Типы маломерных судов гимс. Маломерные суда и их регистрация. Классификация маломерных судов

Итак, с 25 мая 2012 года он вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 36-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна" в котором:

1. Уточнено понятие маломерного судна.

Маломерное судно — это судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.

Прогулочное судно - это судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах.

Спортивное парусное судно - это судно, построенное или переоборудованное для занятий спортом, использующее в качестве основной движущей силы силу ветра и эксплуатируемое в некоммерческих целях.

2. Указано, что регистрации не подлежат следующие виды судов:

1. Шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна;

2. Суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно;

3. Спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.

3. В Кодексе об Административных правонарушениях уточнено понятие маломерного судна, а также указано:

Статья 11.8. Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления

1. Управление судном (в том числе маломерным, подлежащем государственной регистрации), не зарегистрированным в установленном порядке, либо не прошедшим технического осмотра (освидетельствования), либо не несущим бортовых номеров или обозначений, либо переоборудованным без соответствующего разрешения, а равно имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, или с нарушением норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

То есть, по логике этой статьи, неподлежащее регистрации маломерное судно, не должно не только регистрироваться, но также не должно проходить техосмотр и носить бортовые номера.

4. Изменена стоимость регистрации маломерных судов.

В Налоговом кодексе теперь указаны следующие цены.

За государственную регистрацию:

морских судов - 6 000 рублей;

судов внутреннего плавания - 2 000 рублей;

судов смешанного (река - море) плавания - 3 000 рублей;

спортивных парусных судов, прогулочных судов, маломерных судов - 1 000 рублей.

За государственную регистрацию изменений, вносимых в отношении:

морских судов, - 1 200 рублей;

судов внутреннего плавания, - 500 рублей;

судов смешанного (река - море) плавания, - 600 рублей;

спортивных парусных судов, прогулочных судов, маломерных судов, - 100 рублей.

За выдачу свидетельства о праве собственности, за государственную регистрацию ограничений (обременений) прав на спортивное парусное судно, прогулочное судно, маломерное судно - 500 рублей.

За выдачу судового билета - 100 рублей.

5. В КВВТ РФ дополнен список судовых документов, которые должны находиться на маломерном судне, подлежащем регистрации.

На подлежащих регистрации спортивных парусных судах, прогулочных судах, маломерных судах должны находиться следующие судовые документы:

1) судовой билет;

2) список членов экипажа судна (судовая роль).

А на остальных, подлежащих регистрации немаломерных судах, по-прежнему должен находиться расширенный список документов:

1) свидетельство о праве собственности на судно;

2) свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации;

3) свидетельство о годности судна к плаванию с указанием его класса или с классификационным свидетельством;

4) список членов экипажа судна (судовая роль), составляемый капитаном судна;

5) судовой журнал (вахтенный журнал или единый вахтенный журнал), машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей);

6) судовое санитарное свидетельство;

7) единая книга осмотра судна;

8) свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором;

9) разрешение на судовую радиостанцию;

10) свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа судна.

6. Также в КВВТ внесен следующий новый пункт, разъясняющий понятие «судовой билет».

Судовой билет удостоверяет право плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации, право собственности на судно, годность судна к плаванию.

7. В КВВТ изменена статья, повествующая о классификации и освидетельствовании судов, и звучит она теперь следующим образом:

1. Подлежащие государственной регистрации суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет судовладельцев организациями, которые уполномочены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов и которые могут создаваться в организационно-правовой форме федеральных автономных учреждений, а также иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов.

2. Положение о классификации и об освидетельствовании судов, правила освидетельствования судов в процессе их эксплуатации, правила технического наблюдения за постройкой судов, правила технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов, правила предотвращения загрязнения с судов, правила классификации и постройки судов утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и издаются организациями, иностранными классификационными обществами, указанными в пункте 1 настоящей статьи.

3. Маломерные суда, подлежащие государственной регистрации и используемые в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

8. Исключена 36 статья КВВТ.

Нижеуказанная норма перестает действовать:

Статья 36. Надзор за безопасностью эксплуатации судов.

1. Надзор за безопасностью эксплуатации на внутренних водных путях самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, пассажирских и наливных судов, паромных переправ осуществляется государственной речной судоходной инспекцией.

