Полномочия органов специальной компетенции. Большая энциклопедия нефти и газа

Органами специальной компетенции называются органы государст­венной власти, специально уполномоченные Правительством РФ или Президентом РФ выполнять соответствующие экологические функции. По характеру своей специальной компетенции органы экологического Управления условно можно подразделить на два вида: межотраслевые и отраслевые. Межотраслевые органы выполняют блок природоохранительных задач по отношению ко всем (или большинству) природным ресурсам или видам деятельности; отраслевые осуществляют охрану окружающей среды в отдельных отраслях (сферах) экономики (транспорт, промышленность, энергетика и т. д.).

Следует отметить определенную условность такой классификации.

В работах одних авторов предлагалось разграничивать комплексные, от­раслевые и функциональные органы специальной компетенции (В. В. Петров). Другие ученые полагали обоснованным выделять органы меж­отраслевой (межведомственной) компетенции и органы управления от­раслевой компетенции (Б. В. Ерофеев). Третьи писали, что подсистему органов специального экологического управления следует строить по формальному критерию, то есть в соответствии со статусом органа исполни­тельной власти, - министерства, комитеты, службы и т. д. (О. Л. Дубовик). Сегодня практически любая классифи­кация будет уязвима для критики, хотя бы по причине невозможности сформулировать исчерпывающий перечень федеральных органов испол­нительной власти, осуществляющих отдельные экологические функции.

Общий перечень федеральных органов исполнительной власти опре­деляет Президент РФ по представлению Председателя Правительства РФ (ст. 112 Конституции РФ). В настоящий момент действует Указ Президента РФ от 12.05.2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», согласно которому в систему федеральных органов исполнительной власти входят: федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства.

Министерство природных ресурсов и экологии РФ действует на основании Постановления Правительства РФ от 29 мая 2008 г. № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии РФ».

Впервые специализированный природоохранный орган с надведомственными полномочиями - Госу­дарственный комитет СССР по охране природы (Госкомприрода) - был создан в январе 1988 г. на базе нескольких министерств и ведомств.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции: по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию

В сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, объекты животного мира (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты) и среду их обитания,


В сфере эксплуатации и обеспечения безопасности водохранилищ, водохозяйственных систем комплексного назначения и гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения,

В сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения,

По выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы.

Структура Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации

1. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

2. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

3. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

4. Федеральное агентство водных ресурсов

5. Федеральное агентство по недропользованию

Система и организационно-правовые формы органов исполнительной власти в республиках определяютсяих конституциями, законами и иными актами: других субъектов - краев, областей, городов федерального значения и автономных образований -их уставами, принимаемыми в соответствий с законами и указами Президента России.

К органам общей компетенции относятся:

- правительства республик и других субъектов федерации , образуемые либо представительными органами государственной власти, либо президентами, либо на основе сочетаний выборности глав правительств и назначения на должности других членов правительств;

- администрация краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Руководство администрацией осуществляет глава администрации (губернатор), который является высшим должностным лицом соответствующего государственно-территориального, автономного образования. Глава администрации, если он не занял эту должность в результате выборов, назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства России. Глава администрации является членом постоянно действующего координационно-консультативного Совета глав Администрации при Президенте Российской Федерации.

Глава Администрации:

Взаимодействует с органами законодательной (представительной) власти соответствующего субъекта федерация согласно с принципом разделения властей;

Обладает правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе края, области, города федерального значения, автономного образования;

Подписывает и обнародует законы, принятые законодательным (представительным) органом;

Вправе опротестовать решение законодательного (представительного) органа в судебном порядке.

Глава администрации входит в единую систему исполнительной власти России, образуемую федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительней власти субъектов федерации, в части осуществления полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а равно в рамках реализации полномочий, переданных федеральными органами исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов федерации; подчиняется Президенту России и Правительству России по предметам ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации, по предметам совместного ведения России и субъектов федерации.

Законодательное (представительное) собрание вправе обратиться к главе администрации с предложением о внесении изменений и дополнений в акты органов исполнительной власти или их отмене в случае противоречия актов законам субъекта федерации. Законодательный (представительный) орган вправе заслушать главу администрации по вопросам исполнения законов субъекта федерации, бюджета, реализации целевых программ и планов социально-экономического развития соответствующей территории.

Правовой статус главы, администрации. В своей деятельности глава администрации руководствуется Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента России, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, уставом и законодательством субъекта федерации.

