Как происходит постановка на учет по безработице. Правовой статус и правила регистрации безработных граждан Регистрация безработных граждан осуществляется по следующим этапам

При регистрации государственные учреждения службы занятости населения осуществляют постановку на регистрационный учет граждан в целях поиска подходящей работы (далее - регистрационный учет), ведение регистрационного учета граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы (далее - зарегистрированные граждане), и снятие с регистрационного учета зарегистрированных граждан.


Судебная практика и законодательство - Постановление Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 (ред. от 26.03.2019) "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" (вместе с "Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы", "Правилами регистрации безработных граждан")


- постановлении Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" (далее - постановление N 891);


Правовой статус безработных включает в себя определение понятия безработного, его права и обязанности, социальные гарантии и компенсации при потере работы и в других случаях. Безработными признаются граждане, которые:

1) Являются трудоспособными по возрасту и состоянию здоровья (т.е. достигли 16 лет и не получают пенсию по старости или за выслугу лет.

2) Не имеют работы и заработка. При этом не учитывается оплата за выполнение общественных работ и те выплаты, которые получает работник, при увольнении.

3) Готовы приступить к подходящей работе, потому что временно нетрудоспособные граждане (находящиеся в больнице, медицинском обследовании, санатории, женщины при беременности свыше 30 недель не могут приступить к работе, поэтому не регистрируются в службе занятости, в качестве лиц, ищущих работу.

4) Зарегистрированы в целях поиска подходящей работы в службе занятости по месту жительства.

5) Нетрудоустроенные в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы.

Для регистрации безработным необходимы следующие документы:

1) Паспорт или документ удостоверяющий личность.

2) Трудовая книжка.

3) Документ об образовании или профессиональной подготовке.

4) Справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы.

5) Впервые ищущие работу предоставляют паспорт и документ об образовании.

6) Инвалиды и лица имеющие ограничения по здоровью предоставляют документы, выданные бюро медико-социальной экспертизы(индивидуальная программа реабилитации).

В течение 10 дней со дня обращения служба занятости обязана по возможности предложить гражданину 2 варианта подходящей работы, а если нельзя подобрать подходящую работу (не любую работу) или у гражданина нет необходимой квалификации, то два варианта профессиональной подготовки. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа, профессиональная подготовка по одной и той же специальности дважды. В саратовской области на сегодняшний день, самыми невостребованными гражданами являются граждане от 40 лет - 35%, другая возрастная категория 30-45 лет - 32.2 %, до 24 лет - 12,6% безработных.

Критерии подходящей работы должны учитывать 4 фактора:

1) Профессиональную пригодность работника (по диплому, свидетельству, продолжительностью работы по профессии, уровню квалификации). Работодатели обычно не берут на работу тех, у кого есть перерыв в служебной деятельности хотя бы 1 месяц. Для юриста, имеющие перерыв в 1 год, представляет сложность найти подходящую юридическую работу. В службу занятости обращаются которые имеют не одно высшее образование. Подходящая работа та, которую он выполнял последнее время, но все же учитывается мнение безработного.


2) Условия последнего места работы . учитывается заработок и состояние охраны труда. В данном случае предлагаемый заработок по новому месту работы не может быть ниже среднемесячного заработка, который он получал на предыдущей работе.

3) Состояние здоровья (принимается во внимание возраст, физические недостатки, хронические заболевания) в данном случае подходящей будет являться та работа, которая соответствует рекомендациям службы медико-социальной экспертизы. Гражданин должен быть физически способным выполнять ту или иную работу.

4) Транспортная доступность нового места работы. Т.е. максимальная удаленность подходящей работы от места жительства с учетом развития сети общественного транспорта. При этом учитывается не только продолжительность маршрута, но и возможность стыковки общественного транспорта, т.е. продолжительность времени, которое работник затрачивает на дорогу в один конец.

1) впервые ищущих работу, раннее не работавших, не имеющих профессии специальности;

2) отказавшихся повысить, восстановить квалификацию по имеющейся профессии специальности получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального двенадцатимесячного периода безработицы;

3) состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев;

4) более трех лет не работавших;

5) обратившихся в службу занятости после окончания сезонных работ.

Для них подходящей считается любая работа оплачиваемая в том числе временного характера, отвечающая требованиям законодательства о труде (в т.ч. даже общественные работы).

