Предмет, признаки и существенные условия по договору подрядных работ для государственных и муниципальных нужд. Договор подряда на работы для государственных нужд Подрядные работы для государственных нужд

5. Договор на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд

По государственному (муниципальному) контракту на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их заказчику, а заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить или обеспечить их оплату.

Договор регламентируют ст. 763-768 ГК.

Помимо ГК, отношения, возникающие в связи с подрядными работами для государственных (муниципальных) нужд, регулируются специальными нормативными актами, среди которых можно назвать:

Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ (с изменениями на 6 мая 1999 г.) "О государственном оборонном заказе";*(47)

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";*(47)

Постановление Правительства РФ от 14 августа 1993 г. N 812 "Об утверждении Основных положений порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации" (с изменениями на 18 февраля 1998 г.);*(47)

Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1008 "О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации".*(47)

Подрядные работы для государственных (муниципальных) нужд образуют обязательства по договорам строительного подряда и подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.

Особенности договора

Договор - контракт - консенсуальный, возмездный, взаимный. Стороны договора - заказчик и подрядчик. Заказчиком выступают государственные (муниципальные) органы или иные организации, наделенные государственными (муниципальными) органами правом распоряжаться инвестиционными ресурсами. Подрядчиком может быть юридическое лицо или гражданин, обладающий статусом предпринимателя и имеющий лицензию на выполнение соответствующего вида работ.

Заказчик в этих договорах может либо сам оплатить принятые работы, либо обеспечить их оплату, указав в договоре, что оплату произведет организация, которой государственный (муниципальный) орган выделил соответствующие бюджетные суммы.

Существенные условия договора - условие об объеме и стоимости работ, условие о сроках начала и окончания работ, условие о размере и порядке финансирования и оплаты работ, а также о способах обеспечения исполнения обязательств контрагентов.

Государственные (муниципальные) контракты заключаются после проведения конкурса на размещение заказа на подрядные работы. В этих случаях условия определяются еще и в условиях объявляемого конкурса и должны им соответствовать, как и тем предложениям победившего в конкурсе подрядчика, которые были зафиксированы в одержавшем победу предложении.

Специфический характер финансирования работ, выполняемых по государственным (муниципальным) контрактам, обусловил включение специального правила об обязанности сторон изменить условия контракта, если уменьшился объем средств, выделяемых из соответствующего бюджета для финансирования данного заказа. В этих случаях следует изменять сроки, а при необходимости - иные условия контракта. При этом подрядчик может требовать от заказчика возмещения лишь тех убытков, которые возникли в связи с изменением срока выполнения работ.

За нарушение заказчиком других условий контракта подрядчик вправе требовать уплаты неустойки в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки в исполнении заказчиком взятых на себя обязательств.

Порядок оплаты выполненных работ

Заказчик выделяет подрядчику аванс, аванс составляет: 20% - если финансирование осуществляется из бюджетных средств и 30% - если финансирование осуществляется из внебюджетных средств; обеспечивает своевременное и непрерывное финансирование строительства.

При заключении контракта устанавливаются размер, сроки перечисления аванса, порядок его погашения, а также условия промежуточных расчетов за выполненные работы в пределах 95% их стоимости.

При невыполнении по вине подрядчика объемов работ, предусмотренных графиком их производства, сумма промежуточного платежа уменьшается на стоимость недовыполненных работ или платежи задерживаются до устранения допущенного отставания.

Окончательный расчет производится в месячный срок после принятия объекта в эксплуатацию в целом или его очереди, пусковых комплексов, а также отдельных зданий и сооружений, если иной срок расчетов не предусмотрен в контракте.

В случае задержки установленных контрактом сроков перечислений аванса, оплаты выполненных работ и окончательных расчетов заказчик возмещает подрядчику причиненные в результате этого убытки, включая затраты по уплате процентной ставки за кредит.

Особенности ответственности сторон за невыполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд

Государственный (муниципальный) заказчик несет ответственность за несвоевременную передачу оборудования для монтажа, если это обязательство по контракту возложено на него. Размер санкций устанавливается при заключении контракта.

Подрядчик в случае нарушения по его вине установленных контрактом сроков ввода в действие предприятий, зданий, сооружений, пусковых комплексов и очередей, а также отдельных объектов уплачивает штраф в размере одной тысячной части стоимости работ, предусмотренных контрактом, за каждый день просрочки до фактического завершения строительства.

Договор подрядных работ для государственных или муниципальных нужд обладает рядом признаков, характерных для гражданско-правового соглашения сторон. Он является консенсуальным, взаимным и возмездным.

Этот договор относится к числу консенсуальных договоров, поскольку для возникновения прав и обязанностей достаточно лишь соглашения между заказчиком и подрядчиком, но в отличие от иных консенсуальных договоров, подряд не может быть исполнен непосредственно в момент заключения договора, поскольку для достижения требуемого результата следует затратить определенное время на выполнение работы.

Взаимность договора проявляется в том, что каждая из сторон (заказчик и подрядчик) наделяются ГК РФ правами и обязанностями. В частности, согласно ст. 702 ГК РФ, подрядчик обязан выполнить работу и ее результаты передать заказчику. В свою очередь заказчик обязан принять результат работы и оплатить его.

Договор подряда является возмездным, поскольку затраты подрядчика проявляются в расходовании имущества, а заказчика - в выплате вознаграждений, т. е. заказчик оплачивает подрядчику обусловленную цену за выполненную работу.

  • - особые (или существенные) условия;
  • - обычные условия.

Обычные условия договора подряда не влияют на юридическую силу договора, так как они (условия) могут быть включены в договор, но могут и не включаться в него.

