Постановление 304 о категориях чс техническая характеристика. О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Гидрологические опасные явления

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от ___ ___________ 2014года N____

О классификации чрезвычайных ситуаций


В соответствии со статьей 10 Федерального закона Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Классификацию чрезвычайных ситуаций.

2. Классификация чрезвычайных ситуаций применяется при:

введении режимов повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

установлении уровней реагирования на чрезвычайные ситуации;

определении границ зон чрезвычайной ситуации;

выдаче информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций для статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях.

3. Классификация чрезвычайных ситуаций, утвержденная настоящим постановлением, не распространяется на чрезвычайные ситуации в лесах, возникшие вследствие лесных пожаров.

4. Порядок учета чрезвычайных ситуаций определяет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

5. Считать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" .

Председатель Правительства
Российской Федерации


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от ______________2014 года N____

Классификация чрезвычайных ситуаций

1. Чрезвычайные ситуации классифицируются по масштабам чрезвычайных ситуаций и видам чрезвычайных ситуаций в соответствии с перечнем типовых источников чрезвычайных ситуаций (приложение).

Чрезвычайная ситуация характеризуется следующими показателями:

а) количеством пострадавших, в том числе:

погибших - 5 человек и более,

либо получивших ущерб здоровью (травмированных) - 10 человек и более,

либо нарушением условий жизнедеятельности (санитарно-эпидемиологического благополучия) населения на 24 часа и более на определенной территории, где невозможно проживание людей в связи с возникновением угрозы их жизни и здоровью или повреждением (уничтожением) имущества - у 100 человек и более.

б) материальными потерями (материальным ущербом) более суммы, установленной подпунктом ж) пункта 1 статьи 6 Федерального Закона от 27 июля 2010 года N 225 "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте".

2. По масштабам чрезвычайные ситуации подразделяются на:

а) локальные (объектовые) чрезвычайные ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории организации (объекта);

б) муниципальные (местные) чрезвычайные ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного муниципального образования;

в) региональные (межмуниципальные) чрезвычайные ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного субъекта Российской Федерации и затрагивает территорию двух и более муниципальных образований.

г) федеральные чрезвычайные ситуации, если зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы территории двух и более субъектов Российской Федерации.

3. По видам чрезвычайных ситуаций различают:

чрезвычайные ситуации природного характера;

чрезвычайные ситуации техногенного характера;

Приложение. Перечень типовых источников чрезвычайных ситуаций

Приложение
к классификации
чрезвычайных ситуаций

1) природного характера:

опасные геофизические явления, в том числе:

землетрясения;

извержения вулканов;

другие опасные геофизические явления;

опасные геологические явления, в том числе:

оползни, сели, обвалы, осыпи;

другие опасные геологические явления;

опасные метеорологические явления, в том числе:

очень сильный ветер, ураган, шквал, смерч;

сильный дождь, сильный снегопад, крупный град;

сильный мороз;

аномально жаркая погода;

сход снежных лавин;

другие опасные метеорологические явления;

опасные агрометеорологические явления, в том числе:

заморозки, засуха, суховей, пыльные бури;

другие опасные агрометеорологические явления;

опасные гидрологические явления, в том числе:

половодье, паводок, зажор, затор;

сель;

другие опасные гидрологические явления;

опасные морские гидрометеорологические явления, в том числе:

цунами;

сильное волнение, интенсивный дрейф льдов, обледенение судов;

отрыв прибрежных льдов с людьми на внутренних и внешних водоемах;

другие опасные морские гидрометеорологические явления;

природные пожары;

столкновение крупного метеорита, астероида, кометы или иного небесного тела с Землёй и другие источники.

2) техногенного характера:

крушения грузовых и пассажирских поездов, поездов метрополитенов;

кораблекрушения грузовых и пассажирских судов;

авиационные катастрофы, в том числе ракетно-космические катастрофы;

катастрофы на федеральных автомобильных трассах с грузовым и пассажирским транспортом;

аварии на магистральных газо-, нефте-, продуктопроводах;

взрывы (внезапное обрушение) в зданиях и сооружениях, в том числе на объектах промышленности, социально-бытового и культурного назначения;

выброс опасных химических, радиоактивных, биологических веществ;

аварии на электроэнергетических системах;

аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения, в том числе на тепловых сетях в холодное время года;

гидродинамические аварии;

гуманитарная катастрофа (массовое переселение населения из других регионов Российской Федерации и сопредельных государств), связанная с гибелью людей, угрозой их жизни и здоровью в условиях военных конфликтов, в том числе за пределами территории Российской Федерации;

другие техногенные источники чрезвычайных ситуаций.

