Социальное государство учебное пособие. Происхождение гражданского общества. Актуальность исследования сущности социального государства

Впервые понятие «гражданское общество» появилось в XVII в. в тру­дах Т. Гоббса, Г. Гроция, Дж. Локка и развивалось в XVIII в. Ш. Мон­тескье, В. Гумбольтом, Д. Вико и другими исследователями.

При многообразии сущностной характеристики различными авторами современного гражданского общества бесспорным является то, что: а) оно основано на праве; б) целенаправлено на обеспечение реализации интере­сов гражданина, человека; в) индивиды в нем равноправны; г) они вступают во взаимоотношения по собственному обоюдному волеизъявлению; д) являются инициаторами создания своих формирований в процессе реа­лизации собственных интересов. Итак, современное

правовое гражданское общество - это система отношений, в которой рав­ноправные индивиды и образуемые ими объединения в соответствии с их свободным волеизъявлением на основе права реализуют свои интересы. В гражданском обществе реализуется свободная воля личности, ее част­ные интересы во всех областях жизни и деятельности, но прежде всего и главным образом в определяющей сфере - экономической.

Вся история цивилизации свидетельствует о том, что в основе эконо­мического прогресса, а значит и общества в целом, лежит частная собст­венность, и гражданское общество - это не что иное, как договорные от­ношения частных собственников. Только при наличии частной собствен­ности люди могут вступать во взаимоотношения между собой в качестве независимых как друг от друга, так и от государства.

Структурными элементами гражданского общества являются: собст­венность, свободный труд, предпринимательство, общественные объеди­нения, семья, образование, наука, культура, воспитание, свободные сред­ства массовой информации.

Гражданское общество является важнейшей предпосылкой формиро­вания социального правового государства. Государство обусловливается гражданским обществом. Без гражданского общества нет правового госу­дарства, как и не может быть гражданского общества без правового госу­дарства. По отношению к гражданскому обществу государство должно издавать правовые законы, предусматривающие экономический и поли­тический плюрализм, паритетность форм собственности, многопартий­ность, равноправие субъектов права, международно признанные права человека, их гарантии, осуществлять социальные программы, осуществ­лять должную защиту всего того, что относится к обеспечению благосос­тояния граждан, их достойного уровня жизни.

Структурными экономическими элементами гражданского общества являются: частная собственность наряду с другими паритетными форма­ми собственности, акционерные общества, концерны, консорциумы и другие хозяйственные объединения; социальными подразделениями -классы, нации, другие слои; общественными формированиями - полити­ческие партии, иные общественные организации, создаваемые свободным волеизъявлением членов общества, традиционными - семьи, клубы по интересам и другие общности.


Гражданское общество основано на праве, которое нельзя отождеств­лять с действующим законодательством. Вне права гражданское общество существовать не может. Три основные критерии предопределяют наличие гражданского общества - политический, юридический, социально-экономический. Политическим показателем гражданского общества явля­ется наличие демократического режима осуществления государственной власти, юридическим - правового законодательства, социально-экономи­ческим - среднего класса.

Причины, обусловливающие возникновение гражданского общества и его развитие, коренятся в объективно обусловленных социальных нуждах людей, прежде всего экономических, выплескивающихся в противоречи­ях. Разумное, справедливое разрешение противоречий и порождает граж­данское общество. Еще Демокрит утверждал, что все изменения в обще­стве связаны с нуждой. Нужда, обострившиеся в естественном состоянии людей противоречия в связи с удовлетворением жизненных потребностей вызвали необходимость выхода из кризисного состояния путем установ­ления обязательного для всех справедливого порядка - правового поряд­ка, охраняемого силой такого единения людей, которое можно назвать государством-обществом.

Зародилось же гражданское общество задолго до того, как его стали теоретически осмысливать как таковое. Гражданское общество как систе­ма отношений, в которой равноправные индивиды и образуемые ими объ­единения в соответствии с их свободным волеизъявлением на основе пра­ва реализуют свои интересы, зиждется на частной собственности среднего достатка и зарождается с ее возникновением. Именно с появлением част­ной собственности начинается генезис гражданского общества. По Ж. Ж. Руссо первый, кто, огородив участок земли, сказал: «Это мое!», был истинным основателем гражданского общества.

Концептуальные идеи о сущности гражданского общества, а точнее, основы его теории, сформулировал еще Аристотель. Великий аналитик, не прибе­гая к понятию «гражданское общество», по сути дела, обосновал его эко­номические, социальные, политические и юридические предпосылки в своем этическом и политико-правовом учении о золотой середине как основной добродетели, об умеренности в поведении человека, о средней частной собственности и среднем достатке, о среднем классе как социаль­ной, экономической и политической основе полиса (общества-государ­ства), его правильных формах осуществления государственной власти, преследующих общее благо, регулирующих отношения между людьми в соответствии с правом, олицетворяющим политическую справедливость, обусловленную действием естественных законов. Особое внимание Ари­стотель уделил среднему классу, средней частной собственности. Слиш­ком богатых он называл наглецами и мерзавцами, а очень бедных - кора­бельной чернью. Крайняя нищета, считал Аристотель, развращает не ме­нее, чем богатство; оба крайние классы одинаково опасны для государст­ва. Граждане же достаточные, положение которых занимает середину ме­жду двумя крайностями, служат естественной опорой государства.

Впервые гражданское общество реально зарождается в Древней Гре­ции - родине демократии - в VI в. до н. э. с установлением там иницииро­ванных знаменитым мудрецом Солоном, а затем Периклом демократиче­ских преобразований, при которых человек законодательно наделяется соответствующими правами как основой его жизнедеятельности, вклю­чающими свободу личности, равенство перед законом, право на земель­ный участок, право на участие в делах государства, в выборных его орга­нах, в установлении законов, в отправлении правосудия.

Второй этап в развитии гражданского общества сопряжен со значи­тельным расширением круга субъектов гражданского общества и диапа­зона их усложнившихся отношений в Древнем Риме, непосредственно предопределяемых высоким уровнем развития системы римского права, явившегося, по выражению К. Маркса, классическим правом общества, основанного на частной собственности. В Древнем Риме все свободные были субъектами гражданского общества, а естественное право (jus naturale) как составная часть частного права, распространялась на всех рабов. Римские юристы, чьим трудам законом Валентиниана III о цитировании была придана сила закона, признавали за рабами возможность вступать в сделки, иметь предусмотренные договорами права и обязанности.

Третий этап гражданского общества начинается в Англии в XIII в. с утверждением парламентаризма, принятием в 1215 г. Великой хартии вольностей и стремительно развивается с расширением прав личности, предусмотренных Петицией о правах 1628 г., документом, получившим название Habeas Corpus Act (1628), Декларацией прав 1688 г., Биллем о правах 1689 г.

Характерной особенностью английского гражданского общества яв­ляется его постепенное отделение от государства (монархической власти), начавшееся в XIII в. и существенно проявившееся в ходе буржуазной ре­волюции в XVII в., закрепляемое в соответствующих юридических актах.

Начало четвертому этапу развития гражданского общества положила знаменитая французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г., принятая Национальным собранием Франции, провозгласившая справед­ливость, свободу, равенство, безопасность, братство, сопротивление угне­тению, веротерпимость, подконтрольность государства обществу, непри­косновенность частной собственности, равноправие всех граждан, разре­шившая им все, что не запрещено законом, предусмотревшая гарантии прав человека и другие правовые устои гражданского общества. Эти пра­ва и свободы были обретены в результате Великой французской револю­ции 1789-1794 гг.

Пятый этап гражданского общества, продолжающийся по настоящее время, сопряжен с падением диктаторских, фашистских, тоталитарных и авторитарных режимов в ходе второй мировой войны и после нее, с соз­данием Организации Объединенных Наций и других межгосударственных структур, активно содействующих провозглашению универсальных прав человека, возведению их на международно-правовой уровень. Началом формирования современного международного гражданского общества следует считать Всеобщую Декларацию прав человека, принятую Гене­ральной Ассамблеей ООН в декабре 1948 г., повлекшую за собой свыше пятидесяти деклараций, актов, конвенций, закрепляющих существенное расширение прав человека, их универсализацию и гарантированность. В числе этих актов особенно значим Международный акт об экономиче­ских, социальных и культурных правах, а также Международный пакт о гражданских и политических правах, вступивших в силу в 1976 г. Вместе со Всеобщей Декларацией прав человека эти акты, можно сказать, и обра­зовали международный билль об универсальных правах человека.

