Выплаты с 1.5 до 3. Ежемесячные детские пособия. Различные компенсационные выплаты и льготы многодетным

Данную ежемесячную выплату производят:

1. студентам и аспирантам , находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям;

2. матерям (или другим родственникам , фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм, и женщинам - военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста;

3. неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава МВД и МЧС РФ в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства.


Пособие по уходу за ребенком до 3 лет увеличат

Глава Минтруда Максим Топилин заявил, что в планах министерства – реализация поручения Председателя Правительства Дмитрия Медведева об изменении пособия на ребенка в возрасте от 1,5 года до 3 лет, выплачиваемого из средств работодателей (50 рублей).

«Я думаю, что до конца года мы должны это поручение реализовать», – обозначил глава Минтруда России.

Напомним, ранее глава Правительства Дмитрий Медведев заявлял: «Это пособие было установлено в 1994 году, его нужно пересмотреть».

Отпуск по уходу до 3-х лет с выплатой пособий:
  • компенсация работодателя 50 руб. в месяц
  • по уходу за ребенком до 1,5 лет. Выплачивает ФСС РФ.

Если мамочка написала заявление на отпуск до 1,5 лет - это неверно, и является нарушением . Необходимо разыскать мамашу, пусть переписывает заявление и необходимо переделать первоначальный приказ на отпуск с 1,5 лет на до 3-х лет.

Другое дело, что дата окончания этого отпуска (до 3-х лет) может быть указана (в рамках срока) любой - в том числе и дата исполнения ребенку 1,5 лет.

Если мамочка желает выйти на работу сразу после отпуска до 1,5 лет, ей нужно писать заявление о прерывании отпуска и выходе на работу. Причем, она имеет право выйти на 1) полное рабочее время (пособие прекращается) или на 2) сокращенный рабочий день (в любой части, хоть 7 часов из 8). Право на получение пособия в полном объеме сохраняется. Все нюансы упоминаются в личном заявлении работника.

Если через какое время (в пределах 3-х лет ребенку) мамочке захочет опять в отпуск по уходу - её обязаны отпустить...

КОМПЕНСАЦИЯ по уходу за ребенком от 1,5 до до 3-х лет

Всем сотрудникам, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет , работодатели обязаны выплачивать компенсацию в размере 50 руб.

Порядок назначения и выплаты компенсации утвержден постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1206 . В нем записано, что компенсация назначается на всех местах работы. И с учетом районных коэффициентов.

Пособие в 50 рублей платится с начала отпуска по уходу за ребенком и до 3-х лет, то есть Вы должны платить его с самого начала. Оно платится только по заявлению сотрудницы, если заявления нет, можете и не платить. А за месяц оно платится пропорционально дням отпуска.

Примечание : Данный вид денежных выплат по своей правовой природе фактически является государственным пособием, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Навигация по статье

Существенный размер пособия предоставляется ребенку до 1.5 года. Он зависит от суммы заработка матери, размера стипендии либо начисляется органами социальной защиты . Выплаты после достижения ребенком 1.5 лет намного меньше. Их сумма зависит от социальной политики на местах и от наличия у несовершеннолетнего дополнительных льгот – у или сироты.

Выплата пособия матерям ребенка с 1.5-3 лет регулируется Указом Президентом РФ № 1110 от 30.05.1994 г . Она не направлена на поддержку материального положения матери, а носит признаки небольшой символической компенсации за воспитание ребенка.

Мизерные суммы вынуждают матерей прерывать и выходить на работу в порядке полной или частичной занятости. С 2015 г. Правительство РФ планирует продлить выплаты , которые полагаются ребенку до 1.5 лет, до 3-летнего возраста. Проект находится на стадии обсуждения, и, по предварительной оценке, потребует 50 млрд. рублей.

Но на момент 2018 года сумма пособия остается неизменной (с 1994 года) и составляет всего 50 рублей в месяц.

Кто получает выплату

На нее вправе рассчитывать:

  • или другие члены семьи – в зависимости от того, кто фактически занимается воспитанием ребенка;
  • женщины – инвалиды 1 и 2 гр.;
  • , которые осуществляют уход за малышом;
  • женщины, которые проходят военную службу по контракту;
  • матери, уволенные из-за ликвидации предприятия;

Выплаты положены только гражданам РФ.

Они могут быть перечислены на банковский счет или карту заявителя, после подачи заявления и обработки заявки специалистами органами социальной защиты.

Порядок обращения

Обращаться за выплатой нужно в районе проживания или нахождения гражданина, который заботится о ребенке до 3-х лет. Заявление в письменной форме и документы нужно принести в орган соцзащиты самостоятельно, через законного представителя или представителя по доверенности.

