Закупка у единственного поставщика обоснование выбора. Как составить отчет об обосновании закупки у единственного поставщика Справка обоснование выбора единственного поставщика образец

В 2019 году изменились требования к обоснованию закупки у единственного поставщика. Подробнее - в статье.

Что это значит

Иными словами, это - объяснение выбора неконкурентного способа закупки. Все случаи, когда можно проводить закупку у едпоставщика, перечислены в п. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Это закрытый список, а значит, проводить неконкурентные процедуры в других случаях запрещено.

Нужно ли обоснование закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ в 2019 году

До недавнего времени заказчики были обязаны обосновывать выбор того или иного способа определения поставщика. Обоснование включали в план-график. Однако с 1 октября положения 44-ФЗ, которые утверждали этот регламент, утратили силу. Речь идет о п. 3 ст. 18 44-ФЗ. В измененной редакции закона сказано, что обоснованной считается закупка, которая соответствует требованиям ст. 19 и ст. 22 44-ФЗ. Это процедура, которую заказчик проводит, учитывая требования к нормированию и формированию НМЦК. Об обосновании способа закупки в новой редакции ничего не говорится.

С октября 2019 также утратило силу ПП РФ от 05.06.2015 № 555. Напомним, в этом НПА содержался порядок обоснования закупок, а также форма обоснования. Из всего этого можно сделать вывод, что по новым правилам заказчикам вообще не нужно объяснять выбор способа закупки на этапе планирования, а также НМЦК и предмет закупки. Кстати, теперь в рамках мониторинга проверяющие не будут оценивать обоснованность процедур.

Смотрите в таблице все случаи закупок у единственного поставщика, нужно ли обеспечение контракта, расчет и обоснование цены, уведомлять ли контрольный орган, а также по какому пункту прооизводить основание для закупки.

Но это не значит, что можно выбирать какие угодно способы определения поставщика и забыть о требованиях 44-ФЗ. Санкции за неверный выбор способа закупки остались прежними. Они прописаны в ст. 7.29 КоАП РФ. Заказчику, который проигнорировал установленный 44-ФЗ регламент выбора способа определения поставщика, грозит 30 тыс. руб. штрафа. Штраф накладывают на должностное лицо, то есть контрактного управляющего. Если заказчик должен был провести конкурс или аукцион, но выбрал другой способ закупки, сумма санкции вырастает до 50 тыс. руб. Такая же сумма штрафа будет назначена, если выбрана закрытая закупка или процедура с ограниченным участием в обход требований закона.

Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ

У заказчиков по 44-ФЗ возникают вопросы, нужен ли отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика и когда его размещать. Нет, в июле 2019 года вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 01.05.2019 № 71-ФЗ. С этого времени отменена обязанность заказчика готовить отчет при закупке у едпоставщика по любому из перечисленных в законе оснований.

Однако заказчики по-прежнему должны обосновывать цену контракта с единственным поставщиком. Расчет цены включают в контракт, когда закупают:

  • услуги по мобилизационной подготовке;
  • ТРУ у органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений;
  • ТРУ в условиях ЧС;
  • ТРУ у предприятия уголовно-исполнительной системы;
  • материалы, сырье, комплектующие для производства ТРУ в рамках трудоустройства осужденных;
  • услуги по продаже билетов и абонементов на культурные мероприятия;
  • услуги по управлению многоквартирным домом;
  • услуги по содержанию и ремонту нежилых помещений;
  • товары и услуги для референдумов и выборов;
  • нежилые здания и сооружения;
  • услуги по аренде нежилых зданий;
  • услуги по лечению россиянина за рубежом;
  • оборудование и ПО для образовательных организаций и т.д.

Обоснование по 223-ФЗ

Заказчик сам устанавливает в своем положении случаи, когда применяется неконкурентный способ закупки. По закону обоснование необязательно. Но необходимость обоснования конкретной закупки у едпоставщика может быть предусмотрена в положении.

Необходимо повысить квалификацию? Зарегистрируйтесь на онлайн-курс для руководителей организаций « ». Вы получите необходимые знания и удостоверение о повышении квалификации 40 ак. часов.

Что такое закупка у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика — это способ, при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика (ч. 1, 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ; далее — Закон № 44-ФЗ).

Обратите внимание, что закупка у единственного поставщика — это право, а не обязанность заказчика (исключение составляют лишь закупки у единственного поставщика при несостоявшихся конкурентных процедурах по 44-ФЗ).

В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика

Закупать у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно в случаях, указанных в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Указанный перечень содержит более 50 различных оснований, среди которых наиболее популярные у заказчиков:

  • осуществление закупки товаров, работ или услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93);
  • осуществление закупки на сумму, не превышающую 300 тыс. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93);
  • оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93);
  • закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной или в неотложной форме (п. 9 ч. 1 ст. 93);
  • случаи, когда открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, повторный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений признаны несостоявшимися (п. 25-25.3 ч. 1 ст. 93).

Остановимся на некоторых типах закупок у единственного поставщика.

Малые закупки

Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги на сумму не более 300 тыс. рублей. Закон № 44-ФЗ устанавливает условие: годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 2 млн рублей или 5% совокупного годового объема закупок заказчика (если 5% более 2 млн руб.) и не должен составлять более 50 млн рублей. Указанные ограничения не применяются в отношении закупок для муниципальных нужд сельских поселений.