1) Связано с переменой места жительства.

2) Условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда.

3) Предлагаемый заработок ниже заработка по прежнему месту работы. Отказ от такой работы не влечет для безработного неблагоприятных последствий.

Решение признания гражданина безработным принимается службой занятости не позднее 11 календарных дней со дня предъявления необходимых документов. Для признания гражданина безработным не имеют значения:

1) Причина расторжения трудового договора по последнему месту работы;

2) Сколько времени прошло со дня увольнения по день обращения в службу занятости;

Безработными не могут быть признаны граждане:

1) Не достигшие 16 лет;

2) Которым назначена пенсия по старости или за выслугу лет;

3) Осужденные по решению суда к исправительным работам или к наказанию в виде лишения свободы;

4) Отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации от 2 вариантов подходящей работы, включая временные, а ранее не работавшие, не имеющие профессии специальности включая отказ от профессиональной подготовке;

5) Не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в службу занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в установленный срок для регистрации в качестве безработных.

Отказ в регистрации не лишает гражданина права на повторное обращение в службу занятости через 1 месяц. Отказ в период безработицы от 2 вариантов подходящей работы может повлечь приостановку выплаты пособий по безработице на срок до 3 месяцев. Период на который приостановлена выплата пособия засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.

Безработный снимается с учета, если он:

1) Признается занятым;

2) Осужден к исправительным работам или наказаниям в виде лишения свободы;

3) Переехал в другую местность;

4) Не явился в службу занятости без уважительных причин более месяца;

5) Пытался получить или получал пособие по безработице обманным путем (сокрытие заработка или предоставление документов, содержащие заведомо ложные сведения).

6) Ему назначена пенсия по старости или за выслугу лет.

В правовой статус безработного включаются также его права и обязанности. Обязанности безработного сводятся к следующему:

1) Соблюдать условия регистрации и перерегистрации;

2) Являться на переговоры с работодателем в установленный срок по направлению службы занятости;

3) Информировать службу занятости о трудоустройстве и всех изменениях, связанных с начислением и выплатой пособия по безработице.

4) Активно содействовать трудоустройству. (Не отказываться от подходящей работы).

5) Добросовестно учиться по направлению службы занятости.

3. Социально правовые гарантии и компенсация.

Все граждане, обратившиеся в службу занятости при отсутствии статуса безработного имеют следующие права:

1) На бесплатную консультацию по вопросам занятости.

2) На бесплатное получение информации в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства и возможности получения профессионального образования.

3) На бесплатное содействие в отборе подходящей работы.

4) Дополнительные меры содействия в подборе работы для лиц с ограниченными возможностями и особо нуждающихся в социальной защите. Для них предусмотрено квотирование, резервирование рабочих мест, организуется обучение по специальным программам, закрепляется преимущественное право поступления на работу на государственные предприятия.

4. Участие в общественных работах. Эти работы не требуют специальной подготовки. С лицами желающими работать заключается срочный трудовой договор, кроме того, в этот период безработные граждане имеют право не компенсацию в размере причитающегося им пособия по безработице. Общественные работы организуются по следующим направлениям:

1) проведение сельскохозяйственных работ

2) строительство ремонт жилья

3) уход за престарелыми инвалидами и т.д.

Перечень направлений деятельности не является исчерпывающим и позволяет субъектам организовать общественные работы по всем видам экономической деятельности. В случаях угрозы массового увольнения работников временные работы могут организовываться непосредственно работодателями в своих организациях. При этом к временным работам могут быть отнесены работы выходящие за рамки обычной деятельности работодателя (благоустройство, реконструкция, монтажные, пусконаладочные, архивные и др. работы).

Садовники, заработок 6.030 руб, вахтер 6.030 руб, слесарь, уборщик и т.д.

Право на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц.

Граждане получившие статус безработного кроме того имеют право на следующие гарантии и компенсации:

1) Право на бесплатную, профессиональную ориентацию.

2) На бесплатную профессиональную подготовку и переподготовку по направлению службы занятости. Право в приоритетном порядке пройти обучение имеют: а) инвалиды; б) безработные граждане, по истечение 6 месяцев периода безработицы; в) выпускники общеобразовательных учреждений; г) граждане впервые ищущие работу, ранее не работавшие.

