Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций. Методические рекомендации по разработке, согласованию и утверждению планов гражданской обороны организаций Порядок разработки согласования и утверждения планов гражданской обороны защиты населения

Порядок разработки, согласования и утверждения
планов гражданской обороны и защиты населения
(планов гражданской обороны)

с изменениями от 04.06.2013 № 362дсп, от 04.02.2016 № 42дсп)

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) (далее - Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Федеральный закон "О гражданской обороне"), постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" и от 3 июня 2011 г. N 437-13 "О некоторых вопросах гражданской обороны в Российской Федерации" и определяет единые на всей территории Российской Федерации требования к разработке, согласованию и утверждению планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны).


2. Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по ведению гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

3. План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации в соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868, разрабатывается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России). В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О гражданской обороне» федеральные органы исполнительной власти разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны. В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О гражданской обороне» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения. В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О гражданской обороне» организации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне. В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» ведение гражданской обороны осуществляется: в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях - на основе соответствующих планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; в федеральных органах исполнительной власти и организациях - на основе соответствующих планов гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций.

Приложение № 12

к Порядку разработки, согласования и утверждения планов ГО и защиты населения (планов гражданской обороны)

Типовой план гражданской обороны организации, не отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) прекращающей работу в военное время

1. При доведении до организации, прекращающей производственную деятельность в военное время, решения соответствующего органа исполнительной власти, органа местного самоуправления о прекращении производственной деятельности организаций, расположенных на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, в связи с нарастанием угрозы агрессии против Российской Федерации, объявлением состояния войны, фактическим началом военных действий или введением Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также решения о начале проведения частичной или общей эвакуации:

к Ч + __часов __минут организуется сбор руководящего состава организации в ______________________ (указывается место сбора), доводится сложившаяся обстановка и осуществляется постановка задач на выполнение мероприятий, связанных с прекращением производственной деятельности в военное время;

к Ч + __часов __минут по адресу: ________________________ в _________________ (указывается место) разворачивается пункт выдачи средств индивидуальной защиты и организуется выдача средств индивидуальной защиты работникам организации;

к Ч + __часов __минут работники организации направляются к месту жительства для организации выполнения мероприятий гражданской обороны по плану гражданской обороны и защиты населения соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

2. При оповещении по сигналу гражданской обороны «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге дежурный (ответственный) в организации:

немедленно доводит информацию о воздушной тревоге до работников организации _________________________________________ (указываются способы и средства доведения информации);

организует отключение систем тепло-, электро-, газо- и водоснабжения.

Работники организации немедленно укрываются в защитных сооружениях гражданской обороны (в приспособленных подвальных помещениях) по адресу: _________________________.

Время, отводимое для укрытия работников, составляет не более ____ минут (до 15 мин.).

3. При оповещении по сигналу гражданской обороны «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о химической тревоге дежурный (ответственный) в организации:

немедленно доводит информацию о химической тревоге до работников организации __________________________________________ (указываются способы и средства доведения информации).

Работники организации немедленно укрываются в защитных сооружениях гражданской обороны (приспособленных подвальных помещениях) по адресу: _________________________ .

При их отсутствии для экстренного укрытия работников при опасности поражения аварийно химически опасными веществами используются герметичные помещения __________________________________ (указывается наименование и адрес места нахождения), обеспечивающие безопасное пребывание в них ____ чел. без подачи воздуха в течение ____ часов (указываются какие помещения и порядок их использования для защиты от АХОВ).

Время, отводимое для укрытия работников организации до ___ минут (зависит от времени подхода зараженного облака от источника АХОВ).

4. При оповещении по сигналу гражданской обороны «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о радиационной опасности дежурный (ответственный) в организации:

немедленно доводит информацию до работников организации ______________________________________ (указываются способы и средства доведения информации).

При радиационной опасности работники организации немедленно укрываются в защитных сооружениях гражданской обороны по адресу: _________________________________, а также в помещениях, ________________________________ (указывается наименование и адрес места нахождения), обеспечивающих ослабление мощности дозы излучения в ____ раз (указываются какие помещения и порядок их использования для защиты).

Время, отводимое для укрытия работников, составляет не более ____ минут (зависит от расчетных показателей возможной обстановки).

К типовому плану гражданской обороны прилагаются:

1. Схема оповещения работников организации.

2. Расчет на укрытие работников организации в защитных сооружениях гражданской обороны, приспособленных подвальных помещениях и других помещениях, используемых для защиты работников.

3. Расчет и порядок выдачи средств индивидуальной защиты.

I. Общее положение

1. Настоящие методические рекомендации по разработке, согласованию и утверждению планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) (далее – Порядок) разработаны в соответствии Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»1 (далее – Федеральный закон «О гражданской обороне»), постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации»2 и от 3 июня 2011 г. № 437-13 «О некоторых вопросах гражданской обороны в Российской Федерации», и определяют требования к разработке, согласованию и утверждению планов гражданской обороны организаций расположенных на территории города.
2. Планы гражданской обороны определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению в готовность гражданской обороны при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

II. Разработка, согласование и утверждение планов гражданской обороны организаций

Разработка планов гражданской обороны организаций выполняется в два этапа и включает в себя:
На первом этапе:
оценку возможной обстановки, которая может сложиться в результате воздействия противника, организациями, продолжающими работу в военное время и (или) отнесенными к категориям по гражданской обороне.
На втором этапе:
определение организациями, продолжающими работу в военное время и (или) отнесенными к категориям по гражданской обороне объема, организации, порядка, способов и сроков выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в готовность.
планирование мероприятий по гражданской обороне;
практическую разработку и оформление планов гражданской обороны организациями.
Планы гражданской обороны организаций оформляются в виде текстовых документов с приложениями, являющимися составной и неотъемлемой их частью.