Современное гражданское общество в юридическом аспекте характе­ризуется закреплением универсальных прав человека, начиная с ребенка, во всех важных сферах жизни и деятельности людей, возведением их на международно-правовой уровень с соответствующим механизмом их за­щиты; в политическом - многопартийностью, политическим плюрализ­мом; в идеологическом - отсутствием господствующей идеологии, гума­низмом; в экономической - многообразием форм и видов собственности, конкуренцией, антимонополизмом, оплатой по труду, обеспечением усло­вий его безопасности; в социальной - возобладанием среднего класса, всеобщим благоденствием, особой заботой о детях, инвалидах, многодет­ных, малообеспеченных.

(нажми на картинку)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛИАЛ ТЮМГУ В Г. ТОБОЛЬСКЕ

Факультет истории, экономики и управления

Кафедра экономики, управления и права

Рабочая программа учебной дисциплины

«ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА»

040400.62 – «Социальная работа»

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная, заочная

Тобольск 2014

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ УМК (сайт для загрузки УМК umk 3. utmn . ru )

Рег. номер: _______________________________

Дисциплина: Основы социального государства и гражданского общества

Учебный план: Социальная работа

Кафедра : Экономики, управления и права

Цели и задачи освоения дисциплины…………………………………………………………..4

Место дисциплины в структуре ОП ВО………………………..………………………………4

Требования к результатам освоения дисциплины …………………………………………….4

Структура и содержание дисциплины………………………………..………………………...5

Структура дисциплины ……………………………………………………..…………………..5

Образовательные технологии ……………………………………………….……………….....7

Самостоятельная работа студентов………………………………………………….…….……8

Компетентностно-ориентированные оценочные средства……………………………………8

Оценочные средства диагностирующего контроля …………………………………………..8

Оценочные средства текущего контроля: модульно-рейтинговая технология оценивания работы студентов………………………………………………………………………………...8


Задачи курса:

Приобретение студентами базовых теоретических знаний об основах формирования социального государства, о моделях социального государства;

Изучение опыта создания социального государства в отечественной и зарубежной практике и основных факторов, влияющих на его развитие;

Изучение основных актуальных проблем современного социального государства;

Формирование у студентов научных представлений о сущности концепций гражданского общества;

Получение теоретических знаний о процессах развития основных институтов гражданского общества, а также практических навыков анализа общественных движений и организаций гражданского общества;

Развитие исследовательских умений;

Формирование стойкого интереса к приобретению дальнейших знаний и навыков в области будущей профессии;

Формирование умений и навыков для использования полученных знаний, как в теоретическом, так и в практическом назначении.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Основы социального государства и гражданского общества» входит в базовую часть цикла Б1 «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» основной образовательной программы ФГОС ВПО по направлению 040400.62 «Социальная работа». Дисциплина предназначена для бакалавров второго курса. Для освоения дисциплины «Основы социального государства и гражданского общества» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «История», «Социология», «Философия», «Социальная работа».

Освоение дисциплины «Основы социального государства и гражданского общества» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Социальная политика», «Политология», «Социальная статистика», дисциплин по выбору студентов, а также прохождения практики.

3.Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ОП ВО по данному направлению подготовки (специальности):

– уметь использовать в своей деятельности нормативные правовые документы (ОК-5);

– владеть способностью понимать и использовать в профессиональной и общественной деятельности современное сочетание инновационного и традиционного, социально-исторического и повседневно-прагматического, социогенетического и актуально-сетевого, технологического и феноменологического (ОК-18);


– быть способным использовать специфику этнокультурного развития своей страны для формирования и эффективного использования социоинженерных и социально-технологических практик обеспечения психосоциальной, структурной и комплексно-ориентированной социальной работы (ОК-19).

В результате изучения дисциплины студент должен

Знать:

– историю становления, формирования и развития социального государства;

– основы функционирования социального государства;

– принципы, цели и направления социальной политики государства;

– сущность и значение социальной информации в развитии современного общества;

– основные методы, способы и предложения по решению социальных проблем;

– современные представления о гражданском обществе;

– основные признаки гражданского общества и условия его формирования;

– опыт развития гражданского общества в современном мире.

Уметь:

– свободно оперировать понятийным аппаратом дисциплины;

– исследовать теоретические основы формирования социального государства и его модели;

– использовать основные положения и приоритеты социальной политики государства при решении социальных и профессиональных задач;

– соблюдать основные правовые и юридические законы Российской Федерации, касающиеся социальной политики;

– оценивать степень эффективности правового регулирования социального государства.

Владеть:

– юридическими и правовыми знаниями, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей построения социального государства;

– навыками работы с нормативно-правовыми актами в области социального государства;

– навыками по повышению социальной ответственности гражданина социального государства;

– навыками адекватного анализа проводимых в России социальных преобразований на этапе становления социального государства;

– методами, способами и средствами оценки эффективности социальной политики государства;

методами анализа различных явлений и процессов, возникающих в современном гражданском обществе.

4.Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц (72 часа), из них 36 часов, выделенных на контактную работу с преподавателем.

4.1. Структура дисциплины

Таблица 1

Таблица 2

№ раздела

Наименование
раздела

(дидактические единицы)

Сущность, принципы и модели социального государства

Государство как социальный институт. Возникновение государства. Признаки, функции государства и формы их осуществления. Форма государства.

Процесс возникновения, становления и развития социального государства: краткая история мирового опыта. Современные представления о социальном государстве. Главные цели и задачи социального государства. Основные функции социального государства. Принципы социального государства. Важнейшие признаки социального государства. Предпосылки формирования социального государства. Модели социального государства. Основные тенденции развития социального государства в условиях глобализации мировой экономики.

Важнейшие факторы и условия становления в России социального государства.

Условия и механизмы функционирования социального государства

Конституционно-правовые основы социального государства: Конституционный строй: понятие и основные элементы. Характеристика основ конституционного строя РФ.

Основные требования к правовому обеспечению деятельности социального государства. Демократизация общественных отношений как выражение потребностей социального государства. Социальное партнерство. Социальный аудит.

Роль социального государства в обеспечении правовой защищенности человека и гражданина. Признаки правового государства. Важнейшие характеристики социального правового государства (из опыта развитых стран).

Неукоснительное соблюдение международных норм и соглашений в социальной сфере. Государственные гарантии прав и свобод человека и гражданина. Взаимная ответственность государства и гражданина за невыполнение норм действующего законодательства.

Процесс формирования правовой основы социального государства в Российской Федерации. Социальное законодательство: оценка состояния. Актуальные проблемы создания в России нормативной базы социального государства и пути их решения.

Экономическая основа социального государства: Социальное рыночное хозяйство как ресурсная база социального государства. Основные элементы социального рыночного хозяйства. Важнейшие функции и критерии эффективности социального рыночного хозяйства.

Участие социального государства в регулировании деятельности субъектов рыночных отношений (из опыта развитых стран). Проведение политики доходов и расходов государства в интересах всего общества. Особенности бюджетной, налоговой и ценовой политики. Роль социального государства в регулировании кредитно-денежных отношений.

Обоснование стратегического курса на инновационное развитие российской экономики. Формирование инновационной экономики как необходимое условие повышения уровня и качества жизни населения.

Поиск разумного компромисса между темпами экономического роста и динамикой социальных показателей. Формирование в России социального рыночного хозяйства: основные тенденции. Оценка современного уровня российской экономики.

Социальная политика социального государства: основные цели, направления и механизмы: Сущность социальной политики социального государства. Принципы осуществления социальной политики социального государства. Субъекты социальной политики социального государства. Уровни социальной политики социального государства. Важнейшие направления социальной политики социального государства. Критерии эффективности социальной политики социального государства.

Государственные социальные стандарты в области оплаты труда и занятости, образования и науки. Государственные социальные стандарты в области здравоохранения, пенсионного обеспечения , социальной защиты и социального обслуживания населения. Государственные стандарты в области культуры. Государственные социальные стандарты по обеспечению экологической безопасности населения. Система социальных стандартов как основа социальной политики социального государства. Современные представления о государственных социальных стандартах (из опыта развитых стран).

