131 фз в старой редакции. Также на данный момент акт предусматривает

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА №131-ФЗ «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

В статье исследуются вопросы правоприменения норм Федерального за-В.Г. ЕРМАКОВ кона РФ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Рассматриваются недостатки и положи -

Елецкий государст- тельные черты, присущие федеральному закону, а также их влияние на реа-

венный университет лизацию его положений.

им. И.А. Бунина

Ключевые слова: Российская Федерация, местное самоуправление, нормативное регулирование, ответственность.

Принятие Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1 стало одним из важных событий в законотворческой деятельности Федерального Собрания РФ в 2003 г. Как известно, данный Закон является четвертым (первым был Закон СССР 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», затем были приняты Закон РСФСР 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР» и Федеральный закон 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Первые шаги по реализации нового Федерального закона выявили как положительные, так и противоречивые моменты. Положительным, в первую очередь, является то, что новый Закон регулирует гораздо более широкий круг отношений в сфере местного самоуправления (его объём в три раза превышает Закон 1995 г.).

Отрицательной чертой нового Закона является то, что он централизовал нормативное регулирование многих вопросов местного самоуправления, переводя его с регионального на федеральный уровень. «Федеральная составляющая» общих принципов организации местного самоуправления, находящихся согласно ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов, в новом Законе значительно перевешивает «региональную». В результате существенно изменилась вся система законодательства о местном самоуправлении. Целью этого является приведение нормативной модели местного самоуправления в соответствие с общественной практикой.

Существенно изменился подход к территориальной организации местного самоуправления. Закон 1995 г. указывал лишь на возможность существования в границах одного муниципального образования других муниципальных образований. В новом Законе теперь четко определяется необходимость создания различных типов муниципальных образований. Определяется, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, городских округах и муниципальных районах. Это предполагает, что местное самоуправление теперь будет развиваться не только в городских центрах и посёлках, как это было до сих пор, но и на всех сельских территориях, включая небольшие населённые пункты. Тем самым новый Закон исключает возможность наличия «бесхозных» территорий. Немаловажным является и то, что новым Законом закреплён исчерпывающий перечень предметов ведения муниципальных образований различных уровней (раньше они разграничивались законами субъектов Российской Федерации).

Новый Закон в определении вопросов местного значения большое место отводит принципу субсидиарности. В соответствии с этим принципом в ведение муниципальных образований разных уровней включены те полномочия, которые на этом уровне могут реализовываться наиболее эффективно. Законом предусматривается, что

1 Федеральный закон РФ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. №40. Ст.3822.

объём вопросов, которыми должны заниматься городские и сельские поселения, меньше возложенного на муниципальные районы и городские округа. Кроме того, с учетом реальных возможностей решение некоторых вопросов, которые ранее входили в круг обязанностей органов местного самоуправления, теперь передаются органам государственной власти субъектов Федерации. К примеру, в Федеральном законе 1995 г. содержалась довольно расплывчатая обязанность муниципальных образований организовывать и содержать муниципальные учреждения дошкольного, основного общего и профессионального образования. В новом Законе из числа вопросов местного значения, решаемых муниципальными образованиями, исключена организация профессионального образования.

Новый Федеральный закон относительно ясно разграничивает полномочия органов местного самоуправления и государственных полномочий, которыми они могут наделяться. Законом устанавливается правило, которым предусмотрен определённый заслон так называемым федеральным и региональным мандатам, которые ранее устанавливались «сверху» и не обеспечивались соответствующими материальными и финансовыми ресурсами.

Новый Закон устанавливает порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Данный порядок обязателен как для федеральных, так и для региональных органов государственной власти. Несоблюдение данного порядка, признанное соответствующим судом, является основанием для отказа от исполнения.

Федеральным законом 2003 г. установлена новая форма прямой муниципальной демократии - публичные слушания. На публичные слушания в обязательном порядке выносятся проект устава муниципального образования, проект местного бюджета и отчет о его исполнении, вопросы преобразования муниципального образования и др. Всё это значительно усиливает самоорганизацию населения в осуществлении местного самоуправления.

