Гражданское законодательство и иные гражданско-правовые нормативные акты. Гражданско-правовые нормативные акты

По общему правилу действие его норм не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие и не распространяется на отношения, возникшие до того, как он вступил в силу. Следовательно, к таким отношениям после принятия нового ГК должны были применяться правила прежнего гражданского законодательства, в частности ГК 1964 г. Общее правило применено и к длящимся правоотношениям, т.е. к таким, которые возникли до принятия нового гражданского закона и продолжаются после вступления его в силу. Положения нового закона распространяются лишь на права и обязанности, возникшие после вступления в силу нового закона.

§ 2. нормативные акты гражданского права

Сущность, содержание и соотношение понятий «гражданско-правовые нормативные акты», «гражданское законодательство», «акты, содержащие нормы гражданского права». Права и обязанности юридического лица и ликвидационной комиссии, отличия их правосубъектности. Рубрика Государство и право Вид контрольная работа Язык русский Дата добавления 01.03.2012 Размер файла 22,3 K Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто.


Используйте форму, расположенную ниже Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Портал «юристъ» — ваш успех в учебе и работе!

Важно

Такие отношения должны быть урегулированы даже при отсутствии в законодательстве нормы, непосредственно к ним относящейся. Для восполнения таких пробелов в гражданско-правовом регулировании применяется аналогия. В зависимости от того, как осуществляется поиск правовой основы, необходимой для принятия решения, различается аналогия гражданского закона и аналогия гражданского права.


Для применения аналогии закона характерно следующее (ст. 6 ГК РФ): 1) наличие пробела в законодательстве; 2) неурегулированность данного отношения соглашением сторон; 3) отсутствие пригодного для применения обычая делового оборота; 4) наличие нормы закона, регулирующей сходные отношения и не противоречащей природе данного отношения, которая и будет правовой основой принятия решения. Аналогия гражданского права: 1. Применяется также при наличии условий, указанных в пп.

Гражданское законодательство

  • Гражданско-правовые отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Гражданскому кодексу и иным законам.
  • На основании и во исполнение Гражданского кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.
  • Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

Гражданское законодательство соблюдает общий принцип действия закона во времени, согласно которому акты гражданского законодательства не имеют обратной силы.

Гражданско-правовые нормативные акты

В случае обнаружения противоречия нормативного акта Конституции РФ такой акт должен быть отменен Конституционным Судом РФ. Гражданское законодательство Традиционно в учебной литературе термином «гражданское законодательство» охватывалась вся совокупность нормативных актов, содержащих нормы гражданского права. Однако законодатель определил, что гражданское законодательство составляют ГК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы (п.
2 ст. 3). При коллизии гражданско-правовых норм, содержащихся в ГК РФ и иных источниках гражданского права, правоприменительный орган должен руководствоваться нормами ГК РФ, если иное не предусмотрено самим Кодексом. Например, правоспособность юридического лица, для осуществления деятельности которого необходимо наличие лицензии (п. 3 ст.

Яркой иллюстрацией «иного порядка» является вступление в силу первой части Гражданского кодекса Российской Федерации, принятой Государственной Думой 21 октября 1994 года. Во-первых, особенности вступления в силу первой части ГК РФ были определены отдельным законом «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Во-вторых, основная часть разделов и глав ГК была введена в действие с 1 ян­варя 1995 года.

Гражданское право

Только указы Президента РФ, касающиеся гражданско-правовых отношений, могут приниматься по вопросам, прямо не урегулированным федеральными законами, но лишь при отсутствии специальных указаний законодательства на то, что данный вопрос может быть урегулирован исключительно законом и в соответствии с ним (п. 3 ст. 3 ГК). Строгое соблюдение изложенных правил призвано сделать гражданское законодательство четкой и непротиворечивой системой, избавив его от многочисленных неувязок, пробелов и противоречий, которыми изобилует действующий правопорядок. С этой целью предусмотрен, в частности, запрет применения судом противоречащего закону акта государственного органа (ст.
12 ГК), т. е.

Источники гражданского права

Гражданский кодекс как основной источник гражданского права Гражданский кодекс Российской Федерации, ч. 1 был введен в действие с 1 января 1995 г. Гражданский кодекс, ч. 2 введен в действие с 1 марта 1996 г. В ближайшее время будет принята ч. 3. Действуют и те нормативные акты, которые были приняты в период существования СССР, но еще не обновлены и не заменены новыми (например, Кодекс торгового мореплавания СССР).
Основными началами гражданского законодательства являются: признание равенства участников регулируемых отношений, неприкосновенность собственности, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебная защита (ст. 1 ч. 1 ГК РФ).

Гражданское законодательство это:

Гражданское законодательство включает в себя и ряд не гражданско-правовых норм, что совершенно не может быть свойственно гражданскому праву как отрасли права. В юридической литературе на том основании, что в гражданско-правовые акты наряду с гражданско-правовыми нормами включаются и другие нормы, нередко делается вывод о существовании в гражданском праве пограничных или смешанных (комплексных) отношений и соответствующих им правовых институтов. Обычно в подтверждение этого ссылаются на регулируемые гражданским законодательством кредитно-расчетные отношения, в которых Национальный банк Украины выступает не только как ссудодатель, но и как орган, осуществляющий контроль за финансово-хозяйственной деятельностью коммерческих банков и иных организаций.

