Субсидии в виде грантов. Учет грантов органов исполнительной власти. Грант — право, получаемое на конкурсной основе физическим или юридическим лицом на выделение льготной финансовой квоты для выполнения конкретной программы в некоторой сфере деятельности

Предпринимательская деятельность является довольно сложным и трудозатратным способом зарабатывания денег. Человеку, который занимается бизнесом, приходится решать задачи различного рода . Они могут быть связаны с вопросами технического, бытового, социального и финансового характера.

Общеизвестным является факт, что частный бизнес требует вложений, особенно на этапе становления. Одной из задач человека, который занимается предпринимательской деятельностью, является поиск и привлечение финансирования к своему бизнесу .

Потенциальный получатель

На получение гранта могут рассчитывать люди, которые являются безработными в настоящее время. Причём этот статус должен быть официально подтверждён, то есть человек должен состоять на учете в центре занятости населения.

Чем отличается грант от субсидии?

Грант от субсидии отличается тем, что у них разная величина и их выдают разные структуры . Обычно, субсидия поступает предпринимателю целиком , а грант — несколькими этапами или, по-другому, траншами . Если финансирование идёт от фонда, то предпринимателю нужно будет представлять отчёты о том, на какие цели были потрачены деньги.

Организация, которая финансирует предпринимателя, может сама осуществить закупку необходимых товаров. Грант может выдаваться несколько раз, если компания, которая его получила, хорошо зарекомендовала себя и имеет положительные показатели развития. В случае, когда использование денежных средств не принесло никакого результата, то, скорее всего, в следующем финансировании будет отказано.

Гранты могут предоставляться государством или частными организациями. Направленность финансирования государственных и частных фондов различается.

Государственное финансирование

Государство нацелено на социальную поддержку населения , поэтому гранты получают:

  1. Безработные граждане, чей статус подтверждён на бирже труда.
  2. Молодёжь, которая закончила высшее учебное заведение.
  3. Люди, которые имеют .
  4. Военные, имеющие статус пенсионеров.

Существуют определённые сферы, которые развиваются в том или ином регионе. Например, в одном регионе развивается сельское хозяйство, а в другом приоритетным направлением будет бизнес, связанный с поддержкой новых технологий. Тем организациям, вид деятельности которых связан с приоритетными направлениями региона, будет легче получить грант.

Ещё одним фактором, который влияет на выбор, является долгосрочность проекта . Государство заинтересовано, чтобы компания развивалась и платила налоги. Поэтому для получения гранта необходимо подготовить расчёт, который покажет, что данный проект будет успешным и через пару лет вернёт инвестируемые в него средства налогами.

Также положительным моментом для получения гранта в 2018 году будет являться предоставление рабочих мест незанятым слоям населения. Приветствуется, если их количество будет не меньше пяти .

Безвозмездная помощь

Безвозмездную помощь оказывают частные фонды . Они могут быть отечественными или зарубежными. Область их финансирования распространяется на компании и организации, чья деятельность связана с культурой, экономикой и экологией. Также привлекают внимание таких фондов проекты, связанные с научными исследованиями и разработкой каких-либо инноваций.

Как правило, данные фонды отдают предпочтение уже проверенным организациям, которые имеют опыт эффективного использования денежных средств.

Перед тем как формировать заявку на получение гранта в частный фонд, рекомендуется подготовиться, а именно, уточнить, какие компании уже финансировались, получали ли эти предприниматели гранты ранее, если да, то в каком количестве.

Если есть возможность, то организовать встречу с победителями грантов. Поинтересоваться у них особенностями проекта, на что сделать акцент, в какой форме сделать презентацию и прочие моменты, которые могут положительно сказаться на получении денежных средств.

Существуют общие требования к грантам, но частные фонды могут ставить свои условия. Например, при выдаче гранта на реализацию проекта, связанного с сельским хозяйством, могут стоять ограничения по площади использования земель.

От банков

Помимо фондов гранты выдают банки, они определяют условия получения и сумму. Как правило, банки компенсируют часть потраченных денег от реализации какого-либо проекта для заказчика. Также банком может быть оговорено, какие регионы могут участвовать в конкурсе, количество сотрудников компании, доход и другие требования.

Как правило, если предприниматель подходит под требования банка, то он оставляет заявку, а в случае ее одобрения выполняет действия, направленные на реализацию проекта заказчика. Далее необходимо предоставить отчетность о потраченных средствах и получить компенсацию за выполненный проект.

Исключения и сроки

Государственные гранты получают начинающие специалисты или социально незащищенные слои общества. Частные же фонды ориентируются на науку и новые технологии. Однако, бывают и исключения.

Сроки подачи заявок на гранты варьируются, так как все зависит от фонда и номинации. Как правило, сроки указываются вместе с перечнем необходимых условий получения гранта. Встречаются случаи, когда они могут быть продлены.

Основной ограничитель по срокам на 2018 год приходится на конец июля . Но также есть гранты, заявку на которые следует подать до февраля или марта .

Существуют определённые сроки рассмотрения заявок, они составляют два месяца. Но встречаются случаи, когда заявку могут рассматривать около года.

Возможная компенсация

Предпринимателям следует знать, что денежные средства, которые выделил фонд, должны быть потрачены по их целевому назначению. Нельзя будет приобрести вещи, которые могут быть использованы в личных целях, например автомобиль или предметы интерьера.

Денежные средства могут быть потрачены на покупку оборудования, которое будет использоваться на производстве. Также приветствуется покупка сырья или материалов. Можно включить долгосрочную аренду недвижимости. Компенсацию заработной платы людей, которые работают в данной компании, государственные гранты не оплачивают, а зарубежные инвестиционные фонды считают данные траты допустимыми.

Если предприниматель готов участвовать в софинансировании своего проекта, то это будет плюсом к принятию положительного решения о выдаче гранта в его сторону. Чем больше предприниматель готов внести в проект, тем выше у него шанс получить грант. Сумма софинансирования проекта варьируется от 15 до 50%.

Условия для получения

Помимо стандартных требований, которым должен соответствовать кандидат на получение гранта, фонды могут выдвигать дополнительные условия . К обязательным условиям относятся следующие критерии :

  1. Прохождение кандидатом курсов основ предпринимательской деятельности.
  2. Предоставление рабочих мест людям, которые не заняты трудовой деятельностью. Данное условие может быть обязательным при получении государственного гранта.
  3. Документальное подтверждение отсутствия получения какой-либо финансовой помощи ранее.
  4. Определённый годовой оборот компании.
  5. Предоставить отчетность об отсутствии каких-либо задолженностей перед налоговыми органами.
  6. Должны быть соблюдены требования, связанные с возрастом, полученным образованием и стажем работы в определённой сфере.
  7. Бизнес должен быть зарегистрирован в определённом регионе. Как говорилось выше, существуют различия между регионами в выделении денежных средств в той или иной области.

Помимо производственных и бизнес проектов, денежные средства могут выделяться на реализацию политических проектов, деятельность которых направлена на улучшение качества жизни населения.

  1. Образовательные проекты, направленные на работу со школьниками и студентами.
  2. Культурно-просветительная деятельность.
  3. Реабилитация наркоманов и алкоголиков в обществе после лечения.
  4. Деятельность, связанная с устройством на работу неработающего населения.
  5. Помощь людям, которые пострадали от каких-либо стихий и военных действий.

Необходимые документы для подачи заявки

Существует основной перечень документов, который нужен для подачи заявки на грант. Каждый фонд может выдвигать еще и дополнительные требования.

  1. Бизнес-проект.
  2. Паспорт предпринимателя, который будет фигурировать как заявитель.
  3. Заполненная заявка на участие.
  4. Специальное письмо, в котором должны быть отражены сильные стороны проекта, а именно, его уникальность, актуальность и необходимость.

В заявке должна присутствовать информация о существующей проблеме компании, описание способов ее решения. Также должна быть прописана финансовая часть, а именно, куда планируется потратить денежные средства, описываются возможные риски и способы их урегулирования. Форму заявки определяет фонд.

