Понятие и значение актов гражданского состояния. Акты гражданского состояния: понятие, значение, виды, порядок регистрации 16 акты гражданского состояния

Статья 3 «Об актах гражданского состояния» определяет акты гражданского состояния как действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан.

Об актах гражданского состояния, как об основаниях возникновения гражданских прав и обязанностей указано и в ст. 8 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ). В частности, в соответствии с ч. 1 указанной статьи ГК РФ, основанием возникновения гражданских прав и обязанностей являются основания, предусмотренные законом. П. 2 ч. 1 ст. 8 ГК РФ, конкретизируя данное положение, п. 2 ч. 1 ст. 8 ГК РФ закрепляет, что гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей. Основанием возникновения гражданских прав и обязанностей, вытекающим из закона «Об актах гражданского состояния», является регистрация в установленном порядке органом ЗАГСа (иным уполномоченным на регистрацию государственным органом) акта гражданского состояния.

Таким образом, сам акт гражданского состояния, хотя и имевший место, не влечет возникновения у гражданина определенного правового статуса. Только после регистрации данного акта в установленном законом порядке гражданин наделяется соответствующими правами и обязанностями.

Например, если мужчина и женщина решают проживать совместно (в так называемом «гражданском» браке), это не значит, что они заключили брак и несут объем прав и обязанностей которыми наделены супруги. В частности, на имущество «гражданской» супруги не может быть обращено взыскание по долгам «гражданского» супруга; не требуется нотариального удостоверения согласия «гражданского» супруга на совершение другим «супругом» сделки по распоряжению недвижимым имуществом или сделки, совершение которой требует нотариального удостоверения или регистрации в установленном законом порядке; «гражданский супруг» не будет являться наследником по закону.

Так же и смерть гражданина, как биологический процесс, не может рассматриваться как основание возникновения у наследников права на наследство. День же регистрации смерти гражданина считается днем открытия наследства.

Правовое состояние гражданина - это объем прав и обязанностей, который характеризует его как субъекта гражданских правоотношений. Данный объем определяется правоспособностью гражданина, то есть возможностью гражданина иметь определенные права и нести обязанности. Правоспособность, а следовательно и объем прав и обязанностей определяется в соответствии с ГК РФ, возрастом гражданина и его дееспособностью, то есть возможностью приобретать и осуществлять права, принимать и нести обязанности. Полная дееспособность гражданина наступает в возрасте восемнадцати лет. Например, несовершеннолетний как и недееспособный гражданин не может совершать определенные сделки. Вместе с тем, отсутствие регистрации определенного акта гражданского состояния не позволяет гражданину осуществлять определенный объем прав или нести обязанности, которые возникают после составления соответствующей актовой записи. Например, вступить в новый брак до расторжения предыдущего.

С другой стороны, регистрация такого акта гражданского состояния, как заключение брака лицом, не достигшим совершеннолетия, влечет наделение несовершеннолетнего супруга правоспособностью в полном объеме. Данная норма права закреплена ч. 2 ст. 21 ГК РФ. Так, гражданин в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет могут совершать сделки только с письменного согласия своих законных представителей, которыми являются родители, усыновители или попечители несовершеннолетнего. Если же несовершеннолетний вступает в брак, то он уже самостоятельно может приобретать весь объем прав и нести обязанности, как совершеннолетний участник гражданско-правовых отношений.

Акты, подлежащие государственной регистрации:

  • - рождение,
  • - заключение брака,
  • - расторжение брака,
  • - усыновление (удочерение),
  • - установление отцовства, перемена имени и смерть.

Беря за основание юридический факт (основание возникновения, изменения или прекращения конкретных правоотношений), можно произвести следующую классификацию актов гражданского состояния:

  • 1) действия граждан (юридические факты, зависящие от волеизъявления людей): заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение) ребенка, установление отцовства, перемена имени;
  • 2) события (юридические факты, не зависящие от волеизъявления людей): рождение, смерть.

С данными актами гражданского состояния законодательство связывает возникновение, изменение и прекращение ряда важных прав, которыми наделен гражданин как человек и как субъект гражданско-правовых отношений. Объем данных прав и обязанностей характеризует правовое положение гражданина.

