Конституционно правовая ответственность лиц замещающих государственные должности. Государственные должности и должности государственной службы: особенности, виды, соотношение. Категории должностей государственной гражданской службы

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы

(в редакции, введенной в действие с 21 июня 1999 года Указом Президента
Российской Федерации от 15 июня 1999 года N 755 .
(с изменениями на 31 декабря 2014 года)

Документ с изменениями, внесенными:
Указом Президента Российской Федерации от 13 декабря 2000 года N 2005 (Российская газета, N 238, 16.12.2000);
(Собрание законодательства Российской Федерации, N 36, 03.09.2001);
Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 31 (ч.I), 31.07.2006) (вступил в силу с 1 августа 2006 года);
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2010 года N 759 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 25, 21.06.2010);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.12.2011);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.03.2013);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.01.2015, N 0001201501020002) (вступил в силу с 1 января 2015 года);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.01.2017, N 0001201701160030) (вступил в силу с 1 января 2017 года).

____________________________________________________________________

________________
* Наименование в редакции ..

В целях обеспечения социальных гарантий лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, впредь до принятия соответствующих федеральных законов (преамбула в редакции Указа Президента Российской Федерации от 17 июня 2010 года N 759

постановляю:

1. Установить, что лица, замещавшие государственные должности Российской Федерации на постоянной основе и получавшие денежное вознаграждение за счет ассигнований федерального бюджета, освобожденные от указанных должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на  ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - ежемесячная доплата к пенсии).
Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2014 года N 835 .

Ежемесячная доплата к пенсии лицам, замещавшим государственную должность Председателя Правительства Российской Федерации, при замещении ими государственных должностей Российской Федерации  от трех до шести лет устанавливается в размере 55 процентов, шесть лет и более - 75 процентов  месячного денежного вознаграждения Председателя Правительства Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2016 года N 730 .

Ежемесячная доплата к пенсии иным лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации  от трех до шести лет, устанавливается в размере 55 процентов, от шести до десяти лет - 75 процентов, от десяти до пятнадцати лет - 85 процентов, пятнадцать лет и более - 95 процентов месячного денежного вознаграждения по соответствующей государственной должности Российской Федерации за вычетом сумм фиксированной выплаты к установленной им страховой пенсии по старости (инвалидности) и повышений фиксированной выплаты к пенсии по старости (инвалидности). При определении размера ежемесячной доплаты к пенсии не учитываются суммы повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, приходящиеся на нетрудоспособных членов семьи, в связи с достижением возраста 80 лет или наличием инвалидности I группы, а также суммы повышений фиксированной выплаты при назначении страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) позднее возникновения права на нее, при восстановлении выплаты или назначении ее вновь после отказа от получения назначенной страховой пенсии по старости (в том числе досрочно).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2014 года N 835 с 1 января 2017 года Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2016 года N 730 .

Для исчисления размера ежемесячной доплаты к пенсии лицам, названным в абзаце третьем настоящего пункта, месячное денежное вознаграждение определяется (по выбору этих лиц) по государственной должности Российской Федерации, замещавшейся на день достижения ими возраста, дающего право  на страховую пенсию по старости, предусмотренную (дававшего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), либо по последней государственной должности Российской Федерации, полномочия по которой были прекращены (в том числе досрочно).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2014 года N 835 .
(Пункт в редакции Указа Президента Российской Федерации от 17 июня 2010 года N 759 .
____________________________________________________________________
Указом Президента Российской Федерации от 28 августа 2001 года N 1080 установлено что, при определении в соответствии с пунктом 1 настоящего Указа размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации в дипломатических представительствах и представительствах Российской Федерации при международных организациях (в иностранных государствах), учитываются размеры денежного вознаграждения согласно приложению N 2 , утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 28 августа 2001 года N 1080 .
____________________________________________________________________

2. Пункт утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 17 июня 2010 года N 759 ..

3. Пункт утратил силу с 1 августа 2006 года - Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 ..

4. Лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации, одновременно имеющим право на ежемесячную доплату к пенсии, предусмотренную настоящим Указом, пенсию за выслугу лет, ежемесячное пожизненное содержание, ежемесячную доплату к пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию), дополнительное (пожизненное) ежемесячное материальное обеспечение, иные выплаты, назначаемые и финансируемые за счет ассигнований федерального бюджета в соответствии с федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, которыми предусмотрены назначение и выплата пенсий за выслугу лет, иные выплаты в порядке и на условиях, установленных для федеральных государственных гражданских служащих, а также на пенсию за выслугу лет, ежемесячную доплату к пенсии, иные выплаты в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации или актами органов местного самоуправления в связи с замещением государственных должностей субъектов Российской Федерации и муниципальных должностей либо в связи с прохождением государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации или муниципальной службы, устанавливается ежемесячная доплата к пенсии, предусмотренная настоящим Указом, или одна из выплат по их выбору.
Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2016 года N 730 .

5. Ежемесячная доплата к пенсии устанавливается по заявлению лица, претендующего на эту доплату, решением руководителя государственного органа, в котором такое лицо замещало государственную должность Российской Федерации перед прекращением полномочий (в том числе досрочно), а в случае ликвидации (реорганизации) государственного органа - решением руководителя государственного органа, которому законодательством Российской Федерации переданы функции ликвидированного (реорганизованного) государственного органа. Установление ежемесячной доплаты к пенсии лицу, уволенному из ликвидированного (реорганизованного) государственного органа, функции которого не переданы другим государственным органам, осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
(Пункт в редакции Указа Президента Российской Федерации от 17 июня 2010 года N 759 ; в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 19 марта 2013 года N 211 .

6. Выплата ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации, приостанавливается в период прохождения ими государственной службы Российской Федерации, при замещении государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, должности муниципальной службы, а также в период работы в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных с участием Российской Федерации, на должностях, по которым в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляются назначение и выплата пенсий за выслугу лет, иные выплаты в порядке и на условиях, предусмотренных для федеральных государственных гражданских служащих. После освобождения названных лиц от указанных должностей выплата им ежемесячной доплаты к пенсии возобновляется либо устанавливается вновь в соответствии с настоящим Указом по их заявлению.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2016 года N 730 .

