Природный комплекс. Понятие о природном территориальном комплексе

Очевидно, что устройство географической оболочки зависит от конкретного региона, поэтому оно состоит из отдельных природных комплексов.

Природные комплексы Земли

Географическая оболочка имеет мозаичное строение, это обусловлено разными природными комплексами, которые в нее входят. Часть земной поверхности, которая обладает одинаковыми природными условиями, принято называть природным комплексом.

Однородными природными условиями являются рельеф, воды, климат, почвы, животный и растительный мир. По отдельности природные комплексы состоят из компонентов, которые взаимосвязаны исторически сложившимися связями.

Именно поэтому, если происходит изменение одного из компонентов природы, то и меняются и все компоненты природного комплекса.

Географическая оболочка является общепланетарным природным комплексом и наиболее крупным. Оболочку разделяют на более мелкие природные комплексы.

Виды природных комплексов

Разделение оболочки на отдельные природные комплексы обусловлено неоднородностью земной поверхности и строения земной коры, а также неравномерным количеством тепла.

Ввиду этих различий природные комплексы классифицируют на зональные и азональные.

Азональные природные комплексы

Основными азональными природными комплексами считаются океаны и материки. Они наиболее крупные по размеру. Более мелкими принято считать равнинные и горные территории, которые находятся на материках.

Например, Кавказ, Западно-Сибирская равнина, Анды. А данные природные комплексы можно разделить еще на более мелкие – Южные и Центральные Анды.

Еще более мелкими природными комплексами будут считаться речные долины, холмы, различные склоны, которые расположены на их территории.

Взаимосвязь компонентов природных комплексов

Взаимосвязь компонентов природных комплексов представляет собой уникальное явление.

Это можно проследить на простом примере: если изменится количество солнечной радиации и ее воздействие на земную поверхность, то изменится и характер растительности на данной территории. Это преобразование приведет к изменению почвы и рельефообразования.

Воздействие человека на природные комплексы

Деятельность человека оказывает значительное влияние на природные комплексы еще с давних времен. Ведь человек не только приспосабливается к природе Земли, но и оказывает на нее постоянное и обширное влияние.

На протяжении многих столетий человек совершенствовал свои умения и создавал разные способы использования природы в своих интересах. Это крайне негативно повлияло на развитие большинства природных комплексов.

Именно по этой причине все чаще говорят о таком явлении, как рациональное природопользование. Под этим понятием принято понимать деятельность человека, направленную на бережное освоение природных комплексов и сохранение природных ресурсов в любых обстоятельствах.

Воды, растения, животные и . Все эти компоненты прошли длительный путь развития, поэтому их сочетания не случайны, а закономерны. Благодаря своему взаимодействию они тесно связаны друг с другом, и это взаимодействие объединяет их в единую систему, где все части одна от другой зависят и одна на другую влияют. Такая единая система называется природно-территориальным комплексом, или ландшафтом. Основоположником отечественного ландшафтоведения заслуженно считается Л.С. . Он определял природно-территориальные комплексы как области, сходные по преобладающему характеру рельефа, климата, вод, и почвенного покрова. Можно выделить природные комплексы , и т.д. Л.С.Берг писал, что ландшафт (или природно-территориальный комплекс) есть как бы организм, в котором части обуславливают целое, а целое влияет на части.

Размеры природно-территориальных комплексов различны. Самым крупным может считаться вся , более мелкими - . К самым мелким природно-территориальным комплексам могут относиться , поляны, пруды. Важно то, что независимо от размера все компоненты этих комплексов тесно взаимосвязаны друг с другом.

Причиной формирования природно-территориаль-ных комплексов выступают природные компоненты. Их принято подразделять на две группы:

Незональные (или азональные ). Это внутренние факторы, которые зависят от процессов, протекающих в . Результатом их является геологическое строение, рельеф. Благодаря незональным (азональным) факторам возникли азональные природно-территориальные комплексы, которые называются физико-географическими странами. Они выделяются по и рельефу, связанному с ним. Примерами азональных природно-территориальных комплексов (природных районов) являются , Амазонская низменность, Кордильеры, Гималаи и др.

Таким образом, наша Земля представляет собой систему зональных и азональных комплексов, причем азональные комплексы вместе с рельефом представляют собой основание, а зональные, словно покрывалом, перекрывают их. Соприкасаясь и проникая друг в друга, они образуют ландшафт - часть единой географической оболочки.