3) Право на выплату стипендий и выплату пособий по безработице.

4) Право на компенсацию в связи с направлением на работу обучения в другую местность по направлению службы занятости.

5) Право, на период участия в общественных работах, на компенсацию в размере причитающегося пособия по безработице.

6) На бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу по направлению службы занятости.

7) На материальную поддержку в период временной нетрудоспособности и отпуска по беременности и родам.

8) Право на оказание помощи в открытии собственного дела.

9) На материальную помощь в соответствующие периоды.

10) Право по предложению службы занятости на досрочное, но не ранее чем за два года, оформление выхода на пенсию безработного.

Право на дополнительную материальную помощь от службы занятости имеют безработные граждане из числа утративших право на получение пособия по безработице в связи с истечением периода его выплаты, а также лицам находящимся на его содержании. К ним относятся лица не достигшие 18 лет состоящие в родстве с безработным и не имеющим самостоятельного источника работы. Помощь оказывается в виде периодических или единовременных выплат (6-12 месяцев). Возможность оплаты детских путевок в оздоровительные учреждения и лагеря, а также компенсации расходов на проезд ребенка к месту отдыха и обратно. Дополнительные гарантии и льготы установленные:

1) Для граждан потерявших работу по независящим от них причинам;

2) Для граждан, уволенных с военной службы (создание специальных служб занятости, которые занимаются подготовкой для военнослужащих и т.д.)

Порядок регистрации безработных граждан определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Предусмотрены следующие ВИДЫ РЕГИСТРАЦИИ безработных граждан:

1) ПЕРВИЧНАЯ РЕГИСТРАЦИЯ – в целях учета общей численности граждан, ищущих работу, и предоставления им общей информации о рынке труда, о наличии свободных мест, о возможности профессиональной подготовки. Первичная регистрация осуществляется без предоставления безработным каких-либо документов.

2) РЕГИСТРАЦИЯ В ЦЕЛЯХ ПОИСКА ПОДХОДЯЩЕЙ РАБОТЫ – для граждан, которые не могут самостоятельно реализовать поиск подходящей работы, нуждается в помощи со стороны государства.

Для данного вида регистрации гражданин обязан предоставить следующие документы:

а. Паспорт;

б. Трудовую книжку или документы, их заменяющие;

в. Документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию;

г. Справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы;

Для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорт и документ об образовании.

3) РЕГИСТРАЦИЯ В КАЧЕСТВЕ БЕЗРАБОТНОГО – осуществляется для граждан, в отношении которых служба занятости не может подыскать подходящую работу в течение 10 дней после регистрации в целях поиска подходящей работы;

4) ОЧЕРЕДНАЯ ПЕРЕГИСТРАЦИЯ – суть ее состоит в том, что безработный не менее двух раз в месяц должен проходить перерегистрацию для подтверждения отсутствия трудоустройства.

Безработными признаются только те граждане, которым служба занятости в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы не подыскала более двух вариантов подходящей работы.

Подходящая работа

СХЕМА № 2.

Пособие по безработице, его размеры, порядок и сроки выплаты.

СХЕМА № 3.

СХЕМА № 4.

СХЕМА № 5.

СХЕМА № 6.

СХЕМА № 7.

СПРАВКА № 1.

Общественные работы, порядок их организации и направления на них



Целями общественных работ являются:

Удовлетворение потребностей территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер;

Предоставление гражданам материальной поддержки в виде временного заработка;

Сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе;

Временное трудоустройство граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, а также имеющих опыта работы.

Под ОБЩЕСТВЕННЫМИ РАБОТАМИ понимается трудовая деятельность ,

а. имеющая социально полезную направленность и

б. организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

К общественным работам не относится деятельность , связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующих специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.

К общественным работам, в частности, могут относиться:

Строительство автомобильных дорог, их ремонт и содержание;

Заготовка сельскохозяйственной продукции;

Озеленение и благоустройство территорий;

Проведение мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования и т.д.

Общественные работы проводятся в организациях независимо от организационно-правовой формы. При массовом высвобождении работников и росте безработицы могут разрабатываться и утверждаться региональные и территориальные программы развития общественных работ.

Направление на участие в общественных работах в соответствующей организации, выданное гражданину, является основанием для его приема на работу. Услуги по направлению граждан на общественные работы органами службы занятости оказываются бесплатно.

