Федеральный закон 127 фз глава 12. Фз о банкротстве с последними изменениями. Каковы условия вступления в силу закона относительно физического лица

В представлении большинства обывателей понятие банкротства ассоциируется с полным крахом и разорением. Однако процедура банкротства на самом деле является эффективным инструментом решения финансовых проблем должника, у которого накопились большие долги по налогам или кредиту, задолженность поставщикам, арестовано имущество или в отношении которого вынесено судебное решение о взыскании долга, с которым нет возможности рассчитаться.

Кроме того, что процедура банкротства позволяет должнику сбросить с себя бремя задолженности, закон также «страхует» поручителей несостоятельных заемщиков от перспективы самому оказаться должником.

Что представляет собой закон?

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» N 127-ФЗ был принят в октябре 2002 года. В соответствии с Гражданским законодательством России, закон определяет основания для признания должника банкротом, прописывает комплекс мер по предупреждению наступления банкротства, регулирует порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о несостоятельности, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Читайте подробнее о банках и банковской деятельности

Под должником может пониматься как физическое (в т.ч. индивидуальный предприниматель), так и юридическое лицо (организация, предприятие и др). Закон однако не распространяется на госкорпорации и отдельные фонды.

Закон очень масштабный, содержит 12 глав, включающих в себя 233 статьи (20 из них на настоящий момент полностью утратили силу).

За прошлый 2017 год закон претерпел множество поправок. Рассмотрим изменения, внесенные в закон в ноябре:

Подпункт 6 п. 2 ст. 189.31 закона был дополнен. Временная администрация, назначаемая в случае приостановления деятельности исполнительных органов кредитной организации, в процессе реализации их полномочий (проведения обследования, установления наличия оснований для отзыва лицензии (ст. 20 закона о банках № 395-1-ФЗ), разработки мероприятий по финансовому оздоровлению организации и осуществлению иных функций, предусмотренных п. 1 ст. 189.31 ФЗ 127), получает доступ ко множеству документов и и имеет множество функций. В частности, администрация получает право организовывать собрание учредителей, «в том числе выполняя предусмотренные Федеральным законом «Об акционерных обществах» действия совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации в части организации, подготовки и проведения общего собрания акционеров».

В случае, если к осуществлению комплекса мер по предупреждению банкротства банка был привлечен Банк России, назначенные им Агентство или Управляющая компания, исполняя функции временной администрации, помимо основных полномочий, прописанных в ст. 189.31 настоящего закона, приобретают также дополнительные возможности.

Пункт 4 статьи 189.34 был дополнен подпунктами 1.1 и 1.2. Таким образом, временная администрация в лице Агентства или Управляющей компании приобрела дополнительное право принимать решение:

  • Об использовании резервного и иных фондов банка для покрытия его убытков;
  • О конвертации требований кредиторов по субординированным кредитам на обыкновенные акции (доли в уставном капитале) банка, в том числе о конвертации облигаций банка в акции.

Статья 189.50 об изменении размера уставного капитала банка и состава акционеров банка по решению Банка России была дополнена пунктом 20.1 . Данный пункт содержит особенности, с учетом которых проводится общее собрание банка после увеличения его уставного капитала и приобретения Банком России или Управляющей компанией акций банка в количестве не менее 75% (для банков в форме ООО — не менее 3/4 от общего числа голосов):

  • Решение о созыве общего собрания принимается не ранее даты зачисления на лицевой счет акций, размещенных в ходе дополнительного выпуска;
  • Дата, на которую определяются лица, имеющие право на участие в общем собрании акционеров, не может быть установлена ранее даты принятия решения о созыве и более чем за десять дней до даты проведения собрания вне зависимости от повестки;
  • Сообщение о проведении общего собрания акционеров доводится до лиц, имеющих право на участие, не позднее чем за неделю;
  • Если повестка собрания содержит вопросы об избрании членов совета директоров, образовании единоличного исполнительного органа или досрочном прекращении его полномочий, образовании коллегиального исполнительного органа, избрании членов ревизионной или счетной комиссии, предложения по кандидатам должны поступить не менее чем за три дня до собрания акционеров. Решение временной администрации о включении их в список кандидатур для голосования принимается не позднее, чем за день до проведения собрания;
  • Управляющая компания, выполняя функции единоличного исполнительного органа (в соотв. с пунктом 16 ст. 189.50), самостоятельно проводит подготовку к общему собранию акционеров (порядок прописан в ст. 54 закона об акционерных обществах);
  • Уведомление участников о проведении общего собрания может быть произведено только после внесения Банком России или Управляющей компанией в уставной капитал дополнительного вклада и не позднее, чем за 10 дней до проведения собрания участников;
  • Общее собрание акционеров банка проводится только в очной форме. Бюллетени передаются лицам, имеющим право голоса, только в день проведения собрания;
  • После зачисления акций на лицевой счет, либо внесения дополнительного вклада в уставной капитал банка и до даты проведения общего собрания акционеров, полномочия совета директоров банка приостанавливаются. На первом собрании полномочия председателя осуществляет представитель Банка России.