Так, с рождением ребенок приобретает такие важные права человека, как право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, равноправие и т.д. Следует отметить, что данным объемом прав ребенок наделяется с момента рождения как биологического процесса. Регистрация рождения как акта гражданского состояния позволяет ему приобретать уже права гражданина, например, быть наследником.

В качестве специфических прав можно отметить право ребенка жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на заботу и совместное с ними проживание. С достижением совершеннолетия, гражданин наделяется всем объемом прав, позволяющих характеризовать его как субъект гражданского права. Возраст гражданина отсчитывается с даты, указанной в свидетельстве о рождении.

Также, с момента рождения человека определенным объемом прав и обязанностей наделяются его родители: право проживать с ребенком, участвовать в его воспитании, обеспечить получение ребенком основного общего образования и т.д.

Смерть гражданина влечет возникновение правоотношений, регулируемых нормами наследственного права, порождает у наследников права относительно имущества, принадлежащего ранее умершему. Одновременно, смерть гражданина влечет прекращение всех его прав и обязанностей.

Заключение брака, расторжение брака является юридическим фактом, влекущим изменение правоотношений между брачующимися (бывшими супругами) в отношении имущества, а также изменение формы собственности на вещи (возникновение совместной собственности на имущество, нажитое после заключения брака и долевой после расторжения).

Усыновление (удочерение) ребенка - возникновение прав и обязанностей усыновителя и усыновленного.

Установление отцовства - возникновение родительских прав и обязанностей. С другой стороны возникновение прав ребенка по отношению с своему родителю (независимо от того, является ли он родителем биологическим либо записан в свидетельство о рождении по иным основаниям).

Перемена имени - это способ реализации гражданина своего права на имя. И, хотя, имя дается гражданину родителями при рождении, при достижении возраста четырнадцати лет, он самостоятельно может принять решение о его изменении. Отдельно отметим, что перемена имени не влечет каких-либо изменений в правовом статусе гражданина, однако, регистрация изменения имени, порождает обязанность гражданина уведомить определенный законом круг лиц о перемене имени, отчества или фамилии. Гражданин может использовать псевдоним (вымышленное имя), однако все гражданско-правовые сделки должны совершаться им под настоящим именем (именем собственным), которое зарегистрировано в актовой записи и отличает его от других участников гражданского оборота.

К основаниям возникновения прав и обязанностей, возникающих после регистрации акта гражданского состояния приравнены акты гражданского состояния, совершенные по религиозным обрядам до образования или восстановления органов записи актов гражданского состояния, совершенным в органах записи актов гражданского состояния в соответствии с действовавшим на момент их совершения законодательством. Такие акты уже не требуют последующей государственной регистрации. Например, согласно циркуляру НКВД СССР от 28 августа 1926 года №326 «О сроках действительности религиозных браков, заключенных в революционный период в РСФСР» церковные браки, заключенные в Московской губернии до 1 января 1919 г. приравниваются к зарегистрированным ЗАГСами бракам. В данных случаях документом, подтверждающим заключение брака, а, следовательно, и правовое состояние супругов будет являться запись о венчании, сделанная в церковной книги (по сути, это аналог записи о заключении брака, занесенной в актовую книгу).

Акты гражданского состояния - основные события в жизни человека - подлежат обязательной регистрации от имени государства в органах загса. Их перечень установлен ст. 49 ГК Украины. Он является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Государственной регистрации подлежат:

Рождение,

Заключение брака,

Расторжение брака,

Усыновление (удочерение),

Установление отцовства,

Перемена имени (собственно имени, фамилии и отчества),

Смерть гражданина.

Государственная регистрация этих событий важна для охраны личных и имущественных прав граждан, поскольку с такими событиями закон связывает возникновение, изменение или прекращение ряда важнейших прав и обязанностей. Так, с рождением ребенка у его родителей возникают родительские права и обязанности, обязанности по содержанию; со смертью человека возникают наследственные права в отношении его имущества, право на пенсию у его несовершеннолетних детей и т.п.

