Методические рекомендации по проведению заказчиками республики тыва предварительного отбора участников закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Проведение запроса котировок способом предварительного

Пошаговый порядок действий котировочной комиссии при выборе претендующих участников на предварительный отбор закреплен определенными положениями. Их суть заключается в следующих пунктах.

Этапы предварительного отбора по 44 ФЗ

Прием и рассмотрение заявок

1. Главной обязанностью котировочной комиссии является просмотр всех поданных заявок на принятие участи в запросе котировок. Это должно быть сделано на протяжении десяти дней с момента истечения время подачи заявок.

2. Следующий шаг действий котировочной комиссии – это работа по составлению перечня поставщиков. Принимаются остаточные решения по каждому участнику отдельно. Списки составляются по результатам поданных и рассмотренных заявок поставщиков на предварительный отбор.

3. Отрицательное решение комиссии по определенному участнику про невключение его в список предварительного отбора, возможно, в следующих случаях:

  • если кандидатура не соответствует определенным требованиям, которые известны всем участникам;
  • если подан на рассмотрение комиссии неполный состав необходимых документов, или же в них обнаружена неправдивая информация;
  • если поданная заявка не является оформленной по всем требованиям, о которых были извещены участники предварительного отбора;
  • если претендент на роль поставщика был уже исключен членами комиссии из списка поставщиков еще в прошлых годах.

Оглашение итогов рассмотрения заявок

4. Все заключительные результаты просмотра и анализа поданных заявок на участие в предварительном отборе проходят специальное оформление, и создается протокол. Оформлением занимается котировочная комиссия, подписи оставляют все члены комиссии, а также присутствующие при вынесении решений. Это должно происходить в последний день перед сдачей результатов отбора заказчику. На следующий день заказчик обязан отправить информацию о результатах действий котировочной комиссии всем участникам, которые подавали заявки.

Оспаривание решения комиссии

5. Участник предварительного отбора, который был не включен в список возможных поставщиков, имеет стопроцентное право подать собственную жалобу по поводу этого решения комиссии. Осуществляется это в определенном порядке, который предусмотрен Федеральным законом.

Работа с поставщиками

6. Далее, уже заказчик занимается списком поставщиков, в который он обязан включить участников предварительного отбора. Этот список составляется по определенным видам товаров или услуг, по качеству выполнения каждым участником будущих договоренностей и т. д.

7. Заказчик имеет полное и безоговорочное право исключить участника предварительного отбора из списка, если он предоставил недействительные документы.

Проведение предварительного отбора по 44 Федеральному закону регламентируется .

по проведению заказчиками Республики предварительного отбора участников закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

1. Общие положения

В соответствии с положениями Федерального закона -ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ) в целях оказания либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик проводит предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, оказание услуг (далее - предварительный отбор).

По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей (далее - перечень поставщиков) в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок (ст. 80-82 Закона №44-ФЗ).

Перечень поставщиков подлежит ежегодному обновлению путем проведения предварительного отбора. В случае, если до даты проведения предварительного отбора в перечне поставщиков остался один участник закупки, перечень поставщиков подлежит обновлению не позднее чем через 45 дней с даты исключения предпоследнего участника закупки из этого перечня поставщиков.

Перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации -р (далее – перечень товаров, работ, услуг).

В соответствии с ч. 3 ст. 80 Закона №44-ФЗ в случае, если возникает потребность в товарах, работах, услугах, не предусмотренных перечнем товаров, работ, услуг, закупки данных товаров, работ, услуг осуществляются в соответствии с Законом №44-ФЗ. При этом, если вследствие непреодолимой силы возникла потребность в товарах, работах, услугах, не предусмотренных перечнем товаров, работ, услуг, и применение иных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) нецелесообразно в связи с затратой времени, осуществляется закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ).

Таким образом, в случае наступления чрезвычайно ситуации, заказчик вправе:

вариант 1 – заключить контракт на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, указанных в перечне товаров, работ, услуг, путем проведения запроса котировок, участниками которого будут ранее отобранные поставщики (подрядчики, исполнители) (см. ст. 82 Закона №44-ФЗ);

вариант 2 – в случае осуществления закупки товаров, работ, услуг, не включенных в перечень товаров, работ, услуг, заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ.

