Законодательные и нормативно правовые акты регулирующие деятельность. Законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие профессиональную деятельность. Что входит в состав устава предприятия

Внутренние документы организации включают в себя следующие типы: организационные, служебные и распорядительные.

Организационные документы предприятия

Абсолютно вся деятельность фирм и предприятий должна быть зафиксирована. Для этого предусмотрены различные типы документов.

На основании действующего законодательства все учреждения, фирмы и частные предприятия действуют на основании издаваемых уставов, положений, штатных расписаний и инструкций. Все перечисленные документы и составляют подгруппу документов, именуемых организационными. Все они являются необходимыми элементами любого предприятия.

Таким образом, организационными документами предприятия можно назвать группу бумаг, которые регламентируют функции, задачи и общую структуру предприятия или фирмы. Они регулируют организацию его работы, обязанности и права, а также ответственность его специалистов и руководящего персонала. Это внутренние нормативные документы организации.

Устав

Устав - правовой акт, который регламентирует порядок образования организации, ее компетенцию, основные функции, условия работы и задачи. По сути, это свод правил, который регулирует деятельность любой организации, общества или граждан.

При образовании юридического лица устав должен быть утвержден группой его учредителей и в обязательном порядке зарегистрирован согласно законодательству. Является основным документом в деятельности организаций абсолютно любых правовых форм собственности и регулирует их взаимоотношения с иными организациями или физическими лицами, также устанавливает их обязанности и права в рамках направления деятельности. Устав относится к обязательным внутренним документам организации.

  • наименование и вид предприятия;
  • его почтовый адрес;
  • цель и направление деятельности;
  • порядок образования уставного капитала и распределения прибыли;
  • прочие аспекты деятельности.

Положения

К положениям относят нормативные акты, которые определяют порядок образования и организацию работы предприятия. Они могут регулировать рамки деятельности различных должностных лиц. Но на практике, как правило, создаются положения, которые регулируют общую совокупность трудовых отношений.


Наиболее распространенным видом положения является документ, который регламентирует общую деятельность организации или деятельность ее структурного подразделения в частности. Если положение касается организации в целом, то оно определяет статус предприятия, его компетенцию, а также порядки ликвидации и реорганизации. Положения, касающиеся структурных подразделений, фиксируют порядок разграничения их функций. Какие нюансы имеют эти внутренние документы организации?

Все положения имеют унифицированный формуляр и оформляются на общем бланке предприятия. В обязательном порядке они должны содержать информацию о наименовании предприятия или подразделения, дату и гриф утверждения. Сам текст положения включает в себя цели, задачи, функции, права и обязанности, общие положения, руководство.

Положения должны быть утверждены директором, завизированы юристом и подписаны непосредственно теми, кто их разрабатывал. Это могут быть заместители руководителя или руководители структурных подразделений.

Штатное расписание и штатная численность

Документ, закрепляющий наименование подразделений, имеющихся должностей и количество единиц в штате, именуется штатной численностью. Как и положения, штатная численность унифицирована в системе организационно-распорядительной документации. Также она должна быть оформлена на общем бланке. Штатная численность имеет визу главного бухгалтера предприятия, инспектора отдела кадров, непосредственно руководителя и должна быть заверена печатью.

Ниже будут рассмотрены и другие внутренние и внешние документы организации.

Документ, закрепляющий на предприятии должности и численность сотрудников, а также фонд заработной платы, именуется штатным расписанием. Форма документа имеет унифицированное название Т-3 и представляет собой таблицу, в которой содержатся наименования должностей, тарифные ставки, размеры окладов, надбавки и прочая информация. Составление и утверждение штатного расписания находится в компетенции главного бухгалтера предприятия.

Какие еще внутренние документы организации существуют?

Должностные инструкции

Это нормативные акты, определяющие права и обязанности сотрудников организации, сферу их деятельности, рамки ответственности. Занимают особенное место в структуре внутренних документов предприятия. Именно на основании должностных инструкций разрабатывается и заключается договор с работником. Таким образом, именно трудовой договор и штатное расписание используются для разрешения конфликтной ситуации между работником и работодателем в случае ее возникновения.

Разработка должностной инструкции входит в компетенцию инспектора отдела кадров, затем она согласуется с юридическим отделом и заверяется руководителем. Любое изменение, имеющее существенное значение, должно вноситься на основании приказа директора. Этого требуют внутренние нормативные документы организации.

Договоры

Договор - многофункциональный документ. Он регулирует любые взаимоотношения между субъектами экономической деятельности. Договор может оформляться при покупке или аренде помещений, поручительстве или ценообразовании, продаже товаров или услуг, найме сотрудников или подрядчиков, привлечении сторонних организаций. Он является, как правило, основным документом, который регулирует различные связи экономического характера между категориями граждан, юридическими лицами.


Основной частью договора являются положения о взаимных правах и обязательствах сторон, порядок и сроки расчета, полные реквизиты. Организация работы с внутренними документами лежит на руководителе предприятия.

Служебные документы

Служебные документы - официальные документы, используемые в текущей организационной деятельности предприятия. Основными видами служебной документации являются акты, протоколы, служебные записки и справки.

Акты

Это внутренние документы, отражающие те или иные события или факты и составленные несколькими лицами.

Составляются данные документы в различных ситуациях, поэтому имеют огромное количество разновидностей: это акты приема-передачи, акты списания, коммерческие акты. Должны быть составлены постоянно действующей или назначенной руководителем комиссией. Оформляются на общем бланке предприятия (если являются внутренними), должны иметь информацию об организации (если являются внешними).

Состоят акты из двух частей. В первой они несут информацию о предмете и основании составления, членах комиссии. Во второй содержится непосредственно информация о проведенной комиссией работе, ее результатах.

Подписывается всеми членами комиссии. Если акт несет какую-либо материальную или финансовую нагрузку, он должен утверждаться руководителем и заверяться печатью.

Если акт затрагивает деятельность других структурных подразделений или должностных лиц, то последние должны быть с ним ознакомлены. Внутренние регламентирующие документы организации часто запрашиваются проверяющими органами.

Акты, касающиеся важных вопросов в деятельности организации (реорганизация, проверка, ревизия), должны храниться на постоянной основе. Менее важные подлежат хранению в течение пяти лет.

Протоколы

Фиксируют ход собраний и совещаний, обсуждаемые на них вопросы и принятые решения. Порядок организации внутренних документов должен соблюдаться.

Как правило, протокол собрания и заседания ведется секретарем путем конспектирования или стенографирования. Включает в себя основные тезисы выступающих с докладами, проекты решений по поднятым вопросам. Составляется на общем бланке предприятия с указанием наименования протоколируемого события, даты его проведения, списком участников и порядковым номером.

Протокол состоит из вводной части (указываются председатель, секретарь и присутствующие должностные лица, а также повестка дня) и основной (включает в себя разделы, соответствующие повестке дня, описания выступлений и постановление - решение).

В перечень внутренних документов организации также входят акты о порче имущества, недостачах, повреждениях или нарушениях при транспортировке. Таковые должны составляться на фирменном бланке без каких-либо исправлений или помарок.

Докладные, служебные, объяснительные записки

Служебные и докладные записки представляют собой документы, которые адресуются руководителю предприятия или любого подразделения (в редких случаях - вышестоящему органу). Содержат информацию по какому-либо вопросу, касающемуся деятельности предприятия или должностных лиц, предложения или выводы.

Служебная записка - это элемент внутренней переписки. Составляется в том случае, если вопрос между подразделениями не может быть решен устно. При необходимости визируется у руководителя. Может быть составлена как в рукописном, так и в печатном виде.

Служебная записка должна иметь заголовок и основной текст, раскрывающий суть события, которое послужило поводом к ее составлению, а также выводы и предложения. Датой является дата составления. Должна быть подписана составителем, а в случае направления в вышестоящие органы - еще и руководителем организации.

Служебные записки, касающиеся деятельности предприятия и направляемые в вышестоящие органы, хранятся постоянно, а документы внутреннего контроля организации - пять лет.