Целью государственной регистрации является установление бесспорного доказательства того, что соответствующие события имели место и когда они произошли. В некоторых случаях закон придает акту регистрации правообразующее (правопрекращающее) значение, т.е. устанавливает, что соответствующие права и обязанности возникают или прекращаются лишь с момента регистрации акта гражданского состояния. Такое значение придано регистрации заключения брака (ст. ____СК Украины и расторжения брака (при его расторжении в органах загса - ст. ___ СК Украины).

Регистрация актов гражданского состояния производится и в государственных интересах; для того, чтобы знать динамику народонаселения (сколько рождается, умирает, вступает в брак и т.д.). Эти данные необходимы для разработки научно обоснованных прогнозов экономического и социального развития страны.

Государственная регистрация актов гражданского состояния производится территориальными органами записи актов гражданского состояния, образованными органами исполнительной власти Украины. Акты гражданского состояния граждан Украины, проживающих за границей, регистрируются консульскими учреждениями Украины.

Признаются действительными акты гражданского состояния, совершенные по религиозным обрядам до образования или восстановления органов загса (например, во время Великой Отечественной войны на оккупированных территориях). Они приравниваются к актам гражданского состояния, совершенным в органах загса, и не требуют последующей государственной регистрации.

Правильное, а главное своевременное оформление и регистрация актов гражданского состояния является одной из самых главных необходимостей для гражданина. Неподобающее, несвоевременное оформление этих актов, или не оформление их вовсе влечет за собой последствия, которые затем изменить уже тяжело. Если станет так, что эти факты будут выяснены в суде, при рассмотрении какого-либо гражданского дела, то последствия уже будут просто необратимыми.

Следовательно, оформление актов гражданского состояния возможно четко отследить между строками инструкции министерства юстиции "о порядке регистрации актов гражданского состояния". Сроки всегда устанавливаются стандартные, за исключением некоторых случаев. Известно, что законный срок есть для всех видов регистрации. Вот что говорит закон относительно сроков регистрации брака: Брак заключается в органах регистрации актов гражданского состояния. Заключение брака происходит по окончании месячного срока после представления лицами, которые желают заключить брак, заявления. В отдельных случаях этот срок может быть сокращен руководителем отдела регистрации актов гражданского состояния.

При исчислении месячного срока в соответствии с действующим законодательством органы РАГСа руководствуются такими правилами: течение месячного срока начинается на следующий день после представления заявления в орган регистрации актов гражданского состояния и заканчивается соответствующим числом в следующем месяце. Если это число приходится на нерабочий день отдела регистрации актов гражданского состояния, днем окончания срока считается ближайший за ним рабочий день.

Если в орган регистрации актов гражданского состояния поступит заявление о наличии законных препятствий к заключению брака, регистрация его откладывается. В этом случае заявителю предлагается в определенный срок подать соответствующие доказательства. Орган регистрации актов гражданского состояния может по просьбе заинтересованных лиц или по своей инициативе провести необходимую проверку. Об отсрочке регистрации брака сообщается лицам, которые подали заявление о вступлении в брак. При наличии законных препятствий к заключению брака орган регистрации актов гражданского состояния отказывает в его регистрации и выдает письменное разъяснение. Если сведения о таких препятствиях не получат подтверждения, регистрация брака осуществляется на общих основаниях. Проверка обстоятельств должна быть закончена в месячный срок.

УДК 347.22.02

Страницы в журнале: 74-76

Т.П. ПОДШИВАЛОВ,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Южно-Уральского государственного университета chelpride @gmail .com

Рассматривается правовая природа государственной регистрации прав на недвижимость. Подробно разбираются три основных подхода к определению правового значения факта государственной регистрации: правосоздающий, правоподтверждающий и смешанный.

Ключевые слова: объекты гражданских прав, недвижимое имущество, государственная регистрация прав на недвижимость, основание возникновения права на недвижимость.

The legal significance of the property rights state registration

Podshivalov T.

The problem of determining the legal nature of real estate state registration is considered in article. Detail the three main approaches to determining the legal significance of the fact of state registration: right-created, right-confirmed and mixed.

Keywords: objects of civil rights, real estate, the state registration of property rights, the cause of rights on real estate.

