Богиня лакшми для защиты семьи. Почитание богини Лакшми. Лотосы в различных стадиях раскрытия символизируют миры и существа на различных стадиях эволюции сознания

Сердце человека загрязнено гневом, жадностью, ненавистью, страстью, гордостью, ревностью. От этого необходимо очиститься в первую очередь.Именно Дурга, сидящая на тигре, входит в сердце человека и уничтожает все те загрязнения, которые живут в нем.

В течение следующих трех дней Наваратри Дэви почитается в Ее созидательном аспекте - Богини Лакшми. Она стоит на лотосе и держит цветы лотоса в руках. Она является воплощением мягкости, гармонии и совершенства, и человек познает Ее

Благосклонность проявляется в виде материального и духовного успеха и процветания.

Дурга уничтожает пороки, а Лакшми дает добродетели. Дурга выполняет хирургическую операцию, удаляя больную часть ума;

Лакшми выполняет заживление.

Лакшми - Богиня материального и духовного процветания. Она символизирует развитие божественных качеств - сострадания, отсутствия страстей (благости), чистоты, самоотречения, милосердия, вселенской любви, единства, великодушия сердца, равновесия ума.

Лакшми приносит устойчивость ума, обогащает дух и устраняет то, что отвлекает внимание.

Последние три ночи Наваратри посвящены почитанию Богини Сарасвати, которая дарует мудрость.

Сарасвати приходит, чтобы сделать нас просветленными, показывая нам богатство души.

Сарасвати описывается как обладающая белым цветом лица подобно Гималайским снегам. Она сияет, все ее одежды и сверкающие украшения испускают чистый, снежный свет. Это значит, что Богиня изобилует Саттвой - чистотой и знанием.

Когда Саттва развивается в человеческой личности, она проясняет интеллект и ведет к просветлению.

Сарасвати сравнивается с цветком жасмина. Этот цветок не только белый, но также и ароматный. Где есть чистота, то есть и аромат.

Она держит в своих руках Вину (музыкальный инструмент) - символ гармонии личности.

Сарасвати - Богиня Мудрости - позволяет нам развить творческие способности.

Кульминационный момент почитания Дэви символизируется празднованием Виджайа-Дашами, празднованием окончательной победы Дэви над всеми пороками в десятый день Наваратри.

Трем формам Божественной Матери поклоняются в течение этого девятидневного празднования. Первые три дня посвящены Дурге, вторые три - Лакшми, а последние три дня - Сарасвати.

Дурга дарует физическую силу, Лакшми - материальное процветание, а Сарасвати - мирское и духовное знание.

Есть интересная история в Пуранах о Дэватах, управляющих титхи [лунными днями], связанная с Наваратри. Среди всех титхи Аштами (8-й титхи) и Навами (9-й титхи) считаются неблагоприятными, и они пожаловались об этом господу Нарайане. Чтобы сгладить их обиду, он дважды воплотился в эти титхи - как Кришна (в Аштами) и как Рама (в Навами), и поэтому в Наваратри эти титхи называются Дурга-Аштами и Маха-Навами.

Наваратри - это большой веселый праздник. Родственникам дарят новые одежды, готовят специальные блюда. По телевизору и радио показывают специальные программы.

Лакшми - богиня процветания.

Лакшми - богиня процветания, вечная супруга Верховного Господа в облике Нараяны.

Богатство “Лакшми” приходит в семью вслед за мужем “Вишну”. Поэтому если в доме установлен алтарь для поклонения Богу, то сама богиня процветания присутствует в нём.

Занимаясь бизнесом человек, в сущности, поклоняется хозяйке всех денег - Лакшми - богине процветания, но помните, что она становится довольна своим почитателем, если он поклоняется ее мужу - Вишну!

А уж муж тем более не будет доволен, если вы будете плохо относиться к любым женщинам - экспансиям ее жены.

Богиня удачи Лакшми по своей доброй воле посещает места, где почитают ученых, где без потерь сохраняют урожай зерна и где не ссорятся муж и жена.

Богиня удачи непоседлива (чан-чала - стопы в разные стороны), дыхание неустойчиво, продолжительность жизни непредсказуема. Словом, в этом мире все непрочно, кроме благочестия.

Даже великий человек потеряет благосклонность Лакшми, если носит нечистую одежду, не чистит зубы, сквернословит или спит после восхода солнца.

Шанкара и Лакшми.

В пять лет Ади-Шанкара получил упонайну, то есть получил посвящение и ушел к своему духовному учителю жить, к своему гуру. И он жил у этого гуру и, как и все брамачарьи, он вел идеальный образ жизни, то есть ходил и просил милостыню.

И говорят, что однажды он пришел к женщине, очень бедной женщине в какой-то деревне, женщине брамана и стал просить у нее милостыню. Она увидела этого мальчика и решила ему обязательно что-то дать. Она стала искать, но ничего не нашла. Она искала, искала, искала, искала, рылась, рылась, рылась, рылась, потому что у нее муж у самой был очень бедный, нищий, он сам пошел просить милостыню в это время.

