Административное право. Критерии классификации и виды административно-правовых норм 2 критерии классификации административно правовых норм

Критерии:

1. юридическое содержание

1) административно-обязывающие(ПДД)

2) административно-запрещающие(запрет для гос.сл.)

3) административно- управомочивающие(права сотр мил)

4))административно-декларативные(принципы гос сл)

5) административно-дефинитивные(формулировки»оружие»

2. В зависимости от служебной роли

Нормы материальногоадминистративного права(права, обяз отв)

Нормы процессуального административного права(процедура, сроки – пр жалоба)

3. Подействию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные , то есть с заранее определенным сроком действия, и бессрочные , не имеющие заранее установленного срока действия. Последние действуют до их отмены или изменения. Кроме того, можно выделить временные нормы.

4. В зависимости откруга лиц

1) общие 2)специальные

5. Попределу действия в пространстве

а) общероссийские (федеральные),

б) субъектов Российской Федерации

в) муниципальные

г) ограниченно-территориальные

д) локальные

6. В зависимости от регулируемого объема административно-публичной сферы

а) общие нормы

б) отраслевые

в) межотраслевые

3.3. Понятие, структура и виды
административно-правовых отношений

Под административно-правовым отношением (административным правоотношением) понимается общественное отношение, возникающее в административно-публичной сфере и урегулированное нормами административного права.

Административные правоотношения характеризуются следующими особенностями.

1. Административные правоотношения возникают только в административно-публичной сфере

2. Административное правоотношение представляет собой публично-юридическую связь между его участниками, основанную на соответствующих нормах административного права.

3. Административные правоотношения возникают и реализуются с непосредственным участием в них административных органов либо без их непосредственного участия, но под их контролем (надзором) – сотр мил – гражд.

4. В административных правоотношениях, в которых одним из участников является административный орган, а другим - физическое лицо -

организационная или функциональная подчиненность второго участника первому.

5. Административное правоотношение может возникать как по инициативе административного органа, так и по инициативе иного подчиненного участника этого отношения(регистр т.с.)

Структура

Любое административное правоотношение имеет внутреннюю структуру, которая включает в себя следующие элементы, характеризующие соответствующее правоотношение.

1. Объект административного правоотношения (то по поводу чего)

2. Субъекты (участники) их 2 вида:


а) индивидуальные субъекты

б) организации

В зависимости от места и роли:

а) властвующие субъекты

б) невластвующие субъекты

Субъектом административного правоотношения может являться только тот индивидуальный субъект или организация, которые обладают административной правосубъектностью , то есть способностью быть участником данного правоотношения. Административная правосубъектность включает в себя три элемента:

а) административная правоспособность - это способность субъекта иметь права и нести обязанности в административно-публичной сфере

б) административная дееспособность - это способность субъекта самостоятельно, посредством своих собственных действий осуществлять права и исполнять обязанности в административно-публичной сфере

в) административная деликтоспособность - это способность субъекта нести предусмотренную нормами административного права дисциплинарную, административную и иную публично-правовую ответственность за совершенные в административно-публичной сфере правонарушения

Основаниями возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений, как и любых других правоотношений, являются юридические факты:

1. Юридические действия(жалобы лицензии ходат справки)

2. Юридические события (по мимо воли-смерть стих бедст)

Классификация

Критерии

1.В зависимости от внешних границ осуществления административно-публичной деятельности , в пределах которых возникают административные правоотношения, можно выделить три вида таких правоотношений :

1) внутриорганизационные административные правоотношения (вн пр-ва)

2) внутрисистемные административные правоотношения (в сист ОВД)

3) надведомственные (внешневластные) – между прв. И пров-мым

2.В зависимости от характера организационно-правовой связи между участниками выделяют два вида административных правоотношений :

1) вертикальныеадминистративные правоотношения (подч адм органами, сотр. Мил и правонар)

2) горизонтальные (уч дор движ)

3.По целевому назначению административные правоотношения подразделяются на два вида:

1)административные правоотношения, возникающие в связи с решением положительных задач в административно-публичной сфере - административно-регулятивные правоотношения (предост. Прав, испол обяз)

2)административные правоотношения, возникающие в связи с решением задач обеспечения безопасности и правопорядка (контр-надз, привл к адм отв)

ТЕМА 3

4.1. Общая характеристика
административно-правового статуса
индивидуальных субъектов

Индивидуальными субъектами административных правоотношений являются физические лица, то есть граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством.

Административно-правовой статус индивидуального субъекта может быть определен как правовое положение этого субъекта в административно-публичной сфере, в системе возникающих в ней административных правоотношений.

В структуру административно-правового статуса индивидуального субъекта можно включить следующие элементы:

а) место и роль индивидуального субъекта в системе административных правоотношений;

Властвующие индивидуальные субъекты

Невластвующие индивидуальные субъекты

б) общие и специальные административные права , имеющиеся у индивидуального субъекта в системе административных правоотношений

Общие: право на обращение в административные органы с заявлениями и жалобами, право на получение от административных органов необходимой для них информации, право на получение в компетентных административных органах заграничного паспорта, право поступления в государственные образовательные учреждения на конкурсной основе и т.п.

Специальные:(чинуши) - властные юридически значимые действия, (пр. - издавать в отношении них нормативные и (или) индивидуальные правовые акты)

в) общие и специальные административные обязанности, возложенные на индивидуального субъекта в системе административных правоотношений

Общие – для всех (ПДД), спец. – для чинуш или воен или вод.

