С кем заключается муниципальный контракт. Государственный контракт: что это, как заключить. Этапы заключения государственного контракта

Лутовинова Наталья Викторовна

старший преподаватель кафедры финансового, банковского и административного права, Российский государственный социальный университет, г. Москва, Россия

Аннотация: проблемам изучения эффективных методов государственного регулирования, формирования государственных заказов, выявлению принципов, закономерностей, форм и методов управления размещением государственных заказов, предназначенных для общественных нужд, посвящено исследование в настоящей статье.

The order of the conclusion and execution of public and municipal contracts

Lutovinova Natalya Viktorovna

senior lecturer of financial, banking and administrative law Department, Russian state social university, Moscow, Russian Federation

Abstract: the problems of studying effective methods of state regulation, the formation of state orders, identify principles, laws, forms and methods of public procurement, intended for public use, dedicated to research in this article.

Keywords: state (municipal) contract, tenders, auctions, government needs the auction

Под государственным и муниципальным договором понимают такой договор или такой контракт, который был заключен с заказчиком от имени РФ, субъекта или же муниципалитета с определенной целью - обеспечение государственных или же обеспечение муниципальных нужд. Заказ считается размещенным с момента заключения муниципального или государственного или договора.

Процедура заключения договоров на поставку для указанной категории нашла отражение в ст. 528 ГК. Проект договора, согласно данному документу, разрабатывает заказчик, после чего направляет его исполнителю (когда иное не было прописано в соглашении) .

Заключение договора проводится в соответствии с существующими правилами.

Исполнитель берет на себя обязанность направления подписанного проекта своему заказчику. Делается такое не позднее 30 дней с момента получения.

Когда исполнитель уклоняется от осуществления заключения им договора, заказчику принадлежит право на то, чтобы обратиться в судебный орган со своим требованием по понуждению исполнителя к тому, чтобы заключить данный договор или заключить контракт, который будет содержать условия прописанного проекта.

При исполнении и при заключении контракта изменение условий его не будет допускаться. Это нельзя делать ни в одностороннем порядке, ни по соглашению сторон. Есть только одна ситуация, при которой заказчику принадлежит право на то, чтобы изменить в одностороннем порядке объем прописанных в договоре или же в контракте товаров (услуги, работы). Это можно сделать не больше, чем на 5% при выявлении подобного типа потребности или же в случае прекращения приведенной потребности в прописанной части товаров. Заказчик в процессе согласования с исполнителем обладает правом на то, чтобы внести изменения в цену договора, контракта. Вносятся подобного рода изменения пропорционально объемам прописанных дополнительных товаров. Снова же действует правило: не больше 5% от приведенной стоимости. В целях реализации указанного права обязательно в конкурсной документации нужно прописать подобного рода возможность.

Возможности по изменению объемов прописанных договором или же указанных в контракте товаров, когда заказ размещают посредством осуществления аукциона, запроса котировки или когда проводится закупка у одного поставщика, в законодательстве не прописывается. А это значит, что она не допускается.

В контракт данного типа обязательно необходимо включать условие, прописывающее степень ответственности у исполнителя за неисполнение им или же за несоответствующее исполнение взятого на себя обязательства. При просрочке исполнения одна из сторон получает права на то, чтобы требовать осуществления уплаты неустойки, уплаты штрафа или же накопившихся пеней .

По нормам недавно вступившего в законную силу Закона под № 44-ФЗ прописывается, чтоб абсолютно каждую закупку, которая имеет место для государства или же для муниципалитета, обязательно планируют. Такая норма обязывает заказчиков к тому, чтобы утверждать не только план-график, план осуществления закупок на сроки действия закона о бюджете. Проведенные требования в силу вступают с 2015 года .

Планы закупок составляются в процессе поступательного формирования и поступательного рассмотрения проектов бюджета на всех уровнях. После этого утверждаются с момента доведения до заказчиков объемов его прав, прописанных в денежном выражении на исполнение и на принятие обязательств по нормам законодательства о бюджете. Обязательно в плане прописывается цель проведения закупок, указывается наименование, а равно с тем описание, объемы закупаемого товара, указываются сроки для проведения планируемых закупок, прописываются объемы финансирования, иные сведения.

Подобного типа форма уже была утверждена Правительством. По указанной форме составляются все планы-графики при соблюдении некоторых требований.

Законодательство определяет еще и изменения плана-графика. Когда начальные закупки признаны, будут несостоявшимися, тогда повторные провести разрешается лишь после полноценного внесения изменений в разработанный план-график.

Еще одним требованием становится обоснование заказчиком требования необходимости проведения абсолютно каждой закупки. Проведение обоснование закупок происходит при составлении плана закупок и плана-графика. Оно заключается в установлении соответствия планируемых закупок целям проведения осуществления и требованиям, которые выдвигаются со стороны законодательства, прописываются в прочих нормативных актах.

В планах-графиках обязательно обосновывают, прописывают начальную максимальную цену для договора, указывают контракты и способ осуществления определения исполнителя.

Когда закупка признается необоснованной при проведении мониторинга, контроля, аудита в области закупок, тогда на органы контроля накладывается обязанность выдачи предписаний об устранении всех нарушений и привлечения к административной ответственности виновных .

Приобретаемые для нужд у государства, а равно с тем и у муниципалитетов товары должны полноценно обеспечивать все нужды. Вместе с тем, у них не должно быть никаких лишних свойств. Они не должны быть предметами роскоши.

Осуществление нормирования – процедура, которая прописывает установление полноценных требований по отношению к закупаемым товарам, указывает на определение затрат, которые соответствовали бы нормам, направленным на обеспечение полноценных функций органов государства, органов по управлению внебюджетными государственными фондами, органов в муниципальных образованиях. Подобного рода осуществляется так:

– Правительством утверждаются общие порядки требований по разработке, а равно с тем и по принятию актов о нормировании, о содержании, об общем требовании, которое предъявляется к отдельным видам товара.

– высшими исполнительными органами государственной власти устанавливаются правила для осуществления нормирования, делается это на основе общих требований;

– на основании указанных правил по нормированию государственные, а равно с тем и муниципальные органы, органы по управлению внебюджетными государственными фондами (а вместе с тем и госкорпорация "Росатом") прописывают требования, предъявляемые к отдельным типам товаров, услуг, работ; прописываются и нормативные затраты, которые требуется понести для обеспечения полноценного действия функций приведенных органов.

Появление нового закона в области торгов прописало под собой обязательность создания полноценной единой информационной системы. В данной системе должна отражаться информация по всем этапам муниципальных и государственных закупок. Первый этап – планирование. Единую информационную систему считают своего рода средством, которое требуется для осуществления сбора информации. Иногда система становится средством по контролю за соответствием сведений и информации в разных документах (соответствие информации в плане закупок и в плане-графике и пр.).