Объяснительные записки составляются в произвольной форме и несут информацию по трудовым отношениям. Как правило, содержат информацию о причинах, которые привели к каким-либо нарушениям. В зависимости от важности хранятся от одного года до пяти лет.

Справки

Это внутренние документы, которые описывают и подтверждают факты и события. Наиболее часто используемыми справками на предприятии являются справки о заработной плате и подтверждающие факт работы сотрудника на данном предприятии. По его требованию организация обязана выдать ему подобную справку.

Зачастую на предприятии используются формализованные бланки справок для ускорения процесса их подготовки и последующей выдачи.

Справка должна содержать данные о сотруднике, которому она предоставляется, его должности и окладе. В обязательном порядке должна иметь дату составления, подписи руководителей, печати предприятия.

Отдельным видом справок являются справки по производственной тематике, которые могут быть предоставлены по запросу руководства. Таковые составляются в двух экземплярах: один предоставляется адресату, второй прикладывается к делу.

Учет внутренних документов организации должен быть строгим.

Распорядительные документы организации

Различают следующие виды распорядительных документов:

  • Приказ. Издается руководством организации с целью решения производственных задач. Различают приказы по производственным вопросам и приказы по личному составу. К первым относятся приказы в отношении финансирования, снабжения, реализации товаров или услуг, распределения ресурсов. Ко вторым - о приеме на работу или увольнении, об отпуске или командировании сотрудника. Должен быть подписан руководителем и доведен до сведения тех лиц, деятельность которых он затрагивает.
  • Решения и распоряжения. Акты, издаваемы с целью оперативного решения возникших на производстве вопросов. Преимущественно носят методический и информационный характер. Решения и распоряжения оформляются идентично приказам и издаются в одном из следующих случаев: при необходимости распределения обязанностей или определении сроков выполнения той или иной задачи; при определении порядка использования автотранспорта и так далее. Распоряжения, как правило, состоят из распорядительной части и констатирующей, имеют отдельным пунктом назначение контролирующего органа в виде подразделения или должностного лица. Подписываются директором, нумеруются в границах календарного года. Если касаются основной деятельности предприятия, то хранятся постоянно, по хозяйственно-административным вопросам - пять лет.

Внутренние документы кредитной организации

Обычно кредитные организации разрабатывают и утверждают различные документы, которые регулируют деятельность их подразделений и должностных лиц. Это документы о совершении банковских операций и других сделок (некоторые виды правил, процедур, положений, распоряжений, решений, приказов, методик, должностных инструкций и иных документов в формах, принятых международной банковской практикой).

Экономика предприятия регулируется множеством нормативных актов, которые различаются по уровню и виду органа, издавшего акт. В зависимости от того, каким органом принят нормативный акт, определяется его юридическая сила.

Нормативные акты подразделяются на законы, акты федеральных органов государственного управления, акты федеральных органов исполнительной власти, акты исполнительных органов субъектов РФ.

Деятельность акционерных обществ регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации (часть первая, вторая и третья) (с изменениями и дополнениями), где даны основные определения организационно-правовых форм предприятия, основы договорных отношений и др.

Таблица 1.1.Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность предприятия

Наименование нормативно-правового акта

Достоинства, недостатки

1. Конституция РФ

Конституция РФ принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. Основной закон государства, нормативно-правовой акт учредительного характера и высшей юридической силы, сам утверждает то демократическое устройство общества, которое закреплено Конституцией.

Конституция провозглашает наименование «Российская Федерация» и «Россия» равнозначными, но наименование «Россия» в тексте Конституции встречается только в преамбуле

2. Гражданский кодекс РФ: часть 1 от 30.11.1994г. № 51-ФЗ (в ред. от 30.12.2004г.)

Гражданский кодекс РФ основательно вошел в жизнь российского общества как один из наиболее фундаментальных законов рыночной экономики

Гражданский кодекс РФ является весьма сложным и кодификационным актом, нормы которого должны быть точно выверены и сбалансированы

3. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000г. №117-ФЗ (с изм. и доп., вступ-ми в силу с 01.01. 06г.)

Гл. 25 Ст. 284-289. Рассматривает ставки налога на прибыль

Снижение максимальной ставки налога до 20% (максимальная ставка составляла 24%). Отмена прежде существовавших отраслевых налоговых льгот

(с изменениями от 25.11.2009г. № 267-ФЗ)

Создает необходимые правовые условия для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

Не отражены в полном объеме обязанности работников и работодателей.

5. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996г. №63-ФЗ (в ред. от 28.12.2004г.)

В нормах уголовного кодекса получила отражение стратегии уголовно-правовой политики государства в сфере борьбы с преступностью на современном этапе

Изменения коснулись и некоторых составов преступлений, в ряде из них установлены новые квалифицирующие признаки, определяющие размер ущерба крупный и особо крупный.

(с изменениями от 9.03.2010г.)

Является законодательным актом, в котором объединены и систематизированы правовые нормы, регулирующие определенную область общественных отношений. Он объединяет правовые нормы, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в различных областях нашей жизни в связи с совершением особого вида правонарушений - административных правонарушений.

Закон внес существенные изменения в правовое регулирование административных правоотношений в Российской Федерации, причем не только в отношении физических лиц, но и юридических лиц. Коренные изменения внесены в правовое регулирование административных правоотношений различных сфер и аспектов предпринимательской деятельности.

7. Федеральный закон от 26.03.1996г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ)

Предотвращает отрицательные результаты хозяйственной деятельности организации и выявляет внутрихозяйственные резервы обеспечения ее финансовой устойчивости

Процесс реформирования отечественной системы бухгалтерского учета отстает от общего процесса экономических реформ в России

8. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (от 26.10.2002 №127-ФЗ) (с изм. от 26.04.2007г.)

Устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несост-ти, порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов

В данном федеральном законе рассмотрены вопросы по разбирательству дел в арбитражном суде

"Об акционерных обществах " (с изменениями от 15.11.2009г)

Определяет правовую основу формирования и деятельности открытых акционерных обществ.

В законе предусмотрены меры, направленные на обеспечение экономической стабильности общества, охрану его интересов, устанавливающие ограничения на распределение прибыли общества между его участниками

(с изменениями от 20.05.2009г.)

Регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Закон имеет огромное социально-экономическое значение, поскольку направлен на установление правил государственного регулирования требований к продукции, включая товары народного потребления, связанных с нею процессов, а также работ и услуг в интересах потребителей.

Международные договоры применяются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством непосредственно, кроме случаев, когда для их применения требуется издание российского акта. Если международным договором РФ установлены правила, отличные от предусмотренных гражданским законодательством, то применяются правила международного договора.

Основой правового регулирования экономики предприятия является Конституция Российской Федерации. Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства страны, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Признаются и защищаются равным образом частная, государственная и муниципальная формы собственности.

Таким образом, управление капиталом предполагает тщательное исследование объемов собственного капитала и грамотное привлечение заемного. Необходимо учитывать реальные финансовые возможности предприятия, чтобы избежать лишения платежеспособности предприятия по кредиту, в случае привлечения внешнего капитала. Имеется возможность отказа от привлечения заемных средств, однако это снижает объемы капитала, которые предприятие могло бы использовать.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ.

Нормативный акт – это акт, компетентного органа государственной власти, которым устанавливается нормы права. К нормативным правовым актам регламентирующие деят-ть п/п относятся Гражданский Кодекс, Трудовой кодекс, налоговый кодекс, земельный кадастр, указы президента РТ, постановление главы организации.

Чтобы успешно осуществлять свой бизнес, дееспособность граждан или предпринимательская организация должны хорошо знать законодательство, регулирующее эту деят-ть. Впервые наиболее полное определение сущности понятия предпринимательской деятельности было сформулировано в законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». В нем говорилось, что под предпринимательской деят-тью инициативная самостоятельная деят-ть граждан и их объединений, направленная на получение прибыли. Было установлено, что предпринимательская деят-ть осуществляется гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия.

В первой части ГК РФ говориться, что гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деят-ть, или с их участием. ГК РФ комплексно определяет сущность предпринимательской деятельности: это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деят-ть, направленное на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицам, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке.