Социальная политика российского государства в среднесрочной и долгосрочной перспективе: важнейшие цели и механизмы их реализации. Социальная политика на этапе становления в России социального государства: анализ тенденций. Основные причины, затрудняющие проведение в России эффективной социальной политики.

Становление и функционирование гражданского общества

Исторические корни теории гражданского общества. Формирование современной концепции гражданского общества. Развитие идеи гражданского общества в России. Условия формирования гражданского общества. Этапы развития взаимоотношений гражданского общества и государства в процессе истории.

Признаки гражданского общества: высокое сознание людей; высокая материальная обеспеченность их на основе владения собственностью; широкие связи между членами общества; наличие подконтрольной государственной власти, преодолевшей отчуждение от общества; децентрализация власти; передача части власти органам самоуправления; использование компромисса, согласования позиций в качестве основных способов решения конфликтов; развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации; личность гражданского общества - это человек, ориентированный на созидание, духовность.

Институты гражданского общества. Подсистемы гражданского общества. Развитие гражданского общества в РФ.

5. Образовательные технологии

«Гражданское общество в структуре социального государства

и как инструмент управления государством»

Вопрос №1. Теория и происхождение гражданского общества

Теория гражданского общества

Гражданское общество в трудах зарубежных ученых рассматривается и описывается с древних времен.

Еще великий философ древности Аристотель говорил, что человек есть существо общественное. Значит вполне понятно – человек, особенно современный, не мыслит себя вне общества. Само человеческое общество возникло в глубокой древности и оно предшествовало государству. В дальнейшем общество развивалось в тесном и неразрывном единстве с государством. Следовательно гражданское общество сложилось на определенном этапе исторического развития западной цивилизации. Но однозначно одно – говорить о гражданском обществе можно лишь со времени появления гражданина как самостоятельного члена общества, наделенного комплексом неотчуждаемых прав и свобод. Но одновременно он несет перед обществом ответственность за все свои действия.

В основе современных успехов западных стран лежит развитие и активизация деятельности гражданского общества. Высокий уровень экономики, демократии, социальная защищенность человека связаны с высокой активностью граждан. А это в свою очередь возможно только при гражданском обществе.

Идея гражданского общества возникла в середине 17-го века. Впервые термин "гражданское общество" был употреблен Г. Лейбницем (1646 - 1716), немецким философом, ученым и общественным деятелем. Значительный вклад в разработку проблем гражданского общества внесли Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье.

Концепция гражданского общества в работах этих мыслителей базировались на идеях естественного права и общественного договора.

Человек, как личность, стремится к свободе и реализации своих естественных прав. Но как существо общественное, человек не может жить вне общества и особенно вне государства, а, значит, реализация его естественных прав затрудняется государством, властью. Гражданское общество подразумевает добровольную передачу личностью государству своих прав, с одной стороны, а с другой - ограничение государственной власти в интересах реализации гражданами своих свобод. Главное условие действенности гражданского общества - добровольность и взаимность подобного договора между гражданами и государством.

Истоки теоретических разработок проблем гражданского общества уходят в античную философию.

В числе первых мыслителей «заметивших» гражданское общество как самостоятельную субстанцию, называют Платона. Он первым заметил элементы гражданского общества в рамках общей своей теории «идеального государства». Остро критикуя государственную власть, Платон создал учение об «идеальном человеческом обществе». Учение о добродетелях, мудрости, мужестве, просветленном эмоциональном состоянии явилось базой понятия «гражданское общество». Платон в общей теории гражданского общества первым сделал очень важный вывод о том, что кроме государственно-организованной есть и другие формы жизнедеятельности общества.

Аристотель не раз подчеркивал, что человек – существо не только общественное, а в большей степени политическое и поэтому государство – естественный продукт развития общества политических граждан и анализировал в связи с этим жизнь свободных граждан в других сферах – экономической, брачно-семейной, духовной, нравственной... Он пришел к выводу – в эти сферы вмешательство государства до определенного уровня развития производительных сил и производственных отношений просто не требуется. Аристотель говоря о сущности гражданского общества, особо выделял роль собственности в таком обществе, отмечал – кто обладает собственностью, тот и обладает добродетелью и прежде чем что-либо распределять, необходимо это произвести. Аристотель также в числе первых вводит понятие о среднем классе. Средний класс по Аристотелю есть основа стабильности любого общества. Итак, собственность и наличие среднего класса Аристотель рассматривал как главные признаки гражданского общества.

Наиболее заметный след в становлении теории гражданского общества оставил итальянский мыслитель Н. Макиавелли. Он государство рассматривал как высшее проявление человеческого духа. Человек цель, смысл, счастье жизни видит в служении государству. Однако при этом, Макиавелли говорит о том, что государство не должно злоупотреблять им и не нарушать имущественных и личных прав подданных, чтобы не возбудить их ненависть против себя. Рассуждения Макиавелли о нравственности, труде, любви и других сферах частной жизни показывают, что он разделял государственную и негосударственную сферы жизнедеятельности общества. Здесь идет речь уже о признаках гражданского общества. Макиавелли уже четко различает государство и гражданское общество. Он писал, что политическая власть и политическая деятельность – безнравственны. На труд, семью, любовь, удовлетворение личных потребностей рассматривает как признаки гражданского общества. Он сформулировал свой главный вывод следующим образом – кроме государства есть еще нечто самостоятельное, живущее по своим законам, не во всем подвластное государству. Это – гражданское общество.

Английский философ Томас Гоббс впервые вводит в научный оборот понятие «гражданское общество» и провозглашает его примат перед государством. Гоббс подчеркивает двойственность гражданского общества:

1) государство не связано с гражданскими законами, обычаями, правом. Оно как бы отделено от гражданского общества;

2) государство подчиняет себе все и вся через понятие гражданское общество. Гоббс различает понятия «государство» и «гражданское общество».

Дж. Локк, родоначальник классического либерализма, активно используя понятие гражданского общества, провозглашает в определенной мере его примат перед государством. Поэтому государство возникает только тогда, когда в обществе возникает в этом потребность. Следовательно, государство не является вечным атрибутом общества. Основой общества, в том числе и гражданского общества, Локк считает собственность. По нему политическая власть понимается как право людей создавать законы для регулирования и сохранения собственности. Поэтому государство и политическая власть – не вечный атрибут общества, а возникает лишь на определенном этапе развития гражданского общества, когда у членов общества возникает в этом необходимость. Он подчеркивает главную доминанту гражданского общества – ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества.

Ш. Монтескье гражданское общество рассматривает как результат исторического развития, как четвертую ступень человеческой истории после естественного состояния, семьи, героического времени. По его мнению гражданское общество есть вражда людей друг с другом. Гражданское общество для нейтрализации этой вражды преобразуется в государство. Монтескье различает в гражданском обществе три вида законов: гражданские, государственные, политические. Гражданские законы регламентируют отношения, принципы гражданского общества. Это отношения собственности, добровольных объединений граждан. Государственные законы – регламентируют главным образом политические права и свободы этих же граждан. Монтескье прямо указывает, что гражданское общество есть важнейшая гарантия общества от произвола и диктатуры со стороны властных структур.

Ж.Ж. Руссо показывает гражданское общество как общество, преобразованное в государство с помощью общественного договора. Он, провозглашая народный суверенитет, обосновывает право народа на свержение абсолютизма и отчуждение от власти демократически выбранного правительства.

И. Кант заметно углубил представления о гражданском обществе и выявил главный путь формирования гражданского общества – сочетание свободы каждого со свободой других. По Канту гражданское общество основано на таких априорных принципах:

1. Свобода члена общества как человека;

2. Равенство его с другими как подданного;

3. Самостоятельность члена общества как гражданина.

Принципиально новыми положениями обогащает понимание гражданского общества Гегель - гражданское общество выступает как система индивидов, которые с помощью труда удовлетворяют собственные потребности и потребности других. Фундамент гражданского общества Гегель видит в следующем:

1. Частная собственность;

2. Общность интересов;

3. Всеобщее равенство граждан;

4. Защищенность человека от случайностей.