Пояснительная записка к проекту постановления Правительства Российской Федерации "О классификации чрезвычайных ситуаций"


Проект постановления Правительства Российской Федерации "О классификации чрезвычайных ситуаций" (далее - проект постановления) разработан в соответствие с п.ж ст.10 федерального закона от 11 ноября 1994 года* N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - закон о защите населения) в целях совершенствования классификации чрезвычайных ситуаций.
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 21 декабря 1994 года". - Примечание изготовителя базы данных.


Положениями проекта постановления устанавливаются:

классификация чрезвычайных ситуаций по масштабам чрезвычайных ситуаций и по видам чрезвычайных ситуаций;

область применения классификации чрезвычайных ситуаций;

порядок учета чрезвычайных ситуаций;

перечень типовых источников чрезвычайных ситуаций.

Проектом постановления предусматривается:

установление показателей чрезвычайной ситуации;

конкретизация понятия "пострадавшие в чрезвычайной ситуации", включающее количество погибших от воздействия источников чрезвычайных ситуаций, получивших ущерб здоровью (травмированных) в результате воздействия источников чрезвычайных ситуаций, либо нарушением условий жизнедеятельности (санитарно-эпидемиологического благополучия);

отмена необходимости корректировки размера материального ущерба от чрезвычайных ситуаций в связи с возможными изменениями экономической обстановки в стране;

отмена понятий "чрезвычайная ситуация межрегионального характера" и "чрезвычайная ситуация межмуниципального характера" как не в полной мере соответствующих требованиям закона о защите населения и уровням реагирования, определенным в постановлении Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" .

Количественные показатели числа погибших от воздействия источников чрезвычайных ситуаций, получивших ущерб здоровью (травмированных) в результате воздействия источников чрезвычайных ситуаций, соответствуют подходам, которые формировались с начала 90-х годов, имеют многолетнюю практику применения в статистической отчетности, а также приводятся в аналогичных контекстах в других нормативных правовых актах.

Так, 5 человек погибших является критическим показателем, установленном в Трудовом кодексе Российской Федерации (ст.229) при определении особых условий расследования групповых несчастных случаев, причинами которых часто является воздействие источников чрезвычайных ситуаций.

Понятие "нарушений условий жизнедеятельности" применяется в формулировке п.3 ст.2 федерального закона от 27 июля 2010 года N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" . Количественный подход при оценке количества пострадавших (100 человек и более) установлен на основании среднемноголетних значений количества пострадавших при ЧС в пересчете на одну ЧС и соответствует среднему количеству жителей одного пятиэтажного четырех подъездного дома.

Принятие постановления позволит:

конкретизировать процедуру принятия решения руководителями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций о введении для соответствующих органов управления и сил единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации;

повысить эффективность реализации мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на основе применения классификации чрезвычайных ситуаций для установления соответствующих уровней реагирования, определения границ зон чрезвычайных ситуаций, предоставления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

упорядочить учет чрезвычайных ситуаций и предоставление статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях.

Реализация проекта постановления не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

В дополнение, необходимо отметить, что на происшествия, не попадающие под данную классификацию, как чрезвычайные ситуации, оперативное реагирование сил и средств РСЧС будет осуществляться в соответствии с нормативными правовыми документами как на угрозу возможной чрезвычайной ситуации.

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

Единый портал раскрытия информации
о подготовке федеральными органами
исполнительной власти проектов
нормативных правовых актов и результатах
их общественного обсуждения
http://regulation.gov.ru
по состоянию на 20.11.2014

Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304
"О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

С изменениями и дополнениями от:

Во исполнение Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на:

а) чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей;

б) чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;

в) чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;

г) чрезвычайную ситуацию регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

д) чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

е) чрезвычайную ситуацию федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. N 1094 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 39, ст 4563).

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2011 г. N 376 настоящее постановление дополнено пунктом 2.1

2.1. Установить, что классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предусмотренная пунктом 1 настоящего постановления, не распространяется на чрезвычайные ситуации в лесах, возникшие вследствие лесных пожаров.

