Кто имеет право снимать. Разрешение на съемку в общественных местах закон

Можно ли фотографировать на частной территории без разрешения? Обычно владельцы магазинов, ресторанов, салонов красоты и иных частных предприятий запрещают несанкционированную съемку, ссылаясь на «право собственника». В качестве обоснования запрета они чаще всего приводят Статью 209 ГК РФ, повествующую о содержании права собственности, которая наделяет собственника полномочиями по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом. При этом собственник делает фундаментальную ошибку, причисляя сбор информации об имуществе к «пользованию» или «распоряжению» им. Следуя этой логике, можно объявить «пользованием» вообще любое получение информации, включая пристальное рассматривание объекта. Фактически, тот, кто вводит на своей территории подобные ограничения, пытается запретить гражданам пользоваться их собственностью, то есть, фото- и видео- камерами. Запрет на съемку внутри магазинов, кафе и прочих мест оказания услуг, имеет, по большому счету, одну реальную причину - пресечение фиксации различных нарушений закона «О защите прав потребителей» и других нормативных актов.

Вся информация о товарах, которую продавец обязан предоставить покупателю, является «публичной офертой», описанной в Статье 437 ГК РФ. Доступ к информации, входящей в состав такой оферты, должен быть предоставлен любому желающему, по его требованию, поэтому она, в соответствии с законом «Об информации…» является общедоступной. То, с помощью чего покупатель будет фиксировать и обрабатывать такую информацию, владелец заведения регламентировать не может.

В Гражданском кодексе Российской Федерации есть только один документ, охраняющий изображение само по себе - это Статья 152 ч.1 ГК РФ «Охрана изображений гражданина». Но, при этом, охраны «изображения собственности гражданина» закон не предусматривает. Некоторые ограничения могут быть установлены на создание и распространение изображений тех предметов, которые являются произведениями искусства и интеллектуальной собственности, охраняемых авторским правом. Однако авторские права будут принадлежать создателю таких предметов, а не их обладателю: по общему правилу, сформулированному в Статье 1227 ГК РФ, «интеллектуальные права» не зависят от права собственности на ту вещь, в которой выражен результат интеллектуальной деятельности, и не переходят вместе с правом собственности.

К тому же, ограничения на доступ к информации могут устанавливаться только федеральными законами. Понятие «доступа» включает в себя не только «получение информации», но и «возможность ее использования». Таким образом, любое ограничение такой возможности тоже должно устанавливаться в законе. Запрещая обрабатывать информацию о своей вещи, собственник нарушает, в том числе, и Статью 209 ГК РФ, поскольку его действия нарушают «права и охраняемые законом интересы других лиц».

Если же речь идет об организациях, оказывающих услуги, то на них распространяется закон РФ «О защите прав потребителей» (ЗоЗПП). Статья 8 этого закона закрепляет обязанность продавца предоставлять покупателю полную информацию о товарах. То, как покупатель будет полученную информацию обрабатывать, и с помощью чего фиксировать, закон не ограничивает. Кроме этого, Статья 16 этого же закона закрепляет недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя по сравнению с правилами, установленными правовыми актами. А поскольку «потребителем» считается гражданин, не только приобретающий что-то, но и «имеющий намерение» это сделать, то ЗоЗПП действует уже с того момента, когда он только вошел в магазин с этим намерением.

Законотворчеством в этой области, в соответствии со Статьей № 1 ЗоЗПП, может заниматься только Правительство РФ, поэтому никакие ограничения прав потребителей, ни магазин, ни какое иное заведение вводить по своему усмотрению не в праве.

Пункт, позволяющий хоть как-то обосновать запрет на съемку, содержится только в пункте 5 «Правил оказания услуг на объектах общественного питания», который дает владельцу заведения право устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству Российской Федерации. Однако ограничение на сбор информации все-таки противоречит Конституции и закону «Об информации…». Таким образом, любые запреты на фото- и видео- съемку могут вводиться только тогда, когда съемка перерастает в «нарушение общественного порядка» и начинает мешать другим посетителям.

Если владелец заведения разрешает съемку за плату, объявляя ее «услугой», - это также незаконно, ибо «услугами», в соответствии со Статьей 779 ГК РФ, являются только «действия» или «деятельность». В данном случае имеет место только незаконный запрет, а действия по съемке производит сам посетитель.