К обычным условиям договора подряда следует отнести:

  • - условие о качестве результата работы (ст. 721 - 725 ГК РФ);
  • - порядок оплаты работы (ст. 711 ГК РФ);
  • - содействие заказчика в выполнении работы;
  • - конфиденциальность информации по договору подряда (ст. 727 ГК РФ).

Следует обратить более пристальное внимание на наличие существенных условий подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. Особые условия договора подряда составляют основу договора, так как только при достижении соглашения по всем особым (существенным) условиям договор считается заключенным. При отсутствии соглашения хотя бы по одному из особых условий договор нельзя считать заключенным. Так, цена работ договора определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого условия договор является ничтожным. Если же сроки начала и окончания работ не согласованы, то договор считается незаключенным и именно нарушение этого условия договора рассматривается как просрочка и влечет соответствующие последствия. Стороны могут установить и промежуточные сроки выполнения работ, а также установить меры ответственности за их нарушение.

Существенными условиями договора подряда для государственных нужд являются условия, предусмотренные в параграфе 1 (Общие положения о подряде), то есть в соответствии со ст. 703, 704, 708, 709 ГК РФ. К ним относятся:

  • 1. Организация работ. Организация и процесс проведения работ как одно из основных условий договора подряда закреплены в статьях с 703 по 714 ГК РФ и проявляются в том, что согласно п. 1 ст. 704 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется из материала подрядчика, его силами и средствами, т.е. иждивением подрядчика. Безусловной новеллой является правило о предоставлении подрядчику, если иное не предусмотрено в договоре, права самостоятельно определять способы выполнения заданий заказчика (п. З ст. 703 ГК РФ). Это не только расширяет ответственность подрядчика за выбор соответствующего способа подрядных работ, но и усиливает его ответственность за допущение просрочки в исполнении своего обязательства. Законодатель традиционно повторяет, как и в ГК РСФСР 1964 г., презумпцию о том, что работы должны исполняться материалами и средствами подрядчика, плюс к этому же, и силами подрядчика (п. 1 ст. 704 ГК РФ).
  • 2. Сроки выполнения работы. В контракте в обязательном порядке должны быть определены сроки начала и окончания работ, а по желанию сторон- другие сроки (сроки приемки отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений; сроки передачи материала и оборудования и т.п.). При уменьшении соответствующим государственными органами в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а при необходимости- и другие условия выполнения работ Подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ (п. 1 ст. 767 ГК РФ).
  • 3. Цена работ. В условиях рыночных отношений цена, в том числе и самих подрядных работ является едва ли не главным элементом любого возмездного договора. Эту мысль косвенно подтверждает и текст самой статьи 709 ГК РФ. Так, исходя из смысла пп. 1-3 ст. 709 ГК РФ, цена работ определяется в основном тремя способами. Первый способ - указание цены в самом тексте договора, что характерно для небольших объемов работ. Второй вариант - цена определяется по курсу котировки какой-либо биржи или рынка, что встречается крайне редко. Третий вариант - цена определяется сметой, составленной подрядчиком, которая становится частью договора подряда и приобретает силу с момента подтверждения ее заказчиком (абз.2 п. 2 ст. 709 ГК РФ).

Цена работы, согласно п. 2 ст. 709 ГК РФ, включает в себя:

  • - компенсацию издержек подрядчика;
  • - причитающееся подрядчику вознаграждение.

Цена работы может быть определена путем составления сметы (п. 3 ст. 709 ГК РФ). В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком. Но факт увеличения цены может иметь место только при этих двух условиях, а именно: а) если необходимо провести дополнительные работы, требующие существенного повышения цены; б) сам факт необходимости повышения цены должен быть обоснованным и об этом должен быть предупрежден заказчик.

  • 4. Предмет договора. Предметом государственного контракта являются результаты строительных, проектных, изыскательских и иных связанных со строительством и ремонтом работ. При заключении контракта в нем конкретно определяются объем и виды предстоящих работ при необходимости с их разбивкой по годам и иным периодам.
  • 5. Способы, обеспечивающие исполнение сторонами их обязательств. К числу различных способов обеспечения исполнения обязательств, составляющих содержание договора подряда, относится, прежде всего, право удержания, принадлежащее подрядчику. Суть этого права состоит в том, что при неуплате причитающегося вознаграждения заказчиком подрядчику последний может удержать результат работ, а вместе с ним и переданное заказчиком оборудование, материалы и другое имущество до полной их оплаты. Аналогичные последствия наступают при нарушении заказчиком другой своей обязанности - принять результат работ (п. 6 ст. 720 ГК РФ). В таком случае подрядчик вправе его реализовать, а полученную сумму использовать для покрытия долга. Имеется в виду, что если заказчик уклоняется от приемки, то по прошествии месяца после двукратного его предупреждения результат работ продается, а вырученная сумма за вычетом причитающегося подрядчику вознаграждения вносится на имя заказчика в депозит нотариуса (в случаях, установленных законом, - в депозит суда).

Понятие государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственных нужд) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику (далее - государственный заказчик), а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК).

В соответствии с государственным контрактом выполняются подрядные, строительные, проектные и изыскательские работы, необходимые для удовлетворения государственных нужд - потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, а также муниципальных образований.

Согласно ст. 72 БК финансирование обеспечения размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд может осуществляться за счет средств, предусмотренных расходами соответствующего бюджета или соответствующих бюджетов государственных на обеспечение государственных нужд, либо за счет средств, предусмотренных расходами на обеспечение муниципальных нужд.