III. В план гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время включаются три раздела:

а) краткая оценка возможной обстановки в результате воздействия противника;
б) выполнение мероприятий при планомерном приведении в готовность гражданской обороны;
в) выполнение мероприятий по гражданской обороне при внезапном нападении противника.
1. Раздел, касающийся краткой оценки возможной обстановки в результате воздействия противника, состоит из следующих подразделов:
а) краткая характеристика организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;
б) краткая оценка возможной обстановки в организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, после нападения противника;
в) выводы из оценки возможной обстановки.
2. В подразделе, касающемся краткой характеристики организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, указываются следующие сведения:
а) место (территория) размещения организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, с точки зрения географии, топогидрографии города (района), растительности, густоты застройки и плотности заселения;
б) характеристика зданий и сооружений, коммуникаций, систем газо-, энерго-, водо-, теплоснабжения объектов организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;
в) перечень радиационно, химически, взрыво- и пожароопасных систем на объектах организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, и на ближайшей периферии от нее;
г) перечень железнодорожных станций, автомагистралей, где возможно скопление транспортных средств с аварийно химически опасными веществами, при авариях с которыми возможно влияние на жизнедеятельность организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;
д) численность персонала организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, находящегося одновременно на работе (наибольшей работающей смены);
е) силы и средства гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время (состав, готовность и предназначение).
3. В подразделе, касающемся краткой оценки возможной обстановки в организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, после нападения противника, указываются следующие сведения:
а) степень возможных разрушений зданий и сооружений, потери промышленного производства, персонала, сил и средств гражданской обороны;
б) возможная инженерная, радиационная, химическая, пожарная, медицинская и биологическая обстановка;
в) потери от вторичных факторов поражения;
г) ориентировочный объем предстоящих АСДНР при планомерном приведении в готовность гражданской обороны и при внезапном нападении противника.
4. Раздел, касающийся выполнения мероприятий при планомерном приведении в готовность гражданской обороны, состоит из следующих подразделов:
а) порядок приведения в готовность гражданской обороны;
б) организация защиты персонала и членов семей;
в) организация управления, связи и оповещения;
г) организация выполнения мероприятий по повышению устойчивости работы объектов организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;
д) организация и проведение АСДНР;
е) организация основных видов обеспечения мероприятий по гражданской обороне.
5. В подразделе, касающемся порядка приведения в готовность гражданской обороны, указываются порядок организации, объем и сроки выполнения первоочередных мероприятий по гражданской обороне первой, второй и третьей очередей, а также мероприятий по гражданской обороне, выполняемых по решению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, осуществляемых в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 2011 г. № 437-13.
6. Подраздел, касающийся организации защиты персонала и членов семей, включает в себя:
а) организацию укрытия в защитных сооружениях, где указываются следующие сведения:
порядок и сроки приведения в готовность имеющихся защитных сооружений гражданской обороны, закладки в них запасов продовольствия, медикаментов и другого необходимого имущества;
порядок строительства недостающих защитных сооружений гражданской обороны и их материально-техническое обеспечение;
организация укрытия наибольшей работающей смены организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;
б) организацию защиты работников и членов их семей, где указываются следующие сведения:
порядок обеспечения работников и сил гражданской обороны средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной, химической, биологической защиты и контроля;
организация защиты работников от аварийно химически опасных веществ, имеющихся на своих или соседних объектах;
в) организацию медицинской защиты, где указываются следующие сведения:
порядок проведения медицинских мероприятий, силы и средства медицинской защиты, приведение их в готовность;
порядок выдачи медицинских средств индивидуальной защиты.
7. В подразделе, касающемся организации управления, связи и оповещения, указываются следующие сведения:
а) организация оповещения руководящего состава и работников в рабочее и нерабочее время;
б) организация управления в пункте постоянной дислокации, во время передислокации на запасные (дублирующие) пункты управления и в загородной зоне;
в) порядок приведения в готовность запасных (дублирующих) пунктов управления;
г) сроки занятия запасных (дублирующих) пунктов управления;
д) организация связи.
8. В подразделе, касающемся организации выполнения мероприятий по повышению устойчивости работы объектов организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, указываются следующие сведения:
а) мероприятия по исключению (уменьшению) возможности возникновения вторичных факторов поражения;
б) мероприятия по повышению устойчивости работы систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализации;
в) мероприятия по противопожарной защите;
г) другие мероприятия.
9. В подразделе, касающемся организации и проведении АСДНР, указываются следующие сведения:
а) состав, оснащенность и сроки приведения в готовность спасательных служб и аварийно-спасательных формирований;
б) организация медицинской помощи пораженным и личному составу аварийно-спасательных формирований;
в) силы и средства, выделяемые в состав муниципальных спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (служб);
г) восстановление работоспособности спасательных служб и аварийно-спасательных формирований и порядок их дальнейшего применения;
д) силы и средства гражданской обороны, действующие в интересах организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время.
10. В подразделе, касающемся организации основных видов обеспечения мероприятий по гражданской обороне, указывается порядок организации основных видов обеспечения мероприятий по гражданской обороне, в том числе:
общей разведки;
инженерного обеспечения;
радиационной, химической и биологической защиты;
медицинского обеспечения;
материального обеспечения;
технического обеспечения;
транспортного обеспечения;
противопожарного обеспечения;
гидрометеорологического обеспечения;
охраны общественного порядка.
11. Раздел, касающийся выполнения мероприятий по гражданской обороне при внезапном нападении противника, состоит из следующих подразделов:
а) организация и проведение мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления;
б) организация и проведение мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией об отбое воздушной тревоги, химической тревоги, радиационной опасности или угрозы катастрофического затопления.
12. В подразделе, касающемся организации и проведении мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления указываются следующие сведения:
а) порядок оповещения руководства, персонала и жилого сектора, прилегающего к организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;
б) порядок безаварийной остановки производства, введение режимов маскировки;
в) организация выдачи средств индивидуальной защиты;
г) организация укрытия персонала.
13. В подразделе, касающемся организации и проведения мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией об отбое воздушной тревоги, химической тревоги, радиационной опасности или угрозы катастрофического затопления, указываются следующие сведения:
а) восстановление управления, связи и оповещения;
б) организация сбора данных об обстановке, сложившейся на объектах организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;
в) приведение в готовность сохранившихся аварийно-спасательных формирований и проведение АСДНР;
г) организация ускоренного проведения мероприятий по эвакуации;
д) порядок оказания медицинской помощи пораженным;
е) силы и средства, привлекаемые из состава территориальной группировки сил гражданской обороны для ведения АСДНР на объектах организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, при внезапном нападении противника;
ж) организация основных видов обеспечения мероприятий по гражданской обороне.

