Снова о регистрации спортивных и парусных судов. Что нужно знать о преимуществах регистрации судов за рубежом, чтобы начать планировать регистрацию судна или яхты на оффшорную компанию

Выбирая ослепительно белоснежную красавицу-яхту, вспомните, что ее покупка – это всего лишь первый шаг на пути к счастливому званию яхтсмена. Следующий необходимый шаг – регистрация яхты .

В счастливые минуты приобретения меньше всего задумываешься о технических деталях и тонкостях юридической реализации своей мечты. Но знание некоторых нюансов оформления прав на эксплуатацию такого судна позволит избежать случайных ошибок и сделать процесс достижения мечты менее тернистым, а главное сохранить уйму времени и денег.

Итак, один из главных вопросов, над которым мы предлагаем задуматься, прежде чем совершить долгожданную покупку, это регистрация нового судна и выбор флага, или, другими словами, ее «национальности». Процесс, который, на первый взгляд, кажется не очень сложным, на практике может занять от двух до пяти месяцев. Поэтому многие детали лучше продумать заранее, что позволит спокойно предпринять все необходимые шаги, чтобы на законных основаниях оказаться у долгожданного руля. Надо заметить, что, если вы приобретаете яхту на территории России, то можете оформить ее на физическое или юридическое лицо, а вот при покупке яхты за рубежом в большинстве случаев используются иностранные юридические лица – компании, зарегистрированные в безналоговых регионах или, проще говоря, в оффшорах. Такой выбор вполне обоснован. Регистрация яхт в оффшорных юрисдикциях не только делает бюрократические процессы достаточно простыми и быстрыми, но и имеет дополнительные выгоды в виде обеспечения конфиденциальности владения яхтой и легкости передачи прав владения, а также значительных налоговых преимуществ.

Итак, начнем с конфиденциальности владения . Неразглашение информации о владельце судна является значительным, а порой и приоритетным аспектом при выборе места ее регистрации. Конфиденциальность позволяет защитить коммерческие интересы и минимизировать риски и при конкурентной борьбе, и при разделе имущества, и в случае расторжения брака, и при разрешении вопросов наследования. Суть состоит в том, что при подобном оформлении происходит юридическое отделение имущества от личности его истинного собственника. Таким образом, в случае обращения каких-либо взысканий на основное имущество истинного собственника яхты, она, собственность, останется неприкосновенной. В случае же выдвижения иска, связанного с яхтой, основное имущество собственника не будет вовлечено в этот процесс, ведь иск придется предъявлять к компании, на балансе которой числится яхта. Неразглашение сведений о владельце возможно при регистрации яхты на таких оффшорных территориях, как Белиз, Британские Виргинские острова, Сейшельские и др.

Еще одним преимуществ использования оффшорных компаний является низкий процент или даже полное отсутствие налогообложения при покупке и регистрации судна, а также практически незначительные расходы на сам процесс регистрации. Например, минимальный сбор за регистрацию яхты на Кипре или в Панаме составит около 700 долл. Точная сумма пошлины будет зависеть от длины судна, его возраста, тоннажа и т. п.

Также привлекательным является низкое налогообложение при возможном дальнейшем использовании яхты или ее продаже. Примером таких территорий могут послужить уже упомянутые Британские Виргинские и Сейшельские острова, Белиз.

Помимо удобства регистрации и использования судна, принадлежащего оффшорной компании, в качестве преимущества необходимо отметить также легкость передачи прав владения. При продаже яхты продается не само судно, а акции оффшорной компании, которой судно принадлежит.

Это позволяет не менять собственника судна в Реестре и не проходить дополнительных бюрократических процедур при смене реального владельца. Также такая продажа не повлечет дополнительных налоговых обязательств.

После того как решение зарегистрировать яхту на оффшорную компанию принято, следует выбрать страну флага. Флаг яхты демонстрирует ее принадлежность определенному государству, законам которого она подчиняется и в соответствии с которыми эксплуатируется. Другими словами, необходимо задуматься, какую «национальность» яхты лучше выбрать, чтобы извлечь максимальную выгоду.

Вот здесь как раз и нужно учесть несколько «подводных камней», нюансов, чтобы не «посадить мечту на мель».

