Обучение на управление маломерным судном. Надувная лодка REGATTA R320. Продолжительность обучающего курса в нашей школе составляет календарный месяц

По закону, регламентирующему регистрацию маломерных судов, моторную лодку весом до 200 кг включительно и с ПЛМ до 10,88 л.с. не нужно регистрировать в ГИМСе. Но вот нужны ли на такую моторную лодку права?

На первый взгляд вроде бы всё ясно, и давайте борщ отдельно, котлеты отдельно. Т.е. не смешивать требования к регистрации с требованиями к аттестации судоводителей. Есть закон устанавливающий порядок регистрации маломерных судов, и есть Правила аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС. П 1.2. Правил говорит нам, что удостоверение на право управления судном нужно иметь, если мощность двигателя данного судна более 3,68 киловатт, т.е. 5-ти л.с.

Однако на форумах ведутся жаркие дискуссии по этому вопросу.

Те кто говорит, что права на нерегистрируемую лодку не нужны аргументируют, опираясь на отсутствие упоминаний в законах о том, что на нерегистрируемую лодку нужны «корочки». Масла в огонь подлил Вадим Вадимович Серегин, начальник Управления безопасности людей на водных объектах. 11.06.2014г он подписал документ без названия, назовем его письмом, в котором он доводит до сведения судоводителей и сотрудников ГИМС позицию Управления безопасности людей на водных объектах МЧС России по спорному вопросу наличия «прав».

В письме говорится, что

в действующем законодательстве Российской Федерации не существует прямого требования о наличии удостоверения на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России, не подлежащими государственной регистрации, а в случае управления судном, не подлежащим государственной регистрации

На основании этого, начальник Управления приходит к выводу, что за отсутствие прав на управление нерегистрируемой лодкой административная ответственность не наступает.

А ведь еще год назад тот же Серегин говорил и писал что, согласно «Правил аттестации», права нужны от 3,68 киловатт и что других законов нет, и пока не приняты новые Правила, действуют старые. И права на всё, что выше 3,68 кВт нужно получать.

Сейчас он опять говорит, что других Правил нет, но при этом

Управление безопасности людей на водных объектах МЧС России считает, что на период до вступления в силу новых Правил аттестации … и административного регламента предоставления соответствующей государственной услуги требований к наличию удостоверения на право управления маломерным судном… не подлежащему государственной регистрации, во время осуществления контрольно-надзорных функций не предъявлять

Но это говорит Серегин, пусть большой начальник, но представитель исполнительной, а не законодательной власти. Так по закону нужны ли права, если лодка весит до 200 кг, но мощность двигателя больше 5 л.с., но меньше 10,88 л.с. К примеру – 10 л.с.?

И вот тут мы достаем наш главный козырь. Есть такой документ — «Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации». Его, кстати, в своем письме упоминает В.В. Серегин. Согласно этому документу, к управлению маломерными судами, прошедшими государственную регистрацию , допускаются судоводители, имеющие удостоверение на право управления маломерными судами.

Итак, что же мы имеем в сухом остатке. Два противоречащих друг другу нормативно правовых акта и письмо начальника Управления безопасности людей на водных объектах, — можно сказать, указание своим подчиненным.

Конкретно по предмету названию статьи, из письма Серегина следует, что на лодку весом от 200 кг и менее, с двигателем 10 л.с. прав не требуется.

Обновление от 25.02.2016

1 января 2015 г вступил в силу Приказ МЧС РФ от 27 мая 2014 г. N 262 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ АТТЕСТАЦИИ НА ПРАВО УПРАВЛЕНИЯ МАЛОМЕРНЫМИ СУДАМИ, ПОДНАДЗОРНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО МАЛОМЕРНЫМ СУДАМ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ».

Согласно этому приказу требование иметь права при эксплуатации МС с ПЛМ от 5 л.с. отменено .

Таким образом, в настоящее время никаких противоречий в законодательстве нет, и мы здесь руководствуемся только пунктом 1.1. статьи 16 «Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации».

Не подлежат государственной регистрации суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно , а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.

Напомню, что 8 киловатт — это 10,88 л.с.

Согласно письму МЧС РФ от 4 февраля 2015 г. N 29/1-3-153 под массой маломерного судна следует понимать массу укомплектованного судна (вес оборудованного корпуса + вес самого тяжёлого мотора, который теоретически, по паспорту, можно установить на эту лодку). Багаж и экипаж не учитываются. 🙂

Таким образом, маломерное судно не подлежит государственной регистрации если соблюдены оба условия:

  1. Масса укомплектованного судна (корпус + самый тяжёлый мотор из возможных к установке) не превышает 200 кг .
  2. Мощность установленного мотора не превышает 10,88 л.с.

Если лодка не подлежит регистрации «права» на неё не нужны.

Что учитывается и не учитывается при подсчёте массы укомплектованного судна (выдержка из ГОСТ 8666-3:2012) читайте .


Итак, если вы уже успели приобрести и зарегистрировать в ГИМСе лодку (катер, гидроцикл) по нуждам, или хотя бы планируете это в перспективе, то второй документ (после судового билета) без которого вам нечего делать на воде – официальные права на лодку .

Для начала вам придётся узнать, какие курсы судовождения функционируют в вашем городе, и записаться на них. Аналогичные услуги предоставляет и сама ГИМС конечно, но так как количество групп у них ограничено, то всем желающим мест может и не хватить. А необходимость наличия прав на гидроциклы все резко осознали в последнее время.

