Описание герба чувашии на чувашском языке. Символика Чувашской республики: герб и флаг. Символика Чувашской Республики: гимн

Герб Чувашской Республики один из государственных символов Чувашской Республики . Утвержден Постановлением Верховного Совета Чувашской Республики от 29 апреля 1992 года . Автор герба - Э. М. Юрьев .

Описание

Щит увенчан другим элементом чувашского орнамента - золотой, окаймлённой красным эмблемой «Три солнца », состоящей из трёх восьмиконечных звезд . Снизу щит обрамлён красной лентой с надписью золотыми буквами «Чăваш Республики - Чувашская Республика», завершающейся стилизованным изображением золотых листьев и шишек хмеля , символизирующих традиционный чувашский обрядовый и праздничный напиток - пиво , которое чуваши издревле варят в домашних условиях .

История

Царская эпоха

На гербах и печатях российских царей земли Волжской Болгарии представлял на зелёном поле серебряный идущий агнец с красной хоругвью, разделенной серебряным крестом; древко золотое.

Впервые наличие у Чувашской Республики собственного государственного герба зафиксировано в Конституции Чувашской АССР, принятой 31 января 1926 года . До этого на бланках и печатях сначала областных, а затем и республиканских органов власти использовалось изображение Государственного герба РСФСР , одобренного ВЦИК в 1920 году и закрепленного Конституцией РСФСР 1925 года. Вокруг герба Российской Федерации были воспроизведены названия автономной области (позднее - республики) на чувашском и русском языках.

Официальное утверждение собственного государственного герба Чувашской АССР состоялось на II (VII) съезде Советов республики 30 марта 1927 г. Его автором был художник и фотограф П. Е. Мартенс. Внешне герб Чувашской АССР и напоминал российский, но имел отличия: кроме традиционных колосьев - еловые и дубовые ветки, а также ленту с чувашским национальным орнаментом на концах.

12 февраля 1931 года IV (IX) съезд Советов Чувашской АССР внес коррективы в изображение герба, приняв постановление «О государственном гербе и флаге Чувашской АССР». Из официальных символов государства были убраны декоративные элементы в виде чувашского национального орнамента «как не отражающие правильную национальную политику пролетарского государства».

Этот герб оставался у Чувашской АССР до 18 июля 1937 года . Согласно Конституции этого года Государственным гербом республики стал Государственный герб РСФСР , к изображению которого добавлено название республики под буквами «РСФСР »: вначале идёт надпись «Чувашская АССР» на русском языке, ниже - на чувашском. Девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» тоже был начертан сначала на русском, затем на чувашском языках.

    Coat of arms of Chuvash ASSR 1927.jpg

    Герб Чувашской АССР от 1927 г.

    Coat of arms of Chuvash ASSR 1931.jpg

    Герб Чувашской АССР от 1931 г.

    Coat of Arms of Chuvash ASSR.png

    Герб Чувашской АССР от 1937 г.

Современность

29 апреля 1992 года Верховным Советом Чувашии принято постановление о Государственном гимне, гербе и флаге республики. Тем самым герб Чувашии стал выглядеть в том виде, которым является в нынешний момент. 29 апреля в Чувашии отмечается День государственных символов Чувашской Республики.

См. также

Источники

  • По материалам cap.ru
  • Глава «Под эмблемой серпа и молота» из книги В. С. Драчука «Рассказывает геральдика»,

Напишите отзыв о статье "Герб Чувашской Республики"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Герб Чувашской Республики