г) ограничения общих и специальных административных прав , принадлежащих индивидуальному субъекту в системе административных правоотношений

(лиш прав, анул лицензии)

д) юридическая ответственность за совершение индивидуальным субъектом правонарушений в административно-публичной сфере

два вида правонарушений - административные и дисциплинарные

Входящие в структуру административно-правового статуса индивидуальных субъектов административные права, обязанности и юридическая ответственность могут быть реализованы этими лицами только при наличии у них административной правосубъектности ( (правоспособности, дееспособности и деликтоспособности)

Общая административная правоспособность индивидуального субъекта, то есть его способность иметь общие административные права и нести общие административные обязанности (рожд – смерть)

Специальная административная правоспособность индивидуального субъекта, то есть его способность иметь специальные административные права и нести специальные административные обязанности (должность, права – лишение)

Общая административная дееспособность индивидуального субъекта, то есть его способность самостоятельно, своими собственными действиями осуществлять общие административные права и исполнять общие административные обязанности (18л, за искл. Брак – 16, мотто – с16 частичная деесп)

Специальная административная дееспособность (с назн. На должн-ть)

Общая административная деликтоспособность , то есть способность нести предусмотренную нормами административного права административную и дисциплинарную ответственность (с 16л, дисципл – раньше)

Специальная административная деликтоспособность (сназн на дол)

Основные общие административные права граждан РФ

1) право на государственную регистрацию в органах ЗАГС актов гражданского состояния (рождения, брака, смерти, изменения фамилии и т.п.);

2) право на выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию;

3) право поступления на государственную службу, в том числе на военную и правоохранительную, при соответствии установленным законодательством РФ требованиям, предъявляемым к замещению той или иной государственной должности;

4) право на создание общественных и религиозных объединений и участие в их деятельности;

5) право на организацию массовых публичных мероприятий (собраний, митингов, шествий, демонстраций, пикетирования и т.п.) и участие в них;

6) право на получение бесплатного образования, медицинского и социального обслуживания в соответствующих государственных и муниципальных учреждениях на условиях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством РФ;

7) право на управление транспортными средствами после сдачи в установленном порядке соответствующих квалификационных экзаменов;

8) право на занятие охотой после получения в установленном порядке соответствующего разрешения;

9) право на приобретение, ношение и хранение холодного и огнестрельного оружия после получения при соблюдении установленных законодательством условий соответствующего разрешения;

10) право на обращение в административные органы по различным вопросам с заявлениями и ходатайствами;

11) право на обжалование в вышестоящие административные органы действий (бездействия) и решений нижестоящих административных органов;

12) право на получение от компетентных административных органов информации по интересующим их вопросам.

. Основные общие административные обязанности граждан РФ .

1) обязанность соблюдать установленные законодательством правила поведения в общественных местах, правила проведения массовых общественных мероприятий;

2) обязанность соблюдать правила дорожного движения и безопасной эксплуатации транспортных средств;

3) обязанность соблюдать установленные правила пожарной безопасности;

4) обязанность соблюдать установленные санитарные нормы и правила, правила охраны окружающей среды;

5) обязанность соблюдать установленные правила охраны памятников истории и культуры;

6) обязанность соблюдать установленные правила проезда в городском и пригородном общественном транспорте, правила поведения в поездах дальнего следования, на борту воздушного, морского и речного судна;

7) обязанность соблюдать установленные правила регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания, паспортные правила;

8) обязанность получать в компетентных административных органах специальные разрешения (лицензии) на совершение определенных действий, например на перепланировку жилых помещений, на отстрел диких животных, на приобретение оружия и т.п.;

9) обязанность регистрировать в компетентных административных органах транспортные средства, огнестрельное и холодное оружие и другие объекты в случаях, предусмотренных действующим законодательством;

10) обязанность представлять компетентным административным органам необходимую для их законной деятельности информацию, являться по их вызову для дачи объяснений по находящимся в их производстве делам об административных и иных публичных правонарушениях, исполнять законные требования и предписания этих органов;

11) обязанность своевременно и правильно уплачивать установленные действующим законодательством налоги, сборы и иные обязательные платежи в бюджет;

12) обязанность проходить в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством, военную или альтернативную гражданскую службу, соблюдать правила воинского учета граждан.

4.2. Особенности административно-правового властвующих индивидуальных субъектов- должностных лиц

(для самост подг-ки)

Оценивая действующее федеральное законодательство и сложившуюся в юридической науке и конкретно в науке административного права ситуацию с пониманием должностного лица как субъекта правоотношений, представляется возможным сделать вывод о том, что термином «должностное лицо» следует обозначать не только государственных и муниципальных служащих, наделенных публично-властными полномочиями, но и работников негосударственных и немуниципальных организаций, выполняющих организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в этих организациях.

В этой связи можно выделить публичных (чинуша)

и частных (руководитель в негос и немун органе) должностных лиц.

И частно-публичные (руководитель в негос и немун органе, но действ от имени органа или гос-ва – нач портов, ж/д станций, капитаны)

1) властвующие должностные лица (руководители органов исполнительной власти, сотрудники милиции, государственные инспектора)

2)невластвующие должностные лица (руководители акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, общественных объединений)

3)управляющие должностные лица , то есть должностные лица, наделенные организационно-распорядительными полномочиями (губер)

4) охраняющие должностные лица , то есть должностные лица, наделенные правоохранительными полномочиями

4.3. Особенности административно-правового статуса индивидуальных предпринимателей

(для самост)

В силу ч. 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, то есть индивидуальной предпринимательской деятельностью

Особенности административно-правового статуса индивидуальных предпринимателей

1. Правовой статус индивидуального предпринимателя гражданин приобретает только после государственной регистрации

2. Индивидуальные предприниматели в отличие от обычных физических лиц наделяются:

специальные административные права представлять и защищать права и законные интересы своих работников в соответствующих административных органах;

заниматься отдельными видами деятельности, право на осуществление которых в соответствии с действующим законодательством может быть предоставлено только индивидуальным предпринимателям (арбитражное управление юридическими лицами, проверка технического состояния транспортных средств, оказание некоторых видов услуг и т.п.)

