Настоящая любовь. Откуда возникает любовь между мужчиной и женщиной, это дар Божий или свободный выбор каждого? В нашей ли воле разлюбить

Календарь Устав Аудио Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы Жития святых Книга отзывов Исповедь Статистика Карта сайта Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Вопрос №1280

О любви к женщине

Артур 17/02/2004

Уважаемый отец Олег,
У меня у Вам вопрос на тему любви.
1) Если мужчина полюбил женщину, то эта любовь берет начало в нем самом или она – от Бога? (я имею в виду истинную любовь, а не похоть и плотские желания)
2) И еще. Почему мы не имеем возможности осознанного выбора – кого нам полюбить (влюбляемся как бы не по своей воле – и всё!!!), ведь Бог дал нам возможность выбора во всем, даже в таком вопросе, как: верить или не верить в Него Самого?
Спаси Бог.

Ответ отца Олега Моленко:

Артур,
ты задал интересный и важный вопрос о любви к женщине. Это не просто вопрос, а целая тема, которая очень мало проработана святыми отцами Церкви. Это случилось по причине того, что святые отцы были монахами. Сохраняя целомудрие, они удалялись общения с женщинами, в т.ч. и в размышлениях своих. В основном, речь у них о женщинах идет в негативном ключе, как о соблазняющих Евах, беседующих со змеем. Вся забота у них состоит в том, как научить уклонятся от женщин по причине возможного увлечения и последующего падения в блуд, что для монаха есть великое падение, злостное нарушение обета безбрачия (что лучше было бы назвать обетом женонекасания) и смерть души.

Если верующие мужского пола, живущие в миру, будут читать соответственные труды, то потерпят вред и будут в смущении (кроме случаев, когда есть зов к монашескому образу жизни). Поэтому святые отцы (например, свят. Игнатий Брянчанинов) говорили об осторожности чтения святых отцов. Они советовали читать книги святых отцов только соответственно своему жительству. В противном случае, хотя и будет пропитывание святыми мыслями и чувствами – но чуждыми реальному положению человека. А это есть своего рода обольщение и хитрость вражия. Враг внушает монахам о сладости сочетания с женами, а мирянам о недопустимости прикасания к женщинам и т.п. Так, противоположными внушениями он пытается губить и монахов и мирян.

Оставим монахов и рассмотрим твой вопрос в приложении к жизни в миру. Это касается подавляющего числа людей. Рассмотрим эту тему в свете Священного Писания.

Вернемся в седую древность к первым людям: Адаму и Еве, причем до их падения, и посмотрим, что Бог сотворил и установил в отношении общения мужчины и женщины.

Сразу оговорюсь, что должно четко различать состояние людей до падения, после падения и после восстановления во Христе, которое разделяется на пребывание на земле и пребывание в вечных обителях Царства Небесного.

Сама потребность в монашестве, воздержании, подвигах и страданиях возникла вынужденно и по причине падения людей.

Рассмотрим сотворение человека:

Быт.1:
26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь , и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

Мы видим, что выделенное мною выглядит нелогично: сотворим человека = да владычествуют они; сотворил Бог человека = мужчину и женщину сотворил их. Из этого явно видно, что человеком названо: мужчина + женщина = человек. Отсюда произошло название мужского и женского рода "пол" или "половина". Раньше, когда муж представлял кому-то свою жену то говорил: "Это моя половина". Сравни также

Быт.5:
2 мужчину и женщину сотворил их , и благословил их, и нарек им имя: человек , в день сотворения их.

После Божьего благословения первым повелением Его (заповедью) было плодиться и размножаться. Для этого Богом было предусмотрено особое общение между половинами человека, т.е. мужчиной и женщиной. Это общение для деторождения было основано на особого рода любви – любви к противоположному полу. Эту любовь благословил Сам Бог!

Казалось бы, жил Адам с Богом в благодати, был царем твари, чего же ему не хватало? Точнее кого? Неужели недостаточно общения с Богом Творцом? Недостаточно, говорит Сам Бог! Более того, положение Адама в одиночестве было опасно для возгордения, наподобие падшего Денницы. Для предупреждения этого Господь Бог, помимо развития любви к Нему, создал для Адама ближнего, для развития любви к ближнему. Это была подготовка для двойной заповеди о любви к Богу и ближнему, в которой просматривается крест. Вертикальная ось – любовь к Богу, а горизонтальная – любовь к ближнему. Бог заповедал любовь к ближнему, как к самому себе. Это оттого, что первым ближним была жена! Посмотрим как Писание описывает ее происхождение:

Быт 2:
7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.
. . .

15 И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.
16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,
17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
. . .
18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
. . .
20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.
21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.
22 И создал Господь Бог из ребра , взятого у человека, жену , и привел ее к человеку.
23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего].
24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть.
25 И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.

Из 18 стиха мы видим, что при всем блаженстве Адама и жизни с Богом Сам Бог определяет и указывает, что НЕ ХОРОШО БЫТЬ ЧЕЛОВЕКУ ОДНОМУ! Казалось бы, можно создать еще мужчину из глины. Но не так делает Бог! Он создает жену (женщину), причем, из ребра Адамова. Теперь Адаму стало ХОРОШО: ибо есть любимый Бог и любимая жена! Влечение (особая любовь) к жене превосходит влечение к родителям, что хорошо видно из стиха 24-го. Два = одна плоть, это указание на возвращение женщины в мужчину (как его кости и плоти). Это совокупление мужчины и женщины (которое одно лишь естественно; вот почему совокупление мужчины с мужчиной есть сугубое извращение, ибо мужчина не произошел от мужчины непосредственно) необходимо для напоминания природного единства двух полов, а в последствии – для деторождения. В свете происхождения женщины можно уразуметь, почему при ее вступлении в брак говорится "выходит ЗА-муж" (а не "заходит замуж" или как иначе), т.е. идет напоминание ее происхождения, когда она впервые вышла за пределы своего мужа и стала женой. Вот почему положение женщины без замужества не нормальное, ибо женой она становится только выходя замуж. В древности это было настолько однозначно, что слова "женщина" и "жена" воспринимались синонимами, мы это можем видеть в церковно-славянском переводе Священного Писания.

Слова "не хорошо быть человеку одному" нельзя рассматривать, как то, что человеку было плохо. Нет, он был блажен, купаясь в благодати Божией. Не хорошо здесь в смысле не достаточно, т.е. нехватки, не полного удовлетворения. Не хорошо так же в смысле для размножения людей, ибо для того и была прежде всего нужна помощница жена. Все остальное Адам мог делать и без нее.

Для чего же Бог усыпил Адама во время создания ему жены? Некоторые полагают, что это была своего рода анестезия (обезболивание), но это не верно, ибо взято из земного опыта. В Раю не было еще болезней и боли, и Бог мог вполне безболезненно сделать это на глазах у Адама. Цель усыпления Адама как раз и была в том, чтобы он не видел ее создания. Почему это должно было быть сокрыто от Адама? Для того, чтобы Адам не стал боготворить свою жену (женщину). С тех пор (особенно же после падения) существуют две опасные крайности в отношении к женщинам: 1 – попытка боготворить; 2 – нелюбовь, презрение, неуважение. Итак, правильное отношение к женщине со стороны мужчины таково: любить, но не боготворить, и не ставить в один ряд с Богом (не говоря уже выше).

Из 22 стиха мы видим, что Бог не только создал жену особым актом, но и привел ее к человеку, т.е. сочетал их! Это был первый брак на земле, где брачующим Священником был Сам Господь Бог! Как мы видим, таинство брака есть первое и самое древнее из таинств, как, впрочем, и священство. Монашеством тогда и не пахло, ибо оно не нужно (не предусмотрено Богом) было вовсе.