В пункте 2 ст. 8 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) закреплено правило о том, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Следует отметить терминологическую противоречивость п. 2 ст. 8 и п. 1 ст. 131 ГК РФ. Если исходить из буквального толкования указанных пунктов, то в п. 2 ст. 8 говорится о том, что право возникает после регистрации, а в п. 1 ст. 131 - что регистрации подлежит уже возникшее право.

Еще одно правило, касающееся правового режима недвижимости, установлено в абзаце втором п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о государственной регистрации), в котором определено, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Логически объяснить такое положение закона невозможно, так как в этом случае запись о праве имеет большее значение, чем фактическое существование этого права.

В теории гражданского права существуют три основных подхода к определению значения государственной регистрации прав на недвижимое имущество. В рамках первого подхода государственной регистрации придается правоустанавливающее, правосоздающее значение. Сторонники второго подхода исходят из того, что государственная регистрация по своей сущности носит правоподтверждающий (правоудостоверяющий) характер, а акт государственной регистрации не является основанием возникновения гражданских прав и обязанностей. В частности, О.В. Скремета отмечает, что «совершенный учреждением юстиции юридический акт сам по себе не влечет возникновения прав на недвижимость, и поэтому государственная регистрация не носит правоустанавливающего характера».

Сторонники третьего подхода полагают, что регистрация прав на недвижимое имущество по общему правилу имеет правоустанавливающее значение, а в ряде исключительных случаев, специально предусмотренных в законе, - правоподтверждающее. Данное мнение полностью основано на действующем законодательстве. Однако это никак не подтверждает исключительность правоты законодателя, придавшего государственной регистрации прав на недвижимое имущество двойственное значение. Не верна и исходная посылка о том, что по общему правилу регистрация является правоустанавливающим актом, так как большое количество исключений из него также заставляет усомниться в его логичности.

Стоит отметить, что Закон о государственной регистрации не устанавливает четкой конструкции государственной регистрации прав на недвижимое имущество и закрепляет противоречивые положения, о которых речь пойдет далее. На наш взгляд, нельзя отводить главную роль в вопросе возникновения права собственности на недвижимое имущество государственной регистрации. Вне зависимости от принадлежности вещи к движимому или недвижимому имуществу право собственности должно возникать с момента ее передачи, а равно поступления во владение приобретателя. Юридический факт сохраняет свое значение вне зависимости от характера передаваемого предмета, поэтому государственная регистрация прав на недвижимое имущество должна нести правоподтверждающий, а не правосоздающий характер.

Правоподтверждающий характер государственной регистрации заключается в том, что субъективное право на недвижимость возникает до государственной регистрации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством и правоустанавливающими документами. Сущность государственной регистрации недвижимости состоит в обеспечении публичной достоверности зарегистрированного права. Государственная регистрация призвана гарантировать стабильность прав на недвижимое имущество. Следовательно, нет оснований говорить о том, что государственная регистрация имеет первостепенное значение для возникновения права собственности на недвижимое имущество.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество носит производный характер, так как она может быть проведена только в случае наличия законного основания возникновения права на недвижимость и подтверждает уже существующее право.

Вывод о правоподтверждающем характере государственной регистрации следует из анализа положений абзаца первого п. 1 ст. 2 Закона о государственной регистрации, который определяет, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.

Анализ судебной практики свидетельствует о том, что арбитражные суды занимают единую позицию, согласно которой государственная регистрация права собственности носит исключительно правоподтверждающий, а не правоустанавливающий характер.

Внося в Единый государственный реестр прав на недвижимость и сделок с ней запись о праве, регистрационная служба от имени государства признает и подтверждает, что право на недвижимое имущество возникло у лица в силу одного из оснований, перечисленных в ст. 17 Закона о государственной регистрации, а признать можно только то субъективное право, которое уже возникло и существует.

Тот факт, что за государственной регистрацией обращается лицо, у которого уже возникло право на недвижимое имущество, находит подтверждение и в законодательстве.

В частности, в п. 1 ст. 16 Закона о государственной регистрации указывается, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.

