Государственный суверенитет. Понятие и признаки суверенитета. Суверенитет государства, народа, наций Суверенитет государства внутри страны проявляется в следующем

Понятие «суверенитет» в современном значении берет свое начало в XIX веке. Термин неразрывно связан с такими понятиями, как «государство», «страна». Именно в XIX веке средневековое значение «суверен» распространяется на все государство, образуя понятие «независимость», параллельно выделяются нации. Подробнее о том, что такое суверенитет, понятие и виды суверенитета - далее в статье. Начнем с определения.

Определение

Перед тем как разобрать виды суверенитета государства, подробнее разберем понятие. Термин произошел от французского souverainete, что в переводе значит «верховная власть». Это один из основополагающих признаков государства, который дает право осуществлять внутреннюю и внешнюю политику государства без вмешательства иностранных агентов (правительств, общественных организаций и др.).

Суверенитет и международное право

Ошибочно полагать, что суверенитет означает абсолютное право распоряжаться внутри страны. Все демократические государства подчиняются нормам международного права. Это значит, что существуют нормативные акты, принятые за пределами определенной страны, но имеющими власть над ней.

В качестве примера возьмем наше государство. Высшей судебной инстанцией в России являются Верховный и Конституционный суд. Существует по правам человека. Он находится в Страсбурге, во Франции. В нем рассматриваются дела, основанные на Конвенции по правам человека. Это международный нормативно-правовой акт, который ратифицировало большинство независимых стран. Если в Страсбурге укажут, что какое-либо рассматриваемое судебное дело в России велось с нарушениями Конвенции, наши суды будут обязаны отменить принятые вердикты.

Это не значит, что Россия не имеет суверенитета. Наша страна добровольно подписала и ратифицировала интернациональные соглашения, позволяющие Международным судам отменять решения российских. Мы можем в любой момент в одностороннем порядке выйти из договора и игнорировать решение Страсбурга. Добровольное подчинение - это проявление внешней политики. Теперь подробнее про виды суверенитета. Далее об этом.

Виды суверенитета

Итак, каждое независимое государство обладает правом на самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. Выделяют следующие виды суверенитета:

  • государственный;
  • народный;
  • национальный.

Государственный суверенитет: формирование понятия

Понятие "государственный суверенитет" сложилось в конце средних веков. Применялось для того, чтобы отделить государственную власть от церковной. На Западе церковь являлась самостоятельным институтом власти. В отличие от государства, она не имела территориальных границ и была надгосударственным формированием. С развитием централизованной власти появилась необходимость территориальной обособленности одного монарха от другого. Отсюда и пошло понятие государственного суверенитета, как противопоставление церковному.

Сущность государственного суверенитета

Государственная власть находится на вершине иерархии. Все подсистемы и социальные институты подчиняются ей. Представим ненадолго, что отменили государственный суверенитет. Наступит эпоха анархии. Не смогут существовать высшие контролирующие и регулирующие институты. Единая страна разделится на местные княжества, кланы, которые начнут постоянную войну друг с другом. Такие сферы, как образование, здравоохранение, безопасность не смогут функционировать. Без единой системы управления, стандартов, законов общество не сможет существовать в привычном нашем понимании.

Негативные последствия отсутствия государственного суверенитета

История знает множество примеров, когда не было единого центра власти. Это так называемые периоды двоевластия. Подобный случай в нашей истории был в 1917 году, от отречения Николая Второго до Великой Октябрьской социалистической революции, когда сторонники Ленина единолично взяли власть в свои руки. Эксперимент нагляден тем, что шла мировая война. Хаос в армии, неисполнение приказов, саботаж работников тыла, продовольственные кризисы - это только малая часть проблем, спровоцированных безвластием. Две разных системы власти привели в конечном итоге к кровопролитнейшей гражданской войне, которая по своим жертвам не уступала мировой.

Отсутствие суверенитета государства, неспособность власти отстаивать его негативно отражается на всем обществе. Так сложилось, но и подобный эксперимент, к сожалению, знает наша история. После распада СССР был взят курс на либерализацию и, как следствие, уничтожение государственного суверенитета внутри страны. Власть, по задумке реформаторов, должна была представлять интересы общества за пределами страны. Внутри же нее должны отсутствовать любые проявления государственности во всех сферах общества.

Это привело к катастрофическим последствиям: «невидимая рука рынка» не отрегулировала экономические отношения, наступил голод, армия потеряла боеспособность, правоохранительные органы оказались неспособны бороться с преступностью, единые стандарты образования отсутствовали. Это лишь малая доля проблем, выпавших на долю нашей страны в начале 90-х годов прошлого столетия.

Виды государственного суверенитета

Государственный суверенитет имеет два вида:

  1. Внутренний. Государство имеет исключительное право принимать законы, легально применять силу.
  2. Внешний. Государство может самостоятельно проводить внешнюю политику от имени всего общества. Международные договоры, подписанные от имени государственной власти, обязаны исполнять все граждане.

Народный суверенитет

Продолжаем говорить про виды суверенитета. Помимо государственного, политологи выделяют народный. Смысл состоит в том, что народ, т. е. постоянно проживающее внутри страны население, выступает субъектом власти. От людей зависят важнейшие

Понятие "народный суверенитет" тесно связано с понятием демократии. Народ, люди определяют судьбу и характер своего государства. Официально не прописаны виды суверенитета. Конституции РФ не упоминают об этом. Однако в Основном законе страны, в части 1 статьи 3 сказано, что носителем суверенитета и источником власти в нашей стране является многонациональный народ Российской Федерации.