В среднем, обучение на права ГИМС длится около полутора месяцев, и подразделяется на теоретическую и практическую части. Основные темы занятий: «Теория устройства судна», «Лоция ВВП», «Навигационные огни и знаки», «Судовой такелаж», «Административное право», «Безопасность эксплуатации», «Теория судовождения», «Метеорология и радиосвязь», «Правила плавания». Практика, в свою очередь, проводится либо на воде, либо посредством электронного тренажёра, в зависимости от учебного центра. Так же для допуска к экзаменам на права ГИМС возможно и удалённое прохождение курса.

По завершению курса предстоит внутренний экзамен по теории и практике, но окончательная демонстрация навыков, необходимых для получения прав на лодку или катер, вас ждёт на экзаменах непосредственно в ГИМСе.
Для этого вам потребуются следующие документы: заявление на бланке личной карточки судоводителя, копия диплома об окончании учебного заведения по судоводительской специальности либо справка об окончании курсов по подготовке судоводителей маломерных судов. Так же медицинская справка о годности к управлению маломерным судном, документ, удостоверяющий личность и пара фотографий 3x4 см.

Экзамен на права ГИМС так же делится на теорию и практику. Сначала вам предложат компьютерный тест на манер аналогичного в ГАИ, в объёме типовой программы подготовки судоводителей. Из десяти вопросов – всего два права на ошибку, в противном случае – возможность пересдачи спустя семь дней. По успешному прохождению этого этапа, вас ждёт проверка практических навыков у государственного инспектора по маломерным судам.

Оставив позади все эти процедуры, вам остаётся сдать в ГИМС документы с подтверждением своей профпригодности, для оформления прав на катер , лодку или гидроцикл. Ещё десять дней, и у вас на руках удостоверение судоводителя. Документ действителен 10 лет и содержит пометки о типах маломерных судов, разрешённых для управления (катер, моторная лодка, парусное судно, гидроцикл), и о дозволенном районе плавания. («МП», «ВВП», «МП и ВВП» или «ВП»). Собственно, теперь между вами и морским бризом стоит только вопрос вашего намерения и хорошей погоды.

«МП» – Внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации.
«ВВП» - Внутренние водные пути Российской Федерации.
«ВП» - Внутренние воды, не включённые в перечень внутренних водных путей Российской Федерации.

Маломерные суда представляют собой плавательные средства, которые оборудуются двигателями мощностью менее 75 лошадиных сил. В эту категорию входят парусные и несамоходные агрегаты, показатель мощности которых регулируется регистровыми единицами. Они должны быть не более 80 тонн с валовой вместимостью менее 10 регистров (в тоннах). Кроме того, в эту сферу входят байдарки, гребные лодки и надувные суда грузоподъемностью 100-225 килограмм.

Общая информация

Маломерные суда - это инженерные сооружения, ориентированные на транспортировку определенного числа пассажиров или груза. Рассматриваемые варианты предназначены для туристических походов, рыбной ловли и спортивных соревнований. Часто подобные плавсредства используются в сферах народного хозяйства, особенно в районах Сибири и Поволжья.

На транспортных средствах используются бортовые, навесные или стационарные силовые агрегаты. На парусных яхтах также может эксплуатироваться мотор при необходимости буксировки в сложных климатических условиях. Основные правила распространяются на все плавательные средства, причисляемые к классу приспособлений с механическими силовыми установками.

Особенности

Маломерные суда можно разделить по следующим категориям:

  • Водоизмещающие варианты. Они поддерживаются на плаву благодаря архимедовому закону, который основан на поддержании за счет массы воды, равной объему, вытесняемому плавательным средством. Скорость таких экземпляров ниже аналогов, несмотря на достойный показатель мореходности.
  • Глиссеры. Эти маломерные суда в неподвижном состоянии держатся на плаву за счет поддерживающей силы и водоизмещения. При увеличении скорости глиссирующие модели выполняют маневры благодаря динамической подъемной силе, которая образуется в плоских отсеках днища. Глиссирование начинается в момент расположения донной части под углом атаки порядка 3-6 градусов. На данный показатель также влияет загруженность плавательного средства и имеющееся оборудование.

Управление маломерными судами другого типа

К рассматриваемому классу относятся все категории моторных лодок, прогулочные суда, самодельные экземпляры с маломощными навесными или стационарными двигателями, глиссирующие в водоизмещающем режиме движения.

Катера представляют собой маломерные суда, оснащенные силовым агрегатом стационарного типа. Плавательные средства используются для прогулок, а также в качестве специальных машин. Модели с повышенным показателем мореходности оборудуются палубой, кокпитом и надстройкой. Данные конструкции имеют длину не более 8 метров, эксплуатируются преимущественно в открытых водоемах и устьях больших рек, оснащены шлюпочными обводами. Подобные механизмы еще называют ботами. Кроме стационарного мотора, они могут иметь парусное оборудование. Плавательные средства этого типа подразделяются на промысловые, спасательные и лоцманские категории.

Шлюпки и яхты


Рассмотрим еще несколько видов маломерных судов, судоводители которых управляют ими при помощи моторов либо парусов:

  1. Шлюпки. К этой категории относится тип гребных лодок с возможностью использования навесных моторов. Они служат для спасения людей, выполнения транспортных задач и специальных миссий. В зависимости от предназначения, шлюпки причисляют к спасательному, рабочему, транспортному, прогулочному классу.
  2. Яхты - это преимущественно парусные или моторно-парусные суда, которые имеют разное водоизмещение и предназначены для отдыха, туризма или спорта.
  3. Глиссеры - моторные плавсредства, оснащаемые поперечными реданами в виде уступов на днище. Одноместные модели этой категории еще называют скутерами. Моторная лодка с крыльями часто обозначается как катер на подводных крыльях.

