Какой численности должен быть штат на предприятии, что бы ввести должность специалиста по го и чс? Инструктор гражданской обороны Диспетчер оперативной службы

Приглашаем Вас пройти курс подготовки (переподготовки) по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (ГОи ЧС) для руководителей и специалистов.

Форма занятий:

Заочная (дистанционная, онлайн). График обучения - индивидуально.

Объем учебных занятий по гражданской обороне – 22-72 часа. По окончании курса выдается Удостоверение соответствующего образца.

Стоимость - 3500 рублей.

Гражданская оборона - это совокупность организационных мероприятий, гарантирующих готовность государства к защите населения и территорий от кризисных явлений, спровоцированных вооруженными конфликтами (военные действия, террористические акты), а также природными либо техногенными катастрофами.

Главные цели обучения гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС).

  1. Защита здоровья и жизни работников предприятий в случае возникновения аварий и катастроф.
  2. Освоение правил безопасной реализации неотложных спасательных мероприятий и работ по восстановлению работоспособности объектов.
  3. Изучение способов пресечения террористических угроз и правил поведения в случаях их возникновения.
  4. Обеспечение стабильности функционирования промышленных объектов в условиях опасности, обусловленной природными катаклизмами, техногенными катастрофами либо военными действиями.
  5. Предустановленные действия работников предприятий в условиях чрезвычайной ситуации:
    • методы оказания первой неотложной помощи пострадавшим;
    • правила безопасной эвакуации людей из зоны распространения аварии;
    • меры по упреждению дальнейшего развития чрезвычайной ситуации;
    • принципы обеспечения целостности и сохранности культурных и материальных ценностей.

Сколько работников предприятия должно быть обучено нормам ГО и ЧС?

Обязательность обучения работников предприятий нормам ГО и ЧС обусловлена требованиями Постановления Правительства РФ № 782 от 10 июля 1999 года. Указанный законодательный акт гласит о необходимости наличия на любом предприятии специального подразделения либо должностного лица, ответственных за решение вопросов в сфере ГО и ЧС. Данное требование также отражено в Федеральных законах № 68-ФЗ и № 28-ФЗ. На каждом предприятии должно быть обучено не менее двух сотрудников, ими являются:

  1. Директор (владелец) предприятия.
  2. Должностное лицо, уполномоченное нареализацию целей и задач в сфере ГО и ЧС.

Необходимо учитывать, что руководителю предприятия запрещается исполнять функциональные обязанности уполномоченного лица на условиях совмещения.

С какой регулярностью следует проходить повторное обучение?

Постановление Правительства РФ № 547 от 04.09.2003 г. предписывает руководителям организаций и уполномоченным работникам по вопросам ГО и ЧС повышать свой уровень знаний не реже 1 раза в 5 лет.

Повторное обучение всего прочего персонала компании следует производить ежегодно, в соответствии с примерным обучающим курсом по ГО и ЧС для работающего населения.

Существующие учебные программы и их продолжительность.

Директор компании и должностное лицо, уполномоченное по вопросам ГО и ЧС, относятся к разным категориям слушателей. Этим и обусловлено требование законодательства (Приказы МЧС России № 19 от 19.01.2004 и № 646 от 13.11.2006) о наличии минимум двоих обученных работников на любом предприятии. К тому же, обучающие программы для руководителей и уполномоченных лиц имеют существенные различия. Главным отличием данных программ является разное количество изучаемых тем, составляющих их содержание и, как следствие, разное количество часов обучения. А именно:

Для руководства некатегорированных организаций и глав местных администраций предусмотрен обучающий курс - «Обучение должностных лиц и специалистов ГО и ЧС организаций по ГО и защите от ЧС» - объемом 36 часов.

Для должностных лиц, уполномоченных на решение вопросов в сфере ГО и ЧС предусмотрена обучающая программа, количество учебных часов которой 72.