2. Надзор за безопасностью эксплуатации на внутренних водных путях спортивных парусных и прогулочных парусных судов независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов, других спортивных и прогулочных судов независимо от количества пассажиров на них, в том числе спортивных и прогулочных самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, спортивных и прогулочных несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, осуществляется государственной речной судоходной инспекцией в части, не относящейся к компетенции органов, осуществляющих государственную регистрацию судов, и органов технического надзора и классификации судов Российской Федерации.

3. Государственная речная судоходная инспекция с входящими в ее состав государственными речными судоходными инспекциями бассейнов осуществляет:

Надзор за выполнением судовладельцами, членами экипажей судов, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими судоходство на внутренних водных путях, требований обеспечения безопасности эксплуатации судов в соответствии с законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации;

Расследование и классификацию транспортных происшествий с судами на внутренних водных путях;

Государственную регистрацию судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации и выдачу свидетельств о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации и свидетельств о праве собственности на судно;

Проверку знаний и участие в дипломировании лиц командного состава судов, проверку судов;

Надзор за надлежащим содержанием судовых ходов и средств навигационного оборудования;

Надзор за соблюдением требований обеспечения безопасности эксплуатации судов.

В отношении судов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, данные полномочия осуществляются государственной речной судоходной инспекцией в части, не относящейся к компетенции органов, осуществляющих государственную регистрацию судов, и органов технического надзора и классификации судов Российской Федерации.

4. Предписания должностных лиц государственной речной судоходной инспекции об обеспечении безопасности эксплуатации судов являются обязательными для выполнения судовладельцами, членами экипажей судов, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими судоходство на внутренних водных путях. Государственная речная судоходная инспекция обязана немедленно сообщать указанным лицам о таких предписаниях.

5. Надзор за безопасностью эксплуатации судов, не указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, осуществляют органы, уполномоченные на то Правительством Российской Федерации.

9. Уточнены органы, осуществляющие государственную регистрацию.

Государственная регистрация судов в Государственном судовом реестре и бербоут-чартерном реестре осуществляется капитаном морского порта.

Государственная регистрация судов в реестре маломерных судов осуществляется органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

Государственная регистрация судов в Российском международном реестре судов осуществляется капитанами морских портов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Событием, способным оказать существенное влияние на развитие маломерного судостроения стало принятие в 2001 году "Методических указаний по классификации судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) Российской Федерации" и "Основных технических требований к судам поднадзорным Государственной инспекции по маломерным судам РФ". В том же 2001 году, после доработки и объединения выше названных документов, были приняты "Временные Правила классификации и технические требования к прогулочным и иным судам, поднадзорным ГИМС РФ". Основные положения Правил опубликованы В.В.Антоновым и В.В.Романовым в книге "Маломерные суда на водоемах России" в 2002 г.

Все вышеупомянутые документы по классификации создавались на основе проекта Правил классификации маломерных судов, подготовленного при участии Трифонова А.В. и Романова В.В.

Правила классификации имеют структуру традиционную для подобных нормативных документов. Они включают в себя: область распространения, определения и пояснения, категории и классы поднадзорных судов, формулу класса, порядок осуществления технического надзора и технические требования к судам. Последние включают требования: к корпусу; плавучести; остойчивости и непотопляемости; устройствам и снабжению, механическим установкам, системам, электрооборудованию, противопожарной защите и парусному вооружению.

В основном в Правилах отражены требования к судам внутреннего и прибрежного морского плавания, поскольку на момент разработки проекта распространение юрисдикции ГИМС за пределы территориальных вод России не предполагалось. А так как в дальнейшем она была расширена и на маломерные суда, совершающие плавания и вне территориальных вод, то в окончательную редакцию оказались включенными I, II,III категории морских бассейнов, классификация которых основана на проработках коллектива работников ГИМС г. Санкт-Петербурга, под руководством К.Ф.Пашинского. Очевидно, что требования к судам предназначенным для эксплуатации в бассейнах этих категорий нуждаются в специальной разработке и должны быть включены в следующую редакцию Правил.

В разработанных Правилах за основу взята система классификации бассейнов, принятая Российским Речным Регистром с добавлением одного разряда для мелководных водоемов, где высота ветровых волн не превышает 0,2 м (именуемых сегодня в ряде документов "несудоходными" на которых, тем не менее, эксплуатируются десятки тысяч судов), а так же трех категорий морских водных бассейнов.