Права на управление маломерными судами

Эксплуатация рассматриваемой категории плавательных средств допускается после их регистрации в судовой книге с нанесением регистрационных знаков и технического осмотра. Освидетельствование позволяет определить максимальную мощность лодки, ее водоизмещение, осадку, грузоподъемность и профильное предназначение. Борт должен оборудоваться всеми необходимыми средствами безопасности, включая противопожарные средства, сигнальные огни и навигационное оборудование.

Государственную регистрацию проводят соответствующие органы контроля. Управлять маломерными судами могут лица, прошедшие экзамены на право управления данной категорией транспорта. Водные объекты без навигационной обстановки используются в транспортном направлении с учетом правостороннего движения (левыми бортами).

Номинальная скорость движения в пределах населенных пунктов, а также место стоянки судов регламентируются инспекцией по маломерным судам, согласно нормативным актам и действующему законодательству.

Безопасность

Права на управление маломерными судами позволяют эксплуатировать агрегат по его прямому назначению. В любом случае запрещается при эксплуатации и обслуживании таких средств следующее:

  • Использовать судно, не прошедшее государственную регистрацию.
  • Переоборудовать транспорт без получения специального разрешения.
  • Управлять лодкой или катером в состоянии наркотического либо алкогольного опьянения.
  • Передавать управление лицу, не имеющему права на вождение маломерных судов.
  • Превышать номинальный скоростной режим.
  • Наносить повреждения другим бортам или опознавательно-техническим знакам.
  • Заходить в закрытые для плавания районы без соответствующего разрешения.
  • Маневрировать в акватории пляжей и массового скопления людей.

Неисправности, запрещающие эксплуатацию «маломерок»

Эксплуатация и навигация маломерных судов запрещается при наличии следующих неисправностей:

  • Возникновение сквозных пробоин в корпусе.
  • Разгерметизация воздушных ящиков или герметичных отсеков.
  • Отсутствие элементов крепления рулевой колонки или повреждения, влияющие на надежность работы этого узла.
  • Наблюдение утечек горючего, чрезмерной вибрации, неисправность глушителя или реверсного редуктора.
  • Несоответствие стандартам комплектации и оснащения, указанным в судовом билете.
  • Неисправность или отсутствие сигнальных огней и спасательного оборудования.

Обязанности судоводителя

В этот перечень входит несколько основных положений, а именно:

  • Выполнение требований правил государственного образца.
  • Проверка судна перед каждым выходом в плавание.
  • Проведение инструктажа для пассажиров о поведении на плавательном средстве, а также обеспечение их безопасности.
  • Присутствие документального подтверждения права на маломерные суда и их управление.
  • Выполнение требований проверяющих органов и уполномоченных лиц.

Как сдавать экзамен и получить в ГИМС права на лодку без обучения

Большие просторы и возможности в рыбалке открываются для рыбаков после приобретения лодки с мотором. Но в тоже время и определенные трудности, если для мощности лодочного двигателя обязательно иметь права на управление маломерным судном. Так, с мощностью лодочного двигателя от 5 — до 75 л/с (лошадиных сил) права на управление и судовой билет иметь обязательно.

Чтобы получить права, необходимо учиться в учебных заведениях на судоводителя, по категориям судов в районах плавания внутренних не судоходных водоемов и внутренних водных путей судоходных водоемов РФ. Плавание без прав будет очень дорогим удовольствием и вы станете «любимчиками» инспекторов ГИМС, так как вы будете помогать им выполнять месячные планы по количеству протоколов на штрафы.

Как без обучения, сдавать экзамены экстерном в подразделениях ГИМС МЧС РФ и получить в ГИМС права на лодку и другие суда? Допустимо ли получение прав на управление маломерными судами без обучения – экстерном. Да, такой вариант существует и он более проще, чем проходить курсы и платить за это приличные суммы денег. Для этого необходимо обратиться к главному инспектору ГИМС субъекта РФ (области, края), написав заявление на его имя по форме указанной ниже.

Что необходимо собрать и приложить к заявлению в ГИМС

После подписания данного заявления, вы должны обратиться в ГИМС любого города и представить данное заявление, к которому необходимо приложить 2 фото размером 3×4 см, копию медицинской справки (такую же, как при получении и замене водительских прав на автомобиль, срок действия данной справки 3 года), копии всех страниц паспорта. В период работы экзаменационной комиссии вас пригласят для сдачи экзамена на управление указанными вами в заявлении маломерными судами.

По каким билетам сдают экзамен в ГИМС


Для самостоятельной подготовки целесообразно решать именно те экзаменационные билеты ГИМС по которым сдают экзамен, билеты в формате pdf (Билеты ГИМС МЧС РФ 2017 для сдачи экзаменов на право управления маломерными судами (гидроцикл, лодки, катер) в районах ВП, ВВП, МП. Введены указанием министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) №29/1-3-2363 от 19 декабря 2016 г. В архиве один файл) можно скачать здесь, также установить в качестве приложения на платформе андроид. Приложение простое и легко устанавливается любым пользователем смартфона или другого гаджета на андроиде. В настройках вы можете выбрать показ правильных ответов и показ допущенных ошибок.

Как сдают экзамен в ГИМС экстерном

Сдача экзамена происходит в классе в здании инспекции, перед экзаменом сдающими заполняются карточки, сдающие экзамен должны с собой иметь паспорт. После этого раздают билеты. На подготовку дается 20 минут. В билете на мотолодку и катер 10 вопросов, на гидроцикл 8 вопросов. Экзамен принимается комиссией.