В вышеуказанных программах присутствуют несколько общих разделов. В частности, обеим категориям слушателей необходимо освоить:

  1. Правила составления перечня мероприятий по ГО и защите промышленных объектов и их работников от угрозы возникновения ЧС.
  2. Способы защиты от наиболее свойственных региону (объекту промышленности) ЧС.
  3. Вероятные опасности для населения, характерные для каждого определенного вида чрезвычайной ситуации.
  4. Правила эффективного применения индивидуальных и коллективных СИЗ при возникновении ЧС техногенного, природного и биолого-социального характера.
  5. Виды сигнальных способов оповещения работников и населения о возникающих угрозах.
  6. Правила безопасного поведения персонала предприятий при:
    • возникновении ЧС;
    • террористической угрозе;
    • локализации и ликвидации аварий и проведении аварийно-восстановительных работ.
  7. Правила эвакуации людей из зоны распространения ЧС и оказания первой помощи пострадавшим.
  8. Итоговый контроль усвоенных знаний.

Обучающий курс для лиц, уполномоченных по ГО и ЧС более обширен по своему содержанию и включает следующие дополнительные разделы:

  1. Правила разработки и периодичность предоставления отчетности о результатах деятельности органов управления, сил ГО и РСЧС.
  2. Мониторинг и оценка уровня работоспособности объектов промышленности и жизнеобеспечения населения.
  3. Реализация мероприятий по защите работников и гражданского населения от угрозы химического и радиационного заражения.
  4. Правила организации и периодичность тренировочных занятий персонала по ГО и ЧС.
  5. Реализация разъяснительных и информационных мероприятий для сотрудников предприятия по вопросам ГО и ЧС.

Направления обучения по ГО ЧС и длительность программ:


№№
пп

Объем подготовки
Количество учебных часов

Руководители (работники) эвакуационных органов Свердловской области и муниципальных образований

Председатели и члены комиссий по устойчивости Свердловской области и муниципальных образований

Руководители (специалисты) органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципальных образований

Руководители спасательных служб и их заместители

Руководители образовательных учреждений

Руководители медицинских учреждений.

Председатели и члены комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций.

Председатели комиссий по устойчивости организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне

Руководители (работники) структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны в организациях, отнесенных к категориям по ГО

Руководители (работники) структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне

Руководители (работники, специалисты) структурных подразделений, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны образовательных учреждений, преподаватели-организаторы ОБЖ, учителя безопасности жизнедеятельности общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования

Руководители нештатных аварийно-спасательных формирований категорированных организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне

Руководители нештатных аварийно-спасательных формирований категорированных организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне.

Руководители эвакуационных органов организаций

Руководители занятий по гражданской обороне в организациях

Инструкторы (консультанты) учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне

Руководители и специалисты дежурно-диспетчерских служб организаций (объектов).

Председатели и члены комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций, отнесенных к категории по гражданской обороне

Председатели и члены комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне.

Отличительные особенности организации обучения по ГО и ЧС работников категорированных предприятий.

