Гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина. Ограничение прав и свобод человека и гражданина: случаи и пределы. Механизм защиты прав и свобод человека и гражданина: понятие, структура, непосредственное действие Непосредственное действие основн

Провозгласив приоритет прав и свобод человека и гражданина, Российская Федерация приняла на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, ограждать их от любого незаконного вмешательства или ограничения. Соблюдение официально признанных государством прав и свобод - обязанность государства. Для этого государство развивает и создает соответствующие гарантии (условия и средства) и устанавливает юридические механизмы их осуществления (реализации). Наряду с юридическими гарантиями (механизмами) осуществления (реализации) прав и свобод человека большую роль играют общие гарантии - экономические, социальные, политические, духовные, социально-психологические. Более того, в отношении ряда прав, например экономических, социальных, культурных, такого рода гарантии имеют определяющее значение. в целях гарантии прав и свобод граждан, государство создает институты, способствующие реализации рассматриваемых прав. Во-первых, это законодательные акты (иначе – законодательная база), принимаемые в соответствии с Конституцией РФ, и направленные на развитие ее положений. Во-вторых, это создание системы судебных и правоохранительных органов . В-третьих, создание специальных институтов , например, уполномоченного по правам человека.Защита прав и свобод человека - ключевая обязанность государства. В этих целях государство предусматривает соответствующие юридические средства и юридические механизмы защиты нарушенных прав и свобод человека. Особая роль в их юридической защите отводится суду, правосудию. Создаются и другие специализированные органы и учреждения, призванные осуществлять защиту, прежде всего восстановление нарушенных прав и свобод человека.

Реализуется это право и наличием возможности у человека и гражданина обратиться в международные судебные инстанции. Следующий механизм, гарантирующий конституционные права – институт гражданства. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека осуществляются государством через определение правового положения и статуса личности, прежде всего в качестве отечественного гражданина. Однако права и свободы любого человека, не являющегося отечественным гражданином, признаются, соблюдаются и защищаются в виде прав и свобод иностранного гражданина либо лица без гражданства. Это также является обязанностью Российского государства, ибо оно взяло на себя обязательство признавать, соблюдать и защищать права и свободы любого человека.



Таким образом, гарантия конституционных прав и свобод – это, прежде всего, обязанность государства. В целях гарантии прав и свобод государство создает институты, способствующие реализации таких прав. Во-первых, это законодательные акты (иначе – законодательная база), принимаемые в соответствии с Конституцией РФ, и направленные на развитие ее положений. Во-вторых, это создание системы судебных и правоохранительных органов. В-третьих, создание специальных институтов, например, уполномоченного по правам человека. В-четвертых, - институт гражданства.

Ограничения прав человека – это установленные государством пределы, в рамках которых человек может реализовать свои права и свободы. В Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 № З-ФКЗ "О чрезвычайном положении" чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам закон относит:

– попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, маовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовку и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

– чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.



Не могут быть ограничены такие права, как право на жизнь, право не подвергаться жестокому, бесчеловечному обращению, право на признание правосубъектности, свобода мысли, совести и религии и т.д.

70. Понятие и структура правоотношений

Под правоотношением понимается урегулированное нормами права общественное отношение, участки которого являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей, охраняемых и гарантируемых государством.

Правоотношения имеют сложное строение (структуру) . Под структурой правоотношений понимают совокупность ее внутренних элементов и способ связи между ними на основании распределения между участниками данных отношений субъективных прав, обязанностей и ответственности по поводу определенного социального блага или обеспечения законных интересов.

Итак, термин "структура" содержит элементный состав правоотношений и правовой связи между ними.

В состав правоотношений входят следующие элементы :

1) Субъекты – это физические (люди) и юридические (организации) лица, а также социальные общности и группы, участвующие в правоотношении обладающие субъективными правами и несущие юридические обязанности. К основным видам субъектов правоотношений относятся физические лица, юридические лица, социальные общности (группы);

2) Объекты – материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают правоотношения. В качестве последних могут выступать: вещи, имущество (движимое и недвижимое), ценные бумаги, деньги, документы, произведения литературы, произведения искусства, научные достижения, изобретения, услуги, жизнь, здоровье, честь, достоинство, деловая репутация, и иные блага, имеющие материальную и нематериальную ценность;

3) Юридическое содержание (включает субъективные права и юридические обязанности).

Субъективное право – мера возможного поведения управомоченной стороны в целях получения блага, по поводу которого возникло правоотношение.

Юридическая обязанность – мера должного поведения обязанной стороны для реализации интересов управомоченной.

71. Монистический и плюралистический взгляд на объекты правоотношений. Классификация объектов

Выделяют две основные теории объекта правоотношения: монистическую (ее авторы отстаивают единый объект правоотношения) и плюралистическую (в ней признается множественность объектов правоотношения).

Согласно монистической теории объектом правоотношения является поведение обязанного лица или то фактическое общественное отношение, на которое правоотношение воздействует. Ученые, признающие множественность объектов правоотношений, по-разному определяют его понятие. Так, одни под объектом правоотношения понимают тот имущественный объект, по поводу которого существует данное отношение между субъектами. Другие считают объектами правоотношений те явления (предметы) окружающего нас мира, на которые направлены субъективные юридические права и обязанности.

Плюралистическая теория разделяет объекты правоотношений и относит к ним:

Материальные блага – вещи, деньги, ценности, иное имущество и т. п. Такие объекты типичны для гражданско-правовых отношений. Материальные блага могут являться объектом и в иных отраслях права (в частности, быть объектом уголовно-правовой защиты);

Нематериальные блага – это жизнь, здоровье, честь и достоинство человека, его безопасность и свобода, неприкосновенность личности и др. (в уголовно-правовых отношениях, а также в процессуальных, трудовых и отдельных других правоотношениях);

Культурные ценности и иные нематериальные результаты человеческой деятельности, а именно: произведения искусства, литературы, научные изобретения, различные услуги, т. е. результаты духовного творчества людей, социального и бытового обслуживания. Все они являются как объектами гражданско-правовых, трудовых и других отношений, так и объектами уголовно-правовой защиты;

Ценные бумаги, документы – паспорта, акции, дипломы, удостоверения, протоколы следственных действий и т. п. Данные объекты более типичны для административных и процессуальных отношений;

Поведение субъектов – это правоотношения, которые складываются на основе норм административного права в сфере бытового обслуживания, управления хозяйственной, культурной деятельностью и т.д.