2. Порядок подачи заявок на участие в предварительном отборе участников закупки в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера

Мероприятия

Норма Закона 44-ФЗ

Формирование извещения о проведении предварительного отбора

Содержание извещения о проведении предварительного отбора

1. Информация, предусмотренная статьей 42 Закона:

1) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации;

3) ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Законом;

4) используемый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - предварительный отбор;

5) срок, место и порядок подачи заявок участников закупки;

6) обеспечение заявок и обеспечение исполнения контракта (не устанавливаются).

2. Информация о необходимости без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в возможно короткий срок;

3. Требования, предъявляемые к участникам предварительного отбора, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками предварительного отбора в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона, а также требование, предъявляемое к участникам предварительного отбора в соответствии с ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона;

4. Форма заявки на участие в предварительном отборе;

5. Место, дата и время проведения предварительного отбора;

6. Информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель запроса котировок или иной участник запроса котировок, с которым заключается контракт при уклонении победителя запроса котировок от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя запроса котировок или иного участника запроса котировок уклонившимися от заключения контракта.

ч.5 ст.80, ст.42, ст.31, ст.33

Проект контракта

К извещению о проведении предварительного отбора должен быть приложен проект контракта (цена контракта, сроки, количество товара (объемы работ, услуг) не указываются – незаполненные строки будут заполнены по результатам проведения запроса котировок)

ч.6 ст.80

Размещение извещения о проведении предварительного отбора на официальном сайте (ЕИС)

Срок размещения извещения на официальном сайте (ЕИС)

Не позднее чем за 20 дней до даты истечения срока подачи заявок на участие в предварительном отборе

Заказчик также вправе опубликовать извещение о проведении предварительного отбора в любых или разместить его в электронных средствах массовой информации.

ч. 4 ст.80

Подача заявок на участие в предварительном отборе

Порядок подачи заявок

Заявки на участие в предварительном отборе подаются в срок и по форме, которые указаны в извещении о проведении предварительного отбора.

ч.7 ст. 80

Заявки на участие в предварительном отборе, поданные по истечении срока их подачи, не принимаются и не рассматриваются заказчиком.

Каждая заявка на участие в предварительном отборе, поданная в срок, указанный в извещении о проведении предварительного отбора, регистрируется заказчиком. По требованию участника предварительного отбора, подавшего такую заявку, заказчик выдает расписку в ее получении с указанием даты и времени ее получения.

3. Порядок проведения предварительного отбора в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера

Мероприятия

Норма Закона 44-ФЗ

Рассмотрение поданных заявок на участие в запросе котировок


Срок рассмотрения заявок

Котировочная комиссия обязана рассмотреть поданные заявки в течение 10 дней с даты истечения срока подачи заявок на участие в предварительном отборе

Результат рассмотрения заявок

Котировочной комиссией на основании результатов рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе составляется перечень поставщиков и принимается решение о включении или об отказе во включении участника предварительного отбора в перечень поставщиков.

Основания для отказа во включении в перечень поставщиков

Решение об отказе во включении участника предварительного отбора в перечень поставщиков принимается, если:

1) участник предварительного отбора не соответствует требованиям, установленным извещением о проведении предварительного отбора;

2) документы для проведения предварительного отбора представлены не в полном объеме или предоставлена недостоверная информация;

3) заявка на участие в предварительном отборе не соответствует требованиям, установленным извещением о проведении предварительного отбора;

4) участник предварительного отбора исключен из перечня поставщиков, который составлен по результатам предварительного отбора, проводившегося в предыдущие годы.

Оформление протокола

Результаты рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе оформляются протоколом, который ведется котировочной комиссией, подписывается всеми присутствующими членами котировочной комиссии и в день истечения срока рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе размещается заказчиком в единой информационной системе.

Заказчик не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, направляет уведомления о принятых решениях участникам предварительного отбора, подавшим заявки на участие в нем.

Подана только одна заявка или не подано ни одной такой заявки

Заказчику необходимо обеспечить участие в предварительном отборе и включение в перечень поставщиков не менее двух поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Если по окончании срока подачи заявок на участие в предварительном отборе подана только одна заявка на участие в отборе или не подано ни одной такой заявки заказчику необходимо повторно провести предварительный отбор.