Государственные судовые реестры бывают «закрытые» (национальные), т. е. регистрирующие судна, которые принадлежат только резидентам этой страны (например, Маршалловы острова), и «открытые» , т. е. предоставляющие право регистрации судна всем желающим (это, например, Британские Виргинские острова, Сьерра-Леоне, Острова Кука, Панама, Белиз и др.). Необходимо заметить, что независимо от того, какой бы Реестр вы не выбрали, он проведет юридическую проверку всех документов судна, законность приобретения и технического состояния яхты. То есть вся документация на регистрацию яхты должна полностью соответствовать национальным, а также международным требованиям. Поэтому при выборе страны регистрации необходимо предварительно очень внимательно ознакомиться со списком запрашиваемых при регистрации документов и иметь в виду, что к судам «старшего возраста», как правило, предъявляются дополнительные требования.

В зависимости от выбранной территории флага процедура регистрации яхты может незначительно варьироваться, но в целом, если предоставленная информация не вызывает лишних вопросов, процесс занимает от недели до двух. При этом в некоторых странах, например, на Маршалловых островах, при условии предоставления всех необходимых документов, удастся зарегистрировать яхту в течение суток.

Стандартная регистрация действует в течение 12 месяцев, а затем на ежегодной основе продлевается. Однако некоторые государства предлагают услуги как временной регистрации яхт под своим флагом на пару месяцев, так и оформление на несколько лет, что может существенно снизить расходы по ежегодному содержанию.

И, конечно же, немаловажным является регион эксплуатации яхты , что должно непосредственно влиять на выбор страны регистрации.

Таким образом, при приобретении яхты постарайтесь учитывать преимущества, предлагаемые на компанию, рассмотреть возможности той или иной территории, удобство использования того или иного флага.

Единственно верной рекомендации здесь быть не может. В каждом случае оптимальный вариант будет зависеть от нее, той яхты, ради которой вы готовы преодолеть все сложности, чтобы отправиться в свое морское путешествие, путешествие в мечту.

О. Голубцова, «Как и где лучше зарегистрировать яхту», январь 2011 «КиЯ».

Регистрация парусной или моторной яхты - это стандартная задача для юридических компаний, сотрудничающих с оффшорными зонами. Получение официальной регистрации яхты на территории одной из стран в офшоре даёт много новых преимуществ для владельца судна. За данной услугой следует обращаться только к профессионалам, так как процедура носит специфический характер и во многом зависит не только от разновидности судна , но и его габаритов , а также номинальной мощности двигателя . Наша компания поможет зарегистрировать транспортное средство в низконалоговой юрисдикции по самым выгодным ценам.

Ознакомьтесь с популярными юрисдикциями для оформления частной яхты или коммерческого судна:

Оформим вашу яхту, судно в низконалоговой юрисдикции!

Регистрация яхты в оффшоре: особенности выбора юрисдикции

Выбирать географическую локацию следует исходя из следующих факторов: цель использования судна, размеры яхты, конечные точки путей маршрутов и так далее. В случае, если владелец яхты планирует эксплуатировать ее для грузоперевозок меж государствами Евросоюза, наиболее выгодным вариантом будет регистрация судна по законодательным нормативам Великобритании . Основной причиной, по которой необходимо обратиться к контролирующим органам данной юрисдикции, является тот фактор, что Великобритания является не единым государством, а объединяет под своим протекторатом множество островов. Постановка яхты на учет в данном государстве даст возможность осуществлять транспортировку грузов на обширной площади Европейского пространства.

В случае, если владелец судна планирует проведение пассажирских перевозок на территории Карибского моря или прилегающих заливов в районе островов Монсеррат, Теркс и иных, он может значительно сэкономить на оплате пошлин при условии оформления регистрации яхты под флаг Великобритании . Специалисты нашей компании производят оформление яхты конфиденциально и без разглашения информации третьим лицам. Обратиться за услугой можно в любое удобное для вас время. Первичная консультация проводится бесплатно.