Направить гражданина для участия в общественных работах можно только с его согласия. С этими гражданами заключается срочный трудовой договор.

Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится за фактически выполненную работу.

Для большинства безработных граждан общественные работы не являются подходящей работой , и они могут отказаться от предложения органов службы занятости принять в них участие.

Однако для ОПРЕДЕЛЕННЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН ОБЩЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ ЯВЛЯЮТСЯ ПОДХОДЯЩЕЙ РАБОТОЙ , и в случае отказа от предложения органов службы занятости принять в них участие граждане могут потерять право на пособие по безработице, а в отдельных случаях им может быть отказано в регист рации их в качестве безработных.

- впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности);

- отказавшиеся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы;

- состоящие на учете в органах службы занятости более 18 месяцев , а также более 3 лет не работавшие;

Обратившиеся в органы службы занятости после окончания сезонных работ;

Уволенные более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

Ранее занимавшиеся предпринимательской деятельностью;

Стремившиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва;

Направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия.

Общественные работы финансируются за счет средств организаций, в которых организуются эти работы.

В период участи в общественных работах несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет может оказываться материальная поддержка.

Система подготовки и переквалификации безработных граждан с помощью службы занятости.

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан являются формой реализации их конституционных прав на труд, защиту от безработицы и активной политики занятости населения.

В настоящее время действует и постоянно развивается система профессионального обучения безработных граждан.

Профессиональное обучение по направлениям органов службы занятости могут пройти не все безработные граждане, а только те из них, которые отвечают одному из условий, указанных в ст.23 Законы о занятости.

СХЕМА № 8

Прохождение профессионального обучения, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан являются правом безработного гражданина.

Прекращение обучения гражданином является одним из основанием для приостановления выплаты пособия по безработице.

Какие документы нужно представить в службу занятости гражданину для регистрации в качестве безработного?

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации. Это следует из п. 2 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", (далее – Закон N 1032-1).

Документы, которые должно представить на биржу труда лицо, потерявшее работу и лицо, впервые ищущее работу, несколько различаются (п. 4, п. 5 Правил регистрации безработных граждан (далее – Правила), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891).

Так, согласно Правилам постановка на регистрационный учет безработных граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов:

а) паспорт;

б) документ об образовании;

в) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации.

Постановка на регистрационный учет безработных граждан, потерявших работу, осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов:

а) паспорт или документ, его заменяющий;

б) трудовая книжка или документ, ее заменяющий;

в) документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях;

г) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы;

д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (далее - индивидуальная программа реабилитации).

На федеральном уровне форма справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы, содержащей необходимую информацию для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, не утверждена. В связи с этим справка, утвержденная органами государственной власти субъектов РФ, может быть использована в работе органов службы занятости до утверждения формы данной справки на федеральном уровне. Например, в г. Москве применяется форма справки, утвержденная Приказом ДТиЗН г. Москвы от 27.04.2010 N 132.

До недавнего времени одним из условий принятия органами службы занятости решения о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным являлось наличие справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы.

Как указал Конституционный суд РФ в Постановлении от 06.10.2015 N 24-П само по себе законодательное закрепление перечня документов, при представлении которых гражданин, зарегистрированный в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, должен быть признан безработным, не выходит за рамки дискреционных полномочий федерального законодателя, поскольку является элементом правового механизма социальной защиты от безработицы и в силу этого не может рассматриваться ни как нарушение права граждан на защиту от безработицы, закрепленного ст. 37 (ч. 3) Конституции РФ, ни как умаление государственных гарантий его реализации.

Целью обеспечения подбора гражданину подходящей работы обусловлены, соответственно, и требования о представлении им документов о квалификации, справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы, а также индивидуальной программы реабилитации - для граждан, относящихся к категории инвалидов. Кроме того, справка о среднем заработке необходима для определения размеров пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости: указанные выплаты устанавливаются в прямом процентном отношении к среднему заработку безработного, исчисленному за последние 3 месяца по последнему месту работы (п. 1 ст. 29, п. 1 ст. 30, п. 1 ст. 33 Закона N 1032-1).