Не случайно в Конституции упоминается «многонациональный народ». Это значит, что у нас нет доминирующей нации, которой принадлежит народный суверенитет. Да, русских в России большинство. Они являются образующей государство нацией. Это подчеркивают первые лица страны. Однако это не значит, что русские обладают исключительностью в осуществлении народного суверенитета.

Народ осуществляет свое право принимать решения через различные демократические инструменты:

  • референдумы;
  • выборы;
  • пикеты, акции;
  • петиции;
  • общественные организации, политические партии и т. д.

Сложно организовывать референдумы по каждому случаю. Утопия анархиста Нестора Махно - каждый раз собирать крестьянские сходы - в условиях больших территорий и огромного населения неосуществима. Для этого в демократических странах суверенитет народа осуществляется через представителей. Наши граждане называют их «слугами народа».

К таковым относятся по Конституции РФ:

Народный суверенитет - это право жителей решать важнейшие вопросы в государстве.

Национальный суверенитет

Заканчиваем тему "Виды суверенитета" национальным. Данное понятие означает проявление в реальности полновластия нации. Каждая нация имеет право определять свою судьбу, решать различные вопросы, связанные с национально-государственными объединениями и т. д.

Национальный суверенитет проявляется в сохранении идентичности, языка, культуры. Также сюда можно отнести право нации на самоопределение, закрепленное во многих международно-правовых актах, вплоть до отделения одной национальной территории от другой.

Ярким примером проявления национального суверенитета служит отделение Косова от Сербии. Косовский край традиционно является территорией сербов. Однако на протяжении многих веков сюда заселялись этнические албанцы. Косовские албанцы стали полновластной нацией, считавшей территорию Косова своей родиной. Они воспользовались национальным суверенитетом и объявили о своей независимости.

Право нации на самоопределение было заложено и в первой Конституции СССР. На этом настоял сам Ленин, так как нашлись противники во главе со Сталиным. Национальным республикам давалось право свободного выхода из Союза. Республики в составе Российской Федерации не могут выйти из страны по Конституции, однако они также обладают национальным суверенитетом. Он проявляется в политике внутри национальных республик. Единственное ограничение - местные законы не должны противоречить федеральным.

Итак, мы разобрали, что такое государственный суверенитет. Понятие, виды его были вкратце рассмотрены. Подведем итоги.

Итоги

Независимость России, т. е. свободное право проводить внутреннюю и внешнюю политику, называется "суверенитет РФ". Виды его таковы: народный. Четкого разграничения между ними нет. Это отдельные подсистемы единого целого, которое и формирует независимость страны.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Суверенитет – это независимость страны во внешних вопросах и верховенство власти во внутренних.

Руководство демократического государства самостоятельно принимает решения и воплощает их в жизнь, над ним нет никакой силы, имеющей право давать распоряжения, препятствовать исполнению его воли.

Признание суверенитета – принцип взаимоотношений на мировой арене, прописанный в Уставе ООН.

В чем выражается суверенитет государства

Суверенитет – это общественно-политическое явление, включающее две стороны: главенство власти внутри государства и свободу ее действий на международной арене.

внутри страны имеет следующие проявления:
  1. Исключительное право государственной власти представлять все население страны.
  2. Универсализм: решения властей распространяются на все социальные группы и слои, партии и общественные организации.
  3. : государство издает , определяющие перечень прав и обязанностей граждан и организаций.
  4. Наличие у властей средств воздействия, недоступных другим субъектам права: возможность вводить чрезвычайное положение, решать возникающие проблемы силовыми методами с привлечением армии, милиции.

С точки зрения норм права, основное проявление главенства государственной власти – ключевая роль на территории страны принятой ей Конституции и федеральных законов .

Суверенитет государства в еще большей степени – это его независимость во внешнеэкономических и внешнеполитических отношениях.

Суверенность государства во внешней политике выражается в:

  1. Участники международных отношений признают государство как самостоятельный субъект отношений (самопровозглашенные республики не обладают внешним суверенитетом).
  2. Страна самостоятельно продумывает и реализует внешнюю политику, ее действия не подчиняются воле диктатора.
  3. Государство не позволяет никому навязывать ему свою волю , вмешиваться в проводимую им политику.

Современные экономисты и политологи считают, что внешний суверенитет сокращается по мере развития .

Правительства и парламенты стран ограничены положениями международного права, они передают часть полномочий наднациональным структурам (яркий пример – органы управления Евросоюзом), объединяются для решения общих вопросов (например, сотрудничают в сфере экологии).

Суверенитет государства - это свобода выбора

Государственный суверенитет – это свобода, независимость страны в определении собственного будущего, выстраивании отношений с жителями и партнерами на международной арене.

Суверенное государство вправе самостоятельно выбирать :

  1. форму правления;
  2. систему и состав органов государственной власти;
  3. правила организации управления на местах;
  4. структуру финансовой, денежно-кредитной системы страны;
  5. территориальные и юридические границы государственного суверенитета.

Что значит суверенное ? обеспечивать соблюдение законности и порядка внутри страны, защищать границы от вторжения или агрессии извне. Для решения этих задач оно использует возможности силовых структур (милиция, армия).