В отличие от других Гегель рассматривает гражданское общество и государство как самостоятельные институты. Гражданское общество имеет место не внутри, а наряду с государством, отмечал Гегель, и оно зависит от государства и в какой-то мере поглощается им. В государстве представлена всеобщая воля граждан, а в гражданское общество представлена как сфера реализации особенных, частных интересов отдельных индивидов. Сфера государства – это правительственная власть, администрация, а сфера гражданского общества – полицейская и служебная власть. Основной свой вывод Гегель сформулировал следующим образом – если государство для поддержания законности вторгается в пределы гражданского общества или вмешивается в деятельность судебных органов, то оно как бы выступает против гражданского общества. Государство и гражданское общество – есть противоречивое единство. Они могут существовать только на базе множества сословий, т.е. развитой социальной структуры общества. Гегель рассматривает гражданское общество и государство как самостоятельные институты. В государстве представлена общая воля граждан, гражданское общество же – это сфера особенных, частных интересов отдельных индивидов. По Гегелю гражданское общество и государство могут существовать лишь на базе развитой структуры общества.

Маркс гражданское общество рассматривал как сферу материальной и экономической жизни людей и гражданское общество есть общественная организация, развивающаяся непосредственно из производства и обращения, совокупность экономических и производственных отношений, соответствующих определенному уровню производительных сил. По Марксу гражданское общество является первичным по отношению к государству. Взаимоотношения между гражданским обществом и государством проявляются как отношения между индивидуальной свободой и публичной властью. А различия между гражданским обществом и государством наиболее наглядны в политической жизни общества. Если государство входит в структуру и жизнь общества как важнейший элемент его политической организации, то гражданское общество в его структуру не входит. По Марксу есть неприкрытое противоречие между государством и гражданским обществом – это представительство гражданского общества в государственных органах. Гражданское общество, наделяя себя политическими функциями, по существу отрицает себя и самоотрицается и не реализуется. Революционные изменения происходят именно в гражданском обществе – вытеснение частной собственности. В целом Маркс по существу отрицал место гражданского общества в новом политическом режиме – диктатуре пролетариата, что и случилось в советской действительности. Гражданское общество здесь подменялось мнимым «общенародным государством».

Антонио Грамши, теоретик-марксист, гражданское общество рассматривал в тройном историческом контексте:

1. Когда оно уничтожено государством (дореволюционная Россия);

2. Когда государство является его «внешней» формой (итальянское государство);

3. Когда существует сбалансированное отношение между государством и гражданским обществом (развитые западные страны).

Он представлял гражданское общество как такое общество, которое в будущем поглотит государство и перерастет в самоуправление масс. Грамши отмечал, что гражданское общество и государство – это два уровня политики и смысл гражданского общества полнее всего выражают политические партии и другие общественные движения.

Различные аспекты современных представлений о гражданском обществе излагаются и обосновываются в работах современных ученых.

В отечественной обществоведческой науке теория, тем более практика гражданского общества долгое время была запретной темой для исследования. Впервые о нем заговорили в 60-х годах в период «хрущевской оттепели». Но только с конца 80-х годах понятие «гражданское общество» входит постепенно в научный оборот российской обществоведческой наукой.

Происхождение гражданского общества

В современной политологии общество рассматривается как совокупность гражданского общества и государства, как основного института политической власти. Гражданское общество выступает связующим звеном между гражданином и государством. В нем осуществляется повседневная политическая жизнь людей. Политическая власть с целью своего упрочения создает политическую систему и ее основу - государство.

История развития государства четко выделяет две тенденции:

Государство демократическое, правовое;

Каким путем пойдет развитие государства - во многом зависит от уровня развитости гражданского общества. Постараемся же разобраться с сущностью гражданского общества, историей его возникновения и ролью, которое гражданское общество играет в политической жизни страны.

Гражданское общество - это негосударственная часть общественно-политической жизни; это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур, обеспечивающих условия политической деятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности и социальных групп и объединений.

Среди ученых нет единого взгляда на происхождение гражданского общества:

1. С возникновением человечества;

2. Возникновением государства;

3. В буржуазном обществе с ценностями либеральной демократии.

Одни видят зачатки общества уже на первобытно-общинной стадии развития, когда начинают формироваться семейные и родовые общины.

Другие считают, что с появлением частной собственности и эксплуататорских классов, гражданское общество создает государство как орган господствующего класса.

Третьи считают, что гражданское общество появилось как протест граждан против всевластия государства, как желание людей реализовать свои права и свободы.

Исторически гражданское общество формируется значительно раньше государства, на заре человечества. Исследователи выделяют следующие этапы формирования гражданского общества:

Первый – зачатки гражданского общества формируются путем возникновения простейших, немногочисленных и неустойчивых объединений людей для совместного добывания пищи, строительства жилья, защиты от зверей и врагов;

Второй – с возникновением производственной сферы жизнедеятельности объединения людей становятся более многочисленными, функционально разнообразными. На данном этапе формируется община и гражданское общество по существу совпадает с общиной;

Третий – на определенной стадии развития человеческого сообщества возникает государство. Следовательно, рамки гражданского общества сужаются в той мере, в какой часть членов общества – рабы, крепостные крестьяне лишаются гражданских прав. Слабое гражданское общество на данном этапе поглощается государством. Государство становится единым вершителем судеб всех граждан;

Четвертый – по мере обострения социальных противоречий ускоряется становление гражданского общества. Активизируется формирование различных, особенно защитных структур гражданского общества. На этом этапе гражданское общество добивается законодательного упорядочения и регулирования отношений между ним и государством. Гражданское общество вынуждает государство создавать определенные гарантии для наиболее обездоленной части населения. Гражданское общество устанавливает консенсус в обществе на основе базисных социальных ценностей: свобод, политических прав, экономической независимости человека;

Пятый – связан с утверждением капиталистических производственных отношений и главное с ликвидацией внеэкономической зависимости от собственников средств производства и внедрением юридического равенства. Все это расширяет рамки гражданского общества до масштабов теперь всего государства.

Зачатки гражданского общества формируются путем возникновения простейших, немногочисленных неустойчивых объединений людей для совместного добывания пищи, строительства жилья, изготовления предметов быта и одежды, защиты от врагов и диких зверей.

Со временем, в связи с развитием производственной сферы жизнедеятельности, объединения людей становятся более многочисленными, функционально разнообразными, устойчивыми. Формируются общины, и люди понимают, что в рамках общины они могут обеспечить удовлетворение своих потребностей, а труд на пользу общины дает право участвовать в решении общинных дел. Гражданское общество, по существу, совпадает с общиной.

На определенной стадии своего развития гражданское общество создает государство для защиты своих интересов, содержит государственный аппарат, в определенной мере контролирует его, чему государство активно сопротивляется.

Пока гражданское общество пребывает в аморфном состоянии, государство, набирая силы, в определенной мере поглощает его и становится единым вершителем судеб всех граждан. ("Все могут короли... и судьбы всей земли вершат они порой...").

Но именно потому, что незрело гражданское общество, государство само не отличается стабильностью.

С прошествием времени гражданское общество добивается законодательного упорядочения и урегулирования отношений между ним и государством, вынуждает государство создавать определенные гарантии для наиболее обездоленных, устанавливать и поддерживать некоторый консенсус в обществе на основе базисных социальных ценностей: свобод, прав, экономической независимости человека.

В условиях развитых капиталистических отношений гражданское общество вновь, как и на заре своего развития, расширяет свои рамки до масштабов всего общества, до масштабов всей страны.

Современное гражданское общество стало складываться в результате буржуазных революций в странах Западной Европы. Реальное функционирование его началось с принятием Биллей о правах в Англии и США и Декларации прав человека и гражданина во Франции.

Гражданское общество не возникает сразу, для его становления и формирования необходимы определенные условия. Практика западных стран и общая теория гражданского общества позволяют выделить следующие наиболее универсальные или объективные условия формирования гражданского общества .

1. Гражданское общество создает само конкретно взятое общество притом двумя путями – через государства или вопреки ему. Через государство – это посредством определенных законов, формированием демократических структур, строгим соблюдением со стороны государства общепринятых норм и процедур. Вопреки государству – путем создания массовых общественно-политических движений, средств массовой информации.

2. Обладание каждым членом гражданского общества конкретной собственностью в ее различных формах и право распоряжаться ей по своему усмотрению. По мнению западных исследователей данной проблемы – наличие собственности рассматривается как базовое условие свободы личности в гражданском обществе. Однако по этому вопросу есть и другое мнение ученых. Так российский политолог Д.П. Зеркин склонен совершенно других взглядов по поводу частной собственности, как базовой ценности гражданского общества. Он пишет, что частная собственность людей разобщает, делает их антагонистами и поэтому в базис российского гражданского общества следует включать все существующие формы собственности. Д.П. Зеркин считает, что базисом гражданского общества является вся совокупность экономических отношений, а критерием его функционирования выступает порожденная им система разнообразных социальных интересов.