Важно: закупки на сумму до 300 тыс. рублей не ограничены правилом об одноименных товарах.

Пример. В марте текущего года заказчик заключает контракт на поставку оргтехники в офис на сумму 90 тыс. рублей. В апреле этого же года он вправе закупить необходимый товар у единственного поставщика при условии, что цена каждого контракта не превышает 300 тыс. рублей.

При этом общая сумма таких контрактов, заключенных в течение квартала, не имеет значения при условии, что такие закупки не будут иметь признаки « дробления» и годовой объем закупок у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не превысит 2 млн рублей или 5% от совокупного годового объема закупок и составит при этом не более 50 млн руб.

Закупки малого объема очень популярны среди заказчиков из-за своей простоты:

  • Во-первых, их не нужно отражать в плане-графике в полном объеме. Информация о таких закупках отражается одной общей суммой за год, без указания сведений по каждой закупке.
  • Во-вторых, извещение о проведении такой закупки не размещается в единой информационной системе.
  • В-третьих, по таким закупкам не нужно вносить сведения в реестр контрактов.

Неконкурентная процедура

В каком случае закупка у единственного поставщика становится не правом, а обязанностью заказчика?

Если закупка путем конкурентной процедуры признана несостоявшейся по причине подачи всего одной заявки или признания только одной заявки соответствующей требованиям, заказчик обязан осуществить закупку у единственного поставщика (п. 24-25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Важно: когда закупка у единственного поставщика невозможна (например, при превышении установленных лимитов совокупного годового объема закупок), заказчик может провести открытый конкурс или электронный аукцион (ст. 54.1, 59), а также запрос котировок или запрос предложений в электронной форме (ст. 87.1, ст. 83.1).

Согласовывать закупку у единственного поставщика с контрольным органом по итогам несостоявшихся процедур, как правило, не нужно. Исключение — несостоявшийся запрос предложений в электронной форме (п. 25 ч. 1 ст. 93).

При выборе неконкурентного способа определения поставщика заказчик должен учитывать как преимущества, так и недостатки этой процедуры.

Преимущества закупки у единственного поставщика

  1. Как правило, заказчик знает поставщика, имеет успешный опыт взаимодействия с ним.
  2. Риск нарушения процедуры заключения контракта сведен к минимуму.
  3. Закупка у единственного поставщика проводится быстрее и проще, чем при конкурентных процедурах.
  4. Заказчику не нужно выделять большие ресурсы на проведение процедуры определения поставщика и заключения контракта.

Недостатки закупки у единственного поставщика

  1. Заказчик не может значительно снизить цену контракта, как, например, на электронном аукционе.
  2. Заказчику сложно обеспечить наилучшие условия выполнения контракта, как, например, в открытом конкурсе в электронной форме, из-за отсутствия конкуренции.
  3. ФАС уделяет особое внимание именно этому способу закупки, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. Заказчик может договориться с поставщиком в обход закона. Отдавая предпочтение закупке у единственного поставщика, заказчик должен понимать, что со стороны контролирующих органов повышенное внимание будет именно к неконкурентной процедуре, и ясно представлять свою ответственность в случае нарушений.

Форс-мажор

Нередки случаи, когда заказчик заключает договор с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Но далеко не все обстоятельства попадают под определение форс-мажоров.

Как узнать, что является форс-мажором, а что нет? Обратиться к ГК РФ (ст. 401), определяющему, какие обстоятельства являются чрезвычайными и непредотвратимыми. Другие случаи, например некачественное выполнение обязанностей или плохие погодные условия (если они не являются аномальными), к ним не относятся.

Пример 1. Конец финансового года

Заказчику выделили бюджетные средства в конце финансового года, и времени для проведения конкурентных процедур недостаточно. Может ли он заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на Закон № ФЗ-44 (п. 9 ч. 1 с. 93)?

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ, при закупке ТРУ, необходимых для ликвидации последствий аварии, чрезвычайных ситуаций, обстоятельств непреодолимой силы, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком. Но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.

В свою очередь, недостаток времени сам по себе не обладает признаками чрезвычайности и непредотвратимости. Поэтому такие действия заказчика будут неправомерными.

На практике Минэкономразвития России, ФАС России и арбитражные суды не признают поступление денежных средств в конце финансового года обстоятельством непреодолимой силы.

Пример 2. Профилактика

Заказчик узнал о чрезвычайной (аварийной) ситуации на подведомственном ему объекте. Вправе ли они заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы?

Если обстоятельства непреодолимой силы на момент заключения отсутствуют, то заказчик не может заключить контракт с единственным поставщиком, так как сама по себе возможность возникновения чрезвычайной ситуации не свидетельствует об объективном наличии такого обстоятельства.

На практике арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, имелись ли обстоятельства непреодолимой силы (аварийная ситуация) на момент заключения контракта.

В данном случае заказчику целесообразнее провести конкурентную закупку.

Пример 3. Контракт после аварии

Авария на подведомственном объекте уже произошла. И заказчик спустя длительное время после аварии, заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Правомерны ли в этом случае его действия?