В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" границы зон чрезвычайных ситуаций определяются руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством РФ, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.

Вместо классификации, ранее введенной в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. N 1094, устанавливается новая классификация чрезвычайных ситуаций.

Классификация предусматривает в зависимости от территории распространения, количества людей, погибших или получивших ущерб здоровью либо размера ущерба чрезвычайные ситуации: локального характера (не выходящая за пределы территории объекта, при этом количество пострадавших не более 10 человек или размер ущерба не более 100 тыс. руб.); муниципального характера (не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших - не более 50 человек либо размер ущерба составляет не более 5 млн. руб.); межмуниципального характера (затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших либо ущерба аналогичен критериям предшествующей ситуации); регионального характера (не выходит за пределы территории одного субъекта РФ, количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер ущерба составляет свыше 5 млн. руб., но не более 500 млн. руб.; межрегионального характера (затрагивает территорию двух и более субъектов РФ, количество пострадавших либо размер ущерба аналогичен региональной); федерального характера (количество пострадавших свыше 500 человек либо размер ущерба свыше 500 млн. руб.).

Всю совокупность возможных чрезвычайных ситуаций целесообразно первоначально разделить на конфликтные и бесконфликтные.

К конфликтным , прежде всего, могут быть отнесены военные столкновения, экономические кризисы, экстремистская политическая борьба, социальные взрывы, национальные и религиозные конфликты, терроризм, разгул уголовной преступности, крупномасштабная коррупция и др.

Бесконфликтные чрезвычайные ситуации , в свою очередь, могут быть классифицированы (систематизированы) по значительному числу признаков, описывающих явления с различных сторон их природы и свойств.

Все чрезвычайные ситуации можно классифицировать по трем основным принципам - масштабу распространения, темпу развития и природе происхождения.

Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения

При классификации чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения следует учитывать не только размеры территории, подвергнувшейся воздействию ЧС, но и ВОЗМОЖНЫЕ ее косвенные последствия. К ним относятся тяжелые нарушения организационных, экономических, социальных и других существенных связей, действующих на значительных расстояниях. Кроме того, принимается во внимание тяжесть последствий, которая и при небольшой площади ЧС может быть огромной и трагичной.

Локальные (частные) чрезвычайные ситуации не выходят территориально и организационно за пределы рабочего места или участка, малого отрезка дороги, усадьбы или квартиры. К локальным относятся чрезвычайные ситуации, в результате которых пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

Если последствия чрезвычайной ситуации ограничены территорией производственного или иного объекта (т.е. не выходят за пределы санитарно-защитной зоны) и могут быть ликвидированы его силами и ресурсами, то эти ЧС называются объектовыми.

Чрезвычайные ситуации, распространение последствий которых ограничено пределами населенного пункта, города (района), области, края, республики и устраняются их силами и средствами, называются местными. К местным относятся чрезвычайные ситуации, в результате которых пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

Региональные чрезвычайные ситуации - такие ЧС, которые распространяются на территорию нескольких областей (краев, республик) или экономический район. Для ликвидации последствий таких ЧС необходимы объединенные усилия этих территорий, а также участие федеральных сил. К региональным относятся ЧС, в результате которых пострадало от 50 до 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 500 до 1000 человек, либо материальный ущерб составляет от 0,5 до 5 млн. минимальных размеров оплаты труда.

Национальные (федеральные) чрезвычайные ситуации охватывают обширные территории страны, но не выходят за ее границы. Здесь задействуются силы, средства и ресурсы всего государства. Часто прибегают и к иностранной помощи. К национальным относятся ЧС, в результате которых пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда.

Глобальные (трансграничные) чрезвычайные ситуации выходят за пределы страны и распространяются на другие государства. Их последствия устраняются силами и средствами как пострадавших государств, так и международного сообщества.

Классификация чрезвычайных ситуаций по темпу развития

Каждому виду чрезвычайных ситуаций свойственна своя скорость распространения опасности, являющаяся важной составляющей интенсивности протекания чрезвычайного события и характеризующая степень внезапности воздействия поражающих факторов. С этой точки зрения такие события можно подразделить на:

  • внезапные (взрывы, транспортные аварии, землетрясения и т.д.);
  • стремительные (пожары, выброс газообразных сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), гидродинамические аварии с образованием волн прорыва, сель и др.),
  • умеренные (выброс радиоактивных веществ, аварии на коммунальных системах, извержения вулканов, половодья и пр.);
  • плавные (аварии на очистных сооружениях , засухи, эпидемии, экологические отклонения и т.п.). Плавные (медленные) чрезвычайные ситуации могут длиться многие месяцы и годы, например, последствия антропогенной деятельности в зоне Аральского моря.

