Изменения в законодательстве о банкротстве. Оказание юридической помощи Регулирование банкротства кредитно-финансовых организаций

Пока многие еще не успели вернуться из летних отпусков и деловая активность немного поутихла, мы решили подготовить обзор предстоящих изменений в закон о банкротстве которые вступят в силу в самом ближайшем будущем, в простой и ясной форме.

Изменения вступающие в силу с 15.07.2016 года

Прежде всего, хотелось бы начать с внесения изменений в закон о банкротстве, которые произошли совсем недавно. Данные изменения внесены федеральным законом от 03.07.2016 N 360-ФЗ, и вступают в силу с 15.07.2016.

Так, пункт 2 статьи 18.1 Закона о банкротстве дополнен новыми случаями, при которых залоговый кредитор может обратить взыскание на предмет залога в ходе финансового оздоровления и внешнего управления. К уже существовавшему ранее в данной статье к условию о не приведении должника к невозможности восстановления платежеспособности, добавился случай при котором существует риск повреждения имущества, что повлечет снижение его стоимости, либо утраты и гибели имущества. Кроме того, теперь в статье указано на обязанность должника по доказыванию невозможности восстановления платежеспособности при обращении взыскания на предмет залога.

Статья 18.1. Особенности правового положения кредиторов, требования которых обеспечены залогом имущества должника

Конкурсный кредитор по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, в ходе финансового оздоровления и внешнего управления вправе обратить взыскание на заложенное имущество должника в следующих случаях:

обращение взыскания на заложенное имущество должника не приведет к невозможности восстановления его платежеспособности;

существует риск повреждения заложенного имущества должника, вследствие которого произойдет существенное снижение его стоимости, а также риск гибели или утраты такого имущества.

Вопрос о возможности обращения взыскания на заложенное имущество должника решается арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению конкурсного кредитора, требования которого обеспечены залогом такого имущества.

Обязанность доказывания невозможности восстановления платежеспособности должника в случае обращения взыскания на заложенное имущество возлагается на должника.

Внесены изменения в требования к условиям для приобретения статуса арбитражного управляющего и условия членства в СРО. Теперь кандидат в арбитражные управляющие при наличии стажа работы на руководящих должностях не менее чем год, должен пройти стажировку в качестве помощника арбитражного управляющего не менее двух лет. Ранее при условии опыта работы руководителем необходимо было проходить 6-месячную стажировку.

Статья 20. Арбитражные управляющие

2. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих устанавливает следующие обязательные условия членства в этой организации:

наличие высшего образования;

наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем шесть месяцев или стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем два года, если более продолжительные сроки не предусмотрены стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утвержденными саморегулируемой организацией (далее — стандарты и правила профессиональной деятельности);

Законодателем принято решение повысить размер фиксированного вознаграждения финансового управляющего с 10 000,00 до 25 000,00 рублей единовременно . Эта цифра по-прежнему не соответствует к рыночной, однако существенно к ней приближается. Особенно, учитывая то, что эти деньги необходимо внести на депозит суда еще при подаче заявления о признании должника банкротом. Помимо этого, увеличился размер процентов по вознаграждению финансового управляющего в случае введения процедуры реализации имущества гражданина. Теперь он составляет семь процентов размера выручки от реализации имущества гражданина и денежных средств, поступивших в результате взыскания дебиторской задолженности, а также в результате применения последствий недействительности сделок.

статье 20.6 Закона о банкротстве.

Повышаются требования к размеру компенсационного фонда саморегулируемой организации. После изменений размер компенсационного фонда составляет 200 000,00 рублей на каждого ее члена.

Указанные изменения содержатся в статье 25.1 Закона о банкротстве.

Небольшие изменения коснулись и порядка проведения торгов. Теперь договоры о задатке будут заключаться не с организатором торгов, а с оператором электронной площадки, на которой проводятся торги.

Указанные изменения содержатся в пунктах 8, 20 статьи 25.1 Закона о банкротстве.

Все изменения вступающие в силу с 15.07.2016, применяются к процедурам в деле о банкротстве введенным в отношении должников после 15.07.2016. К процедурам, которые по состоянию на 15.07.2016 не завершены применяется Закон о банкротстве в старой редакции.

Изменения вступающие в силу с 01.09.2016 года

Последние изменения в Закон о банкротстве, которые затронут нас с 01.09.2016, внесены Федеральными законами от 29.12.2015 N 409-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ. Перечень изменений ожидается весьма обширным, что еще больше подчеркивает важность ознакомления с ними.

Теперь помимо признаков указанных ранее, контролирующим должника лицом будут признаваться лицо, имеющее возможность в силу нахождения с должником в отношениях родства или свойства, должностного положения определять действия должника . При этом, для признания лица контролирующим будут оцениваться его действия и иные признаки в течение трех лет до принятия заявления о признании должника банкротом.

Статья 10 Закона о банкротстве, содержащая порядок привлечения контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, дополнилась новым обстоятельством. Так, в случае если требования кредиторов третьей очереди превышают более чем на 50% составляют требования в следствие совершения правонарушения, за совершения которого должник, либо его должностные лица были привлечены к административной, уголовной ответственности, единоличный исполнительный орган должника, занимающий данную должность в период совершения правонарушения может быть привлечен к субсидиарной ответственности.

Статья 10. Ответственность должника и иных лиц в деле о банкротстве

4.Если должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц, такие лица в случае недостаточности имущества должника несут субсидиарную ответственность по его обязательствам.

