование земель (ст. 50);
  • · порчу сельскохозяйственных и других земель (ст. 51);
  • · несвоевременный возврат временно занимаемых земель или неприведение их в состояние, пригодное для использования по назначению (ст. 52);
  • · самовольное отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства (ст. 53);
  • · уничтожение межевых знаков (ст. 54);
  • · нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов(ст.55);
  • · нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (ст. 56);
  • · незаконную выдачу лицензии (разрешения), а равно произвольное изменение условий выданной лицензии (разрешения) на осуществление деятельности на континентальном шельфе Российской Федерации (ст. 56 1);
  • · нарушение действующих стандартов (норм, правил) или условий лицензии, регламентирующих разрешенную деятельность на континентальном шельфе Российской Федерации (ст. 56 2);
  • · нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований на континентальном шельфе Российской Федерации (ст. 56 3);
  • · нарушение правил охраны водных ресурсов (ст. 57);
  • · нарушение правил захоронения отходов и других материалов на континентальном шельфе Российской Федерации (ст. 57 1);
  • · невыполнение обязанностей по регистрации в судовых документах операций с вредными веществами и смесями (ст. 58);
  • · нарушение правил водопользования (ст. 59);
  • · повреждение водохозяйственных сооружений и устройств, нарушение правил их эксплуатации (ст. 60);
  • · незаконное использование земель государственного лесного фонда (ст. 61);
  • · нарушение установленного порядка использования лесосечного фонда, заготовки и вывозки древесины, заготовки живицы (ст.62);
  • · незаконную порубку и повреждение деревьев и кустарников, уничтожение и повреждение лесных культур и молодняка (ст.63);
  • · уничтожение или повреждение подроста в лесах (ст. 64);
  • · осуществление лесных пользований не в соответствии с целями или требованиями, предусмотренными в лесорубочном билете (ордере) или лесном билете (ст. 65);
  • · нарушение правил восстановления и улучшения лесов, использования ресурсов спелой древесины (ст. 66);
  • · повреждение сенокосов и пастбищных угодий на землях государственного лесного фонда (ст. 67);
  • · самовольное сенокошение и пастьба скота, самовольный сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод (ст. 68);
  • · сбор дикорастущих плодов, орехов и ягод с нарушением установленных сроков (ст. 69);
  • · ввод в эксплуатацию производственных объектов без устройств, предотвращающих вредное воздействие на леса (ст.70);
  • · повреждение леса сточными водами, химическими веществами, вредными выбросами, отходами и отбросами (ст. 71);
  • · засорение лесов бытовыми отходами и отбросами (ст. 72);
  • · уничтожение или повреждение лесоосушительных канав, дренажных систем и дорог на землях государственного лесного фонда (ст. 73);
  • · уничтожение полезной для леса фауны (ст. 75);
  • · нарушение требований пожарной безопасности в лесах (ст. 76);
  • · выброс загрязняющих веществ в атмосферу с превышением нормативов или без разрешения и вредное физическое воздействие на атмосферный воздух (ст. 77);
  • · ввод в эксплуатацию предприятий без соблюдения требований по охране атмосферного воздуха (ст. 78);
  • · нарушение правил эксплуатации, а также неиспользование оборудования для очистки выбросов в атмосферу (ст. 79);
  • · выпуск в эксплуатацию транспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах (ст. 80);
  • · эксплуатацию автомототранспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах (ст. 81);
  • · несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха при складировании и сжигании промышленных и бытовых отходов (ст. 82);
  • · нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов, повлекшее или могущее повлечь загрязнение атмосферного воздуха (ст. 83);
  • · невыполнение предписаний органов, осуществляющих контроль за охраной атмосферного воздуха (ст. 84);
  • · нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов, причинившее ущерб животному миру (ст. 84 1);
  • · нарушение правил охраны среды обитания животных, правил создания зоологических коллекций и торговли ими, а равно самовольное переселение, акклиматизация и скрещивание животных (ст. 84 2);
  • · нарушение порядка осуществления пользования животным миром, а также незаконный ввоз животных или растений, признанных наносящими ущерб сохранению видов животных, занесенных в Красную книгу (ст. 84 3);
  • · уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных или совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания таких животных (ст. 84 4);
  • · невыполнение законных требований должностных лиц органов охраны континентального шельфа Российской Федерации (ст. 84 5);
  • · незаконную передачу минеральных и живых ресурсов континентального шельфа Российской Федерации (ст. 84 6);
  • · нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления других видов пользования животным миром (ст. 85);
  • · нарушение правил китобойного промысла (ст. 86).

В КоАП РСФСР определяются также органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать соответствующие дела (гл.15), и подведомственность таких дел (гл.16). Дела об экологических правонарушениях рассматриваются преимущественно судами (судьями), органами внутренних дел, органами государственных инспекций и другими органами (должностными лицами), уполномоченными на то законодательными актами РФ.

Так, согласно ст. 202 КоАП РСФСР судьи рассматривают дела об экологических правонарушениях, предусмотренных ст. 46 1 , 49, 49 1 , 56 1 -56 3 , 57 1 , 84 5 , 84 6 Кодекса.

Органы государственного горного надзора в соответствии со ст. 211 КоАП РСФСР рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 46, 55, 56 (за нарушения, совершенные в процессе разработки полезных ископаемых), ст. 56 2 .

Органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 77-83 (нарушения санитарно-гигиенических правил и норм по охране атмосферного воздуха) и ст. 84 (невыполнение предписаний органов, осуществляющих государственный санитарный надзор).

Вопросы подведомственности дел об экологических правонарушениях решен в КоАП недостаточно последовательно, без полного учета места специально уполномоченных органов в государственном управлении природопользованием и охраной окружающей среды. Так, Госкомэкология РФ, на которую возложено осуществление государственного экологического контроля, в соответствии со ст. 219 2 Кодекса вправе рассматривать лишь дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 56 1 , 56 2 , 57 1 и 84 5 , т.е. связанные с охраной минеральных и живых ресурсов континентального шельфа Российской Федерации.

Одной из наиболее распространенных мер административной ответственности за экологические правонарушения является штраф. Конкретный размер налагаемого штрафа зависит не только от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда, но определяется также полномочиями, предоставленными соответствующему органу, налагающему штраф.

Решение о наложении штрафа (как и любое другое решение об административном взыскании) может быть обжаловано в суд или арбитражный суд.

Закон «Об охране окружающей природной среды» подчеркивает: привлечение к ответственности в виде штрафа, независимо от его суммы, не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения причиненного вреда. Это объясняется тем, что штраф хотя и носит материальный характер, является мерой наказания, а не возмещением вреда; суммы штрафа идут не потерпевшему на возмещение вреда, а направляются в соответствии с Законом на специальные счета внебюджетных экологических фондов.

Административным экологическим правонарушением (проступком) признается противоправное, виновное действие (бездействие) гражданина, должностного или юридического лица, посягающее на конституционное право каждого человека на благоприятную окружающую среду, в том числе причиняющее вред окружающей среде (содержащее реальную угрозу такого причинения), за которое предусмотрена административная ответственность.

Действующий КоАП куда большее, чем прежний, уделяет внимание вопросам охраны окружающей среды, выделяя в ст. 1.2 КоАП данную деятельность как одну из задач законодательства об административных правонарушениях.