Обжалование результатов

Решение котировочной комиссии об отказе во включении участника предварительного отбора в перечень поставщиков может быть обжаловано таким участником в порядке, установленном Законом.

Составление перечня поставщиков

Заказчик составляет перечень поставщиков, в который включаются участники предварительного отбора, в отношении которых принято решение о включении их в перечень поставщиков. Перечень поставщиков составляется в соответствии с видами товаров, работ, услуг, соответственно поставки, выполнение, оказание которых могут осуществить эти участники.

Исключение из перечня поставщиков

В случае установления недостоверности информации, содержащейся в представленных участником предварительного отбора документах, заказчик исключает из перечня поставщиков этого участника.

⃰ Учитывая специфику предварительного отбора, на момент проведения предварительного отбора заказчик не может установить достоверное количество и цену необходимых товаров, работ, услуг на момент возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, либо возникновения необходимости оказания гуманитарной помощи.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 82 Закона №44-ФЗ закупка путем проведения запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера осуществляется без ограничения цены контракта.

Однако, в соответствии с положениями п. 1 ч. 5 ст. 81, во взаимосвязи с п. 2 ст. 42, Закон №44-ФЗ требует, чтобы извещение о проведении предварительного отбора содержало информацию о начальной (максимальной) цене контракта (НМЦК).

Также функционал официального сайта технически не позволяет разместить извещение о проведении предварительного отбора без указания НМЦК либо с указанием 0,00 рублей. Таким образом, до внесения соответствующих изменений в Закон №44-ФЗ, заказчику необходимо указать на официальном сайте при размещении извещения о проведении предварительного отбора НМЦК, например, в размере условной величины 0,01 рублей. При этом в самом извещении целесообразно указывать, что НМЦК не установлена.


Статья 80. Порядок подачи заявок на участие в предварительном отборе участников закупки в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера

1. В целях настоящего Федерального закона под гуманитарной помощью понимаются поставляемые Российской Федерацией на безвозмездной основе иностранным государствам, их федеративным или муниципальным образованиям, международным или иностранным учреждениям, некоммерческим организациям, иностранным физическим лицам товары, выполняемые для них работы, оказываемые медицинские и социально-бытовые услуги малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий. В целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик проводит предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - предварительный отбор). По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей (далее также - перечень поставщиков) в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок.

2. Перечень поставщиков подлежит ежегодному обновлению путем проведения предварительного отбора. В случае, если до даты проведения предварительного отбора в перечне поставщиков остался один участник закупки, перечень поставщиков подлежит обновлению не позднее чем через сорок пять дней с даты исключения предпоследнего участника закупки из этого перечня поставщиков.

3. Перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, устанавливается Правительством Российской Федерации. В случае, если возникает потребность в товарах, работах, услугах, не предусмотренных этим перечнем, закупки данных товаров, работ, услуг осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом, если вследствие непреодолимой силы возникла потребность в товарах, работах, услугах, не предусмотренных этим перечнем, и применение иных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) нецелесообразно в связи с затратой времени, осуществляется закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

4. Не позднее чем за двадцать дней до даты истечения срока подачи заявок на участие в предварительном отборе заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении предварительного отбора. Наряду с этим заказчик также вправе опубликовать извещение о проведении предварительного отбора в любых средствах массовой информации или разместить его в электронных средствах массовой информации.

5. В извещении о проведении предварительного отбора должна быть указана следующая информация:

2) информация о необходимости без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в возможно короткий срок;

3) требования, предъявляемые к участникам предварительного отбора, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками предварительного отбора в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам предварительного отбора в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) форма заявки на участие в предварительном отборе;

5) место, дата и время проведения предварительного отбора;

6) информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель запроса котировок или иной участник запроса котировок, с которым заключается контракт при уклонении победителя запроса котировок от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя запроса котировок или иного участника запроса котировок уклонившимися от заключения контракта.

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и в рамках своей компетенции сообщает.