В последней редакции от 27 декабря 2017 года были внесены изменения в абзац второй пункта 2 статьи 7.1. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом возникает у конкурсного кредитора — кредитной организации, «а также у конкурсного кредитора — государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» с даты возникновения у должника признаков банкротства».

Порядок банкротства физических лиц

Ввиду масштабности закона возникает необходимость рассматривать его положения, разделив закон на определенные смысловые части. Перейдем к теме банкротства физических лиц и индивидуальных предпринимателей (в т.ч. завершивших свою деятельность), которую регламентирует глава X (статьи 213.1 — 213.32 § 1.1) «Банкротство гражданина». Отдельные положения также содержатся в главах I — III.1, VII, VIII, параграфе 7 главы IX и параграфе 2 главы XI настоящего федерального закона.

В России процедура банкротства физических лиц была узаконена в июне 2015 года. Тогда же законом была закреплена возможность применения трех инструментов дела о банкротстве физических лиц: реструктуризации, реализации имущества должника, заключения мирового соглашения.

Представим краткое содержание главы X закона, обозначив тезисы параграфа 1.1 о реструктуризации долгов гражданина и реализации его имущества:

  • Регулирование отношений, связанных с банкротством;
  • Применяемые процедуры, возбуждение производства по банкротству;
  • Заявление гражданина или кредитора о признании физического лица банкротом; рассмотрение заявления на предмет обоснованности;
  • Собрание кредиторов в случае банкротства физического лица; финансовый управляющий;
  • Правовое положение кредиторов, требования которых обеспечены залогом имущества;
  • Требования к физическому лицу, в отношении задолженности которого может быть представлен план реструктуризации;
  • Представление проекта плана реструктуризации, содержание, прилагаемые документы; одобрение проекта плана собранием кредиторов;
  • Рассмотрение проекта арбитражным судом, основания для отказа в утверждении;
  • Внесение изменений в план по инициативе собрания кредиторов или физического лица и продление срока исполнения; отмена плана;
  • Завершение исполнения;
  • Решение арбитражного суда о признании физического лица банкротом;
  • Имущество, подлежащее реализации и правила данной процедуры;
  • Порядок удовлетворения требований кредиторов, завершение расчетов и освобождение от обязательств;
  • Пересмотр завершения реструктуризации или реализации имущества, возобновление производства по делу о банкротстве;
  • Последствия признания физического лица банкротом (ст. 213.30 закона 127 ФЗ рассмотрим подробно);
  • Прекращение производства по делу о банкротстве в связи с мировым соглашением;
  • Оспаривание сделки должника-гражданина.

Обращение физического лица в суд с заявлением о признании его банкротом может быть как правом, так и обязанностью. Обязательной является ситуация, когда задолженность накопилась перед несколькими кредиторами и гражданин понимает, что, даже погасив ее часть, не сможет выплатить оставшуюся сумму. Соответствующие обстоятельства подробно прописаны в статье 213.4 ФЗ 127.

Решение о признании банкротства физических лиц принимается арбитражным судом. Для того чтобы судебная канцелярия приняла заявление на рассмотрение, должны быть соблюдены следующие обязательные условия (ч. 2 ст. 213.3 закона 127 ФЗ):

Долг должен составлять не менее 500 тысяч рублей, а просрочка — не менее 3 месяцев.