7. Размер ежемесячной доплаты к пенсии пересчитывается с соблюдением правил, предусмотренных пунктом 1 настоящего Указа, при увеличении в централизованном порядке месячного денежного вознаграждения по соответствующей государственной должности Российской Федерации (пункт в редакции Указа Президента Российской Федерации от 17 июня 2010 года N 759 .

8. Сохранить за лицами, замещавшими государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной гражданской службы (государственные должности федеральной государственной службы, государственные должности федеральных государственных служащих), имеющими право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с настоящим Указом или на пенсию за выслугу лет, назначенную в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и членами их семей медицинское и санаторно-курортное обслуживание, которое им предоставлялось на день прекращения полномочий по государственной должности Российской Федерации или на день увольнения с должности федеральной государственной гражданской службы (государственной должности федеральной государственной службы, государственной должности федеральных государственных служащих), если на этот день названные лица имели право на  страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях"   либо если им в связи с освобождением от этих должностей досрочно была назначена пенсия в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации".
(Пункт в редакции Указа Президента Российской Федерации от 17 июня 2010 года N 759 ; в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 12 декабря 2011 года N 1608 ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2014 года N 835 .

9. Правительству Российской Федерации:

принять необходимые нормативные правовые акты, а также меры по реализации предусмотренных настоящим Указом социальных гарантий;

обеспечить в установленном порядке выделение средств на выплату ежемесячных доплат к государственным пенсиям, предусмотренных настоящим Указом.

10. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений настоящего Указа за счет собственных средств.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин


Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственным должностным лицом следует считать гражданина Российской Федерации или гражданина иностранного государства, замещающего по основаниям и в порядке, установленным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и(или) субъекта Российской Федерации, должность для реализации административных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, государственных органов, государственных коммерческих и некоммерческих организаций, действующего от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, государственного органа, государственной коммерческой или некоммерческой организации и выполняющего собственные функции по обеспечению исполнения иными участниками административных правоотношений общеобязательных установлений и правил поведения, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами.

С позиции изложенного в зависимости от характера замещаемой должности по реализации административных полномочий будет логичным подразделить государственных должностных лиц на три подвида: 1) лица, замещающие государственные должности; 2) лица, замещающие должности государственной службы; 3) иные государственные должностные лица. По нашему мнению, лицо, замещающее государственную должность, как субъект административных правоотношений гражданин Российской Федерации, замещающий по основаниям и в порядке, установленным Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, а также конституциями, уставами или законами субъектов РФ, должность для непосредственного исполнения административных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, действующий от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, государственного органа и выполняющий в целях осуществления государственных функций собственные функции по обеспечению исполнения иными участниками административных правоотношений общеобязательных установлений и правил поведения, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами. На основании предложенного определения из анализа действующего федерального законодательства среди лиц, замещающих государственные должности, обоснованно выделить: 1) лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации; 2) лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации. Лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, как субъект административных правоотношений, на наш взгляд, это гражданин Российской Федерации, замещающий по основаниям и в порядке, установленным Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, должность для непосредственного исполнения административных полномочий федерального государственного органа, а также отдельных административных полномочий Российской Федерации, действующий в отношениях с другими, в том числе не подчиненными ему организационно субъектами административных правоотношений от имени федерального государственного органа либо непосредственно от имени Российской Федерации и выполняющий собственные функции по обеспечению исполнения иными участниками административных правоотношений общеобязательных установлений и правил поведения, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами.

Соответственно, лицом, замещающим государственную должность субъекта Российской Федерации, следует считать гражданина Российской Федерации, замещающего по основаниям и в порядке, установленным конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, должность для непосредственного исполнения административных полномочий государственного органа субъекта Российской Федерации, а также отдельные административные полномочия субъекта Российской Федерации, действующего в отношениях с другими, в том числе не подчиненными ему организационно субъектами административных правоотношений от имени государственного органа субъекта Российской Федерации либо непосредственно от имени субъекта Российской Федерации и выполняющего собственные функции по обеспечению исполнения иными участниками административных правоотношений общеобязательных установлений и правил поведения, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами.

Оценивая достигнутый уровень правового регулирования статуса выделенных государственных должностных лиц можно сделать вывод о том, что в настоящее время насущно назрела необходимость проведения комплексной систематизации и унификации структуры и содержания их административно-правового статуса сопоставимо с административными полномочиями Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации. В целях проведения предлагаемой систематизации и унификации будет логичным разработать и принять федеральный закон «Об основах статуса государственных должностных лиц в Российской Федерации», в нормах которого необходимо установить общие начала создания и функционирования системы государственных должностных лиц Российской Федерации, а также определить исходные начала правового регулирования унифицированных элементов административно-правового статуса лиц, замещающих государственные должности.

Лицо, замещающее должность государственной службы, может быть определено в системе административных правоотношений как гражданин Российской Федерации или иностранный гражданин, осуществляющий за денежное содержание (довольствие и(или) вознаграждение), выплачиваемое за счет государственного бюджета, профессиональную служебную деятельность на должностях государственной службы, которые учреждаются федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в государственных органах, их территориальных органах, структурных подразделениях и представительствах, а также в государственных учреждениях и организациях, выполняющих военные и правоохранительные функции, для обеспечения исполнения административных полномочий Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, федерального государственного органа или государственного органа субъекта Российской Федерации, лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или лица, замещающего государственную должность субъекта Российской Федерации Российской Федерации.

На основании сформулированного определения сопоставимо с лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации, логично выделить два вида лиц, замещающих должности государственной службы:

1) лица, замещающие должности федеральной государственной службы; 2) лица, замещающие должности государственной службы субъекта Российской Федерации.