Классификация чрезвычайных ситуаций по происхождению

В России применяется базовая классификация ЧС, построенная по типам и видам чрезвычайных событий, инициирующих чрезвычайные ситуации:

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ

Анализируя классификацию чрезвычайных ситуаций по происхождению, следует отметить следующие особенности.
На транспорте аварии и катастрофы могут быть различными.

Во-первых, это авиационные катастрофы, влекущие за собой значительное количество человеческих жертв. Они, как правило, требуют поисковых и аварийно-спасательных работ.
Во-вторых, аварии и крушения поездов на железнодорожном транспорте, взрывы и проявления агрессивных свойств перевозимых грузов. В этих случаях наблюдаются не только разрушение транспортных средств, гибель и увечья людей, но и загрязнение местности.
И, наконец, аварии на водных коммуникациях, сопровождающиеся значительными человеческими жертвами и загрязнением акваторий портов и прибрежных территорий нефтепродуктами и сильнодействующими ядовитыми веществами.

Аварии на промышленных объектах возможны без загрязнения окружающей природной среды вне санитарно - защитной зоны, но при этом зачастую загрязняются и разрушаются производственные помещения и другие сооружения, находящиеся на территории предприятия.
Окружающая природная среда часто загрязняется при авариях с выбросом радиоактивных веществ. К ним относятся:

  • аварии на АЭС с разрушением производственных помещений, инженерных сооружений и радиоактивным загрязнением территории за пределами санитарно - защитных зон;
  • утечка радиоактивных газов на предприятиях ядерно-топливного цикла;
  • аварии на ядерных суднах, падение летательных аппаратов с ядерными энергетическими устройствами на борту с последующим радиоактивным загрязнением местности.

Аварии с выбросом химических или бактериологических веществ сопровождаются групповым поражением обслуживающего персонала и населения на прилегающей к объекту территории. Такие аварии требуют проведения дегазационных и других специальных мероприятий на значительной территории.

Под водохозяйственными катастрофами имеются в виду затопления, образующиеся в результате разрушения гидротехнических сооружений. К авариям на системах жизнеобеспечения населения относятся аварии на трубопроводах, при которых транспортируемые вещества выбрасываются в окружающую среду, аварии на энергосетях, а также на прочих инженерных сооружениях. Все они, так или иначе, нарушают нормальную жизнедеятельность населения.

Чрезвычайными ситуациями (ЧС) принято называть обстоятельства, возникающие в результате стихийных бедствий (природные ЧС), аварий и катастроф в промышленности и на транспорте (техногенные ЧС), экологических катастроф, диверсий или факторов военного, социального и политического характера, которые заключаются в резком отклонении от нормы протекающих явлений и процессов и оказывают значительное воздействие на жизнедеятельность людей, экономику, социальную сферу или природную среду.

В Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» дано такое определение: «Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иных бедствий, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной зоне, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей».

ЧС, возникающие в мирное время в результате стихийных бедствий, катастроф, производственных и транспортных аварий, сопровождаются разрушением зданий, сооружений, транспортных средств, инженерных коммуникаций, гибелью людей, уничтожением оборудования и материальных ценностей.

Зона чрезвычайной ситуации – территория или водная акватория, на которой в результате возникновения источника ЧС или распространения его последствий на другие районы возникла ЧС.

Стихийные бедствия – это опасные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и другого происхождения таких масштабов, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, нарушением и уничтожением материальных ценностей, поражением и гибелью людей.

Стихийные бедствия часто приводят к авариям и катастрофам в промышленности, на транспорте, в коммунально-энергетическом хозяйстве и других сферах деятельности человека.

Авария – это повреждение машины, станка, установки, поточной линии, системы энергоснабжения, оборудования, транспортного средства, здания, сооружения. Очень часто аварии происходят на автомобильном, железнодорожном, воздушном и водном транспорте, в системах коммунально-бытового обслуживания. На промышленных предприятиях они, как правило, сопровождаются взрывами, пожарами, обрушениями, выбросом или разливом аварийно химически опасных веществ (АХОВ). Эти происшествия не столь значительны, без серьезных человеческих жертв.

