Роль природы в жизни человеческого общества. Роль природы в жизни человека. (ЕГЭ по русскому)

Природа нас окружает повсеместно и на протяжении всей жизни, да что там - всего существования человечества. Человек - сам продукт природы. Он постоянно взаимодействует, существует во взаимосвязи с окружающей средой. А значение природы в жизни человека велико и неоспоримо. Попробуем аргументировать!

Невозможность существования

Представьте себе, что будет, если разъединить эти две составляющие: человек и природа. Сразу же станет ясно, что человек без остальной природы существовать не сможет (кстати, обратное вполне возможно, чисто теоретически). Для питания людей нужны растения и животные, для питья - вода, находящаяся в озерах и реках. А без воздуха отдельный индивидуум вообще не сможет прожить более трех минут (не учитываем, конечно же, мастеров и йогов, умеющих задерживать дыхание на более длительный период, да и то после этого им понадобится кислород). Таким образом, самое главное значение природы в жизни человека связано в первую очередь с особенностями человеческого организма. А без природных воздуха и воды, а также без еды, которую нам предоставляет природа, мы не смогли бы существовать длительное время.

Хозяйственное

Из недр черпают необходимые ресурсы для своего существования, связанного с пополнением материальных благ. Все известные науке продукты жизнедеятельности человека создаются в конечном счете в той или иной мере из природных ресурсов. Некоторые полезные ископаемые, которые человек расходует, оказались уже на грани исчезновения в результате неразумной добычи. Некоторым это еще предстоит в ближайшее время. Активно используются в современное время уголь, нефть, цветные металлы, алмазы и многие другие. К промышленным ресурсам, определяющим значение природы в жизни человека, относят также воду рек и атмосферный воздух, без которых практически невозможна современная промышленность.

Научное

Окружающая природа - источник многих знаний и навыков человечества. При изучении природы и наблюдении за ней было совершено множество открытий, буквально повлиявших на судьбу многих людей. Есть мнение ученых, что все законы и открытия уже существуют в природе. Нужно только правильно на них взглянуть и выявить для обсуждения и дальнейшего использования на благо всего человечества. Поэтому в научном контексте значение природы в жизни человека трудно переоценить! Из таких «подсмотренных» у окружающей среды открытий: сила земного притяжения, вертолет и самолет, строение Галактики и и многое другое.

Культурное и эстетическое

Велика и в плане культурного развития общества в целом и отдельных индивидуумов в частности. Вдохновляя творческих людей на создание произведений искусства, природа занимает одно из центральных мест в изображениях на полотнах художников, в литературных и других произведениях. Пейзажисты и анималисты создают свои творения под впечатлением от красоты первозданной, не тронутой рукою человека природы.

Визуальная эстетика привлекает не только одаренных творцов. Обыкновенный обыватель, выезжая на выходные куда-либо отдохнуть, отвлечься от городской суеты, получает настоящее и ни с чем не сравнимое удовольствие от общения с природой. Так уж мы устроены, наверное, на генетическом уровне. Приятно походить босиком по свежей зеленой траве, искупаться в речке или озере, погулять в сосновом бору, подышать соленым морским воздухом. Отсюда вытекает еще одна роль природы в жизни человека - оздоровительная. Все мы замечаем, что, отдохнув в выходные (всего каких-то два-три дня) на лоне природы, возвращаемся к работе полными свежих сил и энергии, почерпнутой из такого общения. И все равно, где это происходит: в лесу, на море, на речке или в горах. Везде человек может почувствовать себя настоящим ребенком матери-Земли.

Итоги

Живая природа в жизни человека - неотъемлемая особенность его существования. Можно сказать о том, что человек в какой-то мере и есть сама природа, ее финальная, завершающая стадия развития (согласно теории И разделять человека и природу попросту не имеет смыла.

Роль природы в жизни людей трудно переоценить: она имеет для нас как материальное, так и духовное значение. Многие люди даже не задумываются над тем, что их жилище - это чистой воды экологическая система: мать-природа дает человеку жилье, одежду, пищу и т. д. Вот оно - ее материальное значение. Но помнит ли кто-нибудь, что на природу можно посмотреть и творчески?

Что такое экосистема?

Экосистемой (экологическая система) принято называть биосистему, которая целиком и полностью состоит из:

  • сообщества живых организмов;
  • их среды обитания;
  • их взаимного обмена веществами и энергией.

Типичный пример экосистемы - пруд. Это природное сообщество с обитающими в нем рыбами, микроорганизмами, растениями и Какая роль природы в жизни человека? Огромнейшая! Природа напрямую влияет на нас в той или иной области. Мы должны быть признательны ей, поскольку без экосистемы, созданной природой, не было бы и нашей с вами жизни.

Условия обитания человека в природе

Наше природное сообщество зиждется на нескольких условиях. Для нормального существования людям требуется поддерживать в своей экосистеме определенные условия:

  • температура воздуха должна быть в пределах 20-25 градусов;
  • необходимо определенное освещение жилого помещения;
  • требуются необходимая влажность, и т. д.

Кроме того, люди нуждаются в питье, при этом вода может быть не любой, а только пригодной для употребления. Все это - факторы, без которых мы не сможем прожить. Обеспечивает нас всем этим, безусловно, искусственная экологическая система. Но давайте поговорим именно о естественной природе, т. е. о естественной экосистеме, в которой мы, как живые организмы, обитаем.

Понятие природы

Ее роль в жизни человека и общества - безгранична! Природа - это естественная среда обитания организмов, не созданная искусственно человеком. В более широком смысле природа - это живой мир, окружающий нас повсюду. Этот мир бесконечен и многообразен. Природа является объективной реальностью, существующей вне зависимости от сознания человека.

У матушки-природы есть и свои законы, которым вынуждено подчиняться абсолютно все во Вселенной, в том числе и человек. Кстати, именно поэтому природу называют материальным миром Вселенной. В сущности же это объект для изучения тех или иных естественных наук (биология, физика, химия, медицина). Как уже было сказано выше, мы являемся неотъемлемой частью природы и неукоснительно подчиняемся всем ее законам. Но какова же ее непосредственная роль в нашей жизни?

Роль природы в жизни людей

  • Материальная роль. И одежду, и жилье, и пищу дает нам именно природа. Если человек не вложит в нее свои «инвестиции», то и пожинать ему будет нечего. К примеру, если в конце года не вспахивать и не удобрять поле, урожая в следующем году ждать не придется. Как говорится, что посеешь, то и пожинать будешь.
  • Духовная роль. Лишь материальными ценностями роль природы в жизни людей не ограничивается. Природа обладает уникальностью, заставляющей обращать на нее внимание если не каждого человека, то хотя бы творческих личностей. Творческое отношение к природе возникает у всех народов, прививая искреннее чувство своей Родины (патриотизм), чувство собственной значимости в этом мире и т. д. К сожалению, со временем духовная роль природы в жизни людей стала размываться, утрачиваться. Произошло это с тех пор, как люди стали уделять больше внимания своему внутреннему миру, межличностным отношениям, а также преследовать цели, пагубно сказывающиеся на природе браконьерство). Все это ведет к прерыванию всяческих отношений человека с внешним миром, с природным сообществом.

Тема: «Природа, общество, человек, культура, как формы бытия»

1. Роль природы в жизни общества.

2. Учение о ноосфере.

3. Культура как «вторая природа».