IV. К планам гражданской обороны организаций, отнесенным к категориям по гражданской обороне и (или) продолжающим работу в военное время, прилагаются следующие приложения:

а) основные показатели состояния гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, по состоянию на 1 января текущего года;
б) возможная обстановка на территории организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;
в) календарный план выполнения основных мероприятий по гражданской обороне;
г) план мероприятий по защите работников и организации АСДНР;
д) расчет укрытия работников организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, и членов их семей в защитных сооружениях, по состоянию на 1 января текущего года;
е) план наращивания инженерной защиты организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, при приведении в готовность гражданской обороны;
ж) план эвакуации работников организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, и членов их семей;
з) план наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;
и) состав сил и средств гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;
к) расчет обеспечения и порядок выдачи средств индивидуальной защиты работникам организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;
л) схемы управления, связи и оповещения.
1. Основные показатели состояния гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, по состоянию на 1 января текущего года, разрабатываются в соответствии с приложением № 9 к настоящему Порядку.
2. Возможная обстановка на территории организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, разрабатывается на плане объектов организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, с пояснительной запиской.
На плане объектов организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, отражаются:
а) зоны возможных сильных и слабых разрушений, возможного опасного и сильного радиоактивного заражения (загрязнения), возможного опасного химического заражения и возможного катастрофического затопления;
б) пункты размещения запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
в) пункты управления организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;
г) пункты выдачи средств индивидуальной защиты;
д) места размещения защитных сооружений гражданской обороны.
В пояснительной записке на плане объектов организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, отражаются:
а) площади зон возможных сильных и слабых разрушений, возможного опасного и сильного радиоактивного заражения (загрязнения), возможного опасного химического заражения и возможного катастрофического затопления, а также численности работников и населения, попадающих в них;
б) общая площадь заражения радиоактивными, отравляющими и аварийно химически опасными веществами, возникшая в результате вторичных очагов поражения;
в) общая площадь заражения аварийно химически опасными веществами, возникшего в результате вторичных очагов поражения;
г) общие, в том числе безвозвратные и санитарные, потери персонала;
д) общая площадь пожаров;
е) характеристика зоны возможного катастрофического затопления (площадь и численность персонала, попадающего в них).
3. Календарный план выполнения основных мероприятий по гражданской обороне разрабатывается в соответствии с приложением № 1 к настоящему Порядку.
4. План мероприятий по защите работников и организации АСДНР, разрабатывается на плане объектов организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, с нанесением защитных сооружений гражданской обороны и путей подхода к ним, проездов, пожарных гидрантов, схем коммуникаций, водоемов и др.
5. Расчет укрытия работников организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, и членов их семей в защитных сооружениях, по состоянию на 1 января текущего года, разрабатывается в соответствии с приложением № 10 к настоящему Порядку.
6. План наращивания инженерной защиты организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, при приведении в готовность гражданской обороны разрабатывается в соответствии с приложением № 3 к настоящему Порядку.
7. План эвакуации и рассредоточения работников организации и членов их семей разрабатывается в виде текстового документа с приложениями.
В текстовой части плана эвакуации отражаются:
а) порядок приведения эвакуационных органов в готовность;
б) порядок оповещения о начале эвакуации, сбора работников и членов их семей и их инструктирования;
в) численность работников власти и членов их семей, подлежащих эвакуации;
г) сведения о СЭП, времени развертывания СЭП и прибытия на них работников и членов их семей;
д) порядок подготовки необходимых документов и минимально-необходимых грузов к эвакуации, погрузки их на транспортные средства и разгрузки в пунктах эвакуации;
е) порядок передачи документов, оборудования и имущества, остающегося в пунктах постоянной дислокации;
ж) порядок хранения документов, оборудования и имущества, вывозимых в пункты эвакуации и остающихся в пунктах постоянной дислокации, а также их охраны;
з) маршруты эвакуации, промежуточные пункты эвакуации, пункты посадки, высадки, количество транспортных средств, выделяемых для эвакоперевозок, их распределение по маршрутам;
и) начальники эвакуационных эшелонов, старшие по автомобильным колоннам и другие должностные лица, ответственные за организацию вывоза в загородную зону;
к) организация защиты работников и членов их семей в местах сбора, на маршрутах эвакуации;
л) организация управления и связи в ходе проведения эвакуации.