  1. Категории по гражданской обороне, присваиваемые предприятиям.
    Согласно Постановлению Правительства РФ № 1115 от 19.09.1998 г., предприятиям может присваиваться одна из трех категорий по ГО, в частности:
    • особой важности;
    • 1 категории;
    • 2 категории.
    На принятие решения о категорировании того или иного предприятия оказывают влияние следующие факторы:
    • месторасположение предприятия;
    • количество и ассортимент производимой продукции либо предоставляемых услуг (их ценность и важность в условиях военного времени);
    • количество трудоустроенных лиц.
  2. Как выяснить, есть ли у предприятия категория по ГО?
    Предприятие получает статус категорированного по ГО после его занесения в специальные списки. О присвоении категории по ГО каждое предприятие в обязательном порядке уведомляется органами исполнительной власти. Также, сведения о наличии у предприятия категории по ГО можно получить в городском управлении МЧС.
  3. В чем отличия подготовки по ГО и ЧС сотрудников категорированных и некатегорированных предприятий.
    1. Отличающиеся учебные программы для руководителей предприятий.
      • Продолжительность учебного курса для руководителей (собственников) организаций имеющих категорию по ГО составляет 72 часа (для руководства некатегорированных ЮЛ -36 часов).
    2. Разные принципы организации работы в сфере ГО и ЧС.
      • Категорированным предприятиям необходимо иметь следующий количественный состав специалистов по ГО и ЧС:
        • при штатной численности менее 500 сотрудников - 1 освобожденный специалист;
        • организациям численностью от 500 до 2000 сотрудников - 2-3 освобожденных специалиста;
        • на предприятиях, имеющих от 2000 до 5000 работников должно быть 3-4 освобожденных специалиста;
        • предприятиям, на которых трудоустроено более 5000 сотрудников - 5-6 освобожденных специалистов.
      • Некатегорированным организациям предписан следующий количественный норматив специалистов по ГО и ЧС:
        • при штате, численностью более 200 человек - 1 один освобожденный специалист;
        • ворганизациях, численностью менее 200 сотрудников ответственность за реализацию вопросов по ГО и ЧС разрешается возложить на одного из сотрудников на условиях совмещения.
  4. Основные цели формирования на предприятиях штабов (подразделений) ГО.
    • разработка и систематическое осуществление профилактических мероприятий, обеспечивающих безопасность персонала и сохранность имущества предприятия в случае происхождения ЧС;
    • обеспечение стабильного функционирования объекта в условиях ЧС;
    • контроль за наличием и состоянием всех требующихся средств коллективной и индивидуальной защиты;
    • периодическая проверка текущего состояния технических систем (управления, оповещения) предприятия и оценка их работоспособности в условиях наиболее вероятных ЧС.

Начальником штаба ГО может назначаться специалист предприятия, уполномоченный на решение вопросов в сфере ГО и ЧС. Обязательным критерием для замещения данной должности является освоение 72 часового учебного курса по ГО и ЧС.

Как заказать и пройти обучение по ГО и ЧС?

Заочное и дистанционное обучение по гражданской обороне являются наиболее востребованным и удобным для слушателей форматом освоения знаний. Его преимуществами является безотрывность слушателей от трудовой деятельности и индивидуальность учебного графика. Теоретический материал и все необходимые учебные пособия предоставляются учащимся при помощи дистанционных технологий. Для того чтобы заказать и пройти обучение по ГОЧС необходимо:

  1. Отправитьзаявку на обучение на электронную почту, обязательно указав:
    • ФИО обучаемых лиц и их должности;
    • необходимую обучающую программу (при возникновении трудностей с выбором требуемого учебного курса рекомендуется предварительно проконсультироваться со специалистами учебного центра);
    • реквизиты Вашей организации.
  2. Подписать, высланный на электронную почту, договор на обучение.
  3. Оплатить образовательные услуги учебного центра.
  4. Проштудировать всю полученную учебную литературу.
  5. Успешно пройти дистанционную проверку знаний в виде тестирования.
  6. Получить удостоверение подтверждающее уровень квалификации по вопросам ГО и ЧС. Документы можно получить:
    • лично приехав к офис;
    • заказным письмом по почте России;
    • заказать курьерскую экспресс-доставкуза свой счет.

Предусмотренная административная ответственность.

Сразу две статьи КоАП РФ регламентируют меры административного воздействия за ненадлежащий уровень реализации мероприятий по ГО и ЧС.

В частности, статья 20.6. устанавливает следующие размеры штрафов за неисполнение обязанностей по защите территорий и населения от ЧС:

  • на работников предприятий - от 10000 до 20000 рублей;
  • на организации - от 100000 до 200000 рублей.

В свою очередь статья 20.7. предусматривает следующие денежные эквиваленты административного воздействия:

  1. За нарушение правил использования технических систем, систем оповещения, СИЗ и иной техники и имущества ГО:
    • на должностных лиц - от 5000 до 10000 рублей;
    • на ЮЛ - от 50000 до 100000 рублей.
  2. За не обеспечение безопасности населения от опасных факторов, порождаемых условиями военных действий:
    • на должностных лиц - от 10000 до 20000 рублей;
    • на организации - 100000 до 200000 рублей;

Какой численности должен быть штат на предприятии, что бы ввести должность специалиста по го и чс, специалиста по пожарной безопасности и инженера эколога? Сейчас эти должности на предприятии совмещают. Спасибо!