Так выглядит образец заявления на отпуск по уходу за ребенком до 3 лет:

Адресат обращения зависит от фактора занятости и трудоустройства заявителя:

  • Работающая мама или другой гражданин должны подать заявление работодателю.
  • Студент оформляет документы, обращаясь с заявлением на имя ректора ВУЗа.
  • Безработные граждане подают заявление в орган социальной защиты. Туда же обращаются заявители, уволенные из-за сокращения, ликвидации организации-работодателя, а также индивидуальные предприниматели.

Финансирование такого рода материальной поддержки матерей выполняется за счет средств ФСС и государственного бюджета.

К заявлению нужно приложить следующие документы:

  • копию свидетельства о рождении малыша (оригинал нужно принести с собой);
  • откопированные заполненные листы трудовых книжек родителей;
  • сведения из центра занятости о том, что заявитель не состоит на учете в качестве человека, ищущего работу, и не получает пособия.

Если государственная помощь оформляется не на мать ребенка, то нужны письменные подтверждения того, что помощь от работодателя или органов соцзащиты не получают другие члены семьи.

Все оригиналы документов у заявителя должны быть при себе. Это необходимо для сверки их содержания с предоставленными копиями.

Оформить выплату можно следующими способами:

  1. Принести документы лично – в часы работы бухгалтерии работодателя или органа соцзащиты.
  2. Направить заявление и документы заказным письмом с описью вложения. Все страницы документов должны быть заверены нотариусом.
  3. Оформить документ через посредника. Для этого понадобится оплатить оформление доверенности.
  4. Через портал www.gosuslugi.ru Для этого нужно, чтобы у заявителя была учетная запись на сайте. Услуга доступна не во всех регионах и муниципальных образованиях.

Предоставленные документы должны быть обработаны в течение 10 дней с момента обращения. Трудоустроенные граждане, но находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, получают пособие в день перечисления зарплаты всем сотрудникам.

Выплаты через соцзащиту можно получить в день перечисления на счет получателя. Заявление на получение пособия можно написать в течение полугода после того как малышу исполнится 1.5 лет.

Если документы подаются позже этого срока, то начисление выплаты может незначительно затянуться – на время проверки достоверности предоставленных сведений.

Возможные причины отказа

Отказ в государственной поддержке, тем более такого незначительного размера, выдается редко. Он обусловлен отсутствием какого-либо документа или недостоверностью предоставленных сведений. В такой ситуации заявителю предлагается «донести» определенные справки или предоставить недостающие сведения. Информирование получателя осуществляется по телефону или другим возможным способом.

Пособие выплачивается за весь период. Но если мама или другой заявитель обращаются за пособием до двухлетнего возраста ребенка, то выплата будет перечислена одной суммой, сразу за полгода. Обычно пособия перечисляются на банковскую карту. Можно получать деньги и почтовым переводом.

Досрочное прекращение выплат

Оно допускается только при определенных условиях. Это возможно, если:

  • прекращает действовать трудовой договор по месту работы мамы или другого получателя;
  • мама ребенка решает возобновить трудовую деятельность и возвращается на рабочее место;
  • ребенок помещается в социальное учреждение на полное государственное обеспечение;
  • получатель выплаты лишается юридического права общаться с ребенком;
  • ребенок умирает или считается пропавшим без вести.

Выплаты прекращают начислять на следующий месяц после наступления вышеуказанных обстоятельств.

Отказ в начислении пособия или прекращение выплат можно опротестовать в административном или судебном порядке. Для оспаривания действий специалистов местного уровня, возможно, понадобится подать административное исковое заявление по правилам, указанным в ст. 125 КАС РФ. Оно должно быть написано в разборчивом виде и подписано гражданином-истцом.

Актуальные законодательные инициативы

Размер пособия на ребенка до 3-х лет признается неудовлетворительным и не соответствующим хотя бы минимальным реальным потребностям малыша. 50 рублей в месяц в современных реалиях - не деньги. Это понимают представители всех уровней власти. Они регулярно выступают с законодательными проектами. Но ни один из документов на 2017-2018 гг. не получил силу закона.

Выработан другой подход к государственной поддержке. Предлагается определять критерии нуждаемости родителя и всей семьи. Матери не могут выйти на работу, так как им фактически не с кем оставить ребенка, а устроить его в муниципальный детсад не всегда представляется возможным.

Законодатели полагают, что помощь ребенку до трех лет должна существенно увеличиваться, но ее следует предоставлять адресным способом, т.е. тем родителям и семьям, которые действительно нуждаются в материальной поддержке. Усовершенствование механизма разработки выплат предполагает участие работодателей.

Подлежат пересмотру нормы трудового права, которые расширят возможности мамы выходить на работу на неполный день или по согласованному графику. В сентябре 2016 г. был введен проект закона. В нем предполагается подлить срок начисления государственной поддержки в той сумме, которая полагается ребенку до 1.5 лет.