В пункте 3 ст. 24 Закона о государственной регистрации закреплено, что государственная регистрация возникновения, перехода и прекращения права общей совместной собственности на недвижимое имущество осуществляется на основании заявления одного из правообладателей, если законодательством Российской Федерации либо соглашением между правообладателями не предусмотрено иное.

В статье 20 Закона о государственной регистрации среди оснований отказа в государственной регистрации указывается отсутствие права на недвижимое имущество. Согласно постановлению ФАС Уральского округа от 24.06.2008 № Ф09-4439/08-С6 по делу № А60-26519/2007 деятельность органов государственной регистрации связана с бесспорной юрисдикцией, которая носит правоподтверждающий (как доказательство существования права и признания этого государством), а не правоустанавливающий характер.

Согласно определениям КС РФ от 05.07.2001 № 132-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества “РЕБАУ АГ” на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 1 статьи 165 и пунктом 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации»1, от 05.07.2001 № 154-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества “СЭВЭНТ” на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 1 статьи 165, пункта 3 статьи 433 и пункта 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации»2 и от 21.04.2005 № 185-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества “Запсибстройдизайн” на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 1 и 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации» государственная регистрация - как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов; она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию и имущественную самостоятельность.

Исходя из буквального толкования законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, государственная регистрация определяет момент возникновения права, но не выступает в качестве основания возникновения права на недвижимое имущество. В частности, в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 28.11.2007 № Ф03-А73/07-1/5436 по делу № А73-6765/ 2007-36 разъяснено, что акт государственной регистрации права сам по себе не порождает никаких гражданских прав и обязанностей в отношении недвижимого имущества: в соответствии с нормами ГК РФ государственная регистрация лишь определяет момент возникновения права собственности на недвижимое имущество или перехода права на такое имущество.

Если исходить из правовой природы государственной регистрации, а не из положений законодательства, то дата государственной регистрации определяет не момент возникновения права собственности, а момент подтверждения государством в лице компетентных органов такого права. Следовательно, государственная регистрация всегда имеет правоподтверждающий характер и удостоверяет со стороны государства наличие соответствующего права. В то же время в случае возникновения спора о праве собственности свидетельство о государственной регистрации не является безусловным доказательством, подтверждающим наличие (отсутствие) права на спорное недвижимое имущество. Принадлежность недвижимого имущества определяется на основании правоустанавливающих документов, а наличие регистрационной записи о праве собственности на недвижимое имущество в случае признания недействительной сделки, на основании которой это имущество приобретено, не является доказательством наличия у истца права собственности на данное имущество.

Библиография

1 СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3594.

2 См.: Калиниченко Т.Г. О государственной регистрации водных прав // Законодательство и экономика. 2007. № 8. С. 43-48; Круглова О.Б. Правовое регулирование договора аренды нежилых зданий, сооружений в предпринимательской сфере: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Самара, 2002. С. 8; Яковлева А. Споры о государственной регистрации прав на недвижимость // Законодательство. 2005. № 1. С. 72-73 и др.

3 См.: Гришаев С.П. Государственная регистрация вещных прав // Журнал российского права. 2006. № 10. С. 85-90; Емельянова Е.А. Правовые проблемы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: дис. … канд. юрид. наук. - Самара, 2004. С. 32 и др.

4 См.: Зарубин А. Правовая судьба акта государственной регистрации прав на недвижимое имущество при решении вопроса о недействительности сделки // Хозяйство и право. 2008. № 10. С. 95; Тресцова Е.В. Актуальные проблемы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним // Известия вузов. Правоведение. 2004. № 2. С. 67; Бабкин С.А. Основные начала организации оборота недвижимости. - М., 2001. С. 24 и др.

5 Скремета О.В. Архитектурный менеджмент в условиях рыночной экономики. - Челябинск, 2006. С. 11.

6 См.: Тужилова-Орданская Е.М. Теоретические проблемы защиты прав на недвижимость в гражданском праве России: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. - М., 2007. С. 41; Ширинская Е.Ю. Гражданско-правовое регулирование государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. - М., 2005. С. 7; Ястребова В.В. Регистрация вещных прав на недвижимое имущество в Российской Федерации и Федеративной Республике Германии: автореф. дис. … канд. юрид. наук. - М., 2007. С. 20 и др.