Процесс признания физического лица банкротом происходит в следующем порядке:

  • Сбор документов : сведения о статусе, долгах, сделках, имуществе и др. готовятся за трехлетний период, предшествующий подаче заявления в суд. Полный перечень приведен в статье 213.15. Представляемые документы должны подтвердить банкротство физического лица и убедить суд в отсутствии возможности погасить долг. Если вопреки представленным документам в собственности у гражданина имеется дорогостоящая недвижимость, яхты и пр., суд не только откажет физическому лицу в банкротстве, но также может привлечь его к административной или даже уголовной ответственности за обман и мошенничество;
  • Составление заявления. При оформлении банкротства физического лица, обязательно участие финансового управляющего. Для этого необходимо обратиться в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих (СРО АУ). Заявление заполняется согласно установленной форме:
    • В шапке указывается наименование суда, паспортные и контактные данные кандидата в банкроты;
    • В содержание заявления должны быть включены перечень кредиторов, сведения об общей сумме долга (долги по погашению обязательных платежей и возмещению вреда жизни и здоровью, если такие имеются, прописываются отдельно);
    • Должны быть перечислены факторы, приведшие к плачевному финансовому состоянию физического лица;
    • Учитываются текущие судебные процессы: исковые требования, исполнительные производства и др.;
    • Должна быть представлена опись имеющихся у физического лица собственности и банковских счетов, в том числе заграничных;
    • Указываются сведения о выбранной СРО АУ;
    • Прикладывается квитанция об оплате государственной пошлины. На настоящий момент составляет 300 рублей (п. 5 ч. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ).
  • Подача заявления. С оформленным заявлением следует обращаться в арбитражный суд по месту жительства. Сделать это можно как лично, так и отправив документы письмом или в электронной форме;
  • Принятие решения судом. Рассмотрение заявления физического лица о банкротстве должно быть рассмотрено арбитражным судок в срок от 15 дней до 3-х месяцев (ч. 5 ст. 213.6 закона 127 ФЗ). Если суд принял заявление на рассмотрение, в конечном итоге возможны три ситуации:
    • Реструктуризация заключается в изменении условий выплаты долга. Данная процедура позволяет восстановить платежеспособность должника и погасить долги согласно утверждаемому плану. На протяжении процедуры реструктуризации приостанавливается начисление пеней, штрафов и иных санкций. Претендовать на реструктуризацию могут физические лица со стабильным доходом;
    • Реализация собственности производится в соответствии с указаниями финансового управляющего, который проводит опись имущества и его оценку, определяет сроки реализации. Обычно процесс занимает длительное время (до полугода). Единственное жилье и личные вещи физического лица не подлежат реализации;
    • Мировое соглашение заключается еще до признания лица банкротом. Достижение такой договоренности дает должнику возможность отсрочки на условленный срок требований по погашению долга без его реструктуризации или продажи имущества.
  • Признание банкротства означает, что суд и кредиторы, после того, как были исполнены все возможные меры для максимального погашения долга, признали неплатежеспособность физического лица и прекращают в отношениеинего финансовое преследование.

Процедура банкротства — «удовольствие» не из дешевых.

Если государственная пошлина, уплачиваемая при подаче заявления, и стоимость публикации в ЕФРСБ (Едином федеральном реестре сведений о банкротстве) составляют в сумме менее 1000 рублей, то услуги финансового управляющего обойдутся не менее, чем в 10 тысяч рублей + 2% от стоимости реализованного имущества или объема удовлетворенных требований.

На практике, окончательная сумма затрат превышает 150-200 тысяч рублей, поэтому резонность банкротства при долге в 500 тысяч рублей — достаточно сомнительна.

Правовые последствия

Крайне ответственно к процедуре банкротства необходимо подходить физическим лицам, являющимся владельцами или руководителями организаций и предприятий. Доля акций банкрота-учредителя будет выставлена финансовым управляющим на продажу, что грозит большими рисками для стабильной деятельности организации. В случае признания банкротом руководителя, по закону тот лишается своего поста на срок в три года, а компания в связи с этим претерпевает тяжелый удар по репутации.

Если существуют предпосылки к банкротству, рациональным решением будет расторжение трудового договора по собственному желанию руководителя или заблаговременный вывод физического лица из круга учредителей компании.

Большое число ограничений согласно закону начинает действовать еще в процессе рассмотрения дела о банкротстве:

  • На время процесса физическое лицо лишается права проведения сделок купли-продажи и дарения имущества, передачи его в залог, выдачи поручительства;
  • Судом может быть вынесен запрет на выезд из России;
  • Запрещено распоряжаться средствами на банковских счетах, а все банковские карты должны быть переданы финансовому управляющему. Однако в случае, если суд принял решение о реструктуризации, за гражданином сохраняется право открыть специальный банковский счет, средствами на котором он может распоряжаться без согласования с финансовым управляющим. Однако сумма совершенных операций в месяц не должна превышать 50 000 рублей (согласно ч. 5.1 ст. 213.11 закона 127 ФЗ).

Правовые последствия процедуры банкротства являются ее самым значительным минусом. В отличие от потенциальных рисков, как для кредиторов — понести убытки, так и для самого физического лица — остаться без значительной части накоплений и имущества, правовые последствия неизбежны .