В конце концов она нашла половинку плода амалака, вот это вот самого плода, которого вообще не возможно. И она схватила это и на радостях побежала и протянула его маленькому мальчику, который стоял перед ее дверями с протянутой рукой и просил милостыню. Он взял этот плод, он понял, что она отдала все, что у нее есть. И тут же на месте, ему так понравилось это что он на месте экспромтом сочинил канака-сутру.

Он сочинил гимн экспромтом на санскрите превозносящий достоинства богини Лакшми, богини процветания. И когда он произнес этот гимн, то дождь золотых амалак обрушился с порога с потолка этого дома. Золотые амалаки стали падать, падать, падать, падать и образовали целую гору там.

Лакшми и астрология.

Основной принцип Раджа-Йоги состоит в следующем:

Господь Вишну представляет квадранты в любой карте, и Его вечная супруга Богиня Лакшми представляет трины, и когда хозяева тринов и квадрантов соединяются в каком-либо знаке это образует Раджа Йогу и приносит благословение Вишну и Лакшми. Это очень могущественная комбинация, и обязательно приносит могущество и процветание личности имеющею ее.

Шри Сампрадая (ученическая приемственность).

"Тот, кто повторяет мантру, или молитву, но не получил эту мантру в одной из четырех подлинных цепей ученической преемственности, в какой-то степени просто теряет время.

В Кали-югу придут четыре выдающихся учителя, каждый из которых будет представлять одну из этих сампрадай, известных как Шри, Брахма, Рудра и Санака (или Кумара) сампрадаи. Шри (Лакшми, супруга Вишну) избрала Рамануджу (в качестве основателя ее сампрадаи); черехглавый Брахма избрал Мадхву; Рудра (Шива) избрал Вишну Свами, а четверо "Сан" (Санака, Санаткумара,Сананда и Санатан) избрали Нимбарку.

Лакшми - приближенная служанка Кришны.

Согласно Господу Чайтанье, среди наиболее приближённых служительниц Кришны можно выделить три основные группы:

1) Лакшми в Паравйоме, то есть супруги Бога, живущие на той стороне Его царства, которая отличается именно своим богатством;

2) Махиши в Двараке и Матхуре, то есть великие богини, живущие посредине между теми землями, которые отличаются своим богатством, и теми, где царят наиболее сладостные отношения; и

3) гопи Вриндавана, земли Враджи. Именно их отношения с Кришной отличаются наивысшей сладостью, ибо эти простые пастушки любят Бога, ничего не зная о Его богатстве и великолепии.

Дурга и Радхарани.

"Радхарани и Дурга, обе они есть пракрити Верховной Личности Бога, но одна из Них призвана контролировать этот материальный мир, а другая - должна прославлять духовный мир.

Радхарани - это имя произошло от слова арадхйате. Арадха означает "служить Богу". Все служат Богу, начиная с Радхарани и Ее экспансии Лакшми на Вайкунтхе. Здесь, в материальном мире, мы поклоняемся богине удачи, чтобы получить то Нее какое-нибудь благословение, но на Вайкунтхе существует множество сотен тысяч Лакшми, которые с большой любовью служат Верховному Богу.

Мы экспансии духовной Лакшми - Радхарани и наша обязанность служить Радхарани и через Нее - служить Кришне. Это и есть цель духовного развития. Но мы упускаем этот момент. Вместо того, чтобы научиться у Радхарани как служить Кришне, мы находимся под контролем другой пракрити - материальной энергии, десятирукой богини Дурги. Вот каково наше положение.

Проявление Лакшми в семейной жизни.

В браке в сознании Кришны не может быть и речи о разводе. В материальном мире когда муж устает от одной жены, он заводит другую, или, когда случается какое-то разногласие, они сразу же расходятся. Но в сознании Бога - нет. Брак - это на всю жизнь.

Жена подобна богине Лакшми. Когда она присутствует - ни в чем нет недостатка. Ее обязанность - рожать сознающих Бога детей и помогать мужу в жизни развития сознание Бога.

А обязанностью мужа является защищать жену и заботиться о ней.

И даже если и есть какие-то разногласия, и речи не может быть о разводе. Разногласия между мужем и женой: как сказано в Ведах, подобны грому без молний - много шума, но никакой опасности.

Лакшми и женщины.

Женщина, жена, мать неприкосновенное существо. Кто смеет поднять руку на женщину, того покарает сам Господь Шива, Лакшми, Богиня процветания отвернется от него, а Мать Кали, Владычица этого мира, спустит на него свору Своих далеко не добрых слуг. Приводится целый список адских мук, ожидающих после смерти такого недомужчину. Беременная же женщина в миллион раз более неприкосновенна.