Однако приведенный пример этого не подтверждает.

Гражданско правовые нормативные акты

Федеральные законы подразделяются на:

  1. Акты федеральных органов государственного управления (подзаконные акты)
    • Указы Президента РФ
    • Постановления Правительства РФ
  2. Акты федеральных органов исполнительной власти
    • Нормативные акты принимаемые министерствами и ведомствами
  3. Акты исполнительных органов субъектов РФ
  4. Обычаи делового оборота - правила поведения сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области не предусмотренные законодательством.
  5. Нормы международного права и международные договоры РФ.

Понятие и виды источников гражданского права В теории права иол термином «источник права» традиционно понимается собственно форма права, которая представляет собой способ внешнего выражения и закрепления содержания норм права. Воззрения науки гражданского права разделяют данную точку зрения.

Гражданско правовые нормативные акты и деловые обыкновения

Внимание

Поэтому оно включает в себя все нормы, регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения на началах равных правовых возможностей их участников, за исключением тех гражданско-правовых норм, которые решают специфические вопросы указанных отношений в соответствующих сферах общественной жизни (предпринимательство, труд, семья и др.) Последние вместе с рядом норм публичного права, действующими в этих же сферах общественной жизни, образуют самостоятельные отрасли законодательства. Однако содержащиеся в законодательстве определения права собственности, обязательства, сделки, исковой давности и другие являются отправными и для этих отраслей законодательства. ‘ См.: Влас И.И. Отношения в сфере предпринимательства как отношения гражданского права.


В кн: «Проблемы развития гражданского законодательства и методология преподавания гражданско-правовых дисциплин». Харьков, 1993. С.

Понятие источника гражданского права

В российской правовой системе весьма велико значение судебной практики. Судебный прецедент (вступившее в законную силу решение суда по конкретному делу) формально не считается источником права. Однако в ряде случаев высшие судебные инстанции дают разъяснения по содержанию и применению норм действующего законодательства, формулируемые ими в виде общих правил (modo legislatoris). Так, в соответствии со ст. 126 и 127 Конституции РФ Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ вправе давать «разъяснения по вопросам судебной практики», т.е. по применению законодательства. Если такие разъяснения приняты ими в форме постановлений их пленумов, они становятся обязательными, т.е. содержащими обязательное толкование действующих правовых норм. Эти акты не должны содержать новых норм права, однако закрепленное ими толкование содержания правовых норм является обязательным для соответствующей судебной системы , а тем самым и для сторон различных споров. Важное практическое значение имеют и публикуемые решения по конкретным делам (прецеденты в собственном смысле слова), а также обзоры практики рассмотрения отдельных категорий споров и иные рекомендации высших судебных инстанций. Определенным образом ориентируя суды, а следовательно, и участников судебных споров, они таким образом в значительной мере предопределяют порядок, условия и последствия применения многих гражданско-правовых норм.

Сказанное вполне можно отнести и к актам Конституционного Суда РФ , который в соответствии со ст. 125 Конституции РФ проверяет конституционность законов и некоторых других нормативных актов, а также дает обязательное толкование Конституции РФ. Признанные им неконституционными законы или их отдельные положения утрачивают силу, однако в компетенцию Конституционного Суда РФ не входит ни принятие новых правовых норм, ни обязательное толкование действующего законодательства (кроме Конституции РФ).

Можно лишь условно говорить о «негативном» характере его «правотворчества », ибо утрата силы нормами права в связи с признанием их неконституционными в ряде случаев фактически порождает новую редакцию таких норм.

Не является источником права цивилистическая доктрина. Обоснованные учеными выводы, изложенные в комментариях, монографиях и т.д., обычно представляют собой результат доктринального (научного) толкования закона и других источников права, но не имеют обязательного характера. Они могут быть учтены судом в качестве мнения сведущих лиц или стать основой предложений об изменении (усовершенствовании) законодательства, но в любом случае сами по себе не приобретают непосредственного юридического значения. То же самое можно сказать и о разрабатываемых учеными-юристами на национальном и международном уровнях модельных (рекомендательных) законах и иных аналогичных документах.

Не могут считаться источниками права и индивидуальные акты, или акты локального характера, не исходящие от органов государственной власти и не содержащие общеобязательных для всех субъектов права предписаний (правовых норм). В сфере гражданского права часто используются конкретные уставы различных юридических лиц , их внутренние регламенты и другие «корпоративные» документы, примерные договоры и т.п. Они обязательны лишь для тех, кто их принял (не случайно говорят, что «договор - закон для двоих») или входит в состав соответствующего юридического лица, ибо основаны исключительно на добровольном подчинении их действию.

Главное же и очевидное их отличие от нормативных актов состоит в том, что такие «локальные акты», как и гражданско-правовые договоры, не являются актами публичной (законодательной) власти и не санкционированы в этом качестве органами государства , наделенными компетенцией по изданию нормативных актов, а приняты самими участниками гражданских правоотношений . Такие акты в механизме гражданско-правового регулирования играют роль юридических фактов , а не правовых норм: не будучи общеобязательными правилами поведения, они имеют значение для возникновения, изменения или прекращения конкретных правоотношений , в том числе при разрешении споров (разумеется, при условии полного соответствия их содержания действующему законодательству). С их помощью участники гражданских правоотношений могут самостоятельно организовывать и регулировать свои конкретные взаимосвязи.