7 См.: постановления ФАС Дальневосточного округа от 20.06.2006 № Ф03-А73/06-1/1538, от 21.08.2008 № Ф03-А73/08-1/3111, от 10.09.2008 № Ф03-А04/08-1/3788, от 21.11.2008 № Ф03-5118/2008; ФАС Западно-Сибирского округа от 23.04.2007 № Ф04-2256/2007(33456-А75-20); ФАС Московского округа от 02.02.2006 № КГ-А41/14153-05, от 13.06.2006 № КГ-А40/5031-06; ФАС Северо-Западного округа от 16.10.2008 по делу № А66-5774/2007; ФАС Северо-Кавказского округа от 15.11.2007 № Ф08-6212/07, от 16.01.2008 № Ф08-8839/07; ФАС Уральского округа от 15.09.2008 № Ф09-5525/08-С6, от 10.12.2008 № Ф09-9431/08-С5; ФАС Центрального округа от 29.09.2009 по делу № А35-1205/06-С16 и др.

8 Вестн. КС РФ. 2002. № 1.

10 Там же. 2005. № 6.

11 Аналогичная позиция высказана в других судебных актах. См., например: постановления ФАС Дальневосточного округа от 01.08.2006 № Ф03-А73/06-1/2801, от 25.07.2006 № Ф03-А73/06-1/2153.

Правовое регулирование актов гражданского состояния осуществляется ст.47 ГК РФ и федеральным законом «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 №143-ФЗ.

В соответствии со ст.3 данного закона под актами гражданского состояния понимаются действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан.

В соответствии с п.1 ст.47 ГК РФ и ст.3 закона акты гражданского состояния подлежат государственной регистрации, при этом к числу таковых отнесены: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть гражданина.

Государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст.4 закона).

Юридическое значение государственной регистрации актов гражданского состояния заключается в том, что она служит целям охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также интересов государства (п.1 ст.6 закона). С точки зрения гражданского права государственная регистрация актов гражданского состояния имеет правообразующее значение в случаях, когда возникновение, изменение и прекращение гражданских правоотношений в силу закона связано с соответствующей государственной регистрацией (например, государственная регистрация заключения и расторжения брака), а также в ряде случае она носит доказательственное значение, позволяющее заинтересованным лицам ссылаться на записи органов ЗАГСа как на доказательство того, что конкретные события действительно имели место.

Контрольные вопросы:

1. Как соотносятся между собой понятия «гражданин» и «физическое лицо»?

2. Каковы предпосылки участия граждан в гражданских отношениях?

3. Что понимается под правосубъектностью гражданина, какова ее юридическая природа?

5. Понятие и виды правового статуса, соотношение с правовым положением.

6. Что следует понимать под «правовым модусом»?

7. Каково понятие и отличительные черты правоспособности граждан?

8. С какого момента возникает и прекращается правоспособность гражданина?

9. Возможно ли ограничение правоспособности гражданина?

10. Каково понятие и отличительные черты дееспособности гражданина?



11. Какие виды дееспособности выделяются в действующем законодательстве?

12. Какой дееспособностью обладают несовершеннолетне граждане в возрасте до 6 лет?

13. Какой дееспособностью обладают несовершеннолетние граждане в возрасте от 6 до 14 лет?

14. Что следует понимать под мелкими бытовыми сделками?

15. Какие виды сделок несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет могут совершать без согласия законных представителей?

16. В каких случаях несовершеннолетний гражданин, не достигший возраста 18 лет, может приобрести дееспособность в полном объеме?

17. Может ли несовершеннолетний гражданин в возрасте от 14 до 18 лет быть признан недееспособным или ограниченно дееспособным?

18. Каковы основания и порядок признания гражданина ограниченно дееспособным?

19. Каковы последствия признания гражданина ограниченно дееспособным?

20. В каких случаях может быть восстановлена дееспособность гражданина, признанного по решению суда ограниченно дееспособным?

21. Каковы основания и порядок признания гражданина недееспособным?

22. Каковы последствия признания гражданина недееспособным?

23. Назовите признаки предпринимательской деятельности гражданина?