Согласно мнению Конституционного суда РФ, закрепление на законодательном уровне перечня документов, необходимых для принятия органами службы занятости решения о признании гражданина безработным, согласуется с конституционно значимыми целями социальной защиты от безработицы и имеет целью содействие безработным гражданам в поиске подходящей работы и оказание им государственной поддержки, в том числе посредством предоставления временного источника средств к существованию в виде пособия по безработице.

По буквальному смыслу п. 2 ст. 3 Закона N 1032-1, закрепленный в нем перечень документов имеет универсальный характер, т.е. распространяется на все категории граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, вне зависимости от факта осуществления ими до обращения в органы службы занятости трудовой или иной общественно полезной деятельности, давности прекращения и характера этой деятельности.

Вместе с тем федеральный законодатель, реализуя свои дискреционные полномочия по установлению правового механизма социальной защиты от безработицы, предусмотрел для отдельных категорий безработных граждан специальное регулирование в части определения критериев подходящей работы, а также размеров назначаемого им пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой в случае направления их органами службы занятости для прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования. К их числу относятся, в частности:

а) граждане, прекратившие индивидуальную предпринимательскую деятельность;

б) а также лица, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1-го года) перерыва.

Оказание содействия в подборе подходящей работы гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность, и лицам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1-го года) перерыва, а также назначение пособия по безработице или стипендии на период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования не требуют от органов службы занятости обязательного установления размера среднего заработка этих граждан по последнему месту работы, поскольку от него не зависят ни допустимость предлагаемой им оплачиваемой работы в качестве подходящей, ни размеры указанных социальных выплат.

Кроме того, само по себе отсутствие сведений о размере их среднего заработка по последнему месту работы не должно служить препятствием и для надлежащего осуществления в отношении них органами службы занятости функций по предоставлению иных мер государственной поддержки в области содействия занятости и защиты от безработицы, виды и объем которых Закон N 1032-1 также никоим образом не связывает с размером среднего заработка лиц, относящихся к одной из названных категорий.

Сформулированный в п. 3 ст. 3 Закона N 1032-1 исчерпывающим образом перечень категорий граждан, которые не могут быть признаны безработными, не включает граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, но не представивших органам службы занятости документ, содержащий сведения о размере среднего заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы

Таким образом, Закон N 1032-1 не предполагают возможность отказа органов службы занятости в признании безработными трудоспособных граждан, относящихся к категориям лиц, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность или стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1-го года) перерыва, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней, только на том основании, что ими не представлена справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы.

В связи с вышеизложенным Конституционный суд РФ в Постановлении от 06.10.2015 N 24-П признал взаимосвязанные положения п. 1 и п. 2 ст. 3 Закона N 1032-1 не противоречащими Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают возможность отказа органов службы занятости в признании безработными граждан, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность либо стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1-го года) перерыва, только на том основании, что ими не представлена справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы.

Однако, в связи с появление вышеуказанного Постановления Конституционного суда РФ возможно следует ожидать некоторых изменений в пункт о необходимости предоставлять справку о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы. Возможно, в тексте Закона N 1032-1 будет сделано исключение о необходимости предоставлять данную справку для граждан, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, а также для лиц, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1-го года) перерыва.

НА ПЕРВЫЙ-ВТОРОЙ РАССЧИТАЙСЯ!

Осенью прошлого года был принят документ, представляющий интерес не только для чиновников службы занятости, но и для работников кадровых служб. Речь идет о Порядке (далее — Порядок) <1>. С помощью этого документа кадровый специалист сможет успешно сориентировать бывшего сотрудника (уволенного по сокращению штата, по собственному желанию или по другим основаниям) в том, как ему действовать в дальнейшем, куда обращаться в поисках новой работы, какие документы при себе иметь, на какие преференции рассчитывать. А их предполагается немало.

———————————

<1> Порядок утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 30.09.2010 N 847н. Приказ вступил в силу 30.11.2010 вместе с Постановлением Правительства РФ от 13.11.2010 N 904, признавшим утратившим силу Постановление Правительства РФ от 22.04.1997 N 458 «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан».

Государственное учреждение службы занятости населения (далее — служба занятости населения), а именно туда следует обратиться сотруднику, потерявшему работу, предоставит ему информацию о состоянии рынка труда, о правах и гарантиях в области занятости. Поможет воспользоваться услугой по профессиональному обучению и по поиску подходящей работы. Поддержит в том случае, если гражданин захочет участвовать в общественных работах или открыть свое дело. А главное, соблюдая определенный порядок, признает гражданина безработным и назначит ему пособие по безработице.