Глава администрации обладает следующими основными полномочиями:

Представляет интересы соответствующего субъекта федерации в Правительстве Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в отношениях с другими субъектами федерации, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации может вступать в отношения с соответствующими органами и должностными лицами зарубежных государств;

Разрабатывает и представляет на утверждение законодательного (представительного) органа субъекта федерации бюджет и обеспечивает его исполнение;

Формирует органы исполнительной власти субъекта федерации в соответствии с законодательством субъекта федерации;

Назначает на должность и освобождает от должности глав администраций городов и районов, а также решает вопросы примененияк ним мер дисциплинарной ответственности, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, они не отнесены к органам местного самоуправления;

Решает вопросы о представительстве органов исполнительной власти субъектов федерации при Президенте Российской Федерации, Правительстве России и органах исполнительной власти других субъектов федерации.

Глава администрации осуществляет и иные полномочия, установленные законодательством России и законодательством края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Принимает постановления и распоряжения, которые вступают в силу с моментаих опубликования, если иное не определено в самом акте. Они обязательны для исполнения на всей территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Имеет право обращаться в федеральные органы, органы государственной власти субъектов федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения, на предприятия, в учреждения, организации и получать ответы на соответствующие обращения.

Споры и конфликты главы администрации с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти соответствующего субъекта федерации и органами местного самоуправления разрешаются посредством согласительных процедур, создания паритетных комиссий или в судебном порядке.

Несет ответственность за деятельность руководимых им органов исполнительной власти.

К органам отраслевой и межотраслевой (специальной) компетенции в республиках, входящих в состав Российской Федерации, относятся министерства, государственные комитеты, главные управления, управления и др.

В других субъектах Российской Федерации функционируют главные управления, управления, комитеты, отделы, департаменты и др.

К органам краевой, областной администрации, например, относятся:

Управление юстиции;

Управление (главное управление) внутренних дел;

Финансовое управление;

Управление по вопросам инвестиций;

Управление сельского хозяйства;

Комитет по архитектуре и строительству;

Комитет по экономике и прогнозированию;

Комитет по управлению государственным имуществом;

Комитет по вопросам обороны, мобилизационной подготовки и ликвидации последствий стихийных бедствий;

Комитет по промышленности;

Комитет по торговле;

Комитетпо внешнеэкономическим связям;

Комитет по пищевой и перерабатывающей промышленности;

Комитет по поддержке предпринимательства;

Комитет по земельным ресурсам и землеустройству;

Комитет по использованию и охране недр и экологии;

Комитет по жилищному и коммунальному хозяйству;

Комитет по транспорту, связи и дорожному строительству;

А) Министерство природных ресурсов и экологии РФ;

Б) Исполнительные органы власти; органы местного самоуправления; Минюста России; Федеральное собрание.

В) Президент; Федеральное Собрание; Правительство: представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации;

63. Производственный экологический контроль осуществляется:

А) Исполнительным органом государственной власти;

Б) Органами местного самоуправления;

В) Экологической службой предприятия;

Г) Правительство РФ.

64. Определяют (-ет) основные направления внутренней экологической политики российского государства:

А) Президент РФ;

Б) Правительство РФ;

В) Минприроды России;

Г) Главы субъектов РФ.

65. К полномочиям Правительства РФ в сфере управления охраной окружающей среды не относится:

А) Обеспечение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;

Б) Принятие мер по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду и экологическое благополучие;

В) Организация деятельности по охране и рациональному использованию природных ресурсов;

Г) Организация проведения государственной экологической экспертизы.

66. К органам государственного экологического управления общей компетенции не относится:

А) Правительство РФ;

Б) Президент РФ;

Г) Исполнительные органы государственной власти субъектов РФ.

67. Основным органом государственного управления использованием и охраной вод, недр, атмосферного воздуха является:

А) Министерство здравоохранения и социального развития РФ;

В) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования РФ;

Г) Федеральное агентство по рыболовству РФ.

68. Основным органом государственного управления использованием и охраной животного мира, отнесенного объектам охоты, является:



А) Министерство экономического развития РФ;

Б) Федеральное агентство лесного хозяйства РФ;

В) Министерство сельского хозяйства РФ;

Г) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии РФ.