Основными документами, регламентирующими предпринимательскую деятельность являются:

1. Конституция РФ от 12.12.93 (ред. от 25.07.2003.)

2. Гражданский кодекс РФ (часть 1) от 30.11.94 №51-ФЗ (ред.29.07.2004);

3. Гражданский кодекс РФ (часть 2) от 26.01.96 № 14-ФЗ (ред. от 23.12.2003);

4. Гражданский кодекс РФ (часть 3) от 26.11.2001 № 146 –ФЗ;

5. Налоговый кодекс РФ (часть 1) от 31.07.98 № 146-ФЗ (ред. от 22.07.2005 № 119-ФЗ);

6. Налоговый кодекс РФ (часть 2) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 22.07.2005 № 117-ФЗ);

7. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14.06.95 № 88-ФЗ (ред. от 21.03.2002);

8. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 28.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 23.12.2003);

9. Федеральный закон «о несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ;

10. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 28.08.2001 № 128-ФЗ (ред. от 23.12.2003);

11. Трудовой кодекс РФ № - ФЗ от 21.12.2001

12. Иные нормативные акты

Конституция РФ – основной документ всего российского законодательства. Конституция закрепляет следующие основополагающие права и принципы предпринимательской деятельности: свободное распоряжение своим трудом, право частной собственности, равенство всех форм собственности, свобода экономической деятельности, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, общегражданские права человека.

Гражданский кодекс (часть 1) определяет правовые аспекты взаимоотношений граждан, юридических лиц и других участников предпринимательской деятельности, организационно-правовые формы хозяйствования. (Приложение3)

Гражданский кодекс (часть 2) определяет правовые аспекты коммерческого и финансового предпринимательства, договорных и подрядных отношений. (Приложение)

Налоговый кодекс регламентирует общие правила определения доходов и расходов участников предпринимательской деятельности, виды, ставки налогов, налоговую базу, порядок начисления налогов и др. (Приложение4)

Трудовой кодекс определяет правовые аспекты регулирования трудовых отношений: организация труда и управление трудом, рабочее время и время отдыха, оплата и нормирование труда, гарантии и компенсации. (Приложение5)

Государственная регистрация – процедура легализации деятельности субъектов хозяйствования, при которой государственные органы проверяют соответствие самого юридического лица и его регистрационных документов требованиям действующего законодательства. Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.

Юридические лица действуют на основании учредительных документов: договора или устава в зависимости от организационно-правовой формы участника предпринимательской деятельности, либо договора и устава.

Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).

Учредительный договор - документ, в котором содержится следующая информация: наименование юридического лица; место его нахождения; порядок совместной деятельности по его созданию; размер долей участия каждого из учредителей; условия передачи имущества учредителей юридическому лицу; условия участия учредителей в деятельности юридического лица; условия и порядок распределения между участниками прибыли (убытков); условия управления деятельностью юридического лица; условия выхода учредителей (участников) из состава.

В уставе в обязательном порядке должны содержаться: сведения об организационно-правовой форме, наименование, место нахождения, размер уставного фонда, состав учредителей, вид и сфера деятельности, порядок распределения прибыли, порядок образования фондов, условия реорганизации и ликвидации.

На основе учредительного договора действуют хозяйственные товарищества.

На основе учредительного договора и устава действуют общества с ограниченной ответственностью и ассоциации.

На основе устава действуют акционерные общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия, потребительские кооперативы, фонды.

ИЗНОС ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

В процессе эксплуатации основные средства подвергаются износу. В рыночной экономике различают 3 вида износа:

1.физический,

2.моральный,

3.внешнего воздействия.

Физич. износ.-àпонимается утрата основными средствами своих технико-экономических свойств, социальных характеристик, потребительной стоимости, а также стоимости в связи с эксплуатацией и под воздействием естественных сил природы.

Существует 2 типа физ изн:

1. механический износ трущихся деталей, усталостный износ метала, дерева, деформация отдельных конструкций;

2.естественный - не связан с эксплуатацией ОФ, а выражается в коррозии металла, выветривании, выщелачивании материалов.

Степень физ.износа зависит от многих факторов: качество конструкции и материалов, особенности технолог. процесса, срока эксплуатации, степени загрузки. Значительная доля устаревших осн-ых ср-в наносит ущерб экономическим показателям, объемам производства, конкурентоспособности товара.

Износ ос опред-ся

Износ=Спервонач*Норм аморт*время экспл/100

Коэффициент физического износа на каждый момент может определен по формуле:

Кизн факт = Тф / ТN ,

где Тф - фактическое время, ТN - нормативное время работы.

Кизн факт = (Тф * Qфt) / (ТN * QNt),

где Qфt - объем выпуска продукции за соответс-щий год, QNt - нормативный объем выпуска продукции.

Кгодн=Сост/Спервонач

Моральный износ основных средств выражается в уменьшении их стоимости до окончания срока службы. Он является следствием технологического прогресса и роста производительности. Моральный износ может быть 2-х видов:

связан с утратой основными средствами части своей первоначальной стоимости в результате повышения производительности труда в отраслях их производящих.

Кмор изн = (Фпер – Фвост) / Фпер

Кмор изн = (Nнов - Nст) / Nнов

Где Nнов - проектная или паспортная мощность объекта в изменившихся условиях после проведения реконструкции, модернизации или выпуска нового вида оборудования в натуральных единицах измерения. Nст – производительность морально устаревшего оборудования в натуральных единицах измерения.

Для объектов недвижимости в составе основных средств предприятия определяется также внешний (экономический) износ. Износ внешнего воздействия это снижение стоимости объекта недвижимости в следствии негативного влияния внешней среды экономических или политических факторов. Причина внешнего износа это общий упадок района, в котором находится объект или действие правительства РФ, местной администрации, изменение рынка занятости, нарушение биологического равновесия, перевод основных производств в другой регион и т.д., строит-во рядом малопривлекательных объектов таких как очист сооружения, заболачивание, бензоколонки.

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПЛАНА РАЗВИТИЯ П/П

План развития п/п вкл-ет след. разделы:

1. План развития науки и техники, НТП – важная часть плана развития п/п. он вкл-ет в себя мероприятия по НИР, освоения пр-ва новых видов продукции, внедрению прогрессивной технологии, модернизации и автоматизации произв-х процессов НОТ. Перенос передового опыта с родств пп. К показателям этого плана относятся: а) продукция осваиваемая произв-ом впервые; б) относ-ое уменьшение чис-ти раб-ов за счет внедрения разл. мероприятий по развитию науки и техники; в) рост ПТ, показатели харак-ие уровень пр-ва, как коэф-т автоматизации, механизации повышение нефтеотдачипластов, коэф-т экстенсивного исп-ия осн. ср-в и т.д., а также специфические пок-ли, характерные для данного вида пр-ва, н-р, материалоемкость продукции, энергоемкость пр-ва…

2. План повышения эк. эф-ти пр-ва. Даются обобщающие показатели эк. эф-ти исп-ия живого труда, осн. ср-в, кап. вложений, матер-х ресурсов и т.д. к числу таких показателей относятся темпы роста пр-ва товарной продукции, рентаб-ть пр-ва продукции и п/п в целом, затраты на рубль товарной продукции, снижение пок-ли Фо, Фе, материалоемкости и т.д. снижение затрат на 1 р тов продукции, оборачиваемости средсты

3. План пр-ва продукции – произ программа, в которой устанавливаются задания по производству отдельных видов продукции в стоимостном и натуральном выражении. Для этого исп ся показатели валов товарна реализ продукция, реализация нетто – вся ваовая продукция, которую получает пп на основе выполнения заключенных договоров за минусом налогов. В нем представлены в натур. и стоимостном выражении пр-во продукции, повышение ее кач-ва, перечень мероприятий по специализации, кооперированию и комбинированию пр-ва.

4. План инвестиции (кап. вложений). План кап. стр-ва предус-ет стр-во новых, расширение и реконструкцию действующих цехов п/п. перечень мероп-й по тех-му перевоор-ю действующего пр-ва, модер-я оборудования, соверш-ние технологии пр-ва, модер-ю и автом-ю произв-х процессов.