Выделяют фактическое и юридическое содержание правоотношений. Фактическим содержанием правоотношений принято считать реальные действия, к примеру, в договоре перевозки это доставка груза из одного пункта в другой.

Юридическое содержание составляет субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности.

Субъективное право - это мера дозволенного поведения, обеспечиваемая государством. В корне субъективного права лежит интерес управомоченного лица - того, кому принадлежит субъективное правомочие. Субъективное право проявляется в трех формах:

В праве на собственные положительные действия, к примеру, пользоваться вещью, находящейся в собственности, включая возможность ее обменять, продать; другой пример - право на совершение сделок (купля-продажа);

В праве требования от обязанного лица определœенного поведения, определœенных действий, вытекающих из его обязанностей, к примеру, провести капитальный ремонт определœенного помещения; возвратить долг;

В правопритязании, ᴛ.ᴇ. возможности управомоченного лица обратиться к компетентным государственным органам за защитой своего права (с исковым заявлением в суд, с жалобой в органы прокуратуры, МВД и т.д.). Правопритязание есть определœенная гарантия, обеспечивающая такие правомочия, как право на собственные положительные действия и право требования от обязанного лица выполнения соответствующих обязательств.

Юридические обязанности - мера должного поведения, гарантированная государством. Это такое поведение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ с точки зрения удовлетворения субъективного права, его реализации, можно назвать необходимым. В противном случае субъективное право становится необеспеченным. Как должное поведение, его мера и порядок осуществления регламентируются правовыми нормами. От обязательного поведения отказаться в одностороннем порядке нельзя, оно обеспечивается принудительной силой государства.

Юридические обязанности подразделяют на два вида:

Пассивная обязанность предполагает воздержание от определœенных действий, поступков;

Активная обязанность - предполагает совершение определœенных действий конкретного характера (выполнение алиментных обязательств, уплата налогов, пошлин, штрафов; передача вещи из незаконного владения).

Разновидностью юридических обязанностей многие авторы считают и юридическую ответственность, представляющую собой форму претерпевания неблагоприятных последствий за совершенное правонарушение. Юридическая ответственность выступает и самостоятельной формой юридических обязанностей, одновременно являясь гарантией обеспечения реализации юридических обязательств.

Субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности корреспондируют, соответствуют друг другу, ᴛ.ᴇ. направлены навстречу друг другу, и тем самым связывают субъекты правоотношений. Именно это и составляет так называемое юридическое содержание правоотношения - это основа правоотношения, главное в нем.


73. Юридические факты: понятие и виды

Юридические факты – это предусмотренные нормами права конкретные жизненные обстоятельства, обусловливающие возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Существуют различные способы классификации юридических фактов. В зависимости от оснований различают такие виды юридических фактов:

По волевым критерием:

· Юридические действия - это обстоятельства, связанные с волевой поведением субъекта правоотношений и характеризуются как внешнее проявление его воли и сознания. Могут быть правомерными (такими, которые соответствуют требованиям норм права – например, заключение договора) или неправомерными (которые не отвечают требованиям норм права – например, совершение правонарушения).

· Юридические события - это обстоятельства или явления, возникновение, действие и прекращение которых не зависит от воли субъектов правоотношений, но с наступлением которых наступают определенные правовые последствия. Различают стихийные (природные), антропогенные (человеческие) и техногенные события. Указанные события никаких юридических обязательств не вызывают, а лишь служат основаниями для них;

По юридическим последствиям:

· правообразующие, то есть такие факты, обусловливающие возникновение правоотношений (например, при достижении определенного возраста субъект имеет право принимать участие в выборах депутатов)

· правоизменяющие, то есть такие факты, которые обусловливают изменение правоотношений (например, при переводе работника на другую работу меняется круг его прав и обязанностей);

· правопрекращающие, то есть такие факты, которые обусловливают прекращение правоотношений (например, при отмене государственной регистрации прекращается существование юридического лица);

По составу:

· простые (которые состоят из одной жизненной события или действия субъекта права, которого достаточно для наступления юридических последствий (например, написание заявления о предоставлении ежегодного отпуска));

· сложные (которые составляют определенную совокупность отдельных простых юридических фактов, необходимых для наступления юридических последствий (например, пенсионные правоотношения могут возникнуть лишь при наличии таких фактов, как достижение определенного возраста, трудового стажа, решения органа социального обеспечения о начислении пенсии)).

По продолжительности действия:

· одноразовые, то есть такие факты, которые состоят из одноразового акта их обнаружения (например, покупка билета, дающего право на проезд в транспорте);

· продолжающиеся, то есть такие факты, которые состоят из непрерывных юридических действий или юридического состояния (например, пребывание в браке, пребывания на службе в органах внутренних дел).

Юридические факты играют важную роль в правовой системе, они сочетают нормы права с реальными общественными отношениями. С их помощью жизненные обстоятельства приобретают юридическое значение и таким образом влияют на общественные процессы и явления.

Понятие непосредственного (прямого) действия основных прав и свобод человека. Это свойство основных прав человека в российском праве законодательно было закреплено только в 1993 г. в Конституции РФ и сегодня занимает центральное место в механизме обеспечения и защиты основных прав. Статья 18 Основного закона России гласит: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими».

Провозглашение указанного свойства основных прав покончило с бытовавшей ранее традицией декларативного восприятия Конституции в целом и ее статей о правах и свободах человека в частности. Было время, когда конституционные права человека действовали лишь тогда, когда издавались специальные законы, а чаще всего - специальные нормативные акты. Не только чиновники, но даже суд не имел обычая ссылаться в своих решениях на Конституцию.

Закрепив непосредственное действие основных прав и свобод человека, Конституция РФ превзошла, тем самым, конституции так называемых «правовых демократических государств» (США, Великобритании, Франции, ФРГ), в которых это свойство не закреплено.

Под непосредственным (прямым) действием основных прав человека понимается возможность индивида осуществлять и защищать их всеми правомерными способами, без какого бы то ни было правоприменительного акта, напрямую руководствуясь Конституцией и ссылаясь на ее высшую юридическую силу. Термин «непосредственное действие прав» тождествен термину «прямое действие прав».

Непосредственное действие основных прав и свобод человека гарантируется рядом конституционных норм, имеющих широкую сферу действия. Это нормы, закрепляющие положения Конституции РФ о том, что она имеет верховенство на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4), высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ (ч. 1 ст. 15). Все указанные положения имеют большое значение для провозглашения и существования непосредственного действия прав и свобод человека, но решающее - положения о прямом действии Конституции РФ.