Субъекты РФ вправе принимать свои законы об административных правонарушениях, не вступающие в противоречия с КоАП. Такими законами субъектов РФ должны быть созданы и органы (инспекции, комиссии, палаты и др.), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с законодательством субъектов РФ. При этом законом субъекта РФ можно предусматривать только две разновидности административных наказаний: предупреждение и штраф.

Примером такого законотворчества субъектов РФ может служить Кодекс Волгоградской области от 11.06.2008 № 1693-ОД "Об административной ответственности", предусматривающий административную ответственность за повреждение и (или) уничтожение зеленых насаждений на территориях общего пользования в населенных пунктах (ст. 6.1); уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (ст. 6.2); нарушение установленного режима использования земель (ст. 7.2); загрязнение территорий поселений, связанное с эксплуатацией и ремонтом транспортных средств (ст. 8.10); нарушение порядка обращения с бытовыми отходами на территории поселений (ст. 8.14) и т.д.

В числе федеральных органов, уполномоченных рассматривать дела об административных экологических правонарушениях, КоАП выделяет (кроме судей) органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, органы, осуществляющие государственный карантинный фитосанитарный контроль, государственный надзор и контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки и государственный контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения; органы, осуществляющие функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения, органы, осуществляющие государственный экологический надзор, и ряд других.

Все составы экологических правонарушений, за которые может наступить административная ответственность, классифицируются в четыре группы.

В первую группу входят составы, устанавливающие ответственность за нарушение общих (базовых) эколого- правовых требований, распространяющихся на все институты экологического права. К их числу относятся нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4 КоАП), сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5 КоАП) и т.д.

Во вторую группу входят составы, устанавливающие ответственность за нарушение правил по охране отдельных природных объектов. В их числе порча земель (ст. 8.6 КоАП), нарушение правил охраны атмосферного воздуха (ст. 8.21 КоАП), нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13 КоАП), нарушение правил санитарной безопасности в лесах (ст. 8.31 КоАП) и т.д.

В третью группу входит состав правонарушения, устанавливающий ответственность за нарушение правового режима территорий с особым эколого-правовым статусом, а именно – нарушение правил охраны и использования природных ресурсов па особо охраняемых природных территориях (ст. 8.39 КоАП). При этом следует иметь в виду, что КоАП (в отличие от УК) не содержит норм, устанавливающих ответственность за совершение экологических проступков в зоне экологического бедствия.

Наконец, в четвертую группу входят составы, устанавливающие ответственность за нарушение требований в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной или иной деятельности (в промышленности, транспорте и т.д.). В их числе – несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2 КоАП), нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3 КоАП), выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.22 КоАП) и т.д.

Рассмотрение всех видов административных наказаний позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, административные наказания являются относительно определенными санкциями. При наложении наказания законодатель предоставляет природоохранным органам (или суду), в зависимости от характера правонарушения, личности нарушителя, степени вины и иных обстоятельств определенную свободу в выборе вида и размера наказания в соответствии со ст. 4.1 КоАП.

Во-вторых, лицо, совершившее административно наказуемый проступок, в соответствии со ст. 2.9 КоАП может быть освобождено от административного наказания в связи с его малозначительностью.

В-третьих, четко определены сроки наложения административных наказаний. Согласно ст. 4.5 КоАП постановление по делу об административной ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня его совершения. При длящемся административном экологическом правонарушении (а таких достаточно много), названный срок исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения.

Отдельно следует остановиться на проблеме разграничения административной и уголовной ответственности в сфере охраны окружающей среды.

Конструкции составов уголовных и административных экологических правонарушений имеют много схожего, а четких критериев их отличия друг от друга в составах административных правонарушений нет.

Они есть в уголовно-правовых нормах, например, в ряде составов указан такой квалифицирующий признак, как причинение вреда здоровью или смерть человека вследствие загрязнения атмосферы (например, ст. 251 УК). В других составах упоминаются "тяжкие последствия" (ст. 246 УК), "существенный вред" (ч. 1 ст. 250 УК); "значительный" и "крупный" ущерб (ст. 255 и 256 УК). В примечании к ст. 260 УК, устанавливающей уголовную ответственность за незаконную рубку лесных насаждений, раскрывается содержание понятий значительного и крупного размеров вреда: "значительным" признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством РФ таксам, превышающий пять тыс. руб., крупным размером – 50 тыс. руб., особо крупным размером – 150 тыс. руб. Конкретное содержание многих других оценочных критериев в УК не раскрывается.

Их толкование дано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 № 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения".

Их толкование дано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования".

Так, Пленум разъяснил, что под "иными тяжкими последствиями" применительно к ст. 246 УК РФ (нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ) следует понимать, в частности, такое ухудшение качества окружающей среды и ее компонентов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых затрат (например, массовые заболевания или гибель объектов животного мира, в том числе рыбы и других водных биологических ресурсов; уничтожение условий для их обитания и воспроизводства (потеря мест нагула, нереста и зимовальных ям, нарушение путей миграции, уничтожение кормовой базы); уничтожение объектов растительного мира, повлекшее существенное сокращение численности (биомассы) указанных объектов; деградация земель). При этом массовой гибелью (заболеванием) считается превышение среднестатистического уровня гибели (заболевания) животных в три или более раза.

Применительно к ч. 1 ст. 247 УК РФ (нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов) существенный вред здоровью человека выражается в тяжком или средней тяжести вреде здоровью хотя бы одного лица, а существенный вред окружающей среде – в ее загрязнении, отравлении или заражении, изменении радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья или жизни человека, и т.п.

Ответственность за незаконную охоту, предусмотренную п. "а" ч. 1 ст. 258 УК РФ, наступает лишь при наличии крупного ущерба. Причиненный незаконной охотой ущерб относится к крупному исходя не только из количества и стоимости добытых, поврежденных и уничтоженных животных, но и с учетом иных обстоятельств содеянного, в частности экологической ценности, значимости для конкретного места обитания, численности популяции этих животных. Крупным является ущерб, причиненный, например, отстрелом лося, благородного оленя (марала, изюбря), овцебыка, бурого и белогрудого (гималайского) медведя.

Следовательно, кроме повышенной степени общественной опасности основанием квалификации правонарушения в качестве преступления может служить наличие таких признаков состава, как специфика предмета, место, способ правонарушения, его субъект, форма вины и т.д.

Можно сделать вывод, что составы административных и уголовных правонарушений находятся между собой в соотношении общей и специальной норм. Первые содержат абстрактные формулировки, вторые как бы конкретизируют их. Следовательно, административно-правовая норма будет применяться только в той части, которая не охватывается признаками сходного по конструкции состава экологического преступления, т.е. выходит за пределы, границы признаков, установленных уголовно-правовой нормой.

С учетом сказанного экологическое правонарушение можно определить как противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.

С учетом степени общественной опасности экологические правонарушения подразделяются на проступки и преступления. Первые - менее общественно опасные деяния по сравнению со вторыми и являются дисциплинарными, материальными, административными и гражданскими правонарушениями. В соответствии с видами экологических правонарушений наступает дисциплинарная, материальная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.

В соответствии с общей теорией права экологическое правонарушение по своей структуре состоит из объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон.

Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права. Эти отношения по своему содержанию касаются собственности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды от вредных воздействий, защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

В комментарии к Закону РСФСР «Об охране окружающей природной среды» в качестве объекта экологического правонарушения называется окружающая природная среда 1 . Такое суждение представляется неубедительным. При отсутствии в экологическом законодательстве требований, касающихся регулирования определенных общественных отношений по поводу того или иного природного объекта, юридическая ответственность не может применяться за их нарушение. Природа, или окружающая среда, выступает в качестве предмета экологического правонарушения.

Субъектами экологического правонарушения могут быть юридические, должностные и физические лица, в том числе иностранные юридические лица и граждане, совершившие правонарушения, связанные с природопользованием или охраной окружающей среды на территории России или территории, находящейся подееюрисдикцией.



Состав субъектов варьируется в зависимости от вида экологического правонарушения. Так, субъектами дисциплинарной ответственности являются должностные лица и работники предприятий, уголовной - должностные лица и граждане, административной - юридические лица, должностные лица и граждане.

В соответствии с действующим законодательством административная и уголовная ответственность физических лиц за экологические правонарушения наступает с 16-летнего возраста. В порядке гражданского судопроизводства граждане несут ограниченную ответственность с 14 до 18 лет, полную - с 18 лет. С этого возраста лицо становится полностью дееспособным. Трудовое законодательство не устанавливает возрастных ограничений относительно применения дисциплинарной и материальной ответственности лиц, виновных в совершении экологических правонарушений в трудовой сфере.

Дляобъективной стороны экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

а) противоправность поведения;

б) причинение или реальная угроза причинения экологического вреда, либо нарушение иных законных прав и интересов субъектов экологического права;

в) причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда, либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.

Субъективная сторона экологического правонарушения характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности). Под виной понимается психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению, которое может проявляться в действии или бездействии. Закон предусматривает две формы вины: умысел (прямой или косвенный) и неосторожность. Умышленным является экологическое правонарушение, при котором нарушитель предвидит наступление общественно вредных последствий своего поведения и желает или сознательно допускает их (например, предприниматель сбрасывает токсичные отходы своего производства на опушке леса, т.е. не в установленном для этого месте). Неосторожность бывает двух видов: самонадеянность и небрежность. Самонадеянность имеет место тогда, когда лицо, нарушающее экологическое требование, предвидит общественно вредные последствия своей деятельности, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их. Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидит наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Гражданский кодекс РФ вводит понятие грубой неосторожности. Правда, речь идет о грубой неосторожности самого потерпевшего, содействовавшей возникновению или увеличению вреда, что учитывается при определении размера возмещения вреда правонарушителем (ст. 1083).

В то же время в природоохранительной практике, как уже отмечалось, может иметь место безвиновная (абсолютная) ответственность - за вред, причиненный источником повышенной опасности. Возмещение такого вреда регламентируется ст. 1079 ГК РФ.

Одни экологические правонарушения могут быть совершены при любой форме вины (например, правонарушения, последствиями которых является загрязнение атмосферного воздуха или вод), другие - только при умышленной форме вины (незаконная охота или рыбная ловля), третьи - по неосторожности (например, небрежное обращение с огнем в лесу и нарушение правил пожарной безопасности в лесах).

Административная ответственность за экологические правонарушения

Это вид юридической ответственности, наиболее часто имеющий место в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение экологического правонарушения. Регулируется КоАП РСФСР и экологическим законодательством. Так, в ст. 84 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» не только формулируются составы административных правонарушений, но и определяются субъекты административной ответственности, а также размеры административных штрафов, которые могут быть наложены на правонарушителей.

Обсуждается вопрос о концентрации правового регулирования административной ответственности в КоАП РСФСР, как это сделано в отношении уголовной ответственности в Уголовном кодексе. Однако применительно к административной ответственности существующая практика представляется предпочтительной по ряду причин. Первая связана с наличием существенных пробелов в экологическом законодательстве. Пока не оформлены в виде правовых многие экологические требования - как материальные, так и процессуальные. Их нормативное закрепление в активно развиваемом законодательстве будет требовать постоянного внесения изменений и дополнений в КоАП РСФСР. Пользование таким кодексом будет затруднено. Вторая причина касается удобства для субъектов экологического права, которым адресованы законы в области природопользования и охраны окружающей среды. Из текста одного акта они могут узнать об экологических требованиях, которые должны соблюдать, и об административной ответственности, которую будут нести в случае их нарушения. Если будет принято решение о регулировании административной ответственности исключительно Кодексом об административных правонарушениях, то с учетом пробелов в экологическом законодательстве и перспектив его развития составы административных правонарушений должны, очевидно, быть сформулированы в более общем виде - например, нарушение требований экологической экспертизы, нарушение требований экологической сертификации, нарушение правил обращения с отходами производства и потребления и т.п.

В соответствии с Законом «Об охране окружающей природной среды» субъектами административной ответственности являются не только должностные лица и граждане, но и юридические лица, что является новацией данного Закона. Применяется административная ответственность только при наличии вины правонарушителя.

В ст.24 КоАП РСФСР установлены следующие административные взыскания: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного данному гражданину, например права охоты; исправительные работы, административный арест.

По своим объективным признакам административное правонарушение внешне схоже с преступлением. Поэтому Кодекс об административных правонарушениях в качестве одного из предварительных условий возложения административной ответственности предусматривает отсутствие в совершенном нарушении признаков состава преступления. Основные признаки, которые дают возможность разграничить экологическое преступление и административный проступок, приводятся, как правило, в УК РФ. Это - повторность совершения экологического правонарушения, наличие умысла и др.

Составы экологических правонарушений, за которые может наступить административная ответственность, определены в ст. 84 Закона «Об охране окружающей природной среды», в ст. 125 ЗК РСФСР, некоторых иных актах законодательства об окружающей среде. В КоАП РСФСР эти виды правонарушений содержатся в двух главах: административные правонарушения, посягающие на социалистическую собственность (гл. 6) и административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды, памятников истории и культуры (гл. 7). В соответствии с Кодексом административная ответственность применяется за:

  • нарушение права государственной собственности на недра (ст. 46); на воды (ст. 47); на леса (ст. 48); на животный мир (ст. 48 1);
  • самовольную добычу янтаря (ст. 46 1);
  • бесхозяйственное использование земель (ст. 50);
  • порчу сельскохозяйственных и других земель (ст. 51);
  • несвоевременный возврат временно занимаемых земель или неприведение их в состояние, пригодное для использования по назначению (ст. 52);
  • самовольное отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства (ст. 53);
  • уничтожение межевых знаков (ст. 54);
  • нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов(ст.55);
  • нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (ст. 56);
  • незаконную выдачу лицензии (разрешения), а равно произвольное изменение условий выданной лицензии (разрешения) на осуществление деятельности на континентальном шельфе Российской Федерации (ст. 56 1);
  • нарушение действующих стандартов (норм, правил) или условий лицензии, регламентирующих разрешенную деятельность на континентальном шельфе Российской Федерации (ст. 56 2);
  • нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований на континентальном шельфе Российской Федерации (ст. 56 3);
  • нарушение правил охраны водных ресурсов (ст. 57);
  • нарушение правил захоронения отходов и других материалов на континентальном шельфе Российской Федерации (ст. 57 1);
  • невыполнение обязанностей по регистрации в судовых документах операций с вредными веществами и смесями (ст. 58);
  • нарушение правил водопользования (ст. 59);
  • повреждение водохозяйственных сооружений и устройств, нарушение правил их эксплуатации (ст. 60);
  • незаконное использование земель государственного лесного фонда (ст. 61);
  • нарушение установленного порядка использования лесосечного фонда, заготовки и вывозки древесины, заготовки живицы (ст.62);
  • незаконную порубку и повреждение деревьев и кустарников, уничтожение и повреждение лесных культур и молодняка (ст.63);
  • уничтожение или повреждение подроста в лесах (ст. 64);
  • осуществление лесных пользований не в соответствии с целями или требованиями, предусмотренными в лесорубочном билете (ордере) или лесном билете (ст. 65);
  • нарушение правил восстановления и улучшения лесов, использования ресурсов спелой древесины (ст. 66);
  • повреждение сенокосов и пастбищных угодий на землях государственного лесного фонда (ст. 67);
  • самовольное сенокошение и пастьба скота, самовольный сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод (ст. 68);
  • сбор дикорастущих плодов, орехов и ягод с нарушением установленных сроков (ст. 69);
  • ввод в эксплуатацию производственных объектов без устройств, предотвращающих вредное воздействие на леса (ст.70);
  • повреждение леса сточными водами, химическими веществами, вредными выбросами, отходами и отбросами (ст. 71);
  • засорение лесов бытовыми отходами и отбросами (ст. 72);
  • уничтожение или повреждение лесоосушительных канав, дренажных систем и дорог на землях государственного лесного фонда (ст. 73);
  • уничтожение полезной для леса фауны (ст. 75);
  • нарушение требований пожарной безопасности в лесах (ст. 76);
  • выброс загрязняющих веществ в атмосферу с превышением нормативов или без разрешения и вредное физическое воздействие на атмосферный воздух (ст. 77);
  • ввод в эксплуатацию предприятий без соблюдения требований по охране атмосферного воздуха (ст. 78);
  • нарушение правил эксплуатации, а также неиспользование оборудования для очистки выбросов в атмосферу (ст. 79);
  • выпуск в эксплуатацию транспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах (ст. 80);
  • эксплуатацию автомототранспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах (ст. 81);
  • несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха при складировании и сжигании промышленных и бытовых отходов (ст. 82);
  • нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов, повлекшее или могущее повлечь загрязнение атмосферного воздуха (ст. 83);
  • невыполнение предписаний органов, осуществляющих контроль за охраной атмосферного воздуха (ст. 84);
  • нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов, причинившее ущерб животному миру (ст. 84 1);
  • нарушение правил охраны среды обитания животных, правил создания зоологических коллекций и торговли ими, а равно самовольное переселение, акклиматизация и скрещивание животных (ст. 84 2);
  • нарушение порядка осуществления пользования животным миром, а также незаконный ввоз животных или растений, признанных наносящими ущерб сохранению видов животных, занесенных в Красную книгу (ст. 84 3);
  • уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных или совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания таких животных (ст. 84 4);
  • невыполнение законных требований должностных лиц органов охраны континентального шельфа Российской Федерации (ст. 84 5);
  • незаконную передачу минеральных и живых ресурсов континентального шельфа Российской Федерации (ст. 84 6);
  • нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления других видов пользования животным миром (ст. 85);
  • нарушение правил китобойного промысла (ст. 86).

В КоАП РСФСР определяются также органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать соответствующие дела (гл.15), и подведомственность таких дел (гл.16). Дела об экологических правонарушениях рассматриваются преимущественно судами (судьями), органами внутренних дел, органами государственных инспекций и другими органами (должностными лицами), уполномоченными на то законодательными актами РФ.

Так, согласно ст. 202 КоАП РСФСР судьи рассматривают дела об экологических правонарушениях, предусмотренных ст. 46 1 , 49, 49 1 , 56 1 -56 3 , 57 1 , 84 5 , 84 6 Кодекса.

Органы государственного горного надзора в соответствии со ст. 211 КоАП РСФСР рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 46, 55, 56 (за нарушения, совершенные в процессе разработки полезных ископаемых), ст. 56 2 .

Органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 77-83 (нарушения санитарно-гигиенических правил и норм по охране атмосферного воздуха) и ст. 84 (невыполнение предписаний органов, осуществляющих государственный санитарный надзор).

Вопросы подведомственности дел об экологических правонарушениях решен в КоАП недостаточно последовательно, без полного учета места специально уполномоченных органов в государственном управлении природопользованием и охраной окружающей среды. Так, Госкомэкология РФ, на которую возложено осуществление государственного экологического контроля, в соответствии со ст. 219 2 Кодекса вправе рассматривать лишь дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 56 1 , 56 2 , 57 1 и 84 5 , т.е. связанные с охраной минеральных и живых ресурсов континентального шельфа Российской Федерации.

Одной из наиболее распространенных мер административной ответственности за экологические правонарушения является штраф. Конкретный размер налагаемого штрафа зависит не только от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда, но определяется также полномочиями, предоставленными соответствующему органу, налагающему штраф.

Решение о наложении штрафа (как и любое другое решение об административном взыскании) может быть обжаловано в суд или арбитражный суд.

Закон «Об охране окружающей природной среды» подчеркивает: привлечение к ответственности в виде штрафа, независимоот его суммы, не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения причиненного вреда. Это объясняется тем, что штраф хотя и носит материальный характер, является мерой наказания, а не возмещением вреда; суммы штрафа идут не потерпевшему на возмещение вреда, а направляются в соответствии с Законом на специальные счета внебюджетных экологических фондов.

43. В УК РФ прямо сказано, что его задачей наряду с охраной прав и свобод человека и гражданина, собственности и общественного порядка является охрана окружающей среды.

Состояние здоровья человека в значительной степени зависит от чистоты воды, воздуха, качества продуктов, которыми он питается, и соответственно от чистоты почвы. Информации о том, сколько человек в России умирает в связи с воздействием на здоровье неблагоприятных факторов окружающей среды, встречать не приходилось. Однако известно, что продолжительность жизни мужчин в России в последние 25 лет сократилась с 71 года до 57 лет, в том числе в связи с деградацией природы.

Все составы преступлений, сформулированные в действующем Уголовном кодексе, с точки зрения выполняемых ими функций, относящихся к природопользованию и охране окружающей среды, можно подразделить на три категории: специальные экологические составы, смежные, дополнительные.

Специальные экологические составы сформулированы в отдельной главе «Экологические преступления» (гл. 26). Она помещается в разд. IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» и содержит следующие составы:

  • нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246);
  • нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247);
  • нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248);
  • нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249);
  • загрязнение вод (ст. 250);
  • загрязнение атмосферы (ст. 251);

Загрязнение морской среды (ст. 252);

  • нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253);
  • порча земли (ст. 254);
  • нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255);
  • незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256);
  • нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257);
  • незаконная охота (ст. 258);
  • уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст.259);
  • незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260);
  • уничтожение или повреждение лесов (ст. 261);
  • нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262).

К специальным экологическим составам относится ряд составов, сформулированных в статьях, содержащихся в других главах Кодекса:

  • нарушение правил безопасностина объектах атомной энергетики (ст. 215);
  • сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237);
  • жестокое обращение с животными (ст. 245);
  • экоцид (ст. 358).

