Результат развития трудового законодательства в советское время. Трудовое право ссср. Следует отметить, что на практике в полной мере действовали нормы, относившиеся к принудительному труду, к правам профсоюзов, и в самой минимальной степени остальные нор

В декабре 1917 г. ВЦИК принял Положение о страховании на случай безработицы иДекрет о страховании на случай болезни. Эти меры социальной защиты обеспечивались из фондов предприятий. Весной 1918 г. была сформирована новая инспекция труда, избираемая профсоюзными организациями.

В декабре 1918 г. был принят первый Кодекс законов о труде РСФСР (КЗоТ), разработанный Наркоматом труда и ВЦСПС и обобщающий все предшествующее советское законодательство о труде.

Действие Кодекса распространялось на всех лиц, работающих по найму во всех секторах хозяйства (государственном, кооперативном, частном). В Кодексе закреплялись нормы труда (продолжительность рабочего дня для разных категорий трудящихся и различных условий труда) и отдыха

(отпуска, выходные дни), устанавливались льготы для подростков и женщин. Большая роль в разрешении вопросов о труде и отдыхе отводилась профсоюзам и инспекциям Наркомата труда. КЗоТ заменил систему социального страхования (выплат из фондов предприятий и учреждений) системой социального обеспечения (выплат из централизованных фондов государства), что было связано со структурными изменениями в экономике - сплошной национализацией производства и централизацией управления и финансирования.КЗоТ вводил также трудовую повинность для лиц от 16 до 58 лет.

В апреле 1919 г. Совнарком издал Декрет о всеобщей мобилизации, реализовавший провозглашенный принцип трудовой повинности. В июне началось введение трудовых книжек, ужесточившее систему контроля над трудящимися. Мобилизация неквалифицированной рабочей силы была изъята у профсоюзов и передана Наркомтруда. В январе 1920 г. Декретом Совнаркома утверждены общие правила о всеобщей трудовой повинности. При Совете труда и обороны (СТО) был создан Главный комитет по проведению трудовой повинности, на местах создавались подчиненные ему комитеты, заменившие биржи труда. Сфера нового гражданского права формировалась в ходе национализации. Кроме объектов промышленности, транспорта и финансов, национализация охватила и сферу жилья.

КОДЕКС ЗАКОНОВ О ТРУДЕ 1918 г . - в РСФСР единый систематизированный законодательный акт, предназначенный для регулирования труда лиц, работавших за вознаграждение. Труд землевладельцев и лиц, работавших в коммунах, регулировался законодательством о земле и иными нормативно-правовыми актами.

КЗоТ 1918 г. подготовлен специальной комиссией Наркомюста с участием Наркомтруда и ВЦСПС. Проект рассматривался на заседании ВЦИК 4.11.1918 г., был принят за основу и передан для доработки в комиссию из председателей ВЦИК, Наркомтруда, Наркомюста, ВЦСПС и ВСНХ. Без повторного рассмотрения во ВЦИК в декабре 1918 г. Кодекс был опубликован в Собрании узаконений РСФСР и таким образом введен в действие.

При составлении КЗоТ 1918 г. использовались нормативно-правовые акты, изданные различными гос-ными органами, документы профсоюзных и иных общественных организаций, тарифные соглашения и практика регулирования трудовых отношений. КЗоТ аккумулировал правотворчество и правоприменение за 1-й год Советской власти. Он состоял из введения и 9 разделов («О трудовой повинности», «Право на применение труда», «Порядок предоставления труда», «О предварительном испытании», «О переводе и увольнении трудящихся», «О вознаграждении за труд», «О рабочем времени», «Об обеспечении надлежащей производительности труда», «Об охране труда»), содержащих 137 статей.

Приложениями к Кодексу являлись Правила о порядке установления нетрудоспособности , «О выдаче пособий трудящимся во время их болезни», «О безработных и выдаче им пособий», «О трудовых книжках», «О еженедельном отдыхе и праздничных днях» (см.: История государства и права: словарь-справочник. - М., 1997).

9 ноября 1922 был принят, а 15 ноября 1922 введён в действие второй советский КЗоТ. Обновление трудового законодательства диктовалось условиями перехода к мирному строительству по окончании Гражданской войны 1918-20.