Подпрямым действием норм Конституции понимается ее регулирующее и иное воздействие на общественные, в том числе и на правоохранительные и правозащитные, отношения. Причем имеется в виду, что именно регулирование составляет ядро прямого действия Конституции. Конституционное регулирование наиболее высокий уровень правового регулирования; оно занимает особое, ведущее место в общем механизме действия права. Предметом такого регулирования являются наиболее важные и массовые отношения в обществе. Нормам о правах человека Конституция (ст. 17) предоставила особый статус. Они занимают верхнее положение в иерархии норм правовой системы и являются непосредственно применимыми.



Тем не менее для регулирования прав человека далеко не всегда бывает достаточно конституционной нормы. Нередко случается так, что она нуждается в издании целого ряда конкретизирующих норм, на что может быть указано даже в самом Основном законе. В связи с этим различают две формы прямого действия конституционных норм - непосредственное и требующее конкретизации.

В сфере правового статуса непосредственное действие прав человека означает следующее:

- - поведение человека является правомерным, если он руководствуется правами и свободами, закрепленными в Конституции РФ. Такому поведению не должно быть учинено никаких препятствий. Правомерное поведение в рамках непосредственно действующих прав обеспечивается тем, что права и свободы, провозглашенные в гл. 2 Конституции РФ, сформулированы достаточно широко, с перечислением конкретных правомочий, которые могут реализоваться в действиях людей по осуществлению какого-то конкретного права. К таким правам можно отнести: право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 2 ст. 22), свободу совести (ст. 28), свободу мысли и слова (ст. 29), право собственности (ст. 35), право на судебную защиту (ст. 46), права обвиняемого (ст. 48–50);

- - человеку достаточно лишь уведомить исполнительную власть о своем замысле, если ему необходимо воспользоваться основными правами и свободами. Никакого разрешения от этой власти не требуется;

- - права и свободы человека имеют постоянно действующий, непрерывный характер . Они не могут быть исчерпаны до конца однократным претворением в жизнь;

- - многие конституционные права субъекты могут осуществлять и осуществляют, не вступая в конкретные правоотношения . Для того чтобы реализовать такие основные права, как право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на пользование родным языком и многие другие, человеку вовсе не нужно вступать с кем-либо в правоотношения. Они претворяются в жизнь на основе желаний, потребностей, интересов и волевых усилий только самого человека. А правоотношения возникают лишь тогда, когда эти права нарушены (защита права) или неправомерно осуществляются. Некоторые права, в зависимости от формы их реализации человеком, могут осуществляться как вне правоотношений, так и посредством вступления в них. Это относится, например, к праву на свободу мысли. Если человек высказывает свои мысли на представительном собрании, научном семинаре, политическом митинге, то в этом случае он ни с кем в правоотношения не вступает. Если он свои мысли изложил на бумаге и желает их предать огласке в форме книги или заметки в газете, то реализация мысли в такой форме потребует вступления в определенные правоотношения;

- - права и свободы человека действуют на всей территории РФ, в отношении всех граждан государства, иностранцев и лиц без гражданства;

- человек может осуществлять свои права и свободы, а также защищать их всеми способами, не запрещенными законом, в случае их нарушения, действуя сообразно Конституции РФ или ссылаясь на нее. Это положение действует и тогда, когда нет проводящего закона или иного правового акта, и тогда, когда какой-либо государственный орган издает свой акт, полностью или частично расходящийся с Конституцией.

В случае возникновения коллизии между Конституцией и законом она разрешается в соответствии с ч. 1 ст. 15 о высшей юридической силе Конституции РФ и указанием на то, что «законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». Причем под «иными правовыми актами» следует понимать нормативные акты, изданные как федеральными властями, так и органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и другими правоприменителями.

Разъясняя данное положение, Пленум Верховного Суда РФ указал судам следующее: если подлежащий применению закон либо иной нормативный акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.

В случае возникновения коллизии по поводу прав человека между международным договором Российской Федерации и законом РФ применяются правила международного договора. Однако это правило не применяется при разрешении коллизии между международным договором и Конституцией РФ. В этом случае также действует правило о высшей юридической силе Конституции РФ, поскольку, являясь составной частью правовой системы РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ) по своей юридической силе не могут стоять выше, чем Конституция РФ. Такой вывод согласуется и с положением ч. 6 ст. 125, которая гласит: «...Не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению». И тем не менее на конституционном уровне гарантирована возможность непосредственного действия и применения норм международного права о правах человека различными органами государства, включая суды.

Всфере правовой защиты человека позитивная роль непосредственного действия основных прав и свобод многозначна. Она выражается через воздействие: а) на смысл, содержание и применение законов, регулирующих прямо или опосредованно основные права человека; б) на деятельность законодательной и исполнительной власти, а также органов местного самоуправления, осуществляющих правовую защиту человека; и в) обеспечивается правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

Смысл, содержание и применение законов проверяются тем, насколько они содействуют удовлетворению цели межотраслевого института основных прав человека - достижению высокого, соответствующего международным правовым стандартам, уровня обеспечения и защиты прав человека. Осуществлению этой цели непосредственное действие прав способствует тем, что на основе ст. 18 и 55 Конституции РФ не позволяет законодателю издавать законы, которые могли бы сужать сферу прав человека. Такими законами не обязательно могут быть акты, прямо регулирующие какое-либо право человека (например, Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации»), но и другие законы. Ведь в российском законодательстве практически нет нейтральных к правам человека законов. Даже в тех случаях, когда они регулируют отношения, на первый взгляд, далекие от прав человека, они, в конечном счете, каким-то образом и в какой-то степени коснутся их регулирования.

Нормативные правовые акты или их положения, которые прямо или косвенно ущемляют права человека, в соответствии с ч. 6 ст. 125 Конституции РФ утрачивают силу. Право признания законов утратившими силу принадлежит Конституционному Суду РФ (ч. 2 ст. 125 Конституции РФ).