– Сабли вон! – крикнул офицер драгунам, сам вынимая саблю.
Другая еще сильнейшая волна взмыла по народу, и, добежав до передних рядов, волна эта сдвинула переднии, шатая, поднесла к самым ступеням крыльца. Высокий малый, с окаменелым выражением лица и с остановившейся поднятой рукой, стоял рядом с Верещагиным.
– Руби! – прошептал почти офицер драгунам, и один из солдат вдруг с исказившимся злобой лицом ударил Верещагина тупым палашом по голове.
«А!» – коротко и удивленно вскрикнул Верещагин, испуганно оглядываясь и как будто не понимая, зачем это было с ним сделано. Такой же стон удивления и ужаса пробежал по толпе.
«О господи!» – послышалось чье то печальное восклицание.
Но вслед за восклицанием удивления, вырвавшимся У Верещагина, он жалобно вскрикнул от боли, и этот крик погубил его. Та натянутая до высшей степени преграда человеческого чувства, которая держала еще толпу, прорвалось мгновенно. Преступление было начато, необходимо было довершить его. Жалобный стон упрека был заглушен грозным и гневным ревом толпы. Как последний седьмой вал, разбивающий корабли, взмыла из задних рядов эта последняя неудержимая волна, донеслась до передних, сбила их и поглотила все. Ударивший драгун хотел повторить свой удар. Верещагин с криком ужаса, заслонясь руками, бросился к народу. Высокий малый, на которого он наткнулся, вцепился руками в тонкую шею Верещагина и с диким криком, с ним вместе, упал под ноги навалившегося ревущего народа.
Одни били и рвали Верещагина, другие высокого малого. И крики задавленных людей и тех, которые старались спасти высокого малого, только возбуждали ярость толпы. Долго драгуны не могли освободить окровавленного, до полусмерти избитого фабричного. И долго, несмотря на всю горячечную поспешность, с которою толпа старалась довершить раз начатое дело, те люди, которые били, душили и рвали Верещагина, не могли убить его; но толпа давила их со всех сторон, с ними в середине, как одна масса, колыхалась из стороны в сторону и не давала им возможности ни добить, ни бросить его.
«Топором то бей, что ли?.. задавили… Изменщик, Христа продал!.. жив… живущ… по делам вору мука. Запором то!.. Али жив?»
Только когда уже перестала бороться жертва и вскрики ее заменились равномерным протяжным хрипеньем, толпа стала торопливо перемещаться около лежащего, окровавленного трупа. Каждый подходил, взглядывал на то, что было сделано, и с ужасом, упреком и удивлением теснился назад.
«О господи, народ то что зверь, где же живому быть!» – слышалось в толпе. – И малый то молодой… должно, из купцов, то то народ!.. сказывают, не тот… как же не тот… О господи… Другого избили, говорят, чуть жив… Эх, народ… Кто греха не боится… – говорили теперь те же люди, с болезненно жалостным выражением глядя на мертвое тело с посиневшим, измазанным кровью и пылью лицом и с разрубленной длинной тонкой шеей.
Полицейский старательный чиновник, найдя неприличным присутствие трупа на дворе его сиятельства, приказал драгунам вытащить тело на улицу. Два драгуна взялись за изуродованные ноги и поволокли тело. Окровавленная, измазанная в пыли, мертвая бритая голова на длинной шее, подворачиваясь, волочилась по земле. Народ жался прочь от трупа.
В то время как Верещагин упал и толпа с диким ревом стеснилась и заколыхалась над ним, Растопчин вдруг побледнел, и вместо того чтобы идти к заднему крыльцу, у которого ждали его лошади, он, сам не зная куда и зачем, опустив голову, быстрыми шагами пошел по коридору, ведущему в комнаты нижнего этажа. Лицо графа было бледно, и он не мог остановить трясущуюся, как в лихорадке, нижнюю челюсть.
– Ваше сиятельство, сюда… куда изволите?.. сюда пожалуйте, – проговорил сзади его дрожащий, испуганный голос. Граф Растопчин не в силах был ничего отвечать и, послушно повернувшись, пошел туда, куда ему указывали. У заднего крыльца стояла коляска. Далекий гул ревущей толпы слышался и здесь. Граф Растопчин торопливо сел в коляску и велел ехать в свой загородный дом в Сокольниках. Выехав на Мясницкую и не слыша больше криков толпы, граф стал раскаиваться. Он с неудовольствием вспомнил теперь волнение и испуг, которые он выказал перед своими подчиненными. «La populace est terrible, elle est hideuse, – думал он по французски. – Ils sont сошше les loups qu"on ne peut apaiser qu"avec de la chair. [Народная толпа страшна, она отвратительна. Они как волки: их ничем не удовлетворишь, кроме мяса.] „Граф! один бог над нами!“ – вдруг вспомнились ему слова Верещагина, и неприятное чувство холода пробежало по спине графа Растопчина. Но чувство это было мгновенно, и граф Растопчин презрительно улыбнулся сам над собою. „J"avais d"autres devoirs, – подумал он. – Il fallait apaiser le peuple. Bien d"autres victimes ont peri et perissent pour le bien publique“, [У меня были другие обязанности. Следовало удовлетворить народ. Много других жертв погибло и гибнет для общественного блага.] – и он стал думать о тех общих обязанностях, которые он имел в отношении своего семейства, своей (порученной ему) столице и о самом себе, – не как о Федоре Васильевиче Растопчине (он полагал, что Федор Васильевич Растопчин жертвует собою для bien publique [общественного блага]), но о себе как о главнокомандующем, о представителе власти и уполномоченном царя. „Ежели бы я был только Федор Васильевич, ma ligne de conduite aurait ete tout autrement tracee, [путь мой был бы совсем иначе начертан,] но я должен был сохранить и жизнь и достоинство главнокомандующего“.
Слегка покачиваясь на мягких рессорах экипажа и не слыша более страшных звуков толпы, Растопчин физически успокоился, и, как это всегда бывает, одновременно с физическим успокоением ум подделал для него и причины нравственного успокоения. Мысль, успокоившая Растопчина, была не новая. С тех пор как существует мир и люди убивают друг друга, никогда ни один человек не совершил преступления над себе подобным, не успокоивая себя этой самой мыслью. Мысль эта есть le bien publique [общественное благо], предполагаемое благо других людей.

Государственный герб Чувашской Республики утвержден 29 апреля 1992 г. Описание герба: "Государственный герб Чувашской Республики представляет собой изображение золотого окаймленного, пересеченного геральдического щита с пурпуровой эмблемой "Древа жизни" (символа Возрождения), увенчанного древней чувашской эмблемой "Три солнца"; обрамленного пурпуровой, обрамленной золотом лентой с надписью золотыми буквами "ЧАВАШ РЕСПУБЛИКИ" - "ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА", заканчивающейся стилизованным изображением хмеля. Оконечность (основание) геральдического щита обозначает чувашскую землю". Государственный герб Чувашской Республики утвержден 29 апреля 1992 г. Описание герба: "Государственный герб Чувашской Республики представляет собой изображение золотого окаймленного, пересеченного геральдического щита с пурпуровой эмблемой "Древа жизни" (символа Возрождения), увенчанного древней чувашской эмблемой "Три солнца"; обрамленного пурпуровой, обрамленной золотом лентой с надписью золотыми буквами "ЧАВАШ РЕСПУБЛИКИ" - "ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА", заканчивающейся стилизованным изображением хмеля. Оконечность (основание) геральдического щита обозначает чувашскую землю".


Чебоксары: Чебоксары (старый герб). Утвержден 18 октября 1781 г. Описание герба: "В верхней части щита герб Казанский. В нижней - пять летящих в золотом поле диких уток, в знак того, что в окрестностях сего города оных очень изобильно". Чебоксары (старый герб). Утвержден 18 октября 1781 г. Описание герба: "В верхней части щита герб Казанский. В нижней - пять летящих в золотом поле диких уток, в знак того, что в окрестностях сего города оных очень изобильно". Чебоксары