Серьёзные изменения вносит новый Закон и в систему органов местного самоуправления. Федеральный закон 1995 г. устанавливал альтернативные возможности создания этих органов. Окончательное решение организационных вопросов отдавалось на усмотрение муниципалитетов и их населения (исключение касалось лишь обязательных представительных органов). Новый Закон достаточно жестко определяет перечень основных органов местного самоуправления: представительный орган, глава муниципального образования, местная администрация и контрольный орган. Таким образом, права населения самостоятельно определить структуру органов местного самоуправления (ст. 131 Конституции РФ) теперь существенно ограничены. Можно по-разному к этому относиться, но главное состоит в том, что новый Закон таким образом добивается единообразия этой структуры, т. к. современная практика характеризуется неоправданной пестротой организационных систем местного самоуправления.

Ст. 36 нового Закона предусматривает, что глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава, что является новеллой данного Закона. Помимо этого, в системе органов местного самоуправления предусматривается наличие исполнительно-распорядительного органа. Новым Федеральным законом определяется возможность назначения лица на должность главы этого органа (главы администрации) по контракту, который заключается на основе конкурса. Таким образом, в правовые отношения между органами местного самоуправления вносятся элементы сдержек и противовесов, которые характерны для системы разделения властей на федеральном и региональном уровнях государственной власти. В конечном итоге всё это должно оптимизировать разделение труда разных муниципальных органов, повысить эффективность их деятельности.

Безусловно, новый Закон в значительной степени изменяет статус муниципальной собственности. В нем подробнее определяется состав имущества, находящееся у муниципальных образований, которое должно использоваться только для решения вопросов местного значения. Если у муниципального образования возникают права собственности на иное имущество, то оно должно быть либо перепрофилировано, либо отчуждено. Раньше речь шла о праве создания предприятий, учреждений и

32 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ ЕЯ № 8 (48) 2008

организаций для осуществления хозяйственной деятельности без каких бы то ни было ограничений. По новому Закону эти структуры образуются только для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Этим самым, практика создания предприятий, не связанных с решением задач местного самоуправления (например, ликёроводочных заводов), становится незаконной.

В соответствии с новым Законом даже небольшое муниципальное образование должно иметь собственный бюджет. Каждое муниципальное образование должно утвердить свой финансовый план, включающий доходные и расходные статьи. Сметы в качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений возможны только у отдельных населённых пунктов, не являющихся поселениями.

В новом Федеральном законе достаточно ясно прописаны условия, при которых полномочия органов местного самоуправления переходят к органам государственной власти. Одно из важных из них - крупная просроченная задолженность муниципального образования (если она превышает 30% собственных доходов бюджета). Правда, объективности ради надо отметить, что данная мера включает органы местного самоуправления в систему органов государственной власти. А это противоречит Конституции РФ, которая устанавливает самостоятельность и обособленность органов местного самоуправления по отношению к органам государственной власти.

Теперь рассмотрим нормы Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которые предусматривают ответственность представительного органа муниципального образования перед государством, и складывающееся их правоприменение.

Глава 10 названного закона называется «Ответственность органов местного самоуправления, контроль и надзор за их деятельностью»2. В соответствии со ст. 70 органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за нарушение ими Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов и других правовых актов, невыполнение возложенных на них населением муниципального образования обязанностей.

Таким образом, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления - это неблагоприятные последствия, наступающие в силу принятия органами и должностными лицами местного самоуправления противоправных решений, неосуществление или ненадлежащее осуществление своих задач и функций, выраженные в санкциях правовых норм.

В свою очередь, ответственность подразделяется на позитивную (проспективную) и негативную (ретроспективную). Под позитивной ответственностью понимается возложение на субъекта правоотношений обязанности отвечать за совершение (или несовершение) каких-либо действий. Позитивная ответственность в отличие от негативной не является юридической. Негативная ответственность - это необходимость понести неблагоприятные последствия в связи с совершением (несовершением) каких-либо действий.

Ст. 73 комментируемого закона устанавливает ответственность представительного органа муниципального образования перед государством, в частности, основания и процедуру роспуска представительного органа муниципального образования. Возможность такого роспуска, кстати, предусматривалась и законом 1995 г. Соответствие данной процедуры Конституции РФ было подтверждено постановлением Конституционного Суда РФ от 16 октября 1997 г. «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 49 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»3. Основные отличия между законами 1995 г. и 2003 г. состоят в следующем:

2 Федеральный закон РФ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. №40. Ст.3822.

3 Постановление Конституционного Суда РФ от 16 октября 1997 г. «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 49 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. №42. Ст.4902.