Удаление от места-убежища (берега) определялось с учетом возможности преодоления расстояния при заметном ухудшении гидрометеоусловий. Следовательно, на ряду с высотой надводного борта и остойчивостью важными характеристиками становятся скорость судна и характер его движения. Очевидно, что более высокий класс при прочих равных условиях должны получать суда, оборудованные несколькими движителями (парусно-моторные, парусные с веслами, моторные с веслами). Парусные суда должны получать более высокий класс, чем гребные, т.к. с усилением ветра эффективность паруса возрастает, а весел – снижается.

В правила включены требования к остойчивости и непотопляемости, позволяющие говорить о возможности создания вполне мореходных и безопасных судов. Так, введены требования по составу судовой документации, включению в нее диаграмм статической остойчивости, проведению опыта кренования, метацентрическим высотам, характеру расположения блоков плавучести, оговорен обязательный учет влияния свободной поверхности для судов с самоотливным кокпитом.

Разработана и внедрена формула класса, отражающая важнейшие особенности конструкции судна в наибольшей мере влияющие на его мореходные качества. Формула класса записывается в виде кода, знаки которого разделяются точками. Первый знак кода означает тип судна по способу движения и наличию двигательной установки:

  1. катер;
  2. моторная лодка;
  3. парусное судно;
  4. парусно-моторное судно;
  5. гидроцикл;
  6. гребное судно;
  7. несамоходное судно.

При этом судам на подводных крыльях или на воздушной подушке добавляется соответственно индекс "К" или "П".

Второй знак кода указывает на наличие или отсутствие у судна водонепроницаемой палубы:

  • 1-судно, имеющее водонепроницаемую палубу;
  • 0-открытое (беспалубное) судно.

Третий знак кода указывает класс судна, соответствующий разряду бассейна, где его разрешено эксплуатировать, при этом буквенный индекс у третьего знака обозначает режим судоходства в бассейне:

  • "М" – морской;
  • "В" – внутренний;
  • "Н" – несудоходный.

В формуле класса морского судна после третьего знака указывается категория допустимого района плавания.

Четвертый знак указывает общее допустимое количество людей на борту (экипажа и пассажиров).

Пятый знак указывает допустимую мощность главного двигателя в кВт.

Шестой знак указывает допустимую площадь парусов в квадратных метрах. При этом, если конструкцией судна парусное вооружение не предусматривается, шестой знак в формуле не ставится.

Ниже приведены примеры записи формулы класса.

1.1.М 111.10.50 – катер, имеет водонепроницаемую палубу, морского района плавания третьей категории, допускает размещение на борту не более 10 человек, имеет ограничение по мощности главного двигателя 50 кВт, парусного вооружения не предусмотрено.

4.1.М 111.10.50.60 – парусно-моторное судно, имеет водонепроницаемую палубу, морского района плавания третьей категории, допускает размещение на борту не более 10 человек, с ограничением по мощности главного двигателя до 50 кВт и по парусности до 60 м2.

1К.1.М1.6.50 – катер на подводных крыльях, имеющий водонепроницаемую палубу с разрядом плавания "1" в бассейнах с морским режимом судоходства, допускающий размещение на борту 6 человек, с ограничением по мощности главного двигателя 50 кВт.

2.0.2В.4.40 – моторная беспалубная лодка с разрядом плавания "2" в бассейнах с внутренним режимом судоходства, допускающая размещение на борту 4 человек, с ограничением по мощности подвесных моторов 40 кВт.

6.0.5Н.2. – гребная беспалубная лодка с разрядом плавания "5" в несудоходных бассейнах, допускающая размещение на борту 2-х человек.

7.1.4В.4 – несамоходное судно, имеющее водонепроницаемую палубу с разрядом "4" в бассейнах с внутренним режимом судоходства, допускающее размещение на борту судна при движении до 4-х человек.

Использование формулы класса позволяет конкретизировать требования к судну в зависимости от предполагаемого района эксплуатации, преобладающих в нем гидрометеоусловий, увязать район плавания судна с конструкцией корпуса, степенью обеспеченности плавучести, остойчивости и непотопляемости, требованиями к механическим установкам, системам, устройствам и снабжению, электрооборудованию, парусному вооружению.