Действие КЗоТ РСФСР 1922 в силу договорных отношений РСФСР с др. советскими республиками было по их желанию распространено на территорию всех советских республик.

КЗоТ РСФСР 1922 действовал до принятия в 1970 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; в 1972 во всех союзных республиках были введены в действие новые КЗоТ. В РСФСР КЗоТ был утвержден 9 декабря 1971 и введён в действие с 1 апреля 1972.

КЗоТ регулирует трудовые отношения всех рабочих и служащих, содействуя росту производительности труда, повышению эффективности общественного производства и подъёму на этой основе материального и культурного уровня жизни трудящихся, укреплению трудовой дисциплины и постепенному превращению труда на благо общества в первую жизненную потребность каждого трудоспособного человека. Кодекс устанавливает высокий уровень условий труда, всемерную охрану трудовых прав рабочих и служащих, закрепляя их основные трудовые права и обязанности, которые обеспечиваются социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил советского общества, устранением возможности хозяйственных кризисов и ликвидацией безработицы.

Рабочие и служащие реализуют своё право на труд путем заключения трудового договора (См. Трудовой договор), они имеют право на гарантированную государством заработную плату соразмерно количеству и качеству затраченного труда, право на отдых в соответствии с законами об ограничении рабочего дня и рабочей недели и о ежегодно оплачиваемых Отпусках, право на здоровые и безопасные условия труда, на бесплатную профессиональную подготовку и бесплатное повышение квалификации, на объединение в профессиональные союзы, на участие в управлении производством, на материальное обеспечение за счёт государства в порядке государственного социального страхования (См. Социальное страхование), а также в случае болезни и потери трудоспособности. В КЗоТ закреплены такие важнейшие трудовые обязанности рабочих и служащих, как соблюдение трудовой дисциплины (см. Дисциплина трудовая), бережное отношение к народному добру, выполнение норм труда, установленных государством с участием профсоюзов.

КЗоТ РСФСР содержит 256 статей, объединённых в 18 глав: Общие положения; Коллективный договор; Трудовой договор; Рабочее время; Время отдыха; Заработная плата; Нормы труда и сдельные расценки; Гарантии и компенсации; Трудовая дисциплина; Охрана труда; Труд женщин (см. Женский труд); Труд молодёжи (см. Несовершеннолетние, Детский труд); Льготы для рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением; Трудовые споры; Профессиональные союзы; Участие рабочих и служащих в управлении производством; Государственное социальное страхование; Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде; Заключительные положения.

В КЗоТ отдельных союзных республик учитывается разнообразие условий труда в различных отраслях народного хозяйства, а также исторические и национальные особенности, присущие каждой республике. Соответственно и система КЗоТ союзных республик, совпадая в целом с системой Основ законодательства СССР и союзных республик о труде, имеет свои особенности.

Женщина и мужчина имеют в СССР равные права. Вме­сте с тем трудовое законодательство, учитывая «физиологические особенности организма женщины, интересы охраны материнства и детства, а также активное участие женщин в общественном про­изводстве, устанавливает специальные нормы охраны труда и здо­ровья женщин. Эти нормы служат созданию безопасных условий и благоприятных режимов труда. В соответствии со ст. 68 «Основ законодательства о труде» запрещается использовать труд женщин на тяжелых работах и с вредными условиями труда, а также на подземных работах (кроме работ нефизнческих или по санитарно­му и бытовому обслуживанию).

Список производств, профессий и работ с тяжелыми и вредны­ми условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин, утвержден постановлением Госкомтруда СССР и Прези­диумом ВЦСПС 25 июля 1978 г. В соответствии с этим списком в полиграфическом производстве запрещен труд женщин в слово­литнях, на участках переплавки типографского сплава, отливки и отделки стереотипов из типографского сплава, в печатных отделе­ниях цеха глубокой печати, в котельных (в качестве кочегара) при загрузке вручную твердого минерального и торфяного топлива.

Статья 160 КЗОТ РСФСР запрещает переноску и передвиже­ние женщинами тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы. Масса поднимаемых и перемещаемых тяже­стей не должна составлять более 15 кг.