Проснувшийся Адам по благодати увидел, что приведенная к нему Богом женщина есть кость от костей его и плоть от плоти его (ибо Бог взял для создания жены не только кость-ребро, но и плоть). Тут же, давший имена всем зверям называет женщину женой, объясняя происхождение этого названия взятием ее от мужа. Итак, женщина (природа) – это создание от Бога, а жена – это происхождение от мужа и связь с ним! Итак, мы видим, что жена по происхождению вторична, ибо сделана не непосредственно из земли, как мужчина, но взята от мужа.

Интересно заметить, что в стихе 23 именно Адам, а не Бог, хотя и по вдохновению Бога, пророчески устанавливает заповедь об оставлении отца и матери ради жены, и прилеплении к ней. Теперь понятно, почему надо возлюбить своего самого ближнего человека – жену, как самого себя. Ведь она и есть часть тебя самого!

Обратим внимание, что заповеди: плодитесь и размножайтесь; прилепится к жене; будут двое одна плоть; были даны до грехопадения человека. По падении изменения произошли лишь по причине привнесения греха, что в отношении к женщине (и, соответственно, к мужчине с ее стороны) стало выражаться в похоти плоти. Можно сказать, что похоть плоти – это извращение особого рода любви к женщине по причине греха, вошедшего в человеческую природу посредством грехопадения первой четы. Нет сомнения, что Адам неизреченно любил свою жену Еву. Выбора у него не было. Вот почему, когда Сам Бог приводит к нам обстоятельствами и промыслом Своим нашу (Свою) женщину (жену) – у нас нет выбора (хотя количественно он есть, в отличие от положения Адама). Когда мы не смиряемся перед Божьим приводом (выбором), но выбираем сами (чаще всего руководствуясь похотью или корыстью), то начинаются проблемы и беды (как плата за не смирение).

В 25-м стихе показано, что в благодатном покрове брака и любви между мужем и женой нет и не может быть стыда. Стыд появляется в случае лишения благодати, или отсутствия должной любви.

Итак, любовь к женщине, как к своей жене имеет двоякое происхождение. Она и от Бога, и от самого человека. От Бога, как благодатная сила и энергия (ибо Бог есть Любовь), от человека, как осознанный выбор и отношение. Тем не менее, любовь эта остается великой тайной и не подвластна рассудку.

Не нужно бояться любви к женщине – она естественна и вожделенна. Нужно бояться греха, извращения и нарушения воли Божией и отпадения от благодати!

В царстве Божием, по слову Господа, не женятся и не посягают (на плотское совокупление и деторождение), но пребывают как ангелы. Тем не менее, различие полов там будет сохранено, как и любовь между ними.

Важно отметить, что само грехопадение осуществилось в три этапа:
1 – грехопадение Евы;
2 – грехопадение Адама из предпочтения любви к жене, а не к Богу;
3 – самооправдание Адама и жены, и отвержение ими покаяния.

Быт.3:
6 И увидела жена , что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

Ева сама первой взяла запрещенные Богом плоды (а надо было взять благословение у мужа, которое бы разрушило обольщение сатаны) и дала Адаму. Адам не смог отказать жене из любви к ней – и согрешил.

Особенности грехопадения полов видны из особенностей Божьего их наказания:

Быт.3:
16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.
17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;
18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;
19 в поте лица твоего будешь есть хлеб , доколе не возвратишься в землю , из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься .
20 И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.

Для всякой жены выделены следующие наказания:

  1. скорбь от беременности
  2. болезнь от родов
  3. влечение к мужу (плотское и душевное, почему женщина чувствует себя без мужчины дискомфортно; у монахинь и дев Христа ради это восполняется Христом и благодатью) ;
  4. господство мужа над женой.

Всякие попытки жен уйти от этих скорбей в земной жизни до полного раскрытия в себе царства Божия – богоборны!

Обрати внимание на 4 пункт, который является приговором Бога для всех феминисток. "Будет господствовать над тобою" – должно соблюдать и при законном совокуплении с женой. Т.е. нельзя позволять жене быть над собой, но только под собой.

Мужу Бог посредством укорения советует не слушаться голоса жены (который часто может быть голосом змея).

Ему определены такие наказания:

  1. со скорбью питаться от земли;
  2. проклятие земли и произращивание ею терний и волчцев;
  3. труд в поте лица для пропитания;
  4. возвращение в землю и превращение в прах, т.е. смерть физическая; на нее обречена и жена, как взятая от мужа.

Интересно пронаблюдать в Писании любовь мужчины к женщине в лице святых угодников Божиих. После потопа Бог повторяет свое благословение для ветхозаветного периода:

Быт.9:
1 И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь , и наполняйте землю [и обладайте ею];
. . .
7 вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней.

Бог наделял Своих угодников красивыми женами, которых они любили:

Быт.12:
5 И взял Аврам с собою Сару, жену свою
. . .
11 Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре , жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом ;
. . .
14 И было, когда пришел Аврам в Египет, Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая ;

Сам Бог чудесно хранил жен Своих угодников от посягательств других:

Быт.12:
17 Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову.
. . . И теперь вот жена твоя; возьми [ее] и пойди.

20 И дал о нем фараон повеление людям, и проводили его, и жену его, и все, что у него было, [и Лота с ним].

Безплодие и воля жены привели к многоженству и распрям на этой почве:

Быт.16:
1 Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка Египтянка, именем Агарь.
2 И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары . (из любви к ней и сострадания к ее безплодию)
3 И взяла Сара , жена Аврамова, служанку свою , Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала ее Авраму, мужу своему, в жену .
4 Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою.
. . .
5 И сказала Сара Авраму: в обиде моей ты виновен; (Сара обвиняет Аврама за свое же решение) отдала служанку мою в недро твое; а она, увидев, что зачала, стала презирать меня; Господь пусть будет судьею между мною и между тобою.
6 Аврам сказал Саре: вот, служанка твоя в твоих руках;(Аврам из любви к Саре и по смирению своему попускает это) делай с нею, что тебе угодно. И Сара стала притеснять ее, и она убежала от нее.

Быт.23:
16 девица была прекрасна видом, дева, которой не познал муж. Она сошла к источнику, наполнила кувшин свой и пошла вверх.
. . .
51 вот Ревекка пред тобою; возьми [ее] и пойди; пусть будет она женою сыну господина твоего, как сказал Господь.
. . .
67 И ввел ее Исаак в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее; и утешился Исаак в печали по [Сарре,] матери своей.

Быт.29:
9 Еще он говорил с ними, как пришла Рахиль [дочь Лавана] с мелким скотом отца своего, потому что она пасла [мелкий скот отца своего].
10 Когда Иаков увидел Рахиль, дочь Лавана, брата матери своей, и овец Лавана, брата матери своей, то подошел Иаков, отвалил камень от устья колодезя и напоил овец Лавана, брата матери своей.
11 И поцеловал Иаков Рахиль и возвысил голос свой и заплакал (от великой любви к Рахили).
. . .
17 Лия была слаба глазами, а Рахиль была красива станом и красива лицем .
18 Иаков полюбил Рахиль и сказал: я буду служить тебе семь лет за Рахиль, младшую дочь твою.
. . .
28 Иаков так и сделал и окончил неделю этой. И [Лаван] дал Рахиль, дочь свою, ему в жену.
. . .

30 [Иаков] вошел и к Рахили, и любил Рахиль больше, нежели Лию ; и служил у него еще семь лет других.
31 Господь [Бог] узрел, что Лия была нелюбима , и отверз утробу ее, а Рахиль была неплодна.

Итак, мы видим из слова Божьего на примере Авраама, Исаака и Иакова (а святые отцы говорят, что они не нуждались в покаянии), именами которых Себя именовал Бог (Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова – Мф.22,32), что любить женщин (жен) нужно, и любовь эта благословлена Богом.


Молодежи свойственно мечтать о большой и яркой любви, она с нетерпением ожидает наступления этого праздника на своей улице. Любить и быть любимым – важная потребность всякого человека независимо от его социального положения и убеждений. Такими создал нас Бог, и даже грехопадение не уничтожило эту потребность.