Эти составы по своему содержанию, несомненно, являются экологическими. С учетом объекта экологических преступлений можно выделить два вида преступлений, посягающих на:

а) экологический правопорядок в целом. Объектом таких посягательств являются общественные отношения по поводу окружающей среды как интегрированного объекта правового регулирования использования и охраны. Важно подчеркнуть, что в прежнем УК РСФСР вовсе не предусматривались составы, отражающие посягательство на природу в целом. По новому УК РФ к данному виду преступлений относятся составы, сформулированные в ст. 247- 249,259, 262, 215, 237, 358;

б) порядок использования и охраны отдельных природных ресурсов. Это - преступления, предусмотренные ст. 245, 250-258, 260--261 УК РФ.

Смежными составами преступлений в области природопользования и охраны окружающей среды следует считать те из них, которые выполняют экологические функции лишь при определенных обстоятельствах объективного порядка: отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140); регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170); терроризм (ст. 205); нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216); нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217); нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст. 218); нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219); незаконное обращение с радиоактивными материалами (ст. 220); хищение либо вымогательство радиоактивных материалов (ст. 221); незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта (ст. 234); нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236); нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269); планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 353); производство или распространение оружия массового поражения (ст. 355); применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356). Эти составы приобретают экологическое значение лишь тогда, когда в результате совершаемых противоправных действий нарушаются правила природопользования и причиняется вред окружающей среде.

Некоторые составы, не являясь по своей природе экологическими, при определенных обстоятельствах также могут быть использованы в целях охраны окружающей среды. Кдополнительным следует отнести ряд преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285); превышение должностных полномочий (ст. 286); служебный подлог (ст. 292); халатность (ст. 293). Предусмотренные этими статьями преступления могут применяться напрямую к тем должностным лицам, которые своими действиями или бездействием способствовали причинению вреда окружающей среде.

За совершение экологических преступлений УК РФ предусматривает следующие виды наказаний:

  • штраф. Наказание в виде штрафа предусмотрено почти за все экологические преступления. Его размер зависит от характера совершенного преступления. Минимальный размер штрафа - 200 минимальных размеров оплаты труда, максимальный - до 700 минимальных размеров оплаты труда;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Такое наказание предусмотрено за многие экологические преступления. Иногда установлен и срок действия данного наказания;
  • обязательные работы. Они заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления. Этот вид наказания предусмотрен, в частности, за уничтожение или повреждение лесов (до 240 часов);
  • исправительные работы. Отбываются по месту работы осужденного, при этом из его заработка производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%. Такое наказание установлено, к примеру, за нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (до 1 года); за загрязнение атмосферы (до 2 лет); за порчу земли (до 2 лет); за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (до 2 лет);
  • ограничение свободы. Оно заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Такое наказание предусмотрено за порчу земли (до 3 лет); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (до 3 лет);
  • арест. Он заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества. Предусматривается за загрязнение вод (до 3 месяцев); за загрязнение морской среды (до 4 месяцев);
  • лишение свободы на определенный срок. Данный вид наказания предусматривается за многие преступления, в том числе за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (до 5 лет); за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (от 3 до 8 лет); за нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (от 2 до 5 лет); за загрязнение вод (до 5 лет); за загрязнение атмосферы (до 3 лет); за порчу земли (до 3 лет); за уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (до 3 лет); за уничтожение или повреждение лесов (до 8 лет). Наиболее строгая уголовная ответственность предусмотрена за экоцид, т.е. массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Данное преступление наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет.

Субъективная сторона составов экологических преступлений выражается, как правило, в форме косвенного умысла, когда лицо осознает нарушение им соответствующих правил, предвидит возможность наступления негативных для состояния окружающей среды или здоровья человека последствий и сознательно допускает их наступление либо относится к этому безразлично. В ряде статей, связанных главным образом с загрязнением окружающей среды, нарушением правил обращения с опасными веществами и отходами, вина выражается в форме неосторожности.

Оценивая практику применения уголовной ответственности за экологические преступления, специалисты отмечают ее низкую эффективность. Так, уголовные дела о самых массовых и опасных нарушениях- загрязнениях водного и воздушного бассейнов составляют 0,96% от общего числа экологических преступлений, загрязнении земли - 0,75%. Само количество таких дел уменьшилось за 1996 г. соответственно на 22 и 32,8%. Применяются в основном нормы об ответственности за преступления и иные правонарушения, связанные с незаконным захватом природных ресурсов (браконьерство, незаконная порубка леса, незаконная разработка недр).

Экологические правонарушения относятся в России к категории наиболее распространенных. Но при этом латентность экологических преступлений достигает 95-99%*.

___________________________

* Плешаков А.М. Уголовно-правовая борьба с экологическими преступлениями. Автореф. докт. дисс. М., 1994. С. 5.

В целом характерно резкое несоответствие количества лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за экологические преступления, количеству лиц, осужденных за них. Так, в 1995 г. по возбужденным за экологические преступления 8066 уголовным делам на 9093 лиц осуждено всего 5100 человек (56%). Нуждается в существенном улучшении качество следствия по делам об экологических преступлениях. Каждое 4-5-е дело необоснованно прекращается. При назначении наказания суды нередко допускают необоснованные послабления лицам, совершившим опасные экологические преступления.

По оценкам Директора НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, «в России сложилась парадоксальная ситуация: при нарастании экологического кризиса наблюдается атрофия и разбалансированность государственного контроля и управления, при росте числа правонарушений и злоупотреблений просматривается линия на затухание судебно-правового реагирования»

Возмещение вреда (ущерба), причиненного природным ресурсам и окружающей среде

Административная ответственность за экологические правонарушения - это вид юридической ответственности, наиболее часто имеющий место в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение экологического правонарушения. Регулируется КоАП РФ и экологическим законодательством. Часть 1 ст.2.1 КоАП РФ прямо устанавливает, что "Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность". Таким образом, составы экологических проступков и санкции за их совершение должны быть чётко определены в законодательных актах: на федеральном уровне - в КоАП РФ, на уровне субъектов РФ - в действующих на их территории законах об административных правонарушениях.

По своим объективным признакам административное правонарушение внешне схоже с преступлением. Поэтому Кодекс об административных правонарушениях в качестве одного из предварительных условий возложения административной ответственности предусматривает отсутствие в совершенном нарушении признаков состава преступления. Основные признаки, которые дают возможность разграничить экологическое преступление и административный проступок, приводятся, как правило, в УК РФ. Это - повторность совершения экологического правонарушения, наличие умысла и др.

Основанием административной ответственности является наличие в деянии признаков состава экологического проступка, а также умышленная или неосторожная вина субъекта ответственности (физического или юридического лица), наличие правовой нормы, установившей запрет и содержащей санкцию за его нарушение. Ответственность физического лица наступает с 16-летнего возраста (ст.2.3), а юридического - если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Составы экологических проступков в основном сосредоточены в главе 8 "Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования". Часть из них помещена в главе 7 "Административные правонарушения в области охраны собственности", часть - в главе 10 "Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель".

Глава 7 КоАП РФ включает 28 статей, 15 из которых содержат составы административных правонарушений против охраны собственности, но дополнительным объектом посягательства здесь являются экологические права, ценности и блага, либо порядок управления и использования природных ресурсов. Глава 10 включает 14 статей, из которых две (10.4 и 10.5) не имеют отношения к сельскому хозяйству, ветеринарии и мелиорации земель, а касаются наркосодержащих растений, т.е. содержат составы административных правонарушений, посягающих на общественную безопасность и здоровье населения.