специальные административные обязанности:

соблюдать правила охраны труда, пожарной безопасности, санитарные и экологические нормы и правила, правила торговли и иные правила, регламентирующие порядок организации и осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, а также обеспечивать соблюдение указанных правил своими работниками;

своевременно и правильно исчислять и уплачивать в бюджет и в государственные внебюджетные фонды налоги, сборы и иные обязательные платежи, в том числе платежи во внебюджетные фонды за своих работников, являющихся застрахованными лицами;

получать в установленном законодательством порядке специальные разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности или на совершение отдельных действий, например на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, на транспортировку автомобильным транспортом опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов;

своевременно и в соответствии с установленными требованиями оформлять необходимую документацию на выполняемые в ходе предпринимательской деятельности операции с товарами, на оказываемые услуги и выполняемые работы (товаротранспортные накладные и справки к ним на алкогольную продукцию, сертификаты соответствия продукции, работ и услуг требованиям безопасности, гигиенические сертификаты и т.п.);

своевременно и в соответствии с установленными требованиями представлять в налоговые органы, органы государственного статистического учета, а также в иные административные органы соответствующие отчетные документы и сведения;

обеспечивать доступ должностных лиц контролирующих и надзорных органов на территорию и в помещения, используемые в ходе предпринимательской деятельности, представлять указанным должностным лицам необходимые для проверки документы и сведения, исполнять их законные требования и предписания

3. Индивидуальные предприниматели в отличие от обычных граждан обладают специальной административной деликтоспособностью (адм отв как долж лиц)

44. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан
и лиц без гражданства

Основы правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России определяются Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ и Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ.

Под иностранным гражданином понимается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а под лицом без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

три вида:

а) временно пребывающие в РФ - это лица, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание;

б) временно проживающие в РФ - это лица, получившие разрешение на временное проживание;

в) постоянно проживающие в РФ - это лица, получившие вид на жительство.

1. Иностранные граждане и лица без гражданства в отличие от граждан РФ не вправе осуществлять некоторые права в административно-публичной сфере. В частности, указанные лица не имеют права:

а) избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, участвовать в референдуме РФ и референдумах субъектов РФ;

б) поступать на государственную службу, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами и международными договорами РФ;

в) быть членами и участвовать в деятельности политических партий;

г) быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

д) быть командиром воздушного судна гражданской авиации;

е) поступать на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации;

ж) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

Иностранные граждане не могут быть призваны также на военную службу или на альтернативную гражданскую службу.

2. Действующим федеральным законодательством установлены определенные ограничения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства в административно-публичной сфере. Эти ограничения сводятся, в частности, к следующему:

Может быть запрещен въезд в Россию;

Может быть ограничен выезд из Российской

Осуществлять на территории России трудовую деятельность только при наличии полученного в установленном порядке разрешения на работу;

Находиться на территории России только в течение установленного для них срока проживания или временного пребывания;

Не вправе посещать территории, организации и объекты на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение

Не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъектов РФ, на территории которых им разрешено временное проживание или избирать место своего проживания вне пределов указанных субъекта РФ;

Транзитный проезд иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию РФ разрешается только по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Россией по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда из РФ проездных билетов, или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории РФ.

3. Действующим законодательством РФ установлены специальные обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства

Зарегистрироваться в территориальном орган Федеральной миграционной службы в течение трех рабочих дней со дня прибытия в Российскую Федерацию, а также ежегодно перерегистрироваться в указанном органе (для лиц постоянно или временно проживающих в РФ);

Обязанность выехать из Российской Федерации по истечении срока действия визы, а также в случаях сокращения срока его проживания или временного пребывания, аннулирования разрешения на временное проживание или вида на жительство;

Обязанность соблюдать установленные федеральным законом ограничения прав и свобод на территории Российской Федерации.

4. В случае нарушения правил пребывания и проживания на территории России к ним могут быть применены специальные меры административного принуждения

- Депортация - это принудительная высылка иностранного гражданина или лица без гражданства в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации. (ОВД)

- Административное выдворение является административным наказанием, применяемым за совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административных правонарушений Административное выдворение представляет собой принудительное и контролируемое перемещение иностранного гражданина или лица без гражданства через государственную границу Российской Федерации за пределы России.

Глава 5

Организации как субъекты
административного права

5.1. Общая характеристика административно-правового статуса организаций

Организация как участник правоотношения вообще представляет собой внешне организационно и юридически выраженное образование, имеющее внутреннюю структуру, состоящее как из одного, так и из нескольких (многих) физических лиц, обладающее возможностью самостоятельно от своего имени вступать в урегулированные нормами права отношения с другими субъектами и являющееся носителем определенных прав и обязанностей в этих отношениях.

в административном праве неприемлимо отождествление терминов «юридическое лицо» (облад признаками ст 48 ГК РФ и вкл в Единый госреестр) и «организация» (может не обладать) – пр ОИВ, комиссии (адм ком)

К числу организаций, являющихся самостоятельными субъектами административных правоотношений, наряду с юридическими лицами можно отнести:

а) структурные подразделения органов исполнительной власти

б) территориальные подразделения органов исполнительной власти, не обладающие статусом юридического лица

в) административные органы, не обладающие статусом юридического лица, в частности различные государственные комиссии при орг власти или МСУ (по делам несоверш)

Любая организация, являющаяся субъектом административных правоотношений, обладает соответствующим административно-правовым статусом.