Новый закон увеличивает срок, в течение которого представительный орган муниципального образования обязан принять меры по исполнению решения суда с десяти дней до трёх месяцев;

Новый закон не требует судебного подтверждения того, что установленные действия повлекли нарушение (умаление) прав и свобод человека и гражданина или наступление иного вреда;

Новый закон не предусматривает в качестве обязательного этапа процедуры привлечения представительного органа муниципального образования к ответственности вынесение письменного предупреждения представительного органа о возможности привлечения к ответственности;

Новый закон требует обязательного судебного подтверждения факта неисполнения первого судебного решения;

Новый закон предусматривает обязательность законодательной инициативы высшего должностного лица субъекта РФ при принятии закона о роспуске представительного органа муниципального образования (ранее законодательный орган субъекта Федерации мог и сам выступить с такой инициативой).

Конституционный Суд РФ в своём постановлении от 16 октября 1997 г. указал, что «положение о возможности прекращения полномочий законом субъекта РФ является особой гарантией прав местного самоуправления: в отличие от иных видов решений (в том числе постановлений) закон принимается в более усложненной процедуре (обязательные стадии законодательного процесса); закон подлежит подписанию президентом республики либо главой исполнительной власти, и, следовательно, прекращение полномочий должно быть результатом согласия законодательной и исполнительной власти субъекта РФ, по крайней мере решения его законодательного органа, принятого квалифицированным большинством голосов. Поэтому предписание п.3 ст. 49 рассматриваемого Федерального закона о необходимости принятия соответствующего решения в форме закона не противоречит Конституции Российской Федерации»4.

Полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются со дня вступления в силу закона субъекта Федерации о его роспуске. Порядок вступления в силу законов субъектов РФ определяется самими субъектами.

Новый закон в отличие от ранее действовавшего не устанавливает обязанности назначения новых выборов представительного органа муниципального образования. Исходя из постановления Конституционного Суда РФ от 16 октября 1997 г., они могут быть назначены тем же законом субъекта Российской Федерации5.

Кстати, впервые в российской практике, нормы нового Закона об ответственности представительного органа муниципального образования перед государством были применены в отношении Елецкого городского Совета депутатов.

Даже такое краткое перечисление новелл нового Федерального закона свидетельствует о серьёзном шаге вперёд на пути развития местного самоуправления в Российской Федерации. Однако, и он не лишен изъянов и противоречий, что подтверждается начавшейся практикой его реализации.

В первую очередь это касается следующего. По замыслу Федерального закона в части наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями предполагается либо отмена не обеспеченных материальными и финансовыми ресурсами федеральных мандатов, либо об их дополнительном обеспечении этими ресурсами. Но и в этом случае остаётся опасность чрезмерной перегрузки муниципальных образований государственными полномочиями. И особенно это касается муниципальных районов и городских округов. Отсюда вытекает задача законодательного урегулирования оптимальной меры допустимого объёма государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления.

Новый Федеральный закон предполагает значительное расширение правотворческой деятельности органов местного самоуправления. Однако, эффективность такой деятельности представляется сомнительной, т.к. у многих работников местного самоуправления нет достаточного опыта и знаний для профессиональной подготовки право-

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

вых актов. В этой связи необходима помощь муниципалитетам со стороны федеральных и региональных органов государственной власти. А действенной формой подобной помощи может служить подготовка модельных муниципальных правовых актов.

Федеральный закон страдает и более мелкими неточностями. К примеру, ст. 36 устанавливает, что полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда. Но в соответствии со ст. 402 Уголовно-процессуального кодекса РФ вступивший в законную силу приговор суда может быть обжалован в порядке надзора. Возникает вопрос: должен ли глава муниципального образования занять прежнюю должность, если в порядке надзора его дело было пересмотрено, и он был оправдан. Ответа на данный вопрос Федеральный закон не даёт.

Заключая, хотелось бы отметить, что позитивный эффект, на который рассчитывают инициаторы новой реформы местного самоуправления, будет иметь место только в том случае, если при реализации Федерального закона будет проявлена такая же политическая воля, как и при его подготовке и принятии. Тем более что объективных проблем, в том числе правовых, требующих последовательного и системного решения, немало.

1. Федеральный закон РФ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. №40.

2. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 октября 1997 г. «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 49 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. №42.