Преимущества регистрации яхт в офшорах

Основным достоинством оформления судна в оффшорной зоне является предоставление владельцу яхты или иного транспортного средства частных гарантий, получение которых недоступно при совершении процедуры регистрации на территории страны, в которой собственник получал гражданство. Наиболее привлекательными преимуществами оформления транспортных средств в оффшорных зонах являются:

  1. Возможность постановки на учет яхты при соблюдении полной конфиденциальности . Так, на территории Голландии и Финляндии действует норматив о полной неприкосновенности частной собственности, ввиду чего, при обращении третьих лиц с заявлением взыскания на указанное имущество через суд, им необходимо соблюдать все нормы и предписания законодательного регламента для сохранности секретности личных данных.
  2. Льготное налогообложение . Судоходные транспортные средства относятся к категории движимого имущества. Стоимость некоторых яхт значительно превышает размер цены на недвижимость, ввиду чего на транспортные средства вводятся существенные налоги. Регистрация яхт под иностранным флагом дает возможность сократить налоговые вычеты или полностью избежать налогообложения. Так, на территории Британских Виргинских островов, в Дэлавере и иных юрисдикциях все яхты освобождаются от налоговых выплат даже в том случае, если их владелец использует суда для получения прибыли. Для того, чтобы наверняка избежать налогообложения, необходимо обратиться за консультацией к нашим специалистам. На территории большинства стран вводятся ограничения на габариты транспортных средств и мощность их моторов.
  3. Простота оформления яхт . В стране, где владелец судна имеет гражданство, может быть усложненный документооборот. Сбор пакета документации, подготовка всех свидетельств и паспортов займет много времени. Вместо этого мы предлагаем обратить внимание на такие юрисдикции как Латвия и Финляндия. Законодательный регламент данных стран дает возможность зарегистрировать яхту под местным флагом с использованием электронного документооборота . Владельцу транспортного средства необходимо готовить сканированные копии всех официальных бумаг и выслать их на сайт регулирующего органа конкретной страны. Процедура занимает в 3-4 раза меньше времени , освобождает контрагента от оплаты комиссии и государственных пошлин, дает возможность не стоять в очередях и произвести передачу документации в спокойной обстановке.

Для того, чтобы максимально упростить процесс регистрации яхты на территории оффшорной зоны, вам следует обратиться в нашу компанию. Профессиональные юристы готовы собрать за вас пакет документации в установленной форме. Проверка всех бланков ведётся экспертами, имеющими большой опыт в данных вопросах. Узнать информацию о стоимости услуг, а также о сроках оформления судно можно при консультации с экспертами портала.


Поможем оформить яхту!

Стоимость регистрации яхты под иностранным флагом:

Оффшорная зона Сроки (рабочие дни) Стоимость регистрации Последующие годовые платежи
Ангилья (Anguilla) 10 2000$ 500$
Белиз (Belize) 15 В зависимости от параметров судна
Британские Виргинские острова BVI(БВО) 15 Длина до 24 м - 3400$ 700$
Длина от 24 м - 3900$ 900$
Черногория (Montenegro) 5 В зависимости от параметров судна В зависимости от параметров судна
Коморские острова (Comoros) 5 Длина до 12 - 2800$ 700$
5 Длина от 12 м до 24 м - 3300$ 900$
Ямайка (Jamaica) 10 Длина до 12.9 м - 2700$ 700$
10 Длина от 12.9 м до 24 м - 2850$ 750$
Сейшелы (Seychelles) 10 3500$ 800$
Джерси (Jersey) 10 2600$ 600$
Маршалловы острова (Marshall Islands) 15 3200$ 800$
Великобритания (England) 10 3000$ Отсутствуют
Панама (Panama) 15 3000$ на резидента, 2300$ (с третьего года)
3600 $ на нерезидента
Сент-Винсент и Гренадины(Vc) 12 3400$ 850$
Остров Мэн (Isle Of Man) 15 3100$ 800$
Латвия (Latvia) 15 2500-3000 € 1 000 €

Дополнительные данные для регистрации яхт в офшорах

Каждая оффшорная юрисдикция отличается набором частных нормативов, регламентирующих занесение движимого имущества в реестр. Так на территории Коста-Рики невозможна выдача свидетельства на право собственности на яхту без проведения оценки имущества независимой компанией, имеющей аккредитацию в одной из стран ЕС. После получения необходимого бланка владелец судна должен заполнить Carving and Marking Note, где он указывает свое имя и все паспортные данные.