С учетом индексации наименьший размер пособия тогда составит 2 908 руб. 62 коп. за первого ребенка, 5 817.24 – за второго и последующего. Максимальная сумма ежемесячной выплаты может достичь 11 634 руб. В законопроекте также предлагается сделать минимальную выплату не ниже МРОТ, т.е. 7 800 руб. Правительство РФ выдало подобному законопроекту отрицательную аналитическую оценку, т.к. выплата пособий такого размера требует существенных бюджетных средств, которых не запланировано.

Похожий законопроект был зарегистрирован в Госдуме двумя годами ранее. В нем предполагалось выплачивать пособие ребенку до 3-х лет на уровне прожиточного минимума. На первого малыша предполагалось выдавать пособие равное одному прожиточному минимуму, на второго и последующих детей – не менее чем в двойном размере. Законопроект не получил поддержки у депутатов из-за отсутствия в бюджете необходимых средств.

Региональная поддержка матерей и детей

При наличии свободных средств регионы РФ вправе принимать собственные программы , направленные на поддержку родителей и их детей. Подобные программы разработаны не во всех регионах.

В Москве и Московской области они успешно действуют и предполагают учет критериев нуждаемости , конкретности материальной поддержки семей. Родители малышей возрастом до трех лет должны быть прописаны в Москве или области и быть гражданами России. Максимальная сумма социальных перечислений составляет 4 500 рублей. Предусмотрены также доплаты за компенсацию подорожания, оплату телефонии, продуктов, «коммуналки».

В других регионах виды поддержки могут отличаться. Для получения информации следует обращаться в орган соцзащиты по месту своего жительства или временного нахождения.

В 2018 г. существенных изменений в сумме выплат вряд ли предвидится. Размер поддержки матерям детей до трех лет небольшой и требует поиска дополнительных средств на воспитание ребенка. При наличии законных оснований можно обратиться в орган соцзащиты и подтвердить статус малоимущей семьи, которая вправе рассчитывать на выплаты и льготы, предусмотренные в конкретном субъекте РФ.

Екатерина Анненкова, аудитор, аттестованный Минфином РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА "Клерк.Ру". Фото Б. Мальцева ИА «Клерк.Ру»

Матерям*, состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм, и женщинам - военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, положены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 рублей.

*Или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком.

Данная норма установлена Указом Президента РФ от 30.05.1994г. №1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан» и действует начиная с 1 января 2001 года.

Конечно, 50 рублей - это не слишком большая сумма, с другой стороны, за время отпуска по уходу за ребенком до трех лет «набежит» чуть больше 1500 руб. - сумма тоже не огромная, но и лишней для многих молодых мам она не будет.

Несмотря на то, что выплата компенсации является обязательной, в настоящее время многие ее не получают, т.к. ими не соблюдается важное условия ее получения: компенсация выплачивается только по заявлению сотрудницы. Соответственно, если заявления сотрудницы на выплату компенсации нет, то работодатель компенсацию не выплачивает и при этом ничего не нарушает.

В нашей статье будут рассмотрены:

  • Порядок назначения и выплаты компенсации в размере 50 рублей матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста,
  • Источник выплаты данной компенсации и порядок налогообложения НДФЛ.

Порядок назначения и выплаты компенсации в размере 50 рублей

Согласно п.11 Постановления Правительства РФ от 03.11.1994г. №1206 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан», ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 рублей назначаются и выплачиваются находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (далее - отпуск по уходу за ребенком):
  • матерям (отцу, усыновителю, опекуну, бабушке, дедушке, другому родственнику, фактически осуществляющему уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с организациями независимо от их организационно-правовых форм;
  • матерям, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел;
  • нетрудоустроенным женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, если они находились на момент увольнения в отпуске по уходу за ребенком и не получают пособия по безработице.
При этом не имеет значения, работает ли обращающийся за компенсацией сотрудник по основному месту работы или является совместителем.

В соответствии с положениями ст.287 ТК РФ, совместители имеют право на те же гарантии и компенсации, что и основные работники. А законодательные акты, устанавливающие особенности назначения данной компенсации не устанавливают соответствующих ограничений (в отличие от пособия по уходу за ребенком, которое можно получать только по одному из мест работы).

Для назначения (и последующей выплаты) компенсации, необходимо подать заявление о назначении ежемесячных компенсационных выплат по месту работы (службы). К заявлению необходимо приложить копию приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком.

Заявление составляется в произвольной форме и может выглядеть следующим образом:

«Генеральному директору ООО «Ромашка» Иванову М.М. от Петровой В.В.

Заявление.

На основании положений Указа Президента РФ от 30.05.1994г. №1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан», прошу назначить мне ежемесячную компенсационную выплату в размере 50 руб. в месяц, как матери, находящейся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста.»

В случае, если заявление подается с опозданием, его можно дополнить фразой «В том числе за 6 месяцев, предшествующих настоящему обращению».

Обратите внимание: Нетрудоустроенные лица подают заявление в орган социальной защиты населения по месту жительства.