Образец бизнес-плана

Существует стандартный образец бизнес-плана , который подойдёт для гранта.

Ошибки при составлении заявки

Существует несколько ошибок , из-за которых предприниматель может не получить грант.

  1. Если указать максимально возможную сумму финансирования проекта.
  2. Мало рабочих мест, которые предприниматель планирует предоставить.
  3. Не стоит указывать, что компании нужен автомобиль.
  4. Следует обязательно прописывать в бизнес-проекте точные траты денежных средств.
  5. Необходимо предоставить сведения о поставщиках и партнерах компании.
  6. Бизнес-проект должен быть объёмным.
  7. Следует указать, сколько налогов буде заплачено.
  8. В проекте должна присутствовать информация о конкурентноспособности товара или услуги.
  9. В обязательном порядке нужно дать информацию об эффективности проекта.
  10. Оформление бизнес-проекта должно быть на высоком уровне.

Следует соблюдать требования о предоставлении отчетности, а также интересоваться наиболее эффективными способами использования денежных средств в фонде, нужно быть с ним на связи. Если предприниматель «подружится» с фондом, то у него появится возможность получать другую материальную поддержку.

Как получить деньги от государства на развитие ИП, можно узнать в данном видео.

Некоторым хозяйствам выделяются бюджетные средства на развитие деятельности. Получатели часто называют их грантами. На самом деле они являются субсидиями, пояснили чиновники. А ведь вопрос разделения грантов и субсидий принципиален с точки зрения налогового законодательства.

Что считается грантом

Надо сказать, что в Гражданском кодексе РФ определения гранта нет. Тем не менее оно содержится в других законодательных актах. И даже не в одном.

Во-первых, в статье 2 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Так, грант – это денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными или международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ, на конкретные цели, например на проведение определенных научных исследований.

Во-вторых, в статье 15 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Здесь о грантах говорится как о целевых благотворительных пожертвованиях.

В-третьих, в статье 17 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». В ней гранты приравниваются к государственному целевому финансированию. Но в целом гранту присущи следующие признаки:

1) безвозмездность;

2) целевой характер;

3) общественная полезность.

Поэтому в договор на предоставление гранта чаще всего включаются следующие условия:

целевое назначение гранта и подробная расшифровка финансируемых мероприятий;

– срок действия гранта;

– сумма гранта и порядок предоставления финансирования (чаще всего это единовременная выплата);

– порядок представления отчетности об использовании полученных средств.

Между тем в налоговом законодательстве есть собственное определение понятию «грант». И приведено оно в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

Итак, в целях исчисления налога на прибыль грантами признаются денежные средства или иное имущество, если их передача и получение удовлетворяет следующим условиям.

Во-первых, гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню, утверждаемому Правительством РФ, на осуществление конкретных программ, в том числе в области охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований.

Отметим, что перечень международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению, утвержден постановлением Правительства РФ от 28 июня 2008 г. № 485.

Во-вторых, гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным представлением ему отчета о целевом использовании средств. Выходит, что средства, получаемые коммерческими организациями, не признаются грантами.

Об этом же – в письмах Минфина России от 11 ноября 2011 г. № 03-11-11/281, от 14 февраля 2011 г. № 03-11-11/38, от 3 февраля 2011 г. № 03-11-11/25.

При этом и субъекты «упрощенки», и плательщики единого сельскохозяйственного налога также должны руководствоваться правилами подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ (п. 1 ст. 346.15, п. 1 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ).

Это означает, что средства, полученные ими на развитие собственного бизнеса или создание новых рабочих мест, в целях налогообложения не могут быть отнесены к грантам.

Поэтому полученные хозяйством безвозмездные средства следует включать в состав внереализационных доходов, что следует из пункта 8 статьи 250 Налогового кодекса РФ.

А что тогда на самом деле получают коммерческие организации и предприниматели?

Об этом говорится в статье 78 Бюджетного кодекса РФ: субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством или реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

А в статье 17 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» предусмотрено оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий.

Региональными программами (постановление Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. № 1089 «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации») может предусматриваться предоставление субсидий на снижение напряженности на рынке труда.

Налоговый учет субсидий

Согласно пункту 4.1 статьи 271 Налогового кодекса РФ, суммы, полученные на содействие занятости безработных граждан за счет средств бюджетов, учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов.

А если по окончании третьего налогового периода сумма полученных выплат превышает сумму понесенных расходов, оставшиеся неучтенные суммы в полном объеме отражаются в составе доходов этого налогового периода. А в соответствии с пунктом 4.3 статьи 271 Налогового кодекса РФ субсидии, полученные по Закону № 209-ФЗ, отражаются в составе внереализационных доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника. Делать это можно в течение не более чем двух налоговых периодов.

Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств превысит сумму признанных расходов за счет этого источника, то разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе внереализационных доходов.

В случае приобретения за счет указанных средств амортизируемого имущества, такие средства отражаются в составе доходов по мере амортизации имущества организации.

Аналогичные положения установлены и для хозяйств, применяющих спецрежимы (п. 1 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ – для субъектов упрощенной системы налогообложения и подп. 1 п. 5 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ – для плательщиков единого сельскохозяйственного налога).

Бухгалтерский учет субсидий

В соответствии с пунктом 5 ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утвержденного приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 92н, бюджетные средства принимаются к бухгалтерскому учету только при соблюдении следующих условий:

1) имеется уверенность, что условия предоставления этих средств получателем будут выполнены;

2) имеется уверенность, что указанные средства будут получены.

Для учета доходов и расходов в рамках целевого финансирования используется счет «Целевое финансирование».

Когда компания узнает о том, что ей будет выделена субсидия, (например, заключен договор), то она должна сделать проводку:

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 86

– отражены средства целевого финансирования.

Когда средства будут получены, нужно сделать проводку:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76

– получена субсидия.

Пример.

ООО «Знамя труда», уплачивающее ЕСХН, получило субсидию из регионального бюджета на освоение новой нетрадиционной сельскохозяйственной культуры на сумму 1 000 000 руб.

ДЕБЕТ 20 (23, 26) КРЕДИТ 70 (69, 10, 02)

– 756 000 руб. – отражены расходы компании, связанные с внедрением новой культуры;

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 98

– 756 000 руб. – отнесены к доходам будущих периодов использованные средства субсидии;

ДЕБЕТ 98
КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»

– 756 000 руб. – учтены в составе доходов средства субсидии по мере признания затрат.

«Входной» НДС при получении субсидии

В случае получения налогоплательщиком субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), «входной» налог на добавленную стоимость, ранее принятый к вычету, должен быть восстановлен (подп. 6 п. 3 ст. 170 Налогового кодекса РФ). Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде (квартале), в котором получены субсидии.

При этом суммы восстановленного налога не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а списываются как прочие расходы согласно статье 264 Налогового кодекса РФ.

Из этого следует, что при оплате товаров, работ, услуг за счет субсидии, полученной из федерального бюджета, «входной» налог на добавленную стоимость предъявить к вычету нельзя.

Хотя если субсидия получена не из федерального бюджета, то возмещать «входной» налог можно и восстанавливать его не нужно.

Важно запомнить

Субсидии, полученные из бюджета, включаются в состав налогооблагаемых доходов (и при общем режиме, и при «упрощенке», и при уплате единого сельхозналога). Правда, если речь идет о субсидиях, выделенных малым или средним предприятиям, они учитываются в составе доходов по мере расходования полученных субсидий. Однако такой порядок налогового учета действует лишь в течение двух налоговых периодов (календарных лет) с момента получения бюджетных средств.

07 апреля

В соответствии с бюджетным законодательством финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетными и автономными учреждениями осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг.

Государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству, объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ).

Государственные (муниципальные) задания по оказанию учреждениями государственных (муниципальных) услуг (работ) потребителям формируются и утверждаются органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, в соответствии с предусмотренными учредительными документами основными видами деятельности бюджетных и автономных учреждений.