Непосредственное действие основных прав человека имеет существенное значение при выявлении пробела в праве о правах, когда необходимо его устранить применительно к конкретному делу, спору, правоотношению. К примеру, в Законе РСФСР «О милиции» одним из оснований увольнения сотрудника милиции со службы было указано увольнение «по выслуге срока службы, дающего право на пенсию» (ст. 19). На этом основании и без личного согласия из милиции был уволен гражданин В. М. Минаков. Последний подал в Конституционный Суд жалобу на нарушение его конституционных прав на труд и на пенсионное обеспечение примененной МВД России и судами в его деле нормой Закона РСФСР «О милиции», так как посчитал, что наличие выслуги лет не влечет обязательного увольнения со службы. Конституционный Суд РФ постановил: признать положение абз. 2 ч. 7 ст. 19 Закона РСФСР «О милиции» в той мере, в какой оно признается правоприменителем как допускающее увольнение по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, по инициативе соответствующего руководителя органа внутренних дел, без согласия сотрудника и без обоснования причин, подтверждающих невозможность дальнейшего прохождения службы, которые могут быть проверены судом, не соответствующим ст. 19 (ч. 1) и 46 (ч. 1) Конституции РФ и тем самым устранил серьезный пробел в праве о правах.

Таким образом, соответствие законов основным правам человека есть не только важнейшее требование Конституции к органам законодательной власти, но и обязательное условие их успешной законотворческой деятельности.

Конституция РФ (ст. 33, 45) обязывает защищать права и свободы человека также иорганы исполнительной власти . В соответствии с п. «е» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ осуществлять меры по обеспечению прав и свобод граждан призвано Правительство РФ. Поэтому учет свойства непосредственного действия прав и свобод является одним из критериев правомерной деятельности не только законодательной, но и исполнительной власти и органов местного самоуправления: деятельность этих властей законна в той степени, в какой она обеспечивает права человека. Однако четко работающий механизм обеспечения и защиты прав человека, а, следовательно, и непосредственного действия прав пока еще не создан. Вот почему реализация человеком его прав нередко зависит не столько от закона, сколько от усмотрения, произвола недобросовестного чиновника.

Учитывая это обстоятельство, особого внимания требует совершенствование законодательного регулирования споров, возникающих в сфере отношений гражданина с органом исполнительной власти. К сожалению, государство только приближается к реальному созданию закона о порядке рассмотрения административных споров в судебном порядке.

Для осуществления прав человека в России очень важна реализация непосредственного действия прав и свобод на уровне местного самоуправления. Местное самоуправление, обеспечивая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, проводя референдумы, выборы и другие формы прямого волеизъявления граждан, осуществляя охрану общественного порядка, должно исходить, прежде всего, из непосредственного действия прав человека.

Несмотря на то, что непосредственное действие прав и свобод человека играет решающую роль в определении смысла и содержания законотворческой и правоприменительной деятельности, само оно, в свою очередь, обеспечивается правосудием (ст. 18 Конституции РФ). Суды первыми осознали практическую значимость свойства непосредственного действия прав человека и приняли его на вооружение.

Обеспечение непосредственного действия основных прав человека правосудием. Из ст. 18 Конституции вытекает очень важный вывод о том, что права и свободы, определенные Конституцией, - это субъективные права и свободы и, следовательно, подлежат судебной защите в случае их нарушения, так же как и права, предусмотренные отраслевым законодательством.

Возможность обратиться непосредственно к Конституции и применить ее нормы позволяет судам в полной мере осуществлять их основную социальную функцию - защищать права и свободы человека от любых проявлений произвола: от посягательства не только других лиц, но и государства, придает судам качество властности, что, в конечном счете, способствует действительной реализации принципа разделения властей.

Право судов прямо применять Конституцию РФ при защите прав человека предусмотрено ст. 3 и 5 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», где указано, что «единство судебной системы обеспечивается путем... применения всеми судами Конституции Российской Федерации». Большое значение имеет Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», в котором разъяснено, что в соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституции РФ «судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия». В описательной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о толковании отдельных положений ст. 125, 126, 127 Конституции Российской Федерации» от 16 июня 1998 г. подчеркнуто, что «требование о непосредственном применении Конституции РФ обращено ко всем судам».

Данный вывод находит свое подтверждение в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 8 от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия». Разъясняя судам ч. 1 ст. 15 Конституции РФ о прямом действии норм Конституции, Пленум Верховного Суда РФ рекомендовал им, разрешая дело, применять Конституцию непосредственно в следующих случаях (ст. 2):

а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации, противоречит ей;

в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;

г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

Говоря о механизме обеспечения непосредственного действия основных прав и свобод правосудием, выделяют три варианта его действия. Первый вариант - это когда провозглашенное Конституцией право человека не развивается текущим законодательством, а его реализация не опосредуется законом. В этом случае суды общей юрисдикции в ходе гражданского, административного и уголовного судопроизводства обеспечивают непосредственное применение нормы Конституции к каждому конкретному случаю. Например, были прецеденты, когда выносились судебные решения, защищающие право гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской, в отсутствии какого-либо конкретизирующего конституционную норму закона.

Второй вариант возникает в том случае, когда права и свободы человека нарушаются законодателем, когда закон, подлежащий применению в конкретном деле, не соответствует Основному закону. В такой ситуации человек или суд, применяющий данный закон, имеют право обратиться в Конституционный Суд РФ (ч. 4 ст. 125 Конституции РФ).

Суды же общей юрисдикции таким правом не пользуются. Они также не вправе освободить себя от конституционного требования подчиняться закону. Однако право любого суда - обратиться в Конституционный Суд РФ в случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ примененный или подлежащий применению по конкретному делу закон, с запросом о конституционности такого закона. Такой запрос в соответствии со ст. 101 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» может быть сделан судом первой, кассационной или надзорной инстанции в любой стадии рассмотрения дела.

О необходимости обращения с запросом в Конституционный Суд РФ суд выносит мотивированное определение (постановление). Сам запрос оформляется в письменной форме в виде отдельного документа. Право любого суда ставить вопрос о конституционности закона расширяет компетенцию судов общей юрисдикции, включая в ее сферу оценку правового содержания закона, и дает возможность не применять неконституционные, с их точки зрения, нормы.

И, наконец, третий вариант реализации непосредственного действия прав и свобод правосудием создается тогда, когда Конституция РФ предусматривает возможность ограничения прав только при наличии определенных процессуальных предпосылок. К таким предпосылкам Основной закон относит: предоставление обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (ч. 2 ст. 20, ч. 2 ст. 47), судебное решение (ч. 2 ст. 22, ст. 25, ч. 3 ст. 32, ч. 1 ст. 49), установленный законом порядок (ч. 4 ст. 29, ч. 2 ст. 39, ч. 1 ст. 49). Если при этом отсутствует законодательное регулирование порядка принятия судебных решений, ограничивающих права человека, судам необходимо, как правило, исходить из того, что такие ограничения не могут применяться, пока законодатель не создаст соответствующую процедуру. В то же время не исключается принятие в таких ситуациях процессуальных норм по аналогии.