Решение о назначении ежемесячных компенсационных выплат принимается администрацией организации в 10-дневный срок со дня поступления документов. В случае отказа в назначении ежемесячных компенсационных выплат заявитель письменно извещается об этом в 5-дневный срок после принятия соответствующего решения с указанием причины отказа и порядка его обжалования.

Ежемесячные компенсационные выплаты назначаются:

  • со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком, если обращение за ними последовало не позднее 6 месяцев со дня предоставления указанного отпуска.
При обращении за назначением ежемесячных компенсационных выплат по истечении 6 месяцев со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком они назначаются и выплачиваются за истекшее время, но не более чем за 6 месяцев со дня подачи заявления о назначении этих выплат (п.15 Постановления №1206).

Это означает, что если сотрудница, например, ушла в отпуск по уходу за ребенком с 01.01.2012г., а заявление о назначении и выплате компенсации написала 01.01.2013г., то ей выплатят компенсацию за предыдущие 6 месяцев (с 01.07.2012 по 31.12.2012г.) и далее будут выплачивать ежемесячно до достижения ребенком возраста 3х лет.

Выплата ежемесячных компенсационных выплат осуществляется за текущий месяц в сроки, установленные для выплаты ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет*.

*В соответствии с п.51 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009г. №1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей», ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается в сроки, установленные для выплаты заработной платы (иных выплат, вознаграждений).

В соответствии с п.4 ст.136 ТК РФ, заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

При наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты ежемесячных компенсационных выплат, в частности:

  • увольнение работника по собственному желанию,
  • назначение пособия по безработице,
  • нахождение ребенка на полном государственном обеспечении,
  • лишение родителя, осуществляющего уход за ребенком, родительских прав,
выплата ежемесячных компенсационных выплат прекращается начиная с месяца, следующего за тем месяцем , в котором наступили соответствующие обстоятельства (п.17 Постановления №1206).

Так же, безусловно, основанием для прекращения компенсационных выплат является окончание отпуска по уходу за ребенком (достижение ребенком 3х летнего возраста, выход матери на работу и т.п.).

При этом, если дата окончания отпуска по уходу за ребенком до 3х лет, приходится, например, на 2 января, выплата компенсации прекращается лишь с февраля месяца. А за январь она будет осуществляться в полном размере.

В соответствии с п.18 Постановления №1206, получатели ежемесячных компенсационных выплат обязаны извещать администрацию организации обо всех изменениях, влияющих на их выплату.

Согласно п.19 Постановления №1206, назначенные ежемесячные компенсационные выплаты, не полученные своевременно, выплачиваются за прошлое время в размерах, предусмотренных законодательством РФ, на каждый соответствующий период, если обращение за их получением последовало в течение трех лет со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком.

Таким образом, мать может получить всю сумму назначенной компенсации в конце отпуска по уходу за ребенком до 3х лет.

Ежемесячные компенсационные выплаты, не выплаченные своевременно по вине работодателя , их назначающего и выплачивающего, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком .

Ежемесячные компенсационные выплаты осуществляются за счет средств, направляемых на оплату труда организациями независимо от их организационно-правовых форм. То есть - за счет собственных средств работодателя.

При этом, для лиц, работающих, проходящих службу, проживающих в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер ежемесячных компенсационных выплат определяется:

  • с применением этих коэффициентов независимо от места фактического пребывания получателя в период отпуска по уходу за ребенком.
Споры по вопросам назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат разрешаются вышестоящим органом или судом в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Порядок учета компенсационных выплат в размере 50 руб. для целей бухгалтерского учета и налога на прибыль

Так как согласно п.20 Постановления №1206, выплата компенсации производится за счет средств, направляемых на оплату труда, то в бухгалтерском учете расходы на ее выплату будут относиться к расходам по обычным видам деятельности.

В соответствии с положениями п.5 и п.8 ПБУ 10/99 «Расходы организации», расходы на выплату компенсации в размере 50 рублей необходимо отражать:

  • по дебету соответствующего счета учета затрат на производство или расходов на продажу (например, по счетам 20, 23, 25, 26, 44) и кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Что касается налога на прибыль, то для целей налогового учета компенсационные выплаты в ежемесячном размере 50 рублей, включаются в состав расходов на оплату труда в соответствии с положениями ст.255 НК РФ и п.4 ст.272 НК РФ.

Аналогичную позицию изложил Минфин в своем Письме от 15.09.2009г. №03-03-06/4/78:

«В соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 30.05.1994 N 1110 "О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан" матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 руб.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 N 1206 утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан.

Так, п.15 Порядка предусмотрено, что ежемесячные компенсационные выплаты назначаются со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком, если обращение за ними последовало не позднее 6 месяцев со дня предоставления указанного отпуска.

На основании п.20 Порядка ежемесячные компенсационные выплаты осуществляются за счет средств, направляемых на оплату труда организациями независимо от их организационно-правовых форм.