Если для проведения конкурентных процедур времени было достаточно, то контролирующие органы могут расценить действия заказчика как неправомерные. Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком при закупке работ, необходимых для ликвидации последствий аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы, но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения подрядчика, требующих затрат времени, нецелесообразно. Поэтому если заказчик заключает контракт с единственным подрядчиком на выполнение срочных работ по устранению аварийной ситуации, возникшей задолго до этого, то он нарушает требования законодательства о контрактной системе.

Арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, было ли у заказчика время осуществить закупку конкурентным способом.

Процедура проверки контролирующим органом

При осуществлении закупки у единственного поставщика (п. 6 9, 34, 50 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ) заказчик обязан уведомить контрольный орган в срок не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта. Уведомление о такой закупке направляется в ФАС, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К уведомлению нужно приложить копию заключенного контракта с обоснованием его заключения.

Регламента проведения проверки заключения контракта не предусмотрено. Как правило:

  1. Сотрудник контролирующего органа рассматривает поступившее уведомление и оценивает действия заказчика по заключению контракта на соответствие требованиям Закона № 44-ФЗ.
  2. По итогам проверки подготавливает докладную записку.
  3. В случае отсутствия нарушений Закона № 44-ФЗ в действиях заказчика информирование последнего процедурой не предусмотрено.
  4. Если обнаружены нарушения — контролирующий орган организует внеплановую проверку, о которой заказчик обязательно будет уведомлен.

Расчет и обоснование цены в закупке у единственного поставщика

В некоторых случаях при осуществлении закупки у единственного поставщика (по п. 3, 6, 9, 11, 12,18, 22, 23, 30-32, 34, 35, 37-41, 46, 49 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) заказчик обязан определить и обосновать цену контракта (ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

При осуществлении такой закупки обоснование цены включается в текст контракта.

Выводы

  1. Заказчик не всегда может сделать выбор в пользу неконкурентной процедуры.
  2. Заказчикам необходимо помнить об ограничениях и соблюдать все законодательные регламенты, внимательно изучая формулировки и вникая в их тонкости.
  3. Поставщикам до заключения контракта нужно внимательно вычитать его текст, проанализировать информацию, обратить внимание на детали.
  4. И для заказчика, и для поставщика важно, чтобы контракт был заключен с соблюдением всех установленных условий и ограничений, иначе заключение контракта будет признано неправомерным.

Регистрируйтесь на онлайн-курс « » . Программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Понятие неконкурентной закупки. Почему поставщик называется «единственным»?

Специалисты по госзакупкам традиционно уделяют очень много времени обсуждению закупок у единственного поставщика. Это связано с тем, что они выбиваются из общего правила и необходимо соблюдать принципы 223-ФЗ. Но, по мнению многих, принципы не соблюдаются. Можно рассмотреть каждый из них.

  • Информационная открытость. Эта норма соблюдается. Никаких исключений нет. Порядок информационного обеспечения такой же, как и при конкурентной процедуре.
  • Равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции. Как доказать, что при заключении договора с единственным поставщиком нарушается принцип равноправия? Все эти слова требуют доказательств.
  • Целевое и экономически эффективное расходование денежных средств. Эта цель положена в принятие самого 223-ФЗ.
  • Сокращение издержек заказчика . Прямая закупка может свидетельствовать о сокращении издержек. Проблема в том, что юридические составы (заключение договора, сама процедура) имеют большие разночтения. Связать их сложно. Выбор единственного поставщика может стать эффективным методом. Воспринимать такую процедуру как исключение из правил не стоит.
  • Отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

О чем закон 223-ФЗ? Он не о том, как проводить закупки и какие закупки стоит проводить. Он о том, что заказчик должен принять правовые акты (положение о закупке и иные), в этом правовом акте локального характера должны быть урегулированы 3 блока вопросов:

  1. Порядок подготовки и проведения процедур закупки
  2. Способы закупки, условия их применения
  3. Порядок заключения и исполнения договоров

В нем написано одно, а на практике происходит другое. Многие заказчики забывают включить третий блок. Часто есть несоблюдение закона. По заключению договоров нужно прописать, в каком случае заказчик обязан и в каком случае он вправе заключить договор, предлагается ли договор участнику, занявшему 2 место и действия по несостоявшейся процедуре (заключается договор или нет). Исполнение договоров: хороший пример Положения у группы компаний «Газпром»: «Договоры, заключенные в результате закупки, должны исполняться в соответствии с их условиями, требованиями законов и Гражданского кодекса РФ». Одной этой фразой можно соблюсти эти требования. Закон не регулирует, каким образом проводить закупку.

В судебной практике были случаи, когда один из потенциальных участников закупки отправился в Арбитражный суд Оренбургской области и попытался признать недействительными отдельные пункты Положения о закупке конкретного заказчика Оренбургской теплогенерирующей компании. Позиций было очень много и потенциальный заказчик решил, что это ограничение конкуренции. Суд решил, что, согласно 223-ФЗ, обязанностью заказчика является размещение на официальном сайте ЕИС Положения о закупке. Заказчик выполнил эту обязанность. Также должны быть расписаны способы закупки и условия их применения. Таким образом, заказчиком был соблюден закон. Что здесь можно оспаривать? Здесь все отдано на усмотрение заказчика.