Включаются в систему специальные документы, направленные на планирование закупок, прописываются сведения по закупкам и по исполнению договоров, контрактов на поставку. Указывается здесь и важная другая информация, прописывание которой предусмотрено в законодательстве. Список приведенной информации является достаточно разнообразным. В систему вносят все реестры, появляется здесь библиотека по типовым условиям контрактов, а равно с тем и договоров, прописываются результаты мониторинга, проведения аудита, контроля в области закупок. Информацию отправляют на официальный сайт единой информационной системы, она должна быть общедоступной .

На официальном сайте под названием zakupki.gov.ru на данный момент размещаются для общего доступа сведения, которые касаются заключения заказов и заключения муниципального или государственного договора, контракта. Информации по ходу исполнения заключенного акта не указывается.

Субъектам Российской Федерации, равно как и муниципальным образованиям принадлежит право на то, чтобы организовать муниципальные или региональные информационные системы. Данные системы интегрируются с информационной единой системой по прописанным правилам.

Большая часть норм, которые касаются информационной системы, вступают в силу с начала 2014 г. Но есть некоторые исключения.

Процедуру, сроки по вводу информационной системы в ее эксплуатацию прописывает Правительство. До момента ввода данной системы в эксплуатацию вся та информация, что должна отражаться в системе, будет размещаться на сайте по государственным закупкам в прописанном на уровне Правительства порядке.

При проведении закупок есть несколько конкретных требований, предъявляемых к описанию самого объекта закупок, к полноценному обоснованию стартовой цены договора, контракта, к обеспечению от субъектов заявок на участие, по проведению оценки заявок. Все приведенные требования распространяют на все методики для определения поставщиков.

Прописание требования становится составной частью возникновения обязанностей у заказчика. Заказчик берет на себя обязанность к тому, чтобы присутствие в приведенном реестре как участника проведения закупки, так и учредителей, членов в коллегиальном исполнительном органе, лица, который выполняет функции исполнительного единоличного органа.

По нормам вступившего в силу закона требования устанавливают ко всем участникам проведения закупки в обязательном порядке. Нельзя устанавливать их исключительно по требованию, желанию заказчика. Такое положение было прописано в утратившем свою силу Законе под № 94-ФЗ .

Новым законодательством прописываются единые требования, которые касаются описания того предмета закупок, что заказчик прописывает в документации по закупке, вне зависимости от способа проведения.

Осуществления прописания предмета носить должно объективный характер. Здесь должны указываться сведения о функциональных, технических, качественных, а равно с тем и эксплуатационных характеристиках. При описании предмета закупок не включается информация относительно:

– товарных знаков,

– знаков обслуживания,

фирменных наименований,

– прочих способах по идентификации одного строго конкретного товара, одного производителя,

– требования к товару, к информации, к работе, услуге в случае, когда такие требования становятся причиной для ограничение в числе участников закупок.

Исключения могут иметь место в ситуации, когда не существует другого способа для обеспечения более точного и конкретного описания характеристик по предмету закупки. В предыдущем законе прописывалось указание на наличие товарного знака. Его требовали учитывать при осуществлении размещения заказов через осуществление аукциона, а после и запроса котировок. Указание на иные средства индивидуализации невозможно допустить по общим правилам.

В качестве нововведения становится описание предметов закупки, которое по максимуму должно включать в себя стандартные показатели, условные обозначения, требования, а равно с тем и терминологию, которая касается технических особенностей, затрагивает качественные характеристики, если эти характеристики установлены были по нормам технических регламентов, специальных стандартов и прочих требованиям, прописанным в законодательстве о проведении технического регулирования.

В документации по закупке отражаются такие показатели, которые дают возможности определить уровень соответствия закупаемых товаров наличию потребностей у заказчика. Здесь отражаются максимальные, а равно с тем и минимальные значения показателей, указываются такие значения показателей, что не могут быть измененными.

Обоснование максимальной начальной цены для требует тщательного регулирования и исследования. Положения о проведении обоснования работают как в отношении указанных факторов, так и в отношении цены договора, который заключается субъектом с единственным поставщиком.

Заказчикам требуется руководствоваться несколькими методами в целях полноценного обоснования для начальной цены в договоре или же для начальной цены контракта:

– анализа рынка;

– нормативный;

– тарифный;

– проектно-сметный;

– затратный.

Приоритет отдается методу по сопоставлению рыночных цен. Использование указанной методики позволяет заказчику установить начальные максимальные цены, которые будут иметь место в соответствии со сведениями относится рыночных цен на идентичные товары, которые планируются к закупкам. В случае отсутствия товаров такого плана – исходя из однородных .

Обеспечение заявок может осуществляться 2-мя приемами:

– перечисление средств на счета заказчика по временному распоряжению;

– банковская гарантия.

Обеспечение заявок, которые имеют место при осуществлении электронного аукциона предоставляться может по большей части за счет перечисления средств.

При наличии других способов определения поставщиков, когда это предусматривается конкурсной документацией, многочисленные участники процедур по торгам предоставляются обеспечения, созданные в форме банковской безотзывной гарантии. Такую гарантию получают от банковской организации, включенной в список банков, которые отвечают прописанным требованиям с целью принятия гарантий для налогообложения. Гарантия обязана соответствовать всем тем требованиям, которые прописаны Правительством. Гарантия, которая предоставляется участником торгов как обеспечение заявки на участие или как обеспечение исполнения договора, обязательно вносится в реестр. Правительство прописало правила по ведению подобного реестра, указаны и правила по опубликованию данного документа в информационной системе.

Когда до момента рассмотрения, до момента проведения оценки заявок на прописанный заказчиком в документах счет не были перечисленными средства (они считаются обеспечением заявки, участника торгов признают в качестве не представившего обеспечение заявки). Он признается таковым даже в ситуации, если подтвердил факт внесения им средств, указав на наличие соответствующих документов.

Средства, которые поступили для обеспечения заявки, будут возвращены участникам закупок в ситуации:

– подписания протокола рассмотрения, проведения оценки со стороны заявок на участие, подписания протокола по рассмотрению вторых частей заявок на осуществление участия, подписания протокола для закрытого аукциона. Обеспечение будет возвращаться всем участникам, за исключением победителя, которому обеспечение возвращают после факта заключения с ним договора или заключения контракта;

– осуществление отклонения заявки от участника;

– проведение отмены определения, отмены исполнителя;

– осуществление отзыва заявки до момента окончания сроков для подачи;

– заявка на участие подается после момента окончания сроков для их подачи;

– отстраняется участник торгов от полноценного участия при определении исполнителя, имеет место отказ со стороны заказчика от заключения им договора или же заключения контракта с победителями определения исполнителя .

Банковская гарантия в названных случаях не возвращается, взыскание по ней не производится.