В статье 213.30 закона ФЗ 127 прописаны последствия, наступающие после признания гражданина несостоятельным и прекращения производства по делу о банкротстве:

  • На протяжении пяти лет при обращении за получением кредита или займа, гражданин обязан сообщать кредитору о своем банкротстве;
  • Если имела место реализация имущества, в течение пятилетнего срока новая процедура банкротства не может быть запущена по заявлению физического лица;
  • Как уже было сказано, гражданин лишается права занимать должность руководителя или каким-либо образом участвовать в управлении компанией на 3 года. В течение пяти лет он не вправе занимать управленческие должности в таких организациях, как страховые и микрофинансовые компании, инвестиционные, паевые и негосударственные пенсионные фонды. Запрет на управление кредитными организациями составляет срок в 10 лет.

Скачать текст 127 ФЗ о банкротстве физических лиц

Чтобы ознакомиться подробно с положениями закона, касающимися процедуры признания физических лиц неплатежеспособными, предлагаемот 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Учесть самостоятельно все риски и нюансы человеку без опыта и знания механизмов банкротства сложно, поэтому настоятельно рекомендуем обратиться за консультацией к нашим специалистам.


Несостоятельность (банкротство) — неспособность или отказ от уплаты задолженностей физического или юридического лица, в связи с отсутствием денежных средств. Основополагающим законодательным актом, регулирующим соответствующий процесс, а также устанавливающим права и обязательства кредиторов и непосредственных должников, является закон № 127.

С момента ввода ФЗ «О банкротстве» в действие, территориальные суды рассмотрели сотни заявлений о признании несостоятельности объектов различного назначения. Закон работает эффективно, несмотря на сомнения большинства специалистов и простых граждан.

Общие положения закона о несостоятельности

Первичная редакция ФЗ закона, принятая участниками Государственной Думы 27 сентября 2002 года и одобрена специализированным Советом Федерации 16 октября, касалась только юридических лиц.

До 2015 года такого понятия, как банкротство физических лиц, в законодательной базе РФ не существовало. После проведения обширной реформы, начатой в 2014 году, право на признание своей несостоятельности заработали и простые российские граждане. Главная цель нормативно-правового акта — установление факта несостоятельности объекта. Независимо от наименования предполагаемого предмета, суть всегда остается единой — законное списание части задолженности перед кредиторами, покрытие которой, , не представляется возможным. Установление факта по закону производится через Арбитражный суд, с проведением всех обязательных мероприятий.

Правила и порядок проведения процедуры регулируются главой 2 действующего Федерального закона. Здесь описываются основные стадии производства: обращение в судебный орган, назначение контрольного управляющего, восстановление, наблюдение, деменция, временная администрация, банкротство.

Для каждой категории хозяйствующих объектов предусматривается определенная группа сроков ( ), которые имеют императивный характер, и их нарушение не допускается. Для юридических лиц — от полугода, для физических лиц — до полугода. Последние изменения коснулись сроков для процедуры в отношении граждан, согласно которым признание о банкротстве по закону будет производиться быстрее, чем раньше.

Какие были внесены изменения?

Последняя редакция ФЗ о банкротстве была опубликована 26 декабря 2017 года, вступившая в законодательную силу с 01 января 2018 года. Разработчиками закона были внесены изменения в процедуру установления банкротства в отношении физических лиц, в части императивных сроков. Процесс наблюдения конкурсным управляющим ранее составлял более одного календарного месяца. После введения поправок срок был урезан до двух недель.

Весь 2016 год органы государственной власти реализовали полномочия по борьбе с многочисленными организациями, находящимися в различных стадиях банкротства, привлекая виновных лиц к дисциплинарной, гражданской, административной и уголовной ответственности.

Обусловлено это в первую очередь крайне сложной юридической структурой процедур несостоятельности.

Сущность ФЗ 127 о банкротстве

В минувшем году законодатель вносил изменения в Федеральный закон № 127-ФЗ, посвященный вопросам несостоятельности. Целью которых является усиление ответственности граждан, умышленно допустивших неплатежеспособность юридических лиц. Как результат, повлекшее нарушение прав и законных интересов определенной категории граждан и организаций – кредиторов, в частности, работников предприятия-банкрота.

Согласно официальным данным Росстата большая часть задолженности по оплате труда сформирована на предприятиях, находящихся в различных стадиях неплатежеспособности. Защита прав работников указанной категории предприятий является одной из приоритетных задач правоохранительных и контролирующих органов.