В соответствии с положениями ст.255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Пунктом 7 ст.255 Кодекса установлено, что к расходам на оплату труда в целях гл. 25 Кодекса относятся расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, ежемесячные компенсационные выплаты женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, состоящим в трудовых отношениях с организацией, назначаются со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком, осуществляются за счет средств, направленных на оплату труда, и учитываются в составе налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии со ст.255 Кодекса.»

Аналогичной позиции Минфин придерживался и ранее. Например, в своем Письме от 16.05.2006г. №03-03-04/1/451.

НДФЛ и страховые взносы с компенсационных выплат в размере 50 руб

Так как ежемесячная компенсация в размере 50 рублей закреплена на законодательном уровне и является обязательной, данная выплатане облагается НДФЛ согласно положениям п.1 ст.217 НК РФ:
  1. Государственные пособия (за исключением пособий по временной нетрудоспособности, включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации , выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
Компенсационные выплаты не облагаются страховыми взносами :
  • на обязательное пенсионное страхование,
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством,
  • на обязательное медицинское страхование,
так как согласно п.1 ст.7 Федерального закона от 24.07.2009г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений гражданско-правовых договоров, предметом которых является:
  • выполнение работ,
  • оказание услуг,
  • и т.п.
Такой вывод изложен в Письме Минздравсоцразвития РФ от 05.08.2010 №2519-19:

«На основании Указа Президента Российской Федерации от 30.05.1994 №1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан» (далее - Указ №1110) матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях с организациями, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, производится ежемесячная компенсационная выплата в размере 50 руб.

Указанную выплату работодатель производит в силу обязательного предписания, закрепленного в Указе №1110, независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такая выплата производится вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.

Учитывая изложенное, суммы ежемесячной компенсационной выплаты в соответствии с Указом №1110 не признаются объектом обложения страховыми взносами на основании положений ст.7 Федерального закона №212-ФЗ.»

При этом, в настоящее время нет четкого ответа на вопрос - следует ли облагать компенсационные выплаты в размере 50 руб. страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Согласно положениям ст.20.1 федерального закона от 24.07.1998г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», объектом обложения страховыми взносами признаются:

  • выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
При этом в законе №125-ФЗ не содержится определения «выплат и иных вознаграждений, выплачиваемых страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений».

Соответственно, трактовать эту норму можно по разному. Если в качестве облагаемых страховыми взносами выплат рассматривать только те выплаты, которые напрямую связаны с выполнением работником его трудовой функции, то компенсационные выплаты по уходу за ребенком до 3х лет, безусловно, к таким выплатам не относятся. Соответственно, компенсация не является объектом для начисления страховых взносов на страхование от несчастных случаев.

Такой же вывод можно сделать, проведя аналогию со страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование.

Однако вполне возможна (со стороны представителей ФСС) и другая позиция:

  • облагать страховыми взносами нужно все выплаты в пользу работников, кроме напрямую указанных в ст.20.2 Закона №125-ФЗ.
Ведь согласно п.2 ст.20.1 закона №125-ФЗ, база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона.

Сложность заключается в том, что компенсация в размере 50 рублей, выплачиваемая матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3х лет в статье 20.2 закона №125-ФЗ не поименована.

Соответственно, если исключить данную компенсацию из базы для расчета страховых взносов на страхование от несчастных случаев, то существуют определенные налоговые риски (не слишком значительные из-за размера компенсационной выплаты).

    Екатерина Анненкова , аудитор, аттестованный Минфином РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА "Клерк.Ру"

В 2019 году гражданам России, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, предоставляется ежемесячное пособие в размере 40% среднего заработка, но . Далее вот уже на протяжении почти двух десятилетий по уходу за ребенком до 3 лет семьям с детьми предоставляется только «смешная» ежемесячная компенсация от работодателя в размере 50 рублей , никак не соответствующая современному уровню цен, что составляет большую проблему для родителей с учетом острой нехватки ясельных групп (а отдать ребенка в детский сад в большинстве регионов можно только после 3 лет).

Ежемесячные компенсационные выплаты отдельным категориям граждан в размере 50 рублей производятся на основании Указа Президента РФ от 30.05.1994 г. № 1110 (последняя редакция документа от 01 июля 2014 года). В 2019 году размер этой компенсации по-прежнему составляет 50 рублей (хотя до конца года Правительство все-таки это пособие с учетом современных реалий). Столь «щедрые» денежные средства полагаются матерям или другим родственникам, осуществляющим уход за ребенком, при условии пребывания в :

  • состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм;
  • женщинам-военнослужащим.

Законопроект № 1174985-6 от 15 сентября 2016 года

Накануне очередных выборов в Госдуму 18.09.2016 г. депутаты от ЛДПР внесли проект федерального закона № 1174985-6, предусматривающий:

  • продление срока выплаты пособия по уходу за ребенком с 1.5 до 3 лет;
  • увеличение его минимального размера кратно величине минимального размера оплаты труда (МРОТ):
    • в размере одного МРОТ (9489 руб. с 1 января 2018 г.) - на первого ребенка;
    • двух МРОТ (15000 руб.) - на второго ребенка и последующих.