Показанные выше три варианта обеспечения непосредственного действия основных прав человека правосудием в большей степени касаются личных и политических прав человека, которые могут быть защищены на основе чисто юридических процедур. С защитой социальных, экономических и культурных прав дело обстоит значительно сложнее. В первую очередь это относится к правам на труд, на жилище, на охрану здоровья, на охрану окружающей среды. Для их реализации только юридических форм и процедур явно недостаточно, а судебная защита в ряде случаев очень затруднена, если вообще возможна. Здесь, конечно, главную роль играют экономические и социальные факторы.

Прямое действие основных прав человека через их конкретизацию в текущем законодательстве. Свойство непосредственного действия прав человека не означает, что законы и акты, издаваемые с целью их осуществления, не нужны. Более того, Конституция РФ прямо указывает на необходимость издания в ряде случаев законов (ст. 20, 24, 25, 29, 36, 39, 41, 47, 50), в которых бы конкретизировались основные права человека, определялись правила и процедуры, упорядочивающие их осуществление и соблюдение.

Так, к примеру, ст. 23, 24, ч. 4 ст. 29 Конституции РФ о праве каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и о праве на информацию конкретизируются в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; ст. 25 о праве на неприкосновенность жилища в части возможных законных случаев проникновения в жилище против воли проживающих в нем лиц конкретизируется п. 18 ст. 11 Закона РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г.; ст. 27 о праве каждого законно находящегося на территории России на свободное передвижение и выбор места пребывания должна толковаться в соответствии с Законом РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»; ст. 28, провозглашающая свободу совести, раскрывается в Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях»; ч. 4 ст. 32 о праве граждан России на равный доступ к государственной службе детализируется Федеральными законами от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В текущем законодательстве установлены четкий порядок и способы осуществления и многих других прав и свобод человека.

Конкретизация прав человека рассматривается как необходимая и безусловная юридическая гарантия их реализации. Ряд конституционных прав без конкретизации их в текущем законодательстве рискует в значительной степени остаться нереализованным. Однако это положение не означает того, что все конституционные права обязательно требуют своей конкретизации в текущем законодательстве, что все без исключения права человека должны найти развернутое выражение в нормах соответствующих законов. Некоторые нормы Конституции, закрепляющие права человека, вообще не нуждаются в специальной конкретизации законодательными актами.

Часто забывают, что непосредственное действие прав человека распространяется не только на деятельность судов, но и на всех остальных правоприменителей, которые практически его не используют. Объяснить это можно отсутствием соответствующих правовых традиций, сохранением устаревших стереотипов в правосознании. Большая часть государственных служащих еще слабо подготовлена в профессиональном, юридическом и моральном планах к прямой реализации прав человека.

Непосредственное действие прав человека предполагает высокий уровень правосознания, политической и правовой культуры. Только обеспечив прямое действие прав человека всеми правоприменителями в процессе разрешения конкретных дел, возможно добиться действительной защиты прав человека. Необходимо создать правовые гарантии, чтобы последовательно проводить в жизнь непосредственное действие прав человека, исключив любые попытки изменить их содержание путем издания федеральных законов.

Таким образом, свойство непосредственного действия прав и свобод играет огромную роль в их осуществлении. Оно способствует, во-первых, укреплению, расширению и развитию правового статуса человека и, во-вторых, совершенствованию механизма правовой, в том числе и судебной защиты человека.

Контрольные вопросы

Что значит - «высшая юридическая сила основных прав человека»?

Признаки высшей юридической силы основных прав человека.

Основные права и свободы как юридическая база для всех прав и свобод человека.

Гарантированность государственной защиты основных прав человека.

В чем заключается определяющее влияние основных прав на правовое регулирование вообще.

Особый, усложненный порядок пересмотра основных прав человека.

Понятие непосредственного (прямого) действия основных прав и свобод человека.

Разрешение коллизии между международным договором и Конституцией РФ.

Позитивная роль непосредственного действия основных прав и свобод в сфере правовой защиты человека.

Значение непосредственного действия основных прав человека при выявлении пробела в праве о правах.

Обеспечение непосредственного действия основных прав человека правосудием.

Прямое действие основных прав человека через их конкретизацию в текущем законодательстве.

В статье 18 Конституции Российской Федерации говорится, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими . Адекватное истолкование данного конституционного положения невозможно без учета следующей фразы, содержащейся в той же статье Основного Закона. Права и свободы сами по себе не могут действовать или не действовать; действуют или не действуют правовые нормы, в которых эти права и свободы закреплены.

Непосредственное действие прав и свобод означает, что они непосредственно обязывают законодателя, исполнительную власть и правосудие. Как сказано в названной статье Конституции Российской Федерации, "они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием".

В этой конституционной формуле представляется необходимым обратить внимание по крайней мере на следующие обстоятельства. Прежде всего на то, что в ней программируется развитие законодательства. Гражданские и политические права, как известно, определяют сферу индивидуальной автономии и политической активности, и законодатель, "связанный" нормой статьи 18 Конституции, не может издавать законы, которые могли бы сузить эту сферу. Эти права и свободы есть своеобразная узда для законодателя. Что касается социальных, экономических и культурных прав, то в них содержится обширная социальная программа, реализация которой осуществляется различными способами – принятием актов законодательства или мерами по обеспечению прав и свобод граждан, осуществляемыми Правительством Российской Федерации.

В рассматриваемой конституционной формуле содержится один из основных критериев деятельности в присущих им формах органов государственной власти, включая судебные, а также органов местного самоуправления.

И, наконец, надо подчеркнуть, что главной гарантией прав и свобод человека и гражданина является правосудие . Права и свободы человека и гражданина "обеспечиваются правосудием" – конституционным, гражданским, административным и уголовным. Это означает, что конституционные права и свободы не следует рассматривать упрощенно: как элементы правоспособности. Это субъективные права и свободы, они подлежат судебной защите, как и права и свободы, предусмотренные отраслевым законодательством. Судебная защита конституционных прав и свобод не требует в качестве непременного предварительного условия их отраслевой трансформации, то есть их восприятия отраслевым законодательством, закрепления в Гражданском или Уголовном кодексах, Кодексе законов о труде и т.д. Суд, как и другие органы государственной власти и их должностные лица, обязан защищать права человека и гражданина независимо от того, конкретизированы нормы Конституции в отраслевом законодательстве или нет.