Пока не доказано иное, предполагается, что должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц при наличии одного из следующих обстоятельств:

причинен вред имущественным правам кредиторов в результате совершения этим лицом или в пользу этого лица либо одобрения этим лицом одной или нескольких сделок должника, включая сделки, указанные в и 61.3 настоящего Федерального закона;

документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения (либо ко дню назначения временной администрации финансовой организации) или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об объектах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, формирование которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо указанная информация искажена, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы;

требования кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности, возникшие вследствие правонарушения, за совершение которого вступило в силу решение о привлечении должника или его должностных лиц, являющихся либо являвшихся его единоличными исполнительными органами, к уголовной, административной ответственности или ответственности за налоговые правонарушения, в том числе требования об уплате задолженности, выявленной в результате производства по делам о таких правонарушениях, превышают на дату закрытия реестра требований кредиторов пятьдесят процентов общего размера требований кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности, включенных в реестр требований кредиторов.

Положения абзаца четвертого настоящего пункта применяются в отношении лиц, на которых возложена обязанность организации ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности должника.

Положения абзаца пятого настоящего пункта применяются в отношении лица, являвшегося единоличным исполнительным органом должника в период совершения должником или его единоличным исполнительным органом соответствующего правонарушения.

Новые изменения в Закон о банкротстве коснулись и главы об оспаривании сделок. Законодателем расширено понятие цели причинения вреда имущественным правам кредиторов, при оспаривании сделки по основаниям подозрительности, предусмотренным пунктом 2 статьи 61.2. Закона о банкротстве. Так, цель причинения вреда будет предполагаться не только при наличии неплатежеспособности, либо недостаточности имущества на момент совершения сделки, но и если он стал отвечать этим признакам после совершения оспариваемой сделки.

Выдержка из абзаца 2 пункта 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве

Цель причинения вреда имущественным правам кредиторов предполагается, если на момент совершения сделки должник отвечал или в результате совершения сделки стал отвечать признаку неплатежеспособности или недостаточности имущества и сделка была совершена безвозмездно или в отношении заинтересованного лица, либо направлена на выплату (выдел) доли (пая) в имуществе должника учредителю (участнику) должника в связи с выходом из состава учредителей (участников) должника.

С 01.09.2016 нельзя будет оспорить по основаниям, содержащимся в статье 61.3 Закона о банкротстве сделки должника по оплате обязательных платежей, если к моменту исполнения должник не имел иных неисполненных обязательств перед конкурсными кредиторами срок исполнения которых наступил, а соответствующие оплаты не отличались по размеру и срокам от определенных в законодательстве Российской Федерации обязательства или обязанности.

Пункт 4 статьи 61.4 Закона о банкротстве:

4.Сделки, связанные с исполнением денежных обязательств, вытекающих из кредитного договора, или обязанности по уплате обязательных платежей , не могут быть оспорены на основании статьи 61.3 настоящего Федерального закона, если должник не имел к моменту исполнения, вытекающего из кредитного договора или законодательства Российской Федерации, известных соответствующему конкурсному кредитору (уполномоченному органу) денежных обязательств или обязанности по уплате обязательных платежей перед иными конкурсными кредиторами (уполномоченными органами), срок исполнения которых наступил, и исполнение денежного обязательства, вытекающего из кредитного договора, или обязанности по уплате обязательных платежей не отличалось по срокам и размеру уплаченных или взысканных платежей от определенных в кредитном договоре или законодательстве Российской Федерации обязательства или обязанности.

В очередной раз изменениям подверглась статья 110 Закона о банкротстве, содержащая порядок продажи имущества должника. Законодатель более детально регламентировал порядок утверждения положения о порядке продажи имущества должника. Но более важные изменения были внесены в части привлечения специализированной организации в качестве организатора торгов – теперь данные организации будут привлекаться только с согласия собрания кредитора или комитета кредиторов.

Обязанности организатора торгов дополнены обязанностью:

  • осуществлять разумные необходимые действия для поиска и привлечения покупателей с учетом особенностей выставленного на торги имущества должника,
  • обеспечить возможность ознакомления с подлежащим продаже на торгах имуществом должника и имеющимися в отношении этого имущества правоустанавливающими документами, в том числе путем осмотра, фотографирования указанного имущества и копирования указанных правоустанавливающих документов.

Впрочем, неисполнение указанных требований и без указанных поправок являлось недобросовестным выполнением обязанностей организатора торгов.

Законодателем были внесены уточнения в порядок удовлетворения требований по текущим платежам. Так в четвертую очередь требований по текущим платежам удовлетворяются требования по эксплуатационным платежам (коммунальным платежам, платежам по договорам энергоснабжения и иным аналогичным платежам).

Статья 142 Закона о банкротстве дополнилась исключением, в части пресекательного двухмесячного срока для закрытия реестра требований кредиторов.

Так, при наличии требований, заявленных до истечения шести месяцев со дня закрытия реестра требований кредиторов, если на день закрытия реестра требований кредиторов не вынесен либо не вступил в силу судебный акт или акт иного уполномоченного государственного органа, наличие которого в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным для выявления задолженности, в отношении которой предъявлены соответствующие требования. Данные требования считаются заявленными в установленный срок.

Утратили силу положения о предоставлении отступного, в части:

  • запрета предоставления в качестве отступного имущества, являющегося предметом залога;
  • согласования соглашения об отступном с собранием кредиторов (комитетом кредиторов).

Изменения вступающие в силу с 21.12.2016

Пожалуй наиболее важным изменением, станет установление срока на проведение инвентаризации конкурсным управляющим : с 21.12.2016 обязанностью конкурсного управляющего станет проведение инвентаризации имущества должника в срок не позднее трех месяцев с даты введения конкурсного производства , если более длительный срок не определен судом, рассматривающим дело о банкротстве, на основании ходатайства конкурсного управляющего в связи со значительным объемом имущества должника.

Детально регламентирован порядок действий в отношении имущества должника, не проданного в ходе конкурсного производства или оставшееся после завершения расчетов с кредиторами.

Внесены поправки в регулирование банкротство гражданина. Так, в новой редакции будет предусмотрена возможность гражданина-должника открыть специальный банковский счет для распоряжения денежными средствами, без согласия финансового управляющего.