План внедрения инноваций – предусматривает внедрение в производство инновац технологий

5. План матер-но тех-ого обеспечения. Он представляет собой систему матер-х расчетов, отражающих пр-во и потребление важнейших видов прод-ии. данный план разрабатывается с учетом снижения удельных норм расхода сырья, материалов, топлива и

6.План по труду и кадрам. Предусматривает повышение ПТ, как основного условия увеличения объема пр-ва. Здесь же рассчитывается чис-ть п/п, ФОТ, ТП и ср. з/п. соблюдать опережение роста произ труда по сравнению с ростом зп.

7. План по издержкам пр-ва и реализации продукции. Непосредственная цель планир-ия с/с это эк-ки обоснованное определение величины затрат на пр-во продукции, а также исчисление величины дохода (прибыли, получаемого в рез-те произ-ой деят-ти.

8. Финансовый план. Устанавливаются важнейшие показатели как расчет потребности в соб-х обор. ср-вах; задание по ускорению оборачиваемости обор.ср-в; задание по прибыли п/п; кредитный план п/п; распределение чистой прибыли п/п на фонды:1. потребления, 2.накопления, 3. резервный фонд.

9. План соц-ого развития коллектива предусматривает перечень наиболее актуальных для коллектива мероприятий по улучшению охраны труда и тех-ки безоп-ти, условий труда, быта и отдыха работающих.

10, План мероп-й по охране прирды и рац-му исп-ию прир-х ресурсов. План по охране труда и тех-ки безоп-ти. Представлены мероп-я по предотвращ-ю загряз-я окрю среды, рац-му исп-ию прир-х ресурсов, охране водных ресурсов, воздуш. бассейна рац-му исп-ию земель и минер-х рес-в.

ТАРИФНАЯ СИСТЕМА

ОТ раб-в - это цена трудовых ресурсов, задействованных в произ-м процессе. ЗП регулируется с учетом след-х принципов, опред-х уровень тарифных ставок, окладов, премий:

1) значение той или иной отрасли для нар.хозяйства;

2) значение тех или иных произв-в для развития данной отрасли, характер и условия труда. В НГДП установлена следующая последовательность по значению производств, входящих в нее: бурение; добыча нефти; ПРС; транспортировка и хранение нефти и нефтепродуктов; переработка.

3) вредность и сложность условий труда;

4) территориальное размещение предприятия внутри страны;

5) качество труда, квалификация работников.

Источником выплат за вложенный труд является ФЗП, состоящий из тарифной части ЗП с надбавками, и премиального фонда (месячные, квартальные и другие премии).

Тарифная система представляет собой совокупность гос. нормативных данных и положений, обесп-щих оплату труда в соответствии с его качеством, с учетом условий труда в данной отрасли на данном производстве. Тарифная система является основой оплаты труда и состоит из следующих элементов: единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС); тарифные ставки; тарифная сетка; тарифные коэффициенты.

Тарифная ставка - показатель абсолютного уровня оплаты труда рабочего в единицу времени (час, смена, месяц).

Тарифная сетка - регулятор уровня ЗП рабочих и служит основой для дифференциации в соответствии со сложностью выполненных работ. Для основных рабочих в нефтедобыче установлена следующая тарифная сетка, устанавливается 7-ой разряд рабочих - он рассчитывается как оклад. Каждому разряду присвоены тарифные коэффициенты, показывающие во сколько раз тарифная ставка данного разряда выше ставки первого разряда.

Единый тарифно-квалификационный справочник (ТКС) служит основой для опр-ия разряда рабочего, в нем содержатся подробные произв-ые характ-ки различных видов работ, производящихся в отрасли, также указ-ся, что рабочий должен знать и уметь.

При коллективной форме ОТ, когда известна тарифная ставка каждого рабочего, ср. тарифная ставка опр-ся как среднеариф-ая величина из тарифных ставок, взвешенных по численности рабочих.

При отсутствии данных о тариф. ставках рабочих, но при известном ср. тарифном коэффициенте средняя тарифная ставка определяется по формуле:

Т1 –тарифная ставка первого разряда; КС – средний тарифный коэффициент.

НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА.

В современных условиях правильно организовать работу и соответственно оплату труда на ПП невозможно без её основного элемента - нормирования труда, позволяющего установить соответствие между объёмом затрат труда и размером его оплаты в конкретных условиях производства.

Нормирование труда - определение общественно необходимых затрат труда (времени) на выполнение работы (изготовление продукции) отдельным работником или группами работников (бригадой) и установление на этой основе норм труда.

Нормирование труда предполагает:

1. Формирование тарифной системы, которая может быть на основе тарифных ставок, единой тарифной ставки и на основе бестарифной оплаты.

2. Выбор формы оплаты труда:

а) сдельная, б) повременная

3. Выбор системы ОТ:

а) простая повременная б) повременно-премиальная, в) прямая сдельная,

г) сдельно-прогрессивная, д) сдельно-премиальная, е) аккордная, ж) косвенно-сдельная и т.д.

Основными функциями нормирования труда это планирование производства как оценка трудовой деятельности отдельного работника, бригады, коллектива, выбор морального и материального поощрения, совершенствование организации труда и производства, распространение передового опыта.

К основным задачам нормирования труда относятся:

1. Обоснование необходимой и достоверной величины затрат рабочего времени на единицу продукции в конкретных условиях;

2. проектирование рациональных методов труда, включая бережливое производство;

3. систематически анализировать выполнение норм труда для выявления резервов производства;

4. постоянное изучение, обобщение и распространение передового опыта, пересмотр действующих норм труда по мере изменения условий труда, как внедрение новой техники. технологии.

Решение вышеперечисленных задач нормирования позволит облегчить труд работников, повысить производительность труда, увеличить объём выпуска продукции.

1) исследование затрат рабочего времени и выявление его потерь,

2) проектирование норм по труду,

3) разработка и внедрение научно-обоснованных норм и затрат труда,

4) применение систем и методов материального стимулирования,

5) изучение и проектирование рациональных методов труда.

Норма времени определяет необходимые затраты времени одного работника или бригады (звена) на выполнение единицы работы. Измеряется в человеко-минутах или человеко-часах.

Структуру нормы времени можно представить:

Норма времени=подготовительно-заключительное время + оперативное время (которое включает время основное + время вспомогательное) + время обслуживания рабочего места (кот-е включает время тех.обслуживания + время орг. обслуживания) + время регламентированных перерывов (включает время на отдых и личные необходимости + время перерывов, обусловленных технологией и организацией труда).

ВИДЫ НОРМ

Нормы труда – это абс. кол-во совокуп-ти рабоч. времени необх-го для произ-ва ед. вида продукции или выполнения опр. работы на конкретном п/п.

При нормир-ии труда рабочих и служащих прим-ся след-щие виды норм труда: нормы времени, нормы выработки, обслуживания, численности. Поскольку всеобщим измерителем труда служит рабочее время, все нормы труда являются производными от нормы времени.

Норма времени – это кол-во раб. времени, необх-ое для выпол-ия ед. опр-ой работы одним рабочим или группой рабочих соотв-щей числ-ти и квал-ции в наиболее рац-ных условиях. Состав нормы времени: подгот-но-заключ-ное время + оператив-ое вр.+ осн. и вспом. вр. + вр. на обсл-ие раб. места + вр. на личные нужды + перерывы, обуслов-е технологией и орг-ей произ-ва.

Все затраты рабочего времени (кроме подгот-но-заключ-го) устан-ся на операцию или на единицу (штуку) изделия и в сумме составляют норму штучного времени. В нее входят следующие элементы (операт.вр.+ вр. на обсл-ие раб. места + вр. на личные нужды + перерывы, обуслов-е технологией и орг-ей произ-ва). Следовательно, норма времени состоит из двух основных частей: нормы подготовительно-заключительного времени и нормы штучного времени. Нормы времени устанавливаются не для всех рабочих. Чаще применяются нормы выработки.