Если вы захотите сдавать экзамен на управление гидроциклом, то вам дадут второй билет. Допускается одна ошибка в билете. Сдавать экзамен не сложно, учитывая, что вы тренировались на экзаменационных билетах, да и вопросы, как и правильные ответы хорошо запоминаются. Чтобы сдать практическую часть экзамена, у вас должен быть определенный опыт управлять лодкой. После сдачи экзамена надо будет заплатить Госпошлину за удостоверение на управление маломерным судном.

И еще, кое-какие вопросы в билетах для экзамена в ГИМС устарели, это вы поймете, когда начнете готовиться, но сами инспектора комментируют это тем, что к сожалению нового ничего не выпущено и поэтому эти билеты все равно являются правильными.

Эти статьи могут Вас заинтересовать

  • Рыбалка в регионе:
  • Рыбалка во времена года:
  • Рыбалка:

А главный инспектор точно подпишет, или будет завтраками кормить. Неохото просто так ездить

Подпишет не сомневайтесь, главное сдайте экзамен по теоретической части.

Никакого заявления подписывать в соответствии с 262 и 263 приказами МЧС с 2014 (.) года не нужно!

для самостоятельной сдачи Вам необходим следующий комплект документов:

Копия паспорта (стр 1; 5);

3 фотографии 3*4 (цветные, матовые, без уголка - строго!)

Действующая медицинская справка о годности к управлению маломерным судном (делается проще чем обычная водительская, нет нарколога и психиатра) или действующая водительская на любую категорию транспортного средства;

Квитанция об оплате гос пошлины (1300р) можно найти на оф. сайте МЧС

Личную карточку-заявление заполняете при подаче документов.

ВСЁ! Больше Вам, кроме знаний, ничего не нужно для сдачи экзамена.


Вопрос о необходимости прав на управление маломерным судном достаточно актуален для рассмотрения. Необходимо принимать во внимание, в каких ситуациях требуется наличие соответствующего удостоверения, условия его получения и возможные последствия его отсутствия.

Когда требуются права на управление маломерным судном?


Удостоверение на право управления маломерным судном требуется при следующих условиях :

  • масса всего комплекта, включающая плавсредство и мотор, составляет более 200 кг;
  • мощность мотора составляет более 8 кВт.

Данные условия требуют государственную регистрацию плавательного средства. Соответственно для такового и требуется удостоверение с утвержденным к нему талоном, свидетельствующим о практических навыках вождения.

Документ включает в себя следующую информацию :

  • данные о владельце;
  • категории плавательных средств, на которые распространяется право управления маломерным судном – моторные лодки, парусные суда, гидроцикл, катер;
  • район возможного плавания – внутренние несудоходные водоемы, внутренние водные пути или морские пути навигации.

Условия получения

Для получения удостоверения на право управления маломерным судном следует пройти процедуру, схожую с оформлением водительских документов. Главным условием для получения является сдача теоретического и практического экзамена.

К экзамену допускаются лица, достигшие совершеннолетнего возраста и прошедшие медицинскую комиссию . Удостоверение на право управления маломерным судном выдается по результатам сдачи теоретического экзамена. При сдаче практических нормативов к удостоверению оформляется талон на право навигации в указанной категории вод.

Порядок получения

Получение прав на управление маломерным судном осуществляется по следующему порядку действий :

  • в местное отделение ГИМС подается заявление – документ оформляется по форме, выдаваемой при обращении;
  • вносится оплата и назначается период обучения, включающий теоретическую и практическую подготовку;
  • обучение длится примерно полтора месяца, по его итогам назначается экзамен, который также подразделяется на теоретическую и практическую проверку знаний;
  • в случае провала, теоретический экзамен пересдается через 7 дней;
  • при успешной сдаче теоретических нормативов в течение 10 дней оформляется удостоверение на право управления маломерным судном.

Процедура проверки практических навыков проводится государственным инспектором в течение навигационного периода. Ее проведение возможно после сдачи теоретической части и оформления удостоверения. Действия государственного инспектора включают в себя:

  • проверку личной карточки экзаменуемого;
  • проверку пригодности плавательного средства к эксплуатации, наличия спасательных средств;
  • проведение инструктажа и постановку задач для сдачи нормативов;
  • нахождение на борту плавсредства и слежение за действиями экзаменуемого, их последовательностью и правильностью;
  • отстранение экзаменуемого от практической сдачи нормативов и принятие контроля над плавсредством при наличии критических ошибок;
  • оформление результатов проверки.

После оформления инспектор сообщает экзаменуемому дату и место получения талона к удостоверению на право управления маломерным судном. При отрицательном результате указывается проведение повторной сдачи нормативов.

Список необходимых документов

При обращении вместе с заполнением личной карточки подаются следующие документы :

  • паспорт заявителя, копии его страниц;
  • медицинская справка о допуске к праву управления маломерным судном;
  • квитанции о внесении госпошлины;
  • три цветные фотографии формата 3х4 см.

При наличии подается копия диплома или свидетельства об окончании соответствующей школы или курсов, подразумевающих судоводительскую специальность.

При сдаче теоретического экзамена оформляется удостоверение на право управления маломерным судном. Заявителю возвращается личная карточка, медицинская справка и документы об образовании.

Чтобы получить талон к удостоверению на право управления маломерным судном требуется сдача практического экзамена. От него освобождаются профессиональные водители, им талон оформляется вместе с основным документом.

Наказание за отсутствие удостоверения на управление маломерным судном


Законодательство предусматривает административную ответственность за вождение плавательного средства без соответствующих прав. Размер штрафа составляет от одной до полутора тысяч рублей .

Штрафуются водители, управляющие плавательными средствами, масса и мощность мотора которых подлежит обязательной регистрации. Для них наличие удостоверения на право управления маломерным судном является обязательным. Также учитывается категория водоемов, в пределах которых осуществляется навигация.