Таким образом, к числу источников отечественного гражданского права следует относить:

  • международные договоры, в которых участвует Российская Федерация, а также общепризнанные принципы и нормы международного права;
  • законодательство (нормативные акты);
  • обычаи делового оборота и иные признанные законом обычаи.

Международные договоры

Международные договоры РФ, не будучи актами национального законодательства, не входят и в состав гражданского законодательства РФ. Однако они могут содержать частноправовые по своей юридической природе нормы и, являясь частью правовой системы Российской Федерации (п. 1 ст. 7 ГК), составляют особый, самостоятельный вид (группу) источников ее национального гражданского права .

При этом международные договоры применяются к гражданским правоотношениям либо непосредственно, либо путем издания для их применения внутригосударственных актов, когда такой путь прямо предусмотрен самим договором. Например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Венская конвенция) подлежит непосредственному применению в качестве российского права (в тех случаях, когда к договорам международной купли-продажи подлежит применению российское право). Женевская вексельная конвенция от 7 июня 1930 г. № 358, в которой Российская Федерация участвует в качестве правопреемника Союза ССР, предусматривает принятие ее участниками национального законодательного акта, воспроизводящего текст утвержденного этой конвенцией Единообразного закона о переводном и простом векселях . Во исполнение этого правила Союз ССР в 1937 г. принял специальное Положение о переводном и простом векселе, имеющее силу закона и действующее в настоящее время на территории Российской Федерации. Названное положение имеет уже не международно-правовую, а внутригосударственную природу, будучи актом национального гражданского законодательства, и потому лишается приоритета, свойственного международным договорам РФ.

Что касается общепризнанных принципов и норм международного права , то они, как и общие принципы гражданского права , определяют содержание и применение соответствующих гражданско-правовых норм. Примером может служить принцип запрета ухудшения правового положения (дискриминации) иностранных граждан или юридических лиц по сравнению с национальными субъектами права , а также принцип всеобщего соблюдения прав человека .

Обычаи имущественного оборота

Наконец, законом предусмотрена обязанность возмещения убытков, причиненных гражданам или юридическим лицам в результате издания ведомственного акта, не соответствующего закону или иному правовому акту (ст. 16 ГК). Все эти меры призваны содействовать установлению должного порядка в ведомственном нормотворчестве.

В сфере гражданского права сохраняют силу некоторые нормативные акты министерств и ведомств бывшего Союза ССР (в частности, Госбанка СССР, транспортных министерств и др.). Их действие ограничено теми же пределами и условиями, что и действие иных общесоюзных актов: отсутствие регламентации в российских нормативных актах и соответствие действующему законодательству и иным правовым актам (в том числе общесоюзным актам более высокого уровня, сохраняющим юридическую силу).

Действие гражданского законодательства

Официальное опубликование и вступление нормативного акта в силу

Толкование гражданско-правовых норм может быть обязательным в случаях, когда его дает государственный орган , который либо сам принял соответствующий акт, либо имеет компетенцию по разъяснению содержания такого акта или актов (легальное толкование).

Так, пленумы высших судебных органов вправе давать разъяснения по вопросам судебной практики, содержащие обязательное для судов толкование действующего законодательства. Поскольку легальное толкование обязательно, оно по сути создает новую норму права , причем действующую с обратной силой. Толкование закона , которое дает любой суд по конкретному делу, является обязательным лишь для данной ситуации и не имеет общеобязательного характера (ибо прецедент в отечественном правопорядке не является ).

Толкование законодательства, которое содержится в учебной и научной литературе, в том числе в специальных комментариях к законам, является научным (доктринальным) и не имеет обязательной силы. Однако его авторитетность, основанная на проведенном научном анализе и знаниях авторов , может оказывать известное влияние на правотворческую и правоприменительную практику.

Нередко различают также буквальное (называемое иногда аутентическим), ограничительное и расширительное толкование норм в зависимости от соотношения смысла и текста соответствующего правила. Подлинный смысл нормы в принципе должен совпадать с ее текстом, а при их расхождении предпочтение придется отдать тексту, а не намерениям законодателя. Уяснение смысла нормы путем «ограничительного» или «расширительного» толкования в действительности всегда сводится либо к логическому, либо к систематическому или иным известным способам толкования (или к их сочетанию). В связи с этим выделение названных выше способов толкования представляется не вполне обоснованным и даже опасным, ибо способно исказить прямую волю законодателя, выраженную в тексте закона. Поэтому «расширительное» толкование нормы закона во всяком случае не допускается, если она содержит либо исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых соответствующее правило получает применение, либо исключение из общего правила.

I. Правовой акт - акт компетентного органа государства, содержащий нормы права.

Норма права - общее правило поведения, установленное правовым ак­том, то есть адресованное неопределенному кругу лиц (а не одному конк­ретному лицу), рассчитанное на многократное применение и обеспеченное возможностью государственного принуждения.

Правовые акты (и соответственно нормы права) необходимо отличать от актов применения норм права (они не устанавливают общие правила по­веления, а носят индивидуальный и разовый характер).