В главе 19 "Административные правонарушения против порядка управления" специальные составы невыполнения законных требований и воспрепятствования осуществлению полномочий должностных лиц органов охраны континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ предусмотрены только в том случае, если они касаются остановки судна, его осмотра и т.п. (ч.2 ст. 19.4).

В ст.7.2, устанавливающая ответственность за уничтожение специальных знаков, в первой части говорит о межевых знаках границ земельных участков, во второй - наблюдательных режимных скважинах на подземные воды, иных водоохранных информационных знаках, лесоустроительных и т.п. знаках, в третьей - о пунктах государственных геодезических сетей и т.п.

В КоАП РФ существуют составы становления в опасность, чего не было в КоАПе РСФСР. Например, ст.8.3 устанавливает ответственность за нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, которое может повлечь причинение вреда окружающей природной среде; ст.8.13 - ответственность: за нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления (по ч.1), за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение (ч.4).

3). Статья 8.1 вводит формальный общий состав нарушения экологических требований в процессе разнообразной производственной деятельности на различных её этапах путём формулирования большого числа альтернативных признаков объективной стороны. Цель статьи - обеспечение охраны технологического порядка производства работ, связанных с проектированием, размещением, строительством, вводом в эксплуатацию и эксплуатацией промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов, поскольку они могут быть опасными для окружающей среды. Перечисленные в статье работы по своему характеру всегда связаны с возможностью потенциального причинения неконтролируемого вреда окружающей среде. В связи с этим статья подкрепляет требование обязательного соблюдения заранее разработанных и принятых в соответствующем порядке правил, направленных на минимизацию рисков, уменьшение потенциальной угрозы и ограничение вынужденных отрицательных экологических последствий. Сфера действия статьи чрезвычайно широка и затрагивает многие отрасли народного хозяйства и занятых в них лиц.

Статья 8.2 - повреждение (загрязнение) отдельных компонентов окружающей среды вредными веществами, отходами. Целью статьи выступает обеспечение административно-правовыми средствами установленного нормативно-правового порядка при обращении с веществами и отходами на разных стадиях их существования, предотвращение негативного воздействия их на окружающую среду. Сфера действия статьи очень обширна и охватывает деятельность промышленных, сельскохозяйственных, транспортных, горнодобывающих, коммерческих и иных предприятий и объектов.

Признаки объективной стороны статьи 8.3: транспортировка (перевозка), применение и хранение. Нарушение может быть совершено на таких этапах обращения с пестицидами и агрохимикатами, как их испытание, производство и так далее. Цель нормы - обеспечение порядка и безопасности при обращении с относящимися к опасным химическим веществам средствами защиты растений и иного обращения. Сфера действия нормы - деятельность предприятий и организаций, осуществляющих хранение, транспортировку и применение пестицидов, т.е. связанных с сельскохозяйственным производством, ведением лесного хозяйства.

Статья 8.4 состоит из трех частей, содержащих четыре формальных состава проступков. Цель статьи состоит в усилении профилактических начал охраны окружающей среды, обеспечении надлежащего поведения лиц, связанных с реализацией проектов хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду. Сфера её поэтому очень широка и распространяется не только на субъектов, непосредственно участвующих в процедуре государственной экологической экспертизы (заказчики, эксперты, работники органов, уполномоченных на организацию проведения экспертизы, финансовых и кредитных учреждений, тех граждан, чьи интересы затрагиваются или могут быть затронуты реализацией проектов, особенно опасных).

В ст.8.5 "Сокрытие или искажение экологической информации" предмет посягательства - это полная и достоверная информация о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке и других объектах окружающей среды. Данная статья КоАПа РФ аналогична статье 237 УК "Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей". Цель статьи - обеспечение социального контроля (от государственного до неформального, осуществляемого населением) за деятельностью, которая по своему характеру может нанести ущерб здоровью человека и нации в целом, а также среде обитания. Сфера действия статьи - промышленная, научно-техническая и иная, включая военную, деятельность должностных и недолжностных лиц, процессы различного рода и характера, в ходе которых могут возникнуть факторы, представляющие опасность для человека и окружающей среды в целом или отдельных её элементов.

За использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв возможно привлечение к административной ответственности по ст.8.8 КоАП РФ.

Cт.7.9 предусматривает ответственность за самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд, или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков; ч.2 ст.8.14 - за нарушение условий разрешения (лицензии) на водопользование при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении промыслового рыболовства, судоходства, прокладке и эксплуатации нефтепроводов и других продуктопроводов, проведении дноуглубительных, взрывных и иных работ либо при строительстве или эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений.

Ответственность за порчу земель установлена ст.8.6 КоАП РФ. Однако само понятие "порча земли" не раскрыто законодателем. Единственное объяснение того, какое именно деяние следует квалифицировать как "порчу земли", можно найти только в п.8 Определения основных понятий видов нарушений земельного законодательства, утвержденного Роскомземом 29 марта 1994 г. № 3-14-1/404, текст которого официально опубликован не был. В соответствии с данным определением, под порчей и уничтожением плодородного слоя почвы понимается частичное или полное разрушение почвенного покрова, характеризующееся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего использование земельного участка невозможно либо требует введения специальных ограничений, включая консервацию земель для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв.

Система субъектов применения административных взысканий отражает сложность построения контрольно-надзорных органов. Такие ведомства, как Министерство сельского хозяйства РФ и Министерство природных ресурсов РФ, обладают полномочиями по применению административных санкций по целому ряду направлений. Так, МПР выступает как орган экологического контроля, охраны вод, использования, охраны и защиты лесного фонда, животного мира и проч., где его функции по выявлению и рассмотрению дел об административных правонарушениях пересекаются, возможно, дублируются с полномочиями ФПС России, МСХ РФ и др.

Важное положение содержится в ст.4.5, регулирующей давность привлечения к административной ответственности. По общему порядку постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Но за экологические проступки, видимо, учитывая их опасность и сложность установления виновных лиц, доказывания вины и других обстоятельств, этот срок составляет один год.

Санкции установлены в основном в виде штрафа, хотя в ряде случаев указана и конфискация (ст. ст.8.17 "Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации правил (стандартов, норм) или условий лицензии"; 8.18 "Нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации";

8.19 "Нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации" и др.). Здесь предусмотрена конфискация судна и иных орудий совершения административного правонарушения. По ст.8.37, устанавливающей ответственность за нарушение правил пользования объектами животного мира, могут быть конфискованы орудия охоты, лова, а по ст.8.39 - продукция незаконного природопользования и орудия административного правонарушения, совершенного на особо охраняемой природной территории. Законодатель, к сожалению, не счёл нужным широко использовать в статьях главы 8 иные виды административных взысканий, например лишение специального права, предоставленного физическому лицу, которое предусмотрено только в ст.8.37 в виде лишения права охоты на срок до 2 лет; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификацию (ст.3.2 КоАП РФ "Виды административных наказаний").

В КоАП РФ определяются также органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать соответствующие дела (гл.23), и подведомственность таких дел. Дела об экологических правонарушениях рассматриваются преимущественно судами (судьями), органами внутренних дел, органами государственных инспекций и другими органами (должностными лицами), уполномоченными на то законодательными актами РФ.