Закон не предусматривает, какой процент конкурентных закупок должен быть исполнен. Также нет ограничений в случае единственного поставщика. Есть рекомендация заключать не более 30% договоров с единственными поставщиками.

Также не нужно относиться к закупке у единственного поставщика как исключению из правил еще и по той причине, что в 223-ФЗ упомянуты 3 способа закупок: конкурс, аукцион и закупка у единственного поставщика.

С самого начала применения 223-ФЗ появляется нездоровый интерес к таким закупкам со стороны государственных органов. Например, попытки выявить коррупциогенные факторы через проверку Положений. Они:

  • выявляются в ходе антикоррупционной экспертизы,
  • представляют собой положения НПА (проектов НПА),
  • касаются деятельности органов государственных власти и местного самоуправления.

В практике Чувашской республики было дело, когда прокуратура опротестовала Положение о закупке, ссылаясь на то, что при закупке у единственного поставщика наблюдается широта дискредитационных полномочий генерального директора ГУПа. Это беззаконие со стороны прокуратуры. Коррупциогенные факторы выявляются, но вопрос в объекте этой экспертизы. Если посмотреть в закон об антикоррупционной экспертизе, то можно увидеть, что проверке должны подвергаться нормативно-правовые акты и проекты нормативно-правовых актов. Положение о закупке ни тем, ни другим не является. Это локальный акт, наряду с правилами трудового распорядка. Именно поэтому антикоррупционной экспертизе он не подлежит. Второй момент: коррупциогенные факторы относятся только к действиями органов государственной власти и местного самоуправления. Отдельные юридические лица проверке также не подлежат.

Коррупциогенные факторы — это нормы, которые могут быть применены по-разному в разных ситуациях. Смысл их выявления заключается в том, чтобы у чиновника не было свободы усмотрения при применении норм. То есть нужно, чтобы в разных ситуациях он применил бы ее единообразно.

Другое направление проверок: описание случаев этой закупки. Например, у заказчиков в Положении не предусмотрены ценовые диапазоны. Можно назвать это несоответствие принципам статьи 3 223-ФЗ. Третий сценарий: когда выносится предупреждение о возможном нарушении законодательства. Обжаловать это в судебном порядке невозможно и неизвестно, что нужно делать с такой закупкой. Так как никаких ограничений заказчику не выносится, то нарушить закон при составлении Положений нужно еще постараться.

Способы закупки заказчик описывает самостоятельно. 223-ФЗ устанавливает 2 способа закупки: конкурс или аукцион. Но закон не устанавливает, что и когда проводить. Сама процедура законом не регламентирована.

Существуют наиболее распространенные способы закупки. Часто говорят, что под закупки у единственного поставщика маскируются другие виды закупок. Например, когда в Положении указывается прямая закупка, прямой выбор, неконкурентная закупка. Доля прямых закупок не свидетельствует о том, что такие закупки не эффективны.

Можно ли обойтись без закупок у единственного поставщика? Нет, это невозможно. Это объективная реальность.

Как все происходит в контрактной системе по 44-ФЗ? Там очень много случаев закупок у единственного поставщика: 46% от всего объема закупок. По результатам мониторинга закупок, почти 30% закупок проводится у единственного поставщика. Эти цифры говорят о том, что обойтись без прямой закупки невозможно. Если есть услуги субъектов монополии, коммунальные службы и так далее: без закупок у единственного поставщика здесь не обойтись.

Важно обратить внимание на то, что конкурентная закупка имеет серьезный недостаток. Ее успешность зависит не от того, кто ее объявляет, а от тех, кто на нее приходит и как себя ведут участники. Если компания является авторитетом, то ей нет смысла приходить на конкурентную закупку. Есть риск, что заявки на такой вид закупки никто не будет подавать. Также есть риск, что на нее подадут заявки те участники, которые и не собираются исполнять этот контракт: они могут запросить аванс и исчезнуть. Это так называемое «конкурсное рейдерство».

На этом фоне закупка у единственного поставщика более конкретная и честная. Исключить такую процедуру просто глупо. Конечно, с закупкой у единственного поставщика могут наблюдаться злоупотребления правом. Это, к примеру, может быть ситуация, когда компания все закупки проводит у единственного поставщика. Также с помощью таких закупок заказчик может полностью игнорировать закупки в электронной форме. Этому можно воспрепятствовать. Был принят в первом чтении законопроект, который это запрещает.

В Постановлении Правительства №616 существует исключение: даже если товар попал в электронный перечень, но в Положении о закупке прописано наоборот (например, транспортное средство), то электронная форма не соблюдается. Это не нарушение, а одна из форма злоупотребления. Закон не устанавливает процент закупок в электронной форме.

Что же такое закупка у единственного поставщика или единственного источника? Ни в одном нормативном акте в настоящее время нет определения. Оно было только в 94-ФЗ: «При размещении заказа у единственного поставщика заказчик предлагает заключение контракта только одному поставщику» . Понятие не связано с тем, что он действительно один. Здесь не фигурирует низкоконкурентный рынок. Вопрос лежит в плоскости договорного права. В конкурентной закупке осуществляется поиск контрагента путем приглашения различных участников. По результатам закупки составляется протокол и по сути объявляется имя единственного поставщика. Ему предлагаются условия договора потому что участник известен заказчику. С наличием или отсутствием конкурентного рынка данное понятие никак не связано.