Статья 213.11. Последствия введения реструктуризации долгов гражданина

5.1.Гражданин вправе открыть специальный банковский счет и распоряжаться денежными средствами, размещенными на нем, без согласия финансового управляющего. Сумма совершенных гражданином операций по распоряжению денежными средствами, размещенными на специальном банковском счете, не может превышать пятьдесят тысяч рублей в месяц.

По ходатайству гражданина арбитражный суд вправе увеличить максимальный размер денежных средств, размещенных на специальном банковском счете должника, которыми гражданин вправе ежемесячно распоряжаться.

Денежными средствами, размещенными на иных счетах (вкладах), должник распоряжается на основании предварительного письменного согласия финансового управляющего.

Помимо этого предусматривается обязанность финансового управляющего об уведомлении всех известных ему кредиторах должника о признании гражданина банкротом не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты вынесения арбитражным судом решения о признании гражданина банкротом.

Кроме того, обширные изменения в законе о несостоятельности банкротстве будут внесены в статьи, регулирующие банкротство отдельных категорий должников, однако указанные изменения будут представлены в отдельном обзоре.

Это были наиболее значимые поправки в Закон о несостоятельности (банкротстве), которые ожидают нас в ближайшем будущем. Юридические услуги 54 остаются в курсе всех наиболее важных и значимых событиях в сфере банкротства, что способствует профессиональному подходу при оказании услуг по

Закажите консультацию у наших специалистов. Мы ответим вам в ближайшее время.

При возникновении кризисных явлений в экономике многие компании становятся банкротами. Причин банкротства достаточно много: это и задолженность по налогам, и долги за поставленную продукцию, и отсутствие заказов, неисполнение контрагентами своих обязательств. Ранее учредители и директора просто бросали компании и не несли ответственности, но ситуация будет меняться в связи с внесенными поправками.

Субсидиарная ответственность

Федеральным законом от 28.12.2016 N 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены значительные поправки, которые позволяют привлечь учредителя, директора к субсидиарной ответственности.

Для этого необходимо подать заявление в арбитражный суд. Согласно букве закона, заявление о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности и заявление о возмещении должнику убытков, причиненных ему его учредителями или его органами управления, по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, рассматриваются арбитражным судом в деле о банкротстве должника либо арбитражным судом.

Дополнены обязанности конкурсного управляющего. Одновременно с отчетом о проведении конкурсного производства, конкурсный управляющий должен направить в суд ходатайство о привлечении к субсидиарной ответственности.

В ходатайстве указываются:

  • контролирующие лица должника, которые привлекаются к субсидиарной ответственности;
  • размер субсидиарной ответственности;
  • лица, чьи требования остались непогашенными в связи с недостаточностью имущества должника.

Суд выносит определение о привлечении контролирующих должника органов к субсидиарной ответственности. На основании определения выдается исполнительный лист.

Следует отметить, что несмотря на то, что поправки вступили в силу лишь недавно, судебная практика уже сформировалась. Например, в от 26.09.2017 суд обязал конкурсного управляющего представить документы, касающиеся банкротства, в том числе привлечения к субсидиарной ответственности.

Взыскание убытков по делу о банкротстве

В случае возврата арбитражным судом заявления о признании должника банкротом или прекращения производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле, кредитор вправе обратиться с исковым заявлением о взыскании убытков. Сумма не должна превышать размера требований такого кредитора к должнику, при наличии оснований для возмещения убытков должнику.

Следует обратить внимание, что убытки по делам о банкротстве суды и ранее взыскивали в порядке привлечения к субсидиарной ответственности.

В соответствии с п.1 ст.10 Закона о банкротстве в случае нарушения руководителем или учредителем должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия, членами органов управления должника, членами ликвидационной комиссии, гражданином-должником положений настоящего Федерального закона, указанные лица обязаны возместить убытки, причиненные в результате такого нарушения.

В силу п.4 ст.10 Закона о банкротстве, если должник признан несостоятельным вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц, такие лица в случае недостаточности имущества должника несут субсидиарную ответственность по его обязательствам.

Пока не доказано иное, предполагается, что должник признан банкротом при наличии одного из следующих обстоятельств:

  • причинен вред имущественным правам кредиторов в результате совершения этим лицом или в пользу этого лица либо одобрения этим лицом одной или нескольких сделок должника, включая сделки, указанные в статьях 61.2 и 61.3 настоящего Федерального закона;
  • документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством РФ, к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют;
  • документы бухгалтерского учета не содержат информацию об объектах, предусмотренных законодательством РФ, формирование которой является обязательным, либо указанная информация искажена, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы.

В качестве примера взыскания убытков можно назвать по делу. Размер субсидиарной ответственности (убытков) обоснованно определен судом исходя из суммы требований единственного кредитора и непогашенных текущих расходов по делу о банкротстве. Однако в этом деле сумма субсидиарной ответственности была небольшой - 23 699,25 руб.

Отражение в ЕГРЮЛ данных о банкротстве

На практике компаниям достаточно сложно отследить такие моменты, как: подан ли иск о банкротстве, будет ли компания исключаться из реестра ЕГРЮЛ. Дело в том, что процесс взаимодействия судов и налогового органа не был серьезно налажен. Теперь, в соответствии с поправками информация должна отражаться быстрее. В орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, определение о принятии заявления о признании должника банкротом направляется арбитражным судом в форме электронного документа.

Снизятся и случаи подачи исков, когда компания уже была признана банкротом и давно исключена из ЕГРЮЛ. В настоящее время такие случаи имеют место. В качестве примера можно назвать от 26.09.2017 . Учитывая, что в отношении ООО «Гут-Конструктор» внесена запись от 21.06.2017 о прекращении деятельности данного юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ, суд считает необходимым прекратить производство по делу о несостоятельности (банкротстве).