69. В ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ находится:

А) Федеральное агентство по недропользованию;

Б) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом;

В) Федеральное агентство по рыболовству;

Г) Министерство экономического развития РФ;

70. Специально уполномоченным государственным органом в области экологического мониторинга является:

А) Росприроднадзор;

Б) Ростехнадзор;

В) Росреестр;

Г) Росгидромет.

71. В Российской Федерации осуществляются следующие виды экологического контроля:

А) Государственный, производственный и муниципальный;

Б) Муниципальный, производственный и общественный;

В) Государственный, производственный и общественный;

Г) Государственный, производственный, муниципальный и общественный.

72. Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, определяется:

А) Президентом РФ;

Б) Правительством РФ;

В) Министерством природных ресурсов и экологии РФ;

Г) Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

73. Специально уполномоченным органом, осуществляющим функции государственного контроля в области охраны атмосферного воздуха, является:

А) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;

Б) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;

В) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;

Г) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

74. Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется:

А) Уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ;

Б) Уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти;

В) Уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

Г) Уполномоченными на то органами исполнительной власти субъектов РФ.

75. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено:

А) Координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;

Б) Право принятия и реализации региональных программ в области охраны окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;

В) Участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации;

Г) Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории населенного пункта.

76. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено:

А) Обеспечение охраны окружающей среды на континентальном шельфе РФ;

Б) Ведение Красной книги РФ;

В) Предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

Г) Подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды в РФ.

77. На стадии ввода объектов в эксплуатацию, подлежащих экологическому контролю, проводится:

А) Предупредительный экологический контроль;

Б) Текущий экологический контроль;

В) Последующий экологический контроль;

Г) Производственный контроль.

78. Субъектом государственного специального экологического контроля является:

А) Президент РФ;

Б) Министерство природных ресурсов и экологии РФ;

В) Правительство РФ;

Г) Органы местного самоуправления.

79. Экологический контроль, проводимый руководителем предприятия, именуется:

А) Ведомственным;

В) Производственным;

Г) Государственным.

80. Деятельность уполномоченных субъектов по проверке соблюдения и исполнения требований экологического законодательства это:

А) Экологический мониторинг;

Б) Экологический аудит;

В) Экологический контроль;

Г) Экологическая сертификация.

81. К органам специальной компетенции в сфере управления природопользованием относится:

А) Федеральное Собрание РФ;

Б) Правительство РФ;

В) Министерство природных ресурсов и экологии РФ;

Г) Нет верного ответа.

82. Характеристика права собственности на природные ресурсы:

А) Абсолютное право собственности;

Б) Ограничение права собственности в связи с экологическими требованиями;

В) Ограничение права собственности в связи с муниципальными и государственными нуждами;

Г) Нет верного ответа.

Какие природные ресурсы находятся исключительно в федеральной собственности?

А) Природные объекты, предоставленные для нужд обороны;

Cтраница 1


Органы специальной компетенции - Управление внутренних доходов (Board of Inland Revenue) и Управление пошлин и акцизов (НМ Customs and Excise) 1, подотчетные Казначейству, - как правило, не принимают актов, толкующих налоговое законодательство, а издают брошюры по отдельным вопросам налоговых отношений.  

К органам специальной компетенции может быть отнесен целый ряд общесоюзных и союзно-республиканских министерств. Каждое из отраслевых министерств обладает надве-домственными функциями в решении вопросов данного министерства.  

По объему и характеру полномочий органы специальной компетенции подразделяются на три группы: комплексные, отраслевые и функциональные.  

ВНЕВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ - контроль, осуществляемый органами общей и специальной компетенции (финансовые и кредитные учреждения, правоохранительные органы, специальные государственные инспекции и др.) за деятельностью неподчиненных им предприятий и организаций. Каждый из этих органов осуществляет контроль в соответствии с возложенными на него функциями управления.  

По состоянию на конец апреля 2005 г. формирование системы органов специальной компетенции не завершено. За последние 6 - 7 лет структура федеральных органов исполнительной власти, к которой относятся и органы специальной компетенции, претерпела несколько серьезных изменений, в результате которых одни природоохранные органы получили самостоятельный статус, другие же путем слияния реорганизовывались в комплексные органы.  

Общий экологический контроль осуществляется органами общей компетенции, специальный - органами специальной компетенции. Подразделение государственного экологического контроля на общий и специальный предопределяет специфику форм и способов его проведения.  

Государственные органы управления и контроля в области охраны окружающей среды подразделяются на две категории: органы общей и специальной компетенции.  