Лицо, замещающее должность федеральной государственной службы, в системе административных правоотношений может быть определено как гражданин Российской Федерации или иностранный гражданин, осуществляющий за денежное содержание (довольствие и вознаграждение), выплачиваемое за счет федерального государственного бюджета, профессиональную служебную деятельность на должностях федеральной государственной службы (военной, правоохранительной, гражданской), учреждаемых федеральными законами и указами Президента Российской Федерации в федеральных государственных органах, их структурных подразделениях, представительствах, территориальных органах, а также в федеральных государственных учреждениях и организациях, выполняющих военные и правоохранительные функции, для обеспечения исполнения административных полномочий Российской Федерации, федерального государственного органа, лица, замещающего государственную должность Российской Федерации. Соответственно, лицо, замещающее должность государственной службы субъекта Российской Федерации, это гражданин Российской Федерации, осуществляющий за денежное содержание (вознаграждение), выплачиваемое за счет бюджета субъекта Российской Федерации, а в случаях, установленных федеральным законом, за счет федерального бюджета, профессиональную служебную деятельность на должностях государственной службы субъекта Российской Федерации, учреждаемых законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в государственных органах субъекта Российской Федерации, их структурных подразделениях, территориальных органах, представительствах для обеспечения исполнения административных полномочий субъекта Российской Федерации, государственного органа субъекта Российской Федерации, а также лица, замещающего государственную должность субъекта Российской Федерации РФ.

Оценивая достигнутый уровень правового регулирования административно-правового статуса лиц, замещающих должности государственной службы, следует отметить назревшую необходимость проведения систематизации и унификации его структуры и содержания.

В связи с этим в качестве средств предлагаемой систематизации и унификации представляется целесообразным использовать федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации», законодательство об административных правонарушениях, указы Президента Российской Федерации и высших должностных лиц субъектов РФ, должностные регламенты, а также разработать и принять федеральный закон «О правоохранительной службе Российской Федерации».

В целях систематизации и унификации структуры и содержания административно-правового статуса лиц, замещающих должности государственной службы, представляется необходимым закрепить в нормах ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»:

1) единообразную процедуру вступления в должность государственной службы и освобождения от данной должности, которая позволила бы точно определить пределы административной правосубъектности данного должностного лица;

2) исходные начала правового регулирования:

а) принципов и требований, предъявляемых к лицам, замещающим должности государственной службы, подразделив их на основные (универсальные) и специальные (принципы и требования гражданской службы, принципы и требования правоохранительной службы, принципы и требования военной службы);

б) служебной зависимости лиц, замещающих должности федеральной государственной службы и государственной службы субъектов

Российской Федерации; в) административно-правовых функций лиц, замещающих должности гражданской службы, военной службы и правоохранительной службы, подразделив их на два вида: типизированные (установленные законом), специальные (предусмотренные в должностных регламентах). В нормах федерального закона «О правоохранительной службе Российской Федерации» необходимо признать правовое регулирование государственной правоохранительной службы предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и, соответственно, закрепить: принципы правоохранительной службы; основные меры дисциплинарного принуждения, предусмотренные для лиц, замещающих должности правоохранительной службы; основные гарантии и льготы, предусмотренные для лиц, замещающих должности правоохранительной службы; административно-правовые требования, предъявляемые к лицам, замещающим должности правоохранительной службы; основные административные права, обязанности и полномочия лиц, замещающих должности правоохранительной службы; типизированные административно-правовые функций лиц, замещающих должности правоохранительной службы. В нормах законодательства об административных правонарушениях представляется необходимым расширить перечень составов должностных административных правонарушений, совершаемых государственными служащими. В нормативных правовых актах Президента Российской Федерации и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации представляется обоснованным распределять административно-правовую подведомственность между лицами, замещающими должности правоохранительной службы, и лицами, замещающими должности государственной гражданской службы. В должностных регламентах, на наш взгляд, логично определять административно-правовую подведомственность и закреплять специальные административно-правовые функции лиц, замещающих должности государственной службы в конкретных государственных органах, их структурных подразделениях, территориальных органах и представительствах.

Сопоставимо с изложенным подходом к пониманию лиц, замещающих должности государственной службы и лиц, замещающих государственные должности, под иными государственными должностными лицами, на наш взгляд, следует понимать граждан Российской Федерации и граждан иностранного государства, осуществляющих за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет государственного бюджета и(или) внебюджетных средств, профессиональная служебная деятельность на должностях, учреждаемых Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации для непосредственного исполнения или обеспечения исполнения административных полномочий государственного предприятия, а также государственного учреждения, не выполняющего правоохранительных функций.

Из анализа действующего российского законодательства иные государственные должностные лица могут быть разделены на два вида: 1) руководители государственных предприятий и учреждений; 2) административно-вспомогательный персонал государственных предприятий и учреждений.

Оценивая достигнутое состояние правового регулирования административно-правового статуса руководителей и административно-вспомогательного персонала государственных предприятий и учреждений, следует обратить внимание на то, что в настоящее время российский законодатель, по сути, установил взаимосвязь указанных должностных лиц с государственными органами собственниками государственных предприятий и государственными органами, в ведомстве которых находятся государственные учреждения, но элементы административно-правового статуса руководителей государственных предприятий, руководителей большинства государственных учреждений, а также административно вспомогательного персонала остаются фрагментарно урегулированными. В связи с этим очевидно, что структура и содержание административно-правового статуса руководителей государственных предприятий и учреждений, а также вспомогательного административного персонала данных предприятий и учреждений насущно требуют проведения их комплексной систематизации и унификации во взаимосвязи с элементами административно-правового статуса лиц, замещающих государственные должности, и лиц, замещающих должности государственной службы.

Основным средством проведения комплексной систематизации и унификации административно-правового статуса руководителей и вспомогательного административного персонала государственных предприятий и учреждений, по нашему мнению, может выступить федеральный закон «Об основах статуса государственных должностных лиц», в котором необходимо определить место и роль руководителей и вспомогательного административного персонала государственных предприятий и учреждений в системе государственных должностных лиц в Российской Федерации, а также установить исходные начала правового регулирования унифицированных элементов административно-правового статуса руководителей и административно-вспомогательный персонала государственных предприятий и учреждений.