Чебоксары (большой герб). Описание герба: "Герб города Чебоксары представляет собой серебряный пересеченный щит французской формы, разделенный на главу и основание. В лазоревом поле основания - естественные фигуры "Пять серебряных уток", летящих конвертом. В червленом поле главы, отделенном от основания зигзагообразной линией (в чувашской орнаментике - изображение реки - в данном случае реки Волга), три серебряных стилизованных под чувашский орнамент - силуэты дубов. Внутреннее поле двух крайних дубов червленое, поле среднего силуэта - лазоревое. На лазоревом поле дуба серебряная цифра "1469" - дата первого летописного упоминания Чебоксар. Щит герба увенчан естественными фигурами - тремя четырехлучевыми восьмиугольными пурпуровыми окаймленными золотом звездами и обрамлен симметричным декоративным стилизованным орнаментальным мотивом (Хмель) золотого цвета, замкнутым внизу девизным картушем с надписью в две строки "Шупашкар" - "Чебоксары" на пурпурном поле". Чебоксары (большой герб). Описание герба: "Герб города Чебоксары представляет собой серебряный пересеченный щит французской формы, разделенный на главу и основание. В лазоревом поле основания - естественные фигуры "Пять серебряных уток", летящих конвертом. В червленом поле главы, отделенном от основания зигзагообразной линией (в чувашской орнаментике - изображение реки - в данном случае реки Волга), три серебряных стилизованных под чувашский орнамент - силуэты дубов. Внутреннее поле двух крайних дубов червленое, поле среднего силуэта - лазоревое. На лазоревом поле дуба серебряная цифра "1469" - дата первого летописного упоминания Чебоксар. Щит герба увенчан естественными фигурами - тремя четырехлучевыми восьмиугольными пурпуровыми окаймленными золотом звездами и обрамлен симметричным декоративным стилизованным орнаментальным мотивом (Хмель) золотого цвета, замкнутым внизу девизным картушем с надписью в две строки "Шупашкар" - "Чебоксары" на пурпурном поле".


Чебоксары (малый герб). Описание герба: "Герб города Чебоксары представляет собой серебряный пересеченный щит французской формы, разделенный на главу и основание. В лазоревом поле основания - естественные фигуры "Пять серебряных уток", летящих конвертом. В червленом поле главы, отделенном от основания зигзагообразной линией (в чувашской орнаментике - изображение реки - в данном случае реки Волга) три серебряных стилизованных под чувашский орнамент - силуэты дубов. Внутреннее поле двух крайних дубов червленое, поле среднего силуэта - лазоревое. На лазоревом поле дуба серебряная цифра "1469" - дата первого летописного упоминания Чебоксар". Чебоксары (малый герб). Описание герба: "Герб города Чебоксары представляет собой серебряный пересеченный щит французской формы, разделенный на главу и основание. В лазоревом поле основания - естественные фигуры "Пять серебряных уток", летящих конвертом. В червленом поле главы, отделенном от основания зигзагообразной линией (в чувашской орнаментике - изображение реки - в данном случае реки Волга) три серебряных стилизованных под чувашский орнамент - силуэты дубов. Внутреннее поле двух крайних дубов червленое, поле среднего силуэта - лазоревое. На лазоревом поле дуба серебряная цифра "1469" - дата первого летописного упоминания Чебоксар".


Алатырь: Алатырь. Утвержден 22 декабря 1780 г. Описание герба: "В верхней части щита герб Симбирский. В нижней - три золотые колчана, наполненные стрелами, в красном поле, в знак того, что сих мест жители сие орудие с похвалою употреблять умели". Алатырь. Утвержден 22 декабря 1780 г. Описание герба: "В верхней части щита герб Симбирский. В нижней - три золотые колчана, наполненные стрелами, в красном поле, в знак того, что сих мест жители сие орудие с похвалою употреблять умели".


Цивильск: Цивильск (старый герб). Утвержден 18 октября 1781 г. Описание герба: "В верхней части щита герб Казанский. В нижней - большой старый коренастый дуб в золотом поле, в знак изобилия оных мест таковыми лесами". Цивильск (старый герб). Утвержден 18 октября 1781 г. Описание герба: "В верхней части щита герб Казанский. В нижней - большой старый коренастый дуб в золотом поле, в знак изобилия оных мест таковыми лесами".


Цивильск: Цивильск (новый герб). Утвержден 28 апреля 1989 г. Описание герба: "В золотом щите дуб с зелеными листьями и натурального цвета стволом на зеленом подножии. В завершенной главе щита - чувашский орнамент: на червленом поле серебряные фигуры, в средней цифры В лазаревой вершине щита червлеными литерами наименование города". Цивильск (новый герб). Утвержден 28 апреля 1989 г. Описание герба: "В золотом щите дуб с зелеными листьями и натурального цвета стволом на зеленом подножии. В завершенной главе щита - чувашский орнамент: на червленом поле серебряные фигуры, в средней цифры В лазаревой вершине щита червлеными литерами наименование города".


Шумерля: Шумерля. Утвержден 11 февраля 1976 г. Описание герба: "В червленом щите внутри серебряной шестерни зеленый дубовый лист с двумя зелеными желудями. Шестерня сопровождается внизу тонким укороченным волнистым лазаревым поясом. В серебряной главе щита червленый национальный орнамент и название города золотом". Шумерля. Утвержден 11 февраля 1976 г. Описание герба: "В червленом щите внутри серебряной шестерни зеленый дубовый лист с двумя зелеными желудями. Шестерня сопровождается внизу тонким укороченным волнистым лазаревым поясом. В серебряной главе щита червленый национальный орнамент и название города золотом".


Ядрин: Ядрин (Ядринск) (старый герб). Утвержден 18 октября 1781 г. Описание герба: "В верхней части щита герб Казанский: змий черный под короною золотой, Казанской, крылья красные, поле белое. В нижней - треугольной пирамидою сложенные пушечные чугунные ядра в красном поле, означающие собой имя сего города". Ядрин (Ядринск) (старый герб). Утвержден 18 октября 1781 г. Описание герба: "В верхней части щита герб Казанский: змий черный под короною золотой, Казанской, крылья красные, поле белое. В нижней - треугольной пирамидою сложенные пушечные чугунные ядра в красном поле, означающие собой имя сего города".


Ядрин: Ядрин (Ядринск) (новый герб). Утвержден 28 июня 1989 г. Описание герба: "В червленом щите с повышенным золотым поясом пирамида из черных ядер. В червленой же главе щита серебряные фигуры чувашского орнамента: в центральной - на золотом поле червленые цифры 1590". Ядрин (Ядринск) (новый герб). Утвержден 28 июня 1989 г. Описание герба: "В червленом щите с повышенным золотым поясом пирамида из черных ядер. В червленой же главе щита серебряные фигуры чувашского орнамента: в центральной - на золотом поле червленые цифры 1590".