Не допускается привлечение женщин к работам в ночное вре­мя, за исключением тех отраслей народного хозяйства, где это вызывается особой необходимостью и разрешается в качестве вре­менной меры. «Не допускается привлечение к работам в ночное время, к сверхурочным работам и работам в выходные дни и на­правление в командировки беременных женщин и матерей, кормя­щих грудью, а также женщин, имеющих детей в возрасте до од­ного года» (КЗОТ, ст. 162).

«Женщины, имеющие детей в возрасте от одного года до восьми лет. не могут привлекаться к сверхурочным работам или на­правляться в командировки без их согласия» (КЗОТ, ст. 163).

На основании медицинского заключения администрация обязана предоставить беременным женщинам более легкую работу с сохранением за ними в установленном порядке среднего заработ­ка, получаемого на прежней (основной) работе.

Женщинам предоставляются отпуска по беременности и ро­дам - по 56 дней до и после родов с выплатой за этот период по­собия по государственному социальному страхованию в размере 100% среднего заработка. Кроме отпуска по беременности и ро­дам, работающим матерям, имеющим общий трудовой стаж не ме­нее одного года, предоставляется (по их просьбе) отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года. За время этого отпуска матерям, проживающим на Дальнем Востоке, в Си­бири и в северных районах страны выплачивается пособие в раз­мере 50 р. в месяц, а в остальных районах - 35 р. в месяц. Сверх того они имеют право на дополнительный отпуск без сохранения заработной платы но уходу за ребенком до достижения им возра­ста полутора лет.

Матерям, кормящим грудью, и женщинам, имеющим детей в возрасте до одного года, не реже чем через каждые три часа пре­доставляются дополнительные перерывы (не менее 30 мин каж­дый) для кормления ребенка. Эти перерывы включаются в рабо­чее время и оплачиваются по среднему заработку (КЗОТ, ст. 169). По желанию матери такие перерывы можно суммировать и при­соединять к обеденному перерыву или переносить на конец рабо­чего дня с соответствующим сокращением рабочего времени.

Запрещается отказывать женщинам в приеме на работу и сни­жать им заработную плату по мотивам, связанным с беременно­стью или кормлением ребенка. Увольнение беременных женщин, матерей, кормящих грудью, и женщин, имеющих детей в возрасте до одного года, по инициативе администрации не допускается. В случае полной ликвидации учреждения (предприятия, организа­ции) увольнение допускается, но с обязательным трудоустройст­вом (КЗОТ, ст. 170).

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2201.81 г. (СП СССР, 1981, № 13, ст. 75) введен ряд дополнитель­ных льгот для работающих женщин, имеющих двух или более детей в возрасте до 12 лет. В частности, этим женщинам (независи­мо от места и рода их работы) предоставляется ежегодный допол­нительный трехдневный оплачиваемый отпуск. Этот отпуск предо­ставляется одновременно с ежегодным отпуском или (по жела­нию женщины) - в любое другое, удобное для нее время. Кроме того, предусмотрено право на дополнительный отпуск по уходу за детьми без сохранения заработной платы продолжительностью до двух недель но согласованию с администрацией в период, когда позволяют производственные условия.

В соответствии с Положением, утвержденным в июне 1984 г. Госкомтрудом СССР и ВЦСПС, для женщин, имеющих детей, могут быть установлены скользящие графики работы, которые предусматривают личное участие женщин, имеющих детей, в определении режимов своей работы. Скользящий график может быть установлен как без ограничения срока, так и на любой удобный для работницы срок: до достижения ребенком определенного воз­раста, на период учебного года, летних школьных каникул и др. По такому графику работницы могут работать на предприятиях всех отраслей народного хозяйства при любых режимах работы.

Скользящий график работы устанавливается по согласованию между администрацией и работницами при приеме их на работу, а также в процессе работы, если в связи с необходимостью ухода за детьми они не могут работать по обычному графику, установлен­ному на данном предприятии. Указанный график вводится прика­зом администрации по согласованию с профкомом. При этом дол­жны учитываться особенности производства, технологического процесса, организации и условий труда, а также мнение трудово­го коллектива данного предприятия. Режим такого графика зави­сит от производственных и местных условий.

Скользящий график работы, как правило, должен предусмат­ривать время, в течение которого работницы обязаны находиться на своем рабочем месте, время, в пределах которого работницы вправе начинать и заканчивать работу по своему усмотрению, а также перерывы не менее 30 мин и не более 2 ч, которые работ­ницы должны использовать для отдыха и питания. Этот перерыв в рабочее время (время нахождения на предприятии) не засчитывается.