Норма выработки – это кол-во натур. или услов.ед. прод-и, которое должно быть изготовлено в ед. времени (смену, месяц) в опр-ных организ-но-технич. условиях одним или группой рабочих соотв-щей квал-ции. Между нормой времени и нормой выработки существует обратная зависимость, т.е. с уменьшением нормы времени норма выработки увеличивается. Однако изменяются эти величины не в одинаковой мере.

Норма обслуживания – это устан-ое кол-во ед-ц обор-ия, кот-е должно обслуж-ся одним рабочим или группой рабочих соотв-щей квал-ции при определенных орг.-техн. условиях в течение смены. Чтобы рассчитать норму обслуж-я, надо опр-ть норму времени обслуж-я, т.е. кол-во вр., необх-ое на обслуж-е в течение смены ед. оборуд-ия и т.д. Норма обслуж. равна отношению прод-ти смены к норме времени на обслуж. ед. оборуд-я.

Норма числ-ти - численность работников опр-го проф.-квалиф-ого состава, требующаяся для выполнения производственного задания.

МЕХАНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ.

Механическое движение населения происходит в результате миграционных процессов. Различают внутреннюю и внешнюю миграцию, по продолжительности – временную, постоянную, а также сезонную и маятниковую. По характеру различают плановые и стихийные миграции.

При оценке процессов миграции пользуются такими показателями, как: оборот миграционных процессов;сальдо миграции;интенсивность миграции и др.

Оборот миграционных процессов – сумма прибывших и убывших.

Сальдо миграции (D) определяется как разность между количеством прибывших М+ и выбывших Ми может быть положительным и отрицательным:D = М+ – М-

Общая интенсивность миграции (b) – это отношение количества мигрирующих лиц к численности населения данной территории (S):b = D / S х 1000.

Соответственно определяется интенсивность миграции прибывших b+ и убывших b-:b+ = M+ / S х 1000; b– = М– / S х 1000.

Аналогично вычисляется возрастно-половая интенсивность миграции прибывших и убывших. Коэффициент эффективности миграции:

миграционный прирост (сальдо) / сумма прибывших и выбывших х 1000.

БАЛАНС ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ.

Балансом трудовых ресурсов (БТР) называется система показателей, отражающих численность и состав трудовых ресурсов, и их распределение на занятых по отраслям экономики и формам собственности, безработных и экономически неактивное население.
Баланс трудовых ресурсов может быть составлен:
1) по стране в целом;
2) по отдельным субъектам РФ;
3) краям и областям с распределением на городскую и сельскую местность.
К трудовым ресурсам относятся лица обоего пола, потенциально способные участвовать в производстве товаров и услуг.
При определении численности трудовых ресурсов большое значение имеет показатель численности постоянного населения.
Для того чтобы привести в соответствие ресурсную и распределительную части баланса трудовых ресурсов в численность населения трудоспособного возраста включается численность иностранных работников, занятых в экономике на территории страны.
Границы трудоспособного возраста регулируются трудовым законодательством. В России к населению в трудоспособном возрасте относятся женщины в возрасте от 16 до 54 лет и мужчины в возрасте от 16 до 59 лет. Но поскольку в состав трудовых ресурсов включается только трудоспособное население, из численности населения в трудоспособном возрасте исключается численность неработающих инвалидов I и II групп в трудоспособном возрасте и численность неработающих пенсионеров в трудоспособном возрасте, которые получают пенсию по возрасту на льготных условиях. Но в состав трудовых ресурсов входят лица пенсионного возраста, которые продолжают трудиться.
Баланс трудовых ресурсов состоит из двух разделов. В первом разделе показываются ресурсы, во втором – их распределение.
Схема баланса трудовых ресурсов.
1. Источники формирования трудовых ресурсов.
Всего трудовых ресурсов, в том числе:
а) трудоспособное население в трудоспособном возрасте;
б) лица старших возрастов и подростки, занятые в экономике, из них:
в) подростки;
г) лица старше трудоспособного возраста, занятые в экономике или признанные безработными.

2.Распределение трудовых ресурсов
а) всего занято в экономике (без лиц в личном подсобном хозяйстве), в том числе:
– в отраслях экономики;
– по найму ведением частного домашнего хозяйства;
– служителей религиозных культов и др.;
б) учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от производства;
в) трудоспособное население в трудоспособном возрасте, не занятое экономической деятельностью или учебой.
С помощью баланса трудовых ресурсов в статистике решаются следующие задачи:
1) анализируется структура распределения трудовых ресурсов;
2) прослеживается динамика перераспределения трудовых ресурсов между различными отраслями и сферами деятельности;
3) добываются сведения о численности и структуре незанятого населения;
4) определяется уровень занятости населения;
5) характеризуются сложившиеся пропорции в распределении трудовых ресурсов.
Если сопоставить данные баланса трудовых ресурсов за несколько лет, то вышеназванные задачи можно изучить в динамике.
Баланс трудовых ресурсов является международным статистическим стандартом. Этот стандарт был рекомендован для стран с плановой экономикой, однако, балансовые расчеты трудовых ресурсов не утратили своего значения и для стран с рыночной экономикой. В этом случае схема баланса трудовых ресурсов должна быть адаптирована к категориям статистики занятости, используемым странами с рыночной экономикой.
Аналитические возможности баланса трудовых ресурсов можно расширить путем распределения работающих на предприятиях различных форм собственности и занятых в сфере частного предпринимательства по отраслям экономики.

РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ И ЕГО УЧЕТ

Рабочим временем в трудовом праве называется установленная законодательством или на его основе часть календарного времени, в течение которого работники в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка обязаны выполнять свои трудовые обязанности на предприятии, в учреждении, организации.

Продолжительность рабочего времени работников устанавливается государством с участием профсоюзов.

Нормы продолжительности рабочего времени не могут быть изменены по соглашению администрации предприятия (учреждения, организации) с профкомом или с работником.

Учет рабочего времени . Согласно ст. 91 ТК РФ на работодателей возлагается обязанность по учету времени, фактически отработанного каждым работником. При этом используются формы №Т-12 «Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы» и форма № Т-13 «Табель учета использования рабочего времени», утвержденные постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

В табелях отмечаются количество часов пребывания на работе, неявки на работу, опоздания, сверхурочные работы и т.п. На основе данных табеля бухгалтерия начисляет заработную плату.

Учет использования рабочего времени можно вести методом сплошной регистрации явок и неявок на работу либо путем регистрации только отклонений (неявок, опозданий и т.п.).

Учет рабочего времени может быть ежедневным, еженедельным и суммированным.

Ежедневный учет рабочего времени применяется при равной продолжительности ежедневной работы. Работа сверх этой продолжительности не может компенсироваться недоработкой в другие дни или дополнительными отгулами и признается сверхурочной.

Еженедельный учет рабочего времени применяется, когда законом установлена только продолжительность рабочей недели (пятидневной или шестидневной), а продолжительность ежедневной работы (смены) устанавливается графиком в пределах недельной нормы. При этом учитывается общее число отработанных часов за учетный период - неделю.

Введение суммированного учета рабочего времени допускается, когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом (например, на непрерывно действующих предприятиях) или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени. Обязательным условием введения суммированного учета является невозможность организации работы сменами нормальной продолжительности.

Сущность суммированного учета состоит в том, что работодателем устанавливается определенный учетный период: месяц, квартал или иной отрезок времени.

Учетный период не может быть больше одного года. В течение этого учетного периода работник должен отработать установленную законодательством норму рабочего времени, но не более.

Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Для работников, работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается.

БАЛАНС РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

С помощью балансов рабочего времени осуществляется анализ его использования. Они составляются в человеко-днях и человеко-часах. Баланс рабочего времени состоит из двух разделов:

Ресурсы рабочего времени;

Использование рабочего времени.

В разделе ресурсов рабочего времени отражаются следующие показатели:

Календарный фонд рабочего времени;

Неявки в связи с праздничными и выходными днями; табельный фонд рабочего времени;

Неявки в связи с очередными отпусками;

Максимально возможный фонд рабочего времени.