Новочебоксарск: Город Новочебоксарск как отдельный город образован в 1965 году. Поначалу это был поселок-спутник Чебоксар. Герб города принят решением городского Совета народных депутатов 24 февраля 1993 года Город Новочебоксарск как отдельный город образован в 1965 году. Поначалу это был поселок-спутник Чебоксар. Герб города принят решением городского Совета народных депутатов 24 февраля 1993 года "Герб города Новочебоксарска представляет собой изображение золотого окаймленного геральдического щита с красной стилизованной орнаментальной чувашской символикой. Герб увенчан эмблемой "три солнца",что символизирует принадлежность Чувашской Республике. Орнаментальная символика в центре образно выражает хозяйку города химиков и электроэнергетиков. Щит окаймлен лазурным цветом" (описание герба). "Герб города Новочебоксарска представляет собой изображение золотого окаймленного геральдического щита с красной стилизованной орнаментальной чувашской символикой. Герб увенчан эмблемой "три солнца",что символизирует принадлежность Чувашской Республике. Орнаментальная символика в центре образно выражает хозяйку города химиков и электроэнергетиков. Щит окаймлен лазурным цветом" (описание герба). Автор герба - Разин В.И. Автор герба - Разин В.И.


Новочебоксарск: Современный герб Новочебоксарска утверждён 9 февраля 2005 года по проекту В.А.Шипунова. Герб внесён в Государственный геральдический регистр под "Золотое стропило, обремененное тремя летящими утками, держащими в клювах зеленые дубовые ветви". Современный герб Новочебоксарска утверждён 9 февраля 2005 года по проекту В.А.Шипунова. Герб внесён в Государственный геральдический регистр под "Золотое стропило, обремененное тремя летящими утками, держащими в клювах зеленые дубовые ветви".

Классическая геральдика содержит немного примеров, когда главным элементом герба становится образ, полностью созданный художником, хотя и содержащий явственную ссылку на древний национальный орнамент.

Герб Чувашии - наиболее яркий образец государственного символа подобного типа. Оригинальность и новизна такого решения связаны с тем, что история самоопределения Чувашской республики насчитывает не так много времени, хотя обособленное существование этой поволжской народности прослеживается с XV века.

Из волжских булгар

Начиная с VII века в Северном Причерноморье существовало государство, называвшееся Великой Булгарией. Его населяли тюркоязычные народности, многие из которых уже к тому времени обладали развитой особой культурой, - скифы, сарматы, аланы. Под ударами кочевых племен, главным образом хазар, это государственное образование распалось, а народы, его населявшие, переместились в районы Поволжья и Прикамья.

Здесь произошла их ассимиляция с частью финно-угорских племен. В результате образовалась волжско-булгарская народность, ставшая основой многих поволжских и уральских народов: марийцев, удмуртов, эрзян, башкир. Они находились под двойным давлением: с востока - со стороны Золотой Орды и отколовшегося от неё с запада - от набиравшего силу Московского государства. Современные чуваши считаются "продуктом" смешения булгар с марийцами.

Чувашская автономная республика

Вопрос автономии чувашского народа был впервые поднят только в 1920 году. Тогда была провозглашена Чувашская через 5 лет преобразованная в Чувашскую автономную республику. В 1927 году Съезд Советов ЧАССР утвердил герб Чувашии, созданный художником Павлом Егоровичем Мартенсом.

Взяв за основу он заменил традиционные пшеничные колосья в обрамлении на дубовые и еловые ветки, и украсил ленты, перевивающие их, чувашским национальным орнаментом. Но к 1937 году под предлогом борьбы с местным национализмом даже эти небольшие особенности из символики Чувашской республики были удалены. Герб и флаг Чувашии повторяли всероссийскую советскую геральдическую атрибутику, отличаясь только дублированием надписей на чувашском языке.

Новый этап государственности

Принятие в 1990 году Декларации о государственном суверенитете Чувашской республики дало начало изменениям во многих областях жизни республики. В процесс создания главных символов включилась творческая элита всей Чувашии и представители других социальных слоёв её населения, в том числе и члены чувашской диаспоры за рубежами России.

Общими усилиями были разработаны условия проведения конкурса по разработке новой государственной символики, а также основные принципы выражаемой ими концепции. Новые флаг и герб Чувашии, её гимн были приняты в 1992 году, после многочисленных отборов и обсуждений. Автором герба, внесенного в Государственный геральдический регистр РФ под номером 207, стал видный чувашский художник Элли Михайлович Юрьев.

«Древо жизни»

Образной основой новой государственной атрибутики стали изображения древнечувашских символов, выполненных в духе национального орнамента. Основной из них - «Древо жизни» - имеет глубокие корни в славянской истории и культуре. Герб Чувашии благодаря ему обрел удивительную многозначность. Это олицетворение исторической взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего народа, постоянного движения вперед, возрождения, стойкости, основанных на корневых связях с родной землёй.

Этот знак, силуэтом напоминающий особо почитаемый чувашами дуб, состоит из пяти элементов, олицетворяющих различные народности, которыми заселена республика Чувашия. Центральная линия, исходящая из основания и разделяющаяся на два отростка, заканчивающиеся завитками из национального узора, - символ коренного населения. Внизу и в середине древа попарно расположены два знака, означающие другие национальности, а также чувашей, проживающих за пределами республики.

Описание герба

Современный герб Чувашии венчает другой древний символ - трижды повторенную восьмиконечную звезду, олицетворяющую солнце. Троекратное повторение солярного знака означает древнее чувашское понятие - «Пулна. Пур. Пулатпар», переводимое как «Были. Есть. Будем».

Под ним располагается сложной вырезной формы геральдический щит, на котором находится символическое изображение «древа жизни». Снизу щит обрамляет красная с желтой каймой лента с фигурным уширением внизу. На ленте желтыми литерами написано название республики на чувашском и на русском языке: «Чаваш Республики - Чувашская Республика». Верхние края ленты украшают стилизованные изображения золотых листьев и шишек хмеля - пиво всегда было традиционным праздничным напитком чувашей.