а) место организации в административно-публичной сфере, в том числе подведомственность (подчиненность) ее конкретному органу исполнительной власти либо иной вид юридической связи с органами исполнительной власти;

б) сфера, предмет, виды и деятельности организации;

в) цели создания и деятельности организации;

г) задачи, решаемые организацией в административно-пуб­личной сфере;

д) функции, выполняемые организацией в административно-публичной сфере;

е) общие и (или) специальные административные права (полномочия) организации в административно-публичной сфере;

ж) ограничения общих и (или) специальных административных прав (полномочий) организации в административно-публичной сфере;

з) общие и (или) специальные административные обязанности организации в административно-публичной сфере;

и) юридическая (административная и иная публично-правовая) общая или специальная ответственность организации за совершенные в административно-публичной сфере правонарушения.

В зависимости от особенностей содержания перечисленных элементов можно выделить общий и специальный административно-правовые статусы организаций.

Общий административно-правовой статус организации представляет собой общую административно-правовую характеристику этой организации и включает в себя, в частности, наиболее общие административные права (полномочия), ограничения этих прав, административные обязанности этой организации и общие условия привлечения ее к юридической ответственности за совершенные в административно-публичной сфере правонарушения. (с мом создания, регистрации – Одновременно возникает и общая административная правосубъектность (правоспособность, дееспособность и деликтоспособность).

Специальный административно-правовой статус организации представляет собой специальную административно-правовую характеристику этой организации и включает в себя, в частности, специальные административные права (полномочия), ограничения этих прав (полномочий), административные обязанности этой организации и специальные условия привлечения ее к юридической ответственности за совершенные в административно-публичной сфере правонарушения. (органы исполнительной власти и некоторые виды государственных учреждений, наделенные отдельными внешними государственно-властными полномочиями, в частности учреждения Пенсионного фонда Российской Федерации, региональные управления автомобильных дорог, администрации морских рыбных портов, исполнительные) – с мом утв положения, устава и рег как юр лица

Все организации, участвующие в административных правоотношениях, могут быть подразделены на виды по следующим основным, принципиальным именно для административного права критериям.

В зависимости от того, кем созданы, на какой форме собственности основаны и от чьего имени действуют организации, участвующие в административных правоотношениях, представляется возможным выделить три группы таких организаций

1. Государственные организации (государственные органы, государственные учреждения, государственные унитарные и казенные предприятия.)

Властвующие и невлавств ; находящиеся в непосредственном ведении соответствующих органов исполнительной власти и подчиненные им. (лечебно-профилактические учреждения, учреждения исполнения наказаний, а также казенные предприятия._ не находящиеся

в непосредственном ведении соответствующих органов исполнительной власти и не подчиненные им,(государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственные унитарные предпри)

2. Муниципальные организации (органы местного самоуправления, муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения)

То же что для гос-

3. Частные организации (кооп ОАО ОООитд) - только в качестве невластвующих субъектов

В зависимости от целей создания и деятельности:

Коммерческие организации (все предпр)

Некоммерческие (образовательные учреждения, культурные, медицинские учреждения, учреждения социальной защиты)

ТЕМА 4

Глава 6

Административные органы
как субъекты административного права

6.1. Понятие и основы административно-правового статуса
административных органов

В качестве властвующих субъектов, осуществляющих государственное управление, в науке административного права называются органы государственного управления и органы исполнительной власти. При этом не проводится четкого разграничения между органами исполнительной власти и иными органами государственного управления.

Понятие «административный орган» в отечественной административно-пра­вовой литературе до недавнего времени вообще не использовалось.

В этой связи представляется, что с учетом предложенного нами понимания административно-публичной деятельности в целях отграничения субъектов, осуществляющих эту деятельность, от органов, осуществляющих законотворчество и правосудие, следует ввести в понятийный аппарат административно-правовой науки понятие «административный орган».

Под административным органом , с нашей точки зрения, следует понимать созданную в установленном административным законодательством порядке государственную или муниципальную организацию, а также индивидуального субъекта, которая (который) уполномочена (уполномочен) на осуществление в пределах предоставленной ей (ему) компетенции административно-публичной деятельности от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования и наделена (наделен) соответствующими административными полномочиями нормотворческого, регулятивного и (или) охранительно-защитного характера.

они обладают некоторыми специальными признаками , по которым их можно отграничить от невластвующих субъектов административных правоотношений, а также от иных государственных органов и органов местного самоуправления, не являющихся административными органами.

1. Административный орган - этоорганизация, образуемая государством или муниципальным образованием, либо уполномоченный им в порядке установленном законодательством индивидуальный субъект, действующие в административных правоотношениях от их имени в целях реализации общих (публичных) интересов Российской Федерации, соответствующего субъекта РФ или муниципального образования.

2. Административный орган в отличие от иных субъектов административного права, то есть иных физических лиц и организаций является властвующим субъектом административных правоотношений

3. Административный орган функционально создается для осуществления административно-публичной деятельности внутренней и (или) внешней направленности, которая является для него единственным или одним из видов деятельности (не могут осуществлять законодательную и судебную деятельность, но могут оперативно-розыскную и уголовно-процессуальную деятельность – МВД)

4. Каждый административный орган имеет собственную компетенцию в административно-публичной сфере, то есть административную компетенцию.

5. Административный орган наделяется необходимыми ему для реализации имеющейся у него компетенции административными полномочиями, то есть административными правами нормотворческого, регулятивного и (или) охранительно-защитного характера.