Работницы, пользующиеся правом работать по скользящему графику, могут в определенный период времени с учетом их лич­ных интересов трудиться и по общеустановленному графику. Не­пременное условие при работе по этому графику - точное выпол­нение его режима, учет рабочего времени, соблюдение Правил внутреннего трудового распорядка.

В нашей стране уделяется много внимания вопросам вовлече­ния молодежи в общественно полезный труд. В трудовых отноше­ниях несовершеннолетние (не достигшие 18 лет) приравниваются - в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда пользуются льготами, установленными трудовым законодательством.

Трудовое законодательство запрещает прием на работу лиц моложе шестнадцати лет. Лишь в исключительных случаях, по согласованию с профкомом предприятия, могут быть приняты на работу лица, достигшие пятнадцати лет. Несовершеннолетних при­нимают на работу после предварительного медицинского осмотра. В дальнейшем для своевременного выявления противопоказании к работе, а также необходимой лечебной профилактики, медосмотры необходимо повторять не реже одного раза в год до достиже­ния работником восемнадцати лет.

Предприятиям в пределах плана по труду устанавливается обязательная минимальная норма (броня) приема на работу и производственное обучение молодежи, окончившей общеобразова­тельные школы, профессионально-технические и технические учи­лища.

В целях охраны здоровья лиц моложе восемнадцати лет запре­щается использовать их труд на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда (отливка шрифта, стереотипов, работа в цехах глубокой печати, обслуживание грузо­подъемных механизмов и механического транспорта, сварочные работы и др.). а также на подземных работах.

Трудовое законодательство запрещает переноску и передвиже­ние несовершеннолетними тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы Для юношей от 16 до 18 лет предель­ная масса груза при переноске тяжестей составляет 16, а для де­вушек- 10 кг. Несовершеннолетние в возрасте от 15 до 16 лет до­пускаются к переноске и передвижению тяжестей лишь в исклю­чительных случаях. Для них нормы грузов, установленные для несовершеннолетних от 16 до 18 лет. снижены вдвое.

Для несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет установле­на сокращенная 36-часовая рабочая неделя, а в возрасте от 15 до 16 лет – 24-часовая. Труд молодежи за сокращенный рабочий день оплачивается как за полный рабочий день взрослых работни­ков соответствующих категорий.

Запрещается привлекать несовершеннолетних к ночным и сверхурочным работам, а также к работам в выходные дни.

Рабочим и служащим моложе 18 лет ежегодные отпуска предо­ставляются в летнее время или в любое время года по их желанию (КЗОТ, ст. 178). Продолжительность ежегодного отпуска - один календарный месяц.

По инициативе администрации рабочие и служащие моложе 18 лет могут быть уволены, помимо соблюдения общего порядка увольнения, лишь с согласия районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних (КЗОТ, ст. 183).

Курс на либерализацию законодательства о труде был взят начиная с середины 50х, когда был отменен указ, устанавилвавший уголовную ответственность за самовольный уход с предприятия и за прогул без уважительных причин. За это вновь вводилась дисциплинарная ответственность.

В 1956 был принят закон СССР "О государственных пенсиях" в соотвествии с которым для рабочих и служащих утсанвливались единые критерии для назначения пенсий по старости (60 для мужчин 55 для женщин) , трудовой стаж соответственно 25 и 20 лет.Также устанавливались пенсии в случае потери кормильца и т.д.

К 1960 все рабочие и служащие в СССР были переведены с 8 часвого на 6 и 7 часовой (в зависимости от отрасли экономики) .

Формально КЗоТ РСФСР 1922 оставался действующим актом, но одновременно с ним действовало множество других актов, нередко противоречивших актов. Множественность и бессистемность трудоправовых актов стали основными предпосылками для новой кодификации законоадетлсьтва о труде.

Результатом этой работы стал общесоюзныйакт - Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, принчтый 1970 г и вступивший в силу 1 января 1971. В части, не противоречившей ТК РФ, Основы действовал до 2006 г.

В основах законодательства о труде был заложен принцип разграничения компетенции союза и союзных республик в области правового регулирования труда рабочих и служащих.