Заказчиком определена обязанность устанавливать требование об обеспечении исполнения практически всех государственных и муниципальных договоров и контрактов на поставку товаров для нужд государства и муниципалитетов. Исключения есть только для определенных видов договоров, которые заключаются по итогам закупок у единственного поставщика. В таком случае заказчику предоставляется полное право на то, чтобы устанавливать обеспечение. Но прямой обязанности это делать нет.

Положения по обеспечению исполнения не будут применяться в ситуации, если участник закупки – государственное/муниципальное учреждение. Его имущество на казенном праве.

Выполнение договора, контракта будет обеспечиваться несколькими методами: внесение средств на счет для заказчика, предоставление гарантии, что осуществляется по выбору со стороны участника. Для банковской гарантии прописывается требование по срокам действия. Срок должен быть более срока действия договора, но не менее чем на 1 месяц.

Были измены те признаки, по которым проводится оценка заявки со стороны участников процедур торга. Обязательным стал только 1 критерий – цена в договоре. При осуществлении конкурса кроме цены заказчик берет на себя обязанность применять как минимум 1 признак оценки. В качестве примера можно привести качество работ, связанные с эксплуатацией расходы, сроки, которые были предусмотренными на предоставление гарантий качества.

После вступления в силу № 44-ФЗ появился новый термин – «определение поставщика, подрядчика, исполнителя» .

Есть несколько методов для определения подрядчика, поставщика и исполнителя:

– путем открытого конкурса;

– путем конкурса с ограниченным участием;

– 2-х этапный конкурс;

– аукцион электронный;

– запрос котировок;

– запрос предложений;

– закрытые способы (это закрытый конкурс, равно с ним закрытый конкурс при ограниченном участии, закрытый 2-хэтапный конкурс, есть и закрытый аукцион);

– проведение закупки у одного поставщика .

Исполнение договора включает такие элементы:

1) приемка поставленного товара, а равно с тем и отдельных стадий исполнения контракта.

Важной составляющей можно назвать проведение заказчиком специальной экспертизы соответствия, прописанным условиям договора, прописанным условиям контракта по отношению к предоставленным исполнителем результатам. Экспертиза заказчиком можно осуществляться самостоятельно или при привлечении экспертов со стороны, экспертных организаций (делается это на основе прописанных договоров).

Когда закупку совершили у одного поставщика, заказчик берет на себя обязанность к тому, чтобы привлекать специалистов, экспертов, организации экспертного толка к осуществлению экспертизы товара, выполненной работы, оказанной услуги. Исключениями становятся:

2) перечисление средств со стороны заказчика в качестве проведения оплаты полученных товаров, а равно с тем отдельных стадий выполнения контракта;

3) осуществление взаимодействия заказчика и исполнителя при изменениях договора, контракта, при расторжении, при использовании мер ответственности, при совершении прочих действий на случай нарушений условий.

Заказчику принадлежит обязанность размещать отчеты в единой информационной системе по результатам стадий выполнения договора. В данных отчетах указывается на полное выполнение или же на несоответствующее выполнение договоров, контрактов на поставку товара для нужд муниципалитетов и для нужд государства, на осуществление их изменения, расторжения. К отчетам прилагаются заключения по итогам проведения экспертизы .

Вне зависимости от информации, содержащейся в конкурсной документации можно будет по соглашению сторон изменять содержание договора, контракта, при:

1) решении Правительства – для долгосрочных и дорогостоящих договоров в целях полноценного обеспечения федеральных нужд, когда выполнение их по обстоятельствам, независящим от сторон, без изменений в условиях будет невозможным. Срок договоров составлять должен не 3 года, года, цена должна быть равной той сумме, которая была установлена Правительством (или же превышать такую сумму);

2) по решениям со стороны высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации изменяются договоры в целях обеспечения нужд субъекта, которые были заключенными на сроки минимум 3 года и заключены с ценой, которая составляет не меньше суммы, прописанной на уровне Правительства, если исполнение их по обстоятельствам, независящим от сторон, без изменений в условиях будет невозможным.

Решения об изменении должны закрепляться в законе субъектов РФ, цена на контракт должна быть на уровне 1 млрд. руб. и более;

3) по решению со стороны местной администрации изменяются договоры, которые были заключенными менее чем на 1 год, а их цена составляет менее той суммы, которая была прописана Правительством, если исполнение по обстоятельствам, независящим от сторон без изменений в условиях будет невозможным;

4) в случае изменений в регулируемых государством тарифах. Положение будет распространяться на изменение категории регулируемых цен, которые содержатся на товары и на услуги от организаций коммунального комплекса, от субъектов естественной монополий, цен, тарифов, которые существуют в сфере газоснабжения;

5) в случае уменьшения учреждению казенного типа ранее доведенного объема бюджетных обязательств, который в результате приводит к полной невозможности выполнения договоров. Заказчик берет на себя обязанность к тому, чтобы обеспечивать полноценное согласование условий договора (среди них условия по цене, по срокам исполнения, по количеству товара, по объему работ или объему услуг).

Осуществление одностороннего отказа может быть по таким основаниям, которые прописаны в гражданском законодательстве. Любой из сторон принадлежит право на то, чтобы дать отказ от исполнения договора в том случае, если заказчик пропишет в договоре подобное условие. Добавление условий по возможности осуществления одностороннего отказа от исполнения договора в договор означает появление у исполнителя прав на отказ.

До момента принятия решений об одностороннем отказе в исполнении договора заказчику принадлежит право на то, чтобы привлекать экспертные организации. Когда они привлекаются, заказчик имеет право отказа от исполнения в случае, когда экспертами подтвердятся нарушения в условиях договора, которые стали причиной одностороннего отказа.

Единым требованием к направлению уведомлений о такого рода решении становится то, что средства связи, средства доставки обязательно обеспечивают фиксирование уведомления, а равно с тем и фиксирование получения со стороны заказчика подтверждения вручения. В противном случае сторонам проблематично будет отстоять правовую позицию. Указанные правила во многом обусловлены вопросом решения об отказе при исполнении договора: оно вступает в свою силу (а равно с тем и договор считают расторгнутым в срок 10 дней с момента уведомления исполнителей).

Заказчик берет на себя обязанность отмены приведенного решения в той ситуации, когда в течение прописанного срока были полностью устранены нарушения в условиях договора, которые стали причиной принятия такого решения.

При расторжении договора по причине наличия одностороннего отказа со стороны заказчика от исполнения договора, у заказчика есть право на то, чтобы провести закупку объектов, выполнение которых стало предметом для расторгнутого договора, через проведение запросов предложений.

Условиями отказа исполнителя от выполнения обязательств по договору становятся идентичные как инициативе со стороны инициативе заказчика.