Катастрофа – это событие с трагическими последствиями, крупная авария с гибелью людей.

Экологическая катастрофа – стихийное бедствие, крупная производственная или транспортная авария (катастрофа), которые привели к чрезвычайно неблагоприятным изменениям в среде обитания, как правило, к массовой гибели живых существ и значительному экономическому ущербу.

Все ЧС классифицируются по трем признакам:

1) сфера возникновения, которая определяет характер происхождения чрезвычайной ситуации;

2) ведомственная принадлежность, т.е. где, в какой отрасли народного хозяйства случилась данная чрезвычайная ситуация;

3) масштаб возможных последствий. Здесь за основу берутся значимость (величина) события, нанесенный ущерб и количество сил и средств, привлекаемых для ликвидации последствий.

1 . По сфере возникновения

Различают природные (рис. 1), техногенные (рис. 2) и экологические (рис. 3) ЧС.


Рис. 1. Классификация ЧС природного характера



Рис. 2. Классификация ЧС техногенного характера



Рис. 3. Классификация ЧС экологического характера


2. По ведомственной принадлежности различают ЧС:

1) в строительстве (промышленном, гражданском, транспортном);

2) в промышленности (атомной, химической, пищевой, металлургической, машиностроительной, горнодобывающей, удобрений);

3) в коммунально-бытовой сфере (на водопроводно-канализационных системах, газовых, тепловых, электрических сетях, при эксплуатации зданий и сооружений);

4) на транспорте (железнодорожном, автомобильном, трубопроводном, воздушном, водном);

5) в сельском и лесном хозяйстве.

3 . Классификация ЧС по масштабу возможных последствий

ЧС классифицируются согласно «Положению о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. № 1094. Оно предназначено для установления единого подхода к оценке чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определения границ зон чрезвычайных ситуаций и адекватного реагирования на них.

В нем говорится, что ЧС классифицируются в зависимости от:

1) количества людей, пострадавших в этих ситуациях, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности;

2) размера материального ущерба;

3) границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации подразделяются на:

1) локальные;

2) местные;

3) территориальные;

4) региональные;

5) федеральные;

6) трансграничные.

К локальным относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС, и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

К местным относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

К территориальным относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона ЧС не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

К региональным относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн, но не более 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.

К федеральным относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации.

К трансграничным относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом, затрагивает территорию Российской Федерации.

Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее именуются – организации), органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям (КЧС).

Ликвидация локальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами организации, местной – силами и средствами органов местного самоуправления, территориальной – силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, региональной и федеральной – силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

При недостатке собственных сил и средств для ликвидации локальной, местной, территориальной, региональной и федеральной чрезвычайной ситуации соответствующие комиссии могут обращаться за помощью к вышестоящим КЧС.

Ликвидация чрезвычайной трансграничной ситуации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

К ликвидации ЧС могут привлекаться Вооруженные Силы Российской Федерации, Войска гражданской обороны, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством РФ.

Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Мы живем в такое время, когда чрезвычайные ситуации могут произойти где угодно и иметь непредсказуемый характер. Чтобы уметь себя вести во время таких ситуаций, необходимо знать, что они собой представляют. Классификация ЧС зависит от многих факторов, которые мы и рассмотрим в статье.

Понятие чрезвычайных ситуаций

Прежде чем разбираться с классификацией, необходимо уяснить, какие ситуации называются чрезвычайными. Можно дать такое определение, что ЧС – это своего рода обстановка, которая сложилась на определенной территории. Причиной ее может стать ситуация техногенного характера, опасное природное явление, социальная ситуация, если все они привели или приведут к жертвам среди населения, а также к материальному ущербу.

Любую ЧС можно предупредить или снизить риск ее возникновения. Для этого планируется ряд мероприятий, которые проводятся заблаговременно. Имеется такое понятие, как зона ЧС – это та территория, на которой возникла ситуация.

Причины ЧС

Прежде чем выяснять, как осуществляется классификация ЧС, причины таких ситуаций должны быть тщательно изучены. Они подразделяются на две большие группы:

  • Внутренние, в которые включены: использование сложнейших технологий на производстве, низкая степень квалификации работающего персонала, погрешности в проектах, работа на изношенном оборудовании, отсутствие трудовой дисциплины.
  • К внешним причинам относятся: различные стихийные бедствия, военные действия, терроризм, внезапное прекращение снабжения газом, электричеством.