Ответ

Ответ на вопрос:

По введению должности специалиста по ГО и ЧС:

Согласно ст. 12 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" органами, осуществляющими управление гражданской обороной, в том числе являются структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Положение о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны утверждено Постановлением Правительства РФ от 10.07.1999 N 782.

Согласно пп. 2, 4-6 Положения структурные подразделения (работники) по гражданской обороне создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях. Количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации определяется исходя из следующих норм:

Самые важные изменения этой весны!


  • В работе кадровиков произошли важные изменения, которые надо учитывать в 2019 году. Проверьте в формате игры, все ли нововведения вы учли. Решите все задачи и получите полезный подарок от редакции журнала «Кадровое дело».


а) в организациях, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, с количеством работников до 500 человек - 1 освобожденный работник, от 500 до 2000 человек - 2 - 3 освобожденных работника, от 2000 до 5000 человек - 3 - 4 освобожденных работника, свыше 5000 человек - 5 - 6 освобожденных работников ;

По введению должности специалиста по пожарной безопасности:

Каких-то специальных требований к нормативу численности работников организация в целях введения должности специалиста по пожарной безопасности нет. Работодатель может как ввести такую должность в штатное расписание организации, так и возложить на кого-то из работающих сотрудников данную функцию.

При этом отметим, что для того, чтобы назначить сотрудника ответственным за пожарную безопасность, он должен пройти специальную подготовку с полным отрывом от работы. Об этом говорится в пунктах 39 и 40 Норм пожарной безопасности, утвержденных .

Но если с выполнением работ по определенным должностям или профессиям трудовое законодательство связывает предоставление компенсаций и льгот (досрочную пенсию, дополнительный отпуск) либо устанавливает какие-либо ограничения, то наименования таких должностей и профессий должны соответствовать квалификационным справочникам . Указанное соответствие должно наблюдаться как в трудовом договоре с сотрудником, где будет указана его должность (выполнение работ по профессии), так и в штатном расписании организации.

Следует отметить, что произвольное наименование должностей может создать для организации определенные сложности. Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" каждая организация обязана провести специальную оценку условий труда своих работников. Это касается всех организаций независимо от их вида, организационно-правовой формы, формы собственности. При проведении специальной оценки необходимо будет отразить не только наименование должности, но и ее код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (п. 2 ст. 18 Закона), а если должность не предусмотрена ни одним из ЕКС, то исполнить данное требование Вам будет сложно. По представлению организации, проводящей специальную оценку условий труда, вероятнее всего, придется переименовывать соответствующую должность.

Ни классификатором, ни ЕКС должности инженера-эколога не предусмотрено.

При этом отметим, что согласно ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 29.12.2014) "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Программа производственного экологического контроля содержит сведения:

  • об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
  • об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
  • об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
  • о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля ;
  • о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
  • о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

На небольших объектах производственной и иной деятельности за проведение производственного экологического контроля, как правило, отвечают либо назначенные руководителем отдельные должностные лица (главный технолог, главный инженер и т.д.), либо, если такое лицо не назначено, сам руководитель данного предприятия.

Поэтому Вы можете ввести ставку специалиста по охране труда и возложить на него дополнительные обязанности в части пожарной безопасности.

В должностную инструкцию главного инженера, например, можно включить обязанности по проведению экологического контроля.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Правовая база: ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 10.07.1999 № 782

О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны (с изменениями на 30 мая 2013 года)

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны*

История изменений

* Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года , - см. .
В соответствии со Правительство Российской Федерации постановляет:

2. Установить, что Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий разрабатывает с участием Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и утверждает положение об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 июня 2013 года . - См. )

Председатель Правительства
Российской Федерации
С.Степашин

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 10 июля 1999 года N 782

ПОЛОЖЕНИЕ
о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны*

1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с , определяет порядок создания (назначения) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны (далее именуются - структурные подразделения (работники) по гражданской обороне) (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года , - см. ).

2. Структурные подразделения (работники) по гражданской обороне создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях.