После решения по отказу от выполнения обязательств исполнитель берет обязанность направления соответствующего уведомление для заказчика. Через 10 дней с момента надлежащего уведомления подобного рода решение вступает в силу. Заказчик обладает правом на то, чтобы в прописанный срок полностью устранить те нарушения, которые стали основанием осуществления одностороннего отказа от выполнения обязательств. Исполнитель берет на себя обязанность по тому, чтобы отменить решение. Так же заказчик может неоднократно делать (отличие от исполнителя).

Если имеет место расторжение по одностороннему отказу одной стороной, другая получает права требования возмещения лишь фактически понесенного ущерба, который был обусловлен такими обстоятельствами, что стали основанием принятия решения о таком одностороннем отказе.

Список литературы:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 23.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2015) // СЗ РФ. 1994. Ст. 3301.
  2. О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг. Обзор предполагаемых изменений системы государственных закупок. КонсультантПлюс: Правовые новости. Специальный выпуск. 2013.
  3. Плотникова И.В. От системы государственных закупок к федеральной контрактной системе: рыночные и административные механизмы. Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013.
  4. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1652.
  5. Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" // СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3105.

Порядок заключения государственных и муниципальных контрактов имеет значительные особенности и регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ №44).

Правила заключения государственных и муниципальных контрактов

Заключение госконтракта обычно состоит из нескольких этапов:

  • 1. Определение потребностей (нужд) государственного или муниципального заказчика в тех или иных товарах, работах и услугах, которые с 01.01.2015 г. осуществляются в соответствии с планом закупок и планом-графиком.
  • 2. Размещение государственной и муниципальной закупки c использованием конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений или закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Для поставщиков (подрядчиков, исполнителей), занимающих доминирующее положение на рынке соответствующих товаров (монополистов), заключение муниципального контракта обязательно.
  • 3. Проект контракта, как правило, разрабатывается заказчиком.
  • 4. Срок заключения госконтракта зависит от способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Сторона, получившая проект договора, должна подписать его в течение 30 дней или составить в этот же срок протокол разногласий, а затем – отправить документы другой стороне. Сторона, получившая контракт с протоколом разногласий, обязана в течение 30 дней принять меры по их согласованию и либо подписать соглашение, либо отклонить его (ст. 528 ГК РФ).

Разобравшись с тем, как заключить государственный или муниципальный контракт, вы можете приступить к оформлению соглашения. Подходящие для данной ситуации шаблоны представлены в разделе «

1. По результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации. При заключении контракта его цена не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса.

2. Контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником конкурса обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона .

3. В течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола победитель конкурса обязан подписать контракт и представить все экземпляры контракта заказчику. При этом победитель конкурса одновременно с контрактом обязан представить заказчику документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта в размере, который предусмотрен конкурсной документацией или частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона. В случае, если победителем конкурса не исполнены требования настоящей части, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.

4. При уклонении победителя конкурса от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в конкурсе, и заключить контракт с участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер.

5. Проект контракта в случае согласия участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, заключить контракт составляется заказчиком путем включения в проект контракта, прилагаемый к конкурсной документации, условий исполнения контракта, предложенных этим участником. Проект контракта подлежит направлению заказчиком этому участнику в срок, не превышающий десяти дней с даты признания победителя конкурса уклонившимся от заключения контракта. Участник конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, вправе подписать контракт и передать его заказчику в порядке и в сроки, которые предусмотрены частью 3 настоящей статьи, или отказаться от заключения контракта. Одновременно с подписанными экземплярами контракта этот участник обязан предоставить обеспечение исполнения контракта.

6. Непредоставление участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, заказчику в срок, установленный настоящей статьей, подписанных этим участником экземпляров контракта и обеспечения исполнения контракта не считается уклонением этого участника от заключения контракта. В данном случае конкурс признается несостоявшимся.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. В течение десяти дней с даты получения от победителя конкурса или участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, подписанного контракта с приложением документов, подтверждающих предоставление обеспечения исполнения контракта, заказчик обязан подписать контракт и передать один экземпляр контракта лицу, с которым заключен контракт, или его представителю либо направить один экземпляр контракта по почте лицу, с которым заключен контракт. В случае, если заказчик не совершил предусмотренные настоящей частью действия, он признается уклонившимся от заключения контракта. При уклонении заказчика от заключения контракта с победителем конкурса или участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, этот победитель или этот участник вправе обратиться в суд с иском о понуждении заказчика заключить контракт и о взыскании с заказчика убытков, причиненных уклонением заказчика от заключения контракта.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. В случае наличия принятых судом или арбитражным судом судебных актов либо возникновения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта одной из сторон в установленные настоящей статьей сроки, эта сторона обязана уведомить другую сторону о наличии таких судебных актов или таких обстоятельств в течение одного дня. При этом течение установленных настоящей статьей сроков приостанавливается на срок исполнения таких судебных актов или срок действия таких обстоятельств, но не более чем на тридцать дней. В случае отмены, изменения или исполнения таких судебных актов либо прекращения действия таких обстоятельств соответствующая сторона обязана уведомить другую сторону об этом не позднее дня, следующего за днем отмены, изменения или исполнения таких судебных актов либо прекращения действия таких обстоятельств.

Что необходимо знать о государственном и муниципальном контракте?

Сегодня, как и ранее, для всех участников системы по-порежнему остаются актуальными вопросы: «Что такое госконтракт?», «Как правильно его составить?», « Какие положения он должен содержать?» , «Каков порядок его заключения и изменения?». На эти и другие вопросы лишь частично дает ответы ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 94). В данной статье попытаемся разобраться в правовых особенностях контракта и в специфике возникающих контрактных отношений.

Итак, по итогам проведения закупок заключается государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор.

Существует несколько определений понятия государственного контракта, которые дают различные нормативно-правовые источники.

Так, согласно ч. 1 ст. 9 ФЗ № 94 п од государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Под гражданско-правовым договором бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг понимается договор, заключаемый от имени бюджетного учреждения.

ГК РФ содержит несколько иное определение государственного или муниципального контракта, характеризующее его в большей степени с гражданско-правовой позиции. Так, ст. 526 ГК РФ содержит положение, в соответствии с которым под государственным или муниципальным контрактом понимается контракт, по которому поставщик обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

Определение контракта, содержащееся в ГК, несколько неполно отражает сущность понятия , поскольку предметом контракта, помимо товаров, в соответствии с ФЗ № 94 также выступают услуги и работы.

Несмотря на существующие трактовки, ни одно из определений в полной мере не объясняет сущность контракта, только в совокупности они формируют полноценное понятие.

Государственный контракт заключается на основе государственного заказа.

О тличительной чертойгосконтракта (договора) от иных видов договоров является его особая ориентированность (направленность) – закупка товаров (услуг, работ) для государственных или муниципальных нужд.

Государственными нуждами (федеральными, региональными, нуждами бюджетного учреждения) являются потребности РФ в товарах (услугах, работах), необходимых для решения основных государственных задач – жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны, а также для реализации государственных целевых программ.