государственный должностной лицо руководитель

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и особенности правового статуса. Факторы, влияющие на содержание правового статуса. Правовые принципы и нормы, устанавливающие различные виды правового статуса. Анализ международно-правового, конституционно-правового и отраслевого статусов.

    дипломная работа , добавлен 28.02.2017

    Особенности административно-правового статуса отдельных категорий граждан. Административная ответственность за нарушения прав граждан. Особенности административно-правового статуса лиц, совершивших преступления и административные проступки.

    контрольная работа , добавлен 01.11.2006

    Особенности административно-правового статуса предприятий и учреждений как разновидности организаций, осуществляющих экономические и социально-культурные функции в целях удовлетворения материальных и духовных потребностей граждан, общества и государства.

    курсовая работа , добавлен 30.07.2011

    Характеристика правового статуса личности и его основные виды. Права, свободы и обязанности человека и гражданина в структуре правового статуса личности. Место и роль Конституционного Суда РФ в системе конституционных гарантий правового статуса личности.

    дипломная работа , добавлен 29.12.2016

    Анализ нормативно-правового регулирования понятия и административно-правового статуса государственных служащих. Выявление проблем законодательства об обязанностях, ограничениях, правах и гарантиях, юридической ответственности государственных служащих.

    курсовая работа , добавлен 13.04.2012

    Понятие правового статуса и правового положения личности. Юридическое оформление фактического положения индивида. Элементы правового статуса личности. Виды правового статуса личности. Особенности правового статуса личности в правовом государстве.

    курсовая работа , добавлен 25.07.2008

    Система полиции в Российской Федерации. Основные функции полиции. Понятие административно-правового статуса полиции. Особенности административно-правового статуса полиции в РФ. Основные направления деятельности полиции. Задачи криминальной полиции.

    курсовая работа , добавлен 26.11.2014

    Административно-правовые основы статуса "иностранный гражданин и лицо без гражданства". Анализ действующего российского законодательства в сфере формирования административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, их ответственность.

    контрольная работа , добавлен 24.03.2015

    Основы административного статуса гражданина. Права и обязанности граждан в государственном управлении. Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

    контрольная работа , добавлен 25.11.2008

    Особенности правового регулирования административно-правового статуса высшего должностного лица субъекта РФ. Порядок назначения губернатора Вологодской области, его статус и полномочия. Досрочное прекращение полномочий и ответственность губернатора.

Возникла некоторая путаница, связанная с тем, что в РФ существует два вида чиновников - госслужащие и лица, замещающие государственные должности .
Думаю, что необходимо с этим разобраться - чтобы ясно представлять себе - что из себя представляет "РФ".
Итак - с госслужащими все более менее понятно - они служат государству.
Кто или что является у нас государством - это отдельный вопрос, но можно взять такое определение, что государство - это инструмент подавления правящим классом класса угнетенного. Никто не будет отрицать, что в РФ классовое общество и на данный момент у нас осуществляется диктатура буржуазии, прикрытая демократией, всякими выборами, многопартийностью и прочим.
Гораздо интереснее с "лицами, замещающими".
Значение слова "замещающий" - я взял определение из бизнес-словаря, поскольку у нас кругом и всюду этот самый "бизнес"-

ЗАМЕЩАЮЩИЙ ДИРЕКТОР
(alternate director) Лицо, которое может временно выполнять директорские обязанности при отсутствии директора компании.
Замещающий директор представляется на заседании совета директоров, если в уставе (articles of association) компании есть соответствующие положения и если другие директора согласны с тем, что данное лицо способно выполнить возлагаемые на него обязанности.

Уже становится интересно - "временно выполняющий обязанности при отсутствии директора" - не правда ли, интересная формулировка?
Получается, что все чиновники, которые замещают государственные должности - это временщики, поставленные на время отсутствия лиц, исполняющих обязанности.
Самый главный вопрос - кто эти лица? , где они находятся, кто реально управляет образованием "государство РФ"?
Список должностей, которые замещают временщики в отсутствие "хозяина" и разьяснение из Вики.

Госуда́рственные до́лжности Росси́йской Федера́ции - должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Правовой статус лиц, их замещающих, регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами. Такие лица не считаются федеральными государственными служащими, им не присваиваются классные чины федеральной государственной гражданской службы (но присваиваются воинские и специальные звания, дипломатические ранги, классные чины правоохранительной службы ).

Государственные должности Российской Федерации следует отличать от должностей государственной службы, а также от государственных должностей субъектов Российской Федерации. Последние устанавливаются конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для обеспечения исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации» установлен Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации. На 15 июня 2017 г. этот перечень включает следующие должности:

Президент Российской Федерации
Председатель Правительства Российской Федерации
Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации
Министр Российской Федерации - полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе
Министр Российской Федерации - Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации
Федеральный министр
Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации (в иностранном государстве)
Постоянный представитель (представитель, постоянный наблюдатель) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве)
Председатель Совета Федерации Федерального Собрания
Первый заместитель, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания
Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания
Член комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания
Председатель Государственной Думы Федерального Собрания
Первый заместитель, заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания
Руководитель фракции в Государственной Думе Федерального Собрания
Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания
Член комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания
Председатель Конституционного Суда Российской Федерации
Заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации
Судья Конституционного Суда Российской Федерации
Председатель Верховного Суда Российской Федерации
Первый заместитель, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации
Судья Верховного Суда Российской Федерации
Генеральный прокурор Российской Федерации
Председатель Следственного комитета Российской Федерации
Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации
Уполномоченный по правам человека
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей
Руководитель высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации
Председатель Счетной палаты
Заместитель Председателя Счетной палаты
Аудитор Счетной палаты
Председатель Центрального банка Российской Федерации
Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
Заместитель Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
Член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (замещающий должность на постоянной основе)
Председатель федерального суда
Заместитель председателя федерального суда
Судья федерального суда
Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации

Как видите - все ключевые фигуры - это временщики, которые просто замещают кого то, которые являются исполнителями чьей-то воли. Но не "воли народа" - не питайте иллюзий.
Так что или кто является у нас "государством"?