Верховная власть страны имеет право препятствовать стремлению отдельных регионов ( , областей) к отделению. Подобные намерения и настроения влекут нарушение территориальной целостности, провозглашенной Конституцией.

Например, «парад суверенитетов », начавшийся в СССР в 1988 году, привел к отделению республик, распаду союзного государства и образованию Российской Федерации.

При этом верховенство власти не означает вседозволенности. Законы, действующие на территории страны, определяют границы власти.

Понятие суверенитета в разные исторические эпохи

Слово это имеет французские корни и обозначает возможность и способность осуществлять неограниченную (суверенную) власть над страной. Суверен - это абсолютный правитель, не ограниченный какими-та рамками (король).

Возникновение этого понятия было связано со следующими факторами:

  1. феодальная раздробленность государств, ставшая тормозом для экономического развития;
  2. зависимость светской власти от воли Церкви;
  3. ограничение действий национальных правителей совещательными органами ( , советами, кортесами), сформированными могущественными феодалами.

Общей тенденцией в странах Европы в XIV-XVI века стало установление суверенной власти короля , признаваемого верховным правителем на территории страны, определение государства, как института, полностью независимо от воли Церкви.

Первые попытки сформулировать, в чем выражается суверенитет государства, предпринял в XVI веке французский юрист Жан Боден. Он обозначил его как непрерывную, на подвластных ему территориях.

Впервые слово «суверенный» было использовано в Вестфальских соглашениях, подписание которых завершило Тридцатилетнюю войну.

С этих пор термин применяется в значении независимости во внешних делах и главенства изнутри в привязке к конкретным территориям, государствам.

Пытаясь понять сущность суверенного государства, ученые Нового времени, задумались об источниках его происхождения. Впервые их сформулировал английский мыслитель Томас Гоббс. Он полагал, что первоначальным, естественным состоянием общества была анархия, когда каждый воевал против всех.

Чтобы прекратить беспорядки, граждане заключили общественный договор, следить за исполнением которого призвана власть государства. Она выполняет функцию судьи, наказывает нарушителей, защищает границы страны от агрессии извне.

В XIX веке немецкий юрист Карл Шмитт дал определение, отличное от трактовки Гоббса.

По мнению ученого, признак подлинного внутреннего верховенства – возможность вводить чрезвычайное положение в стране, отменять ранее изданные законы и при необходимости нарушать их.

Эта трактовка суверенной власти используется политологами по настоящее время.

Как понимают суверенитет ученые XIX века

В современных общественных науках наибольшее распространение получило неолиберальное понимание суверенитета (продолжатели некоторых ). Его последователи делят это политическое явление на три разновидности:


Проблема только в том, что все эти красивые формулы используются в узкокорыстных интересах отдельных государств (США и Ко) и надгосударственных структур (см. картинку выше).

Красивыми словами прикрывают вмешательство в дела суверенных государств , якобы под предлогом восстановления суверенитета народа на управление государством или правом нации на самоопределение (по сути, осуществляя развал государства).

Поэтому на смену неолиберальным трактовкам вскоре придут более объективные и менее удобные для вторжения во внутренние дела независимых государств постулаты. А «носители демократии» (в Ливию, Сирию, Афганистан) займут, наконец-то, достойное их место в мире (ну, вы знаете где).

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Правовое государство - это идеальная модель управления (его понятие, признаки и 6 основных принципов) Что такое унитарное государство - примеры и признаки Что такое власть Что такое субъект РФ - сколько их (на карте), каких видов бывают и где посмотреть коды всех субъектов Российской Федерации Что такое государство (понятие) - его сущность, признаки, функции, формы и теории возникновения Что такое республика и какие они бывают (виды республик — президентская, парламентская, смешанная и другие) Что такое легитимность простыми словами Что такое эмбарго простыми словами Конституция - это основной закон государства Преамбула - это юридически значимые или просто красивые слова? Федерация - что такое федерализм, признаки и виды федераций

Ключевые слова: понятие, сущность, признаки, суверенитет, государства

Одним из основных - специфических - признаков государства , позволяющих ему играть ведущую роль в политической системе, является суверенитет.

Суверенитет - важнейшая характеристика политико-правовой сущности государства. Он означает верховенство и независимость власти . Это такое свойство власти, которое обеспечивает государству возможность свободно, самостоятельно осуществлять свои внутренние и внешние дела.

Определяя качество государственной власти как высшей и независимой власти, суверенитет предполагает неподчиненность ее каким-либо другим структурам власти. В суверенном государстве не может быть политических образований, конкурирующих властей, которые были бы выше власти суверена.

Суверенное государство обладает всей полнотой власти на своей территории. Никакая другая власть на территории данного государства не вправе присвоить себе функции верховной суверенной власти, а тем более поставить себя над ней. Власть государства распространяется на всю территорию, находящуюся под его юрисдикцией.

В качестве суверена государство полностью распоряжается территорией в пределах государственной границы, т.е. обладает территориальным верховенством. Верховенство государства внутри страны предполагает точное и неуклонное соблюдение законов данного государства всеми гражданами, государственными и муниципальными органами, должностными лицами, негосударственными объединениями и организациями.

Государство обязано пресекать военную агрессию и другие формы посягательства на суверенитет, территориальную целостность, а также обеспечивать свою экономическую, политическую и информационную независимость. Оно обеспечивает защиту населения и территории. Принцип целостности и неприкосновенности территории является одним из основных элементов безопасности государства, а его защита и обеспечение - одной из важнейших государственных функций.