Особенности государственного и муниципального контракта

    В роли государственного (муниципального) заказчик а, в соответствии со ст. 4 ФЗ № 94, выступают государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

    Оказание услуг осуществляется за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

    Заказчики формируют заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и размещают их на Официальном сайте для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru .

    В качестве участников размещения заказов могут выступать физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, признанные победителями торгов, запроса котировок, удовлетворяющие требованиям, установленным законодательством, а также физические или юридические лица, с которыми контракт заключается как с единственным поставщик ом.

    Контракт (договор) заключается на основе заказа, формируемого в установленном ФЗ № 94 порядке.

    Порядок и сроки подписания проекта контракта установлены нормами ГК РФ, ФЗ № 94.

Еще одной важной особенностью контракта является его принудительная сила. Для заказчик а, разместившего заказ, заключение контракта (договора) является обязательным, поставщик (подрядчик, исполнитель) также не вправе отказаться от заключения контракта (договора), если он принял доведенный до него заказчиком заказ либо стал победителем закупки.

1. Преамбула содержит информацию о :

Месте и дате составления контракта (договора);

Сторонах по контракту (договору): наименование сторон, фамилии, имена, отчества и должности подписывающих контракт лиц, ссылка на их полномочия, представленные учредительными документами, приказами или доверенностью;

Номере и дате протокола о результатах проведения закупки.

2. Предмет контракта (договора) - это материальный или нематериальный объект (товары, работы, услуги), по поводу которого складывается гражданское правоотношение, т. е. заключается контракт.

3. Цена контракта (договора) и порядок расчетов:

В связи с тем, что заключаемый контракт (договор) является возмездным, важным элементом содержания такого контракта (договора) является наличие в нем цены и порядка расчетов за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги. Отсутствие сведений о цене может привести к признанию контракта (договора) недействительным.

В структуру цены контракта (договора) помимо стоимости непосредственно самих закупаемых товаров (работ, услуг), как правило, включаются расходы на доставку, разгрузку, налоги, сборы, пошлины и др. обязательные платежи.

Стоимость товаров, работ, услуг, иными словами, цена контракта определяется итоговым протоколом по закупке - протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протоколом подведения итогов по открытому аукциону в электронной форме и протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок.

Согласно ч. 4.1 ст. 9 ФЗ № 94 цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании п. 2.1 ч. 2 ст. 55 ФЗ № 94, а также случаев, установленных ч. 4.2, 6, 6.2-6.4 ст. 9 ФЗ № 94.

Порядок расчетов определяется заказчиком самостоятельно, в связи с этим может предусматривать предоплату, аванс, оплату поэтапно, по окончании срока действия контракта (договора) или иной порядок выплаты.

4. Права и обязанности сторон: контракт (договор) является двусторонним, соответственно, поставщик (подрядчик, исполнитель) и заказчик имеют друг перед другом определенные права и обязательства по его исполнению.

5. Срок исполнения контракта (договора) и порядок приемки. Срок исполнения контракта - это срок, в который по согласованию сторон и в предусмотренные контрактом (договором) временные периоды поставщик (подрядчик, исполнитель) должен поставить заказчику товар (выполнить работу, оказать услугу).

Порядок осуществления приемки заказчиком поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в контракте (договоре).

6. Ответственность сторон - правила, в соответствии с которыми в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения своих обязательств каждая из сторон контракта (договора) несет ответственность в виде различного рода санкций.

7. Срок действия. Порядок изменения и расторжения контракта. В соответствии с ч. 8 ст. 9 ФЗ № 94 расторжение государственного или муниципального контракта допускается по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством или договором.

8. Юридические адреса, банковские реквизиты и подписи сторон.

В зависимости от специфики закупаемых товаров, работ, услуг контракт (договор) наряду с перечисленными выше положениями может содержать дополнительно разделы:

- Гарантийные обязательства.

- Форс-мажорные обстоятельства.

- Прочие условия.

Также государственный (муниципальный) контракт, гражданско-правовой договор бюджетного учреждения, как правило, содержит различные приложения:

    техническое задание (подробно излагается наименование работ, услуг, а также товар, с помощью которого эти работы должны быть выполнены, а услуги, соответственно, оказаны;

    спецификация (качественные и количественных характеристики товаров и т. д.);

    календарный план (график) исполнения контракта (договора);

    протокол соглашения о цене контракта (договора);

    график осуществления оплат (в случае необходимости);

    и другие необходимые приложения.

Техническое задание отражает содержание конечного результата разработки и сроки начала и окончания выполнения работ. Разбивка выполнения работ по этапам расписывается в календарном плане работ. В данном плане указывается время закрытия каждого отдельного этапа работ. Отклонения от выполнения работ могут стать основанием для предъявления заказчиком претензий к исполнителю, подрядчику.

Сроки заключения контракта (договора)

Сроки, отведенные для заключения контракта (договора), наряду с ФЗ № 94 регламентированы ч. 2 ГК РФ (параграф 4 гл. 30 и параграф 5 гл. 37). Участник, с которым заключается контракт (договор) по закупке, обязан подписать его в установленные документацией (извещением) сроки.

Форма размещения заказа

Не ранее

Не позднее

Открытый конкурс

чем через 10 дней после дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок

20 дней

Открытый аукцион

чем через 10 дней после дня подписания протокола аукциона

20 дней после подписания данного протокола

Запрос котировок

чем через 7 дней после дня подписания протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок

20 дней после подписания данного протокола

Открытый аукцион в электронной форме

чем через 10 дней со дня размещения на сайте электронной площадки протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме

13 дней после подписания данного протокола

Отказ от заключения контракта (договора)

На практике решение об отказе от заключения контракта (договора) может принять как заказчик, так и участник. Заказчик обязан отказаться от заключения контракта только на основаниях, предусмотренных в ч. 3 ст. 9 ФЗ № 94, а именно в случае установления факта:

    проведения ликвидации участников размещения заказов;

    приостановления деятельности участников размещения заказа;

    предоставления участникам размещения заказа заведомо ложных сведений;

    нахождения имущества участников размещения заказа под арестом, наложенным по решению суда, вступившему в силу, если на момент истечения срока заключения контракта балансовая стоимость арестованного имущества превышает 20 % балансовой стоимости активов участников;

    наличия у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25 % балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, при условии, что участник размещения заказа не обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством РФ.

Каких-либо иных законных причин отказа от заключения контракта (договора) у заказчика нет.

Участник, с которым должен быть заключен контракт (договор) по результатам проведения закупки, не вправе отказаться от его заключения. Однако зачастую потенциальные поставщики, исполнители, подрядчики, не всегда осознавая объем возлагаемой на них ответственности за подобный отказ, все же к нему прибегают. Отказ от заключения контракта (договора) по инициативе участника чаще всего происходит в двух формах:

- уклонение от заключения контракта (договора) без предварительного объяснения причины;

- письменный отказ от заключения контракта (договора). Участник незамедлительно уведомляет о принятом решении заказчика и оформляет письмо об отказе от заключения контракта (договора).