Лакшми и сари.

Шрила Прабхупада хотел, чтобы женщины в нашем движении одевались целомудренно.

Хотя в самом начале, проживая в храме, большинство женщин носило длинные юбки и блузы, его наставление состояло в том, что грудь должна быть покрываться дважды. Поэтому, некоторые женщины поверх блузы с длинными рукавами надевали безрукавную кофту и, возможно, еще шарф на голову. Шрила Прабхупада, не удовлетворившись таким нарядом, научил своих духовных дочерей, как одевать сари. Он также описал, в каком порядке следует его заворачивать. Он учил своих женщин последователей носить сари, оборачивая их так, как носят брахманы во время храмового служения.

Подобно тому, как пища, приготовленная материалистом, осквернена его нечистым сознанием и несет в себе заразу для вкушающих ее, так и одежды, смоделированные людьми, которые стараются угодить капризам похотливой публики, будут приводить к деградации нашего сознания.

Лучше носить только чистые ткани, например, хлопок, шерсть или шелк. Поскольку синтетика является материалом, производным от пластика, и не впитывает воды, ее практически невозможно очистить.

Этот вопрос обсуждался с арбскими женщинами-мусульманками, в Кении. Их спросили: " Почему вы полностью закрываете себя этой тесной и душной чадрой?" Они ответили: "Похотливые взгляды загрязняют нас, и от этого мы становимся больными. Вожделение - это отрава, которая нападает подобно ядовитому газу, влияет на наши умы и оскверняет нас".

Тем, что женщина целомудренно покрывает свое тело сари, она заявляет о том, что она является служанкой Бога и не заинтересована завлекать мужчин своей материальной формой. В этом случае, она является доброжелателем, "матерью", той, кто заботится о других.

Она особенно становится той, кто заботится о духовной жизни мужчин. Она желает, чтобы они достигли высочайшей цели жизни и вернулись назад домой, назад к Богу; она желает, чтобы они не оставались обусловленными материальной иллюзией, очарованные прелестями ее смертного тела.

Сари - это не только целомудренное покрытие женского тела, защищающее женщину от нежелательных похотливых взглядов, но, это также и "духовная униформа". Также как полицейских можно узнать по их униформе, так и духовные одежды выдают в ней

Лакшми - жена, или супруга Бога Вишну .

Венера соотносится со многими ипостасями Богини. Лакшми соответствует Венере как богиня любви, красоты и изобилия. Подобно греческой богине Афродите, она вышла из океана. На более высоком уровне Лакшми являет собой божественную любовь и преданность (бхакти). Она дарует и мирское благополучие, и духовные свершения. Поскольку она представляет Майю , мы легко можем попасть под ее чары. Ее благосклонности, в частности для мирского благополучия и счастья, всегда вожделели все человеческие существа.

Богиня Лакшми проявляет свою энергию через все цветы, имеющие большие размеры, необыкновенную красоту и нежность. Например, цветы розы, лотоса, нарциссы, георгины. Обычно эти цветы, после того как их срезали, могут жить только за счет любви того, кто их подарил или у кого они стоят.

В минералах Лакшми проявляет свою энергию через фиолетовый рубин, альмандин, лазурит, хризоберилл, шпинель (лал), красный и желтый нефрит. Из металлов - она связана с золотом.

В человеке Лакшми вместе с Сурьей (Солнцем) управляет анахата-чакрой. Она контролирует липидный обмен и углеводный обмен, а также распределение маджи (жировой ткани) по всему организму. Лакшми стимулирует синтез инсулина. Конфликт с Лакшми в прошлом воплощении приводит к тому, что человек не получает красивого и гармоничного тела. Если это происходит в этой жизни - тело становится слишком худым или, наоборот, развивается ожирение.

Легенда

В Махабхарате фиксируется её связь с Нараяной-Вишну: Лакшми рождается из золотого лотоса, поднявшегося над головой Нараяны. Лотос - основной символ Лакшми, и именно с ней связан лотос, растущий из пупа Нараяны в вишнуитских изображениях. Лакшми является богиней денег, богатств. В Махабхарате воплощением Лакшми считается Драупади - супруга пятерых братьев Пандавов, воплощений Индры, Ямы, Ваю и близнецов Ашвинов. Согласно Хариванше, индийский Купидон, Камадэва, был сыном Лакшми и Дхармы, бога справедливости и дхармического закона, практически тождественного Яме. В ряде текстов Лакшми может отождествляться с Сарасвати, богиней мудрости, образованности и искусств, но в других Лакшми и Сарасвати - соперничающие супруги Брахмы. Согласно одной версии рождения Лакшми, она была дочерью мудреца-риши Бхригу и Кхьяти, согласно другой, значительно более популярной, она появилась с лотосом в руках или сидящей на лотосе во время пахтания мирового океана дэвами и асурами (ср. рождение Афродиты), согласно же третьей, она появилась ещё в самом начале мирового процесса, всплыв из первозданных вод на цветке лотоса (ср. её имена Падма и Камала - «Лотосовая»).