Суверенитет означает не только верховенство, непререкаемость решений государства во внутренних делах, но и независимость государства во внешнеполитической сфере. Суверенное государство является самостоятельным участником международных отношений (обладает статусом субъекта международного права) и может в силу этого заключать международные договоры, обмениваться дипломатическими, консульскими, торговыми и иными представительствами.

В широком толковании термин "суверенитет" означает также верховенство власти государства внутри страны. Считается, что первым, кто стал рассматривать суверенитет как особую черту, присущую любому государству, был Ж. Боден (1530 - 1596 гг.).

Понятие "суверенитет" имело разное наполнение в зависимости от исторических условий. Суверенитет, например, феодального государства в Средние века выглядел иначе, чем в период абсолютизма и в современную эпоху. Верховная власть монарха в нем бывала по отношению к княжествам и герцогствам больше номинальной, а их вассальная зависимость от короля или царя - весьма относительной.

Примером могут служить взаимоотношения Московского Великого княжества с Новгородом и Тверью в XIV - XV вв., французских королей с герцогством Бургундским в XV - XVI вв. Если Ж. Боден признавал за государственным суверенитетом такие черты, как бессрочность, абсолютность, без которых невозможно решать важнейшие вопросы жизни страны, то сегодня суверенитет государства не является абсолютным: будучи членами международных соглашений, государства вынуждены вести политику в соответствии с принятыми обязательствами.

Суверенитет Российской Федерации , например, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью. Субъекты Российской Федерации не являются суверенными образованиями.

Вместе с тем в некоторых зарубежных федерациях составные части государства отличаются значительной самостоятельностью. В Швейцарии , например, кантоны обладают суверенитетом: 23 кантона, составляющие Швейцарскую федерацию, суверенны в той мере, в какой их суверенитет не ограничивается федеральной конституцией.

Признаки государственного суверенитета:

1) с внутренней стороны :

а) верховенство государственной власти - т.е. ее распространение на всех лиц на территории данной страны. Обеспечивается с помощью законов (государственных предписаний) и аппарата власти;

б) самостоятельность государственной власти , ее независимость от других властей на территории данной страны ;

Свойство государства самостоятельно и независимо от других государств и иных организаций осуществлять свои внутренние и внешние функции (то есть свободно решать свои дела как внутри страны, так и за её пределами, в международных отношениях). Суверенитет государства проявляется в верховенстве, единстве и независимости государственной власти.

Верховенство государственной власти - характеризуется тем, что государственная власть посредством правотворчества регулирует весь комплекс общественных отношений (за исключением общественных отношений, которые не регулируются правом) в государстве и на его территории, при этом над государственной властью не может стоять никакая другая власть ни внутри страны, ни за её пределами (исключение составляет власть, осуществляемая народом непосредственно на выборах и референдуме ).

Верховенство государственной власти внутри страны обозначает:

1) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все населения, все партии и общественные организации данной страны;

2) ее прерогативы;

3) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагается.

Важнейшим выражением верховенства государственной власти является верховенство Конституции и законов государства на его территории.

Единство государственной власти - один из основных принципов организации власти в государстве. Означает существование единой системы органов государственной власти, причём совокупная компетенция всей системы государственных органов охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства. Предполагается также наличие в системе одного высшего органа, которому подконтрольны и подотчетны все остальные государственные органы без исключения.

Независимость государственной власти означает самостоятельность государства в отношении с другими государствами и независимость от всякой другой власти внутри страны и вне ее, а также исключительное, монопольное право свободно решать все свои дела.

Независимость и верховенство государственной власти выражаются:

- в универсальности - решения государственной власти обязательны для всего населения, организаций и лиц, облеченных властью в данной стране

- в прерогативе - возможность отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти, а также возможность закрепления государственной властью любого проявления общественной власти (обычная, требования и др.)

- в наличии специальных средств воздействия , которыми не располагает никакая другая общественная организация.

Суверенитет государства по политической направленности подразделяется на внутренний и внешний , причём с формированием мирового сообщества и усилением международных организаций внешний, а отчасти и внутренний суверенитет государства сужается. Обычно суверенитет указывается как признак государства, но существует и тезис о том, что не все государства обладают суверенитетом (к несуверенным государствам можно отнести республики в составе РФ). Кроме того в мире всегда существовали и существуют государства с формальным или ограниченным суверенитетом.


Формальным суверенитет государства считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения на него влияния других государств, диктующих свою волю, не осуществляется.

Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным.

Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей.

Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами, например, ради достижения определенных, общих для всех них целей. Добровольно суверенитет ограничивается и тогда, когда государства объединяются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав.

Суверенитет государства пересекается с суверенитетом народа (правом народа решать свою судьбу) и национальным суверенитетом (правом наций на самоопределение).

Суверенитет государства, т.е. государственный суверенитет, производен от народного суверенитета. Конституция РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации признает ее многонациональный народ (ст.3). Согласно ст.32 Конституции РФ «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих руководителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют равноправный доступ к государственной службе. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия».

А значит народный и государственный суверенитет «настолько взаимосвязаны, что не возможна полная реализация народом суверенитета без наличия государства, (еще Гегель писал о том, что народы, не образовавшие государства, не принадлежат истории11 Гегель Г.В.Ф. Философия истории // Соч. Т. VIII. С.100.) и наоборот, процветание развитого демократического государства, не признающего так или иначе суверенитета своего народа. Сегодня государственный и народные суверенитеты нераздельно сосуществуют в государственной и общественной жизни» 2 Золотарева М.В. Указ. соч. С. 60.

Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма : Дис. докт. юрид. наук. М., 1997. С. 149..

Как отмечает И.А. Умнова, сочетание народного и государственного суверенитетов - это «свойство и способность государства самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику при условии соблюдения прав человека и гражданина, защиту прав национальных меньшинств и соблюдения норм международного права».

Понятие государственного суверенитетатесносвязано спонятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение. В России как многонациональном государстве данное право закреплено в ст.5 Конституции РФ.

Однако следует отметить что , в многонациональных государствах, образованных путем добровольного объединения наций, суверенитет осуществляемый этим сложным государством, естественно, не может быть суверенитетом одной лишь нации. В зависимости от того, каким способом объединившиеся нации осуществили свое право на самоопределение - путем объединения в союзное государство или путем федерации на базе автономии или конфедерации, - государственный суверенитет, осуществляемый данным многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций.

В первом случае это достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству (например, охрану общих государственных границ, осуществление общей финансовой, налоговой и оборонной политики). Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путем охраны автономии национальных государств. Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой-либо отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего именно этому многонациональному государству, выражающему как общие интересы всех объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них.

Так, в целях сохранения государственного единства России, как многонационального государства, недопустимости нарушения прав человека, интересов каждой нации, народы России свое право на самоопределение, могут реализовывать либо только в рамках Российской Федерации либо в любой другой форме, но только с согласия Российской Федерации. Со своей стороны Россия как суверенное государство гарантирует гражданам России, относящих себя к определенным этническим обществам равные права, самостоятельное решение ими вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры (ст. ст. 19, 68, 69 Конституции РФ); а также гарантирует неприкосновенность границ государства в целом.

Вывод: Государственный суверенитет - это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.

Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных единиц и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, говорят о нарушении его суверенитета.

Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как особого субъекта политических отношений, как главного компонента политической системы общества.

Суверенитет является полным и исключительным, одним из неотъемлемых свойств государства. Более того, именно он и есть тот критерий, который позволяет отличить страну от других публично-правовых союзов.