м) порядок, виды и сроки доставки имущества (оборудования), необходимого для обеспечения деятельности в загородной зоне;
н) станцию (пункт) погрузки, порядок следования по маршруту вывоза имущества, места развертывания производственной деятельности;
о) порядок выделения сил и средств для погрузки и транспортировки имущества;
п) порядок убытия сил в загородную зону для обеспечения возобновления производственной деятельности в загородной зоне.
К тестовой части плана эвакуации работников и членов их семей прилагаются приложения в виде карт и плана размещения работников и членов их семей в загородной зоне.
На карте отражаются:
а) границы территории муниципальных образований (до сельских районов включительно);
б) зоны возможных сильных и слабых разрушений, возможного опасного и сильного радиоактивного заражения (загрязнения), возможного опасного химического заражения и возможного катастрофического затопления;
в) маршруты рассредоточения и эвакуации с указанием их номеров и краткой характеристикой, а также основные маршруты (улицы), выходящие из города (населенного пункта), маршруты подхода (подъезда) к пункту постоянной дислокации организации;
г) СЭП, пункты посадки и высадки, приемные эвакуационные пункты при них с указанием их номеров;
д) численность вывозимых работников и членов их семей, промежуточные пункты эвакуации;
е) закрепленные за организацией безопасные районы;
ж) маршруты вывоза работников и членов их семей от приемных эвакуационных пунктов до мест расселения в загородной зоне;
з) организация управления и связи в ходе проведения эвакуации;
и) пункты регулирования, места привалов и их продолжительность;
к) медицинские пункты, пункты обогрева, пункты питания, водоснабжения;
л) наличие защитных сооружений (укрытий) вблизи маршрута;
м) дислокация промежуточных пунктов эвакуации;
н) сигналы управления и оповещения.
Масштаб карты должен обеспечивать возможность нанесения вышеуказанных данных. В правом нижнем углу приводятся условные обозначения.
План эвакуации (рассредоточения) работников организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, и членов их семей разрабатывается в виде отдельного документа, подписывается председателем эвакуационной комиссии организации, согласовывается с органами местного самоуправления, на территориях которых планируется проведение эвакуационных мероприятий, и утверждается руководителем организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время.
8. План наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, разрабатывается в соответствии с приложением № 11 к настоящему Порядку.
9. Состав сил и средств гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, разрабатывается в соответствии с приложением № 4 к настоящему Порядку.
10. Расчет обеспечения и порядка выдачи средств индивидуальной защиты работникам организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, разрабатывается в соответствии с приложением № 7 к настоящему Порядку.
11. Организации, не отнесенные к категориям по гражданской обороне и (или) прекращающие работу в военное время, расположенные в зонах возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного заражения (загрязнения), разрабатывают планы гражданской обороны в соответствии с типовым планом согласно приложению № 12 к настоящему Порядку.
12. Организации, не отнесенные к категориям по гражданской обороне и (или) прекращающие работу в военное время, расположенные вне зон возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного заражения (загрязнения), собственные планы гражданской обороны не разрабатывают. Мероприятия по защите работников указанных организаций учитываются в планах соответствующих муниципальных образований.
13. Количество экземпляров разрабатываемых планов гражданской обороны определяется разработчиком плана самостоятельно, но не менее количества пунктов управления организации.
14. Планы гражданской обороны согласовывается:
а) С МУ «Управлением общественной безопасности администрации города Пятигорска» и главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации;
б) организации, отнесенной ко второй категории по гражданской обороне, а также организации, не отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) прекращающей работу в военное время, – с МУ «Управлением общественной безопасности администрации города Пятигорска».
15. План гражданской обороны подписывается руководителем структурного подразделения (работником), уполномоченного (уполномоченным) на решение задач в области гражданской обороны.
16. План гражданской обороны организации утверждается руководителем организации.
17. План гражданской обороны организации ежегодно уточняется до 1 марта по состоянию на 1 января текущего года, а также при принятии Президентом Российской Федерации решения о непосредственной подготовке к переводу Российской Федерации на условия военного времени при нарастании угрозы агрессии против Российской Федерации до объявления мобилизации в Российской Федерации.
Корректировка планов гражданской обороны осуществляется при необходимости в ходе ведения гражданской обороны в соответствии с реально складывающейся обстановкой.
При проведении уточнения (корректировки) плана гражданской обороны обеспечивается внесение соответствующих изменений во все экземпляры планов. Внесенные изменения в план заверяются подписью должностного лица, уполномоченного на внесение соответствующих изменений.
Переработка плана гражданской обороны осуществляется в случае существенных изменений структуры организации по решению соответствующего руководителя организации или по решению МЧС России.