Если рассматривать обстоятельства, при которых могут произойти ЧС, то они могут быть следующими:

Ученые, которые занимаются изучением ЧС различного происхождения, выяснили, что все они отличаются наличием различных периодов в своем протекании. Всего выделяют несколько стадий:

  • Постепенное накопление негативных факторов, которые приведут к аварии.
  • Развитие катастрофы.
  • Экстремальный период с выделением основной дозы энергии.
  • Стадия затухания интенсивности ситуации.
  • Ликвидация последствий.

Изучение ЧС в России позволило выяснить основные причины аварийных ситуаций и травматизма:

  • Более чем в 50,1% случаев виноват человеческий фактор.
  • По вине старой техники и оборудования аварии случаются в 18,1%.
  • Неправильная технология выполнения сложных работ – 7,8%.
  • Внешняя среда виновата в ЧС в 16,6% случаев.
  • 7,4% занимают прочие факторы.

Из представленных данных можно сделать вывод, что классификация ЧС может быть абсолютно разной, но человеческий фактор в их возникновении играет главную роль.

Классификация аварийных ситуаций

Если учитывать область, в которой возникает опасная ситуация, то общая классификация ЧС может выглядеть так:

  • Техногенные аварийные ситуации.
  • Природные катаклизмы.
  • Экологические ЧС.
  • Социальные катастрофы.

Но в большинстве стран все ЧС подразделяют на 2 класса:

  • ЧС техногенного характера. К таковым относят транспортные аварии, опасные ситуации с огнем, выброс ядовитых, химических и радиоактивных веществ, аварийные ситуации на заводах и предприятиях агропромышленного комплекса.
  • Природные ЧС включают смерчи, ураганы, наводнения и другие явления, которые возникли по вине окружающей среды.

Какова бы ни была классификация ЧС по характеру возникновения, все они имеют отличительные признаки, которые их сближают:

  • Появляется серьезная угроза жизнедеятельности или здоровью людей.
  • Нарушаются условия жизни.
  • Наносится серьезный экономический ущерб.
  • Ухудшается состояние природной среды.

Классификация ЧС по масштабу последствий

Любое чрезвычайное происшествие может охватывать территории различные по площади, а также приводить к разному количеству жертв. Учитывая все это, чрезвычайные ситуации можно разделить на несколько групп:


В зависимости от той площади, которую занимает чрезвычайная ситуация, последствия устраняются силами различных организаций. Например, если при локальной аварии вся ответственность по ликвидации падает на силы самой организации, то при региональной уже вовлекаются органы государственного управления.

На чем строится классификация ЧС? Можно сказать, что все катастрофы и аварии классифицируются с учетом:

  • области возникновения, от которой зависит характер аварии;
  • масштаба последствий, учитывая ущерб;
  • принадлежности к той или иной отрасти н/х.

Теперь настала очередь рассмотреть различные виды аварийных ситуаций.

Техногенные аварии

Классификация ЧС техногенного характера включает в себя различные виды и группы, рассмотрим их.

1. К первой можно отнести транспортные аварии, которые включают следующие виды:

  • Аварийные ситуации и катастрофы на любых видах пассажирского транспорта.
  • Чрезвычайные ситуации на нефте- или газопроводах.

2. Опасные ситуации с огнем и взрывы включают пожароопасные и взрывоопасные ЧС в жилых домах, на промышленных объектах и в общественном транспорте, а также аварийные ситуации в шахтах.

3. Аварии, во время которых происходит выброс СДЯВ:

  • Выброс на промышленных предприятиях в результате нарушения норм переработки или хранения веществ и материалов.
  • Аварии на заводах и фабриках с угрозой утечки ядовитых веществ.

4. Классификация техногенных ЧС включает также повышение предельной концентрации вредных веществ:

  • Присутствие ядовитых и химических веществ в воздушной среде и почвенной.
  • Превышение ПДК веществ в водных ресурсах.

5. Аварийные ситуации, при которых происходит выброс радиоактивных веществ.

6. Разрушение зданий в результате чрезвычайных ситуаций:


7. Аварийные ситуации на электростанциях и электрических сетях – это также один из пунктов, который включает классификация техногенных ЧС.