Оперативное же внесение записей позволило бы избежать судебных издержек и подачи иска о банкротстве в отношении той компании, которая фактически уже не существует.

  • перечень требований кредиторов по текущим обязательствам, оставшихся не удовлетворенными по причине недостаточности денежных средств (с указанием неудовлетворенного требования каждого кредитора);
  • перечень требований кредиторов, которые признаны обоснованными, но подлежащими погашению после требований, оставшихся не удовлетворенными по причине недостаточности денежных средств (с указанием неудовлетворенного требования каждого кредитора).

Напомним, что в настоящее время отчет включает в себя:

  • документы, подтверждающие продажу имущества должника;
  • реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов;
  • документы, подтверждающие погашение требований кредиторов;
  • документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Перечень данных документов очень важен, поскольку именно представление их в суд является основанием для завершения процедуры конкурсного производства. Если ранее перечень документов для прекращения процедуры был сокращенным, то теперь он расширен.

Примером является N Ф01-875/2017 , в котором суд оценил исполнение положений статьи 147 закона «О банкротстве» и завершил процедуру конкурсного производства, поскольку в ходе ее проведения конкурсный управляющий принял все предусмотренные законом меры к погашению требований кредиторов должника. Реальных источников пополнения конкурсной массы с целью удовлетворения требований кредиторов не имеется. Наличие возможности обнаружения у должника имущества, за счет которого могли бы быть покрыты расходы по делу о банкротстве и погашена задолженность перед кредиторами, не доказано.

Меры по предупреждению банкротства кредитной организации

Поправки, касающиеся предупреждения банкротства

Федеральный закон от 01.05.2017 N 84-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внес поправки, касающиеся предупреждения банкротства.

Напомним, что до дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций реализуются следующие меры по предупреждению банкротства кредитных организаций:

  • финансовое оздоровление кредитной организации;
  • назначение временной администрации по управлению кредитной организацией, за исключением случая назначения временной администрации в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций;
  • реорганизация кредитной организации.

Кроме того, расширен пункт 189.9 Закона о банкротстве. В качестве мер до отзыва лицензии применяются:

  • меры по предупреждению банкротства кредитной организации, имеющей разрешение (лицензию) на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц, выдаваемое Банком России в порядке, установленном Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», которые осуществляются с участием Банка России или Агентства в соответствии с настоящим параграфом.

Меры по предупреждению банкротства банка с участием Банка России осуществляются в соответствии с решением Совета директоров Банка России. От имени Банка России указанные меры осуществляет общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора».

Поправка, касающаяся прав кредиторов

Банк не должен утаивать ситуацию о финансовых проблемах. Кредитные организации, в отношении которых осуществляются меры по предупреждению банкротства, раскрывают информацию о своей деятельности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Поправка, касающаяся введения моратория на удовлетворение требований кредиторов

Кредитные организации, в отношении которых осуществляются меры по предупреждению банкротства, раскрывают информацию о своей деятельности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Во время данного моратория приостанавливается исполнение денежных обязательств, обязанностей по уплате обязательных платежей, иных имущественных обязательств кредитной организации, которые возникли до дня введения моратория включительно и на которые распространяется действие моратория, в том числе путем их исполнения в натуре, предоставления отступного, новации, зачета, а также приостанавливается обращение взыскания на предмет залога во внесудебном порядке.

В заключение необходимо отметить, что только в 2017 году в законодательство о банкротстве был внесен ряд поправок, которые касаются субсидиарной ответственности, банкротства кредитных организаций. Но при этом существует ряд проблем банкротства физических лиц, банкротства директоров и учредителей по налоговым спорам, которые тоже должны найти свое место в законе о банкротстве.

Законодательство РФ в части регулирования гражданских сделок часто меняется. Это можно сказать, например, о сфере долговых правоотношений. В частности, закон о финансовой несостоятельности — в числе правовых актов, которые достаточно часто подвергаются корректировке. Какие из недавних новшеств законодателя, содержащихся в данном источнике, заслуживают особого внимания?

Законодательные нюансы

Говоря о нововведениях, касающихся законодательства о банкротстве, следует отметить, что в РФ есть только один правовой акт, регулирующий сферу долговых правоотношений в аспекте финансовой несостоятельности как с участием организаций, так и граждан. Речь идет о ФЗ №127 «О несостоятельности (банкротстве)». Он был принят 26.10.2002 г.

Регулирование банкротства физлиц

Долгое время данный правовой акт в полной мере регулировал долговые правоотношения только с участием организаций. Обращаться в суды могли, апеллируя к положениям, которые содержал закон о несостоятельности, предприятия, но не физлица. Однако в 2014 году в данный правовой акт были добавлены положения, благодаря которым заявить о своем банкротстве получили возможность и граждане.

Есть не совсем корректная точка зрения, что есть отдельный закон о несостоятельности физических лиц. Это не так. Банкротство как граждан и организаций регулирует один правовой акт, отмеченный ФЗ №127. С недавних пор это также и закон о несостоятельности кредитных организаций.

Регулирование банкротства кредитно-финансовых организаций

Дело в том, что до декабря 2014 года процедура банкротства, собственно, банков, регулировалась отдельным правовым актом — ФЗ №40, принятым 25.02.1999 г. Сейчас законодательство, касающееся финансовой несостоятельности, таким образом, объединено в общем источнике. Неважно, как его интерпретировать — как правовой акт, регулирующий банкротство бизнесов, банков, или же как закон о несостоятельности физических лиц — текст закона будет во многих его положениях одним и тем же, несмотря на то, что правовой статус субъектов долговых правоотношений разный.