Имена Лакшми

Формы Лакшми

У Лакшми много разных имён. Если Вишну сопровождается Бху или Сарасвати, Лакшми также составляет ему компанию и тогда зовётся Шри. Когда она единственная спутница Вишну, то зовется Лакшми. Когда она изображается в одиночестве, то зовется как Шри, так и Лакшми. Значение имени Шри - «процветание», «счастье», «слава».

  • Падма : Житель лотоса
  • Камала : Житель лотоса
  • Падмаприя : Та, кто любит лотосы
  • Падмамаладхара деви : Та, кто носит гирлянду из лотосов
  • Падмамукхи : Та, чьё лицо прекрасно как лотос
  • Падмакши : Та, чьи глаза прекрасны как лотосы
  • Падмахаста : Та, кто держит лотос
  • Падмасундари : Та, кто прекрасна как лотос
  • Вишнуприя : Возлюбленная Вишну
  • Улкавахини : Та, кто передвигается на сове

Формы Лакшми

  • Ади Лакшми - первая форма, изначальная богиня.
  • Дхана Лакшми - дарующая деньги и золото.
  • Дханья Лакшми - устраняющая голод, дарующая пищу и зерно.
  • Гаджа Лакшми - дарующая царские блага.
  • Сантан Лакшми - дарующая детей и защищающая семью.
  • Вира Лакшми - дарующая мужество и храбрость.
  • Виджая Лакшми - дарующая победу.
  • Видья Лакшми - дарующая мудрость, знание и просветление.

Любой, кто посещал загадочную и такую непонятную нам Индию, знает, насколько там велико почитание местных индуистских богов. Их просят о защите, благополучии, здоровье и удаче, приносят подношения и искренне верят в то, что они не забудут облагодетельствовать своих просителей.

Добрая и мудрая, несущая счастье и материальный достаток, мир в доме и гармонию в отношениях, оделяющая женщин очарованием и привлекательностью, а мужчин счастливой судьбой, она пользуется большой любовью у всех индуистов.

Происхождение

О том, как появилась на свет эта чудесная богиня, рассказывают разные истории. «Махабхарата» повествует о том, что Лакшми родилась из прекрасного золотого лотоса, который вырос из головы Нарьяны - одного из воплощений бога Вишну . Она - одно из хранилищ силы и энергии Вишну, и согласно многим поверьям неотрывно следует за ним во всех его аватарах и перевоплощениях.

Согласно другим источникам отцом богини были мудрец Бхригу. Во время своих долгих скитаний по миру седьмой сын Брахмы пытался решить для себя важный философский вопрос о том, могут ли знания питать тело человека как обычная пища.

Познакомьтесь еще с одним божеством Индии, разрушительницей , образ которой довольно-таки устрашающий.

Встречая в пути богиню мудрости Сарасвати и бога моря Варуны , он понял, что информация питает только ум, а телу человека нужна еда. Тогда-то он и создал прекрасную богиню Лакшми, которая помогает добывать деньги и дарит возможность утолить голод.

Но самый красивый и необычный миф связывает появление на свет Лакшми с таким событием, как пахтанье мирового океана. Именно тогда, когда асуры и дэвы своими усилиями взбили воду в молоко и возникли четырнадцать великолепных чудес , среди которых была и Лакшми. Она всплыла среди первоначальных вод на прекрасном цветке лотоса , который с тех пор является ее неотъемлемым атрибутом. В тот момент, когда она поднялась над волнами бушующего океана, все боги, очарованные ее красотой, захотели взять ее в жены. Но она выбрала Вишну и с тех пор следует за ним.

Предназначение

Само имя Лакшми переводится с санскрита как «цель». И целью этой является процветание и благоденствие человека во всех сферах его жизни. Это одна из немногих богинь, соединяющих в себе как магические, так и вполне практические качества.

Лакшми - это богиня благополучия. А воплощаться благополучие может в сотнях разных вещей. Для кого-то важен успех в бизнесе или семейное счастье, кто-то просит здоровья или славы, третьи приходят за мудростью или долголетием. Но все они обращают свои молитвы к прекрасной Лакшми, богине с золотистой кожей, восседающей в цветке лотоса.

Ее же считают покровительницей материнства, духовной чистоты, жизненных удовольствий и удачи. Лакшми, как любящая мать, готова ходатайствовать за каждого грешника и просить за него Вишну. Именно поэтому к ней спешат за помощью даже те, кто уже совсем отчаялся.

Миссия Лакшми - это вечное счастье на земле. Но это счастье не дар, это активная и осмысленная деятельность человека, чувство удовлетворения от выполненного долга.