Если необходимо рассчитать ресурсы рабочего времени в человеко-часах, то соответствующий показатель, выраженный в человеко-днях, умножается на среднюю установленную продолжительность рабочего дня. В разделе использования рабочего времени характеризуется структура максимально возможного фонда рабочего времени. Максимально возможный фонд рабочего времени состоит из трех частей:

Фактически отработанное время;

Время, не отработанное по уважительным причинам;

Потери рабочего времени. Первый показатель в разделе использования рабочего времени – это фактически отработанное время в человеко-днях (если баланс составляется в человеко-днях) или фактически отработанное время в человеко-часах (если баланс составляется в человеко-часах). Здесь указываются только часы, отработанные в пределах установленной продолжительности рабочего периода. Сверхурочно отработанное время приводится за балансом отдельной строкой. Вторая часть максимально возможного фонда – это время, не использованное по уважительным причинам. Сюда входят:

1. неявки по болезни, по уходу за больными детьми;

2. отпуска по учебе (для сдачи экзаменов, зачетов, время обучения на курсах профессиональной подготовки и переподготовки по направлениям предприятий и т. п.); 3. прочие неявки по причинам, предусмотренным законом (неявки в связи с выполнением государственных обязанностей, время проезда к месту использования отпуска и обратно для работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и др.). При составлении баланса рабочего времени в человеко-часах неявки по уважительным причинам, выраженные в человеко-днях, умножаются на среднюю установленную продолжительность рабочего дня. Внутрисменное время, не использованное по уважительным причинам, указывается отдельно. Третья часть максимально возможного фонда времени – это потери рабочего времени. Здесь отражаются целодневные простои рабочего времени по следующим причинам:

1. целодневные простои;

2. неявки из-за прогулов;

3. неявки с разрешения администрации без сохранения заработной платы по уважительным личным причинам;

4.массовые невыходы на работу (забастовки).

Если баланс рабочего времени составляется в человеко-часах, то отдельно показываются внутрисменные потери, которым относятся внутрисменные простои и часы, не отработанные по причине опозданий и преждевременного ухода с работы. Отдельной строкой в балансе рабочего времени в составе максимально возможного фонда времени указываются административные отпуска. Итоговая строка в данном разделе баланса рабочего времени – это показатель максимально возможного фонда рабочего времени. Исчисляется как сумма трех компонент:

1. фактически отработанного времени;

2. времени, не использованного по уважительным причинам;

3. потерь рабочего времени. На уровне предприятия балансы рабочего времени целесообразно составлять ежемесячно, потому что это позволит согласовать производственную программу с теми реальными ресурсами рабочего времени, которыми может располагать предприятие, на основе информации о структуре использования рабочего времени в тот или иной период.

ВИДЫ ЗАР.ПЛАТЫ

Номинальная - количество денег в номинальном размере, которое получает работник в виде вознаграждения за труд.

К номинальной заработной плате относятся:

1.оплата, начисляемая работникам за отработанное время, количество и качество выполненных работ;

2.оплата по сдельным расценкам, тарифным ставкам, окладам, премии сдельщикам и повременщикам;

3.доплаты в связи с отклонениями от нормальных условий работы, за работу в ночное время, за сверхурочные работы, за бригадирство, оплата простоев не по вине рабочих и т. д.

Реальная - это количество товаров и услуг, которое можно приобрести на номинальную заработную плату; реальная заработная плата - это «покупательная способность» номинальной заработной платы. Реальная заработная плата зависит от номинальной заработной платы и цен на приобретаемые товары и услуги.

Показателем, позволяющим определить изменение реальной заработной платы за тот или иной период времени, является индекс реальной заработной платы. Индекс реальной заработной платы рассчитывается как отношение индекса номинальной заработной платы к индексу потребительских цен. Например, если номинальная зарплата выросла на 10 % по сравнению с предыдущим годом, принимаемым за 100 %, то это означает, что индекс номинальной зарплаты составит 110 %. Тогда при индексе потребительских цен 107 % за год индекс реальной заработной платы составит приблизительно 102,8 %. Это означает, что покупательная способность номинальной зарплаты данного года составила 102,8 % от предыдущего года, принятого за базовый.

ВИДЫ ОЦЕНКИ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ

Учет и оценка основных фондов ведутся в натуральном и стоимостном выражении.

§ Натуральные единицы используются для измерения объема определенного вида основных фондов (количество единиц оборудования, общая мощность оборудования, жилые здания измеряются в квадратных метрах площади и т. д.).

§ Стоимостной учет в сопоставимой форме позволяет определить объем, структуру, динамику и степень использования основных фондов.

Различаются следующие виды стоимостной оценки основных фондов:

§ полная первоначальная стоимость (ППС);

§ ППС за вычетом износа;

§ полная восстановительная стоимость (ПВС);

§ ПВС за вычетом износа;

§ балансовая стоимость (БС);

§ рыночная стоимость (РС).

Первоначальная стоимость

Первоначальная стоимость основных фондов - это фактическая сумма затрат на изготовление или приобретение фондов, их доставку и монтаж.

Первоначальная стоимость выражается в ценах, действовавших в момент приобретения данного объекта. По первоначальной стоимости основные фонды принимаются на баланс предприятия, она остается неизменной в течение всего срока службы и пересматривается при переоценке основных фондов предприятия или уточняется при модернизации или капитальном ремонте. Амортизация основных фондов также начисляется по первоначальной стоимости.

Восстановленная стоимость

Полная восстановительная стоимость основных фондов определяется путем переоценки действующих основных фондов с учетом их физического и морального износа.

Различия между первоначальной и восстановительной стоимостью основных фондов зависят от изменения цен на их отдельные элементы. При этом восстановительная стоимость может быть как больше, так и меньше первоначальной стоимости, что зависит от направления изменения цен на материалы, стоимости производства строительных и монтажных работ, транспортных тарифов, уровня производительности труда и т. д.

Оценка основных фондов по восстановительной стоимости является сопоставимой и позволяет унифицировать основные фонды, введенные в действие в разные периоды. Она необходима для определения объема капитальных вложений и анализа воспроизводства основных фондов. В СНС основные фонды оцениваются исключительно по восстановительной стоимости.

В условиях инфляции переоценка основн

Нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность судебных органов, органов прокуратуры, правоохранительных органов исполнительной власти и органов, оказывающих юридическую помощь в Российской Федерации, являются законодательные и другие нормативные правовые акты, определяющие задачи, функции, структуру, порядок организации и деятельности этих органов. Они составляют правовую основу организации и деятельности судебных органов, органов прокуратуры, правоохранительных органов исполнительной власти и органов, оказывающих юридическую помощь в Российской Федерации.

Среди многочисленных правовых актов, как отмечалось выше, есть те, которые обладают наибольшей юридической силой, например Конституция РФ, и такие, которые распространяют свое действие на весьма узкий круг регулируемых отношений (ведомственная инструкция и т.п.).

Нормативные правовые акты, регулирующие деятельность правоохранительных органов, можно классифицировать по нескольким основаниям.

Исходя из содержания нормативных правовых актов о правоохранительных органах, их можно разделить на следующие группы:

  • 1. Акты общего действия. К ним относятся:
    • международно-правовые акты, регламентирующие стандарты в области юстиции, положения о правах и свободах человека и гражданина, вовлеченного в сферу деятельности правоохранительных органов, и т.д. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. К числу таких актов относятся вышеупомянутые Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция прав и свобод человека и гражданина, а также Основные принципы, касающиеся роли юристов 1990 г., Основные положения о роли адвокатов 1990 г., Руководящие принципы, касающиеся роли лиц, осуществляющих судебное преследование, 1990 г., Процедуры эффективного осуществления основных принципов независимости судебных органов (резолюция Экономического и Социального Совета ООН 1989/60 от 24 мая 1989 г.), Европейская хартия о законе "О статусе судей"1998 г., Итоговый документ семинара "Европейская хартия о статусе судей в общем судебном пространстве Совета Европы" (Лиссабон, 10 апреля 1999 г.) и др.;
    • Конституция РФ. Она обладает высшей юридической силой и носит общий универсальный характер, имеет прямое действие на всей территории России. Конституция РФ, устанавливая основы государственного строя, закрепляет самостоятельность судебной власти, ее основы, определяет построение судебной системы, основные принципы, касающиеся вопросов организации судоустройства и осуществления правосудия, другие вопросы, касающиеся отдельных сторон деятельности правоохранительных органов (ст. 2, 15, 19, 22, 24, 29, 48, 49, 122 и др.).
  • 2. Нормативные правовые акты о судебной власти, судоустройстве, правосудии и судах, органах, обеспечивающих деятельность судов. Данные акты определяют структуру судебной власти, основные принципы ее организации и деятельности, задачи и компетенцию судебных органов в Российской Федерации, деятельность органов судейского сообщества, правовой статус судей и т.д. Эту группу актов образуют прежде всего следующие федеральные конституционные законы :

а также федеральные законы:

от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" и др.; а также Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации".