При этом следует иметь в виду, что организационные особенности осуществления правосудия в Российской Федерации, наличие конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, в рамках которых действуют различные органы судебной власти, обусловливают особенности судебного применения Конституции в качестве акта прямого действия. Главный вопрос, на который нужно найти ответ, заключается в следующем: как быть в том случае, если суд общей юрисдикции или арбитражный суд придут к выводу, что закон, примененный или подлежащий применению в конкретном деле, противоречит Конституции?

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "О действенности государственной власти в России" от 16 февраля 1995 года в связи с данной проблемой предлагалось следующее решение: "Любой суд, в отличие от всех иных государственных органов, не сразу воспринимает закон как безусловный приказ, а сначала оценивает его с точки зрения соответствия Конституции. Нередко противоречие закона Конституции обнаруживается при рассмотрении конкретного дела. В этом случае у суда общей юрисдикции есть право обратиться в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле"1. Аналогичную позицию, как представляется, во многом определяемую Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" (гл. XIII), занимает и сам Конституционный Суд2.

Возможна, однако, и другая позиция: суд общей юрисдикции или арбитражный суд могут "отложить" в сторону закон, противоречащий, по их мнению, Конституции, и вынести решение, основываясь непосредственно на конституционной норме. Однако в этом случае, как представляется, речь должна идти уже не о праве, а об обязанности обратиться в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности этого закона. Такой ответ на поставленный выше вопрос более соответствует логике части 1 статьи 15, статьи 18 и части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации, раскрывающих некоторые аспекты применения ее норм, и именно этот ответ, думается, был дан Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 8 в октябре 1995 года "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия".

Нормы Конституции Российской Федерации действуют непосредственно во всех случаях правомерного, не противоречащего конституционным установлениям поведения граждан, должностных лиц, государственных и общественных органов, государства как особого учреждения. Иными словами, нормы Конституции действуют непосредственно, если соответствующие общественные отношения урегулированы конституционными средствами и их достаточно для разрешения конкретной жизненной ситуации.

Непосредственное действие конституционных норм имеет важное значение при коллизиях в праве. Возможны коллизии между Конституцией и законом. Они разрешаются в соответствии с постановлением о высшей юридической силе Конституции. Если возникают коллизии между законами, то в этом случае действует тот закон, который соответствует федеральной Конституции не только по букве, но и по духу.

Введение

Конституцией Российской Федерации, принятой всенародным общим голосованием 12 декабря 1993 г., принята и существует следующая классификация прав и свобод личности и гражданина Российской Федерации:

1) личные права;

2) политические права;

3) социально-экономические права;

4) права по защите других прав.

В данном реферате мы подробнее рассмотрим 4 пункт, т.е. права по защите других прав.

Эти права занимают особое место в системе прав и свобод человека и гражданина в Российской федерации. «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство….» - это самое первое положение Конституции РФ утверждает, что Российское государство, приняв и подписав положения международных документов по правам человека взяло на себя обязанность и закрепило ее конституционно гарантировать осуществление и законную защиту прав и свобод человека и гражданина в случае любого их нарушения.

    ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО ЗАЩИТЕ ДРУГИЕ ПРАВ И СВОБОД

Права по защите других прав и свобод – сочетание государственной защиты прав и свобод с возможностью лично защищать себя. Эти права включают в себя:

    судебная защита прав и свобод;

    право на компетентное правосудие;

    право на получение квалифицированной юридической помощи;

    презумпция невиновности;

    право на гуманизм правосудия;

    право на защиту интересов пострадавших от нарушения закона;

    право на применение действующего закона, отказ от обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность, невозможность ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением, применение нового закона, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена.

Именно такая последовательность присуща Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.

В российском законодательстве она впервые была воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991 года, а затем отражена в Конституции Российской Федерации 1993 года. В отличие от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства.Это различие отражает Конституция, адресуя личные права “каждому”, политические - “гражданам” .

2 ВИДЫ ПРАВ ПО ЗАЩИТЕ ДРУГИХ ПРАВ И СВОБОД

      Судебная защита прав и свобод

Статья 46 Конституции гарантирует право каждого человека на судебную защиту. Судебная защита – наиболее эффективное, и порой единственное, средство восстановления нарушенных прав. Всеобщая декларация прав человека прямо закрепляет в ст.8, что каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

Нельзя сказать, что право на судебную защиту – это право данное, октроированное конституцией или государством. В человеческом обществе с самых ранних ступеней его развития, еще до появления как таковых писаных или устных законов, люди «за правдой» обращались к третьим лицам – «Рассуди!». Право на судебную защиту – естественное право человека, «неотъемлемое свойство человеческой личности».

2.2 Право на компетентное правосудие

В РФ существуют следующие принципы правосудия:

    Принцип законности

В наши дни законностью принято считать соблюдение и исполнение предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных правовых актов всеми государственными и негосударственными учреждениями и организациями, их служащими и должностными лицами, гражданами, иными лицами, находящимися на территории Российской Федерации. Основные положения данного принципа закреплены в ч.2 ст.15 Конституции РФ. К законам относятся федеральные законы и федеральные конституционные законы, а также принимаемые в субъектах РФ конституции и уставы, другие законодательные акты. Все они должны соответствовать предписаниям Конституции РФ. Акты, которые противоречат Конституции РФ или закону, применяться не могут. Для правосудия данный принцип имеет особое значение в силу того, что этот вид государственной деятельности при определении его понятия, тесно связан с неуклонным соблюдением требований закона и установленного им порядка разбирательства конкретных судебных дел. Там, где нет соблюдения закона, нельзя говорить о правосудии. Это, скорее, будет произвол. Такое "правосудие" не в состоянии выполнить свою социальную функцию.

    Принцип справедливости

Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

    Принцип осуществления правосудия только судом

В соответствии со ст.118 Конституции РФ правосудие осуществляется только судом. Также данное положение конкретизировано в ч.1 ст.4 Закона о судебной системе, где сказано:"Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается".

    Принципы независимости судей

Судьи имеют льготы, не могут заниматься коммерческой деятельностью, они и их близкие должны быть ограждены от воздействий третьих лиц.

    Принцип равенства всех перед судом и законом

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. В части второй указанной статьи приведенное положение раскрыто и конкретизировано. Его сущность состоит в том, что равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения в религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, других обстоятельств.