К сожалению, настоящая любовь – дефицит в грешном мире. Чем больше о ней пишется и поется, тем меньше ее становится в мире. Современная масс-культура только увеличивает этот дефицит, представляя любовь делом приземленным и обыденным, свободным от таких ценнейших качеств как душевная привязанность, верность, ответственность, самопожертвование. Недаром к человеческим отношениям она применяет формальное выражение «заниматься любовью», словно речь идет о занятии спортом. Вот и справляют плотскую нужду с кем угодно и когда угодно. Эти примитивные установки внедряются в сознание молодежи через фильмы, малопристойные журналы, амурные похождения звезд спорта и экрана. Все это подталкивает людей любить не другого человека, а собственное удовольствие. Такая любовь долго не цветет. Она до первых заморозков.

Знакомая мне парочка счастливо жила в гражданском браке, пока партнерша не заболела серьезно. И тогда праздник кончился, любовь испарилась, и парень выпроводил сожительницу из своей квартиры, чтобы освободить место для другой. Таков итог отношений, основанных на получении удовольствия.

Для христиан настоящая любовь - дело серьезное. Может быть, поэтому в православной церкви брачующимся на головы одевают венцы, как напоминание о призвании к нравственному подвигу? Я хотел бы обсудить ряд причин для восприятия любви, как серьезного дела. Знание их поможет вам приготовить себя к семейной жизни.

1. Любовь – дело серьезное, потому что должна прославлять Бога !

Писание весьма категорично повелевает: «И все, что вы делаете, словом или делом, все [делайте] во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» (Кол.3:17). Это повеление касается и взаимоотношений любви. Если любовь не прославляет Бога, если она «лекарство» от скуки, если наполнена сексуальной озабоченностью — она греховна! Чтобы любовь прославляла Бога, она должна от Него прийти. «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иак.1:17). Поэтому ожидайте этот дар не от себя, а от Господа! Молитесь о нем!

В каком случае любовь прославляет Бога? Она прославляет Бога, если уподобляется Его любви – безусловной, жертвенной, верной и святой. Благодаря ей человек становится «не по милу хорош, а по хорошему мил». (Л.Толстой)

Много лет тому назад мне пришлось разговаривать с девушкой, которая собиралась вступить в брак. Она была печальна. «Я уверена, что Бог хочет, чтобы я вышла замуж за этого парня, но у меня нет к нему чувств. Что мне делать?» Я сказал: «Если Бог призывает тебя к браку, то Он и даст тебе любовь. Проси Его об этом!» Мы склонились на колени, и девушка искренне просила Бога о даре любви. Не прошло и много времени, как по их сияющим лицам я понял, что любовь от Бога посетила ее сердце. И по сей день они прославляют Бога своими отношениями.

2. Любовь – дело серьёзное, потому что она посвящена серьезным вещам.

Люди живут в мире вымыслов, когда принимают за любовь восторженные чувства. Понятно, что жить на эмоциональном подъеме интересней, чем при заурядном течении жизни. Но погоня за приятными ощущениями бессмысленна. Жизнь очень сложна, она не столько ласкает нас, сколько бьет. Выдержать ее удары может только настоящая любовь. Апостол Павел описывает ее со стороны повседневных дел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор.13:4-8).

Каждое из этих качеств настоящей любви подтверждает ее призвание – не только давать, но и получать. Не в этом ли секрет ее устойчивости?

Я нередко спрашиваю молодых, пришедших на консультацию: «Зачем вы хотите пожениться?» (Я еще ни разу не слышал, чтобы они признались: «Исполнить заповедь плодитесь и размножайтесь!) Обычно слышу в ответ:

- Мы любим друг друга, как же не пожениться?

- Ну и продолжайте любить друг друга, жениться-то зачем?

- Да-к деток хочется иметь…

- Возьмите детей из детского дома на воспитание и осчастливьте их!

Видя, что молодые растерялись, я поясняю: «У богоугодного брака есть одна важная цель — служение. Если вы хотите вступить в брак, чтобы только получать, вы разочаруетесь. Вступайте в брак, чтобы давать! Библия повелевает: «Любовью служите друг другу!»

Один богобоязненный человек вместе с молодой женой отправился в свадебное путешествие во время которого случилось несчастье: молния попала в жену, и она оказалась навсегда прикованной к постели. Ее нельзя было оставить одну более чем на два часа. Если бы любовь того человека была настроена на обретение благ, она бы рухнула под тяжестью проблем. Какой толк от жены, которая не может приготовить пищу, постирать белье, прибрать в доме, приголубить мужа, подарить детей? Не лучше ли посчитать такой брак досадной ошибкой и его расторгнуть? Однако служитель Божий был настроен любить по-библейски! З8 лет он самоотверженно ухаживал за больной и одновременно преподавал в семинарии. Вы не знаете, через какие трудности поведет вашу любовь Бог, но если она настроена на служение, вы не никогда разочаруетесь!»

3. Любовь — дело серьезное, потому что серьезны последствия ее краха.

Ваш выбор привлечет внимание многих людей и ваших родителей в первую очередь. Библия говорит: «почитай отца и мать и будет тебе благо на земле». В этой ситуации чтить отца и мать — значит посвятить их в ваши намерения, значит просить их молиться о благополучном развитии ваших отношений. Благословение родителей будет очень много значить для вас, ибо они, как никто другой, заинтересованы в вашем благе. Они будут тратиться на подарки, украшать зал для бракосочетания, готовить пир и давать во время свадьбы добрые пожелания. Им не все равно, будете вы счастливы или несчастны, используете ли их помощь на созидание семьи или сведете к нулю их старания. Не разочаровывайте их! Если вы не сохраните свое счастье, они будут об этом сильно переживать.

Также за вашей любовью будут наблюдать множество родственников и друзей. Их будет радовать ваше благо, и печалить ваша беда. Поэтому ради спокойствия ваших отцов и матерей, ваших родственников и друзей не играйте в любовь!

Если ваша любовь окажется тщетной, будет плохо и вам. Вы будете страдать от гнева, горечи, депрессии. Боль отверженности может разрушить вас душевно.

Однажды мне встретился человек, который обращался ко всем встречным с одним и тем же вопросом: «Вы меня полюбите?». Поначалу я отмахнулся от того странного парня, но затем задумался: почему его мучил именно этот вопрос? Скорее всего, пережитое отвержение оставило тяжелый след на его психике и она, не выдержав, надломилась…

Боль отвержения может подтолкнуть к необдуманным решениям. Я знаю случаи, когда в отместку оставившему ее парню девушка соглашалась выйти за первого встречного и этим портила жизнь себе и ему.

Боль отвержения может разрушить человека физически. Когда вышел роман Гете «Страдания молодого Вертера», по Германии прокатилась волна самоубийств, ибо в истории страстной любви Вертера к Лотте молодежь нашла отражение собственных переживаний. И самоубийство главного героя натолкнуло многих на ужасную мысль: когда ты не можешь быть с любимым человеком, ты отверженный, а отверженному лучше не жить.

Если любовь затрагивает столь широкий круг людей, и имеет в случае краха такие тяжелые последствия, можно ли не считать ее серьезным делом!

4. Любовь — дело серьезное, потому что Бог ненавидит ее оставление.

Любовь приводит людей к браку, но никогда не поведет их обратно – к его разрушению. Утрата любви – преступление: «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою» (Откр.2:4). Христос учил: «… не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано» (Матф.19:4-11).

Христос говорит очень прямо и серьезно: развод греховен, ибо полагает начало тяжелейшему греху – прелюбодеянию. Даже учеников изумил такой радикализм Христа, и они решили: лучше не жениться. До этих слов Христа с разводом было проще, после них — стало очень сложно. Христос не собирался беспричинно осложнять нашу жизнь, просто Он возвратил нас к первоначальному идеалу брачных отношений. При всей несхожести привычек и характеров супругов, при всех их проблемах Бог считает их одним, нерасторжимым целым. Разводиться — значит рубить по живому. Разводиться – значит поднять руку на шедевр Божьего творчества. Создатель брака соучаствует в супружеском союзе: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Разлучить супругов может только смерть!