Сохранение конфиденциального статуса владельца гарантировано тем, что вышеприведенный документ не публикуется в открытых источниках и не размещается в сети. Специалисты нашей компании готовы сообщить вам об иных нюансах оформления яхт на территории различных оффшорных юрисдикций. Эксперты подскажут, как оперативно и максимально выгодно зарегистрировать движимое имущество, а также выполнят за вас 90% всей процедуры.

Регистрация морских судов и яхт ― процесс, требующий обдуманного и профессионального подхода. Люди, владеющие таким имуществом, зачастую не хотят этого афишировать. Выход из такой ситуации есть ― регистрация яхт через оффшор.

В этом случае очень прост принцип, по которому происходит регистрация яхт ― оффшор становится владельцем судна. Этот принцип регистрации морских судов «маскирует» реального владельца имущества и дает большие возможности для конфиденциальности. Мы готовы помочь Вам осуществить все необходимые процедуры для регистрации яхты.

Как зарегистрировать яхту ― помощь профессиональных юристов

Нужно ли Вам знать, как зарегистрировать яхту, или же можно во всем положиться на компанию, в данном случае нашу, которая совершит все процедуры? Выбор только Ваш. Даже если Вы не будете разбираться во всех нюансах, можете быть уверены, что регистрацию мы проведем безукоризненно.

В таком деле, как зарегистрировать яхту, не обойтись без посторонней помощи. Нужно обойти много инстанций, заполнить множество документов и выполнить большое количество формальностей. Толковый юрист при этом просто незаменим. Он предотвратит ошибки в заполнении и составлении документов и поможет закончить все как можно быстрее.

Регистрация яхты под иностранным флагом

Иногда может быть выгодной регистрация яхты под иностранным флагом. В частности, это связано с экономией значительных средств при оформлении или перепродаже морского судна. Чем больше стоимость судна, тем выгоднее его зарегистрировать в одной из оффшорных стран.

Самыми популярными странами для регистрации яхты под иностранным флагом являются Панама, Британские Виргинские острова и Белиз. Они имеют особенности, которые немного отличают их друг от друга, но в целом каждая из них характеризуется относительной простотой процедуры регистрации. Обращайтесь в нашу компанию, и мы поможем Вам зарегистрировать Ваше морское судно с умом!

Наша компания предлагает свои услуги по:

  • регистрации оффшорной компании;
  • регистрации яхты;
  • выдаче флага и радио лицензии;
  • дальнейшей поддержке, продлении лицензий и срока регистрации судна.

Юрисдикции, с которыми мы работаем:

Вне зависимости от того, решили ли вы купить яхту для частных прогулок или же торговое судно для ведения бизнеса, вам обязательно нужно будет предварительно оценить ценовой диапазон и класс судна, которое подойдет вам наилучшим образом, особенностей его размещения и обслуживания. Однако, задумываясь о покупке водного судна, стоит также рассмотреть еще один немаловажный вопрос – где его лучше зарегистрировать? Ведь регистрация как частного, так и коммерческого судна «на родине» не всегда подходит по ряду причин. В таком случае, мы рекомендуем вам обратить внимание на такую услугу, как регистрация яхты за рубежом.
Что собой представляет регистрация яхты в оффшоре? Это абсолютно законная процедура, дающая при правильном планировании целый ряд преимуществ, речь о которых и пойдет ниже.
1. Экономия. Безусловно, одной из наиболее веских причин для регистрации яхты под флагом другого государства является значительная экономия средств – ведь при этом отпадает такая неприятная необходимость уплаты таможенных пошлин и налогов. Также некоторые юрисдикции, к примеру, Панама, Кипр и пр. предоставляют зарегистрированным у них судам и судоходным компаниям значительные льготы на регистрацию и обслуживание судов, а также на прибыль от деятельности компаний (в случае, если оффшорные суда используются для коммерции и деятельность ведется за пределами страны регистрации).
2. Удобство. Регистрация яхт за рубежом позволяет избежать утомительных бюрократических процедур. Практика показывает, что оформление судна в правильно выбранном офшоре, осуществляется по простой, быстрой и прозрачной схеме. Время регистрации, как правило, занимает не более 2 – 3 недель. Также стоит отметить очевидную простоту и удобство обслуживания судна, зарегистрированного в одном из мировых центров мореходства.
3. Конфиденциальность. Если вы по каким-либо причинам не хотите информировать родное государство, или же своих друзей и родственников о том, что являетесь счастливым владельцем яхты, в офшоре вы можете приобрести ее конфиденциально – для этого на ваше имя , на которую и будет оформлено ваше судно. При этом многие офшорные территории придерживаются политики строгой конфиденциальности – то есть сведения о бенефициаре (владельце компании) являются закрытой информацией и разглашению не подлежат.
4. Вопрос репутации. Разумеется, зарегистрированную в офшоре яхту вы с легкостью можете использовать и у себя на родине, однако, если вы мечтаете, к примеру, о южных морях, то регистрация судна в соответствующем регионе не только придаст вашим путешествиям некий ореол романтики, но и может значительно упростить путешествия в выбранных водах. Кроме того, оффшорные суда, плавающие, скажем, под английским торговым флагом (и без проблем зарегистрированные на Британских Виргинских островах) не только пользуются уважением во всем мире, но и могут при необходимости прибегнуть к поддержке консульства Великобритании.

Где лучше всего регистрировать оффшорные суда

Так какую же юрисдикцию выбрать лучше всего? Готового рецепта здесь нет, все зависит в первую очередь от ваших предпочтений и планов. Специалисты Clobal Corporate Consulting в первую очередь рекомендуют обратить внимание на государства с развитым судоходством (например, Панама, Мальта, Сингапур, Кипр) и на заморские территории Великобритании (Британские Виргинские острова, Гибралтар, Каймановы острова и т. д., а также острова Мэн, Гернси и Джерси). Однако выбор оптимальной юрисдикции достаточно непрост и требует учета множества факторов, среди которых стоит выделить следующие:

  • территория, на которой планируется использование судна; возможность ведения коммерческой деятельности в выбранном регионе;
  • особенности порта, климат;
  • особенности регистрации судна в данной юрисдикции (стоимость процедуры, и возможные последующие сборы, срок действия сертификата о регистрации, возможность оформления временной регистрации, особенности оформления офшора и т. п.);
  • возможность постройки судна, особенности эксплуатации.

Для того, чтобы подобрать наиболее удобный для вас порт и налоговый режим, мы рекомендуем вам воспользоваться профессиональной помощью наших консультантов. Связаться с нами можно по скайпу, телефону или по электронной почте.
Успеха вам в выборе и регистрации яхты и счастливого плавания!

ЗАЧЕМ НУЖНА РЕГИСТРАЦИЯ?

Начнем с того, что международное морское право не содержит норм, прямо требующих регистрации судна. Тем не менее по конвенциям любому судну лучше иметь флаг какого-либо государства, для чего следует пройти процедуру регистрации согласно законодательству этой страны. Тогда государство флага должно осуществлять контроль над судном, гарантировать его соответствие техническим и юридическим нормам и даже защищать.

Вопрос: а можно ли как-то избежать всех этих сложностей и владеть яхтой в свое удовольствие, без регистрации?

Можно, если судно намертво пришвартовано либо вы собираетесь остаток жизни провести в открытом море и вам не важны права собственности. Государственная регистрация не только удостоверяет право плавания под тем или иным флагом, но и закрепляет за владельцем право собственности на судно. Во всех остальных случаях ответ «нет». Хотя в некоторых странах регистрация яхт не требуется, а их государственную принадлежность определяет гражданство владельца (пример — Швеция). Такие суда, не внесенные ни в один судовой реестр, в юридическом плане выглядят как отщепенцы. Отсутствие государственного флага делает судно и его владельца беззащитными перед многими обстоятельствами. При обнаружении такой яхты в территориальных водах некоторых стран владельца могут оштрафовать, а судно даже арестовать.