Природно-территориальным комплексам (ландшафтам) свойственно изменение во времени. Больше всего на них влияет хозяйственная деятельность человека. В последнее время (в рамках развития Земли) на планете начинают возникать комплексы, созданные человеком, - антропогенные (греч. anthropos - человек, genes - рождение) ландшафты. По степени изменения они дифференцируются на:

  • слабоизмененные - охотничьи угодья;
  • измененные - пашни, мелкие поселения;
  • сильноизмененные - городские поселения, крупные разработки , крупная распашка, вырубка лесов;
  • улучшенные - санитарная расчистка лесов, парковая зона, «зеленая зона» вокруг крупных городов.

Воздействие человека на ландшафты выступает сейчас как важный природообразующий фактор. Конечно, деятельность человека в наш век не может не изменять природу, но необходимо помнить, что преобразование ландшафтов должно происходить с учетом взаимосвязи всех компонентов природно-территориального комплекса. Только тогда можно избежать нарушения природного равновесия.

Информационная карта урока.

Класс 6.
Модуль (тема) Взаимосвязь оболочек
Тема урока “ __Природный комплекс____________________”
Целеполагание для ученика (ЗУН – что надо знать , что уметь после урока) Целеполагание для учителя (в управленческих формах: организовать, научить, помочь осознать и т.д.)
1. Знать определение “ПК”, “компонент”, “Географическая оболочка”.

2. Знать классификацию ПК “от кочки до оболочки” (локальный, региональный, глобальный уровень ПК).

3. Уметь объяснять связи компонентов “ПК”.

1. Предметные цели:
– научить объяснять, описывать признаки географических объектов и явлений;
– научить применять знания, полученные на уроках географии в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.

2. Цели, отражающие развитие ОУУН:
– научить самостоятельно приобретать новые знания;
– научить вести самостоятельный поиск, анализ, отбор, преобразование информации.

Опорные понятия, учебные действия Формируемые понятия, учебные действия.
Взаимосвязь земных оболочек, и их взаимодействие на примере ПК. Природный комплекс, природный компонент, географическая оболочка.
Диагностическое задание (как результат деятельности ученика)

Экспресс-диагностика в форме заданий:

  1. Убери лишнее/ Добавь недостающее
  2. Установи последовательность
  1. Знать определение “Природный комплекс”, “Природные компоненты”, “Географическая оболочка”.
  2. Научиться объяснять взаимосвязь компонентов “ПК”.
  3. Знать классификацию ПК.

Результат обучения:

  1. Личностный (образовательный):
    а) овладение на уровне общего образования закономерной системой географических знаний и умений, навыков их применения в различных жизненных ситуациях. ПК – единая система, в которой все его компоненты, взаимодействуя, влияют друг на друга, а именно: климат, рельеф, воды, почва, горные породы, растительный и животный мир.
    б) применение знаний, полученных на уроке, в личностном опыте, например на отдыхе.
  2. Метапредметный:
    способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью.
  3. Предметный:
    А) умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.
    Б) умение обобщать знания о земных оболочках.

Ход урока

1. Организационный момент.

“Ничто не может быть выше той радости, которую доставляет нам изучение природы!”
И.В.Гете.

На уроках географии нам выпадает такая радость и сегодня мы рассмотрим ПРИРОДУ, как единый комплекс.

ПК – это тема нашего сегодняшнего урока. Какие объекты природы нас окружают (растения, животные…) – ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ (ЭТАП ПОНИМАНИЯ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ!!) А можем ли мы сказать, что же такое ПК? Нет, так давайте попробуем сформулировать цели, которых мы должны достичь по итогам урока.

1. Что такое “ПК”. (Это комплекс, значит он должен состоять из каких-либо частей, как мы их назовем?
2. Компоненты.
3. Какие бывают ПК?
4. “От кочки до оболочки”.

2. Изучение нового материала.

Сейчас вы увидите примеры ПК, да-да, я заранее предупреждаю о том, что это ПК, объекты вам хорошо знакомы, и в результате просмотра попытайтесь сформулировать определение ПК.

Рис. 1: Африка.
Рис. 2: Евразия.
Рис. 3: Австралия.
Рис. 4: Южная Америка.
Рис. 5: Северная Америка.

Какие версии? Точнее нас интересует пТк, т.к. мы видим определенную территорию. Обратим внимание на слово ПРИРОДНЫЙ!!! Когда мы говорим ПРИРОДА, что же мы имеем в виду и что мы видим на изображении? Деревья, животные, вода, рельеф. Значит, мы можем самостоятельно составить определение ПК – территория, в пределах которой существует определенное закономерное сочетание компонентов природы.