По мнению законодателей, только в этом случае будет обеспечен «минимально необходимый уровень ухода за ребенком» будут выполнены требования международной Конвенции от 20.11.1989 г. о правах ребенка.

Дата рассмотрения законопроекта в первом чтении пока не установлена, однако в связи с тем, что документом предполагается значительное увеличение расходов федерального бюджета, в соответствии с п. 3 ст. 104 Конституции для его внесения в Госдуму требуется одобрение Правительства РФ, которое авторами документа, вероятнее всего, получено не было. На этом основании уже было отклонено немало хороших предложений, внесенных в предыдущие годы.

Таким образом, это может рассматриваться как нарушение регламента работы Государственной Думы, и более того - такой закон не может сейчас вообще быть одобрен Правительством ввиду сложной экономической ситуации (вспомним знаменитое «денег нет» в исполнении премьер-министра Дмитрия Медведева ). Поэтому пока рассматривать этот документ иначе как предвыборное обещание, к сожалению, не приходится.

10 октября этот закон был возвращен депутатам на доработку, а 8 ноября 2016 года он был повторно внесен в Госдуму и зарегистрирован под номером 22852-7 . В этот раз авторы законопроекта постарались выполнить все формальности и получили заключение Правительства - к сожалению, отрицательное. Правительство не поддержало этот законопроект, поскольку в его финансово-экономическом обосновании не указывается источник на дополнительное финансирование выплаты пособия из федерального бюджета.

Законопроект № 648289-6 от 11 ноября 2014 года

Депутатами Государственной Думы от фракций КПРФ и Справедливая Россия 11 ноября 2014 года внесен очередной законопроект с инициативой продления срока выплаты с полутора до трех лет. Кроме того, документом, зарегистрированным под номером № 648289-6 , также предусматривается установление минимального гарантированного размера данного вида государственной социальной помощи кратно величине прожиточного минимума для трудоспособного населения , установленного в целом по Российской Федерации:

  • на первого ребенка - в размере одного прожиточного минимума;
  • на второго ребенка и последующих детей - в размере двух прожиточных минимумов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 № 1291 величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по России за III квартал 2016 года установлена в размере 10678 руб. , что в 3.5 раза превышает выплат на первого ребенка в виде ежемесячной суммы 3065,69 руб.

Минимальные ежемесячные пособия, эквивалентные на начало 2018 года суммам 10678 руб. (при осуществлении присмотра и ухода за первым ребенком) и 21356 руб. (за вторым и последующими) в соответствии с действующим законом предлагается устанавливать:

  • гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ( и ), а также матерям, уволенным во время беременности в связи с ликвидацией организации;
  • работающим гражданам во время пребывания в до 3 лет при условии низкой продолжительности страхового стажа или низкой официальной заработной платы.

Кроме того, законопроектом предусматривается максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в размере четырех прожиточных минимумов трудоспособного населения (42712 руб. в суммах, эквивалентных на начало 2018 года) для отдельных категорий граждан:

  • лицам, проходящим военную службу по контракту или иную приравненную к ней службу;
  • лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком, а также матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организации.

При этом в соответствии с действующим законом максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком для данных категорий граждан в 2018 году составляет 12262,76 руб. (что в те же 3.5 раза меньше предлагаемого депутатами от КПРФ и Справедливой России).

Дата рассмотрения законопроекта № 648289-6 в первом чтении на настоящий момент не установлена. Справедливости ради необходимо отметить, что предлагаемые к выплате суммы слишком велики в сравнении с другими выплатами семьям с детьми, чтобы быть правдой.

Законопроект № 558761-5 от 28 июня 2011 года

Еще в июне 2011 года депутатами Госдумы от фракции Справедливая Россия Е.Б. Мизулиной, А.В. Кузьминой, О.Л. Михеевым (Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей) был внесен законопроект № 558761-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части продления срока выплаты » .

Рассмотрение законопроекта после очередного переноса сроков было намечено на середину 2014 года, однако снова было перенесено - теперь на неопределенный срок .

С целью постепенного увеличения финансовой нагрузки на Фонд социального страхования и федеральный бюджет предлагалось поэтапное введение в действие положений законопроекта на территории Российской Федерации:

В заключении на законопроект, представленном Правительством РФ, указывается, что его финансово-экономическое обоснование не содержит полной оценки финансовых последствий реализации предлагаемых решений. Кроме того, в проекте закона не учитываются повышение расходов федерального бюджета на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также лицам, проходящим военную службу и службу в федеральных министерствах (МВД, противопожарная служба, таможенные органы и т.п.). В этой связи Правительством РФ указанная инициатива поддержана не была .