3. Важным условием формирования гражданского общества является наличие в обществе развитой, многообразной социальной структуры. Она отражает все богатство и многообразие интересов представителей различных групп и слоев граждан государства.

4. Высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития личности, ее внутренней свободы и способности к полной самодеятельности.

Вопрос №2.Понятие, признаки и структура гражданского общества

В современной политической науке с учетом выводов зарубежных исследователей дается следующее определение: «Гражданское общество – это человеческая общность, включающая добровольно сформировавшиеся первичные негосударственные структуры в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизнедеятельности общества; это совокупность негосударственных отношений и сфера проявления свободных индивидов, организаций и ассоциаций граждан».

Гражданское общество и государство взаимодополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества не представляется возможным построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Таким образом, если гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечивать условия для реализации прав и свобод автономной личности. Разделение гражданского общества и государства достаточно условны, это делается для того, чтобы понять механизмы общественной жизни, степень свободы и несвободы индивидов, уровень политического развития.

Гражданское общество существует и функционирует в противоречивом единстве с государством. Так при демократическом режиме оно взаимодействует с государством, а в тоталитарном – стоит в пассивной или активной оппозиции к государству.

В современном представлении гражданское общество – это:

1. Совокупность неполитических отношений людей, социальных общностей, находящихся вне государственных структур и фиксирующих частные, групповые интересы.

2. Социальное взаимодействие населения данной территории в экономической и социально-бытовой областях на принципах саморегуляции, самоуправления, основанное на личном равенстве и нормах традиционного общежития, Государственная регламентация действует здесь только в порядке контроля за антисоциальными действиями.

3. Высшая современная стадия и форма человеческой общности, включающая в качестве структурных элементов добровольно сформировавшиеся первичные общности людей: семьи, общественные организации, кооперации, ассоциации, профессиональные, творческие, спортивные объединения, исключая государственные и политические структуры.

Политологи выделяют следующие исторические типы гражданского общества :

Социальные образования (сословие, социальная группа, класс);

Общество как совокупность граждан страны;

Мировое сообщество граждан.

в экономической сфере – такие структурные элементы: негосударственные предприятия и объединения, кооперативы, коллективные хозяйства. Экономические атрибуты гражданского общества – естественная интеграция, конкуренция, свободные рыночные отношения;

в социально й сфере – это семьи, общественные организации и движения, негосударственные СМИ, органы самоуправления, механизм формирования и выражения общественного мнения и интересов в цивилизованной форме без насилия;

в политической сфере – создаваемые по необходимости политические партии, общественно-политические организации, клубы. Это борьба за соблюдение демократических принципов, традиций и процедур;

в духовной сфере – это наличие свободы мысли, совести, слова. Это самостоятельность и независимость от государственных и политических структур деятельности творческих и других объединений граждан в духовной сфере.

Таким образом, гражданское общество это – цивилизованный, самодеятельный и полноправный гражданин; формирование гражданского общества связано с формированием идеи индивидуальной свободы, самоценности каждой личности; возникновение гражданского общества обусловило разграничение прав человека и прав гражданина, права человека обеспечиваются гражданским обществом, а права гражданина – государством; в гражданском обществе упраздняется единство политики и религии, политики и идеологии и утверждается раздвоение общественного и частного, общества и государства, права и морали.

Становление гражданского общества означает формирование такой общности людей, в которой достигнуто оптимальное соотношение политического и неполитического начал, обеспечено взаимное равенство прав, свобод и обязанностей гражданина, общества и государства.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тамбовский государственный технический университет»

Р.В. КОСОВ

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

Утверждено Учёным советом университета в качестве учебного пособия

для студентов 1, 2 курсов по направлениям подготовки бакалавриата

Тамбов Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ»

УДК 340.12(075.8) ББК Х404.014я73

Рецензенты:

Доктор исторических наук, профессор ФГБОУ ВПО «ТГТУ»

В. В. Никулин

Кандидат исторических наук, доцент, заведующий отделением социальной работы и социальной педагогики Академии социальных и образовательных технологий ФГБОУ ВПО «ТГУ им. Г.Р. Державина»

О. Г. Шадский

Косов, Р.В.

К715 Основы социального государства: учебное пособие / Р.В. Косов. – Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011. – 80 с. – 150 экз.

ISBN 978-5-8265-1048-3

Рассмотрены общетеоретические вопросы, связанные с определением понятия, сущности, функций государства; с изучением теории и практики социального государства; характеристикой современного российского социального законодательства, его эффективностью, динамикой развития. Содержатся выдержки из действующих нормативных актов, вопросы для обсуждения, рекомендуемая литература по каждой теме.

Предназначено для студентов 1, 2 курсов по направлениям подготовки бакалавриата, а также для всех, кто интересуется проблемами формирования и развития социального государства.

ВВЕДЕНИЕ

В современном государстве всё большую значимость приобретают цели и задачи, связанные с решением социальных вопросов. Деятельность государственных органов по социальной защите и обеспечению населения составляет функциональное содержание социальной политики современного государства.

Также концепция социального государства имеет важное методологическое значение для всех отраслей гуманитарного знания, в той или иной степени затрагивающих проблемы государства и права. Как учебная дисциплина, «Основы социального государства» относится к предметам, без изучения которых невозможно сформировать целостное представление о внутренней политике современного государства, понять его сущность, определить содержание и эффективность применения современного социального законодательства, выяснить особенности организации и функционирования как отдельных государственных органов, так и государственного механизма в целом. Изучение социальных функций государства и соответствующего законодательства необходимо для формирования знаний и профессиональных навыков в сфере юриспруденции, управления, социальной работы. Этим объясняется актуальность данного пособия.

Курс «Основы социального государства» включён в базовую часть федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавриата: «Сервис», «Социальная работа», «Туризм». В рамках вариативной части федеральных государственных стандартов «Основы социального государства» рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации для включения в основные образовательные программы высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавриата: «Юриспруденция», «Экономика», «Менеджмент», «Международные отношения», «Социология», «Реклама и связи с общественностью», «Организация работы с молодёжью».

Тема 1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Государственная власть как вид социальной власти. Понятие и признаки государства. Государство в системе социального регулирования. Сущность и назначение государства. Функции государства. Основные социальные функции государства. Проблема соотношения государства и права.

Власть в самом общем смысле можно определить в качестве возможности и способности осуществлять свою волю , воздействовать на деятельность и поведение других людей даже вопреки сопротивлению. Природа власти не зависит от её обеспечения. Власть обеспечивается различными средствами и способами: насилием, обманом, обещаниями, заключением договоров и сделок, богатством, авторитетом, шантажом и т.д.

Власть является стержнем социального взаимодействия, она появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она необходима для:

организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле;

регулирования взаимоотношений между людьми в обществе (организации социального пространства);

распределения социальных благ.

Специфической разновидностью является политическая власть – способность определённой социальной группы осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства. Главным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть.

Доминирующая роль государственной власти также определяет её ведущую роль при распределении ресурсов в социальной сфере. В современном обществе основные инструменты системы социального регулирования создаются государством, либо контролируются им.

Государство разрабатывает концепцию решения насущных социальных проблем, определяет направления развития общества, формулирует задачи и цели социального развития и реализует их путём проведения активной социальной политики. Важнейшей функцией государства становится формирование необходимой социальной инфраструктуры. Совре-

менное государственное социальное регулирование направлено на смягчение социального неравенства. В настоящее время в развитых странах на социальные нужды тратится от одной четвери до половины валового внутреннего продукта (ВВП). Социальное регулирование осуществляется также многочисленными некоммерческими организациями, удовлетворяющими социальные нужды населения на разных уровнях (общенациональном, региональном, муниципальном). Это общественные группы, ассоциации, фонды, неправительственные организации. Как правило, такие субъекты тесно связаны с государством и решают задачи государственной социальной политики.