Существует одна неканоническая история. Однажды некая пара пришла к пастору. Муж говорит:

- Мы решили развестись. Вы нас сочетали, вы нас и разведите!

- Хорошо, сказал пастор, вы будете разведены, но только по-библейски!

Он поставил их на колени, взял в руки тяжелую Библию и стал бить ею мужа по голове.

- Вы же меня убьете! – закричал мужчина.

- Написано, только смерть может разлучить вас!

5. Любовь дело серьезное, потому что возлагает серьезную ответственность на людей.

Вступление в брак влечет за собой череду серьезных дел: построение взаимоотношений, рождение и воспитание детей, материальное обеспечение семьи. Бог возлагает на мужчину ответственность главы семьи, который должен с мудростью решать всевозможные проблемы, в избытке преподносимые жизнью. Глава не то же самое, что главарь и семья не то же самое, что банда. Главарь будет наказывать провинившегося, а глава будет его исправлять. Главарь может и убить, глава будет лечить. К сожалению, немало мужчин ведут себя дома как главари. Они не дают себе отчета, что призваны к иному стилю отношений.

Писание призывает мужей к подражанию Христу: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь» (Еф.5:25-29).

Мужья должны взять пример с Христа в Его последовательности работы над церковью: сначала жертвенная любовь, а потом слово назидания, обличения, утешения. У мужей иная последовательность – сначала слово, а потом, если жена послушна, любовь. Настоящий глава подражает Христу, и не следует мирскому образу жизни.

6. Любовь — дело серьезное, потому что против нее воюет сатана.

Этот злой гений прекрасно знает, что брак строится на любви, и любовь делает брак прообразом отношений между Христом и церковью. Он же ненавидит все, что исходит от Бога и что прославляет Бога, и отчаянно пытается это разрушить. На заре истории человечества он разрушил счастье Адама и Евы и продолжает по сей день на земле свою черную работу. Одним из примеров козней сатаны является подмена любви страстью. Он умеет воспламенять плотские мысли и чувства: «И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян» (1Пар.21:1). Ослепленные плотской любовью духовно и психологически несовместимые люди вступают в брак и калечат друг друга.

Один молодой человек однажды с восторгом рассказывал мне:

- Пастор! Я никогда не был так счастлив как теперь! Я полюбил девушку!

- Ваша девушка верующая?

- Нет, но она очень хорошая! Мы понимаем друг друга с полуслова! У нас глубокие чувства друг к другу!

— Слово Божие запрещает браки с неверующими!

- Но она очень хорошая!

- Если вы верующий человек, вы создадите ей множество проблем. Ей захочется в воскресенье в театр, вы же пойдете в церковь – вот вам причина для конфликта. Вы пожелаете воспитывать детей в христианском духе, а ей предпочтительно в мирском – вот вам другая причина для разногласий. Вы будете виновны в ее несчастье.

Опечаленный моим ответом, симпатичный юноша ушел восвояси. Года через два он пришел снова в церковь, чтобы в сокрушении сердца покаяться в своем грехе. Жизнь его сложилась из рук вон плохо. Сатане удалось обмануть его плотской любовью. В этом смысле права русская пословица: «любовь зла, полюбишь и козла».

Другое проявление козней сатаны — внушение людям идеи права на счастье. Человек рассуждает: «Брак должен приносить мне удовольствие, и если он мне его не приносит, я имею право его расторгнуть и поискать новое счастье!». Клайв Льюис писал по этому поводу: «Признавая «право на счастье» (в этой области), перед которым ничто все обычные нормы поведения, мы думаем не о том, что бывает на самом деле, а о том, что нам мерещится, когда мы влюблены. Беды - вполне реальны, а счастье, ради которого их терпят и творят, снова и снова оказывается призрачным. Все, кроме мистера М. и миссис Н., видят, что через год другой у мистера М. будут те же основания покинуть новую жену. Он снова поймет, что на карту поставлено все. Он снова влюбится, и жалость к себе вытеснит жалость к женщине».

7. Любовь — дело серьезное, потому что ей приходится сносить недостатки ближнего .

В брак вступают два несовершенных человека, два эгоиста, ожидающих один от другого всевозможных благ. К положительным качествам друг друга супруги быстро привыкают, их начинает раздражать недостатки. Несбывшиеся ожидания порождают разочарование, разочарование — гнев, гнев — обиду и мщение. Все эти эмоции подспудно живут в человеке и прорываются наружу в моменты ссор.

Герой повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» Позднышев в исповеди случайному попутчику выразил общую для многих семей проблему психологической несовместимости. «Говорить не о чем было. Все, что можно было сказать о жизни, ожидавшей нас, устройстве, планах, было сказано, а дальше что?… Вдвоем мы были почти обречены на молчание или на такие разговоры, которые, я уверен, животные могут вести между собой: «Который час? Пора спать. Какой нынче обед? Куда ехать? Что написано в газете? Послать за доктором. Горло болит у Маши». Стоило на волосок выступить из этого до невозможного сузившегося кружка разговоров, чтобы вспыхнуло раздражение. Выходили стычки и выражение ненависти за кофе, скатерть, пролетку, за ход в винте, - всё дела, которые ни для того, ни для другого не могли иметь никакой важности. Во мне, по крайней мере, ненависть к ней часто кипела страшная! Я смотрел иногда, как она наливала чай, махала ногой или подносила ложку ко рту, шлюпала, втягивала в себя жидкость, и ненавидел ее именно за это, как за самый дурной поступок… С братом, с приятелями, с отцом, я помню, я ссорился, но никогда между нами не было той особенной, ядовитой злобы, которая была тут».

Переносить материальные лишения гораздо легче, чем супружескую отчужденность. Нам бывает тяжело от собственных недостатков. Но при вступлении в брак они удваиваются. Можно ли перенести их без Божьей любви? На такой серьезный труд способна только серьезная любовь!

8. Любовь – дело серьезное, потому что требует святой жизни

Почти повсеместно в день бракосочетания молодые пары считают своим долгом не обойти стороной церковь. Не то, чтобы они ее полюбили всей душой и разумением, просто им необходимо благословение, чтобы их усилия и затраченные материальные средства не пошли прахом. Когда я смотрю на такие пары, я думаю: «Господи! Как Ты терпишь манипулирование Твоей благодатью? До брака люди и не думают искать Твоей воли и только к моменту свадьбы корыстно вспоминают о Тебе, как о благодетеле!» Но разве Бог даст им Себя использовать? Разве Он не видит этих постыдных мотивов? Библия говорит, что Бог «воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев» (Рим.2:6 -8).

Бог дает настоящую любовь тем, кто никогда не пренебрегает Им, кто ищет Его воли и посвящен Его Слову и служению.

9. Любовь — дело серьезное, потому что серьезны условия для вступления в брак.

Меня часто спрашивают: когда можно влюбляться? Я отвечаю: дружить «просто так» нельзя, дружба должна привести к браку. Но для его построения необходимы определенные условия: физическая зрелость, которая складывается к совершеннолетию, духовная зрелость, которая формируется позже, профессия, которая обеспечивала бы финансовое благополучие семьи, а также наличие жилья. Не стоит руководствоваться пословицей «С милым рай в шалаше», в наше время и шалаш негде поставить – земля кому-нибудь да принадлежит. Арендовать квартиру при малом доходе не под силу. Так что возрастная граница вступления в брак – хотим мы этого или нет – отодвигается на более позднее время, чем было раньше. Вот почему время до брака нужно использовать для получения образования, профессии. Не прожигайте его в компьютерных играх или бесполезных тусовках.