Роль природы в жизни общества

Природа – это естественная среда обитания организмов, не созданная искусственно человеком. В более широком смысле природа – это живой мир, окружающий нас повсюду. Этот мир бесконечен и многообразен. Природа является объективной реальностью, существующей вне зависимости от сознания человека.

Человеческое общество представляет собой часть природы. И это не нуждается в особых доказательствах. Ведь в организме каждого человека протекают природные химические, биологические и другие процессы. Организм человека выступает в качестве естественной основы его социальной деятельности в области производства, политики, науки, культуры и т.д.

Как правило, происходящие в обществе природные процессы приобретают социальную форму, а природные, прежде всего биологические, закономерности выступают как биосоциальные. Это можно сказать об удовлетворении природных потребностей людей в пище, тепле, продолжении рода и других. Все они удовлетворяются в социальной форме с помощью соответствующим образом приготовленной пищи (почти у каждого народа имеется своя "кухня"), построенного жилища, чаще всего отвечающего определенным эстетическим критериям, а также с помощью социально организованного семейного общения. Биосоциальные законы выражают взаимные влияния биологического и социального начал в развитии общества.



Роль природы в жизни общества всегда была значительной, ибо она выступает в качестве естественной основы его существования и развития. Многие свои потребности люди удовлетворяют за счет природы, прежде всего внешней природной среды. Происходит так называемый обмен веществ между человеком и природой - необходимое условие существования человека и общества. Развитие любого общества, всего человечества включено в процесс развития природы, в постоянное взаимодействие с ней, в конечном счете - в существование Вселенной.

Органическая связь человека и природы заставляет в полной мере учитывать природные факторы в развитии общества. Именно поэтому природа всегда была объектом внимания.

Выйдя из лона природы, как высшее и специфическое ее проявление, общество не утрачивает с ней связей, хотя существенно изменяет их характер. Связи людей с природой осуществляются главным образом на основе и в рамках их социальной деятельности, прежде всего производственной, относящейся к области материального и духовного производства.

Природа была и остается естественной средой и предпосылкой существования и развития общества. К его естественной среде относятся прежде всего земной ландшафт, в том числе горы, равнины, поля, леса, а также реки, озера, моря, океаны и т.д. Все это составляет так называемую географическую среду жизни людей. Однако естественная среда не ограничивается этим. В нее включаются также недра земли, атмосфера и космос, в конечном счете все природные условия жизни людей и развития общества - от микромира до макро- и мегамира.

Повышается значение для общества как неживой, так и живой природы. Живая природа составляет биосферу Земли: растительный и животный мир, существование которого объективно необходимо для существования человека и общества.

Оценивая значение природы в жизни общества, некоторые мыслители приходили к выводу, что она полностью определяет его развитие. Указывая на гармонию и красоту природы, один из представителей философского романтизма - Ж.Ж.Руссо утверждал, что выделение человечества из природы и переход его к цивилизации (которую он характеризовал как порочную) является источником всех бед и несчастий людей. Сохранение же органического единства с природой - залог благополучия общества, каждого человека. Истинность и ценность суждений о единстве общества и природы особенно ясны нам сегодня.

На решающую роль природы в развитии общества указывали античный мыслитель Геродоти мыслители Нового времени Ш.Монтескье, А.Тюрго и др. Последние развивали взгляды, получившие название географического детерминизма. Его суть заключается в утверждении, что природа, которая истолковывается как географическая среда жизни общества, выступает в качестве основной причины происходящих в обществе явлений. Она определяет не только направление хозяйственной жизни людей, но также их психический склад, темперамент, характер, обычаи и нравы, эстетические взгляды и даже формы государственного правления и законодательства, словом, всю их общественную и личную жизнь. Так, Ш.Монтескье утверждал, что климат, почвы" и географическое положение страны являются причиной существования различных форм государственной власти и законодательства, определяют психологию людей и склад их характера. Он писал, что "народы жарких климатов робки как старики, народы холодных климатов отважны как юноши". По его мнению, климат и географическая среда определяют "характер ума и страсти сердца", что неизбежно сказывается на психологии людей, характере их искусства, нравов и законов.

Таким образом, роль природы заключаются в следующем:

1. Природа - это прежде всего среда жизни.

2. Природа имеет также хозяйственное значение. Именно из природы человек черпает все необходимые ресурсы для развития своей хозяйственной деятельности; для наращивания материальных благ.

3. Научное значение природы вытекает из того, что она - источник всех знаний.

4. Воспитательное значение природы заключается в том, что общение с ней благотворно влияет на человека в любом возрасте, разносторонне развивает мировоззрение.

5. Эстетическое значение природы огромно. Природа всегда была вдохновителем искусства, занимая, например, центральное место в творчестве художников - пейзажистов и анималистов. Красота природы привлекает людей и благотворно влияет на их настроение.

Учение о ноосфере

Учение о ноосфере объединяет в себе множество парадигм из, казалось бы, имеющих мало общего дисциплин: философии, экономики, геологии. В чем уникальность этой концепции?

О том, что такое ноосфера, впервые поведал миру в своих публикациях французский ученый-математик Эдуард Леруа в 1927 году. За несколько лет до этого он прослушал несколько лекций выдающегося русского ученого Владимира Ивановича Вернадского, касающихся проблем в области геохимии (а также биогеохимии).

Ноосфера – это особое состояние биосферы, в которой ключевая роль принадлежит человеческому разуму. Человек, пользуясь интеллектом, создает «вторую природу» наряду с существующей. Однако в то же время он сам по себе является частью природы. Поэтому ноосфера – это все же результат эволюции, происходящей по следующей цепочке: развитие планеты – биосфера – появление человека - и, наконец, возникновение ноосферы. В то же время в концепциях В. И. Вернадского, как считают исследователи, нет четкого ответа на вопрос: "Ноосфера уже есть, или ей только предстоит появиться?" Ученый вместе с тем предположил, что во времена, когда станет взрослой его внучка, человеческий разум, его творческое начало, вероятнее всего, расцветут и раскроют себя в полной мере. И это может стать косвенным признаком появления ноосферы.

Учение Вернадского о ноосфере, как считают ученые, было связано как раз с тем участком «эволюции», когда биосфера превращается в ноосферу. Владимир Иванович в своей книге «Научная мысль как планетарное явление» пишет, что переход из биосферы в ноосферу возможен, когда на этот процесс влияет научная мысль.

Кроме того, отмечают исследователи, Вернадский выделил несколько условий появления ноосферы. Среди таковых, например, полное заселение планеты людьми (и в этом случае места для биосферы попросту не останется). Также это совершенствование средств коммуникации и информационного обмена между людьми из разных частей планеты (и это благодаря интернету уже есть). Ноосфера может возникнуть, когда геология Земли будет в большей степени зависеть от человека, чем от природы. Концепции ученых-последователей Ученые различных областей, познав учение Вернадского и его единомышленников о том, что такое ноосфера, создали несколько концепций, развивающих исходные постулаты русского исследователя. По мнению А. Д. Урсула, например, ноосфера – это система, где нравственный разум, ценности, связанные с интеллектом, гуманизм будут являть себя в первоочередном порядке. В ноосфере по Урсулу человечество живет в гармонии с природой, в режиме совместного участия в эволюционных процессах.

Если учение Вернадского о ноосфере подразумевает преимущественное исчезновение биосферы, то, как отмечают современные исследователи, концепции авторов сегодняшнего дня содержат тезисы о том, что ноосфера и биосфера, скорее всего, будут существовать одновременно. Одним из возможных критериев наличия ноосферы - по версии современных ученых - может быть достижение предела развития человека, максимального уровня совершенствования социально-экономических институтов. Присутствует императив высших нравственных и культурных ценностей.