Проблемы правового регулирования статуса лиц, замещающих государственные и муниципальные должности (Панкова О.Б.)

Дата размещения статьи: 22.03.2017

Изучение законодательства субъектов Федерации и практики высших судебных инстанций РФ свидетельствует о наличии неопределенности (пробелов, коллизий и т.д.) в вопросе о правовом статусе (в том числе социальных гарантий) лиц, замещающих государственные должности субъектов Федерации, а также муниципальные должности муниципальных образований, расположенных в границах субъектов Федерации.

Так, под государственными должностями субъектов Федерации понимаются должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Федерации (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

В силу положений п. 2 ст. 1 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" деятельность лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Федерации, указанным Федеральным законом не регулируется (не регламентируется она и Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

В Федеральном законе от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" государственным должностям субъектов Федерации посвящена лишь ст. 2.1, п. 1 которой определено, что перечень типовых государственных должностей субъектов Федерации утверждается Президентом РФ. Такой перечень утвержден Указом Президента РФ от 4 декабря 2009 г. N 1381 "О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации".

Под лицами, замещающими муниципальные должности, понимаются: депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса. На основании ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) должности председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, заместителя председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования могут быть отнесены к муниципальным должностям в соответствии с законом субъекта Федерации.

Часть 2 ст. 1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" исключает депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований из предмета своего регулирования, поскольку указанные лица не являются муниципальными служащими.

В соответствии с ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона N 131-ФЗ гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Согласно ст. 172 Трудового кодекса РФ гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц. Органы государственной власти субъектов Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти (ч. 2 ст. 6 ТК). При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Федерации.

На территории Дальневосточного федерального округа во всех субъектах Федерации действуют законы о статусе и социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности, и гарантиях осуществления полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления. Согласно их положениям лицам этой категории повсеместно гарантировалось обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период замещения ими государственной или муниципальной должности; в случае освобождения от замещаемой должности и выхода на пенсию за счет средств бюджета предусматривались единовременные и постоянные денежные выплаты в различных размерах, также предусматривались различные дополнительные отпуска и т.д.

Между тем, как уже указывалось, федеральное законодательство непосредственно не предусматривает для этой категории работников подобного рода гарантий, что не раз было предметом исследования Верховного Суда РФ по делам об оспаривании и признании противоречащими федеральному законодательству законов субъектов Федерации о статусе и социальных гарантиях лиц, замещающих государственные и муниципальные должности.

Ввиду отсутствия четкого правового регулирования исследуемых отношений Верховный Суд по делам о соответствии (несоответствии) положений региональных законов требованиям актов, имеющих большую юридическую силу, применял положения ТК.

Так, Верховный Суд, основываясь на системном анализе положений трудового законодательства, неоднократно подчеркивал следующее.

Федеральным законом не предусмотрено, что на лиц, замещающих государственные и муниципальные (в том числе выборные) должности, не распространяются нормы трудового права, в частности, по вопросам порядка и оснований установления гарантий. Исходя из положений ст. ст. 164, 165 и 172 ТК соответствующие гарантии могут быть предоставлены исключительно на период выполнения полномочий, какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от должностного положения, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (Определение Верховного Суда РФ от 11 июля 2012 г. N 42-АПГ12-2 и многие другие).

Между тем Конституционный Суд РФ своим Постановлением от 5 апреля 2013 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца четвертого части первой статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Архангельского областного Собрания депутатов" (далее - Постановление Конституционного Суда РФ N 7-П) признал положения ТК не противоречащими Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не исключают право субъекта Федерации - при соблюдении требований Конституции РФ и федерального законодательства - устанавливать законом субъекта Федерации единовременную денежную выплату депутатам законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации, осуществляющим депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, при прекращении их полномочий.

При этом вопрос о законности установления аналогичной гарантии иным лицам, замещающим государственные и муниципальные должности субъектов Федерации, имеющим схожую с депутатами региональных парламентов правовую природу, остался неразрешенным. Кроме того, отдельные выводы Конституционного Суда, носящие системообразующий характер, могут быть экстраполированы и на иные гарантии лиц этой категории. Федеральное же законодательство в полной мере ответы на указанные вопросы не дает.

Природа судебной власти делает невозможным выполнение ее функций в условиях правового вакуума. Поиск нормативной опоры для судебного решения с неизбежностью приводит ее к использованию в этом случае норм трудового законодательства. Проблема заключается в том, что суд "подбирает" нормы, необходимые ему для разрешения конкретного дела (конкретного вопроса).

Следуя логике права, исходя из трудовой природы исследуемого правоотношения, к другим его элементам также необходимо применять трудовые нормы (ведь специальных норм, регулирующих статус таких лиц, до сих пор нет).

Какие положения трудового законодательства уместно применить работодателю (если вообще можно назвать таковым термином законодательный орган субъекта по отношению к депутату, работающему на постоянной основе) к депутату в случае нарушения им трудовой дисциплины, в иной ситуации?

Верховный Суд РФ в Определении от 5 февраля 2014 г. N 74-АПГ13-37, вынесенном по делу о признании недействующими отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 10 ноября 2010 г. 865-3 N 631-1У "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Саха (Якутия)" (далее - Закон Республики, республиканский закон) отказал заместителю прокурора Республики Саха (Якутия) в удовлетворении заявления в следующей части.

Статьей 1 Закона Республики в качестве гарантий указанным категориям лиц, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, названы: право на своевременное и в полном объеме получение денежного вознаграждения, определенного с учетом должностных окладов, надбавок и других выплат, и ежемесячного денежного поощрения; пособия и компенсации при прекращении полномочий; обязательное государственное страхование; пенсионное обеспечение за выслугу лет; возмещение расходов, связанных со служебной командировкой, а также с повышением квалификации. Статьей 2 республиканского закона предусмотрено предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день и за работу в условиях Крайнего Севера. Частью 2 этой же статьи закреплено, что ежегодный дополнительный отпуск, продолжительность которого устанавливается муниципальным правовым актом, предоставляется сверх ежегодного оплачиваемого отпуска и суммируется с ним. Помимо этого, выплачивается компенсация в размере назначенного денежного вознаграждения и ежемесячного денежного поощрения до устройства на новое место работы в случаях: окончания срока полномочий; неизбрания на новый срок соответственно депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления; досрочного прекращения полномочий.