В Правилах также определены минимальные толщины для наружной обшивки корпусов из различных материалов, требования к соединительным мостам многокорпусных судов, леерам, реллингам и трапам. Впервые применительно к маломерным судам определены допустимые пределы износов, повреждений и дефектов.

Важной частью правил является раздел определений и пояснений, содержащий разъяснения по таким терминам, имевшим ранее неоднозначное трактование применительно к маломерным судам, как: место-убежище; водонепроницаемая палуба; несудоходный водоем; перегон; прогулочное судно; судовладелец; судно сертифицированное; судно в постройке; судно в эксплуатации; экипаж; пассажир и пассажировместимость; открытое судно.

Среди важнейших результатов внедрения Правил следует отметить возможность классификации, а следовательно осуществление технического надзора за такими судами, как вспомогательные несамоходные промысловые, а так же надувные буксируемые баллоны.

Правила прошли апробацию в ходе создания ряда проектов судов, в том числе судна для малых рек "Шкипер".

В некоторой доработке нуждается раздел "Непотопляемость". В нем на ряду с требованиями по сохранению положительных плавучести и остойчивости для полностью залитого водой судна при полной загрузке присутствуют требования: по сохранению положительной плавучести при затоплении одной секции плавучести или любого из водонепроницаемых отсеков, а также архаичные требования ГОСТ 19356-79. Последние сводятся к тому, что судно должно сохранять в затопленном состоянии запас плавучести равный 10% грузоподъемности. При этом остойчивость считается удовлетворительной если обеспечивается при размещении на любом борту в районе миделя груза массой 5% грузоподъемности.

Очевидно что каждое из вышеприведенных требований имеет свою логику и должно присутствовать в Правилах. Однако их необходимо поставить в строгое соответствие вполне определенным классам судов. Так по-видимому 10% (от грузоподъемности) запас плавучести целесообразно оставить для беспалубных судов 4 – 5 классов. Требования по сохранению плавучести при затоплении одной секции плавучести следует распространить на беспалубные суда 1 класса. Требования к сохранению плавучести и остойчивости при полном заливании должно быть распространено на беспалубные суда 1 – 3 класса.

Необходимо вводить в Правила определение судов "поплавкового типа", корпуса которых имеют вид поплавков, горловины люков которых постоянной герметично задраены, либо люки вовсе отсутствуют. Нередко внутренняя часть корпуса таких судов заполняется материалов обеспечивающим плавучесть (например пенопластом) даже в случае повреждения. Суда такого типа могли бы быть отнесены к более высоким классам.

классификация судов, категории судов, классы судов, классификация бассейнов

Во «Временных правилах классификации и технических требований к прогулочным судам поднадзорным Государственной инспекции по маломерным судам РФ (ГИМС)» к области непосредственной ответственности ГИМС отнесены суда 5 классов:

Судно 1 класса. Разрешено плавание:

  • для палубных судов - в бассейнах 1 и 2 разрядов при высоте волны до 1,8 метра и с удалением от места убежища до 12 морских миль (в бассейнах 1 разряда) и до 25 км (в бассейнах 2 разряда); в бассейнах 3-5 разрядов - без ограничений;
  • для беспалубных судов - в бассейнах 1, 2 и 3 разрядов при высоте волны до 1 метра, с удалением от берега до 2 морских миль (в бассейнах 1 разряда) и до 5 км (в бассейнах 2 и 3 разрядов); в бассейнах 4-5 разрядов - без ограничений.

Судно 2 класса. Разрешено плавание:

  • для палубных судов - в бассейнах 1 и 2 разрядов при высоте волны до 1,5 метров и с удалением от места убежища до 6 морских миль (в бассейнах 1 разряда) и до 12 км (в бассейнах 2 разряда); в бассейнах 3-5 разрядов - без ограничений;
  • для беспалубных судов - в бассейнах 2 и 3 разрядов при высоте волны до 0,5 метра с удалением от берега до 2 км; в бассейнах 4 разряда при высоте волны до 0,6 метра с удалением от берега до 6 км, в бассейнах 5 разряда - без ограничений.

Судно 3 класса. Разрешено плавание:

  • для палубных судов - в бассейнах 2 разряда при высоте волны до 1 метра с удалением от места убежища до 5 км; в бассейнах 3 разряда - при высоте волны до 1,2 метра с удалением от места убежища до 10 км; в бассейнах 4 и 5 разрядов - без ограничений;
  • для беспалубных судов - в бассейнах 3 разряда при высоте волны до 0,5 метра с удалением от берега до 6 км; в бассейнах 5 разряда - без ограничений.