Человек и ноосфера связаны самым непосредственным образом. Именно благодаря действиям человека и направленности его разума появляется ноосфера (учение Вернадского говорит именно об этом). Возникает особая эпоха в развитии геологии планеты. Человек, создав специфичную для себя среду, берет часть функций биосферы. Люди замещают естественное, то, что уже есть в природе, искусственным. Появляется среда, где значительную роль играет техника.

Возникают ландшафты, созданные также при помощи управляемых людьми различных видов машин. Верно ли утверждать, что ноосфера – сфера разума человека? Ряд исследователей считает, что человеческая деятельность не всегда зависит от понимания им того, как устроен мир. Люди склонны действовать, экспериментируя, совершая ошибки. Разум, если придерживаться этой концепции, скорее будет являться фактором совершенствования техники как таковой, но не условием рационального воздействия на биосферу с целью превращения ее в ноосферу.

Наряду с понятием «ноосфера» есть термин, связанный с особого типа мышлением. Он появился сравнительно недавно. Речь идет о ноосферном мышлении. Оно, согласно мнению ряда исследователей, характеризуется несколькими специфическими признаками. Самый важный из них – высокая степень критичности. Следом – внутренняя установка человека на улучшение биосферы, на создание материальных благ, способствующих этому. Важная часть ноосферного мышления – приоритет общественного над личным (особенно в решении научных задач). Это стремление решать необычные и не решенные кем-либо задачи. Еще один компонент ноосферного мышления – стремление понимать сущность процессов, которые происходят в природе и социуме.

В среде ученых есть мнение, что не каждый человек предрасположен к ноосферному мышлению от природы. Многие люди и вовсе не знают, что такое ноосфера. Однако, полагают исследователи, человека можно обучить искусству освоения данного типа мышления. Это должно происходит в рамках так называемого ноосферного образования. Главный акцент в обучении здесь ставится на возможностях мозга человека.

Согласно теоретикам ноосферного образования, люди должны научиться стимулировать появление в себе позитивных устремлений, тягу к гармонии с окружающим миром, желание понимать объективную сущность происходящих в обществе процессов. Если позитивные устремление, как полагают создатели данной концепции, привнести в политику и решение экономических проблем, то человечество сделает огромный шаг вперед.

В трактате «Феномен человека» французский ученый Пьер Тейяр де Шарден выдвинул несколько философских концепций, затрагивающих такое явление, как ноосфера. Кратко обрисовать их можно так: человек стал не просто объектом эволюции, но и ее двигателем. Согласно концепциям ученого, главный источник разума – это рефлексия, способность человека познавать себя. Теорию Тейяра де Шардена и концепцию Вернадского объединяет гипотеза о появлении человека. Оба ученых считают, что люди стали особенными и отличающимися от других живых существ по причине осознания себя личностями. Принципиальное отличие понимания ноосферы по версии Тейяра Де Шардена состоит в том, что он оперирует такими категориями, как «сверхчеловек» и «космос».

Учение Вернадского о ноосфере очень серьезно повлияло на осмысление цивилизационных процессов в среде исследователей самого разного профиля. Зная, что такое ноосфера (или по крайней мере приближая себя к пониманию этого явления), современные ученые получают в распоряжение ценный инструмент, позволяющий конструировать модели развития планеты в будущем. Примерно так, как это удалось Вернадскому, фактически предсказавшему появление интернета и некоторых социально-экономических достижений. Концепции о ноосфере начала 20 века дают современным ученым ключ к пониманию эволюции. Самые первые признаки, свидетельствующие о возможном появлении ноосферы, были на Земле уже во времена палеолита и мезолита. С тех пор активность человека, связанная с влиянием на биосферу, только возрастала. Мощным импульсом трансформации биосферы к ноосфере стала промышленная революция в 19 веке, сегодня не менее влиятельным фактором является интернет. Вполне возможно, что человечество ждут еще более совершенные средства связи и технологии.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Роль природы в жизни человеческого общества

Для человека, как и для любого другого биологического вида, природа - среда жизни и источник существования. Как биологический вид, человек нуждается в определенном составе и давлении атмосферного воздуха, чистой природной воде с растворенными в ней солями, растениях и животных, земной температуре. Оптимальная для человека окружающая среда - это то естественное состояние природы, которое поддерживается нормально протекающими процессами круговорота веществ и потоков энергии.

Как биологический вид, человек своей жизнедеятельностью влияет на природную среду не больше, чем другие живые организмы. Однако это влияние несравнимо с тем огромным воздействием, которое оказывает человечество на природу благодаря своему труду. Преобразующее влияние человеческого общества на природу неизбежно, оно усиливается по мере развития общества, увеличения числа и массы веществ, вовлекаемых в хозяйственный оборот. Вносимые человеком изменения сейчас приобрели настолько крупные масштабы, что превратились в угрозу нарушения существующего в природе равновесия и препятствие Для дальнейшего развития производительных сил. Долгое время люди смотрели на природу как на неисчерпаемый источник необходимых для них материальных благ. Однако, сталкиваясь с отрицательными последствиями своего воздействия на природу, они постепенно пришли к убеждению в необходимости ее рационального использования и охраны.

Охрана природы - это система научно обоснованных международных, государственных и общественных мер, направленных на рациональное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов, на защиту природной среды от загрязнения и разрушения в интересах существующих и будущих поколений людей.

Основная цель охраны природы состоит в поддержке динамического равновесия естественных природных процессов, сохранении биологического разнообразия растений, животных, микроорганизмов, обеспечивающих благоприятные условия для жизни настоящих и последующих поколений людей, развития производства, науки и культуры всех народов, населяющих нашу планету. Прогрессивное устойчивое развитие человеческого общества невозможно без рационального природопользования, которым называют совокупность всех форм эксплуатации природных ресурсов и действенных мер по их сохранению и восстановлению.

Исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы

Естественно, что в связи с разными историческими этапами развития человеческого общества меняются и проблемы использования природных ресурсов и охраны природы. Человек - относительно молодой житель Земли, он включился в ее экологические системы около 3,5 млн лет назад. Тогда воздействие людей на окружающую среду было незначительным из-за небольшой их численности. Около 1,5 млн лет назад численность людей не превышала 500 тыс. особей. Люди кочевали небольшими группами, собирая съедобные растения, охотясь на животных, вылавливая рыбу. Следы их воздействия быстро сглаживались природой, как только собиратели, охотники и рыболовы покидали места своих стоянок. Первым был приручен волк, помогавший людям охотиться на животных, позже произошло одомашнивание крупного рогатого скота, потом лошадей. Примерно 10-12 тыс. лет назад в благоприятных условиях люди перешли к оседлому образу жизни и стали заниматься земледелием. Начальная фаза преобразования окружающей природной среды связана с развитием животноводства и земледелия. Нарастание преобразующей деятельности человеческого общества, связанное с развитием промышленности, продолжается и в настоящее время. Так, в первой половине XX в. особое беспокойство вызывало очень быстрое истощение природных ресурсов и возможная гибель человечества из-за полного исчерпания рудных месторождений и нефти. Сейчас на первое место выдвигаются угрожающие загрязнения окружающей среды, нарушение природных биоценозов, вырубка лесов, почвенная эрозия, исчезновение редких видов животных и растений. Природные объекты и явления, которые человек использует в процессе труда, называются природными ресурсами. К ним относятся атмосферный воздух, вода, почва, полезные ископаемые, солнечная радиация, климат, растительность, животный мир. По степени их истощения они делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые.