Кроме того, Законом Республики Саха (Якутия) определены гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, исполняющего свои полномочия на непрофессиональной основе.

Удовлетворяя заявление о признании недействующими отдельных положений республиканского закона, Верховный суд Республики Саха (Якутия) исходил из вывода о том, что оспариваемое нормативное правовое регулирование принято с превышением полномочий, предоставленных субъекту Федерации.

Сославшись на ч. ч. 1 и 2 ст. 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, абз. 4 п. 1 ст. 9, п. п. 1 и 2 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, суд указал, что субъект Федерации не вправе определять размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, устанавливать гарантии осуществления их деятельности, поскольку эти полномочия принадлежат органам местного самоуправления и осуществляются ими самостоятельно за счет средств местного бюджета. Субъект Федерации вправе определять порядок установления и исполнения лишь тех расходных обязательств муниципальных образований, которые подлежат исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта Федерации (абз. 6 ч. 1 ст. 8 БК РФ).

Руководствуясь ч. 2 ст. 6 ТК, суд отметил возможность принятия органами государственной власти субъектов Федерации нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, лишь по вопросам, не отнесенным ч. 1 ст. 6 ТК к компетенции федеральных органов государственной власти. Суд счел, что вопросы, связанные с продолжительностью ежегодных основных и дополнительных отпусков, а также с предоставлением гарантий и компенсаций, о которых возник спор, составляют предмет ведения федеральных органов государственной власти и иным образом урегулированы ст. ст. 115, 119, 170, 321 ТК.

Верховный суд посчитал эти выводы суда ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального права.

Статьей 6 Федерального закона N 131-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации отнесено правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Федерации в случаях и порядке, которые установлены этим Законом. В силу ст. 40 этого же Федерального закона депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий. Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Таким образом, делает вывод Верховный Суд РФ, субъектам Федерации не только не запрещается, но и предписывается осуществление правового регулирования по указанному вопросу. Аналогичные правовые предписания приведены в п. 4 ст. 86 БК. В п. п. 1 и 2 этой же статьи БК отражено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения. Указанные расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Таким образом, оспариваемое регулирование не нарушает полномочия органов местного самоуправления на закрепление своими уставами размеров и условий оплаты труда, а также гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и не противоречит взаимосвязанным положениям Федерального закона N 131-ФЗ и БК.

Что касается положений ст. ст. 1 и 172 ТК, то они направлены на регулирование иных отношений и не распространяются на выборных должностных лиц местного самоуправления, имеющих особый публично-правовой статус.

Указанный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 27 июня 2013 г. N 15-П по делу о проверке конституционности положений ч. ч. 3 и 10 ст. 40 Федерального закона N 131-ФЗ и п. 3 ч. 1 ст. 83 ТК. В названном судебном акте обращено внимание на то, что реализация полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления основана на мандате, полученном в установленном законом порядке. Выборные должностные лица местного самоуправления имеют публично-правовой статус, правовая природа которого обусловлена осуществлением народом своей власти через органы местного самоуправления и который обеспечивает лицу, наделенному этим статусом, участие в управлении делами местного самоуправления посредством замещения соответствующей должности. Следовательно, отношения, возникающие в связи с избранием лица на муниципальную должность, по своему характеру отличаются от трудовых отношений, которые складываются, как правило, в сфере наемного труда на основании трудового договора, заключаемого с работодателем. К числу материально-финансовых гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на профессиональной постоянной основе относятся ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и иные выплаты, ежегодный оплачиваемый отпуск и другие гарантии, предоставляемые депутатам в течение срока их полномочий.

Кроме того, как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ N 7-П, при всех различиях в полномочиях, правах и обязанностях депутатов различных уровней предоставление депутатам, осуществляющим свою деятельность на профессиональной постоянной основе, при прекращении их полномочий такой гарантии, как единовременная денежная выплата, направлено на обеспечение им дополнительных возможностей для адаптации к изменившимся в связи с прекращением депутатских полномочий жизненным обстоятельствам. В своем назначении единовременная денежная выплата вполне соответствует природе депутатского мандата, характеру профессиональной депутатской деятельности и призвана гарантировать конституционное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности, профессию, тем более учитывая, что депутатам, осуществляющим депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, после прекращения их полномочий не гарантируется предоставление прежней работы (должности), а при ее отсутствии другой равноценной должности (работы) по предыдущему месту работы или с их согласия в другой организации.

Верховный Суд РФ 11 ноября 2015 г. оставил без изменения решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 7 июля 2015 г. по заявлению прокурора о признании недействующими отдельных положений Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2006 г. 373-З N 759-III "О Главе Республики Саха (Якутия)". В соответствии с ч. 5 ст. 15 названного Закона Президенту Республики Саха (Якутия), вице-президенту Республики Саха (Якутия) и Главе Республики Саха (Якутия) после истечения срока их полномочий или досрочного прекращения полномочий, кроме случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, устанавливались некоторые социальные гарантии.

Анализируя материалы дела, суд пришел к выводу о том, что установление дополнительных социальных гарантий для лиц, замещавших государственные должности Республики Саха (Якутия), законным быть признано не может, поскольку не согласуется с установленными ст. ст. 31 и 33 БК принципами самостоятельности и сбалансированности бюджетов. Реализация указанных принципов выражается в недопустимости установления расходных обязательств, исполнение которых не будет обеспечено собственными средствами бюджета субъекта и, как следствие, потребует привлечения средств федерального бюджета.

Возможность установления лицам, замещающим государственные должности субъекта Федерации, дополнительных материальных гарантий напрямую зависит от уровня наполнения бюджета собственными доходами. Бюджетным кодексом РФ определен порядок установления уровня расчетной бюджетной обеспеченности, являющейся объективным показателем социально-экономического положения субъекта Федерации, а также основным критерием для определения нуждаемости субъекта в предоставлении ему из федерального бюджета дотаций.