И последнее условие начала «дружбы»: знание своего времени. Библия говорит, что всякой вещи время под солнцем. Христос пришел в мир в определенное время, в определенное время Он умер за нечестивых, в определенное время воскрес. Его пример – образец для всех нас. Человек должен знать, что пришло его время от Господа создавать семью. И когда знание имеется, следует молиться, чтобы Бог послал любовь к какой-то девушке. И здесь важно быть внимательным к действиям Бога. Ведь перед тем, как дать Адаму Еву, Бог провел перед ним зверей и ни в ком из них Адам не увидел равного себе помощника. Так и при поиске второй половины могут попасться «звери на двух ногах», и дай вам Бог избежать соблазна с ними подружиться.

Наше церковное устройство помогает вам с выбором спутницы жизни. Девушки посещают церковь, малые группы, участвуют в различных церковных мероприятиях и к ним можно ненавязчиво присмотреться. Если девушка вам понравилась, и она при этом имеет страх Божий, любит Писание, посвящена добрым делам, показывает добрый характер, то после молитв и проведенного «наружного наблюдения» пригласите ее в кафе и предложите ей встречаться и молиться о развитии отношений. Если вы получите от нее согласие, то сходите к ее родителям, попросите благословения на встречи с их дочерью и наблюдайте за динамикой отношений. Если ваша симпатия к ней растет, вам интересно с ней общаться, и вы осознаете, что без нее не проживете, то обратитесь к пастырю церкви для прохождения предбрачного консультирования. Оно может занять до полугода. Если беседы с душепопечителем пройдут благополучно, и любовь от них не уменьшится, то попросите представить вас в церкви как жениха и невесту, и смело готовьтесь к браку.

Что касается вас, дорогие сестры, то мой совет вам будет прост: не пытайтесь обратить на себя внимание братьев всевозможными нарядами и обилием краски на глазах и губах. Помните русскую пословицу, что невесту ищут не в хороводе, а огороде. Трудитесь для Христа, где только возможно, участвуйте во всех христианских общениях, там и укажет Господь вас вашему жениху.

Некоторые проповедники учат, что верующие юноша и девушка не должны до брака встречаться и обсуждать вопросы будущей жизни, им достаточно узнать волю Божию, вступить в брак, а там жизнь всему научит. Я с таким подходом не согласен. Под руководством наставников мы учимся работать на компьютере, учимся управлять машиной, брачные же отношения намного сложнее и так же требуют научения. Ведь в процессе занятий с душепопечителем проговариваются типичные проблемы супружества, и когда они возникнут в семейной жизни, молодые не впадут в отчаянье: «Увы! Мы пропали!». Они вспомнят: «А нам говорили, что с этим обстоятельством мы столкнемся, и предлагали библейский способ его разрешения. С нами все в порядке, мы растем во взаимоотношениях, попробуем поступить по-библейски!».

Попутно замечу: в период ухаживания недопустимы отношения, принадлежащие только браку – объятия и поцелуи. Христиане должны развивать в первую очередь духовные отношения, без которых брак будет пустым и тягостным. Физические последуют им, но в свое время.

10. Любовь – дело серьезное, потому что Бог серьезно воспринимает брачные клятвы.

Некто сказал, что супружеская любовь есть самое мощное доказательство существования Бога. Только Он мог придумать и подарить людям столь приятные отношения. Слепая эволюция, если бы она и была, ни за что бы до этого не додумалась! К сожалению, наше общество все чаще практикует гражданские браки, в которых люди не связывают себя никакими обещаниями. «Давай жить вместе, пока живется, а не получится – расстанемся!» Такие отношения не имеют ничего общего с браком, ибо в них нет посвящения друг другу. Люди сходятся не по любви, а по расчету. Они не верят друг другу и допускают возможность распада их отношений.

Истинная любовь не боится связывать себя обещаниями, но с охотой дает их. Брачным обетам Бог придает огромное значение. Он радуется верности в браке и взыскивает за неверность. Я процитирую современный перевод из книги пророка Малахии:

«Вы спросите: «Почему Господь не принимает наши дары?» Потому что Господь видел, как ты грешил, и Он — свидетель против тебя. Он видел, как ты обманывал свою жену. Ты женился на этой женщине в годы юности своей. Она была твоей возлюбленной подругой, а потом стала законной женой, и Господь был тому свидетель. Бог хочет, чтобы мужья и жёны стали одним телом и одним духом, и чтобы они могли иметь потомство. Так что защищай этот духовный союз. Не будь вероломным против своей жены, она стала тебе женой, когда ты был ещё молод» (Мал.2:14,15).

Бог взял брак под Свою защиту, и если человек дал обещание верности, он должен его исполнять, как бы это ни было трудно. Библия учит: «Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить» (Еккл.5:3,4).

Серьезность любви напрямую связана с серьезностью земной жизни. Мы ходим как по острию лезвия – мир, плоть и дьявол постоянно атакуют нас. Так легко сбиться с курса, принять влюбленность за любовь, страсть за Божье водительство. Чтобы миновать эти опасные скалы, нужно довериться Его путям. Он знает, как и когда послать друга жизни. Только Он может даровать серьезную любовь!

И хочу, но не в силах любить я людей:

Я чужой среди них; сердцу ближе друзей -

Звезды, небо, холодная, синяя даль

И лесов, и пустыни немая печаль…

Не наскучит мне шуму деревьев внимать,

В сумрак ночи могу я смотреть до утра

И о чем-то так сладко, безумно рыдать,

Словно ветер мне брат, и волна мне сестра,

И сырая земля мне родимая мать…

А меж тем не с волной и не с ветром мне жить,

И мне страшно всю жизнь не любить никого.

Неужели навек мое сердце мертво?

Дай мне силы, Господь, моих братьев любить!

Д.С. Мережковский

(Из беседы с молодежью церкви «Преображение»)

В русском языке слово любовь может иметь разный смысл. Любовью мы называем свои гастрономические предпочтения (каша, я тебя люблю). Этим же словом мы можем выражать своё отношение к вещам и явлениям (я люблю свою машину, платье, природу, животных). Этим же словом мужчина и женщина выражают свои чувства друг к другу. Друзья тоже могут любить друг друга, потому что им хорошо быть вместе…

Мы видим, что значений у слова любовь много, а слово в русском языке только одно. Вот то ли дело в греческом языке. Их целых четыре!

Филео – это любовь-дружба. Такая любовь подразумевает обмен, взаимность, отдачу. Филео заканчивается, как только один из друзей становится потребителем и перестаёт отдавать.

Сторге – любовь между родственниками, она ограничена границами родственных отношений.

Эрос – эротическая или чувственная любовь. Она непостоянна, быстро начинается и быстро заканчивается. Когда говорят о любви, то чаще всего подразумевают именно эрос.

Агапе – это жертвенная любовь, которая не ищет своего. Она никогда не заканчивается. Такой любовью Бог возлюбил мир. Благодаря этой любви Бог отдал Своего Сына за грешников.

В Евангелии от Иоанна написано, что Бог есть любовь (АГАПЕ), и что любовь от Бога. Любовь – это ответственность за ЖИЗНЬ во всех её проявлениях. Настоящая Божья любовь - полная противоположность ЭГОИЗМУ.

Любить нужно Бога и людей, а вещи нужно просто мудро использовать. Всё в этом мире сделано для человека. Но без АГАПЕ это мир погибнет, дружба закончится, родственные отношения распадутся, а эрос оставит глубокие раны на сердце и разрушительные последствия в жизни…

«Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь (АГАПЕ) от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего. И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру. Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего»
(1Иоан.4:7-21)

1. Противоестественную;
2. Естественную;
3. Сверхъестественную.

Сверхъестественная любовь духовна и совершенна, естественная любовь не духовна и не совершенна, противоестественная любовь разрушительна.

Сверхъестественная любовь исходит от Бога, естественная любовь идёт от человека, противоестественная любовь идет от бесов. Как Бог, так и бесы могут влиять на волю, разум и чувства.

Естественная любовь — это любовь к детям, к родине, к народу, к музыке, к искусству, ко всему красивому и прекрасному, пище, воздуху, воде, вину, женщине, мужчине и т. д.