    Принцип обеспечения каждому права на обращение в суд

В Конституции РФ закреплено в статье 46 п.1 право граждан на защиту своих интересов в суде.

    Принцип обеспечения права подозреваемого и обвиняемого на защиту

Обеспечение обвиняемому и подозреваемому права на защиту как принцип правосудия и уголовного судопроизводства опирается на конституционные и уголовно-процессуальные нормы.

    Национальный язык судопроизводства

Данный принцип является конкретным выражением национальной политики государства в области судопроизводства. Судопроизводство ведется на русском языке или на языке республики в составе РФ, автономной области, автономного округа или на языке большинства населения данной местности. Суть принципа: · Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право делать заявления, давать показания, заявлять ходатайства, знакомиться со всеми материалами дела, выступать в суде на родном языке; · Обеспечивается возможность пользоваться услугами переводчика в порядке, предусмотренном УПК; · Следственные, судебные документы, в соответствии с порядком, установленным УПК, передаются обвиняемому в переводе на его родной язык или на другой язык, которым он владеет.

    Принцип состязательности сторон

Сущность этого принципа состоит в том, что при осуществлении правосудия по уголовным делам судебное разбирательство построено таким образом, что функцию обвинения осуществляет одна сторона (прокурор, общественный обвинитель, потерпевший), функцию защиты - другая сторона (защитник, подсудимый, законный представитель подсудимого).

    Принцип участия граждан в осуществлении правосудия

Заседатели могут быть двух видов: арбитражные заседатели и присяжные заседатели.

Конституционная норма, установившая этот принцип, гласит: "Граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия" (ч.5 ст.32 Конституции РФ). В соответствии с действующим законодательством граждане реализуют это право, участвуя в судебных заседаниях в качестве присяжных заседателей в судах общей юрисдикции и в качестве арбитражных заседателей - в арбитражных судах. Присяжные заседатели - граждане РФ, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела. Участие в отправлении правосудия в качестве присяжного заседателя является гражданским долгом.

    Принцип открытости судебного заседания

Судебное заседание проводится открыто, за исключением судебных дел, которые составляют государственную или личную тайну.

    Принцип презумпции невиновности

Подсудимый считается невиновным, пока не доказано обратное. Действует в уголовном и административном процессах (статья 49 Конституции).

    Принципы законности и компетенции суда

Кратко суть данного принципа можно выразить примерно следующим образом: суд, которому доверяется рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и иные дела, способен вершить подлинное правосудие, если он законен, компетентен, независим и беспристрастен. Это самоочевидное положение прямо в действующем законодательстве не сформулировано. Оно вытекает из анализа предписаний Конституции РФ (см. ст. 18, 45, 47, 119, 121, 123) и других российских законов, в первую очередь судоустройственных и процессуальных, а равно авторитетных международных документов. К числу последних можно отнести, к примеру, Международный пакт о гражданских и политических правах. "Каждый имеет право,- говорится в ч.1 ст.14 этого документа,- при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона." Для обеспечения всех перечисленных свойств суда существует значительное количество установленных законом средств. Эти многообразные средства вполне можно объединить в три группы правил:

    правила, регламентирующие порядок наделения судей, присяжных и арбитражных заседателей их полномочиями, включая те правила, которые устанавливают требования, предъявляемые кандидатам на эти роли;

    правила определения суда, где должно разбираться конкретное дело, а также его состава (правила определения подведомственности и подсудности);

    правила, соблюдение которых гарантирует объективность и беспристрастность судей, принимающих решения по существу вопросов, возникающих при отправлении правосудия по конкретным судебным делам.

    Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина

    Принцип обязательности судебных решений

2.3 Право на получение квалифицированной юридической помощи

Статья 48 Конституции РФ гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. При этом особо оговаривается, что "каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения".

Данные конституционные положения имеют универсальное значение и распространяются на все случаи, в которых человек нуждается в правовой помощи, независимо от его юридического статуса или сферы судопроизводства.

2.4 Презумпция невиновности

Один из основополагающих принципов уголовного судопроизводства. Принцип презумпции невиновности гласит: "Человек не виновен, пока не доказано обратное". Это означает, что обвиняемый не должен доказывать свою невиновность, а, напротив, обвинение должно предоставить веские и юридически безупречные доказательства вины подсудимого (обвиняемого). При этом любое обоснованное сомнение в доказательствах трактуется в пользу обвиняемого.

2.5 Право на гуманизм правосудия

Это, прежде всего, признание человека как личности, индивида, его прав на свободное развитие, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Гуманизм отражает нравственную позицию общества, выражающую признание ценности человека как личности (индивида), уважение его достоинства, стремление к его благу как цели общественного развития. Принцип гуманизма вытекает из основ конституционного строя России, в которых провозглашается приоритет человеческой личности. Как гласит ст. 2 Конституции РФ, «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» (ч. 2 ст. 21 Конституции РФ), – это не что иное, как нормативное закрепление одного из проявлений принципа гуманизма. Этот принцип при реформировании законодательства нашел свое закрепление в ч. 2 ст. 7 УК РФ и ст. 8 УИК РФ и в других нормативно-правовых актах.

2.6 Право на защиту интересов пострадавших от нарушения закона

В общем виде право на защиту можно определить как предоставленную управомоченному лицу возможность применения мер правоохранительного характера для восстановления его нарушенного или оспариваемого права. Правовая квалификация данной возможности вызывает споры в литературе. Согласно традиционной концепции, право на защиту является составной частью самого субъективного права наряду с правом на собственные действия, а также правом требовать определенного поведения от обязанных лиц.

2.7 Право на применение действующего закона

Это понятие включает в себя отказ от обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность, невозможность ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением, применение нового закона, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена.

Заключение

В данном реферате были рассмотрены основные права по защите других прав и свобод граждан, но нужно принимать во внимание, что любая классификация прав человека в известной степени условна, поскольку некоторые права с примерно равными основаниями могут быть отнесены к разным видам и должны охватывать друг друга.

Список литературы

    Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская Газета – 25 декабря – 1993г.

    Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета - 10 декабря 1998 г.

    http://bibliofond.ru/view.aspx?id=28577

    http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/18227/18285/

    http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1188737#_edn21

    http://kalinovsky-k.narod.ru/b/ufa20042/davletov.htm

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУ ВПО «АмГУ»)

Кафедра конституционного права

РЕФЕРАТ

на тему: Основные права по защите других прав и свобод граждан.