Аналогичное решение было принято Верховным Судом РФ в рамках административного дела по заявлению прокурора Брянской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Брянской области от 28 декабря 2005 г. N 102-З "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Брянской области". Судебная коллегия Верховного Суда РФ по административным делам, проанализировав бюджетное законодательство Брянской области, отражающее основные показатели ее бюджета за период с 2006 по 2015 год, пришла к заключению, что регион относится к числу дотационных, в связи с чем ежегодно получает из федерального бюджета финансовую помощь. Показатели уровня налоговых доходов субъекта на одного жителя, а также состояние его социально-экономического развития являются факторами, обусловливающими как нуждаемость региона в дотациях, так и их размер.

Суд также указал, что приведенные обстоятельства служат объективными критериями, подлежащими применению при решении вопроса о наличии у субъекта полномочий по самостоятельному установлению дополнительных гарантий лицам, замещавшим государственные должности, и их размера после прекращения государственной службы.

При этом Верховный Суд РФ сослался на мнение Конституционного Суда РФ, изложенное в упомянутом Постановлении N 7-П о том, что законодатель субъекта Федерации, реализуя полномочия по установлению тех или иных выплат, обязан соблюдать баланс частных и публичных интересов, в том числе принимать во внимание социально-экономическое положение субъекта Федерации и возможности его бюджета.

Таким образом, системный анализ имеющихся на сегодняшний день незначительных по объему регулирования норм федерального законодательства, применимых к лицам указанной категории, а также судебной практики свидетельствует о наличии как правоприменительной, так и законодательной проблемы.

Необходим четкий правовой механизм, определяющий статус (права, обязанности и гарантии) таких субъектов права.

Нельзя признать допустимой ситуацию, когда одни и те же вопросы разрешаются на протяжении долгих лет противоречивым образом. Государственный аппарат посредством организации деятельности прокуроров по опротестованию правовых норм, их оспариванию в суде, рассмотрению, пересмотру судебных дел и т.д. расходует на эти цели значительные ресурсы.

и статус лиц, их замещающих

Основными правовыми актами в данной сфере являются:

1) Федеральный закон "О системе государственной службы РФ";

2) Федеральный закон "О государственной гражданской службе РФ";

3) Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";

4) Закон города Москвы "О государственных должностях города Москвы";

5) Закон города Москвы "О статусе депутата Московской городской Думы";

6) Закон города Москвы "О государственной гражданской службе города Москвы";

7) Указ мэра от 31 марта 2005 г. N 20-УМ "О Реестре должностей государственной гражданской службы города Москвы".

Государственная должность - должность, устанавливаемая федеральными законами, Уставом города Москвы и иными законами города Москвы для непосредственного исполнения полномочий органов государственной власти, а также иных государственных органов города Москвы:

1) мэр Москвы;

2) первый заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы;

3) руководитель аппарата мэра и правительства Москвы;

4) заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы;

5) министр правительства Москвы;

6) префект административного округа города Москвы;

7) председатель Московской городской Думы;

8) заместитель председателя Московской городской Думы;

9) депутат Московской городской Думы;

10) руководитель аппарата Московской городской Думы;

11) председатель Уставного суда города Москвы;

12) заместитель председателя Уставного суда города Москвы;

13) судья Уставного суда города Москвы;

14) председатель Московской городской избирательной комиссии;

15) заместитель председателя Московской городской избирательной комиссии;

16) секретарь Московской городской избирательной комиссии;

17) член Московской городской избирательной комиссии с правом решающего голоса, исполняющий полномочия на постоянной (штатной) основе;

18) председатель Контрольно-счетной палаты Москвы;

19) заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Москвы;

20) аудитор Контрольно-счетной палаты Москвы;

21) Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве.

Должности гражданской службы - должности, установленные законами или иными нормативными правовыми актами города Москвы в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность города Москвы.

Государственная гражданская служба города Москвы - профессиональная служебная деятельность граждан РФ на должностях гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности города Москвы.

Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы:

1) руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов, структурных подразделений государственных органов, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности города Москвы, руководителям государственных органов, срок полномочий которых ограничен, в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственным органом установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий или на определенный срок полномочий в случаях, установленных законодательством;

4) обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственного органа и замещаемые без ограничения срока полномочий или на определенный срок полномочий в случаях, установленных законодательством.

В зависимости от характера выполняемых функций в государственном органе отнесение должностей к категориям "специалисты" и "обеспечивающие специалисты" допускается по решению представителя нанимателя.

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

Причем должности категории "руководители" и "помощники" могут относиться только к высшим, главным, ведущим группам должностей, "специалисты" - только к высшим, главным, ведущим и старшим, "обеспечивающие специалисты" - только к главным, ведущим, старшим и младшим.

В Реестре должностей государственной гражданской службы города Москвы, утверждаемом указом мэра Москвы, содержится полный перечень должностей государственной гражданской службы Москвы, систематизированных по органам власти, категориям и группам.

Правовое положение лиц, замещающих государственные должности и должности государственной гражданской службы, характеризуется специфическими правами и обязанностями, ограничениями, гарантиями и льготами.

Лица, замещающие государственные должности , не вправе:

1) замещать государственные должности РФ, должности федеральной государственной службы, другие государственные должности города Москвы, должности государственной гражданской службы города Москвы или иного субъекта РФ, выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, а также заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

2) состоять членом органа управления коммерческой организации, если участие на безвозмездной основе в органах управления коммерческой организации не поручено ему соответствующими органами государственной власти города Москвы;

3) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает государственную должность;

4) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное и муниципальное имущество и служебную информацию, предназначенные только для обеспечения служебной деятельности;

5) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные выплаты, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с осуществлением полномочий по замещаемой государственной должности города Москвы;

6) принимать награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций без соблюдения порядка, установленного федеральным законом.