24.Каковы последствия осуществления гражданином предпринимательской деятельности без его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя?

25. Может ли быть признан несостоятельным (банкротом) гражданин – индивидуальный предприниматель?

26. Каковы особенности гражданско-правового положения главы крестьянского (фермерского) хозяйства?

27. Какое место признается местом жительства гражданина, малолетнего ребенка?

28. При каких условиях гражданин может быть объявлен безвестно отсутствующим?

29. Каковы последствия объявления гражданина безвестно отсутствующим?

30. Каковы основания и порядок объявления гражданина умершим?



31. Каковы последствия объявления гражданина умершим?

32. Каким требования должны отвечать опекуны и попечители?

33. В каких случаях опекун (попечитель) могут быть отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей?

34. В чем специфика патронажа как разновидности попечительства?

35. Каково юридическое значение государственной регистрации актов гражданского состояния?

С принятием нового ГК РФ (первой его части) регулирование отношений, связанных с регистрацией актов гражданского состояния, было отнесено к компетенции гражданского законодательства . Ранее эти вопросы регулировались КоБС РСФСР (1969 г.).

Общие положения, относящиеся к регистрации актов гражданского состояния, содержатся в ст. 47 ГК РФ. Определение органов, осуществляющих регистрацию актов гражданского состояния, порядка регистрации этих актов, порядка изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, форм актовых книг и свидетельств, а также порядка и сроков хранения актовых книг отнесено ст. 47 ГК (п. 4) к компетенции отдельного закона об актах гражданского состояния. Такой закон был принят и вступил в силу - Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ.

Акты гражданского состояния

Акты гражданского состояния - основные события в жизни человека - подлежат обязательной регистрации от имени государства в органах загса. Их перечень установлен п. 1 ст. 47 ГК РФ. Он является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Государственной регистрации подлежат:

  • рождение,
  • заключение брака,
  • расторжение брака,
  • усыновление (удочерение),
  • установление отцовства,
  • перемена имени (собственно имени, фамилии и отчества - ст. 19 ГК РФ),
  • смерть гражданина .

Государственная регистрация этих событий важна для охраны личных и имущественных прав граждан, поскольку с такими событиями закон связывает возникновение, изменение или прекращение ряда важнейших прав и обязанностей. Так, с рождением ребенка у его родителей возникают родительские права и обязанности, обязанности по содержанию; со смертью человека возникают наследственные права в отношении его имущества, право на пенсию у его несовершеннолетних детей и т.п.

Целью государственной регистрации является установление бесспорного доказательства того, что соответствующие события имели место и когда они произошли. В некоторых случаях закон придает акту регистрации правообразующее (правопрекращающее) значение, т.е. устанавливает, что соответствующие права и обязанности возникают или прекращаются лишь с момента регистрации акта гражданского состояния. Такое значение придано регистрации заключения брака (ст. 10 СК РФ) и расторжения брака (при его расторжении в органах загса - ст. 25 СК РФ).

Регистрация актов гражданского состояния производится и в государственных интересах; для того, чтобы знать динамику народонаселения (сколько рождается, умирает, вступает в брак и т.д.). Эти данные необходимы для разработки научно обоснованных прогнозов экономического и социального развития страны.

Государственная регистрация актов гражданского состояния производится территориальными органами записи актов гражданского состояния, образованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации . Акты гражданского состояния граждан России, проживающих за границей, регистрируются консульскими учреждениями Российской Федерации.

Признаются действительными акты гражданского состояния, совершенные по религиозным обрядам до образования или восстановления органов загса (например, во время Великой Отечественной войны на оккупированных территориях). Они приравниваются к актам гражданского состояния, совершенным в органах загса, и не требуют последующей государственной регистрации.

Государственная регистрация актов гражданского состояния

Государственная регистрация актов гражданского состояния осуществляется посредством составления двух идентичных экземпляров записи акта гражданского состояния на бланке соответствующей формы, куда включаются необходимые сведения о гражданине и о самом акте гражданского состояния. На основании составленной записи гражданам выдается на руки свидетельство - документ, удостоверяющий факт государственной регистрации акта гражданского состояния. Бланки свидетельств выполняются типографским способом на гербовой бумаге, являются документами строгой отчетности; каждый такой бланк имеет серию и номер.