TO A QUESTION ON REALISATION OF THE FEDERAL LAW №131-FL «ABOUT THE GENERAL PRINCIPLES OF THE ORGANISATION OF LOCAL GOVERNMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION»

Список литературы

Yelets state university of name I.A. Bunin

In article questions law applying правоприменения norms of the Federal law of the Russian Federation №131-FL «About the general principles of the organization of local government in the Russian Federation» are investigated. Lacks and the positive lines inherent in the federal law, and also their influence on realization of its positions are considered.

Keywords: the Russian Federation, local government, standard regulation, responsibility.

Федеральный закон под номером 131 был зарегистрирован в октябре 2003 года и в нем идет речь об общих принципах организации местного самоуправления в РФ. Обзор действующей редакции с последними изменениями, комментариями и дополнениями на 2016 год представлены в этой статье.

Фз 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Как сказано в первой статье этого ФЗ, местное самоуправление в Российской Федерации является одной из основ конституционного строя в стране. Этот закон служит гарантом того, что местное самоуправление признается и осуществляется по всей территории и во всех видах муниципального образования, а также сельских поселениях. Таким образом осуществляется власть народом. В отдельных субъектах население получает полномочия самостоятельно решать значимые вопросы и при этом брать на себя ответственность в соответствии с данным нормативным правовым актом.

Полномочия главы сельского поселения

Одним из субъектов самоуправления является сельское полномочие и в четвертой главе, после основных положений, прописан такой вопрос, как наделение органов МСУ отдельными полномочиями. Госдума отдает часть депутатских полномочий и прав местным органам. Глава сельского поселения является представителем своего ТСО в отношениях с другими городскими образованиями и органами власти, например, отправление запросов депутатам, а также гражданами и организациями.

Глава сельского поселения наделен полномочиями подписывать нормативно-правовые акты, которые принимает Совет депутатов. Также он может требовать внеочередной созыв Совета, и самостоятельно издавать акты, но в пределах своих полномочий. Кроме того, глава сельского поселения имеет целый ряд административных обязанностей. При этом устав, вступивший в силу, может отличаться в зависимости от конкретного типа поселения.

Виды муниципальных образований по ФЗ №131

Из-за несостоятельности некоторых сельских поселений и их присоединения к более сильным, характеризующихся мощным , количество муниципальных образований значительно сокращается.

Также на данный момент акт предусматривает:

  • городское поселение;
  • муниципальный район;
  • городской округ;
  • внутригородская территория города.

Признаки муниципального образования по ФЗ №131

По данному законодательному акту признаками, характеризующими муниципальное образование, являются следующие:

  • территориальное население в определенных границах;
  • местное самоуправление ведется выборными органами;
  • существует муниципальная собственность;
  • реализация автономности и самостоятельности при решении местных вопросов;
  • свой устав, отвечающий процессуальным нормам Российской Федерации.

При этом предусматривается, что положения о муниципальном образовании должны быть опубликованы на официальном общественном сайте района. Цель — чтобы граждане были ознакомлены с принятием последних решений, новостями, тестами, ответами на вопросы и гарантиями.

Какие вопросы контролирует ФЗ № 131

Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется Конституцией и Федеральным законом № 131. Возможность самостоятельно организовывать благоустройство в государственных регионах является поистине демократическим явлением. Однако далеко не все знают, что такое самоуправление и на чем оно базируется. В этой статье будет разобран соответствующий Федеральный закон, в котором приведены все основные положения, которые касаются представленного явления.

Что такое самоуправление в регионах?

Согласно статье 1 самоуправление на местах составляет конституционный российский строй, а также признается, гарантируется и реализовывается на всей территории государства. Что представляет собой эта система? Закон говорит о форме осуществления народом собственной власти, но только в установленных законом пределах. Интересы населения обязательно должны учитываться в инстанциях самоуправления, после чего начинать реализовываться на практике.

Самоуправленческие органы избираются российским населением, а потому наделяются рядом определенных полномочий. В орган должны входить выборные должностные лица, избирающиеся на основе прямого и равного голосования.

Права граждан на самоуправление

ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" закрепляет нормы, в соответствии с которыми все российские граждане имеют право осуществлять самоуправление на местах путем участия в выборах, референдумах и прочих формах волеизъявления. Граждане имеют такое право независимо от своего языка, должности, религиозных убеждений и т. д. Согласно статье 55 Конституции, ограничивается это право лишь в том случае, если оно противоречит нравственности, здоровью или жизни населения.