3. Создание (назначение) в организациях структурных подразделений (работников) по гражданской обороне осуществляется для обеспечения:

а) планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне;

б) создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения;

в) обучения работников организаций способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (подпункт дополнен с 1 января 2005 года - см. );

г) создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

д) проведения мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

е) создания и поддержания в состоянии постоянной готовности нештатных аварийно-спасательных формирований, привлекаемых для решения задач в области гражданской обороны (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года , - см. ).

4. Количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации определяется исходя из следующих норм:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 июня 2013 года . - См. )

а) в организациях, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, с количеством работников до 500 человек - 1 освобожденный работник, от 500 до 2000 человек - 2-3 освобожденных работника, от 2000 до 5000 человек - 3-4 освобожденных работника, свыше 5000 человек - 5-6 освобожденных работников (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года , - см. );

в) в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников до 200 человек - работа по гражданской обороне может выполняться в установленном порядке по совместительству одним из работников организации.Количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений исполнительного органа (органа управления) организации, имеющей дочерние и зависимые хозяйственные общества, определяется в соответствии с нормами, предусмотренными в положении об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года ; в редакции, введенной в действие с 11 июня 2013 года . - См. )

5. На должности работников структурных подразделений (работников) по гражданской обороне назначаются лица, имеющие соответствующую подготовку.

6. Организации осуществляют укомплектование структурных подразделений (назначение работников) по гражданской обороне, разрабатывают и утверждают их функциональные обязанности и штатное расписание.

20.02.2015

С уважением и пожеланием комфортной работы, Светлана Горшнева, Запретные документы в кадровой службе
Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.


  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.
  • Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019
    Квалификационные характеристики должностей работников, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах и объектах ведения горных работ в подземных условиях
    Утверждены Приказом Минтруда России от 03.12.2013 N 707н

    Инструктор гражданской обороны

    Должностные обязанности. Проводит занятия, тренировки и другие учебные мероприятия по гражданской обороне. Участвует в подготовке и проведении учебно-методических сборов, обобщении и внедрении в практику передовых методов обучения умениям и навыкам по гражданской обороне. Представляет начальнику курсов гражданской обороны предложения по совершенствованию работы курсов. Участвует в разработке учебно-методических, отчетных документов по гражданской обороне. Формирует у обучающихся профессиональные умения и навыки, подготавливает их к применению полученных знаний в практической работе. Участвует в создании учебно-материальной базы гражданской обороны с целью совершенствования проведения занятий по гражданской обороне. Оказывает методическую помощь в подготовке и проведении занятий, учений и тренировок по гражданской обороне. Участвует в разъяснительно-пропагандистской работе с населением по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

    Должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; методические и нормативные документы, касающиеся деятельности инструктора гражданской обороны; учебные программы по подготовке и обучению населения действиям в чрезвычайных ситуациях; правила эксплуатации применяемых технических средств; основы педагогики, психологии; методики обучения слушателей курсов гражданской обороны; основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности.

    Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование и стаж работы по направлению деятельности не менее 3 лет или среднее профессиональное образование и стаж работы по направлению деятельности не менее 5 лет.

    С мая 2017 года все предприятия резко озаботились вопросом, кто проводит инструктаж по гражданской обороне. Если раньше можно было формально относиться к этой процедуре, то теперь есть угроза нарваться на крупный штраф от МЧС. Из этой консультации вы узнаете, что говорит закон по данному вопросу и кого можно назначить ответственным за ГО и проведение вводного инструктажа, в частности.

    Что говорит закон

    К сожалению, кто проводит вводный инструктаж по гражданской обороне в организации, в действующем законодательстве напрямую не сказано. Последние изменения говорят только о том, что каждое предприятие (подп. «г» п. 5 Положения об организации обучения населения в области ГО, утв. постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 № 841):

    • разрабатывает программу проведения с персоналом вводного инструктажа по гражданской обороне;
    • организует и проводит вводный инструктаж по ГО с новыми сотрудниками в течение первого месяца их работы;
    • планируют и проводят учения и тренировки по ГО.

    Имейте в виду: обычно именно ответственный за проведение вводного инструктажа занимается также разработкой программы его проведения для предприятия, а также содействует проведению учений и тренировок с персоналом.