Как видит эту ситуацию ФАС России?

Сейчас многие органы власти пишут типовые требования к закупкам. Но закон не говорит о том, что кто-то может давать типовые требования. Известно только, что каждый заказчик может устанавливать свои требования в Положениях. Типовые документы не прошли регистрацию в Министерстве юстиции РФ, хотя это просто необходимо. Органы власти занимаются тем, что не входит в их полномочия. Что же написано в таких требованиях?

Авторы положений предусмотрели случай закупки, который есть в 94-ФЗ: «Закупка одноименный товаров, работ, услуг на сумму не более 100 000 рублей в квартал». Компании с выручкой в миллиарды рублей не могут соблюдать такие требования. Такие лимиты давно не устанавливаются. Также авторы таких положений пишут, что они не обязательны к применению, но рассылают письма с требованиями предоставить отчетность: каким образом они соблюдают типовое положение. Но юристы знают, что любой нормативно-правовой акт должен пройти как минимум процедуру обнародования. Иначе кому-либо вменять его несоблюдение будет неправомерно.

  • При установлении в положении о закупке права заказчика осуществлять закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) рекомендуется предусмотреть исчерпывающий перечень оснований для заключения договора с единственным поставщиком.
  • Закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы). Кроме того, закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика возможна по результатам несостоявшейся конкурентной закупочной процедуры.
  • В положении о закупке целесообразно предусмотреть обязанность обоснования необходимости заключения заказчиком договора с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), начальной (максимальной) цены договора и выбора им конкретного поставщика (исполнителя, подрядчика), с которым заключается такой договор.

Аварийная закупка: это может быть не только чрезвычайная ситуация или воздействие непреодолимых сил. Необходимо расшифровать понятие «воздействие обстоятельств непреодолимой силы». Но есть перечень того, что не является непреодолимой силой. Принято считать, что это социальный форс-мажор (забастовки, теракты и подобное), природный форс-мажор (наводнения, землетрясения и подобное), а также юридический форс-мажор (принятие нормативных актов). Таким образом катализируются условия закупки у единственного поставщика. В таких обстоятельствах необходимо составлять акт и оценивать ущерб.

Открытая конкуренция при закупке у единственного поставщика отсутствует. Но заказчик определяет победителя по определенным критериям, поэтому конкуренция сохраняется. 223-ФЗ не требует обоснования цены, но все заказчики в локальных документах предусматривают порядок и методику обоснования цены. Закупка у единственного поставщика проводится с целью экономии на проведении процедуры, поэтому обоснование делать целесообразно. но не обязательно в Положении о закупке.

По наблюдениям юристов, заказчики часто включают это в Положение о закупке. Но это не обязательно и остается на усмотрение заказчика.

Информационное обеспечение закупки у единственного поставщика точно такое же же, как и у любой другой закупки. Сейчас существует законодательная инициатива, которая призывает отмену извещения о закупке у единственного поставщика. Извещение носит уведомительный характер. И поскольку это процедура прямого заключения договора, то протокол и прочая информация занимают маленький объем. Это не является нарушением. Когда нужно выкладывать извещение о закупке, то есть когда нужно продемонстрировать открытость процедуры? Закон этого не регулирует. Предписание идет в плане конкурса и аукциона.

Отчетность. Существует ежемесячная отчетность и она представляет собой коллизию законодательства. Кому она нужна? Эта отчетность не дает представления о картине закупочной деятельности заказчика. Дело в том, что после предоставления отчетности договор может быть расторгнут и статистика будет некорректной. Только факт показывает статистику удовлетворения потребностей заказчика. Существует реестр договоров и необходимо размещать все договоры в ЕИС.

Примерные случаи закупки у единственного поставщика

  • Закупки до определенной суммы
  • Срочная потребность в товарах, работах, услугах
  • Проведение дополнительной закупки
  • Процедура закупки была признана несостоявшейся
  • Закупка услуг субъектов естественной монополии
  • Закупка определенных видов услуг (финансовые, образовательные и др.)

Обойтись без закупок у единственного поставщика невозможно. С позиции ФАС России такую закупку целесообразно делать для низкоконкурентного рынка и для срочных закупок. Целесообразно ли использовать ценовые диапазоны? Да, это нигде не регламентировано, но учитывая практику, можно поставить ценовые диапазоны на все способы закупок.

Дозакупка — это особая ситуация. Ее не стоит использовать слишком часто. Она происходит в случае, если договор уже заключен, но заказчику нужно больше. Классический случай — стройка. Она может быть как изменение договора. Есть дозакупка, которая необходима после закрытия первого договора. Можно прописать в Положении: «Если смена поставщика нецелесообразна, то закупка дополнительного объема производится у данного поставщика как у единственного».

К единственному поставщику относятся еще и услуги. Можно провести анализ деятельности заказчика и определить период, когда ему тяжело проводить конкурентные закупки (когда по статистике они наиболее часто признаются несостоявшимися). Необходимо заключать договор на возмещение затрат.