В обоих упомянутых выше случаях заказчик вправе принудить такого недобросовестного участника к заключению контракта (договора), обратившись с иском в арбитражный суд с данным требованием , а также может потребовать возмещения убытков, причиненных уклонением от заключения контракта (договора).

В качестве санкции за отказ от заключения контракта сведения о таком уклонившемся от заключения контракта (договора) участнике, в соответствии с требованиями ч. 5. ст. 19 ФЗ № 94 и Постановлением Правительства № 292 от 15.05.2007 г. «Об утверждении Положения о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков и требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков», должны быть в обязательном порядке направлены заказчиком в ФАС для включения их в реестр недобросовестных поставщиков.

После оформления протокола отказа от заключения контракта с победителем по закупке заказчик согласно положениям ФЗ № 94 обязан заключить контракт с участником, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта либо заявке которого присвоен второй номер, а в случае открытого аукциона в электронной форме - с участником открытого аукциона в электронной форме, который предложил такую же, как и победитель аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем аукциона условий.

Изменение условий контракта (договора)

Одной из важнейших составляющих контракта (договора) является цена . Законом предусмотрено, что цена контракта (договора) может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренного контрактом (договором) количества поставляемых товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта (договора) (ч. 4.1 ст. 9 ФЗ № 94).

Ряд условий контракта не подлежит изменениям в связи с прямым запретом, указанным в ч. 5 ст. 9 ФЗ № 94, на изменение существенных условий контракта (договора) как на стадии его заключения, так и на стадии исполнения, причем не только в одностороннем порядке, но и по соглашению сторон.

ФЗ № 94 предусмотрена возможность внесения изменений в уже заключенный контракт (договор) по результатам проведения торгов или без их проведения в следующих случаях:

1. В ходе исполнения контракта (договора) заказчик по открытому конкурсу и открытому аукциону в электронной форме имеет право изменить объем поставляемых товаров, работ, услуг (см. ниже) в пределах 10 % от общего числа, если такая возможность была предусмотрена конкурсной или аукционной документацией (ч. 6 ст. 9 ФЗ № 94). К таким товарам, работам, услугам относятся:

    научно-исследовательские работы;

    опытно-конструкторские или технологические работы;

    аварийно-спасательные работы;

    реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, музейных предметов и музейных коллекций, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов;

    оказание медицинских услуг;

    аудиторские услуги.

При этом общая начальная (максимальная) цена контракта изменяется пропорционально объему таких товаров.

2. Если цена контракта (договора) на выполнение работ для нужд субъекта РФ со сроком исполнения не менее чем три года составляет более 10 млдр руб ., то выполнение данного контракта (договора) без изменения цены невозможно вследствие существенного возрастания стоимости подлежащих выполнению работ. Такая цена может быть изменена решением Правительства РФ (ч. 6.2 ст. 9 ФЗ № 94).

3. Если цена контракта (договора) на выполнение работ для нужд субъекта РФ составляет более 1 млрд руб . и срок исполнения указанного контракта составляет не менее чем три года, то цена такого контракта (договора) может быть изменена на основании закона субъекта РФ (ч. 6.3 ст. 9 ФЗ № 94).

4. Если цена контракта (договора) на выполнение работ для муниципальных нужд составляет более 500 млн руб . и срок исполнения обязательств по данному контракту (договору) составляет не менее трех лет, цена такого контракта может быть изменена на основании решения представительного органа местного самоуправления.

5. При этом законом не допускается перемена поставщика, за исключением случаев, если новый поставщик является правопреемником исполнителя по такому контракту (договору) вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения (ч. 6.1 ст. 9 ФЗ № 94).

6. В случае изменения, в соответствии с законодательством РФ, регулируемых государством цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий, цен и тарифов в области газоснабжения, тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса заказчик при исполнении государственного или муниципального контракта, заключенного на основании ч. 1 или ч. 2 ст. 55 ФЗ № 94, обязан изменить цену такого контракта (договора) соответственно размеру изменения тарифов на соответствующие товары и услуги организаций коммунального комплекса, цен и тарифов в области газоснабжения, цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий.

7. При заключении контракта (договора) по результатам проведения открытого конкурса или открытого аукциона в электронной форме заказчик по согласованию с участником размещения заказа вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта (договора) , предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (договора), если данное требование предусмотрено конкурсной или аукционной документаией (ч. 6.5 ст. 9 ФЗ № 94).

8. По согласованию с поставщиком заказчик вправе изменить цену контракта (договора) пропорционально объему указанных дополнительных товаров (работ, услуг) или объему указанной части работ (услуг), но не более чем на 10 % (ч. 6-6.6 и 8.1 ст. 9 ФЗ № 94). При этом следует иметь в виду, что заказчик может изменить в пределах 10 % указанные в контракте объемы лишь при соблюдении в совокупности следующих условий:

    возможность таких изменений должна быть предусмотрена конкурсной или аукционной документацией;

    внесение таких изменений возможно лишь на этапе исполнения контракта, т. е. после его подписания обеими сторонами.

9. В случае перемены заказчика по контракту (договору) права и обязанности по такому контракту (договору) переходят к новому заказчику в том же объеме и на тех же условиях (ч. 6.6 ст. 9 ФЗ № 94).

10. При расторжении контракта (договора) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по данному контракту, в соответствии с ч. 8.1 ст. 9 ФЗ № 94, заказчик вправе заключить контракт с участником, с которым в соответствии с законом заключается контракт при уклонении победителя торгов, при условии:

    с огласия участника размещения заказа, занявшего второе место;

    е сли обстоятельства заключения контракта соответствуют тем, которые были прописаны в аукционной, конкурсной документации или спецификации, приложенной к запросу котировок и заявке поставщика, которой присвоен второй номер, в том числе цена за единицу.

При этом объем контракта может быть уменьшен пропорционально объему, выполненному победителем, с соответствующей корректировкой цен.

Расторжение контракта (договора)

Под расторжением контракта понимается прекращение установленных контрактом обязательств в пределах срока действия контракта без создания между сторонами новых обязательств. Документом, подтверждающим прекращение действия контракта (договора), как правило, является с оглашение о расторжении.

В соответствии с ч. 8 ст. 9 ФЗ № 94 расторжение контракта (договора) допускается только по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством или договором.

1. Контракт (договор) на выполнение работ, поставку товаров, оказание услуг может быть расторгнут по соглашению обеих сторон системы размещения госзаказа. Предложение о расторжении контракта (договора) оформляется в форме официального письма, которое подписывается руководителем организации заказчика и направляется в адрес поставщика (подрядчика, исполнителя). Обязательным условием при составлении данного предложения является указание оснований, которые легли в основу принятия такого решения. В случае получения согласия на расторжение контракта заказчиком составляется Соглашение о расторжении контракта (договора). Вследствие получения отказа на поступившее предложение или неполучения ответа в указанный срок требование о расторжении контракта (договора) может быть направлено в суд.