Описание флага

Прямоугольное полотнище с разделением на желтое и красное поля, с расположенным по центру изображением «Древа жизни» и «Трех солнц» - так выглядит один из главных государственных символов, которыми обладает республика Чувашия.

Большое значение имеет цветовая символика. Желтый - по-чувашски «сара» - один из самых красивых в чувашском фольклоре. Он отождествляется с солнечным светом, со всем самым прекрасным и светлым. В классической геральдике этот цвет называется золотом и имеет своё толкование - богатство, силу, верность, постоянство, справедливость и т.д.

Другой цвет герба и флага Чувашии - сандалово-красный. Он также относится к самым популярным в чувашском народном творчестве. В геральдической практике он называется пурпуровым и значит могущество, мужество, достоинство.

Обладающая большой художественной выразительностью и значительной смысловой наполненностью, эта государственная символика вошла в практику и культуру народа. Она активно используется и в праздничном оформлении, и в повседневном городском окружении, при этом столица республики Чувашия - г. Чебоксары - считается одним из самых благоустроенных и красивых городов России.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..………..3

Глава 1.Что такое геральдика?.....................................................................................3

Глава 2.Герб городов Чувашской Республики ……………………………………..4

Заключение ……………………………………………………………………………6

Использованная литература ………………………………………………………….7

Приложение……………………………………………………………………………8

Введение


Каждый народ создаёт и почитает собственную национально-государственную символику. Изучение геральдики – это не только расширение своего интеллектуального потенциала, а в первую очередь – проявление уважения к прошлому, к поколениям, создавшим эти ценности. Символика государства – это не просто действующая формальная система, это, как и любой памятник, ещё и национальное достояние, достояние отечественной культуры.
В каждом элементе государственной геральдики заложен глубочайший смысл. Эти символы отражают историю происхождения государства, его структуру, цели и принципы, национальные и иные традиции, особенности хозяйства и природы.
29 апреля – День государственных символов Чувашской Республики. Это особо значимое событие для нас. Бережно относиться к национальным символам своей Родины должен каждый человек. В них отражены богатство нашей истории, традиции и новые устремления. Поэтому государственный праздник символов республики имеет большое воспитательное значение, они воспитывают любовь к родной земле и укрепляют патриотические чувства. Наверное, каждый человек, способный ощущать себя как частицу своей Родины, испытывает законное чувство гордости. Цель данной работы привлечение внимания к геральдике городов Чувашии. Задача - развитие патриотического отношения к родной земле,поддержка уважения к малой родине. Метод исследования -поисковый.

Глава1.Что такое геральдика?


Слово « геральдика » имеет три значения.
В первом значении « геральдика » - это отдел исторической науки, занимающийся изучением гербов.
Во втором значении « геральдика » - это практика создания и использования знаков различия: гербов, эмблем, флагов, знамен, форменного костюма и других.
В третьем значении «геральдика» - это совокупность всех знаков различия, употребляемых одним владельцем, например, «геральдика России», разумея под этим все богатство геральдических знаков, использовавшихся и используемых в нашей стране.
Все три значения слова «геральдика» тесно связаны между собой. Невозможно создавать гербы и иные знаки, не опираясь на исторический опыт и анализ всей совокупности ныне существующих различительных средств. Невозможно изучать историю гербов, не обращая внимания на принципы их сегодняшнего существования. Нельзя постигнуть геральдику-совокупность знаков без исторических экскурсов и понимания основ практики создания и использования знаков сегодня.
Геральдика – это язык. Язык гербов и других знаков: язык, сообщающий человеку информацию посредством визуальных средств. Геральдика существует по тем же принципам, по которым существуют и речевые языки. В основе геральдики лежат самопроизвольно выработавшиеся в ходе многовекового практического пользования знаками базовые правила. На основе этих правил развились различные местные и частные геральдические традиции и особенности.
Какой он из себя герб знают все: гербы окружают нас со всех сторон, и они разные. Само присутствие герба в нашей жизни, а не только в исторических источниках, говорит о том, что геральдика – дисциплина, изучающая гербы - есть не только вспомогательная историческая дисциплина, но и "отрасль прикладного знания".
Мир геральдики многообразен, глубок и захватывающе интересен. Он проникает во все сферы нашей жизни, сопровождает нас на всех этапах жизненного пути. Нередко мы даже не отдаём себе отчёта, какое громадное количество геральдических знаков мы встречаем и практически используем ежедневно, какие глубокие исторические корни, разветвлённые культурные связи имеют те или иные символы, являющиеся для нас обычной, подчас незаметной повседневностью.
Гербы муниципальных образований совсем не похожи друг на друга. В них изображены различные фигуры: фантастические деревья, животные, то, что, по мнению геральдистов, действительно характеризует данный город или село. Значит герб – это представление о родном крае, выраженное в изобразительной форме, его символический образ. При этом язык герба прост, чёток, лаконичен. Он предоставит многообразную и интересную информацию всем тем, кто ощущает себя гражданином великой России, гражданином родной Чувашии, гражданином своего родного края, где он родился, где жили его деды и прадеды, частью и связующим звеном её прошлого, настоящего и будущего…».

Глава 2.Герб городов Чувашской Республики.


