Проведение лотереи в день выборов прокуратура. В единый день голосования объявлены конкурсы и концерты. Ну и какие тонкости тут могут быть, раз есть прямой запрет на проведение лотерей

Не менее 100 млн руб., по данным СМИ, потратила Уральская торгово-промышленная палата на проведение лотереи в день выборов губернатора. Напомним, розыгрыш денежных призов по билетам, которые выдавали вместе с бюллетенями, прошел в 20 муниципалитетах. Там были разыграны 14 квартир и 65 автомобилей.

14 квартир, 65 автомобилей, порядка 5 тыс. единиц бытовой техники и 700 тыс. сувениров были разыграны во время лотереи в Свердловской области , приуроченной к выборам губернатора, сообщает Znak.com . При этом всего для проведения розыгрыша в 20 муниципалитетах организатор лотереи - Уральская торгово-промышленная палата - подготовила 15 квартир, 130 автомобилей и 10 тыс. предметов бытовой техники. Разыграть все призы не получилось из-за явки, которая, хотя и ощутимо выросла, но все равно оказалась ниже ожидаемой.

Напомним, на выборах губернатора Свердловской области победил врио главы региона Евгений Куйвашев с 62% голосов. При это в целом явка в регионе составила 37,33%, превысив ожидания. А в муниципалитетах, где проводилась лотерея, она в основном перевалила за отметку в 40 и 50%.

Сумма, которую Уральская торгово-промышленная палата потратила на проведение розыгрыша, не сообщается. По данным СМИ, речь идет не менее чем о 100 млн руб.

Как распорядиться оставшимися машинами, квартирой и бытовой техникой, организаторы лотереи пока не решили. Один из кураторов розыгрыша, бывший депутат областного заксобрания Нафик Фамиев, сообщил, что, возможно, будет организовано еще одно мероприятие, на котором разыграют все остальные призы.

Добавим, что ранее претензии к проведению лотереи в день выборов высказывала председатель ЦИК Элла Памфилова, которая усмотрела в этом возможную попытку подкупа избирателей. Разобравшись с ситуацией, избирком не нашел в ней нарушений. Отметим, организаторы лотереи не призывали голосовать за конкретных кандидатов и вообще публично всячески дистанцировались от выборов. Тем не менее центры выдачи подарков располагались в непосредственной близости от УИКов, а лотерейные билеты могли получить только граждане, пришедшие на выборы, - их выдавали вместе с бюллетенями.

Версия для печати

Материалы по теме

Свердловская область

3 млн бюллетеней заказал для проведения выборов губернатора избирком Свердловской области. Эксперты уверены, что в условиях, когда победитель (Евгений Куйвашев) давно известен, а на выборах нет абсолютно никакой интриги, большая часть бюллетеней останется невостребованной. В регионе зарегистрировано 3,39 млн избирателей, по самым оптимистичным прогнозам экспертов, на выборы придет 45% из них. В самом избиркоме пока не знают, какой явки ожидать.
2. Но ведь это прямо регулируется каким‐то законом?

Да, на самом деле это регулируется законом № 416‐ФЗ «О лотереях» от 28.12.2013 . В пункте 1 статьи 6.1. «Ограничения при проведении лотерей» написано: «В период избирательной кампании, кампании референдума не допускается проведение лотерей, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов, референдума либо которые иным образом связаны с выборами, референдумом». , п. 3 ст. 56 Закона «О выборах Президента РФ» установлено, что в период избирательной кампании, кампании референдума выборы, референдум и их результаты не могут быть объектом лотерей и других основанных на риске игр.

3. Ну и какие тонкости тут могут быть, раз есть прямой запрет на проведение лотерей?

Например, в форме проведения такой акции. В обычной лотерее надо купить билет, законом в ней установлен призовой фонд, организатор и оператор, участие в лотерее – это всегда элемент риска и азарта и так далее. А есть просто конкурсы, акции или розыгрыши призов, которые не регулируются законом «О лотереях». Большое значение имеет период проведения такого конкурса или лотереи. Если они проводятся до официального начала избирательной кампании, то запрета на их проведение не будет. Наконец, формулировка закона «…либо которые иным образом связаны с выборами, референдумом» представляется слишком общей.