Естественную любовь в отношениях между мужчиной и женщиной можно определить как влюблённость. Кино и литература предлагают современному человеку определённые модели любви, которые претендуют называться настоящей любовью. Однако в большинстве случаев эти модели описывают то, что называется влюблённостью и полны страсти, эгоизма, ревности, любви к деньгам и зависти.

Настоящая любовь не замечает и не видит лица человека, она устремлена на то, что за лицом. А за лицом личность и душа. Настоящая любовь жертвенна. И если естественная любовь и влюблённость характеризуется некой материальной корыстью, то сверхъестественная и настоящая любовь преизобилует духовной корыстью.

Человек вступает в брак по естественной любви или влюблённости и это не любовь в её совершенном или настоящем понимании. Вступить в брак по настоящей любви не возможно. Можно только говорить о преображении, обожении естественной любви в сверхъестественную или настоящую любовь, что происходит крайне редко. Настоящая любовь это как цветок в пустыне.

Естественная любовь берёт своё начало у человека от пяти органов чувств — глаза, уши, язык, нос, осязание, которые имеют в головном мозге свои центры.

Допустим, любит человек мороженное и, поедая мороженное он получает удовольствие, но это не препятствует ему в тоже время мыслить злое или завидовать. Человек любит мороженное естественно и естественной любовью, но она не мешает ему быть добрым или злым.

Естественная любовь не различает добра и зла и безразлична к нему. Естественная любовь может быть связана как с добром, так и со злом, а чаще всего она содержит в себе и добро и зло. И вот задача человека в том чтобы очистить любовь от зла, оставив одно добро. Это в христианстве называется Обожением. Обожение всего и вся — это задача и дело каждого христианина.

Сверхъестественная любовь берёт своё начало от Бога.

От Бога — это значит для человека от Благодати, а благодать это форма существования Бога вне своей сущности, которая в отличие от сущности доступна для восприятия и усвоения душе человека.
Любовь — это состояние, а состояние характеризуется набором временных параметров или признаков. Человек получает удовольствие, ему нравится, он наслаждается, он ощущает счастье и блаженство. Это уже состояние любви. Разница только в признаках этой любви или параметрах этого состояния. Что уже обуславливается источником.

Любая любовь изменяет биохимию мозга и крови, но признаки у каждой любви свои.

Сверхъестественная любовь по Апостолу Павлу в своей совокупности имеет следующие 9 признаков: она долготерпит, милосердствует, не превозносится, не гордится, не мыслит зла, не бесчинствует, не раздражается, не завидует, не ищет своего.

У сверхъестественной любви есть 3 ступени, но это тема отдельной статьи.

Противоестественная любовь — это наркотики, извращённые виды секса, пьянство, курение, игромания (лудомания) и другие виды зависимости. То есть противоестественная любовь — это не свобода, рабство. И только сверхъестественная любовь — это свобода. Понятия свободы и рабства в их абсолютном понимании в отношении естественной любви не применимы. И здесь о свободе и рабстве можно говорить весьма условно. Скажем, жажда и голод — это не порочные страсти, которые конечно ограничивают свободу человека и лежат они вне пределов нравственной свободы человека. Искупление и освобождение от этих страстей лежит только в окончательном искуплении или освобождении человека Иисусом Христом в момент его второго пришествия и второго воскресения.

Но естественная любовь может переходить в противоестественную, когда скажем любовь к хорошему вину или просто вину переходит в пристрастие и страсть к алкоголю в форме пьянства и алкоголизма.

Счастье или блаженство можно определить как гармоничное сочетание естественной и сверхъестественной любви. То есть преображение или обожение естественной любви, когда она становится совершенной и духовная корысть заменяет материальную корысть.

Даже если мужчина и женщина любят друг друга, вопрос заключается в том, находится ли их любовь в согласии с Божьей волей, соответствует ли она эталону, которого желает Бог, совпадает ли с моделью любви, такой, какой Он ее Себе представляет. Если бы первые мужчина и женщина объединились в Божьей любви, они стали бы моделью для всей Вселенной, центром которой является любовь. Такой следует вывод.

Бог желал людям такой любви. Этого же желали друг другу мужчина и женщина. Такая истинная любовь не может не быть ядром мироздания. Подобно метрической системе, любовь могла бы стать единой системой стандартов. (БС I-334, 1983.6.5)

Любовь Бога и любовь человека одинаковы по своей сути. Любовь — это стремление стать единым целым. Почему мужчина и женщина скучают друг по другу? Потому что мужчина может владеть Богом только благодаря женщине, а женщина — только благодаря мужчине. Любить — значит радоваться друг другу. (БС I-334, 1982.4.26)

Помня о том, что Бог является первоначалом дуальных свойств, мы должны, восхваляя возвышенную ценность мужчины и женщины, в то же время стать людьми, способными еще больше восхвалять великую ценность Самого Бога. (25-277, 1969.10.5)

В душе мужчины живет женщина, любимая Богом, а в душе женщины, Его объекта, — такой же мужчина. Когда они дарят друг друга взаимным восхищением, Бог, наблюдая это, радуется, и вместе с Ним ликует все творение. Радость, которую испытывают мужчина и женщина, обнимая друг друга, обретает такую ценность, что становится радостью небес и земли. Там, где мужчина и женщина с любовью обнимают друг друга, все во Вселенной сливается в единое целое. Такова первозданная картина творения, соответствующего Божьему идеалу. (БС I-334, 1962.2.4)

По сути дела, мужчина должен встретить женщину, с которой он может испытать радость, а женщина должна встретить такого же мужчину. Но этим все не должно ограничиться. Бог и все творение также должны радоваться их встрече. В этом случае все существа в этом мире стремились бы служить таким супругам и подчиняться им. Птицы пели бы для них, а бабочки порхали бы в радостном танце. Бог, человек и все творение пребывали бы в радости. Если бы наши прародители начали историю, достигнув такого положения, тогда как раз и возник бы мир, где изначальный идеал творения был бы осуществлен. (БС I-336, 1969.2.4)

Раздел 2. Для чего рождены мужчина и женщина

Какой изначальный смысл несет в себе рождение мужчины? Бесспорно, он рожден для женщины. Женщина также появилась на свет не ради себя самой. Она родилась для мужчины. Если она не знает этого наверняка, возникают проблемы. Вам следует понимать это. Бог, Владыка, создавший небо и землю, положил этот принцип в основу Своего творения. И если мы не следуем этому принципу, нам не войти в мир добра, истины, счастья и покоя, то есть в мир любви и идеала. (БС I-338, 1975.1.16)

Женщина рождена, чтобы встретить мужчину, а мужчина — чтобы встретить женщину, не так ли? Это — наивысшая истина. Стало быть, мы должны найти сферу Благословения, следуя этому принципу. Уход из сферы наивысшей истины — наихудшее зло. (21-201, 1968.11.20)

С точки зрения физиологии, мужчины и женщины — полная противоположность друг другу. Женщины мыслят только в одном направлении, а мужчины — сразу в трех или четырех. Кроме того, женщины сидят дома, а мужчины путешествуют по всему свету. Соответственно, черты их характера полностью противоположны друг другу. Что может стать центром объединения мужчины-субъекта и женщины-объекта? Центр их единства — любовь. Человека с Богом также объединяет любовь. (38-255, 1971.1.8)

Ради чего рождается мужчина? Не ради обретения знаний, денег или власти, а ради женщины. Мужчина рожден ради женщины. У мужчины более крупное телосложение, чем у женщины. Это нужно ему не для того, чтобы зарабатывать только себе на жизнь, а для того, чтобы содержать детей и жену. Мужские половые органы отличаются от женских. Ради кого мужчина и женщина обладают ими? Эти органы появились не для них самих. То, что есть у мужчины, было создано для женщины и поэтому принадлежит ей. Аналогично: то, что есть у женщины, принадлежит мужчине. Вам когда-нибудь приходило это в голову? (Смех в зале ) Ничего смешного в этом нет. (143-275, 1986.3.20)