2.Контракт может быть расторгнут по решению суда, если одна из его сторон существенно нарушила требования контракта (договора). Вследствие указанных действий одна из сторон контракта (договора) несет существенный ущерб, в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении контракта (договора).

Принимая решение обратиться в суд, заказчику следует уточнить, требуется ли соблюдение претензионного порядка разрешения спора. Если стороне, изъявившей желание расторгнуть контракт (договор), необходимо соблюдение претензионного порядка, то ей нужно предварительно обратиться к другой стороне контракта (договора), направив ей соответствующую претензию в письменной форме, с предложением урегулировать спор или расторгнуть контракт (договор) в добровольном порядке. Поставщик (подрядчик, исполнитель), существенно нарушающий условия контракта, рискует получить от заказчика требование о расторжении контракта.

Обратим внимание, например, что согласно ст. 523 ГК для договора поставки к существенным нарушениям условий поставки со стороны поставщик а относятся:

    поставка товаров ненадлежащего качества (причем ответственность за поставку некачественных товаров поставщик несет даже при отсутствии его вины);

    несвоевременная поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг (нарушение сроков поставки).

Для того чтобы заказчик на практике смог себя защитить от вышесказанного, з аконом предусмотрено право заказчика отказаться от принятия товаров, качество которых не соответствует требованиям, изложенным в извещении, а также от товаров, срок поставки которых неоднократно был нарушен поставщик ом.

Для заказчика к существенным условиям нарушения исполнения контракта относятся нарушения сроков оплаты поставляемых товаров (выполненных работ, оказанных услуг), а в случае закупок, предметом которых является поставка товаров, - невыборка поставляемой продукции.

Если в качестве стороны-нарушителя условий контракта (договора) выступает поставщик , то заказчик , в соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 94-ФЗ, в течение трех рабочих дней со дня расторжения контракта (договора) направляет в территориальный орган УФАС сведения о таком участнике для включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщик ов.

В случае расторжения контракта (договора) по инициативе заказчика в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик вправе заключить контракт (договор) с участником, с которым заключается контракт (договор) при уклонении победителя, с согласия такого участника.

Светличная Лилия Алексеевна
специалист Единого центра консультаций по госзакупкам,
менеджер по обучению ЮТЦ «Ориентир»

13.03.2012 г.

У вас остались вопросы по теме «Что необходимо знать о государственном и муниципальном контракте» ? Вы можете по этой теме специалистам ЕЦГЗ.

В соответствии со ст. 1229 ГК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 1274 ГК РФ использование данного материала или его составных частей в целях размещения его на других сайтах допускается только с письменного разрешения правообладателя .

Напоминаем, что использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.


1. Государственный или муниципальный контракт - договор, заключенный органом государственной власти или органом местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета.
2. Государственный и муниципальный контракты размещаются на конкурсной основе, если иное не установлено федеральными законами, законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
3. Государственный и муниципальный контракты включают обязательное условие о выплате неустойки при нарушении исполнителем условий контракта.
4. Государственный или муниципальный заказ представляет собой совокупность заключенных государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета.
5. Отношения, связанные с государственными и муниципальными контрактами, регулируются федеральными законами, законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.