8. Чрезвычайные ситуации в системах жизнеобеспечения, к которым можно отнести:

  • Канализационные системы.
  • Сети, которые снабжают теплом и водой население.
  • Газопроводы.

9. Аварии, которые приводят к нарушению обеспечения телефонной связи.

10. ЧС на очистных сооружениях.

11. Гидродинамические аварии, например, прорыв плотин, нарушение спуска водохранилищ.

Как видно из данного перечня, классификация ЧС техногенного характера достаточно обширная и включает многочисленные виды аварийных ситуаций. Устранение последствий каждой аварии производится силами различных подразделений.

Природные ситуации чрезвычайного характера

Классификация ЧС природного характера также включает группы и разновидности аварийных ситуаций. Рассмотрим их подробнее.

  1. В первую группу входят геологические аварии, к которым можно отнести:
  • Обвалы.
  • Землетрясения.
  • Провалы земной поверхности.

2. Метеорологические:

  • Шквалистый ветер.
  • Град.
  • Пылевые бури.
  • Проливной дождь.
  • Метель и пурга.
  • Высокие температуры в летний период.
  • Слишком резкое понижение температуры зимой.
  • Засуха.

3. Классификация природных ЧС включает и гидрологические аварии, к ним относятся:


4. Классификация ЧС природного характера не будет полной, если не включить в нее пожароопасные ситуации в природе.

5. Эпидемии различных болезней среди людей.

6. Отравление ядовитыми или химическими веществами большого количества людей.

7. Экзотические и опасные заболевания с/х животных и массовые вспышки инфекционных патологий.

8. Отравление животных, которое захватывает большое число особей.

9. Внезапная и необъяснимая гибель представителей фауны.

10. Болезни с/х растений и лесных массивов, а также заражение вредителями.

Классификация ЧС природного и техногенного характера была рассмотрена, но нельзя обойти стороной и экологические аварии, которые в последнее время не являются редкостью.

Экологические ЧС

Чрезвычайные ситуации, имеющие экологический характер, – это состояния, которые связанны с изменением суши, воздушной и водной среды. А так как от качества этих сред зависит здоровье человека, то важно, чтобы не только классификация ЧС природного и техногенного характера была рассмотрена, но и ситуации экологического характера. В основу такой классификации ложится несколько факторов:

  1. Источник ЧС:
  • Оползни, сходы лавин.
  • Обвалы земной поверхности из-за добычи полезных ископаемых.

2. Происходит изменение суши:

  • Нарушение структуры почвы, что приводит к засолению, опустыниванию или заболачиванию.
  • Истощение природных запасов.
  • Чрезмерное переполнение свалок бытовыми и промышленными отходами.
  • Влияние деятельности человека на резкие изменения климата или погодных явлений.
  • Концентрация вредных и ядовитых примесей в окружающей среде начинает во много раз превышать допустимую норму.

3. Изменения, затрагивающие атмосферу:

  • Повышение уровня шума в мегаполисах.
  • Выпадение кислотных осадков.
  • Температурная инверсия.

4. Критические изменения в водной оболочке нашей планеты:

  • Загрязнение и истощение водных ресурсов.
  • Снижение численности и исчезновение некоторых видов морских животных и растений.

5. Изменение биосферы:


Экологические аварийные ситуации нельзя оставлять без внимания, так как они в некоторых случаях могут привести к печальным последствиям для человека. Можно привести такие всем известные примеры: массовое выпадение волос у детей в Черновцах, «пузырьковая» беременность во Вьетнаме и много других.

Такие ситуации могут возникать в больших городах из-за постоянного негативного воздействия смога, ядовитых выбросов предприятий. Именно поэтому важно регулярно отслеживать экологическую обстановку в населенной местности. Человечество в последнее время все чаще страдает от серьезных экологических ситуаций. Как бы ни пытались все это предотвратить, но не удается остановить надвигающиеся оползни, цунами, аварии с выбросом вредных веществ. Постоянно приходится бороться с последствиями таких аварий, а они достаточно серьезны.