Исчерпаемые ресурсы, в свою очередь, подразделяются на возобновимые и невозобновимые. К невозобновимым относят те ресурсы, которые не возрождаются или возобновляются в сотни раз медленнее, чем они расходуются. К ним относятся нефть, каменный уголь, металлические руды и большинство других полезных ископаемых. Запасы этих ресурсов ограничены, охрана их сводится к бережному расходованию.

Возобновимые природные ресурсы - почва, растительность, животный мир, а также такие минеральные соли, как глауберова и поваренная, осаждающиеся в озерах и морских лагунах. Эти ресурсы постоянно восстанавливаются, если сохраняются необходимые для этого условия, а скорость использования не превышает темпы естественного возрождения. Восстанавливаются ресурсы с разной скоростью: животные - за несколько лет, леса - 60-80 лет, а почвы, потерявшие плодородие, - в течение нескольких тысячелетий. Превышение темпов расходования над скоростью воспроизводства ведет к истощению и полному исчезновению ресурса.

Неисчерпаемые ресурсы включают водные, климатические и космические. Общие запасы воды на планете неисчерпаемы. Основу их составляют соленые воды Мирового океана, но их пока мало используют. В отельных районах воды морей и океанов загрязняются нефтью, отходами бытовых и промышленных предприятий, выносом с полей удобрений и ядохимикатов, что ухудшает условия обитания морских растений и животных. Пресная вода, необходимая для человека, - исчерпаемый природный ресурс. Проблема пресной воды с каждым годом обостряется в связи с обмелением рек и озер, возрастанием расхода воды на орошение и нужды промышленности, загрязнением вод производственными и бытовыми отходами.

Необходимо бережное расходование и строгая охрана водных ресурсов.

Климатические ресурсы - атмосферный воздух и энергия ветра - неисчерпаемы, но с развитием промышленности и транспорта воздух стал сильно загрязняться дымом, пылью, выхлопными газами. В крупных городах и промышленных центрах загрязнение воздуха становится опасным для здоровья людей. Борьба за чистоту атмосферы стала важной природоохранной задачей.

К космическим ресурсам относятся солнечная радиация, энергия морских приливов и отливов. Они неисчерпаемы. Однако в городах и промышленных центрах солнечная радиация сильно уменьшается из-за задымленности и запыленности воздуха. Это отрицательно сказывается на здоровье людей.

Принципы и правила охраны природы

Хозяйственная деятельность вызывает в природе многочисленные изменения, последствия которых необходимо уметь прогнозировать. В процессе длительного использования природных ресурсов были разработаны общие принципы и правила рационального использования и охраны природы.

Первый принцип сводится к тому, что все явления природы имеют для человека множественное значение и должны оцениваться с разных точек зрения. К каждому явлению необходимо подходить с учетом интересов разных отраслей производства и сохранения восстановительной силы самой природы.

Так, лес рассматривается прежде всего как источник древесины и химического сырья, однако леса имеют водорегулирующее, почвозащитное, климатообразующее значение. Лес важен как место отдыха людей. В этих случаях промышленное значение леса отодвигается на второй план.

Река не может служить только транспортной магистралью или местом для сооружения гидроэлектростанций. Нельзя использовать реку как место для стока отработанных промышленных вод. Реки доставляют в моря биогенные вещества, необходимые для живых организмов. Поэтому использовать реку только в интересах одной отрасли, как э часто бывает, нерационально. Необходимо комплексное ее использование в интересах различных отраслей производства, здравоохранения, туризма с учетом сохранения чистоты водоема и восстановления в нем пасов воды.

Второй принцип заключается в необходимости строгого учета местных условий при использовании и охране природного ресурса. Его называют правилом региональности. Особенно это касается использования водных и лесных богатств.

На Земле много мест, где сейчас ощущается дефицит пресной воды. Избыток воды в других местах не улучшает затруднительного положения с водой в засушливых районах.

Там, где лесов много и они не освоены, допустимы интенсивные рубки, а в лесостепных районах, в центральных промышленно развитых и густо населенных областях России, где лесов мало, лесные ресурсы надо расходовать очень бережно, с постоянной заботой об их возобновлении.

Правило региональности действует и в отношении животного мира. Один и тот же вид промыслового животного в одних районах нуждается в строгой охране, в других, при высокой численности, возможен интенсивный его промысел.

Нет ничего более губительного, чем интенсивное расходование ресурса там, где он в недостатке, на основании того, что в других местах этот ресурс находится в избытке. Согласно правилу региональности обращение с одним и тем же природным ресурсом в разных районах должно быть различным и зависеть от того, как этот ресурс в данной местности представлен в настоящее время.

Третий принцип, вытекающий из взаимной связи предметов и явлений в природе, состоит в том, что охрана одного объекта означает одновременно охрану и других объектов, тесно с ним связанных.

Охрана водоема от загрязнения - это одновременная охрана рыб, обитающих в нем. Сохранение с помощью лесной растительности нормального гидрологического режима местности - это и предупреждение эрозии почвы. Охрана насекомоядных птиц и рыжих лесных муравьев - это одновременная охрана леса от вредителей.

Часто в природе складываются отношения противоположного характера, когда охрана одного объекта приносит вред другому. Например, охрана лося местами приводит к его перенаселению, а это наносит ощутимый ущерб лесу из-за повреждения подроста. Значительный вред растительности некоторых национальных парков Африки приносят слоны, в избытке населяющие эти территории. Поэтому охрана каждого природного объекта должна быть соотнесена с охраной других.

Следовательно, охрана природы должна быть комплексной. Охраняться должна не сумма отдельных природных ресурсов, а природный комплекс (экосистема), включающий различные компоненты, соединенные естественными связями, сложившимися в процессе длительного исторического развития.

Охрана и использование природы - это на первый взгляд два противоположно направленных действия человека. Однако антагонистического противоречия между этими действиями нет. Это две стороны одного и того же явления - отношения человека к природе. Поэтому вопрос который иногда задают, - охранять природу или использовать ее ~ не имеет смысла. Природу надо использовать и охранять. Без этого невозможен прогресс человеческого общества. Природу необходимо охранять в процессе ее рационального использования. Важно разумное соотношение ее использования и охраны, что определяется количеством и распределением ресурсов, экономическими условиями страны, региона, социальными традициями и культурой населения. Основной принцип охраны природы - охрана в процессе ее использования.

Правовые основы охраны природы

Правовой основой охраны природы являются Конституция РФ, международные договоры, законы об охране природы и основных компонентов окружающей природной среды, постановления законодательных учреждений разного уровня. Высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории России имеет Конституция РФ. Ею закреплено право человека на благоприятную окружающую среду. Естественно, чтобы действенно пользоваться им, необходимо использовать право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (статья 42). Правила и принципы охраны природы выполняются людьми тогда, когда они имеют законодательный характер. В настоящее время действует Закон Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" (19 декабря 1991 г.). Основой его является признание природы и ее богатств "национальным достоянием народов России, естественной основой их социально-экономического развития и благосостояния человека".

В соответствии с законом 1991 г. оценка состояния окружающей природной среды, в том числе и в чрезвычайных экологических ситуациях, должна оцениваться как с позиций здоровья населения, так и состояния естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.

Основными задачами природоохранительного законодательства Российской Федерации являются "регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращение экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды, укрепление законности и правопорядка в интересах настоящих и будущих поколений людей".