В системе социального регулирования заметное место занимает система социального партнёрства, позволяющая согласовывать интересы основных социальных партнёров. Субъектами социального регулирования наряду с государством, играющим роль арбитра, выступают профсоюзы, представляющие наёмных работников, профсоюзы и союзы предпринимателей, представляющие интересы предпринимателей. Агентами социального регулирования являются и частные корпорации, социальные расходы которых имеют тенденцию к быстрому росту. 1

В науке существует множество определений понятия «государство». Например, государство может быть определено как национальная либо многонациональная общность, образованная на определённой территории, где с помощью политической элиты поддерживается юридический порядок, включая право на законное применение насилия.

Учитывая данное определение, признаками государства являются: 1) политико-правовая связь населения и территории государства

обладает аппаратом управления, контролируемым политической элитой); 3) система налогов и сборов, необходимых для обеспечения функ-

ционирования государственного аппарата; 4) право, обеспечивающее легальность функционирования государ-

ственной системы управления и применения насилия; 5) обеспечение и контроль правотворческой деятельности (государ-

ство создаёт, либо контролирует систему законодательства); 6) монополия на официальное представительство всего общества в

международной сфере;

1 Экономический словарь / А.И. Архипов и др.; отв. ред. А.И. Архипов. –

Москва, 2010. – С. 554.

7) суверенитет (верховенство на своей территории и независимость

в международных отношениях);

8) государственные символы.

Изучение государства только на основе анализа его признаков представляется явно не достаточным. Познание содержательной стороны этого явления как в целом, так и в национальном контексте невозможно без характеристики сущности государства, его назначения. В этом смысле под сущностью государства понимается наиболее характерное, значимое в нём, что определяет его содержание, социальное назначение и функционирование. Так, например, сущность социального государства выражается в приоритетном решении задач, связанных с социальным обеспечением своих граждан, реализацией комплекса государственных гарантий в сфере труда, здравоохранения, образования и т.д. Сущностью и основным приоритетом классового государства является обеспечение интересов правящего класса или социальной группы.

Помимо прочего, сущность государства выражается в его функциях, под которыми понимаются основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение. Содержание функций показывает, что составляет предмет деятельности государства, чем занимаются его органы и какие вопросы они решают. В определённой степени содержание функций определяет специфику отношений государственной власти и общества. Как основные направления деятельности государства они не должны отождествляться с самой деятельностью или отдельными элементами этой деятельности. В этом смысле принято говорить о государственных полномочиях и компетенции государственных органов. Функции призваны отражать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи.

Функции характеризуют направление развития национальной государственности. Они связаны с объективными и постоянно меняющимися потребностями, устанавливаются в зависимости от типа государства, основных задач, стоящих перед ним, и представляют собой средство реализации этих задач. В функциях проявляется социально обусловленная роль, которую призвано выполнять государство.

К основным внутренним функциям современных государств, проводящих активную социальную политику, относятся:

функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка;

экономическая функция;

функция налогообложения;

функция социальной защиты;

экологическая функция;

культурная функция.

Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка предполагает деятельность государства по защите интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции Российской Федерации, согласно которой «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Данное направление деятельности государства должно быть связано с укреплением законности и правопорядка, с усилением правоохранительной и правозащитной составляющей в деятельности органов государственной власти.

Экономическая функция государства заключается в реализации мероприятий, направленных на достижение целей экономической политики, обеспечение экономических прав граждан. На разных этапах развития общества эта функция может проявляться по-разному. Сейчас указанная функция в основном сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для существования различных форм собственности, стимулированию производства, предпринимательской деятельности и т.д.

Функция налогообложения выступает самостоятельной основной функцией современного государства. Налоги всё в большей степени становятся инструментами глобального регулирования, применяемые не только в экономической сфере, но и в других сферах социальной действительности (социальной, юридической, политической).

Функция социальной защиты относится к важнейшим функциям государства. Содержание данной функции сводится к обеспечению нормальных условий жизни для граждан, поступательного развития общества и созданию эффективной системы социальной защиты. Это наиболее актуальная функция государства, которая выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг и социальной поддержке граждан. Прежде всего речь идёт об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться – инвалиды, пенсионеры, студенты и др.

Экологическая функция направлена на обеспечение экологической безопасности в стране, что также является неотъемлемой составляющей социальных обязательств государства, связанных как с реализацией прав человека в области экологии, так и необходимостью профилактики и предотвращения последствий экологических катастроф и стихийных бедствий. Содержание функции выражается в разработке природоохранного

законодательства, с помощью чего государство устанавливает правовой режим природопользования, берёт на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания и т.д.

Культурная функция призвана поднять культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учреждениями и достижениями. Сегодня помимо задач в традиционных сферах: в литературе, изобразительном искусстве, театре, кино, музыке, науке, образования и пр., государство проводит активную политику, в том числе и в сфере повышения правовой культуры населения, правового просвещения и повышения правовой грамотности граждан.

Проблема выполнения государством своих социальных функций и обязательств в конечном счёте тесно связана с вопросом качества политических отношений и проблемой соотношения государства и права в конкретной стране.

Нормативный подход к проблеме соотношения государства и права исходит из того, что государство является источником права, что оно творит право и использует его как инструмент своей политики. Либеральная концепция базируется на естественно-правовой теории, согласно которой право определяет содержание государства. Она стала активно утверждаться в нашем общественном сознании в последние годы. В то же время анализ объективной государственно-правовой реальности свидетельствует о более сложном и многогранном взаимодействии права и государства, их взаимном проникновении (если их вообще можно разделить). Право без поддержки государства обойтись не может, государственное принуждение обеспечивает реализацию правовых норм. Но и само государство объективно нуждается в праве, право делает легальными требования государственной власти и, в конечном счёте, обеспечивает его легитимность. Иными словами, между ними складывается устойчивое функциональное взаимовлияние.

Темы и вопросы для обсуждения

1. Социальное назначение власти.

2. Понятие, признаки и сущность государства.

3. Функции государства.

4. Проблема соотношения государства и права.

5. Правовые механизмы закрепления основ государственного строя

6. Характеристика политического режима современной России

1. Ельцов, А.В. Природа и сущность государства как основания выделения системообразующих функций государства / А.В. Ельцов // Государственная власть и местное самоуправление. – 2010. – № 4. – С. 3 – 6.

2. История политических и правовых учений: учебник для вузов / под ред. В.С. Нерсесянца. – М., 1998.

3. Казанцев, Д. Права человека: история развития / Д. Казанцев //

ЭЖ-Юрист. – 2011. – № 32. – С. 8.

4. Кашанина, Т.В. Эволюция государства как политического института общества / Т.В. Кашанина, В.Я. Любяшиц // Государство и право. –

2005. – № 9. – С. 118 – 120.

5. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – 2- е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2006.

6. Тонков, Е.Е. Юридические формы государственной деятельности

и функции государства: проблемы соотношения / Е.Е. Тонков // Государ-

ственная власть и местное самоуправление. – 2010. – № 1. – С. 3 – 7.

7. Лукашева, Е.А. Совершенствование деятельности государства – необходимое условие обеспечения прав человека / Е.А. Лукашева // Госу-

дарство и право. – 2005. – № 5. – С. 61 – 65.

8. Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права: учебник / М.Н. Марченко. – М. : Проспект, 2005.

9. Шапошников, С.П. Молодёжная политика как одна из функций социального государства / С.П. Шапошников // Государственная власть и

местное самоуправление. – 2009. – № 12. – С. 12–13.

Тема 2. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ

Определение социального государства. Понятие социальной справедливости. Признаки социального государства. Критерии эффективности социального государства. Опыт реализации идеи социального государства.

Социальное государство (нем . Sozialstaat; государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) – система государственного регулирования общественных отношений при которой материальные блага распределяются (перераспределяются) в соответствии с принципом социальной справедливости в целях обеспечения каждому достойного уровня жизни и минимальных возможностей для самореализации, устранения социальных противоречий и конфликтов, помощи нуждающимся.

Впервые понятие «социальное государство» сформулировал в середине XIX в. Лоренц фон Штейн . Он включил в перечень функций государства обеспечение абсолютного равенства в правах как для всех общественных классов и групп, так и для каждой личности в отдельности. Государство, согласно Штейну, обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счёте развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве.2

Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал - демократов . Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются пу-

тём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.