Показатели государственного (муниципального) задания используются:

  • при составлении проектов бюджетов для планирования субсидий на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ);
  • для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным и автономным учреждениям.

Бюджетные и автономные учреждения осуществляют свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными правовыми нормативными актами, муниципальными правовыми актами и уставом. Основной деятельностью бюджетных и автономных учреждений признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяются учредительными документами учреждений (уставом).

Государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным автономным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) физическим и (или) юридическим лицам.

Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания .

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом:

  • расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением учредителем или приобретенных за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества;
  • расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки;
  • мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется учредителем.

В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением учредителем или приобретенного за счет средств, выделенных учредителем, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется .

Финансовое обеспечение осуществления бюджетными и автономными учреждениями полномочий по исполнению публичных нормативных обязательств в денежной форме перед физическим лицом осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования.

В соответствии с Указаниями о применении Бюджетной классификации в Российской Федерации, утвержденной Приказом МФ РФ от 01.07.2013 № 65н, финансирование бюджетных и автономных учреждений из соответствующего уровня бюджета должно исходить из соблюдения принципа финансового обеспечения бюджетных и автономных учреждений . Данный принцип заключается в едином подходе определения объемов финансового обеспечения деятельности бюджетных и автономных учреждений, связанные с выплатами персоналу по трудовому законодательству Российской Федерации, с закупками на хозяйственные нужды учреждения и т.п. При этом отдельно выделяются целевые статьи на капитальные вложения, на выплаты социального характера (публичные нормативные обязательства), налоги и сборы и т. п.

Федеральным законом от 23.07.2013 № 252-ФЗ статья 69.2 БК РФ дополнена пунктом 4 следующего содержания: «Объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.

По решению органа государственной власти, государственного органа (органа местного самоуправления), осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений, при определении объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания используются нормативные затраты на выполнение работ ».

Федеральным законом от 07.05.2013 № 104-ФЗ внесены дополнения в статьи 78, 78.1 Бюджетного кодекса РФ, связанные с новыми условиями предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям.

Приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н «Указания по применению Бюджетной классификации Российской Федерации» введены новые формы субсидий.

Таким образом, с 1 января 2014 года бюджетным и автономным учреждениям могут предоставляться из соответствующих бюджетов 4 вида субсидий:

  • субсидии на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ);
  • субсидии на иные цели;
  • гранты в форме субсидий (новая форма субсидий);
  • субсидии на осуществление капитальных вложений (новая форма субсидий).

Данные виды субсидий бюджета имеют следующую кодировку в Бюджетной классификации Российской Феде-рации:

Коды КВР: 600 - предоставление субсидии бюджетным и автономным учреждениям

610 - субсидии бюджетным учреждениям

611 - субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)

612 - субсидии бюджетным учреждениям на иные цели

613 - гранты в форме субсидий бюджетным учреждениям

620 - субсидии автономным учреждениям

621 - субсидии автономным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)

622 - субсидии автономным учреждениям на иные цели

623 - гранты в форме субсидий автономным учреждениям

Коды КВР: 460 - субсидии на осуществление капитальных вложений бюджетным и автономным учреждениям:

461 бюджетными учреждениями

462 - субсидии на приобретение объектов недвижимого имущества автономными учреждениями

464 бюджетными учреждениями

465 - субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства автономными учреждени-ями

С 1 января 2014 года субсидия бюджета, связанная с выполнением задания по оказанию учреждениями государственных (муниципальных) услуг, отражающая операции на бухгалтерском учете кодом 4 18 разряда , имеет некоторые отличительные особенности в наименовании и условиях предоставления субсидии:

Изменение в наименовании субсидии

Субсидия на возмещение нормативных затрат на выполнение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)

Субсидия на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)

Новое в условиях предоставления субсидии

Не соблюдалась норма Федерального Закона № 83-ФЗ о самостоятельности бюджетных и автономных учреждений. Поэтому расход субсидий определялся исходя из нормативных затрат на выполнение учреждениями задания

Объемы заданий и финансового обеспеченияутверждает ГРСБ с полномочиями учредителя, а учреждения самостоятельно определяют соответствующие расходы при условии равенства доходов и расходов

Не включались расходы по текущему содержанию учреждения

Включается покрытие расходов по текущему содержанию учреждения

Отсутствие единого подхода к определению объема финансового обеспечения

Должен быть одинаковый (единый) подход к определению объема финансового обеспечения (гарантий бюджета через принятие расходных обязательств)

В соответствии с п. 4 ст. 69.2 «Государственное (муниципальное) задание», объем финансового обеспечения выполнения задания рассчитывается исходя из нормативных затрат на его выполнение. Однако нормативные затраты на выполнение соответствующих заданий для бюджетных и автономных учреждений определяются с целью расчета объемов субсидий как гарантии учредителя (бюджета), а не для целей самостоятельного расходования субсидий бюджетными и автономными учреждениями в соответствии с утвержденным Планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Таким образом, объем финансового обеспечения государственного (муниципального) задания для аналогичных по специфике деятельности (аналогичные объемы на услуги) бюджетных и автономных учреждений должен быть в одинаковом размере.

Право получателей субсидий бюджета зафиксировано в Соглашении о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг , тем самым учредитель (бюджет) принимает на себя обязательство по покрытию затрат по оказанию государственных (муниципальных) услуг в соответствии с утвержденным им заданием. В свою очередь получатель субсидий (бюджетное и автономное учреждение) дает согласие на государственный (муниципальный) финансовый контроль, осуществляемый учредителем через анализ их бухгалтерской отчетности.

Таким образом, под утвержденные в годовом объеме (в объемах согласно графику) субсидии необходимо произвести на бухгалтерском учете бюджетного и автономного учреждения начисления субсидий, закрепив тем самым обязанность учредителя (бюджета) по предоставлению им субсидии. Операция начисления субсидии, в объеме принятого Соглашения, отражается в бухгалтерском учете как доход будущего периода (счет 401 40 ) в следующем по-рядке:

Дебет 4 205 80 560 Кредит 4 401 40 180

При фактическом поступлении субсидий, связанных с выполнением государственного (муниципального) задания, в течение финансового года на бухгалтерском учете учреждения на поступившие суммы субсидий производятся следующие учетные записи:

Дебет 4 201 11(21) 510 Кредит 4 205 80 660 счет 17 код 180

Дебет 4 401 40 180 Кредит 4 401 10 180

При этом необходимо иметь в виду, что даже если фактически субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания в соответствующий период не поступила , то не исключается возможность принятия денежных обязательств, связанных с приобретениями активов и другими хозяйственными нуждами, т. е. допускается временная кредиторская задолженность по причине непоступления субсидий.

Субсидии на иные цели , предоставляемые учредителем на покрытие расходов, имеющих целевую направленность, и отражающие в учете учредителя и получателя субсидии (учреждение) в следующем порядке:

Учредитель

Учреждение

Перечисление субсидии с единого счета бюджета на лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения

Дебет 1 206 41 560

Кредит 1 304 05 241

Поступление субсидии на лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения

Дебет 5 201 11 510счет 17 код 180

Кредит 5 205 80 660

При этом, как правило, необходимо равенство дебетового оборота счета 1 206 41 и кредитового оборота счета 5 205 80 . Допустим, учредителем перечислено на лицевой счет учреждения 100 тыс. руб. (дебетовый оборот 1 206 41) и поступило субсидии на лицевой счет учреждения (кредитовый оборот 5 205 80) - 100 тыс. руб. Однако отсутствие равенства вышеуказанных оборотов может не рассматриваться

как нецелевое использование субсидии на иные цели в следующем случае:

  • принятое денежное обязательство (кредиторская задолженность) за счет субсидии на иные цели может погашаться средствами приносящей доход деятельности.

Допустим, учредителем перечислено субсидии на иные цели (дебетовый оборот 1 206 41 ) - 100 тыс. руб., поступление на лицевой счет учреждения (кредитовый оборот счета 5 205 80) - 100 тыс. руб. При этом в учете у учреждения отражается два кредитовых оборота:

* по счету 5 205 80 - 100 тыс. руб.;

* по счету 5 304 06 - 20 тыс. руб.