Правовые акты гражданского права - это акты, содержащие нормы гражданского права.

Их основой является Конституция Российской Федерации.

Правовые акты гражданство Прага (ст. 3 ГК РФ) подразделяются на "гражданское законодательство" и "иные правовые акты".

II. Гражданское законодательство состоит из Гражданского Кодекса и иных Федеральных законов. Эти правовые акты принимаются законодатель­ный органом и обладают наибольшей юридической силой по отношению к "иным правовым актам".

Гражданский кодекс - собрание гражданско-правовых норм, систематизированных по правовым институтам.

"Иные Федеральные законы" - в отличие от Гражданского кодекса со­держат нормы, регулирующие отдельные виды (сферы) имущественных и лич­ных неимущественных отношений, входящих в предмет гражданского праве (например, "Патентный Закон", Закон "Об авторских и смежных правах" и др.).

Иные (отдельные) Федеральные законы должны соответствовать кодексу.

"Иные правовые акты" - это Указы Президента Российской Федера­ции и Постановления Правительства Российской Федерации, которые содер­жат нормы гражданского законодательства.

Эти гражданско-правовые акты отличаются от гражданского законода­тельства по следующим признакам:

1) они принимаются не законодательной, а исполнительной властью;

2) они должны соответствовать законодательству: в случае противо­речия Указа Президента или Постановления Правительства законодательст­ву (Гражданскому кодексу или другому закону) - применяется соответс­твующий закон.

Постановления Правительства, содержащие нормы гражданского права, могут приниматься лишь на основаниии во исполнение гражданского законодательства и Указов Президента Российской Федерации. Таким образом, между "иными правовыми актами" есть субординация.

К правовым актам гражданского права относятся также акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы гражданского права - они могут издаваться лишь в случаях и пре­делах, предусмотренных гражданским законодательством и правовыми акта­ми Президента или Правительства.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство, (то есть все гражданско-правовые акты, так как Конс­титуция в понятие "законодательство" вкладывает более широкое содержа­ние) находится в ведении Российской Федерации. Это означает, что субъ­екты Федерации не вправе принимать ни законы, ни иные правовые акты, содержащие самостоятельные гражданско-правовые нормы.

Особенности правовых актов гражданского права.

1. Гражданское право включает в себя не только законы, но и иные правовые акты.

2. Наличие (причем в значительной части) диспозитивных норм.

Диспозитивная норма - это норма, "которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное" - ст. 421 ч. 4 ГК; таким образом, здесь устанавливается приоритет усмотрения (воли) самих участников правоотношения перед законом: стороны могут своим соглаше­нием исключить применение диспозитивной нормы либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней.

3. В гражданском праве допускается применение гражданского зако­нодательства по аналогии.

4. Допускается применение обычаев делового оборота (то есть правил поведения, не предусмотренных законодательством, но широко применяемых в какой-либо области предпринимательской деятельности, если он не противоречат императивным нормам или договору).

5. Особое правило об обратной силе актов гражданского законодательства. Обратная сила допускается только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Необходимо подчеркнуть, что обратная сила допускается лишь к действию законов, но не иных правовых актов.

III. Состояние современного гражданского права отражает переходный период развития российского государства, обусловленный вхождением в рыночную экономику. Процесс создания новых гражданско-правовых актов соответствующих отношениям в сфере рыночной экономики и задачам форми­рования гражданского общества, в России лишь начался.

Поэтому действующее гражданское право охватывает "новые" и "ста­рые" гражданско-правовые акты (как законы, так и иные правовые акты).

Новые законы и иные правовые акты - это принятые после 12 июня 1990 года (Дня провозглашения независимости России), "старые" - те есть принятые до 12 июня 1990 года, причем они охватывают правовые ак­ты не только РСФСР, но и СССР.

Новые гражданско-правовые акты обладают приоритетом перед старыми.

Особое место в системе гражданско-правовых актов занимают "Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик", принятые 31 мая 1991 года, которые в связи с распадом СССР не могли вступить в силу, но постановлением Верховного Совета России от 14 июня 1992 года введены в действие в Российской Федерации от 3 августа 1992 года. После принятия части 1 нового гражданского кодекса Российской Федерации 1 января 1995 года первая часть Основ на территории России не применяется, а после вступления в действие ч. 2 ГК - с 1 марта 1996 года – большая часть Основ.

Субординация гражданско-правовых актов современного (действующего) гражданского права:

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации, ч. 1 1994 года.

2. Другие федеральные законы Российской Федерации - новые. Причем новые федеральные законы, принятые ранее гражданского кодекса применяются постольку, поскольку они ему не противоречат.

3. Основы гражданского законодательства 1991 года. ч. 2 - постольку, поскольку соответствующие нормы не противоречат новому Гражданскому Кодексу и новым федеральным законам Российской Федерации.

4. Иные новые правовые акты Российской Федерации (то есть Указы Президента и Постановления Правительства).

5. Старый гражданский кодекс (1964 года) в ч. 2 - постольку, постольку его соответствующие нормы не противоречат новым правовым актам.

6. Жилищный кодекс. 1983 г., поскольку не противоречит новым правовым актам.