В качестве основной категории в определении социального государства выступает понятие социальной справедливости, под которой понимается как понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния. В частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоёв, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём; в экономической науке –

2 Мамут Л.С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право. – 2001. – № 7. – С. 5 – 14.

Проблема гражданского общества и его соотношения с государством для политической теории не является новой. Она рассматривалась классиками политической мысли в прошлые столетия. Термин «гражданское общество» использовался Гоббсом и Локком, Монтескье, Руссо и другими. К нему обращались все те, кто был сторонником договорного происхождения государства, «естественного права». Однако классики отождествляли гражданское общество с политическим. Вступление в гражданское общество, по Локку, означало образование государства. Гражданское общество для него - это политическое общество. Физиократы (Кэне, Мирабо и другие) уже различали общество и государство, считая первое естественным состоянием существования людей (экономической организацией), а второе - (государство), возникшим на определенной ступени исторического развития общества и зависимым от воли и действия людей. Они утверждали, что государственная власть должна создавать все условия для свободы экономической конкуренции и правильного функционирования общества. Но она не имеет права вмешиваться во взаимоотношения экономических субъектов15.

Гегель предпринял попытку философского осмысления различия между гражданским обществом и государством. Область действия государства, по Гегелю, - общие интересы, а гражданского общества - сфера частных интересов.

Проблема соотношения гражданского общества и государства достаточно широко рассматривалась К. Марксом в работах, относящихся к 40-м и более поздним годам XIX в.

Прав проф. В. Зотов, критикуя ошибочное представление, что будто бы термин «гражданское общество» встречается лишь в ранних работах классиков марксизма10. Согласно предметному указателю ко второму изданию сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса термин «гражданское общество» в его разных смысловых аспектах обсуждается в более чем двадцати томах, на сотнях страниц. К сожалению, в советской литературе он на протяжении десятилетий был предан забвению.

Для теоретиков марксизма рассмотрение проблемы соотношения государства и гражданского общества, критика ими позиции Гегеля и младогегельянцев по этому вопросу имела целью обоснование материалистической концепции истории. Термин «гражданское общество» в немецком тексте - «burgerli-che Gesellschaft» - означает «буржуазное общество». Так он в основном и звучит в работах классиков. Однако авторы (в частности, в «Немецкой идеологии») отмечали, что «тем же именем всегда обозначалась развивающаяся непосредственно из производства и общения организация, которая во все времена образует базис государства и всякой иной... надстройки»17.

Соответственно сами классики также в некоторых работах под гражданским обществом понимали «определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий и классов», а его официальным выражением считали «определенный политический строй»18.

Следует, однако, иметь в виду, что в большинстве случаев в марксистских текстах гражданское общество сводится к совокупности всех материальных (экономических отношений) - к сфере материальной жизни.

Чем объясняется тот факт, что понятие гражданского общества в наши дни возвращается на страницы достаточно широкой печати? Французский политолог Доминик Кола пишет, что, начиная с 70-х гг. нашего столетия, ни один термин не пользовался большей популярностью, чем «гражданское общество»: перекочевывая из научных публикаций к газетным страницам, он и теперь остается предметом нескончаемых дискуссий»19. И автор, судя по российской прессе, безусловно прав.

В отличие от марксистских текстов, в настоящее время данная проблема рассматривается в контексте обеспечения дальнейшего развития активности индивидов в обществе, возможностей расширения и углубления его демократизации и вместе с тем ограничения функций государства и усиления контроля за его деятельностью со стороны общества.

В современной литературе понятие «гражданское общество» трактуется неоднозначно. И все же чаще всего его содержание включает всю совокупность неполитических отношений в обществе, т. е. экономических, социальных, в том числе национальных, духовно-нравственных, религиозных и т. д., составляющих жизненную основу политической системы, государства.

Встречаются также определения менее общего характера. «Гражданское общество, - считает французский политолог Ж. Керманн, - слагается из множественности межличностных отношений и социальных сил, которые объединяют составляющих данное общество мужчин и женщин без непосредственного вмешательства и помощи государства»20. Еще в более суженном объеме определяет рассматриваемое понятие А. Мигранян: «Гражданское общество - это сфера спонтанного самопроявления свободных индивидов и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций граждан, которая ограждена необходимыми законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан со стороны органов государственной власти»21.

Несмотря на очевидное значение отмеченного ас пекта, определение гражданского общества нельзя сводить только к нему. А такое имеет место в публи цистических выступлениях, когда утверждается, что будто бы в СССР не было гражданского общества, а существовало только тоталитарное государство. Гражданское общество - объективная реальность. «Это совокупность «естественных форм общественной жизнедеятельности индивидов... призванных обеспечивать удовлетворение их потребностей и интересов»22. Его не может ни поглотить, ни ликвидировать какой-либо политический режим. Другой вопрос, каков уровень развития данного гражданского общества, какие общественные связи и отношения на том или ином этапе составляют его содержание, насколько реализована или не реализована способность членов общества к творческому труду, самоуправлению, каково отношение между публичной властью и индивидуальной свободой и т. д. Государственная власть может деформировать гражданское общество, сковать процесс функционирования его элементов, свести к минимуму автономию й самостоятельность индивидов и социальных групп. Но не в ее силах ликвидировать материальную и духовную жизнь людей, насильственно упразднить социальные группы, основополагающие формы организации человеческой жизни, духовной культуры, наконец, присущую социальным объектам активность. Утверждать противоположное - значит соглашаться с идеалистической догмой о всесилии политики, государства.

Обобщая различные представления по проблеме, можно было бы сформулировать несколько концептуальных положений о соотношении гражданского общества и государства.

Первое. Понятие «гражданское Общество» и «государство» характеризуют различные, но внутренне взаимосвязанные, взаимополагающие стороны (элементы) глобального общества, общества как единого организма. Данные понятия соотносительные, они могут противопоставляться лишь в определенных аспектах. Гражданская жизнь в той или иной степени пронизана феноменом политического, а политическое не изолировано от гражданского.

Второе. Разграничение гражданского общества и государства, являющихся составными частями глобального целого, естественно закономерный процесс, характеризующий прогресс социально-экономической и духовной сфер, с одной стороны, и политической сферы жизни - с другой.

Третье. Гражданское общество - первооснова политической системы, им обусловливается и определяется государство. В свою очередь, государство как институт - эта система учреждений и норм, обеспечивающих условия бытия и функционирования гражданского общества.

В некоторых специфических исторических условиях, например, в рамках господства более развитых в политическом отношении обществ над менее развитыми, возможен процесс формирования институтов гражданского общества под определяющим воздействием привнесенных в данную страну поли-тических структур, но все же на существующей корпоративно-культурной основе.

Четвертое. Гражданское общество не есть некая совокупность автономных индивидов, законом жизни которых является анархия. Это форма общности людей, совокупность ассоциаций и других организаций, обеспечивающих совместную материальную и духовную жизнь граждан, удовлетворение их потребностей и интересов. Государство есть официальное выражение гражданского общества, его политическое бытие. Гражданское общество - сфера проявления и реализации индивидуальных, групповых, региональных интересов. Государство же - сфера выражения и защиты общих интересов. Потребности гражданского общества неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме законов получить всеобщее значение. Государственная воля определяется потребностями и интересами гражданского общества23.

Объективность противоречия между общими и особыми (индивидуальными, групповыми и др.) интересами определяет противоречия между государством и гражданским обществом.

Пятое. Чем больше развито гражданское общество в смысле прогресса самодеятельности его членов, многообразия ассоциаций, призванных выражать и защищать индивидуальные и групповые интересы людей, тем больший простор для развития демократичности государства. Вместе с тем чем демократичнее политический строй, тем шире возможности для развития гражданского общества до наивысшей формы объединения людей и их свободной индивидуальной и коллективной жизнедеятельности.

Гражданское общество на современном уровне человеческой цивилизации - это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми, политическими отношениями между индивидами, группами и сообществами, не опосредованными государством24.

Объективный подход в анализе социально-политической жизни требует преодоления укоренявшейся долгое время в общественном сознании ложной идеи о полном отождествлении государства и общества. Такое представление исключало саму постановку проблемы об их соотношении и взаимодействии, по сути отвергало принципиальное признание приоритета гражданского общества над государством. В контексте догматизированного тезиса о первенстве политики над экономикой обществознание и политическая практика, невольно возвращались к идеалистической гегелевской формуле о государстве как определяющем элементе по отношению к гражданскому обществу.