Герб Чебоксар

Большой герб города Чебоксары представляет собой серебряный щит. В лазоревом поле основания - естественные фигуры "Пять серебряных уток"- символ в мировой геральдике, означает стремление к свободе, инициативе и проявления достижения поставленных целей. Голубое, лазоревое поле в геральдике - это символ красоты, ясности, мягкости и величия. Дуб, любимое дерево чуваш, субординарная (негеральдическая) фигура, означающая силу, вечность, крепость. Эмблема "Три серебряных дуба" – символ, означающий существование города Чебоксары во времени: в прошлом, настоящем и будущем. Три четырехлучевые восьмиугольные звезды - графическое выражение девиза Государственного герба Чувашской Республики: "Были, есть и будем". Под дубами-зигзагообразная линия- изображение реки - в данном случае реки Волга. Цифра "1469" - дата первого летописного упоминания Чебоксар. Щит обрамлен симметричным декоративным мотивом (Хмель) золотого цвета, и девизным картушем с надписью в две строки "Шупашкар" - "Чебоксары" на пурпурном поле", всё это указывают на правовой статус города Чебоксары как столицы Чувашской Республики.
Алатырь

29 мая 2009 года Решением Собрания депутатов города Алатыря №40/32-4 был утвержден "исторический герб г. Алатырь Чувашской Республики".
Геральдическое описание Герба:
В червленонаполненных стрелами: два и один. В вольной части - законодательно установленная символика Чувашской Республики. Щит увенчан муниципальной короной установленного образца.
Три колчана со стрелами на гербе Алатыря отражают историческую связь времен, в то же время они олицетворяют единство и сплоченность народа, проживающего на древней алатырской земле, готовность служить защите нашей Родины.
Красный цвет поля щита считается самым благородным из цветов, используемых в геральдике. Он символизирует такие качества как справедливость, любовь к Богу и ближнему, мужество, храбрость, благородство, власть.
Золотой (желтый) цвет колчанов со стрелами олицетворяет солнце-источник жизни и богатства, как материального, так и духовного. Золото символизирует такие качества и понятия как верность, милосердие, а также мудрость.
Современный Алатырь - важный промышленный и культурный центр Чувашской Республики, жители которого любят свой город; бережно хранят все самое лучшее в его историческом прошлом, развивают славные традиции, обогащая их новым содержанием.
Они понимают, что именно с любви к малой родине, ее истории начинается понятие Отечества, формируется священное чувство патриотизма, начинается рождение человека- гражданина".
Канаш

В структуре промышленности города абсолютным лидером является машиностроение - отсюда символ-шестерня. В центре шестерни зеленый цвет-развитие деревообработки.
Город является транспортным узлом Чувашии, поэтому на гербе изображены серебристые крылья, завязанные в узел, которые носят на форменной одежде железнодорожники и автотранспортники. Чувашский орнамент- принадлежность к субъекту. Пурпурный цвет – достоинство, могущество, мужество, сила.
Новочебоксарскм (красном) поле три золотых колчанаЗолотое стропило, на фоне которого три летящие утки, держащие в клювах зеленые дубовые ветви, означает стремление к достижению поставленных целей, связанных с охраной окружающей среды. Элемент чувашского флага - принадлежность к субъекту.
Золото-богатство, справедливость, милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность. Голубое, лазоревое поле в геральдике - это символ красоты, ясности, мягкости и величия.
Шумерля

Серебряная шестерня показывает развитие в городе ведущей отрасли промышленности-машиностроения. Зеленый дубовый лист с двумя зелеными желудями - наличие дубрав.
Шестерня сопровождается внизу тонким укороченным волнистым лазуревым поясом -город расположен на реке Суре. В серебряной главе щита - национальный орнамент- принадлежность к субъекту, название города золотом.
Синий цвет – цвет воды.
Пурпурный – достоинство, могущество, мужество, сила.
Желтый олицетворяет все самое прекрасное и светлое.
Золото – богатство, справедливость, милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность.
Цивильск

29 мая 2002 года Цивильское районное Собрание депутатов приняло Решение "О гербе города Цивильск". Решение подписано Главой самоуправления Цивильского района Н.В.Евдокимовым. Положение о гербе, утвержденное вышеназванным Решением, рассмотрено и одобрено общим Cобранием жителей города 1 марта 2002 года. Согласно Положению о гербе: "... Новая версия герба г. Цивильска соответствует историческому пожеланию в 1781 г. с учетом изменений, произошедших в российской геральдике и представляет собой в желтоземле красный стилизованный геральдический дуб с зелеными листьями и черными кряжами в основании. Дуб это - дерево-город, крепкое дерево! Славен дуб своими мощными корнями и обширной раскидистой кроной. Дуб- дань уважения нашим предкам, сила сопротивления, терпения, сила выносливости, устойчивости, надежности. Дуб силен своей мощью, неторопливостью, долгожительством и долготерпением.
Черный цвет означает историческую память народа.
Красный цвет - сегодняшний день, жизнь.
Зеленый – символ весны, здоровья, будущего.
Золотой фон герба символизирует прочность, величие, богатство, силу и великодушие.
Геральдическое описание муниципального герба гласит: «В золотом поле на зеленой узкой оконечности червленый дуб с таковыми же желудями, зеленой листвой и черными кряжами в основании. В вольной части- законодательно установленная символика ЧР. Девиз «МНОГАЯ ЛЕТА» начертан золотыми литерами на зеленой, подложенной золотом ленте».
Козловка

Герб города утвержден в июне 2001 года районным собранием депутатов. Автор герба - краевед Н.Г.Зайцев.
"Герб г.Козловки является его официальным символом. Он представляет собой окаймленный золотом геральдический щит, верхняя часть которого по форме идентична Герба Чувашской Республики, что означает географическое расположение города Козловка на территории Чувашии. В середине геральдического щита зеленым цветом изображена рельефность расположения города Козловка и год образования населенного пункта Козловка – 1671. На голубом фоне замкнутым кругом изображены листья, символизирующие деревообрабатывающую отрасль, часть шестерни – символ механизации и развития промышленного производства. В середине круга белый силуэт теплохода на подводных крыльях – символ динамического развития общественных процессов в городе. С двух сторон круга изображены рыбы, символизирующие один из главных промыслов жителей Козловки как в старину так и в нынешнее время. В нижней части на темно-голубом фоне, означающий расположенность города на реке «Волга», надпись золотыми буквами "Козловка"