ПРИМЕЧАНИЕ:
Временные показатели выполнения мероприятий гражданской обороны и исходные данные по возможной обстановке на территории города необходимо получить в управлении общественной безопасности администрации города Пятигорска.

V. Формы приложений к плану Гражданской обороны организации.

Приложение №1 "Календарный план выполнения основных мероприятий по гражданской обороне"
Приложение №3 "План наращивания инженерной защиты организации при приведении в готовность гражданской обороны"
Приложение №4 "Состав сил и средств гражданской обороны.
Приложение №5 "Основные показатели планирования эвакуационных мероприятий в федеральном органе исполнительной власти (организации) по состоянию на 1 января текущего года"
Приложение №7 "Расчет обеспечения и порядок выдачи средств индивидуальной защиты работникам.
Приложение №9 "Основные показатели состояния гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, по состоянию на 1 января текущего года"
Приложение №10 "Расчет укрытия работников организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, и членов их семей в защитных сооружениях, по состоянию на 1 января текущего года"
Приложение №11 "План наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время"
Приложение №12 "Типовой план гражданской обороны организации, не отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) прекращающей работу в военное время"

Начальник управления В.В. Песоцкий

Образец

Календарный план выполнения основных мероприятий по гражданской обороне

п/п

Наименование мероприятий по гражданской обороне

Объем выполняемых работ,

единица измерения

Продолжи-тельность выполнения

Сроки проведения

Исполни-тели

первые сутки

вторые сутки

последую-щие сутки

Заказчикам, органам государственного управления и надзора, предприятиям, организациям и иным юридическим и физическим лицам - участникам инвестиционного процесса, для применения предназначена Инструкция о порядке разработки, согласовании, утверждении и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (СНиП 11-01-95).

Разработка проектной документации на строительство объектов осуществляется на основе утвержденных Обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений. Проектной документацией детализируются принятые в обоснованиях решения и уточняются основные технико-экономические показатели. При разработке проектной документации необходимо руководствоваться законодательными и нормативными актами РФ и субъектов РФ, а также иными документами, регулирующими инвестиционную деятельность по созданию и воспроизводству основных фондов. Основным проектным документом на строительство объектов является, как правило, технико-экономическое обоснование строительства. Основным документом, регулирующим правовые и финансовые отношения, взаимные обязательства и ответственность сторон, является договор (контракт), заключаемый заказчиком с привлекаемыми им для разработки проектной документации проектными, проектно-строительными организациями, другими юридическими и физическими лицами. Неотъемлемой частью договора (контракта) должно быть задание на проектирование.

Таблица 2.1.1- Задание на проектирование объектов производственного назначения

Наименование и месторасположение проектируемого предприятия, здания и сооружения
1. Основание для проектирования 2. Вид строительства 3. Стадийность проектирования 4. Требования по вариантной и конкурсной разработке 5. Особые условия строительства 6. Основные технико-экономические показатели объекта, в т.ч. мощность, производительность, производственная программа 7. Требования к качеству, конкурентоспособности и экологическим параметрам продукции 8. Требования к технологии и режиму предприятия 9. Требования к архитектурно-строительным, объемно-планировочным и конструктивным решениям 10. Выделение очередей и пусковых комплексов, требования по перспективному расширению предприятия 11. Требования и условия к разработке природо­охранных мер и мероприятий 12. Требования к режиму безопасности к гигиена труда 13. Требования по ассимиляции производства 14. Требования по разработке инженерно-технических мероприятий гражданской обо­роны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций 15. Требования по выполнению опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ 16. Состав демонстрационных материалов

Состав задания на проектирование устанавливается с учетом отраслевой специфики и вида строительства. Вместе с заданием на проектирование заказчик выдает проектной организации исходные материалы:

Обоснование инвестиций строительства данного объекта;

Акт выбора земельного участка (трассы) для строительства и прилагаемые к нему материалы;

Архитектурно-планировочное задание, составляемое в установленном порядке;

Технические условия на присоединение проектируемого объекта к источникам снабжения, инженерным сетям и коммуникациям;

Сведения о проведенных с общественностью обсуждениях решений о строительстве объекта;

Исходные данные по оборудованию, в т.ч. индивидуального изготовления;

Необходимые данные по выполненным научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, связанным с созданием технологических процессов и оборудования;

Материалы инвентаризации, оценочные акты и решения органов местной администрации о сносе и характере компенсации за сносимые здания и сооружения;

Материалы, полученные от местной администрации и органов государственного надзора, в том числе характеристика социально-экономической обстановки, природных условий и состояния природной окружающей среды, данные о существующих
источниках загрязнения и другие сведения в соответствии с требованиями природоохранных органов, санитарно-эпидемиологические условия в районе строительства;

Имеющиеся материалы инженерных изысканий и обследований обмерочные чертежи существующих на участке строительства зданий и сооружений подземных и наземных сетей и коммуникаций;

Чертежи и технические характеристики продукции предприятия;

Задание на разработку тендерной документации на строительство (при необходимости);

Заключения и материалы, выполненные по результатам обследования действующих производств, конструкций зданий и сооружений;

Технологические планировки действующих цехов, участков со спецификацией оборудования и сведениями о его состоянии, данные об условиях труда на рабочих местах;

Условия на размещение временных зданий и сооружений, подъемно-транспортных машин и механизмов, мест складирования строительных материалов;

Другие материалы.