Что является символом любви между мужчиной и женщиной? Где находится конечный пункт любви? Это половые органы. Они становятся каналом, по которому человек может прийти к полному единству души и тела на основе любви. Половые органы мужчины не принадлежат ему, и половые органы женщины — не ее собственность. У мужчины есть то, что принадлежит женщине, а у нее, в свою очередь, то, что принадлежит мужчине. Человек рождается не ради самого себя, а ради своего партнера, — вы должны знать это наверняка. (132-146, 1984.5.31)

Зачем на земле рождаются мужчины и женщины? Чтобы любить друг друга. Бог — Царь мудрости, поэтому Он наделил женщину органом любви, который принадлежит мужчине, а ему дал орган любви, принадлежащий женщине. То, что мужчина обладает этим органом, отнюдь не означает, что мужчина — его хозяин. То же самое можно сказать и про женщину. Тот, кто распоряжается этими органами как ему вздумается, не считаясь с мнением их хозяина, подлежит суду за осквернение любви. Смеет ли мужчина пренебречь своей женой и думать о другой женщине, зная, что по закону за это полагается самое страшное наказание? И наоборот, может ли женщина оставить своего мужа и начать думать о другом мужчине? (БС I-340, 1986.3.14)

Раздел 3. Мужчина и женщина абсолютно необходимы друг другу

Любовь абсолютно необходима, разве не так? Правильно? А для любви абсолютно необходимыми составляющими являются люди — мужчина и женщина. Женщине нужен мужчина, а мужчине — женщина. В какой мере они нуждаются друг в друге? Они нужнее друг другу, чем Республика Корея, мир и даже Бог. Кроме того, если бы не было женщин, человечество вымерло бы в течение ста лет. Следовательно, как бы ни важничал мужчина, заявляя, что он объединил весь мир, без женщины все исчезло бы через сто лет. Итак, женщина абсолютно необходима. (25-180, 1969.10.4)

Говоря о человеке, мы подразумеваем и мужчину, и женщину. Нельзя, чтобы мужчина был без женщины, а женщина — без мужчины. Мужчина появился на свет не потому, что он сам того захотел, так же как и женщина, в которой он нуждается. Они осознают себя соответственно мужчиной или женщиной уже после рождения. (67-267, 1973.7.22)

Рождаясь мужчиной, знает или нет человек о существовании женщины? Если, родившись, он обнаружит, что существует только он, мужчина, хорошо ли ему будет? Подобным же образом, если женщина, появившись на свет, обнаружит, что существует только она одна, женщина, ей это будет неприятно. Разве не так? Итак, когда женщина рождается, знает ли она о том, что существуют мужчины, или нет? Я не знал об этом, когда родился, но Тот, Кто дал мне жизнь, знал. Женщина рождается женщиной, потому что существует мужчина, которому она нужна. Точно так же мужчина появляется на свет мужчиной, потому что есть женщина, которой он нужен. Так ведь? Бог знал это, поэтому люди и рождаются такими. (37-19, 1970.12.22)

Мужчина абсолютно нуждается в женщине. Прежде чем мужчина ощутит абсолютную потребность в Боге, ему необходим свой партнер, женщина. Мужчина не смог увидеть в женщине абсолютно необходимое для себя существо, поэтому история человечества была полна несчастий. Женщина также не знала, что мужчина ей абсолютно необходим.

Чтобы почувствовать вкус истинной любви, мы должны обладать сферой идеала. Для этого мужчине абсолютно необходима женщина, а женщине — мужчина. Если абсолютные мужчина и женщина, стремящиеся к истинной любви, отдают все силы своей души ради единства друг с другом, то когда они достигают такого единства, Бог спускается и пребывает между ними. Вы должны это знать. (БС I-340, 1986.8.20)

Даже Бог не любит, когда супруги, связанные истинной любовью, расстаются. Вот почему любовь между абсолютными мужчиной и женщиной длится вечно. Даже всеведущий, всемогущий и абсолютный Бог, пребывая в одиночестве, теряет смысл Своего существования. Аналогично, каким бы красивым и здоровым ни был мужчина, без женщины он ничего не значит. Мужчина, очарованный своей красивой внешностью и здоровьем, всего лишь ни на что не годное существо. В мире есть много мужчин, которые упиваются сами собой. Можно сказать, что именно по этой причине история обернулась трагедией. Знайте, что улучшить и изменить мир, впавший в самоупоение, — это и есть Божье провидение. (БC I-341, 1986.8.20)

Раздел 4. Любовь исходит от партнера

Любовь не осуществляется, когда человек один. Откуда она приходит? Она берет начало не во мне, а в моем партнере. Поскольку она начинается в партнере, я должен склонить перед ним голову и жить ради него. Отсюда следует небесный принцип — «Живите во благо других!». Мне дается нечто чрезвычайно ценное, но чтобы принять это, я должен уважать своего партнера. Так и появляется философия жизни во благо других. (143-277, 1986.3.20)

У человека есть любовь. Однако она никак не проявляется, когда он один. Любовь не проявляется, когда мужчина один. Она возникает, только когда перед ним появляется женщина, его партнер. Итак, любовь возникает только с появлением партнера. (БC I-342, 1982.10.29)

Восхваляя родительскую и супружескую любовь, мы подразумеваем, что настоящая любовь не эгоистична. Она начинается не с меня самого, а с моего партнера. Вы должны это знать. Любовь исходит от мужа и от жены, от сыновей, от братьев и сестер. Любовь исходит не от самого человека, а от его партнера. Так кто же является хозяином любви? Им становится партнер. (34-331, 1970.9.20)

Где берет начало любовь? В партнере. Если партнер некрасив и противен вам, любовь тоже стремится отступить; если же он хорош и привлекателен, ее действие ускоряется. Действие любви определяется словами, красотой, запахом, вкусом и другими качествами объекта. (БС I-343, 1982.10.29)

Где находится оплот любви? Сам человек не является оплотом любви. Понятие «любовь» подразумевает взаимоотношения. Жить без партнера невозможно, потому что, например, каким бы красавцем ни был мужчина, он не может любить в одиночку. Оплот любви — это не сам человек. «Любовь исходит от меня» — до сих пор это выражение использовал сатана. Я сам не являюсь оплотом любви. Люди считают, что они сами порождают любовь, но если мы не поменяем такой образ мышления, невозможно будет повернуть направление истории.

До сих пор каждый из супругов считал себя центром и при этом требовал от другого, чтобы тот жил ради него. От этого пошло разрушение. Оплот любви находится не в самом человеке, а в его партнере. Значит, чтобы обрести любовь, человек должен ради этого пожертвовать собой. Любовь непременно требует жертв. Путь любви — это путь преодоления.

С этой точки зрения становится понятно, что во Вселенной мы не найдем ничего другого, что могло бы покорить сатанинский мир. Найти такую силу можно, лишь следуя принципу любви, центром которой является Бог. Именно поэтому Он так держится за любовь. Без любви невозможно говорить о милосердии. О гуманности также невозможно говорить, если человек один. Понятия «милосердие» и «гуманность» полностью опираются на концепцию взаимоотношений. (46-35, 1971.7.18)

Раздел 5. Что происходит, когда мужчина и женщина достигают гармонии в любви

Мужчина символизирует небеса, а женщина — землю. Нужно, чтобы эти два человека объединились в гармонии. Мужчина и женщина отличаются друг от друга. У мужчин мышцы бугристые, а у женщины — округлые. У мужчин растут усы и борода, а у женщин — нет. Голоса у них также отличаются. Если сравнить мужчину и женщину, видно, что они взаимно дополняют друг друга, и от этого возникает гармония. Если рассмотреть физическую структуру человека, его правая и левая стороны дополняют друг друга, потому что две эти половинки неделимо связаны друг с другом.

Как вы думаете, хорошо ли это, если будет существовать только высокое или только низкое? Гармония — вот что действительно хорошо! Ниже линии горизонта живут рыбы, выше — млекопитающие и птицы. У женщин раз в месяц бывают менструации. Их цикличность подобна приливам и отливам, которые зависят от фаз луны, или процессу дыхания.