7. Постановления Совета Министров СССР и РСФСР (принятые до 12 июня 1990 года) - в части, не противоречащей новым нормативным ак­там.

Особое место в системе правовых актов занимают нормы международ­ного права. Во-первых, они имеют приоритет перед внутренним законодательством. Во-вторых, гражданско-правовые нормы международных догово­ров Российской Федерации применяются, по общему правилу, непосредс­твенно (без издания внутригосударственного акта).

1. Теоретический вопрос: осуществите соотношение понятий «гражданско-правовые нормативные акты», «гражданское законодательство», «акты, содержащие нормы гражданского права»

Законодательство РФ включает в себя правовые акты органов законодательной и исполнительной власти, основывающиеся на исходных началах российского права, закрепленных в Конституции РФ и отражающих принципы рыночной экономики.

В Конституции РФ содержатся основополагающие для гражданско-правового регулирования нормы. Это нормы, определяющие формы и содержание права собственности, параметры правоспособности, право граждан на занятие предпринимательской деятельностью.

Особое значение в системе гражданского законодательства занимает гражданский Кодекс РФ. Он имеет высшую юридическую силу среди других гражданских законов и содержащиеся в них нормы не должны ему противоречить.

Наряду с кодифицированными нормативными актами - источниками гражданского законодательства (права) являются специальные законы, регулирующие отдельные виды общественных отношений, входящие в предмет гражданского права: например Закон РФ « О страховании», Патентный Закон и др. Эти и другие специальные законы, хотя и не носят такого всеобъемлющего характера как ГК РФ, однако имеют важное значение, поскольку в них отражены и юридически закреплены происходящие в нашей стране экономические преобразования.

Среди нормативных актов ведущую роль (после законов), источников гражданского законодательства играют правовые акты, издаваемые президентом и Правительством РФ. Правительственные постановления, содержащие нормы гражданского права, должны не только соответствовать ГК, другим федеральным законам и президентским указам, но и могут теперь приниматься лишь «на основании и во исполнение» перечисленных актов более высокой силы. Гражданско-правовые нормы могут содержаться также и в нормативных актах министерств и ведомств и иных федеральных органах исполнительной власти. Однако такие нормативные акты могут издаваться только в случаях и пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.

Нормы гражданского права содержатся также в комплексных нормативных актах. Под комплексными понимаются такие нормативные акты, в которые входят нормы различной отраслевой принадлежности. При этом комплексный характер нормативный акт приобретает только в том случае, когда он содержит сопоставимое по объему количество норм различных отраслей права.

Гражданско-правовые нормативные акты, традиционно охватываемые понятием гражданского законодательства, составляют определенную систему, построенную по иерархическому принципу. Содержание этой системы предопределено нормами Конституции, которая имеет высшую юридическую силу в отношении любых законов и других нормативных актов (и возглавляет всю систему действующего законодательства). Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России. М., 2009.- С.65-67.

Прежде всего, необходимо отметить, что в состав этой системы теперь могут входить лишь акты федеральных государственных органов, поскольку в соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство составляет предмет исключительной федеральной компетенции. Никакие акты, содержащие нормы гражданского права, не вправе принимать ни органы субъектов Федерации, ни иные государственные органы или органы местного самоуправления. Если такие акты были приняты до момента введения в действие части первой нового Гражданского кодекса (1 января 1995 г.), они сохраняют силу лишь в части, не противоречащей ему.

Вместе с тем следует учитывать, что нормы гражданского права могут содержаться и в актах некоторых других отраслей законодательства, отнесенных к совместному ведению Федерации и ее субъектов (п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). К их числу относится, например, жилищное законодательство, которое состоит из комплексных нормативных актов, содержащих нормы как гражданского, так и административного права (таков, в частности, Жилищный кодекс). Указанные акты могут, следовательно, приниматься и субъектами Федерации, но не могут противоречить нормам федеральных законов (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).

По своей юридической силе гражданско-правовые акты распределяются на три группы:

1) обладающие высшей юридической силой федеральные законы - нормативные акты, принятые Государственной Думой РФ;

2) носящие подзаконный характер указы Президента РФ и постановления федерального Правительства;

3) нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств).

Составляющие первую группу актов законы возглавляются Гражданским кодексом и охватываются понятием гражданское законодательство (п. 2 ст. 3 ГК). Иначе говоря, действующий закон придает этому термину весьма узкое значение (считая, в частности, что акты исполнительной власти не могут включаться в категорию законодательства, поскольку данная ветвь власти лишена права законодательствовать). Президентские указы и постановления федерального Правительства охватываются понятием иные правовые акты (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ и п. 3-6 ст. 3 ГК). Наконец, акты федеральных министерств и ведомств составляют понятие нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти 11 Мицкевич А.В. Система права и система законодательства: развитие научных представлений и законотворчества // Проблемы современного гражданского права: Сборник статей / Под ред. В.Н. Литовкина, В.А. Рахмиловича. М., 2010. - С.112-115..