  • 3.1. Первобытное общество и первобытнообщинный строй. Родовая организация как форма первобытного общества, ее характерные черты. Власть и социальные нормы в первобытном обществе
  • 3.3. Признаки государства, отличающие его
  • 3.4. Происхождение права. Право как регулятор общественных отношений. Способы (пути) формирования права. Отличие права от социальных норм первобытного общества
  • 3.5. Основные теории о происхождении государства и права
  • Тема 4. Понятие и сущность государства
  • 4.1. Сущность государства и ее проявления. Классовое и общесоциальное в государстве
  • 4.2. Государственная власть как разновидность социальной власти. Понятие и структура государственной власти. Достоинства и недостатки государственной власти
  • 4.3. Суверенитет как свойство государственной власти. Проявления государственного суверенитета
  • 4.4. Политический режим как сущностная характеристика государства, его понятие. Виды политических режимов
  • 4.5. Понятие и признаки государства
  • 4.6. Понятие типа государства.
  • Тема 5. Социальное назначение и функции государства
  • 5.1. Социальное назначение государства
  • 5.2. Понятие функций государства
  • 5.3. Виды функций государства
  • 5.4. Формы и методы осуществления функций государства
  • Тема 6. Механизм государства
  • 6.1. Понятие и структура механизма государства
  • 6.2. Принципы организации и деятельности механизма государства
  • 6.3. Государственный орган и его признаки
  • 6.4. Виды органов государства
  • Тема 7. Формы государства
  • 7.1. Понятие формы государства.
  • 7.2. Форма правления
  • 7.3. Форма государственного устройства
  • Тема 8. Политическая система общества
  • 8.1. Понятие и структура политической структуры общества
  • 8.2. Место и роль государства в политической системе общества
  • 8.3. Добровольные объединения граждан в политической системе общества
  • 8.4. Партии в политической системе:
  • Раздел 3. Общая теория права
  • Тема 9. Сущность и понятие права
  • 9.1. Понятие и сущность права
  • 9.2. Объективные свойства права
  • 9.3. Функции права
  • 9.4. Принципы права
  • Тема 10. Соотношение государства и права. Правовое государство
  • 10.1. Соотношение государства и права. Основные направления взаимовлияния
  • 10.2. Правовое государство:
  • 10.3. Гражданское общество
  • 3 Этапа развития гражданского общества:
  • 10.4. Права и свободы человека
  • Тема 11. Правовая система
  • 11.1. Понятие и структура правовой системы. Семьи правовых систем
  • 11.2. Основные правовые семьи народов мира
  • 11.3. Особенности российской правовой системы
  • 11.4. Правовая реформа как способ создания цивилизованной правовой системы
  • Тема 12. Правовое сознание и правовая культура
  • 12.1. Понятие и структура правосознания. Соотношения права и правосознания
  • 12.2. Виды правосознания. Уровни правосознания.
  • 12.3. Понятие и виды правовой культуры
  • 12.4. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры. Формы правового воспитания
  • Тема 13. Право в системе социального регулирования
  • 13.1. Понятие и виды социального регулирования. Понятие системы нормативного регулирования. Природа технических норм
  • 13.2. Социальные нормы и их классификация
  • 13.3. Соотношение права и иных социальных норм
  • Тема 14. Нормы права
  • 14.1. Понятие и признаки нормы права
  • 14.2. Классификация норм права
  • 14.3. Структура нормы права. Соотношение нормы права и статьи закона
  • 14.4. Эффективность правовых норм
  • Тема 16. Правовые акты
  • 16.1. Понятие и виды правовых актов
  • 16.2. Нормативно-правовые акты и их виды. Понятие закона. Высшая юридическая сила закона. Виды законов. Система подзаконных актов рф
  • 16.3. Пределы действия нормативно-правовых актов. Действие нормативно-правовых актов во времени
  • 16.4. Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу лиц
  • 16.5. Акты толкования и их виды
  • 16.6. Акты применения права. Структура акта применения права. Виды актов применения права
  • Тема 17. Правотворчество
  • 17.1. Понятие правотворчества. Соотношение правообразования, правотворчества и законотворчества. Способы правотворчества. Виды правотворчества
  • 17.2. Принципы правотворчества
  • 17.3. Стадии правотворчества
  • 17.4. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, виды
  • 17.5. Юридическая техника
  • Тема 18. Система права
  • 18.1. Понятие системы права.
  • 18.2. Критерии деления права на отрасли
  • 18.3. Классификация отраслей права
  • 18.5. Соотношение системы права и системы законодательства
  • Тема 19. Правовые отношения
  • 19.1. Понятие и особенности правовых отношений
  • 19.2. Виды правовых отношений
  • 19.3. Состав правоотношения:
  • 19.4. Юридические факты
  • Тема 20. Реализация права
  • 20.1. Понятие реализации права.
  • 20.2. Применение права как особый вид его реализации. Функции применения права
  • 20.3. Стадии правоприменительного процесса. Требования правоприменительного процесса
  • 20.4. Акты применения права
  • 20.5. Пробелы в праве.
  • 20.6. Юридическая практика
  • Тема 21. Толкование права
  • 21.1. Понятие толкования права. Этапы толкования
  • 21.2. Основные способы толкования права
  • 21.3. Виды толкования права
  • 21.4. Акты толкования права
  • Тема 22. Право и поведение. Понятие и виды правонарушений
  • 22.1. Поведение в сфере права. Понятие правомерного поведения
  • 22.2. Виды правомерного поведения
  • 22.3. Понятие правонарушения. Состав правонарушения
  • 22.4. Виды правонарушений
  • Тема 23. Юридическая ответственность
  • 23.1. Социальная и государственно-властная природа юридической ответственности. Социальная ответственность: понятие и виды. Государственное принуждение и юридическая ответственность
  • 23.2. Понятие и виды социальной ответственности
  • 23.3. Принципы юридической ответственности
  • 23.4. Цели и функции юридической ответственности
  • 23.5. Основания юридической ответственности
  • 23.6. Виды юридической ответственности
  • Тема 24. Правовое регулирование
  • 24.1. Основные формы воздействия права на общественные отношения. Правовое регулирование и его стадии
  • 24.2. Механизм правового регулирования.
  • 24.3. Типы, способы и методы правового регулирования
  • Тема 25. Законность и правопорядок
  • 25.1. Понятие и структура законности
  • 25.2. Принципы и требования законности
  • 25.3. Гарантии законности
  • 25.4. Понятие правопорядка. Соотношение законности и правопорядка
  • 4.3. Суверенитет как свойство государственной власти. Проявления государственного суверенитета

    Суверенитет - неотъемлемое свойство государственной власти; именно он отличает государственную власть от всяких иных видов власти.

    Суверенитет - это политико-правовое свойство государственной власти, которое выражает ее верховенство внутри страны и независимость от всякой иной власти за пределами страны.

    Суверенитет имеет внутреннюю и внешнюю стороны (или, соответственно, внутренний и внешний суверенитет).

    Внутренний суверенитет - это верховенство государственной власти внутри страны, ее независимость от всякой иной власти внутри страны (власти политических партий, общественных организаций и т. д.). Внутренняя сторона суверенитета выражается в следующих свойствах государственной власти (т. е. именно благодаря наличию этих качеств государственная власть обладает верховенством):

    Универсальность;

    Прерогатива;

    Наличие особых средств для передачи своих велений (право, законодательство);

    » Наличие особых средств воздействия на население, каких нет ни у какой иной власти (правосудие, армия).

    Внешний суверенитет - это независимость государственной власти от всякой иной власти за пределами страны. Внешняя сторона суверенитета выражается в следующих характеристиках:

    Государственная власть способна самостоятельно проводить в жизнь внешнюю политику, строить взаимоотношения с другими государствами;

    Никто не вправе вмешиваться во внутренние дела государства;

    Государство вправе по своему усмотрению создавать межгосударственные объединения, вступать в уже существующие объединения, а также обладает правом свободного выхода из межгосударственных союзов;

    Государство обеспечивает собственную территориальную целостность и неприкосновенность;

    Государство вправе по своему усмотрению вступать в экономические, культурные, иные связи с другими государствами и др.

    4.4. Политический режим как сущностная характеристика государства, его понятие. Виды политических режимов

    Политический режим - это совокупность приемов и способов осуществления государственной власти, показывающих степень участия населения в управлении государством.

    Политический режим - организационные средства осуществления государственной власти, в основе которых лежат определенные принципы организации властных отношений.