В законе сформулированы экологические требования, предъявляемые ко всем хозяйственным структурам. Эти требования адресован предприятиям, организациям, учреждениям, независимо от форм собственности и подчиненности, и отдельным гражданам.

"В соответствии с законодательством РФ международные договоры имеют преимущественную силу по сравнению с внутренними государственными законами. Однако, чтобы международный договор имел юридическую силу в России, он не только должен быть подписан уполномоченными лицами, но и ратифицирован (одобрен) Федеральным Собранием РФ.

Однако нормы закона не действуют автоматически, они выполняются и проверяются государственными органами управления и контроля, прокуратурой и судом, арбитражным судом, общественными организациями и объединениями. Закон должен создавать нравственную основу для поведения граждан.

Научные проблемы охраны природы

Охрана природы до недавнего времени была делом отдельных лиц и обществ, а экология первоначально не имела к охране природы никакого отношения. Этим именем Эрнст Геккель в 1866 г. в монографии "Всеобщая морфология" окрестил науку о взаимосвязях животных и растений, обитающих на определенной территории, их отношениях между собой и к условиям обитания.

Кто что или кого ест, как приспосабливается к сезонным изменениям климата - основные вопросы первоначальной экологии. Эту дисциплину изучали на биологических факультетах университетов, но за исключением узкого круга специалистов о ней никто ничего не знал. Перелистайте газеты и научно-популярные журналы, выходившие у нас до 1970 г., и вы нигде не встретите слова "экология".

А сейчас оно у всех на слуху. Экологию преподают почти во всех высших учебных заведениях страны, издаются специальные экологические газеты и журналы, по экологии защищают многочисленные диссертации.

Такая резкая перемена на протяжении 30 лет произошла в силу двух взаимосвязанных обстоятельств, характерных для второй половины века: роста населения Земли и научно-технической революции.

Быстрый рост населения Земли получил название демографического взрыва. Об этом явлении трудно судить по России, где население начиная с 1993 г. начало убывать, и даже по Западной Европе, где оно растет очень медленно, но его хорошо иллюстрируют данные демографической статистики Китая, стран Африки, Латинской Америки, юга Азии, где население растет гигантскими темпами.

В начале века на Земле жили 1,5 млрд человек. В 1950 г., несмотря на потери в двух мировых войнах, численность населения возросла до 2,5 млрд, а затем стала ежегодно увеличиваться на 70-100 млн человек. В 1993 г. численность населения Земли достигла 5,5 млрд человек, т.е. удвоилась по сравнению с 1950 г., а в 2000 г. превысит 6 млрд.

Не останавливаясь на причинах демографического взрыва, отметим, что он сопровождался изъятием у природы огромных территорий под жилые дома и общественные учреждения, автомобильные и железные дороги, аэропорты и пристани, посевы и пастбища. Сотнями квадратных километров вырубались тропические леса. Под копытами многочисленных стад степи и прерии превращались в пустыни.

Одновременно с демографическим взрывом произошла и научно-техническая революция. Человек освоил ядерную энергию, ракетную технику и вышел в Космос. Он изобрел компьютер, создал электронную технику и промышленность синтетических материалов.

Демографический взрыв и научно-техническая революция привели к колоссальному увеличению потребления природных ресурсов. Так, ныне в мире ежегодно добывается 3,5 млрд т нефти и 4,5 млрд т каменного и бурого угля. При таких темпах потребления стало очевидным исчерпание многих природных ресурсов в ближайшее время. Одновременно отходы гигантских производств стали все больше загрязнять окружающую природную среду, разрушая здоровье населения. Во всех промышленно развитых странах большое распространение получили раковые, хронические легочные и сердечно-сосудистые заболевания.

Первыми забили тревогу ученые. Начиная с 1968 г., итальянский экономист Аурелио Печчеи стал ежегодно собирать в Риме крупных специалистов из разных стран для обсуждения вопросов о будущем цивилизации. Эти встречи получили название Римского клуба. Весной 1972 г. вышла первая книга, подготовленная Римским клубом, с характерным названием "Пределы роста". А в июне того же года ООН провела в Стокгольме Первую международную конференцию по окружающей среде и развитию, которая обобщила материалы о загрязнении и его вредном влиянии на здоровье населения многих стран. Участники конференции пришли к выводу, что человек из субъекта, изучавшего экологию животных и растений, в новых условиях сам должен превратиться в объект многосторонних экологических исследований. Они обратились к правительствам всех стран мира с призывом создавать для этой цели специальные государственные учреждения.

После конференции в Стокгольме экология соединилась с охраной природы и начала приобретать теперешнее большое значение. В разных странах стали создаваться министерства, департаменты и комитеты по экологии, причем их главной целью стал мониторинг окружающей природной среды и борьба с ее загрязнением для сохранения здоровья населения. В СССР в 1973 г. была создана Комиссия по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов при Президиуме Совета Министров. На ее базе в 1987 г. был образован Госкомитет. В первое правительство независимой России он вошел под названием Министерства экологии, но потом снова был переименован в Комитет, и слово "экология" осталось только в его сокращенном названии (Госкомэкологии).

Для проведения исследований по экологии человека требовалась теоретическая основа. Такой основой сначала русские, а потом и зарубежные исследователи признали учение В.И. Вернадского о биосфере и неизбежности ее эволюционного превращения в сферу человеческого разума - ноосферу.

Экологические проблемы современности по своим масштабам условно могут быть разделены на локальные, региональные и глобальные и требуют для своего решения неодинаковых средств и различных по характеру научных разработок.

Пример локальной экологической проблемы - завод, сбрасывающий без очистки в реку свои промстоки, вредные для здоровья людей. Это - нарушение закона. Органы охраны природы или даже общественность должны через суд оштрафовать такой завод и под угрозой закрытия заставить его строить очистные сооружения. Особой науки при этом не требуется.

Примером региональных экологических проблем может служить Кузбасс - почти замкнутая в горах котловина, заполненная газами коксовых печей и дымами металлургического гиганта, об улавливании которых при строительстве никто не думал, или высыхающее Аральское море с резким ухудшением экологической обстановки на всей его периферии, или высокая радиоактивность почв в районах, прилегающих к Чернобылю.

Для решения таких проблем уже нужны научные исследования. В первом случае - разработка рациональных методов поглощения дымовых и газовых аэрозолей, во втором - точные гидрологические исследования для выработки рекомендаций по увеличению стока в Аральское море, в третьем - выяснение влияния на здоровье населения длительного воздействия слабых доз радиации и разработка методов дезактивации почв.

Однако антропогенное воздействие на природу достигло таких масштабов, что возникли проблемы глобального характера, о которых в начале XX в. никто не мог даже подозревать. Если оставить в стороне экономические и социальные аспекты, а говорить только о природе, то можно назвать следующие глобальные экологические проблемы, находящиеся в поле зрения человечества в конце XX в.: глобальное потепление климата, истощение озонового слоя, истребление лесного покрова Земли, опустынивание обширных территорий, загрязнение Мирового океана, уменьшение видового разнообразия фауны и флоры. Научные исследования нужны не только для решения или смягчения этих проблем, но и для выяснения причин их возникновения, ведь без этого решить их просто невозможно.

Поясним на примере, как вытягиваются в цепочку вопросы, требующие специального исследования.