Федеральные государственные нужды, в том числе перечень федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее - федеральные целевые программы), и объемы их финансирования из федерального бюджета предусматриваютсяв федеральном законе о федеральном бюджете на планируемый период.

Подрядные работы для федеральных государственных нужд осуществляются в целях:

Создания и поддержания государственных материальных резервов Российской Федерации;
- поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации;
- обеспечения экспортных поставок продукции для выполнения международных экономических, в том числе валютно-кредитных, обязательств Российской Федерации; реализации федеральных целевых программ;
- обеспечения иных федеральных государственных нужд.

Основополагающие нормы о государственном контракте содержатся в § 5 гл. 37 ГК "Подрядные работы для государственных нужд". Кроме Гражданского кодекса, законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Бюджетного кодекса. Правовые и экономические основы , осуществляемой в форме , на территории Российской Федерации, а также гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от установлены Федеральным законом "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".

Федеральный закон "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"устанавливает общие правовые и экономические принципы и порядок формирования и исполнения на контрактной основе заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг (далее - продукция) для федеральных государственных нужд организациями независимо от форм собственности. Единый порядок размещения заказов на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд установлен Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".Особенности размещения государственного оборонного заказа могут устанавливаться иными федеральными законами.

Порядок осуществления и ответственность за качество подрядных работ по строительству объектов для федеральных нужд определяются в соответствии с Основными положениями порядка заключения и исполнения государственного контракта () на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ N 812 (с изм. и доп.).

Сторонами государственного контракта являются государственный (муниципальный) заказчик и подрядчик. В качестве государственных заказчиков могут выступать соответственно государственные органы, государственные внебюджетные фонды, органы , бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, а также получатели средств бюджетов субъектов Федерации или местных бюджетов. Так, согласно ст. 71 БК бюджетные учреждения без заключения государственных или муниципальных контрактов вправе лишь закупать продукцию на сумму, не превышающую установленного ЦБ России предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке.

В качестве подрядчика государственный контракт могут заключать юридические лица и граждане, занимающиеся .

Основания и способы заключения государственного контракта. В соответствии со ст. 765 ГК основания и порядок заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд определяется положениями ст. 527 и 528 ГК.

Государственный контракт заключается на основе размещения заказа государственного заказчика на выполнение работ для государственных нужд, принятого подрядчиком (п. 1 ст. 527 ГК). При этом под размещением заказов на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд понимаются действия заказчиков по определению подрядчиков. Заказчики выбирают подрядчиков самостоятельно либо через уполномоченный орган, созданный федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Федерации, органом местного самоуправления. Заказчик или уполномоченный орган вправе привлечь на основе договора юридическое лицо для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона. Выбор подобной специализированной организации осуществляется заказчиком или уполномоченным органом путем проведения торгов. Получить государственный заказ может любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения или места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Заказы на подрядные работы для государственных нужд могут быть размещены одним из следующих способов:

Путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
- без проведения торгов (запрос котировок, у единственного подрядчика).

Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком или уполномоченным органом. Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства для государственных или муниципальных нужд осуществляется путем проведения аукциона.

Конкурс на право заключить государственный или муниципальный контракт - это разновидность торгов, победителем которых признается лицо, предложившее наилучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта. Извещение о проведении открытого конкурса опубликовывается в официальном печатном издании и размещается одновременно с конкурсной документацией и проектом государственного контракта на официальном сайте.

Для участия в конкурсе заинтересованное лицо подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией. Оценка и сопоставление заявок осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения государственного или муниципального контракта. При этом критериями оценок заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть: качество работ, сроки и объем предоставления гарантий качества работ, возможность учитывать такой критерий, как квалификация участников конкурса, если такой критерий предусмотрен конкурсной документацией. Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта и его заявке присвоен первый номер.

Аукцион на право заключить государственный или муниципальный контракт - это торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта. Аукцион может быть открытым или закрытым, может проводиться в электронной форме. Аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении открытого аукциона, на "шаг аукциона". При этом "шаг аукциона" устанавливается в размере 5% начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении аукциона. Заметим, что при проведении открытого аукциона в электронной форме "шаг аукциона" не устанавливается. Победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта. Электронный аукцион считается оконченным, если в течение одного часа с момента размещения на сайте в сети "Интернет" последнего предложения о цене контракта не поступило ни одного предложения, предусматривающего более низкую цену контракта.

Размещение заказов путем запроса котировок - способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в работах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок. Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Заказчик, уполномоченный орган не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на выполнение одноименных работ на сумму более чем 500 тыс. руб., подлежащую уплате в течение квартала.

Котировочная комиссия рассматривает заявки, поданные в установленный срок, и устанавливает победителя, которым становится тот участник, который подал котировочную заявку, соответствующую всем формальным требованиям и в которой указана наиболее низкая цена работ. При предложении наиболее низкой цены несколькими участниками размещения заказа победителем признается участник, котировочная заявка которого поступила ранее заявок других участников размещения заказа. В отличие от аукциона при запросе котировок не происходит постепенного снижения цены контракта, каждый из участников размещения заказа, подавший котировочную заявку, изначально указал в ней приемлемую для него цену контракта. Размещение заказа у единственного подрядчика осуществляется заказчиком в случае, если подрядные работы относятся к сфере деятельности субъектов или выполняются работы по мобилизационной подготовке в Российской Федерации, или возникла потребность в работах, выполнение которых может осуществляться только органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями и в иных особых случаях. Порядок заключения государственного контракта аналогичен порядку заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд.

Существенными условиями государственного контракта являются условия:

Об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы;
- о сроках ее начала и окончания;
- о размере и порядке финансирования и оплаты работ;
- о способах обеспечения (п. 1 ст. 766 ГК).