  • 3. Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органов прокуратуры. В них установлена система органов прокуратуры в Российской Федерации, порядок их деятельности и полномочия, отрасли прокурорского надзора, правовой статус прокурорских работников, средства прокурорского реагирования. К источникам данной группы относятся: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", приказы Генерального прокурора РФ И др.
  • 4. Нормативные правовые акты, регулирующие организацию и деятельность органов, осуществляющих охрану безопасности и правопорядка в Российской Федерации.

В этих актах закреплены задачи и функции органов обеспечения безопасности и правопорядка, их структура, полномочия, основные направления деятельности и т.д. К данной группе нормативных правовых актов относятся федеральные законы:

а также Положение о Совете Безопасности РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 6 мая 2011 г. № 590, и др.

5. Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органов, осуществляющих организацию выявления и расследования преступлений. В данных актах регламентированы вопросы, касающиеся осуществления оперативно-розыскной деятельности, предварительного расследования, полномочия органов, осуществляющих данные виды деятельности, порядок проведения оперативно-розыскных и следственных мероприятий и т.д. К этой группе актов могут быть отнесены:

Уголовно-процессуальный кодекс РФ;

и другие федеральные законы:

а также Указ Президента РФ от 5 июня 2003 г. № 613 "О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ" и др.

6. Нормативные правовые акты об организации юридической помощи в Российской Федерации. Эти акты регулируют порядок организации органов, оказывающих юридическую помощь в Российской Федерации, их полномочия и основные задачи, виды оказываемой юридической помощи, правовой статус лиц, осуществляющих юридическую помощь, и т.д. К данной группе относятся следующие федеральные законы :

а также постановление Правительства РФ от 23 июля 2005 г. № 445 "О порядке оказания юридическими консультациями и коллегиями адвокатов юридической помощи военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами" и др.

В основу классификации нормативно-правовой базы курса "Суд и правоохранительные органы" может быть положен и такой критерий, как юридическая сила нормативных правовых актов . По юридической силе все нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность правоохранительных органов в Российской Федерации, могут быть разделены на следующие группы:

1. Конституция РФ , имеющая, как отмечалось выше, высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Российской Федерации. Этот основной закон принимается в особом порядке всенародным голосованием (референдумом), является наиболее стабильным актом.

Нормы Конституции РФ не могут быть изменены какими-либо законами. Все другие нормативные правовые акты, за исключением международных правовых актов, содержащих общепризнанные принципы и нормы международного права, являются актами более низкого уровня и должны соответствовать положениям Конституции РФ.

  • 2. Международно-правовые акты , содержащие общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, касающиеся вопросов организации и деятельности правоохранительных органов, стандартов в области обеспечения и соблюдения прав человека, вовлеченных в деятельность этих органов. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ нормы, установленные в данных актах, являются составной частью российской правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
  • 3. Законы. Законы регулируют все важнейшие стороны правоохранительной деятельности в Российской Федерации. Законодательные акты имеют следующую иерархию, обусловленную федеративным устройством Российской Федерации:

Федеральное законодательство:

  • федеральные конституционные законы. Их издание осуществляется в силу прямого предписания Конституции РФ и по вопросам, указанным в ней. Как правило, это наиболее важные вопросы, касающиеся построения судебной системы Российской Федерации. К числу федеральных конституционных законов, составляющих правовую основу деятельности правоохранительных органов в Российской Федерации, относятся ранее упомянутые федеральные конституционные законы: "О судебной системе Российской Федерации"; "О Конституционном Суде Российской Федерации", "О военных судах Российской Федерации"; "Об арбитражных судах в Российской Федерации";
  • федеральные законы. К их числу относятся все остальные законы, принимаемые на федеральном уровне. Выше мы говорили о федеральных законах: "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"; "О федеральной службе безопасности"; "О полиции"; "О Следственном комитете Российской Федерации" и др.

Законодательство субъектов РФ:

  • – конституции и уставы субъектов РФ;
  • – законы субъектов РФ, регулирующие вопросы, относящиеся к правоохранительной деятельности. К числу таких законов, следует, например, отнести Закон г. Москвы от 28 марта 2001 г. № 9 "Об участии жителей Москвы в охране общественного порядка"; Закон г. Москвы от 26 июня 2002 г. № 36 "О Московской городской народной дружине"; Закон Московской области от 16 мая 2005 г. № 122/2005-03 "О порядке назначения на должность и обеспечении деятельности мировых судей в Московской области"; Закон г. Москвы от 19 марта 2008 г. № 14 "О единой системе профилактики правонарушений в городе Москве" и др.

Регулирование законами субъектов РФ вопросов, относящихся к совместному ведению субъектов РФ и Российской Федерации, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством. Законы субъектов РФ не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

  • 4. Подзаконные акты :
    • указы и распоряжения Президента РФ. Данные нормативные акты издаются в случае необходимости обеспечения исполнения требований Конституции РФ и федерального законодательства по вопросам, касающимся правоохранительной деятельности.

Содержание указов и распоряжений Президента РФ должно соответствовать Конституции РФ и федеральному законодательству. Как правило, указы Президента РФ издаются по вопросам, не регламентированным федеральными законодательными актами. К числу актов президентского нормотворчества, касающихся организации и деятельности правоохранительных органов, относятся, например, следующие указы Президента РФ:

от 28 сентября 2011 г. № 1252 "О федеральных кадровых резервах Следственного комитета Российской Федерации и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации";

от 18 апреля 1996 г. № 567 "О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью";

Некоторые указы Президента РФ носят индивидуальный характер: ими назначаются на должность федеральные судьи и иные должностные лица правоохранительных органов. Указы и распоряжения Президента РФ не могут противоречить положениям Конституции РФ и законов;

постановления Правительства РФ. Они издаются по вопросам, относящимся к ведению Правительства РФ, более детально регламентируют вопросы, установленные законодательными актами, создают механизм реализации отдельных правовых норм и институтов. К числу таких актов следует отнести, например, следующие постановления Правительства РФ:

от 16 апреля 2011 г. № 274 "Об утверждении Правил инспектирования полицией подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны" и др. Правительственные акты не должны противоречить вышестоящим правовым актам;

ведомственные нормативные правовые акты – акты федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств, федеральных служб), уполномоченных осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности, а также акты органов прокуратуры РФ. Первые утверждаются руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти, вторые – Генеральным прокурором РФ. К числу таких актов относятся инструкции, приказы, распоряжения, указания и т.д. Они детально и применительно к той или иной сфере правоохраны, тому или иному ведомству

регулируют вопросы, уже затронутые в вышестоящих нормативных правовых актах, определяющих правоохранительную деятельность в Российской Федерации. Ведомственные нормативные правовые акты не должны противоречить нормативным правовым актам, имеющим высшую юридическую силу.

К числу ведомственных нормативных правовых актов относятся:

приказы, указания и распоряжения Генерального прокурора РФ, например, следующие приказы:

от 31 марта 2008 г. № 53 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности";

от 17 апреля 2008 г. № 67 "Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации";

от 7 декабря 2007 г. № 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина";

приказы Министерства юстиции РФ, например приказ от 3 марта 2006 г. № 33 "Об утверждении Положения об организации научно-методического обеспечения государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации";

приказы Следственного комитета РФ, например приказ от 21 апреля 2011 г. № 70 "Об утверждении Положения об аттестационных комиссиях Следственного комитета Российской Федерации" и др.