Начавшееся во второй половине XX в. резкое потепление климата является достоверным фактом. Мы его чувствуем по более мягким, чем раньше, зимам. Средняя температура приземного слоя воздуха по сравнению с 1956-1957 гг., когда проводился Первый международный геофизический год, возросла на 0,7°С. На экваторе потепления нет, но чем ближе к полюсам, тем оно заметнее. За Полярным кругом оно достигает 2°С.

На Северном полюсе подледная вода потеплела на 1°С и ледяной покров начал подтаивать снизу.

В чем причина этого явления? Одни ученые считают, что это - результат сжигания огромной массы органического топлива и выделения в атмосферу больших количеств углекислого газа, который является парниковым, т.е. затрудняет отдачу тепла от поверхности Земли. Другие, ссылаясь на изменения климата в историческое время, считают антропогенный фактор потепления климата ничтожным и связывают это явление с усилением солнечной активности.

В связи с потеплением климата возникает ряд сопутствующих вопросов. Каковы перспективы его дальнейшего развития? Как потепление повлияет на увеличение испарения с поверхности Мирового океана и как это отразится на количестве осадков? Как будут распределяться по площади эти осадки? И ряд более конкретных вопросов, касающихся территории России: в связи с потеплением и общим увлажнением климата можно ли ожидать смягчения засух в Нижнем Поволжье и на Северном Кавказе; следует ли ждать увеличения стока Волги и дальнейшего подъема уровня Каспия; начнется ли отступление вечной мерзлоты в Якутии и Магаданской области; станет ли легче мореплавание вдоль северных берегов Сибири?

На все эти вопросы можно дать точный ответ. Однако для этого должны быть проведены различные научные исследования.

Не менее сложна в научном отношении экологическая проблема озонового слоя. Она возникла в 1982 г., когда зонд, запущенный с британской станции в Антарктиде, на высоте 25-30 км обнаружил резкое снижение содержания озона.

С тех пор над Антарктидой все время регистрируется озоновая "дыра" меняющихся форм и размеров. Позднее такая же "дыра" была обнаружена над Канадским арктическим архипелагом, над Шпицбергеном, а затем и в разных местах Евразии, в частности над Воронежем.

Истощение озонового слоя представляет гораздо более опасную реальность для всего живого на Земле, чем падение какого-нибудь сверхкрупного метеорита, ведь озон (трехатомный кислород, образующийся в стратосфере из обычного кислорода за счет энергии ультрафиолетовых и еще более коротковолновых космических лучей) не допускает опасное излучение до поверхности Земли. Если бы не озон, эти лучи разрушили бы все живое.

Истощение озонового слоя взволновало не только ученых, но и правительства многих стран. Начались поиски причин. Сначала подозрение пало на хлор- и фторуглеводороды, употребляемые в холодильных установках, так называемые фреоны. Они действительно легко окисляются озоном, тем самым уничтожая его. Были выделены крупные суммы на поиски их заменителей. Однако холодильные установки применяются преимущественно в странах с теплым и жарким климатом, а озоновые дыры почему-то наиболее ярко проявляются в полярных областях. Это вызывало недоумение. Потом было установлено, что много озона уничтожается ракетными двигателями современных самолетов, летающих на больших высотах, а также при запусках космических кораблей и спутников.

Для окончательного решения вопроса о причинах истощения озонового слоя необходимы детальные научные исследования. Другой цикл исследований нужен для выработки наиболее рациональных способов искусственного восстановления прежнего содержания озона в стратосфере. Работы в этом направлении уже начаты.

Но оставлена ли идея преобразования природы? Совершенствуется ли практика природопользования? В каком направлении меняется отношение человека к окружающей природной среде?

Ответами могут служить несколько примеров.

Первый пример. Рыболовство с давних пор было одним из главных занятий норвежцев. Ловить рыбу ходили через океан к отмелям у берегов Исландии и Нью-Фаундленда. Ловили преимущественно сельдь, но в небольшом количестве и семгу, или европейского лосося, который через фьорды заходит в горные речки Норвегии на нерест.

Около 20 лет назад норвежцы догадались изменить технику лова лососей. После захода рыбы на нерест они перегораживают выход из нескольких фьордов в море мелкоячеистой сетью. После созревания икры мальки лососей скатываются по речкам во фьорд, но выйти из него не могут. Их подкармливают сначала рыбным фаршем, а потом мелкой "сорной" рыбой, которую вылавливают у берегов Норвегии. Молодые лососи быстро растут, через 3-4 года достигают веса 9-10 кг, после чего их легко вылавливают неводами.

Новый способ разведения и лова позволил Норвегии увеличить ежегодную добычу лосося с нескольких десятков тысяч тонн до 500 тыс. т, т.е. более чем на порядок. В любом европейском ресторане теперь можно получить сравнительно дешевую норвежскую лососину. А норвежские рыболовы стали жить намного богаче.

Другим примером целесообразного изменения природных экосистем может служить разведение морских моллюсков в Японии, Китае и Вьетнаме. В этих странах некоторые виды бентосных морских моллюсков с давних пор употребляют в пищу. Однако в последние два десятилетия началось их искусственное разведение. Обширные площади прибрежного мелководья этих стран были предварительно расчищены от другой донной фауны, а потом заселены теми видами съедобных моллюсков, что наиболее быстро растут.

Никто не знает, сколько съедобных морских моллюсков вылавливали раньше, но в последние годы их суммарная добыча составила 5 млн т, и это стало существенным подспорьем в пищевом балансе населения Юго-Восточной Азии.

Примером рационального природопользования может также служить лесное хозяйство Германии, где приняли закон (и он строго соблюдается), что площадь, занимаемая лесами, не должна быть меньше 27% всей территории страны. В лесах там нет ни поваленных гниющих стволов деревьев, ни пней. Леса Германии все вторичные и однородные. Для посадок выбраны породы деревьев с хорошей, крепкой древесиной и относительно быстрым ростом. До высоты примерно 600 м леса состоят из бука, а в горных районах юга Германии - из особого вида ели. Бук относительно быстро наращивает древесину - за 45 лет, ель - за 60 лет. По достижении такого возраста лес вырубают, а освободившиеся площади засаживают молодыми деревьями. Такой способ ведения лесного хозяйства обеспечивает Германию необходимой древесиной и не нарушает экологического равновесия. В лесах Германии водятся благородные олени, косули, кабаны и зайцы, гнездятся тетерева и певчие птицы.

Эти примеры показывают то отношение человека к окружающей природной среде, которое должно стать господствующим в век ноосферы. Верится, что широкое экологическое образование будет способствовать превращению биосферы в сферу человеческого разума - ноосферу, при вступлении в которую все человечество поймет, что оно есть часть этой ноосферы, и будет стремиться не к уничтожению, а к расширению и умножению природных богатств.

Глобальные экологические проблемы и пути их решения

природный ресурс охрана природопользование

Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической. Среди глобальных экологических проблем можно отметить следующие:

Уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных;

В значительной мере истреблен лесной покров;

Стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых;

Мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов;

Атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых размеров, а чистый воздух становится дефицитом;

Частично нарушен озоновый слой, защищающий от губительного для всего живого космического излучения;

Загрязнение поверхности и обезображивание природных ландшафтов: на Земле невозможно обнаружить ни одного квадратного метра поверхности, где бы не находилось искусственно созданных человеком элементов.

Cтало совершенно очевидной пагубность потребительского отношения человека к природе лишь как к объекту получения определенных богатств и благ. Для человечества становится жизненно необходимым изменение самой философии отношения к природе.