Фрагмент документа. Статья 28 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 «Гарантии социальной поддержки безработных».

Ждите писем…

Новый Порядок принят Министерством труда и социального развития РФ, тогда как аналогичный документ, действовавший ранее, был утвержден Правительством РФ. Тем самым выполнены условия ст. 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон РФ N 1032-1), которая говорит о том, что «порядок регистрации безработных граждан определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти».

Что нового появилось в процедуре учета безработных? Появилось условие о том, что служба занятости населения должна уведомлять граждан о регистрации их в качестве безработных (об отказе в регистрации, снятии с учета) в письменной форме. А перерегистрацию безработные должны проходить «не более двух раз в месяц». Таким образом, в новом Порядке было учтено мнение Верховного Суда РФ, признавшего недействующей норму о прохождении переучета безработных «не реже двух раз в месяц». Ранее такая практика позволяла службе занятости по своему усмотрению устанавливать частоту этой процедуры. В то же время за рамками нового документа осталось понятие «первичная регистрация». Прежде она проводилась для учета общей численности безработных граждан, которые обращались в службу занятости по месту жительства для получения необходимой информации по вопросам содействия в трудоустройстве, а также для того, чтобы осведомиться о правилах назначения пособия по безработице.

К сведению. Пособие по безработице

В соответствии с п. 1 ст. 30 Закона РФ N 1032-1 пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, который исчисляется за последние три месяца по последнему месту работы сотрудника. Но при условии, если гражданин в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имел оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей). В остальных случаях, например, при увольнении за нарушение трудовой дисциплины и по иным виновным основаниям, пособие устанавливается в размере минимальной величины (п. 2 ст. 30 Закона Российской Федерации N 1032-1).

На 2011 г. минимальная величина пособия по безработице составляет 850 руб., максимальная — 4900 руб. (Постановление Правительства РФ от 12.10.2010 N 812).

О порядке по порядку

Новый Порядок регистрации безработных граждан регулирует вопросы, входящие в компетенцию службы занятости населения. Это вопросы учета в качестве безработных граждан <2>, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы; их перерегистрации и снятии с учета.

———————————

<2> Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

К сведению. Когда дела не терпят отлагательств

Гражданам, уволенным из организации по сокращению штатов или в связи с ликвидацией организации, следует обращаться в службу занятости населения как можно быстрее. И вот почему. Если бывший работник успеет появиться «на бирже» в течение двух недель после увольнения и не будет трудоустроен, то средний месячный заработок сохранится за ним в течение третьего месяца со дня увольнения (ст. 178 ТК РФ). Напоминаем, что по общему правилу работникам, уволенным по указанным основаниям, выплачивается выходное пособие в размере среднего заработка, а также за ними сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется на основании соответствующих решений, которые принимаются службой занятости населения по месту жительства обратившихся лиц. Решение принимается, если гражданину не может быть предоставлена подходящая работа в течение 10 дней со дня регистрации для поиска работы (не позднее 11 дней со дня предъявления им соответствующих документов). Возникает вопрос, что следует считать подходящей и неподходящей работой. Ответ на него содержится в Законе РФ N 1032-1.

В ст. 4 Закона сказано, что подходящей считается работа (в том числе и временного характера), которая соответствует пригодности работника с учетом его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянию здоровья и транспортной доступности рабочего места. При этом максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности. Однако для определенных категорий граждан критерии подходящей работы могут быть несколько иные. Так, для граждан, ранее не работавших (а также уволенных более одного раза в течение года, предшествующего началу безработицы, за виновные действия), подходящей считается оплачиваемая работа, требующая (не требующая) с учетом возрастных и иных особенностей граждан предварительной подготовки и отвечающая требованиям трудового законодательства.

В любом случае подходящей не может считаться работа, если она связана с переменой места жительства без согласия гражданина; условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда; предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Последнее положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал прожиточный минимум трудоспособного населения, исчисленный в субъекте Российской Федерации. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины данного прожиточного минимума.