Одной из проблем при борьбе с несостоятельными юридическими лицами является обращение взыскания на имущество учредителей и руководителей предприятий путем привлечения к субсидиарной ответственности. В действующей практике такая процедура осложнена многими юридическими и административными барьерами.

Помимо вопросов несостоятельности юридических лиц законодательные органы рассматривают вопросы об упрощение процедуры банкротства для граждан.

В результате принятых изменений в сфере несостоятельности кардинально изменилась сущность федерального закона 127 о банкротстве несостоятельности, в том числе скорректировав одни из ключевых статей закона.

Как правильно оформить банкротство по закону - ФЗ 127 о банкротстве

Обратиться с заявлением о неплатежеспособности компании могут граждане, уполномоченные в соответствии с 7, 8 статьей РФ о несостоятельности, а в некоторых случаях (ст.9) на определенных законом лиц возлагается обязанность по подаче такого заявления.

Вопросы разорения граждан урегулированы главой 10 федерального закона 127.

Образец заявления по федеральному закону 127 РФ о банкротстве

Закон о банкротстве достаточно детально описал всю необходимую информацию о порядке подаче заявления о признании банкротом и о содержании такого заявления. Требования к нему просты и логичны и зависит от субъекта финансового краха и от лица, направляющего заявление.

Образец заявления можно скачать по следующей .

ФЗ 127 о банкротстве - последние изменения в 2018 году

В декабре прошлого года рассмотрены законопроекты, направленные на совершенствование Федерального закона № 127-ФЗ, в том числе, в сфере привлечения учредителей и руководителей предприятий-банкротов к ответственности, которые вступят в силу в июне 2018 года.

В последних изменениях законодатель предусмотрел возможность обращения взыскания на имущество контролирующих должника лиц, чьи действия ввиду своей недобросовестности (неразумности) повлекли несостоятельность юридического лица. В этом случае уполномоченные люди из числа кредиторов могут смело рассчитывать на компенсацию своих долгов за счет нажитой руководителями предприятий-банкротов собственности.

Правом на подачу заявления обладают:

  • Конкурсный управляющий (самостоятельно либо по решению кредиторов);
  • Трудовой коллектив, включая бывших сотрудников, либо представитель от их имени;
  • Уполномоченный орган.

Не спасет виновных лиц и то обстоятельство, что производство по делу может быть прекращено на основании ст. 57 Федерального закона № 127-ФЗ, а именно из-за недостаточности финансовых ресурсов для проведения соответствующей процедуры разорения. Теперь подавать заявление рассматриваемой категории можно и после подобного решения суда.

Декабрьскими новеллами предусмотрен и срок исковой давности по привлечению к субсидиарной ответственности – 3 года, а также возможность его восстановления при наличии уважительных причин.

Основные моменты ФЗ 127 РФ о банкротстве с последними изменениями

Другим законопроектом, одобренным в декабре 2016 года, урегулированы положения действующего законодательства, в том числе о несостоятельности, в вопросах исключения сведений об юридическом лице в специальном порядке. В результате принятых изменений сведений о банкротстве юридических лиц включаются в ЕГРЮЛ. При этом налоговый орган обязан на постоянной основе осуществлять мониторинг организаций-банкротов. В противном случае указанная процедура может быть признана незаконной и аннулирована.

Такие изменения направлены на соблюдение принципов неотвратимости наказания и защиты прав пострадавших лиц.
Практика мониторинга предприятий-банкротов налоговыми органами известна еще и в 2016 году.

Справка о не банкротстве - образец согласно ФЗ 127 о банкротстве 2018

Информационные ресурсы Арбитражного суда (картотека дел), а также база данных единого реестра сведений о банкротах содержат исчерпывающую информацию о стадиях неплатежеспособности организаций, расположенных на территории РФ. Кроме того, с 2013 года судами в соответствии с действующей инструкцией по делопроизводству прекращена работа по выдаче указанных справок. Таким образом, для подтверждения статуса «не банкрота» официальные справки не выдаются, достаточно сведений из электронных баз данных открытого доступа.

Следствием проделанной работы государственных органов в конце 2018 года ожидается целенаправленная работа по борьбе с незаконным предпринимательством, легализацией (отмыванием) доходов, полученным преступным путем. В частности путем доведения юридических лиц до неплатежеспособности, искусственного ослабления финансового состояния фирм. Задачей такой работы является ведение легального бизнеса.