Таким образом , кредитовый оборот по счету 5 304 06 в сумме 20 тыс. руб. подтверждает погашение обязательства, принятого за счет субсидий на иные цели, средствами приносящей доход деятельности.

В случае возврата поставщиком (подрядчиком) авансового платежа, ранее перечисленного с лицевого счета учреждения под будущую поставку материальных ценностей (работ, услуг) в одном текущем периоде , операция отражается в следующем порядке:

  • перечислен аванс согласно договорным условиям:

Дебет 5 206 00 560 Кредит 5 201 11 610 счет 18 коды 200, 340

  • возврат поставщиком (подрядчиком) суммы аванса:

Дебет 5 201 11 510 Кредит 5 206 00 660 счет 18 знак «минус» коды 200, 340 - восстановление кассового расхода.

В случае возврата авансового платежа на лицевой счет по ПДД (при отсутствии лицевого счета под субсидии на иные цели) операции, связанные с возвратом ранее перечисленного аванса в одном текущем периоде , отражаются на учете в следующем порядке:

  • перечисление авансового платежа, согласно договору, с лицевого счета учреждения, открытого органом казначейства под субсидии на иные цели:

Дебет 5 206 00 560 Кредит 5 201 11 610 счет 18 коды 200, 340

  • поступление денежных средств в виде возврата ранее перечисленного аванса на лицевой счет учреждения, открытого органом казначейства на средства ПДД:

Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 304 06 730 счет 17 код 180

  • списание задолженности поставщика (подрядчика) на сумму возврата авансового платежа:

Дебет 5 304 06 830 Кредит 5 206 00 660

  • перечисление денежных средств в сумме возврата авансового платежа с лицевого счета учреждения, открытого под средства ПДД на единый счет бюджета (в противном случае будет признано нецелевое использование субсидии на иные цели):

Дебет 5 401 10 180 Кредит 5 303 05 730 - начислена задолженность перед бюджетом на сумму возврата авансового платежа;

Дебет 2 304 06 830 Кредит 2 201 11 610 счет 17 знак «минус» код 180 - денежные средства перечислены на единый счет бюджета;

Дебет 5 303 05 830 Кредит 5 304 06 730 - погашена задолженность перед бюджетом на сумму возврата авансового платежа.

В случае если возврат ранее перечисленного авансового платежа осуществляется в следующем отчетном периоде (финансовом году) , то сумма аванса признается в бухгалтерском учете дебиторской задолженностью прошлых лет и отражается в учете при помощи зачета через некассовую операцию в следующем порядке:

Дебет 5 205 80 560 Кредит 5 206 00 660

Таким образом, дебетовый оборот счета 5 205 80 отражает доход код 180 со знаком «минус», а кредитовый оборот счета 5 206 00 отражает расход с кодом 220, 340 со знаком «минус».

Поступление денежных средств в виде возврата ранее перечисленного аванса в погашение дебиторской задолженности прошлых лет отражается в следующем порядке:

Дебет 5 201 11 510 Кредит 5 205 80 660 счет 17 код 180

Данная сумма подлежит перечислению на единый счет бюджета в виде дохода бюджета в вышеуказанном порядке.

Субсидии в форме грантов , предоставляемые бюджетным и автономным учреждениям на конкурсных условиях из федерального, регионального и местного уровней бюджетов.

В этом случае грантодателями государственных (муниципальных) грантов выступают органы государственной власти (органы самоуправления), а грантополучателями являются учреждения. В целях возможности участия в конкурсе на получение гранта необходимо владеть следующей информацией:

  • объявления о конкурсах на соискание грантов в печатных изданиях и Интернете на сайтах органов государственной власти (органов самоуправления);
  • на каких условиях объявляется конкурс на получение соответствующего гранта;
  • сроки проведения конкурса и сроки подачи заявок на участие в конкурсе и другие необходимые сведения.

При этом имеется возможность предоставления грантов в форме субсидий не только одним уровнем бюджета другому уровню бюджета (код КОСГУ 151), но и предоставление гранта напрямую из соответствующего бюджета на лицевой счет учреждения (код КОСГУ 180). Например, предоставление гранта федеральным бюджетом муниципальному учреждению на конкурсной основе на лицевой счет учреждения без санкционирования, открытый для приносящей доход деятельности в кредитной организации (банке). В этом случае операция поступления грантов на бухгалтерском учете бюджетного (автономного) учреждения будет отражаться в следующем порядке:

  • начисление гранта в форме субсидий бюджета:

Дебет 2 205 80 560 Кредит 2 401 10 180

Дебет 2 201 21 510 Кредит 2 205 80 660 счет 17 код КОСГУ 180

Предоставление учредителем учреждения (собственным уровнем бюджета) субсидии в форме гранта на конкурсной основе может осуществляться за счет субсидии на иные цели. При этом необходимо обеспечить ведение раздельного учета. В этом случае отражение операций по предоставлению грантов на бухгалтерском учете учреждения производится в следующем порядке:

  • начисление гранта в форме субсидий бюджета на раздельном учете:

Дебет 5 205 80 560 Кредит 5 401 10 180

  • поступление денежных средств на лицевой счет учреждения в форме гранта:

Дебет 5 201 11(21) 510 Кредит 5 205 80 660 счет 17 код КОСГУ 180

Таким образом , операции использования поступающих грантов в форме субсидий отражаются в бухгалтерском учете бюджетных и автономных учреждений по коду 2 или 5 18 разряда счета бухгалтерского учета в зависимости от условий предоставления грантов.

В соответствии п. 14 ст. 251 «Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы» НК РФ гранты не подлежат налогообложению налогом на прибыль при соблюдении следующих условий:

  • гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотрены законодательством РФ, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан;
  • гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением ему отчета о целевом использовании гранта;
  • ведение в обязательном порядке раздельного учета полученных грантов (доходов) и произведенных грантов (расходов) в рамках целевого финансирования. В противном случае при отсутствии раздельного учета поступающие гранты рассматриваются налоговыми органами как средства, подлежащие налогообложению (внереализационный доход).

Субсидии на осуществление капитальных вложений , предоставляемые бюджетным и автономным учреждениям на приобретение объектов недвижимого имущества и на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства.

Согласно Указаниям по применению Бюджетной классификации в Российской Федерации (Приказ МФ РФ от 01.07.2013 № 65н), субсидии на осуществление капитальных вложений используются бюджетными и автономными учреждениями в следующих направлениях:

  • на приобретение объектов недвижимого имущества;
  • на осуществление капитального строительства объектов недвижимости.

Таким образом , затраты, связанные с реконструкцией объектов недвижимого имущества, а также с их достройкой, должны покрываться данной формой субсидии. Однако использовать субсидии на осуществление капитальных вложений на приобретение объектов движимого имущества недопустимо , так как приобретение движимого имущества осуществляется за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, иначе будет признана нецелевая направленность данной субсидии.

С 1 января 2014 г. операции, связанные с субсидиями на осуществление капитальных вложений для бюджетных и автономных учреждений, отражаются на бухгалтерском учете с кодом 6 18 разряда в следующем порядке:

  • начисление субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты недвижимого имущества :

Дебет 6 205 80 560 Кредит 6 401 10 180

  • поступление субсидии на осуществление капитальных вложений на лицевой счет учреждения на основании выписки:

Дебет 6 201 11(21) 510 Кредит 6 205 80 660 счет 17 код КОСГУ 180

Дебет 6 106 11 310 Кредит 6 302 31 730

  • перечисление денежных средств поставщику за приобретенный объект недвижимого имущества :

Дебет 6 302 31 830 Кредит 6 201 11(21) 610 счет 18 код КОСГУ 310

  • начисление расходов, связанных с осуществлением капитальных вложений в объекты капитального строительства (проектно-сметная документация, строительно-монтажные работы, технический надзор и т.п.), т.е. формирование инвентарной стоимости объекта недвижимого имущества :

Дебет 6 106 11 310 Кредит 6 302 31 730 - начисление задолженности перед подрядчиками за строительно-монтажные работы;

Дебет 6 106 11 310 Кредит 6 302 26 730 - начисление задолженности за выполненные работы по ПСД и т.п.