Какие конкретно сведения должны быть внесены в ту или иную запись акта гражданского состояния (о рождении, о заключении брака и др.), а также в соответствующие свидетельства, установлено в Федеральном законе «Об актах гражданского состояния», а формы бланков этих документов утверждены постановлением Правительства РФ от 6 июля 1998 г. № 709.

Первые и вторые экземпляры записей актов гражданского состояния (по каждому типу записей отдельно), составленные в пределах календарного года, формируются в хронологическом порядке в книги государственной регистрации актов гражданского состояния (актовые книги). Срок хранение актовых книг - 75 лет со дня составления записей актов гражданского состояния, по истечении которого они передаются в государственные архивы. Первые экземпляры актовых книг хранятся в органах загса по месту их составления, вторые - в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации , в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния в данном регионе.

Для составления записи акта гражданского состояния гражданами должны быть представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния (например, справка установленной формы о рождении или смерти, совместное заявление отца и матери ребенка, не состоящих между собой в браке, об установлении отцовства или решение суда об установлении отцовства и др.), а также документ, удостоверяющий личность заявителя.

Каждая запись акта гражданского состояния должна быть прочитана заявителем, подписана им и составляющим запись работником, скреплена печатью органа загса. Ответственность за правильность государственной регистрации акта гражданского состояния и качество составления записи возлагается на руководителя соответствующего органа загса.

Сведения, ставшие известными работнику органа загса в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, являются персональными данными, относятся к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат. Орган загса вправе сообщить эти сведения только по запросу суда (судьи), органов прокуратуры , дознания или следствия либо Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.

Отказ в государственной регистрации акта гражданского состояния может быть обжалован заинтересованным лицом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния в данном регионе, или в суд.

Изменения или исправления в записи актов гражданского состояния

Изменения или исправления в записи актов гражданского состояния вносятся органом загса по заявлению заинтересованных лиц (например, когда при совершении записи допущены ошибки: искажения, пропуск сведений и т.п.), на основании решения суда (например, на основании решения суда об исключении сведений об отце ребенка при оспаривании отцовства), на основании решений административных органов (например, решения органа опеки и попечительства об изменении имени или фамилии ребенка - ст. 59 СК), на основании других составленных записей актов гражданского состояния (например, в запись акта о рождении вносятся изменения на основании записи об установлении отцовства или об усыновлении).

Отказ органа загса внести в запись актов гражданского состояния изменения или исправления может быть обжалован в суд, и необходимые исправления или изменения будут внесены уже по решению суда. Только на основании судебного решения вносятся исправления или изменения в запись актов гражданского состояния при наличии спора между заинтересованными сторонами.

При утрате свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния гражданину по его просьбе может быть выдано органом загса повторное свидетельство на основании записи акта гражданского состояния, находящейся на хранении в органах загса. Сама утраченная запись акта гражданского состояния может быть восстановлена только на основании решения суда об установлении факта регистрации соответствующего акта гражданского состояния (ст. 247 ГПК). Основанием для обращения в суд является сообщение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации , в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния в данном регионе, об отсутствии первичной (или восстановленной) записи акта гражданского состояния. На основании восстановленной записи акта гражданского состояния гражданину выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния с отметкой о том, что запись восстановлена.

Аннулирование записей актов гражданского состояния

Аннулирование записей актов гражданского состояния производится органом загса по месту хранения этих записей актов гражданского состояния на основании решения суда : о признании брака недействительным; об отмене судебного решения о расторжении брака; об отмене решения суда об объявлении гражданина умершим и др. С момента аннулирования запись акта гражданского состояния утрачивает свое правовое значение. Прекращает свое действие и свидетельство, которое было выдано на основании этой записи.

За государственную регистрацию актов гражданского состояния взимается государственная пошлина, размер и порядок уплаты (освобождение от уплаты) которой определяется Законом РФ «О государственной пошлине».

Особенности порядка регистрации актов гражданского состояния, связанных с семейно-правовым статусом гражданина, отражены в предшествующих главах учебника.