6. Административный орган, как правило, входит в иерархически построенную систему соответствующих административных органов с подчинением нижестоящих органов вышестоящим

7. Административный орган, являющийся организацией, имеет структуру, в которую включаются внутренние подразделения этого органа (управления, департаменты, отделы, отделения и т.п.),

8. Финансирование административного органа в зависимости от того, кем он создан или кем уполномочен на осуществление административно-публичной деятельности осуществляется соответственно из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или бюджета муниципального образования.(за искл индивид – пр Ж/Д)

9. Административный орган реализует предоставленную ему компетенцию посредством использования специальных административно-правовых методов и форм осуществления административно-публичной деятельности (методы административного регулирования, административного наблюдения (контроля, надзора), административного ограничения, административного принуждения и административного арбитрирования)

Можно провести различную классификацию административно-правовых норм в зависимости от оснований, которые лежат в основе проводимой классификации.

Проблема классификации административно-правовых норм хорошо исследована в юридической литературе и изучена мноими правоведами.

1. Наиболее традиционна классификация норм на:

а) материальные, закрепляющие комплекс прав, обязанностей и ответственность участников административных отношений (их правовой статус), порядок взаимодействия и функционирования субъектов исполнительной власти и т.д.;

б) процессуальные, регламентирующие процедуру реализации прав и обязанностей участников административных отношений, установленных материальными нормами.

2. В зависимости от содержания выделяются следующие административно-правовые нормы:

а) обязывающие, т.е. содержащие юридическое предписание действовать в установленных рамках. Например, создаваемое юридическое лицо обязано пройти государственную регистрацию;

б) запретительные, т.е. предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий. Например, запрещается нарушать правила дорожного движения;

в) уполномочивающие (дозволительные), т.е. предоставляющие возможность лицу действовать по своему усмотрению, хотя и в установленных рамках. Например, во многих нормах предусматривается право гражданина обжаловать действия (бездействие) должностных лиц. И каждый гражданин сам решает, воспользоваться этим правом или нет. Если он решает воспользоваться, то должен это сделать в определенном порядке и в установленные сроки;

г) стимулирующие, обеспечивающие должное поведение субъектов отношений с помощью различных средств материального, морального и иного воздействия;

д) рекомендательные, т.е. дающие возможность поиска наиболее целесообразных вариантов решения поставленных задач. Например, рекомендации по организации наиболее эффективной работы различных структур в системе исполнительной власти.

3. По адресу выделяются административно-правовые нормы, регулирующие:

а) административно-правовой статус гражданина;

б) административно-правовой статус коммерческих организаций;

в) административно-правовой статус общественных объединений и иных некоммерческих организаций;

г) административно-правовой статус органов исполнительной власти;

д) административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений;

е) административно-правовой статус государственных служащих;

ж) различные вопросы организации и деятельности звеньев исполнительной власти.

4. По масштабу действия административно-правовые нормы классифицируются на:

а) федеральные нормы;

б) нормы субъектов РФ;

в) нормы местного самоуправления.

5. По объекту регулирования административно-правовые нор мы подразделяются на:

а) общие, регламентирующие наиболее важные стороны административного регулирования и имеющие широкое применение. Такие нормы направлены на все сферы и отрасли государственного управления;

б) межотраслевые, регламентирующие все или несколько отраслей государственного управления, имеющие при этом специальный характер. Например, административные нормы, имеющиеся в таможенном законодательстве;

в) отраслевые, регулирующие управленческие отношения, возникающие в определенных отраслях исполнительной власти.

6. По действию во времени:

а) срочные, для которых определен срок действия;

б) бессрочные, т.е. срок их действия не указан и они действуют до отмены компетентным органом.

Классификация административно-правовых норм может быть проведена и по другим основаниям.

Предыдущая

Административно-правовые отношения могут быть классифицированы по различным основаниям.

1. По юридическому характеру административно-правовые отношения делятся на материальные и процессуальные.

К материальным административно-правовым отношениям относятся общественные отношения, возникающие в сфере управления, регулируемые материальными нормами административного права.

Административно-процессуальные правоотношения -- это отношения, которые складываются в сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел и регулируются административно-процессуальными нормами.

2. По соотношению прав и обязанностей участников административно-правовые отношения делятся на две группы:

Отношения, в которых один из участников подчинен другому, -- вертикальные правоотношения. Характерным для вертикальных административно-правовых отношений является то, что они возникают на основе одностороннего волеизъявления, исходящего от наделенного полномочиями органа или должностного лица. Вертикальное административно-правовое отношение может возникнуть помимо, или даже вопреки воле другого субъекта правоотношения. Налицо неравенство сторон в юридическом смысле. Вертикальные отношения наиболее типичны для административного права.

Отношения, в рамках которых участники юридически и фактически равноправны, -- горизонтальные правоотношения. Такие отношения складываются между несоподчиненными органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, объединениями, служащими. Горизонтальные административно-правовые отношения могут возникать также между органами государственного управления и их должностными лицами и гражданами. Такие отношения возникают в связи с реализацией гражданами прав в сфере управления. Горизонтальные отношения не очень характерны для сферы государственного управления.

  • 3. По характеру юридических фактов, порождающих административно-правовые отношения, эти правоотношения делятся на отношения, порожденные правомерными и неправомерными фактами. Последние именуются деликтами.
  • 9. Понятие и характеристика органов исполнительной власти, принцип их организации и деятельности

административный право исполнительный власть

Исполнительная власть - это власть, которая не только исполняет законы, но и распоряжается в пределах предоставленных ей законом полномочий. Основное назначение исполнительной власти в России -- организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Признаками исполнительной власти являются:

  • 1. ограниченная и относительно самостоятельная ветвь государственной власти;
  • 2. проводник государственной политики в жизнь;
  • 3. подзаконна по своему характеру и задачам;
  • 4. объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;
  • 5. её деятельность является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер;
  • 6. является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера

Основные принципы организации и деятельности государственных органов

Принципы организации и деятельности государственных органов - это основные идеи, исходные положения, определяющие подходы к их формированию и функционированию. Уделим внимание краткой характеристике таких принципов.