  • перечисление денежных средств за выполненные работы:

Дебет 6 302 31(26) 830 Кредит 6 201 11(21) 610 счет 18 код КОСГУ 310, 226 - принятие к бухгалтерскому учету приобретенного (завершенного строительством) объекта недвижимого имущества:

Дебет 6 101 11(12,13) 310 Кредит 6 106 11 410

  • начисление амортизации по объекту недвижимого имущества в установленном порядке (ежемесячно по норме):

Дебет 6 109 70 271 Кредит 6 104 11(12,13) 410

Имеются некоторые особенности использования субсидий бюджета, связанных с покрытиями пени по налогам и сборам , а также штрафных санкций по гражданско-правовым договорам.

При этом необходимо иметь в виду, что субсидии бюджета могут использоваться на оплату пени по налогам и сборам в следующих случаях:

  • причина неисполнения :

Дебет 4 109 80 290 Кредит 4 303 05 730

Дебет 4 303 05 830 Кредит 4 201 11(21) 610 счет 18 код 290 - перечисление в бюджет (государственные внебюджетные фонды) суммы пени по налогам и сборам;

  • имеется целевое назначение субсидии бюджета на покрытие пени по налогам и сборам:

Дебет 5 109 80 290 Кредит 5 303 05 730 - начисление суммы пени по налогам и сборам;

Дебет 5 303 05 830 Кредит 5 201 11(21) 610 счет 18 код 290 - перечисление в бюджет (государственные внебюджетные фонды) суммы пени по налогам и сборам.

При этом необходимо учитывать следующее: если причина возникновения пени по налогам и сборам иная, то исполнение по оплате пени в бюджет и государственные внебюджетные фонды предусматривается за счет средств от приносящей доход деятельности.

Штрафные санкции, связанные с закупками по гражданско-правовым договорам , могут покрываться субсидиями бюджета в следующих случаях:

  • причина неисполнения Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг :

Дебет 4 109 80 290 Кредит 4 302 91 730

Дебет 4 302 91 830 Кредит 4 201 11(21) 610 счет 18 код 290 - перечисление штрафных санкций за нарушение договорных условий;

  • при наличии судебного решения в пользу контрагента за счет субсидии бюджета на иные цели:

Дебет 5 109 80 290 Кредит 5 302 91 730 - начисление штрафных санкций (неустойки, пени) за нарушение договорных условий;

Дебет 5 302 91 830 Кредит 5 201 11(21) 610 счет 18 код 290 - перечисление штрафных санкций за нарушение договорных условий.

При этом необходимо учитывать следующее: в случае принятия решения о погашении штрафной санкции на добровольной основе исполнение предусматривается за счет средств от приносящей доход деятельности.

Таким образом, при определении объемов финансового обеспечения (субсидий бюджета), связанных с финансово-хозяйственной деятельностью бюджетных и автономных учреждений, необходимо учитывать следующее:

  • в целях единого подхода к определению объемов финансового обеспечения выполнения задания бюджетными и автономными учреждениями необходимо учитывать отраслевую специфику деятельности и нормативные затраты на оказание аналогичных услуг. Тем самым соблюдается равенство: нормативы затрат и соответствующие им объемы заданий и финансового обеспечения должны быть равными для всех учреждений, оказывающих аналогичные услуги;
  • нормативы затрат на содержание имущества учреждений могут быть разными, так как зависят от многих факторов;
  • объемы финансового обеспечения в форме субсидий на осуществление капитальных вложений формируются учредителем в зависимости от их реальной потребности.


Что такое грант?

Грант

Кто даёт гранты?

Частные фонды

Корпоративные фонды

1) Академические программы - рассчитаны на долгосрочное (1-3 года) или краткосрочное (несколько недель - месяцев) обучение как на территории страны проживания, так и за рубежом.

Как в 2018 году в РФ получить грант на развитие малого бизнеса

Выделяемое финансирование может возмещать траты на проживание, проезд, питание, дорогу, или, возможно, часть этих расходов придётся оплатить самостоятельно.

Как составляется грант?

заявки

Введение;

Описание проекта,

Подробное описание бюджета,

Заключение.

Желаю удачи!

Субсидия

Subsidy; Entitlement

От лат.Subsidium — помощь

Субсидия — пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое государством за счет средств государственного или местного бюджетов, а также специальных фондов юридическим или физическим лицам, местным органам власти, другим государствам.

Субсидия

Subsidy

Субсидия — в РФ — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Грант

Grant

Грант — право, получаемое на конкурсной основе физическим или юридическим лицом на выделение льготной финансовой квоты для выполнения конкретной программы в некоторой сфере деятельности.

Что такое грант и как его получить? Гранты на развитие бизнеса. Гранты на обучение

Грант

Grant

Грант — в научной деятельности — денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

Грант

Grant

Грант — безвозмездная субсидия предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, на обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании.

Грантор

Grantor

Грантор — благотворительная организация, предоставляющая грант.

Дотация

От лат.Dotatio — дар

Дотация — в РФ — сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня в случаях, если закрепленных и регулирующих доходов не достаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего территориального уровня.
Дотации — средства, предоставляемые местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в порядке бюджетного регулирования без целевого назначения.

Налогообложение грантов

Taxation of grants

Налогообложение грантов — в РФ — налогообложение целевых средств, предоставляемых безвозмездно иностранными благотворительными организациями предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, обучение, лечение и другие цели, с последующим отчетом об их использовании.

Расходы бюджета

Расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовое государственного управления, на международную деятельность, на национальную оборону, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, промышленность энергетику и строительство, сельское хозяйство и рыболовство, социальные и культурные мероприятия.

Субвенция

Subvention

Субвенция — в РФ — бюджетные средства, предоставляемые:
-<>- бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу
-<>- на безвозмездной и безвозвратной основах
-<>- на осуществление определенных целевых расходов.
Обычно субвенции предоставляются для выравнивания социально-экономического развития соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования.

Экспортная субсидия

Экспортная дотация

Export subsidy

Экспортная субсидия — дотация производителю или продавцу экспортного товара, возмещающая часть издержек производства или обращения, с целью повышения конкурентоспособности товара на внешнем рынке.
Предоставление экспортных субсидий есть способ государственного стимулирования экспорта за счет бюджета. Экспортное субсидирование возможно в форме прямого финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и экспортного производства, а также путем предоставления благоприятных кредитов.

Какие бываю гранты и как их получить?

Что такое грант?

Грант - это вид субсидии, который предоставляется юридическим или физическим лицом другому юридическому или физическому лицу (как правило, на конкурсной основе) для выполнения конкретных проектов либо образования. Грант выделяется в виде определённой денежной суммы.

Гранты даются не только на научные цели, для реализации проектов и т.д., но и для применения в социальной сфере (помощь общественным организациям, улучшение условий проживания людей, оздоровление).

Кто даёт гранты?

Основными источниками финансирования являются государственные организации и частные фонды, основным видом деятельности которых является вложение денег в развитие определённых сфер общественной деятельности.

Государственные фонды и программы - это организации, которые используют для предоставления грантов средства государственного бюджета.

Частные фонды используют средства, полученные за счет процентов с оборота капитала, оставленного отдельными богатыми людьми или семьями.

Корпоративные фонды - как правило, их организуют фирмы для стимулирования начинаний, отвечающих требованиям и направлению деятельности компании. Нередко такие фонды существуют за счет постоянных отчислений от прибыли "родительской" корпорации, что делает и абсолютно зависимыми от последних. Отличительной чертой таких фондов является предоставление грантов продукцией самой фирмы (например, так поступает компания Apple путём предоставления компьютеров школам).

Какие же существуют виды грантов?