Пособие по уходу за ребенком до 3 лет на принципах нуждаемости

27 марта 2015 года председатель Правительства Дмитрий Медведев в ходе рабочей поездки в Ярославль принял участие во Всероссийском форуме социальных работников , на котором в очередной раз был поднят вопрос об увеличении размера пособия (компенсации) по уходу за ребенком до 3 лет.

Премьер-министр отметил свою позицию по существующей ситуации следующими словами:
«Мы не должны размазывать все это тонким слоем по всем категориям людей. Что такое 50 рублей? Ничего. Один доллар. Кому нужно это пособие? Никому».

С учетом этого было предложено направление для возможного повышения суммы ежемесячной выплаты с учетом комплексного адресного подхода . Для этого было предложено:

  • выработать семей с детьми в дополнительной материальной поддержке (по мнению премьер-министра Медведева, не все мамы нуждаются в выплате пособия до 3 лет, и уже при достижении ребенком 1.5 лет многие из них находят возможность для возобновления трудовой деятельности по месту работы);
  • выделить с учетом выработанных критериев категории нуждающихся в ежемесячной выплате на ребенка до 3 лет (например, в регионе с нехваткой ясельных групп в детских садах или );
  • разработать механизм финансирования выявленных семей на «совершенно других началах» , в том числе с привлечением возможностей работодателей.

В дополнение к этому Дмитрий Медведев отметил, что в рассматриваемом контексте целесообразно пересмотреть нормы действующего трудового законодательства для стимулирования выхода мамы на работу при достижении ребенком полутора лет и создания благоприятных рабочих условий для обеспечения возможности получения заработка и содержания семьи и ребенка, в частности:

  • предоставление родителям с детьми до 3 лет права на неполный рабочий день ;
  • законодательное урегулирование права таких семей на гибкий рабочий график .

Кроме того, премьер анонсировал интенсивное строительство в стране дошкольных учреждений, содержащих ясельные группы , в рамках существующей программы по строительству новых детских садов «ударными темпами», каких здесь не наблюдалось ни в советский период, ни в постсоветский.

В июне 2015 года министр труда и соцзащиты Максим Топилин заявил по результатам работы правительственной экспертной группы о том, что установление полноценного на основании адресных принципов потребует ежегодно не менее 50 млрд рублей федерального бюджета, что может быть затруднительно в условиях кризиса.

Порядок оформления

Одно из самых важных дел для любой мамы - это оформление различных пособий и государственных субсидий по случаю беременности, рождению детей, осуществлению ухода за ребенком и его воспитания. Важно отметить, что позаботиться об этом необходимо еще в период беременности: после рождения крохи у молодой матери не будет времени на сбор различных документов для оформления социальных выплат.

Следует помнить, что любое детское пособие возможно получить только при сборе полного пакета документов, что занимает немало времени. положена матерям, но может быть назначена и другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком.

Для того, чтобы получить детское пособие (компенсационную выплату) до трех лет, вам надо запланировать и пройти несколько этапов.

  1. Первый этап. Сбор документов
    Работодатель предоставляет компенсацию родителям (маме или папе), имеющим ребенка в возрасте до 3 лет, а также другим родственниками или опекунам. Поэтому вам необходимо написать в бухгалтерию вашего предприятия на предоставление до достижения им возраста трех лет и выплатой ежемесячной компенсации 50 рублей.
  2. Второй этап. Подача документов
    Вы должны принести документы по месту работы или в Соцзащиту и удостовериться, что пакет документов полностью собран.
  3. Третий этап. Ожидание выплаты
    В течение десяти дней со дня подачи заявления оно должно быть рассмотрено, после чего в случае принятия положительного решения будет произведено начисление компенсации в день получения заработной платы.

Детское пособие до 3 лет является одним из видов компенсационных выплат. Назначается при соблюдении установленного законодательством порядка и при предоставлении соответствующих документов.

Детское пособие до 3-х лет: размер выплат

Указом Президента РФ "О размере..." от 30.05.1994 № 1110 установлен размер ежемесячных компенсационных выплат мамам (иным родственникам, которые фактически осуществляют уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях с предприятием, учреждением и организацией независимо от организационно-правовых форм, и женщинам - военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста - 50 рублей.

Стоит отметить, что это «общая» цифра по России; каждый регион вправе устанавливать свой размер вышеуказанного пособия. Кроме того, в местностях, в которых имеется районный коэффициент к основному заработку, этот же коэффициент влияет и на размер пособия для детей до 3 лет.

Как получить детское пособие: необходимые документы

Данная выплата назначается матерям с начала отпуска по уходу за ребенком и прекращается в месяц, следующий за месяцем достижения ребенком 3 лет.

Для назначения выплаты необходимы следующие документы:

  1. Заявление;
  2. Копия приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком;
  3. Свидетельство о рождении ребенка;
  4. Трудовая книжка.

Данные документы заявитель предоставляет своему работодателю.

То есть к вышеуказанным документам они должны приложить справку о том, что пособие по безработице они не получают. Документы предоставляются в соответствующие органы социальной защиты населения.