Таблица 2.1.2 - Задание на проектирование объектов жилищно-гражданского назначения

Наименование и месторасположение проектируемого объекта
Перечень основных данных и требований
1. Основание для проектирования 2. Вид строительства 3. Стадийность проектирования 4. Требования по вариантной и конкурсной разработке 5. Особые условия строительства 6. Основные технико-экономические показатели объекта, в т.ч. жилых или общественных зданий, их назначение (этажность, число секций и квартир, вместимость или пропускная способность) 7. Назначение и типы встроенных в жилые дома предприятий общественного обслуживания, их мощность, вместимость, пропускная сиособ-ность, состав и площади помещений, строи­тельный объем 8. Основные требования к архитектурно-планировочному решению здания, условиям блокировки, отделке здания 9. Рекомендуемые типы квартир и их соотноше­ние 10. Основные требования к конструктивным ре­шениям и материалам несущих и офаждаю-ших конструкций 1 1 .Основные требования к инженерному и техно­логическому оборудованию
12. Требования по обеспеченнее условий жизнедеятельности маломобильных групп населения 13. Требования к благоустройству площадки и малым архитектурным формам 14. Требования по разработке инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций 15. Требования о необходимости выполнения де­монстрационных материалов, их составе и форме; выполнения научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ в процессе проектирования и строительства; выполнения экологических и санитарно-эпидемиологиче­ских условий к объекту

Вместе с заданием на проектирование заказчик выдает про­ектной организации следующие документы и материалы:

Обоснование инвестиций в строительство данного объекта;

Решение местного органа исполнительной власти о предварительном согласовании места размещения объекта;

Архитектурно-планировочное задание;

Имеющиеся материалы утвержденного проекта детальной планировки участка строительства;

Имеющиеся материалы топографической съемки участка строительства и данные геологических и гидрогеологических изысканий;

Материалы по существующей и сохраняемой застройке и зеленым насаждениям;

Сведения о надземных и подземных инженерных сооружениях и коммуникациях;

Материалы инвентаризации, оценочные акты и решения местной администрации о сносе и характере компенсации за сносимые сооружения;

Данные по виду выделяемого топлива;

Технические условия на присоединение к здешним инженерным сетям и коммуникациям;

Сведения о фоновом состоянии окружающей природной среды, комфортности проживания вблизи строительства объектов жилищно-гражданского назначения и зонах их воздействия при возможных аварийных ситуациях;

Другие материалы.

Разработка проектной документации осуществляется при наличии утвержденного решения о предварительном согласовании места размещения объекта, на основе утвержденных обоснований инвестиций в строительство или иных предпроектных материалов, договора, задания на проектирование и материалов инженерных изысканий. При проектировании предприятий, зданий и сооружений производственного назначения следует учитывать решения, принятые в схемах и проектах районной планировки, генеральных планах городов, поселков и сельских поселений, проектах планировки жилых, промышленных и других функциональных зон. Проектирование объектов жилищно-гражданского назначения осуществляется в соответствии с утвержденными в установленном порядке генеральными планами городов, поселков и сельских поселений, схемами и проектами районной планировки и разработанными на их основе проектами застройки. Проектная документация разрабатывается преимущественно на конкурсной основе, в том числе через торги подряда (тендер). Проектная документация на строительство предприятий, зданий и сооружений, разработанная в соответствии с государственными нормами, правилами и стандартами, не подлежит согласованию с органами государственного надзора и другими заинтересованными организациями, за исключением случаев, предусмотренных Законодательством РФ. Проекты, рабочие проекты на строительство объектов, независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности подлежат государственной экс­пертизе в соответствии с Порядком, установленным в РФ.

Проект на строительство предприятий, зданий и сооружений производственного назначения

Общая пояснительная записка;

Генеральный план и транспорт;

Технологические решения;

труда работников управления; результаты расчетов численного состава работающих; число и оснащенность рабочих мест, а также санитарно-гигиенические условия труда работающих и мероприятия по охране труда и технике безопасности.

Данный раздел содержит сведения об инженерно-геологических, гидрогеологических условиях площадки строительства. Указываются мероприятия по электро-, взрыво- и пожаробезопасности, а также по защите строительных конструкций, сетей и сооружений от коррозии. Основные чертежи этого раздела: планы, разрезы и фасады основных зданий и сооружений со схематическим изображением основных несущих конструкций.

Инженерное оборудование, сети и системы. В этом разделе даются решения по водоснабжению, канализации, теплоснабжению, газоснабжению, электроснабжению, отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха, а также решения по инженерному оборудованию зданий и сооружений, в том числе: по электрооборудованию, электроосвещению, связи и сигнализации, радиофикации и телевидению, и др.

Основные чертежи этого раздела:

Принципиальные схемы теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, канализации и др.;

Планы и профили инженерных сетей;

Чертежи основных сооружений;

Планы и схемы внутрицеховых отопительно-вентиляционных устройств, электроснабжения и электрооборудования, сигнализации и др.

Охрана окружающей среды. Настоящий раздел выполняется в соответствии с государственными стандартами, строительными нормами и правилами, утвержденными Госстроем РФ, нормативными документами Минприроды России и другими нормативными актами, регулирующими природоохранную деятельность.

Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Настоящий раздел выполняется в соответствии с нормами и правилами в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Сметная документация. Для определения сметной стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений составляется сметная документация в соответствии с положениями и формами, приводимыми в нормативно-методических документах Госстроя РФ.

Состав документации на стадии проект должен содержать:

Сводные сметные расчеты стоимости строительства;

Объектные и локальные сметные расчеты;

Сметные расчеты на отдельные виды затрат;

Для определения стоимости строительства рекомендуется использовать действующую сметно-нормативную базу, разрабатываемую, вводимую в действие и уточняемую в установленном порядке. Стоимость строительства в сметной документации заказчика рекомендуется приводить в двух уровнях цен:

В базисном (постоянном) уровне, определяемом на основе действующих сметных норм и цен;

В текущем или прогнозном уровне, определяемом на основе цен, сложившихся ко времени составления смет или прогнозируемых к периоду осуществления строительства.

В состав сметной документации проектов строительства включается также пояснительная записка, в которой приводятся данные, характеризующие примененную сметно-нормативную базу, уровень цен и другие сведения, отличающие условия данной стройки.

На основе текущего уровня стоимости, определенного в составе сметной документации, заказчики и подрядчики формируют свободные (договорные) цены на строительную продукцию. Эти цены могут быть открытыми, т.е. уточняемыми в соответствии с условиями договора (контракта) в ходе строительства, или твердыми (окончательными).

В результате совместного решения заказчика и подрядной строительно-монтажной организации оформляется протокол (ведомость) свободной (договорной) цены на строительную продукцию по соответствующей форме.

При составлении сметной документации, как правило, используется ресурсный (ресурсно-индексный) метод, при котором сметная стоимость строительства определяется на основе данных проектных материалов о потребных ресурсах и текущих (прогнозных) ценах на эти ресурсы.

В сводном сметном расчете отдельной строкой предусматривается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, исчисляемый от общей стоимости (в текущем уровне цен) в зависимости от степени проработки и новизны проектных решений. Для строек, осуществляемых за счет капитальных вложений, финансируемых из республиканского бюджета РФ, размер резерва не должен превышать трех процентов по объектам производственного назначения и двух процентов по объектам социальной сферы.

Дополнительные средства на возмещение затрат, выявившихся после утверждения проектной документации в связи с введением по решениям Правительства РФ повышающих коэффициентов, льгот, компенсаций и др., следует включать в сводный сметный расчет отдельной строкой, с последующим изменением итоговых показателей стоимости строительства и утверждением произведенных уточнений инстанцией, утвердившей проектную документацию.

Эффективность инвестиций. На основе количественных и качественных показателей, полученных при разработке соответствующих разделов проекта, выполняются расчеты эффективности инвестиций. Производится сопоставление обобщенных данных и результатов расчетов с основными технико-экономическими показателями, определенными в составе обоснований инвестиций в строительство данного объекта, заданием на проектирование и на его основе принимается окончательное решение об инвестировании и реализации проекта.

Таблица 2.1.3 - Примерный перечень технико-экономических показателей для объектов производственного назначения

Наименование показателя Ед. измерения
\. Мощность предприятия, годовой выпуск продукции:
в стоимостном выражении млн. руб.
а натуральном выражении в соответ. е&
2. Общая площадь участка га
3, Коэффициент застройки коэфф.
4. Удельный расход на единицу мощности:
электроэнергии кВт час
воды куб.м
природного газа тыс. куб.м
мазута т
угля т
5. Общая численность работающих чел.
б. Годовой выпуск продукции на работающего:
в стоимостном выражении тыс. руб/чел.
в натуральном выражении ед./чел.
7. Общая стоимость строительства, в т.ч. СМР млн. руб.
8. Удельные капитальные вложения руб./ед. мощности
9. .Продолжительность строительства мес.
!0. Стоимость основных производственных фондов млн. руб.
11. .Себестоимость продукции тыс. руб./ед.
12. Балансовая (валовая) прибыль тыс. руб.
13. Чистая прибыль тыс. руб.
14. Уровень рентабельности производства %
15.. Внутренняя норма доходности %
16. Срок окупаемости лет
17. Срок погашения кредита и других заемных средств лет

Таблица 2.1.4 Примерный перечень технико-экономических показателей для общественных зданий и сооружений

Наименование показателя Ед. измерения
1. Мощность, вместимость, пропускная способность в соответ. ед.
2. Общая площадь земельного участка га
3. Общая площадь зданий и сооружении кв. м
4. Строительный объем куб. м
5. Удельный расход энергоресурсов на единицу площади т. у. т.
6. Общая стоимость строительства млн. руб.
7. Продолжительность строительства мес.
8. Качественные характеристики объекта в соответ. ед
9. Балансовая (валовая) прибыль (при необходимости) тыс. руб.
Наименование показателя Ед. измерения
10. Чистая прибыль (при необходимости) 11.Срок окупаемости тыс. руб. лет

Таблица 2.1.5 - Примерный перечень технико-экономических показателей для жилых зданий

Раздел эффективности инвестиций выполняется в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция), утвержденными Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике № ВК 477 от21.06.1999г.