В соответствии со ст. 2 Закона «О лотереях» под лотереей понимается «игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи». Договор между оператором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции либо электронным лотерейным билетом. На них обязательно должна присутствовать лотерейная комбинация, нанесенная на стадии изготовления (создания) соответствующего документа и (или) участником лотереи.

6. Какие вообще законы регламентируют процесс избирательной кампании?

Их очень много. Это не только Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67‐ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» , но и еще несколько десятков других законодательных актов. Самый полный список размещен на сайте ЦИК РФ .

7. Какая ответственность наступает за нарушение положения о запрете проведения лотерей и конкурсов во время выборов?

В соответствии со ст. 5.49. КоАП РФ «Нарушение запрета на проведение в период избирательной кампании, кампании референдума лотерей и других основанных на риске игр, связанных с выборами и референдумом» , когда выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов, референдума либо которые иным образом связаны с выборами, референдумом, налагается административный штраф. На граждан – в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. То есть, вполне такое щадящее наказание.

8. А есть какие‐то примеры, когда такие конкурсы были признаны незаконными?

Один из недавних примеров описан в материале на сайте Znak.com . 10 сентября 2017 года в единый день голосования в городе Верхняя Пышма Свердловской области проходил фестиваль «Уральские Самоцветы» . В ходе фестиваля были разыграны 15 квартир, 130 автомобилей, а также более 700 тысяч других подарков. По факту это напоминало именно лотерею, хотя формально розыгрыш подарков не был связан с выборами и не считался лотереей. Целью фестиваля было поднять явку на избирательных участках. В поисковой системе судебных дел мы не нашли информации о том, было ли данное административное дело рассмотрено, зато нашли материал о продолжении этой истории в издании «КоммерсантЪ» . В нем говорилось, что «в полиции Верхней Пышмы информацию о возбуждении дела опровергли. “Сейчас идет административное расследование. Как правило, оно продолжается в течение 30 дней, но его сроки могут быть продлены. Решение о возбуждении дела не принято”, - заявила «Ъ» начальник штаба МО МВД России “Верхнепышминский” Марина Шнырева. Курировавший фестиваль Нафик Фамиев усомнился в перспективах административного дела. “Какой‐то милиционер что‐то проверяет. А какие там правонарушения? Достаточно открыть закон, и все его проблемы разрешатся. Не было никакой лотереи, никаких игр с риском. Никто не покупал билеты, никто не проиграл. Майор разберется”, - заявил он «Ъ»». ). В большинстве остальных дел, когда ответственные за проведение выборов лица устраивали конкурсы и акции типа «сделай селфи на выборах», такие дела были прекращены за отсутствием состава административного правонарушения или заявителям - представителям правоохранительных органов - было отказано в удовлетворении заявления.

10. Можно ли вообще признать результаты выборов недействительными, если во время выборов проводились лотереи и конкурсы?

Если лотерея проводилась в пользу какого‐либо конкретного кандидата, то такие действия следует квалифицировать как подкуп избирателей со всеми вытекающими из этого последствиями, причем как для данного кандидата, так и для результатов выборов в целом. В решении вопроса о действительности либо недействительности выборов определяющими факторами будут являться массовость вовлечения избирателей в эту лотерею, масштабность совершенных нарушений и их влияние на результаты волеизъявления избирателей. Если участие кандидата в организации подобной лотереи будет доказано, то избрание данного кандидата возможно признать недействительным. Более подробно об этом, а также об истории появления положения о запрете лотерей в ходе предвыборной кампании можно почитать в статье доктора юридических наук А.В. Постникова «

После того, как до губернаторских выборов не был допущен мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман, победа врио главы региона Евгения Куйвашева стала предопределенной. Ни одна партия не захотела выдвигать против него серьезных кандидатов. С местной бизнес- и политической элитой Куйвашев, уже проработавший в регионе один срок, видимо, сумел договориться.