РАЗДЕЛЕНИЕ СФЕР

В этой публикации затронуты в основном вопросы регистрации моторных яхт.

В связи со вступлением в силу Федерального закона № 36-ФЗ от 23.04.2012 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» в Кодекс торгового мореплавания РФ (КТМ РФ) и в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) внесены поправки, относящиеся к процедурам регистрации судов и прав на них (включая маломерные суда), а также классификации и освидетельствования судов.

Согласно ч. 1 ст. 33 КТМ РФ и ч. 1 ст. 16 КВВТ РФ не подлежат государственной регистрации, классификации и освидетельствованию:

  • шлюпки и иные плавсредства, которые являются принадлеж-ностями отдельного судна;
  • плавсредства массой до 200 кг и мощностью двигателя до 8 кВт (10 л. с.);
  • спортивные парусные суда без двигателей длиной до 9 м, не оборудованные местами для отдыха (спальные места).


РЕЕСТРЫ РЕГИСТРАЦИИ СУДОВ

1. Маломерные суда (суда длиной не более 20 м с количеством людей на борту не более 12), не занятые коммерческой деятельностью, подлежат классификации, освидетельствованию и государственной регистрации в Реестре маломерных судов с выдачей судового билета. Процедуры осуществляет ГИМС МЧС России.

2. Маломерные суда, занятые коммерческой деятельностью, подлежат классификации, освидетельствованию и государственной регистрации в Государственном судовом реестре с выдачей судового билета. Классификацию и освидетельствование проводят Российский Морской регистр судоходства (РМРС) или Российский Речной регистр (РРР); государственную регистрацию проводят капитан морского порта либо ГБУВПиС (Государственное бассейновое управление водных путей и судоходства).

3. Прогулочные суда длиной более 20 м или с количеством людей от 12 до 18, не занятые коммерческой деятельностью, подлежат классификации и освидетельствованию РМРС или РРР с выдачей соответствующих актов. Государственную регистрацию и выдачу судового билета осуществляют капитан морского порта либо ГБУВПиС.

4. Любое судно, не относящееся к категории маломерных (за исключением упомянутых выше), вне зависимости от деятельности (коммерческая или нет), подлежит классификации и освидетельствованию РМРС или РРР, а для судов, регистрируемых в Российском международном реестре судов, — также Германским Ллойдом или Бюро Веритас с выдачей классификационного свидетельства и свидетельств, предусмотренных КТМ или КВВТ соответственно и международными конвенциями. Государственную регистрацию осуществляет капитан морского порта либо ГБУВПиС; выдаются свидетельства о собственности и о праве плавания под государственным флагом Российской Федерации; при этом суда смешанного (река-море) плавания регистрируются капитанами морских портов (как и суда п. 2, п. 3).

То есть маломерные суда, занятые коммерческой деятельностью, подлежат регистрации в Государственном судовом реестре, а не занятые таковой — в Реестре маломерных судов. При этом на ГИМС возложена регистрация маломерных судов, не занятых коммерческой деятельностью, на капитана морского порта или ГБУВПиС — судов, которые в таковую вовлечены (ст. 35 КТМ РФ, ст. 17 КВВТ РФ).

Согласно письму № ОВ‑28/1947 от 25.02.2013 г. заместителя министра транспорта РФ, разделение ответственности при классификации и освидетельствовании маломерных судов коммерческого использования между РМРС или РРР определяется в зависимости от районов плавания судов:

  • внутренние водные пути — РРР;
  • морские районы с удалением от мест убежища или берега до 12 миль включительно — РМРС или РРР (по выбору судовладельца);
  • морские районы с удалением от мест убежища или берега свыше 12 миль — РМРС.


ГДЕ БУДЕМ ДЕЛАТЬ ТАЛИЮ?

В очередной раз приходится признать, что размер имеет значение. От длины яхты будут зависеть многие вопросы, связанные с ее регистрацией. Но сначала заметим, что само понятие «яхта» в официальных документах отсутствует. Применительно к прогулочным судам законотворцы давно утвердили в определенной степени уничижительный термин «маломерное судно» (маломерка — вещь неполной меры, неполноценная). Ну да бог с ними, с терминами — суть не в них.