Данная терминология, последовательно проведенная в нормах ГК, несколько отличается от традиционно используемой в теории. Она, однако, избрана не случайно. С ее помощью не только подчеркивается различие в юридической силе гражданско-правовых актов, но и устанавливаются ограничения подзаконного нормотворчества в сфере гражданского права. Если при формулировке конкретного правила в ГК допускается возможность его конкретизации или установления иного решения "законодательством" (либо "законом"), это означает, что такая конкретизация или иное решение не могут устанавливаться никакими актами исполнительной власти. Если же Кодекс предусматривает возможность установления отличных от его правил предписаний "иными правовыми актами" (см., например, ст. 136 ГК), то по этим вопросам возможно принятие президентского указа или правительственного постановления, но не ведомственного нормативного акта.

При отсутствии же таких указаний нормы Кодекса или иного федерального гражданско-правового закона вообще не подлежат конкретизации и тем более изменениям, ибо законодатель счел соответствующую регламентацию исчерпывающей. Ведь согласно п. 4 ст. 3 ГК даже постановления федерального Правительства, содержащие нормы гражданского права, могут приниматься им лишь на основании и во исполнение федеральных законов или президентских указов, т.е. основываться на актах более высокого уровня. Только указы Президента РФ, касающиеся гражданско-правовых отношений, могут приниматься по вопросам, прямо не урегулированным федеральными законами, но лишь при отсутствии специальных указаний законодательства на то, что данный вопрос может быть урегулирован исключительно законом и в соответствии с ним (п. 3 ст. 3 ГК) 11 Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России. М., 2009.- С.65-67..

Строгое соблюдение изложенных правил призвано сделать гражданское законодательство четкой и непротиворечивой системой, избавив его от многочисленных неувязок, пробелов и противоречий, которыми изобилует действующий правопорядок. С этой целью предусмотрен, в частности, запрет применения судом противоречащего закону акта государственного органа (ст. 12 ГК), т.е. акта исполнительной власти.

Гражданское законодательство -- совокупность правовых актов (а не норм права, как правовая отрасль), которые определяют правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав; регулируют договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, свободе воли и имущественной самостоятельности их участников.

Гражданское законодательство следует отличать от гражданского права.

Гражданское законодательство в Российской Федерации отнесено к исключительному ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации), а не её субъектов.

Одним из основных актов гражданского законодательства в Российской Федерации выступает Гражданский кодекс, который, в свою очередь, содержит понятие гражданского законодательства и иных актов, содержащих нормы гражданского права: 11 Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М., 2009.-С.201

· Гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданско-правовые отношения.

· Гражданско-правовые отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Гражданскому кодексу и иным законам.

· На основании и во исполнение Гражданского кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.

· Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

Гражданское законодательство соблюдает общий принцип действия закона во времени, согласно которому акты гражданского законодательства не имеют обратной силы. Подзаконные акты, принятые как на уровне субъектов федерации, так и на федеральном уровне, подлежат применению в части, не противоречащей Гражданскому кодексу и другим федеральным законам. гражданский нормативный акт правосубъектность

Гражданскому законодательству родственны такие отрасли законодательства, как трудовое, семейное, земельное, лесное, водное, горное и ряд других 11 Мицкевич А.В. Система права и система законодательства: развитие научных представлений и законотворчества // Проблемы современного гражданского права: Сборник статей / Под ред. В.Н. Литовкина, В.А. Рахмиловича. М., 2010. - С.112-115.

Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

На основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.

Действие и применение норм гражданского права, содержащихся в указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации (далее - иные правовые акты), определяются правилами настоящей главы.

Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

Общество с ограниченной ответственностью «Галант» обратилось в арбитражный суд Тамбовской области с иском о признании недействительной сделки обмена основных средств и других материальных ценностей по договору от 12 августа 2004 г., заключенному с акционерным обществом «ЭКО Лимитед». Исковое заявление подписала директор ООО «Галант».

Предъявитель ответчика указал на то, что ещё до предъявления иска ООО «Галант» находилось в процессе ликвидации. Следовательно, полномочия директора, подписавшего исковое заявление, истекли до предъявления иска, с момента назначения ликвидационной комиссии.

Истец сообщил, что общим собранием ООО «Галант» директор был избран председателем ликвидационной комиссии, что своевременно было доведено до сведения арбитражного суда, т.е. исковое заявление подписано полномочным лицом.

Кто осуществляет права и обязанности юридического лица? Каков порядок назначения ликвидационной комиссии? В чём отличие правосубъектности юридического лица и ликвидационной комиссии?

Ваше решение как судьи.

1. Пунктом 3 статьи 62 Кодекса установлено, что с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица; указанная комиссия наделена правом выступать в суде от имени ликвидируемого юридического лица. Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) вправе подписывать от имени ликвидируемого юридического лица исковые заявления и совершать другие юридические действия, связанные с ликвидацией юридического лица, исходя из решений, принимаемых комиссией в пределах ее компетенции.

2. По результатам принятого решения о ликвидации юридического лица на общем собрании назначается ликвидационная комиссия и утверждается её персональный состав, а также определяются сроки и порядок прекращения деятельности организации.

Если в число собственников ликвидируемого юридического лица входят государство или муниципальное образование, то в состав комиссии обязательно должен быть включен представитель комитета по управлению соответствующим имуществом.