По характеру выполняемых функций руководства колхозами все эти органы можно подразделить на две группы: а) органы общей компетенции, которые руководят всеми отраслями народного хозяйства, а не только сельским хозяйством и, в частности, колхозами; б) органы специальной компетенции, созданные именно для руководства сельским хозяйством, в том числе и колхозным производством.  

Основу нормативно-правовой базы функционирования системы управления охраной окружающей среды на предприятии и его структурных подразделениях составляет федеральное и региональное законодательство в области охраны окружающей среды и природных ресурсов, система стандартов ГОСТ Р серии 14000, а также нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов специальной компетенции в области охраны окружающей среды и органов управления субъектов Федерации по вопросам охраны окружающей среды и природных ресурсов.  

К государственным органам специальной компетенции относятся те, которые соответствующими правительственными актами уполномочены выполнять природоохранные функции. Органы специальной компетенции подразделяют на три вида: комплексные, отраслевые, функциональные.  

Существующая система органов специальной компетенции определена в соответствии с решениями мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС и построена по производственно-отраслевому принципу.  

Второй уровень подзаконных актов, являющихся источниками авторского права, образуют ведомственные акты в точном смысле этого слова, В рассматриваемой области они издаются в основном теми высшими органами государственного управления, которые руководят организациями, использующими произведения науки, литературы и искусства, например тем же Министерством культуры или Государственным комитетом РФ по печати. Однако в данном случае эти министерства выступают как органы специальной компетенции, и принимаемые ими акты носят ведомственный характер, т.е. распространяются лишь на лиц, относящихся к данному ведомству. Ведомственные акты принимаются также теми отраслевыми министерствами, которые имеют в своем подчинении специализированные издательства и иные организации, использующие авторские произведения. В настоящее время ведомственное законодательство в рассматриваемой области представлено многочисленными актами бывших союзных министерств и ведомств, которые применяются в той мере, в какой они не противоречат принятым в России законам. Ведомственные акты должны основываться на законе и подзаконных актах общего характера и в случае расхождения с ними могут быть оспорены в судебном порядке.  

Вместе с тем значительная роль в государственном управлении окружающей средой отводится действующим законодательством специальным государственным органам. Среди специально уполномоченных органов охраны окружающей среды выделяются органы межотраслевой и специальной компетенции. Особое место среди специализированных органов занимает Госкомитет СССР по гидрометеорологии. Основная задача этого комитета - - осуществление мониторинга окружающей среды, что является важной составной частью реализации природоохранительной функции. На основании результатов мониторинга принимаются решения об использовании природных ресурсов в народном хозяйстве, составляются карты экологического состояния и прогнозируются экологические ситуации на определенных территориях. В рамках комитета создано Главное управление по охране атмосферного воздуха. На местах создаются территориальные структурные подразделения этого органа. Госкомитет и его структурные подразделения на местах осуществляют экологические экспертизы проектов строительства и реконструкции различных объектов, оказывающих воздействие на состояние окружающей среды. Ведущая роль в области проблем экологии принадлежит Государственному комитету СССР по охране природы.  

Исключительно важную роль в реализации основ природоохранного законодательства играют органы управления, контроля и надзора в области охраны окружающей природной среды России. Действующей структурой органов управления охраны окружающей природной среды предусматриваются две категории: органы общей и специальной компетенции.  

Одновременно закон регламентирует компетенцию суда при рассмотрении исков граждан. Большинство законов предусматривает, что окружные суды правомочны запретить субъектам нарушать закон, либо предписать органам специальной компетенции надлежащим образом выполнять возложенные на них обязанности, либо предпринять необходимые вытекающие из закона действия. Законы о чистой воде и о сохранении и восстановлении сырьевых ресурсов, наряду с названными правомочиями, дают судам право принять решение о наложении штрафа за экологические правонарушения.  

Органы государственной власти, осуществляющие управленческую деятельность в сфере использования и охраны земель, могут быть классифицированы по нескольким критериям. Если, например, исходить из характера и объема, присущих им властных полномочий, то следует разграничивать органы общей и органы специальной компетенции. К федеральным органам общей компетенции относятся Президент РФ и Правительство РФ. Данные органы выделены в особый вид федеральных органов государственной власти потому, что решение вопросов использования и охраны земель не является их специальной и единственной функцией, а. осуществляется наряду с решением иных задач. Так, земельные полномочия Правительства РФ определены ЗК РФ (ст. 2, 8, 13, 14,22, 38,54,57, 58,60, 65 и т.д.), а также другими федеральными законами. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 8 ЗК РФ Правительство РФ осуществляет отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую применительно к землям, находящимся в федеральной собственности.