В государственный контракт также включается обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки выполняемых работ на соответствие их объема и качества требованиям, установленным в контракте.

Согласно п. 2 ст. 72 БК государственный или муниципальный контракт на выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд может быть заключен на срок более одного года, если предметом такого контракта являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых составляет более одного года. Перечень таких работ, услуг устанавливается Правительством РФ.

Цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. Если это предусмотрено конкурсной документацией, заказчик по согласованию с подрядчиком в ходе исполнения контракта вправе изменить не более чем на 10% предусмотренный контрактом объем работ. При необходимости проведения дополнительного объема работ заказчик по согласованию с подрядчиком вправе изменить первоначальную цену контракта пропорционально объему таких работ, но не более чем на 10% такой цены контракта. Порядок оплаты выполненных работ, а также максимальные размеры авансирования подрядных работ определяются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

В случае уменьшения государственными органами средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны согласовывают новые сроки, а при необходимости и другие условия выполнения работ. При этом подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков (п. 1 ст. 767 ГК).

Расторжение государственного или муниципального контракта допускается по соглашению сторон или по решению суда. При расторжении государственного контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением подрядчиком своих обязательств заказчик вправе заключить контракт с другим участником размещения заказа.

В случае просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, виновная сторона обязана уплатить неустойку (штраф, пеню). Размер такой неустойки равен одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки

  • § 2. Элементы договора аренды
  • § 3. Содержание договора аренды
  • § 4. Прекращение договора аренды
  • § 5. Договор проката
  • § 6. Договор аренды транспортного средства
  • § 7. Договор аренды здания и сооружения
  • § 8. Договор аренды предприятия
  • § 9. Договор финансовой аренды (лизинга)
  • Глава 36. Безвозмездное пользование имуществом (ссуда) § 1. Общая характеристика договора ссуды
  • § 2. Элементы договора ссуды
  • § 3. Содержание и прекращение договора ссуды
  • § 2. Жилищный фонд в Российской Федерации
  • § 3. Управление многоквартирными домами
  • § 4. Основания возникновения жилищных правоотношений
  • § 5. Пользование жилыми помещениями
  • § 6. Изменение жилищных правоотношений
  • § 7. Прекращение жилищных правоотношений
  • Глава 38. Подряд § 1. Общие положения о подряде
  • § 2. Бытовой подряд
  • § 3. Договор строительного подряда
  • § 4. Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ
  • § 5. Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд
  • § 2. Содержание договоров на выполнениенаучно-исследовательских, опытно-конструкторскихи технологических работ
  • Глава 40. Возмездное оказание услуг § 1. Обязательства по оказанию услуг
  • § 2. Договор возмездного оказания услуг
  • Глава 41. Перевозка и иные транспортные обязательства § 1. Общие положения о транспортных обязательствах
  • § 2. Обязательство по перевозке грузов
  • § 3. Обязательство по перевозке пассажиров и багажа
  • § 4. Обязательство по буксировке
  • § 5. Транспортная экспедиция
  • Глава 42. Заемные и расчетные обязательства § 1. Общие положения о заемных обязательствах
  • § 2. Заем
  • § 3. Договор кредита
  • § 4. Договор финансирования под уступку денежного требования
  • § 5. Договор банковского вклада
  • § 6. Договор банковского счета
  • § 7. Расчетные обязательства
  • § 8. Вексель
  • Глава 43. Страхование § 1. Общая характеристика страхования
  • § 2. Страховое правоотношение
  • § 3. Особенности регулирования отдельных видов страхования
  • Глава 44. Поручение § 1. Понятие и предмет договора поручения
  • § 2. Элементы договора поручения
  • § 3. Содержание договора поручения
  • § 4. Прекращение поручения
  • Глава 45. Комиссия § 1. Общая характеристика договора комиссии
  • § 2. Элементы договора комиссии
  • § 3. Содержание договора комиссии
  • § 4. Прекращение комиссионного обязательства
  • Глава 46. Агентирование § 1. Общая характеристика агентского договора
  • § 2. Элементы агентского договора
  • § 3. Содержание агентского договора
  • § 4. Прекращение агентского обязательства
  • Глава 47. Доверительное управление имуществом § 1. Понятие и значение договора доверительного управления имуществом
  • § 2. Субъекты договора доверительного управления имуществом
  • § 3. Объекты доверительного управления
  • § 4. Условия, содержание и форма договора доверительного управления
  • § 5. Ответственность по договору доверительного управления и его прекращение
  • Глава 48. Хранение § 1. Понятие, виды и элементы договора хранения
  • § 2. Содержание договора хранения
  • § 3. Ответственность по договору хранения
  • § 4. Договор складского хранения
  • § 5. Иные специальные виды хранения
  • Глава 49. Коммерческая концессия § 1. Общая характеристика договора коммерческой концессии
  • § 2. Элементы договора коммерческой концессии
  • § 3. Содержание договора коммерческой концессии
  • § 4. Изменение и расторжение договора коммерческой концессии
  • § 5. Договор коммерческой субконцессии
  • Глава 50. Договор простого товарищества § 1. Понятие, признаки и виды договора простого товарищества
  • § 2. Элементы договора простого товарищества
  • § 3. Содержание договора простого товарищества
  • § 4. Ответственность по договору простого товарищества
  • § 5. Прекращение договора простого товарищества
  • Глава 51. Обязательства из односторонних действий § 1. Общие положения об обязательствах из односторонних действий
  • § 2. Действия в чужом интересе без поручения
  • § 3. Публичное обещание награды
  • § 4. Публичный конкурс
  • Глава 52. Проведение игр и пари § 1. Общие положения
  • § 2. Элементы обязательств из проведения игр и пари
  • § 3. Защита прав, возникающих из проведения игр и пари
  • Краткий перечень латинских выражений, используемых в международной практике
  • § 5. Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд

    Понятие государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственных нужд) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику (далее - государственный заказчик), а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК).