В первую очередь необходимо определиться на что Вы хотите получить грант. Гранты могут выделяться индивидуально (одному лицу) либо организации (организациям).

Поскольку нас больше интересуют индивидуальные гранты, на них подробнее и остановимся.

1) Академические программы

Одним из подвидов такого вида грантов является выделение средств на участие в различных конференциях, студенческих конгрессах, летних школах. Как правило, в таких случаях оплачивается как участие в конференции, так и питание с проживанием. В том случае, если участник сможет доказать свою неспособность оплатить проезд, или если он является гражданином определенной группы бедных стран, ему может быть оплачен проезд до места проведения конференции. Обычно все условия и возможности указываются заранее.

В свою очередь академические гранты можно разделить на программы, которые рассчитаны на обучение в зарубежном университете, и на краткосрочные программы и конференции.

2) Гранты, выдаваемые на проведение исследований также бывают краткосрочными и долгосрочными.

Краткосрочные, как правило, выделяются аспирантам и докторантам, которые работают над определённым исследованием и могут доказать надобность в научной работе за границей, в других областях своей страны.

Как получить грант на свое дело?

Кроме того, такие гранты предполагают оплату доступа к ресурсам других университетов.

3) Гранты, выдаваемые на поездки - выдаются при наличии приглашения на конференцию, семинар, стажировку за рубежом и при невозможности самостоятельно оплатить транспортные расходы.

4) Гранты, выделяемые на разработку небольшого проекта, или малые гранты - предоставляются для того, чтобы обеспечить возможность выплаты зарплаты сотрудникам, участвующим в исследовании, покупку или аренду оборудования, материалов и т.д. В редких случаях также выделяются средства на участие в конференциях.

Как составляется грант?

Самым важным моментом для получения гранта является правильное составление заявки на его получение. Безусловно, можно прибегнуть к услугам составителя грантов, а можно справиться своими силами.

Это проще, чем кажется на первый взгляд. В большинстве случаев необходимо всего лишь ответить на множество вопросов, которые предлагает организация, выделяющая эти самые гранты.

В большинстве случаев заявление включает в себя следующие пункты:

Введение;

Обоснование необходимости получения гранта,

Описание проекта,

Подробное описание бюджета,

Заключение.

Существуют руководства по составлению документов такого рода, которые рассылаются организациями, предоставляющими грантовую поддержку. Самое важное при составлении заявки показать всю выгодность и необходимость финансирования именно Вашего проекта.

На Западе с помощью грантов осуществляется финансирование большинства научных исследований. В ближайшее время такая система будет введена и в Республике Беларусь, поэтому чем раньше Вы научитесь составлять гранты, тем быстрее продвинется Ваша работа!

Желаю удачи!

Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям

Конкурсное (грантовое) финансирование науки

R. Финансовое и налоговое стимулирование инновационной деятельности

U. Осуществление приоритетов в финансировании науки, образования и поддержке инновационной деятельности

n. Развитие науки и образования

n. Развитие финансовой инфраструктуры инновационной деятельности

Какие бывают гранты и как их получить?

Совершенствование оплаты труда и конкурсных процедур на научные должности

Стабильный рост государственных вложений в поддержку научных исследований в последнее 10-летие не сопровождался увеличением их результативности, что свидетельствует о необходимости совершенствования механизмов государственного финансирования. На первом этапе реализации Стратегии одним из основных направлений повышения эффективности и результативности государственных расходов на фундаментальные и прикладные исследования рассматривается дальнейшее развитие механизмов конкурсного финансирования фундаментальных и прикладных исследований, обеспечивающих формирование необходимых стимулов для повышения научного и технологического уровня проводимых работ. Вместе с тем предполагается разработка программы фундаментальных научных исследований Российской Федерации, предусматривающей расширение потенциального состава ее исполнителей.

В этих целях прирост средств на финансирование фундаментальной науки будет направлен на увеличение объема финансирования исследований в рамках Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда, программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук, формируемых на конкурсной основе, а также научных исследований, проводимых в вузах.

Типологию предоставляемых фондами грантов предполагается расширить за счет:

грантов, стимулирующих координацию и сотрудничество между исследователями из различных организаций;

грантов, предоставленных на развитие международного сотрудничества;

грантов, предоставленных на создание новых лабораторий, занимающихся исследованиями в перспективных и новых для России областях фундаментальной и прикладной науки.

Как правило, такие гранты предоставляются на долгосрочный период и пролонгируются.

При этом пролонгация не является автоматической и должна предполагать внешнюю экспертизу промежуточных результатов исследований.

Совершенствование механизма предоставляемой Российским фондом фундаментальных исследований и Российским гуманитарным научным фондом поддержки научных проектов включает:

расширение перечня выделяемых исследователям грантов, увеличение среднего размера гранта;

формирование механизмов поддержки инициативных проектов междисциплинарного характера и разработки прозрачных процедур оценки таких проектов;

разработку и реализацию мер по поощрению руководителей наиболее успешных проектов и широкому освещению результатов, полученных в ходе выполнения таких проектов.

Одновременно предусматривается совершенствование процедур отбора проектов, финансируемых в рамках Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда, а также в рамках программ фундаментальных научных исследований государственных академий наук, включая привлечение к оценке указанных проектов ведущих зарубежных ученых, ориентацию при их отборе на показатели международной публикационной активности заявителей (за исключением программ, направленных на поддержку начинающих ученых).

Все программы грантового финансирования предполагается открыть для доступа любым квалифицированным исследователям и научным группам, работающим в организациях всех форм собственности, и независимым исследователям. Квалификация заявителя, подтвержденная результатами прошлых проектов и публикациями международного уровня, будет являться одним из основных критериев доступа к конкурсному финансированию фундаментальных исследований.

Высокая прозрачность процедур отбора будет достигаться за счет обязательной публикации максимально полной информации о поступающих на конкурсы заявках и ознакомления участников конкурса по их требованию с отзывами на заявки этих участников на получение гранта. Прозрачность и открытость процедур выделения средств на исследования позволит вести детальный учет расходуемых средств по различным направлениям научных исследований и впоследствии (примерно к 2015 году) создать общенациональную открытую базу данных, содержащую информацию о получении исследователями и исследовательскими группами всех видов государственного финансирования из различных источников.

Развитие механизмов конкурсного финансирования не должно привести к росту административной нагрузки на исполнителей работ благодаря совершенствованию механизмов финансовой отчетности, предоставляемой получателями государственного финансирования. Основными критериями эффективного использования средств станут публикация результатов исследований в высокорейтинговых российских и зарубежных научных журналах, а также получение патентов и (или) иные формы подтверждения научной значимости полученных результатов.

Алфавитный указатель

Стартовая страница

Как получить грант?

У вас есть описание исследования с примерным планом работ и ожидаемыми результатами. Вы понимаете, какие затраты необходимы для достижения поставленных целей. Самое время приступить к поиску источников финансирования. Поскольку собственных средств организации зачастую недостаточно для полного финансирования вашего проекта, потребуется искать спонсоров.

В роли спонсоров могут выступать государственные, частные и зарубежные фонды и разного рода благотворительные и общественные организации.На Западе развитие научных исследований в значительной мере опирается на грантовую деятельность. В нашей стране грант введен на законодательном уровне в 1993 году. Хотя расхождения в толковании понятия гранта существуют, все же смысл его остается одинаковым: целевая, безвозмездная и безвозвратная субсидия. Суммы грантов значительно разнятся между собой: они зависят как от финансовых возможностей фонда, так и от целей проектов. Обычно она варьируется от 2 000 до 20 000 долларов, но может быть и выше.

Кто может получить грант?

Получить грант на исследование могут неправительственные организации, НКО, частные лица и государственные организации. Частные лица могут получить грант только в том случае, если они работают в научной организации, университете, принадлежат научной ассоциации или сообществу.

Как получить грант: 4 простых шага

Шаг 1. Выберите фонд

Все фонды имеют свои области интересов и приоритетов, которые часто выносятся в их заголовки. Это могут быть научные исследования, образование, здоровье, медицина, благотворительность, социальные проблемы, экология и другие. При выборе фонда внимательно изучите наиболее актуальные для него в настоящее время проблемы, познакомьтесь с долгосрочными программами. Получение гранта напрямую зависит от общности научных и социальных интересов фонда и вашей организации.