Принцип разделения властей подразумевает разделение единой государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную. Соответственно, на указанные три вида делятся органы государственной власти. Они действуют:

  • - самостоятельно в рамках своей компетенции;
  • - имеют сходные цели - реализация функций государства;
  • - взаимосвязаны, образуют единую систему государственных органов;
  • - дополняют, сдерживают, контролируют друг друга.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Данный принцип зафиксирован в ст. 2 Конституции РФ. Исходя из него, государственные органы:

  • - призваны максимально обеспечивать законные интересы человека;
  • - обязаны уважать, соблюдать и защищать его права и свободы;
  • - не имеют права издавать акты, нарушающие права и свободы человека.

Принцип демократизма. Этот принцип нашел воплощение в ст. 3 Конституции РФ, в которой сказано: «Народ осуществляет свою власть через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». К тому же, в юридической литературе существующие в стране общественные институты (партии, общественные движения, общественные организации и др.) признаются важным проявлением реализации принципа демократии в стране.

Демократия как принцип, политическое мировоззрение, идея свободы и прав человека и гражданина, находит отражение в сознании граждан, должностных лиц, государственных деятелей, лидеров общественно-политических движений.

В целом принцип демократизма наиболее отчетливо проявляется в политической организации общества, основанной на признании народа в качестве источника власти («народовластие»), а также в политическом режиме, допускающему граждан к управлению государственными делами и наделяющему их широким кругом прав и свобод.

Принцип сочетания централизма и федерализма. Данный принцип обозначает:

  • - все государственные органы образуют единую систему государственных органов, во главе которых находятся высшие органы государственной власти;
  • - между центром (федерацией в целом) и субъектами федерации (соответственно между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ) разграничены полномочия (предмет ведения);
  • - выделены вопросы исключительного ведения федерации, вопросы совместного ведения, вопросы исключительного ведения субъектов РФ;
  • - субъекты федерации самостоятельно устанавливают собственную систему органов государственной власти;
  • - субъекты федерации влияют на формирование федеральных органов государственной власти (представительство в Совете Федерации, дача согласия на назначение прокурора субъекта РФ, участие в формировании судейского корпуса и др.)

Принцип сочетания выборности и назначаемости. В Российской Федерации государственные органы могут быть как выборными, так и назначаемыми. Так, согласно Конституции РФ и специальному закону (Закон 1999 г.) Президент РФ избирается всеобщим голосованием. Далее, он назначает федеральных министров, иных должностных лиц, формирует ряд государственных органов.

Принцип использования коллегиальности и единоначалия. Этот принцип подтверждается существующей политико-правовой реальностью. Органы государственной власти в российской Федерации могут быть:

единоличными (Президент РФ, глава субъекта РФ и др.) - осуществляют свою работу на основе единоначалия;

коллегиальными (Государственная Дума, Совет Федерации и др.) - совместно (коллегиально) принимают решения.

Равный доступ к государственной службе. Смысл этого принципа в следующем: все граждане Российской Федерации, обладающие соответствующей подготовкой, имеют право на занятие государственных должностей без дискриминации по признакам национальности, расы, социального происхождения, принадлежности к той или иной партии, отношения к религии и др.

Вакантные государственные должности замещаются на конкурсной основе (с учетом профессиональных знаний, личных качеств, трудовой биографии (анкета, послужной список), достижений на прежних местах работы).

Принцип профессионализма. Данный принцип подразумевает:

  • - наличие специальной подготовки у работников государственных органов;
  • - учет данной подготовки при приеме на работу и продвижению по службе;
  • - контроль за соответствием уровня профессиональной подготовки занимаемой должности (аттестации и др.).

Принцип законности. Этот принцип обязывает государственные органы, государственных служащих соблюдать и надлежаще использовать нормы Конституции РФ, законов, подзаконных актов при осуществлении своей деятельности. Правовые акты, принятые компетентными государственными органами, не могут противоречить актам вышестоящих органов.

Принцип легальности образования и деятельности органов государства. Смысл этого принципа в следующем: государственные структуры могут учреждаться лишь в порядке, определенном Конституцией РФ и действующим законодательством. Легальность органов государства устанавливается различными способами (выборность, назначаемость соответственно действующему законодательству).

Принцип территориальности. Существенно то, что названный принцип положен в основу организации системы государственных органов. Территория государства делится на территориальные единицы. Соответственно, сама система государственных органов строится с учетом этих единиц. Каждый орган действует в определенном пространстве различных уровней - федерального, республиканского, краевого, областного и т.д.

Классификация административно-правовых отношений.

Учитывая многообразие сферы государственного управления, административно-правовые отношения различаются по своему характеру, содержанию и направленности.

Наиболее общая классификация видов административно-правовых отношений дана в работах профессора Коренева А.П., который разделил их:

По соотношению прав и обязанностей участников отношений;

По характеру порождающих их юридических фактов.

Профессор Старилов Ю.Н. помимо названных оснований дифференциации, классифицирует административно-правовые отношения в зависимости от: целей; состава участников; направлений деятельности и др.

Есть ряд других научных подходов по данному вопросу, рассмотрение которых позволяет в совокупности предложить следующие критерии классификации: по целям, по составу участников, по направлению деятельности, по содержанию, по юридическому характеру взаимодействия субъектов, по характеру юридических фактов, их порождающих, по способу защиты, по сфере действия, по соотношению прав и обязанностей участников.