Изображения

Все мифы и сказания описывают Лакшми как прекрасную молодую женщину. Она стоит или сидит в цветке лотоса. Отдельные храмы богини достаточно редки. Как правило, ее изображения и скульптуры можно встретить там, где поклоняются Вишну.

Лакшми может быть темной - это показывает, что она супруга темноликого . Иногда, чтобы подчеркнуть ее способность одаривать людей достатком и богатством, ее изображают в золотисто-желтых тонах. Белоснежная Лакшми воплощение чистоты природы. Но чаще всего она как бы окутана розоватой дымкой, символизирующей ее сострадание и заботу обо все сущем.

Как спутница Вишну, она обычно изображается с двумя руками. В них она держит кокос и лотос . В собственных храмах у нее четыре руки.

Это олицетворение ее возможности давать любому человеку четыре главные цели в жизни :

  • праведность,
  • богатство,
  • телесное удовольствие,
  • блаженство.

Их символизируют лотос, раковина, сосуд с амброзией и плоды бильва.

Десятирукая Лакшми, держащая лук, стрелы, булаву и диск - это воплощение Махалакшми, один из аспектов богини-воительницы Дурги.

Иногда Лакшми изображают в окружении слонов, которые льют на нее воду. А в качестве ваханы - символ богини и ее ездовое животное - используется сова.

Почитание

Одним из способов прославления богини Лакшми является индийский , которые ежегодно проходит в конце октября - начале ноября. Яркие и шумные фейерверки, сотни огней и разноцветных ламп освещают в эти дни улицы индийских городов и деревень. Согласно преданиям, пока люди заняты празднованиями, сама Лакшми ходит по их домам и дарит благополучие и богатство тем, что ярче других освещены и украшены.

Мудрецы и йоги учат людей правильно поклоняться Лакшми и обращаться к ней с почтением. Специальные мантры позволят привлечь внимание богини и достичь процветания.

Если вы хотите, чтобы и в вашем доме поселилась удача, запомните несколько простых советов:

  • Богиня любит желтый и розовый цвета;
  • Она с радостью приходит в те дома, где царят радость и веселье, играет музыка;
  • Украсьте свое жилище цветами, они очень нравятся богине;
  • Избавьтесь от старых и сломанных вещей, не скряжничайте.

И не забудьте поблагодарить богиню Лакшми за все, что она подарит вам. Просто повторите про себя слова: «Ом Намех Лакшми Намах» и вы увидите, как жизнь ваша изменится в лучшую сторону.

Несмотря на то что в индуизме богов и богинь довольно много, Лакшми - богиня гармонии и процветания - заслуживает особого внимания. Она жена Вишну, и этим многое сказано. Считается, что Лакшми сопровождает бога во всех его воплощениях.

Поэтому она является примером идеальной жены. Лакшми - богиня, которая олицетворяет щедрость, процветание, гармонию и красоту, сострадание ко всему живому. Она может даровать мир и покой в семье, поэтому говорят, что если в доме все хорошо, то там живет Лакшми. Если же в доме несчастья, и семья живет в ссорах, то считается, что этот дом богиня покинула.

Существует несколько легенд о том, как появилась Лакшми. Согласно самой популярной версии, богиня родилась во время пахтанья океана дэвами (богами) и ассурами (демонами).

Вторая легенда менее популярна и не так красива, но наиболее правдоподобна. По этой версии, Лакшми - дочь мудреца Бхригу.

По третей версии, Лакшми вышла из лотоса, всплывшего над поверхностью

мировых вод. Встречается версия, по которой богиня появилась из лотоса над головой Вишну. Но в любом случае все версии легенды сходятся на том, что она сопровождает Вишну во всех его воплощениях.

Как описывают Лакшми? Богиня, как правило, изображается в виде красивой молодой женщины с множеством рук (до 10 в некоторых храмах, где почитают именно это божество). Ее также изображают на лотосе с различными предметами. Практически всегда ее поливают водой слоны. Это показывает, что индийская богиня Лакшми соединяет власть божественную (лотосы) с властью мирской (слоны). Как и все боги, Лакшми изображается в разном цвете, который имеет глубокий символизм. Например, темный цвет кожи указывает на то, что перед вами - темный аспект богини. Золотисто-желтый - символ изобилия. Белый - чистая природа. Но чаще всего кожа ее розовая - это символ сострадания ко всем и всему.

Лакшми - богиня многорукая, поскольку она может давать людям четыре наслаждения телесные, праведность и блаженство. Тем не менее чаще всего Лакшми изображается вместе с Вишну, поскольку она его шакти, творческая энергия, которая неотделима от него.