Согласно части 1 статьи 80 Закона N 44-ФЗ в целях указанного Федерального закона под гуманитарной помощью понимаются поставляемые Российской Федерацией на безвозмездной основе иностранным государствам, их федеративным или муниципальным образованиям, международным или иностранным учреждениям, некоммерческим организациям, иностранным физическим лицам товары, выполняемые для них работы, оказываемые медицинские и социально-бытовые услуги малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий. В целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик проводит предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - предварительный отбор). По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей (далее также - перечень поставщиков) в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок.

Таким образом, предварительный отбор проводится заказчиками в целях:

Оказания гуманитарной помощи (под которой понимаются поставляемые Российской Федерацией на безвозмездной основе иностранным государствам, их федеративным или муниципальным образованиям, международным или иностранным учреждениям, некоммерческим организациям, иностранным физическим лицам товары, выполняемые для них работы, оказываемые медицинские и социально-бытовые услуги малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий);

Ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

При этом распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2013 г. N 1765-р утвержден перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Одновременно следует отметить, что Заместителем Председателя Правительства Д.Н. Козака было дано поручение органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частями 1 и 2 статьи 80 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утвердить перечни поставщиков, подрядчиков, исполнителей в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг, необходимых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, и организовать их актуализацию в установленном порядке.

Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В. Чемерисов

Обзор документа

Для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик проводит предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут поставить необходимые товары (выполнить работы, оказать услуги).

По итогам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей для последующего совершения у них закупок путем проведения запроса котировок.

Правительством РФ утвержден перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Дело № 2-407/2015 г.

Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

Орловский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Шекшуевой О.Н.,

при секретаре Мещериной О.А.,

с участием представителя истца Семенова А.В., представителя ответчика Хрусталева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского районного суда Орловской области гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Орловского района Орловской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Орловского района Орловской области о признании незаконным бездействия администрации Орловского района,

У С Т А Н О В И Л:

В Орловский районный суд обратился и.о. Прокурора Орловского района Орловской области с исковым заявлением к администрации Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области о признании незаконным бездействия администрации и обязании провести предварительный отбор участников закупки.

С аналогичными заявлениями и.о. прокурора Орловского района Орловской области обратился в суд к администрации Пахомовского сельского поселения и Становского сельского поселения Орловского района Орловской области

Поскольку в ходе судебного разбирательства, по которому ненадлежащий ответчик - администрация сельского поселения - был заменен в порядке ст. на надлежащего - администрацию Орловского района, то определением Орловского районного суда от Дата в соответствии со ст. все три дела были объединены в одно производство.