По целям административно-правовые отношения подразделяются на охранительные (в том числе деликтные) и регулятивные.

По составу участников административно-правовые отношения классифицируются на отношения:

Участники которых принадлежат к государственному аппарату (государственные органы и их должностные лица);

Между органами исполнительной власти (местной администрацией) и государственными предприятиями, учреждениями, организациями;

Между органами исполнительной власти (местной администрацией) и общественными объединениями, трудовыми коллективами;

Между органами исполнительной власти (местной администрацией) и негосударственными коммерческими организациями;

Между органами исполнительной власти (местной администрацией) и гражданами.

По направлению деятельности выделяются:

– административно-правовые отношения органов исполнительной власти (местной администрации) общей компетенции;

– административно-правовые отношения органов исполнительной власти отраслевой компетенции;

– административно-правовые отношения органов межотраслевой компетенции надведомственного (межведомственного) характера по решению специальных вопросов, осуществлению контрольно-надзорных и координационных полномочий;

– административно-правовые внутриорганизационные отношения,затрагивающие деятельность аппарата данного органа и учреждений, предприятий, находящихся в его непосредственном подчинении.

Материальными административно-правовыми отношениями называются такие общественные отношения, которые возникают в сфере деятельности органов исполнительной власти, территориальных органов государственного управления и регламентируются материальными нормами административного права. В этих нормах, как правило, отражена его властная природа.



Административно-процессуальные правоотношения складываются в сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел и регулируются административно-процессуальными нормами. Примерами административно-процессуальных правоотношений могут служить отношения, возникающие при рассмотрении и разрешении заявлений, предложений и жалоб граждан органами управления и их должностными лицами. Взаимоотношения материальных и процессуальных правоотношений характеризуются тем, что материальные отношения реализуются посредством процессуальных отношений. Кроме того, необходимо иметь в виду, что административно-процессуальные отношения «обслуживают» правовые отношения ряда других отраслей права. Так, посредством административно-процессуальных отношений реализуются материальные отношения финансового, земельного и других отраслей права.

По юридическому характеру взаимодействия субъектовадминистративно-правовых отношений административно-правовые отношения делятся на две группы:

Отношения, в которых один из участников подчинен другому (вертикальные правоотношения);

Отношения, участники которых не находятся в подчинении друг друга (горизонтальные правоотношения).

Вертикальные административно-правовые отношения складываются в рамках подчиненности одного субъекта другому. Они характеризуются наличием субъекта, имеющего властные полномочия по отношению к другому участнику правоотношения. Такая ситуация наиболее характерна, например, для отношений между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления.

Вертикальные административно-правовые отношения возникают также в случаях, когда правовой акт одного субъекта административного правоотношения в соответствии обязательным для исполнения другим субъектом, не находящимся в подчинении у первого. Для вертикальных административно-правовых отношений значимым является то, что они возникают на основе одностороннего волеизъявления, исходящего от наделенного властными полномочиями органа или должностного лица. Вертикальное административно-правовое отношение может возникнуть не только без учета мнения иной стороны, но даже вопреки воле других его участников.

Горизонтальные административно-правовые отношения возникают между субъектами, которые не связаны подчиненностью. Горизонтальные административно-правовые отношения могут возникнуть также между органами государственного управления и их должностными лицами и гражданами. Данные отношения обычно возникают в связи с реализацией участниками своих субъективных прав в сфере управления. Таким образом, если одним из субъектов горизонтальных правоотношений является гражданин, то он, как правило, реализует свои субъективные права. В этом случае государственные и муниципальные органы обязаны не только соблюдать и защищать данные права граждан, но и содействовать их реализации.

По характеру юридических фактов , порождающих административно-правовые отношения, они делятся на отношения, обусловленные правомерными и неправомерными фактами.

Административно-правовые отношения предполагают такое поведение их субъектов, которое соответствует выраженным в административно-правовых нормах требованиям. В случае нарушения этих требований возникает необходимость их защиты, которая осуществляется следующими способами: в административном или судебном порядке.

Административный порядок защиты состоит в непосредственном воздействии органов государственного управления на участников административно-правовых отношений, которое заключается в применении уполномоченными органами управления мер государственного принуждения к субъектам, не выполняющим обязанностей, вытекающих из правоотношения. Непосредственное воздействие органов управления на участников правоотношений позволяет оперативно реагировать на факты нарушения административно-правовых норм и быстро восстанавливать нарушенные права и законные интересы. Большинство административно-правовых отношений защищается в административном порядке.

Вместе с тем в установленных законодательством случаях административно-правовые отношения защищаются и в судебном порядке , урегулированном федеральным законом.

По сфере действия среди административно-правовых отношений выделяются также внешние отношения и отношения внутриорганизационные.

Первые возникают в рамках внешней сферы управления, т.е. непосредственно в процессе реализации субъектом управления своих функций применительно к управляемым объектам.

Вторые возникают в пределах внутренней организационно-обеспечительной деятельности органов управления (кадровое обеспечение, организация делопроизводства и т.д.). Такие отношения могут возникнуть в связи с решением организационно-структурных и кадровых вопросов, распределением обязанностей среди сотрудников и т.д.

В зависимости от соотношения прав и обязанностей участников административно-правовые отношения бывают субординационными, координационными и реординационными.

Субординационные отношения – такие отношения, для которых характерна авторитарность (властность) юридических волеизъявлений субъекта управления. Эти отношения базируются на компетенции одного субъекта использовать распорядительные, контрольные полномочия по отношению к другим участникам отношений. (Например, отношения, складывающиеся между должностными лицами в системе государственной службы).