Мариинский Пасад

Синее поле-расположение города на реке Волге. Определяющий фактор развития города – Волжская речная магистраль.
Малая Императорская корона (венец Императрицы) расположена над холмами, так как красоту окружающей местности придают Волга и поросший лесом гористый рельеф с холмами оползневого характера, подступающими непосредственно к реке. Местные жители в середине 19 в. Возбудили ходатайство о преобразовании села Сундырь со смежными деревнями в безуездный город или посад, причём просили назвать его Мариинским в честь императрицы Марии Александровны.
Золото – богатство, справедливость, милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность, отсюда и слова: «Необиженно жить». Зелёный цвет вершин и подножий холмов - богатство лесом.
Ядрин

Ядрин основан как военно-феодальное укрепление на восточной окраине Русского государства. Герб Ядрина, утвержденный в 1989 г. На щите с повышенным золотым поясом пирамида из черных ядер, так охраняли восточную окраину. Чувашский орнамент- принадлежность к субъекту, три дуба - прошлое, настоящее, будущее. Цифры 1590-год основания города.
Пурпурный цвет – достоинство, могущество, мужество, сила.
Золото – богатство, справедливость, милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность.

Заключение


История, величие и честь любого государства, любой республики воплощаются, прежде всего, в его символах. Поэтому они всегда вызывают в гражданах огромное уважение. Так и у Чувашской Республики существуют государственные герб, флаг и гимн, заявляя о независимости нашей Республики.
Герб – непреходящий ценность не только нашей Великой Чувашии, но и всей России. Он означают его могущество и независимость, подчеркивает особенности и значимые традиции, сложившиеся в ходе исторического развития. Он нужн нам как воплощение истории нашей Родины и отражение ее настоящего, как выражение патриотизма ее граждан и обозначение на международной арене, как зрительный и музыкальный образ.
Родина- это очень многое. Это и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это имена людей. Это мой отец. Это ты и я. С нашим миром чувств, с нашими радостями и заботами, мечтами о будущем. За прошедшие столетия Чувашия прошла сложный путь исторического развития. Вместе с русским и другими народами нашей многонациональной Родины, чуваши строили великое государство, доблестно защищали его в годы нашествий иноземных захватчиков и при этом наш упорный и трудолюбивый народ всегда являл собой умение жить в согласии, творить и созидать.
Я люблю свою прекрасную Чувашию. Ее история увлекательна и драматична, но она более близка мне потому, что ее героями являются наши предки: отцы, деды, прадеды, прапрадеды. По тому, как мы относимся к символам моей Родины, можем судить и об отношении к Родине.
Жители Чувашии гордятся государственными символами, и без этих отличительных знаков не обходится ни одно важное событие. Под музыку и слова гимна, под расправленным государственным флагом Чувашской Республики деятелям культуры, ученым, спортсменам и другим выдающимся жителям Чувашии вручают награды.


Использованная литература

    Гаттерер И. X., Начертание гербоведения, СПБ, 1805;

    Лакиер А. Б., Русская геральдика, кн. 1-2, СПБ, 1855 (переизд., М., 1990);

    Винклер П. П., Рус. геральдика, в. 1-3, СПБ, 1892-94;

    Арсентьев Ю. В., Геральдика, М., 1908;

    Тройницкий С. Н., Гербы лейб-компании обер- и унтер-офицеров и рядовых, П., 1914;

    Лукомский В. К., О геральдич. художестве в России, «Старые годы», 1911, февр.;

    Гербовник Анисима Титовича Князева 1785 г., СПБ, 1912;

    Белинский В., Рус. геральдич. словарь, в. 1-2, СПБ, 1912-13;

    Лукомский В. К., Модзалевский В. Л., Малорос. гербовник, СПБ, 1914;

    Каменцева Е. И., Устюгов Н. В., Рус. сфрагистика и геральдика, 2 изд., М., 1974;

    Соколов А.В. Симаолы государственного суверенитета. М.: «Планета», 1969.

    Страны мира: краткий политико-экономический справочник. – М.: Изд. Политлитература, 2009.

    Энциклопедия для детей. Т.2. М.: «Аванта», 2014, с. 217-307.

    "Дерево жизни" - символ Чувашии Источник - Наука и жизнь, N8, 1994 .

    Закон Чувашской Республики о государственных символах Чувашской Республики

Приложение. Цивильск ( новый герб ). Утвержден 28 апреля 1989 г. Описание герба: "В золотом щите дуб с зелеными листьями и натурального цвета стволом на зеленом подножии. В завершенной главе щита - чувашский орнамент: на червленом поле серебряные фигуры, в средней цифры 1589 . В лазуревой вершине щита червлеными литерами наименование города". Автор нового герба Цивильска - Евгений Иванович Соболев . Шумерля . Утвержден 11 февраля 1976 г. Описание герба: "В червленом щите внутри серебряной шестерни зеленый дубовый лист с двумя зелеными желудями. Шестерня сопровождается внизу тонким укороченным волнистым лазуревым поясом. В серебряной главе щита червленый национальный орнамент и название города золотом". Автор герба Шумерли - художник В.Г. Горбунов . Ядрин (Ядринск) ( новый герб ). Утвержден 28 июня 1989 г. Описание герба: "В червленом щите с повышенным золотым поясом пирамида из черных ядер. В червленой же главе щита серебряные фигуры чувашского орнамента: в центральной - на золотом поле червленые цифры 1590 ". Автор нового герба В.И. Разумов .

Дата принятия: 29.04.1992

Государственный герб Чувашской Республики представляет собой золотой окаймленный вырезной (германской формы) щит, пересеченный на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля, с находящейся в центре щита пурпуровой древнечувашской эмблемой - "Древо Жизни". Щит, обрамленный пурпуровой, подложенной золотом девизной лентой с надписью золотыми буквами "Чаваш Республики - Чувашская Республика", завершающейся стилизованным золотом изображением листьев и шишек хмеля, венчает золотая, окаймленная пурпуром, эмблема "Три солнца" .

Обоснование символики:
Цвета государственного герба - желтый (золото) и пурпуровый (сандалово- красный) - традиционные цвета чувашского народа. Желтый (сара) цвет в чувашском фольклоре наделен понятием самого красивого цвета, олицетворяющего все самое прекрасное и светлое. Золото в геральдическом толковании - богатство, справедливость, милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность. Пурпуровый цвет - один из самых распространенных у чуваш цветов, которым выполнялись основные элементы народного орнамента. Пурпур в геральдическом толковании - достоинство, могущество, мужество, сила.