Назначенная собственниками ликвидационная комиссия наделяется не всеми управленческими полномочиями, а только теми, которые требуются для сохранения имущества юридического лица и для управления им в ходе процедуры ликвидации, а также для представительства в суде. Чтобы подтвердить право ликвидационной комиссии распоряжаться деньгами организации, в банк направляются соответствующие решения, на основании которых подписи в учетной карточке переоформляются на председателя комиссии и на лицо, которое назначено ответственным за ведение бухучета в ходе ликвидации фирмы.

3. Под правосубъектностью юридического лица -- наличие у него качеств субъекта права, т. е. правоспособности и дееспособности.

Правосубъектность ликвидационной комиссии определена кругом её полномочий, который в свою очередь определен статьей 63 Кодекса. Исходя из содержания указанных норм следует признать за руководителем (председателем) ликвидационной комиссии право подписывать исковые заявления при обращении в суд от имени ликвидируемого юридического лица, выдавать доверенности лицам, уполномоченным представлять интересы этого юридического лица в суде, совершать другие юридические действия от имени ликвидируемого юридического лица в соответствии с решениями ликвидационной комиссии, принятыми в пределах предоставленных ей законом прав.

Соответственно разница в понятиях состоит в том, что понятие правосубъекности юридического лица является более широким и включает в себя понятие правосубъектности ликвидационной комиссии.

4. Решение: Признать действительной сделку обмена материальных средств по договору от 12 августа 2004г.

Библиографический список

1. Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М., 2009.

2. Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России. М., 2009.

3. Мицкевич А.В. Система права и система законодательства: развитие научных представлений и законотворчества // Проблемы современного гражданского права: Сборник статей / Под ред. В.Н. Литовкина, В.А. Рахмиловича. М., 2010.

4. Новицкий И.Б. Источники советского гражданского права. М.,2009

5. Новый Гражданский кодекс и отраслевое законодательство. М., 2008.

Нормативные акты являются основными источниками гражданского права. Гражданский кодекс Российской Федерации внес достаточную ясность в вопрос о составе нормативных актов и их системе. В качестве исходно важного положения следует отметить, что ст. 3 ГК РФ четко разграничивает все нормативные акты на две группы: законы (гражданское законодательство) и подзаконные акты (иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права). Подтверждением тому является само название статьи 3 ГК РФ. Это позволяет утверждать, что в современный период не перешло «по наследству» понимание законодательства в узком смысле (собственно законы) и в широком смысле (законы в совокупности с необъятным количеством подзаконных актов разного уровня). Нельзя согласиться с мнением о том, что термин «гражданское законодательство» в действующем праве по-преж­нему применяется в двух смыслах. Такое мнение обосновывается ссылкой на ст. 71 Конституции Российской Федерации . Однако такая ссылка несостоятельна, так как ст. 51 Конституции не дает для такого утверждения никаких оснований. Следует также учесть и то, что понимание гражданского законодательства в широком смысле слова привело в советское время к последствиям, которые никак не совместимы с идеей правового государства и принципом верховенства закона. Такое понимание гражданского законодательства как бы прикрывало ведомственный нормотворческий произвол. Например, в отношениях по поставке существовали два Положения, принятые Советом Министров Союза ССР, масса Особых условий поставок различных видов товаров народного потребления и продукции прозводственно-технического назначения, которые принимались различными ведомствами. Производственное объединение «Дальрыба» принимало даже собственный нормативный акт о поставке рыбной продукции. Суды руковод­ствовались не Гражданским кодексом, а ведомственными нормативными актами.

Гражданское законодательство. Определив гражданское законодательство как совокупность законов, следует выделить его существенные характеристики:

1) в соответствии с Конституцией и п. 1 ст. 3 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации . Это означает, что субъектам Российской Федерации не предоставлено права принимать законы, содержащие нормы гражданского права. В случае же принятия таких законов субъектами РФ они, как противоречащие Конституции и ГК РФ, не применяются и подлежат отмене;

2) в состав гражданского законодательства входит Гражданский кодекс Российской Федерации и иные федеральные законы , которые регулируют отношения, входящие в предмет гражданского права (ч. 1 п. 2 ст. 3 ГК РФ);

3) входящие в состав гражданского законодательства законы образуют систему, в которой четко определены субординационные связи. Ядром данной системы является Гражданский кодекс, а нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны ему соответствовать (ч. 2 п. 2 ст. 3 ГК РФ).

Такая система гражданского законодательства сложилась в настоящее время и это результат активной законотворческой и кодификационной работы предшествующих лет.

На первом этапе экономические преобразования в России столкнулись с отсутствием соответствующего правового обеспечения. Гражданский кодекс РСФСР 1964 года не соответствовал новым рыночным отношениям; Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1991 года так и не вступили в силу в связи с развалом Советского Союза. Стали приниматься отдельные законы Российской Федерации. К первым из них относятся такие законы об интеллектуальной собственности, как Закон «Об авторских и смежных правах», Патентный закон, Закон «О собственности», Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» – эти новые законы и стали ядром системы гражданского законодательства до принятия Гражданского кодекса РФ. ГК РСФСР 1964 г. и Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, введенные в действие на территории Российской Федерации, применялись лишь в части, не противоречащей новым российским законам. По мере принятия отдельных частей Гражданского кодекса РФ (приняты уже три части) прежние законы утрачивали свою силу, либо допускалось их применение в части, не противоречащей Гражданскому кодексу РФ.