На базе союзных Основ позднее были подготовлены республиканские кодексы о труде, в том числе и КЗоТ РСФСР, утвержденный 1 дек 1971. КЗоТ был предшественником современного ТК РФ и действовал до его вступления в силу, т.е. до 2002 года.

Как и другие акты, Основы 1970 и КЗоТ 1971 носили классовый характер, базировались на окммунистической идеологии. В начале этих законов была размещена преамбул, в ней акцентировалось внимание на том, что в социалистическом обществе, где нет эксплуататоров и эксплуатируемых, осуществляется всеобщность труда для всех трудоспособных членов общества и всем гражданам обеспечивается возможность трудится. Также говорилось, что в ССР действует принцип социализма: от каждого по его способности - каждому по его труду, труд является обязанностью и моральнымд олгом каждого способного к труду гражданину по принципу: кто не работает, тот не ест

КЗоТ расширил юр гарантии работникам, установив ряд новых правил - гарантии при приеме на работу, гарантии от незаконных удержаний из заработной платы, последствия незаконного увольнения работников и прч.

После принятия КЗоТ 1971 в сфере труда были приняты важные нормативные акты, развивавшие положения Кодекса. :

  • Положение о правах просоюзного комитета предприятия, учреждения, организации
  • Положение о опорядке рассмотрения трудовых споов
  • Положение о мат ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации.

Также Конституция 1977 года закрепляла следующие рпава граждан - право на отдых, на охрану здоровья, здоровые и безопасные условия труда и пр.

В советском трудовом законодательстве имели место и недостатки - согласно КЗоТ стороной трудовых отношений от лица работодателя в отличие от КЗоТ 1922 действующего ТК могли выступать лишь юр лица. Тем самым законодателем подчеркивалась невозможность в условиях социализма установления трудовых отношений с работодателем-физическим лицом(частным нанимателем)

В СССР в рассматриваемую эпоху проводилась политика полной занятости населения, поэтому право на труд сопровождалось обязанностью трудиться.

Лица, злостно уклонявшиеся от выполнения решения исполкома советов о трудоустройстве, привлекались к уголовной ответственности за "тунеядство", санкция которой предусматривало лишение свободы на срок до 1 года.

Работник в любое время мог растрогнуть трудовой договор с работодателем, если он был заключен не наопределнный срок. СРочный же трудовой договор работник мог расторгнуть толькопри наличии уважительных причин.

В советскую эпоху, труд членов колхозов регулировался не трудовым, а специальным законодательством. В 1969 был принят новый "Примерный устав колхоза" (он заменил Примерный устав сельскохозяйственной артели 1935)

Этим актом были расширены права колхозников в распределнии доходов, в планировании деятельности колхоза, закреплялся новый принцип оплаты труда членов колхозов - ежемясечное авансирование колхозников в счет окончательного распределния доходов, производившегося в конце хозяйственного года.

Развитие этой отрасли права определялось, с одной стороны, социалистическим характером государства, с другой - необходимостью обеспечить народное хозяйство трудовыми ресурсами.

В условиях ликвидации безработицы и складывающегося дефицита рабочей силы огромное экономическое значение имело привлечение к производительному труду женщин. Так, в Азербайджане в 1931 г. были изданы постановления правительства, возложившие на ведомства обязанность немедленно выявить профессии и должности, на которых возможно применение женского труда, и принять меры к замещению их женщинами. Специальным постановлением 1932 г. руководителям сельскохозяйственных предприятий Азербайджана предписывалось достигнуть определенного уровня применения женского труда.

2 октября 1940 г. Был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР», на основании которого разворачивалась сеть ремесленных училищ и фабрично-заводских школ для подготовки кадров квалифицированных рабочих. Государственные резервы рабочей силы должны были находиться в непосредственном распоряжении правительства. Было признано «необходимым ежегодно подготавливать для передачи в промышленность государственные трудовые резервы в количестве от 800 тыс. до 1 млн. человек путем обучения городской и колхозной молодежи определенным производственным профессиям в ремесленных училищах, железнодорожных училищах и в школах фабрично-заводского обучения.....установить, что все окончившие ремесленные училища, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения считаются мобилизованными и обязаны проработать четыре года подряд на государственных предприятиях по указанию Главного управления трудовых резервов при Совете Народных Комиссаров СССР »

В 1938 г. началась реализация третьего пятилетнего плана. Ради его выполнения государство в максимальной степени расширило свою власть над обществом. Постановлением СНК СССР от 20 декабря 1938 г. вводились единые трудовые книжки. В трудовые книжки вносились сведения о занимаемой должности, поощрения и взыскания. Но фактически их введение преследовало ту же цель, что и введение паспортов, - прикрепление работников к их рабочим местам. В январе 1939 г. изменилось понятия «прогул»: отныне им считалось любое опоздание на 20 минут.