Специфика новшеств

Сам факт того, что в закон о несостоятельности были включены положения, касающиеся соответствующей процедуры с участием физлиц, можно рассматривать как сенсацию: более 10 лет, таким образом, законодатель игнорировал возможность регулирования банкротства граждан, но вдруг решил пересмотреть свое отношение к соответствующим сферам активности. Поэтому если говорить о неких масштабных новшествах, внедренных в юридическую практику посредством ФЗ №127, то это как раз тот факт, что в РФ появился полноценный закон о несостоятельности физических лиц. Текст соответствующего правового акта с энтузиазмом начали изучать рядовые граждане. В частности, те, которые успели набрать различных кредитов и начали испытывать сложности с их выплатой.

После того как соответствующий правовой акт приобрел полноценный вид, в РФ появился закон о несостоятельности физических лиц, хозяйственных обществ — новые правки в него все же продолжают вноситься законодателем. Касаются они самых разных аспектов сферы долговых правоотношений. Наша задача — рассмотреть ключевые.

Регулятор внимателен к юридическим лицам

Можно отметить, что недавние корректировки имеют отношение, главным образом, к коммуникациям с участием предприятий. Активности физлиц пока что регулируются прежними положениями, которые, однако, сами по себе очень новые. Внесенные в закон о банкротстве последние изменения, принятые 29 декабря 2014 года, можно считать касающимися непосредственно предприятий (хотя при детальном рассмотрении некоторые из них можно трактовать и в отношении граждан). Поэтому в статье под термином «должник» мы будем подразумевать, прежде всего, юридическое лицо. Те положения, о которых пойдет речь, в полной мере применимы для организаций.

Взаимодействие банков с арбитражами

Изменения в коснулись такого аспекта, как взаимодействие кредиторов — в статусе банковских организаций, с арбитражными судами. В соответствии с нововведениями финансовые учреждения получили право обращаться в данные инстанции, даже если у них нет решения суда общей юрисдикции о взыскании с должника финансовых средств. В этом смысле получили преимущественное положение соотносительно с правомочиями конкурсных субъектов, которые, в свою очередь, должны иметь в подобных случаях на руках соответствующее судебное решение.

Минимум инстанций

До соответствующих нововведений кредиторы должны были обращаться в суд в порядке, соответствующем исковому производству. После этого им нужно было ждать, пока будет принято соответствующее решение о признании за заемщиком долга и о необходимости его взыскания. Следующий этап был связан с ожиданием того, пока постановление суда вступит в законную силу. К тому же должник мог подать апелляцию, что предполагало участие кредитора в новых судебных заседаниях, и хорошо, если с успехом для него. Теперь же предварительное обращение в суд не требуется. Но следует отметить, что данная норма касается только банков, то есть, структур, официально зарегистрированных как кредитная организация.

Последовательность действий банков

Будет полезно рассмотреть порядок некоторых действий, которому должен, в соответствии с законодательными нововведениями, следовать банк при инициировании банкротства должника.

Так, кредитная организация с момента вступления соответствующих поправок в силу, а именно, с 1 июля 2015 года, должна за 15 дней до обращения в арбитраж опубликовать уведомление, касающееся намерения инициировать процедуру признания должника несостоятельным. Данный документ направляется в Единый федеральный реестр сведений об активностях юридических лиц. Отметим, что до вступления поправок в силу срок подачи соответствующего уведомления составлял до 30 дней, при этом направлять документ нужно должнику, а также известным банку кредиторам.

В результате законодательных нововведений банк может инициировать процедуру банкротства заемщика без дополнительных судебных процессов. Более того, он вправе начать соответствующую работу раньше остальных кредиторов, тем самым, первым получив в распоряжение необходимые документы, касающиеся деятельности должника.

Выбор временного управляющего отменен

Изменения в законе о банкротстве коснулись такого аспекта, как процедура назначения временного управляющего. До нововведений должник имел право выбрать человека, выполняющего соответствующие функции, исходя из собственных предпочтений. После того как изменения в законе были утверждены, временные управляющие стали назначаться посредством случайного выбора. Правда, конкретный механизм подобной жеребьевки пока не определен. В связи с этим временный управляющий будет назначаться судом до момента утверждения в законах необходимых механизмов.

До нововведений заемщик мог назначить управляющего, который был, фактически, подотчетен фирме. Человек, занимающий данную должность, мог никак не препятствовать тому, чтобы компания-должник продолжила вести деятельность. Также нельзя было исключать, что «свой управляющий» закроет глаза на реальные финансовые проблемы компании-должника. Сохранялась вероятность того, что в реестр требований не будут включены кредиторы, претензии которых нежелательны для заемщика. Также управляющий, назначенный компанией-должником, мог помогать фирме совершать различные противоправные действия, например, производить сокрытие тех или иных фактов, значимых для суда и для кредиторов.

Каков порядок действий предписывают должнику изменения в законе о банкротстве? Перед тем если именно заемщик является инициатором процедуры признания финансовой несостоятельности, он должен опубликовать уведомление, касающееся данной активности, в Едином реестре. После этого в случайном порядке назначается арбитражный управляющий, но, как мы отметили выше, пока эта процедура не регламентирована, и выбор человека на соответствующую должность находится в компетенции суда.

Минимальный размер долга

Изменения в законе о несостоятельности затронули также такой критерий, как минимальная величина долга, которая дает право сторонам долговых отношений инициировать процедуру банкротства. В данном случае мы говорим только о должниках-организациях. До нововведений соответствующая величина составляла 100 тыс. руб. (для естественных монополий — 500 тыс.). После корректировок в законодательстве цифры увеличились: банкротство может быть инициировано, если компания должна не менее 300 тыс., а если она имеет статус естественной монополии, — от 1 млн. руб. Закон о несостоятельности физических лиц, что примечательно, характеризуется более строгими условиями в аспекте минимальной величины долга: банкротство гражданина возможно, только если он занял и не может отдать 500 тыс. руб. и более. Корректировок этой нормы пока что законодатель не осуществлял.