    Требования к ответственному за ГО

    На практике, вот кто должен проводить инструктаж по гражданской обороне:

    • специалист по вопросам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (как отдельная штатная единица);
    • специалист по охране труда;
    • иной сотрудник (обычно – военный в отставке).

    Разумеется, кто проводит инструктаж по ГО, должен быть компетентен в вопросах гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций, первой медицинской помощи и т. д. То есть – пройти соответствующую подготовку (отдельный курс или дополнительное профессиональное образование). А на этот счёт у законодательства есть особые требования к таким работникам.

    Так, на основании п. 4 постановления Правительства РФ от 02.11.2000 № 841, кто проводит инструктаж по ГО и ЧС, обязан обновлять свои знания в данной области. При этом установлена периодичность – не реже одного раза в 5 лет. По закону это может быть:

    1. Повышение квалификации.
    2. Обучение на специальном курсе.

    Когда предприятие решило, кто должен проводить инструктаж по ГО, его направляют на учёбу в региональное управление ГО и ЧС при МЧС. Там он получит документ, который и даёт право данному специалисту проводить инструктаж. Кстати, таким ответственным вполне может быть и руководитель организации.

    Назовём 2 нормативных документа, которыми следует руководствоваться при назначении ответственного за проведение вводного инструктажа по ГО и ЧС:

    1. Постановление Правительства РФ от 10.07.1999 № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны».
    2. Положение об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций (утв. приказом МЧС от 31.07.2006 № 440).

    Но скажем сразу: согласно этим документам, на должности по гражданской обороне назначают лиц, имеющих соответствующую подготовку в области ГО. Других требований – нет.

    Вопрос от Татьяны:

    Добрый день! Подскажите пожалуйста, необходимость введения должности специалиста по ГО и ЧС? И при какой численности вводится данная должность?

    Быть или не быть, специалисту по ГО и ЧС...

    Ответ для Татьяны:

    Здравствуйте.

    Согласно ст. 12 Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» органами, осуществляющими управление гражданской обороной, в том числе являются структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    Положение о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны утверждено Постановлением Правительства РФ от 10.07.1999 г. № 782.

    Согласно пп. 2, 4-6 Положения структурные подразделения (работники) по гражданской обороне создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях. Количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации определяется исходя из пунктов 6-8 Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций, утверждённого Приказом МЧС России от 31.07.2006 г. № 440:

    6. Количество работников в структурном подразделении или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации (представительствах и филиалах) определяется по следующим нормам:

    1. В организациях, продолжающих работу в военное время:

    • до 1000 работников согласно штатному расписанию — 1 освобожденный работник;
    • от 1000 до 5000 работников согласно штатному расписанию — 2-3 освобожденных работника;
    • от 5000 и более работников согласно штатному расписанию — 4-5 освобожденных работников;
    • до 200 работников согласно штатному расписанию — 1 работник (по совместительству);
    • от 200 и более работников согласно штатному расписанию — 1 освобожденный работник.

    2. В организациях, прекращающих работу в военное время:

    • назначение освобожденных работников, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, не обязательно.

    При определении количества работников в структурных подразделениях или отдельных работников по гражданской обороне в организациях в составе ее подразделений (представительствах и филиалах), осуществляющих свою деятельность в сфере образования, учитывается общее количество обучаемых.

    7. Численность структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, закрепляется распорядительным документом соответствующего руководителя.

    8. В организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников свыше 5000 человек (с учётом входящих в их состав представительств и филиалов) с общим количеством работников свыше 10000 работников, руководитель структурного подразделения по гражданской обороне является по должности заместителем руководителя организации и назначается на должность по согласованию с МЧС России (территориальным органом МЧС России по субъекту Российской Федерации).

    СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ ПО ТЕМЕ

    На этом всё. Если ответ понравился, чуть ниже ставим рейтинговые звёздочки и делимся ссылкой на эту заметку со своими коллегами в социальных сетях, форумах и т.д. 😉 Спасибо за поддержку!

    На вопрос ответила моя помощница по развитию официальной группы в ВКонтакте Светлана Подберезина.

    Продолжение следует...