Основное назначение координационных правоотношений – это обеспечение эффективной совместной деятельности нескольких субъектов, желающих достижения общей цели и решения схожих задач. Например, отношения между не находящимися в подчинении федеральными исполнительными органами власти, решающими важные государственные задачи: обеспечения безопасности дорожного движения, борьбы с правонарушениями несовершеннолетних и детской безнадзорностью, борьбы с незаконным оборотом наркотиков и т.п.

Реординационные отношения возникают в связи с необходимостью обеспечения обратного воздействия управляемого субъекта на управляющий. Примером таких отношений являются обращения граждан в органы управления.

1. Литература основная :

1.1. Административное право России. Курс лекций. М., 2003 под редакцией И.Ш. Килясханова.

1.2. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. – М., 1997.

1.3. Бахрах Д.Н. Административное право России.– М., 2003.

1.4. Коренев А.П. Административное право России. ч. 1.– М., 2001.

1.5. Россинский Б.В. Административное право.– М., 2010.

1.6. Старилов Ю.Н. Административное право. т. 1.: Изд-во Воронежского гос. университета., 1998.

2. Литература дополнительная:

2.1. Административно-правовые отношения: Изд-во Московского университета МВД России. - М., 2002.

2.2. Бачило И.Л. Организация советского государственного управления. – М., 1984 г.

2.3. Бельский К.С. О системе административного права: Г и П., 1998, № 3

2.4. Курашвили Б.П. Очерки теории государственного управления. – М., 1987.

2.5. Сорокин В.Д. Административный процесс и административно-процессуальное право. – Санкт-Петербург., изд. «Юридическая институт», 2002.

2.6. Тихомиров Ю.А. Концепция развития административного законодатель

Классификация административно-правовых норм определяет цель более точного определения содержания, функционального назначения и роли административно-правовых норм, составляющих единую отрасль административного права.

В зависимости от определенных практических целей, классификации могут быть различны, а также критерии ее осуществления. В административном праве и правоприменительной практике наиболее часто используются такие критерии, как целевое назначение норм; их содержание; метод воздействия на регулируемые общественные отношения, а также степень обобщенности правил, сформулированных в диспозиции правовых норм.

Существует много видов классификаций административно-правовых норм. Все виды исходят из правоотношений какие они регулируют. Во-первых выделяют по целевому назначению:

Обязывающие(содержат правила правомерного поведения граждан),

Пример обязывающей нормы:

Ст.25.8 КоАП «Специалист»

ч.2 Специалист обязан:

  • 1) явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;
  • 2) участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний, в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;
  • 3) удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.
  • - запрещающими (содержат запреты на совершение действий, обязанность воздерживаться от их совершения),

Пример запрещающей нормы:

Ст. 12.18 КоАП «Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения»

Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участкам дорожного движения...влечет наложение штрафа от одной тысячи пятисот рублей»

Управомачивающие (содержат дозволительные нормы права)

Пример управомачивающей нормы:

Ст.25.6 КоАП «Свидетель»

ч.3 Свидетель вправе:

  • 1) не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников;
  • 2) давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;
  • 3) пользоваться бесплатной помощью переводчика;
  • 4) делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.

Существуют и охранительные нормы, они призваны обеспечить защиту, охрану урегулированных юридическими нормами отношений.

И соответственно административное право можно рассматривать как комплекс, состоящий из норм, регламентирующих созидательную деятельность исполнительной власти и ее охранительную деятельность.

Во- вторых, выделяют нормы адмнистративного права и по содержанию(порядку реализации прав и обязанностей участников административно-правовых отношений) - материальные и процессуальные:

  • - Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют обязанности, права, а также ответственность участников общественных отношений Например, ФЗ-79 «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 определяет государственную службу в качестве профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Эта норма статична, т. к. лишь фиксирует возможность приобрести охарактеризованный в ней в общей форме статус государственного служащего.
  • - Процессуальные административно-правовые нормы по своему назначению определяют порядок реализации обязанностей и прав, устанавливаемых нормами материального административного права в рамках государственного управления, они определяют порядок поступления на государственную службу и ее прохождения.

В-третьих, административные нормы бывают стимулирующие, рекомендательные.

  • - стимулирующие (поощрительные), т.е. обеспечивающие должное поведение с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия на участников регулируемых управленческих отношений (например, налоговые или иные льготы, применение льготного кредитования и т. д.).
  • - рекомендательные нормы дают возможность поисков вариантов решения определенных задач (например, рекомендации по наиболее эффективной организации работы государственных налоговых инспекций по применению санкций за нарушения налогового законодательства).
  • -четвертых, по предметам действия:
  • - по действию в пространстве (территориальному масштабу): общефедеральные, действующие на территории субъекта РФ или региона, межотраслевые, отраслевые, локальные (внутриорганизационные)

Действие административно-правовых норм в пространстве связано с положением органа, издавшего акт.

По кругу лиц: общеобязательные для всех субъектов, для специальных субъектов (отдельных групп лиц)

По кругу физических лиц действие административно-правовых норм связано с распространением устанавливаемых ими правил на всех граждан либо на отдельные их группы (военнослужащие, работники т.д.) - это специальные субъекты.

В-пятых,по юридической силе нормы делятся сходя из законодательных актов:

  • - законодательные акты
  • - подзаконные акты - могут содержаться в указах Президента, постановлениях Правительства, приказах и постановлениях ведомственных органов, постановлениях глав администраций.

Решения Конституционного и других судов имеют большую юридическую силу, чем подзаконные акты и даже законы.

В-шестых, выделяют и по сроку действия:

  • - временные(значит, что нормы временны, имеют определенный срок).
  • - постоянные(значит, что нормы действуют на неопределенное время, срок их действия заранее не определяется, они имеют силу до тех пор, пока не будут отменены).