Что означают символы в руках богини? Поскольку Лакшми - богиня процветания и изобилия, то и символы ее в основном связаны с этим. Как было сказано, лотосы в руках - символы двух миров. А то, насколько они раскрыты, показывает степень эволюции этих миров. Плоды у Лакшми - это символ результата наших трудов. Пока богиня не смилостивится, человек ничего не достигнет в жизни. Кокосовый орех, что интересно, соответствует трем уровням творения: причинному (сок ореха), тонкому (мякоть) и грубому (скорлупа). Гранат и цитрон - также символы миров, которые держит богиня. Плод бильвы - (самый высший плод - награда за праведную жизнь). Иногда Лакшми держит и сосуд Амброзии. Это прямой символ того, что она может дать людям и вечную жизнь (по аналогии с греческой Амброзией).

Если вы решили приобрести статуетку Лакшми, то расположить ее лучше всего в прихожей или в кабинете, поскольку именно эти места связаны с достатком и благополучием.

Я оказываю почтение матери всех существ, возникшей из лотоса Шри, - её глаза подобны распустившимся после сна лотосам, - она прильнула к груди Вишну! Ты - чудесная сила, ты - жертва богам и жертва питарам, ты - мать, очистительница миров, ты - утренние и вечерние сумерки и ночь, власть, благополучие, жертвоприношение, вера, Сарасвати!

«Вишну-Пурана», кн. I, гл. IX, шлоки 115–116

Л акшми (санскр. लक्ष्मी - ‘счастье’, ‘удача’) - богиня семейного благополучия, удачи, процветания, является олицетворением красоты и грации. Имя Лакшми можно также трактовать как счастливый знак, благоприятная возможность: корень «lakṣ» означает ‘воспринимать’, ‘понимать цель’, ‘знать’. Лакшми проявляется в восьми аспектах своего бытия: как изобилие удачи (Ади), как обилие материальных благ (Дхана), как дарование власти и силы (Гакджа), как изобилие счастья в семье, дарование потомства (Сантхана), как проявление терпения и стойкости (Вира), как множество побед и успехов (Виджайя), как достаток здоровья и пищи (Дханья), как поток знаний (Видья). Богиня Лакшми является одним из трёх аспектов женской энергии наряду с Сарасвати и Дургой, являющихся проявлениями женской сути единой божественной энергии Вселенной, представленной в ведической традиции как Тримурти: , Вишну-хранитель и .

Таким образом, Лакшми является своего рода «опорой» в материальном мире хранителя мироздания Вишну, недаром на некоторых изображениях Вишну Лакшми можно увидеть сидящей у его ног, тем самым символизируя поддержание порядка мироустройства в материальном аспекте, также она олицетворяет собой божественную любовь и преданность (бхакти). В Индии существует праздник, посвящённый богине, - Дивали, который называется также «фестиваль огней», он раскрывает историю «Рамаяны» - легенды о битве между Раваной и Рамой, согласно которой, Сита (воплощение Лакшми) - жена Рамы, будучи изгнанного из своего царства и отправившегося со своей семьёй жить в лес. Равана похищает Ситу из леса, после чего начинается битва между богами, в которой победу одерживает Рама и возвращается с семьёй обратно домой. Народ встречает их с зажжёнными огнями, олицетворяющими победу добра над злом, так и в празднование Дивали индусы зажигают свечи в своих домах в надежде на благословение богини Лакшми, которая может одарить их счастьем и благополучием в предстоящем году.

Согласно текстам «Махабхараты», богиня Лакшми воплощается как Драупади - супруга братьев Пандавов, также являющихся воплощениями богов, рождёнными на земле от Дхармы, Ваю, Индры и Ашвинов.

«А частица (богини) Шри ради удовлетворения (Нараяны) воплотилась на земле в роду Друпады в виде его безупречной дочери».

(«Махабхарата», кн. I, Адипарва, глава 61)

«А те, которые имели прежде образ Шакры и были заключены в ту пещеру в Северной горе, стали здесь могущественными сыновьями Панду… А Лакшми, которая раньше была определена их супругою, - это Драупади, одарённая дивною красотой. Ведь, в самом деле, как эта женщина, красота которой сияет как луна и солнце, и от которой благовоние распространяется на целую крошу, могла явиться на земле иначе, как не по определению судьбы, лишь на основании религиозных заслуг! <...> Эта блистательная богиня, любимая богами, создана самим самосущным как божественная Супруга пятерых, благодаря деяниям, совершённым ею».

(«Махабхарата», кн. I, Адипарва, глава 189)

Считается также, что она изначально приняла рождение в нашей Вселенной у мудреца Бхригу и Кхьяти.

«Кхьяти породила от Бхригу двух божеств - Дхатри и Видхатри, а также (дочь) Шри, супругу бога богов Нараяны. <...> Вечна и непреходяща мать мира Шри, (супруга) Вишну».