Что является правовой основой местного самоуправления? Здесь стоит выделить Конституцию, а именно главу 8, а также разного рода ФКЗ и ФЗ. Изменение принципов формирования и реализации местного самоуправления допускается только путем внесения соответствующих поправок в перечисленные юридические источники.

О принципах местного самоуправления

В главе 2 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" закрепляются основные принципы и условия, на которых базируются соответствующие инстанции. Так, в статье 10 закрепляются положения, касающиеся территории муниципального образования. Согласно закону, самоуправленческие органы могут формироваться только в городских и а также в округах города и районов муниципалитета. При этом в статье 11 указываются границы муниципальных образований, а в статье 12 - условия, по которым эти границы могут быть поделены.

В последующих положениях закона говорится о принципе постоянной модернизации и преобразования муниципальных образований. Государство должно периодически поощрять и финансово помогать инстанциям, занимающимся самоуправлением. В статье 13 говорится о возможном упразднении рассматриваемых инстанций в отдельных регионах. При этом ликвидация должна иметь конкретную цель - например, реорганизацию, перенос органа и т. д.

Здесь же стоит отметить и другие, "классические" принципы. Это законность, соответствие целям гуманизма, социальная направленность и т. д.

Наделение органов полномочиями

Самоуправления, согласно статье 19 рассматриваемого закона, обладают рядом определенных полномочий, которыми их наделяет государство. Как именно рассматриваемые инстанции могут быть наделены соответствующими функциями? Ответ на этот вопрос дает Конституция, в которой говорится о свободном формировании соответствующих органов. Стало быть, и полномочия у самоуправленческих инстанций могут быть различными - в зависимости от того, что прописано в региональном федеральном законе. При этом органы местного самоуправления в Российской Федерации не должны отходить от правил, которые прописаны в рассматриваемом законе - № 131-ФЗ.

Но что именно должен содержать региональный закон, который предусматривает наделение полномочиями самоуправленческие инстанции? Закон указывает:

  • на информацию о муниципальном образовании;
  • на перечень обязанностей и прав инстанций местного самоуправления;
  • на способ расчета нормативов для объема финансовых поступлений и т. д.

Чуть более подробно стоит рассказать о том, какими именно полномочиями обладают органы самоуправления в большинстве регионов России.

Вопросы местного самоуправления

Перечень полномочий, закрепленный в статьях 14-15, лучше всего предоставит ответ на вопрос о том, что такое самоуправление. Вот какие функции рассматриваемых инстанций выделяет закон:


И все же, что такое самоуправление? Согласно закрепленным в законе данным, это инстанция, реализующая функции политического, социального, культурного и экономического характера.

Органы местного самоуправления

Что составляет самоуправленческую систему любого региона? В статье 34 рассматриваемого закона говорится о представительном органе, региональной исполнительной ветви власти в лице местной администрации, контрольно-счетной инстанции и иных властных органов.

Таким образом, в состав системы могут входить муниципальные государственные инстанции. Обязательно ли это? Согласно Конституции РФ, нет. Так, в основном законе страны закреплена возможность каждого региона самостоятельно формировать структуру самоуправленческой инстанции - в зависимости от указанных в муниципальном уставе данных. При этом государственные органы и органы местного самоуправления могут тесно взаимодействовать между собой.

Об ответственности органов

Инстанции местного самоуправления, как и любые другие властные органы, обладают определенной долей ответственности - как перед самим государством, так и перед всем населением. Согласно статье 70 рассматриваемого закона, самоуправленческие органы могут даже менять свою структуру вследствие допущенных в ходе своей работы нарушений.

Происходит это очень просто: население соответствующего муниципалитета отзывает одних должностных лиц, а вместо них ставит других. Происходит это все, конечно же, путем референдума или выборов.

Местное самоуправление – это способ взаимодействия народа с избранной властью. Для определения полномочий, прав и обязанностей местного самоуправления, был создан Федеральный закон № 131-ФЗ, который регламентирует все названные функции. В данной статье вы найдете основной обзор закона, подробную аналитику изменений произошедших за последнее время и сможете скачать актуальный текст закона с последними изменениями.

При помощи местного самоуправления, люди, проживающие на определенной территории, могут реализовать свое право на участие в управлении государством. Для регуляции процессов создания, функционирования и контроля местного самоуправления 06.10.2003 года был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ (далее – Закон 131-ФЗ). Корректируя его нормы под действующие жизненные реалии, статьи Закона 131-ФЗ были изложены во множестве различных редакций. В данной статье вы найдете обзор структуры закона с кратким содержанием глав, обзор изменений произошедших за 2017 год и сможете самую актуальную версию Закона о самоуправлении 131-ФЗ с последними корректировками.