Одной из наиболее распространенных мер административной ответственности за экологические правонарушения является штраф. Конкретный размер налагаемого штрафа зависит не только от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда, но определяется также полномочиями, предоставленными соответствующему органу, налагающему штраф. Закон "Об охране окружающей природной среды" подчеркивает: привлечение к ответственности в виде штрафа, независимо от его суммы, не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения причиненного вреда. Это объясняется тем, что штраф хотя и носит материальный характер, является мерой наказания, а не возмещением вреда; суммы штрафа идут не потерпевшему на возмещение вреда, а направляются в соответствии с Законом на специальные счета внебюджетных экологических фондов.

Решение о наложении штрафа (как и любое другое решение об административном взыскании) может быть обжаловано в суд или арбитражный суд.

Размеры штрафа определяются двумя способами (см. ст.3.5) и выражаются, чаще всего, в величине, кратной МРОТ (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения. Значительно реже они определяются исходя из стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения такового, например, в ст.8.20 - из стоимости незаконно переданных минеральных или живых ресурсов континентального шельфа или исключительной экономической зоны Российской Федерации.

Следует констатировать, что, существующие штрафные санкции, установленные административным законодательством, не могут способствовать восстановлению нарушенного экологического баланса. Нарушения экологического законодательства должны влечь применение мер наказания, адекватных их опасности, а также вреду, причиняемому окружающей природной среде и обществу. Очевидно, что одного только ужесточения санкций недостаточно для того, чтобы значительно улучшить экологическую ситуацию. Важная роль в этом принадлежит экологическому информированию и образованию, т.к. мероприятия, которые применяются для улучшения экологической ситуации, не будут эффективными без активной поддержки населения.

Действующим законодательством предусмотрена ответственность за экологические правонарушения, совершаемые в области использования природных резервов и сохранения окружающей среды. В соответствии с законами и нормами права, они выделены как самостоятельные правонарушения и преступления.

Понятие

Экологические правонарушения или преступления – это действия или бездействия, которые противоречат установленным требованиям эколого-правовых норм. На практике это выражается как виновное противоправное экологически небезопасное или вредное действие, которое посягает на установленные порядки в сфере экологической безопасности пользования природными ресурсами и охраны окружающей среды.

Экологические правонарушения характеризуются нанесением экологического вреда при осуществлении противоправных действий.

Суть понятия отражается в том, что правонарушителем были предприняты какие-либо действия или бездействия в отношении факторов, которые повлекли за собой изменения состояния природной среды, а также совершение правонарушений, определенных экологическим законодательством.

Понятие экологического правонарушения по своему содержанию определяет некие противоправные действия, за которые должны следовать наказания. За подобные нарушения, в соответствии с законом, предусмотрена уголовная, административная, дисциплинарная и гражданско-правовая ответственность.

Виды экологических правонарушений

Выделяют 3 вида экологических правонарушений. Это:

  • Совершенные законными владельцами природных ресурсов.
  • Совершенные природопользователями.
  • Совершенные лицами, не принадлежащими ни к одной из этих подгрупп.

Следующим критерием является состояние объектов природы, по отношению к которым были выявлены экологические правонарушения. Это:

  • Порча.
  • Уничтожение.
  • Нанесение ущерба.

По объекту посягательства виды экологических правонарушений различают на: горные, земельные, водные, лесные.

Классификация

Если в составе правонарушения выделяются объекты посягательства группы однородных правонарушений, имеет место следующая классификация:

  • Противоправное уничтожение и нанесение повреждений природным ресурсам, таким как загрязнения, засорение вод, уничтожение площадей лесов, существенное повреждение сельскохозяйственных угодий.
  • Нарушение и игнорирование правил передачи в собственность природных ресурсов, связанных с возможностью нанесения ущерба по отношению к окружающей среде. К таким нарушениям относится внедрение в эксплуатацию технических конструкций и предприятий, наносящих урон окружающей среде.
  • Бездействие или невыполнение установленных правил сохранения природных ресурсов.
  • Умышленное использование различных природных ресурсов в собственных корыстных целях. Например, сбор дикорастущих редких растений.

Состав преступления

В состав экологического правонарушения входят такие действия:

  • Засорение или истощение подземных вод и источников, нанесение им вреда, повлекшее за собой изменение их природных качеств. Особенно, если оно несет в себе опасность для животного и растительного близлежащего окружения.
  • Нарушение норм допустимых выбросов в атмосферу разнообразных вредных веществ или неправильная эксплуатация технических устройств и сооружений, повлекшая за собой загрязнение или изменение свойств воздуха.
  • Загрязнение морей и водных источников вследствие сброса веществ и материалов, которые имеют вредоносное воздействие на состояние здоровья человека или других живых ресурсов.
  • Отравление или загрязнение земельных площадей вредоносными продуктами хозяйственной деятельности вследствие неправильного использования и применения удобрений или ядохимикатов, а также возникшие вследствие неаккуратной их транспортировки.
  • Уничтожение или нанесение ущерба естественному или искусственно созданному лесному фонду в результате неправильного или неаккуратного обращения с огнем или другими источниками потенциальной опасности.
  • Незаконная вырубка леса или уничтожение отдельных видов растительной их части, совершенные в значительных размерах, нарушающие общий баланс природной среды.
  • Незаконная охота или истребление животных, нанесение ущерба в крупных размерах, а также с применением транспортных средств или взрывчатых веществ, отравляющих газов, применяемых в отношении фауны лесов и заповедников.
  • Незаконный вылов рыбы или морских млекопитающих, а также растительности, если они влекут за собой нанесение крупного ущерба и производятся с использованием самоходных транспортных средств, химических или взрывчатых веществ.
  • Производство лесоповала, сооружение незаконных строительных конструкций (дамб, мостов), если они повлекли за собой массовую гибель рыбы и других существ водной среды.
  • Производство вредных для окружающей среды отходов, их неправильная транспортировка и хранение, а также утилизация с помощью выброса в окружающую среду.
  • Незаконное или неаккуратное обращение с материалами радиоактивного воздействия.
  • Нарушение норм безопасности и санитарных правил, которые установлены действующим федеральным законодательством.

Ответственность за экологические правонарушения

Правила, установленные действующим законодательством в отношении предотвращения, выявления и пресечения нарушений в области сохранения природы, являются также способом контроля. Ответственность за совершение экологических правонарушений назначается в ходе судебных разбирательств или может быть определена контролирующими службами.

Экологический контроль производится не только государством и подразделяется на несколько видов:

  • Государственный.
  • Производственный.
  • Общественный.
  • Муниципальный.
  • Общий.

Каждый из этих видов контроля производится в целях:

  • Наблюдения физическими и юридическими лицами за соблюдением экологического законодательства и его норм.
  • Соблюдения всех предоставляемых требований и нормативных документов.
  • Обеспечения экологической сохранности и безопасности природного окружения.

Таким образом, экологический надзор представляет собой одно из средств управления охраной природного окружения и:

  • осуществляется специальными органами и лицами экологической инспекции от имени государства;
  • носит над- и вневедомственный характер;
  • является одной из функций экологического управления государством;
  • связан с применением различных мер административного принуждения.