(«Вишну-пурана», кн. I, гл. VIII, шлоки 14, 16)

Упоминания Лакшми в ведических писаниях

Лакшми упоминается в «Ригведе» как олицетворение благоприятного состояния. В Атхарваведе она представлена в различных проявлениях: удача, добро, успех, счастье, процветание, благоприятный знак. Описываются проявления Лакшми как энергии добродетели - пунья, которую приветствуют, и как проявление греховной деятельности - паапа, которую призывают уйти. В Шатапатабрахмане богиня Шри выходит из Праджапати после его медитации на сотворение Вселенной. Здесь она описывается как прекрасная женщина, обладающая невероятной энергией, околдовавшая богов своим великолепием и силой, и выступает как олицетворение различных талантов и способностей. Тексты Шакта-Упанишад посвящены Тридэви богинь Лакшми, и Парвати. Саубхагьялакшми-Упанишада описывает качества богини Лакшми, а также то, как путь йоги позволяет прийти к духовному просветлению и самореализации, с чем обретается истинное богатство.

Муж Лакшми. Вишну и Лакшми

Как было сказано выше, Лакшми является воплощением творческой энергии Вишну (шакти), при этом божественная сила Вишну проявляется в двух формах: Бхудэви (проявление материальной энергии) и Шридэви (проявление духовной энергии). Именно Лакшми, восседающую на лотосе, в процессе Пахтания Молочного океана дэвами и асурами вызволяет на свет Вишну. Согласно легенде, описанной в Пуранах, Лакшми появилась из вод океана на цветке лотоса и, оглядев богов, избрала себе в спутники бога Вишну, с которым с тех пор они были неразлучны.

В эпосе «Махабхарата» Лакшми предстаёт как рождённая из лотоса над головой Вишну. Кстати, чтобы заслужить милость Вишну, его преданные обращаются именно к Лакшми, привлекая внимание бога-хранителя. На изображениях рядом с Вишну она также стоит или сидит на его левом бедре или на змее Ананте, иногда - на орле. Когда она единственная спутница Вишну, тогда она - Лакшми, однако на изображениях Вишну рядом с Бху или Сарасвати Лакшми присутствует также, но именуется уже как Шри. Она является спутницей всех аватаров Вишну: Рамы - как его супруга Сита, Кришны - как Радха (Рукмини). В Индии существует такая традиция: во время свадебной церемонии невеста предстаёт в качестве Лакшми, приносящая удачу в новое жилище, а жених - как Вишну, принимающий жену в свой дом.

Пахтанье Млечного океана - история рождения Лакшми в начале творения мира

Во время войны богов с асурами Вишну, проявившийся в образе черепахи - своей второй аватары, устанавливает на спину гору Мандара, и, привязав к ней змею Васуки, боги и асуры начинают вращать гору, пока из океана, в процессе сего взбалтывания вод, не начинают появляться различные сокровища, среди которых и была богиня удачи Лакшми, а также эликсир беЗсмертия - амрита, они и были призваны помочь богам победить асуров.

Затем из вод, блистая красотой, поднялась, смущая помыслы, богиня Шри, она стояла в сияющем лотосе, в руках у неё был лотос. Охваченные радостью великие риши славили её гимном, посвящённым Шри, впереди (богини) были вишвадевы и пели гандхарвы. Перед ней, о брахман, танцевали гхритачи и сонмы апсар; Ганга и другие (священные) реки своими водами служили ей при омовении. Небесные слоны, взяв золотые кувшины с чистейшей водой, омывали богиню, великую Правительницу всех миров

«Вишну-Пурана», глава IX,шлоки 98–101

Когда на поверхность поднялся напиток беЗсмертия, асуры попытались завладеть им, но Вишну, принявший на сей раз другую форму и представший в образе красавицы Мохини, покорившей всех асуров, похищает у них амриту, которая и достаётся богам.

Шри Лакшми. Имена Лакшми

Священным именем богини Лакшми является Шри (санскр श्री - ‘счастье’, ‘процветание’) . В «Вишну-Пуране» Лакшми фигурирует во многих главах под именем Шри (мать мира). Если Вишну - суть, то Шри - речь, Вишну - знание, тогда она - озарение, Вишну - дхарма, она - действие в добродетели. На изображении Шри можно увидеть богиню, которая в руках держит кокос (оболочки которого символизируют различные уровни творения) и лотос, здесь она предстаёт в сопровождении двух женщин-носильщиц - чаури с опахалами, а также двух или четырёх слонов. Существует множество имён Лакшми, среди них такие как: Падма и Камала (проявленная в лотосе), Падмаприя (любящая лотосы), Падмамаладхара-дэви (облачённая в гирлянду из лотосов), Падмамукхи (с прекрасным лицом, подобным лотосу), Падмакши (лотосоокая), Падмахаста (держащая в руках лотос), Падмасундари (прекрасная как лотос), Вишнуприя (любимая Вишну), Улкавахини (вахана которой - сова) и многие другие.