СХОЖИЕ СТАТЬИБОЛЬШЕ ОТ АВТОРА

Кабальная сделка по ГК РФ

Договор безвозмездного пользования жилым помещением

Ограничение выезда за границу должникам

Порядок обжалования решения суда по гражданскому делу

Арест имущества должника судебными приставами

Субсидиарная ответственность по ГК РФ

Популярное

Права на управление маломерным судном: условия, порядок получения

Лицензия на травматическое оружие: условия, порядок получения

Арест денежных средств на банковском счете

Кабальная сделка по ГК РФ

Льготы для госслужащих в России

по трудовым вопросам

  • 96% успешных дел
  • Профессиональные юристы
  • Абсолютно БЕСПЛАТНО

Регистрация маломерных судов и новые правила ГИМС в 2017 году


Порядок регистрации маломерных судов в 2017г.


Многие уже знают, что с 1 января текущего года в силу вступили новые правила регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях. Попробуем разобраться более детально в этом вопросе.

Новая редакция правил ГИМС 2017 (Согласно приказу №340) года вступила в законную силу с 1 января, и уже успела наделать шуму среди обывателей. Новые нормативные правовые акты по вопросу регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.

. «Административный регламент МЧС России предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России (Приказ МЧС России от 24.06.2016 г. №339).

. «Правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России (Приказ МЧС России от 24.06.2016 г. №340).

Согласно этим приказам, новый порядок регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, существенно отличается от действующего, который устанавливал приказ МЧС России от 29.06.2005 г. №500.

Для начала надо вспомнить что же такое маломерное судно. Это судно, длина которого не более 20 метров, количество пассажиров - не более 12 человек. Согласно правилам от 2015г., государственной регистрации в органах ГИМС МЧС России подлежат те маломерные суда, которые используются в некоммерческих целях, масса которых свыше 200 кг. или если мощность установленного двигателя (лодочного мотора) свыше 8 кВт (9.9л.с.).

Как определить массу маломерного судна

Это значение определяется ГОСТом Р ИСО-8666-2012. Согласно данному документу, при вычислении этого параметра, учитывается вес не фактически стоящего лодочного мотора, а вес наиболее тяжелого мотора максимальной мощности, допустимой для данного судна.

1) Надувная лодка от компании «ПОСЕЙДОН» Титан 480 имеет снаряжённую массу 110кг. Раньше можно было использовать эту лодку с мотором 9.9 без регистрации в ГИМС, так как общий вес мотолодки не превышал 200кг. А теперь нужно учитывать вес подвесного мотора максимальной мощности, который рекомендован производителем лодки. На данную модель лодки максимальная мощность двигателя 50л.с. Если рассматривать любой 4х-тактный двигатель мощностью 50л.с., то это больше 100кг веса. А это означает что данный комплект превышает массу в 200кг и такую лодку необходимо теперь регистрировать.

2) Или другой вариант в жёстком корпусе всем известная Казанка-М, снаряжённая масса данной лодки 145кг, с мотором мощностью 9.9л.с вес всё равно не превышал 200кг, и её можно было не регистрировать. Но на данную лодку производителем разрешается вешать мотор мощность 25л.с. Например мотор Mercury ME F25 M EFI имеет вес 71кг и общий вес с этим мотором превысит 200кг. И теперь по новым правилам данную лодку надо регистрировать даже с мотором мощностью в 5л.с.

Основные отличия от правил ГИМС 2016

. Было. До нововведений, все процессы, связанные с регистрацией судна выполнялись по месту жительства того человека, на кого оно было оформлено, или же там, где судно базировалось.

. Стало. Сейчас же, после вступления в законную силу изменений в правилах, вся процедура регистрации будет проходить по адресу регистрации собственника судна в любом подразделении Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России на территории РФ.

Номер маломерного судна

. Было. До вступления в законную силу новых правил регистрации маломерных судов, в редакции 2016 специальный номер регистрации включал в себя 7 знаков, среди которых было 3 буквы и 4 цифры. Судовладельцы наносили его на оба борта, с некоторыми техническими особенностями. Так, располагаться он должен был на расстоянии ¼ длины корпуса судна от форштевня, и обязательно - в одну строчку. В высоту буквы должны были быть не менее 150 мм, в ширину - 100 мм, а толщина линий -15-20 мм. Когда конструктивные особенности судна не позволяли хозяину нанести номер в соответствии с правилами, то размеры и место нанесения регистрационного номера определял орган регистрации.

. Стало.

. Стало. Регистрационный номер должен быть нанесен на обоих бортах. Он наносится одной строкой так, чтобы середина номера находилась на расстоянии 1/4 длины корпуса судна от форштевня.

В соответствии с новыми Правилам 2017 года высота цифр и букв остается прежней - 15 см, но так как по длине номер получается в два раза больше, чем прежде, то на многие суда (особенно на лодки ПВХ), он физически не помещается, поэтому Правилами предусмотрено разрешение наносить номера меньего размера, который физически возможно разместить на борту с учетом конструктивных особенностей судна. В таких случаях размеры и место нанесения номера определяются органом регистрации, о чём делается запись в судовом билете и реестре маломерных судов.

Структура нового регистрационного номера ГИМС 2017 г.

Разряды 1, 2 — это 2 буквы русского алфавита, имеющие свои аналоги в латинском алфавите.

3,4,5,6 - цифры порядкового номера. Их всегда 4: от 0001 до 9999.

Разряды 7,8,9 - трехбуквенный код нашей Родины, России, а именно «RUS».