Обзор структуры закона о местном самоуправлении

Действующая редакция Закона о местном самоуправлении в РФ 131-ФЗ состоит из 12 глав и 86 статей. Каждая глава раскрывает определенную тему, касающуюся местного самоуправления в РФ:

  • Глава 1 «Общие положения», включает в себя статьи с 1 по 9. В главе раскрывается термин «местное самоуправление», другие понятия и термины, использующихся в законе. Помимо этого, в главе закреплены полномочия органов местного самоуправления, принципы сотрудничества между органами самоуправления различных муниципальных образований, правовая основа местного самоуправления, правовой статус нормативных актов, создаваемых органами местного самоуправления и информация касающаяся официальной символики муниципальных образований, а также право граждан РФ на осуществления самоуправления на местах.
  • Глава 2 «Принципы территориальной организации местного самоуправления», включает в себя статьи с 10 по 13, учитывая статьи 13.1 и 13.2. Глава содержит основные принципы, по которым происходит организация местного самоуправления: границы территорий, территории и их изменение, преобразование муниципальных образований. Еще в главе закреплены принципы упразднения поселений и создания на межселенных территориях новых муниципальных образований.
  • Глава 3 «Вопросы местного значения», включает в себя статьи с 14 по 18, учитывая статьи 14.1, 15.1, 16.1, 16.2, 17.1, 18.1. Глава содержит информацию, касающуюся компетенции органов самоуправления на определенной территориальной единице: село, муниципальный район, округ города, район внутри города. В главу включены правила муниципального контроля, принципы правового регулирования полномочий органов местного самоуправления, анализ и оценка их деятельности с точки зрения эффективности.
  • Глава 4 «Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями», включает в себя статьи с 19 по 21. В главе указан порядок наделения государственными полномочиями, их реализации и контроля за исполнением таких полномочий, проводящегося государством.
  • Глава 5 «Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления», включает в себя статьи с 22 по 33, учитывая статью 25.1. В главе определены принципы осуществления референдума на местах, муниципальных выборов, проведения голосования, для отзыва должностных лиц местного самоуправления, избранных депутатов, изменения границ и преобразования муниципального образования. Закреплены правила по сходу граждан, осуществления ими правотворческой инициативы, организации публичных слушаний, конференций и собраний граждан, их опроса, взаимодействия с органами местного самоуправления и других форм участия населения.
  • Глава 6 «Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления», включает в себя статьи с 34 по 42. Глава содержит основные принципы деятельности и компетенции различных органов местного самоуправления (фракции, местная администрация и т.д.) и должностных лиц местного самоуправления.
  • Глава 7 «Муниципальные правовые акты», включает в себя статьи с 43 по 48, учитывая статью 43.1. Глава содержит информацию о систематизации муниципальных правовых актов, регистрации данных актов в реестре, о подготовке, вступлении и отмене муниципальных правовых актов.
  • Глава 8 «Экономическая основа местного самоуправления», включает в себя статьи с 49 по 65, учитывая статью 63.1. Статьи 57-59, 62 утратили силу. Данная глава содержит информацию относительно муниципального имущества, местных бюджетов, закупок для муниципальных нужд, выравнивания бюджетной обеспеченности, предоставления финансовой помощи.
  • Глава 9 «Межмуниципальное сотрудничество», включает в себя статьи с 66 по 69. Глава содержит информацию о различных формах межмуниципального сотрудничества и осуществляющих его, организациях.
  • Глава 10 «Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль и надзор за их деятельностью», включает в себя статьи с 70 по 78, учитывая статью 74.1. Главой закреплена ответственность органов местного самоуправления перед государством, населением и организациями, правила удаления главы муниципального образования в отставку, основные принципы контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления.
  • Глава 11 «Особенности организации местного самоуправления», включает в себя статьи с 79 по 82, учитывая статьи 82.1, 82.2, 82.3. В главе описаны нюансы организации местного самоуправления на разных территориях: города, наукгородки, приграничные территории и так далее.
  • Глава 12 «Переходные положения», включает в себя статьи с 83 по 86. В главе содержится информация относительно вступления закона в силу, принципы деятельности самоуправления в период замены регулятивных актов, обеспечение реализации данного закона и утративших силу нормативных актах.