Рис. 6: подтвердим определение, данное нами. Все верно. А теперь давайте посмотрим, какие же компоненты входят. Учитель записывает в виде цветка-схемы.

ЭТАП 2 и 3: моделирование и проектирование нового способа действия (в данном случае, ученики знакомы с оболочками Земли, элементами которых и является компоненты). В центре ПК, вокруг лепестки – компоненты: РМ, ЖМ (биосфера), рельеф, гор пор, п/и, почва (литосфера), вода (гидросфера), воздух (атмосфера).

Подтверждаем взаимосвязь компонентов.

Докажем, что компоненты действительно находятся во взаимосвязи. Учитель закрывает по очереди один из компонентов и ученики доказывает, что при изъятии из комплекса хотя бы одного компонентов, то комплекс нарушается.

Рис. 8: А теперь давайте посмотрим, какие еще примеры ПК мы можем назвать. ПК: лес, роща, поле, болото.
Рис. 9: тайга (природная зона).
Рис. 10: степь (пр зона).
Рис. 11: пустыня.
Рис. 12: высотная поясность.
Рис. 13: пруд.
Рис. 14: море.
Рис. 15: саванна.
Рис. 16: арктические пустыни.
Рис. 17: океан.

А теперь давайте вернемся к целям, которые мы ставили перед собой в начале урока и докажем, что оболочки действительно могут быть “от кочки до оболочки”.

Какие из рассмотренных примеров ПК были самыми маленькими.

А какое же место в ПК занимает человек?

ПК + человек = ПХК (природно-хозяйственный комплекс)

А теперь нам предстоит путешествие в один ПК.

ЭТАП 4: РЕАЛИЗАЦИЯ.

Работая в парах, но с общим заданием в ряд. Вам необходимо составить схему взаимодействия компонентов в ПК (склона, поймы, реки).

Проверка и коррекция, путем защиты работ учащихся.

Влияние человека на ПК “+” и “-”

Закрепление (контроль):

Убери лишнее и подумай, о каком ПК идет речь, а также определи его ранг:

  1. Торф, лягушка, подсолнух, вода, клюква, ил, воздух.
  2. Олень, карликовая береза, пингвин, мох, воздух, многолетняя мерзлота.

Добавь недостающее звено:

  1. Воздух, дельфин, кораллы, вода.
  2. Березы, ели, лоси, воздух.

Установи последовательность, начиная с наименьшего объекта:
Шельф, скважина, море, океан, гидросфера.

Установи последовательность, в порядке убывания:
Оазис, зона пустынь, барханы, Африка.

Домашнее задание: пар. 50, вопр. 2 (устно), 4 (письм).

Природный комплекс - территория, однородная по происхождению, истории геологического развития и современному составу специфических природных компонентов. Он имеет единый геологический фундамент, однотипный характер и количество поверхностных и подземных вод, однородный почвенно-растительный покров и единый биоценоз.

Природные комплексы могут быть разных размеров. Самый крупный природный комплекс - географическая оболочка Земли. Материки и океаны - природные комплексы следующего ранга. Внутри материков выделяются физико-географические страны - природные комплексы третьего уровня. Наименьшие по размерам природные комплексы (местности, урочища, фауны) занимают ограниченные территории. Это холмистые гряды, отдельные холмы, их склоны; или низменная долина реки и ее отдельные участки: русло, пойма, надпойменные террасы. Чем меньше по размерам природный комплекс, тем однороднее его природные условия. Природный территориальный комплекс (ПТК) – пространственно- временная система природных компонентов, обладающая высоким уровнем организации, развивающаяся как единое целое и подчиняющаяся общим географическим закономерностям.

ПТК обладают определённой устойчивостью, они имеют тенденцию восстанавливаться после их нарушения внешними агентами. ПТК относятся к разным уровням (рангам): планетарному (географическая оболочка), региональному (ландшафтная зона, провинция, отдельный ландшафт), топологическому (местность, урочище, фация). ПТК регионального и топологического уровней - структурные части географической оболочки.

Среди природных систем в окружающей человека среде особую роль играют географические системы или геосистемы - это понятие ввел А. Г. Исаченко.

Геосистема – это природно-географические единства всех возможных категорий, от планетарной геосистемы (географической оболочки) до элементарной геосистемы (физико- географической фации).

Геосистемы весьма разномаштабны, поэтому совершенно естественно их разделение по размерности: длине, площади, объему, массе, времени.