В судебном заседании представитель истца Семенов А.В. исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям, согласно которым проведенной прокуратурой проверкой установлено, что администрациями Платоновского, Пахомовского и Становского сельских поселений Орловского района Орловской области предварительный отбор участников осуществления закупки (размещения заказа) в целях оказания гуманитарной помощи или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не проводился. В силу пунктов 8, 23 части 1 статья 14 Федерального закона от Дата № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществлением мероприятий по территориальной и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от Дата № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от Дата № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечений государственных и муниципальных нужд» муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки (п. 6 ч. 1 ст. 3); заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частью 1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, осуществляющие закупки (п.7). В соответствии со ст. 80 Федерального закона № 44-ФЗ в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик проводит предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - предварительный отбор), По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей (далее также - перечень поставщиков) в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок (ч. 1). Перечень поставщиков подлежит ежегодному обновлению путем проведения предварительного отбора. В случае если до даты проведения предварительного отбора в перечне поставщиков остался один участник закупки, перечень поставщиков подлежит обновлению не позднее чем через сорок петь дней с даты исключения предпоследнего участника закупки из этого перечня поставщиков (ч. 2). Перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, устанавливается Правительством Российской Федерации (ч.3). Аналогичные требования законодательства были предусмотрены и ст. 48 Федерального закона № 94-ФЗ от Дата «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который утратил силу с Дата в связи с вступлением в силу Федерального закона № 44-ФЗ. При этом в силу положений гл. 3 Федерального закона № 44-ФЗ (гл. 3 Федерального закона 94-ФЗ) указанная выше обязанность должна выполняться заказчиком, уполномоченным органом независимо от того, существует ли на настоящий момент необходимость осуществления закупки товаров, работ, услуг в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. Выполнение данной обязанности также не может ставиться в зависимость от финансовых возможностей муниципального заказчика. Администрациями Платоновского, Пахомовского, Становского сельских поселений Орловского района в нарушение норм действующего законодательства в 2013 году и администрацией Орловского района в прошедшем периоде 2014 года предварительный отбор участников закупки (размещения заказа) в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера не проводился. В целях регулирования единого порядка осуществления закупок, обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в сфере осуществления закупок, и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере осуществления закупок, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, администрации Орловского района Орловской области необходимо провести предварительный отбор участников закупки в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Бездействие администраций сельских поселений Орловского района Орловской области, а в настоящее время администрации Орловского района Орловской области, выраженное в непроведении предварительного отбора участников закупки в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, нарушает основные принципы обеспечения и защиты, основных прав и свобод человека и гражданина, создает угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а именно, хозяйствующих субъектов и проживающих на территории указанных сельских поселений Орловского района граждан. Представленный ответчиком в судебное заседание договор о поставке продукции от 10 января 2012 года является недействительным, так как в силу закона договор предварительного отбора должен заключаться ежегодно, тогда как указанный договор заключен в 2012 году. С учетом уточнения исковых требований прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Орловского района Орловской области, выразившееся в непроведении предварительного отбора участников закупки в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Обязать администрацию Орловского района Орловской области в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести предварительный отбор участников закупки в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом от Дата № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Представитель ответчика администрации Орловского района Орловской области Хрусталев А.В. исковые требования не признал и пояснил, что под гуманитарной помощью понимаются поставляемые Российской Федерацией на безвозмездной основе иностранным государствам, их федеративным или муниципальным образованиям, международным или иностранным учреждениям, некоммерческим организациям, иностранным физическим лицам товары, выполняемые для них работы, оказываемые медицинские и социально-бытовые услуги малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий. Таким образом, осуществить закупку путем проведения запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи в соответствии со статьями 80,81,82 Администрация Орловского района Орловской области не имеет право. Частью 1 ст. 80 Федерального закона от Дата N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрена процедура проведения Заказчиком в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера предварительного отбора участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - предварительный отбор). Данная часть также предусматривает составление по результатам предварительного отбора перечня поставщиков, подрядчиков, исполнителей в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, т.е. перечня поставщиков - участников закупок. В части 3 статьи 80 Правительству РФ делегировано полномочие по установлению перечня товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, на основании которого было издано распоряжение Правительства РФ от Дата N 1765-р и утвержден Перечень товаров, работ и услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (с указанием кодов по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (ОКДП)). На случай возникновения потребности в товарах, работах, услугах, не предусмотренных изложенным перечнем, в рассматриваемой норме установлено, что закупки данных товаров, работ, услуг осуществляются в соответствии с комментируемым Законом, т.