Интрига на выборах свердловского губернатора закончилась еще за несколько недель до начала официальной агитации в СМИ. 18 июля глава Екатеринбурга Евгений Ройзман заявил, что муниципальный фильтр преодолеть невозможно, поэтому он в выборах губернатора участвовать не будет. И сразу отпали последние сомнения, кто же станет победителем: конечно, врио губернатора Евгений Куйвашев.

Впрочем, и до официального заявления Ройзмана надеждами на конкурентную кампанию тешили себя разве что скучающие журналисты и надеющиеся заработать политтехнологи. Хотя Ройзман играл мускулами в социальных сетях и напоминал, что «он не проигрывал в этой области ни одних выборов», шансов у него было немного. Ведь губернатор Евгений Куйвашев одержал подлинную победу задолго до этого: его главные сражения шли в кремлевских кабинетах и на встречах с местными бизнесменами. Со всеми договорился, всех убедил в своей пользе, как говорят политологи, «консолидировал региональную элиту». Даже назначил главой своей администрации (а потом и вице-губернатором) влиятельного вице-мэра Владимира Тунгусова, который несколько лет интриговал против губернатора из здания мэрии. Влиятельных оппонентов у Куйвашева не осталось, и поддерживать Ройзмана на выборах оказалось просто некому. Тем более и в администрации президента недвусмысленно дали понять, что не хотят видеть Ройзмана кандидатом в губернаторы. Полпред президента Игорь Холманских даже специально встречался с мэром Екатеринбурга, чтобы сказать ему это в лицо.

Можно предположить, что уже за некоторое время до окончательного решения Евгений Ройзман понимал: шансов провести предвыборную кампанию у него почти нет. Поэтому не стал прилагать серьезных усилий для преодоления муниципального фильтра и даже не открыл избирательный счет. Последнее дало председателю ЦИК Элле Памфиловой повод обвинить Ройзмана в том, что он и не пытался зарегистрироваться на выборах, только делал вид. Ройзман это опровергает, но заявления Памфиловой все равно сказались на его репутации.

Конечно, формально выборы остаются альтернативными, но какие это альтернативы? У врио губернатора четыре оппонента, и ни одного настоящего.

Единственную заметную кампанию ведет Алексей Парфенов из КПРФ: здоровенный бородатый мужик, загадочным образом сочетающий выдвижение от компартии и карьеру в московском банке. На Урале его знают плохо, но Парфенов расставил некоторое количество щитов, выпускает бойкие газеты и размещает в местных СМИ загадочные, отдающие графоманией статьи (говорят, он пишет их сам). Одна из них была посвящена «пантеону радикального либерализма» – Ельцин-центру. Правда, учитывая, что штаб Парфенова выпустил футболки «Бородатый губер», создается ощущение, что он сам скорее стебется, чем ведет настоящую кампанию.

Другие еще менее заметны. Игоря Торощина, молодого депутата от ЛДПР, не видно и не слышно. «Справедливая Россия» могла бы выдвинуть ветерана свердловской политики, активного депутата Госдумы Александра Буркова, но предпочла объявить своим кандидатом депутата Заксобрания Дмитрия Ионина – пока еще явно не тяжеловеса. Ставка на слабого кандидата явно стала следствием кулуарных договоренностей с властью. Либеральную общественность представляет профессор Константин Киселев от партии «Зеленые». Муниципальный фильтр он преодолел при помощи «Единой России» и особо не скрывает, что на выборы попал «по договоренности». Объясняет, что главное – участие: важно сказать с экранов телевизоров о либеральных ценностях и напомнить о неудобных проблемах.

В таких условиях действующий губернатор Евгений Куйвашев мог бы вообще не вести предвыборную кампанию, но все-таки ведет. В городе расставлено множество щитов с его портретами. Выглядят они неплохо: и дизайн приличный, и герой не подкачал. За несколько месяцев до выборов губернатор стал стремительно сбрасывать вес и визуально похудел килограммов на 15–20. Теперь на избирателей смотрит худой, подтянутый и еще совсем не старый (46 лет) мужчина. Подчеркивая новый имидж, глава региона начал ездить на велосипеде и организовал велогонку вокруг озера Шарташ, которую организаторы иронически назвали «Тур де Шарташ».