Тем не менее, есть случаи, когда может потребоваться согласие на публикацию фотографии от собственника изображенного на ней предмета, например, при продаже фото в зарубежные фотобанки или издательства: такое требование содержится в законодательстве некоторых зарубежных стран. Кроме того, согласие может потребоваться при коммерческом использовании фотографий предметов, находящихся в музеях (это, пожалуй, единственный случай, когда собственник может ограничить использование изображений своей собственности).

Данные выдержки из законодательных актов, должны помочь охраннику не растеряться в ситуации с людьми совершающими фото или видео съемку.

Правовые основания незаконности запрета на съемку на территории РФ:

Конституция РФ. Статья 29.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Статья 7. Общедоступная информация

1. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.

2. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

Запрет на съемку нарушает мое право на свободное получение и производство информации, прописанное в 29-й статье Конституции и Федеральном Законе №51

Правовые основания незаконности запрета на съемку в магазинах, кафе, ресторанах, а так же товара, ценников и т.д.:

Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ — Часть 1

2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц

Запрет на съемку в магазинах, кафе, ресторанах и других общественных местах вне зависимости от формы собственности противоречит: Конституция РФ. Статья 29. и ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а следовательно незаконен.

Закон РФ «О защите прав потребителей» (закон о правах потребителя)

Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)

1. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

2. Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Закон не ограничивает потребителя в средствах и способах фиксации информации. Запрет на съемку ограничивает права потребителя и может быть оспорен в Комиссии по правам потребителя.

Правовые основания запрета на съемку объектов и товаров относящихся к Коммерческой тайне

Согласно закону «О коммерческой тайне» (ст. 3), к ней может быть причислена информация : «которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны» .

Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя согласно Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»:

1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

5) нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

В случае если все вышеуказанные меры не предприняты: Запрет на съемку не законен. Запрет на съемку с ссылкой на «Коммерческую тайну» без соблюдения вышеуказанных условий является нарушением Закон РФ «О защите прав потребителей» (закон о правах потребителя) Статья 8.

Правовые основания незаконности запрета на съемку людей в общественных местах:

События, происходящие с человеком в общественном месте, в общем случае не могут составлять «тайну частной жизни» охраняемую Конституцией, так как сам факт нахождения в общественном месте подразумевает отсутствие тайны.

Статья 152.1 Гражданского кодекса, предусматривающая охрану изображения гражданина, но не запрещает получения таких изображений , нарушить ее можно только после их несанкционированного обнародования и дальнейшего использования, то есть, уже после того, как оно стало доступным неограниченному кругу лиц без согласия того, кто изображен на фотографии.

Правовые основания незаконности запрета на съемку работников и сотрудников силовых ведомств находящихся при исполнении своих должностных обязанностей:

Указ президента Российской Федерации: О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию от 31 декабря 1993 года N 2334

3. Деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается:

…в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан;

Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

п. 3 ч. 4 ст. 8 «не может быть ограничен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.»

Сотрудники МВД, МЧС, ФСБ и прокуратуры и т.п. являются сотрудниками государственных органов, следовательно, они не могут ограничивать получение человеком информации, даже если он не представитель СМИ.

Законные основания на запрет или ограничение фото и видео съемки:

Арбитражным процессуальным кодексом (ст. 11, ч. 7) и Уголовно-процессуальным кодексом (ст. 241, ч. 5) установлено что съемка судебного процесса допускается с разрешения председательствующего судьи;

Гражданским процессуальным кодексом (ст. 10, ч. 7 ) установлено что фото и видео съемка возможна с разрешения суда;

Кодексом об административных правонарушениях (статья 24.3, ч. 3) установлено что фото и видео съемка может проводится с разрешения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении;

Уголовно-исполнительным кодексом (ст. 24, ч. 4) съемка осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях, осуществляется с письменного согласия самих осужденных. Съемка объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных, осуществляется с разрешения в письменной форме администрации учреждения или органа, исполняющего наказания (ст. 24, ч. 5).

Приказом ФСБ РФ от 10 сентября 2007 г. N 458 «Об утверждении Правил пограничного режима» (п. 1.9.8, пп. «б») лицам, находящимся в пределах пятикилометровой полосы местности вдоль государственной границы, запрещается без разрешения начальника пограничного управления ФСБ осуществлять съемку пограничных нарядов и объектов пограничных органов.

Запрет на фото и видео съемку в общественных местах Незаконен!