Процедура закупки признана несостоявшейся. Здесь существует 2 подхода:

  1. Когда заказчик при наличии одной заявки заключает с ее обладателем договор. В данном случая на выход единственного поставщика не получается.
  2. Когда конкурс или аукцион не состоялся, то протокол является основанием для заключения договора с единственным поставщиком как единственным участником конкурса или даже каким-то другим.

Обжалование неконкурентной закупки

Проведение закупки у единственного поставщика часто признается нарушением ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции. Однако предписания не выдаются, так как договор «разрушить» в административном порядке нельзя. Процедура закупки у единственного поставщика имеет в результате договор. Расторгнуть его могут только стороны или суд. На уровне административного порядка сделать ничего нельзя. Но зачем публикуются такие предписания, непонятно.

Эта статья говорит о том, что нельзя давать преимущество одним участникам торгов, а других ставить в дискриминационное положение. В ней не сказано о претендентах на контракт, а здесь названы определенные виды закупок.

Практика разношерстная и отношения к букве закона имеет мало. Существует 3 точки зрения:

  • ФАС (см. выше)
  • Счетная палата. Несоблюдение 223-ФЗ: определение единственного поставщика решением руководства, единственный поставщик — дочерняя корпоративная структура, все закупки у единственного поставщика. Все это не нарушение закона, но влечет за собой негативную оценку в отношении расходования средств.
  • Суды. Оспаривание закупки: противоречивый подход. Оспорить закупку у единственного поставщика невозможно (дело № А76-21718/2014) . Закон требует от заказчика продемонстрировать, как он будет покупать: способ закупки и условия его применения. Больше ничего от заказчика закон не требует. Следовательно, оспорить такую закупку невозможно. Как определить заинтересованное в оспаривании лицо? Нужно понять, зачем лицо обращается в суд. В суде обычно ищут защиты нарушенных прав. Если в исковом заявлении не написать, каким образом удовлетворение иска восстанавливает нарушенные права, то суд отклонит такой иск. Заказчик должен доказать и обосновать, что договор может быть исполнен только одним поставщиком и никаким другим (дело № А60-47219/2014) . Кому заказчик должен обосновывать и доказывать? Есть хозяйствующий субъект с потребностями. Он эту потребность удовлетворяет открытым способом. Заключение договора идет одномоментно, поэтому оспорить его невозможно.

Вопросы участников

Можно ли в Положении о закупке установить лимит закупки у единственного поставщика до 600 000 рублей?

Ответ: Да, можно. Никаких границ по ценовым диапазонам закон не устанавливает. Все зависит от объемов выручки.

Информация о закупке у единственного поставщика размещается только в Реестре договоров и Реестре закупок?

Ответ: Что такое «Реестр закупок» неизвестно, но в Реестре договоров размещается сам договор, а извещение публикуется в ЕИС.

Правомерно ли требования вышестоящего руководства проводить закупки (аукцион) на ремонт кровли дошкольного образовательного учреждения, если в Положении прописано, что работы и материалы для капремонта можно закупать у единственного поставщика? Также обязывают проводить аукцион на закупку продуктов питания, хотя по Положению можно закупить у единственного поставщика? Как быть в этой ситуации? Опыта проведения конкурентных процедур нет.

Ответ: Ответ на вопрос зависит от формулировки, которая содержится в Положении. Если написано, что «заказчик может или вправе осуществить закупку у единственного поставщика в следующих случаях:», то можно требовать проведения аукциона. Здесь двоякий ответ. Часто у заказчиков требуют отчет о том, что провести конкурентную процедуру невозможно или нецелесообразно. Если написано, что «закупка у единственного поставщика осуществляется в следующих случаях:», то можно настаивать на проведении неконкурентной процедуры.

Можно ли с помощью операторов электронной торговой площадки размещать информацию о закупке у единственного поставщика?

Ответ: Нет, это невозможно. Информацию необходимо размещать самостоятельно.

Способ простой закупки считается неконкурентным и можно ли его приравнять к единственному поставщику?

Ответ: Вмешаться в волеизъявление заказчика никто не имеет права. Если заказчик размещает данный способ, то это норма. Это остается на его усмотрение.

Если конкурентных закупок не проводилось, все закупки у единственного поставщика по Положению. Чем это грозит?

Ответ: Это ничем не грозит. Главное, чтобы было точное соответствие с Положением.

Был запрос предложений и закупка не состоялась: не подано ни одной заявки. Положением предусмотрена закупка у единственного поставщика. В течение какого времени нужно внести изменения в Положение, извещение и заключить договор? Можно ли использовать другой договор поставщика, изменить условия своего договора? Можно ли повысить начальную (максимальную) цену несостоявшегося запроса предложений, если цены изменились?

Ответ: В План закупок в данном случае изменения вносить не обязательно. Закупка в Плане есть, меняется лишь способ закупки. Также не установлено количество дней между протоколом и фактическим заключением договора с единственным поставщиком. Можно ли изменить договор? Да, можно. Так как с признанием запроса предложений несостоявшимся это само основание для проведения закупки у единственного поставщика. А это уже другая процедура. Начальную (максимальную) цену договора изменить можно, если это не запрещено Положением.

Можно ли в Положении о закупке установить лимит закупки у единственного поставщика до 700 000 рублей?

Ответ: Можно.

МАОУ СОШ. Распоряжается казначейскими бюджетными средствами, работа только по 223-ФЗ. Чем это грозит?