Крупные фонды России:

  • Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) .

    Это государственная некоммерческая организация, имеющая статус федерального учреждения при Правительстве РФ. Фонд оказывает поддержу по всем основным областям научного знания.

  • Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ). Государственная некоммерческая организация, имеющая статус федерального Учреждения при Правительстве РФ. Поддерживает научные исследования во всех областях гуманитарных наук.
  • Российский научный фонд (РНФ) был создан в целях поддержки фундаментальных и прикладных, поисковых исследований, а также развития передовых научных коллективов в определенных областях науки.
  • Благотворительный фонд Владимира Потанина. Частный фонд, финансирующий образовательные и культурные программы, включая долгосрочные грантовые и стипендиальные программы, направленные на поддержку талантливых и молодых специалистов и преподавателей.
  • Фонд Михаила Прохорова (Благотворительный фонд культурных инициатив). Частный фонд ориентирован на финансирование научных, образовательных и культурных программ в Красноярском крае и других регионах Сибири.
  • Фонд Егора Гайдара , некоммерческая частная организация, видящая свою миссию в поддержке просветительской работы в области экономических, социальных и гуманитарных наук. Для лучших студентов экономически вузов Фонд выделяет стипендии им. Е.Т.Гайдара.

Иностранные фонды:

  • Германская служба академических обменов (DAAD) поддерживает научное сотрудничество между зарубежными и немецкими учеными, финансируя совместные научные исследования.
  • Фонд им. Александра фон Гумбольдта поддерживает проекты, разрабатываемые в университетах и исследовательских центрах. Поддержку Фонда в рамках этих проектов получают как молодые, так и известные ученые.
  • Американский фонд гражданских исследований и развития (CRDF) - это некоммерческая организация, содействующая международному сотрудничеству в области научных фундаментальных и прикладных исследований в области естественных и технических наук, предоставляя гранты на исследования научным институтам и коллективам ученых.
  • Tempus - Программа Европейского союза, цель которой состоит в содействии развитию систем высшего образования в странах-партнерах (не членах ЕЭС).
  • Программа Фулбрайта выделяет гранты на обучение и проведение исследований в университетах США по всем предметным дисциплинам выпускникам российских вузов и аспирантам.

В интернете можно найти большое количество фондов и организаций, выделяющих гранты на научные исследования и публикующих условия конкурсов на их получение в открытом доступе. Это дает большие шансы на получение финансирования научных проектов.

Шаг 2. Изучите деятельность и требование фонда

Чтобы лучше познакомиться с фондом, его политикой и требованиями к соискателям грантов установите личные контакты с сотрудниками и экспертами, изучите историю победителей конкурсов, посетите мероприятия, проводимые фондом. Постарайтесь выяснить, чьи рекомендательные письма могут быть значимы для экспертов и руководства фонда.

Шаг 3. Подготовьте письмо-запрос

После того, как выбран подходящий по всем параметрам фонд, основными из которых являются общность научных интересов, условия финансирования и формы отчетности, отправьте в фонд письмо-запрос. Это самая распространенная и рекомендуемая форма первичного обращения к потенциальному спонсору, которая не является заявкой и ни к чему вас не обязывает. Отправьте письмо сразу в несколько фондов.

Письмо должно кратким (не более 1-3 страниц). Что писать в запросе?

  • объясните, почему вы обратились именно в этот фонд;
  • опишите задачи, цели, ожидаемые результаты и расходы;
  • дайте общую информацию об основных направлениях деятельности организации;
  • покажите, почему именно вашей организации под силу выполнить этот проект;
  • укажите информацию о ранее полученных грантах.

В своем ответе представители фонда или попросят прислать полную развернутую заявку или вежливо откажут, указав причину отказа. Иногда могут и посоветовать, куда лучше обратиться, чтобы получить грант на исследование. Если же вы не получите ответа от фонда, то не стесняйтесь напомнить о себе или письмом, или по телефону.

Шаг 4. Отправьте заявку на грант

Если фонд в ответ на ваше письмо просит прислать развернутую заявку, действуете в соответствии с инструкцией, содержащейся в опубликованных условиях конкурса. Если у вас возникнут вопросы, не стестяйтесь позвонить в фонд и задать их, сославшись при этом на полученный ответ на ваше письмо.

Участие в грантовых конкурсах не только прибавляет опыта в грамотном оформлении документов и эффективной презентации своих исследований, но и содействует продвижению научной карьеры ученого. В научном сообществе считается, что если ученый получает от разных фондов гранты на свои исследования, то это свидетельствует о высоком научном авторитете.

Возможно, Вам будет интересно:

Какие бываю гранты и как их получить?

Что такое грант?

Грант - это вид субсидии, который предоставляется юридическим или физическим лицом другому юридическому или физическому лицу (как правило, на конкурсной основе) для выполнения конкретных проектов либо образования. Грант выделяется в виде определённой денежной суммы.

Гранты даются не только на научные цели, для реализации проектов и т.д., но и для применения в социальной сфере (помощь общественным организациям, улучшение условий проживания людей, оздоровление).

Кто даёт гранты?

Как получить грант: пошаговая схема действий

Основными источниками финансирования являются государственные организации и частные фонды, основным видом деятельности которых является вложение денег в развитие определённых сфер общественной деятельности.

Государственные фонды и программы - это организации, которые используют для предоставления грантов средства государственного бюджета.

Частные фонды используют средства, полученные за счет процентов с оборота капитала, оставленного отдельными богатыми людьми или семьями.

Корпоративные фонды - как правило, их организуют фирмы для стимулирования начинаний, отвечающих требованиям и направлению деятельности компании. Нередко такие фонды существуют за счет постоянных отчислений от прибыли "родительской" корпорации, что делает и абсолютно зависимыми от последних. Отличительной чертой таких фондов является предоставление грантов продукцией самой фирмы (например, так поступает компания Apple путём предоставления компьютеров школам).

Какие же существуют виды грантов?

В первую очередь необходимо определиться на что Вы хотите получить грант. Гранты могут выделяться индивидуально (одному лицу) либо организации (организациям).

Поскольку нас больше интересуют индивидуальные гранты, на них подробнее и остановимся.

1) Академические программы - рассчитаны на долгосрочное (1-3 года) или краткосрочное (несколько недель - месяцев) обучение как на территории страны проживания, так и за рубежом. Выделяемое финансирование может возмещать траты на проживание, проезд, питание, дорогу, или, возможно, часть этих расходов придётся оплатить самостоятельно.

Одним из подвидов такого вида грантов является выделение средств на участие в различных конференциях, студенческих конгрессах, летних школах. Как правило, в таких случаях оплачивается как участие в конференции, так и питание с проживанием. В том случае, если участник сможет доказать свою неспособность оплатить проезд, или если он является гражданином определенной группы бедных стран, ему может быть оплачен проезд до места проведения конференции. Обычно все условия и возможности указываются заранее.

В свою очередь академические гранты можно разделить на программы, которые рассчитаны на обучение в зарубежном университете, и на краткосрочные программы и конференции.

2) Гранты, выдаваемые на проведение исследований также бывают краткосрочными и долгосрочными.

Краткосрочные, как правило, выделяются аспирантам и докторантам, которые работают над определённым исследованием и могут доказать надобность в научной работе за границей, в других областях своей страны. Кроме того, такие гранты предполагают оплату доступа к ресурсам других университетов.

3) Гранты, выдаваемые на поездки - выдаются при наличии приглашения на конференцию, семинар, стажировку за рубежом и при невозможности самостоятельно оплатить транспортные расходы.

4) Гранты, выделяемые на разработку небольшого проекта, или малые гранты - предоставляются для того, чтобы обеспечить возможность выплаты зарплаты сотрудникам, участвующим в исследовании, покупку или аренду оборудования, материалов и т.д. В редких случаях также выделяются средства на участие в конференциях.