Выполнил:

студент группы 755 __________________________ Д. А. Лукашов

Проверил:

старший преподаватель __________________________ Т. Ю. Ныркова

Благовещенск 2010

Введение 3

    Общая информация по защите других прав и свобод 4

    Виды прав по защите других прав и свобод 5

2.1 Судебная защита прав и свобод 5

права и свободы граждан Российской Федерации отличаются от других прав и свобод ...
  • Права и свободы человека и гражданина (10)

    Реферат >> Государство и право

    ... права . Все права и свободы граждан в той или иной сфере жизни производны от основных прав и свобод , ... других граждан ; - от неправомерных и нецелесообразных действий субъектов власти. Административному праву принадлежит важная роль в защите прав граждан ...

  • Современные стандарты в области прав и свобод человека, за­крепленные в международно-правовых документах и во внутри­государственном законодательстве, являются плодом длительной борьбы личности и власти.

    Система прав и свобод человека имеет свою логику развития, распадаясь на ряд последовательных этапов. В последнее время ученые все чаще говорят о так называемых трех поколениях прав человека.

    «Первым поколением» прав человека принято считать граж­данские и политические права.

    «Второе поколение» прав человека формировалось под дей­ствием ряда факторов объективного и субъективного свойства. В конце XIX - начале XX столетия стали происходить сущест­венные сдвиги в экономической сфере многих промышленно раз­витых стран. Демократизация капитала, сопровождающаяся бы­стрым ростом акционерных предприятий, концентрацией произ­водства и возрастанием роли рабочего (профсоюзного) движе­ния стали главными причинами, в силу которых государствен­но-правовое закрепление получили социально-экономические права.

    Наконец, «правами третьего поколения» принято считать так называемые права солидарности, имеющие надгосударственную и наднациональную природу и коллективный характер. По обще­му правилу в качестве таковых называют право на мир, на без­опасную экологию, право пользования экономическим и культур­ным потенциалом человечества.

    В современных демократических государствах защита прав и свобод человека гарантируется как международным, так и внут­ригосударственным правом, а в Российской Федерации согласно ч. 4 ст. 15 Конституции «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы».

    Россия, расставаясь со своим тоталитарным прошлым, пред­приняла значительные шаги для реального обеспечения многооб­разных прав и свобод человека, хотя здесь еще имеется огромная масса неразрешенных проблем. 22 ноября 1991 г. была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина, которая пол­ностью соответствует важнейшим международно-правовым актам мирового сообщества в области прав человека. Впервые Консти­туция Российской Федерации 1993 г. закрепила тезис о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2). Кроме того, ст. 18 констатирует, что «права и свободы че­ловека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, дея­тельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

    Кроме Конституции права и свободы человека получают кон­кретизацию и развитие в федеральных конституционных и феде­ральных законах, которые имеют прямое действие на всей терри­тории Российской Федерации.

    Права человека - основополагающий элемент правового ста­туса личности, наряду с обязанностями и законными интересами, взятыми в единстве. Кроме того, в структуру правового статуса входит гражданство, правосубъектность и некоторые другие эле­менты. Возможность реализовать некоторые права дает лишь об­ладание определенным правовым статусом. Выделяют правовые статусы: а) граждан; б) иностранцев; в) лиц без гражданства; г) лиц, которым предоставлено убежище.

    Помимо этого, различают общий правовой статус лица как гражданина государства или члена общества: отраслевой (опре­деляемый нормами конкретной отрасли); межотраслевой (ком­плексный) и специальный правовой статус, связанный с некото­рыми правовыми ограничениями и реализацией мер ответствен­ности.

    Права человека суть неотъемлемые свойства каждого человека и существенные признаки его бытия. Государство не "дарует" права, оно только закрепляет их в законе и обеспечивает реализацию. В этом случае его можно считать правовым. Если государство игнорирует естественные права человека или, более того, ущемляет, уничтожает их, препятствует их осуществлению или создает условия для реализации прав только для определенной группы лиц, сословия, класса, то оно характеризуется как антидемократическое (авторитарное, тоталитарное и т. п.).

    В ст. 2 Конституции РФ впервые юридически закрепляется прямая обязанность государства защищать права человека. Под защитой понимается восстановление положения, существовавшего до нарушения (путем совершения конкретных действий или бездействия) того или иного права. Государственная защита - это правовая защита, осуществляемая государством (его органами). Правовая защита - это усилия государства по обеспечению с помощью правовых механизмов (средств и способов) восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина, а также использование самими лицами, права и свободы которых нарушены, предоставленных им законом средств и способов восстановления и защиты своих прав и свобод.

    Очевидно, что право может быть реализовано только тогда, когда ему соответствует обязанность государства или другого лица (органа) его обеспечить.

    Провозглашение гарантируемой каждому человеку и гражданину государственной защиты его прав и свобод означает, с одной стороны, признание государством на самом высшем уровне своей обязанности защищать права и свободы, с другой стороны - наличие корреспондирующего ей права человека и гражданина требовать от государства (его органов) выполнение взятой на себя обязанности.

    В защите прав и свобод человека и гражданина в России участвуют все ветви государственной власти - законодательная, исполнительная, судебная, каждая из них самостоятельно и в пределах очерченной законом компетенции.

    Органы представительной (законодательной) власти РФ и ее субъектов призваны, нормативно регулировать отношения, связанные с признанием, обеспечением и защитой прав и свобод российских граждан. На это направлено отраслевое (текущее) законодательство, которое конкретизирует конституционные (основные) права и свободы граждан, развивает их, обогащая содержание их правового статуса, создает юридические механизмы обеспечения их реального осуществления, восстановления прав и свобод в случаях их нарушений, устранения препятствий в их реализации и т.д.

    На защиту прав и свобод человека и гражданина в нашей стране направлена деятельность органов исполнительной власти - на уровне Федерации, и ее субъектов, а также органов местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государство гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина. На практике это означает, что все органы Российского государства в соответствии со своей компетенцией обязаны принимать меры по обеспечению соблюдения и осуществления прав и свобод.

    Важное значение имеет судебная защита , которая гарантируется Конституцией каждому (ч. 1 ст. 46). Согласно ч. 2 названной статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Причем обжалованы, могут быть как коллегиальные, так и единоличные действия (решения) этих органов, организаций, их руководителей. Часть 3 данной статьи Конституции гласит, что каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.