Виды ответственности за экологические правонарушения

Государственный контроль осуществляется на основе правовой базы специальными государственными органами, имеющими полномочия и призванными обеспечивать регулярный и систематический экологический надзор.

Производственный контроль осуществляется с целью обеспечения, исполнения хозяйственных процессов или производственной деятельности, а также различных мероприятий, направленных на охрану природного окружения и рациональное расходование его ресурсов. Субъекты хозяйственной деятельности предоставляют сведения об организации органам исполнительной власти, которые проводят регулярные проверки в установленном законодательством порядке. Производится такой контроль экологической службой юридического лица, которая действует точно в соответствии с буквой закона и функция которого направлена устранение отрицательных последствий производственной деятельности организации. К предприятию и его руководителям применяется уголовная или административная, а к работникам – дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения.

Муниципальный контроль производится на вверенной территории местными органами самоуправления в установленном законом порядке, в соответствии с нормативно-правовыми актами.

Юридическая ответственность

Виды ответственности за экологические правонарушения: дисциплинарная, административная или материальная, а также в случае с преступлениями – уголовная. Привлечение к любому из видов такой ответственности не освобождает субъекта от возмещения нанесенного вреда и других видов денежных взысканий и компенсаций.

Субъектами, привлекаемыми к уголовной, дисциплинарной и материальной ответственности, могут являться только физические лица. Тогда как административная ответственность за экологические правонарушения, а также гражданско-правовая наступает для физических и юридических лиц.

По действующему законодательству, привлечены к ответственности могут быть лица, достигшие 16-ти лет. В соответствии с гражданским судопроизводством, несовершеннолетние несут ограниченную ответственность начиная с 15 и до 18 лет. А по наступлению совершеннолетия – полную.

Уголовная ответственность за экологические правонарушения наступает в случае совершенного оконченного преступления и не может быть присуждена за попытку его совершения или подготовку, а также покушение на преступление, если оно не было окончено.

Перечень преступлений

В соответствии с Уголовным кодексом, наказанию подлежат такие экологические преступления:

  • Нарушение правил безопасного использования микробиологических агентов или токсинов, повлекших за собой причинение вреда состоянию здоровья людей, распространение различных эпидемий, а также тяжких последствий, в том числе наступление смерти человека.
  • Отклонение от норм ведения ветеринарной деятельности, повлекшее за собой распространение эпизоотий или другие тяжкие последствия, носящие характер эпидемии и охватывающие целые поголовья на больших территориальных участках.
  • Нарушение правил, которые установлены в охране рыбных запасов, повлекших за собой массовую гибель популяции рыбы или других водных существ, а также значительное уничтожение их кормовых запасов.
  • Уничтожение местообитаний животных и организмов, которые занесены в Красную книгу.
  • Нарушение установленного режима территорий или объектов, находящихся под охраной, и причинение существенного ущерба этим природным ресурсам.
  • Нарушение установленных правил как следствие осуществления производственной деятельности или выполнения других работ, повлекших за собой изменение радиационного уровня и причинение ущерба здоровью людей или к массовому уничтожению популяций животных и других организмов.
  • Нарушение способов и правил хранения, утилизации вредных соединений и отходов, которые способны нести угрозу для людей или природной среды и влекут загрязнение и отравление, причинившее вред состоянию здоровья человека или приведшее к массовому уничтожению животных. А также если они были совершены в зонах с чрезвычайной экологической ситуацией или бедствием и повлекли за собой смерть человека либо массовые эпидемии.
  • Загрязнение водных ресурсов, повлекшее причинение ущерба рыбным запасам, животному и растительному миру, а также близлежащим лесным или хозяйственным угодьям, особенно если был нанесен вред состоянию здоровья человека или наступила его смерть.

  • Загрязнение атмосферы путем выброса в воздух отравляющих веществ, повлекшее за собой тяжкие последствия.
  • Порча земли, которая повлекла значительное причинение ущерба природным ресурсам, животным и людям, проживающим на этих территориях.
  • Нарушение установленных правил охраны и пользования недрами земли, включающее незаконную добычу ископаемых или нарушение правил для их использования или строительства, наносящего необратимый ущерб окружающей среде.
  • Незаконная охота, направленная на причинение крупного ущерба или истребление популяций животных, птиц, а также производимая на территории заповедников или заказников.
  • Незаконная вырубка деревьев и кустарников, приведшая к исчезновению или к угрозе исчезновения отдельных видов.
  • Уничтожение лесных насаждений и массивов в результате неосторожного использования огня.

Наступление административной ответственности

Административная ответственность за экологические правонарушения наступает в соответствии с совершением противоправных действий преднамеренно или по неосторожности.

К правонарушителям административного производства применяются наказания в виде штрафа, предупреждений, конфискации, изъятия орудия и лишения специальных прав физических лиц на осуществление определенного вида деятельности, в связи с которым был нанесен ущерб.

Перечень нарушений полностью соответствует уголовно наказуемым преступлениям с тем отличием, что административные экологические правонарушения не нанесли вреда состоянию здоровья человека или не привели к уничтожению растительных и животных ресурсов, но, тем не менее, нанесли существенный ущерб или были направлены на достижение определённых уголовных правонарушений, но не были осуществлены в полной мере.

Экологическая экспертиза

Для выявления и установления нарушений и преступлений создается экологическая экспертиза, которая направлена на предупреждение и выявление неблагоприятных воздействий на окружающую среду. Юридическая ответственность за экологические правонарушения наступает по результатам ее проведения.

Государственную экспертизу может производить только федеральная исполнительная власть. Все виды градостроительной документации различных проектов, вне зависимости от их назначения и применения, должны проходить обязательную экологическую экспертизу, в соответствии с пунктами федерального закона "Об экологической экспертизе". В случае выявления несоответствий наступает правовая ответственность за экологические правонарушения.

Экспертиза экологической обстановки основывается на принципах:

  • Выявления потенциальных экологических опасностей для природной среды от любой намечаемой хозяйственной и иных видов деятельности.
  • Обязательности проведения экспертизы до начала принятия решений по строительству и реализации проекта, на которую она направлена.
  • Комплексности оценки взаимодействий или наступивших последствий для природы от хозяйственной или других видов деятельности.
  • Обязательности учета требований, предоставляемых во время проведения экологической экспертизы, и их реализации.
  • Достоверности и полноты предоставляемой информации.
  • Независимости экспертного мнения экологической экспертизы.
  • Научной точности и обоснованности сделанных выводов и законности предоставленных заключений по результатам проведенной экологической экспертизы.
  • Гласности результатов.
  • Несения ответственности участниками экспертизы за ее организацию и качественное исполнение.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения может наступать вследствие заключения экспертизы при выявлении нарушений действующих норм и правил. В зависимости от того, какие именно нарушения были допущены, определяется способ и вид присуждаемой ответственности.

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения предусмотрена в виде вынесения строгого выговора, замечания в личное дело. А также увольнения должностного лица или работника организации.

Вопросы сохранения окружающей среды, а также флоры и фауны должны стать заботой не только контролирующих органов, но и каждого человека в отдельности. Особенно это касается хозяйственных объектов и предприятий, осуществляющих свою деятельность на вверенных территориях. Забота об окружающей среде не ограничивается заботой о собственном приусадебном участке. Во время осуществления своей профессиональной деятельности никогда не нужно забывать о том, что, сохраняя окружающую среду, мы дарим будущее нашим детям.