Как составляется грант?

Самым важным моментом для получения гранта является правильное составление заявки на его получение. Безусловно, можно прибегнуть к услугам составителя грантов, а можно справиться своими силами.

Это проще, чем кажется на первый взгляд. В большинстве случаев необходимо всего лишь ответить на множество вопросов, которые предлагает организация, выделяющая эти самые гранты.

В большинстве случаев заявление включает в себя следующие пункты:

Введение;

Обоснование необходимости получения гранта,

Описание проекта,

Подробное описание бюджета,

Заключение.

Существуют руководства по составлению документов такого рода, которые рассылаются организациями, предоставляющими грантовую поддержку. Самое важное при составлении заявки показать всю выгодность и необходимость финансирования именно Вашего проекта.

На Западе с помощью грантов осуществляется финансирование большинства научных исследований. В ближайшее время такая система будет введена и в Республике Беларусь, поэтому чем раньше Вы научитесь составлять гранты, тем быстрее продвинется Ваша работа!

Желаю удачи!

Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям

Елена задала вопрос:

Елена, во-первых, необходимо внимательно посмотреть документ, на основании которого Вы получили денежные средства. Здесь имеет принципиальное значение два момента:

  1. Как в документе называются те денежные средства, которые Вы получили. Это может быть действительно грант, а может быть и субсидия, полученная в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
  2. Наименование источника финансирования. Это может быть как бюджет субъекта Российской Федерации или бюджет местного органа самоуправления, так и средства коммерческой или некоммерческой организации, зарегистрированной в России или за рубежом.

Грант - это имущество или денежные средства, которые предоставляются безвозмездно и на безвозвратной основе гражданами России, некоммерческими предприятиями и фондами, международными организациями, объединениями. Перечень этих организаций утверждается Правительством Российской Федерации. Гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области культуры, искусства, охраны здоровья и т.п.

Если Вы действительно получили грант, то в соответствии с пп 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ средства, полученные в виде грантов не учитываются при налогообложении. Эти средства признаются целевым финансированием и должны учитываться в учете обособленно. Даже в случае применения упрощенной системы налогообложения в виде доходов, Вы обязаны вести как учет доходов, так и учет расходов средств целевого финансирования.

Индивидуальный предприниматель должен вести учет и доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов. При этом расходы, осуществленные в рамках предпринимательской деятельности при налогообложении "Доходы" в Книге доходов и расходов не отражаются, а средства, израсходованные в рамках целевого финансирования - отражаются. Эти расходы должны быть подтверждены всеми первичными документами - договорами (если договоры заключались), кассовыми и торговыми чеками, платежными поручениями, товарными накладными (в зависимости от того, каким способом была осуществлена оплата).

Однако, денежные средства, полученные на развитие собственного бизнеса под понятие "грант" не подпадают. Скорее всего, Вам была выдана субсидия из бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии с абз. 6 пункта 1 статьи 346.17. НК РФ "Порядок признания доходов и расходов":

Средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.

Порядок признания доходов, предусмотренный абзацами четвертым - шестым настоящего пункта, применяется налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, а также налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, при условии ведения ими учета сумм выплат (средств), указанных в абзацах четвертом - шестом настоящего пункта.

Таким образом, как и в случае получения гранта, Вы обязаны отразить в Книге доходов и расходов и доход в виде полученных денежных средств, и расходы, произведенные за счет этих средств.

Все денежные средства должны быть отражены в течение двух налоговых периодов, то есть в течение двух лет. Если денежные средства получены в 2011 году, то доход должен быть отражен в полном размере в двух декларациях - за 2011 и за 2012 годы.

В каком году какую сумму дохода отражать? Ответ находим в том же абз. 6 пункта 1 статьи 346.17. НК РФ - доходы отражаем пропорционально расходам. То есть если в 2011 году расхода не было, то и доход отражать не надо. Если расходы были фактически произведены и могут быть признаны для целей налогообложения в 2011 году, то точно в той сумме должны быть отражены и доходы.

Ещё раз обращаю Ваше внимание, что данное правило справедливо ко всем индивидуальным предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения и уплачивающим 15% с разницы между доходами и расходами, и уплачивающими 6% с доходов.

При этом расходы должны быть подтверждены первичными документами и отражены в Книге учета доходов и расходов.

Теперь давайте разберемся как отражаются в учете и признаются для целей налогообложения расходы на приобретение основных средств. Этот порядок установлен п. 3 ст. 346.16 и пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ.

Расходы на приобретение основных средств при применении упрощенной системы налогообложения признаются расходами для целей налогообложения в следующем порядке:

  1. Расходы признаются в размере оплаченной стоимости основного средства. То есть, если в 2011 году была осуществлена частичная оплата, то и в качестве расходов в 2011 году можно признать только сумму частичной оплаты. А в 2012 году сумму оплаты, произведенной в данном году.
  2. Расходы признаются в течение налогового периода равными долями в последний день отчетного (налогового) периода. Как понимать такую формулировку? Налоговую декларацию индивидуальный предприниматель сдает один раз в год, а Книгу доходов и расходов ведет поквартально. Поквартально оплачивает и авансы налога по УСН.
    Предположим, что основное средство оплачено и введено в эксплуатацию во втором квартале 2011 года. Значит всю оплаченную сумму надо разбить на три части и равными долями отразить в Книге доходов и расходов за второй, третий и четвертый кварталы.
    Кроме того, в Книге учета доходов и расходов есть раздел II "Расчет расходов на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств и на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу". Основные средства, приобретенные за счет целевого финансирования необходимо отразить и в этом разделе наряду с другими основными средствами, применяемыми в предпринимательской деятельности и принадлежащими на правах собственности индивидуальному предпринимателю.
  3. Расходы признаются с момента ввода в эксплуатацию основного средства. Значит необходимо заполнить все первичные документы, которыми подтверждается ввод основного средства в эксплуатацию.
    Унифицированные первичные документы по учету основных средств утвержденны Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 21 января 2003 г. N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств":
    - Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) - унифицированная форма ОС-1;
    - Инвентарная карточка учета объекта основных средств - унифицированная форма ОС-6;
    - Инвентарная книга учета объекта основных средств - унифицированная форма ОС-6б.

Все эти формы должны быть закреплены в Учетной политике для целей налогообложения. Дело в том, что в соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ каждый налогоплательщик должен формировать учетную политику для целей налогообложения. И никаких исключений для индивидуальных предпринимателей в этом плане в Налоговом Кодексе не предусмотрено.

Итак, в Книге доходов и расходов мы отразили в равных суммах доход и расход. А как это все отразить в налоговой декларации? Ведь обязанность по уплате налога здесь не возникает?

А в налоговой декларации по УСН эти суммы отражать не надо. Но зато возникает необходимость заполнения листа 07 Декларации по налогу на прибыль. Да, индивидуальные предприниматели не являются плательщиками налога на прибыль. Но в случае получения средств целевого финансирования они обязаны заполнить и представить в налоговую лист 07.

В соответствии с п. 14 ст. 250 НК РФ получатели целевых средств обязаны по окончании налогового периода предоставить в налоговую инспекцию отчет о целевом использовании полученных средств. А этот отчет входит в состав декларации по налогу на прибыль (лист 07). Конечно, необходимо заполнить ещё и титульный лист. При этом эти два листа необходимо сдать именно в сроки, утвержденные для сдачи именно этой декларации - не позднее 28 марта 2012 года. Так как в соответствии со статьёй 285. "Налоговый период. Отчетный период" налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год. Если Вы этого не сделали своевременно, то это необходимо сделать сейчас.

Я постаралась максимально полно ответить на вопрос Елены. Но если вдруг у Вас остались какие-то вопросы, пишите в комментариях. Постараемся разобраться ещё глубже.

Распечатайте и отнесите мой ответ Вашему налоговому инспектору. Свои права надо отстаивать с Налоговым Кодексом в руках и со ссылкой на статьи, параграфы, пункты и абзацы.