Любое должностное лицо препятствующее съемке нарушает закон и может быть привлечено к ответственности.

Внутренние правила и приказы в любых учреждениях и организациях распространяются только на работников и сотрудников этих учреждений и организаций.

Информационный портал . При использовании материала гиперссылка обязательна.

Каким законом разрешена и запрещена видеосъемка в России?
Современный мир развивается интенсивными темпами. Регулярно появляются всевозможные новинки в различных сферах. На сегодняшний день каждый гаджет оснащен камерой, с помощью которой можно делать видео и фото хорошего качества. Актуальная статистика данных показывает, что видеосъемка стала одной из ключевых частей жизни каждого гражданина.

Причем данное направление становится активным не только в личной жизни, но и в общественной. Именно поэтому действующее законодательство нашей страны путем существующих законодательных актов регулирует правомерность осуществляемых фото- и видеосъемок.

Видеосъемка физических лиц.
Закон нашей страны не запрещает проводить съемку любого лица в общественном месте и согласия данного гражданина не требуется. В общественном месте дозволено вести любительскую и профессиональную съемку.

Съемка в магазине.
Часто происходят ситуации, когда граждане снимают фото-, видеоматериалы об обнаруженных правонарушениях в розничных точках. Также может возникнуть необходимость снять ценник со стоимостью и характеристиками продукции, для проведения сравнений в другой торговой точке. Так как магазинные прилавки открыты для всех людей, соответственно, весь представленный товар и ценники доступны для всеобщего обозрения.

По закону (ст. 29 Конституции России) можно рассматривать продукцию, все сведения о товаре, а также фиксировать увиденное на фотоаппарат или камеру. Статья 437 Гражданского кодекса России говорит о том, что товары различного назначения являются своего рода приглашением к заключению договора купли-продажи. Что и определяет открытость сведений о продукции.

Видеосъемка в полиции.
На такую съемку прямых запретов в законодательстве нет. Статья 8 Федерального закона № 3-ФЗ «О полиции» указывает, что деятельность сотрудников полиции считается открытой, если это не противоречит требованиям, нормам и правилам российского законодательства.

Видеосъемка в общественных местах.
Если Вы попали в кадр, находясь в общественном месте, и обнаружили данный материал в общем доступе, никаких претензий предъявлять человеку, снимающему фото или видео нельзя. По закону каждый человек имеет право применять различные средства с целью получения любой информации.

Съемка должностных лиц.
Как показывает практика, должностные лица часто запрещают их снимать, но по закону они этого делать не могут. Чиновников, военных, сотрудников полиции и прочих должностных лиц, которые находятся при исполнении, фотографировать и снимать с ними видео допустимо, и закон не накладывает на это никаких ограничений.

Статья 3 Федерального закона России «О противодействии коррупции» гласит, что деятельность управленческих и государственных предприятий должна проводиться открыто и выполняться по прозрачной схеме.

Данные действия разрешены по закону, за исключением уроков. Для последнего необходимо разрешение учителя.

Согласно пункту 16б Федеральных авиационных правил применение фото- и видеоаппаратуры запрещено в контролируемых зонах аэропорта. За исключением ситуации, когда у Вас на руках имеется письменное разрешение от уполномоченного лица администрации аэропорта.

Запрет на фото- и видеосъемку.
В соответствии с положениями Закона РФ «О государственной тайне» проводить съемку на секретных объектах запрещено. Сюда относятся элементы инфраструктуры, военные объекты, информация в сфере технологий и науки. Нельзя применять фото- и видеоаппаратуру в стенах судебных учреждений, на заседаниях Государственной Думы, на постах пограничной и таможенной службы, если у Вас не имеется официального разрешения от должностного лица соответствующего органа.

Данный факт подтверждается статьей 29 Конституции России. Согласно данному положению каждый гражданин может получать и распространять сведения в разном виде любым методом.

В данной статье речь пойдет о терминах, используемых в нашем законодательстве, а также об охране изображения гражданина.
Итак, правомерна ли съемка граждан, может ли она вестись лицом в произвольном порядке с последующим использованием полученных фото и видеоматериалов?

Право « свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» закреплено в п. 4 ст. 29 Конституции РФ. Кроме того, в ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в ст. 7 дается определение «общедоступной информации»: к ней относятся любые сведения, доступ к которым не ограничен. Такая информация может использоваться любыми лицами.