Закон о банкротстве № 127-ФЗ был принят 26.10.2016 г. На его разработку и окончательное утверждение ушло почти 10 лет (первые попытки создать единый свод правил, регулирующих процедуру несостоятельности в России, пришлись на 1992 г.). После последних правок закон состоит из 233 статей и 12 глав.

Основные понятия и краткое содержание

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Основные понятия, которыми оперирует 127-ФЗ от 26.10.2002 г., описаны в ст. 2 :

  • Под банкротством (несостоятельностью) понимается неспособность частного лица, ИП или организации удовлетворить в срок денежные требования кредиторов, выплатить вознаграждения по трудовым договорам и сделкам, внести обязательные платежи в бюджет. Банкрот - это статус, который присваивается должнику по решению арбитражного суда;
  • Должник - гражданин, ИП или организация, подавший заявление в суд на признание себя банкротом. У него есть денежные обязательства, которые он объективно не в состоянии исполнить из-за неплатежеспособности и недостаточности имущества;
  • Конкурсный кредитор - общее понятие. К нему относятся все, кому задолжал подавший заявление по ссудам, выплате вознаграждений по трудовым договорам, налогам и сборам и т. д. Это могут быть банки, госорганы, фонды, работники и т. д. В деле о банкротстве их интересы представляет собрание (или комитет) - особый выборный орган;
  • Арбитражный управляющий - гражданин РФ, входящий в СРО, обладающий необходимыми квалификацией и навыками для проведения процедуры банкротства. В зависимости от стадии производства и типа должника он может быть временным, административным, конкурсным, финансовым, внешним.

Банкротство - многостадийный процесс, при котором собственно судебному акту о признании заявителя несостоятельным предшествуют различные мероприятия, призванные обеспечить выполнение финансовых обязательств должника в полной мере.

127-ФЗ («Закон о банкротстве») состоит из нескольких крупных разделов, посвященных разным нюансам процедуры.

Помимо «Основных положений», содержащих определение понятий, области и границ применения, он включает :

  • Главу 2. Она описывает меры, которые должны способствовать предупреждению несостоятельности. Их можно принять на любой стадии производства;
  • Главу 3. Она утверждает порядок инициирования, хода рассмотрения, приостановления и окончания дела о банкротстве, полномочия участников, принятие документов и т. д.;
  • Главы 4–8. Они описывают проведение различный стадий банкротства юрлиц (наблюдение, оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение);
  • Главу 9. Она определяет нюансы банкротства разных категорий должников-организаций. До октября 2015 г. каждой из них был посвящен отдельный федеральный закон;
  • Главу 10. Она регулирует банкротство частных лиц, ИП и К(Ф)Х. Раздел введен в Закон о несостоятельности ФЗ № 154 и вступил в силу с октября 2015 г.;
  • Главу 11. Она утверждает порядок проведения упрощенной процедуры несостоятельности отсутствующего или ликвидируемого должника.
  • Глава 12 включает итоговые положения ФЗ: дату его вступления в силу, перечень переставших действовать статей законов и нормативных актов.

Что регулирует и когда применяется

Закон регулирует отношения, возникающие при неспособности частных и юридических лиц, ИП отдать долги кредиторам.

Он устанавливает :

  • Порядок подачи заявления и инициирование дела о несостоятельности;
  • Применение мер, направленных на предотвращение банкротства;
  • Введение в действие и ход различных стадий производства и т. д.

Действие закона распространяется на граждан, ИП и юридических лиц за исключением :

  • Муниципальных предприятий и учреждений;
  • Госкорпораций «Ростех», «Росатом», «Роскосмос», «Внешэкономбанк», госкомпании «Автодор», Фонд перспективных исследований, Фонд ЖКХ;
  • Публично-правовых компаний;
  • Политических партий;
  • Религиозных некоммерческих объединений.

Чтобы инициировать процедуру несостоятельности, должник, кредитор, управляющий или представитель ФНС подает заявление в арбитражный суд.

Арбитражный суд определяет наличие следующих признаков банкротства у граждан и ИП (ст. 213.3) :

  • Размер финансовых обязательств превышает полмиллиона рублей;
  • Просрочка по выплатам составляет более 3 месяцев;
  • Налицо неплатежеспособность и недостаточность имущества.

Для юрлица установлены следующие требования: (ст.ст. 3, 6, 8–9) :

  • Совокупный размер его денежных обязательств перед займодателями, работниками, госведомствами и фондами составляет более 300 тыс. руб.;
  • Оно не может платить по долгам в течение 3 или более месяцев;
  • Его активов (средств и имущества) недостаточно, чтобы полностью рассчитаться со всеми; или
  • Исполнение финансовых обязательств существенно осложнит или сделает невозможным дальнейшую хозяйственную деятельность.