10 июня 1940 г. последовал Указ Президиума Верховного совета «Об ответственности за выпуск недоброкачественной или некомплектной продукции и за несоблюдение обязательных стандартов промышленными предприятиями». За эти правонарушения директора, главные инженеры, начальники отделов наказывались тюремным заключением на срок от 5 до 8 лет. Через 16 дней Президиума Верховного совета СССР принял указ «О переходе на 8-часовой рабочий день, на семидневную неделю и запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». За самовольный переход с одной работы на другую устанавливалась уголовная ответственность вплоть до лишения свободы. За опоздание на работу более чем на 20 минут следовало наказание исправительно-трудовыми работами до 6 месяцев. За первый месяц его действия было возбуждено 100 тыс. дел о нарушении трудовой дисциплины, за следующие полтора месяца - 900 тыс.

С октября 1940 г наркоматы и администрации предприятий, в соответствии с Указом Президиума Верховного совета СССР «О порядке обязательного перевода инженеров, техников, мастеров, служащих и квалифицированных работников с одних предприятий и учреждений в другие» получили право переводить работников на другие виды работ и даже в другую местность без их согласия.

Жесткие трудовые условия устанавливались и для колхозников. В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О повышении для колхозников обязательного минимума трудодней» обязательная норма увеличивалась со 100 до 120 трудодней. Не выполнивших норму людей отдавали под суд. Эти и ряд других решений СНК СССР, ЦК ВКП (б) и ВЦСПС существенно ухудшили правовое положение советских людей. Кодекс о труде фактически был отменен. Работа оказалась сведена к трудовой повинности, осуществляемой под принуждением государства. Все это было обусловлено логикой тоталитарной системы, при которой интересы государства ставились выше социально-бытовых проблем простых людей.

Введение………………………………………………………… ….3-5

Глава I. Развитие трудового права до октября 1917 года:

    1. Развитие трудового права в Российской империи……….6-11
    1. Трудовое право в период временного правительства…..12-14

2.1. Правовое регулирование труда с октября 1917 года

до декабря 1918 года…………………….................. ....................15-18

2.2. Трудовое право: 20 – 70-ые годы.…………………………18-25

Заключение …………………………………………………………26-28

Литература …………………………………………………………29

        Введение.

Трудовое право - самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих трудовые отношения работников и работодателей, а также тесно связанные с ними иные отношения.

Характеризуя в целом трудовое право, следует не только учитывать роль труда в общественной жизни, но и значительную специфику этой правовой отрасли. Она вытекает, прежде всего, из особенностей объекта трудового регулирования. Таким объектом является труд.

Материальную основу любого общества составляет трудовая деятельность людей. Труд является независимым от любых общественных форм условием существования человека, и составляет его вечную естественную необходимость.

Всё, чем мы пользуемся в обыденной жизни, начиная от простой канцелярской скрепки и кончая сложной автоматической системой машин, результат целенаправленной деятельности многих поколений людей.

Организация труда, как в масштабе всего общества, так и в рамках отдельного хозяйства складывается под воздействием объективных и субъективных факторов. Её объективную основу составляют производственные отношения, возникающие независимо от воли и сознания людей и развивающиеся по установленным законам природы и общества. История материальной культуры и духовного развития человеческого общества свидетельствует о непрерывном прогрессе в развитии орудий производства и методов труда, их преемственности в процессе смены способов производства, обогащении производственного опыта, способов и навыков в организации труда.

Необходимость в правовом регулировании организации труда обусловлена потребностями общественного производства и всем ходом его исторического развития. Нормативное регулирование является наиболее эффективным и техничным способом организации многочисленных и разнообразных общественных связей, обеспечения их стабильности и исполнения, преодоления произвола в отношениях между людьми.