Нравится ли Куйвашев свердловчанам или они выберут его просто от безысходности? Вопрос сложный. Штабы кандидатов не проводят социологических опросов: они сами признавались журналистам, что это слишком дорого, и смысла в таких тратах, учитывая предрешенный исход кампании, нет. Предыдущие опросы показывали, что у Куйвашева типичный для губернатора средней руки уровень поддержки в регионе: он не суперпопулярен, но и нелюбимым его не назовешь. А вот либеральная общественность в Facebook костерит его как может: приехал, мол, из другого региона, выборы ненастоящие, область теряет динамику развития. Когда Куйвашев во время дебатов позволил себе словосочетание «общественные террористы», говоря о противниках строительства храма на территории городского пруда, соцсети взорвались желчными комментариями.

До обывателей эти споры вряд ли доносятся, ведь большинство СМИ в регионе лояльны властям и редко поднимают сложные вопросы. Тем более теперь, когда «элита консолидирована» и конфликта между городской и областной администрациями не осталось.

В условиях, когда результат выборов известен заранее, главной интригой стала явка. Она в любом случае вряд ли будет высокой. Предыдущие всенародные выборы губернатора проходили в регионе в 2003 году, та кампания была довольно конкурентной (Антон Баков шел против Эдуарда Росселя), но и в тот раз явка еле-еле перевалила за 30%. Откуда же ей теперь вырасти, если, как говорят политологи, во всем мире наблюдается тенденция к сокращению активности избирателей?

Однако тут опять возник фактор Ройзмана. Он ведь не просто отказался от участия в выборах, но еще и призвал к их бойкоту. Ход, не лишенный лукавства: это почти как призвать солнце завтра встать на востоке. Явка и так будет минимальной. Тем не менее теперь у свердловских властей появился дополнительный стимул наращивать явку всеми возможными способами.

Самым заметным стала лотерея. Точнее, официально это называется не лотереей (такая форма призыва на участки запрещена законом), а «награждением победителей фестиваля «Уральские самоцветы». Рядом с избирательным участком можно будет получить талон и выиграть что-нибудь приятное – от утюга до машины или даже квартиры. Эту инициативу профинансировали, как говорят, те самые консолидированные губернатором уральские олигархи – собрали, по не-официальным оценкам, около 400 млн рублей на призы и организацию. Технология не нова: нечто подобное проводится в соседней Тюменской области, которая давно ставит рекорды по явке (в 2016 году на выборы депутатов Госдумы там пришло 81,14% избирателей, тогда как в Свердловской области – 41,5%).

Из Москвы на эксперименты региональных властей с наращиванием явки смотрят с некоторой тревогой. Сначала Элла Памфилова заявила, что разберется с проведением предвыборной лотереи, а потом и близкий к Кремлю Экспертный институт социальных исследований устами своего сотрудника Глеба Кузнецова объявил, что явка в 30–32% для Свердловской области будет вполне нормальной, рекорды ставить не требуется.

На предвыборных плакатах врио губернатора Евгения Куйвашева день выборов 10 сентября назван «Стартом пятилетки развития». Подразумевается, что его будущий срок станет для региона именно такой пятилеткой. Врио губернатора провозгласил задачу вернуть регион в тройку лидеров по экономическому развитию. Впрочем, вряд ли это воодушевляет большинство свердловчан-обывателей: в ситуации, когда выборы, по сути, безальтернативны и являются лишь симуляцией демократического процесса, и предвыборные обещания воспринимаются как формальность.

Речь о лотерее: в каждой из категорий, которая попалась участнику, есть несколько призов, но широкий выбор будет у самых быстрых.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144554, "yandex_ad_article_in", { stat_id: 5, ad_format: "direct", font_size: 0.8, font_family: "tahoma", type: "vertical", limit: 1, title_font_size: 1, links_underline: false, site_bg_color: "FFFFFF", title_color: "000000", url_color: "000000", text_color: "000000", hover_color: "000000", sitelinks_color: "000000", no_sitelinks: false }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.type = "text/javascript"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, "yandex_context_callbacks");

Сегодня омичи, пришедшие на выборы, участвуют в беспроигрышной лотерее от Союза организаций торговли Омской области. Как рассказал его президент Борис Сватков, акция посвящена 25-летию объедения, а выборы – лишь удобный повод для реализации этой идеи.