К государственным органам общей компетенции относятся и органы, исполнительной власти субъектов РФ. В соответствии с п. 1 ст. 10 ЗК РФ в их полномочия входят: изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов РФ; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ, а также иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления. Таким образом, ЗК РФ не устанавливает перечень полномочий конкретных органов государственной власти субъектов РФ, а лишь очерчивает круг вопросов, которые принадлежат субъекту РФ в сфере использования и охраны земель.

Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно (ч. 1 ст. 77 Конституции РФ) в соответствии с основами конституционного строя России (демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, единство государственной власти РФ и ее субъектов) (ст. 1, 5,10 Конституции РФ) и с общими принципами организации системы органов государственной власти, устанавливаемыми федеральным законом (ст. 72,77 Конституции РФ).

Органами специальной компетенции называются органы государственной власти, специально уполномоченные Правительством РФ или Президентом РФ выполнять определенные функции в области использования и охраны земель. При этом следует различать понятия «система» и «структура» федеральных органов исполнительной власти. Такой вывод следует из Указа президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 Вопросы системы и структуры федеральных органов « исполнительной власти». 

В структуру специально уполномоченных федеральных органов в области использования и охраны земель входят органы отраслевой и межотраслевой компетенции. Межотраслевые органы специальной компетенции осуществляют свои полномочия по отношению к земельным участкам всех форм собственности и категорий по вопросам, указанным в положениях об этих органах (землеустройство мониторинг, ведение государственного кадастра недвижимости и т.д.). В их число входят следующие органы:

1) Минприроды России. Его деятельность носит природоохранная характер, а поскольку земля является составной и неотъемлемой частью окружающей среды, данные полномочия будут представляя для нас интерес. Данный орган в сфере земельных отношений осуществляет функции, связанные с переводом земель водного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории, а также занимается организацией системы особо охраняемых природных территорий;

2) Минздравсоцразвития России. В его ведении находится Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей благополучию человека, выполняющая функции санитарно-эпидемиологического надзора. Одна из функций данной службы заключаем в проведении государственного санитарно-эпидемиологической надзора за соблюдением санитарного законодательства в предел всех категорий земель независимо от форм собственности.

3) Минэкономразвития России. В его ведении находятся Росреестр и Росимущество.

Росреестр осуществляет государственную регистрацию Драв на объекты недвижимого имущества и сделок с ним (включая земельные участки); государственный кадастровый учет недвижимого имущества и государственную кадастровую оценку земель; землеустройство; государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения); государственный земельный надзор.

Росимущество осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности; приобретала в установленном порядке имущество в федеральную собственное осуществляет передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов РФ и в муниципальную собственность; подготавливает и представляв в Минэкономразвития России предложения об установлении публичных сервитутов на земельные участки; организует проведение обеспечивает поступление в федеральный бюджет средств от продажи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, продажи права на заключение договора аренды земельной участка на торгах (аукционах, конкурсах); осуществляет от имени Российской Федерации предоставление земельных участков органу государственной власти РФ (его территориальному органу), государственному унитарному предприятию, а также государственному учреждению, другой некоммерческой организации, созданным органами государственной власти РФ и т.д.

К органам отраслевой компетенции относятся федеральные органы исполнительной власти, наделенные отдельными функциями либо в области использования и охраны отдельных категорий земель, либо в рамках определенной отрасли хозяйства (промышленность, транспорт, оборона и т.д. Например, Минселъхоз России осуществляет ряд функций в сфере использования и охраны одной категории земель - земель сельскохозяйственного назначения, в том числе устанавливает: правила и нормы в области мелиорации земель; планы проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения и т.д.

В ведении Минтранса России находится Федеральное дорожное агентство, которое осуществляет в установленном порядке работу по изъятию, в том числе путем выкупа, и закреплению земельных участков, а также резервированию земель для государственных нужд в целях размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, включая заключение договоров с собственниками, правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, а также по регистрации соответствующих прав на указанные земельные участки и объекты; проводит согласование решений органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления о Предоставлении земельных участков в пределах придорожных полос автомобильных дорог общего пользовании федерального значения или земельных участков, находящихся вне этих полос, Но Требующих специального доступа к ним, а также земельных участков под стоянки и остановки.