Видео: Комментарии специалиста

Особенности закона «О банкротстве» №127 в отдельных случаях

Нормы, касающиеся граждан, были введены ФЗ № 153 от 29.06.2015 и начали действовать в октябре 2015 г.

Несостоятельность организаций

Банкротство организаций начинается с направления заявления в арбитражный суд от самого должника, его кредиторов, работников, налоговой службы. При этом если у последних обращение в АС - право, то у юрлица в некоторых случаях это обязанность. Она наступает, когда просрочка по выплатам задолженности превысит 3 месяца, и у компании нет ни денег, ни ресурсов, чтобы ее погасить.

Сам процесс делится на несколько этапов:

  • Подготовительный (наблюдение);
  • Два реабилитационных;
  • Один заключительный, предшествующий ликвидации - конкурсное производство (продажа имущества на торгах).

Цель арбитражного суда не только добиться от юрлица выполнения всех обязательств, но и сохранить ее активы и обеспечить дальнейшую хозяйственную деятельность.

На каждом этапе процедуры стороны вправе заключить мировое соглашение, то есть полюбовно договориться о графике погашения долга, рассрочке или отсрочке платежей, обеспечении.

Банкротство юрлиц длится от полугода (упрощенное производство) до 3,5 лет. Расходы на вознаграждение управляющему, публикацию сведений в госреестре, оплату услуг оценщиков, аудиторов и др. несет должник.

Граждан и ИП

Иск о признании гражданина несостоятельным в арбитражный суд может направить:

  • Сам должник;
  • Его кредиторы;

Суд, рассмотрев и посчитав заявление обоснованным, назначает финансового управляющего.

Банкротство граждан состоит из 2 процедур:

  1. Реструктуризации задолженности,
  2. Реализации имущества.

Реструктуризация - это реабилитационная процедура. Она вводится, если должник может благодаря наличию дохода самостоятельно исполнить свои обязательства перед кредиторами. Для этого у него есть срок, не превышающий 3 лет.

Если план поэтапного погашения задолженности не выполнен, гражданина признают несостоятельным. Начинается стадия реализации (продажи) имущества и расчетов с кредиторами. По итогам процедуры должник освобождается от финансовых обязательств.

Несостоятельность физлиц может длиться от 6 месяцев до 3,5 лет. На должника ложатся расходы на вознаграждение:

  1. Управляющему;
  2. Оценщику;
  3. За публикацию;
  4. Проведение торгов.

Последняя редакция

Последняя редакция закона датируется 03.07.2016 г. Часть изменений, привнесенных с 2019 г., начали действовать с 2019 г.

Нововведения касались :

  • Продажи имущества в залоге. С 15.07.2016 кредитор-залогодержатель вправе взыскать долг в счет имущества в ходе реабилитационных процедур по причине опасений, что с ним может что-нибудь случиться (есть риск подтверждения, гибели или снижения стоимости);
  • Членства в СРО. Кандидат на статус арбитражного управляющего обязан пройти 2-летнюю стажировку в помощниках (ранее 3 месяца);
  • Вознаграждения управляющего в деле о несостоятельности частного лица. Оно выросло с 10 тыс. руб. до 25 тыс. руб. Кроме того, с 15.07.2016 г. управляющий получает 7 % от суммы реализованного имущества и выручки с отмененных сделок;
  • Определения контролирующих лиц. Теперь КУ должника считаются не только те, кто записан в документах, но и кто в силу родственных и иных связей способен влиять на его действия;
  • Очередности удовлетворения требований кредиторов. В 4-ю очередь добавили коммунальные службы;
  • Сроков инвентаризации. Управляющий обязан отыскать активы должника-организации и провести опись с оценкой в течение 3 месяцев с момента введения конкурсного управления;
  • Личного счета должника-гражданина. Частное лицо в рамках дела о банкротстве может открыть специальный счет, средствами с которого (до 50 тыс. руб. ежемесячно) распоряжаться по своему усмотрению и т. д.

В 2019 г. российских должников ждут изменения, введенные ФЗ № 448 (вступит в силу с 01.09.2017 г.). Нововведения расширят возможности привлечения руководящих лиц юрлица к субсидиарной ответственности.