10,11 - двух-цифровой код субъекта РФ (по аналогии с автомобильными номерами).

Например, лодка зарегистрирована в Московской области. Её регистрационный номер будет выглядеть примерно так: РГ 1221 RUS 50

Регистрационный номер наносится контрастным цветом на обоих бортах судна. Середина регистрационного номера должна находиться на расстоянии 1/4 длины корпуса от форштевня одной строкой. Высота букв и цифр должна быть не менее 150 мм, ширина — 100 мм, а толщина линий шрифта — 15 — 20 мм. («Правила», п.9)

Таким образом, длина номера составит примерно 1,40 м без учёта флага, который в соответствии с новыми Правилами ГИМС 2017 г. теперь в обязательном порядке требуется наносить на все суда. Не размещать флаг РФ на бортах судна можно лишь в том случае, если конструкция судна предусматривает наличие флагштока и/или мачты и на них уже имеется флаг РФ. Если же на судне нет ни того, ни другого, изображение флага размером не менее 300 Х 200 мм наносится сразу за номером. Вместе с флагом длина номера составит около 1,60-1,75 м.

Срок предоставления государственной услуги

. Было. В редакции 2016 года, все маломерные суда проходили процесс регистрации, либо получали отказ в получении этой процедуры - в течение 3-х рабочих дней с того момента, как соответствующий орган государственной власти получал весь необходимый пакет документов.

Срок предоставления государственной услуги со дня приема документов заявителя до получения результата государственной услуги - не более 3 рабочих дней. При обнаружении в документах заявителя оснований для приостановления предоставления государственной услуги срок предоставления государственной услуги может быть продлен на 30 рабочих дней.

Государственная пошлина за исключением (снятие с учета) из реестра маломерных судов

. Было. Ранее такая пошлина не взималась.

. Стало. Теперь же государственная пошлина установлена в размере 200 руб.

. Было. Ранее наносить флаг на судно мы имели право, но не были обязаны.

. Стало. Теперь Государственный флаг РФ мы не только имеем право нести на своем борту, но и обязаны это делать.

Отказ в регистрации

Наличие признаков изменения, уничтожения маркировки, нанесенной строителем судна;

Представление заявителем документов, числящихся утраченными или похищенными;

Неявка заявителя в орган регистрации, в срок превышающий 30 календарных дней с назначенной даты.

Новый судовой билет формата А4

Теперь судовой билет будет представляет собой не книжечку, а лист, что называется, гербовой бумаги формата А4, заполненный с двух сторон.

Все, кто зарегистрировал лодки до 2017 г. пока остаются со старыми номерами и судовыми билетами.

Ознакомительное видео по новым правилам регистрации 2017года. Отвечает старший госинспектор по маломерным судам Центра ГИМС МЧС России по Кемеровской области Кижаев Роман Сергеевич. 03марта 2017г. /Что нового в регистрации маломерных судов? Какие суда попадают под регистрацию? На кого распространяются новые Правила? Как наносить бортовые знаки? и т.д.

Основные товары

Надувная лодка REGATTA R320
Надувная лодка HDX HELIUM 300 AirDek Цвет Зеленый

Наши сертификаты дилера

Законы для судоводителей.

Акция на лодочные моторы Mercury

Полезная информация

Интернет-магазин

Лучшие лодки

Лучшие моторы

Контакты

Компания "Водная Стихия"

141707, Московская обл., г. Долгопрудный, ул. Набережная д.18

Новые правила ГИМС для маломерных судов 2017

Новые правила ГИМС для маломерных судов 2017

Вступили в силу новые нормативные правовые акты по вопросу регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях:

- «Административный регламент МЧС России предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России (

- «Правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России (

Согласно этим приказам, новый порядок регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, существенно отличается от действующего, который устанавливал

Что такое маломерное судно. Это судно, длина которого не более 20 метров, количество пассажиров – не более 12 человек. Согласно правилам, государственной регистрации в органах ГИМС МЧС России подлежат те маломерные суда, которые используются в некоммерческих целях, масса которых свыше 200 кг. или если мощность установленного двигателя (лодочного мотора) свыше 8 кВт.

Это значение определяется

Моторная лодка «Посейдон-480» имеет массу с оборудованием и снаряжением 110 кг. Если раньше её владелец пользовался ею с ПЛМ мощностью, например 10 л.с. весом 35 кг, то она не подлежала государственной регистрации, так как общий вес был менее 200 кг. Теперь нужно учитывать вес ПЛМ максимальной мощности, которая рекомендована производителем судна. Для рассматриваемой нами модели максимально разрешенная мощность двигателя составляет 50 л.с., а современные двигатели этой мощности, на которые мы и будем ориентироваться в первую очередь, имеют массу больше 100 кг. А это значит, что общая масса комплекта будет превышать разрешенные 200 кг. и такую моторную лодку необходимо регистрировать.

Отказ в регистрации

В новые правила 2017 года были добавлены следующие пункты:

Наличие признаков изменения, уничтожения маркировки, нанесенной строителем судна;

Представление заявителем документов, числящихся утраченными или похищенными;

Неявка заявителя в орган регистрации, в срок превышающий 30 календарных дней с назначенной даты.

Идентификационный номер, присваиваемый маломерному судну, состоит из одиннадцати знаков, в том числе из буквенного кода, порядкового номера и буквенно-цифрового кода, определяющего принадлежность органа регистрации к субъекту Российской Федерации, и имеет следующую структуру:

Новые правила ГИМС для маломерных судов 2017

осталось добавить, кто зарегистрировал до 01,01,2017г, то остаются старые номера и без флага.