Три ранга геосистем:1)планетарная геосистема – высшее природное единство; 2)основная геосистема, наиболее дробное подразделение географической оболочки. 3)элементарные геосистемы, недолговечные, быстро трансформирующиеся комплексы, внутри которых природные условия практически однородны. Н.А. Солнцеву: «Ландшафт – это генетически однородный природный территориальный комплекс, имеющий одинаковый геологический фундамент, один тип рельефа, одинаковый климат и состоящий из свойственного только данному ландшафту набора динамически сопряженных и закономерно повторяющихся в пространстве основных и второстепенных урочищ»

2.Определение и трактовка термина «ландшафт»

Термин «ландшафт» происходит от немецкого означает «вид», «пейзаж». В русской географии этот термин утвердился благодаря работам Л.С.Берга и Г.Ф. Морозова как синоним природного территориального комплекса. Именно в таком значении существует ряд определений ландшафта, одно из наиболее полных принадлежит Н.А. Солнцеву: «Ландшафт – это генетически однородный природный территориальный комплекс, имеющий одинаковый геологический фундамент, один тип рельефа, одинаковый климат и состоящий из свойственного только данному ландшафту набора динамически сопряженных и закономерно повторяющихся в пространстве основных и второстепенных урочищ». В этом определении учтены основные особенности ландшафта: а) это территория, обладающая генетическим единством. б) в его границах геологическое строение, рельеф и климат характеризуются относительной однородностью.в) каждый ландшафт отличается от другого своей структурой, т.е. набором более мелких ПТК, выступающих его структурными элементами. Последние связаны между собой генетически и динамически и образуют единую природную территориальную систему.

Однородность ландшафта обеспечивается его генезисом, в котором отражается однородность зональных (климатических) и азональных (рельефа, геологических отложений) факторов. Существует три трактовки термина «ландшафт»: региональная, типологическая, общая.

В соответствии с региональной трактовкой ландшафт понимается как конкретный индивидуальный ПТК, как неповторимый комплекс, имеющий географическое название и точное положение на карте. Такая точка зрения высказана Л.С. Бергом, А.А. Григорьевым, С.В.Калесником, поддержана Н.А.Солнцевым, А.Г. Исаченко. Региональный подход к изучению ландшафтов оказался весьма плодотворным. Благодаря ему получили развитие следующие разделы ландшафтоведения: морфология ландшафта, динамика ландшафта, методика ландшафтного картографирования, систематика ландшафтов, прикладное ландшафтоведение.

По типологической трактовке (Л.С. Берг, Н.А. Гвоздецкий, В.А. Дементьев) ландшафт – это тип или вид природного терри­ториального комплекса. Типологический подход необходим при средне- и мелкомасштабном картографировании ПТК значительных по площади регионов. Он ускорил разработку классификации ландшафтов.

Общая трактовка термина "ландшафт" содержится в трудах Д.Л. Арманда и Ф.Н. Милькова. В их понимании синонимами ландшафта выступают природный территориальный комплекс, географический комплекс. Можно говорить: ландшафт Русской равнины, ландшафт Кавказа, ландшафт Полесья, болотный ландшафт. Такая точка зрения широко распространена в научно-популярной географической литературе.

что такое природный комплекс

  1. это территория, которая обладает определнным единством природы, обусловленно общим происхождением и историей развития, своеобразия географического положения и действующими в е пределах современными процессами. Также ПТК это закономерное сочетание географических компонентов или комплексов низшего ранга, образующих системы разных уровней.Они бывают полные (из 6 компонентов) и неполные (из меньшего количества компонентов.
  2. Природный комплекс (природная геосистема, географический комплекс, природный территориальный комплекс) - закономерное пространственное сочетание природных компонентов, образующих целостные системы разных уровней (от географической оболочки до фации) ; одно из основных понятий физической географии. Обычно включает участок земной коры с присущим ему рельефом, относящиеся к нему поверхностные и подземные воды, приземный слой атмосферы, почвы, сообщества организмов. Между отдельными природными территориальными комплексами и их компонентами осуществляется обмен вещества и энергии.
  3. Природный комплекс - это участок земной поверхности, который отличается особенностями природных компонентов, находящихся в сложном взаимодействии.
  4. Природный комплекс - это взаимосвязь и взаимодействие природных компонентов, образующие природные комплексы разных рангов
  5. Природный комплекс Окружающая нас природа состоит из частей, или, как их еще называют, компонентов. К природным компонентам относятся рельеф, климат, воды, растения, животные и почвы. Все эти компоненты прошли длительный путь развития, поэтому их сочетания не случайны, а закономерны.
  6. Природный комплекс-взаимодействие природных компонентов: почва, растения, животные, климат, человек.
  7. ПРИРОДНЫЙ КОМПЛЕКС