Следует обратить внимание на нормативные акты, которые прямо регулируют правоотношения, возникающие в сфере получения и использования интересующей нас информации

Статья 152.1. Гражданского кодекса РФ допускает обнародование и дальнейшее использование изображение гражданина в виде фотографии, видеозаписи, а также произведения изобразительного искусства только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии - с согласия родителей.
Изображение гражданина может использоваться в случаях, когда:
1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;
2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;
3) гражданин позировал за плату.

Изготовленные в целях введения в гражданский оборот, а также находящиеся в обороте экземпляры материальных носителей, содержащих изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением вышеуказанных требований, подлежат на основании судебного решения изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации.

Если изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением вышеуказанных требований настоящей статьи, распространено в сети "Интернет", гражданин вправе требовать удаления этого изображения, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения.

Комментарии к ст. 152.1. ГК РФ дают нам понять, что применение правила о свободном использовании изображения, полученного при съемке, проводимой в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях, затруднено ввиду отсутствия в ГК формального определения «основной объект использования». Представляется, что содержание указанного оценочного понятия должно раскрываться с учетом существа фактических обстоятельств, из-за чего вопрос об основном объекте является скорее вопросом факта, а не права. Поскольку изображение гражданина может использоваться без его согласия, если оно зафиксировано в какой-либо форме в месте, открытом для свободного посещения (улица, музей и т.п.), либо на публичных мероприятиях (собрание, конференция, съезд, концерт, спортивное соревнование и т.п.), то основным содержанием материала, используемого по результатам подобных съемок, должно быть именно публичное место или мероприятие, но не образ конкретного гражданина.

Иначе говоря, изображение гражданина должно служить своеобразным фоном иллюстрируемых (освещаемых) мероприятий и использоваться только в связи с его пребыванием в конкретном месте (на конкретном мероприятии) и таким образом, чтобы не акцентировать внимание воспринимающих информацию третьих лиц именно на изображении гражданина. Например, изображение гражданина может быть дано даже крупным планом, но при условии, что такой крупный план не является господствующим на конкретном изображении публичного места (мероприятия). При этом такое изображение не может быть использовано вне связи с тем местом (мероприятием), где и в рамках чего оно было сделано.

Комментируемая статья не содержит каких-либо указаний относительно способов защиты интересов гражданина в случае несанкционированного использования его изображения. Следовательно, могут применяться любые способы защиты гражданских прав, предусмотренные ст. 12 ГК, с учетом, разумеется, специфики защищаемого нематериального блага и характера самого нарушения.

Ст. 152.2. регулирует в том числе и запрет на съемку, являющуюся сбором информации, но, опять же, с некоторыми оговорками:

1. Если иное прямо не предусмотрено законом, не допускаются без согласия гражданина сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни, в частности сведений о его происхождении, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни.
Не являются нарушением правил, установленных абзацем первым настоящего пункта, сбор, хранение, распространение и использование информации о частной жизни гражданина в государственных, общественных или иных публичных интересах, а также в случаях, если информация о частной жизни гражданина ранее стала общедоступной либо была раскрыта самим гражданином или по его воле.
2. Стороны обязательства не вправе разглашать ставшую известной им при возникновении и (или) исполнении обязательства информацию о частной жизни гражданина, являющегося стороной или третьим лицом в данном обязательстве, если соглашением не предусмотрена возможность такого разглашения информации о сторонах.
3. Неправомерным распространением полученной с нарушением закона информации о частной жизни гражданина считается, в частности, ее использование при создании произведений науки, литературы и искусства, если такое использование нарушает интересы гражданина.
4. В случаях, когда информация о частной жизни гражданина, полученная с нарушением закона, содержится в документах, видеозаписях или на иных материальных носителях, гражданин вправе обратиться в суд с требованием об удалении соответствующей информации, а также о пресечении или запрещении дальнейшего ее распространения путем изъятия и уничтожения без какой бы то ни было компенсации изготовленных в целях введения в гражданский оборот экземпляров материальных носителей, содержащих соответствующую информацию, если без уничтожения таких экземпляров материальных носителей удаление соответствующей информации невозможно.