    В основе политического режима лежат два принципа:

    1. Принцип демократизма;

    Принцип демократизма характеризуется следующими моментами:

    Равноправие сторон во всех видах общественных отношений;

    Государственная власть основана на соглашении сторон, не навязана обществу;

    Взаимная ответственность личности и государства;

    Существует свобода выбора варианта поведения;

    Наличие системы местного самоуправления для решения вопросов местного значения;

    Действует общедозволительное регулирование в праве. (В праве существуют два типа регулирования: общедозволительный и разрешительный. Общедозволительное регулирование выражается формулой: "Разрешено все, кроме прямо запрещенного законом". В этом случае действует общее дозволение на любые варианты поведения, а право очерчивает рамки, которые нельзя переступать, т. е. очерчивает перечень конкретных запретов. Разрешительный тип регулирования выражается формулой: "Запрещено все, кроме того, что прямо разрешено законом". В этом случае действует общий запрет на любые варианты поведения, не предусмотренные законодательством. Право представляет собой перечень конкретных дозволений (разрешений). В праве преобладают запреты и обязанности.).

    Диктат государства и его органов;

    Наличие жесткой дисциплины и безоговорочного подчинения всем решениям органов государства;

    Односторонняя ответственность личности перед государством;

    Разрешительный тип регулирования в праве.

    Сочетание этих двух принципов дает конкретный вид политического режима.

    принцип демократизма

    Рис. 2.2.4.4

    На вышеприведенной схеме показано, что воплощение в общественную практику государства принципов демократизма и авторитарности ведет к формированию того или иного вида политического режима. С большой долей условности все политические режимы можно разделить на три вида:

    Демократический.

    При организации власти в любом государстве, так-или иначе, воплощаются как идеи авторитарности, так и идеи демократизма. В зависимости от того, черты какого принципа выражены более явно в законодательстве и общественной практике, политический режим можно охарактеризовать как демократический, тоталитарный (жестко-авторитарный) или авторитарный (переходный). В литературе предлагаются различные характеристики политических режимов, более подробные, но все виды политических режимов по некоторым существенным признакам могут быть отнесены к одному из трех названных видов.

    Для тоталитарного политического режима характерно:

    Стирание граней между обществом и государством, огосударствление всех сторон общественной жизни. Государство вмешивается во все сферы общественной жизни, вплоть до личной.

    Основу тоталитарного режима составляет моноидеология - политическая доктрина, которая признается единственно верной и возможной. Идеология подменяет и подавляет религию.

    Наличие единственной хорошо организованной политической партии, которая и призвана проводить в жизнь официальную идеологию.

    Сращивание партийного и государственного аппарата. Политизация органов МВД, разведки, вооруженных сил и т. д.

    Монополия партии (государства) распространяется на сферу экономики. Этот признак характеризует крайнюю степень тоталитаризма. Если завершился процесс огосударствления экономики, то тоталитарный режим считается сформированным.

    Отсутствие политического плюрализма.

    Применение физического террора и устрашения в отношении граждан. Наиболее классическими примерами являются СССР, бывшие страны

    социалистического лагеря, фашистские Германия и Италия; в отношении современных государств можно с определенной долей условности назвать Кубу, КНДР.

    Фашистские, коммунистические политические режимы, рассматриваемые в литературе в качестве самостоятельных, являются разновидностями тоталитарного режима (их особенности - в идеологии: националистической, коммунистической).

    " Наличие ярко выраженного лидера государства, который играет решающую роль и на котором замыкается весь процесс принятия властных решений.

    Отсутствие моноидеологии.

    Отсутствие единой политической партии. Как правило, формально допускается многопартийность, но партии не играют решающей роли в жизни общества, не способны реально влиять на государственно-значимые властные решения.

    Законодательная власть подчинена исполнительной; институты государства носят вторичный характер, могут быть расформированы.

    Допускается ограниченный плюрализм - до тех пор, пока он не наносит ущерба существующей системе.

    Граждане не подвергаются репрессиям и террору - опять-таки до тех пор, пока они активно не противостоят существующему режиму.

    Авторитарный политический режим - весьма широкая категория. Под это понятие подпадают различные режимы и государства, это и современная Россия, и государства военной диктатуры. Авторитарный режим может характеризоваться различной степенью демократичности, он может быть и жестко-авторитарным, приближенным к тоталитаризму, и мягким, обладающим большим набором демократических прав и свобод. Государство, характеризуемое сильной исполнительной, президентской властью, с явно выраженным лидером, может быть отнесено к авторитарному. Очень разные, несоотносимые, на первый взгляд, государства, сходятся в том, что и составляет внешние отличительные черты авторитаризма.

    Демократический политический режим отличается тем, что его достаточно сложно сформировать в обществе, общество должно быть готово к его восприятию. Особенности этого режима состоят в том, что в обществе должны наличествовать предпосылки для его формирования. Эти предпосылки таковы:

    Наличие различных форм собственности, и прежде всего частной. Именно она делает индивида действительно свободным, самостоятельным, а демократический политический режим может быть сформирован только на основе общества свободных индивидов.

    Экономическая свобода товаропроизводителя.

    Высокий уровень демократизма в обществе, наличие демократических институтов. К демократическим институтам относятся прежде всего выборные органы власти, действующие на основе принципа гласности и подконтрольные обществу.