Мужчина и женщина должны достичь гармонии и линии равновесия. Почему людям нравится Диснейленд, где работают различные аттракционы, на которых можно подниматься, опускаться и вращаться? Именно потому, что таким образом устроена Вселенная. Что вам больше по душе — гармония между мужчинами или гармония между мужчиной и женщиной? Гармония между мужчиной и женщиной — вот что хорошо, потому что таково мироздание. Вселенская гармония осуществляется на основе гармонии инь и ян, и человек должен подстраиваться под ее ритм. (БС I-344, 1984.5.31)

Если любовь мужчины и женщины гармонична, они начинают совершать круговые движения. Если они достигли единства в любви и их любовь начинает приносить плоды, Бог спускается к людям, а люди поднимаются к Богу; на середине пути происходит их встреча.

Бог становится центром сферы, вокруг которого разворачивается сферическое движение. Именно в этой центральной точке осуществляется гармония, в ней зарождается жизнь, берут начало принципы равенства и сотрудничества. А все потому, что в ней сосредоточена сила любви. Итак, любовь — это сила, охватывающая все действия во Вселенной. (БС I-345, 1982.4.26)

Человек любит лишь раз, но его любовь на века. Если мужчину и женщину связывает любовь, они должны оставаться супругами до старости и даже после смерти жить вместе в вечности. У них два тела, но, объединяясь друг с другом, они начинают вращаться и становятся единым целым. Сливаясь друг с другом, два тела начинают вращаться вместе с Богом и создают четырехпозиционное основание любви. Это и есть идеальный мир любви. В него не может вторгнуться ложная любовь. Только истинная любовь пребывает в таком мире.

Когда мужчина и женщина получают Божье Благословение и достигают совершенства, Бог может приходить к ним когда угодно. Создание четырехпозиционного основания любви позволяет вам, любя тело супруга, полюбить и его душу, а полюбив душу, вы полюбите и тело. (БС I-346, 1984.1.1)

Раздел 6. Истинный человек, опьяненный истинной любовью

Что на свете самое святое? Истинная любовь. Она начинается с Бога. Путь истинной любви — это то, к чему Бог стремится всем сердцем. И знайте: пока этот путь вами не пройден, вы не сможете предстать перед Богом. Бог хочет смотреть, слушать, есть и касаться всего с помощью любви. Если человек получил поцелуй любви от Бога, в его душе произойдет взрыв восторга. Вот чего хочет Бог. Обладание бриллиантами или другими драгоценными камнями не приносит Ему радости. (БС I-381, 1986.8.20)

Человеческое тело устроено так, что у нас есть пять чувств. Любой человек может ощущать истинную любовь и распознавать ее через восприятие этими пятью чувствами. Когда глаза обращены к истинной любви, она пропитывает и опьяняет их. Как красиво блестят зрачки, хмельные от любви!

Когда рот человека погружается в истинную любовь, подумайте, какое упоение испытывают его улыбающиеся губы! Вы только представьте, как красив человек, движущийся навстречу Богу, когда его пять органов чувств, опьяненные истинной любовью, пребывают в гармонии! Бог не может в одиночку почувствовать радость, которую приносит красота. Для того чтобы почувствовать красоту, нужен объект, поэтому Бог и создал человека.

Если есть такие прекрасные мужчина и женщина, к чьим глазам, опьяненным истинной любовью, так и хочется прикоснуться, которых хочется поцеловать в губы, тронуть их душевные струны и услышать их мелодию, как поступит Бог? Если есть Ева, полная истинной любви, Он наверняка подумает о том, чтобы совершить путешествие в мир ее сердца. В душевном порыве Ему захочется проверить, сколь широк и глубок мир сердца Евы, ее сердечная сфера.

Бог хочет путешествовать по миру сердца Адама и Евы, который еще прекраснее, чем Вселенная, сотворенная Им! Бог наверняка захочет путешествовать по миру человеческого сердца, наполненному истинной любовью, сильнее, чем путешествовать по Вселенной. При этом у Него родится мысль о том, что Он вовек не хочет покидать такой мир сердца Адама и Евы.

Каким стал бы мир, если бы Бог после сотворения людей так погрузился в их истинную любовь, что стал бы похож на беспомощного ребенка? Бог поселился бы среди людей, и мир, который Он создал бы в единстве с ними, несомненно, наполнился бы радостью и красотой. (БС I-382, 1986.8.20)

Бог отзывчив, и когда истинная любовь достигнет совершенства, Он без оглядки погрузится в нее с головой. Если истинная любовь окутает Его со всех сторон, Он будет неимоверно рад, что бы ни случилось. Когда бы человечество существовало в мире истинной любви, люди были бы счастливы на протяжении всей жизни, не сожалея ни о чем. Более того, в истории такого мира не было бы войн, в нем не было бы недовольства и несчастий. (БС I-383, 1986.8.20)

Раздел 7. Любовь осуществляется в совершенно естественной обстановке

Как-то раз, когда я был маленьким, я поймал пару птиц и, играя с ними, пытался заставить их поцеловаться. Чтобы увидеть, как они целуются, я соорудил для них клетку, давал им корм и наблюдал за ними. Я делал это, потому что в моей детской душе было желание увидеть, как они будут любить друг друга и в радости петь песни. Это был своего рода эксперимент, на который меня толкнуло желание познать законы природы. Сейчас я понимаю, что изводил птиц до предела. Мне понадобилось много времени, чтобы осознать, что любовь возникает в естественной обстановке.

Искренняя любовь развивается в естественной обстановке, в атмосфере наивысшей свободы. Я получил правильное представление о любви в результате длительных экспериментов. (БС I-353, 1986.1.3)

Людям можно дать университетское образование, но если они утратили ценности любви, что от этого изменится? Они просто накопят знания и превратятся в индивидуалистов, из них сделают адептов материализма. Соевая похлебка вкусна, только если подавать ее в глиняной миске. Аналогично, воспитание личности лишь тогда может достичь цели, когда оно основывается на любви. Цветок мировой цивилизации должен расцвести только на основе утонченной гармонии. Точно так же, жаркое из ребрышек нужно подавать на тарелке, а соевый суп — в глиняной миске. Лишь тогда можно ощутить их настоящий вкус. Раз попробовав соевый суп, вы не забудете его густой приятный вкус, где бы вы ни находились.

Точно так же, испытав один раз изумительный и насыщенный вкус любви, человек никогда не изменится. Нам быстро надоедает подслащенная пища быстрого приготовления. Любовь, которую легко купить где угодно, подобна пище быстрого приготовления, ее нельзя назвать истинной. (БС I-354, 1986.1.3)

В последнее время кругом полно людей, для которых любовь — как пища быстрого приготовления. Это плохо. Любовь не углубится оттого, что человек принимает ванну с благовониями. Я вам скажу, что чище, продолжительнее и глубже будет любовь супругов, которые живут в деревне и ложатся в постель, вымывшись в холодной воде.

Если муж и жена, прежде чем поцеловаться, чистят зубы, это неестественная любовь, потому что из-за запаха зубной пасты они не смогут ощутить специфический аромат тела друг друга. Глядя на людей, которые целуются, предварительно почистив зубы, невозможно понять, что они хотят почувствовать — вкус любви или зубной пасты. (БС I-354, 1986.1.3)

При встрече с любимым человеком, с человеком, который вам нравится, у вас возникает желание обнять и поцеловать его. Так проявляется природный инстинкт в отношениях с противоположным полом. Человек соприкасается с окружающей средой, чтобы любить Вселенную. Такое поведение естественно и необходимо для того, чтобы сделать кого-то своей второй половинкой.

Когда все женщины и мужчины взаимодействуют друг с другом, основываясь на доктрине взаимного партнерства, действий или событий, нарушающих порядок любви, не произойдет. Порядок истинной любви формируется, когда мужчина и женщина встречаются на основе идеологии взаимного партнерства. (БС I-353, 1981.1.13)