Однако, в СМИ (в частности в «сети») часто можно встретить фотографии и видеозаписи с гражданами, являющимися как раз «основными объектами использования» при совершении ими, например, административных правонарушений. Является ли это нарушением их прав?
Видеозаписи, отражающие такие события, делаются как с использованием специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме, так и должностными лицами, а также простыми гражданами. Ведущие съемку лица обычно ссылаются на то, что они фиксируют правонарушение. Такие доводы часто приводятся активистами молодежных движений вроде «СтопХам», «Лев Против», которые зачастую нарушая ст. 152.1., 152.2. ГК РФ, обосновывают правомерность своих действий активной гражданской позицией, пресечением и фиксацией преступления.

Вместе с этим законодательство не запрещает обращаться к правоохранительным органам с фото и видеоматериалами:

Ст. 26.7. КоАП РФ.
1. Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
2. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.

П. 3-5 ч. 1 ст. 28.1. КоАП РФ допускают возбуждение дела об административном правонарушении при наличии следующих поводов:
3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса);
4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;
5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

Однако, ч.1 ст. 26.2. КоАП устанавливает запрет на использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Подытожим данную информацию и некоторые выводы:

Ст. 152.1. ГК РФ не содержит прямого запрета на съемку, а также возможности непосредственной съемки гражданина только с его согласия, а вот ст. 152.2. ГК РФ уже устанавливает запрет на сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни, в частности сведений о его происхождении, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни без согласия гражданина (за исключением правил, установленных данной статьей).

Вследствие неточности определения некоторых терминов и процесса нарушения права гражданина на охрану его изображения возникает несколько коллизионная ситуация действия сразу нескольких отраслей права, с применением норм которых не всегда просто определиться. Из-за этого, при реализации прав одной стороны правоотношений, обычно ущемляются права другой.

1. Сообщить лицу, нарушающему вышеназванное право, о запрете обнародования и дальнейшего использования полученного изображения, требовании об удалении (уничтожении) полученного изображения, о несогласии с его незаконными действиями, о нарушении при съемке прав на охрану и неприкосновенность частной жизни, установленных ст. 23 Конституции РФ, ст. 152.1., 152.2. ГК РФ.

2. Обратиться в СМИ, распространившее фото и видеоматериалы с Вашим изображением, с требованием удаления этого изображения, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения.

3. В досудебном порядке требовать компенсации морального вреда, а также, в случае его возникновения, возмещения имущественного ущерба.

4. Обратиться в суд с требованиями, указанными в предыдущем пункте.

На ваш вопрос отвечает ст. 152.1 ГК РФ:

1. Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии - с согласия родителей.

Такое согласие не требуется в случаях, когда:

1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;

3) гражданин позировал за плату.

2. Изготовленные в целях введения в гражданский оборот, а также находящиеся в обороте экземпляры материальных носителей, содержащих изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением пункта 1 настоящей статьи, подлежат на основании судебного решения изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации.

3. Если изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением пункта 1 настоящей статьи, распространено в сети "Интернет", гражданин вправе требовать удаления этого изображения, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения.

Ситуация здесь требует определённой правовой грамотности даже не от вас, а от судьи. Как вы можете видеть, есть первый и четвертый абзацы, которые и защищают вас от разного рода фиксаций, если вы этого не желаете. В то же время, есть второй абзац, обладающий весьма широкой трактовкой, в результате которой выходит, что фактически фиксировать вас можно в 90% мест. НО! Нужно понимать, что этот абзац-исключение законодатель ввёл специально для того, чтобы в указанных местах была возможность осуществлять видеонаблюдение в целях фиксации возможных правонарушений.

Если конкретно по поводу именно съёмки людей, без публикации, то по закону здесь действует пункт 2: "изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях, за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования". А именно его часть, где говорится, "за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования", - то есть, если вы снимаете в публичном месте само публичное место и в кадр попал человек, то у него к вам претензий быть не может, но если вы в публичном месте снимаете в основном человека, то такое уже противоправно. Установить, что именно вы снимаете, может экспертиза.

>использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

Пункт совершенно неясен. Вот конкретный мой запрос: человек курит в подъезде, в этом подъезде он и живет. Это запрещено административной статьей, следовательно, он нарушает. Доказать это нарушение я могу только фотоматериалами: логично, что пока вызванный мной участковый до подъезда доедет, курильщик уже докурит и уйдет домой. Могу ли сфотографировать его, пока он курит? Законно или незаконно это делать? Судя по этим пунктам, нет. Так как же тогда быть?