Судно 4 класса. Разрешено плавание:

  • для палубных судов - в бассейнах 3 разряда при высоте волны до 0,5 метра с удалением от места убежища до 6 км; в бассейнах 4 разряда - при высоте волны до 0,6 метра с удалением от места убежища до 10 км; в бассейнах 5 разряда - без ограничений;
  • для беспалубных судов - в бассейнах 4 разряда - при высоте волны до 0,25 метра с удалением от берега до 2 км.

Судно 5 класса. Разрешено плавание:

  • для палубных судов - в бассейнах 5 разряда - без ограничений;
  • для беспалубных судов - в бассейнах 5 разряда - при высоте волны до 0,2 метра с удалением от берега до 0,5 км.

С июня 1998 года в Европе действует Директива ЕС по прогулочным судам (ERCD - European Recreational Craft Directive), которая обязывает катеростроителей (и импортеров лодок из-за пределов ЕС) относить свою продукцию к одной из четырех категорий: А (океан), В (открытое море), С (морская прибрежная зона), D (защищенные акватории). Для судов прибрежного и внутреннего плавания достаточны категории С и D. Если ознакомиться со статистикой последних лет, можно видеть, что к категории «А» относятся суда длиной не менее 12 м (естественно, далеко не все, а только те, которые отвечают требованиям по остойчивости и прочности). В категории «В» очень редко можно встретить лодки длиной меньше 8 м; им, как правило, присваивают категории «С» и «D».

Сопоставление требований ГИМС с Директивой ЕС выявляет, что после приведения нормативов ГИМС по высоте волны к соизмеримым «значительным» волнам эти нормативы получают область распространения не выше категории С. (Под «значительными» волнами следует понимать волны с высотой, равной средней высоте 1/3 наибольших волн; именно эта высота фиксируется при непосредственном наблюдении).

Российский Речной Регистр (далее - РРР) в нормативном документе «Технические предписания по классификации, постройке и освидетельствованию прогулочных судов», введенном в действие в 2006 г., установил параметры соответствия предписаний РРР и Директивы Европейского Совета 94/25/ЕС. Они сводятся, в основном, к следующему (см. таблицу 1.1 ).

Соответствие класса прогулочных судов требованиям по допустимой высоте волны и удалению от мест убежищ при плавании в морских бассейнах

Класс судна

Характеристики района плавания

Удаление oт мест убежищ, миль

Расстояние между местами убежищ, миль

Без ограничений

Без ограничений

Без ограничений

Соответствие класса палубных и беспалубных прогулочных судов требованиям по допустимой высоте волны и удалению от мест убежищ при плавании в бассейнах IV категории сложности

Класс судна

Разряд района плавания IV категории сложности

Ветроволновые характеристики района плавания

Удаление от мест убежищ (берега) (ми. и ДКМ)

Средняя скорость ветра на высоте 6 м над поверхностью моря, м/с и на шквалах (м/с)

Высота волны 3 % обеспеченности, м

Палубные суда

Беспалубные суда

7,0-9,0,
(13,6-17,8) 3,0-5,0 (6,2-9,6)

Запрещено
(2)

7,0-9,0,
(13,6-17,8) 3,0-5,0 (6,2-9,6)

Запрещено
(5)

3,0-5,0
(6,2-9,6)

Без ограничений

Без ограничений

7,0-9,0
(13,6-17,8)

7,0-9,0
(13,6-17,8)
1,0-3,0
(3,2-6,2)

Запрещено
(2)

1,0-3,0
(3,2-6,2)

Без ограничений

1,0-3,0
(3,2-6,2)

Без ограничений

3,0-5,0
(6,2-9,6)

Запрещено

3,0-5,0
(6,2-9,6)
1,0-3,0

Запрещено
(2)

1,0-3,0
(3,2-6,2)

Без ограничений

Без ограничений

1,0-3,0
(3,2-6,2)

1,0-3,0
(3,2-6,2)

0,2-1,0
(1,0-3,2)

Без ограничений

0,2-1,0
(1,0-3,2)

Без ограничений

Самоходные - это суда приводимые в движение механическими установками.