Новые правила ГИМС для маломерных судов 2017

Теперь надо что бы и на лодках эти 2 метра были свободны.

Новые правила ГИМС для маломерных судов 2017

ну это пока, пока опять не придумают чего нибудь.

Собственно, уже придумали.

Предлагают ходить с флагом. но это самое простое решение

Новые правила ГИМС для маломерных судов 2017

Ну это то решаемо если конструкция судна не позволяет. Идешь в гимс и плачишься что места для штатного размера номера на лодке нет, предварительно прикинув какой бы нормально читаемый размер тебе подошел. И здраво рассудив гимсовец принимает волевое решение: Ну рыбачь тогда как собака со своими мелко номерами, пусть тебе стыдно будет что такой мелко корабль купил. По крайней мере у нас гимсы стали довольно адекватны последние годы. Я с подобной проблемой сталкнулся когда на К - 330 пришлось номера рисовать, в реальных размерностях их было бы можно прочитать только с вертолета и то наверно частично. Сейчас правда по этому поводу должны в судовом пометку сделать, раньше на слово верили и опирались на здравый смысл с последующими Т.О. уже проблем по размерности небыло.

Новые правила ГИМС для маломерных судов 2017

Лучший способ не разочаровываться - это не очаровываться)))

Новые правила ГИМС для маломерных судов 2017

Новые правила ГИМС для маломерных судов 2017

Если массу судна они мереют с вымышленным мотором, то почему не регистрируют лодки которые ходят под веслами, на которых можно поставить тяжёлый мотор?

Новые правила ГИМС для маломерных судов 2017

Если конструкция лодки позволяет навесить мотор более 8 кВт (и это указано изготовителем), либо общая масса превысит 200 кг, должны регистрировать.

Лучший способ не разочаровываться - это не очаровываться)))

Новые правила ГИМС для маломерных судов 2017

Новые правила ГИМС для маломерных судов 2017

Меня запугали, я звоню сдаваться в гимс Москвы.

Переадресуют в гимс Капотня

Спрашиваю:лодка Вндбот42М 165кг и мотор Сузуки 9,9 45кг

Хочу поставить на учёт.

Ответ ваша лодка не подлежит регистрации!

Но если будете настаивать то можем поставить на учёт в виде исключения!

Новые правила ГИМС для маломерных судов 2017

Новые правила ГИМС для маломерных судов 2017

Новые правила ГИМС для маломерных судов 2017

Лодки, Моторы, Рыбалка, Путешествия

Новые правила ГИМС для маломерных судов 2017

Ну ребятки дали, явно в бюджете денег не хватает.

Мотор до 40 л.с 75 (2Т) -102кг (4Т)

И без бортовых номеров на воду ну никак, а бортовые номера тянут сразу права на управление мотором.

Ну ребятки качнули страну со своими выкрутасами - жалобами всех завалят.

Кто сейчас на форуме

Сейчас эту тему просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей

Часть 1.

Теоретический экзамен на управление маломерным судном

Бытует мнение, что получить права ГИМС, не прибегая к помощи «продавцов» и «помощников», долго, дорого, хлопотно и вообще невозможно. Множество и множество таких мнений мы с Вами можем увидеть на всевозможных форумах и сайтах в самых разнообразных формах и обличьях. Так ли это? Мы постараемся помочь Вам найти ответ на этот вопрос.

Что же нужно для получения удостоверения ГИМС?

Первым, и самым важным, являются знания. Нет, нет! Не стоит пугаться вот так сразу. Объем необходимых знаний не столь велик и страшен, как хотят Вам внушить искатели наживы на незаконных и мошеннических манипуляциях с процессом аттестации.

Минимально необходимые знания для сдачи экзамена включают следующее:

  • базовые знания теории и устройства судна;
  • управление маломерными судами;
  • лоция и навигация в объеме необходимом для судоводителя маломерного судна;
  • основы судовой радиосвязи;
  • гидрометерология;
  • правовые вопросы пользования и владения маломерным судном в объеме необходимом для сдачи экзамена в Гос. инспекции.

Каждый из этих разделов Вы можете изучить самостоятельно, обзаведясь необходимой литературой. Отметим, что для этого не требуется узкоспециализированная профессиональная литература. Существуют различные издания для судоводителей маломерных судов, адаптированные для подготовки к экзамену ГИМС. Так же Вы можете посетить тематические семинары, проводимые нашим центром, как в рамках общего курса, так и отдельно по любой интересующей Вас теме.

Главным вопросом является время. Как показывает практика, для изучения означенных дисциплин самостоятельно уходит около двух недель. 20-30 минут в день, и необходимый для сдачи экзамена минимум Вы освоите. Самый крайний вариант — полистать перед сном сборник билетов с ответами.

Еще один, теперь уже миф, на котором стараются нажиться — это обязательное наличие свидетельства об обучении. Свидетельство о прохождении обучения НЕ является обязательным ! (Приказ МЧС №262, 263) Более того, его отсутствие никак не может повлиять на решение аттестационной комиссии, во-первых, потому, что оно не обязательно, во-вторых, потому, что никто из ее участников не знает, есть ли оно у Вас.

  • копия паспорта (1, 5 страницы);
  • 3 фотографии (3х4, цветные, матовые, без уголка);
  • медицинская справка о годности к управлению маломерным судном утвержденного образца, выданная лицензированным мед. учреждением (действующая мед. справка о годности к управлению любым иным транспортным средством служит эквивалентом; справка на оружие не подходит);
  • квитанция об оплате гос. пошлины (1300 р. — взимается инспекцией за изготовление удостоверения);
  • личная карточка судоводителя (заполняется заявителем);
  • опись документов (заполняется заявителем).