    Определенный (достаточно высокий) уровень культуры развития общества, прежде всего политическая и правовая культура, а также сформировавшиеся демократические традиции в обществе. Демократические традиции означают, что выборные институты, органы общественного контроля существуют в обществе достаточно долго, общество привыкло к ним и воспринимает их существование как норму жизни. Сам факт введения в государстве демократических институтов (например, парламента, органов конституционного контроля) еще не гарантирует формирование демократического политического режима. Эти институты должны войти в привычку, стать традиционными.

    Черты демократического политического режима:

    В основе этого политического режима лежат принципы парламентаризма и разделения властей.

    Наличие политического плюрализма в обществе.

    Многопартийность.

    Наличие гарантированных прав и свобод. Демократию характеризуют именно гарантированные права и свободы, а не декларированные. Так, для тоталитарного режима характерно провозглашение многочисленных прав и свобод, которые носят декларативный характер, ничем не обеспечены и не воплощаются в жизнь.

    Равенство всех перед законом.

    Легитимность государственной власти. Государственная власть должна быть выборной и осуществляться в соответствии с правом.

    Характеристика демократического режима может быть весьма подробной. Учитывая, что эти вопросы подробно освещены в литературе (и учебной, и специальной), мы не будем останавливаться на этом вопросе, а предлагаем Вам обратиться к источникам (согласно списку литературы).

    Как уже упоминалось, в основе демократического режима лежат принципы парламентаризма и разделения властей. Рассмотрим их подробнее.

    Принцип разделения властей. Авторами этой теории являются Дж. Локк и Ш. Монтескье. В современной интерпретации главная идея принципа разделения властей состоит в том, что ни один из органов государства не может сосредоточить в своих руках всю полноту государственной власти. Вся государственная власть делится на три ветви:

    Законодательная власть (имеет монопольное право на разработку и издание законов);

    Исполнительная власть (призвана проводить в жизнь, исполнять предписания законодательной власти, для чего может издавать подзаконные акты и индивидуальные властные распоряжения на основе законов);

    Судебная власть (является независимой и призвана разрешать всевозможные конфликты, прежде всего - между органами законодательной и исполнительной власти).

    Противоположностью этого принципа является принцип единства государственной власти. Сторонниками этой идеи были Руссо, Маркс, Энгельс, Ленин. Наглядным примером проявления идеи единой государственной власти является известный лозунг советской власти "Вся власть Советам!"

    В основе принципа разделения властей лежит т. н. система сдержек и противовесов. Это означает, что каждая власть обладает определенными рычагами воздействия на другие ветви власти, с помощью которых она может контролировать их деятельность. Рассмотрим рычаги воздействия каждой из властей.

    Законодательная власть.

    В ее руках находится основное средство воздействия - бюджет государства. Именно законодательная власть устанавливает налоги, размеры средств, выделяемых правительству.

    Осуществляет контроль за назначением на высшие должности в правительстве.

    В руках законодательной власти находится смещение с должности президента и привлечение его к уголовной ответственности.

    Парламент во многих государствах (в том числе и Государственная Дума в России) может поставить вопрос об отставке правительства.

    Во многих государствах парламенту принадлежит право ратифицировать международные договоры, подписанные правительством.

    Исполнительная власть.

    Обладает правом законодательной инициативы (правом вносить законопроекты на рассмотрение законодательного органа).

    Обладает правом вето (т. е. возможностью наложить запрет на вступление в силу законодательного акта, принятого парламентом). Право вето может быть полным (абсолютным), которое парламент не может преодолеть, и относительным, которое преодолевается квалифицированным большинством парламента при повторном голосовании.

    Обладает правом роспуска парламента.

    Получает особые средства воздействия при существовании практики делегированного законодательства (например, в Германии). Делегированное законодательство - передача органом своих полномочий на издание акта по определенному вопросу другому органу. Например, парламент (законодательная власть) передает некоторые вопросы на рассмотрение правительства (исполнительной власти), делегируя тем самым право на издание актов по этому вопросу правительству.

    Судебная власть.

    Осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов.

    Рассматривает конфликты между органами государства (в частности, между органами законодательной и исполнительной власти по поводу их компетенции).

    Рассматривает внутрифедеральные конфликты - между субъектами федерации. Классическое воплощение принцип разделения властей получает в президентской

    республике, предполагающей сильную исполнительную власть.

    Принцип парламентаризма. Он тесно связан с принципом разделения властей (может быть претворен в жизнь лишь на основе принципа разделения властей).

    Парламентаризм - это система государственного руководства обществом, которая обеспечивает верховенство парламента в системе органов государства.

    Суть принципа парламентаризма сводится к тому, что парламент должен выступать в качестве противовеса исполнительной власти. Эти функции парламента выражаются в следующих чертах парламентаризма:

    Парламент осуществляет контроль за расходованием бюджета.

    Парламент осуществляет контроль за кадровым составом правительства (от него зависит утверждение кандидатур высших должностных лиц правительства).

    Парламент устанавливает правовые основы организации и деятельности исполнительной власти (создает законы, определяющие структуру, порядок создания, набор полномочий органов исполнительной власти).

    В дополнение к этому принцип парламентаризма выражается в следующих признаках (они не характеризуют парламент как противовес исполнительной власти, но тем не менее являются неотъемлемыми чертами парламентаризма):

    Верховенство парламента в системе органов государства.

    Парламент работает на профессиональной основе.

    Неприкосновенность депутата парламента.

    Отсутствие императивного мандата, т. е. депутаты не связаны предвыборными обещаниями со своими избирателями.