Без флага и регистрации яхта лишается защиты государства

Согласно ст. 7 КТМ РФ и ст. 3 КВВТ РФ маломерным считается судно длиной не более 20 м... Но почему 20? По числу пальцев на руках и ногах или по каким-то более весомым основаниям? Согласно международным нормам, к категории малых (точнее, прогулочных — pleasure) относятся суда длиной до 24 м. Следовательно, яхта длиной 23,60 м, приобретенная за границей, построенная и оборудованная по стандартам для прогулочных судов, попав в Россию, формально причисляется к судам крупным со всеми техническими требованиями к таковым. Даже если судно не предназначено для коммерческой деятельности, оно поднадзорно структурам Минтранса (классификация в регистрах, регистрация у капитана порта или в ГБУВПиС), и тут могут возникнуть сложности, поскольку для малых и крупных судов действуют разные требования — к конструкции, оборудованию и пр.

Ситуация осложняется еще и тем, что, согласно директиве Евросоюза RCD EU 2013/53/EU (Recreational Craft Directive, европейские нормы проектирования прогулочных судов), длина судна измеряется между крайними точками собственно корпуса, без внешних конструкций. А в российской практике под длиной понимается габаритная длина судна — расстояние между крайними точками носовой и кормовой оконечностей корпуса с учетом выступающих частей. Так что даже если в спецификации на вашу яхту, построенную, скажем, в Голландии, указано LH 20 m (Hull Length, длина корпуса), приниматься во внимание будет LOA 21 m (Length Over All, длина габаритная). Остается уповать на милость инспекторов регистров и, если повезет, на попутное согласование верфью проекта с одним из зарубежных классификационных обществ (такое иногда случается).


ДОКУМЕНТЫ, МЕСТО И ВРЕМЯ

Перечни документов для регистрации судна в Государственном судовом реестре или Реестре маломерных судов опубликованы в различных источниках, поэтому в статье мы отметим только наиболее важные моменты.

В перечнях указаны правоустанавливающие документы (договор купли-продажи, договор на постройку судна, справка-счет и пр.), подтверждающие происхождение судна, свидетельство о годности к плаванию, классификационное свидетельство, документ об исключении судна из других реестров (если судно прежде имело регистрацию).

Документы на государственную регистрацию новой яхты гражданину РФ необходимо подать в течение 30 дней со дня ее приобретения. Документы должны быть на русском языке, иностранные документы следует перевести и заверить должным образом.

Если яхту регистрируют на юриди-ческое лицо, дополнительно необходимо предоставить подлинники и копии документов о государственной регистрации компании, справку об учете яхты на балансе, копию приказа руководителя о назначении лица, ответственного за эксплуатацию яхты, доверенность на представителя компании.

Предложений по регистрации яхт немало — важно сделать правильный выбор

Решение о государственной регистрации судна или отказе в регистрации должно быть принято в течение месяца с момента подачи соответствующего заявления. Срок регистрации судна может быть продлен не более чем на месяц для проверки подлинности представленных документов.

Регистрация маломерного судна должна быть проведена в течение трех рабочих дней с момента предоставления пакета документов на регистрацию.

При государствен-ной регистрации яхты выдается судовой билет. В КТМ РФ (п. 2, ст. 27) и КВВТ РФ (п. 10, ст. 14) указано, что судовой билет удостоверяет право плавания под государственным флагом РФ, право собственности на судно и годность судна к плаванию и принимается в любой стране мира любыми уполномоченными структурами, включая страховые компании. При этом судовой билет не удостоверяет соответствие судна правилам классификации и постройки, не является подтверждением наличия у судна класса и годности к плаванию.

Регистрация осуществляется в территориальных отделениях соответствующих органов, под юрисдикцию которых подпадает адрес регистрации владельца или место базирования судна.

В интернете «гуляет» информация, будто яхту, которую приобрели за рубежом и ввозить в Россию не планируют, зарегистрировать здесь не удастся: российские органы регистрации требуют наличия судна на территории страны со всеми документами в установленном порядке. Но РМРС признает результаты осмотра грузового суда в любом порту, проведенного либо собственным инспектором, либо лицензированным сюрвейером. Точно так же известны факты осмотра представителями РМРС судов длиной более 20 м в Финляндии и Турции.