Композиция герба, независимо от размера его воспроизведения, должна вписываться в условную окружность, нижняя часть которой соответствует нижней кромке девизной ленты с надписью "Чаваш Республики - Чувашская Республика".

Композиция герба делится на две строго симметричные части - левую и правую, разделяемые воображаемой вертикальной осью, проходящей через центр окружности.

Симметричность композиции герба выражает стремление чувашского народа к внутренней духовной гармонии, к ладу с окружающим миром и природой,

Гербовый щит внешне напоминает форму шкуры животного, издревле приносимого чувашами в жертву своим богам в киремети {месте языческого моления и жертвоприношения). Данная форма щита олицетворяет собой те жертвы, которые принес чувашский народ на алтарь обретения своей государственности.

Щит разделен на верхнее золотое поле, составляющее 3/4 его высоты, обозначающее пространство под солнцем, населяемое народом Чувашской Республики, и нижнее пурпуровое поле, составляющее 1/4 часть щита, которое обозначает Чувашскую землю.

В центре щита расположена эмблема "Древо жизни", выполненная на основе древнечувашского рунического письма, силуэт которой напоминает почитаемое чувашами дерево дуб, могучее и долговечное, стойкое в природных ненастьях. Кроме того, "Древо жизни", как единый организм, олицетворяет собой единство народов, проживающих на территории Чувашской Республики.

"Древо жизни" состоит из пяти элементов. Главный из них является центром всей композиции, имеет основанием нижнее поле щита и заканчивается сверху двумя расходящимися под углом 90 градусов "ветвями Древа" в виде национального орнамента. Главный элемент "Древа" означает основное население Чувашской Республики - чуваш, проживающих на территории республики.

Два нижних элемента, расположенных симметрично по обеим сторонам главного элемента, имеют основанием пурпуровые полосы, отделенные от нижнего пурпурового поля и основного элемента желтой полосой, и заканчиваются "ветвями" в виде национального орнамента. Данные элементы означают чувашскую диаспору - чуваш, проживающих за пределами Чувашской Республики.

Два средних элемента в виде коротких наклонных полос, не примыкающих к основному стволу "Древа" и заканчивающихся также национальным орнаментом, расположены симметрично по обеим сторонам главного элемента под углом 45 градусов к нему между "ветвями" главного и нижнего элементов и означают население Чувашской Республики других национальностей.

Ствол и ветви "Древа жизни" образуются из вертикальных, горизонтальных и наклонных полос. Высота кроны "Древа жизни" составляет 1/2 часть высоты щита, высота ствола - 1/4 часть высоты щита, ширина ствола - 1/8 часть ширины щита.

Эмблема "Три солнца", состоящая из трижды повторяющегося древнего солярного знака (восьмиконечная звезда) символизирует солнечный свет, дарящий жизнь и оберегающий благополучие. Троекратное повторение звезды, осеняющей главную часть герба - щит, означает чувашское народное понятие "Пулна, Пур, Пулатпар ("Были. Есть. Будем.") и является его графическим выражением.

Эмблема располагается над центральной частью герба - щитом. Ее нижнее окончание находится на уровне условной прямой, соединяющей две верхние полукруглые вершины щита.

Средняя фигура восьмиконечной звезды располагается на оси симметрии композиции герба и вместе с боковыми симметрично расположенными звездами образует композицию, равную по длине ширине кроны "Древа жизни".

Высота и ширина каждой звезды составляет 1/7 часть диаметра условной окружности, в которую вписана композиция герба. Ширина плечиков всех звезд составляет 1/4 часть их размера.

Подробное соотношение пропорций всех элементов герба приводится в его схематическом условно-графическом изображении, прилагаемом к нас гоящему Закону.

За основу измерений взято соотношение элементов герба с диаметром условной окружности, в которую вписана композиция герба.

Герб был утвержден Постановлением Верховного Совета Чувашской Республики № 416 от 29 апреля 1992 г "О Положении о Государственном гербе Чувашской Республики"; Законом Чувашской Республики "О государственных символах Чувашской Республики" от 14 июля 1997 года № 12 (принят Госсоветом 1 июля 1997 года).

Проекты герба Чувашии 1990-1992 гг.

В декабре 1990 года был объявлен конкурс на разработку символов Чувашии, но ещё до объявления конкурса в комиссию поступило более 100 проектов.

Cреди авторов проектов были: Д.Ф.Мадулов - основной фигурой герба он сделал ласточку - любимую птицу чувашского божества Салти-тура. На груди ласточки символическое изображение сохи в обрамлении хлебных колосьем. В верхней части герба небесный свод "Кавак хуппи" и солнце. Герб окаймлён голубой лентой и ветвями хмеля. Флаг - жёлтое полотнище с красными полосами вверху и внизу, на полотнище основные элементы герба: лемех сохи, небесный свод, хлебные колосья.
С.Н.Михайлов - герб и флаг выполнены по мотивам национальной вышивки, на них изображены 3 солнца, ось мира.
Э.М.Юрьев - основной символ - вечное дерево в окружении дубовых веток.
В финальную часть конкурса вышли проекты:
В.П. Мелекесса и А.И. Васильева (г.Тольятти, Куйбышевская область) - синий овал с изображением венка из веток хмеля, перевязанного красными лентами с национальным орнаментом, внутри которого крестообразный знак с литерами "ЧАВАШЬЕН", над ним красная звезда, под ним солнце с лучами и "таблица" с девизом - "ЭПИР ПУЛНА, ПУР, ПУЛМАЛЛА";
А.В. Улангина (д.Татмыш-Югелево, Чувашия) - хлебный венок, серп и молот, звезда, восходящее солнце на фоне синего круга с надписью "Чувашская Советская Республика"; С.А.Синдячкина (г.Новочебоксарск).

Проект В.П. Мелекесса и А.И. Васильева