Права залоговых кредиторов

Изменения в законе о банкротстве дали повод говорить о том, что залоговые кредиторы — те, чьи требования обеспечены теми или иными активами, находящимися в собственности должника, получили дополнительные права. Какие именно? В частности, это право голоса на собраниях, где решаются вопросы о выборе управляющего, а также при обращениях в суд по поводу отстранения человека на соответствующей должности, о переходе компании к внешнему управлению. До нововведений залоговые кредиторы могли реализовывать право голоса чаще всего только на стадии наблюдения.

После внесения изменений в законодательство получили право фиксировать изначальную стоимость предмета залога, а также то, в каком порядке должны быть проведены торги. Если мнение соответствующих субъектов долговых правоотношений не найдет понимания у других участников процедуры банкротства, то в дело должен вмешаться суд.

Если на предприятии, которое рассматривается в качестве неплатежеспособного, осуществляется замещение активов, например, когда на базе фирмы создается несколько хозяйственных обществ, то залоговые кредиторы получают право на удовлетворение своих запросов за счет акционерных активов.

Кредиторы соответствующей категории получили право сохранить за собой предмет залога в процессе торгов. Для этого им необходимо составить публичное предложение, если заявки на участие в данного типа торгах отсутствуют. Это, как считают эксперты, можно трактовать как дополнительный механизм, обеспечивающий защиту интересов залоговых кредиторов.

Срок исковой давности

В числе иных примечательных новшеств, которые привнесли изменения в закон о банкротстве, можно выделить механизм, в соответствии с которым могут заявлять о том, что срок в отношении долгов иных субъектов, выдвигающих заемщику претензии, истек. Ранее такой возможности законодательство не предусматривало.

Ответственность за своевременное уведомление о банкротстве

Руководители фирм, в которых возникли финансовые сложности, дающие повод говорить о появлении признаков банкротства, обязаны уведомлять об этом собственников. Если директор организации не выполнит это обязательство, то в отношении него может быть наложен штраф в размере 25-50 тыс. руб. Также можно отметить, что ужесточена ответственность за иные неправомерные действия руководства фирмы при процедуре банкротства.

Банкротство должно быть обоснованным

До того как изменения в закон о банкротстве были внесены, каких-либо оснований для прекращения дел, предмет которых — банкротство, не предусматривалось. То есть, например, при выявлении судом каких-либо злоупотреблений со стороны инициатора процедуры банкротства могло не наступить никаких правовых последствий. В новой редакции закона сказано, что обращение в суд, предмет которого — инициирование процесса признания должника несостоятельным, не должно ограничиваться формальной обоснованностью. Важно, чтобы заемщик был неплатежеспособным фактически.

Если, таким образом, суд установит, что должник либо кредитор, которые инициировали процедуру банкротства, знали, что соответствующий субъект вполне платежеспособен, то есть преследовали выгоду, производство по делу может быть в законном порядке приостановлено. При условии, разумеется, что к тому моменту заемщик не утеряет платежеспособности. Подобная норма позволяет судам пресекать сговоры между должниками и кредиторами, которые могут в силу тех или иных обстоятельств выгодны им, но в то же время наносят ущерб иным заинтересованным лицам.

Федеральным законом от 29.07.2017 № 266-ФЗ были внесены масштабные изменения в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее также «Закон о банкротстве», «Закон») - в нем появилась новая глава III.2, регламентирующая ответственность руководителя-должника и иных лиц в деле о банкротстве.

Внесенные изменения финализируют многочисленные поправки, связанные с субсидиарной ответственностью, дополняющие Закон о банкротстве, и, безусловно, должны быть оценены положительно, поскольку существенно усложняют реализацию различных стратегий недобросовестных предпринимателей, считающих банкротство компании весьма привлекательной альтернативой реальным расчетам с кредиторами.

Выделим наиболее значимые изменения, а также оценим возможные последствия некоторых из них для лиц, заинтересованных в привлечении контролирующих должника лиц к ответственности.

1. Законодательно закреплена возможность привлечения к ответственности не только руководителей и участников (акционеров), данные о которых отражены в ЕГРЮЛ, но и реальных владельцев бизнеса.

В целях реализации данной возможности в Законе было уточнено понятие контролирующего должника лица. Теперь оно раскрыто более полно, и наряду с формальными признаками (доля в уставном капитале, родство и т.д.) в Законе также указано, что контролирующим должника может признаваться лицо, имеющее возможность определять действия должника иным образом, и иным образом оказывающее определяющее влияние на руководителя и членов органов управления должника. Кроме того, презюмируется, что лицо, извлекающее выгоду из незаконного и недобросовестного поведения руководителя или иного лица, действующего на формальных основаниях от имени компании, является контролирующим должника.

Дополнительно, в силу п. 5 ст. 61.10 Закона о банкротстве арбитражный суд может признать лицо контролирующим должника и по иным основаниям.

Представляется, что включенные в Закон вышеуказанные формулировки хотя и являются достаточно абстрактными (как следствие максимально широкими), но именно они призваны обеспечить возможность судам признавать реальных владельцев бизнеса контролирующими должника лицами и привлекать их к ответственности.

Согласно сложившейся судебной практике на текущий момент кредиторам или конкурсному управляющему практически невозможно привлечь к ответственности лицо, формально не отвечающее критериям, установленным прежней редакцией Закона о банкротстве. Так, например, при рассмотрении дела № А40-51764/14, суды трех инстанций не признали контролирующим должника лицом, участника, владеющего 49% процентами долей уставного капитала компании.

Еще одним аргументом в пользу стремления выявления реальных владельцев бизнеса является закрепленная в Законе возможность арбитражного суда уменьшить или полностью освободить от ответственности лицо, привлекаемое к субсидиарной ответственности, если это лицо докажет, что оно при исполнении функций органов управления или учредителя (участника) юридического лица фактически не оказывало определяющего влияния на деятельность юридического лица (осуществляло функции органа управления номинально), и если благодаря предоставленным этим лицом сведениям установлено фактически контролировавшее должника лицо. То есть теперь номинальный директор (участник), часто не способный удовлетворить требований кредиторов, может раскрыть лицо, реально принимающее управленческие решения, и если представленные им сведения окажутся достаточными, владелец бизнеса должен будет отвечать по долгам своей компании.