– Люди сюда приходят по прописке. Нам удобно, чтобы все было прозрачно и для нас, и для тех, кто участвует. Были разные идеи относительно того, на каких площадках воплотить акцию и как сделать так, чтобы у одного человека не оказывалось несколько купонов. В итоге в день выборов все совпало, – поделился Борис Сватков.

Всего заготовлено около миллиона купонов. Главных приза два: один автомобиль получит житель Омска, другой – житель Омской области. Кроме того будут разыграны скутеры, ноутбуки, смартфоны, телевизоры, кофе-машины, экшн-камеры и др.

Самая часто встречающаяся категория приза – под номером 11. Это скидочные купоны торговых точек различного профиля: аптек, ювелирных салонов, магазинов верхней одежды и др. Если, к примеру, выбираешь последний вариант, скидка на пуховик составит 1000 рублей.

В первые часы акции нескольким избирателям, проголосовавшим на стадионе «Авангард», крупно повезло. Так, два человека «попали» в третью категорию: это телевизоры, ноутбуки и смартфоны. Всего на город их 44, еще 53 – в области (правда, там выбор несколько иной: телевизор или морозильная камера).

Кроме того, еще двум участникам лотереи досталась «восьмерка»: это наушники, электрическая зубная щетки или беспроводная колонка (387 на город и 407 – на область, в области вместо наушников – триммер для бритья).

Девушка, пришедшая на выборы с родителями, выиграла приз четвертой категории: кофемашина, морозильная камера или экшн-камера. В городе таких приза будет 37. В области для победителей этой категории приготовили 16 ноутбуков.

– Не ожидала, что выиграю. Думала, там 11-я у всех, – поделилась омичка.

Горожан, получивших приз «поценнее», приглашают в Центр выдачи призов – по одному Центру организовано в каждом из округов Омска. Так, победителей, голосовавших на стадионе «Авангард», приглашали в «Галактику». Как рассказал Борис Сватков, то, насколько быстро ты отправишься за призом, имеет значение.

– Получить подарок можно будет сегодня и завтра до вечера. Желательно пойти в Центр выдачи как можно быстрее, потому что так будет больше шансов выбрать из нескольких вариантов то, что вам нужно. Выбор имеет определенные границы. Получается, в самом выгодном положении оказался тот, кто проголосовал утром. И дело даже не в подарке – просто настроение на весь день будет хорошее. Этого мы и хотели – создать хорошее настроение, сделать приятное нашим потребителям, ведь они наши самые главные партнеры, – подытожил организатор акции.







Одной из специфических разновидностей ведения предвыборной агитации является проведение различных лотерей среди участников голосования. Эти лотереи могут рассматриваться в качестве проявления предвыборной агитации, так как их проведение стимулирует избирателей принять участие в голосовании, что в соответствии с определением предвыборной агитации, данным в статье 2 Федерального закона «Об основных гарантиях...», относится к предвыборной агитации.

Впервые предложение о проведении лотереи среди избирателей рассматривалось при проведении выборов депутатов Государственной Думы в 1995 году. Инициатором проведения лотереи выступило общероссийское движение избирателей «Весна». Оно планировало провести розыгрыш ценных призов для пришедших на избирательные участки лиц. Движение «Весна» обратилось в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации с просьбой дать заключение по вопросу о соответствии этого розыгрыша ценных призов (лотереи) требованиям закона. Однако эта инициатива не была поддержана Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, которая сочла, что проведение данной лотереи приведет к нарушению норм федерального законодательства. Центральная избирательная комиссия также отказалась оказывать содействие в организации проведения лотереи. Указанные действия, а также бездействие Центральной избирательной комиссии Российской Федерации были обжалованы в Верховный Суд Российской Федерации. Верховный Суд в удовлетворении жалобы отказал.