За 15 лет существования Закона о банкротстве его положения и процедуры, касающиеся юридических лиц, уже отработаны и не вызывают затруднений. А вот нормы, регулирующие несостоятельность частных лиц, на практике получили большую критику со стороны должников, управляющих и кредиторов.К 2019 г. заявление подало всего 5 % от общего числа граждан, соответствующих этому статусу. Основными проблемами называют сложность и стоимость процедуры и судебные ошибки. Правительство обещает переделать закон под «жизненные реалии» в 2019–2018 гг.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Федеральный закон о банкротстве был принят Государственной Думой практически 15 лет назад. С тех пор в силу вступили десятки изменений, которые, в совокупности, и сформировали данный нормативно-правовой акт в таком виде, в каком он рассматривается сегодня юристами и в судебных инстанциях.

В первой же статье указано, что действующий федеральный закон регулирует вопрос несостоятельности должника. Например, именно по этому нормативному акту определяют, достаточными ли являются основания для признания банкротства. Также в нем освещены такие вопросы:

  • Условия применения определенных мер для предупреждения несостоятельности;
  • Порядок проведения процедуры банкротства;
  • Отношения, которые возникают при неспособности выплатить долг;
  • Списание действующего долга.

Действие данного ФЗ распространяется в первую очередь на юридических лиц. Многие вопросы этого акта описываются в соответствии с Гражданским и Уголовным Кодексами.

ФЗ 127 о банкротстве и несостоятельности

Действующий федеральный закон о банкротстве является основным нормативным актом в РФ, который устанавливает конкретные основания для признания банкротом юридического лица и возможного списания долга. ФЗ о несостоятельности в настоящее время является одним из важнейших нормативных актов для экономики страны.

Основное понятие “несостоятельность” было расшифровано действующим ФЗ как признанная неспособность должника полностью удовлетворить требования, предъявленные кредиторами, выполнить условия по выплате зарплаты, выходные пособия и другие обязанности.

Всего в федеральном законе о банкротстве выделено десять основных глав:

  • Предупреждение несостоятельности;
  • Разбирательство дел в арбитражном суде;
  • Наблюдение;
  • Финансовое оздоровление и его условия;
  • Внешнее управление;
  • Конкурсное производство;
  • Мировое соглашение;
  • Особенности процедуры для отдельных категорий;
  • Банкротство гражданина.

Кроме этого, в данном нормативно-правовом акте есть основные положения с определениями, а также заключительные положения.

Последние изменения ФЗ 127 для физических лиц

Перечислим основные условия, которые были изменены в данном нормативно-правовом акте при последнем его рассмотрении:

Если ранее минимальная страховая сумма по договору обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего была равна 3 млн рублей за год, то сейчас она увеличилась до 10 млн руб в год;

Если в вопросе несостоятельности застройщика ранее присутствовало исключительно понятие недостроенный многоквартирный дом, то отныне в текст добавилось еще одно — жилой дом блокированной застройки.
Упомянутые дополнения были внесены уже в 2017 году.

Изменения в законе о банкротстве для юридических лиц

Если изучить историю, данный федеральный закон стал третьим в своем роде, регламентирующим процедуру признания статуса банкрота. Этот федеральный закон внес многочисленные изменения в вопросах несостоятельности. В отличие от прошлых редакций, основные условия и пункты из ФЗ были вынесены в УК России.

Он предоставил больше прав саморегулирующим организациям. Если ранее за списание долга и другие составляющие процесса ведения дела при несостоятельности брало на себя государство, то теперь была введена позиция арбитражного управляющего. Также в положениях было указано, что прекращается практика так называемого внезапного банкротства.

Как объявить себя банкротом по закону 127

Получая данный статус, должник надеется на списание долга. Однако стоит понимать, что списание долга является возможным лишь посредством реализации имущества предприятия и других санкций. Списанием долга и другими вопросами, в соответствии с действующим нормативно-правовым актом, занимаются конкурсные управляющие.

Согласно действующему федеральному закону о несостоятельности, процедура банкротства стартует с подачи заявления со стороны должника. Хотя нет условия, что подавать заявление обязан должник. Есть такое право и у кредитора. Первым этапом процедуры подтверждения банкротсова является определение уровня платежеспособности. Есть ли основания для банкротства, определяется в течение трех-четырех месяцев.

Действующий федеральный закон о банкротстве устанавливает и обязательный второй этап — финансовое оздоровление. Данная процедура направлена на спасение юридического лица. По его ходу осуществляется реструктуризация и даже списание некоторых долгов, а арбитражный суд утверждает новый график выплат.

Далее судом может быть назначен управляющий на срок до полутора лет. Штрафы и пени по долгам за это время не начисляются. Именно на этом этапе суд может окончательно признать соответствие должника условиям несостоятельности и запустить конкурсное производство.