    В соответствии с государственным контрактом выполняются подрядные, строительные, проектные и изыскательские работы, необходимые для удовлетворения государственных нужд - потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, а также муниципальных образований.

    Согласно ст. 72 БК финансирование обеспечения размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд может осуществляться за счет средств, предусмотренных расходами соответствующего бюджета или соответствующих бюджетов государственных внебюджетных фондов на обеспечение государственных нужд, либо за счет средств, предусмотренных расходами местного бюджета на обеспечение муниципальных нужд.

    Федеральные государственные нужды, в том числе перечень федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее - федеральные целевые программы), и объемы их финансирования из федерального бюджета предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете на планируемый период.

    Подрядные работы для федеральных государственных нужд осуществляются в целях:

    создания и поддержания государственных материальных резервов Российской Федерации;

    поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации;

    обеспечения экспортных поставок продукции для выполнения международных экономических, в том числе валютно-кредитных, обязательств Российской Федерации;

    реализации федеральных целевых программ;

    обеспечения иных федеральных государственных нужд.

    Основополагающие нормы о государственном контракте содержатся в § 5 гл. 37 ГК "Подрядные работы для государственных нужд". Кроме Гражданского кодекса, законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Бюджетного кодекса. Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности установлены Федеральным законом от 25 декабря 1999 г. "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"*(450) .

    Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"*(451) устанавливает общие правовые и экономические принципы и порядок формирования и исполнения на контрактной основе заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг (далее - продукция) для федеральных государственных нужд организациями независимо от форм собственности.

    Единый порядок размещения заказов на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд установлен Федеральным законом от 21 июля 2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"*(452) . Особенности размещения государственного оборонного заказа могут устанавливаться иными федеральными законами*(453) .

    Порядок осуществления и ответственность за качество подрядных работ по строительству объектов для федеральных нужд определяются в соответствии с Основными положениями порядка заключения и исполнения государственного контракта (договора подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14 августа 1993 г. N 812 (с изм. и доп.)*(454) .

    Сторонами государственного контракта являются государственный (муниципальный) заказчик и подрядчик. В качестве государственных заказчиков могут выступать соответственно государственные органы, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, а также получатели средств бюджетов субъектов Федерации или местных бюджетов. Так, согласно ст. 71 БК бюджетные учреждения без заключения государственных или муниципальных контрактов вправе лишь закупать продукцию на сумму, не превышающую установленного ЦБ России предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке*(455) .

    В качестве подрядчика государственный контракт могут заключать юридические лица и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

    Основания и способы заключения государственного контракта. В соответствии со ст. 765 ГК основания и порядок заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд определяется положениями ст. 527 и 528 ГК.

    Государственный контракт заключается на основе размещения заказа государственного заказчика на выполнение работ для государственных нужд, принятого подрядчиком (п. 1 ст. 527 ГК). При этом под размещением заказов на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд понимаются действия заказчиков по определению подрядчиков. Заказчики выбирают подрядчиков самостоятельно либо через уполномоченный орган, созданный федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Федерации, органом местного самоуправления. Заказчик или уполномоченный орган вправе привлечь на основе договора юридическое лицо для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона. Выбор подобной специализированной организации осуществляется заказчиком или уполномоченным органом путем проведения торгов. Получить государственный заказ может любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения или места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

    Заказы на подрядные работы для государственных нужд могут быть размещены одним из следующих способов:

    путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

    без проведения торгов (запрос котировок, у единственного подрядчика).

    Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком или уполномоченным органом. Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства для государственных или муниципальных нужд осуществляется путем проведения аукциона.

    Конкурс на право заключить государственный или муниципальный контракт - это разновидность торгов, победителем которых признается лицо, предложившее наилучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта. Извещение о проведении открытого конкурса опубликовывается в официальном печатном издании и размещается одновременно с конкурсной документацией и проектом государственного контракта на официальном сайте*(456) .

    Для участия в конкурсе заинтересованное лицо подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией. Оценка и сопоставление заявок осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения государственного или муниципального контракта. При этом критериями оценок заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть: качество работ, сроки и объем предоставления гарантий качества работ, возможность учитывать такой критерий, как квалификация участников конкурса, если такой критерий предусмотрен конкурсной документацией. Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта и его заявке присвоен первый номер.

    Аукцион на право заключить государственный или муниципальный контракт - это торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта. Аукцион может быть открытым или закрытым, может проводиться в электронной форме. Аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении открытого аукциона, на "шаг аукциона". При этом "шаг аукциона" устанавливается в размере 5% начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении аукциона. Заметим, что при проведении открытого аукциона в электронной форме "шаг аукциона" не устанавливается. Победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта. Электронный аукцион считается оконченным, если в течение одного часа с момента размещения на сайте в сети "Интернет" последнего предложения о цене контракта не поступило ни одного предложения, предусматривающего более низкую цену контракта.

    Размещение заказов путем запроса котировок - способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в работах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок. Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.

    Заказчик, уполномоченный орган не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на выполнение одноименных работ на сумму более чем 500 тыс. руб., подлежащую уплате в течение квартала.