Верховный Суд согласился с тем, что предложенные условия проведения лотереи противоречат требованиям федеральных законов, в том числе и регулирующих избирательные правоотношения. Так, в соответствии с этими условиями на окружные избирательные комиссии возложена обязанность по заверению списков победителей розыгрыша, а в случае неявки на избирательный участок избирателя, на которого выпал выигрыш, окружная избирательная комиссия обязана указывать в сообщении для общественного движения следующего по списку явившегося избирателя, которому и подлежит выдача приза. Между тем ни Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», ни Федеральным законом «Об основных гарантиях...» на избирательные комиссии не возложены такие полномочия либо обязанности. Более того, в соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» персональные данные (информация о гражданах) относятся к категории конфиденциальной информации. Окружные избирательные комиссии согласно условиям проведения лотереи обязаны сообщать общественному движению (в ответ на соответствующие запросы депутатов) фамилию, имя, отчество избирателя (на которого падает выигрыш), паспортные данные этого лица, адрес и сведения о том, являлся ли этот избиратель на выборы 17 декабря 1995 года, либо нет.

В последнее время идея проведения лотерей среди избирателей начала реанимироваться при проведении выборов на уровне субъектов Российской Федерации. Так, в газете «Сегодня» от 6 декабря 2000 года была опубликована следующая информация: «Бесплатная лотерея с ценными призами для жителей края, принявших участие в голосовании, будет проходить в Хабаровске в день выборов губернатора, 10 декабря. Постановление об этом подписал губернатор Виктор Ишаев. Для участия в лотерее достаточно будет запомнить свой номер в списке избирателей. После выборов, в течение 10 дней, оргкомитет проведет розыгрыш. В числе 300 разыгрываемых призов телевизоры, видеомагнитофоны, бытовая техника и многое другое. Победитель получит видеокамеру» . Полагаем, что проведение указанной акции по инициативе органов государственной власти нарушает запрет на участие этих органов в предвыборной агитации (п.5 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях...»).

Следует отметить, что имели место случаи, когда проведение лотереи стало поводом для обжалования в суд результатов выборов. В частности, при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области по одному из избирательных округов было проведено следующее мероприятие: избирателям раздавались так называемые игровые купоны, в которых надо было написать фамилию кандидата, который победит на выборах, а также прогноз количества проголосовавших за него избирателей (в процентах). «Суперигра началась за три дня до выборов и закончилась непосредственно в день голосования, когда производился сбор заполненных купонов. У входа в помещения для голосования были установлены ящики, по форме напоминавшие избирательные урны, в прорези которых опускались заполненные купоны с фамилиями кандидатов» . Результаты выборов были обжалованы в Иркутский областной суд. Областной суд однозначно расценил проведение суперигры как акцию, нарушающую нормы избирательного законодательства, отметив, в частности, наличие в ней элементов агитации избирателей за участие в выборах (материалы дела подтверждают, что данная агитация проходила в запрещенный период и не была оплачена из избирательного фонда) и квалифицировав обещание передачи ценных призов по итогам голосования как подкуп избирателей . Однако выборы не были признаны недействительными. Очевидно, что в суде не было приведено достаточных доказательств того, что допущенные нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.

Проведение лотереи в пользу какого-либо конкретного кандидата следует квалифицировать как подкуп избирателей со всеми вытекающими из этого последствиями как для данного кандидата, так и для результатов выборов в целом. В данном случае определяющими в решении вопроса о действительности либо недействительности выборов будут являться массовость вовлечения избирателей в эту лотерею, масштабность совершенных нарушений и их влияние на результаты волеизъявления избирателей. Если будет доказано участие кандидата в организации подобной лотереи, возможно признание избрания данного кандидата недействительным.

В то же время отметим, что особенность лотерей, проводимых одновременно с голосованием, заключается в том, что они, как правило, способствуют тому, чтобы выборы состоялись. Поэтому постановка вопроса о влиянии на результаты выборов лотерей, в задачи организаторов которых не входит непосредственная агитация за одного из кандидатов, обоснована в том случае, если выборы были признаны состоявшимися вследствие сравнительно небольшого превышения числа избирателей, принявших участие в голосовании, установленного законом порога явки избирателей на выборах.

А.Е. Постников,
доктор юридических наук

24 В. Кривцов

25 В. Кривцов . Иркутская история. - Выборы. 2000. N11.