Символы Лакшми и изображение богини

Основным символом богини процветания является лотос, представляющий собой чистоту, просветление и духовное самопознание. Её очи подобны лотосам и она окружена ими. Одно из её имён - Камала означает лотосная богиня. Лакшми обычно изображается как прекрасная женщина с четырьмя руками, стоящая на лотосном пьедестале. Иногда позади неё можно увидеть одного или двух слонов, купающихся в воде. Слоны символизируют собой активность, силу, труд, а вода - среда для плодородного процветания. Также богиня Лакшми изображается сидящей у ног её мужа Вишну. Иногда встречаются изображения богини с восемью руками, в которых она держит: лук, жезл, стрелу, лотос, колесо, раковину, деревянный пестик и стрекало. На некоторых изображениях у неё четыре руки (четыре цели жизни: дхарма (стремление к нравственной жизни), кама (стремление к любви и удовольствиям), артха (стремление к богатству и материальному благополучию), мокша (стремление к самопознанию и освобождению). В руках она держит колесо, раковину, лотос и жезл. Хотя также встречаются и другие вариации: лимон, сосуд с божественным нектаром (как богиня, дарующая беЗсмертие), плод бильва (деревянное яблоко). Иногда она предстаёт с лотосами в двух руках сверху, а из ладоней двух рук снизу она сыпет золотые монеты, что означает богатство, проявляющееся через Лакшми в материальном мире, также одна рука её может быть в благословляющей мудре, представляющей собой милосердие, сострадание и дарение. Ваханой Лакшми является сова, олицетворяющая способность перемещаться во тьме беЗпрепятственно, также являющаяся символом терпения, умения наблюдать, открывать истинные знания в окружающей иллюзорной действительности.

Янтра Лакшми (Шри-янтра) и мантра Лакшми - сонастраиваемся с ритмами Вселенной

Шри-янтра - универсальная янтра, представляющая собой изображение богини Лакшми в форме сложной геометрической конструкции, олицетворяющей космическое мироздание. Упоминания о ней встречаются уже в Атхарваведе как о ритуальном изображении, представляющем собой девять пересекающихся треугольников. Янтра состоит из защитного квадрата с четырьмя вратами на все стороны света - Бхупура, олицетворяющем место «обитания» энергии шакти на протяжении всего периода существования Вселенной, также представляющего собой проявленную Вселенную в пределах космического хаоса, в нём расположены два круга с шестнадцати- и восьмилепестковыми лотосами, окружающими пять колец, состоящих из 43 треугольников, а в центре янтры - точка бинду - точка «небытия» и высшего сознания, центр Вселенной. В янтре сливаются воедино энергии Шивы и Шакти: треугольники с вершинами, направленными вверх, представляют собой мужское начало, Шиву, а с вершинами вниз - женское начало, энергию шакти. Она оказывает благотворное влияние на сознание созерцающего её.

Медитация на янтру Лакшми способствует раскрытию высших энергетических центров (чакр). Сама геометрическая конструкция янтры создана таким образом, что переводит мозг на альфа-ритм (с частотой от 8 до 14 герц), что соответствует медитативному состоянию. Даже кратковременная концентрация внимания на этой янтре способствует активации правого полушария головного мозга и приводит к появлению творческих озарений и обострению интуиции. Созерцая янтру Лакшми, или Шри-янтру, мы получаем защиту от несчастий и нищеты. Но не забывайте, что Лакшми щедро одаривает лишь трудолюбивых и честных, чуждых высокомерия и самодовольства людей. Им она дарует благосостояние и здоровье, процветание, мудрость и возможность создать крепкую семью. Также считается, что медитация на эту янтру приводит к исполнению желаний. Размещают янтру Лакшми, как правило, в северной или восточной части жилища, либо там, где это необходимо для восполнения благих энергий.

Существует также Маха-янтра, или Шри Лакшми Ганеша янтра, которая объединяет в себе силу воздействия двух янтр: Шри-янтры и Ганеша-янтры, она направлена на созидание энергий процветания, изобилия и удачи.

Существуют беЗчисленные гимны, молитвы, стотры, шлоки, посвящённые богине Лакшми, произносимые во время ритуального поклонения богине. Основной мантрой, прославляющей прекрасную богиню Лакшми, является Махалакшми - .

Также дарует энергию процветания мантра Шри Лакшми Маха мантра, звучит как Om Hrim Shri Lakshmi Bhyo Namaha (Ом Хрим Шри Лакшми Бхио Намаха) и означает: «Богиня Лакшми пребывает во мне и дарует изобилие во всех аспектах моего существования» . Считается, что эта мантра дарует повторяющему её богатство и исполнение желаний. Однако не стоит забывать, что Лакшми вряд ли внемлет просьбам эгоиста, алчущего единоличного благосостояния и процветания. Особенно Лакшми благоволит тем, кто занимается пожертвованиями и зарабатывает на жизнь честным путём. Поэтому, призывая к себе светлые и чистые энергии благословения прекрасной богини Лакшми, важно, чтобы намерения ваши были чисты, альтруистичны и преисполнены искренним желанием принести благо всем живым существам.