    ПРИРОДНЫЙ КОМПЛЕКС
    от лат. complexus - связь, сочетание - совокупность природных предметов, явлений или свойств, образующих одно целое. П. к. - исторический предшественник понятия природная система. Термин применяется для обозначения: 1) любых взаимосвязанных явлений природы; 2) закономерных пространственных сочетаний (мозаик) почв, растительности, ландшафтов (напр. , солончаковые комплексы и т. п.) . П. к. более широкое понятие, чем напр. , ландшафт или ПТК, поскольку не содержит указаний ни на географичность, ни на территориальность, ни на полноту охвата компонентов.

  8. Природный комплекс - закономерное сочетание географических компонентов или комплексов низшего ранга, находящихся в сложном взаимодействии и образующих единую неразрывную систему разных уровней от географической оболочки до фации.
  9. Окружающая нас природа состоит из частей, или, как их еще называют, компонентов. К природным компонентам относятся рельеф, климат, воды, растения, животные и почвы. Все эти компоненты прошли длительный путь развития, поэтому их сочетания не случайны, а закономерны. Благодаря своему взаимодействию они тесно связаны друг с другом, и это взаимодействие объединяет их в единую систему, где все части одна от другой зависят и одна на другую влияют. Такая единая система называется природно-территориальным комплексом, или ландшафтом. Основоположником отечественного ландшафтоведения заслуженно считается Л. С. Берг. Он определял природно-территориальные комплексы как области, сходные по преобладающему характеру рельефа, климата, вод, растительности и почвенного покрова. Можно выделить природные комплексы пустынь, лесов, степей и т. д. Л. С. Берг писал, что ландшафт (или природно-территориальный комплекс) есть как бы организм, в котором части обуславливают целое, а целое влияет на части.
    Размеры природно-территориальных комплексов различны. Самым крупным может считаться вся географическая оболочка, более мелкими материки и океаны. К самым мелким природно-территориальным комплексам могут относиться овраги, поляны, пруды. Важно то, что независимо от размера все компоненты этих комплексов тесно взаимосвязаны друг с другом.
    Причиной формирования природно-территориаль-ных комплексов выступают природные компоненты. Их принято подразделять на две группы:
    Зональные. Это внешние факторы, которые зависят от неравномерного нагрева Земли Солнцем. (Неравномерный нагрев объясняется шарообразностью нашей Земли.) Он изменяется в зависимости от географической широты: при движении от экватора к полюсам нагрев земной поверхности уменьшается. Благодаря зональным факторам образовались зональные природно-территориальные комплексы: географические пояса и природные (географические) зоны. Эти комплексы хорошо выражены на равнинах, где границы их простираются параллельно широтам. В горах и в глубинах океана зональные природно-территориальные комплексы изменяются с высотой или глубиной. Примером зональных природно-территориальных комплексов являются тундра, степи, тайга, зона смешанных лесов, альпийские луга в горах;
    Незональные (или азональные) . Это внутренние факторы, которые зависят от процессов, протекающих в недрах Земли. Результатом их является геологическое строение, рельеф. Благодаря незональным (азональным) факторам возникли азональные природно-территориальные комплексы, которые называются физико-географическими странами. Они выделяются по геологическому строению и рельефу, связанному с ним. Примерами азональных природно-территориальных комплексов (природных районов) являются Восточно-Европейская равнина, Уральские горы, Амазонская низменность, Кордильеры, Гималаи и др.
    Таким образом, наша Земля представляет собой систему зональных и азональных комплексов, причем азональные комплексы вместе с рельефом представляют собой основание, а зональные, словно покрывалом, перекрывают их. Соприкасаясь и проникая друг в друга, они образуют ландшафт часть единой географической оболочки.
    Природно-территориальным комплексам (ландшафтам) свойственно изменение во времени. Больше всего на них влияет хозяйственная деятельность человека. В последнее время (в рамках развития Земли) на планете начинают возникать комплексы, созданные человеком, антропогенные (греч. anthropos человек, genes рождение) ландшафты. По степени изменения они дифференцируются на:
    -слабоизмененные охотничьи угодья;
    -измененные пашни, мелкие поселения;
    -сильноизмененные городские поселения, крупные разработки полезных ископаемых, крупная распашка, вырубка лесов;
    -улучшенные санитарная расчистка лесов, парковая зона, зеленая зона вокруг крупных городов.
    Воздействие человека на