Несамоходные - всевозможные буксируемые, толкаемые и стоечные суда (пантоны, дебаркадеры и т. д.).

2. По назначению

Транспортные суда - катера, боты и мотолодки, служащие для перевозки пассажиров и грузов, в том числе прогулочные катера-такси, перевозные, служебные, разъездные и другие суда пассажировместимостью менее чем 12 человек*. Специальные маломерные суда предназначены для различного рода работ на воде и обычно специально для этого приспособленные. Это промысловые, лесосплавные, экспедиционные, спасательные, учебные суда для обслуживания плавучих баз флота и навигационного плавучего и берегового оборудования.

Судовые шлюпки подразделяются па спасательные и рабочие. Спасательные шлюпки строятся в соответствии со специальными международными или национальными правилами, служат для спасения команды и пассажиров при аварии с судами, а рабочие шлюпки предназначены для обслуживания судна и его команды, производства судовых работ, для тренировок и физподготовки команд.

Гоночные спортивные суда служат для соревнований и тренировок. Корпуса и двигатели гоночных судов конструируются с расчетом достижения максимальной, часто кратковременной скорости хода. Это обычно приводит к снижению навигационных качеств и маневренных элементов судна и моторесурса его двигателя. Моторные и парусные гоночно-спортивные суда подразделяются по специальной спортивной классификации.

Суда индивидуального пользования (любительские), служащие для культурных, транспортных и материальных потребностей населения. Это самая разнообразная и большая группа судов. От всего числа маломерных судов, судов индивидуального пользования насчитывается более 90%- Они служат главным образом для активного отдыха трудящихся на воде (дальних и ближних туристических путешествий, прогулок, связанных с посещением новых мест, рыбной ловли, охоты и т. п.) и для других транспортных и хозяйственных нужд населения.

Маломерные суда индивидуального пользования могут принадлежать как организациям, так и отдельным гражданам. Суда этой группы имеют подвесные и стационарные двигатели различных марок и систем с разнообразным режимом эксплуатации, самые разнообразные габариты, обводы и прочность корпусов.

Основными судами этой группы являются катера и мотолодки с подвесными моторами для прогулок (прогулочные суда), рыбной ловли, охоты, отдыха, туристских походов и т.д.

3. По району плавания

Условия для плавания маломерного судна, особенно в дальних походах, бывают самыми различными. Маршрут может пролегать в открытом море, озере, водохранилище, вне видимости берегов и в прибрежных морских районах. Труднопроходимая для судов река с быстрым течением и малыми глубинами, по которой судно идет сегодня, завтра, сменяется широким водохранилищем, а затем шлюзованным каналом с интенсивным судоходством и т. д.

Даже в одном районе степень трудности плавания не всегда одинакова. В зависимости от гидрометеорологических и других условий характер плавания часто меняется. Например, плавание в шторм на открытых водных пространствах отличается от плавания в штиль; плавание на реке в межень отличается от плавания в половодье; плавание до и после попусков воды через плотины, ниже и выше их также различно и т. д.

Изменение условий плавания, а это обычно связано с изменениями района, где происходит движение судна, может вызвать изменение навигационных (мореходных) качеств судна, его методов эксплуатации, в том числе при выборе курса и управлении.

Сильное волнение поверхности воды может резко уменьшить динамические или статические навигационные качества у не приспособленного к плаванию в шторм судна и вызвать непредвиденное осложнение.

Суда могут подразделяться на морские, озерные, речные. У судов, выходящих в открытые водные пространства, должна быть хорошая мореходность, а у судов, плавающих на малых реках, - минимальная осадка.

В соответствии с условиями плавания в различных морских и речных районах суда, техническое состояние которых контролируется Регистром СССР и Речным Регистром РСФСР, в зависимости от конструктивных данных судов, их прочности, оборудования, снабжения, мореходных качеств и технического состояния разделяются на классы, не зависящие от главных линейных размерений судна.

Внутренние судоходные пути - реки, озера, водохранилища - разделяются Речным Регистром в зависимости от районов, где могут плавать поднадзорные Речному Регистру суда, на четыре разряда: М, О, Р, Л. Соответственно подразделяются по этим же классам(М, О, Р, Л) суда, поднадзорные Речному Регистру.

Суда класса М рассчитаны для плавания на больших глубинах, при наличии волн высотой 3м и длиной 40м. Условия - приближенные к морским. Это суда с повышенной прочностью корпуса и хорошими навигационными качествами, т. е. с увеличенной плавучестью, остойчивостью и т. д.