Безоговорочное отождествление государства с обществом в деятельности руководящих субъектов в нашей стране поначалу в значительной степени объяснялось недостаточной развитостью экономических, социальных и духовных сфер жизни для утверждения нового общественного строя. А затем сознательно насаждалось в качестве условия закрепления авторитарно-бюрократической системы. Теперь предстоит «осуществление очередной инверсии в отношениях между государством и обществом, что соответствовало бы требованиям политической теории марксизма»25

Закрывает путь для адекватного понимания проблемы соотношения гражданского общества и государства нарождающийся новый, так сказать, демократический стереотип мышления. Становление гражданского общества рассматривается частью публицистов и даже политиков в ракурсе метафизического противопоставления политической системе, вплоть до отрицания регулирующей и организующей роли государства. Призывы к полному разгосударствлению экономики и общественной жизни, отказ от необходимости утверждения в нашей стране регулируемого (а не стихийного) рынка, расцвет правового нигилизма, падение дисциплины и порядка, оживление интереса к анархизму - это и многое другое подтверждает сказанное.

Мировой опыт свидетельствует, что становление и развитие гражданского общества и реформирование политической системы, как и обратное, - их стагнация, - всегда взаимосвязанные процессы. Опыт нашей страны в этом отношении - не исключение. В первые мирные годы после Октября были сделаны немалые шаги в направлении утверждения элементов гражданского общества, что вытекало из нэпа. Вводились впервые в мире многие демократические формы жизни, которые затем получили развитие в других странах: право на труд, рабочий контроль, равноправие наций и народностей, доступ всех слоев населения к образованию, народное здравоохранение и т. д. Формировался принципиально новый тип политической системы, в основе которой должны были быть Советы как органы народовластия. К сожалению, к концу 20-х гг. эти процессы стали быстро свертываться. Вместо прогресса наступила длительная стагнация и гражданского общества и политической системы. Вопреки объективности в официальной пропаганде это состояние было обозначено понятием «социально-политическое единство общества», исключающим какие-то бы ни было противоречия как источник жизненности и развития.

Преодоление окаменелого, насильственно утверждаемого «единства» и замена его подлинным, живым единством членов общества, социальных групп и институтов - в этом смысл стратегии демократизации России. Реформа политической системы, становление правового государства - необходимое условие и важнейшая сторона обновленческого процесса.

Принципиальное значение для понимания нынешних проблем имеют вопросы: о содержании процесса становления гражданского общества и о базисных элементах этого процесса. Отрицая как некорректный тезис о «поглощении» авторитарно-бюрократической системой гражданского общества, следовало бы говорить о становлении его в смысле: а) формирования и развития новых экономических отношений, включающих плюрализм форм собственности и рынок, а также обусловленной ими реальной социальной структуры общества; б) становления адекватной этой структуре системы реальных интересов, скрепляющих индивидов, социальные группы и слои в единую общность; в) возникновения разнообразных форм трудовых ассоциаций, социальных и культурных объединений, самодеятельных организаций, общественно-политических движений, составляющих главные институты гражданского общества и среду для раскрытия творческой активности людей труда; г) обновления взаимоотношений между всеми социальными группами, общностями (классовыми, национальными, региональными, профессиональными, половозрастными и др.); д) создания материальных социальных и духовных предпосылок для творческой самореализации личности; е) формирования и развертывания механизмов социальной саморегуляции и самоуправления на всех уровнях общественного организма, во всех его ячейках.

Многие авторы настойчиво проводят мысль: базисом гражданского общества может быть только частная собственность на средства производства. Будто бы лишь она питает, силу гражданского сообщества, способную уравновесить силу политической власти. Только частная собственность служит основой автономии гражданского общества. По существу, утверждают сторонники данной точки зрения, гражданское общество есть общество «приватных интересов и дел, где каждому чего-то принадлежит и каждый имеет право на собственное дело». Это общество, «в котором люди связаны между собой как независимые друг от друга индивиды - самостоятельные собственники и хозяева своего частного дела»20.

К многочисленным известным аргументам критики частной собственности добавлю следующее. Пока историей не доказано, что общественная собственность и коллективный труд не могут связывать людей в единое сообщество. Кризис монополии государственной собственности в ряде социалистических стран не означает исторического краха общественной собственности как таковой. И напротив, многократно подтвержден известный тезис социалистов: частная собственность людей разобщает, делает их антагонистами. В современных развитых капиталистических странах сложились разнообразные экономические и социальные механизмы нейтрализации негативных социальных последствий господства частной собственности. Да и она в значительной степени преобразована и дополняется мощным сектором коллективной собственности.

Замечу, что некоторые западные теоретики, которых никак не упрекнешь в социалистических симпатиях, отмечают негативное влияние частной собственности, рыночных отношений на институты гражданского общества. Известный американский политолог И. Шапиро отмечает, что «новаторская динамика» капитализма «есть в то же время динамика, преобразующая все, с чем он соприкасается. Политику, семью, жизнь, даже религиозную практику - все это чем далее, тем более неумолимо подчиняет своим требованиям и переделывает по своему образцу и подобию мотив прибыли». В Соединенных Штатах политика и религия вращаются - развращаются вокруг стремления делать деньги27. Тем самым институты гражданского общества, подчеркивает И. Шапиро, взаимно подрывают друг друга, создавая социальный ландшафт, не способствующий, а препятствующий демократии.

Думается, вернее признать, что в баЗис российского гражданского общества следует включать все существующие формы собственности. Это будет способствовать гармонизации его институтов. Причем надо подчеркнуть, что сама по себе любая форма собственности не создает еще достаточных условий ни для автономии граждан, ни для их свободной собственности и объединения в самоуправляемые ассоциации. Базисом является вся совокупность экономических отношений, весь строй экономики. А критерием функционирования гражданского общества выступает порожденная им система разнообразных социальных интересов, скрепляющих индивидов и группы в жизнестойкую общность.

Историческая практика выявила неразрывную связь гражданского общества с правовым государством, доказала необходимость политического оформления в виде правового государства, которая реализуется в борьбе определенных социальных сил.

А. Грамши в «Тюремных тетрадях» показал один из узловых моментов этого исторического процесса, происходившего в Италии, - становление разделения властей. Он отмечал, что разделение властей и вся дискуссия, связанная с его осуществлением, а также юридическая догматика, порожденная им, являлась результатом борьбы между гражданским и политическим обществом38.

Эта борьба происходила в условиях неустойчивого равновесия между классами и слоями, одни из которых еще сохраняли тесную связь со старыми господствующими классами, а другие, в основном народные массы, были враждебны по отношению к ним и олицетворявшим их политическим институтам. Борьба выливалась в конфликт между церковью, претендовавшей представлять гражданское общество в целом (хотя она была лишь одним, относительно менее важным, его элементом), и государством, становящимся светским. Она отражалась в идеологии политического и экономического либерализма, обосновывавшей необходимость разделения властей.- важнейшего признака правового государства.

Современная политическая картина мира также наполнена очагами борьбы гражданского общества и государства. Ибо процесс демократизации общества и утверждения правового государства, где господствует право, - это всемирный процесс. А палитра форм политической жизни многочисленных народов мира включает различные виды режимов - от демократического до тоталитарного и форм государственного устройства - от конфедерации до унитарного государства. Вполне понятно, что и степень развитости элементов правового государства и горизонты развертывания гражданского общества, его институтов неодинаковы при различных политических структурах. Поэтому когда речь идет о правовом государстве как модели современного общества, имеется в виду абстракция, характеризующая некую норму (идеал) развитого политического общества на современном этапе мировой истории.

Диалектика взаимодействия гражданского общества и государства находит выражение в обоюдных прогрессивных изменениях. Одним из существенных результатов таких изменений стало формирование социального правового государства в развитых капиталистических странах. В его функции входит обеспечение удовлетворения важнейших социальных потребностей широких масс населения: организация здравоохранения, образование. Конечно, и такое государство имеет свои негативные черты, за что его подвергают критике неоконсерваторы. Оно, безусловно, не потеряло своего классового характера. Интересы экономически господствующих групп социальное государство выражало и выражает. Тем не менее факт качественного изменения налицо. И одной из причин его явилась борьба широких масс за улучшение своей жизни, то есть процессы, происходящие в сфере гражданского общества.