Если сравнивать экологические проблемы с любыми другими, то они по глубине своего негативного воздействия стоят на первом месте. И что страшнее всего, так это то, что причиной таких ЧС является сам человек. Чаще всего люди стараются пренебречь законами природы, недооценивают важность решения экологических проблем, а это, к большому сожалению, оборачивается серьезными последствиями. Человек уже давно должен понять, что природа – это не бездонная кладовая, из которой можно черпать бесконечно, а живой организм, здоровье и состояние которого уже давно ослаблено бесцеремонным вторжением.

Поэтому общая классификация ЧС по масштабам последствий на первое место должна поставить экологические катастрофы. Природные и техногенные аварии порой не идут ни в одно сравнение с ними.

Классификация социальных ЧС

Экстремальные ситуации могут быть спровоцированы не только природными факторами или техногенными, но и социальными. Классификация ЧС социального характера также существует, она основывается на следующих принципах:

  • Причина возникновения: преднамеренные действия, например, политические конфликты, военные столкновения, и непреднамеренные, к которым можно отнести эпидемии, неурожайный год и другие.
  • По длительности ЧС могут быть кратковременными, например, разбойное нападение, покушение, и долговременными – инфляция, безработица.
  • Скорость, с которой происходит распространение социальной ЧС, также бывает разной, например, стремительно назревает и распространяется политический конфликт и постепенно нарастают предпосылки революции.
  • Классификация ЧС по масштабу социального характера: локальные, местные, охватывающие один населенный пункт или область, региональные, национальные и глобальные.
  • Учитывают возможность предотвращения ЧС, в связи с этим выделяют неизбежные ситуации (последствия эпидемий и стихийных бедствий) и те, которые можно предотвратить (политические конфликты, войны).

Если сравнивать социальные чрезвычайные ситуации с ЧС другого характера, то можно сказать, что они легче всего поддаются прогнозированию, так как непосредственно связаны с действиями социума. Но часто такие прогнозы бывают субъективными, что обычно и мешает объективности при анализе явлений и процессов, происходящих в обществе.

Стадии развития социальных ЧС

Классификация ЧС социального характера рассмотрена, но все они проходят еще через определенные стадии развития:


Чаще всего все чрезвычайные ситуации, в том числе и социальные, проходят несколько фаз:

  • Постепенное накопление негативных факторов.
  • Угроза.
  • Предупреждение.
  • Инициирование чрезвычайного фактора.
  • Развитие ЧС.
  • Оценка ситуации.
  • Принятие мер по ликвидации последствий.
  • Помощь пострадавшим.
  • Этап восстановления.

Если говорить о социальных чрезвычайных ситуациях, то надо отметить, что они требуют активного вмешательства всего общества. Часто именно они провоцируют техногенные аварийные ситуации и катастрофы. В период такой ЧС нарушается нравственный баланс в обществе, а последствия могут быть более масштабными и трагичными по сравнению с чрезвычайными ситуациями другого характера.

Поведение во время социального конфликта

Классификация и характеристика ЧС социального характера рассмотрена, но необходимо упомянуть еще о том, что довольно часто социальные конфликты выражаются в форме митингов, демонстраций, уличных беспорядков. Нередко действия толпы людей, участвовавшей во всем этом, становятся непредсказуемыми, поэтому важно знать некоторые правила собственной безопасности:

  • Случайно или преднамеренно попав в такую толпу, необходимо трезво оценить ситуацию.
  • Не стоит подходить близко к слишком агрессивным людям.
  • Надо избегать мест около мусорных баков, урн, контейнеров, так как в них могут быть оставлены взрывоопасные предметы.
  • Необходимо стараться не двигаться против течения толпы.
  • Не оставаться рядом со стеклянными витринами магазинов, столбами и оградами.
  • Желательно избавиться от предметов, которые есть в руках, например, сумка, зонт.
  • Руки желательно сцепить на уровне груди, чтобы защитить свою диафрагму.
  • Если произошло падение, то надо прикрыть голову руками и постараться быстро встать.
  • Не стоит поддаваться панике, это помешает трезво оценить ситуацию.

Чтобы не пришлось искать выхода из сложившейся ситуации, лучше избегать участия в стихийных митингах и конфликтах.

Нами была подробно рассмотрена классификация природных и техногенных ЧС. Не забыли мы и про экологические и социальные катастрофы. Хочется сказать, что независимо от характера ситуации роль человеческого фактора всегда достаточно высока. Именно поэтому человечество должно многое пересмотреть в своем отношении к природе, друг к другу, чтобы потом не приходилось ликвидировать страшные последствия катастроф.