Обзор изменений и дополнений в 131-ФЗ за 2017 год

За 2015 год текст Федеральный закон 131 претерпевал изменения 5 раз. Ниже, вы найдете обзор наиболее значимых изменений в 131-ФЗ вступивших в силу в 2017 году:

  1. Статья 2 Федерального закона от 03.02.2015 №8-ФЗ, внесла изменения, закрепляющие запрет на перевыборы депутатов представительного органа муниципального образования, попавшего под роспуск в соответствии с нормами ч. 2.1. ст. 73 Закона 131-ФЗ, за непроведение заседания, считающегося правомочным, в течение 3 месяцев подряд. Запрет распространяется на перевыборы, которых проходят в связи с фактом роспуска. Исключение составят депутаты, которые судом были признаны невиновными за бездействие органа местного самоуправления.

Дополнительно, был добавлен новый способ избрания главы муниципального образования. Помимо иных способов, глава избирается из числа отобранных комиссией кандидатов, в соответствии с результатами конкурса. Решение по избранию конкретного кандидата осуществляет представительный орган муниципального образования. Данный избранный голова, будет занимать должность председателя представительного органа муниципального образования, наделенного правом решающего голоса или будет возглавлять местную администрацию.

  1. Статья 2 Федерального закона от 30.03.2015 N 63-ФЗ, несколько увеличила объем полномочий органов местного самоуправления, которые касаются вопросов местного значения. Эти поправки дали возможность гражданам, на заключение договора о целевом обучении для прохождения муниципальной службы. В связи с этим, органам местного самоуправления дали полномочия по осуществлению организации подготовки кадров для такой службы.
  2. Статья 2 Федерального закона от 30.03.2015 N 64-ФЗ, добавила головной боли органам местного самоуправления, расширив их компетенцию и обязав осуществлять отлов и содержание животных находящихся без надзора.
  3. Статья 1 Федерального закона от 29.06.2015 N 187-ФЗ, предписывает депутатам, которые заняли пост главы муниципального образования, возглавляющего местную администрацию, сложить свои депутатские полномочия. Данное требование имеет исключение: если в сельском поселении или внутригородском муниципальном образовании города федерального значения депутат совмещает полномочия председателя и главы местной администрации.
  4. Статья 3 Федерального закона от 29.06.2015 N 204-ФЗ, расширила полномочия органов местного самоуправления в области культуры и спорта, теперь к ним отнесены: развитие школьного и массового спорта, присвоение спортивным судьям разрядов и квалификационных категорий, развитие детско-юношеского спорта, с задачей формирования спортивных команд муниципальных образований. Теперь спортивные команды муниципальных формирований могут спонсироваться из местных бюджетов, для участия в официальных соревнованиях.

В Российской Федерации люди не только имеют право на местное самоуправление, но это и основа конституционного строя. Чтобы подтвердить такой постулат в законодательство РФ включили Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления, которым переводится теоретическая преамбула главного закона страны в практическое русло, чтобы все гарантии, которые он дает можно было воплотить.

ФЗ 131 об общих принципах организации местного самоуправления РФ

Данный российский закон в силе уже ни один год — Дума приняла его в 2003 г. (сентябрь), а действовать он стал двумя неделями позже (октябрь).

Значения органов местного самоуправления

Данный нормативный акт указывает — орган (-ы) местного самоуправления являются обязательным условием, так как благодаря им происходит реализация законных интересов людей. Его отдельное положение (статья 34) гласит, что структура самоуправления, в соответствии с данным ФЗ, должна включать следующие органы:

  1. Представительный, причем его глава такого может быть только выборным.
  2. Местную администрацию.

Также обязателен контрольно-счетный орган, возможно наличие других органов, если это предусмотрено муниципальным уставом.

Краткая характеристика

Этот документ указал, что могут быть следующие виды образований:

  1. Поселение.
  2. Городской округ.
  3. Муниципальный район.

Все типы образований имеют различное полномочие. Четко прописано как должна делиться территория между любыми образованиями, то есть порядок установления, изменения границ. Также точно описан вопрос их преобразования.

Краткая характеристика ФЗ будет неполной, если не указать, что каждый муниципальный орган наделен правом выполнять регулирования межбуджетных отношений. А государственный аппарат передал на места некоторые рычаги влияния на самоуправление, как того требует конституционный принцип.