Кодификация гражданского законодательства еще не завершена, предстоит принятие части четвертой Гражданского кодекса, посвященной праву интеллектуальной собственности. По завершении кодификации термины «часть первая», « часть вторая» и т.д. утратят свое значение, будет действовать единый кодекс со своими внутренними структурными подразделениям: разделы, главы, параграфы, статьи, абзацы.

Иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права (подзаконные нормативные акты). К ним относятся:

1. Указы Президента Российской Федерации, которые:

– не могут противоречить Гражданскому кодексу РФ; в случае противоречия применяется Гражданский кодекс;

– не могут вводить ограничения перемещения товаров и услуг, так как в соответствии с ч. 2 п. 3 ст. 1 ГК РФ такие ограничения могут устанавливаться только федеральными законами.

2. Постановления Правительства, которые:

– принимаются на основании и во исполнение Гражданского кодекса и указов Президента;

– в случае противоречия Гражданскому кодексу или иным федеральным законам не применяются, подлежит применению Гражданский кодекс или соответствующий федеральный закон.

Ведомственные нормативные акты. Ранее было отмечено, что в советское время ведомственные нормативные акты в сфере регулирования экономических отношений заняли ведущее место, оттеснив законы. Таких нормативных актов было великое множество и «выпускались» они самыми различными министерствами, ведомствами, комитетами, число которых было так­же велико. В итоге деятельность хозяйствующих субъектов была «заурегулирована» сверху и сводилась, по существу, к испол­нению нормативных и распорядительных актов государственных органов управления, степень самостоятельности предприятий была ничтожно малой. Этому есть и теоретическое объяснение. В любой системе управления, в том числе и в управлении экономикой, есть две подсистемы: управляющая и управляемая. Правовое обеспечение управления экономикой основывается на двух типах правового регулирования: общедозволительном (мо­жно все, что не запрещено законом) и разрешительном (можно только то, что разрешено). В системе управления экономикой каждая из подсистем может функционировать лишь на одном из двух указанных типов правового регулирования. Поэтому, если управляющая подсистема основана на общедозволительном начале, то управляемая подсистема будет основана на разрешительном. В советское время в период командной экономики так оно и было, что позволяло органам управления заниматься нормотворчеством, по существу, без всяких ограничений, а хозяйствующие субъекты (предприятия) могли делать лишь то, что им было разрешено, при этом даже не законом, а правовыми ак­тами органов управления. Для того чтобы какая-либо хозяйственная инициатива со стороны предприятий, которая не вписывалась в систему существующих разрешений, была реализована, необходимо было обращаться за разрешением в соответствующий орган управления. При этом иногда дело доходило до абсурда и инициатива предприятий терпела крах. Можно привести такой пример. В свое время отходы от производственной деятельности предприятий уничтожались, пропадали под дождем, накапливались в виде производственных свалок, потому что в разрешенной предприятию деятельности они не могли быть использованы. Производить же из таких производственных отходов другие виды товаров или продавать их не разрешалось. Ряд предприятий выступили с инициативой использовать производственные отходы для изготовления других видов товаров и оставлять доходы, полученные от их реализации, у предприятий. Министерство, куда обратились эти предприятия, долго рассматривало данный вопрос и выдало разрешение на производство таких товаров, которые из отходов производства этих предприятий изготовить было невозможно.

В свете современных представлений о принципах гражданского права, воплощенных в Гражданском кодексе РФ, о правовом статусе хозяйствующих субъектов, о предпринимательстве и его экономическом и социальном значении следует признать, что типы правового регулирования должны были поменять свою ориентацию: для управляющей подсистемы – разрешительный тип регулирования, для управляемой – общедозволительный. В общем виде это нашло отражение в ст. 3 ГК РФ.

В п. 7 указанной статьи предусмотрено, что министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и пределах, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и другими законами . В этой части данного пункта ясно просматривается, что в основу нормотворческой деятельности органов исполнительной власти (органов управления) в сфере действия гражданского права положен разрешительный тип правового ре­гулирования.

В этом пункте также указано, что случаи и пределы издания федеральными органами исполнительной власти нормативных актов, содержащих нормы гражданского права, могут быть определены не только в законах, но и в иных правовых актах. Гражданский кодекс не уточняет ни виды этих правовых актов, ни уровень их принятия. Можно лишь сделать логический вывод, что такие правовые акты будут приниматься также на федеральном уровне.

В завершение анализа данной группы источников гражданского права нельзя не обратить внимания еще на одно обстоятельство. В п. 7 ст. 3 ГК РФ нет указания на то, что акты органов исполнительной власти, содержащие нормы гражданского права, не должны противоречить постановлениям Правительства, указам Президента и Гражданскому кодексу, а в случае противоречия должны применяться соответственно постановление Правительства, указ Президента или Гражданский кодекс. Это довольно странно, особенно с учетом того, что в отношении самих постановлений Правительства и указов Президента законодатель счел необходимым это четко прописать. Конечно, можно сказать, что это само собой разумеется, логически предопределено, но такие суждения, не нашедшие своего юридического закрепления, будут слабым аргументом в случае возникновения противоречий между указанным нормативными актами, а это создает благоприятную базу для беспредела ведомственного нормотворчества, что мы уже в прошлом имели и признали непригодным для рыночных условий хозяйствования.