    Котировочная комиссия рассматривает заявки, поданные в установленный срок, и устанавливает победителя, которым становится тот участник, который подал котировочную заявку, соответствующую всем формальным требованиям и в которой указана наиболее низкая цена работ. При предложении наиболее низкой цены несколькими участниками размещения заказа победителем признается участник, котировочная заявка которого поступила ранее заявок других участников размещения заказа. В отличие от аукциона при запросе котировок не происходит постепенного снижения цены контракта, каждый из участников размещения заказа, подавший котировочную заявку, изначально указал в ней приемлемую для него цену контракта.

    Размещение заказа у единственного подрядчика осуществляется заказчиком в случае, если подрядные работы относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий или выполняются работы по мобилизационной подготовке в Российской Федерации, или возникла потребность в работах, выполнение которых может осуществляться только органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями и в иных особых случаях.

    Порядок заключения государственного контракта аналогичен порядку заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд (подробнее об этом см. § 3 гл. 32 учебника).

    об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы;

    о сроках ее начала и окончания;

    о размере и порядке финансирования и оплаты работ;

    о способах обеспечения исполнения обязательств (п. 1 ст. 766 ГК).

    В государственный контракт также включается обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки выполняемых работ на соответствие их объема и качества требованиям, установленным в контракте.

    Согласно п. 2 ст. 72 БК государственный или муниципальный контракт на выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд может быть заключен на срок более одного года, если предметом такого контракта являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых составляет более одного года. Перечень таких работ, услуг устанавливается Правительством РФ.

    Цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. Если это предусмотрено конкурсной документацией, заказчик по согласованию с подрядчиком в ходе исполнения контракта вправе изменить не более чем на 10% предусмотренный контрактом объем работ. При необходимости проведения дополнительного объема работ заказчик по согласованию с подрядчиком вправе изменить первоначальную цену контракта пропорционально объему таких работ, но не более чем на 10% такой цены контракта.

    Порядок оплаты выполненных работ, а также максимальные размеры авансирования подрядных работ определяются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

    В случае уменьшения государственными органами средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны согласовывают новые сроки, а при необходимости и другие условия выполнения работ. При этом подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков (п. 1 ст. 767 ГК).

    Расторжение государственного или муниципального контракта допускается по соглашению сторон или по решению суда. При расторжении государственного контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением подрядчиком своих обязательств заказчик вправе заключить контракт с другим участником размещения заказа.

    В случае просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, виновная сторона обязана уплатить неустойку (штраф, пеню). Размер такой неустойки равен одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования ЦБ России. Сторона освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

    Глава 39. Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ

    § 1. Понятие и элементы договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ

    Понятие договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. С переходом к рыночным отношениям существенно повышаются роль и значение гражданско-правовых средств в сфере создания и использования научно-технической продукции, которая приобретает свойства товара и все шире вовлекается в гражданский оборот. Одним из важных средств регулирования возникающих при этом общественных отношений является гражданско-правовой договор, которым с учетом установленных законом правил и гарантий регламентируются взаимные права и обязанности разработчиков и заказчиков научно-технической продукции. Многообразие видов создаваемой научно-технической продукции, источников финансирования научных исследований, различия в правовом режиме законченных разработок и воздействие целого ряда иных факторов обусловливают, в свою очередь, разнообразие гражданско-правовых договорных форм, применяемых в рассматриваемой сфере. Одну из таких форм образуют два тесно взаимосвязанных, но не совпадающих друг с другом полностью договора - договор на выполнение научно-исследовательских работ и договор на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ (далее - договоры на выполнение НИР и ОКР).

    По договору на выполнение НИР исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение ОКР - разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, заказчик же обязуется принять работу и оплатить ее (п. 1 ст. 769 ГК). Как видим, указанные договоры весьма близки, что и позволило регламентировать их нормами единой главы ГК. Имеющиеся различия в их правовом регулировании, в частности при решении вопросов о допустимости привлечения к исполнению договоров третьих лиц (ст. 770 ГК) и о последствиях невозможности достижения оговоренных договорами результатов (ст. 775-776 ГК), обусловлены несовпадением их предметов. Если в договоре на выполнение НИР им является результат научного исследования, который должен быть достигнут в ходе творческого выполнения технического задания заказчика, то договор на выполнение ОКР направлен на решение более конкретных задач, а именно на разработку образца нового изделия, конструкторской документации, новой технологии и т.п. Оба договора являются консенсуальными, взаимными и возмездными договорами, заключаемыми сторонами, как правило, на основе их свободного волеизъявления.

    По своей юридической природе договоры на выполнение НИР и ОКР близки к договорам подрядного типа, так как также направлены на выполнение определенных работ. Однако характер выполняемых работ и достигаемые по этим договорам результаты настолько отличаются друг от друга, что их вряд ли можно отнести к единому договорному типу. Так, если предметом договора подряда является результат обычной производственной деятельности подрядчика, все основные характеристики которого могут быть достаточно конкретно определены сторонами при заключении договора, то на исполнителей по договорам на выполнение НИР и ОКР возлагается, в сущности, решение творческих задач, которые нельзя точно предопределить заранее. Конечно, стороны формулируют в договорах основные требования к научным разработкам, образцам и создаваемым технологиям, но исполнители не могут гарантировать достижение ожидаемых результатов. Более того, в ходе выполнения работ исполнителями могут быть получены отрицательные результаты, что само по себе не является нарушением договоров, а рассматривается сторонами как один из возможных вариантов их исполнения. В связи с этим и рядом других обстоятельств содержание прав и обязанностей сторон по договорам на выполнение НИР и ОКР, их ответственность друг перед другом и т.д. весьма существенно отличаются от того, что обычно встречается в договорах подрядного типа. Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и то, что выполнение НИР и ОКР нередко приводит к созданию новых объектов интеллектуальной собственности - авторских произведений, изобретений, промышленных образцов, секретов производства и т.п., условия использования которых требуют специального соглашения сторон. Это также накладывает существенный отпечаток на рассматриваемые договоры, которые с учетом всех отмеченных выше обстоятельств следует отнести к самостоятельному договорному типу.