Ответ: Ничем. Работа идет правильно. Муниципальное учреждение работает по 223-ФЗ за исключением капобъектов по 44-ФЗ.

Нужно ли издавать приказы для внесения изменения в план закупок?

Ответ: Да. Сам по себе план имеет юридическую силу, когда он утвержден уполномоченным лицом. Должен быть определенный акт.

Будет ли выходить «Аукционный вестник»?

Ответ: А он и не прекращал выходить. Он выходит каждую пятницу с 2012 года.

В Положении о закупке предусмотрены закупки у единственного поставщика до 500 000 рублей. Нарушается ли законодательство и могут ли быть штрафные санкции?

Ответ: Нарушений нет.

Положение о закупке по 223-ФЗ необходимо каждый год выкладывать на сайт?

Ответ: Скорее всего, вопрос задает сотрудник бюджетного учреждения. В обычном случае Положение утверждается один раз, в него позже вносятся изменения. На сайте отражены все версии, старое положение. Его менять можно много раз. А бюджетные учреждения о своем режиме закупок выносят решение один раз в год. Менять его нельзя. Это решение поддерживается собственником. В конце года принимается новое решение с публикацией нового Положения.

Если закупается товар/услуга на сумму 3/5/7 тысяч рублей и он необходим для оперативного решения рабочих проблем. то мало кто из поставщиков участвуют в торгах. В таких случаях оптимально закупать у единственного поставщика?

Ответ: Да, это та негативная сторона конкурентной закупки. Она зависит от поведения поставщиков. Мелкая закупка должна проходить в облегченном режиме. Если стремиться к конкуренции во всем, то можно потерять экономию.

Будет ли считаться уходом от проведения закупки, если договор заключается каждый квартал на одноименный товар до 100 000 рублей с единственным поставщиком?

Ответ: Возможно обвинение в дроблении закупки. Возникает вопрос: могла ли компания прогнозировать, что товар/услуга понадобиться в течение года? Но такие обвинения могут быть предъявлены только в судебном порядке.

По Положению в закупках у единственного поставщика фигурирует одноименная продукция по номенклатурной группе «продукция до 200 000 рублей в квартал». Надо ли утверждать перечень одноименной продукции или можно ориентироваться по кодам ОКДП 2? Как быть с термином «злоупотребление правом»? Закупки у единственного поставщика по письму мэра с последующей практикой в ФАС.

Ответ: Злоупотребление правом — бездонная пропасть. Нужно понимать, что оно применительно к закупке это объект судебного рассмотрения. ФАС может инициировать разбирательство.

В ходе внутренней проверки было выявлено, что при закупках у единственного поставщика не были оформлены протоколы. Работники, которые должны были их оформить, уволены. Как правильно оформить эти протоколы?

Ответ: Никак. Во-первых, нет ли в Положении ремарки о протоколах? Во-вторых, попытка выложить протоколы на сайт будет рассматриваться как признание вины и это будет размещение информации с нарушением срока. В таких случаях можно сидеть тихо. Есть административный состав, но нужно, чтобы это кто-то выявил в рамках давности 1 год.

Кинопрокатная организация. Сумма проката открывается только уже после проката фильма. Обычно все суммы более 100 000 рублей. Публикуется извещение о закупке и договор. Договором является акт выполненных услуг по факту совершения закупки. Законно ли это? Должна организация внести в Положение о закупке то, что прокатная сумма вносится в ЕИС уже по факту?

Ответ: Да, система не дает провести закупку, которой нет в плане. Можно указать примерную прогнозируемую прокатную плату, а потом внести изменения в цену. И это касается не только проката. Изменение цены указано в законе.

Прокатная плата считается закупкой? Так как деньги проходят транзитом. Кинотеатры перечисляют 55%, организация перечисляет 50%. Остается 5% на хозяйственную деятельность.

Ответ: Надо смотреть договор. Если он агентский, то может быть указано, что 5% — сумма агентского вознаграждения.

Можно ли вносить изменения в опубликованное Положение о закупках и как?

Ответ: Да, можно. Необходимо открыть положение о порядке размещения информации. Необходимо размещать старую редакцию, документ с перечнем изменений и уже новый документ Положения о закупках. На это отводится 15 дней с момента утверждения изменений до размещения на сайте.

Договор не подписан, идут судебные разбирательства. Как публиковать это на сайте?

Ответ: Договора нет, публиковать ничего не нужно. Можно действовать по решению суда. Суд, возможно, укажет на ретроспективу применения договора.

Отчетность. Договоры, заключенные по результатам закупок, должны включать в себя договоры с единственным поставщиком. При автоматическом расчете в ЕИС такие договоры отражаются как договоры, заключенные по результатам закупки у единственного поставщика, а договоры, заключенные по результатам закупок, не суммируются. ?

Ответ: Договоры с единственным поставщиком должны суммироваться.

По коммунальным услугам договор с объемами должен каждый год быть новый?

Ответ: По договоренности с контрагентом.

Обязаны ли размещать договоры с единственным поставщиком в Реестре договоров? Например, монополистами. Сумма договора не превышает 100 000 рублей.

Ответ: Нет, не обязаны.