В течение 10 дней после поступления заявления уполномоченный орган должен принять решение о назначении/отказе в назначении выплаты.

Как подать заявление на получение детского пособия до 3 лет

Если по каким-то причинам лично передать документы не получается, можно воспользоваться услугами» законного представителя.

Вторым вариантом может стать подача заявления через МФЦ, через Единый портал государственных и муниципальных услуг или иным способом, позволяющим передать информацию на электронном носителе.

В случае поступления пакета документов, органы соцзащиты проверяют их подлинность. Если заявитель - безработная мама, и она не представила справку с биржи труда о том, что не получает пособие по безработице, органы соцзащиты должны запросить эту справку самостоятельно.

Межведомственный запрос должен быть направлен в течение 2 дней после поступления заявления в форме электронного документа.

Кто может обратиться с заявлением о назначении пособия

Помимо матери за назначением компенсационных выплат ребенку до 3 лет к работодателю могут обратиться следующие лица:

  • отец;
  • опекун;
  • усыновитель;
  • бабушка;
  • дедушка;
  • другой родственник, который фактически осуществляет уход за ребенком.
  • состоящие на госслужбе (военнослужащие);
  • женщины - инвалиды 1 и 2 группы;
  • матери, которые обучаются в ВУЗе на заочном отделении;
  • женщины - индивидуальные предприниматели;
  • женщины, которые официально получили статус безработной в связи с ликвидацией предприятия;
  • безработные мамы, которые занимаются профессиональным переобучением (проходят переподготовку);
  • женщины, которые ухаживают за детьми-инвалидами 1-й группы или пожилыми людьми, чей возраст превышает 80 лет.

Пособия для детей до 3 лет: о чем еще нужно знать

Если мы проследим за всеми изменениями законодательства, то заметим, что размер пособия для детей до 3 лет не изменялся и не индексировался с 1994 года.

Не знаете свои права?

Возможно, такое «постоянство» связано с тем, что данное пособие выплачивается за счет средств работодателя, в то время как выплата пособия по беременности и родам осуществляется Фондом социального страхования.

Стоит отметить, что пособия для детей до 3 лет не облагаются никаким налогом, поэтому работодатель ничего не теряет. При этом данная выплата должна быть осуществлена вне зависимости от того, предусмотрена ли она внутренними документами организации или нет (коллективным, трудовым договором, соглашением между работником и работодателем). Она осуществляется в силу закона.

Однако следует понимать, что выплачиваться данное пособие будет только в случае поступления заявления на нее: не будет заявления - не будет выплаты.

«Максимальный» срок, в течение которого можно обратиться за получением пособия - не позже 6 месяцев со дня ухода в отпуск по уходу за ребенком. Если вы обратитесь позже, то выплаты вам будут произведены за срок, не превышающий 6 месяцев.

Когда выплата пособия для детей до 3 лет прекращается

Выплата пособия для детей до 3 лет прекращается на следующий день после наступления таких обстоятельств:

  • Женщина прерывает отпуск по уходу за ребенком и выходит работать на полный рабочий день.
  • У женщин, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком, наступает отпуск по беременности и родам.
  • Маме назначается пособие по безработице.
  • Работник увольняется по собственному желанию.
  • Ребенок переводится на полное государственное обеспечение.
  • Родителя, который осуществлял уход за ребенком, лишают родительских прав.

Причем о наступлении всех обстоятельств получатель пособия должен сам уведомить своего работодателя или органы социальной защиты.

Основные «заблуждения»

1. Первое и самое главное заблуждение - многие мамы считают, что данное пособие назначается с 1,5 до 3 лет.

Нет, это не так. Пособие назначается после подачи всех документов непосредственно с первого дня начала отпуска по уходу за ребенком.

2. Пособие на детей до 3 лет выплачивается в размере 50 рублей на каждого ребенка (если в результате многоплодных родов на свет появилось 2 или более детей).

Нет. Пособие выплачивается не на детей, а матери за то, что она «теряет» возможность работать, поэтому оно и считается компенсационным.

3. Выплата пособия зависит от «желания» работодателя.

Нет. Выплата пособия предусмотрена на законодательном уровне, поэтому мнения вашего работодателя никто не спрашивает. Но еще раз напомним, что выплачиваться она будет только в случае поступления заявления от вас.

4. Работодатель - индивидуальный предприниматель обязан выплачивать своим работникам пособия на детей до 3 лет.

Нет. Такая обязанность возложена лишь на юридические лица и организации вне зависимости от их организационно-правовой формы.

Денежные средства на выплату пособия аккумулируются непосредственно из «бюджета» работодателя. Фонд социального страхования к этим деньгам отношения не имеет.

Таким образом, получить пособие по уходу за ребенком до 3 лет может любой родитель, который осуществляет уход за ребенком и состоит в трудовых отношениях или был уволен в связи с ликвидацией предприятия, но не получает пособие по безработице.