е. Заказчик, руководствуясь общей нормой части 5 статьи 24 Закона 44-ФЗ, обязан принять решение о том способе осуществления закупок, который предписан данным Законом. То есть Заказчик при осуществлении закупок использует или конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом в части 3 статьи 80 предусмотрено одно изъятие для ситуации, когда вследствие непреодолимой силы возникла потребность в товарах, работах, услугах, не предусмотренных изложенным перечнем, и применение иных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) нецелесообразно в связи с затратой времени: в этом случае осуществляется закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Такой случай осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) предусмотрен в п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Таким образом, Заказчики, согласно комментируемой статье могут проводить предварительный отбор участников закупки только для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а это исходя их определения «ликвидация чрезвычайных ситуаций» только аварийно-спасательные и другие неотложные работы, и никак не закупка товаров. Процедура проведения предварительного отбора участников закупки (ст. 80) представляет собой определенный алгоритм действий Заказчика (Администрации Орловского района). Однако Законодатель ничего не прописывает в законе о действиях Заказчика, в случае если на процедуру предварительного отбора участников закупки никто из Подрядчиков не заявится. То есть или эта процедура проводится до бесконечности, или Заказчик должен выбрать любой способ закупки, предусмотренный статьей 24. То же касается и ситуации, если при проведении процедуры предварительного отбора заявится только один участник закупки, соответствующий всем требованиям законодательства, то Заказчик проводит процедуру предварительного отбора до бесконечности, пока не определится хотя бы второй участник (это вытекает из п.2 ст.80 ФЗ №44-ФЗ). Таким образом, обязывая Заказчика (Администрацию Орловского района Орловской области) провести процедуру предварительного отбора участников закупки, при невозможности заказчика объективно описать предмет закупки, срока завершения работ, а также достоверно определить начальную (максимальную) цену контракта, заказчик нарушит требования ФЗ №44-ФЗ, что приведет к административной ответственности Заказчика. Согласно законодательству, проведение процедуры предварительного отбора участников закупки предусматривает под собой в дальнейшем закупку товара, работы, услуги для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера способом запроса котировок независимо от цены контракта, что сэкономило бы время проведения конкурентных процедур (конкурсов, аукционов). Запрос о предоставлении котировок и заявка на участие в запросе котировок должны соответствовать требованиям, установленным ст. 73 Закона, с учетом особенностей, установленных частями 5 и 6 статьи 82. Однако статьей 82 Закона не предусмотрен порядок проведения закупки (не указан срок, в течение которого поставщики, включенные в перечень, могут подавать заявки Заказчику для участия в запросе котировок на поставку необходимых товаров, работ, услуг; срок, в течение которого, могут быть заключены контракты с победителями запроса котировок) что может удлинить процедуру закупки от момента отправления запроса участникам закупок до в свою очередь хотим отметить, что для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера на 2014 год на территории Орловской области Департаментом сельского хозяйства Орловской области был проведен предварительный отбор участников закупки (№ извещения о проведении предварительного отбора 0354200007714000001) с указанием поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включенных в перечень, у которых можно осуществить закупки товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями Закона. Орловский муниципальный район входит в состав территории Орловской области. Администрация Орловского района Орловской области проводит ряд мер по предупреждению ЧС на территории муниципального района. Работа по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Орловском районе осуществляется на основе Федерального закона от Дата № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Имеется разграничение полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями. В целях исполнения данного закона администрацией района проведены следующие мероприятия. Постановлением главы администрации Орловского района от Дата создано районное звено областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Координационным органом районного звена является Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности - постановление администрации Орловского района от 21. 01. 2015 г. № 219. Постоянно действующим органом управления РЗ является гл. специалист по ГЗН, органами повседневного управления РЗ является ЕДДС Орловского района и ДДС спасательных служб и служб жизнеобеспечения. К силам и средствам РЗ относятся спасательные службы созданные постановлением суженного заседания Орловского района № от Дата Постановлением администрации Орловского района от Дата № определён порядок организации обучения населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях. Постановлением суженного заседания Орловского района № от 14.02.2012г. «Об организации эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории Орловского района» определены пункты временного размещения при возникновении ЧС, которые созданы на базе общеобразовательных учреждений. Сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение своевременного оповещения и информирование населения осуществляет ЕДДС Орловского района, созданная на основании постановления администрации Орловского района № от Дата г.. Финансовый резерв финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2015 год утверждён решением Орловского районного совета народных депутатов от Дата № - МПА и составляет 3 млн. руб.. Материальное резервы обеспечены на основе договора с Орловским потребительским обществом «Единство» от Дата г.. Органы местного самоуправления содействуют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Далее ФЗ №44-ФЗ не предусматривает никакой ответственности со стороны предполагаемого Подрядчика, включенного в Перечень поставщиков, в случае если он в ответ на запрос о предоставлении котировок не подаст заявку на участие в запросе котировок, участник исключается из перечня Поставщиков и не может участвовать в предварительном отборе участников закупки, проводимом на следующей год, если дважды не подаст заявку в ответ на запрос котировок, проводимых Заказчиком (п.6 ст.82). Согласно части 1 статьи 2 ФЗ № 44-ФЗ Законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону. Закон, а именно статья 80 не предусматривает обязанность Заказчика проводить предварительный отбор участников закупки, если Заказчиком будет выбран иной способ определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Полагает, что Администрация Орловского района не бездействует, в обязании совершения определенных действий необходимость отсутствует. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Выслушав объяснение сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, прокурор действительно выступает в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе жителей конкретных сельских поселений, для предупреждения нарушения их прав при возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 15 Федерального Закона от Дата № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