1. Отношения, связанные с государственными и муниципальными контрактами, помимо БК РФ, регулируются и рядом иных федеральных актов, среди которых следует выделить в первую очередь ГК РФ, а также:
1) Закон о конкурсах на размещение заказов;
2) Закон о поставках продукции для государственных нужд;
3) Закон о закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд.
Субъекты РФ и муниципальные образования вправе принимать собственные нормативные правовые акты, регулирующие порядок и условия заключения и исполнения государственных и муниципальных контрактов их исполнительными органами.
2. Поставка товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд осуществляются на основе государственных или муниципальных контрактов. При этом государственными нуждами признаются определяемые в установленном законом порядке потребности РФ или субъектов РФ, обеспечиваемые за счет средств соответствующих бюджетов, а муниципальными нуждами - определяемые в установленном законом и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления порядке потребности муниципальных образований, обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов.
Если иное не предусмотрено действующим законодательством, то к отношениям по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки, к отношениям по выполнению работ для государственных и муниципальных нужд - положения о договоре подряда, а к отношениям по оказанию услуг для государственных нужд - положения гражданского законодательства о возмездном оказании услуг.
По государственному или муниципальному контракту (далее - государственный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары, выполнить работу и передать ее результат или оказать услугу государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг.
Государственный контракт заключается на основе заказа государственного заказчика на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для государственных нужд, принятого поставщиком (исполнителем). Для государственного заказчика, разместившего заказ, принятый поставщиком (исполнителем), заключение государственного контракта является обязательным.
Государственными заказчиками могут быть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, а также иные организации, если с ними органами исполнительной власти заключен договор, уполномочивающий их быть государственными заказчиками.
Заключение государственного контракта является обязательным для поставщика (исполнителя) лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что государственным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного контракта. Условие о возмещении убытков, указанное выше, не применяется в отношении казенных предприятий (см. п. 3 ст. 527 ГК РФ).
Если иное не предусмотрено действующим законодательством, государственный контракт может быть заключен только на основании конкурса. В случае, когда государственный контракт заключается по результатам конкурса на размещение заказа на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для государственных нужд, государственный контракт должен быть заключен не позднее 20 дней со дня проведения такого конкурса.
В случае, когда действующее законодательство допускает заключение государственного контракта без проведения конкурса, государственные контракты заключаются в следующем порядке, установленном ст. 528 ГК РФ.
Проект государственного контракта разрабатывается государственным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), если иное не предусмотрено соглашением между ними.
Сторона, получившая проект государственного контракта, не позднее 30-дневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр государственного контракта другой стороне, а при наличии разногласий по условиям государственного контракта в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения государственного контракта.
Сторона, получившая государственный контракт с протоколом разногласий, должна в течение 30 дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону о принятии государственного контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий или истечении этого срока неурегулированные разногласия по государственному контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной не позднее 30 дней на рассмотрение суда.
Если сторона, для которой заключение государственного контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить государственный контракт.
Государственным контрактом может быть предусмотрено, что он должен быть исполнен поставщиком (исполнителем) по отношению к определяемому государственным заказчиком лицу (бюджетному учреждению). В этом случае государственный заказчик не позднее 30-дневного срока со дня подписания государственного контракта направляет поставщику (исполнителю) и бюджетному учреждению извещение о прикреплении бюджетного учреждения к поставщику (исполнителю).
Извещение о прикреплении бюджетного учреждения к поставщику (исполнителю), выданное государственным заказчиком в соответствии с государственным контрактом, является основанием заключения договора поставки товаров (подряда, возмездного оказания услуг) для государственных или муниципальных нужд (далее - договор с бюджетным учреждением).
Поставщик (исполнитель) обязан направить проект договора с бюджетным учреждением указанному в извещении о прикреплении бюджетному учреждению не позднее 30 дней со дня получения извещения от государственного заказчика, если иной порядок подготовки проекта договора не предусмотрен государственным контрактом либо проект договора не представлен бюджетным учреждением.
Сторона, получившая проект такого договора, подписывает его и возвращает один экземпляр другой стороне в течение 30 дней со дня получения проекта, а при наличии разногласий по условиям договора в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным договором другой стороне.
Сторона, получившая подписанный проект договора с бюджетным учреждением с протоколом разногласий, должна в течение 30 дней рассмотреть разногласия, принять меры по согласованию условий договора с другой стороной и известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. Неурегулированные разногласия в 30-дневный срок могут быть переданы заинтересованной стороной на рассмотрение суда.
Если поставщик (исполнитель) уклоняется от заключения договора с бюджетным учреждением, то бюджетное учреждение вправе обратиться в суд с требованием о понуждении поставщика (исполнителя) заключить договор на условиях разработанного бюджетным учреждением проекта договора.
Бюджетное учреждение вправе полностью или частично отказаться от товаров, работ или услуг, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения соответствующего договора. В этом случае поставщик (исполнитель) должен незамедлительно уведомить государственного заказчика и вправе потребовать от него извещения о прикреплении к другому бюджетному учреждению.
Государственный заказчик не позднее 30 дней со дня получения уведомления поставщика (исполнителя) либо выдает извещение о прикреплении к нему другого бюджетного учреждения, либо сообщает о своем согласии принять и оплатить товары (работы, услуги). При невыполнении государственным заказчиком данных обязанностей поставщик (исполнитель) вправе либо потребовать от государственного заказчика принять и оплатить товары (работы, услуги), либо реализовать товары по своему усмотрению с отнесением разумных расходов, связанных с их реализацией, на государственного заказчика.
Бюджетное учреждение производит оплату переданных ему товаров, выполненных работ, оказанных услуг в соответствии с ценами, установленными государственным контрактом.
Если иное не предусмотрено действующим законодательством или государственным контрактом, убытки, которые причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного контракта, подлежат возмещению государственным заказчиком не позднее 30 дней со дня передачи товара, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с государственным контрактом.
В случае, когда убытки, причиненные поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного контракта, не возмещаются в соответствии с государственным контрактом, поставщик (исполнитель) вправе отказаться от исполнения государственного контракта и потребовать возмещения убытков, вызванных его расторжением (см. ст. 533 ГК РФ). При расторжении государственного контракта по указанным основаниям поставщик (исполнитель) вправе отказаться от исполнения договора поставки товара для государственных нужд. Убытки, причиненные бюджетному учреждению таким отказом поставщиком (исполнителем), возмещаются государственным заказчиком.
3. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает, что государственные и муниципальные контракты, если иное не установлено действующим законодательством, могут быть заключены только на конкурсной основе. Порядок проведения таких конкурсов определяется Законом о конкурсах на размещение заказов.
Под конкурсом действующее законодательство понимает способ выявления поставщика (исполнителя) товаров (работ, услуг) для государственных нужд, обеспечивающего лучшие условия исполнения государственного контракта (см. ст. 2 Закона о конкурсах на размещение заказов).
Организатор конкурса, которым является государственный или муниципальный заказчик, осуществляет размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд посредством открытых конкурсов (в том числе двухэтапных) и закрытых конкурсов (в том числе двухэтапных). Наиболее предпочтительным видом конкурса является открытый конкурс. Протокол проведения конкурса должен содержать основания принятия организатором конкурса решения о выборе вида конкурса.
Участником конкурса может быть только поставщик (исполнитель), имеющий производственные мощности, оборудование и трудовые ресурсы, необходимые для производства товаров (работ, услуг). Организатор конкурса вправе устанавливать дополнительные требования к участникам конкурса при проведении каждого конкурса.
Организатор конкурса вправе требовать от участников конкурса предоставления сведений об их соответствии требованиям, установленным организатором конкурса. Требования к участникам конкурса, установленные организатором конкурса, предъявляются ко всем участникам конкурса и содержатся в конкурсной документации. Организатор конкурса обязан отстранить участника конкурса от участия в конкурсе на любом этапе его проведения в случае предоставления участником конкурса недостоверных сведений о его соответствии установленным организатором конкурса требованиям.
Иностранные поставщики (исполнители) товаров (работ, услуг) могут принимать участие в конкурсе в случае, если производство товаров (работ, услуг) для государственных нужд в РФ отсутствует или экономически нецелесообразно.
При проведении конкурса его организатор обязан вести протокол проведения конкурса, в котором указываются:
1) краткое описание поставляемых товаров (работ, услуг);
2) наименования и адреса участников конкурса;
3) перечень участников конкурса, которые не прошли предварительный отбор (в случае проведения такого отбора);
4) цены товаров (работ, услуг), предложенные участниками конкурса;
5) наименование победителя конкурса и цены поставляемых им товаров (работ, услуг);
6) основания принятия организатором конкурса решения об отклонении заявок на участие в конкурсе в соответствии с Законом о конкурсах на размещение заказов;
7) причины, по которым государственный контракт не заключен;
8) сведения, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона о конкурсах на размещение заказов.
Контроль за проведением конкурсов и координация их проведения осуществляются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти определяет Правительство РФ. Согласно постановлению Правительства РФ о контроле за проведением конкурсов на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд и координации их проведения, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контроль за проведением конкурсов на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд и координацию их проведения, является Минэкономразвития России. В настоящее время порядок осуществления контроля за проведением конкурсов на заключение государственных и муниципальных контрактов определяется Положением об осуществлении контроля за проведением конкурсов на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд.
4. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи государственные и муниципальные контракты должны включать в себя условие о выплате неустойки при нарушении поставщиком (исполнителем) условий контракта.
Действующее законодательство понимает под неустойкой определенную законом или соглашением сторон денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Неустойка может устанавливаться в форме штрафа, при котором размер неустойки определяется заранее, или в форме пени, когда размер неустойки пропорционален размеру просрочки, допущенной должником.
Отношения, связанные с установлением и уплатой неустойки, регулируются ст. 330-333 ГК РФ.
5. Совокупность всех заключенных государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета п. 4 комментируемой статьи называет государственным или муниципальным заказом. Государственный или муниципальный заказ объединяет в себе все обязательства соответствующего бюджета по оплате товаров, работ и услуг, выполненных на основании государственных или муниципальных контрактов.