    Договоры на выполнение НИР и ОКР необходимо отличать от лицензионных договоров, с помощью которых также опосредуются отношения, связанные с использованием научно-технических новшеств. Однако между этими договорами имеется достаточно важное различие. Если договоры на выполнение НИР и ОКР имеют своим предметом научно-технический результат, который еще только должен быть достигнут исполнителем в ходе НИР и ОКР, то предметом лицензионного договора является конкретное техническое или иное новшество (изобретение, промышленный образец, коммерческая тайна и т.п.), которым лицензиар уже располагает и которое предоставляется для использования лицензиату на определенных условиях.

    Рассматриваемые договоры, особенно договор на выполнение НИР, весьма близки также к авторским договорам, связанным с созданием научных произведений. Разграничение между ними проводится по двум главным основаниям. Прежде всего не совпадают цели указанных договоров. Авторский договор направлен на приобретение пользователем прав на использование будущего научного произведения путем его воспроизведения, распространения, перевода и т.п. Заключая договоры на выполнение НИР и ОКР, заказчики преследуют иные цели, а именно желают решить силами исполнителей те научные проблемы, которые возникли в их практической деятельности. Как правило, не совпадает и субъектный состав сравниваемых договоров. Если в авторских договорах непременными участниками являются непосредственные создатели научных произведений, то договоры на выполнение НИР и ОКР обычно заключаются научными организациями и учреждениями, т.е. юридическими лицами, которые организуют выполнение НИР и ОКР.

    Правовая регламентация отношений, связанных с договорами на выполнение НИР и ОКР, которая в течение длительного времени осуществлялась лишь подзаконными нормативными актами, с принятием нового ГК обеспечена, наконец, на законодательном уровне. Содержащиеся в гл. 38 ГК правила в настоящее время являются основным источником правового регулирования рассматриваемых отношений и сами по себе не предполагают дальнейшего развития в специальном законодательстве. Но поскольку в процессе выполнения НИР и ОКР нередко создаются новые объекты интеллектуальной собственности, в этой области широко применяется законодательство об исключительных правах. К срокам выполнения и цене работ, а также к последствиям неявки заказчика за получением результатов работ в целях нормативной экономии и с учетом того, что на эти вопросы не влияет специфика рассматриваемых договоров, применяются соответствующие правила о договорах подряда. Аналогичным образом решен вопрос и в отношении распространения на государственные контракты на выполнение НИР и ОКР правил ст. 763-768 ГК, посвященных подрядным работам для государственных нужд.

    Элементы договоров на выполнение НИР и ОКР. В качестве сторон в договорах на выполнение НИР и ОКР выступают исполнители и заказчики. Исполнителями работ могут быть как российские, так и иностранные юридические и физические лица. Обычно исполнителями являются научно-исследовательские, конструкторские и технологические организации, научные центры, учебные заведения, академические научные учреждения, а также предприятия и организации, имеющие в своем составе научные, конструкторские и иные аналогичные подразделения. Заказчиками работ могут быть любые организации и граждане, органы государственной власти и управления, которые нуждаются в проведении соответствующих научных исследований и разработок.

    Предметом обоих договоров является результат, который должен быть получен исполнителем в ходе творческого решения поставленной заказчиком научной, технической, технологической или иной подобной задачи*(457) . Он может выражаться в законченных научно-исследовательских, конструкторских и технологических работах, образце нового изделия и конструкторской документации на него, создании новой технологии или в ином производственном новшестве. При этом проведение научных исследований предполагает, как правило, выяснение принципиальной возможности решения той или иной задачи и может завершаться выработкой соответствующих гипотез, теорий, заключений, рекомендаций и т.п. В ходе ОКР решаются более утилитарные практические задачи, связанные с созданием образцов новой техники, технологии, материалов и иных производственных новшеств. Нередко проведение НИР и ОКР рассматривается сторонами в качестве последовательных стадий решения стоящей перед ними научно-технической проблемы. Договор с исполнителем может охватывать как весь цикл проведения исследования, разработки и изготовления образцов, так и отдельные его этапы (элементы).

    Специфика предмета рассматриваемых договоров выражается не только в творческом характере результата, который должен быть достигнут исполнителем, но и в невозможности точно определить его конкретные параметры заранее. При заключении договора стороны, как правило, определяют лишь общие научно-технические, экономические, экологические и иные требования, которым должен отвечать ожидаемый результат. В этих целях заказчик разрабатывает и согласовывает с исполнителем техническое задание, а исполнитель готовит программу предстоящих работ.

    Цена устанавливается по соглашению сторон и включает компенсацию издержек исполнителя и причитающееся ему вознаграждение. Чаще всего цена работы определяется путем составления сметы. Как правило, смета готовится исполнителем и с момента подтверждения ее заказчиком становится составной частью договора. Как и в договоре подряда, цена выполнения НИР и ОКР может быть приблизительной или твердой. Аналогичными являются и последствия необходимости существенного превышения определенной приблизительно цены работы: исполнитель должен своевременно предупредить об этом заказчика, а последний может либо согласиться с новой ценой договора, либо отказаться от договора, оплатив исполнителю выполненную часть работы. В случае, когда в состав выполняемых исполнителем НИР или ОКР входят их различные виды, в договоре могут устанавливаться цены отдельно для каждого вида научно-технической продукции. Договор может предусматривать также надбавки (скидки) к договорной цене с учетом выполнения условий договора и достигнутых характеристик полученной научно-технической продукции. Порядок расчетов избирается самими сторонами и может предусматривать единовременную оплату работ в установленный срок со дня подписания акта сдачи-приемки, оплату отдельных этапов работ, выплату аванса и т.д.