Согласно статье 1 Федерального закона от Дата N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновении.

В статье 80 Федерального закона от Дата № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» идет речь о проведении предварительного отбора участников закупки в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

В целях настоящего Федерального закона под гуманитарной помощью понимаются поставляемые Российской Федерациейна безвозмездной основе иностранным государствам, их федеративным или муниципальным образованиям, международным или иностранным учреждениям, некоммерческим организациям, иностранным физическим лицам товары, выполняемые для них работы, оказываемые медицинские и социально-бытовые услуги малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий.

Поскольку указанные нормативные акты не предусматривают гуманитарную помощь от имени муниципального образования, следовательно, муниципальные заказчики могут проводить предварительный отбор участников закупки только для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Поэтому требования прокурора в части обязания администрации Орловского района провести предварительный отбор участников закупки в целях оказания гуманитарной помощи являются необоснованными.

Согласно статье 1 Федерального закона от Дата N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, утвержден Распоряжением Правительства РФ от Дата N 1765-р.

Исходя их определения ликвидации чрезвычайных ситуаций, муниципальные заказчики могут провести предварительный отбор участников только на аварийно-спасательные и другие неотложные работы, но не на закупку товаров.Закупка товаров, работ, услуг для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от Дата № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон). Для закупки товаров, работ, услуг могут применяться как конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), так и закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Для проведения предварительного отбора участников закупки заказчик обязан в ЕИС опубликовать извещение о проведении предварительного отбора, где должна быть указана информация, предусмотренная п.п. 1 п. 5 ст. 80, а именно информация, предусмотренная ст. 42 Федерального закона № 44-ФЗ, в том числе и начальная (максимальная) цена контракта, которая согласно ст.22 Федерального закона № 44-ФЗ должна быть обоснованна одним из 5-ти методов.

Запрос о предоставлении котировок и заявка на участие в запросе котировок должны соответствовать требованиям, установленным ст.73 Федерального закона № 44-ФЗ, с учетом особенностей, установленных частями 5 и 6 статьи 82 Федерального закона № 44-ФЗ.Однако статьей 82 Федерального закона не предусмотрен порядок проведения закупки (не указан срок, в течение которого поставщики, включенные в перечень, могут подавать заявки Заказчику для участия в запросе котировок на поставку необходимых товаров, работ, услуг; срок, в течение которого могут быть заключены контракты с победителями запроса котировок) что может повлечь за собой нарушение процедуры закупки и, как следствие, негативные последствия для заказчика.

Указанное обстоятельство подтвердила допрошенная в качестве свидетеля Погодина Е.Ю. (ведущий специалист-эксперт Орловского УФАС России), которая пояснила, что если процедура проведения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд нарушена, то этим нарушаются требования названного Закона, что влечет привлечение к административной ответственности вплоть до отмены закупки в зависимости от ее стадии.

Таким образом, ст. 80 Федерального закона № 44-ФЗ не предусматривает обязанность Заказчика проводить предварительный отбор участников закупки, если Заказчиком будет выбран иной способ определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Представителем ответчика суду представлен договор от Дата между администрацией Орловского района и ОПО «Единство» о поставке продукции для обеспечения мероприятий ликвидации чрезвычайных ситуаций в Орловском районе, который признан сторонами договором с отложенным сроком исполнения и исполняется в соответствии с решением главы администрации Орловского района на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (л.д.67-68), который никем не оспорен, недействительным не признан, поэтому доводы истца в части недействительности указанного договора не состоятельны.

Кроме того, из материалов дела следует, что для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера на 2014 год на территории Орловской области Департаментом сельского хозяйства Орловской области был проведен предварительный отбор участников закупки (№ извещения о проведении предварительного отбора №) с указанием поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включенных в перечень, у которых можно осуществить закупки товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями Закона. Орловский муниципальный район входит в состав территории Орловской области.

С учетом изложенного суд не усматривает незаконного бездействия со стороны ответчика - администрации Орловского района по исполнению обязанности по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

На основании изложенного и руководствуясь ст.