К разряду М относятся: устье реки Северной Двины и выход в Белое море до Архангельского плавучего маяка; Обская губа от Нового порта до о. Шокольского и Тазовская губа; Енисейский залив от Усть-Порта до о. Диксон и Гыданская губа, восточная часть Финского залива - от Кронштадта до Выборга; Печорский залив от Нарьян-Мара до островов Гуляевской кошки; Амурский лиман ниже г. Николаевска-на-Амуре, а также озера Ладожское, Онежское, Байкал, Иссык-Куль и Аральское море.

Судам класса М, плавающим в бассейнах: Татарский пролив от Амурского лимана вдоль берега материка до Де-Кастри и от Амурского лимана вдоль западного побережья Сахалина до Александровска; Енисейский залив от Уст-Порта до о. Диксон и Гыданская губа; Обская губа от Нового порта до о. Шокольского и Тазовская губа, восточная часть Финского залива от Кронштадта до Выборга, разрешается выход в плавание при силе ветра не выше шести баллов по шкале Бофорта.

Суда класса О рассчитаны для плавания при наличии волн высотой до 2 м и длиной 20м. Условия плавания - озерные. К разряду «О» относятся следующие районы: озера Балхаш, Севан, Выг-Озеро; Рыбинское, Цимлянское, Каховское и Новосибирское водохранилища; Курский залив, Гранц-Рыбачье, Нида, Финский залив от Ленинградского порта до Кронштадта, Астраханский 12-футовый рейд, Обская губа от Ямсальского бара до Нового порта; низовья рек: Лены - ниже устья реки Алдан до бухты Тикси, реки Амура - от Хабаровска до Николаевска-на-Амуре, Енисея - от Игарки до Усть-Порта, Южного Буга - ниже г. Николаева, Днепробугский лиман до Очакова, Волга от Камского устья до Куйбышевской ГЭС (Куйбышевское водохранилище) и от Саратова до Волгограда (Волгоградское водохранилище), Кама - от Березников до Камской ГЭС (Камское водохранилище) и от Чистополя до устья Камы.

Суда класса Р рассчитаны для плавания при волне высотой 1, 2м и длиной 12, 5м. Условия плавания речные, как правило, магистральные реки и большие притоки. К разрядуР относятся озера Чудское, Белое, Ильмень, Зайсан, Кубенское, Иваньковское водохранилище (Московское море); Волга - от Калинина до Коприна, от Рыбинска до Горького (в том числе Горьковское водохранилище), от Горького до Камского устья, от Ставрополя до Саратова, от Волгограда до Астрахани - морской канал; Кама - от Перми до Чистополя, Обь - от Камня до Ямсальского бара; Енисей - от Красноярска до Игарки; Иртыш - ниже Омска; Лена - от Витима до устья реки Алдан; Днепр - ниже Днепропетровска (за исключением Каховского водохранилища); Северная Двина - от реки Пинеги до Бара; реки Нева, Свирь, Колыма, Ясна, Индигирка, Ангара, Алдан, Селенга, Печора- от Усть-Пильмы до Нарьян-Мара, Амур - от Благовещенска до Хабаровска, Дон - от Ростова до морского канала, Южный Буг - от Николаева до с. Терноватое, Куршский залив- от Клайпеды до Ниды, Веселовское водохранилище, канал имени Москвы и его водохранилище, Волго-Донской канал-от Красноармейска до Пятиизбянских рейдов, Вислинский залив (Калининград - Балтийск - устье реки Эльбинская Висла).

Суда класса Р допускаются к плаванию по озерам Ильмень, Чудскому и озеру имени Ленина при силе ветра не выше шести баллов по шкале Бофорта.

Суда класса Л могут плавать только при незначительном ветровом волнении на поверхности воды. Они имеют малую осадку для того, чтобы плавать на небольших глубинах. К разрядуЛ относятся верхние плесы больших рек, таких как Лена выше Витима, Енисей выше Красноярска, Волга выше Калинина, Днепр выше Днепропетровска, Печора выше Усть-Цильмы, Амур выше Благовещенска, Северная Двина выше устья реки Пинеги, Кама выше Березников, Обь выше Камня, Иртыш выше Омска, реки Шилки, Зея, Аму-Дарья, Волхов, Западная Двина, Ока, Москва-река, Неман -Калининградский канал, река Данге до Клайпеды, Маныч от устья до Веселовского водохранилища и все остальные реки, не названные выше.