2. Расширен перечень обстоятельств, при наличии которых презюмируется вина контролирующих должника лиц в невозможности полного погашения требований кредиторов.

Согласно новым положениям Закона предполагается, что невозможность полного погашения требований кредиторов возникла вследствие действий (и/или бездействия) контролирующего лица также при:

  • отсутствии или искажении на момент введения наблюдения или признания должника банкротом документов, хранение которых являлось обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах, об обществах с ограниченной ответственностью, о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами;
  • на дату возбуждения дела о банкротстве не внесены подлежащие обязательному внесению в соответствии с федеральным законом сведения либо внесены недостоверные сведения о юридическом лице: в единый государственный реестр юридических лиц на основании представленных таким юридическим лицом документов, в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в части сведений, обязанность по внесению которых возложена на юридическое лицо.

Данные нововведения следует считать продолжением идеи, уже заключенной в прежней редакции Закона - отсутствие тех или иных документов, которые являются важными, и без которых невозможны полноценное ведение процедур банкротства и как следствие корректные расчеты с кредиторами, является основанием для привлечения ответственных лиц к субсидиарной ответственности по долгам компании.

При этом следует помнить, что не всякое отсутствие указанных в Законе документов является основанием для привлечения руководителя к субсидиарной ответственности. Отсутствие документов или искажение информации в них обязательно должны являться причиной существенного затруднения проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирования и реализации конкурсной массы. Данный вывод неоднократно подтверждался в судебной практике. Так, например, при рассмотрении дела № А48-2087/2011 Арбитражный суд Центрального округа отправил его на новое рассмотрение, поскольку судами нижестоящих инстанций не был исследован вопрос о наличии причинно-следственной связи между непередачей директором документации и невозможностью формирования конкурсной массы.

3. В размер субсидиарной ответственности контролирующего должника лица не включаются требования, принадлежащие этому лицу, либо заинтересованным по отношению к нему лицам.

Такие требования не подлежат удовлетворению за счет средств, взысканных с контролирующего должника лица. Отсутствие законодательного регулирования данного вопроса на практике порождало достаточно сложностей при распределении имущества, которое могло быть получено от контролирующего должника лица в порядке привлечения его к субсидиарной ответственности. Кредиторы были вынуждены доктринально и через общие принципы добросовестности, недопустимости злоупотребления правом в суде обосновывать ошибочность подхода, при котором часть денежных средств, взысканных с ответственного лица, не распределяется между кредиторами, так как они фактически возвращаются обратно лицу, привлеченному к субсидиарной ответственности, потому что его требования также включены в реестр. При этом автору статьи, лично столкнувшемуся с данной проблемой, не удалось найти судебный акт, уровня кассации и выше, в котором бы была подтверждена справедливость позиции кредитора. Стоит надеяться, что с внесением изменений практика будет формироваться по иному пути.

4. Увеличен срок для обращения с заявлением о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности. Привлечение к субсидиарной ответственности теперь возможно в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, а также после завершения процедуры банкротства.

По новым правилам обращение с заявлением о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности возможно в течение трех лет со дня, когда лицо, имеющее право на подачу такого заявления, узнало или должно было узнать о наличии соответствующих оснований, ранее такое заявление могло быть подано в течение одного года.

Правом на подачу заявления о привлечении к субсидиарной ответственности теперь обладают арбитражный управляющий, представитель работников должника, работники или бывшие работники должника, перед которыми у должника имеется задолженность, уполномоченные органы и конкурсные кредиторы. Здесь важно отметить, что незадолго до принятия Главы III.2 в Закон о банкротстве вводилось новое правило, в соответствии с которым обратиться с заявлением мог только арбитражный управляющий. Однако в действующей редакции Закона право на обращение с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности кредиторам возвращено. При этом лица, имеющие право на подачу заявления, теперь могут это сделать в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротств е, введения стадии конкурсного производства дожидаться не обязательно.

5. Возможность инициировать привлечение контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности после завершение конкурсного производства.

Раньше недобросовестные владельцы бизнеса считали нормой провести процедуру банкротства компании, «обнулить» по итогам ее проведения требования всех кредиторов и забыть про все обязательства, так как если бы их никогда не существовало. Теперь же прекращение деятельности компании больше не является финальной стадией расчета с налоговыми органам и кредиторами. В случае если будут выявлены основания для привлечения контролирующих должника лиц к ответственности, то соответствующее заявление может быть подано и после завершения конкурсного производства, а также в случае прекращения производства по делу о банкротстве в связи с недостаточностью средств, необходимых для финансирования процедуры. Срок, установленный для подачи такого заявления, составляет три года со дня завершения конкурсного производства (прекращения производства по делу).

6. Кредиторы получили возможность взыскания денежных средств в свою пользу.

В прежней редакции Закона о банкротстве (п. 8 ст. 10) содержалась довольно лаконичная формулировка, в соответствии с которой денежные средства, взысканные с лиц, привлеченных к субсидиарной ответственности, подлежали включению в конкурсную массу; кроме того, предусматривалась возможность реализации требования о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности по правилам ст. 140 Закона (уступка прав требований путем их продажи). Такое положение, конечно, не могло устраивать кредиторов, так как на практике было совсем не ясно, кто и как должен выбирать способ распоряжения правом, какие механизмы воздействия есть у несогласных с выбранным способом кредиторов.

По новым правилам, закрепленным в ст. 61.17 Закона о банкротстве, налоговые органы и кредиторы, сумевшие добиться привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, получили возможность самостоятельного (без участия арбитражного управляющего и иных кредиторов) взыскания с них денежных средств в сумме, соответствующей размеру задолженности должника перед ними. В Законе довольно подробно прописана процедура выбора способа и его последующей реализации.