О документах

Как мы говорили, для того чтобы быть зарегистрированным в качестве безработного, гражданин должен представить в службу занятости населения соответствующие документы (п. 3 Порядка). Это:

— паспорт или документ, его заменяющий;

— трудовая книжка;

— документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию;

— справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (для граждан, ранее не работавших, не имеющих профессии, трудовая книжка и справка о среднем заработке, соответственно, не требуются);

— индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном Порядке и содержащая рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда (для граждан, относящихся к категории инвалидов).

Проверяя документы, служба занятости населения вправе направлять запросы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения и организации с целью подтверждения достоверности сведений и подлинности предъявленных «бумаг». Решение о признании гражданина безработным оформляется специальным документом — приказом службы занятости населения (соответствующий приказ издается и в случае отказа гражданину в регистрации в качестве безработного, его перерегистрации и снятии с регистрационного учета). Приказ приобщается к личному делу безработного. Далее осуществляется регистрация гражданина в Регистре получателей государственных услуг. Затем он в письменной форме уведомляется о регистрации в качестве безработного.

Когда могут отказать?

При наличии определенных оснований служба занятости населения может отказывать в регистрации в качестве безработного. Например, если гражданина не устроят две вакансии, предложенные ему в течение 10 дней со дня постановки на учет в целях поиска подходящей работы. А впервые ищущему место (ранее не работавшему и при этом не имеющему профессии) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы. Отказано будет и гражданину, представившему документы, содержащие заведомо ложные сведения. Будет сказано «нет» не явившемуся без уважительных причин в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы для предложения подходящих вакансий.

Граждане, которым отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в службу занятости населения по этому вопросу через один месяц со дня принятия решения об отказе в признании их безработными.

Граждане, не явившиеся в срок в службу занятости населения для предложения им подходящей работы, могут представить в эту структуру документы, подтверждающие уважительность причин неявки. Например, такие как листок нетрудоспособности, повестку о прохождении медицинской комиссии при призыве на военную службу (на военные сборы); документы, подтверждающие участие в качестве присяжного или арбитражного заседателя; повестку в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суд или налоговый орган; документы, подтверждающие факты чрезвычайных обстоятельств, препятствующих явке гражданина в службу занятости населения.

Но и в этом случае безработными не признают лиц, не достигших 16-летнего возраста; которым назначена пенсия по старости либо или за выслугу; осужденных к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы.

Повторный учет и исключение из списков

В соответствии с п. 7 Порядка безработные граждане должны проходить перерегистрацию в установленные службой занятости населения сроки, но не более двух раз в месяц (как мы говорили, в ранее действовавшем Порядке было сказано «не реже двух раз в месяц»). Лица, не явившиеся на перерегистрацию в установленные сроки, для подтверждения уважительных причин неявки могут также предъявить оправдательные документы (примерный перечень документов см. с. 85 — 86). Перерегистрация осуществляется при условии предъявления гражданами паспорта или документа, его заменяющего; трудовой книжки; индивидуальной программы реабилитации инвалида (для граждан, относящихся к категории инвалидов). Перерегистрация безработных, впервые ищущих работу, не имеющих профессии, осуществляется при условии предъявления паспорта или документа, его заменяющего; документа об образовании; индивидуальной программы реабилитации инвалида (для граждан, относящихся к категории инвалидов).

Теперь о снятии с регистрационного учета. Эта процедура осуществляется в случаях, предусмотренных в п. 8 Порядка. Например, в случае признания гражданина занятым по основаниям, указанным в Законе.

К сведению. Кого Закон считает занятым?

Ответ на этот вопрос содержится в ст. 2 Закона РФ N 1032-1. К занятым гражданам, в частности, относятся лица, работающие по трудовому договору (выполняющие работы по гражданскому правовому договору), индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию. К числу занятых Закон относит и лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел; учащихся общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования; учредителей организаций (за исключением учредителей общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц, которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций) и некоторые другие категории граждан.

Или длительной (более месяца) неявки в государственные учреждения службы занятости населения без уважительных причин, попытки получения (получения) пособия по безработице обманным путем. Основанием для снятия с учета будет также переезд гражданина в другую местность или назначение ему пенсии по старости или за выслугу лет.

Ну и, конечно, быть исключенным из Регистра получателей государственных услуг гражданину можно, подав соответствующее письменное заявление об отказе в посредничестве службы занятости населения.