Класс судна

Минимальный надводный борт, мм

Условия плавания на волнении

Удаление от берега, м

по балльности волнения

высота волны

до 1 балла

до 2 баллов

до 3 баллов

Примечания:

    Минимальный наводный борт определяется на стоянке меньшим из 3 замеров от миделя в корму, включая наименьший замер на некоторых судах у транца, или же он измеряется от действующей ватерлинии до первого открытого отверстия и негерметичного выреза в корпусе.

    Для гребных лодок высота надводного борта у форштевня должна составлять не менее 10% длины лодки.

    В исключительных случаях отдельным судам могут устанавливаться условия плавания на волнении до 5 баллов и район плавания, отличные от заданных таблицей. При этом могут быть заданы условия в том числе: с сопровождающим судном, следование определенной трассой, в определенное время суток и т. д.

Морские суда по району плавания подразделяются на суда: а) с океанским (неограниченным морским) районом плавания; б) с морским районом плавания; в) районом прибрежно-морского плавания;г) районом рейдового плавания;д) плавающие в районе портовых вод. Некоторым малым промысловым судам и мотоботам удаление от берега разрешается только на 10 миль. Они могут выходить в море при ветре до четырех баллов.

Каждому маломерному судну, не поднадзорному Регистру СССР и Речному Регистру, плавающему на внутренних судоходных водоемах и в прибрежной зоне морей присваивается соответствующий класс: первый, второй, третий.

Исходя из конструкционных особенностей, маломерные суда распределяются по категориям следующим образом:

D- категория- маломерные суда, сконструированные для плавания в закрытых водоемах и которые можно использовать только на реках, в прибрежных водах и озерах при силе ветра до 4 баллов и высоте волны до 0,3-0,5 метров.

Список необходимого оборудования для маломерных судов

Требования к оборудованию маломерных судов зависят от категории судна и приведены в нижеследующей таблице:

Название оборудования

A B C D
Спасательный круг** или спасательный линь + + + +
Спасательный плот** + +
Спасательный жилет 150 N** + +
Спасательный жилет 100 N** + +
Ремень безопасности для каждого члена экипажа (P) + + +
3 красных фальшвеера** + + +
3 красных ракеты** + +
2 огнетушителя**и 1 противопожарное покрывало** + +
1 огнетушитель** и 1 противопожарное покрывало ** +
1 противопожарное покрывало * +
Помпа + +
Помпа или черпак + +
Компас + + + +
Бортовые огни в соответствии с предписаниями и инструкций по безопасности и предотвращению столкновений судов (COLREG) + + + +
GPS или навигационная карта с навигационным оборудованием + + +
2 якоря с якорными концами + +
1 якорь с якорным концом + +
Буксировочный тросс + + + +
Багор + + +
Водостойкий фонарь + + + +
Аптечка для оказания первой медецинской помощи + + +
Свисток или другой звуковой сигнал + + + +
Радиолокатор + +
Эхалот + + +
Аварийное рулевое устройство + +
Аварийный набор (пластырь, затычки) + +
Линь 15–25 m + + +
Бинокль + + +
Контейнер для сбора мусора и отходов + + + +
Дрейфeующий якорь + +

Пояснения:

Как выбрать лодку?

Вы должны учитывать некоторые моменты: если вам необходим тендер для вашей яхты или моторной лодки, убедитесь, что вы точно знаете максимальные размеры тендера, подходящего для вашей яхты, а также степень максимальной загрузки тендера.

Размер лодки напрямую зависит от максимальной мощности двигателя и от максимальной загрузки лодки пассажирами.

Если вы собираетесь использовать свою лодку для буксировки лыжника, то она должна быть оборудована двигателем мощностью, по крайней мере, 25л.с.

В большинстве случаев максимальное количество перевозимых пассажиров указано в технической спецификации лодки, но число реальных мест для сидения в лодке отличается. Сначала решите, какое количество людей вы собираетесь перевозить на вашей лодке, а затем удостоверьтесь каково реальное количество мест, находящихся в лодке. Посмотрите на сравнительную таблицу ниже и найдите модель, которая является самой близкой к вашим потребностям.