Движение к месту стоянки при включенном моторе

Как бы плохо ни отзывались о моторах поклонники чисто парусного плавания, в жизни каждого шкипера наступает момент, когда он благодарит судьбу за двигатель, висящий за кормой.

С его помощью многие яхты были спасены от гибели в морской пучине, многие люди, оказавшиеся за бортом, выжили, так что мотор - важный элемент спасательного оборудования яхты, несмотря на недостаточно эстетичный внешний вид. В последние годы этот факт признали даже авторитеты мира скоростных гонок.

Подвесить мотор - это одно дело (сейчас легко приобрести морской мотор для любого типа яхт), а управлять лодкой с помощью мотора - совсем другое. Сам процесс отличается от управления автомобилем, у которого есть тормоза и на который мало влияют внешние условия. На яхте же тормозов нет, а внешние факторы, такие, как ветер и приливы, могут оказывать существенное влияние на ее движение.

Умение управлять с помощью мотора поможет избежать неприятностей, возможно, даже спасет жизнь - словом, пойдет только на пользу.

При включении мотора лодка не движется прямо вперед, как автомобиль. Вместо этого вращающий момент винта (также называемый боковым эффектом винта) вызывает раскачивание носа в ту или другую сторону, в зависимости от того, в какую сторону он крутится - в правую (по часовой стрелке) или левую (против часовой стрелки). Этот эффект бывает весьма ощутимым, неопытного моряка он может застать врасплох.

Например, если яхта движется вдоль стоянки или причала, а мотор крутится в обратном направлении, нос судна неожиданно повернет вправо (если винт вращается в правую сторону), и может произойти столкновение яхты с причалом. В некоторых случаях руль может спасти положение, но, когда мотор толкает лодку назад, руль часто оказывается неэффективным, полагаться на него не стоит.

Поэтому еще до начала использования мотора в оживленных местах, например на якорной стоянке, важно узнать, как яхта реагирует на его включение. Выведите лодку на свободное место, остановите ее и попрактикуйтесь, включая передний и задний ход, чтобы знать, в какую сторону и насколько поворачивается нос.

Если винт вращается в правую сторону (по часовой стрелке, если смотреть со стороны кормы), вращающий момент (боковой эффект винта) повернет нос судна влево при движении вперед, а при движении назад - вправо. Винт, вращающийся в левую сторону, дает противоположный эффект.

Если вы беретесь за руль чужой яхты и не знаете, в какую сторону вращается винт, левую или правую, такое упражнение позволит выяснить этот вопрос очень быстро - достаточно увидеть, в какую сторону повернется нос.

При использовании мотора следует учитывать еще одно: чтобы руль работал эффективно, нужно, чтобы через него шел поток воды. Когда мотор толкает лодку вперед, винт направляет поток воды через лопасть руля (обычно в сторону кормы от винта), в этом случае яхта хорошо слушается руля. При движении назад толчок винта направляет поток воды вперед, от руля, при этом судно будет плохо слушаться руля. Потом лодка наберет скорость при движении назад, только тогда нормальный поток воды даст возможность управлять рулем.

Движение к месту стоянки при включенном моторе

Большинство проблем во время движения при включенном моторе возникает при постановке на якорь («парковке» яхты), поэтому ниже даются некоторые рекомендации относительно методов, используемых для швартовки лодки к причалу при разных условиях. Все описания даны для двигателя с винтом, вращающимся вправо.

Встречный или попутный ветер

При встречном ветре многое зависит от того, с какой стороны находится пристань. Если она лежит с левой стороны, яхту можно вести под углом, пока нос не окажется на месте, потом закрепить его на стоянке. После этого короткий толчок мотора в корму подтянет ее к месту стоянки. При подходе к месту стоянки правым бортом действовать нужно так же. После того как нос лодки окажется на месте, его нужно закрепить. Руль повернуть влево до упора, при этом кратковременное включение мотора подтолкнет корму к стоянке, в результате яхта будет стоять вдоль причала.

Если ветер дует сзади, можно выполнить ту же последовательность действий. Однако, для того чтобы удерживать яхту в положении против ветра, потребуется включить задний ход на более длительное время, в этом случае нужно обязательно учитывать увеличение вращающего момента.

Ветер к месту стоянки

Лучше всего позволить ветру проделать всю работу. Медленно подводите лодку к доку до тех пор, пока ее нос не поравняется со стоянкой, но под небольшим углом к ветру, и на расстоянии примерно в один метр плавно включите задний ход, чтобы избежать вращающего момента. Когда яхта остановится, она мягко пройдет к стоянке, нос (под углом) первым немного отойдет от причала, его будет нужно выровнять, когда лодка станет вдоль пристани.

Ветер от стоянки (в правый борт)

Это более трудный маневр, потому что после остановки яхту будет сносить ветром от стоянки. Здесь можно использовать эффект вращающего момента. Подведите лодку как можно ближе к стоянке, бросьте кормовой трос на берег и закрепите. Включите задний ход. Поскольку корма закреплена, вращающий момент потянет нос к месту стоянки против ветра. Очень важно бросить и закрепить носовой трос как можно быстрее, пока его не отнесло ветром в сторону от причала.

Ветер от стоянки (в левый борт)

В этом случае вращающий момент используется для достижения другого эффекта. Направьте лодку под небольшим углом к стоянке, бросьте трос с носа на берег как можно быстрее, затем подтяните нос к причалу и закрепите трос. Включите мотор и поверните руль круто вправо, в результате этих операций вы сможете поставить свою яхту кормой вдоль причала. Включение заднего хода при закрепленном носе может оказать то же действие.