Какие же необходимы меры для решения глобальных экологических проблем! Прежде всего следует перейти от потребительско-технократического подхода к природе к поиску гармонии с нею. Для этого, в частности, необходим целый ряд целенаправленных мер по экологизации производства: природосберегающие технологии, обязательная экологическая экспертиза новых проектов, создание безотходных технологий замкнутого цикла.

Другой мерой, направленной на улучшение взаимоотношений человека и природы, является разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов, особенно - энергетических источников (нефть, уголь), имеющих для жизни человечества важнейшее значение. Подсчеты международных экспертов показывают, что если исходить из современного уровня потребления (конец XX в.), то запасов угля хватит еще на 430 лет, нефти - на 35 лет, природного газа - на 50 лет. Срок, особенно по запасам нефти, не такой уж и большой. В связи с этим необходимы разумные структурные изменения в мировом энергобалансе в сторону расширения применения атомной энергии, а также поиск новых, эффективных, безопасных и максимально безвредных для природы источников энергии, включая космическую.

Однако ощутимый эффект все перечисленные и другие меры могут дать лишь при условии объединения усилий всех стран для спасения природы. Первая попытка такого международного объединения была осуществлена еще в начале XX века. Тогда в ноябре 1913 г. в Швейцарии состоялось первое международное совещание по вопросам охраны природы с участием представителей 18 крупнейших государств мира.

Ныне межгосударственные формы сотрудничества выходят на качественно новый уровень. Заключаются международные конвенции по охране окружающей среды (квоты по вылову рыб, запрет на промысел китов и др.), осуществляются самые различные совместные разработки и программы. Активизировалась деятельность общественных организаций по защите окружающей среды - "зеленые" ("Гринпис"). Экологический интернационал Зеленого Креста и Зеленого Полумесяца в настоящее время разрабатывает программу по решению проблемы "озоновых дыр" в атмосфере Земли. Однако следует признать, что при весьма различном уровне социально-политического развития государств мира международное сотрудничество в экологической сфере еще весьма далеко от своего совершенства.

Еще одним направлением для решения экологической проблемы, и может быть в перспективе - самым важным из всех, является формирование в обществе экологического сознания, понимания людьми природы как другого живого существа, над которым нельзя властвовать без ущерба для него и себя.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Роль природы в жизни человеческого общества, источники и последствия негативного воздействия на нее, анализ практических примеров. Современные этапы воздействия человека на природу. Охрана окружающей среды и задачи восстановления природных ресурсов.

    презентация , добавлен 15.11.2016

    Определение биосферных заповедников. Задачи государственных природных заповедников. Организация охраны природы, мероприятия и деятельность на территориях государственных природных заповедников. Принципы рационального использования природных ресурсов.

    реферат , добавлен 17.04.2011

    Водные ресурсы и их роль в жизни общества. Использование водных ресурсов в народном хозяйстве. Охрана вод от загрязнения. Проблемы рационального использования водных ресурсов и пути их решения. Качество природных вод в России.

    реферат , добавлен 05.03.2003

    Сущность и основные виды природопользования. Планирование и прогнозирование использования природных ресурсов. Принципы и направления рационального использования водных ресурсов и недр. Рациональное использование, воспроизводство и охрана лесов России.

    реферат , добавлен 29.05.2010

    Роль природы в жизни человека и общества. Ошибочные тенденции в природопользовании. Антропогенные факторы изменения природы. Законы экологии Б. Коммонера. Глобальные модели-прогнозы развития природы и общества. Концепция экологического императива.

    реферат , добавлен 19.05.2010

    История использования природных ресурсов. Потенциальные экологические опасности, которые могут актуализироваться при сохранении существующего технико-экономического развития. Классификация природных ресурсов. Роль полезных ископаемых в жизни общества.

    реферат , добавлен 19.05.2009

    Изучение природопользования - общественно-производственной деятельности, направленной на удовлетворение материальных, культурных потребностей общества путем использования различных видов природных ресурсов и природных условий. Особенности эко-мониторинга.

    шпаргалка , добавлен 25.03.2010

    Экологический кризис и его виды. Экологическая катастрофа - необратимое изменение природных комплексов, связанное с массовой гибелью живых организмов. Понятия природных ресурсов, исчерпаемых полезных ископаемых. Аспекты охраны природы, принципы и правила.

    презентация , добавлен 09.12.2012

    Природные ресурсы как элементы природы, которые используются при данном уровне развития производительных сил для удовлетворения потребностей общества и общественного производства. Классификация природных ресурсов. Принцип платности природопользования.

    лекция , добавлен 15.11.2009

    Изучение сути природных ресурсов биосферы - тел и сил природы, которые могут быть использованы в качестве предметов потребления или средств производства, составляя его энергетическо-сырьевую базу. Экономическое стимулирование природоохранной деятельности.

1. Кратко ответь на вопросы.

1) Какова роль природы в жизни человека и общества?

Природа в жизни человека играет как материальное, так и духовное значение. Материальное, так как собственно природа дает нам пищу, жилье, одежду. И, казалось бы, эта мысль очень проста, поэтому, придерживаясь этого взгляда, человек должен быть признателен природе. Если нет такого чувства, то, по крайней мере, нужно понимать простую вещь: не вспахивая, не удобряя поле, нечего надеяться, что в следующем году у тебя будет хлеб на столе. Духовное значение природы в жизни человека, по моему мнению, начало теряться давно, когда человек стал больше уделять внимания себе, своему внутреннему миру, а не своим отношениям с внешним миром.

Природа ― источник материальных и культурных благ человека. Богатые запасы природы ― основа развития народного хозяйства, создания материальных благ социалистического общества.

Природа целебна. Она играет большую роль в оздоровлении человека: зеленые растения поглощают углекислый газ из воздуха и выделяют в него кислород. Установлено, что воздух лесов в 200 раз чище воздуха крупных промышленных городов.

2) Что такое экология?

Экология - наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

3) Почему проблема экологии особенно обострилась в наши дни?

Потому что сейчас много заводов, машин и т д. Производство расширяется и попутно увеличиваются отходы. Все это способствует накоплению токсичных отходов, загрязнению воздуха, воды и ухудшению экологической обстановки.

4) Почему нужно беречь неисчерпаемые ресурсы?

Неисчерпаемые природные ресурсы - ресурсы, количество которых не ограничено, но не абсолютно, а относительно наших потребностей и сроков существования (воды мирового океана, атмосферный воздух, солнечная радиация). Однако если количество неисчерпаемых природных ресурсов относительно не ограничено, то их качество может ограничить возможность их использования человеком (например, количество воды не ограничено, но ограничено количество питьевой воды).

5) Как загрязнение природы связано со здоровьем человека?

Загрязнённые воздух, вода, суррогатная пища, отравленная пестицидами, морепродукты с примесью нефти.

Иммунитет ослабляется, организм быстро зашлаковывается. Увеличивается количество аллергических заболеваний, сердечно-сосудистых, гипертония, рак.

Крупные частицы загрязняющих веществ могут отрицательно воздействовать на верхние дыхательные пути, тогда как частицы меньшего размера могут проникать в мелкие дыхательные пути и альвеолы легких.

Люди, подверженные воздействию загрязнителей воздуха, могут испытывать как краткосрочные, так и отдаленные последствия в зависимости от действующих факторов. Загрязнение окружающей среды в городах влияет на повышение числа обращений по скорой помощи и госпитализаций с заболеваниями легких, сердца и инсультами.

6) Почему различные государства заинтересованы в охране природы не только на своих территориях, но и в других районах мира?