    Срок действия договоров на выполнение НИР и ОКР устанавливается сторонами с учетом сложности решаемых задач, ориентировочного объема предстоящих работ, обеспеченности исполнителя материально-техническими и иными ресурсами и т.п. Наряду с указанием начального и конечного сроков выполнения работ обычно дополнительно согласовываются сроки завершения отдельных этапов работ, которые фиксируются в календарном плане или ином аналогичном документе. Как правило, исполнителю предоставляется право на досрочное выполнение работ, результаты которых должны быть приняты заказчиком.

    Особых требований к форме договоров на выполнение НИР и ОКР закон не содержит. Обычно договор заключается в простой письменной форме путем составления сторонами единого документа, имеющего ряд приложений в виде технического задания заказчика, согласованной сторонами сметы, календарного плана и т.п. На практике до сих пор широко используется форма Примерного договора на создание (передачу) научно-технической продукции, являющегося приложением к Положению о договорах на создание (передачу) научно-технической продукции, утвержденному Государственным комитетом СССР по науке и технике 19 ноября 1987 г.*(458)

    Договоры на выполнение НИР и ОКР заключаются, как правило, по свободному волеизъявлению сторон в общем порядке, который определен гл. 28 ГК. В тех случаях, когда НИР и ОКР выполняются для государственных нужд на основе государственного контракта, последний заключается по правилам, предусмотренным ст. 528 ГК.

    По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК РФ).

    Данная разновидность подряда характеризуется большим спектром правовых актов, регулирующих договорные отношения в этой сфере. Помимо норм ГК РФ к ним применяются нормы БК РФ. В частности, БК РФ устанавливает особенности контракта в части оплаты работ и сроков его действия, порядок изменения условий контракта в случае уменьшения бюджетных средств. Однако по большей части БК РФ отсылает к нормам законодательства о размещении заказов, признавая эти нормы специальными но сравнению с общими нормами Кодекса, имеющими приоритет перед иными федеральными законами .

    Не последнюю роль в данной сфере играют положения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Предметом рассматриваемого договора являются строительные, проектные и изыскательские работы, выполняемые для государственных и муниципальных нужд.

    Следует отметить, что именно целевая направленность подряда для публичных нужд обособила его в самостоятельную разновидность договора подряда. Это не единственная особенность данного договора, но она предопределяет статус его участников.

    Сторонами договора подряда для государственных и муниципальных нужд выступают заказчик и подрядчик. Обе стороны лица, отвечающие специальным требованиям.

    В качестве заказчиков могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также казенные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на выполнение работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

    На стороне подрядчика могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели, отвечающие специальным требованиям. Эти требования сводятся к следующему: подрядчик не находится в стадии ликвидации или банкротства, его деятельность не приостановлена, отсутствуют задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год.

    Другие нормативные акты предъявляют и ряд дополнительных требований. Например, постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2006 г. № 813 "О дополнительных требованиях к участникам размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства" установлено, что подрядчик должен обладать соответствующими производственными мощностями, технологическим оборудованием, финансовыми и трудовыми ресурсами для выполнения работ, являющихся предметом заказа.

    Обратим внимание, что нормы ГК РФ, посвященные подрядным работам для государственных и муниципальных нужд, касаются в основном государственного и муниципального контракта, а именно: основания и порядка его заключения (ст. 765 ГК РФ), содержания контракта (ст. 766 ГК РФ), оснований и порядка его изменения (ст. 767 ГК РФ).

    Порядок заключения контракта регламентируется ст. 527 и 528 ГК РФ. Контракт заключается на основе заказа на выполнение работ, размещенного государственным или муниципальным заказчиком. В случае, когда государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов на размещение заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный контракт должен быть заключен не позднее 20 дней со дня проведения торгов. Заказчик направляет проект контракта, подрядчик не позднее 30-дневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр государственного или муниципального контракта.

    Для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, если иное не установлено законом.

    Существенными условиями контракта являются условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

    Несмотря на довольно подробную регламентацию договорных отношений в этой сфере, в судебной практике довольно часто встречаются споры, возникающие из-за несвоевременного финансирования или его фактического отсутствия.

    Так, федеральное государственное учреждение "Г." (заказчик) и ОАО "X." (подрядчик) заключили договор подряда о выполнении работ по ликвидации лесных пожаров. В соответствии с договором основанием платы за фактически выполненный объем работ является акт приемки выполненных работ с приложением заверенных заказчиком путевых листов подрядчика и оформленный на их основе счет-фактура.

    Выставленные подрядчиком счета-фактуры остались не оплаченными заказчиком, и но состоянию на 1 сентября 2003 г. сторонами составлен акт сверки о задолженности. ОАО "X." в адрес федерального государственного учреждения "Г." направлена претензия от 24 сентября 2003 г. № 1885. В ответ на эту претензию заказчик сообщил подрядчику об отсутствии финансирования для погашения возникшей задолженности. Как было отмечено судом, в соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства в силу ст. 310 ГК РФ не допускается. В связи с этим судом были удовлетворены требования заказчика. Ситникова Е. Г. Договор подряда для госучреждения: особенности и рекомендации // Бюджетный учет. 2005. № 7. С. 37.