Федеральная бюджетная организация. Закупки проводятся по 44-ФЗ. но на данный момент появились внебюджетные средства и закупки по 223-ФЗ. В 2011-2012 году работа по 223-ФЗ проводилась, была электронная площадка. Необходимо ли заново регистрироваться на 223-ФЗ, создавать новое Положение, новую ЭЦП или есть возможность внести изменения в Положение?

Ответ: Скорее всего, работа по 223-ФЗ проводилась в 2012 году. Можно реанимировать свое положение, но почему проводятся закупки по 44-ФЗ?

Правомерно ли прописать в Положении заключение о рамочных договорах без суммы на объемы и периоды как закупки с единственным поставщиком? Договор на услуги банка по эквайрингу. Сумма по такому договору превысит 100 000 рублей.

Ответ: Неправомерно. Есть специальный вебинар по рамочным договорам по 223-ФЗ.

Надо ли по 2 коммерческих предложение на каждую закупку у единственного поставщика? В каком нормативном акте это указано и предусмотрены ли штрафные санкции за отсутствие коммерческих предложений?

Ответ: Ни в каком нормативном акте это не указано. Это можно регулировать Положением о закупках.

Муниципальное учреждение культуры. Работа по 223-ФЗ и 44-ФЗ. Имеет ли учреждение право делать закупки из целевых пожертвований организации в соответствии с 223-ФЗ у единственного поставщика?

Ответ: Нет, пожертвования — это 44-ФЗ. На 223-ФЗ переводятся гранты, как исполнитель по госконтакту и так далее.

При выезде тренера и спортсменов на соревнования компенсацию на поезд, питание и проживание можно ли считать отдельными договорами с единственным поставщиком согласно авансовому отчету?

Ответ: Да.

Государственное бюджетное учреждение. Имеет ли оно право проводить грант до 400 000 рублей как закупку у единственного поставщика?

Ответ: Да. Гранты могут даваться под конкретный исполнителей.

Единственный поставщик, контрагент, определяется при каждом руководителе. Так возможно?

Ответ: Да. Но целесообразно, чтобы должностные лица писали докладные записки с обоснованием.

1. Обоснование способа закупки у единственного поставщика

Провести обоснование закупки у единственного поставщика означает привести аргументы по поводу своего выбора при определении неконкурентного способа закупки.

Данный способ является достаточно простым и его выбирает заказчик самостоятельно. Благодаря ему происходит обеспечение нужд гос и муниципальных учреждений. Проведение данной процедуры предполагается согласно ст 24 44 ФЗ. На основании этого заказчик может отчитываться перед контролирующими органами, обосновывая при этом выбор именно этой закупки. Если вы хотите принять участие в закупке и побеждать, то мы готовы оказать для вас

Не знаете как правильно оформить обоснование закупки у единственного поставщика?

Обратитесь за бесплатной консультацией к нашим специалистам, они ответят на все ваши вопросы!

А вот оформленный отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика должен быть оформлен в виде отдельного документа и должен содержать подписи заказчика или его представителя.

На законодательном уровне не предполагается предусмотрение определенных правил по обоснованию срочной закупки единственного подрядчика . Обязательно потребуется отметить в данном документе:

  • соответствует ли исполнитель установленным требованиям по 44 ФЗ;
  • описать обоснование
  • повод, при котором нельзя проводить госзакупку каким-либо другим способом.

Участвуйте и побеждайте в закупках с единственным поставщиком вместе с "Центром Поддержки Предпринимательства"!

У нас в штате работают только квалифицированные специалисты!

Мы писали ранее. Также обратите внимание на статью о . В нашей статье затронем тему обязательного обоснования, а также приведем пример и образцы, которые помогут в работе.

Когда необходимо обосновать

Перечень случаев, когда госконтракт можно заключить с единственным исполнителем, установлен в ст. 93 Закона о контрактной системе. Договор должен содержать о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения исполнителя контракта, а также расчет и объяснение цены при осуществлении следующих закупок (ч. 3 и 4 ст. 93 ФЗ № 44):

  • по мобилизационной подготовке;
  • печатных или электронных изданий;
  • оказание медицинской помощи в экстренной форме вследствие или других чрезвычайных ситуаций;
  • поставка культурных ценностей;
  • произведений литературы и искусства.

От работника требуется «доказать» уникальность выбранного исполнителя или товара (работы или услуги) или возникновение непредвиденной ситуации. При этом законодательно сумма контракта не ограничивается. Пользуясь этим правилом, ряд регионов России создали специальные учреждения и наделили их соответствующими полномочиями. Это позволяет им подпадать под действие п. 6 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44 и осуществлять заказ товаров без проведения конкурсных процедур, тем самым существенно сокращая временные затраты. Как правило, это заказ лекарственных средств и медикаментов.

Документ с объяснением цены должен быть неотъемлемой частью договора, расчет должен быть прописан в самом договоре либо оформлен в виде приложения и подписан обеими сторонами. В то время, как отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика оформляется отдельным документом и подписывается только представителем заказчика.

Требования к документу

Закон не устанавливает четких требований к форме и содержанию обоснования заказа у прямого подрядчика. Однако в документе необходимо отразить:

  • соответствие выбранного исполнителя ;
  • причины, по которым невозможно провести госзакупку иным способом.