Данным лицам гарантируются:

1) ежемесячное денежное вознаграждение;

2) ежегодный оплачиваемый отпуск 48 календарных дней;

3) бесплатная санаторно-курортная путевка, предоставляемая к ежегодному оплачиваемому отпуску, и соответствующее возмещение расходов за проезд к месту отдыха и обратно, а также льготная санаторно-курортная путевка членам семьи в порядке, установленном правовыми актами города Москвы (или компенсация за неиспользованную санаторно-курортную путевку);

4) медицинское обслуживание лица, замещающего государственную должность города Москвы, и членов его семьи;

5) бесплатный отпуск при амбулаторном лечении всех лекарственных средств по рецептам врача, изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов), оказание другой протезно-ортопедической помощи, в том числе и членам его семьи;

6) единовременное денежное вознаграждение в связи с выходом на пенсию с государственной должности города Москвы в размере 10-кратного денежного вознаграждения, установленного по замещаемой должности;

7) транспортное обслуживание и обеспечение служебными помещениями для осуществления полномочий;

8) обеспечение телефонной связью;

9) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда жизни и здоровью на сумму 15-летнего денежного вознаграждения;

10) государственная защита жизни и здоровья в связи с исполнением им должностных полномочий, жизни и здоровья членов его семьи;

11) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период осуществления полномочий либо сохранение денежного вознаграждения и иных выплат, предусмотренных законом Москвы, при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

12) единовременная субсидия на приобретение жилой площади один раз за весь период замещения государственной должности города Москвы;

13) единовременное денежное поощрение при достижении возраста 50 лет и далее через каждые 5 лет в размере месячного денежного вознаграждения, установленного по замещаемой должности;

14) выплата единовременного денежного поощрения при наличии общего трудового стажа 20 лет и далее через каждые 5 лет в размере месячного денежного вознаграждения, установленного по замещаемой должности;

15) возмещение расходов на ритуальные услуги (членам семьи).

Для депутатов, кроме того, установлены гарантии неприкосновенности:

Возбуждение уголовного дела в отношении депутата осуществляется прокурором Москвы на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Мосгорсуда; в отношении члена избиркома правом решающего голоса - прокурором Москвы;

Рассмотрение представления прокурора проводится судом с участием прокурора, а также лица, в отношении которого внесено представление, и его защитника в закрытом судебном заседании в срок не позднее 10 суток со дня поступления представления прокурора в суд; по результатам рассмотрения представления прокурора суд дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления.

Депутатам гарантируется также отсрочка от призыва на военную службу, а также право отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с осуществлением ими своих полномочий.

Государственные служащие должны отвечать следующим требованиям:

Возраст от 18 лет;

Гражданство РФ;

Владение государственным языком РФ;

Соответствие квалификационным требованиям - требованиям к уровню профессионального образования, стажу государственной службы или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам.

Квалификационные требования устанавливаются законом Москвы в зависимости от группы должностей:

1) высшие должности гражданской службы - стаж гражданской службы (государственной службы иных видов) не менее шести лет или стаж работы по специальности не менее семи лет;

2) главные должности гражданской службы - стаж гражданской службы (государственной службы иных видов) не менее четырех лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет;

3) ведущие должности гражданской службы - стаж гражданской службы (государственной службы иных видов) не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее четырех лет;

4) старшие должности гражданской службы - стаж работы по специальности не менее трех лет;

5) младшие должности гражданской службы - требования к стажу работы по специальности не предъявляются.

Один из принципов ГС: профессионализм и компетентность - квалификационные требования (требования к уровню профессионального образования, стажу государственной службы или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам).

К обстоятельствам, исключающим нахождение на государственной гражданской службе Москвы, относятся:

1) признание лица недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждение лица к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы) в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу, а также наличие не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличие заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению, подтвержденного заключением медицинского учреждения;

5) близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выход из гражданства Российской Федерации или приобретение гражданства другого государства;

7) наличие гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставление в установленном указом мэра Москвы порядке сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Государственный гражданский служащий Москвы не вправе:

1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

2) замещать другие государственные должности и выборные муниципальные должности;

3) осуществлять предпринимательскую деятельность;

4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено федеральными законами;

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются собственностью города Москвы и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом РФ;

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти города Москвы и государственными органами, органами местного самоуправления других государств, международными и иностранными организациями;

8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

10) публично высказывать суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором он замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебных споров.

Государственным гражданским служащим предоставляются следующие гарантии и льготы:

Ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 (для высших и главных) и 30 (для иных) календарных дней;

Дополнительный отпуск за выслугу лет (1 день за 1 год);

Ежемесячное денежное содержание: должностной оклад, оклад за классный чин, дополнительные выплаты (за выслугу лет, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, премии и др.);

Обязательное государственное социальное страхование в соответствии с федеральными законами на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения в соответствии с федеральным законом;

Защита гражданского служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий;

Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка с сохранением на этот период замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания (не реже 1 раза в 3 года);

Транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением должностных обязанностей, в зависимости от категорий и групп замещаемых должностей гражданской службы;

Компенсация за использование личного транспорта в служебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием, в зависимости от категорий и групп замещаемых должностей гражданской службы;

Единовременная субсидия на приобретение жилой площади один раз за весь период гражданской службы;

Бесплатная или льготная санаторно-курортная путевка, предоставляемая к ежегодному оплачиваемому отпуску, компенсация за неиспользованную санаторно-курортную путевку;

Медицинское обслуживание, в том числе членов семьи, в зависимости от категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы;

Бесплатный отпуск при амбулаторном лечении всех лекарственных средств по рецептам врачей, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов), оказание другой протезно-ортопедической помощи, в том числе и членам семьи, в зависимости от категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы;

Единовременное денежное поощрение при достижении стажа гражданской службы 20 лет и далее через каждые пять лет в размерах, не превышающих двухмесячного денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы, при условии наличия не менее пяти лет стажа гражданской службы в государственных органах и органах местного самоуправления;

Доплата к пенсии по старости и инвалидности II и III степени;

Возмещение расходов на ритуальные услуги.