Назначение права также состоит в том, чтобы путём регламентации меры труда и меры вознаграждения за труд обеспечить справедливое распределение между членами общества, как самого труда, так и его результатов.

Формирование советского трудового законодательства имеет ряд специфических особенностей, обусловленных сложностью и исключительной важностью социальной роли трудового права в обществе.

Во-первых, советское трудовое право должно было отражать характер государства, действующего в условиях разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и органами власти входящих в её состав республик.

Во-вторых, трудовое право Советского Союза формировалось при широком участии трудовых коллективов и профсоюзов. Именно в трудовом праве, единственном в общей системе права страны, большое значение имеет локальное нормотворчество. Локальные нормы права призваны обеспечить наибольшую эффективность трудового законодательства в конкретных условиях производства.

Основным отраслевым источником трудового права в советское и в настоящее время является Трудовой кодекс. Это новый и относительно революционный правовой акт.

Значение этого кодекса, как основного отраслевого закона состоит в том, что он обеспечивает единый подход к регулированию трудовых отношений, устанавливая, что трудовые нормы, содержащиеся в иных законодательных актах не должны противоречить нормам Кодекса.

Трудовое законодательство в последние годы претерпело значительные изменения. Принят новый Трудовой кодекс, заменивший привычный Кодекс законов о труде, а также федеральные законы, полностью обновившие отдельные правовые институты трудового законодательства, федеральные законы, определяющие правовой статус новых для России организационно-правовых форм юридических лиц - акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, которые заключают с работниками трудовые договоры; федеральные законы, решающие частные, но весьма важные вопросы - о возмещении морального вреда, о лицах имеющих право на льготы при обучении без отрыва от работы, и т.д. Существуют и другие новые положения, применение на практике которых играет важную роль для защиты, как работников, так и работодателей.

Цель курсовой работы заключается в исследовании особенностей советского трудового законодательства, начиная с дореволюционного периода (именно тогда было положено начало развития трудового законодательства) и до середины 70-х годов. Период перестройки (1985-1991) не будет исследован в этой работе, так как в это время происходит отказ от основ советского трудового права.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть трудовое право Российской империи в период до октября 1917 года;

Исследовать историю возникновения и становления советского трудового прав;

Охарактеризовать особенности советского трудового законодательства.

Глава I. Развитие трудового права до октября 1917 года.

    1. . Развитие трудового права в Российской империи.

До реформ 1861 г. общественное производство в России основывалось главным образом на принудительном труде крепостных крестьян. Промышленность как заводская, так и ремесленная была развита относительно слабо, а удельный вес работников, полностью свободных от крепостной зависимости, был невелик. Законодательство, регулировавшее труд, отражало черты феодально-крепостнической системы, преобладавшего натурального хозяйства, почти полного отсутствия свободного рынка труда капиталистического типа.

Появление крупной промышленности в России историческая наука связывает с деятельностью и реформами императора Петра I. Принятые им юридические акты способствовали развитию промышленного производства, обеспечивали возникавшие предприятия (мануфактуры и фабрики) рабочими руками с помощью методов, присущих феодализму (прикрепление к фабрикам крепостных крестьян, препровождение на заводы, рудники бродяг, нищих, преступников, а также установление максимального размера заработной платы и минимальной продолжительности рабочего времени).

Законодательство, регламентировавшее взаимоотношения фабрикантов и свободных (или относительно свободных) работников в дореформенную эпоху, ограничивалось двумя главными актами: положением от 24 мая 1835 г. об отношениях между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми, поступающими на оные по найму и положением от 7 августа 1845 г. о воспрещении фабрикантам назначать в ночные работы малолетних менее 12-летнего возраста.

Фабрично-трудовое законодательство сформировалось в России в весьма короткие сроки. В течение 21 года (с 1882-го по 1903 г.) было

последовательно принято девять главных законов, составивших костяк

промышленного (рабочего) права.

Закон от 1 июня 1882 года «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах» открывает собой формирование в России фабричного законодательства капиталистического типа, одна из главных задач которого - охрана труда детей и женщин.

Закон 1882 года не только запретил применение труда детей в возрасте до 12 лет на фабриках, заводах и мануфактурах, но и установил специальные правила по охране труда малолетних от 12 до 15 лет, обязал фабрикантов предоставлять малолетним рабочим, не имевшим образования, возможность посещать народные училища. Фабриканты были обязаны регистрировать малолетних рабочих в особой книге.