Большое практическое значение с точки зрения организации и деятельности правоохранительных органов имеют акты высших судебных органов: постановления Пленумов Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, которые содержат разъяснения по вопросам применения правовых норм и являются обязательными для исполнения теми лицами и органами, которые применяют разъясняемые нормы права. Назовем некоторые постановления Пленума Верховного Суда РФ:

от 29 ноября 2011 г. № 17 "О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве";

от 19 июня 2012 г. № 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции";

постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ:

от 9 июня 2008 г. № 28 "Об утверждении арбитражных заседателей арбитражных судов субъектов РФ";

от 23 марта 2012 г. № 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе" и др.

Особое значение в системе правового регулирования деятельности правоохранительных и судебных органов имеют решения Конституционного Суда РФ. Данный орган не наделен правом издавать нормативные правовые акты, однако в случае принятия им решения о признании не соответствующей Конституции РФ той или иной правовой нормы, последняя не подлежит применению (см., например, постановления Конституционного Суда РФ от 20 июля 2011 г. № 21-П "По делу о проверке конституционности части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации “О милиции” в связи с жалобой гражданина К. А. Охотникова" и от 20 июля 2011 г. № 19-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 3, пункта 1 статьи 8 и пункта 1 статьи 12.1 Закона Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации” и статей 19, 21 и 22 Федерального закона “Об органах судейского сообщества в Российской Федерации” в связи с жалобой гражданки А. В. Матюшенко" и др.).

дипломная работа

1.3 Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность открытого акционерного общества

Формирование финансов предприятий в Российской Федерации регулируется органами государственной власти путем издания законов, положений, постановлений и других законодательных актов.

Нормативно-правовые основы финансово-хозяйственной деятельности предприятия и управления его финансов включают в себя Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Федеральный закон "Об открытых акционерных обществах", законодательство о лицензировании отдельных видов деятельности, антимонопольное законодательство.

Нормативно-правовые акты, регулирующая деятельность ОАО "Электроприбор"

Таблица 1.1. Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность ОАО "Электроприбор"

Название нормативно-правового акта

В Конституции определены права и свободы человека и гражданина, компетенция Президента РФ, Правительства РФ, судебной власти

2. Гражданский кодекс РФ с изменениями от 07.04.2011 г.

Часть первая /Глава 4 Юридические лица п.6 "Акционерные общества" ст.96-104.Регулируется деятельность открытого акционерного общества от 08 июля 1999 г. № 51 -ФЗ

В ст. 99 предусмотрено юридическое значение "чистых активов" общества, связанных с регулированием, направленным на поддержание гарантийной функции уставного капитала.

3. НК РФ (ч. I от 31 июля 1998г. № 146-ФЗ и ч. II от 5 августа 2000г. № 117-ФЗ) (от 07.03.2011 г. С изменениями и дополнениями, вступает в силу 01.04.2011 г.)

Глава 8. Ст. 44-50

Исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов.

Глава 10. Ст. 69-71

Требования об уплате налогов и сборов.

4. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 07.02.2011 № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями, вступает в силу с 28.03.2011 г.)

Глава 2. Ст. 2.10

Административная ответственность юридических лиц.

Нарушение правил приобретения более 30 процентов акций открытых акционерных обществ.

Глава 1. Ст. 2-7 Основные положения об АО. Закон определяет создание, реорганизацию, ликвидацию общества, правовое положение АО.

Глава 7. Ст. 47-63

Общее собрание акционеров. Права и обязанности акционеров, защиту прав и интересов акционеров.

Глава 8. Ст. 88-93

Бухгалтерский учет и финансовая отчетность общества.

6. ФЗ "О рынке ценных бумаг" № 39-ФЗ от 22 апреля 1996г (с изменениями и дополнениями от 07.04.2011 г.)

Ст. 11-15 Фондовая биржа.

Ст. 19-27 Закон регулирует отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами.

7.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 Г.№63-Ф3 (с изменениями и дополнениями от 04.05.2011 г.)

Глава 9. Ст. 43-45 Понятие и цели наказания. Виды наказаний.

Глава 22 Ст. 169-186

Дает определения преступлениям в сфере экономики, таким как кража, незаконные сделки, незаконное получение кредита и т.д.

8. ФЗ "О финансово-промышленных группах" № 190-ФЗ от 30 ноября 1995г (с изменениями и дополнениями, от 06.06.2007 г.)

Ст. 1-22 Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы создания, деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп в Российской Федерации

9. ФЗ "Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений" № 39-ФЗ от 25 февраля 1999 г.

(с изменениями от 07.07.2010 г.)

Глава 2. Ст. 6-10

Определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории РФ, а т.ж. устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности.

(с изменениями от 17.02.2011 г.)

Глава 2. Ст. 30-31

Предупреждение банкротства.

Глава 5. Ст.79-92

Устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности, порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения.

(с изменениями и дополнениями, вступает в силу с 01.01.2011 г.)

Глава 2. Ст. 8-12, Ст. 13-17

Устанавливает правовые основы организации и ведение бухгалтерского учета в РФ.

Таким образом, управление регулирующие формирование механизма управления финансами предприятия регулируется основными законами РФ. Нормативно-правовая база постоянно изменяется и совершенствуется, в нормативно-правовые акты вносятся коррективы в соответствии с изменяющейся политической и экономической ситуацией, новыми условиями жизни общества.

Анализ финансовой деятельности предприятия ЧТУП "Эксперт-спорт"

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность предприятия, являются: 1.Трудовым кодексом Республики от 27.07.1999 г. № 2/70 с изменениями от 31.12.2009 г. № 114-З; Трудовой кодекс применяется в отношении всех работников и нанимателей...

Издержки коммерческого предприятия

Маркетинговая группа "Реакция"

Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность МГ "Реакция" можно разделить на: 1. нормативные правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность; 2. нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере рекламы. Так...

Налог на прибыль ОАО "Астраханьоблгаз"

В РФ функционируют сотни тысяч предприятий различных форм собственности, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим в стране законодательством. Они работают на принципах самостоятельности...

Оценка финансового состояния предприятия ОАО "Хлеб" г. Чебоксары

№ п/п Нормативные акты Дата принятия Достоинства и недостатки 1 2 3 4 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 2004 г...

Разработка мероприятий по повышению финансовой устойчивости предприятия

Рассмотрев сущность и значение финансовой устойчивости в деятельности предприятия, рассмотрим основные нормативно-правовые документы, регулирующие анализ финансовой устойчивости предприятия. Они приведены в (табл.1.4). Таблица 1...

Совершенствование механизма управления оборотными средствами предприятия

В Республике Беларусь регулирование оборотных средств закреплено в следующих нормативно-правовых актах: 1. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 23 марта 2004г...

Теоретические аспекты налогообложения. Налоги и их сущность

Система налогового законодательства - это совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы. Самые общие подходы закреплены в Конституции РФ. Так, например, в ней сказано...

Управление запасами предприятия

В соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утв. Приказом Минфина РФ от 09.06.2001г. №44-н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов » с изменениями и дополнениями: от 27.11...

Управление финансовой устойчивостью и ликвидностью предприятия

Управление финансовым состоянием строительно-монтажного предприятия (на примере ООО "КАМО")

Законодательство в строительной сфере подвергается множественным изменениям и дополнениям, что требует юридической грамотности даже у опытных строителей. Строительство, а тем более проектирование объектов - относятся к деятельности...

Учет и финансовая работа на предприятии на примере ОАО "Рикор Электрониикс"

Органами управления общества являются: · общее собрание акционеров; · совет директоров; · единоличный исполнительный орган - генеральный директор...

Финансово-хозяйственная деятельность ЗАО "ЧЭАЗ"

Все хозяйствующие субъекты, зарегистрированные на территории Российской Федерации осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, которые в свою очередь постоянно обновляются...

Чистые активы как индикатор финансовой устойчивости акционерного общества (на материалах ОАО "РусГидро")