Настоящий акт устанавливает межмуниципальные отношения, для обеспечения полноценных хозяйственных контактов, например, своевременного обеспечения нужными лекарствами частей какого-либо района, районов, подобные взаимоотношения эффективно построены в Вологодской области, об чем свидетельствует не один отзыв.

Действующая редакция 131 ФЗ с последними изменениями

На сегодня действующая редакция ФЗ от 2 июня 2016 г., но в начале июня этого же года будет вступать в силу свежая версия с последними изменениями, это стало известно, когда Госдума приняла № 197-ФЗ о внесении изменений в ст. 26.3 № 131-ФЗ. Что произошло в конце июня 2016 г., но, чтобы данный акт числился в новой редакции, версии с вступившими в силу изменениями нужно подождать 10 дней с момента, когда был опубликован № 197-ФЗ. То есть этот срок закончится 2 июля.

Хотя ФЗ 131 ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления, но его текст уделяет много места людям, которым доведется принимать решения на местах, то есть тем, кто будет представлять власть в образованиях. И уже давно ясно, что они часто могут выполнять неправомерные действия. Чтобы снизить их количество, данный правовой акт пополнился рядом новшеств в основные положения цель, которых закрыть многие скользкие вопросы в законодательстве.

Например, чтобы снизить вероятность выбора, принятия на работу городского, сельского головы человека со смутной биографией, данный ФЗ предусматривает, что желающий не может быть кандидатом на такую должность, если его собственные выборные права ограниченны.

Также уточняется, что условиями для принятия на любую должность может быть наличие специальных знаний, навыков, но это не касается депутата. Также последние новшества указали, как надо проводить профилактику различных незаконных деяний на местах, уточнили, что такое депутатский запрос.

Проблемы

Поскольку сила этого ФЗ уже давно распространяется на правовые взаимоотношения в сфере, то благодаря тому, что общественное мнение не было равнодушным, а также законодателям, которыми верно делался анализ ситуации, Российская Федерация имеет современный, эффективный закон, с его помощью регулируются не только основные вопросы, но и социальная помощь, другие проблемы, которые имеет территориальное управление, например, безопасность — об этом свидетельствует даже Википедия.

Полномочия главы сельского поселения

У каждого главы сельского поселения следующие полномочия:

  1. Он утверждает все планы села, деревни, например, социально-экономического развития, бюджеты, которые образование предназначило для этого.
  2. Его распоряжение позволяет формировать различные фонды, определять их целевое назначение. Например, такую процедуру должны проходить все соц. программы.
  3. Определяет льготы, назначает руководителей на все предприятия, которое имеет муниципальное образование.
  4. Утверждает планы застройки, устав поселения.

Также есть еще ряд полномочий важного значения, в законе о МСУ они перечислены в ст. 17, каждый отдельный пункт которой является полномочием, об этом свидетельствует комментарий к данному положению.

131 ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления 2016

Действующий ФЗ 131 об общих принципах организации местного самоуправления в РФ с имеющимися дополнениями регулирует всевозможные отношения в сфере, на основе Конституции, также фундаментом является Гражданский кодекс, часто пересекается с АПК, иногда с УК. Поскольку закон востребованный, то новости о поправках достаточно частое явление, с октября 2003 г. их внесение, принятие происходит несколько раз в год, об этом свидетельствует любой профильный сайт, например, Консультант Плюс.

Скачать текст закона можно

Основные положения изменений, цель

Любые положения изменений обеспечивают эффективную форму управления, которую требует внутригородской округ, деревня и тд. То есть главная цель новшеств донести людям, которые находятся на службе образования, что и как надо делать. поэтому законодателям вносить изменения, чтобы каждый исполнительный орган работал с пользой приходится часто.

Гарантии, социальная помощь

Этот акт гарант того, что люди будут иметь самоуправление на местах, а планы о социальной помощи, льготах волен принимать каждый местный орган управления, как и составлять свои планы в этой сфере, то есть объем помощи не регламентируется. Так как этот ФЗ о местном самоуправлении и не предусматривает, что сельсовет — это гуманитарная организация.

Примечание

Надо учитывать, что такой же номер носит даже не закон, а востребованная статья из ФЗ о несостоятельности (банкротстве), где указывается определение, какое имущество могут изымать. Поэтому при поиске нужно быть внимательным. Если есть необходимость, то этот акт можно скачать бесплатно на нашем сайте, причем новый его образец.