Данные изменения должны помочь, в первую очередь, пресечь недобросовестные действия арбитражных управляющих (часто действующих в интересах контролирующих должника лиц) направленные на реализацию всей массы прав требований к контролирующему лицу по заниженной цене, что само собой не способствует реальной защите интересов кредиторов.

Помимо вышеизложенного в качестве положительных изменений стоит также отметить новые положения Закона, подробно регламентирующие саму процедуру обращения с заявлением о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности и его рассмотрения судом.

Не осталось без внимания и положение лиц, привлекаемых к субсидиарной ответственности, теперь они имеют права и несут обязанности лица, участвующего в деле о банкротстве, как ответчики по поданному заявлению. Также за ними закреплено право обратного требования (регресса) к должнику по делу о банкротстве в размере выплаченной суммы; такое требование удовлетворяется после всех других требований, причем не только включенных в реестр, но и «зареестровых».

***
В завершении хотелось быть еще раз отметить положительный характер изменений, внесенных в Закон о банкротстве. Новые правила должны существенно упростить жизнь кредиторов, основной интерес которых состоит не в формальном проведении процедуры банкротства, а в реальном получении денежных средств с недобросовестных владельцев, часто рассматривающих банкротство компании как очень удобный и, главное, безопасный для себя способ ухода от исполнения существующих обязательств. В перспективе положения о субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц должны быть развиты судебной практикой и могут стать основным инструментом в борьбе с недобросовестными банкротствами.

С момента, когда в силу вступил Закон о банкротстве в 2015 году, российские должники в большей степени поменяли свое мнение о банкротстве. Ранее пугавшая обычных граждан процедура банкротства сегодня стала чуть ли не самым популярным способом избавиться от своих кредиторских обязательств. В связи с этим власти регулярно меняют законодательство о несостоятельности.

Рассмотрим, какие поправки в Законе о банкротстве в 2018 году необходимо принять во внимание кредиторам и должникам.

Поправки в Законе о банкротстве в 2018 году

В 2015 году законодатели предоставили физлицам возможность заявлять о своей несостоятельности. Но то ли должники не знали последствий этой процедуры, то ли не понимали в чем плюсы, но к такому способу избавления от долговых обязательств прибегали неактивно.

В 2017 году россияне, желающие обанкротить себя, вошли во вкус. Законодатели, в свою очередь, в июле 2017 года приняли изменения в Законе о несостоятельности, часть которых начала действие уже с начала этого года.

Очередная серия поправок в Законе о банкротстве в 2018 году коснулась не только общих правил, но и отдельных его частей. Согласно обновленной редакции, обратиться с намерением признать должника банкротом обязаны будут сам должник и его бывший сотрудник, а также, как и ранее предусматривалось, конкурсный кредитор. Соответствующая информация также должна публиковаться в реестре сведений о деятельности юрлиц.

Становится очевидным, что изменения в Законе о банкротстве с 2018 года делают доступными сведения о том, какие компании собираются обанкротиться.

Такая возможность, например, предостережет от начала сотрудничества с турагентом-банкротом.

Юристы «Закона и права» на предварительной консультации дадут полную информацию, как проходит банкротство физических лиц в 2018 году.

Что изменилось для застройщиков

Особого внимания заслуживают поправки в Законе о банкротстве 2018 года, касающиеся застройщиков. Теперь процедуры, связанные с оздоровлением и наблюдением за ними в период несостоятельности, осуществляться не будут. Свое банкротство они начнут сразу с конкурсного производства.

Но при этом остается возможность ввести внешнее управление, если суд сочтет, что существуют основания для планомерного улучшения финансового положения будущего банкрота. А значит есть перспектива в восстановлении его способности исполнить денежное обязательство.

Изменения в Законе о банкротстве с 2018 года также предусмотрели возможность создания специальной организации некоммерческого характера - фонда, который защищает права граждан, участвующих в долевом строительстве. При том, что участниками являются сами застройщики, учредителем станет государство. Отчисления в фонд каждого из участников по 1,2% от суммы подписанного договора дают возможность при банкротстве самой компании выплатить гражданам компенсацию.

Таким образом, интересы людей, вложивших свои деньги в приобретение строящихся квартир, будут защищены от возможного банкротства компании-застройщика. Фонд при этом обладает полномочиями заявить о банкротстве застройщика в суд, а также осуществляет столь необходимую аккредитацию арбитражного управляющего, который будет проводить банкротство. То есть перечень тех лиц, которые могут участвовать в деле о банкротстве застройщика, расширен.

Вновь принятые изменения в законодательстве о банкротстве поменяли и саму процедуру, которая касается внесения требований в реестр. Теперь только суд может вынести такое определение. Рассмотрение требований и включение их в реестр стало прерогативой конкурсного управляющего.

Срок, в течение которого участники строительства могут заявить требования, определен тремя месяцами, начиная с размещения сведений о старте конкурсного производства. Любые спорные вопросы по этому поводу будет рассматривать, как и раньше, суд.

Основная цель внесенных поправок в Законе о банкротстве в 2018 году - упрощение процедуры и сокращение ее сроков. Кроме того, они повысят степень доступности сведений о приближающемся банкротстве компании. Проверить своих контрагентов через доступные источники станет значительно проще. Это существенно сократит риски сотрудничества с новыми контрагентами.

«Закон и право» - компания, предоставляющая помощь в оформлении банкротства физического лица на профессиональном уровне. Мы отслеживаем последние изменения в законодательстве и знаем все аспекты банкротства физических лиц в 2018 году. Сопровождаем процедуры банкротства с 2000 года и выиграли более 1750 судебных процессов. Наши специалисты оценят ситуацию, проанализируют имеющиеся документы, а также минимизируют все риски. С нами вы под надежной защитой закона!