ПОД ЧУЖИМ ФЛАГОМ

Яхту можно регистрировать как в России, так и за ее пределами. Простая процедура регистрации, льготное налогообложение, нежелание показывать свое приобретение соотечественникам и прочие факторы побуждают владельцев яхт идти под «удобные» флаги. В Англии, к примеру, резиденты королевства регистрацию яхты могут осуществить по интернету (£ 30, оригиналы документов высылают почтой). В России процедура регистрации сложнее, а стоимость существенно выше.

Выбор государства, где владелец яхты решит проводить регистрацию, и флага, под которым яхта будет ходить, зависит от многих обстоятельств. Помимо юридических, экономических и организационных, следует учесть и то, воды какого государства яхте предстоит по большей части бороздить.

Предложений по регистрации яхт в крупных странах и офшорах много, цены, сроки и требования указывают самые разные. В таблице приведены особенности регистрации яхт в некоторых часто рекомендуемых странах (регистрах). В их числе — Каймановы и Британские Виргинские острова (заморские территории Великобритании в Карибском море), Сент-Винсент (Сент-Винсент и Гренадины — независимое государство в Карибском море, входит в Содружество наций), Гернси (остров в проливе Ла-Манш в составе Нормандских островов).

Есть ряд обстоятельств, которые следует учитывать при постановке яхты под тот или иной флаг, в том числе объем полномочий местного представителя в государстве флага и особенности регистрации компании.

При регистрации яхты за рубежом также потребуются следующие документы: договор купли-продажи (Bill of Sale), отмена прежней регистрации (если таковая имелась), выписка о регистрации компании, сертификат производителя (Builder’s Certificate) для новой яхты, технические характеристики и название яхты, акт освидетельствования (Survey Report), список спасательного и радиооборудования в соответствии с районом плавания. Отметим и то, что указанные выше регистры не требуют раскрытия бенефициара компании.

Регистрация яхты в офшорах производится преимущественно на компанию (ее можно купить или зарегистрировать), но есть и предложения по регистрации на физическое лицо — нерезидента. Такое возможно, к примеру, в штате Делавэр (для этого не требуется лететь в США), но следует знать, что регистрация касается только яхт, находящихся в юрисдикции штата, и прекращается при отсутствии их более полугода.

Не стоит полагать, что регистрация яхты под чужим флагом совсем уж дешевая. При покупке новой лодки в Испании можно получить временную регистрацию на год (с правом продления) и без уплаты НДС. Стоимость регистрации — около € 1500, продление — € 1000.

НДС

Покупая яхту на территории ЕС, гражданин России может не платить НДС, что многих привлекает. При этом в течение 30 суток (требования в разных странах могут различаться) он обязан вывезти яхту за пределы ЕС (оформить экспортную декларацию). Далее, поставив яхту под какой-нибудь флаг (зарегистрировав), он имеет право войти в зону ЕС сроком на 18 месяцев по режиму временного импорта (Temporal Importation) без уплаты НДС. Если яхту ввезти на машине или на борту грузового судна, срок сокращается до 6 месяцев.

По истечении этого срока (18/6 месяцев) яхта должна покинуть территорию ЕС: требуется оформить выход и закрыть режим временного импорта. После этого яхта может снова вернуться в зону ЕС на срок 18 месяцев. Интервал между выходом из зоны ЕС и возвращением законом не регламентируется, а для подтверждения пребывания яхты за пределами ЕС обычно достаточно какого-либо платежного документа (чека), прямо относящегося к яхте.Нарушение этих правил преследуется по закону вплоть до ареста лодки.

Если, прочтя эти заметки, вы не передумали покупать яхту, прекрасно. Понятно, что владелец крупной яхты не станет сам заниматься рутинными процедурами, а поручит все хлопоты капитану, другому доверенному лицу или какой-либо организации. Но в любом случае он должен знать, что его ждет. Тогда не придется удивляться тому, что все происходит не так быстро и просто, как хотелось бы. Предупрежден — значит вооружен.