Закон 1882 года учредил специальную фабричную инспекцию численностью в 20 человек, находившуюся в ведении министра финансов и призванную наблюдать за исполнением правил и запретов, установленных в данном законе, составлять при участии полиции протоколы о нарушениях законодательных норм и передавать их в суд, поддерживать там обвинение против нарушителей. За нарушение владельцами или руководством фабрик правил, касавшихся труда малолетних, была установлена ответственность (арест или штраф).

Закон не применялся на казенных предприятиях, но мог быть распространен на ремесленные заведения, если такое распространение власти находили возможным и полезным.

Закон от 12 июня 1884 года «О школьном обучении малолетних, работающих на фабриках, заводах и мануфактурах» рекомендовал владельцам фабрик, заводов и мануфактур открывать при своих предприятиях школы, порядок посещения которых и программы преподавания должны были определяться директорами народных училищ по соглашению с фабричной инспекцией. 1

Закон от 3 июня 1885 года «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках, заводах и мануфактурах» представлял собой еще один шаг на пути развития законодательства об охране труда. Он запрещал привлекать женщин и подростков, не достигших 17 лет, к ночным работам на хлопчатобумажных, полотняных и шерстяных фабриках, предоставив министру финансов по согласованию с министром внутренних дел право распространить этот запрет и на другие промышленные предприятия.

Закон от 3 июня 1886 года «Об утверждении проекта правил о надзоре за фабричной промышленностью, о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих и об увеличении числа чинов фабричной инспекции» представлял собой сводный комплексный акт, содержавший большое число правил, относившихся к самым различным институтам фабрично-трудового законодательства: регулированию договора трудового найма (общие положения, форма, срок, прием на работу, увольнение), охране заработной платы, внутреннему трудовому распорядку и дисциплине труда, регламентации штрафов, ответственности работников за самовольный отказ от работы до истечения срока найма, за участие в забастовке и ответственности нанимателей за нарушения закона.

Большое место в Законе 1886 г. занимали положения, относившиеся к административному надзору за соблюдением порядка на предприятиях, за охраной жизни и здоровья работников, за работой фабричных харчевых лавок (разрешение на их открытие, утверждение цен). Министру финансов по соглашению с министром внутренних дел было предоставлено право в случае необходимости распространять действие Закона 1886 г. на значительные ремесленные заведения и исключать из его действия незначительные фабрики и заводы.

Закон от 24 апреля 1890 года «Об изменении постановления о работе малолетних, подростков и лиц женского пола на фабриках, заводах и мануфактурах и о распространении правил о работе и обучении малолетних на ремесленные заведения» скорректировал содержание закона от1885 в пользу фабрикантов, расширив возможности применения труда малолетних, в том числе в ночное время, в выходные и праздничные дни, а также допустив в ряде случаев ночную работу для женщин.

Закон от 2 июня 1897 г. «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской и горной промышленности» заложил основу регламентации рабочего времени и времени отдыха для работников наемного труда. Этим Законом в России была впервые установлена максимальная продолжительность рабочего дня для взрослых рабочих, предусмотрено сокращение продолжительности рабочего времени в ночные смены, по субботам, в канун праздников, допущены при определенных условиях сверхурочные работы и определена (за некоторыми исключениями) их максимальная продолжительность; установлены дни еженедельного отдыха (воскресенье) и праздничные (нерабочие) дни. Закон 1897 г. не содержал положений о ежегодных отпусках. В нем отсутствовало указание о санкциях за его нарушения.

Закон от 2 июня 1903 г. «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств на предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности» ввел материальную ответственность владельцев предприятий за вред, причиненный здоровью работников в результате производственной травмы. Право на возмещение получили также члены семьи работника, погибшего в результате несчастного случая на производстве. Возмещение устанавливалось в виде пособий и пенсий, выплачиваемых владельцами предприятий; определялся также порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве. Закон освобождал от материальной ответственности владельцев предприятий, застраховавших своих рабочих и служащих от последствий увечий на производстве в частных страховых учреждениях, - в этом случае ответственность, переходила к страховщикам, к которым работники могли предъявлять иски и требовать возмещения вреда.