Проект на строительство объектов жилищно-гражданского назначения состоит из следующих разделов:

Общая пояснительная записка;

Архитектурно-строительные решения;

Технологические решения;

Решения по инженерному оборудованию;

Охрана окружающей среды;

Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

Организация строительства;

Сметная документация;

Эффективность инвестиций

Общая пояснительная записка содержит основание для разработки проекта; исходные данные для проектирования; краткую характеристику объекта; сведения об обосновании выбора площадки строительства; результаты расчета численности и состава работающих, сведения о числе рабочих мест; данные о потребности в тепле, воде и электрической энергии; основные технико-экономические показатели проекта; а также сведения о про­веденных согласованиях проектных решений.

Архитектурно-строительные решения. Этот раздел содержит сведения об инженерно-геологических и гидрогеологических условиях; решения и основные показатели по генеральному плану и благоустройству участка, обоснование архитектурно-строительных решений; мероприятия по взрыво- и пожарной безопасности объекта, защите строительных конструкций от коррозии, данные об обеспечении в помещениях требуемого комфорта; мероприятия по охране здоровья работающих и др.

Технологические решения. В этом разделе указывается на функциональное назначение объекта; дается краткая характеристика и обоснование решений по технологии, механизации, автоматизации технологических процессов и соответствия их по безопасности и комфорту.

Решения по инженерному оборудованию. Этот раздел содержит обоснование принципиальных решений по инженерному оборудованию - отоплению, вентиляции, водоснабжению, канализации, кондиционированию воздуха, газоснабжению; решения по управлению инженерными сетями; принципиальные решения по электрооборудованию, электроосвещению и т.д.; мероприятия по защите инженерных сетей и оборудования от блуждающих токов и антикоррозийной защите; решения по средствам связи и сигнализации, радиофикации, телевидению; проектные решения по противопожарным мероприятиям.

Охрана окружающей среды. Данный раздел разрабатывается в соответствии с государственными стандартами, строительными нормами и правилами, утвержденными Госстроем РФ, нрмативными документами Минприроды России и другими нормативными актами, регулирующими природоохранную деятельность.

Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Настоящий раздел выполняется в соответствии с нормами и правилами в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Организация строительства. Этот раздел разрабатывается в соответствии со СНиП «Организация строительного производства» и с учетом условий и требований, изложенных в договоре на выполнение проектных работ и имеющихся данных о рынке строительных услуг.

Сметная документация. Данный раздел разрабатывается аналогично разделу сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений производственного назначения.

Эффективность инвестиций. Разрабатывается применительно к положениям по строительству предприятий, зданий и сооружений производственного назначения.

Основные чертежи:

Ситуационный план в масштабе 1:5000, 1: 10000;

Схема генерального плана или генеральный план участка на топографической основе в масштабе 1:500, 1:1000;

Планы этажей, фасады, разрезы зданий и сооружений со схематическим изображением основных несущих и ограждающих конструкций;

Каталожные листы привязываемых проектов массового применения;

Интерьеры основных помещений (разрабатываются в соответствии с заданием на проектирование);

Схематическое изображение индивидуальных конструкторских решений;

Примеры расстановки мебели для жилых домов;

Принципиальные схемы устройства инженерного оборудования;

Схемы трасс внешних инженерных коммуникаций;

Планы трасс внутриплощадочных сетей и сооружений к ним

Схема электроснабжения объекта;

Принципиальные схемы автоматизации управления средствами инженерного оборудования, санитарно-техническими устройствами;

Схемы организации связи и сигнализации;

Схемы мусороудаления.

Рабочий проект разрабатывается в сокращенном объеме и составе, определяемом в зависимости от вида строительства и функционального назначения объекта, применительно к составу и содержанию проекта.

В настоящее время в соответствии с федеральной системой нормативов проектная подготовка строительства, как правило, состоит из трех основных этапов (рисунок 2.1). На первом этапе определяются цели инвестирования, назначение и мощности объекта строительства, номенклатура продукции, места (районы) размещения объекта с учетом принципиальных требований и условий заказчика (инвестора). На основе необходимых исследований и проработок источников финансирования, условий и средств реализации поставленной цели с использованием максимально возможной информационной базы данных заказчик (инвестор) оценивает возможности инвестирования и достижения намеченных технико-экономических показателей.

После одобрения местным органом власти намерений заказчика разрабатываются обоснования инвестиций в строительство.

В соответствии с «Типовым положением о порядке выдачи исходных данных и технических условий на проектирование и согласования документации на строительство, а также порядка оплаты оказанных услуг» приступают к согласованию и сбору исходных данных (исходно-разрешительной документации) (рисунок 2.2) для строительства объекта.

Разветвленная система согласований и получения исходно-разрешительной документации, продиктованная законами РФ, сегодня явно стала механизмом увеличения средств для содержания аппарата управления.

Преодолевая эти барьеры, проектировщик переходит к разработке обоснований инвестиций на основании полученной информации, требований государственных органов и заинтересованных организаций в объеме, достаточном для принятия заказчиком (инвестором) решения о целесообразности дальнейшего инвестирования, получения от соответствующего органа исполнительной власти предварительного согласования места размещения объекта (акта выбора площадки) и о разработке проектной документации.

Второй этап включает в себя собственно разработку, согласование, экспертизу и утверждение проектной документации. При этом положительное заключение экспертизы становится обязательным условием утверждения проекта. Утвержденный проект - решение окончательное. Только после этого можно начинать третий этап - разработку рабочей документации и получение разрешения для производства СМР, выдаваемого органами государственного архитектурно-строительного надзора (ГАСН).