Потому, что государства разные, а планета одна на всех и страны в которых экономика развита и стабильна проявляют беспокойство об экологическом балансе в масштабе всей планеты.

7) Что значит выражение «ответственно относиться к природе»?

Надо понимать, что природа, ее запасы не безграничны. Если идет, например, добыча полезных ископаемых, то делать это надо так, чтоб эти ископаемые добывать без ущерба для природы, не образовывать большие пустоты, вести добычу экологически эффективными способами. Если мы собираем лекарственные травы, то сбор надо производить, отрезая эти травы ножом, а не выкорчевывая их с корнем. То же самое можно сказать про сбор грибов и ягод. Вылавливая рыбу, надо позаботиться не только о том, как бы побольше ее выловить, но и о том, как сохранить ее количество и преумножить. Можно разводить мальков и потом выпускать их в водную среду. Запуская новое производство, установить средства очистки сливных вод и максимально уменьшить количество вредных выбросов в атмосферу.

Даже просто отдыхая "на природе" можно бережно к ней относиться: разводить костры в строго разрешенных местах, убирать после себя мусор, не оставлять осколки от бутылок.

Природа молчит, когда мы делаем ей больно. Но она может ответить нам землетрясениями, пустынями и палящим солнцем. Не надо забывать об этом

8) Может ли государство, союз государств решить проблему охраны природы без привлечения к охранной деятельности рядовых граждан? Почему?

Может, мало того - обязано, раз уж оно берет на себя функции регулирования природопользования. Однако помощь рядовых граждан тоже понадобится, потому что начинать бережно заботиться о природе нужно с себя.

2. Закончи предложения.

Человеку, как и всем животным, свойственны врождённые формы поведения - инстинкты. Но целый ряд человеческих качеств вырабатывается в течение жизни. От животных человека отличает, например, способность осознавать свои действия, а у животных почти все действия заложены в крови. Эта способность особенно важна во взаимодействии с другими людьми и в отношении к природе. Безответственно относясь к природе, человек причиняет не всегда поправимое зло окружающим людям, потому что жизнь людей тесно взаимосвязано с природой. Следовательно, охраняя природу, ты приносишь пользу обществу.

3. На уроках ты узнал об удивительном человеке - Альберте Швейцере, отдавшем свою жизнь служению обществу. Какие факты его биографии заслуживают уважения?

26 марта 1913 Альберт Швейцер вместе с женой, окончившей курсы медицинских сестёр, отправился в Африку. В небольшом селении Ламбарене (провинция Габон французской колонии Французская Экваториальная Африка, позднее - Республика Габон) на собственные скромные средства он основал больницу.

Познакомься с небольшим фрагментом размышлений А. Швейцера об отношениях человека и природы и выполни задания.

«Поистине нравственен человек только тогда, когда внутреннее убеждение помогать любой жизни, которой он может помочь, удерживает его от того, чтобы причинить живому какой-либо вред. Он не спрашивает, насколько та или иная жизнь заслуживает его усилий, он не спрашивает также, может ли она и в какой степени ощутить его доброту. Для него священна жизнь, как таковая. Он не сорвёт листочка с дерева, не сломает; ни одного цветка и не раздавит ни одного насекомого...

Этика благоговения перед жизнью... признаёт добром только то, что служит сохранению и развитию жизни. Всякое уничтожение жизни или нанесение ей вреда независимо от того, при каких условиях это произошло, она характеризует как зло. Она не признаёт никакой практической взаимной компенсации этики и необходимости».

1) Найди и выпиши основную идею текста.

Этика есть безграничная ответственность за всё, что живёт.

2) Объясни самостоятельно или пользуясь словарём значения слова «благоговение» и словосочетания «благоговение перед жизнью».

Благоговение – Глубочайшее почтение, нравственное чувство, выражающее любовно почтительное отношение к превосходящему человеческую субъективность.

Благоговение перед жизнью – принцип этического учения Альберта Швейцера, немецкого философа-гуманиста, лауреата Нобелевской премии мира. Суть данного принципа - «выказывать равное благоговение перед жизнью как по отношению к моей воле к жизни, так и по отношению к любой другой». Принцип благоговения перед жизнью, по мысли автора, передает сущность этического точнее, чем сострадание или даже любовь, так как соединяет самосовершенствование с самоотречением и утверждает беспокойство постоянной ответственности.

3) Объясни, чем теория А. Швейцера отличается от общепринятых норм.

Отличается этикой милосердия и служения людям личным примером. Швейцер дал миру формулу этического абсолюта: уважение к жизни. Под общепринятыми нормами в данном случае подразумевается господство материального над духовным, общественного над индивидуальным.

4. Американский учёный Б. Коммонер сформулировал четыре правила, которые люди должны учитывать в своей деятельности.

Объясни смысл каждого из принципов.

Всё связано со всем. Этот закон отражает существование колоссальной сети связей в биосфере между живыми организмами и природным окружением. Любое изменение качества природной среды по существующим связям передается как внутри биогеоценозов, так и между ними, влияет на их развитие.

Природа знает лучше. Иначе говоря, человеку нужно поддерживать порядок, существующий в природе, а не соревноваться с нею, считая свои решения наилучшими.

Всё должно куда-то деться. Ничто не исчезает бесследно, то или иное вещество просто перемещается с места на место, переходит из одной молекулярной формы в другую, влияя при этом на жизненные процессы живых организмов. Действие этого закона - одна из главных причин кризиса окружающей среды. Огромные количества вещества, например, нефти и руды извлечены из земли, преобразованы в новые соединения и рассеяны в окружающей среде.

За всё надо платить. (Ничто не даётся даром.) Если мы не хотим вкладывать средства в охрану природы, то придется платить здоровьем, как своим, так и потомков. Этот закон базируется на результатах возникновения и развития жизни на земле, на естественном отборе в процессе эволюции жизни. Так, для любого органического вещества, вырабатываемого организмами, в природе существует фермент, способный это вещество разложить. В природе ни одно органическое вещество не будет синтезировано, если нет средств для его разложения.

5. Учёные проводили опрос жителей нескольких регионов России: «Как бы вы оценили экологическую ситуацию в своём регионе?». Результаты представлены в виде диаграммы. Изучи их и ответь на вопросы.

1) Какова позиция большинства опрошенных?

Большинство опрошенных считают, что их регион находится в удовлетворительном экологическом состоянии.

2) Предположи, почему некоторые не смогли оценить экологическую ситуацию в своём регионе.

Возможно, потому что не знают всех источников загрязнения своего региона или не осведомлены об их наличии.

3) Правомерно ли сказать, что хорошая оценка экологической ситуации позволяет не предпринимать активных действий по охране природы? Свой ответ поясни.

Нет, конечно. Человек очень сильно подпортил экосистему своей деятельностью, и разбираться с этим придется еще не одному поколению. Так что этим нужно активно заниматься и вводить в прививку, валяется-убери, и все будет чистенько.

6. Общественные организации, регулярно проводящие экологические акции, получили следующую информацию о готовности граждан участвовать в экологических акциях. Она представлена в виде диаграммы.

Какие выводы можно сделать на основе данных диаграммы?

Больше половины граждан готовы участвовать в акциях. Это говорит о том, что населению не безразлично состояние окружающей среды. Люди, принимающие участие в таких мероприятиях, понимают всю величину проблемы.

Объясни, почему важно участие простых граждан в природоохранной деятельности.

Если все граждане буду участвовать в природоохранных мероприятиях это спасет природу и поспособствует профилактике культуры чистоты.